Образ доктора пирогова в рассказе куприна «чудесный доктор»

Образ и характеристика Пирогова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

Одним из основных персонажей произведения является Пирогов, представленный писателем в образе дружелюбного и отзывчивого доктора, прототип известного хирурга Пирогова Николая Ивановича.

Доктор описывается в рассказе как седовласый пожилой мужчина небольшого роста с умным, серьезным лицом, выражающим спокойствие и внушающим исключительное доверие. Пирогов отличается мягким, ласковым, спокойным старческим голосом, передающим его ласку и доброту.

По характеру доктор Пирогов является сострадательным и великодушным человеком, свято исполняя клятву, данную им еще в юности, о постоянной помощи ближнему. 

Обратите внимание

По сюжету произведения доктор Пирогов, направляющийся холодным зимним вечером в гости к друзьям, встречает незнакомого человека, находящегося в состоянии крайнего отчаяния, попав в безвыходную ситуацию, связанную с потерей работы главой семейства, тяжелой болезнью супруги и дочери, отсутствием средств к существованию. 

Будучи бескорыстным и отзывчивым человеком, доктор Пирогов, забыв о приятном вечере с друзьями, направляется в подвальное помещение, где ютится несчастная семья Мерцаловых.

  Пораженный нищетой отчаявшихся людей, Пирогов осматривает больных женщин, назначая им лечение, и, хотя сам не является богачом, нося потрепанный и старомодный сюртук, тайком оставляет под чайным блюдцем крупную сумму денег для нуждающихся Мерцаловых.

Пытаясь успокоить членов семьи и внушить им надежду на счастливое будущее, Пирогов уверяет Мерцаловых в правильности мнения о том, что никогда не нужно падать духом, несмотря на тяжелую ситуацию.

Бескорыстие совершенно чужого и неизвестного для них врача помогает семье Мерцаловых выбраться из одолевшей нужды и наладить свою жизнь в лучшую сторону, постоянно вспоминая святого и чудесного доктора, имеющего мощную милосердную силу.

Повествуя о сказочном, добром, чудесном докторе Пирогове, писатель нацеливает читателей порассуждать на тему существования в обществе людей, нуждающихся в протянутой руке помощи, теплом слове поддержке и одобрения, которые вселяют в человеческой душе надежду и веру в лучшее светлое будущее.

Сочинение про Доктора Пирогова

Произведение Куприна, Чудесный доктор, остается в памяти надолго его невозможно забыть. Вот именно такие произведения необходимо добавлять в обязательный список для прочтения, каждому человеку.

Кроме того что произведение основано на реальных событиях, еще и доктор Пирогов, существовал в реальной жизни, это был известный русский хирург.

В данном произведении доктор оказался ангелом спасителем семьи Мерцаловых, который пришел им на помощь в Рождество. Ведь у всех людей были нерядные елки готовы праздничные обеды. А у семьи Мерцаловых не было ни елки, ни ужина, у них вообще не было еды.

Важно

Еще и младшая дочь заболела, ее не могли вылечить, так как денег на лекарства не было. Отец семьи потерял работу, запасы все истощились, своего жилья у них не было. Жила вся семья в маленькой, убогой подвальной комнате.

Вот именно из-за этого сырого воздуха и болели все члены семьи, еще и угля у них не было, для того чтобы отопить это помещение. И вот случайно Мерцалов пошел побродить по улице.

Шел в скверике сел на лавочку, от мыслей и безысходности не зная, что делать, обхватил голову руками и закрыл глаза. Тут услышал голос, его поздравили с праздником и тут его как прорвало, он высказал человеку, который сидел рядом все свои проблемы и переживания.

Этот молчаливый собеседник не перебивал, слушал, а потом сказал, пойдемте, Мерцалов пошел с ним. Собеседник объяснил что он доктор, сколько радости было в глазах у Мерцалова не передать словами. Но тут же взгляд его потух, у меня не чем вам заплатить, сказал он, на это доктор ответил, что ему не нужны деньги.

Когда они пришли в комнату к Мерцалову, доктор осмотрел больную, выписал лекарства, рассказал, куда идти за лекарствами. Он сказал, что там его знакомый работает, он его предупредит и лекарство приготовят в соответствии с рецептом.

