«Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама
Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.
Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.
Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).
Литературное направление и жанр
Акмеистические корни поэзии Мандельштама видны в стихотворении «Ленинград». Модернистское мироощущение поэта накладывается на чудовищную реальность, что усиливает трагичность стихотворения. По жанру оно ближе всего к элегии.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из семи двустиший. Это разговор с самим собой и с городом. Лирический герой выносит слово «Ленинград» в название, во второй строфе появляется определение «ленинградский». К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвёртой и пятой строфах.
Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы – обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции.
Четвёртая и пятая строфы – обращение к сущности города, просьба о защите. Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства.
В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу «Петербург».
Последние две строфы подчёркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода «гостей дорогих» настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.
Тема стихотворения – гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль – предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.
Тропы и образы
В первой строфе лирический герой не называет город по имени. Отношение к городу у героя не просто как к человеку (до слёз знакомый), но к родному, которого обнимаешь, так что видны прожилки. Даже как к ребёнку, чьи припухлые желёзки тебе знакомы.
Вторая и третья строфы наполнены цветами. И рыбий жир фонарей, и желток, подмешанный к зловещему дёгтю – метафоры тусклого жёлтого цвета, испускаемого речными фонарями и зимним солнцем из-за туч.
Цвета в стихотворении превращаются в вещества. Интересно, что эти образы ещё и противно пахнут (рыбий жир и дёготь), как будто город, каким лирический герой его застал, противен ему.
Поэтому в следующих строках герой обращается к истинному городу – Петербургу.
Для него это город мёртвых, который как будто хранит память о людях ушедшей эпохи. Вместе с названием изменился и город, и сам герой. Дорогие ему люди исчезли вместе со старым Петербургом, а в Ленинграде уже невозможно позвонить по старым телефонам. Это строфы о не-звучании, о голосах мёртвых и телефонах, от которых уехали хозяева-жильцы.
Да и как позвонить, если лирический герой ютится на чёрной лестнице? Тема незвучащих звонков продолжается теперь в дверном звонке, который вырван с мясом, следовательно, звонить не может. Но и в таком мёртвом состоянии он ударяет лирическому герою в висок (символ смертельной опасности).
В последней строфе, наконец, появляется звук. Дверные цепочки гремят кандалами (метафора). Лирический герой указывает на причину гибели – приход «дорогих гостей» (ирония).
Даже если звонок вырвать с мясом, это не спасёт от стука в дверь. Мандельштам предчувствовал свой арест, случившийся в 1934 г.
, через полгода после антисталинских стихов, которые Мандельштам неосторожно читал многим, как бы приближая свою гибель.
Интерпретировать стихи Мандельштама очень трудно. Образы всегда многозначны. Возможно, мертвецы – это те, за кем уже пришли «дорогие друзья».
И это сотрудники госбезопасности, а не лирический герой, вырвали с мясом звонок, пытаясь дозвониться. Тогда и звуковые образы в романе будут иными.
А может быть, дорогие друзья – это не ирония, а призраки прошлого, которых ждёт полусумасшедший лирический герой.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жёсткая, как удары или выстрелы, трёхсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.
-
«Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Век», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
-
«За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
-
«О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
-
Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография
По произведению: «Ленинград»
По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич
Источник: https://goldlit.ru/mandelstam/1023-leningrad-analiz
«Ленинград» О. Мандельштам
«Ленинград» Осип Мандельштам
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы.
Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях.
Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, но, сменив имя, остался все тем же величественным, красивым и удивительно притягательным городом для поэта.
В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев.
Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках.
Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.
Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек. Она из таких коммуналок стала домом и для Осипа Мандельштама с супругой. Но поэт был по-настоящему счастлив, пообещав себе, что больше никогда не покинет этот удивительный город.
Тем не менее, в 1930 году ему пришлось по просьбе члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина отправиться в командировку на Кавказ, где поэт, к тому времени уже практически переставший писать стихи, проводит несколько месяцев.
По возвращении из командировки он создает стихотворение «Ленинград», в котором не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь.
Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей» дарит поэту давно забытое чувство умиротворения.
Тем не менее, автор ощущает себя в родном городе чужестранцем, который словно бы совершил путешествие во времени, зловещее и необратимое. Обращаясь к любимому городу, поэт заявляет: «Петербург, я еще не хочу умирать».
Он словно бы предвидит свою судьбу и предчувствует, что стрелка часов, именуемых жизнью, лично для него уже начала свой обратный отсчет.
Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса».
ВажноПоследнее образное выражение, к сожалению, не является преувеличением, так как большинство друзей юности автора давно уже нашли свой последний приют в болотистой питерской земле. А их квартиры, знавшие звонкий смех и жаркие споры литераторов, теперь служат пристанищем для вчерашних крестьян, которые даже понятия не имеют о том, чьи именно занимают апартаменты.
Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».
Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.
Источник: https://pishi-stihi.ru/leningrad-mandelshtam.html
Анализ лирического текста на примере стихотворения О.Э.Мандельштама “Ленинград”
Наша кнопка
Скачать материал<\p>
КОГВ(С)ОКУ В(С)ОШ при
ФКУ ИК-17 УФСИН России по Кировской области <\p>
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»)
подготовила <\p>
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель Российской Федерации
Васенина Тамара Александровна
г. Омутнинск, 2012 год.
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения <\p>
О.Э.Мандельштама «Ленинград»)
Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием.
Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.
Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям.
Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя.
В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.
Основные особенности
прозы
поэзии
С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
-
Год написания произведения.
-
В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
-
Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
-
Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).
-
Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).
-
Композиция (построение произведения).
-
Жанр произведения ( если не указан выше)
-
Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
-
Язык художественного произведения.
-
Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).
-
Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
-
Собственная аргументированная оценка, вывод.
Привожу примерный анализ стихотворения О.Э.Мандельштама «ЛЕНИНГРАД»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда – так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей!
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
1930г.
№
План анализа
Примеры
Литература:
1.Газета «Сокрытое сокровище» №7, 2010г
2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.
3.Журнал «Русский язык и литература для школьников» №1, 2006г.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/analiz-liricheskogo-teksta-na-primere-stihotvoreniya-oemandelsht.html
Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Ленинград»
Детские годы и период отрочества великого поэта, несмотря на то, что Осип Мандельштам родился в Польше, прошли в Петербурге. Для стихотворца он стал любимым городом, хотя Осип длительное время учился за границей, ездил в Москву, часто скитался дорогами России. Где бы Мандельштам не был, его не покидала мечта о возвращении в город детства.
Величественный Петербург был переименован в Ленинград, однако оставался таким же удивительным.
Случилось так, что в 30-х годах ХХ века Мандельштам долгое время пребывал на Кавказе, а после путешествия возвратился в Ленинград. Впечатления от родного города и легли в основу стихотворения «Ленинград», где поэт пытается хоть как-то противостоять реалиям жизни, что стискивали город упадком духовности, массовыми репрессиями и унижениями.
Следовательно, стихотворения имеет автобиографическую основу, а его тема – возвращение лирического героя в родной город Ленинград. Когда-то здесь он чувствовал себя уютно, а сейчас не находит себя, его преследует одиночество.
Идея произведения видна сразу: герою нравится тот мир, что остался в прошлом. Ему страшно пребывать в этом новом городе, от которого веет холодом. Стих составляют семь двухстрочных строф (дистиший). В первой – напоминание о возвращении, во второй – обращение к себе, 4-5 – слова-обращение к тому городу, который когда-то был; 6-7 строфы выражают чувства слова героя в своей обители.
Весь сюжет произведения построен на контрасте Петербург – Ленинград (антитеза). Среди строк мы находим два образа. Это сам герой и город.
В этом поэтическом шедевре общеупотребительный лексический состав, много повторов, а местоимений и существительных в тексте больше 30, все они передают внутренний мир героя, его ощущения.
Поэтический синтаксис не слишком разнообразен, но в стихотворении есть 3 эмоционально окрашенных предложений. Из художественных средств следует упомянуть не слишком красноречивые эпитеты («лестница черная», «зловещий деготь» и метафорические образы («рыбий жир фонарей», «вырванный с мясом звонок», а также олицетворение самого Петербурга.
Непрямой порядок слов (инверсия) четко прослеживается в конце поэзии, к примеру, «кандалы цепочек дверных». Анафора (единоначало) есть в 4-5 строфе: «Петербург».
Повторяются в стихе и согласные Р, Л, Щ, З, Ж, Д, Щ, Ч Ж (алитерация).
Четырехстопный анапест завораживает, а мужские рифмы в парном сочетании придают стихотворению необычности.
(2 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-osipa-mandelshtama-leningrad.html
Сазикова Елена | | Журнал «Литература» № 23/2005
Елена Ивановна САЗИКОВА (1969) — учитель русского языка и литературы. Живёт в селе Бахтызино Вознесенского района Нижегородской области.
Художник-автор берёт на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. (С.Я. Маршак)
Цели занятия
1. Повторить виды изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.
2. Продолжить совершенствование навыков анализа текста.
3. Продолжить знакомство с разными видами анализа текста.
Ход урока
I. Сообщение темы и целей урока
II. Разминка
1. Игра «Вопрос–ответ». (Проверяется знание литературных терминов.)
В игре принимает участие весь класс. Первый вопрос задаёт учитель одному из учащихся. Например: что такое гипербола? Ученик даёт чёткий ответ с примером и в свою очередь задаёт вопрос другому учащемуся, и так далее, пока необходимый материал не будет повторен.
