Анализ рассказа чехова «душечка»

Сочинение Анализ рассказа Душечка Чехова

Рассказ А.П.Чехова «Душечка» является одним из последних и одним из самых великий повествований автора.

Главная героиня Ольга, Семеновна Племянникова, живет с родителями в домике неподалеку от сада «Тиволи», в Цыганской слободке. Она милая, очень добродушная и сердечная девушка.

Ольга полна любви и хочет её дарить всем окружающим, помогая им в решении проблем и полна сочувствия. Соседи прозвали её «душечкой» благодаря её характеру и её поступков.

Обратите внимание

В рассказе четко приведены две сюжетные линии, которые проходят вокруг Душечки. Первая – это её некие любовные увлечения. Несмотря на её прекрасный характер, она любвеобильна и старается избраннику отдать часть своей любви, а когда не выходит, пытается найти другого мужчину. Вторая – это одновременно и цепь постоянных утрат, что она вечно теряет свою любовь и находит новую.

Этот рассказ состоит из 4 частей, и в каждой из части нам рассказывается о временной любви Ольги и как она решает проблемы людей, только чтобы сделать их счастливыми. Все четыре истории повторяются.

Они имеют похожую развязку и сюжет: она влюбляется, забирает все проблемы своего возлюбленного себе, берет его привычки, но в конце, что-то с её любовью случается.

Такое однообразие и вызывает некую комичность в ситуации.

Главными персонажами повести являются: Ольга Семеновна Племянникова она же «Душечка», Кукин, Пустовалов, ветеринар и его сын Саша. Сам же Чехов описывает Душечку милой и любящей, но одновременно и довольно глупой и смешной. Ольга полностью забывается в своих чувствах, теряя при этом себя.

Она начинает повторять слова мужчин, у неё появляются такие же проблемы как у её избранников, такие же недовольства.

С помощью различных деталей Чехов ярко описывает изменения в лексике Душечки, из своих мужей – различные обсуждения про театр с Кукиным меняются на лексикон про технику с Пустоваловым, а позже и про обсуждение с Смирниневым о лошадях.

Но уже под конец Душечка впервые встречает милого мальчика Сашу, сына того ветеринара. Она полностью растворяется в любви к этому мальчугану больше напоминающей материнскую любовь.

Все чувства до этого ей кажутся ничтожными, не настоящими, ведь она видит маленького мальчика, которого забыли родители и не уделяют ему внимания. Душечка сразу меняться, она дарит свою любовь и поддержку мальчику и получает её обратно от него.

Все чего она боится, то, что когда, то мальчика заберут родители.

«Душечка» – рассказ о женщине, которая готова отдать всю свою любовь дорогому человеку, готова отдать всю свою страсть и желание. Оленька милая и трогательная, но одновременно и довольно глупа. Для неё любовь – это отдавать и нечего не получать в замен.

Сочинение по произведению Душечка

Главной героиней рассказа Чехова является Ольга Семеновна Племянникова, которую другие люди называют душечкой. Отсюда, собственно, и название рассказа.

Такое прозвище придумали люди за добрый нрав этой женщины, которая со всеми проявляет себя кротко и учтиво. Основное свойство этой героини – полностью растворяться в заботах своего избранника. Кого бы она не любила, она всегда полностью поглощается делом этого человека.

Как диктует нам христианская этика, нужно полюбить других людей (и в частности каждого отдельного другого) как самого себя и полюбить всецело. Таким образом, предписывается даже любить других людей немного больше чем себя. Душечка является воплощением такого идеала, она полностью отдает себя и себя для себя, если возможно так выразиться, практически не оставляет.

Важно

Эта женщина утрачивает собственную личность и заполняет внутреннее пространство личностью того, кого любит. Поэтому вторые прозвища ей дают такие как «Мы с Ванечкой» или «Мы с Сашенькой». Именно так выражается героиня, да и в целом ее речь становится по большей части повтором фраз человека, с которым сейчас отношения.

В процесс прочтения рассказа возникает вопрос как относиться к этой героине. Является ли она просто пустышкой без внутреннего содержания, которая заполняет себя другими или она самоотверженно может любить? Автор, на мой взгляд, дает тут некоторые подсказки.

Сам рассказ говорит о мягкости и простоте характера. Бытовые подробности из рассказа тоже говорят об этом. Любовь Душечки не глубока и не трагична, она трагична только в смысле острой потребности заполнения внутренней пустоты.

Тем не менее, как еще поступать человеку с внутренней пустотой? Возможно вариант Ольги Семеновной является довольно-таки актуальным и вполне достойным по сравнению с многими другими.

Помимо этого Чехов ведь в некоторой степени воспроизводит тут женский архетип. Для женщины свойственно заботится о других, в частности о своих мужчинах и тут не имеет значения о супруге или сыне. Так или иначе, женщина и становится действительно полной в этой деятельности, в этом обретает смысл своего существования.

← Анализ рассказа Попрыгунья
← Анализ рассказа После театра↑ ЧеховАнализ рассказа Скрипка Ротшильда →
Анализ рассказа Черный монах →

  • Сочинение по рассказу Шолохова Судьба человека рассуждение 7 класс
    После прочтения рассказа Михаила Александровича Шолохова “Судьба Человека ” ощущаются непередаваемые впечатления. Вообще, этот рассказ основан на реальных событиях. Однажды, А. М. Шолохов встретил Андрея Соколова
  • Сочинение Судьбы людей в революции в романе Белая гвардия
    «Белая гвардия» – это одно из важнейших произведений в творчестве М. Булгакова. Это исторический роман, повествующий о тяжелых, трагических событиях, связанных с революцией
  • Сочинение Мцыри свободолюбивая личность
    Свобода. Кажется, какое простое и короткое слово, а какой может быть глубокий смысл скрыт в нём. Прежде чем доказать, что Мцыри свободолюбивая личность, нам следует понять, что он подразумевает под словом «свобода»
  • Толстой Лев
    Лев Толстой – самый талантливый писатель русской литературы. Очень сложно описать литературный талант писателя, так как он создал очень много разнообразных произведений: романы, повести, рассказы, письма
  • Почему часто говорят: бойся своих желаний? Сочинение (ЕГЭ 11 класс итоговое)
    Желание это не действие, это всего ли желание. Стоит ли его бояться? Желания бывают разные. Бывают хорошие, бывают плохие.<\p>

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-dushechka

Образ Душечки в рассказе Чехова “Душечка”

Племянникова Ольга Семеновна (Душечка) — дочь коллежского асессора, тихая, добродушная и жалостливая барышня, очень здоровая, у нее полные розовые щеки, мягкая белая шея с темной родинкой, кроткий взгляд и добрая наивная улыбка. Живет она в собственном доме на окраине города, в Цыганской слободке.

