Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе
Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.
Посвящено это лирическое произведение было жене поэта. Чета хоть и рассталась, но связь они поддерживали между собой всю жизнь. Поэт считал, что они связаны духовно, и такие отношения были для него много важнее супружеских. Нужно отметить, что пара расставалась и вновь воссоединялась несколько раз. В один из таких периодов разлуки и появилось это стихотворение.
И, даже если не вдаваться в подробности истории рождения этого творения поэта, переживания, описанные в нем, можно назвать общечеловеческими. Горечь утраты и расставания с дорогими сердцу людьми знакома многим. Многим очень близко и понятно то, о чем говорится в нем.
С первых же строк становится ясно, что женщина, которой они посвящены, являлась для поэта не просто любимой, а настоящей музой. Он забывал обо всем, когда видел перед собой ее сияющее лицо. В стихотворении образ этой девушки – портрет на столе поэта.
Оно начинается словами о нем, о том, какое действие имели над автором черты любимого лица. Затем идет описание сцены расставания. Она ушла ночью, закутавшись в синий плащ. Синий цвет – символ измены. Поэт в ответ на это выбросил в ночную темноту заветное кольцо.
Кольцо – непременный атрибут венчания, символ любви и преданности. Но, кольцо выброшено – знак полного разрыва связи. Однако, автор строк осознает, что хоть и было временно забыто лицо любимой, благодаря вину и страстям, вместе с ней оказался утерянным и смысл его жизни. Мало того, уход ее он соотносит с окончанием своей молодости.
Теперь уже не мечтать ему больше о том, что ушло вместе с этой женщиной и молодостью, все это прошло, осталось позади. Во сне он видит синий плащ, завернувшись в который ушла из дома любимая. Он плакал и звал ее, но тщетно.
И, наконец, развязкой этого накала описываемых переживаний является решительный жест автора – он убирает со своего стола портрет любимой. Он подчеркивает то, что делает это собственной рукой.
Таким образом, в этом стихотворении предстает описание переживания разлуки. Причем, чувства, по- видимому, были действительно сильны. Но утерянное не всегда можно вернуть, остается лишь попытаться предать забвению. Это и видит читатель в данных строках.
История создания, кратко по плану
- Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой
Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному. - Анализ стихотворения Пушкина Анчар 7, 9 класс
Данное стихотворение великий поэт написал в 1828 году, спустя два года после возвращения из ссылки. Пушкин по окончании заточения, надеялся, что его творчество в некоторой степени обретет свободу, однако этого не вышло.<\p> - Анализ стихотворения Тургенева Порог
Иван Сергеевич Тургенев для своего времени был достаточно интересной и всесторонне развитой личностью. Лирика в написанных им произведениях была самой разнообразной. Его произведения чаще всего открывали и рассматривали - Анализ стихотворения Есенина Персидские мотивы
«Персидские мотивы» Есенин не зря считал лучшим из всего, что было им написано. Этот цикл великолепен. Есенин давно хотел посетить Персию и рвался туда, как ненормальный. Но политическое руководство теперь уже СССР постановило: - Анализ стихотворения Есенина Спит ковыль
Соприкосновение в лирике С. Есенина человека и природы всегда удивительно и неизбежно. С помощью предметов, явлений окружающего мира, в котором просматривается своеобразие и неповторимая красота, автор передает настроение,
Источник: https://analiz-stihov.ru/blok/o-doblestyax-o-podvigax-o-slave
Анализ стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” Блока – Сочинение
«О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908)
Тема любви в творчестве Александра Блока занимает очень много места. Любовь поэт всегда воспринимал как органичное соединение радости и печали. Его идеал — женщина утончённая и возвышенная, гордая и доверчивая, прекрасная и нежная. Этот образ не находил земного воплощения.
Поэт был сильно увлечён Любовью Дмитриевной Менделеевой. Ей он посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Всё, что написано в нём, проникнуто жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Шесть лет посвящал Блок стихи этой женщине — до 1903 года, когда они обвенчались.
На этом лирический дневник, обращённый к Прекрасной Даме, закончился, и в поэтический мир Блока вошли новые темы и образы.
Сюжет стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» и образ его лирического героя автобиографичны — оно написано в тот период жизни, когда жена Блока ушла к его близкому другу, поэту Андрею Белому.
