Анализ стихотворения «листок» (м. лермонтов)

Анализ стихотворения «Листок» Лермонтова

Многие критики восхищались поздними стихотворениями М. Лермонтова. В. Белинский считал, что это «лучшие создания» поэта. К поздней лирике относится и «Листок», изучаемый школьниками в 6 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, используя краткий анализ «Листок» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листок.

История создания – произведение было создано в мае-июле 1841 г. за несколько месяцев до гибели Михаила Юрьевича. Впервые увидело мир на страницах «Отечественных записок».

Тема стихотворения – «приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

Композиция – Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листика, разговор листка и чинары. Формальная его организация – 6 катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры – «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара».

Эпитеты – «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные».

История создания произведения тесно связана с жизнью автора. «Листок» был написан летом 1841 г., когда Михаил Юрьевич возвратился в Кавказский край после отпуска. В этот период поэт часто задумывался над смыслом жизни, глубокие мысли оставались в строках стихотворений.

Стоит отметить, что мотивы «Листка» Лермонтов заимствовал из французской литературы, точнее из одноименного произведения А. В. Арно. Русский поэт интерпретировал творение французского коллеги по перу по-своему: он ввел новые образы, добавил строки и внес изменения в ритмическую организацию.

Спустя два года «Листок» Лермонтова напечатали в «Отечественных записках».<\p>

Обратите внимание

Стихотворение можно воспринимать как в прямом, так и в переносном смысле. Таким образом, в нем можно определить две темы: приключения» листка, оторвавшегося от дуба; жизнь человека, который чувствует себя одиноко в чужом для него обществе.

В контексте этих тем реализуется идея о том, что трудно найти понимание в обществе, где ты не такой, как все. Автор также показывает, что в высшем свете не принимают людей, которые ниже статусом или имеют меньший достаток.<\p>

В центре произведения образы листка-странника и роскошной чинары. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

Видно, что ему ситуация листка знакома ему не понаслышке, однако герой не выдает своих эмоций.

В первой строфе стихотворения рассказывается о том, как дубовый листок оказался на берегу моря. Он оторвался «от ветки родимой» и не успел оглянуться, как буря покатила его вдаль.

На берегу Черного моря путешественник увидел чинару с райскими птицами на ветвях. Дерево поразило листок своей красотой. Он начал умолять чинару принять его.

Пришелец рассказывает о своей невеселой судьбе, но прекрасное дерево равнодушно относится к его прошлому.

Завершается стихотворение надменным ответом молодой чинары. Она признает, что пришелец видел много, но все это не имеет значения, ведь листок пыльный и желтый. Из-за непривлекательного внешнего вида он не может быть парой ее «сынам».

Важно

Стихотворение условно делится на смысловые части: рассказ о начале путешествий листка, разговор листка и чинары. Формальная композиция сложнее смысловой. Произведение состоит из шести катренов. Содержание произведения требовало от поэта синтаксической разнообразности. В тексте переплетаются рассказ автора и реплики главных героев, поэтому автор использует прямую речь.

<\p>

Жанр стихотворения – элегия, так как в строках преобладает грустное настроение, разочарование. Есть в стихе и элементы сюжетной лирики, так как в нем можно выделить экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Стихотворный размер – пятистопный амфибрахий. М. Лермонтов использовал параллельную рифмовку ААВВ.

В тексте представлены мужские и женские рифмы.

В тексте произведения автор использует средства выразительности. Это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи посредством образов природы.

Ключевую роль играет метафора: «с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская», «поют они песни про славу морской царь-девицы», «ты пылен и желт – и сынам моим свежим не пара». Эпитеты дополняют образы: «ветка родимая», «жестокая буря», «чинара молодая», «райские птицы», «чинара высокая», «отчизна суровая», «листья изумрудные». Сравнений в тексте нет.

Важную роль в стихотворении играет интонация. Она делает речь героев более выразительной, помогает точнее передать их эмоции. В некоторых стихах внутреннее состояние героев передается при помощи аллитерации, например, растерянность и одиночество листка описывается словами с согласным «р».

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/listok.html

«Листок», анализ стихотворения Лермонтова

Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге.

Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода.

Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».

Совет

В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темой стихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире.

На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.

Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.

Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой» листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары.

Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была.

Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.

В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары.

Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».

В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви.

Обратите внимание

Красивая внешне – высокая, с изумрудными листьями – чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?».

Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и неспособна на сопереживание.

Кульминация стихотворения – крушение надежды героя на обретение покоя и счастья: «Иди себе дальше, о странник!».

Последнее слово в диалоге героев остается за чинарой, что усиливает ощущение безысходности судьбы листка.

Хотя финал стихотворения открыт, в нем отчетливо звучит чувство обреченности не находящего покоя вдали от родины героя. Герой обречен или на неминуемую смерть, или на бесконечные мучительные скитания.

Синтаксическая организация стихотворения также усиливает главный конфликт. Образу листка посвящены три первые строфы, представляющие собой бессоюзные сложные предложения. Образ чинары раскрывается в двух последних строфах, выраженных пятью предложениями. Вопросительные и восклицательные интонации передают такие чувства чинары, как возмущение и гнев.

Стихотворение состоит из пяти строф: четыре представляют собой четверостишия, а заключительная строфа – восьмистишие.

Лермонтов использовал для написания «Листка» редко встречающийся трехсложный размер – пятистопный амфибрахий и два способа рифмовки – смежную и перекрестную (в четвертой строфе).

Особенностью ритмической организации является употребление парной женской рифмы, придающей стихотворению особую напевность.