Душечка в рассказе «Душечка» Чехова обладает удивительной способностью самозабвенно влюбляться в человека, как бы перетекая в него душой, становиться его полным двойником: смотреть на мир его глазами, думать, как он.

Она всю жизнь бессознательно ищет такой «объект любви», который наполнил бы все ее существо, поскольку жить, не перетекая в другого, для нее невозможно: своего «я», на которое она могла бы опереться, у нее нет и, соответственно, нет никаких своих мыслей и «мнений».

<\p>

Совет

В детстве, когда училась в прогимназии, Душечка любила своего учителя французского языка, потом любила отца, потом — тетю.

Став взрослой и фактически единственной хозяйкой дома (отец ее был еще жив, но сильно болен и домашними делами не занимался), героиня влюбляется в жильца, квартировавшего у нее во флигеле, — театрального антрепренера Ивана Петровича Кукина, и вскоре выходит за него замуж.

«Мнения» Кукина сразу же становятся ее «мнениями», и она уже верит, что самое важное в жизни — это театр. После неожиданной смерти Кукина Душечка через некоторое время выходит замуж за Василия Андреича Пустовалова, управляющего лесным складом, и главной темой ее размышлений становится лес и торговля лесом, к театру же она полностью охладевает.

Проходит шесть лет счастливой семейной жизни, и Пустовалов тоже умирает, а Душечка влюбляется в нового своего жильца — полкового ветеринарного врача Владимира Платоновича Смирнина, и с этого момента говорит только о болезнях животных и об отсутствии в городе правильного ветеринарного надзора. Когда ветеринар надолго уезжает из города и Душечка остается одна, основным ее страданием становится то, что она не может ни о чем составить никакого «мнения», и ей непонятно, зачем мужик едет на телеге, зачем идет дождь или зачем стоит бутылка.

Но ветеринар возвращается — с женой и девятилетним сыном Сашей, которого собирается отдавать в гимназию.

Душечка, благодарная судьбе за такой подарок, с искренней радостью предоставляет семейству Смирниных возможность жить в ее доме, сама же перебирается во флигель, а потом, когда мать Саши уезжает в Харьков и, похоже, не собирается оттуда возвращаться, переселяет к себе во флигель и Сашу, которого любит и о котором заботится как о родном сыне. Хотя «мнения», заполняющие теперь ум героини, почерпнуты ею из гимназических учебников, по которым учится Саша (так, фраза «Островом называется часть суши, со всех сторон окруженная водою» исполнена для нее необыкновенного смысла и значения), сама она в этой новой ситуации нисколько не кажется смешной, потому что возможное ироническое к ней отношение как к существу, совершенно лишенному какой-либо интеллектуальной самостоятельности, полностью снимается восхищением перед ее глубоко трогательной материнской привязанностью к этому чужому ей мальчику. Она находит наконец истинный объект для переполняющего ее чувства любви, изначально, как выясняется, предполагавшей готовность к бескорыстному жертвенному служению. В литературоведении Душечку Чехова иногда сопоставляют с героиней повести Г. Флобера «Простая душа» — служанкой Фелисите.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. – М.: Олимп; ООО “Издательство АСТ”, 1997

Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/obraz_dushechki_v_rasskaze_chekhova_dushechka/79-1-0-1573

Образ Душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Образ Душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова

  Скачать сочинение

    Одной из наиболее остро волновавших писателя тем, к которым он настойчиво обращался на протяжении всего своего творческого пути, была тема пошлости окружающей жизни.

Пошлость, словно страшное болото, засасывала человека в пучину бессмысленного прозябания и делала его своим рабом, полностью зависимым от бездушного механического порядка, и он оказывался беспомощным, когда это жалкое существование по каким-то причинам сбивалось с раз и навсегда установленного ритма.

Совершенно по-новому эта проблема звучит в рассказе “Душечка”, героиня которого — милая и приятная девушка, наделенная редкостной способностью любить.
    Вся жизнь Оленьки Племянниковой заключена в любви, которая так же необходима ей, как воздух.

Обратите внимание

До замужества она любила папашу, тетю из Брянска, учителя французского, а выйдя замуж за антрепренера и содержателя увеселительного сада “Тиволи” Кукина, она так страстно и пылко открывается этой новой любви, что буквально растворяется в ней.

Постепенно она, сама того не замечая, теряет собственное лицо, свою индивидуальность, она словно отождествляется с объектом своей любви, перенимает его интересы, привычки, образ жизни.

В самом начале их отношений Кукин выражает свое презрение к публике, посещающей его заведение, а когда Оленька становится его женой, то она почти дословно повторяет его высказывания о публике: “Ей нужен балаган!” Смерть мужа лишает жизнь Душечки всякого смысла, ее внутреннего содержания, сводя ее к чисто физическому существованию.

Потеряв мужа, она теряет часть себя самой: все свои жизненные силы она направляла на него, теперь же в ее душе образовалась пустота, которая требует восполнения. Когда в жизни Душечки появляется новый мужчина, лесоторговец Пустовалов, то она с не меньшей самоотдачей открывается новой любви и, став его женой, полностью отдается заботам о продаже леса.

Когда же и Пустовалова постигает кончина, Душечка испытывает такую же опустошенность, как и после смерти Кукина. Ситуация повторяется: невостребованное чувство готово открыться тому, кто его примет… На этот раз Душечка влюбляется в ветеринара Смирнина и с жаром начинает жить его интересами, заботами и обязанностями.

