Анализ рассказа «старый гений» (н. лесков)

Анализ рассказа Старый гений Лескова 8 класс

Николай Семенович Лесков был писателем-реалистом. Одно время ему пришлось послужить канцелярским агентом уголовного суда, что в дальнейшем отразилось на творчестве писателя.

Рассказ «Старый гений» — это скорее сатира на власть имущих середины девятнадцатого века. Интересно, что подобные истории нередко встречаются и сегодня.

Рассказ напечатали в январе 1984 года, поэтому его вправе называть рождественским.

Обратите внимание

Лесков повествует о том, как одна благообразная старушка, с доброй душой и с упованием на Господа помогает некому франту, нуждающемся в деньгах. Помня старую дружбу с его матерью, старушка закладывает дом и вырученную сумму (15 тысяч рублей) отдает нечистому на руку великосветскому повесе.

Добрая старушка не может себе представить, что для кого-то такие слова как честь и порядочность не имеют значения. Франт вовсе не собирается отдавать внушительный долг, эгоизм и хамство этого человека не имеют предела. Имея покровителя на самом «верху», данный пройдоха не считается ни с кем. В городе не находится ни одной храброй души, которая решилась бы вручить ему повестку в суд.

Старушка, имея на руках больную дочь и внучку, решает ехать в Петербург. На деле она оказывается не такой наивной, как кажется. Она подкупает слуг в доме франта и знает все о его планах.

И все же доброе, верующее сердце женщины не хочет верить в подлость человека, для которого отдать долг проще простого.

У него хорошая служба, доход, но жадность и ненаказуемость доводит до того, что практически все в городе страдают от него.

Почти весь рассказ старушка верит в справедливый суд, постоянно хлопочет и надеется на лучшее. Лишь отчаяние придает ей силы.

Узнав, что франт собирается уехать за границу с любовницей, причем на несколько лет, бедная женщина прибегает к услугам некого господина (он и есть старый гений), который обещает ей уладить дело.

За это он просит 500 рублей. Из которых 200 берет себе, а 300 решает отдать исполнителю («гений» лишь подает идею).

Важно

Это пожилой, видавший виды господин, помогающий людям восстановить справедливость. Старушка доверяет ему и не прогадывает. Старый «гений» нанимает солдата, воевавшего в Сербско-Турецкой войне. В то время когда франт с богатой любовницей едут на вокзал, солдат затеивает с ним перебранку. Любовница убегает, а франта вместе с солдатом арестовывают за нарушение общественного порядка.

В полиции узнают в богатом господине мошенника и предъявляют расписки с долгами. Вынужденный заплатить, чтобы иметь возможность выезжать, он проигрывает сражение с благообразной старушкой.

В рассказе раскрывается библейская мудрость, гласившая, что просившему Господь дает, только надо верить.

Вариант 2

В школьную программу 8-го класса вошёл рассказ Николая Семёновича Лескова, известного прозаика и драматурга – «Старый гений». Но для того чтобы разобрать анализ данного рассказа, нужно узнать больше самого автора.

Николай Семёнович родился в селе Горохове Орловской губернии. Образованием писатель не мог похвастаться, он сменил несколько профессий, много где путешествовал и узнавал традиции разных народов, увлекался искусством. В подростковом возрасте произошла трагедия – от ужасной холеры умер отец Лескова и сгорел дом в последствии пожара.

В своих рассказах автор описывает проблемы русского народа. Он не боится рассказать самую горькую правду, ведь горькая правда лучше, чем сладкая ложь. Он писал в надежде на изменения своей Родины в лучшую сторону. Многие называли его самым народным писателем.

Он боролся со всякими человеческими пороками и осуждал их в своих произведениях.

Рассказ «Старый гений» был написал и опубликован в 1884 году. По жанру это был рассказ направления реализм. В данном рассказе Николай Лесков показал несправедливость, существующую, к сожалению, в жизни каждого человека. Грустную историю того, как хороший и порядочный человек может попасться в сети коварных и нечестных людей.

Рассказ был опубликован издательством журнала «Осколки». Как стало позже известно, критики сразу же положительно отозвались об этом коротком и сразу понятном рассказе. Написание совсем обычное, всего три главных героя, всё сконцентрировано на них и проблеме помещицы. Ничего лишнего, поэтому и жанр – рассказ.

<\p>

В центре рассказа находится пожилая помещица, которая одолжила когда-то крупную сумму одному юноше, который был сыном её давней подруги. Но он и не собирался отдавать свой долг да к тому же был должником половины Петербурга. Старушке грозило нищенское будущее, а городского франта это ни сколечко не волновало и совесть его не рвала на куски.

Совет

На помощь старой помещице и пришёл «старый гений» – Иван Иваныч. Ему удалось справедливо наказать преступника и заставить его вернуть свой долг.

Своим рассказом «Старый гений» автор пытается донести до читателей то, к чему может привести такая доверчивость и осуждает тех людей, которые наживаются на чужом труде и заработке. Также он учит нас тому, что любая ложь все равно будет выяснена и её никак не скроешь.

Анализ 3

Каждый из нас понимаем, что прямых и простых путей в жизни не бывает. Нам приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, из которых нужно выходить с минимальными потерями.