Важно

Произведение насыщено средствами художественной выразительности: эпитетами (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафорами (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворениями (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская). Использование такого стилистического приема, как ассонанс (повтор гласных «о» и «а») передает минорное настроение героя и делает стихотворение удивительно мелодичным.

Конфликт мечты и реальности в стихотворении «Листок» отражает парадоксальный синтез избытка чувств и неверия в человеческие чувства самого поэта.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова

  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова

  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Листок»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/413-listok-analiz

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

«Листок, гонимый бурей» всегда символичен в русской поэзии. Вот и М. Ю. Лермонтов решил увековечить этот образ в своём стихотворении, написанном в 1841 году. Аллегорична вся описываемая поэтом ситуация, за природой кроется общество, за листком – личность.

Это сказка, но только её сюжет и смысл рассчитан на взрослых, поэтому стихотворение можно отнести к философской лирике с элементами романтизма. Можно сказать, что оно даже автобиографично, поскольку Лермонтов подобно листку был сослан на Кавказ, где его никто не ждал.

Лирический герой в образе листка скитается по миру и хочет найти своё место, «убежище», где его примут, и, где он будет нужен. Он трагичен и несчастен в своём одиночестве. Листок оторван от родимых мест («оторвался от ветки родимой» – инверсия), находится на чужбине подобно человеку, вынужденно покинувшему родное гнездо.

Олицетворение – доминирующее средство художественной выразительности в данном стихотворении. Это и «листок оторвался», и «отвечает чинара» – 2 персонажа, 2 героя, которые волею судьбы столкнулись на южных просторах. Одной нет абсолютно никакого дела до ближнего, ей пресытилось всё, наскучил этот мир.

Чинара – антитеза листку, её жизнь – сплошная нега и удовольствие, её ничего не тревожит и не волнует. Благополучием и счастьем наполнены эпитеты, описывающие чинару: «младая, высокая». В то время, как листок описан убогими и безжизненными фразами. На её фоне жизнь усталого путника, коего представляет листок, выглядит бесцветной и беспросветной.

Для одинокой души нет тёплого уголка, приюта, все вокруг чёрствые и безучастные.

Аллитерация: «У Черного моря чинара стоит молодая» и ассонанс: «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» усиливают сложившуюся между двумя образами пропасть.

Один – жалкий листок, видевший на своём пути только горе, другая – чинара – спокойная и величавая, глухая ко всем мольбам.

Совет

Лермонтов старался вызвать у читателей вопрос: «Какая же судьба лучше»? У пресытившейся ко всему равнодушной чинары или у неприкаянного листка? По духу самому поэту всегда ближе были страдальцы, угнетённые.

Сразу 2 типа рифмы использует Лермонтов: перекрёстную и смежную, что должно усилить драматичность сложившейся встречи, решить судьбу одного из героев. Пятистопный амфибрахий придаёт атмосферу сказки и «раскачивает» сюжет.

Вариант №2

Лермонтов был великим поэтом и писателем, хотя прожил не много. Если бы жизнь подарила ему шанс пожить ещё на этом свете, то вероятно, что он написал бы ещё много прекрасных произведений.

В последние годы своей жизни, Лермонтов написал стихотворение “Листок”. Здесь фигурируют два образа, листок и чинара. Старый листок, который уже упал с дерева, и гоним ветром, странствовал по свету с маленькой надеждой обрести новый дом.

Это образ путника, который покинул свою родину, не по своей воле. Кинуться в странствия его заставили важные и жестокие обстоятельства.

И вот после долгих путешествий по холодной и мокрой, а главное, чужой земле, его поток судьбы принесло к новому райскому уголку, в котором он бы мог найти покой.

Но прекрасный новый мир, только на первый взгляд оказывается таким красивым и радушным. Но молодая и нежная чинара, не считает, что такой старый, грязный листок, может остаться здесь, вместе с ними. Ведь зачем он здесь? Её молодым и зелёным листикам, не интересно будет слушать рассказы старого листика о жизни.

Чинара не понимает, что именно он им может дать, и не хочет чтобы он надолго оставался рядом с ней. Ведь её здесь хорошо, её корни омывают морские воды, на зелёные листья светит тёплое солнце, и компания старого потрепанного листка не приходилась ей по душе. Для развлечений у неё есть разноцветные птички, что сидят на её ветвях и поют ей весёлые песни.

И не смотря на мольбу листка о теплом уголке и небольшой капли любви в чужом мире, рядом с Чёрным морем.

Обратите внимание

Образ Чёрного моря, усиливает впечатление ещё большей отдаленности от родных краёв. И последнее слово осталось за чинарой, после её отказа, нет больше смысла просить приюта. И все сладкие мечты листка, разрушились в один миг.

Ведь теперь ему опять предстоит податься в путь, и никто не знает, когда он сможет найти то место, в котором сможет чувствовать себя так, как на своей родине. С помощью этого перевоплощения самого себя в листок, автор пытается передать свои чувства изгнания в художественном виде.

А образ чинары, это новое общество, новые земли, все то, что относится с пренебрежением и отчужденностью ко всему новому, в том числе и к нему.

Анализ стихотворения Листок Лермонтова

Стихотворение Михаила Юрьевича «Листок» – это философское произведение, в котором звучат мотивы одиночества, суровости окружающего мира и людей, которым и дела нет до чужих бед.

В образе дубового листка предстает здесь сам поэт – лирический герой стихотворения.  Не сложно проследить в нем параллели между странствиями листа и жизнью автора. Оторванность от родимого места, причем, не по собственной воле, а в виду сложившихся нелегких обстоятельств, – вот с чего начинает Лермонтов свое повествование. Предстает образ скитальца по свету.