    Каждый раз любовь Оленьки совершенно искренна. Душечка далека от всякого притворства. Будучи замужем за Кукиным, она говорит, что “получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре”, и действительно верит в это, хотя ее “театральная” жизнь ограничивается лишь хлопотами о буфете, кассе и выдаче жалованья актерам.

Став женой Пустовалова, она чистосердечно утверждает: “Нам с Васечкой некогда по театрам ходить. Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего?”
    Вся жизнь Душечки представлена в рассказе как последовательно сменяющие друг друга повторяющиеся циклы.

Она переживает одни и те же душевные состояния: влюбленность до самозабвенья — внезапная утрата возлюбленного, а вместе с ним и смысла жизни — новая любовь, новые интересы и увлечения, обретение нового смысла… При всей видимости активности и движения существование героини фактически стоит на месте, а точнее, движется по кругу.

Важно

Душечка ничего не теряет и ничего не обретает, ибо мир предельно замкнут и ограничен. Вся ее беда в том, что она не обладает тем ядром, которое не зависит от конкретной обстановки, и становится совершенно беспомощной и слабой, оказавшись лицом к лицу с реальной жизнью.

    Повествование касается прошлого Душечки, и только в финале, где речь идет о последней, теперь уже материнской любви Оленьки, появляются глаголы настоящего времени. История жизни героини показана для того, чтобы осветить ее настоящее. Не будь того, что уже прошло перед читателем, история привязанности Душечки к сыну ветеринара могла бы быть воспринята иначе.

Но здесь снова повторяется то, что было раньше: Душечка трогательна в своих проявлениях заботы о Сашеньке, но и смешна, то и дело повторяя вслед за ним какую-нибудь фразу из учебника географии. В своих мечтах о будущем она, как и всегда, не думает о том, что будет с ней самой, все ее мысли направлены на Сашу, когда он вырастет и “станет доктором или инженером”, будет иметь собственный большой дом, лошадей, коляску, женится и у него родятся дети”.

    Существование Душечки носит парадоксальный характер: она может жить своей жизнью только ради кого-то другого. Для нее это и уход от реальной жизни, и единственный способ приобщения к действительности… В этом ее беда, но вместе с тем и спасение. Отказ от себя и полная самоотдача — это одновременно и жертва, и вынужденная мера, продиктованная практической необходимостью (ведь иначе она просто не может!), а значит, и проявление эгоизма! Ее трагедия носит черты абсурда, ибо ее жизнь проходит в замкнутом круге, а по отношению к себе самой она одновременно выступает в двух ролях: господина и раба.

15665 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Образ Душечки в одноименном рассказе А. П. Чехова

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00032201184864080379/

Выявление авторской позиции при лингвистическом анализе рассказа «Душечка» А.П. Чехова | Русский язык и литература | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Автор: Аксянова Гузель Саитовна

Организация: ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрани Самарской области

Населенный пункт: г. Сызрань

ВЫЯВЛЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА «ДУШЕЧКА» А.П.ЧЕХОВА

Слово как средство художественного изображения давно привлекает внимание исследователей. Основной тенденцией научных работ по языку литературных произведений является стремление определить назначение каждого отдельного речевого компонента текста.

Как известно, творчество Антона Павловича Чехова – это явление, принадлежащее не только отечественной, но и мировой культуре.

Даже спустя более ста лет после смерти писателя к его произведениям не ослабевает интерес.

Но если литературоведение имеет большой опыт изучения художественных особенностей рассказов и повестей Чехова, то лингвистические исследования его прозы освещают лишь узкий круг аспектов языка и речи.

Цель нашей совместной работы с учениками – выявить, как слово в художественном тексте может оказывать влияние на читателя. Для достижения этой цели мы обратимся к рассказу А. П. Чехова «Душечка».

Главная героиня этого небольшого произведения, Оленька Семеновна, принадлежит окружающему ее обществу, живет по его законам. В ее характере есть очень важная черта — способность к самоотверженной любви, которая составляет сущность натуры героини. Любовь Оленьки проявлется по-разному, ее чувство — это всецелая зависимость от предмета любви.

<\p>

Показателем душевных переживаний героини является ее речь. Читая произведение, можно обратить на обилие слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: голубчик, крылечко, красавчик, деточка и пр. Говоря о мужчине-муже, Оленька обычно использует суффикс -ичк-: Васичка, Ваничка, Володичка.

Совет

Отношение к мужчине-ребенку передает суффикс -еньк-: Сашенька, славненький, миленький, умненький, беленький и тд. Частое использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами показывает добродушие и отзывчивость главной героини.<\p>

Далее А. П. Чехов противопоставляет жизнь Оленьки в окружении мужчин пребыванию в одиночестве.

В первом случае лексика имеет положительную окраску: при Кукине «ее розовые щеки, милая, наивная, похожая на сияние улыбка мелькали то в окошечке кассы, то за кулисами, то в буфете».

С Пустоваловым они «шли рядышком, с умиленными лицами, от обоих хорошо пахло, и ее шелковое платье приятно шумело». Ветеринара Володичку она «со слезами на глазах обнимала его, умоляла не сердиться, и оба были счастливы».

Во втором случае мы наблюдаем использование лексических повторов: пусто, мнение, смысл. «…Главное, что хуже всего, у нее уже не было никаких мнений. Она видела кругом себя предметы и понимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить.

А как это ужасно, не иметь никакого мнения! Видишь, например, как стоит бутылка, или идет дождь, или едет мужик на телеге, но для чего эта бутылка, или дождь, или мужик, какой в них смысл, сказать не можешь и даже за тысячу рублей ничего не сказал бы.

Такое противопоставление и использование лексических повторов дает возможность выявить следующее качество героини: она нуждается в точке опоры вне себя, в другом. Именно другой дает ей возможность судить о вещах с определенной позиции.

При отсутствии этого другого Ольга Семеновна теряет больше, чем кормильца и близкого человека, – она теряет смысловую ценность своего существования.<\p>

Через весь рассказ рефреном проходит метафора двора (дома).