Одному из детей доктор дал денег, тот побежал, купил дров, вскоре в комнате стало тепло. Доктор распрощался и ушел, фамилии своей не назвал, а когда сели пить чай под блюдцем нашли крупную сумму денег, которую доктор подарил этим людям.

Вскоре дочь была вылечена, отец семейства нашел работу. И вот благодаря помощи этого обычного доктора, который не был богат или известен, был обычным человеком, просто помог тем, кто нуждался в его помощи.

И может он, что то не купил себе, или не подарил кому то подарков, зато он спас самое дорогое в жизни, это жизнь других людей. И вот благодаря именно таким самоотверженным и щедрым людям, до сих пор живет в мире добро и люди верят в сказки.

Совет

Верят в Деда Мороза, в Рождество и просто в чудо, ведь именно благодаря этой вере и появляется волшебство в нашей жизни.

← Образ и характеристика Ивана Тимофеевича в повести Олеся
← Образ и характеристика генерала Аносова в рассказе Гранатовый браслет↑ КупринХарактеристика и образ Желткова в рассказе Гранатовый браслет →
Образ и характеристика Пуделя Арто в рассказе Белый пудель →

  • Сочинение Анализ рассказа Бывшие люди Горького
    Рассказ Алексея Максимовича «Бывшие люди», написан был в 1897 году, о жизненных ситуациях людей. Своим произведением поэт передает душевные переживания читателю о жизни «бывших людей»
  • Сочинение Что такое кровная месть? Итоговое
    Сегодня поговорим о мести. Причем не о простой мести, а о кровной. Дело в том, что сейчас наступила такая реальность, когда это понятие стало часто встречаться в жизни. Последствия кровной мести
  • Образ и характеристика Катерины в пьесе Островского Гроза сочинение 10 класс
    Главной героиней пьесы выступает Катерина. Она рано вышла замуж. Она была воспитана по старым традициям, которые заключались в уважении и покорности своему мужу. К Тихону она испытывала только жалость.<\p>
  • Описание внешнего вида Падчерицы в сказке Маршака 12 месяцев
    Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.<\p>
  • Сочинение История жизни Печорина в романе Герой нашего времени 9 класс
    История жизни главного героя романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени складывается из ряда эпизодов, которые представлены автором благодаря разным видам повествования

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/kuprin/obraz-i-harakteristika-pirogova-v-rasskaze-chudesnyj-doktor

Доктор Пирогов в рассказе Чудесный доктор характеристика и образ (Куприн) сочинение

Важным персонажем рассказа Куприна является Пирогов. Герой создавался на основе образа военного хирурга по имени Николай Иванович. Так что прототип у Пирогова однозначно есть. Это делает персонажа статным лицом.

Каким представляется в произведении доктор? С первых абзацев понимается, что Пирогов довольно образованный, умный и отзывчивый человек. Его грамотность прослеживается в простом общении с окружающими. Он готов прийти на помощь нуждающемуся в любую минуту.

Так семье Мерцаловых профессор Пирогов оказывает поддержку и неоценимую помощь. Казалось, что в современном мире уже нет места таким простым качествам, как доброта, сочувствие, взаимопомощь.

Однако Пирогов – это явное доказательство того, что в жизни встречаются люди, способные на сострадание и взаимовыручку.

Человек он самый обыкновенный, но «лицо его умное, серьезное». Этот герой имеет доброе сердце. В его внешнем виде есть что-то «внушающее доверие». Даже голос Пирогова слишком мил и спокоен. С окружающими людьми персонаж очень любезен. Приятно с ним вести беседу, Пирогов, которого создал всеми известный Куприн, действительно приковывает внимание.

Простота героя привлекает. Он настолько скромный и обыкновенный, что западает в самое сердце. Это доказывает то, что обычный человек способен на грациозные поступки, причем не требует что-либо взамен.

Не зря сам Пирогов утверждает: чтобы добиться желаемого, никогда не следует падать духом. Иначе все усилия напрасны. Поэтому в любой ситуации герой никогда не сдается. Он способен завершить начатое даже если это неимоверно трудно. Преграды Пирогову не страшны, он человек действия, человек милосердия, человек доброты, человек спокойствия.

Обратите внимание

Доктор находится далеко не в бедственном положении, однако носит довольно простую одежку. Это подчеркивает героя как скромного, простого в общении человека. 