2. Задание «Определи изобразительно-выразительное средство».
- “Синь то дремлет, то вздыхает…” (С.Есенин). (Олицетворение.)
- “Я никогда не знал, что столько тысяч тонн в моей позорно легкомысленной головёнке” (В.Маяковский). (Гипербола.)
- “Дремлет чуткий камыш…” (И.Никитин). (Олицетворение, эпитет.)
- “…Как серёжки, зазвенит девичий смех” (С.Есенин). (Метафорическое сравнение.)
- “Её уста, как роза, рдеют” (А.Пушкин). (Сравнение.)
- “Со снопом волос твоих овсяных // Отоснилась ты мне навсегда” (С.Есенин). (Метафора.)
<\p>
III.
Беседа с классом
Чтение эпиграфа.
— Как вы понимаете слова С.Я. Маршака?
Сегодня мы попробуем стать художниками-читателями, попытаемся проанализировать стихотворение О.Мандельштама «Ленинград», понять не только замысел поэта, но и то, что написано “между строк”.
IV. Повторение видов анализа текста
Работа с таблицей «Виды анализа текста»
1. Лингвистический анализ | Фонетические средства (аллитерация, ассонанс и т.д.). Лексические средства (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы…). Морфологические средства (части речи).Синтаксические средства (инверсия, риторические вопросы, конструкции…) |
2. Литературоведческий анализ | Тема, идея, сюжет, композиция, жанр, изобразительновыразительные средства, ритмика |
3. Комплексный анализ | Соединение лингвистического и литературоведческого анализов |
4. Лингвопоэтический анализ | Построение смысловых цепочек |
5. Контекстный анализ: а) социокультурный б) историко-культурный в) историко-биографическийг) философский | События и идеи того времени, когда написано произведение. Явления культуры этой эпохи (картины, музыка, архитектура, литературные произведения). Связь с жизнью и судьбой автора. Религиозно-философские взгляды автора |
V. Анализ стихотворения О.Мандельштама «Ленинград»
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Лингвопоэтический анализ.
На столе у каждого учащегося есть листок с «Памяткой лингвопоэтического анализа».
Памятка
1. Очень внимательно читай и перечитывай текст (5–7 раз). Доверяй своим чувствам!
2. Определи наиболее важные по смыслу слова. Подчеркни их.
3. Перечитай текст. Объясни взаимосвязь этих слов. При сомнении или затруднении уточни перечень слов. Сформулируй и запиши свои впечатления.
В результате коллективной работы появляется следующая цепочка.
Вывод (с подключением контекста). Это пронзительное стихотворение связано с вполне конкретным событием из жизни Мандельштама — с его возвращением в Ленинград 1930 года после путешествия по Кавказу.
В то время поэту не было и сорока, но в силу болезней и связанных с судьбой страны превратностей биографии он уже выглядел стариком.
В этом стихотворении видится отчаянная попытка противостоять страшным жизненным реалиям, которые уже начали стискивать Ленинград железным кольцом духовного (и физического) удушья, кольцом унижений и репрессий.
Чтобы лучше понять горечь, боль и страх, которые испытывал поэт, обратимся к событиям того страшного времени и к фактам биографии самого О.Мандельштама.
3. Контекстный анализ.
а) Социокультурный
Заранее подготовленный ученик рассказывает о событиях 1930 года.
б) Историко-биографический
Выступление ученика, содержащее краткие биографические сведения об О.Э. Мандельштаме.
4. Литературоведческий анализ.
Стихотворение анализирует учитель, учащиеся следят по текстам, делают краткие записи.
Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=200502309
Осип Мандельштам – Ленинград: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.<\p>
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.<\p>
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
<\p>
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.<\p>
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.<\p>
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
<\p>
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Анализ стихотворения «Ленинград» Мандельштама
Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик и критик. Является одним из крупнейших представителей 20 века. Его стихотворения публиковались в различных журналах и газетах, одним из которых было «Ленинград». В нем четко выражены все переживания лирического героя. Данное творчество изучается в одиннадцатом классе.
История создания: Стихотворение было написано в 1930 году. Автор как раз вернулся с Кавказа в родной город Санкт-Петербург (Ленинград). Мандельштам очень ждал этой поездки, поэтому и написал данное произведение.
Основная тема: возвращение в родной город и встреча с ним. В стихотворении герой с радостью сообщает о своем возвращении домой, но в тоже время у него есть легкая тревога. Связано это с тем, что в Петербурге появилась новая власть.
Автор сравнивает всю атмосферу города с дегтем, но все же старается найти во всем что-то светлое и приятное.