Обратите внимание

Дом и двор – это не только слова, с помощью которых Чехов описывает место встреч и расставаний Оленьки со своими близкими, но и метафорическое выражение того, что происходит в ее душе. Пустота или заполненность дома, двора – самая краткая характеристика душевного состояния Ольги Семеновны. «Как быстро бежит время! Дом у Оленьки потемнел, крыша заржавела, сарай покосился, и весь двор порос бурьяном и колючей крапивой. Сама Оленька постарела, подурнела; летом она сидит на крылечке, и на душе у нее по-прежнему и пусто, и нудно, и отдает полынью, а зимой она сидит у окна и глядит на снег». Состояние души может выражается и метафорой вкуса: самоощущение души, лишенной смысловой позиции – полынная горечь.

Далее в доме Оленьки Семеновны появляется Саша и ее жизнь обретает смысл. Героиня будто оживает. На это указывают ряды однородных членов: распоряжалась, засветилась, посвежела, очнулась, проговорила; любит, делает, молится, крестит, шепчет; обедают, разговаривают, готовят (уроки).

Следует отметить, что среди этих сказуемых не только глаголы, показывающие физические действия, но и глаголы, связанные интеллектуальной и эмоциональной сферами.<\p>

Читатель также может заметить, что при глаголах-сказуемых неизменно идут наречия образа действия.

Молча, серьезно, ласково, беззаветно, бескорытсно, тихо, смирно, постоянно сильно — использование автором обстоятельств при однородных членах является показателем того, что Оленька и любит, и страдает искренне. В лучших традициях славянской православной культуры героиня отдается чувству без остатка.

<\p>

А каковы были мужчины, которые окружали Оленьку? Первый персонаж — Кукин, содержатель увеселительного сада «Триволи». Если обратить внимание на его речь, то можно заметить, что она очень эмоциональна. В речи героя много риторических вопросов и восклицаний. Предложения строятся по принципу градации. Кукин переживает за страшные убытки.

Именно это заставляет его проклинать публику, а не забота об искусстве. Мы понимаем, что этот человек играет роль страстного героя мелодрамы лишь для того, чтобы привлечь внимание Оленьки. «В конце концов, несчастья Кукина тронули сердце Оленьки».

Анализ речи Кукина дает нам возможность понять, что он предприниматель, бездарно играющий роль страдальца, прикрывающий свои корыстные цели высокими словами об искусстве.<\p>

Следующий персонаж — Пустовалов. Речь его безграмотна, бесчувственна.

«Если кто из наших ближних умирает, то, значит, так богу угодно, и в этом случае мы должны себя помнить и переносить с покорностью», – говорит он Оленьке, услышав о смерти ее супруга. Пустовалов прикрывается богом, как Кукин прикрывался искусством. Он такой же предприниматель, для него важна только прибыль. Об этом свидетельствует речь Оленьки, которая после замужество заметила, что лес дорожает на 20%.

Важно

Третий персонаж — полковый ветеринар Смирнин. Речь этого героя грубая, напоминает змеиной шипенье. «Я ведь просил тебя не говорить о том, чего ты не понимаешь! Когда мы, ветеринары, говорим между собой, то, пожалуйста, по вмешивайся. Это, наконец, скучно!» – так он поставил Оленьку на свое место после визита сослуживцев по полку.

<\p>

Проанализировав речь этих мужчин, мы понимаем, что А. П. Чехов показывает читателю, насколько то, о чем они говорят, не соответствует их внутреннему миру. В них нет доброты и понимания, эти герои лишены духовности. Поэтому Оленька, поведение которой первоначально вызывало у читателя смех, становится олицетворением добра, понимания и участия.

Чужой ребенок становится смыслом ее жизни. Естественно, писатель не возводит героиню на педъестал. Она недалекая, в чем-то ограниченная женщина. Но по сравнению с другими персонажами, на первый взгляд высокоинтеллектуальными и благонравными, она выигрывает. Оленька любит всей душой и может сделать счастливым человека, который находится рядом с ней.

Именна эта черта главной героини дала возможность Толстому воспринять Оленьку как истинно художественный образ настоящей женщины, а ее любовь, как высокий образец женской любви. Толстой даже включил рассказ (с исключением некоторых открыто-ироничных его фрагментов) в свой «Круг чтения» как произведение нравственно полезное, «правильное».

В то же время другие читатели восприняли историю Душечки с улыбкой, недоумением и горечью, увидев в этом образе несправедливую и обидную карикатуру на женщину и женское.<\p>

Мы же уверены, что это произведение об истинной самоотверженной любви и о непостоянстве земного счастья.

Убеждает нас в этом лексический и грамматический строй комического и одновременно грустного рассказа «душечка А. П. Чехова.<\p>

Литература

Еремеева Т.М. Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста // Филологический класс (сборник статей). 2003. № 3. С.82-85.<\p>

Лишаев С.А. А.П.

Совет

Чехов: дух, душа, и «душечка» // Философская Самара (сборник статей). Самарская гуманитарная академия. 2000. С.117-138<\p>

Матюшенко Л. И. Матюшенко А. Г.

Учебное пособие пособие по истории русской литературы 19 века. М.: МАКС ПРЕСС. 2009. С.127

Источник: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/4074

Глубокий смысл произведения А. П. Чехова “Душечка”

Сочинения › Чехов А.П.<\p> Готовые Домашние Задания

Удивительно переплетаются в творчестве Антона Павловича Чехова сатира и глубокая человечность.

Что может быть смешнее Душечки — душевно ленивой, начисто лишенной самостоятельности мысли и чувства? Писатель рассказывает о ее жизни невозмутимо спокойным тоном, но это еще больше усиливает сатирическую остроту повествования.

Тончайшими средствами раскрывает он образ человека, почти механически, как эхо, повторяющего чужое мнение. Мы читаем о первом браке героини: “После свадьбы жили хорошо.

Она сидела у него в кассе, смотрела за порядками в саду, записывала расходы…”

И как будто вполне серьезно звучит это чеховское “жили хорошо”. Но “счастье продлилось недолго”. Оленька овдовела. Горевала искренне и бурно, но недолго. Вскоре опять вышла замуж. “Пустовалов и Оленька, поженившись, жили хорошо…

” Только она теперь сидит не в кассе увеселительного сада, а на лесном складе.