Так, Куприн сумел нарисовать необычайный образ Пирогова, который и по сей день остается в наших сердцах! Автор хотел донести до нас, юных читателей, что в мире есть месту состраданию и помощи! Остались еще в жизни добрые люди, которые в тяжелейшую минуту ворвутся к тебе в дом и перевернут полностью твою судьбу в лучшую сторону. И за это стоит жить! Надо любить людей, надо жить не ради себя, нужно верить в то, что в мире понятие «взаимопомощь» еще не исчерпало себя! Вот чему учит рассказ Куприна «Чудесный доктор». И не зря создал писатель такого замечательного героя! Не напрасно!

Характеристика и образ Пирогова

В рассказе Куприна «Чудесный доктор» описана реальная история из жизни обычных людей. Доктор Пирогов является центральным действующим персонажем произведения. Благодаря своей душевной теплоте и способности чувствовать боль и горе других людей, он спас семью Мерцаловых, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Семья жила в маленькой комнатушке, печь топили дровами. На период встречи с доктором главу семейства выгнали с работы, дочка и жена серьезно заболели, денег на еду практически не было, они голодали. Именно тогда, когда выхода из сложившейся ситуации не было, мужчина повстречал доктора Пирогова.

Один шел, счастливый на праздник с подарками (пирогов), а другой был в жутком отчаянии. Узнав о серьезной беде в этой семье, Пирогов приложил все усилия, чтобы им помочь. Он помог вылечить мать и ребенка, дал денег и самое главное, вселит в них надежду на то, что все обязательно будет хорошо.

И на самом деле, прошло немного времени и в эту семью пришло благополучие. У мужчины появляется новая работа и материальный достаток.

Доктор Пирогов был обычным человеком, он не имел большого капитала, всегда носил один и тот же пиджак. Но его проникновенный взгляд, ласковое, умное лицо и доброе сердце располагало к себе окружающих, люди ему доверяли и любили. Пирогов мог лечить не только различные болезни, но и человеческую душу.

Везде, в какой бы дом он не заходил, он спасал человека, не требуя ни от кого материальных благ и славы. Он был настоящим врачом, профессионалом в своем деле. Дав когда-то клятву Гиппократа, он стойко ее придерживался. Любой нуждающийся мог рассчитывать на бескорыстную помощь и поддержку.

<\p>

Доктор Пирогов каждое доброе дело совершал от чистого сердца, даже не думая о какой-то своей выгоде. Оказывая помощь и поддержку семье Мерцаловых, он даже не назвал им своего имени.

«Чудесный доктор» Пирогов – удивительный и добрейшей души человек, вселяющий в людей надежду и помогающий найти силы и преодолеть самые большие трудности в жизни.

Важно

Образ доктора Пирогова – это чистота души, милосердие и доброта. Именно эти важные качества должны быть внутри каждого человека.

Только тогда, когда люди научаться сострадать и помогать друг другу, весь мир будет здоров и благополучен.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/kuprin/harakteristika-i-obraz-pirogova-v-rasskaze-chudesnyj-doktor

Анализ «Чудесный доктор» Куприн

В своем творчестве Александр Иванович Куприн старался как можно полнее раскрыть тему милосердия, человеколюбия, доброты.

Одной и наиболее трогательных литературных работ писателя стал рассказ «Чудесный доктор».

Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который поможет ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе, а выпускникам позволит лучше подготовиться к ЕГЭ.

Год написания – 1897 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная писателю знакомым банкиром.

Тема – Милосердие и доброта, борьба с отчаянием и безнадежностью.

Композиция – Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

Во время пребывания в 1897 году в Киеве, Александр Иванович услышал от знакомого банкира удивительную историю, приключившуюся с ним более тридцати лет назад.

Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну несчастную семью. У родителей не хватало денег на еду и огонь, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной коморке, и их верными спутниками были постоянные лишения.

Но ситуация гораздо ухудшилась, когда серьезно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства, доведенный до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок – доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.

Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку, и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь, наконец, обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней не уже не было места горестям и печалям.

Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло – именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.

В своем произведении автор поднимает проблематику сострадания, человечности и милосердия. Благодаря этим прекрасным качествам мир вокруг можно сделать гораздо лучше и добрее. В этом заключается суть «Чудесного доктора».

Совет

Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым.

Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству.

При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно – помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.

Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.

Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить ее светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым – вот чему учит рассказ Куприна.

