Анализ произведения «пиковая дама» (а. пушкин)

«Пиковая дама», анализ повести Пушкина

Вторая Болдинская осень вдохновила Пушкина на создание нескольких прозаических произведений. Среди них – «Пиковая дама». История с тремя картами стала известна Александру Сергеевичу от молодого князя Голицына.

В 1828 году он рассказал поэту о своей бабушке, которая в молодости блистала в парижском обществе и сильно проигралась. Известный алхимик и оккультист граф Сен-Жермен помог княгине, открыв ей тайну трех карт. Женщина воспользовалась запретной информацией и смогла отыграться.

Эта история и послужила основой произведения, написанного Пушкиным в октябре – ноябре 1833 года.

«Пиковую даму» принято считать повестью. Но многие литературные критики, в том числе и Белинский, настаивали на том, что по компактности повествования, одной сюжетной линии, а также ограниченном количестве героев – это рассказ.

Обратите внимание

Сложно определить и жанр произведения. В «Пиковой даме» есть элементы фантастики, характерные приметы готического стиля: тайна, старинный дом, роковое совпадение, похороны, таинственные шаги, привидение.

В то же время мистика здесь субъективна, если взглянуть на события с точки зрения одержимости Германна, которая приводит его к сумасшествию. Ведь все фантастические фрагменты описаны исключительно через его восприятие: взгляд покойницы в гробу, появление мертвой графини, подмигивание пиковой дамы.

Если все мистические эпизоды «списать» на болезненное состояние героя, то «Пиковая дама» будет вполне реалистичной повестью на тему «преступления и наказания».

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие. Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

В «Пиковой даме» Пушкин часто использует неожиданные, случайные повороты событий, которые интригуют читателя, придают повествованию сюжетную остроту. Случайно Германн оказывается у дома графини и видит Лизу. Неожиданно он вручает девушке письмо.

В роковую ночь Германн отправляется не к Лизе, а в покои графини. Смерть старухи также становится неожиданной для героя, как и ее мистический ночной визит. Не ожидает Германн и «предательства» со стороны заветных карт, когда вместо туза выпадает дама.

Внезапным для читателя оказывается краткое заключение: сумасшествие героя, женитьба Томского, замужество Лизы.

Основные персонажи «Пиковой дамы» принадлежат к разным поколениям, имеют свой статус в обществе. Старая графиня Анна Федотовна богата и живет прошлым. Одевается она старомодно, ездит на балы, где спокойно сидит в углу и здоровается с гостями.

Важно

Ее повседневное развлечение – донимать капризами бедную воспитанницу Лизу. Анна Федотовна – дама холодная, властная и эгоистичная. Мольбы и уговоры Германна не производят на нее никакого впечатления. Оживляется она только от страха или воспоминаний.

Пушкин тонко использует в повести исторический контраст: аристократический XVIII век, где правят законы чести, и век XIX, в котором уже властвуют деньги. Германн – человек новой эпохи.

Стремление разбогатеть любой ценой приводит его к трагическому финалу. В разговоре с Лизой Томский характеризует главного героя такими словами: «у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля».

Сам Германн больше всего ценит покой и независимость. Для этого ему и необходим солидный капитал.

Стоит обратить внимание, что Германн вовсе не беден, ведь он ставит на кон 47 тысяч рублей.

Расчет, умеренность и трудолюбие называет герой своими «верными картами», которые непременно выиграют и вознесут его на самый верх социальной лестницы.

Желая разбогатеть, Германн движется к своей цели с несгибаемым упорством. В душе он – страстный игрок, но берет карты в руки с большой осторожностью, ужасно боясь проиграть.

Неожиданная возможность быстро достичь богатства поражает воображение молодого инженера. С этой минуты стремление узнать тайну трех карт становится для него навязчивой идеей. Германн даже готов стать любовником восьмидесятилетней старухи. Случайная встреча с Лизой дает Германну другой, более верный путь.

Совет

Играя чувствами девушки, военный инженер не испытывает ни малейших угрызений совести. Он идет к старой графине с пистолетом, хотя в его планы убийство старухи не входит. Германн собирается лишь напугать Анну Федотовну. Смог бы он убить старуху ради богатства? Вполне возможно.

Эгоизм, жажда наживы, неразборчивость в средствах в сочетании с твердой волей и холодным расчетом сделали Германна опасным человеком.

Лиза выглядит жертвой трагедии, но бедная девушка не так уж безвинна. Ради денег она терпит причуды злой старухи, а Германна рассматривает с точки зрения своей выгоды. Лиза стремится удачно выйти замуж и резко повысить положение в обществе.

Она близка Германну по духу, а искренность ее чувств вызывает сомнение. Не случайно в конце повести Пушкин сообщает, что в доме Лизы живет бедная воспитанница.

Не стала ли благополучная Лизавета такой же мучительницей для другой бедной девушки, какой была для нее графиня? Пушкин практически уверен, что зло порождает зло.

«Пиковая дама» была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1834 году и сразу приобрела огромную популярность. Это одно из первых произведений русской литературы, которое имело большой успех в Европе. «Пиковую даму» много раз переводили на иностранные языки классики европейской литературы. К примеру, автором французского перевода был Проспер Мериме.

Сюжет произведения вдохновил Петра Ильича Чайковского на сочинение оперы. Восемь раз «Пиковая дама» была экранизирована, в том числе и на зарубежных киностудиях. Известный литературовед начала ХХ века Мирский так высказался об этой повести: «По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе».

  • «Пиковая дама», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина

  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

По произведению: «Пиковая дама»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/782-pikovaia-dama-analiz

«Пиковая дама», повесть Пушкина: анализ произведения

Мистическая повесть «Пиковая дама» была написана Пушкиным в 1833 году. Написанию этой повести предшествовал рассказ князя Голицына о своей бабушке. В молодости ей известный чернокнижник граф Сен-Жермен, (он же граф Калиостро, о котором позднее рассказывал в своих романах А. Дюма) открыл 3 карты, на которые нужно было ставить, чтобы выиграть.