И одно только подчеркнуто монотонное, дословно повторяющееся “жили хорошо”, одинаковое и для первого и для второго брака, тонко, незаметно и настойчиво намекает на однообразие, мнимую заполненность жизни Душечки, удовлетворенной маленьким, жалким счастьем.

Характерная чеховская деталь: ее первый муж, содержатель увеселительного сада, все время страдает из-за погоды — раз дождь, не будет посетителей. И по поводу первого дня медового месяца автор как бы мимоходом замечает: “Он был счастлив, но так как в день свадьбы и потом ночью шел дождь, то с его лица не сходило выражение отчаяния”. А потом уже следуют строки о том, что “жили хорошо”.

Чехов умеет неожиданно повернуть слово, определение, образ так, что похвала вдруг оборачивается насмешкой, одобрение — иронией, благополучие оказывается застоем, а счастье — дремотным существованием.

Обратите внимание

Однако ошибся бы тот, кто свел бы все содержание “Душечки” к убийственной издевке и разоблачению.

Героиня остается одна. Раньше, когда она была женой управляющего складом, ей снились горы досок и теса. А теперь она глядит безучастно на свой пустой двор. И такая же пустота — в ее сердце. Ей нечем жить, у нее нет мнений.

А она не может без привязанности, без человека, которому она отдала бы без остатка свою маленькую душу.

При всей духовной ограниченности она все-таки человечнее своих деловых, вечно озабоченных, занятых суетных спутников жизни — проклинающего дождь и разорение Кукина, степенного лесоторговца, ветеринара, умеющего говорить только о болезнях и бойнях.

И когда у нее поселяется чужой ребенок, она сразу же испытывает к нему, как к родному, матерински теплое чувство, смотрит на него с умилением, жалостью, любовью и восторженно повторяет вслед за ним: “Островом называется часть суши…” Это, пишет Чехов, “было ее первое мнение, которое она высказала…”.

Можно ли назвать эту сцену только сатирической и не заметить, что тонкая насмешка слита здесь с грустью и горьким сочувствием героине с ее доброй, несуразной, непросветной душой?

Душечка для Чехова не совсем потерянное и безнадежное существо. Она мещанка, но сколько сокрыто в ней любви и доброты, которые она с радостью и щедро дарит людям.

Важно

В наш технический век, когда слишком много жестокости и эгоизма, я думаю, не плохо бы позаимствовать у чеховской

Душечки ее сердечности, доброты и душевного тепла, которые она так щедро дарила окружающим, находя в этом свое счастье.

Сочинения по теме:

  • Образ России в рассказе А. П. Чехова “Палата №6” сочинение
  • Обывательщина и пошлость в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” сочинение
  • Великий русский писатель А. П. Чехов сочинение
  • Жизненные ценности человека в рассказах А. П. Чехова сочинение

Источник: https://1soch.ru/chehov-ap/raznoe-822/glubokiy-smysl-proizvedeniya-a-p-chehova-dushechka

Элективный курс по литературе (10 класс) на тему: Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

Выявление авторской позиции через лингвистический анализ текста ( на примере рассказа А.П.Чехова «Душечка»)

 Данное занятие проводится в преддверии изучения творчества А.П.

https://www.youtube.com/watch?v=ubHZ8y7h5cI

Чехова с тем, чтобы  на достижение конечной цели, заявленной в теме, не влияли никакие дополнительные факторы, как то: биографические данные, особенности мировосприятия автора, своеобразие  его творчества, то есть рассмотрение рассказа является имманентным и напрямую зависит от навыка  лингвистического анализа текста,  лежащего в основе исследовательской технологии.  Главная задача – доказать, что лингвистический анализ текста – самый объективный способ  выявления авторской позиции, а поэтому на занятии продолжается  формирование этого навыка. Кроме того, выступая в роли исследователей, учащиеся развивают и общие интеллектуальные навыки.

Цели занятия:

Образовательная: через лингвистический анализ текста попробовать выявить авторское отношение к героине рассказа .

Развивающие:<\p>

1. Развитие навыка лингвистического анализа текста как универсального средства выявления авторской позиции.

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности, связной речи учащихся.

Воспитательные:<\p>

1. Формирование непредвзятого отношения к человеку, критериев оценки личности.

2. Воспитание интереса к изучению предмета.

Тип занятия: эвристическая беседа, построенная как исследование художественного текста.<\p>

Оборудование: раздаточный материал по анализу речи персонажа, Толковый словарь русского языка под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Содержание урока.

I. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Помещая рассказ  А.П.Чехова  «Душечка»  в своём журнале «Круг чтения»,  Л.Н.

Толстой пишет: « Без женщин врачей, телеграфистов, адвокатов, учёных, сочинительниц мы обойдёмся, но без матерей, помощниц, подруг, утешительниц, любящих в мужчине всё то лучшее, что есть в нём… без таких женщин плохо было бы жить на свете».

В том же 1899 году  другой русский писатель А.М.

Совет

Горький высказывается о чеховской героине по-иному:  «Ум автора с жестокой ясностью освещает тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие, жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгнёт Душечка – милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Её можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, – кроткая раба».

гений 19 века, увидел в Душечке идеал женщины, другой – «буревестник революции» –  считает её жалкой рабой.

             –  А какое впечатление сложилось у вас?<\p>

Ответы учеников.

Учитель. Сам А.П.Чехов говорил, что  писатель – не судья, а лишь беспристрастный свидетель  жизни. Но это не значит, что  у него нет собственной точки зрения: ведь если он берется что-то изображать, то значит это что-то вызвало у него определенные размышления.

Работа с текстом

Вот сегодня  на занятии мы и попробуем понять, как же относился к своей героине Чехов, и сделаем это, используя технологию лингвистического анализа текста, так как  язык всегда является способом выражения авторской мысли.  И обратимся только к двум составляющим рассказа – речи героев и их портретным характеристикам.  И начнём с первой фразы рассказа.

  –   Исследователи слышат в ней диссонанс. В чём он? Какие слова фразы противопоставлены?

Ученики  «Оленька» – детскость героини, и «задумавшись» не детское занятие

  –  Определите по толковому словарю Ожегова лекс. значение слова «задуматься» .

 –  Давайте соотнесём  это значение со следующей фразой рассказа. Каково же содержание её дум?