Листик уносит бурей в южном направлении. Это тоже не случайные строки. Для самого поэта это ассоциируется с Кавказом, где немало провел он времени. Буря – образ того, что обрушилось на поэта.

А с третьего четверостишия появляется и еще один образ – чинара. Здесь уже заметны отголоски любовной лирики, совсем немного. Но, все же, это деревце ассоциируется с девушкой, которая молода, прекрасна. К сожалению, здесь мы наблюдаем мотив неудавшейся любви. Однако, соотносить образ чинары лишь с этим было бы вовсе неуместно. Здесь значение ее более глубоко и обширно.

Под этим персонажем стихотворения стоит понимать образ людей, избалованных жизнью, внешне притягивающих, но с пустотой в душе. Чинара всем довольна: ее ласкают ветер и солнце, корни ее омываются морскими водами. Она слушает россказни райских птиц, коими уже утомлена. Ей хорошо живется в этом мире. Ей незнакомы ни скитания, ни горести, ни лишения. И, понимать других она тоже не желает.

Самая важная черта в этом образе – духовное бездействие. Чинара довольна всем, и, существуя в полной гармонии с окружающим миром, ей неведомы стремления к чему -либо.

Важно

Измученный скитаниями листок просит приюта у нее. Но, она отвечает ему отказом. Ведь он не под стать ей: вид его жалок, а знания его ни к чему.

Основной мыслью стихотворения является именно ощущение собственной ненужности человека, который отличается от массы самодовольных лиц. В нем хорошо показано небрежное отношение людей друг к другу, нежелание принимать других такими, какие они есть, и – внутренняя пустота этого большинства. Оно довольно лишь материальным, а все остальное – это утомительные и ненужные басни.

Вариант №4

Стихотворение «Листок» Лермонтова – об одиночестве и непонимании. Его главный герой, сорвавшийся с дуба листок, мучимый ветром и жарой, не найдёт нигде покоя. Уже давно он гоним мучительной бурей. И вот, наконец, его прибило к другому дереву – чинаре, растущей у самого Чёрного моря.

Её листья ветер ласкает. На ветвях – райские птицы, поющие свои сказки. Казалось бы, дубовый листок обрёл покой, пусть и временный. Листок молит чинару о пристанище. Он рассказывает ей о своей нелёгкой судьбе, судьбе странника. Всё, чего он просит – места рядом с её листьями. В благодарность листок будет рассказывать ей истории мудрёные и чудные, которых он знает много.

Но чинара глуха к мольбам. Она пресыщена негой жизни. Её слух утомили даже песни райских птиц. Чинара говорит листку: ты не чета моим сынам, моим листьям, зелёным и свежим. Истории твои мне тоже не нужны.

Иди прочь, я тебя не знаю! И чинара услаждается своим выгодным положением. Она раскинула ветви, она для солнца цветёт и блистает, а корни её умываются холодным морем. Вот оно счастье. Но оно не дубовому листку.

Финал стихотворения остаётся открытым. Что сказал листок надменной чинаре, читателю не показывается. Что с ним будет дальше, неизвестно. Возможно, его ждёт гибель, а может быть, скитания продолжатся. Но в любом случае не будет ничего хорошего.

В «Листке» использованы различные художественные приёмы. Например, ассонанс – повторение гласных «о» и «а», использование парной женской рифмы. Размер – пятистопный амфибрахий, рифмовка – смежная и перекрёстная.

«Листок» носит автобиографический характер. Дубовый лист принесло к югу, как Лермонтова сослали на Кавказ. Написано это стихотворение было после двухмесячного отпуска в Петербурге. А опубликовано оно было в «Отечественных записках» в 1843 году уже после смерти поэта.

5, 6 класс, краткое содержание по плану

  • Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс
    Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка».
  • Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора 10 класс
    Красавица – жена Наталья Гончарова не раз была поводом для ревности великого поэта, именно отстаивая её честь, он погиб на дуэли. Как известно, в супругу Пушкина был влюблен сам Николай I, именно это послужило одной из причин в 1834г дать поэту звание
  • Анализ стихотворения Есенина Бабушкины сказки
    Стихотворение «Бабушкины сказки» было создано Есениным в память о любимой бабушке. Будущий великий поэт жил в доме, принадлежавшем родителям его матери. Папа с мамой поэта однажды очень сильно разругались, так сильно,
  • Анализ стихотворения Некрасова Памяти Белинского
    Н. А. Некрасов и В. Г. Белинский долгое время были знакомы лишь по переписке. Они оба были известными критиками, и их критические очерки были во многом похожи. Вживую они познакомились только в 1842, но между ними быстро завязалась очень крепкая дружба.
  • Анализ стихотворения Есенина Не напрасно дули ветры
    Есенин очень любил природу и часто писал стихи, связанные со временами года и красотой бескрайних полей и лесов. Есенин родом из деревни детство и юность он провел там и видел много проявлений природы. В данном стихотворении Есенин

Источник: https://analiz-stihov.ru/lermontov/listok

Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова “Листок”

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок» (учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16г. Невинномысска Ставропольского края Назарова Людмила Васильевна)

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря,

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —

Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.

Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;

По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

_____________________________________________________________________________

Лирический герой в поэзии Лермонтова – личность, жаждущая деятельности, приложения молодых, кипучих сил, но не понятая обществом и трагически одинокая. Поэтому его стихи проникнуты мотивами грусти, тоски, безысходности.

Не находя гармонии во взаимоотношениях людей, поэт обращается к природе как к животворящему источнику. Но и там он не находит совершенства.