Однако автора печалит тот факт, что искреннее милосердие в современном мире стало настолько большое редкостью, что многим воспринимается как чудо, как нечто невозможное. Он призывает читателей не черстветь душами и почувствовать себя настоящими «чудотворцами», делясь с окружающими своей любовью и добротой.

В «Чудесном докторе» анализ произведения включает в себя и разбор композиционной структуры. Особенность композиции данного рассказа заключается в контрастах.

В преддверии долгожданных рождественских праздников люди украшают свои дома, владельцы магазинов и лавок стараются придать своим витринам как можно более нарядный и праздничный вид.

Но в это же время перед читателем открываются ужасные условия жизни семейства Мерцаловых, вынужденного ютиться в тесной грязной коморке.

Обратите внимание

Пока люди в радостном предвкушении заканчивают последние приготовления перед праздниками, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами и прокормить своих детей. Ни о каком празднике в их семье не может быть и речи. Столь резкий контраст призван показать, с какими проблемами приходиться бороться главным героям.

В рассказе Куприна «Чудесный доктор» экспозиция построена на демонстрации предпраздничного великолепия, в завязке описываются бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация – тяжелая болезнь сестренки и спасение ее таинственным доктором, который берет под свое покровительство несчастную семью, развязка – чудесные изменения в жизни всего семейства.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Чудесного доктора».

«Чудесный доктор» написан в жанре рассказа, а, если быть точнее, в жанре рождественского или святочного рассказа. По всем законам этого жанра главные герои оказываются в сложнейшей жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И этим чудом становится встреча с доктором, который оказывает ощутимую помощь несчастному семейству.

Данная история может показаться рождественской сказкой и даже подвергнуться критике, однако ее правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле, данное произведение принадлежит направлению реализм.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/chudesnyy-doktor/analiz-proizvedeniya-kuprina.html

«Чудесный доктор»: краткое описание произведения А. Куприна

Меню статьи:

«Чудесный доктор», краткое описание которого нас интересует в этой статье, рассказывает, что на этой земле жизнь и детей, и взрослых не всегда была радостной и безобидной. Большие испытания выпали на человека в мирные дни, не только во время боевых действий.

Безработица, отсутствия денег на жизнь, невозможность помочь родным – такова сейчас сущность к бедным людям, горькие моменты, когда сознание размывается.

Однако каждый отрицательный случай, который то ли вспомнили, то ли зафиксировали, если происходит в критический момент, но без приключений – считается чудом.

А. Куприн жил в Киеве и этот рассказ создал там. «Чудесный доктор» в 1897 году, где старался максимально точно и деликатно затронуть проблему человечного, сочувствующего отношения к человеку, сострадание и милосердие, оказание помощи нуждающимся – основной лейтмотив рассказа.

Краткое описанию повествования о чудесном докторе …

В центре рассказа – профессор и врач, кстати, прототипом главного героя выступил реальный персонаж: врач, хирург, известный ученый Иван Пирогов.

В рассказе описано, как на семью внезапно, наваливаются болезни и другие несчастья. Отец уже настолько морально обессилен, что желает покончить с собой, но вдруг встречает доктора, который постепенно помогает справиться с трудностями и тяготами жизни. Повествование начинается с детей, которых мать отправила к хозяину, где работает муж, с целью попросить денег.

Но детей швейцар не пускает даже на порог. Все это происходит в канун семейного праздника – Нового года. Они видят предпраздничный переполох, людей, украшающих свои дома, покупающих разные вкусности и подарки, которые, увы, для них недоступны.

Автор желает продемонстрировать читателям две стороны одной медали: существование сытой, богатой жизни со всеми ее прелестями и убогой нищеты, где труднодоступен даже кусок хлеба.

Двое братьев голодали, в поисках денег и хлеба забрели на богатые улицы, с шикарными домами. Там полный достаток, много магазинов с яркими витринами. На полках – изобилие разных товаров, особенно продуктов. Хозяева домов и владельцы лавок празднично и оригинально украшают здания. Такие детали только подчеркивают холодность, бездушность и жестокость богачей, которые их гонят прочь.

Радикальные решения и обиды

Затаив обиду, мальчишки возвращаются в свой мрачный и сырой подвал. Дома их ожидают такие больные родители и сестры, да и сами они выглядят неважно, в старой, застиранной, практически до дыр одежде. Их отец – бесхарактерный неудачник, так ничем и не смог помочь своим самым близким и родным людям. Проблему он готов решить радикально и просто – покончить с собой.