Это стихотворение входит в цикл «Возмездие», в котором поэт предрекает скорый суд и расплату обществу, поработившему человека. Первая строчка стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе…» обманывает ожидание читателя.
Кажется, что речь пойдёт о высоком гражданском долге. Но любовные переживания для лирического героя оказываются не менее важными. Безгранична горечь его утраты.
А настроение произведения сразу определяет эпитет: «на горестной земле».
По жанру стихотворение можно назвать любовным посланием. Лирический герой беседует со своей далёкой возлюбленной, которая ушла от него. Её портрет он воспринимает как живой, одухотворённый образ.
Он разговаривает с ним так, будто любимая может услышать эти слова, осознать свою ошибку и вернуться.
Глядя на портрет любимой женщины, лирический герой забывает не о своих горестях и бедах, а о доблестях, подвигах и славе — это говорит нам о том, чем полна его душа.
Во второй строфе центральным образом является «заветное кольцо» — традиционный символ верности. Уход возлюбленной вызывает отчаяние — лирический герой выбрасывает «заветное кольцо». Ночь здесь символизирует тьму и неизвестность.
Однако значение символа никогда не может быть исчерпано до конца, и в этом случае оно может быть воспринято шире: ночь — время разгула бесовских сил. Отчаяние и потеря смысла жизни описаны эпитетами (проклятый рой; сырая ночь).
О том, как много значила для героя его избранница, говорит сравнение: «звал тебя, как молодость свою».
Символично, что герой вспоминает свою возлюбленную перед аналоем. Аналой — высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы и священные книги. Перед аналоем в храме проводится обряд венчания. Этот образ использован автором, чтобы показать, как дороги его лирическому герою клятвы вечной любви и верности.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни. Теперь его терзают вино и страсть, и это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на неё, которая сжигает и опустошает его душу.
В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями- символистами, топит своё отчаяние в вине. Но главной темой его стихов всё же осталась любовь.
Однако та женщина, которой поэт посвящает свои стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая искусительница и разрушительница. Эта страсть сжигает поэта, и он не может вырваться из-под её власти.
В последней строфе стихотворения мы видим, что лирическому герою удаётся принять зрелое решение:
Твоё лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.
Первая строка последней строфы: «Уж не мечтать о нежности, о славе…» — завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию.
Блок включает в стихотворение свой любимый синий цвет — «синий плащ», который, по словам Марины Цветаевой, был до тоски любим всей Россией. В искусстве позднего Средневековья синий цвет обозначал измену, о чём, безусловно, было хорошо известно поэту.
В стихотворении есть повторы и рефрены: простая оправа; синий плащ; сырая ночь — каждая из этих важных для поэта деталей повторяется дважды.
Размер стихотворения — пятистопный ямб. Рифма перекрёстная.
Здесь искали:
- о доблестях о подвигах о славе анализ
- о доблестях о подвигах о славе
- анализ стихотворения о доблестях о подвигах о славе
Источник: https://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-o-doblestyah-o-podvigah-o-slave-bloka/
Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (адресовано жене)
/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (адресовано жене)
Скачать сочинение |
Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить.
Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них — “О доблестях, о подвигах, о славе…”.
Это произведение было написано в 1908 году.
Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения — любовное послание.
Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении.
Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла… Дни подобны ночи, жизнь кажется сном {“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”.
Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою…”, — подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”.
Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”.
Если внимательно читать стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…
”, то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”. У Блока:
Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. У Пушкина:
Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.
“И я забыл прекрасное лицо” — “и я забыл твой голос нежный”; “летели дни” — “шли годы” и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.
/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (адресовано жене)
Смотрите также по разным произведениям Блока :
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00028501184864143588
Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» | Инфошкола
19 Август 2012 админ Главная страница » Link Просмотров: 2702
Это – стихотворение из сборника «Возмездие» (1908-1913). Лейтмотивом поэмы «Возмездие» и одноименного сборника стало «неминуемое ожидание фатального и стихийного возмездия «исторической юности», «нового варварства».
В феврале1908 г. Любовь Дмитриевна Блок, жена Александра Александровича, решила «поступить на сцену», покинуть дом и Петербург.
Причиной этому стало желание «по-своему подвести итоги и разрубить гордиевы узлы мучительно сложных и болезненных семейных отношений 1904-1907 гг.» Тогда же, в составе труппы, собранной В. Э.