И очень хорошо, когда рядом  нами есть люди, готовые протянуть руку помощи в трудную минуту.

  Рассказ «Старый гений» как раз повествует нам о хитрости и смекалке отдельно взятого человека, который ратует за свободу и справедливость.

Лесков является писателем, отражающим в своих произведениях все реалии жизни. На протяжении всего рассказа мы видим настоящее отношение автора к правительству и чиновникам. В рассказе имеют место быть приемы сарказма и иронии, которые мастер использует для заострения внимания читателей.

Сюжет рассказа начинается с того, что старушка, будучи доброй женщиной, закладывает свой дом и дает великосветскому франту в долг огромную по ее меркам сумму денег.

Но мужчина оказывается недобросовестным, и, как только наступают последние дни для возврата долга, франт исчезает.

Помещица остается в незавидном положении, ей нечем выплачивать кредит, и из-за этого их с внучкой и дочерью-инвалидом очень скоро могут выкинуть на улицу без каких-либо средств к существованию.

Обратите внимание

Старушка, не зная, что еще можно сделать, едет в Петербург в поисках справедливости. Но, местные чиновники, ничем не могут ей помочь.

Однако среди них находится Иван Иванович, который предлагает старушке свои услуги. Уже на следующий день полицейский находит мошенника и вручает ему расписку лично в руки.

  Благодаря этому дело сдвигается с мертвой точки, и обманщик возвращает все деньги обратно.

Обратим внимание на главных героев произведения. Основным персонажем является старушка-помещица. Она честный, великодушный человек, который никому не отказывает в помощи. Проблемы ее не останавливают, даже наоборот, они  добавляют в нее решительность и желание действовать. Даже после случая с недобросовестным франтом, она не теряет веру в людей.

Иван Иванович является чиновником с большой смекалкой и отменным умом. Он умеет, и любит, находить выходы из самых разнообразных случаев. Он не желает наживаться на проблемах, обращающихся к нему людей, главное для него это помогать людям. Основными чертами героя являются порядочность, гуманность и мягкосердечность.  Он настоящий человек чести.

Великосветский франт   является эгоистичным человеком, живущим за счет других людей. Он из богатой семьи, и стоит ему только произнести свою фамилию, как все двери оказываются открыты.  Ему выплачивается большая зарплата, у него огромные доходы, но этого ему не хватает. Он все равно продолжает использовать людей в своих целях и выкачивать из них последние крохи.

В рассказе мы снова видим тему «маленького человека», который не в состоянии противиться богачам. Несмотря на то, что за ними правда и справедливость, сильные мира сего все равно оказываются победителями. Но происходит это до тех пор, пока не появится честный человек, который протянет руку бедствующему. И тогда справедливость наконец восторжествует.

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/leskov/analiz-rasskaza-staryj-genij

Анализ рассказа «Старый гений» Лескова

Писатель Николай Семёнович Лесков стал известным не только из-за своего писательского таланта и выразительной речи, но и благодаря глубокому пониманию жизни русского народа. Знание нужд и проблем простых людей получило отражение во всех произведениях писателя.

Николай Семенович Лесков

Например, в повести «Леди Макбет Мценского уезда» автор описывает судьбу отчаявшейся русской женщины, которая ради своей любви пошла на совершение убийства.

В рассказе «Человек на часах» писатель повествует о том, насколько далеки друг от друга моральные принципы человека и законы, господствующие в обществе. Произведения Н.С.

Важно

Лескова имеют различную проблематику, однако ряд затронутых в них вопросов остаётся актуальным даже сейчас. Одной из таких проблем является бюрократия. Именно она занимает ведущее место в рассказе «Старый гений».

По сюжету произведения одна старушка оказалась в затруднительном положении. По своей доброте, стремясь помочь деньгами богатому франту из знатной семьи, она заложила собственный дом.

Но франт денег не вернул, и старушке пришлось ехать в Петербург из-за угрозы оказаться на улице с больной дочерью и маленькой внучкой. Но и там справедливость не восторжествовала, так как представители закона не захотели наказывать знатного человека.

В итоге проблему смог решить только «Старый гений», хотя и использовал для этого не совсем законный способ.

Возникает вопрос: кто виноват в произошедшем? Можем ли мы обвинять старушку в наивности? С одной стороны, нет. Доброта и сострадание — высокие человеческие качества, судить за которые никак нельзя. Но с другой — основным поводом симпатии старушки к франту была знатность его происхождения.

Лесков умело высмеивает это качество, присущее русскому народу. Он понимает, что это большая проблема, которую необходимо решить, так как подобные случаи — далеко не редкость. Поэтому и старушка, и чиновники, которые искренне сочувствуют пострадавшей, но ничего не делают, боясь франта, виноваты в данной ситуации. Но также виноват и сам франт.

О нём известно мало: это человек из хорошей семьи, богат, живет в доме жены, ходит в клуб и снимает дорогие комнаты. Но то, как он поступил с помещицей, достойно порицания. Отнять последний кусок хлеба у несчастной семьи, в то время, как у самого есть средства — подло. Такой человек не вызывает симпатии, но добрая старушка увидела в нем что-то хорошее.