Семья уже больше года испытывает материальные трудности и вынуждена жить в сыром и мрачном подвале старого дома. Маленький ребенок изнемогает от постоянного голодного крика в кроватке, девочку истощает постоянная температура, на лекарства, чтоб помочь семье – банально нет средств.

Болезни и драматические обстоятельства жизни семейства Мерцаловых

Сам хозяин Мерцалов заболел тифом. Пока болел, его рабочее место занял другой человек. Сбережения семьи, заработанные потом и кровью, ушли на лечение, Мерцаловы вынуждены покинуть дом и переехать в грязный, и очень сырой подвал.

Дети начали болеть, Мать разрывалась между дочерью и крошечным, грудным ребенком. Одна дочка умерла, не выдержав спартанских условий, некоторое время спустя заболела и Машутка.

В поисках денег на оплату лекарств Меркулов обошел город, просил, унижался, но так и не достал денег.

Важно

Узнав, что и сыновья тоже остались ни с чем, хозяин семейства уходит. Он бесполезно склоняется по городу, поглощенный смутными и гнусными мыслями, Емельян заходит в общественный сад. Здесь красота и тишина… Мерцалов решает использовать ситуацию не совсем благородно – покончить с собой.

Он практически уже решился, но рядом с ним сел странный старик, в старом пальто из меха и начал разговор с Мерцаловыми о новогодних подарках, которые приобрел для знакомых детей.

Разговор настолько возмутил и взбудоражил главного героя, что постепенно желание убить себя прошло, но осталось горькое возмущение и злоба, которую он выплеснул на незнакомца, грубо упрекнув его в том, что он смеет говорить о подарках, когда его семья умирает с голоду.

Завязывается разговор, незнакомец не обижается на злостные речи Мерцалова и просит рассказать обо всех своих бедах подробно и по порядку. Пожилой человек не обижается ни на грубость Мерцалова, ведет себя спокойно и уверенно. Ввязываясь в словесный конфликт, Мерцалов еще не знает, что это человек – его спаситель и помощник.

Нельзя сказать, что это человек, а имен он и есть «чудесный доктор» – волшебник или как сейчас модно говорить – спонсор. Доктор всего лишь доказательство того, что мир не без добрых людей, главное не отчаиваться и не стесняться просить о помощи. Врач вселил веру и надежду в день завтрашний, помог главному герою собраться с силами как физическими, так и духовными, и таким образом наладить свою нелегкую жизнь.

Приход врача

После чего старик огласил, что он врач, и потребовал провести к больному ребенку. Спустя некоторое время, профессор приходит в сырые и мрачные «апартаменты» Мерцалова. Он осмотрел ребенка и распорядился принести дров и растопить печку. Радостный Емельян благодарит старого врача и желает узнать имя благодетеля, на что получает ответ, что это лишнее и уходит.

У семьи появляется немного денег на еду и дрова, а старик выписывает бесплатный рецепт на лекарства, оставив на старом письменном столе крупные денежные купюры. Мерцаловым удалось прочесть фамилию «Пирогов» на ярлычке пузырька с лекарством.

Жизнь начала налаживаться: мальчиков устроили в гимназию, Мерцаловы со временем сменили жилье на более комфортное. Таким образом, простой врач стал настоящим ангелом хранителем для очень бедной, но не потерявшей человеческий облик как физический, так и духовный, семьи.

Возрождение и налаживание ситуации

Мерцалов находит работу, дети постепенно выздоровели. А с Пироговым Мерцалов встречается еще один раз – на похоронах доктора. Повествование ведется от имени одного из братьев Мерцаловых, которому крупно повезло в жизни стать сотрудником одного из крупных банков. Кстати, рассказал похожую историю А.

Куприну действительно сотрудник крупного банка, утверждая, что все это произошло с ним тридцать лет назад. Рассказ настолько впечатлил автора, что он решил его немного приукрасить и выпустить в свет, заложив туда призыв к доброте, сочувствию и милосердию.

И это у Куприна очень даже получилось, рассказ заполучил огромную популярность среди читателей.

Совет

А. Куприн берет свои образы из жизни – такими, как они есть. К примеру, главный герой рассказа Емельян Мерцалов – добрый, образованный, отзывчивый человек, родившийся в семье мещан, но очень слабохарактерный.