Мистицизм в «Пиковой даме» был относительным. Такой стиль написания своих повестей применил и Гоголь в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки», и другие писатели того времени, когда мистические элементы приписывались воспаленному воображению героя, его пьяному состоянию, или снам.

Повесть начинается карточной игрой у конногвардейца Наумова. По завершении игры некий Томский рассказал присутствующим о своей бабушке, знакомой с тем же графом Сен-Жерменом. Друзья посмеялись, не восприняв этот рассказ всерьез, но присутствующий во время игры Германн воспринял рассказ близко к сердцу.

Обратите внимание

Это молодой человек, с довольно неустойчивой психикой, тяжело воспринимавший свою бедность. Он жил на жалование, и не мог позволить себе играть. Но некие тайные мечты его удерживали в обществе игроков. Можно предположить, что он, наблюдая за игроками, делал анализ и мечтал разгадать арифметику игры.

Томский, один из участников игры и внук старой графини, довольно метко охарактеризовал Германна Лизавете Ивановне, заметив: «Этот Германн— лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Он все-таки не лишен ума и здравого смысла. Расчет, умеренность и трудолюбие помогли ему сколотить небольшой капиталец, который он весь поставил на кон.

Во второй главе Пушкин знакомит читателя с графиней – не злой в сущности, но капризной и вздорной старухой. Пожилые люди часто становятся такими на склоне лет. Несмотря на свои годы, она ездит на балы, принимает у себя все светское общество Петербурга, и одевается по старинной моде, принятой в годы ее молодости.

Некоторые критики, отрицая мистический элемент содержания повести, сравнивают ее с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Германн был одержим стремлением разбогатеть, как и Раскольников, но он не собирался никого убивать.

После услышанного в кругу друзей, его словно подталкивало к совершению этого поступка. Сначала он «случайно» оказался около дома графини, потом увидел в окне головку девушки, склоненную над книгой или вышиванием.

И это подтолкнуло его к дальнейшим действиям.

Молодому инженеру необходимо было попасть в дом, чтобы поговорить со старой графиней, и он стал привлекать внимание воспитанницы старой графини – Лизы. Уловка Германну удалась и Лиза написала молодому человеку, когда и как он сможет проникнуть в дом.

Он умолял старую графиню открыть ему три карты, но графиня ответила, что это была шутка, и таких карт не существует. Попытка напугать старуху привела к тому, что она умерла.

Через три дня после случившегося Герман проснулся ночью от непонятного шороха. И увидел женщину в белом. Она назвала ему карты.

Важно

Германн принял участие в карточных играх богатых игроков Москвы. Первые 2 раза он благополучно выиграл, а в третий раз на кону вместо туза оказалась дама пик, и Германн проиграл все, что у него было. Этот случай сильно подействовал на его воображение, и он сошел с ума.

В повести использованы следующие мистические элементы:

  • упоминание графа Сен-Жермена, о котором в те годы ходили легенды;
  • во время прощания в церкви Германн увидел, как старуха подмигнула ему;
  • ночью графиня пришла к Германну сама и назвала три таинственные карты.

Тот факт, что вместо туза на карточном столе оказалась пиковая дама,  объясняется самоуверенностью игрока, который по недосмотру понтировал не ту карту.

В коротком заключении Пушкин показывает, как сложилась жизнь главных героев повести. Германн оказался в психиатрической больнице, Томский женился на своей Полине и продвинулся по службе, а Лиза вышла замуж за приличного молодого человека.

Своим загадочным сюжетом повесть продолжает привлекать внимание читателей. Она была неоднократно экранизирована, переводилась на различные языки, в том числе и на французский.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/pikovaya-dama/analiz-povesti-pikovaya-dama.html

Анализ повести «Пиковая дама» Пушкина: суть, смысл и идея произведения

Германн и Лиза после смерти графини.
Художник Т. Шишмарева

Повесть Пушкина «Пиковая дама» является одним из ярких произведений русской литературы XIX века.


В этой статье представлен анализ повести «Пиковая дама» Пушкина: анализ сути, смысла и идеи произведения, сделанный литературоведом и публицистом М. О. Гершензоном, . Источником текста является статья М. О. Гершензона в «Собрании сочинений Пушкина», т. IV, серия «Библиотека великих писателей» под ред. С. А. Венгерова, «Брокгауз-Ефрон», СПб, 1910 г.

)
Смотрите: Все материалы по повести «Пиковая дама»

(из статьи М. О. Гершензона, «Собрание сочинений Пушкина», т. IV, 1910 г.)

Сюжет этой повести… есть прямая нелепость. Эта старуха, знающая три верные карты, появление посмертной тени перед Гераманном — что это: объективно рассказанные происшествия или намеренная фантастика? В обоих случаях факты слишком невероятны, чтобы Пушкин, с его трезвым умом, с его любовью к простому и реальному, мог соблазниться таким Гофманновским сюжетом. Как «анекдот», «Пиковая дама» представляла бы плохую и не идущую к Пушкину выдумку. Но «Пиковая дама» — совсем не анекдот: … Белинский ошибся…
Разумеется, пустая сказка, шитая белыми нитками. Какой-нибудь положительный, пошловатый человек, выслушав ее, вероятно, подумал бы: «Знаем мы эти чудеса. Разумеется, Сен-Жермэн просто дал ей денег за нежную плату, а Чаплицкому она сама в трудную минуту помогла за снисхождение к ее увядшим прелестям. Миф о трех картах пущен в ход, конечно, ею самой, и в этом смысле он, действительно, не лишен остроумия». Так, вероятно, и подумали слушатели, и может быть они были правы. Пушкин намеренно оставляет факты под дымкою. О чемъ говорила наедине молодая красавица с Сен-Жермэном, этого, разумеется, никто не мог знать, разв что она сама потом рассказала; а случай с Чаплицким Томский передает со слов своего дяди, графа Ивана Ильича, который «уверял его в том честью». Итак, вся эта история о трех таинственных картах представляла собой, вероятно, не более, как комочек житейской пошлости. Остальные присутствовавшие взглянули, увидали комочек пошлости … и прошли мимо. Но одному из слушателей анекдот глубоко запал в память Он разорвет вдребезги эту душу и всего человека. Таков художественный замысел «Пиковой дамы»: соприкосновение души, определенно настроенной, с соответствующим этому настроению элементом действительности.