Тучи – «изгнанники», несутся они с «милого севера в сторону южную» («Тучи»), легкомысленная тучка, «по лазури весело играя», покидает мрачный утёс, который не может удержать её («Утёс»), парус, скользящий «в тумане моря голубом», давно уже не ищет счастья («Парус»), сосна так и будет стоять одиноко, не найдя родную душу («На севере диком стоит одиноко…»). В стихах о природе Лермонтов символически воплотил тоску одинокого странника, бесприютного изгнанника, с горечью размышляя о судьбе человека.

Совет

И в стихотворении «Листок» скрыт аллегорический подтекст: в образе дубового листка поэт показал гонимого обществом одиночку, испытавшего много горя. В первой строфе раскрывается история изгнания листка, а во второй – история «чинары высокой».

Их судьбы различны: она, счастливица, избранница небес, не знала «холода, зноя и горя», всё ласкает, нежит её, она окружена восхищением, «с ней шепчется ветер», на ветвях «качаются райские птицы», она «солнцем любима», корни её «умывает холодное море». Поэтому не случайна антитеза в начале стихотворения: не суждено листку и чинаре быть вместе.

Слишком ничтожным и жалким кажется гордой чинаре пыльный жёлтый листок. Разве он может соперничать с солнцем, чьими лучами обласкана высокомерная красавица?!

Диалог листка и чинары тоже построен на противопоставлении: он молит, она даёт ему резкую отповедь. Что может предложить красавице засохший и увядший листок? Только свой поэтический дар: «Немало я знаю рассказов мудрёных и чудных», – с тайной гордостью говорит бедный странник.

Но и это отвергает чинара: для неё его рассказы – «небылицы», ей не нужна горькая правда изгнанника. Пресыщенная восхвалениями райских птиц, она с презрением отталкивает от себя пришельца. С разной интонацией звучат и их слова.

Листок говорит жалобно, пытаясь найти сочувствие, растрогать неприступную красавицу: «Я бедный листочек», «один и без цели по свету ношуся давно я». В словах же чинары звучат самые разные оттенки чувств: и презрение, и равнодушие, и хвастовство: «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю».

Нет только добрых чувств: жалости, сострадания, милосердия, любви.

Подобно светской красавице в стихотворении Лермонтова «Нищий», положившей камень в протянутую руку бедняка, чинара вместо милосердия проявляет жестокость, прогоняя листок: «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!» Но ей не откажешь в своеобразном поэтическом даре, ярко и выразительно она описывает собственную красоту: «цвету и блистаю», «по небу я ветви раскинула». Но как скуден её словарь, когда она обращается к листку: «Ты пылен и жёлт», – вот всё, что увидела чинара в страннике. Не заметила, что он прижался к её корням, словно смиренно преклонив колени перед её роскошной, царственной красотой, не захотела понять его душу, которая могла стать родной, ведь листок – часть могучего дуба, она же южное дерево с пышной кроной.

Идейным и композиционным центром стихотворения является ключевое слово «один», характерное для мироощущения поэта. Листок чужой везде. Он изгнан с родины, не принят и не понят и на чужбине. На чужбине, которая могла стать близкой.

Обратите внимание

Не случайно Лермонтов восторженно и приподнято описывает картины южной природы: «на ветвях зелёных качаются райские птицы», использует эпитет «меж листьев её изумрудных», олицетворение «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская».

Поэт в свойственной для него манере не делает выводов, предоставляя читателю самому проникнуть вглубь поэтического подтекста. Характерно, что на резкую отповедь горделивой красавицы листок ничего не отвечает, не спорит с ней и больше ничего не просит.

Лермонтов показывает мир, полный противоречий, в котором мечта о соединении с родственной душой не может осуществиться. Ледяное равнодушие в ответ на «тоску глубокую». Интересно, что слово «холод», употреблённое в первой строфе, повторяется с небольшими изменениями в последней – «холодное море».

Холодно на родине – суровом севере, холодно и одиноко на чужбине – тёплом и роскошном юге. Нет места пришельцу на земле.

Существование двух полюсов – севера и юга, двух противоположностей – неба («по небу я ветви раскинула…») и земли (листок сорван с кроны, упирающейся в небо, и пресмыкается по земле) в понимании поэта подразумевает невозможность соприкосновения и человеческих душ. <\p>

В.Г.

Белинский говорил, что стихи Лермонтова «писаны кровью». И действительно, вся страстность, глубина натуры, раздирающая душу тоска от одиночества, боль и страдание непонятого существа вполне выразились в стихотворении «Листок», поэтическом шедевре Лермонтова.

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-myulermontova-listok-1074220.html

Лермонтов «Листок». Анализ стихотворения

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.

У Черного моря чинара стоит молодая,
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,
На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.

И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,

До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,

Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».

«На что мне тебя? — отвечает младая чинара. —
Ты пылен и желт — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?

Мой слух утомили давно уж и райские птицы.

Важно

Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,

И корни мои умывает холодное море».

1841

Стихотворение Лермонтова Листок посвящено теме одиночества, поиска тепла и понимания во враждебном мире.

В стихотворении мы видим два образа: образ листка, оторвавшегося от ветки родимой и скитающегося по свету, и противопоставленный ему образ молодой чинары,  беззаботно растущей на берегу Черного моря. В первой строфе описывается образ листка . Его судьба трагична и тяжела. Скиталец, гонимый жестокой бурей, сжигаемый холодом и зноем, он преждевременно засох и увял.

Автор использует здесь приемы олицетворения, дубовый листок — скиталец, увял и засох от горя, от ветки родимой. Инверсия — оторвался от ветки родимой, усиливает ощущение тоски и одиночества во враждебном мире. Мы видим суровую сдержанность в описании образа листка, бедность красок и эпитетов.