Однако почему он стал таким? Ответ прост — виновато общество.

В произведении сказано, что никто не просил его возвращать долги, так как этого человека чрезмерно уважали и боялись.

Совет

Возможно, сначала франт был честным, но потом, заметив отношение окружающих, забыл о морали и стал жить исключительно для себя.

Конечно, нельзя не учитывать характер человека и его личные качества, но произведение Лескова сатирические, поэтому большее значение придаётся факторам, влияющим на человека.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Бюрократическое общество не справляется с поставленными задачами. В нём преступные действия бывают более справедливыми, чем закон. Об этом и пишет Лесков в финале своего произведения. Общество порождает либо людей с мышлением подчинённого, которые трепещут перед законом и более высокими чинами, либо тех, кто уверен, что их действия останутся безнаказанными.

Таким образом, основной виновник произошедшего — общество, основанное на бюрократии, так как именно оно стало одной из причин появления таких людей, как франт. И Лескову блестяще удалось это показать.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/06/analiz-rasskaza-leskova-staryj-genij.html

Анализ рассказа Н – Лескова «Старый гений»

Анализ рассказа Н. Лескова «Старый гений»

В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Старый гений» лежит ситуация, типичная, к сожалению, как для России 19-го века, так и для России сегодняшней. Богатый франт обманул старушку, не заплатив ей долг, и теперь у нее отбирают дом. Должностные лица не защищают старушку, уж слишком большие связи у должника.

Читайте также:  Цели и средства в «капитанской дочке»

Хотя старушка и права по закону, «непреодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти должника и вручить ему судебную бумагу.<\p>

Композиция произведения Н. Лескова «Старый гений» построена на рассказах ее самой наблюдателю. Художественными приемами являются ирония и сарказм, иногда создается эффект трагикомедии.

Обратите внимание

Автор выступает в произведении рассказчиком, создав свой образ человека, который сочувствует старушке, дает ей немного денег, но тоже не верит, что она добьется правды.<\p>

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч, который за немалый процент берется решить дело явно не очень законным способом. Что ему с успехом удается.<\p>

Идея рассказа Н.

Лескова «Старый гений» — беззащитность слабого человека перед власть имущими людьми в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Гражданам приходится действовать самим, и на этом имеют свою долю хитрецы типа «старого гения».<\p>

Темы рассказа Н.

Лескова «Старый гений» — тема бюрократии, тема «маленького человека», тема христианского человеколюбия и совести, а также отсутствия таковых у власть имущих лиц.<\p>

Образы рассказа Н. Лескова «Старый гений»:<\p>

В первую очередь интересен образ старушки. Это верующая женщина, она никому не желает зла, даже своему должнику. Она простодушна и непосредственна.

Старушка не понимает, законов, по которым живут богатые франты и чиновники: «Как же ему нельзя вручить повестку, если его состояние намного больше, чем он нам должен?» — недоумевает она.<\p>

Образ «старого гения»: это «темная личность». О его гениальности можно говорить лишь с долей иронии. Это хитрый и опытный человек, бывший чиновник.

Он просто додумался, на чем можно ловить мошенников, на которых ни Закон, ни совесть повлиять не могут. Обидчика старушки он «прижал к стене» публичным скандалом на вокзале и приводом в полицию, помешавшим должнику уехать за границу с любовницей. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только этому пройдохе удалось спасти старушку и ее семью от голода и холода.

<\p>

Важно

Автор создает иронический ореол загадочности над «таинственным планом гения мысли» Ивана Иваныча. А план оказывается прост: любым способом затащить должника в полицию, поставить его в неловкое положение, чтобы полиция «заодно» вручила повестку.

Образ франта подается понемногу в мелочах. Он законченный эгоист, которого не трогают ни слезы, ни мольбы. Деньги и связи не оставили в нем ничего от морали, он намерен только развлекаться и жить за счет других. На франта можно повлиять, лишь помешав его планам публично.

Такова и его богатая любовница, сбежавшая уже в начале драки на вокзале.<\p>

Об образе рассказчика было сказано выше. Образ «сербского сражателя», хулигана и выпивохи, тоже оказывается в рассказе положительным. Ведь он «исполнитель плана» спасения старушки. У этого солдата свои понятия о справедливости.

Едучи в очередной раз устраивать драку, он уверяет старушку, что все будет «честно и благородно».<\p>

Также в рассказе есть сборный образ чиновников без имен. В Лесков очень остро и иронично показал типичные недостатки этого класса.

Это бесполезность и нежелание применять имеющуюся власть либо лень и трусость ее применить, а также пустословие.<\p>

Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

Источник: https://sochinenie-o.ru/analiz-rasskaza-n-leskova-staryj-genij.html

Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»

Об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что окру­жа­ю­щие об­ви­ня­ют во всем ста­руш­ку, ссы­ла­ясь на то, что она не тому че­ло­ве­ку день­ги за­ни­ма­ла. По­ме­щи­ца даже об­ра­ща­ет­ся в выс­шие ин­стан­ции и пы­та­ет­ся дать взят­ку в раз­ме­ре трех тысяч руб­лей, од­на­ко никто не хочет ей по­мочь.