Вся грядущая драма Германна — его безумие и гибель — уже до начала действия заложена в его душе потенциально, но для того, чтобы она разразилась, нужен толчок извне, хотя бы самый незначительный<\p> …душа Германна вспыхивает от пустой, явно выдуманной сказки, рассказанной легкомысленным офицером…

Пушкин как бы хочет сказать: мы все ходим, ежеминутно готовые для драмы; наша насыщенная страстью душа жадно ищет в мире пищи для своей страсти — так жадно, что даже тень вещи способна соблазнить ее, и тогда она мгновенно вспыхивает вся и сгорает в мучительном счастии, одна медленнее, другая сразу, как этот Германн.

Таков закон человеческого духа. Таков, между прочим, — это все знают — закон любви; так Таня уже до встречи с Онегиным была готова для любви: «Душа ждала… кого нибудь».

<\p> Человек толпы живет мелкими вспышками, медленно тлея; чем сильнее личность, тем больше горючего материала в ней и тем неизбежнее она сгорит вся от ничтожнейшего толчка извне. Не так ли и душа самого Пушкина под конец была насыщена и готова для драмы, так что малейшей интриги оказалось довольно, чтобы взорвать его и испепелить?…

С той минуты, как душа Германна соприкоснулась с нужным ей отрывком действительности…, он уже не владеет собой: он одержим, он обезумел. Степень его безумия Пушкин показывает нам не только в том, что он поверил глупой басне о трех картах, что он решается пробраться к старухе, грозит ей пистолетом и пр.

Воспитанница графини, Лизавета Ивановна, очевидно не была нужна для развития драмы; можно было придумать десять других правдоподобных способов, чтобы дать возможность Германну проникнуть днем или ночью в этот плохо охраняемый дом, и конечно не для этого Пушкин осложнил драму романом.

Но роман был ему нужен, чтобы в полной силе обнаружить одержимость героя. Между героем и его навязчивой мыслью он ставит сильнейший для пылкого молодого человека соблазн — соблазн обладания прелестной девушкой И вот, когда в одной минуте для него сосредоточиваются две возможности: достигнуть цели своей любви и вынудить у старухи ее тайну, он даже не колеблясь отказывается от первой ради второй — и во всех дальнейших сценах Лизавета Ивановна для него вовсе не существует. …Он абсолютно уверен в своих трех картах — так уверен, что сразу ставит на первую карту, очевидно, весь свой капитал — 47 тысяч, — он, живший до сих пор одним жалованьем, не трогавший даже процентов с наследства, никогда не рисковавший играть в карты. …на этой безумной высоте у человека не может не кружиться голова, ему слишком легко оступиться; но горе ему, если он оступился… Что Германну открылась пиковая дама, это была, конечно, чистая случайность, да и вид этой карты, вероятно, не имел никакого сходства с мертвой старухой во гробу… Слово маньяк здесь, может быть, неуместно. Всякий человек — более или менее маньяк в каждом своем хотении. Пушкин … избрал форму настоящей мании только затем, чтобы нагляднее представить универсальный закон, по которому растет и действует всякое человеческое хотение… …Пушкин для … наглядности эксперимента выбрал характер исключительный, т. е. такой, в котором хотенье или страсть достигают предельного напряжения, поглощают всю волю без остатка. Поэтому Германн был с самого начала задуман, как контрастная натура. В нем сочетаются твердость воли и самообладание с одной стороны — сильные страсти и «огненное» воображение с другой…

***

Это был анализ повести «Пиковая дама» Пушкина — анализ сути, смысла и идеи произведения, сделанный литературоведом и публицистом М. О. Гершензоном. Источником текста является статья М. О. Гершензона в «Собрании сочинений Пушкина», т. IV, серия «Библиотека великих писателей» под ред. С. А. Венгерова, Брокгауз-Ефрон, СПб, 1910 г.)

Смотрите: Все материалы по повести «Пиковая дама»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/05/analiz-pikovaja-dama-pushkin-sut-smysl-ideja.html

Анализ повести Пушкина Пиковая дама

Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» интересна, проста в чтении и достаточно увлекательна. Это произведение притягивает и интригует читателя с первых строк, т.к. оно полно мистических и захватывающих моментов, пропитано духом авантюризма и изобретательности.

Лихо закрученный сюжет несет в себе актуальную и по сей день идею: не в деньгах счастье.

Главный герой повести — молодой человек приятной наружности Германн. Он, предав свои принципы и убеждения, соблазнился туманной перспективой большого выигрыша в карты. А конец его ждал весьма печальный.

В повести поднимаются такие проблемы, как алчность, зависимость людей от материальных благ, лицемерие.

Автор хотел донести до читателя главную мысль: стоит ли неоправданно рисковать ради сомнительного везения, ставить под угрозу свою репутацию, здоровье и даже жизнь? Ведь герой повести был военнослужащим, сдержанным и бережливым человеком, не видел смысла «жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Но рассказ о трех картах изменил состояние Германна, открыв такие стороны его души, как жадность, жестокость и вероломство.

С помощью этой повести поэт желал критически оценить и даже несколько высмеять такое направление, как романтизм.  Неспроста главный герой является немцем, ведь это направление родом из Германии.