Во второй строфе описывается образ чинары. Жизнь ее — полная противоположность жизни дубового листка. Ветер ее ласкает и шепчется с ее зелеными, полными жизни листьями, райские птицы развлекают ее своим пением . Жизнь молодой чинары легка и беззаботна.

Лермонтов использует здесь те же приемы олицетворения (чинара стоит молодая, ветер шепчется и ласкает), инверсии (на ветвях зеленых). Яркие краски и эпитеты, которыми автор описывает образ чинары, усиливают впечатление внешнего благополучия и счастья.

Следующие четыре строфы стихотворения автор посвятил диалогу листка и чинары. Листок, уставший от скитаний и одиночества, рассказывает чинаре о своей трагической судьбе и  молит чинару о временном приюте в ее корнях.

Листок  мечтает о покое и отдыхе, предлагая взамен единственное богатство — накопленные за время скитаний «мудреные и чудные рассказы». Но гордую и самовлюбленную чинару не трогает рассказ листка. Она остается равнодушной к его страданиям.

Совет

Несмотря на то, что жизнь ее пуста и однообразна в своем постоянном благополучии, и даже райские птицы утомляют ее своими сладкими и бессмысленными песнями, чинара не хочет ничего менять, и прогоняет дубовый листок прочь.

Основа всего стихотворения — антитеза,  постоянное противопоставление образов листка и чинары. Как внешнее (  Засох и увял — цвету и блистаю, пылен и желт — зеленые и свежие сыны — листья. ), так и внутреннее  ( одинокий листок и   в кругу своих листьев — сынов, любимая солнцем чинара) .

Противопоставление есть и в отношении внешнего мира ( жестокой бурею гонимый, — ласкает и шепчется ветер, без тени и от зноя усох — корни омывает холодное море).

С одной стороны автор как бы сравнивает и спрашивает, какая же судьба лучше, листка, давшая через боль и страдания мудрость , но рано уносящая силы и здоровье, либо внешне благополучная, но пустая и бессмысленная внутри жизнь чинары, счастливой, пока светит солнце.

С другой стороны автор осуждает равнодушие и черствость чинары. Лирический герой Лермонтова также, как и дубовый листок, одинок, и ищет понимания и покоя в суровом внешнем мире.

Если у вас не открываются игры или тренажёры, читайте здесь.

Источник: http://kid-mama.ru/analiz-proizvedenij-po-literature/lermontov-listok-analiz-stixotvoreniya/

Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком и отправился в странствия. Говоря о теме странствия, необходимо обратить внимание на использованный эпитет «гонимый».

Дело в том, что стихотворение написано после возвращения из отпуска на ссыльный Кавказ. Таким образом, стихотворение помогает поэту выразить чувства, которые он переживает, находясь в отрыве от друзей, родных ему мест.

Как и листок, пожелтевший и запыленный, он ищет убежище, спокойного уголка на берегу у Черного моря. Поэт надеется, что чужбина сможет стать для него родным краем, но разница в мировоззрении, мироощущении навсегда оставила его чужаком.

Обратите внимание

В стихотворении есть строки, подтверждающие эти размышления. Листок просит чинару приютить его от палящего солнца, а взамен он расскажет ей много удивительных историй, произошедших с ним.

Однако «небылицы» листка ее совершенно ее не интересуют, и он оказывается не нужным ей.

Так и Лермонтов не смог стать своим на Кавказе. Его статус ссыльного поставил его на низшую ступень местного общества. Он, как и листок, «не пара».

Конце стихотворения чинара открыто гонит дубовый листок от себя, советуя поискать счастья где-нибудь в другом месте. Тем самым, тема изгнанничества усиливается к концу стихотворения и становится его основной, тесно переплетаясь с темой одиночества. Обе темы являются сквозными в творчестве М.Ю. Лермонтова.

Интересно построение стихотворения, которое по своему стилю и художественным средствам напоминает восточные стихи-притчи со своими художественными средствами.

Анализ стихотворения Листок Лермонтова

Образ листка, символизирующий изгнанничество, получил широкое распространение среди произведений европейской и русской литературы еще в восемнадцатом веке, в эпоху романтизма.

Тема одинокого странника, ищущего тепла и приюта, имеет отражение и в других произведениях Лермонтова: «Тучи», «Парус», «Утес», «Ветка Палестины», «Мцыри», «Выхожу я один на дорогу». Однако, наиболее ярко мотив одинокого странника отражен в образе дубового листка именно в стихотворении «Листок».

Стихотворение «Листок» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым на последнем году жизни, в 1841. Его смело можно отнести к произведениям философской лирики с элементами пейзажа.

Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок

Конструктивные особенности произведения следующие: пять строф, четыре из которых – четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.

Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.

Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод.

Важно

Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.

Во времена, когда чинара наслаждалась покоем и гармонией, листок подвергался всевозможным испытаниям судьбы. Он готов поделиться с чинарой интересными историями, произошедшими с ним во времена странствий и скитаний.

Однако, «морская царь-девица» остается равнодушной, ее не интересует и не беспокоит судьба малознакомого ей листка. Она весьма капризна и избалована, ей не знакомы чувство жалости и сострадания. Поэтому чинара решает прогнать листок.

Этот момент является кульминационным, так как здесь происходит полное крушение надежд листка на светлое будущее, и он так и остается отверженным и одиноким.

<\p>

Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.

Средства художественной выразительности в стихотворении Листок Лермонтова

В произведении присутствует ряд средств художественной выразительности: эпитет, метафора, олицетворение, инверсия, аллитерация, ассонанс.

Эпитеты используются для более выразительного описания явлений: «жестокая буря», «зеленые ветви», «глубокая тоска», «изумрудные листья», «бедный листочек». При этом важно отметить сдержанность при описании листка и насыщенность описания чинары.