Герой признает, что Ленинград остается для него самым родным местом, ведь там остались адреса его знакомых и близких. Мужчина очень сильно хочет увидеть своих близких, поэтому и живет на лестнице. Герой живет с надеждой.
Каждый звонок в дверь напоминает ему удар в висок, а дверная цепочка похожа на тяжелые и неприятные кандалы.
Стихотворный размер: четырехстопный анапест.
Жанр: Элегия. Герой с печалью сообщает о том, как сильно изменилось его родное место.
Идея: Автор хочет показать то не лучшее время, когда в город приходит новая власть. Также раскрыть всю тревожность данного периода. Автор рассказывает о том, как сильно дорог ему родной город, но даже, несмотря на оставшиеся связи, он не может спокойно там находиться.
Средства выразительности: При помощи языковой выразительности, поэт более ярко воссоздает образ Петербурга. Например, эпитеты «лестница черная» и «декабрьский денек».
В стихотворение есть и метафоры: «к зловещему дегтю подмешен желток», «кандалы цепочек дверных». В конце стихотворения представлены более жесткие высказывания. Это «вырванный с мясом» и «кандалы цепочек дверных».
Они создают не самые приятные ощущения.
Ленинград – город, в котором поэт нашел свое призвание, обрел близких и родных ему людей. Между ними очень сильная связь. Главная мысль заключается в том, что на город и героя постепенно надвигается катастрофа. Петербург уже стал другим, но в нем еще осталась частичка старого и прошлого времени. В целом стихотворение показывает боль и отчаяние героя. Ощущается трагическая развязка всего.
Источник: https://rustih.ru/osip-mandelshtam-leningrad/
Анализ стихотворения Мандельштама «Ленинград»
Осип Мандельштам родился в Варшаве, однако своим любимым городом всегда считал Петербург, где провел детские и юношеские годы.
Ему довелось учиться за границей, бывать в Москве, которая произвела на поэта неизгладимое впечатление, и исколесить всю Россию после гражданской войны, проведя несколько лет в скитаниях.
Однако Мандельштам всегда мечтал вернуться в Петербург, который теперь назывался Ленинградом, но, сменив имя, остался все тем же величественным, красивым и удивительно притягательным городом для поэта.
В конце 20-х годов мечта Мандельштама осуществилась, однако ему понадобилось некоторое время, чтобы придти в себя от увиденного. Город преобразился, а его улицы заполнили люди самых различных национальностей и социальных слоев.
Правда, на набережной Мойки уже невозможно было встретить романтических барышень в кисейных платьях и кавалеров в элегантных костюмах – их место заняли угрюмые мужики в лаптях и растоптанных сапогах, а также крестьянские бабы в платках.
Но этот по-прежнему был город юношеских грез поэта.
Удручающее впечатление на Мандельштама произвели старинные питерские особняки, превращенные в коммуналки, где в каждой квартире могло проживать до 50-60 человек. Она из таких коммуналок стала домом и для Осипа Мандельштама с супругой. Но поэт был по-настоящему счастлив, пообещав себе, что больше никогда не покинет этот удивительный город.
Тем не менее, в 1930 году ему пришлось по просьбе члена Политбюро ЦК ВКП(б) Николая Бухарина отправиться в командировку на Кавказ, где поэт, к тому времени уже практически переставший писать стихи, проводит несколько месяцев.
По возвращении из командировки он создает стихотворение «Ленинград», в котором не только признается в любви своему городу, но и словно бы открывает его для себя вновь.
Действительно, всего за 13 лет город, созданный Петром I, изменился до неузнаваемости, однако для Мандельштама он по-прежнему «знакомый до слез», и «рыбий жир ленинградских речных фонарей» дарит поэту давно забытое чувство умиротворения.
Тем не менее, автор ощущает себя в родном городе чужестранцем, который словно бы совершил путешествие во времени, зловещее и необратимое. Обращаясь к любимому городу, поэт заявляет: «Петербург, я еще не хочу умирать».
Он словно бы предвидит свою судьбу и предчувствует, что стрелка часов, именуемых жизнью, лично для него уже начала свой обратный отсчет.
Цепляясь за прошлое и, вместе с тем, не видя себя в будущем, Мандельштам отмечает, что где-то в недрах города еще сохранились телефонные номера, принадлежащие поэту, а также старые адреса, по которым он может найти «мертвецов голоса».
ВажноПоследнее образное выражение, к сожалению, не является преувеличением, так как большинство друзей юности автора давно уже нашли свой последний приют в болотистой питерской земле. А их квартиры, знавшие звонкий смех и жаркие споры литераторов, теперь служат пристанищем для вчерашних крестьян, которые даже понятия не имеют о том, чьи именно занимают апартаменты.