Оказавшись в трудных жизненных условиях, он поддался панике и унынию и не знал, как выйти из положения, найти деньги чтоб накормить и спасти от смерти свою семью. Единственный выход, который он видит – просить деньги у знакомых. Не получив ни гроша, Мерцалов решается попрошайничать, но и то у него не получается.

Таким образом, автор желает продемонстрировать обществу «маленького» человека в огромной «машине» жизненного бытия, и только благодаря доброму, чудесному доктору, ему не удалось погибнуть в страшном водовороте событий под названием «жизнь».

А сколько таких людей сломалось… потеряло самоконтроль, покончило с собой, не выдержав жизненных трудностей, сошли с ума или вовсе, опустился на дно общества, употребляя наркотики или спиртные напитки, при этом даже и не попробовав самостоятельно исправить ситуацию.

Да, это не просто, да это опасно и страшно, но как говорит другая пословица, безвыходных положений нет. Иногда, чтоб исправить ситуацию, нужно потерять надежду, или даже совершить глупость, чтоб на тебя обратили внимание и протянули руку помощи. Этого как раз и не учел Мерцалов, он выбрал более легкий путь – просто плыть по течению. Рука помощи врача, в этой ситуации, оказалась как нельзя кстати.

Авторская позиция

Тем не менее, автор не доводит главного героя до крайностей, давая ему шанс с помощью незнакомца, не лишиться того человеческого облика, сохранить жизнь, и не упасть на дно общества.

Но все-таки делает хороший акцент, что основные беды семьи – из-за слабого характера господина. Еще один тонкий намек на то, что свой характер мы воспитываем сами.

Работа над своими недостатками и самоанализ позволяет посмотреть на жизнь по-новому.

Обратите внимание

Полная противоположность Мерцалову – старый доктор. Он повидал многое: и блеск и нищету, желание жить и нелепую, скорую кончину при этом не потерял моральный облик.

Стал именно той фигурой, которая поделила жизнь Мерцаловых на «до» и «после», как в волшебной сказке, став настоящим добрым чародеем для бедной семьи. Почему это сделал врач? А ведь мог и не сделать добро постороннему.

Это значит, что ни знания, ни работа, ни стабильный, средний доход не испортили его, а свои собственные качества и обязанности врача – на первом месте, невзирая на возраст.

Дорогие любители классической литературы! Предлагаем ознакомиться с образом Николая Алмазова в произведении “Куст сирени” Александра Куприна

Когда врач стал очевидцем чужого горя, он попросту не смог остаться в стороне, он помог чем мог.

Благодаря вмешательству позитивного человека в нужный момент, он излечивает не только изнеможденное болезнью тело маленького ребенка, он как бальзам на души измученным бытом взрослым людям.

Улучшение состояния здоровья детей, оставленные деньги и лекарства постепенно приводит семью к стабильности, становится тем толчком, позволяющим изменить скудную жизнь к лучшему. Благодаря доктору,
Беднякам удается выкарабкаться из беды.

Фигура профессора Пирогова и роль доктора в рассказе

Что касается самого профессора Пирогова, так он не был сказочно богатым человеком, который сорил деньгами налево и направо. Об этом свидетельствует поношенная одежда, особенно старая меховая шуба.

А под серьезным, умным лицом скрывалась простодушность, теплота, ласка и любовь к окружающим. Он настоящий профессионал, не нарушающий данную единожды клятву Гиппократа.

Всегда готов помогать людям не только на работе, но и за стенами больницы и даже родного дома, каждый нуждающийся может смело рассчитывать на помощь. Пирогов расценивает свои действия как обязанность, не распространяется о себе, скромничая, не ждет награды взамен проявленного милосердия. А тем, кому он помог преодолеть болезнь – даже не представился, пожелав остаться анонимом.

Образы и символы в произведении «Чудесный доктор»

В рассказе «Чудесный доктор» автор не зря изобразил главные героев простыми людьми, оказавшимися в затруднительном положении.

Даже фамилия «Мерцаловы» наталкивает читателя на то, что надежда на будущее, более благоприятное, чем сегодняшнее, маленьким и светлым огоньком мерцает в душе надежда на улучшения своего морального и материального состояния. В конце текста автор А.