Олицетворение в стихотворении

Прием олицетворения применен на образе дубового листка. Листок выступает скитальцем, увядшим и засохшим от выпавшего на его долю горя. Инверсией в произведении является момент отрыва листка «от ветки родимой». Это служит усилением ощущения одиночества и враждебно настроенного окружающего мира.

Если обратить внимание, то в произведении нет четкого описания, что же в дальнейшем происходит с листком, после того, как чинара его отвергает. Также отсутствует ярко выраженная мораль произведения.

Лермонтов заставляет читателей поразмыслить над тем, судьба какого персонажа им ближе: листка, который, пройдя через ряд тяжелых испытаний, получил полезный жизненный опыт и познал смысл жизни, или же бессмысленное существование красивой чинары, которая по-своему счастлива, однако внутренне абсолютно пуста.

Совет

На протяжении стихотворения автор подводит читателя к тому, чтобы каждый смог сделать вывод самостоятельно.

Стихотворение «Листок» является своеобразным криком души Михаила Юрьевича Лермонтова. Автор пишет о том, что одинокому изгнаннику своей Родины трудно найти другое пристанище в этом жестоком мире.

Мало кто согласится отойти от привычного образа жизни, проявить сочувствие и оказать поддержку чужому человеку. Поэтому, не стоит надеяться на помощь окружающих, нужно рассчитывать только на себя.

При этом, единственным местом, где человек может чувствовать себя защищенным и счастливым, является его Родина, какой бы суровой она не оказалась в один момент.

6 класс

Анализ стихотворения Листок по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/listok-6-klass

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Листок Лермонтова — замечательная работа, написанная незадолго до его смерти. В 1841 году, когда Лермонтов вернулся на Кавказ из Петербурга, где был в отпуске, там и было написано стихотворение.

Свое стихотворение автор посвятил теме одиночества, теме постоянного поиска понимания, тепла в чужом вражеском мире.

Данную работу вполне можно считать автобиографической и чтобы в этом убедиться, давайте сделаем анализ стихотворения «Листок» Лермонтова.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок»

Если обратиться к сюжету стихотворения, то мы видим, как дубовый листочек был оторван от дерева и его, против воли, подхватил порыв ветра и унес далеко от родного края. Используя в стихе эпитеты, метафоры, сравнения, автор показал жизнь изгнанника в образе листочка.<\p>

Листок скитается весь в пыли, иссохший, пожелтевший. Он надеется найти приют на чужбине.

Занес его ураган к Черному морю, где росла чинара. В отличие от листка, она стояла на месте, обласканная солнцем. Она свежа и красива. На ее ветвях пели райские птички и она была довольна своей комфортной жизнью. Она дружит с окружающим миром, а вот листок попал во вражеский мир, где его сушит солнце, где ветер гонит, а в море можно утонуть.

<\p>

Дальше в анализе нашего стихотворения давайте кратко опишем разговор чинары и дубового листика. Листок, прижавшись к корням чинары, просит хоть на краткий миг приютить его. Он просит приюта в ее тени, за что он обещает рассказывать разные интересные истории. Но, у красивой внешне, внутренний мир чинары оказался пустым и бездушным.

Не нужны ей небылицы листка, да и свежим ее сынам листик не пара. Прогоняет его бездушная чинара.<\p>

Продолжая анализировать стихотворение Лермонтова в нашем сочинении, мы видим в образе дубового листка самого автора. Уже в начале произведения видны предпосылки и намек на кавказские ссылки автора, куда ему пришлось ехать независимо от желания.

Автор попал в чужую среду, где ему было не комфортно. Ему пришлось покинуть друзей, светскую жизнь, оказавшись на чужбине. Лермонтов пытается найти на чужбине уголок для себя, но не получается. Уж очень разными были мировозрения у кавказцев, которые не совпадали с его собственными.

<\p>

Обратите внимание

Мало того, Лермонтова на Кавказе не воспринимали, как литератора, где не оценили талант писателя, ведь жизненные ценности там были совершенно другими. Лермонтова отвергло и местное общество, как отвергли и кавказские красавицы.<\p>

Вот мы и видим в конце произведения, где автор выплеснул всю свою душу, переживания, всю свою боль, как чинара прогоняет иностранца.

Она советует ему искать другого приюта в иных местах. Вот только где найти тот уголок, вдали от Родины, где был бы герой по-настоящему счастливым? Где найти место, в котором автор был бы признан и востребован. Где найти такое место на земле?

Надежды на спокойствие, на счастье, на обретение покоя разбиты. Вдали от родного края герой обречен либо же на смерть, либо же на вечное скитание.

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-lermontova-listok.html

Анализ стихотворения “Листок”

Сочинения › Лермонтов М.Ю.<\p> Готовые Домашние Задания

Центральным образом стихотворения М.Ю.

Лермонтова «Листок», написанного в 1841 году, стал оторвавшийся от «ветки родимой», «жестокою бурей гонимый» «дубовый листок».

Надо сказать, что листок как символ бесприютного, скитальческого существования проявлялся еще в ранней лирике поэта («Портреты», «Дай руку мне, склонись к груди поэта»).

Лермонтоведы указывают на связь стихотворения «Листок» с элегией французского поэта Антуана Арно, переводившейся на русский язык В. Жуковским и Д. Давыдовым.

Образ листка-странника продолжит свою жизнь в творчестве таких писателей, как К.Г. Паустовский («Разливы рек»), Л.М. Леонов («Evgenia Ivanovna») и многих других.

Главная тема стихотворения «Листок» – поиск спокойствия и тепла в этом жестоком мире, попытка спастись от одиночества.