Таким об­ра­зом, в рас­ска­зе осуж­да­ет­ся бю­ро­кра­ти­че­ская си­сте­ма Рос­сии XIX века. Несо­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ных норм и ис­пол­ни­тель­ной си­сте­мы, бес­силь­ных перед име­ю­щи­ми власть лю­дь­ми и рав­но­душ­ны­ми к про­бле­мам «ма­лень­ко­го» че­ло­ве­ка. Имен­но в этот тра­ги­че­ский мо­мент в рас­ска­зе по­яв­ля­ет­ся спа­си­тель.

Лич­ность эта та­ин­ствен­ная и узна­ем мы о ней очень мало.

«– Спра­ши­ва­ла – кто он такой и какой на нём чин? “Это, го­во­рит, в нашем об­ще­стве рас­ска­зы­вать со­всем лиш­нее и не при­ня­то; на­зы­вай­те меня Иван Ива­ныч, а чин на мне из че­тыр­на­дца­ти овчин, – какую за­хо­чу, ту вверх шер­стью и вы­во­ро­чу.– Ну вот ви­ди­те, – это, вы­хо­дит, со­всем ка­кая-то тём­ная лич­ность.
– Да, тём­ная…

“Чин из че­тыр­на­дца­ти овчин” – это я по­ни­маю, так как я сама за чи­нов­ни­ком была. Это зна­чит, что он че­тыр­на­дца­то­го клас­са.

А на­счет имени и ре­ко­мен­да­ций прямо объ­яв­ля­ет, что “на­счет ре­ко­мен­да­ций, го­во­рит, я ими пре­не­бре­гаю, и у меня их нет, а я ге­ни­аль­ные мысли в своем лбу имею и знаю до­стой­ных людей, ко­то­рые вся­кий мой план го­то­вы при­ве­сти за три­ста руб­лей в ис­пол­не­ние”».

Совет

Сна­ча­ла нам, как и ав­то­ру, ка­жет­ся, что перед нами оче­ред­ной мо­шен­ник, ко­то­рый хочет вос­поль­зо­вать­ся до­вер­чи­во­стью ста­руш­ки-по­ме­щи­цы, од­на­ко вско­ре мы по­ни­ма­ем, что Иван Ива­но­вич ру­ко­вод­ству­ет­ся не же­ла­ни­ем за­ра­бо­тать денег, а же­ла­ни­ем вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость и на­ка­зать ви­нов­но­го.

«– По­че­му же, ба­тюш­ка, непре­мен­но три­ста?

– А так – уж это у нас такой при­фикс, с ко­то­ро­го мы усту­пать не же­ла­ем и боль­ше не берём.

– Ни­че­го, су­дарь, не по­ни­маю.

– Да и не надо. Ны­неш­ние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне две­сти за мысль и за ру­ко­вод­ство да три­ста ис­пол­ни­тель­но­му герою, в со­раз­ме­ре, что он может за ис­пол­не­ние три ме­ся­ца в тюрь­ме си­деть, и конец дело вен­ча­ет. Кто хочет – пусть нам верит, по­то­му что я все­гда бе­русь за дела толь­ко за невоз­мож­ные; а кто веры не имеет, с тем де­лать нече­го».

И ста­руш­ка-по­ме­щи­ца до­ве­ри­лась Ивану Ива­но­ви­чу, по­сколь­ку вы­хо­да у нее не было.

Иван Ива­но­вич вме­сте со своим по­мощ­ни­ком про­вер­нул бле­стя­щую опе­ра­цию, они спро­во­ци­ро­ва­ли скан­дал на вок­за­ле, с ко­то­ро­го франт со­би­рал­ся уехать за гра­ни­цу.

При­е­ха­ла по­ли­ция и долж­ни­ку пуб­лич­но вру­чи­ли су­деб­ное пред­пи­са­ние. Фран­ту ни­че­го не оста­ва­лось де­лать, как вы­пи­сать чек на всю одол­жен­ную сумму и вер­нуть 15 тысяч.

Таким об­ра­зом, спра­вед­ли­вость вос­тор­же­ство­ва­ла, но мы с вами по­ни­ма­ем, что это еди­нич­ный слу­чай, а сколь­ко таких об­ма­ну­тых людей оста­ет­ся без за­щи­ты го­су­дар­ства.

 Разветвление парадокс

Па­ра­докс – (от греч. paradoxos – стран­ный), афо­ризм, резко рас­хо­дя­щий­ся с об­ще­при­ня­тым здра­вым смыс­лом, часто име­ю­щий ост­ро­ум­ную форму.

На­зна­че­ние па­ра­док­са – за­ста­вить чи­та­те­ля или слу­ша­те­ля за­ду­мать­ся над, ка­за­лось бы, оче­вид­ны­ми ве­ща­ми. Па­ра­докс часто ис­поль­зу­ет­ся в са­ти­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре, в ора­тор­ской прозе.

На па­ра­док­сах ос­но­ва­ны анек­до­ты, па­ро­дии.