Ученики «скоро уже вечер» –  и мухи приставать не будут.

–  В каком же ключе с самого начала рассказа подаёт Чехов свою героиню? Ученики Иронически, снижено. задумчивость оборачивается «псевдозадумчивостью», т.е  полным отсутствием настоящих размышлений в сознании героини.

Учитель Но давайте не будем спешить с выводами, ведь всё познаётся в сравнении, тем более, что автор вводит новый персонаж . Это Кукин, антрепренёр и содержатель увеселительного сада «Тиволи».

  – Через лексическое значение слов «антрепренёр», «увеселительный сад» охарактеризуйте этого героя.

Ученики Деловой человек, зарабатывающий деньги на том, что веселит публику.

Учитель И вот он заговорил…  (Чтение речи Кукина учеником)

 – Что нам говорит о герое эта речь и те ремарки, которыми её сопровождает автор?

Ученики   Речь очень эмоциональна, пафосна, об этом говорят лексические повторы, синтаксический параллелизм, обилие эмоционально-экспрессивной лексики. В речи очень много риторических вопросов, восклицаний, предложения строятся по принципу градации.

 Авторские ремарки «всплеснул руками», говорил «с отчаянием», говорил с истерическим хохотом» отражают предельный накал страстей, раздирающих душу Кукина.

Что же это за страсти, чем вызвано его отчаяние? Забота Кукина о публике,    стремление предстать перед Оленькой этаким подвижником на ниве искусства обманчивы. Ясно, что главная для него фраза – каждый день страшные убытки.

Обратите внимание

Именно это заставляет его проклинать публику и погоду, а вовсе не забота о высоком искусстве, тем более, что оперетки, феерии, которые ставит Кукин, и есть та пошлость, в которой он обвиняет обывателей.

Клишированность речи Кукина, её наигранная страстность, ложный пафос заставляют задуматься о том, а не играет ли герой какую-то роль и какую? Ответ прост – его амплуа- герой мелодрамы – именно таков стиль его речи, а цель проста – привлечь внимание Оленьки. Получается, что у Кукина нет своего голоса, его речь обнажает заимствованность чужих страстей,  мнений.

            Учитель Кукин добивается желаемого: « В конце концов несчастья Кукина тронули её, она его полюбила»  Эта чеховская фраза – аллюзия на  шекспировскую реплику из трагедии «Отелло».  Но если муки Отелло настоящие, муки человека, прошедшего через боль, унижения, страдания, то «муки» Кукина вызывают смех. Вслед за аллюзией даётся портрет Отелло-Кукина.

     –  Что добавляет портрет к нашему представлению о герое?  

Ученики  Во-первых, детали портрета даются по логике – от внешних к внутренним.

Во-вторых, детали внешности подчёркивают, что перед нами слабое, жалкое существо, но  оно не вызывает жалости, так как  манерничанье  и наигранная гримаса отчаяния, стала лицом героя, обнажив его внутреннюю пустоту.

Анализ речи Кукина и его портрета  позволяют понять, что перед нами предприниматель, бездарно играющий роль страдальца, прикрывающий свои корыстные цели высокими словами об искусстве и его предназначении.

           Учитель  Вторым мужем Оленьки стал Василий Андреевич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева.

  – Что говорит нам о герое его портрет?<\p>

Ученики   Ограничен только деталями одежды, причём,  манера одеваться явно говорит о желании героя выглядеть не так, кем ты являешься – желание сыграть чужую роль

 Учитель  Что говорит Оленьке Пустовалов и как его речь характеризует героя?

            Ученики     Говорит о человеке как о вещи, при этом вообще не договаривает фразу до конца: из неё неясно, что нужно переносить с покорностью. Его речь не только безграмотна, но и бесчувственна, что наводит на мысль, что она чужая. Источником её являются, очевидно, проповеди местного священника, так как она содержит лексику и обороты церковных служб.

             Учитель  Пустовалов прикрывается богом, как Кукин прикрывался искусством, но торгашеская сущность их сходна,  и проявляет это речь Оленьки. Первая её фраза после нового замужества: «Теперь лес с каждым годом дорожает на 20%»

Важно

    Новое увлечение Оленьки – полковой ветеринар Смирнин.  Портрета этого героя Чехов вовсе не даёт, а речь его ограничивает только одной репликой – окриком Оленьки.

        –  Что говорит о герое эта реплика?

               Ученики   Его профессиональная принадлежность требует доброты и милосердия, но  даже по отношению к Оленьке он груб, а речь его напоминает  змеиное шипение. Поэтому мы поневоле понимаем, что профессиональная речь – маска, скрывающая человеческую ущербность Смирнина, его человеческую несостоятельность

           Учитель  Вот три персонажа, которых Чехов поместил рядом с героиней, определив им роль мужей. Обозначая фигуру каждого из них, автор показывает читателю, насколько то, о чем они говорят, не соответствует их внутреннему миру.

         Называя рассказ «Душечка», Чехов, очевидно, имел в виду не только образ главной героини, но и одну из важных проблем русской литературы – что делает человека высоко духовным? И он обращается к этим истокам духовности.  Искусство.

Но в современном Чехову мире искусство  измельчало, а разговоры о нём стали удобной формой  демонстрации собственной незаурядности, формой, прикрывающей истинные коммерческие цели.   Вера. Она тоже стала только формой, а сущность её заменила любовь к благам материальным.

Доброта и человечность. Но даже те, кто по роду своей профессии должен нести это, не  обладают ими.  Что же будет дальше  с Россией, если сейчас всё извращено, имеет только внешнюю сторону и лишено сущности?<\p>

       Пришло время обратиться к образу главной героини.

 Оленька Племянникова, это она – душечка, чьим прозвищем называет рассказ Чехов.

           Каково лексическое значение этого слова?  Насколько серьёзно связывает это значение автор с Оленькой?

    Давайте обратимся к портрету героини, ведь именно с ним автор связывает её прозвище.

Исследователь творчества Чехова В.И.