Пушкин осуждает оторванность романтизма от реальности. В нем чувства и эмоции побеждают над разумом. Германн поверил в волшебство, магию, мистическую силу рассказа о трех картах.

Пренебрегая здравым смыслом, он совершает дурные поступки.

Совет

Кроме того, его возвышенные представления и эмоции не меняют героя к лучшему. Одержимость Германна заставляет выти наружу, а может быть, только зародиться, таким качествам, как алчность, мелочность, расчетливость.

Эта повесть учит читателя не стремиться за легкой наживой. Не нужно испытывать судьбу и предавать свои добрые качества ради манящей перспективы получения шальных денег. Путь к благосостоянию должен быть честным и открытым. Человеку следует упорно преодолевать все трудности и невзгоды, встающие на его пути, и не бросать начатое дело.

Стоит помнить, что человеческие качества измеряются не толщиной кошелька, а широтой души. Более того, ни за какие богатства не приобрести настоящую любовь, дружбу, крепкую семью. Каждый человек, вне зависимости от характера и положения, вынесет нечто полезное из произведения «Пиковая дама».

Вариант 2

В творчестве Пушкина существует огромное количество разных произведений. Но самым интригующим и авантюрным произведением является «Пиковая дама». Данное произведение красочно описано. Кроме этого сюда же внесена вся привлекательность и изобретательность.

Если вдуматься в прочтение повести, то можно понять, что смысл, который спрятан внутри нее является актуальным и до сегодняшнего времени. Многие считают, что деньги самое главное в жизни, а также что деньги могут решить все проблемы. Вот только на самом деле это совсем не так.

Только счастливым людям можно решить все проблемы.

Произведение построено на фоне действительности. Однажды автор встретился с князем Голицыным. Больше всего на свете ему нравится играть в карты и там он оставляет все полученные деньги. Вместе с ним играла еще и его тетка, вот благодаря ней он и выиграл большие деньги. Она подсказала, что нужно поставить эти три карты, и они являются выигрышными.

Рассказчику также нравилось играть и проигрывать очень много денег. Вот только кроме них двоих об этой комбинации больше никто не знал. А ведь Германну очень хочется победить и заработать много денег.

И тогда он решил как можно чаще появляться у дома графини и подружиться с ней и может быть, тогда ему удастся добиться того, к чему он так долго стремиться. Немного погодя он увидел, что графиня обучает ребят и среди них оказалась Елизавета. И он сразу же переключился на нее и стал оказывать знаки внимания.

А спустя некоторое время решил назначить ей свидание, а для того чтобы никто об этом не узнал он решил встретиться с ней ночью.

Однажды ему удалось проникнуть в дом графини, и он сразу же принялся за дело. Он сначала начал выспрашивать три заветные карты, при помощи которых можно стать богатым. Вот только она не собирается ему ничего рассказывать. И тогда он достает пистолет и начинает ей угрожать.

Обратите внимание

Женщина так сильно напугалась, что умерла прямо у него на глазах. На похороны мужчина решил прийти, чтобы на него не падали подозрение. И вдруг он видит, что умершая девушка открыла глаза и подмигнула ему. Сначала он думал, что это ей показалось.

Но как только на землю опустилась земля, то умершая опять пришла к нему в дом. И сказала комбинацию карт. И мужчина на следующий день решил воспользоваться этим вариантом. Несколько раз ему удалось одержать победу. Но на это он обещал жениться на Елизавете, ведь она очень сильно его любит.

Вот только обещанное умершей женщине он не выполнил. И тогда он опять пришла к нему, и он проиграл выигрыш. От этого он просто сошел с ума.

Больше всего на свете ему нравилось узнавать что-то новое, а еще ему нравилось изучать что-то новое и интересно про игру в карты. И он вникал во все тонкости игры.

В произведении встречается не только сюжетная линия, но еще и встречаются второстепенные герои. Многие литературоведы, которые изучали произведения данного автора, считают, что именно эта повесть является самой лучшей.

После прочтения данного произведения становится понятно, что деньги не помогают, а наоборот, портят людей и делают их несчастными.

← Личность и государство в творчестве Пушкина
← История создания повести Пиковая дама↑ ПушкинАнализ произведения Моцарт и Сальери →
Анализ трагедии Скупой рыцарь →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/pushkin/analiz-pikovaya-dama

Анализ повести Пиковая дама Пушкина 8 класс (суть, смысл и идея произведения)

Пиковая Дама была написана Александром Сергеевичем в 1833 г. Произведение было написано по рассказу Голицына о его бабушке.

  Известный ей чернокнижник, открыл ей тайну трех карт, поставив на которые можно выиграть.  Мистицизм произведения весьма относителен, такой стиль употреблял не только Пушкин, но и Грибоедов в своих произведениях.

Многие авторы того времени, часто описывали выдуманное воображение в состоянии опьянения или сна.

Важно

Начинается произведение с игры в карты у Наумова. По завершению игры, один из присутствующих (Томский) рассказал историю о своей бабушке. Естественно все посмеялись над ним, и не восприняли его рассказ всерьез. А вот Германн, человек с неустойчивой психикой, воспринял все близко к сердцу. Он жил довольно бедно и всегда надеялся на то что мечты когда, то сбудутся.

Так как самому играть его карман не позволял, он очень внимательно наблюдал за всеми игроками стола. Было ощущение что он хочет разгадать какую-то тайну игры. Очень интересную характеристику Германну дал Томский, сравнив его профиль с Наполеоновским, а душу с Мефистофелем.

Хотя и казалось, что он был лишен разумного мышления, он все-таки смог сколотить себе небольшой капитал, который был поставлен на кон.

Пушкин описывает графиню во второй главе, как капризную и вздорную старушку. Она часто посещает балы и принимает у себя гостей. Всегда одета по моде присущей ее молодости.