Мейерхольдом для игры в провинции, Л. Д. Блок уехала на гастроли, на юг России.
В этом стихотворении поэт, смотря на портрет любимой женщины, размышляет о своих взаимоотношениях с ней. Слова «твое лицо в простой оправе // Передо мной сияло на столе» подчеркивают особые чувства, которые испытывает к ней поэт. Он пишет, что настало время, и они расстались.
«Я бросил в ночь заветное кольцо» — эти слова говорят нам, что Блок поначалу не сожалел о случившемся, вскоре забыв ее «прекрасное лицо». Через некоторое время былые чувства дали о себе знать:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Почему в этом четверостишии столько многоточий? Блоку трудно подбирать правильные слова, он задыхается от нахлынувших воспоминаний.
Очевидно, Любовь Дмитриевна действительно была тем человеком, ради которого даже после столь холодной разлуки и трех лет раздора, поэт готов был идти даже в ад. Блок вспоминает, как они венчались в церкви – «по свидетельствам современников, венчание А. А. Блока и Л. Д.
Блок произвело на всех свидетелей исключительно сильное и светлое впечатление: все чувствовали себя «участниками мистерии». В момент поэтической кульминации, в момент наивысшего напряжения, Блок отдельным четверостишием вспомнил небольшой момент. Это был момент их расставания.
Хотя, как сказать… Скорее Любовь Дмитриевна бросила его. Ведь, как он сам пишет, «я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла».
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Здесь можно обратиться к письмам Блока. Например, 4 апреля1908 г. он пишет своей возлюбленной: «Я совершенно не знаю ваших маршрутов и не имею понятия, куда писать. Это письмо пишу наугад. …Ты пишешь, что я могу спрашивать.
Я спрашиваю, прежде всего, представляется ли тебе все будущее совершенно вне меня, или ты просто можешь судить теперь только о близком будущем?» Блок приходит к выводу, что «все миновалось», ни к чему эти воспоминания и мечты, и, вытерев слезы, пишет громовыми, торжественными словами:
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-a-bloka-o-doblestyax-o-podvigax-o-slave/
«О доблестях, о подвигах, о славе…» А. Блок
«О доблестях, о подвигах, о славе…» Александр Блок
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.
Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Любовная лирика Александра Блока весьма спорна и противоречива. До сих пор исследователи творчества поэта пытаются разобраться в сложных взаимоотношениях автора с супругой Любовью Менделеевой, которая являлась музой Блока. Тем не менее, их брак не был счастливым, и через несколько лет после замужества Менделеева ушла к поэту Александру Белому.
Потом вернулась, раскаявшись в совершенной ошибке, и – вновь завела новый роман, от которого родила сына. Сам Блок в этот период тоже пережил несколько романтических увлечений. Супруги могли месяцами не видеть друг друга, так как Любовь Менделеева была актрисой и часто уезжала на гастроли.
Но они по-прежнему оставались друзьями по настоянию поэта, который считал, что духовная близость гораздо важнее физической.
Тем не менее, Блок очень тяжело переживал проблемы в семейной жизни.
И в 1908 году, когда Любовь Менделеева сошлась с Александром Белым, написал свое знаменитое стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором рассказал о своих переживаниях.
И признался в том, что сумел побороть в себе болезненную страсть к женщине, по воле судьбы сыгравшей роковую роль в судьбе поэта.
Стоит отметить, что будущие супруги были знакомы с детства, так как их семьи дружили. Однако когда спустя годы они встретились, то с трудом узнали друг друга. Блок влюбился без памяти в 16-летнюю красавицу, мечтавшую стать актрисой.
Она же ответила на его ухаживания полным равнодушием. Блок к тому моменту увлекался мистикой и искал тайные знаки судьбы в любом стечении обстоятельств.
И вот однажды, будучи студентом и начинающим поэтом, он встретил Менделееву на улице, посчитав, что это – не случайное совпадение. Блок не только убедил себя в том, что любит эту женщину, но и заразил саму Менделееву непоколебимой верой в то, что им суждено быть вместе.
В 1903 году пара обвенчалась, но по-настоящему мужем и женой они стали лишь спустя год, так как поэт отказывался омрачать идеальный, по его мнению, духовный союз, плотскими утехами.