 Разветвление чиновник 14 класса

Со­глас­но Та­бе­ли о ран­гах, вве­ден­ной Пет­ром Ве­ли­ким в 1772 году, чины в Рос­сии де­лились на 14 клас­сов; 14-й (кол­леж­ский ре­ги­стра­тор) был низ­шим.

Герои про­из­ве­де­ний рус­ской ли­те­ра­ту­ры, в ко­то­рых под­ни­ма­ет­ся тема «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», – чи­нов­ни­ки че­тыр­на­дца­то­го клас­са. В ка­че­стве при­ме­ра можно вспом­нить по­весть Пуш­ки­на «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель». По­смот­рим, как А.С. Пуш­кин пишет о чи­нов­ни­ке клас­са.

«Сущий му­че­ник че­тыр­на­дца­то­го клас­са, ограж­ден­ный своим чином токмо от по­бо­ев, и то не все­гда (ссы­ла­юсь на со­весть моих пи­са­те­лей)». (Рис. 2.)

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель»

 Заключение

В конце урока хо­те­лось бы об­ра­тить ваше вни­ма­ние на на­зва­ние рас­ска­за. Лес­ков на­зы­ва­ет Ивана Ива­но­ви­ча ста­рым ге­ни­ем. Чтобы по­нять смысл этого на­зва­ния, да­вай­те об­ра­тим­ся к тол­ко­во­му сло­ва­рю и по­смот­рим, какие зна­че­ния да­ют­ся слову «гений».

Выс­шая сте­пень твор­че­ской ода­рен­но­сти, про­яв­ле­ние такой ода­рен­но­сти.

Вы­да­ю­щи­е­ся спо­соб­но­сти, та­лант в опре­де­лен­ной сфере де­я­тель­но­сти.

Тот, кто об­ла­да­ет выс­шей сте­пе­нью твор­че­ской ода­рен­но­сти.

(разг.) Тот, кто в со­вер­шен­стве вла­де­ет чем-то.

Имен­но по­след­нее зна­че­ние можно от­не­сти к на­ше­му герою. Он смог то, что осталь­ные, по тем или иным при­чи­нам, не смог­ли. Читая про­из­ве­де­ние, мы вос­хи­ща­ем­ся умом и та­лан­том Иван Ива­но­ви­ча, он во­пло­тил в себе луч­шие черты рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра: бла­го­род­ство, чест­ность, стрем­ле­ние за­щи­тить окру­жа­ю­щих, хит­рость.

Имен­но бла­го­да­ря таким людям, как Иван Ива­но­вич, мы с уве­рен­но­стью можем про­ци­ти­ро­вать Лес­ко­ва: «В Рос­сии невоз­мож­но­сти нет».

 Разветвление прификс

При­фикс (франц. prix fixe) – твер­дая цена.

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние о том, кто ви­но­ват в стра­да­ни­ях ста­руш­ки (по рас­ска­зу «Ста­рый гений»).

1. По­нра­вил­ся ли вам рас­сказ Н.С. Лес­ко­ва «Ста­рый гений»? По­че­му?2. Рас­ска­жи­те, кого на­зы­ва­ют в этом про­из­ве­де­нии «ста­рым ге­ни­ем».3. По­че­му он бе­рет­ся «за дела толь­ко невоз­мож­ные»? Что это за «дела»?4.

Как вы по­ня­ли со­дер­жа­ние рас­ска­за? По­че­му ста­руш­ка, мел­ко­по­мест­ная дво­рян­ка, за­ло­жи­ла свой дом и дала в долг пе­тер­бург­ско­му по­ве­се? Что ею дви­га­ло? На что она рас­счи­ты­ва­ла?5. За­щи­ща­ет ли закон бед­ную вдову? Каким об­ра­зом?6.

Обратите внимание

По­че­му же тогда никак не вы­пол­ня­лось су­деб­ное пред­пи­са­ние? Кто дол­жен былре­шать эту про­бле­му? По­че­му же она ка­за­лась нераз­ре­ши­мой всем чи­нов­ни­кам, отмала до ве­ли­ка?7. Как пи­са­тель рас­кры­ва­ет трус­ли­вую и про­даж­ную сущ­ность сто­лич­но­го

чи­нов­ни­че­ства? Обос­нуй­те свой ответ.

Опи­ши­те ге­ро­и­ню рас­ска­за. Какие черты ха­рак­те­ра под­чер­ки­ва­ет в ней автор? Уточ­ни­те, каким вам пред­став­ля­ет­ся от­но­ше­ние ав­то­ра к герою.

Последнее изменение: Четверг, 15 Июнь 2017, 19:01 Пропустить НавигацияПропустить РекламаПропустить Редактор ошибок

       Вы заметили ошибку в тексте? 

    Выделите ее мышкой
    и нажмите CTRL + Enter   

Пропустить Меню блога

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3424

Конспект урока в 9 классе по теме “Анализ рассказа Лескова”Старый гений”

Н. С. Лесков «Старый гений».

Работа с текстом.

Когда происходит действие рассказа? (во 2-й половине 19 в.)

Глава 1-я. — Итак, с какой целью приехала маленькая старушка в Петербург? (у неё было “вопиющее дело”).