Совет

Тюпа, рассматривая портрет героини, говорит: «Порядок предлагаемых читателю определений таков, что душевная характеристика героини, постепенно углубляемая, вдруг заканчивается грубовато-телесным замечанием –«очень здоровая»-, которому, казалось бы, место в самом начале этого ряда, его «недуховность» была бы постепенно снята, а так она, подхваченная следующей фразой, заслоняет собой духовность предшествующих  характеристик» Литературовед делает вывод об ироническом отношении автора к героине, подтверждая своё мнение тем, что прозвище «душечка» ей дали именно за то удовольствие, которое получали от созерцания её здорового тела.<\p>

        – Согласитесь ли вы с такой трактовкой портрета Оленьки?

            Ученики  Логика деталей портрета обратная тому, как подавались портреты персонажей, к которым автор относится отрицательно.

              Учитель Может быть, эта логика обусловлена тем, что там речь шла о мужчинах, а здесь – женщина?   Нет ли в рассказе других женщин?  Есть, это жена ветеринара.<\p>

       – Как подает Чехов этот портрет? Как автор относится к этой героине?

             Ученики     От внешних характеристик к внутренним, но ни то, ни другое не притягивает ни автора, ни читателя. Эта эмансипированная женщина, имеющая собственное мнение и живущая по собственной воле, независимая ни от кого, забывает даже о собственном ребёнке

   У главной героини нет собственного мнения.  Тюпа определяет её сущность страшным словом «приживалка»: духовная бедность личности вынуждает её приспосабливать своё внешнее существование к чужому, заимствованному смыслу жизни».  Так ли это?  

–  Как бы оценил любой обыватель решение Смирнина о разводе с женой?<\p>

             Ученики    Решение верное, потому что  она ему изменила, поступила аморально, а общество  это осуждает: порок должен быть наказан

            Учитель   Что советует Смирнину Оленька?  Как это её характеризует?<\p>

             Ученики    Это совет, идущий вразрез с общественным мнением. Это не отголоски речей Пустовалова, потому что в его утешительных словах не только нет искренности, но и смысла. Совет Душечки  идёт от души: «вы бы помирились…простили бы…мальчишечка –то небось всё понимает».

             Учитель    Это слова самой Душечки, а не чей-то перепев. Вспомните, что говорит Оленька вернувшемуся с семьёй Смирнину .

Обратите внимание

 Что это: корысть, расчёт или порыв души? (искренняя радость, готова всё отдать, чтобы осчастливить другого человека, нет и тени ревности, обиды)   это не поза а, позиция героини, и она на протяжении всего рассказа подчёркивается автором.  И вот в рассказе появляется ещё один герой. Это Саша, сын ветеринара.

  – Приживалкой ли стала Оленька  при семье Смирнина?

            Ученики  Она стала для Сашеньки матерью.

               Учитель Сама жизнь выявила в ней натуру, её внутреннюю сущность – материнское начало.<\p>

  – Какой ты у меня славненький! – говорила она Кукину, приглаживая ему волосы. Какой ты у меня хорошенький!  – явно материнский жест.

  С Пустоваловым  «оба по какому-то странному течению мыслей, становились перед образами, клали земные поклоны и молились, чтоб бог послал им детей».

  И вот теперь чужой ребёнок стал смыслом её жизни. Может ли это быть предметом иронии или сарказма?  Конечно, нет.  Смеяться над этим кощунственно.

   Пришло время подвести итог нашему исследованию.<\p>

    – Как же относится Чехов к своей героине?<\p>

        Ученики Он не возводит её на пьедестал святости, идеала.

Она недалёкое, неразвитое существо, в чём-то ограниченное, но в сравнении со всеми псевдоразвитыми,  псевдоблагонравными, псевдоинтеллигентными  персонажами рассказа она выигрывает.

Её «чужие» речи не могут заслонить её доброты, сердечности, готовности помочь всем, кто нуждается.

<\p>

Учитель  На сегодняшнем занятии мы с помощью лингвистического анализа текста постарались непредвзято подойти к оценке героини чеховского рассказа и попытались понять авторское отношение к ней. А рассмотрение системы персонажей и расстановка акцентов в их характеристике позволяет сделать вывод об актуальности проблемы, поставленной великим писателем.<\p>

Литература

Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа.– М.: Высшая школа, 1989. – С.133.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/05/vyyavlenie-avtorskoy-pozitsii-cherez-lingvisticheskiy-analiz

Душевность без духовности в рассказе А. П. Чехова «Душечка»

В рассказе А. П. Чехова «Душечка» удивительно тесно переплетаются тонкая ирония и глубокая человечность. В очередной раз открывая перед нами внутренний мир героя, автор испытывает бесконечное сожаление, что вместо бога­той, поэтической, целеустремленной натуры он представля­ет нам пустого, т. е. ненаполненного собственным содер­жанием человека.

Такова Душечка — Оленька Племянникова, а затем Кукина и Пустовало, которая была замечательна лишь тем, что не могла жить без «любви», привязанности к кому-нибудь. О настоящей любви здесь говорить сложно, по­скольку это чувство подразумевает равноправие, взаимо­уважение, самоотдачу, способность поделиться собой.

Олень­ке нечем было делиться, пока она была одна, но лишь только рядом с ней появилялся человек, которому она казалась привлекательной, любовь захватывала «все ее су­щество, всю душу, разум». И Душечка, словно губка, впитывала в себя образ жизни, мысли, устремления, оценки своего избранника и, как зеркало, отражала их в мир.

Не имея своего мнения, не ставя перед собой никаких целей, Оленька «растворялась» в своем очередном муже, говори­ла его словами, думала его мыслями.

Важно

Не размышляя о происходящем, не вдумываясь в смысл произносимых фраз, не подвергая свои поступки критической оценке, Оленька часто попадает в забавное, на мой взгляд, положение, по­скольку говорит и делает совершенно противоположные вещи.

Так, живя со своим первым мужем, содержателем увеселительного сада «Тиволи», Оленька всем своим зна­комым говорила, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр, и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным челове­ком можно только в театре». Со вторым мужем, торгов­цем лесом, Душечка резко изменила мнение о театре, по­скольку муж был домоседом: «Нам с Васичкой некогда по театрам ходить… Мы люди труда, нам не до пустяков. В театрах этих что хорошего».