Действительно, многие очевидцы вспоминали, что в жизни Блок относился к Менделеевой не как к жене, а как к музе. И, вспоминая расставание с ней, написал в своем стихотворении, что «слезы лил, но ты не снизошла».
Символом любви к Менделеевой для поэта стало «лицо в простой оправе» — портрет жены, который после свадьбы всегда стоял на столе поэта. И это тоже было своеобразным символом, которому Блок придавал особое значение.
Он был убежден, то именно этот портрет помогает ему в творчестве, не обращая при этом никакого внимания на жену, которая могла стоять у него за спиной. В результате поэт констатирует неизбежное: «Ты в синий плащ печально завернулась, в сырую ночь из дому ты ушла».
Примечательно, что Любовь Менделеева являлась для поэта не только символом духовной чистоты, но и ассоциировалась у него с молодостью. Поэтому автор отмечает, что ее уход ознаменовал окончание беззаботной юности. «Уж не мечтать о нежности, о славе, все миновалось, молодость прошла?», — вопрошает Блок.
И сам себе отвечает, что это действительно так. Женщина, которую поэт боготворил, унесла с собой не только ощущение легкости и беззаботности, присущее молодости, но и вдохновение.
Однако Блок все же сумел справиться со своими чувствами, поэтому написал: «Твое лицо в простой оправе своей рукой убрал я со стола».
Поэт даже не мог предположить, что судьба навсегда связала его с этой женщиной. Она уходила и возвращалась. Блок даже согласился признать ее сына собственным ребенком, но при этом сам заводил романы на стороне. Однако до самой смерти считал, что Любовь Менделеева — это «святое место души».
Источник: https://pishi-stihi.ru/o-doblestyah-o-podvigah-o-slave-blok.html
Анализ стихотворения А. Блока “О доблестях, о подвигах, о славе” на Сёзнайке.ру
Реферат выполнил Басов Сергей Геннадьевич
Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить.
Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – “О доблестях, о подвигах, о славе…”.
<\p>
Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл “Возмездия”, к которому относится стихотворение, продолжает тему “страшного мира”. Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то.
Возмездие, по Блоку, – это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти.
Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла “Возмездие”.<\p>
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:
О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…<\p>
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.
Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.<\p>
Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы лил, но ты не снизошла.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:
Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою… <\p>
И вспомнил я тебя пред аналоем,<\p>
И звал тебя, как молодость свою… <\p>
Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”.
Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении.
Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синем плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена):
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, нежная, ты, милая, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”). <\p>
В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “сырая ночь”.
Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою”, отражена в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”.
Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твоё лицо в простой оправе”, “передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”, “я крепко сплю”.
<\p>
Если внимательно читать стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”, то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”.
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
У Пушкина мы видим сходные строчки:<\p>
Я помню чудное мгновенье:<\p>
Передо мной явилась ты.
“И я забыл прекрасное лицо” – “И я забыл твой голос нежный”. “Летели дни” – “шли годы”. Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7386-analiz-stihotvoreniya-a-bloka-o-doblestyah-o-podvigah-o-slave
Анализ стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” А.А. Блока
Контрольная работа
По дисциплине «Литература с основами литературоведения»
Анализ стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” А.А. Блока
студентки 4-го курса Факультета Филологии
СГПИ, группы сурдопедагогики
Анализ стихотворения А. А. Блока<\p>
«О доблестях, о подвигах, о славе»
Выполнила: Швидченко А. Н.
Проверила: Сартаева Л.И.
Белая Глина 2010
План
1. Тема стихотворения.
2. Жанр.
3. Сюжет.
4. Художественные средства.
5. Образ лирического героя, авторское «Я».
Список литературы.
1. Тема стихотворения
В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.
<\p>
Блок сначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И.
Чуковского, если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». Все стихи сборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В.
Брюсов). Сугубо личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим схождением на землю Вечной Женственности.<\p>
Шесть лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В 1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратился лирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме.
В поэтический мир Блока входят новые темы, новые образы. В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему» человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие».<\p>
2. Жанр
Это стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ.
Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою.
Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.
3. Сюжет
Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе возлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе
4. Художественные средства
“Я забывал на горестной земле” – эти первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.
<\p>
Но вот «час настал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе с ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он остается наедине со страстями, которые «терзают» его жизнь.
<\p>
На протяжении отрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героя наполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери.