Листок в стихотворении созрел до срока. Это символ лермонтовского поколения, которое, как и листок, созрело преждевременно и стало вести бесцельную жизнь. А в путешествии листка на юг угадывается автобиографический мотив изгнанничества.

Лирический сюжет стихотворения развивается в аллегорической форме, он построен на противопоставлении двух образов: листка и чинары. Листок-странник переживает враждебность окружающего мира: жара и холод заставляют его сохнуть и увядать, солнце против него, ветер также жесток по отношению к листку. Но с чинарой ветер и солнце живут в дружбе и согласии:

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская,

Я солнцем любима, цвету для него и блистаю.

Важно

Мир листка-«странника» – это бесприютное одиночество, лишенное романтического ореола, это также горе, беспокойство: «увял он от холода, зноя и горя», «увял я без сна и покоя».

Но мир чинары тоже не идеален: это мир забвения, отгороженности от реальной жизни: «Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?».

Чинара живет в своем мире и не желает знать ничего, что может вывести ее за его границы.

Герой ранней лирики Лермонтова отвергал мир беспечного блаженства. Он был для него решительно неприемлем. Теперь листок-странник даже в чуждом ему мире хочет найти избавления от тоски и одиночества:

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой.

Но почему чинара не приютила листок? Потому что в мире, где ревностно оберегают собственный покой и безмятежность, где царят эгоизм и пресыщение, нет места состраданию и пониманию.

Финальные слова чинары: «На что мне тебя?.. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!..» оставляют у читателя ощущение недосказанности. Такой конец стихотворения имеет содержательное значение. Чинара говорит листку идти дальше, но дальше – море. Об этом мы понимаем из первой строфы: «И вот, наконец, докатился до Черного моря».

И здесь опять прослеживается тема несовместимости двух миров. Чинаре море дает жизнь: «И корни мои умывает холодное море», а обреченному на скитания листку оно сулит только гибель.

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием. Это редкий в русской поэзии размер. Важным художественным средством в стихотворении является звукопись. Так, в качестве звукового повтора Лермонтов ставит слова “черный” – “чинара”:

У Чёрного моря чинара стоит молодая.

Совет

Синтаксическая организация стихотворения способствует усилению ощущения враждебности и несовместимости листка в полете и чинары в спокойствии.

Три первые строфы — это три бессоюзных предложения, части которых распространены и осложнены. Две последние строфы, посвящённые чинаре, содержат пять предложений, которые она, уверенная в себе, не просто произносит, а «рубит».

В вопросительной и восклицательной интонациях чувствуются гнев и возмущение.

Так что же будет с листком-странником? Наверное, как это ни печально, он так и останется гонимым «жестокой бурей», так и будет одиноко бесцельно скитаться по свету. Куда унесет его ветер – неизвестно.

Так и не найдет, не обретет листок желанного покоя.

Может, ему стоило остаться на «родимой ветке»? «Отчизна сурова», но не лучше ли искать покоя в ней, чем в чужом мире? Ведь на чужбине никто не ждет страдающую душу скитальца, вдали от Родины трудно найти покой.

Сочинения по теме:

  • Крестьянское движение в повести “Капитанская дочка” и в романе “Вадим”. сочинение
  • Анализ стихотворения “Дума”. сочинение
  • Анализ стихотворения “Выхожу один на дорогу”. сочинение
  • Анализ стихотворения “Молитва”. сочинение

Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/raznoe-462/analiz-stihotvoreniya-listok

Анализ стихотворения Лермонтова «Листок»

Удивительно, но на всех этапах короткой, но такой богатой творческой жизни Михаил Лермонтов обыгрывал тему одиночества. Достаточно вспомнить его «Белеет парус одинокий…». Перед нами не менее яркий пример – стихотворение «Листок».

И снова до боли знакомая тоска по родине, скитания, чужбина. Прямолинейная иносказательность – я бы дала такую характеристику этому произведению. Понятно, что под дубовым листом автор подразумевает человека, который оторван от родины, вдали от родной земли тоскует по ней. Скорей всего, Лермонтов описывает собственные переживания, свою боль, свои страдания.

Да, автор, вырос в могучей и сильной России, как и листок на сильном дубе. Он рано поумнел, обрел опыт и мудрость, стремился к свободе, и как тот лист, созрев до срока, укатился в степь.

Что ищет там наш герой под видом странника-листочка? Правды, справедливости, возможности свободно высказывать свои мысли.

И что находит? Безразличное равнодушие обеспеченной чинары, которая ни на что не променяет собственный покой и благополучие, не подаст руку-ветку помощи.

Одинокий странник не нашел понимания в чужой стране, остался невостребованным, засох и увял. Оторвавшись от своих корней, от своей Родины одинокая душа ищет себя в новом мире. И не находит… Кто захочет слушать истории о жестокой правде жизни? Не проще ли назвать их небылицами и внимать сладострастному пению раболепных прислужников?

Обреченный герой с болью осознает и понимает, что чужая чинара никогда не примет скитальца, не нарушит собственного спокойствия. К чему ей многоопытный скиталец, который начнет шептать ее зеленой листве о правде жизни? И она, возмущенная, гневно отказывает дубовому листу.

Обратите внимание

Не найдя понимания в чужой стороне, автор, делает вывод, что как бы ни сурова была родина, но это именно та земля, которая примет и обогреет. Заключительная часть с ее моралью отсутствует в стихотворении, но на протяжении всего сюжета Лермонтов подсознательно ведет нас к такому выводу. И читатель самостоятельно формулирует вывод.

Таким образом, Лермонтов не только выражает свое отношение к данному вопросу, но и дает возможность каждому читателю поразмыслить над ним. Логические выводы закономерны для каждого, кто понимает аллегорический смысл. Думается, что лермонтовский «Листок» во многом автобиографичен.