Германн был одержим, он очень хотел разбогатеть и это подтолкнуло его на свершение необдуманного поступка. Он хотел попасть в дом к графине и стал привлекать Лизу, которая была на воспитании у старой графине. Она дала ему знать каким способом он может проникнуть в дом. Тем самым подтолкну его к решительным действиям.

Как бы не пытался Германн вымолить у графини, чтобы та рассказала ему тайну тех трех карт, он ничего не добился. Попытка испугать ее, привела к смерти старухи. И по прошествии трех дней к нему явилась женщина в белом и раскрыла ему эти карты.Он принял участие игре, по началу ему повезло, но поставив все на даму пик он проиграл. И лишился всего, это привело его к сумасшествию.

В заключении произведения автор показывает, как в дальнейшем сложилась история главных персонажей. На Полине женился Томский, а Лиза удачно вышла замуж. Герман оказался в психушке.

Сюжет произведения очень яркий и загадочный, это очень привлекает читателя. Повесть не раз воспроизведена на голубых экранах и была переведена на разные языки.

Вариант 2

Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ.  

Авторским художественным замыслом является демонстрация соприкосновения определенного душевного состояния персонажа с реальной действительностью в форме некоего подталкивания к проявлению скрытой в глубине внутреннего мира человека жажды страсти. Тем самым автор изображает в качестве универсального жизненного закона элементы человеческой маниакального сознания, поглощающие даже твердых и сильных волей людей.

Жанровое своеобразие повести состоит в использовании автором элементов мистики, фантастики, а также включение в сюжетную композицию характерных примет стилистической готики в виде таинственных шагов, рокового совпадения, похорон, старинного дома, привидения. При этом применение фантастических фрагментов выполняется через субъективное восприятие главного героя повести Германна в связи с его болезненным психическим состоянием.

Совет

Структурная композиция произведения представляется шестью главами, каждую из которых открывают эпиграфы, настраивающие читателей на определенное понимание, и кратким заключением.

В первой части повести происходит завязка сюжетной линии, которая достигает своей кульминации в содержании третьей главы в виде кончины старухи-графини, а финальная развязка сюжета излагается в последней, шестой главе.

Сюжетная острота повествования подчеркивается автором путем использования неожиданных, случайных событийных поворотов, позволяющих создать литературную интригу и добавить в содержание повести напряженного драматизма.

<\p>

Ключевыми персонажами повести являются Германн, представленный автором в виде человека новой эпохи, стремящегося к богатству, приводящего его к трагедии, и пожилая графина Инна Федотовна, старомодная состоятельная дама, отличающаяся эгоизмом, холодностью и властностью.

В качестве второстепенных персонажей произведения автор описывает воспитанницу старухи Лизу, внука графини князя Томского, а также Чекалинского, партнера главного героя по карточной игре.

Сюжет повести выстраивается вокруг истории о тайной комбинации трех карт, дающих шанс на победу в карточной игре, секрет которых хранит старая графиня. Жажда обогащения толкает главного героя на крайнюю степень безумства, демонстрирующую огненную одержимость наживы.

Повесть считается одним из самых сильных прозаических пушкинских произведений.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/analiz-povesti-pikovaya-dama-8-klass

Конспект урока «Губительная власть денег» (по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»)

ГУБИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ДЕНЕГ

Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

Технология деятельностного метода.

Тип урока: открытие новых знаний.

Самоопределение ( целеполагание)

Цель: познакомить учащихся с образами и художественными особенностями повести «Пиковая дама», с произведением П.И.Чайковского; раскрыть учащимся основную идею повести через ее анализ, показать, что делают с людьми деньги; развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:

Образовательная – формировать полноту, осознанность, прочность знаний; совершенствовать речевые навыки: умение вести беседу.

Развивающая – формировать интерес к предмету; формировать мотивацию к дальнейшему изучению литературы, музыки, живописи; учить анализировать, выделять главное; развивать память, внимание.

Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к художественной литературе и музыке.

Методы и педагогические технологии: объяснительно-иллюстративный метод (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов, аудио фрагментов); проблемный метод.

Оборудование: текст произведения А.С.Пушкина «Пиковая дама»; запись арии Германна «Что наша жизнь? Игра» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»; кассета с записью телевизионного фильма Л. Парфенова «Живой Пушкин»; презентация к уроку.

Формирование УУД:

— Личностные УУД: формирование нравственных качеств личности; способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

— Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Средства обучения: текст произведения, тетрадь, слайды презентации, аудиофайлы, запись телевизионного фильма Л. Парфенова «Живой Пушкин». <\p>

Планируемые результаты: <\p>

предметные – научить выявлять нравственный смысл произведения через музыку и средства художественной выразительности; сопоставлять литературное произведение и музыкальное;

метапредметные – создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции;

личностные – формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе анализа произведения.

Основные понятия: средства художественной выразительности, портрет, литературный герой.

Межпредметные связи: литература, музыка, живопись.

Виды учебной деятельности:

репродуктивная: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий и характеров;

продуктивная: характеристика героев, выразительное чтение отрывков;

поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; поиск художественных средств;

исследовательская: сопоставление образов.

Предварительная подготовка к уроку: <\p>

чтение повести;

работа над выразительным чтением по ролям;

работа над исторической справкой.

Ход урока

Слайд №1

1.Мотивация <\p>

Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по творчеству А. С. Пушкина, <\p>

и вначале я хочу предложить вам послушать одно музыкальное <\p>

произведение.

(Звучит ария Германна «Что наша жизнь? Игра». Из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».)

Слайд №2

-Знакомо ли вам это музыкальное произведение? Это ария Германна из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Что вы знаете о жизни и творчестве великого русского композитора? <\p>

Слайд №3

Ученик: П.И.Чайковский — тонкий психолог, мастер-симфонист, музыкальный драматург. Композитор создал высочайшие образцы опер, балетов, симфоний, камерных произведений. Всемирно известны его балеты «Лебединое озеро», Спящая красавица», «Щелкунчик»; фортепианный цикл «Времена года»; концерты, симфонии.