Однако в последней строфе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпустить утраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становление как самодостаточной личности.
a. Композиция: размер, рифма, ритм.<\p>
Размер стихотворения:
_ _' / _ _' / _ _' /_ _'/ _ _' /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многими поэтами от Шекспира до современников «Серебряного века».
Он воссоздает человеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа, напряженность воли, ему присущи ясность, твердость.
Очевидно то, что Блок использует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.
Рифма перекрестная.
Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.
b. Тропы. Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.
Первая строка произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты.
Поэт с первых строк намекает читателю на настроение всего произведения, употребив эпитет «На горестной земле». Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо – символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом возлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо».
Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь – это время, когда восстают бесовские силы.
Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятым роем», «в сырую ночь».
Чтобы донести до читателя то, как много значила для героя его избранница, используется сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что с уходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади, настало время сурового взросления.
Метафоры “когда твоё лицо в простой оправе”, “передо мной сияло на столе”, указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склонен обожествлять и идеализировать ее даже после предательства.
“Я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому” – эти метафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их расходятся.
Олицетворения “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою” Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой героя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:
«Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла».
c. Стилистические фигуры:<\p>
Повторы/рефрен: «лицо в простой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемого объекта, процесса, действия и т.д. При употреблении этой фигуры автор многократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя также и внимание читателя на этом.
Антитеза: Противопоставление – выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.
«Когда твоё лицо в простой оправе<\p>
Передо мной сияло на столе…
Твоё лицо в его простой оправе<\p>
Своей рукой убрал я со стола»;
Инверсия: «Терзали жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола». Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины.
d. Поэтическая фонетика:<\p>
Ассонанс: «Не знаю, где приют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий», «Все миновалось, молодость прошла! / Своей рукой убрал я со стола».
Анафора придает тексту дополнительную эмоциональность.
«И вспомнил я тебя пред аналоем,<\p>
И звал тебя, как молодость свою…»
Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:
«Я звал тебя, но ты не оглянулась,<\p>
Я слёзы лил, но ты не снизошла».
e. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Синонимы: доблести, подвиги, слава; милая, нежная.
Архаизмы: час настал, аналой, гордыня.
5. Образ лирического героя, авторское «Я»
В стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе” появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь – Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу Блока – поэту Андрею Белому.
Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору.
Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование. Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опустошающая душу.
Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой – высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души.
Также именно перед аналоем в Храме проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.
Строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое.
Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной.
Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.
Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение.
Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.Блок сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.
В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.
В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница.
Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.<\p>
Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным.
Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его стихах.
Список литературы
1. Александров А.А. Блок в Петербурге-Петрограде, Лениздат, 1987; серия “Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде”.
2. Блок А. Стихотворения и поэмы.- М.: Правда, 1978.
3. Блок А. Лирика. Театр.- М.: Правда, 1981.
4. Липатов В.С. Краски времени.- М.: Мол. Гвардия, 1983.<\p>
Источник: https://diplomba.ru/work/96085
Анализ стихотворения “О доблестях, о подвигах, о славе” А.А. Блока
Контрольная
работа
По
дисциплине
«Литература
с основами
литературоведения»
Анализ
стихотворения
“О доблестях,
о подвигах, о
славе” А.А. Блока
студентки
4-го курса Факультета
Филологии
СГПИ,
группы сурдопедагогики
Анализ
стихотворения
А. А. Блока<\p>
«О
доблестях, о
подвигах, о
славе»
Выполнила:
Швидченко А.
Н.
Проверила:
Сартаева Л.И.
Белая
Глина 2010
План
1.
Тема стихотворения.
2.
Жанр.
3.
Сюжет.
4.
Художественные
средства.
5.
Образ лирического
героя, авторское
«Я».
Список
литературы.
1.
Тема стихотворения
В
творчестве
Александра
Блока всегда
преобладала
тема любви.
Радость и печаль
соединились
в его любовной
лирике, видимо,
потому, что
идеал утонченной
и возвышенной,
гордой и доверчивой,
прекрасной
и нежной женщины
не находил
своего земного
воплощения.
<\p>
Блок
сначала был
сильно увлечен
своей будущей
женой Любовью
Дмитриевной
Менделеевой,
которой посвятил
цикл «Стихи
о Прекрасной
Даме». По словам
К.И.