— Как вы понимаете значение слова “вопиющее”? вызывающий недоумение, негодование, недопустимый, возмутительный

— В чём же заключалось это “вопиющее дело”? (по своей сердечной доброте и простоте выручила великосветского франта, заняв ему пятнадцать тысяч).

-Почему старушка решила выручить из беды “одного великосветского франта”? («чисто из одного участия, выручила из беды», «во имя старой приязни» к его матери))

— Какие черты характера выделяет в ней автор? («добрая старушка»

Бедная старушка вместе со своей увечной дочерью и внучкой вызывает жалость у читателя. Только помочь ей не представляется возможным. Обидчик, великосветский франт, обманом занял у бедняги огромную сумму денег. В результате и она сама, и ее семья могут лишиться единственного своего богатства — домика, в котором проживают.

— Разделите тетрадь на две колонки. В первую колонку запишите черты характера, действия старушки, во вторую – франта.

— Что решила предпринять старушка, чтобы избежать беды?

Глава 2.

— Почему хлопоты старушки были безуспешны? <\p>

— Почему нельзя приструнить должника? («Было у него какое-то могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника»)

— О чём это говорит?

— Как думаете, случалось ли такое раньше? Какие слова свидетельствуют об этом факте? (“не вы первая, не вы и последняя”).

— Как старушка относится к должнику, к людям вообще? (чтобы и мне и всем другим хорошо было).

— Как она отзывается о франте? (он замотался, но человек хороший).

Глава 3 — Как вы поняли выражение “надо смазать” – с. 19?

— Что вышло из затеи старушки “смазать”? <\p>

— Какой смысл вложен во фразу “В России невозможности нет” (19 стр.)? (Фраза наводит на мысль о своеобразии загадочной русской души. Действительно, в России есть место всему – злодейству – посредством которого будет обижен беззащитный и несчастный, и одновременно – благородному делу, которое исправит положение бедняги)

— Мы впервые встречаемся со словом “гениальный”, из чьих уст звучит это слово? (Ивана Иваныча, “тёмной личности” стр. 20).

— Что он называет гениальным? (мысли в своём лбу).

— Прокомментируйте слова Ивана Иваныча: “Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни”?

— Почему старушка поверила Ивану Иванычу? (предчувствие стр. 21).

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «судьба человека» для читательского дневника (м. шолохов)

Глава 4. — Верил ли рассказчик, что старушке удастся вернуть свои деньги? (сомневался)

— Почему он помог ей деньгами? (пожалел стр. 22).

— Что было необходимо сделать, чтобы вернуть деньги? (вручить “какую-то” бумажку, которая могла спасти её дело)

— Чего стал с любопытством дожидаться рассказчик? («На какое ещё штукарство изловчаются плутовать в Петербурге» – с. 22).

— Как понимаете слова “штукарство”, “плутовать”?

— Как стилистически окрашены эти слова?

— Что значит “пассажный”? “пассажный гений”? От какого слова образовано? Что означает “пассаж”? странный и неожиданный случай (устар.).

Глава 5.

— Кто такой “Сербский сражатель”? (исполнитель плана, участник войн Сербии и Турции).

— Как он выглядел? (весь оборванный, а в зубах пипочка из газетной бумаги 23 стр.).

— Как он добился вручения бумажки должнику? <\p>

— Считаете ли вы гением человека, “уладившего столь трудное дело”? <\p>

— Как вы думаете, почему он решил помочь старушке?

— Приводит ли Лесков какие-либо подробности из его жизни?

— Чего добивается Лесков, называя его Иваном Ивановичем? В повести “Старый гений” Лесков показывает, как изобретательность одного человека помогла бедной беззащитной старушке.

И в этом произведении русский национальный характер показан во всей своей красе. Ведь герой-чиновник, который смог придумать по-настоящему гениальный план, — это типичный русский человек.

В повести его имя кажется слишком уж обыкновенным — Иван Иванович, и это является еще одним доказательством

— Что же это за человек? (обыкновенный, просто хороший и порядочный человек, пожалевший несчастную старуху, восстанавливает справедливость и возвращает и утраченную, было, веру в обязательное торжество добра, и неотвратимость возмездия за зло).

— Действительно. Бедный чиновник, который решился помочь старушке, показан в произведении очень скупо. Лесков практически ничего о нём не говорит. Не приводит каких-либо подробностей из его жизни, но, тем не менее, образ кажется вполне узнаваемым.

<\p>

— Иронизирует ли автор, называя его гением? <\p>

Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии. Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

<\p>

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

Почему “Старый гений”? Имеет ли значение возраст для гениев?

Он хорошо знал жизнь, инстинктивно понимал, что в скованном этикетом и чинопочитанием обществе подобные казусы неизбежны, и умел находить верные ходы для решения проблем

Какие черты характера подчёркивает Лесков во Франте? Что он хотел этим сказать? (работа с таблицей).