Недаром примерно в этот же период он написал и свой «Утес», и «Выхожу один я на дорогу». Душа поэта мечется и ищет. Сколько еще глубоко философских произведений мог создать Лермонтов, и как рано оборвалась его полная трагизма жизнь.

(5 votes, average: 4.60

Источник: https://school-essay.ru/stixotvorenie-lermontova-listok.html

Анализ стихотворения “Листок” Лермонтова | Инфошкола

В стихотворении «Листок» Лермонтов использовал традиционный образ листка, оторванного «от ветки родимой» и гонимого бурей. Образ одинокого листка получил широкое распространение в русской поэзии.

Сравнение человеческой жизни с листком можно найти в лирическом творчестве В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, Дениса Давыдова, В.Ф.Одоевского и других художников слова.

Образ оторванного бурей листка нередко встречается и в творчестве Лермонтова.

Очень близкими оказываются, например, строки из поэмы «Демон» («Он жил забыт и одинок / Грозой оторванный листок») и из поэмы «Мцыри» (» … угрюм И одинок, / Грозой оторванный листок, / я вырос в сумрачных стенах»).

Образ листка, гонимого бурей, нашёл развёрнутое художественное воплощение и в стихотворении «Листок», которое по своему жанру напоминает балладу. Стихотворение, тяготеющее к сюжетной лирике, композиционно распадается на три части.

Первые две строфы — это своеобразная экспозиция, включающая в себя повествование с элементами описания. В ней представлены образы листка (первая строфа) и чинары (вторая строфа).

Содержанием второй части баллады является обращение листка к чинаре
(третья и четвёртая строфы) и ответ чинары листку (пятая и шестая строфы).

Представления учеников о структуре стихотворения

станут необходимым условием его полноценного осмысления.

Сюжет стихотворения не вызовет трудностей у школьников. В движении к пониманию смысла стихотворения внимание учеников необходимо остановить на изображении его героев. В лексическом составе первой строфы, рисующей горькую долю дубового листка, преобладают глаголы движения: «оторвался», «укатился»(с дополнительным признаком действия — «гонимый»), «засох и увял», «докатился».

Важно

Во второй строфе, героем которой является чинара, глаголам движения противопоставлено постоянство действия («у Чёрного
моря чинара стоит молодая… «).

Во второй строфе преобладают разнородные определения: «молодая», «зеленые ветви», «на ветвях
зелёных», «морская царь-девица». «Холод» и «зной» оказываются губительными для листка, а с чинарой «шепчется ветер, зелёные ветви

лаская».

Первоначальная характеристика листка и чинары, данная в экспозиции, находит развитие в последующих строфах стихотворения.

Обращение к третьей-четвёртой и к пятой-шестой строфам позволит ученикам не только найти повторы в характеристике героев
стихотворения (листок «засох», «увял»; чинара «младая»), но и увидеть, как в развитии действия появляются новые детали, обогащающие представления читателя о героях стихотворения.

Опорные слова «странник», «пришелец», характеризующие листок, привлекают

внимание учеников к стиху: «Один и без цели по свету ношуся давно я … » Неприкаянности листка противостоят слова горделивой чинары: «Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; / По небу я ветви раскинула здесь на просторе … »

В беседе о стихотворении очень важно отметить, что жизнь природы отождествляется в нём с человеческой жизнью.

Погружаясь в художественный текст, школьники не пройдут мимо переживаний, которые выпали на долю «бедного» листка: от «горя» и «тоски
глубокой» он не знает «сна и покоя», он «молил» приюта у чинары … Да и чинара наделена качествами, присущими человеку, «царь-девица», она по-своему «отвечает» на мольбу листка …

Вторая часть стихотворения представляет собой диалог между листком и чинарой. Какое значение приобретает этот диалог? Как он обнажает несовместимость желаний и чувств героев стихотворения?

Бесприютному существованию, острому чувству тоски, неприкаянности и одиночеству листка, обращающегося к чинаре в поисках приюта, противопоставлено холодное равнодушие и самодовольство дерева с изумрудными листьями.

Таков смысл стихотворения, написанного по дороге на Кавказ.

Совет

В образной аллегории стихотворения, в движении к Чёрному морю «до срока созревшего» «в отчизне суровой» листка поневоле угадывается «автобиографический момент изгнанничества»  самого поэта.

Стихотворение «Дубовый листок оторвался от ветки родимой … » написано пятистопным амфибрахием, редким в русской поэзии размером. Когда-то Лермонтов писал: «Я без ума от тройственных созвучий … »/

«Тройственные созвучия» — это и амфибрахий, и дактиль, и анапест. «Три пальмы» написаны четырёхстопным амфибрахием, а «Листок» — пятистопным.

В завершение разбора стихотворений Лермонтова уместно прозвучат слова Ираклия Андроникова, обращённые к юному читателю. Эти слова, тематически объединяющие стихотворения Лермонтова, будут восприняты школьниками как обобщающие, подводящие итоги изучения темы.

«Образ оторванного листка, гонимого бурей, был для Лермонтова символом судьбы политического изгнанника и напоминал читателю о судьбе самого поэта … Такие стихотворения, как «Утёс», представляют собой не только высокохудожественные описания природы.

Они заставляют читателя задумываться, потому что под аллегорическими (иносказательными) изображениями в них скрыты человеческие отношения.

В образах утёса и тучки, сосны и пальмы («На севере диком … «), дубового листка и чинары («Листок») мы угадываем человеческие встречи и расставания, мечты и надежды — сложные человеческие судьбы».

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-listok-lermontova/

Ссылка на основную публикацию