Чуковского,
если внимательно
вчитаться в
эту книгу, то
увидишь, что
«это подлинная
повесть о том,
как один подросток
столь восторженно
влюбился в
соседку, что
создал из нее
Лучезарную
Деву и весь ее
окружающий
пейзаж преобразил
в неземные
селения. Это
было то самое,
что сделал
Данте с дочерью
соседа Партинари».
Все стихи сборника
проникнуты
жаждой «в земном
увидеть неземное»
(В.
Брюсов). Сугубо
личное переживание
переплавляется
здесь во вселенское,
в мистерию с
грядущим схождением
на землю Вечной
Женственности.<\p>
Шесть
лет Блок писал
об одной женщине,
посвятил ей
687 стихотворных
произведений.
В 1903 году поэт
обвенчался
с Любовью
Дмитриевной.
На этом и прекратился
лирический
дневник, обращенный
к Прекрасной
Даме.
В поэтический
мир Блока входят
новые темы,
новые образы.
В цикле «Возмездие»,
в котором поэт
пророчит скорый
суд и расплату
обществу, сковавшему,
поработившему
и «заморозившему»
человека, публикуется
ставшее знаменитым
«О доблестях,
о подвигах, о
славе…» (1908 г.).
Стихотворение
написано в
особой манере
и заметно отличается
по стилю и тематике
от других
стихотворений
цикла «Возмездие».<\p>
2.
Жанр
Это
стихотворение
по жанру представляет
собой любовное
послание. Это
разговор с
портретом
далекой возлюбленной,
некогда покинувшей
лирического
героя. Однако
герой воспринимает
его как живой,
одухотворенный
образ.
Именно
поэтому он
называет его
не портретом,
а лицом и, обращаясь
к портрету, он
говорит так,
как будто покинувшая
его возлюбленная
способна услышать
его слова, осознать
всю глубину
своей ошибки
и, может быть,
вернуться к
герою.
Все
стихотворение
построено на
оппозиции двух
образов (лирического
героя и его
любимой женщины),
что лишь подчеркивает
непреодолимое
расстояние
между ними.
3.
Сюжет
Сюжет
стихотворения
и его развитие
неразрывно
связаны с личностью
лирического
героя. В первой
строфе мы видим,
что весь мир
героя сосредоточен
на образе
возлюбленной.
«О доблестях,
о подвигах, о
славе
4.
Художественные
средства
“Я
забывал на
горестной
земле” – эти
первые строки
подтверждают,
что влюбленным
свойственно
испытывать
чувство полного
удовлетворения
и гармонии с
миром и самим
собой лишь
тогда, когда
объект любви
находится
рядом.
<\p>
Но
вот «час настал»,
во второй строфе
любимая покидает
героя. И смысл
жизни исчезает
вместе с ней.
Потеря внутренних
ориентиров
полностью
выбивает героя
из колеи, и он
остается наедине
со страстями,
которые «терзают»
его жизнь.
<\p>
На
протяжении
отрезка времени,
заключенного
в следующих
трех строфах,
жизнь лирического
героя наполнена
лишь воспоминаниями
и болью от осознания
потери.
Однако
в последней
строфе мы видим,
что ему наконец
удается принять
зрелое решение
отпустить
утраченную
любовь, и в этом
несомненно
видно взросление
героя и его
становление
как самодостаточной
личности.
-
Композиция: размер, рифма, ритм.<\p>
Размер
стихотворения:
_ _' / _ _' / _ _'
/_ _'/ _ _' /_ пятистопный
ямб. Этот стихотворный
размер использовался
многими поэтами
от Шекспира
до современников
«Серебряного
века».
Он воссоздает
человеческую
речь в рамках
эпического
или драматического
рассказа,
напряженность
воли, ему присущи
ясность, твердость.
Очевидно то,
что Блок использует
имен этот размер,
чтобы подчеркнуть
трагизм, выраженный
в произведении.
Рифма
перекрестная.
Первая
строка последней
строфы «Уж не
мечтать о нежности,
о славе…», с
одной стороны,
завершает
стихотворение,
образуя кольцевую
композицию.
С другой стороны,
она содержит
глубокую мысль
о том, что личное
счастье человека
и его социальная
роль тесно
связаны между
собой.
-
Тропы. Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.
Первая
строка произведения
«О доблестях,
о подвигах, о
славе…» как
бы обманывает
ожидание читателя.