Его талант был по достоинству оценен современниками: Чайковский занимал должность профессора консерватории, выступал в печати в качестве музыкального критика, занимался активной музыкально-общественной деятельностью, концертировал не только в России, но и за рубежом (Германия ,Австро-Венгрия, Франция, Англия, Швейцария).

В своем творчестве этот композитор не раз обращался к произведениям Пушкина. Им были написаны оперы «Евгений Онегин», «Мазепа» (по поэме «Полтава»).

А опера «Пиковая дама» по праву является вершиной трагедийного творчества Чайковского.

<\p>

Учитель: И это не удивительно: «Пиковая дама» — одна из самых загадочных и притягательных повестей русской литературы, и именно ей посвящен наш сегодняшний урок. <\p>

2. Целеполагание

Тема урока – «Губительная власть денег» (По повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»).

Обратите внимание

Цель нашего урока заключается в том, чтобы на основе анализа повести (ее художественных особенностей) и ее героев понять, что делают с людьми деньги, как губительна их власть.

3.Актуализация <\p>

Слайд №4,5

Прежде чем приступить к анализу произведения – небольшой комментарий.

Карточная игра «в банк», о которой идет речь в повести, была очень популярна во времена Пушкина.

Л. Парфенов в своем телевизионном фильме «живой Пушкин» рассказывает о ней…( Показ эпизода телевизионного фильма.)

Последние слова Парфенова в этом эпизоде – это цитата записи в дневнике поэта от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде – игроки понтируют на тройку, семерку и туза…»И я продолжу эту цитату: « При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Н[атальей] П [етровной] Голицыной и, кажется, не сердятся».

Историческая справка ученика. <\p>

Слайд №6

Княгиня Наталья Петровна Голицына, урожденная графиня Чернышева (1741-1837), фрейлина при дворе пяти императоров, женщина независимая, властного характера, умная, образованная. Читала и знала произведения Пушкина еще до встречи с ним. Она стала одним из прототипов старой графини в «Пиковой даме».

Учитель: А анекдот (это слово в произведении употреблено в значении «короткий рассказ об историческом лице, происшествии»), который лег в основу повести, был рассказан внуком старой княгини Натальи Петровны Голицыной.

[Княгиня в молодости блистала при дворе Людовика XVI в Париже. Там она познакомилась с известным чародеем графом Сен-Жерменом. Однажды внук её проигрался и пришел к ней просить денег, но она ему не дала и взамен назвала три верные карты, якобы сообщенные ей некогда Сен-Жерменом.

Внук поставил на эти три карты и отыгрался].

Слайд №7

4. Стадия осмысления.

Анализ поведения главного героя.

-Так что же хотел сказать своей повестью Пушкин, для чего ему понадобился этот известный анекдот (рассказ) о трех картах? Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке…

Итак, главное действующее лицо в повести – Германн. (Обратите внимание – Германн – слово написано у Пушкина с двумя «н». Это фамилия героя, а не имя.).

«Человек очень замечательный» — так отзывается о главном герое повести другой герой – Томский.

-Чем же замечателен Германн? Что это за человек? Каким он представлен в начале повести? Кто он по профессии и социальному происхождению?

(Он немец, инженерный офицер, расчетлив, небогат, «жил одним жалованьем, не позволял себе малейшей прихоти». Ему не хватает на жизнь, но он знает цену деньгам, «никогда не брал он карты в руки», заслуживал насмешки за «излишнюю бережливость», не играет, поскольку «не может жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее»).

Слайд №8

Ему не на что рассчитывать, только, как он сам говорит, «расчет, умеренность и трудолюбие – вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!».

Вывод:

Внешне это заурядный, даже скучный человек. Но в нем живут «сильные страсти и огненное воображение» азартного человека, который целые ночи просиживал за карточными столами и следовал с лихорадочными трепетом за различными оборотами игры».

Слайд №9

Важно

Он игрок. Не картежник, тешащий самолюбие победами за карточным столом, не раб карт, а игрок. Умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту все, вплоть до жизни. <\p>

Создание проблемной ситуации

-Вспомните, как отозвался Германн на историю, рассказанную Томским?

(Германн, отозвавшийся на историю, рассказанную Томским, внешне пренебрежительно («сказка!»), уловивший недоверчивые отзывы других игроков («случай!», «порошковые карты», «однако пора спать»), все же загорелся жаждой узнать тайну и сказочно увеличить скромный капитал отца).

-Что приносится в жертву во имя «пробы» этого «счастья»?

Вспомним еще одну фразу Томского (не менее таинственную): «Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». Эти слова роняет Томский, танцуя на балу у посланника с Лизаветой Ивановной.

«Молодая мечтательница», проявляющая в силу своего зависимого положения романтические наклонности, очень серьезно воспринимает «мазурочную болтовню» кавалера, с ужасом глядя на Германна в своей комнате, она вспоминает: «У этого человека по крайней мере три злодейства на душе».

-Какие же три злодейства совершил Германн?

Слайд №10

— Обманута Лизавета Ивановна.

Слайд №11

Работа с текстом

-Прочитайте строки повести, в которых Пушкин рассказывает о жизни Лизы в доме графини (Со слов «В самом деле, Лизавета Ивановна «была пренесчастное создание…» до слов : «Сколько раз, оставя тихонько скучную и пышную гостиную, она уходила плакать в бедной своей комнате»).

-Чем же покорил Лизавету человек с «душою Мефистофеля? Почему Лизавета поверила Германну?

(«В душе игрок», Германн по-немецки педантично играет в любовь, показывая все приметы влюбленного (Л. И.