— Как вы думаете, только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал читателям автор? И в наши дни можно часто видеть, как минимальное отступление от буквы закона лишает представителей власти права адекватно реагировать на те или иные преступления, а в суде могут оправдать заведомого преступника, если его адвокату удастся найти юридические уловки, согласно которым обвиняемый не может быть наказан, хотя в совершении им преступлений никто не сомневается. <\p>

Это противоречие хорошо видно на примере диалога из фильма «Место встречи изменить нельзя», где Жеглов, не имея фактических доказательств того, что Кирпич резал сумок в трамвае, подбрасывает ему кошелёк, а Шарапов, узнав об этом, сильно возмущается, призывая Жеглова действовать строго по закону. На что Жеглов, человек с раскованным мышлением, лаконично отвечает: «Вор должен сидеть в тюрьме

по своей сердечной доброте и простоте

Зверь травленый

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-v-klasse-po-teme-analiz-rasskaza-leskovastariy-geniy-1152264.html

Русская действительность в рассказе Лескова «Старый Гений»

Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60—90-х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности.

Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр.

Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г.

Действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.

Важно

Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка-помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут-то было.

Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело. Его рассказчик называет «гением».

Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.

И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью.

Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.

Повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая.

И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из-за каких-то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.

Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.

В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович.

Совет

Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.

Благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов.

И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость».

Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся.

Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство».

Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым.

Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора.

Обратите внимание

При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Материал создан: 28.12.2016

Источник: https://iamruss.ru/russkaya-dejstvitelnost-v-rasskaze-leskova-staryj-genij/

План-конспект урока литературы (8 класс) по теме: Урок- размышление на тему “Человек и общество” (По рассказу Н.С. Лескова “Старый гений”____________________________________

Цель урока:1) выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью. Воспитание правильного отношения к порокам общества ;       2)привитие интереса к изучению нравственных ценностей; 3)совершенствование навыков пересказа, анализа текста.

Задачи:<\p>

— пробудить познавательный интерес у учащихся;— способствовать умению критически осмысливать полученную информацию через анализ текста;

— создать условия для самостоятельного обобщения и выводов.

Оборудование: выставка книг Н.С.Лескова,  эпиграф к уроку, плакаты с афоризмами, портрет Н.С.Лескова старого гения, пластинка с музыкой Чайковского «Времена года», для сценки – стол,  накрытый скатертью, чернильница, перо, песочница, миниатюрный портрет Н.С.Лескова.

ХОД УРОКА

  1. Вступительное слово учителя:

Друзья мои! Я очень рада        <\p>

    Войти в приветливый наш класс

    И для меня уже награда                      

    Вниманье ваших умных глаз.

    Я знаю: каждый в   классе  гений,    <\p>

    Но без труда талант не впрок.

    Скрестите шпаги ваших мнений          

    И  вместе проведём урок!

И начать нашу встречу мне бы хотелось  вот с таких строк:

          Мой дар убог, и голос мой негромок,      

            Но я живу, и на земле моё

            Кому-нибудь любезно бытие:

 Его найдёт далёкий мой потомок

 В  творениях моих ; как знать?

  Душа моя

   Окажется с душой его в соединенье,

    И как нашёл я друга в поколенье,

    Читателя найду в потомстве я..             Е.А. Боратынский

Эти строки Е.А. Боратынского посвящены каждому из нас. Так как свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей. И если спустя полтора столетия мы потомки обращаемся к творчеству этих творцов, то значит они не просто писатели, они «великие».

<\p>

Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. М. Горький, определяя его место на литературном  «олимпе», поставил его рядом с Толстым и Достоевским.

Однако художник, в творчестве которого был слышен голос народной России, всё ещё не обрёл общенародной известности, подобной славе названных писателей – современников.

Да, несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но истинного представления о масштабах  его творчества, как правило, не имеет.

На слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство – и художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим.

Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Читайте также:  Тема свободы в поэме «мцыри»

Вот и мы сегодня попытаемся прикоснуться к творческому наследию Н.С.Лескова. Сегодня у нас урок на тему «Человек и общество»  по рассказу «Старый гений». Наша задача выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе; только ли со временем Лескова может быть связан случай, о котором рассказал автор?

Важно

НУ , а сейчас мне бы хотелось познакомить вас с некоторыми фактами . связанными с именем Лескова .(Индивидуальное задание)

Ученик: Н.С. Лесков родился в семье мелкого чиновника, в селе Горохово Орловской губернии. В 16 лет поступил писцом в суд. Криминальная сторона жизни, которая открылась ему в суде, потом часто становилась предметом художественного осмысления в повестях и романах писателя. С 1861 г.

– сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а потом «Северной пчелы»…. Презентация (Слайды1 ,2,3) В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова  – публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом.

Во многом этот период истории (60–е годы 19 века) напоминают мне время, которое мы переживаем сейчас.

Вопрос учителя:

– Как вы думаете, что общего между 60-годами и современностью?

 (Варианты ответов учеников: 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу).

Учитель: Н.С. Лесков – величайший писатель, который написал известные произведения: «Левша», «Старый гений», «Очарованный странник», «Тупейный художник». В большинстве его произведений повествуется о трагической судьбе талантливых людей из народа. Н.С. Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в укладе жизни.

Вопрос: Кто же герои Лескова? Как автор относится к России?