Кажется, что
речь пойдет
о теме гражданского
долга. Однако
любовные переживания
оказываются
для героя на
определенном
этапе жизни
важнее всего,
так велика и
безгранична
горечь его
утраты.
Поэт
с первых строк
намекает читателю
на настроение
всего произведения,
употребив
эпитет «На
горестной
земле». Во второй
строфе центральным
образом является
заветное кольцо
— символ любовной
верности.
Беспредельное
отчаяние лирического
героя, вызванное
уходом возлюбленной,
выражается
в эпизоде, когда
он выбрасывает
«заветное
кольцо».
Ночь
в данном случае
символизирует
тьму и неизвестность.
Однако, согласно
эстетическим
взглядам
поэтов-символистов,
к которым принадлежал
и А.А.Блок, значение
символа никогда
не может быть
исчерпано до
конца. В этом
случае оно
может быть
воспринято
и шире: ночь —
это время, когда
восстают бесовские
силы.
Отчаяние
и потеря смысла
жизни для рассказчика
описываются
эпитетами
«проклятым
роем», «в сырую
ночь».
Чтобы
донести до
читателя то,
как много значила
для героя его
избранница,
используется
сравнение: «И
звал тебя, как
молодость
свою». Автор
указывает на
то, что с уходом
любви уходят
и лучшие дни
жизни нашего
героя. Безмятежная
юность позади,
настало время
сурового взросления.
Метафоры
“когда твоё
лицо в простой
оправе”, “передо
мной сияло на
столе”, указывающие
нам на героиню,
отражают то,
что лирический
герой склонен
обожествлять
и идеализировать
ее даже после
предательства.
“Я бросил в ночь
заветное кольцо”,
“ты отдала свою
судьбу другому”
– эти метафоры
как бы указывают
на выбор обоих
персонажей
и на то, что пути
их расходятся.
Олицетворения
“летели дни”,
“вино и страсть
терзали жизнь
мою” Блок использует,
чтобы показать,
будто над жизнью
и судьбой героя
довлеют потусторонние
темные силы,
с которыми он
не желает бороться.
Силу любовного
чувства лирического
героя актуализирует
и мотив сна:
«Я
крепко сплю,
мне спится плащ
твой синий,
В котором
ты в сырую ночь
ушла».
Повторы/рефрен:
«лицо в простой
оправе». Повторение
демонстрирует
важность для
автора описываемого
объекта, процесса,
действия и т.д.
При употреблении
этой фигуры
автор многократно
упоминает о
чем-либо особенно
его взволновавшем,
концентрируя
также и внимание
читателя на
этом.
Антитеза:
Противопоставление
— выразительное
средство, позволяющее
произвести
особо сильное
впечатление
на читателя,
передать ему
сильное волнение
автора за счет
быстрой смены
противоположных
по смыслу понятий,
употребляемых
в тексте стихотворения.
Так же в качестве
объекта противопоставления
могут использоваться
противоположные
эмоции, чувства
и переживания
автора или его
героя.
«Когда
твоё лицо в
простой оправе<\p>
Передо
мной сияло на
столе…
Твоё
лицо в его простой
оправе<\p>
Своей
рукой убрал
я со стола»;
Инверсия:
«Терзали жизнь
мою», «плащ
твой синий»,
«в сырую ночь
ушла», «убрал
я со стола».
Инверсия в
поэтических
текстах выполняет
акцентную или
смысловую
функцию, ритмообразующую
функцию для
выстраивания
поэтического
текста, а также
функцию создания
словесно-образной
картины.
Ассонанс:
«Не знаю, где
приют твоей
гордыне / Я
крепко сплю,
мне снится плащ
твой синий»,
«Все миновалось,
молодость
прошла! / Своей
рукой убрал
я со стола».
Анафора
придает тексту
дополнительную
эмоциональность.
«И
вспомнил я тебя
пред аналоем,<\p>
И звал
тебя, как молодость
свою…»
Даже
по прошествии
лет лирический
герой все вспоминает
тот роковой
день прощания:
«Я звал
тебя, но ты не
оглянулась,<\p>
Я слёзы
лил, но ты не
снизошла».
-
Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
Синонимы:
доблести, подвиги,
слава; милая,
нежная.
Архаизмы:
час настал,
аналой, гордыня.
5.