видит молодого инженера, «стоящего неподвижно и устремившего глаза к ее окошку»; «черные глаза», которые «сверкали из-под шляпы», постоянство офицера, стоящего «на прежнем месте», поселяют в ее душу « трепет неизъяснимый».

Письмо же с «признанием в любви» («слово в слово взятое Германном «из немецкого романа»), за которым последовали другие, заставили Лизавету, не искушенную в такого рода делах, поверить в «честные намерения молодого незнакомца).

-И, может быть, трагедия Л. И. в том, что она также не свободна от расчета?

Германн правильно избрал предмет своей наигранной страсти: «Она была самолюбива, живо чувствовала свое положение и глядела кругом себя, — с нетерпением ожидая избавителя; но молодые люди… не удостаивали ее вниманием, хотя Л. И. была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых они увивались». Словом, <\p>

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала…кого-нибудь,

И дождалась…

И только позднее Лизавета поймет, что за страсть заставляла трепетать Германна, позднее она осознает, что «эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это была не любовь!» а что?

— Давайте прочитаем по ролям отрывок из гл. IV со слов: «Она сидела, сложа крестом голые руки, наклонив на открытую грудь голову, еще убранную цветами…»

Выразительное чтение по ролям (гл. IV)

Несмотря на отчаяние, Лизавета, словно заглянув в его холодную душу, точно определяет суть Германна: «Чудовище!»

-Что для Германа важнее всего в жизни?

(Деньги. Ради денег он увлекает молодую девушку, которую на самом деле не

любит, растаптывает ее чувства.)

Вывод (записывается в тетрадь):

Способность любить – главная мера человека. Германн не только не способен любить, но и позволяет себе надругаться над любовью Лизаветы. Ради денег он увлекает молодую девушку, которую на самом деле не любит, растаптывает ее чувства.

Слайд №12

-Итак, обманутая Лизавета Ивановна – первая жертва злодейства Германна.

Кто вторая жертва?

(Старуха — графиня).

Слайд №13

Расскажите о ней: о ее жизни, особенностях характера, отношении автора.

Пересказ II главы.

Совет

И ради денег Германн готов стать любовником этой восьмидесятилетней старухи. Принимая это решение, молодой офицер не слишком колеблется, его смущает лишь одно: «…но на это все требуется время – а ей восемьдесят семь лет, — она может умереть через неделю». И он принимает решение – войти к графине и выведать тайну трех карт.

Просмотр эпизода «Посещение Германном дома графини» (кульминация повести).

-Графиня поклялась, что легенда о трех картах – шутка.

Почему Германн не поверил?

«Этим нечего шутить!» — сердито возражает он графине. Азарт игрока, рвущегося к умножению капитала, глух к доводам рассудка. Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть: «Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мертвой старухе».

Убитая любовь. Убитая жизнь…

Слайд №14

Вывод (записывается в тетрадь): <\p>

Душа, алчущая денег, затмевает не только разум, но и совесть. Германн становится виновником смерти старой графини.

Создание проблемной ситуации

Что станет третьим звеном этой страшной цепи «злодейства»? Кто третья жертва Германна?

-Он сам.

Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут к его саморазрушению. Еще до героя Достоевского Германн мог воскликнуть: «Я себя убил, а не старушонку!»

Слайд №15

5.Получение новых знаний

Анализ художественного мастерства Пушкина.

Анализируя повесть «Капитанская дочка», мы говорили о том, как важны у Пушкина детали, Пушкин – мастер детали.

Обратим внимание на две фразы «Пиковой дамы» и сопоставим их: «Мертвая старуха сидела окаменев» и «он окаменел» (о живом Германне). Но он мертв душой! Алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства: ни сомнений, ни угрызений совести, ни тем белее раскаяния. Но за любым преступлением следует наказание, если человек не раскаивается.

Опера П.И.Чайковского «Пиковая дама», ее отличие от литературного произведения, легшего в основу.

В течение всего периода сочинения «Пиковой дамы» композитор жил только своей работой и настолько слился с образами действующих лиц, вошел в их жизнь, что перестал ощущать их своим творением, а чувствовал в них живых людей.

Литературное произведение, легшее в основу оперы, в очень редких случаях не подвергается никаким изменениям. И в «Пиковой даме» П.И.Чайковский во многом отступает от пушкинской повести.

Обратите внимание

В опере образ Германна значительно переосмыслен. Композитор оставил от пушкинского героя только темперамент игрока, наделив его к тому же дерзким намерением сразиться с судьбой. Но сущность героя оперы иная, Германн – страстная, неуравновешенная, богато одаренная натура. Он весь отдается своим чувствам и страстям.

С первого же его появления на сцене мы видим, что он охвачен всепоглощающей любовью к незнакомой девушке. О расчетливости и рассудительности здесь не может быть речи. Но Чайковский оставил в силе идею Пушкина о развращающей и губящей люде власти золота.

Он правдиво раскрыл трагедию человека, решившего пойти на преступление и получившего возмездие.

Слайд №16

6. Рефлексия

-Как наказан Германн?

(Он узнает секрет трех карт, две карты выиграли, на третьей Германн«обдернулся»).

Слово «обдернулся» у Пушкина носит, разумеется, не бытовой, а символический смысл.

«Обдернулся» Германн ,не доставая даму – туза, а раньше, когда пошел против себя, против философии жизни немца («Нет! Расчет, умеренность, и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!») ,когда решился достичь «покоя и независимости» путем обмана, угроз, насилия над собой (любовник семидесятилетней старухи!)

Германн сошел с ума. В больнице он повторяет то же заклинание: «тройка, семерка, туз» — формулу выигрыша и обогащения, которая чередуется с другой комбинацией – «тройка, семерка, дама»- символом краха игрока и человека. Тайна действительно «дорого ему стоила».

Вывод в тетрадь:

Злодейства человека, совершенные против других людей, неизбежно ведут к его саморазрушению. Страсть к деньгам погубила Германна, и он сходит с ума – в этом его наказание.