Но самое главное, что вызывает не только улыбку авто­ра, но и нашу, это то, что, пока рядом с Оленькой был человек, пусть даже глупый и недалекий, но любящий выс­казывать свое мнение, «жили они хорошо».

За всю свою жизнь Душечка так и не сумела ни о чем подумать самостоятельно. О какой же любви тут может идти речь?

Во время чтения читатель невольно задается вопросом: а что же будет, если Душечка останется одна? Если некому будет думать за нее, устанавливать распорядок жизни? И Чехов помещает ее в такую ситуацию.

Мужья умерли, ветеринар уехал, и рядом с Оленькой никого не осталось. Но для нее страшнее всего в жизни не одиночество само по себе, а то, что «у нее уже не было никаких мыслей.

Она видела кругом себя предметы и по­нимала все, что происходило кругом, но ни о чем не могла составить мнения и не знала, о чем ей говорить».

Как плохо, когда у человека в мыслях и в сердце «такая же пустота, как на дворе». Материал с сайта //iEssay.ru

Совет

Душечке вдруг стало некому дарить свою жертвенность, покорность, смирение, и она очень быстро «постарела и по­дурнела» от такой одинокой жизни.

Но вот рядом появ­ляется чужой ребенок, мальчик Саша — и всю любовь она отдает этому заброшенному родителями гимназисту, пере­живая за него, заботясь о нем, по-своему воспитывая.

«С радостью, со слезами умиления» она чуть ли не молится на своего «спасителя».

Очень правдивый, яркий, живучий образ удалось со­здать А. П. Чехову в этом рассказе.

Он говорит о том, что сердечность, доброта, умение жертвовать собой долж­ны быть активной частью человека, иначе личность будет подобна флюгеру на ветру, зависима от внешних обстоятельств.

Писатель учит нас узнавать самих себя, дей­ствовать, не бояться высказывать свое мнение, ведь луч­ше допустить множество ошибок, но прийти к истине «своими ногами».

На этой странице материал по темам: <\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/ch/chehov/sochineniya/dushechka/dushevnost-bez-duhovnosti-v-rasskaze-a.-p.-chehova-dushechka

«Душечка», анализ рассказа Чехова

Рассказ «Душечка», написанный в 1899 г. относится к последнему периоду творчества А. П. Чехова.

Особенностью рассказа является многозначность образа главной героини, дающая возможность разностороннего понимания и толкования этого произведения. Именно поэтому один из лучших чеховских рассказов, история «жизни в любви», вызывал и продолжает вызывать сегодня противоречивые мнения и оценки.

Тематика произведения

Основная тема произведения – любовь, которую Чехов противопоставляет ценностному вакууму общества. При этом сущность любовь в понимании главной героини состоит в умении давать любовь, а не получать.

Обладая даром видеть сложное в простом, Чехов в обыденной жизни обыкновенного человека находит и показывает то, что составляет суть этого человека, ради чего он живет.

Сюжетно-композиционное построение рассказа

В «Душечке» четко прослеживаются две сюжетные линии. «Цепочка увлечений» Душечки рисует образ легкомысленной дамы, быстро меняющей сердечные привязанности и растворяющейся в своих избранниках. «Цепочка потерь и утрат» рисует чувства Ольги Семеновны при утрате своих возлюбленных.

Четырехчастная композиция рассказа соответствует смене четырех привязанностей Душечки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию.

Душечка понимает чужое положение, проникается сочувствием, затем любовью, становясь «эхом» и «тенью» возлюбленного, затем наступает конец ситуации.

Обратите внимание

Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.

Время в рассказе писатель организует путем чередования повторяющихся сцен и однократных событий. Повествование в трех частях касается прошлого героини, только в четвертой части употребляются глаголы настоящего времени.

Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Неужели она лишится того, что наполняет ее жизнь и придает ей смысл?

Система образов рассказа

Основными героями произведения являются Ольга Семеновна Племянникова (Душечка), Кукин, Пустовалов, ветеринар, его сын Саша. Образ Кукина имеет комическую направленность. Образы других персонажей выписаны не так ярко.

Наибольшее внимание уделено образу главной героини. Образ Душечки сложен и противоречив. Дар самоотверженной любви, которым одарена героиня, удивительным образом переплетается с полным отсутствием духовных интересов, неспособностью к самостоятельному мышлению («у нее не было никаких мнений»).

В первых трех частях образ Душечки имеет две проекции: Чехов показывает трогательное и милое в этой женщине и одновременно подтрунивает над смешным и ограниченным в ней.

Используя прием снижения, писатель сначала дает возможность проникнуться чувствами героини, но при этом показывает ограниченность и относительность этих чувств, и эта ограниченность не может не вызывать улыбки читателя.

Ольга целиком растворяется в мире своего избранника, теряя при этом собственную индивидуальность. Не случайно героиня лишена собственной речевой характеристики, а повторяет, словно эхо, слова своих мужей.

С помощью речевых деталей Чехов показывает изменение лексики Душечки – беседы на театральную тему при Кукине сменяются употреблением лесотехнических терминов при Пустовалове, а затем – разговорами о болезнях лошадей при ветеринаре Смирнине.

В четвертой части рассказа ирония исчезает. Душечка предстает перед читателем в новом свете – свете материнской любви. С появлением в ее жизни гимназиста Саши, лишенного родительской любви, в Ольге просыпается материнская любовь. «Ах, как она его любит!».

Важно

Все прежние чувства кажутся ничтожными, ненастоящими в сравнении с этой последней любовью. Душечка реализует свой главный дар, так отличающий ее от мира обывателей, – способность к самоотверженной любви. Женщина в этом чувстве обретает себя.

Душечка вырастает из ограниченной мещанки в истинно чеховскую героиню, вызывающую понимание и сочувствие.

Художественное своеобразие рассказа

Рассказ написан в художественном стиле. Художественное построение текста основано на чередовании лирической и комической тональности повествования. Своеобразие рассказа проявляется в повторении уменьшительно-ласкательных суффиксов, использовании приема повторения на всем протяжении рассказа, внимании к речевым деталям.

Источник: https://prochekhov.ru/1490-dushechka-analiz-rasskaza-chehova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]