Сам же поэт утверждает: «Я на лестнице черной живу, и в висок ударяет мне вырванный с мясом звонок». Это заявление соответствует действительности, так как семья Мандельштама действительно снимает каморку под лестницей в бывшем доходном доме на 8 линии Васильевского острова. При этом поэт опасается ареста, отмечая: «И всю ночь напролет ожидаю гостей дорогих».
Предчувствия Мандельштама не обманывают, так как спустя 3 года он первый раз будет взят под стражу, а в 1937 году вновь попадет в застенки НКВД. Но это случится в Москве, чужой и холодной. А угрюмый послереволюционный Ленинград навсегда останется для поэта самым уютным и дорогим местом на земле.
Источник: https://liricon.ru/analiz-stihotvoreniya-o-e-mandelshtama-leningrad.html
Мандельштам «Ленинград» («Я вернулся в свой город…») – анализ – Русская историческая библиотека
Удвоенная песенная мощь, дважды восполняющая и историю и язык, рот, пространный, как небо, проявляются в стихотворении «Ленинград» [«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»], которое Мандельштам посмел не только написать, но еще и напечатать (по какой непонятной ошибке цензура его пропустила?) в «Литературной газете» (от 23 ноября 1931 г.). Двустишья-анапесты со смежными мужскими рифмами звучат жестко однообразно, как погребальный звон, возвещающий гибель города, эпохи, тысяч личных судеб. Дыхание поэта сдавленное, задыхающееся, трагическое, но и победное.
Невольно напрашивается сравнение со стихотворением, посвященным Петербургу в 1918 году, в котором Мандельштам воспевал падение столицы.
Но здесь речь идет уже не о вневременном Петрополисе, а о Петербурге- Ленинграде: заглавию «Ленинград» и прилагательному «ленинградский» противостоит двойное симметрическое взывание к городу в исконном его названии: «Петербург!» Нет больше «страшных высот», «мерцания звезды» и других космических метафор, наоборот, город-мученик врывается в нас, проникает в наше сокровенное бытие, вплоть до утробного, биологического. Город, с которым поэт сроднился до того, что чувствует его в своих прожилках, навевает болезненные воспоминания детства: припухлые железы, рыбий жир. Детские слезы как бы сливаются со слезами, которые вызвало в нем возвращение в город, оказавшийся мертвым. Черные и желтые краски, привычные у Мандельштама в описании еврейской семейной среды и Петербурга (семья и город в его подсознании до некоторой степени слиты), сгущаются вплоть до того, что становятся материей: деготь, желток.
Осип Мандельштам. Ленинград. (Я вернулся в свой город…) Читает Константин Райкин
Торопливость зловещей встречи («скорей же» повторено дважды) ведет к центральному заявлению четвертого двустишья: «…я еще не хочу умирать».
Это заявление перекликается с пушкинским «но не хочу, о други, умирать», однако тональность его иная. У Пушкина это интимная дума, смягченная дружбой и мечтой о возможной любви; подлежащее отсутствует и перенесено на утверждение жизни: я жить хочу. У Мандельштама призыв Петербурга в качестве свидетеля придает заявлению общественно-магический характер.
В строке каждое слово существенно: как ярко выраженное подлежащее, так и наречие «еще», означающее, что в какое- то определенное, им самим выбранное время Мандельштам даст свое согласие на смерть. Тут нет отказа от смерти, но желание превратить насильственную смерть в добровольный подвиг.
Гумилев, вглядываясь в неизбежно трагический исход человеческой жизни, заявлял
…несравненное право
Самому выбирать свою смерть.
Мандельштам следует этому призыву. Но речь идет уже не об образе смерти, а о ее сроках. Избежать насильственной смерти, Мандельштам это знает, «нельзя никак». Но выбрать самому время смерти и тем самым овладеть ею — зависит от него. Тема эта станет центральной в «Московских стихах».
Позже, в Воронеже, пощаженный мягким приговором, оставшийся в живых после двойного покушения на самоубийство, Мандельштам с некоторым удивлением покорится факту: «Еще не умер я».
Но здесь, в стихах к Ленинграду, звучит вызов и звучит тем трагичнее, что он обусловлен смертью: Мандельштам находится в каком-то «адском круге», где тонкая черта отделяет мертвых от живых.
Что значит, что он по адресам «найдет мертвецов голоса», как не то, что, не соглашаясь с их исчезновением, он в свое время последует за ними, но добровольно, в порыве нравственного усилия?
Последние два двустишия живописуют террор в его фантасмагоричности. Черная лестница — это, пожалуй, не задние черные ходы, а те страшные петербургские лестницы, некогда описанные Достоевским…
Кто вырвал звонок: тот, кто не дозвонился до мертвецов, или полицейские, пришедшие с очередным ордером на арест, и которым не открыли? «Дорогие гости» — те, кого уже не дождаться, или, в ироническом смысле, та же полиция, которую поджидают к утру? Зачем выбирать то или иное значение? Дверная цепочка в кошмарном мире ночного страха — превратилась в кандалы.