А. С. Пушкин своей повестью осудил корысть, губительную власть денег, которая ведет к преступлению, унижению человеческого достоинства.

Слайд №17

7. Домашнее задание <\p>

Подготовиться к контрольной работе по творчеству А.С.Пушкина.

Источник: https://infourok.ru/konspekt_uroka_gubitelnaya_vlast_deneg_po_povesti_a._s._pushkina_pikovaya_dama.-401349.htm

Анализ «Пиковой дамы» Пушкина А.С

Относительно времени написания повести «Пиковая дама» нет полной ясности: учёные сходятся во мнении, что она написана, вероятно, в октябре 1833 года в Болдине, но всё же не могут назвать точно дату, поскольку рукопись до сих пор не обнаружена.

Интрига повести, положенная в основу сюжета, взята Пушкиным из устного рассказа князя С.Г. Голицына, приятеля поэта, о своей бабушке Наталье Петровне Голицыной и секрете трёх выигрывающих карт, которым она якобы владела.

Рассказ Голицына послужил поводом для мистической истории о молодом офицере, одержимом желанием выиграть в карты состояние, преступающем моральные и нравственные нормы ради достижения своей цели, и трёх таинственных картах, знание которых должно обеспечить выигрыш.

Важно

Для того чтобы выведать секрет трёх карт, Германн — герой повести — воспользовался доверием Лизы, воспитанницы старой графини, хозяйки тайны, и стал невольной причиной внезапной смерти графини.

Призрак графини, явившись ночью Германну, называет ему эти три карты, и, казалось бы, теперь, владея секретом, Германн сможет выиграть целое состояние.

Что же привлекает нас в этой повести? Занимательность и таинственный сюжет? Безусловно, однако за фасадом событий находится философская концепция, касающаяся самого основного вопроса жизни: что управляет ею — обстоятельства, суть которых сокрыта, или сам человек, который способен и должен рассчитывать на себя, то есть принять ответственность за свои решения? Обратим внимание на то, что Германн понимает условность карточной игры, где человек зависит от случая. Он не играет, подобно своим приятелям, а только наблюдает за игрой, объясняя это разумно: «…я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Из слов Германна становится ясно, что молодой офицер полагается только на себя, а искушение игры над ним не властно.

Искушение тем не менее подстерегло Германна в другом, оно поманило героя обещанием верного выигрыша и даже посулило ему гарантию: надо лишь добыть секрет трёх карт. На смену решимости Германна пробиваться в жизни своими усилиями пришла одержимость во что бы то ни стало получить этот секрет.

Как мы видим, ничего не изменилось и карточная игра по-прежнему искушает человека: только раньше он сам обманывался, а теперь, когда он не хочет рисковать, искушение выступает в более тонком обличии, предлагая точный выигрыш, без усилия, мысли, риска, потерь. Ю.М. Лотман писал, анализируя «Пиковую даму»: «…

игрок играет не с другим человеком, а со Случаем» — именно в этом состоит природа искушения игрой, ведь человек никогда не знает, что стоит за нею и какие факторы руководят её исходом.

Пушкин в образе Германна из «Пиковой дамы» отчётливо показал современного человека, исторические обстоятельства, формирующие его характер. Времена слепой веры в удачу, бесшабашного поведения прошли, и на авансцену истории вышел расчётливый и сухой делец, без нравственных норм и идеалов.

Однако проблема выбора осталась перед человеком по-прежнему актуальной, то есть он во все времена принуждён решать, какой путь избрать: отдаться на волю случая, передоверить свою жизнь неизвестности, вмешательству чужой воли или оставаться самим собой, неуклонно следуя своей судьбе, понимая её не как мистическую предопределённость, а как реальные условия жизни, которые следует принимать, преодолевая трудности.

Совет

Трудно даже представить, какая бездна ужаса разверзлась перед Германном, когда вместо туза, в спокойной уверенности ожидаемого героем, на карточный стол легла пиковая дама: «…ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

Что значила эта насмешка? Сошедший с ума Германн в больнице пытается это выяснить, бесконечно и «необыкновенно скоро» повторяя названия карт: «Тройка, семёрка, туз!» — это то, в чём он был уверен, и «Тройка, семёрка, дама!..

» — то, что вышло в реальности.

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он намеренно не разделяет чёткой линией реальное и фантастическое: существует ли вообще тайна трёх карт, или это легенда? Утаила ли старуха-графиня секрет, унеся его с собой, или она в самом деле умерла от страха? Привиделся ли призрак старухи ночью Германну? Кажется ли ему, что она насмешливо смотрит на него из гроба, а потом с игральной карты? Цель этого художественного приёма в том, чтобы заставить читателя следить за развитием нравственной мысли произведения, а не воспринимать описанное только как мистическую историю или пародию на неё. Читатель должен не столько увидеть игру фантазии автора, сколько осознать нравственный закон, запрещающий смешивать жизнь естественную, честную и порочную, преступную. Этот закон высказан Пушкиным в начале главы VI повести «Пиковая дама»: «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место».

В «Пиковой даме» Пушкин-прозаик достигает творческой зрелости, с большой достоверностью и убедительностью создавая характеры героев своего времени и портреты персонажей из XVIII века. Пушкин точно воссоздаёт детали быта, поведения, нравов современников. Верны и тонки его психологические замечания.

Автор с иронией изображает вздорность старухи, с сочувствием — положение Лизы, со светской беспристрастностью — офицеров, с беспощадной разоблачительностью — Германна.

В повести «Пиковая дама» воссоздаётся атмосфера культуры и нравов XVIII и XIX веков; она насыщена символическими образами, которые подталкивают нас к поиску других смыслов повести.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_pikovoj_damy_pushkina_a_s/53-1-0-1954

Ссылка на основную публикацию