Куприн использует резкий контраст, что позволяет построить образ быстрого, можно даже сказать сказочного перевоплощения.

Важно

Символично и то, что действие рассказа происходит в канун новогодних и рождественских праздников.

Автор исключил негативный финал, чтобы произведение принесло радость читателям, возродило сочувствие к тем, кому и в самом деле трудно. Желает пробудить у людей желание к благотворительности, а с помощью поучительного финала, заставило поверить в настоящие сказочные чудеса, в канун праздников.

Название рассказа тоже символичное. Использование слова «чудо» – демонстрирует отношения автора к главному герою. Это скорее характеристика, наивысшая оценка положительным человеческим качествам персонажа.

Что же можно прочесть между строк в рассказе «Чудесный доктор»? Здесь все: автор призывает всех нас, читателей, не забывать, особенно в праздничные дни о существовании людей, которые оказались в сложных жизненных ситуациях.

По-возможности, подать им руку помощи: купить продукты, необходимые вещи, возможно, лекарства. Помочь просто так, от всей души, от чистого сердца, ведь оно того стоит, никто не знает наверняка, что ждет в будущем.

Возможно, придет время смутное, когда помощь понадобится вам, а принцип бумеранга никто не отменял. А если коротко, А. Куприн в рассказе очень широко и подробно расписал заповедь Господню: возлюби ближнего своего, как самого себя.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-kuprin/chudesnyj-doktor.html

План-конспект урока (литература, 6 класс) на тему: Урок литературы “По рецепту профессора Пирогова (рассказ А.И.Куприна “Чудесный доктор”)

МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»<\p>

ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА

 АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

По рецепту профессора Пирогова 

(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Урок русской литературы в 6 классе.

Составила: Батршина Сания Фаритовна

учитель II кв. категории<\p>

русского языка и литературы

2012-13 учебный год.

Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Цели:<\p>

– развивать навыки анализа  художественного  произведения;                                                                                                 – закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

– донести  до сведения детей основные моменты из биографии  известного хирурга Пирогова;

– воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Слайд 1.

Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:

                               Какой ты след оставишь?

                               Незримый прочный след

                               В чужой душе на много лет?

                                                            Ольга Высоцкая.<\p>

Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)

Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется  рассказ в рассказе.

Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой.

 Что вспоминает Григорий Мерцалов?<\p>

Ответ:  Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).

Совет

Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?

Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…

Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?

Ответ: Широкие, ярко освещенные  улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… – дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…

Учитель:   Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?

Ответ: Автор использовал антитезу. Он противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных, а на фоне благополучия одних виднее бедность других.

<\p>

Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи?  Найдите в тексте и прочитайте.

                                                                                                                                                                 Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…

Слайд 3.

Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Обратите внимание

Ответы: художник использовал темные,  мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?

Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…

Вывод: Есть еще  черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?

Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас.

 Самые трудные из них, наверное, – это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям.  Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки.

Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?  

Важно

Ответы:- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек.

Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве.

(Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).

– Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?

– встреча Мерцалова с незнакомцем.

Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?

Ответы:  во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Слайд 6<\p>

Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ.  “Чудесный доктор” (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа.

Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие.

Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.<\p>

В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов.

«Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».

Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы  узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?<\p>

Ответы учащихся. 

Совет

Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.? 
– Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:

    Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

 Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

 Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Докажем его скромность (не назвал себя), доброту (помог деньгами, помого как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь). 

Слайд 7.

Учитель:  Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение<\p>

Выступление подготовленного ученика о Пирогове.

Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно.  Именно поэтому Пирогову установлено много памятников. 

Учитель:  Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?

Ответы: Да. Швейцар…

 Учитель: Как  вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых?                                                                                                                            Ответы: Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Учитель: Тема нашего урока – «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете,  какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком.  Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?<\p>

Слайд 8.<\p>

По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта

                                                                                 Сострадание

                                                                                 Сочувствие

Обратите внимание

                                                                                 Милосердие<\p>

                                                                                 А главное, никогда не падать духом!

Учитель: Какова,  на ваш взгляд, главная мысль рассказа?  К чему он призывает нас?  <\p>

Ответы учащихся.

Слайд 9.

Учитель:  Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,<\p>

чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои<\p>

души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).

Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:<\p>

                               А ты? Скажи:

                               Какой ты след оставишь?

                               Незримый прочный след

                               В чужой душе на много лет?

Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?

 Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

 Учитель:  Актуален ли рассказ в наши дни?<\p>

Ответы:  Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Слайд 10.<\p>

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» – Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям.

Есть фонд «Подари жизнь». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова.  Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.<\p>

Слайд 11.<\p>

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов.

Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.

 Итог.<\p>

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/02/07/urok-literatury-po-retseptu-professora-pirogova-rasskaz

Сочинение по рассказу “Чудесный доктор” | Инфошкола

25 Ноябрь 2012       админ      Главная страница » Сочинения      Просмотров:   82743

О каком чуде идет речь в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор»?

В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» действие происходит перед Рождеством. На это указывают несколько деталей. Во-первых, это зима. Под ногами скрипит снег. Мерцалов, сидя на лавочке в парке, смотрит на заснеженные деревья и думает о самоубийстве.

Во-вторых, Гриша с Володей рассматривают в окнах домов наряженные елки. Это говорит о том, что Новый год еще не наступил. В-третьих, когда Мерцалов встречает чудесного доктора, профессор Пирогов говорит, что он купил несколько подарков знакомым ребятишкам.

Поэтому чудо, которое происходит в семье Мерцаловых, — это рождественское чудо.

В Рождество случается много странного, необычного, чудесного. Мы уже читали произведения, в которых действие происходит в Рождество. Это и чудесные приключения кузнеца Вакулы из рассказа Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Это и печальный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», в котором маленький мальчик замерзает, потому что он никому не нужен, кроме Христа. Но во всех этих рассказах происходит чудо.

 Такое чудо произошло и в семье Мерцаловых.

Это была бедная семья. у них не было денег на дрова, чтобы согреть свою комнату. Они голодали. Одна девочка у них уже умерла, вторая сильно болела. Однажды, когда все уже перестали надеяться на лучшую жизнь, Мерцалов встречает в парке одного пожилого человека. Он рассказывает ему свою историю, и старик тут же отправляется к ним домой. Оказывается, он был врачом.

Доктор выписал маленькой Машутке лекарство, дал деньги на лекарство, дрова и еду. Он посоветовал, к какому врачу потом лучше обратиться. Чудесный доктор Мерцаловых даже не сказал, как его зовут. Ему это было не надо.

Мне кажется, что он хотел, чтобы о нем помнили как о человеке, совершившем доброе дело. Ведь не важно, как зовут человека, бескорыстно протянувшего тебе руку помощи. Но для Мерцалова важно было знать своего спасителя.

им оказался известный русский хирург Н.И. Пирогов.

Важно

Профессор Пирогов сумел вылечить душу старшего Мерцалова, он подарил ему надежду на будущее. для профессора это обычное дело, а для Мерцалова — спасение всей его семьи. Я думаю, что рождественское чудо получилось. Но такое чудо не должно быть только в Рождество.

Нельзя быть добрым только несколько дней в году. Чудо сострадания, помощи человеку должно стать «обыкновенным чудом» для каждого совестливого человека. Главное — никогда не падать духом. При первой же возможиости нужно протянуть руку тому, кому сейчас хуже, чем вам.

Источник: https://info-shkola.ru/sochinenie-chudesnyj-doktor/

Литература Тема: Образ главного героя в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы)

Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание)

Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.

  • Как случилось, что семья попала в беду?
  • Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

Презентация индивидуального творческого задания “Письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу”

“Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?“В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни?“Выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед… Он уже хотел… исполнить свое страшное намерение…”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства?Что его остановило?Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание)

Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?Что последовало за этим?Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие.

“Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”?

Наш вернисаж” (творческие задания: защита иллюстраций к рассказу).

Учащиеся работают в группах, при помощи текста пытаются выделить эпизоды текста и их озаглавить

  1. Перед окном гастрономического магазина
  2. В подземелье у Мерцаловых
  3. Встреча в саду
  4. Доктор принес в дом свет и надежду
  5. Перемены в жизни семьи Мерцаловых

Ученики внимательно слушают доклад, чтобы в дальнейшем ответить на вопросы.

Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова

Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах”

Да, и в наше время людям приходится сталкиваться со многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки

Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “… бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи”

Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение

Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”

Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”

Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”

Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности

С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”

Духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силу

Взаимодействие, работа в группах, анализ материалаУмение работать индивидуально

Источник: http://lit.na5bal.ru/informatika/26279/index.html

Ссылка на основную публикацию