Этот намеренный сдвиг позволяет Мандельштаму описать террор одновременно изнутри и снаружи, с точки зрения того, кто пошел разыскивать друзей, как и того, кто притаился у себя дома.
Заклинательные стихи к Ленинграду входят в небольшой цикл, состоящий из четырех стихотворений, объединенных темой возврата в родной город и бегства из него. [См. на нашем сайте статьи «С миром державным…», «Мы с тобой на кухне посидим…», «Помоги, Господь…».]
По книге Н. Струве «Осип Мандельштам»
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/4012-mandelshtam-leningrad-ya-vernulsya-v-svoj-gorod-analiz
Я вернулся в мой город, знакомый до слез (ленинград) · мандельштам · анализ стихотворения
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
№4 Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
№8 У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
№12 Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Ya vernulsya v moy gorod, znakomy do slez,
Do prozhilok, do detskikh pripukhlykh zhelez.
Ty vernulsya syuda, — tak glotay zhe skorey
Ryby zhir leningradskikh rechnykh fonarey.
Uznavay zhe skoreye dekabrsky denek,
Gde k zloveshchemu degtyu podmeshan zheltok.
Peterburg, ya yeshche ne khochu umirat:
U tebya telefonov moikh nomera.
Peterburg, u menya yeshche yest adresa,
Po kotorym naydu mertvetsov golosa.
Ya na lestnitse chernoy zhivu, i v visok
Udaryayet mne vyrvanny s myasom zvonok.
I vsyu noch naprolet zhdu gostey dorogikh,
Shevelya kandalami tsepochek dvernykh.
Leningrad
Z dthyekcz d vjq ujhjl, pyfrjvsq lj cktp,
Lj ghj;bkjr, lj ltncrb[ ghbge[ks[ ;tktp/
Ns dthyekcz c/lf, — nfr ukjnfq ;t crjhtq
Hs,bq ;bh ktybyuhflcrb[ htxys[ ajyfhtq/
Epyfdfq ;t crjhtt ltrf,hmcrbq ltytr,
Ult r pkjdtotve ltun/ gjlvtify ;tknjr/
Gtnth,ehu, z tot yt [jxe evbhfnm:
E nt,z ntktajyjd vjb[ yjvthf/
Gtnth,ehu, e vtyz tot tcnm flhtcf,
Gj rjnjhsv yfqle vthndtwjd ujkjcf/
Z yf ktcnybwt xthyjq ;bde, b d dbcjr
Elfhztn vyt dshdfyysq c vzcjv pdjyjr/
B dc/ yjxm yfghjktn ;le ujcntq ljhjub[,
Itdtkz rfylfkfvb wtgjxtr ldthys[/
Ktybyuhfl
Тег audio не поддерживается вашим браузером.
529<\p> |
438<\p> |
84 |
69 |
28 |
33 |
14 |
7 |
66,7 % |
1,41 |
6,8 % |
Размер: четырёхстопный анапест
Стопа: трёхсложная с ударением на 3-м слоге
2 строки, двухстишие | слез-желез | AA |
2 строки, двухстишие | скорей-фонарей | AA |
2 строки, двухстишие | денек-желток | AB |
2 строки, двухстишие | умирать-номера | AB |
2 строки, двухстишие | адреса-голоса | AA |
2 строки, двухстишие | висок-звонок | AA |
2 строки, двухстишие | дорогих-дверных | AA |
Семантическое ядро
вернуться | 2 | 2,38 % |
петербург | 2 | 2,38 % |
скорый | 2 | 2,38 % |
Источник: https://yebanko.ru/analiz/mandelshtam/vernulsya
Ленинград (Я вернулся в мой город)
Рейтинг: 5 / 5 <\p>
В 1930 году ещё не написан роковой «Горец», но страх уже витает и в Ленинграде и в душе Мандельштама. В этом момент и пишется стихотворение, сюжетную линию которого начинают строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз.
В этом году нищета ходила вокруг да около поэта, он находился в постоянном поиске заработка, печатали его редко и с жильём были проблемы. В поисках лучшей доли Мандельштам приезжает в Ленинград, где останавливается у брата, в доме №31, на 8-ой линии.
Свидание с городом было недолгим, но его хватило, чтобы воспоминания нахлынули волной и смешались с горьким чувством беспокойства за день завтрашний. Чёрное предчувствие поэт отражает строками:
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Мандельштам понимает, что наслаждаться надо каждой минутой воспоминаний, ибо не далёк день, когда и по нему зазвонит колокол. Вместе с тем, поэт не чувствует себя обречённым –
Петербург! Я ещё не хочу умирать!