Образ лирического
героя, авторское
«Я»
В
стихотворении
“О доблестях,
о подвигах, о
славе” появляется
образ опустошенного
жизнью человека
с нелегкой
судьбой. Стихотворение
автобиографично,
ведь в этот
период от него
уходит его
первая любовь
— Любовь Дмитриевна,
внучка знаменитого
химика Менделеева,
и уходит к близкому
другу Блока
— поэту Андрею
Белому.
Расставшись
с любимой, герой
потерял смысл
жизни, он потерял
самого себя.
Не встречает
он больше и
настоящей
любви, на жизненном
пути он
сталкивается
лишь со страстью.
Мы видим, что,
лишившись
возлюбленной,
герой разуверился
в жизни, потерял
нравственную
опору.
Утрата
превратила
беспечную жизнь
героя в существование.
Его терзают
вино и страсть,
но это не духовная
жизнь, а лишь
греховная
пародия на нее,
сжигающая и
опустошающая
душу.
Символично,
что герой вспоминает
возлюбленную
перед аналоем
(аналой — высокий
столик с покатым
верхом, на который
в Церкви кладут
иконы и священные
книги). Очевидно,
в любви он ищет
спасения для
своей заблудшей
души.
Также
именно перед
аналоем в Храме
проводится
обряд венчания.
Этот образ
использован,
чтобы показать,
как дороги
герою уже забытые
клятвы вечной
любви и верности.
Строка
«Все миновалось,
молодость
прошла!» подчеркивает,
что время нельзя
повернуть
вспять. Человек,
погрузившись
в свои страдания,
а потом, стремясь
утешиться,
проводя дни
в поисках истины
в вине, потерял
не только любовь.
Он потерял все.
Честолюбивые
мечты юности
безвозвратно
ушли в прошлое.
Жизненные планы
остались
нереализованными.
Только осознав
это, лирический
герой нашел
в себе силы
убрать портрет
возлюбленной
со стола. Однако,
потеряв возлюбленную,
лирический
герой не озлобился
против нее.
Спустя годы
он все еще называет
ее милой и нежной.
Разрыв воспринимается
им как роковая
случайность,
в которой виновата
гордыня.
Всю
жизнь он лелеял
надежду на ее
возвращение.
Портрет, убранный
со стола в финале
стихотворения,
свидетельствует
об окончательной
утрате этой
надежды, но
одновременно
это и определенный
мужественный
шаг человека,
в котором разум,
наконец, победил
болезненное,
разросшееся
до вселенских
масштабов
чувство. Однако
в этот прощальный
жест героя
А.А.Блок сумел
вложить столько
горя и тоски,
что читатель,
даже понимая
правильность
совершенного
поступка, все
равно продолжает
сочувствовать
несчастному
человеку.
В
стихотворении
ярко выражено
драматургическое
начало, что
характерно
для лирики
А.А.Блока в целом.
Типичный любовный
треугольник
превратился
в безутешную
драму разбитого
сердца. Некоторые
образы в стихотворении
также напоминают
детали театрального
реквизита.
В
этот непростой
период поэт
порывает со
своими друзьями-символистами.
Казалось, что
Блок топит
отчаяние в
вине. Но, несмотря
на это, главной
темой стихов
периода “Страшного
мира” все же
остается любовь.
Но та, о ком поэт
пишет свои
великолепные
стихи, уже не
прежняя Прекрасная
Дама, а роковая
страсть, искусительница,
разрушительница.
Она мучит и
сжигает поэта,
а он не может
вырваться
из-под ее власти.<\p>
Даже
о пошлости и
грубости страшного
мира Блок пишет
одухотворенно
и красиво. Хотя
он уже и не верит
в любовь, не
верит ни во
что, но образ
незнакомки
в стихах этого
периода все
же остается
прекрасным.
Поэт ненавидел
цинизм и пошлость,
их никогда не
было в его стихах.
Список литературы
-
Александров А.А. Блок в Петербурге-Петрограде, Лениздат, 1987; серия “Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-Ленинграде”.
-
Блок А. Стихотворения и поэмы.- М.: Правда, 1978.
-
Блок А. Лирика. Театр.- М.: Правда, 1981.
-
Липатов В.С. Краски времени.- М.: Мол. Гвардия, 1983.<\p>
Источник: https://xreferat.com/49/2032-1-analiz-stihotvoreniya-o-doblestyah-o-podvigah-o-slave-a-a-bloka.html