Ещё есть надежда, что всё перемелется и жизнь наладится.
Поэт подмешивает в туман воспоминаний атрибуты нового дня – чёрную лестницу, вырванный звонок, который реально был возле двери в квартиру брата. Чёрная лестница символична, ей должно было найтись место, даже если бы Мандельштам остановится на пару дней в Питере во дворце. Чёрный цвет – цвет печали и страдания, а лестница хитрое инженерное сооружение, ведь по ней можно идти и вверх, и вниз.
Последние строки показывают напряжение 30-ых годов. Ночные гости в это время приходят только из НКВД, а стук дверной цепочки в 1930 году может легко перейти в громыхание кандалов.
На фоне трагизма автора строк, в стихотворение ощущается любовь к Петербургу. Ленинград Мандельштам не зря называет по-старому, так как именно Питер ассоциируется у него с радостью «детских припухших желез», первой любовью и незабываемым ароматом юности.
Это ещё не прощание с Ленинградом – это привет любимому городу, погружение в марево прошлого и тревожное ожидание будущего, которое уже крадётся волком за Осипом по городским мостовым.
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! Я ещё не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня ещё есть адреса́,
По которым найду мертвецов голоса́.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
декабрь 1930
Почувствовать трагизм стихотворения поможет чтение этих бессмертных строк Анатолием Белым.
Источник: https://stihirus24.ru/osip-mandelshtam/203-leningrad-ya-vernulsya-v-moj-gorod.html
Петербург в творчестве О.Э.Мандельштама
Петербургские строфы
Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садился в сани,
Широким жестом запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припёке Зажглось каюты толстое стекло, Чудовищна, как броненосец в доке,
Россия отдыхает тяжело.
А над Невой – посольства полумира, Адмиралтейство, солнце, тишина! И государства жёсткая порфира,
Как власяница грубая, бедна.
Тяжка обуза северного сноба – Онегина старинная тоска; На площади Сената – вал сугроба,
Черпали воду ялики и чайки Морские посещали склад пеньки, Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.
Летит в туман моторов вереница; Самолюбивый, скромный пешеход – Чудак Евгений бедности – стыдится ,
Бензин вдыхает и судьбу клянёт! *
1913
Адмиралтейство
В столице северной томится пыльный тополь, Запутался в листве прозрачный циферблат, И в тёмной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.
Ладья воздушная и мачта-недотрога, Служа линейкою преемникам Петра, Он учит: красота не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
Нам четырёх стихий приязненно господство, Но создал пятую свободный человек. Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?
Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря – И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря. *
1913
***
На площадь выбежав, свободен Стал колоннады полукруг, –
И распластался храм Господень*,<\p>
Как лёгкий крестовик-паук.
А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, – ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец,
Сквозь рощу портиков идёшь;
И храма маленькое тело Одушевлённее стократ Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!<\p>
1914
***
Мне холодно. Прозрачная весна В зелёный пух Петрополь одевает, Но, как медуза, невская волна Мне отвращенье лёгкое внушает. По набережной северной реки Автомобилей мчатся светляки, Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звёзд булавки золотые, Но никакие звёзды не убьют
1916
***
В Петрополе прозрачном мы умрём, Где властвует над нами Прозерпина. Мы в каждом вздохе смертный воздух пьём, И каждый час нам смертная година. Богиня моря, грозная Афина, В Петрополе прозрачном мы умрём, –
Здесь царствуешь не ты, а Прозерпина. *
1916
Дворцовая площадь
Императорский виссон И моторов колесницы, – В чёрном омуте столицы
Столпник-ангел вознесён.
В тёмной арке, как пловцы, Исчезают пешеходы, И на площади, как воды, Глухо плещутся торцы. Только там, где твердь светла,
Чёрно-жёлтый лоскут злится,
Словно в воздухе струится
Желчь двуглавого орла.
1917<\p>
***
На страшной высоте блуждающий огонь, Но разве так звезда мерцает? Прозрачная звезда, блуждающий огонь, –
Твой брат, Петрополь, умирает!
На страшной высоте земные сны горят, Зелёная звезда мерцает. О, если ты, звезда, – воды и неба брат,
Твой брат, Петрополь, умирает!
Чудовищный корабль на страшной высоте Несётся, крылья расправляет – Зелёная звезда, в прекрасной нищете
Твой брат, Петрополь, умирает.
Прозрачная весна над чёрною Невой Сломалась, воск бессмертья тает… О, если ты, звезда, – Петрополь, город твой,
Твой брат, Петрополь, умирает!
<\p>
1918
***
В Петербурге мы сойдёмся снова, Словно солнце мы похоронили в нём, И блаженное, бессмысленное слово В первый раз произнесём. В чёрном бархате советской ночи, В бархате всемирной пустоты, Всё поют блаженных жён родные очи,
Всё цветут бессмертные цветы.
Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится *
И кукушкой прокричит. Мне не надо пропуска ночного, Часовых я не боюсь: За блаженное, бессмысленное слово
Я в ночи советской помолюсь.
Слышу лёгкий театральный шорох И девическое “ах” – И бессмертных роз огромный ворох
У Киприды на руках.
У костра мы греемся от скуки, Может быть века пройдут, И блаженных жён родные руки
Лёгкий пепел соберут.
Где-то грядки красные партера, Пышно взбиты шифоньерки лож, Заводная кукла офицера – Не для чёрных душ и низменных святош… Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи В чёрном бархате всемирной пустоты. Всё поют блаженных жён крутые плечи,
А ночного солнца не заметишь ты.
1920<\p>
***
Вы, с квадратными окошками невысокие дома, –
Здравствуй, здравствуй, петербургская нескучная зима.
И торчат, как щуки, рёбрами незамёрзшие катки,
И ещё в прихожих слепеньких валяются коньки.
А давно ли по каналу плыл с красным обжигом гончар,
Продавал с гранитной лесенки добросовестный товар?
Ходят боты, ходят серые у Гостиного двора,
И сама собой сдирается с мандаринов кожура;
И в мешочке кофий жареный, прямо с холоду – домой:
Электрическою мельницей смолот мокко золотой.
Шоколадные, кирпичные невысокие дома, –
Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима!<\p>
И приёмные с роялями, где, по креслам рассадив,
Доктора кого-то потчуют ворохами старых “Нив”.
После бани, после оперы, всё равно, куда ни шло,
Бестолковое, последнее трамвайное тепло… *
1925<\p>
Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок, *
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
1930<\p>
***
На мёртвых ресницах Исакий замёрз И барские улицы сини – Шарманщика смерть, и медведицы ворс,
И чужие поленья в камине…
Уже выгоняет выжлятник товар – Линеек раскидистых стайку, – Несётся земля – меблированный шар, –
И зеркало корчит всезнайку.
Площадками лестниц разлад и туман – Дыханье, дыханье и пенье – И Шуберта в шубе застыл талисман –
Движенье, движенье, движенье…
1935<\p>
Примечания
“Петербургские строфы”
В литературе сложилась традиция, по которой Петербург связан с жёлтым цветом, но у Мандельштама он – чёрно-жёлтый – это цвета императорского штандарта; желтизна города – это “желтизна правительственных зданий”, “желчь двуглавого орла”.
Возникает мотив тяжести, жестокости ( “Россия отдыхает тяжело”, “тяжка обуза северного сноба”, “государства жёсткая порфира”, “дымок костра и холодок штыка”). Столкновение двух Петербургов – имперского и человеческого – освещается почти по-пушкински.
(вернуться)<\p>
“Адмиралтейство”
Архитектура классицистического Петербурга в восприятии Мандельштама противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает и которого страшится. Адмиралтейство становится воплощением Петербурга и – через него – России. Этот образ насквозь проникнут реминисценциями.
Пётр у Мандельштама не просто историческое лицо, а герой пушкинских “Стансов” ( “то мореплаватель, то плотник”). Отсюда соединение мотивов зодчества и кораблестроения, “вещественности” (точного, обыденного слова) и “ассоциативности” (возвышенного словесного строя, открывающего выход в вечность). (вернуться)<\p>
“На площадь выбежав, свободен…
”
В сборнике “Камень”, наряду с образами петербургской архитектуры, силён образ Рима, не античного, но католического. Это противовес хаосу. Ключевым словом в образе Рима становится слово “свободный”. Образы Рима и Петербурга смыкаются. Казанский собор напоминает поэту собор Св. Петра в Риме.
Соприкасаясь с собором, его “рощей портиков”, поэт чувствует себя “иностранцем”, “русским в Риме”. Лёгкость, свобода “римского” собора влекут Мандельштама больше, чем тяжёлый блеск Исаакия – духовного центра Петербурга, тесно соединяющегося с центром российской государственности – площадью Сената и Медным всадником.
(вернуться)<\p>
“В Петрополе прозрачном мы умрём…”
В более поздней книге, “Tristia”, Петербург, классический и имперский, превращается в Петрополь – тонущий, погибающий. Греческое имя приравнивает город к исчезнувшей уже цивилизации, он становится подобен Атлантиде.
Имперская тяжесть, прочность уступают место призрачности, хрупкости, которые смыкаются с темой холода, смерти. Прозерпина (в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствует древнегреческой Персефоне) приходит на место мудрой воительницы Афины. (вернуться)<\p>
“Дворцовая площадь”
Виссон – драгоценная ткань, от [
Источник: https://literatura5.narod.ru/mandelshtam.html