Ученик: у Лескова Россия – страна праведников, странников, умелых и талантливых людей, которые необразованны и непросвещенны. Он скорбит о том, что природный талант русского человека не сопряжен с образованностью.

Учитель: Ребята, Н.С. Лесков внес значительный вклад в русскую литературу. Его творчество направлено против несправедливости, глупости государственного масштаба.

II. Работа с эпиграфом урока

Учитель: Посмотрите по толковому словарю, что означает слово «гений»?

Ученик: Значение слова «гений»: (Слайд)

  1. Высшая творческая способность.
  2. Человек обладающий такой способностью.
  3. В древнеримской мифологии: дух – покровитель человека, олицетворение добра.

Учитель: Ребята, прочитаем выразительно эпиграф к уроку: Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.  (Ларошфуко).<\p>

Вопрос: Как вы понимаете эпиграф к уроку?

(Я думаю, что гений – это человек, который обладает высшей творческой способностью. Он гений, т.к. берется за дела невозможные.)

III. Анализ произведения

Учитель: Итак, ребята, мы с вами поговорим о рассказе «Старый гений», расскажем о том, почему добрая старушка поехала в Санкт-Петербург.

(У маленькой старушки было «вопиющее дело».  Дело это заключалось в том,  что она по своей доброте выручила из беды великосветского франта,  заложив для него свой дом, а он её обманул).

Вопрос: Почему добрая старушка поверила великосветскому франту?

(Добрая старушка поверила ему, потому что у него была блестящая карьера, известная фамилия, он получал хорошие доходы с имений.)

Учитель: Ответьте на вопрос, есть ли в наше время люди, которые поступают непорядочно?

(Мы живем в сложное время, где царит обман, ложь, несправедливость. Для наших дней свойственна фраза: «Деньги решают все»)

Совет

Вопрос: Ребята, вспомним, какие пословицы, поговорки, высказывания характеризуют этот эпизод?

 «Доверяй, но проверяй», «Добро – изнанка зла», «Зло есть грубейшая форма невежества», «От добра добро не ищут», высказывание из трилогии Л.Н.Толстого «Детство» – «Самый худший человеческий порок – это неблагодарность».

Учитель: Почему слово «хлопотать» Лесков выделяет кавычками?

(Я думаю, что бедная старушка пройдет через огонь и воду, прежде чем добьется правды. Конечно же, правду найти очень сложно, вспоминаются слова Короленко: «Истинную правду найти невозможно, т.к. все в мире относительно».

Учитель: Хлопоты в начале были успешны: адвокат встретился милостивый, выиграл дело, но…

Вопрос: Ребята, мы живем в современном мире, и поэтому каждый из вас должен знать, что означает слово «адвокат».

Ученик: Адвокат – это лицо, которому поручается защита. В 70-е – 80-е годы было такое мнение, что адвокат – абсурд буржуазного суда, а в наше время каждый человек должен знать, как пользоваться услугами адвоката.

Учитель: Прочитайте выразительно по ролям диалог рассказчика и доброй старушки (стр. 16-17).

Вопрос: Почему рассказчик советует доброй старушке не докучать великосветскому франту? Cвой ответ свяжите с современностью.

(Я думаю, что этот человек может сделать неприятность. В наше время много случаев когда люди, которые имеют могущественное родство, много денег, способны на все: на шантаж, могут прогнать с места жительства и даже убить, т.к. многие люди живут по принципу «не имей сто друзей, а имей сто рублей»).

Учитель: Ребята, когда мы прочитали этот рассказ, один из учеников написал письмо этому господину.

Ученик: Государь мой премилостивый! Я прошу Вас, не удивляйтесь! Вам пишет ученик 8 класса…. Я внимательно прочитал рассказ Н.С.Лескова «Старый гений» и решил написать Вам письмо. Я, конечно же, возмущен Вашим поведением! Вы поступили непорядочно по отношению к бедной старушке.

Обратите внимание

Наша добрая знакомая заложила свой дом, чтобы выручить Вас из беды. Я думаю, она поверила Вам, потому что Вы принадлежали к одной из лучших фамилий. С точки зрения философии, Вы человек из высшего общества, а высшее общество – это пример всем остальным.

Вы должны были помнить, что каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.

Свое письмо хочу закончить словами великого философа Шопенгауэра: «Чистая совесть есть не что иное, как радость по поводу радости, причиненной другому человеку; нечистая совесть есть не что иное, как страдание и боль по поводу боли, причиненной другому человеку…»….

Вывод:( Ученик прочитал своё письмо) Я думаю, что наш господин, который обманул старушку, поймет свои ошибки, проснется в нем потерянная совесть.

Учитель: Ходила она к высшим властям. Там доступ труднее. Бедной старушке предложили: «Ищите его, поймаете, – это ваше дело. Старушка по провинциальной подозрительности стала шептать слова, а эти слова, ребята, написаны на плакатах: «Сухая ложка рот дерет», «Надо смазать», «В России невозможности нет».

Вопрос: Какой общей темой объединены эти плакаты?

Ученик: Мы живем в сложное и трудное время, когда для разрешения всех дел нужна взятка: поступать учиться – нужны деньги; устраиваться на работу – деньги; на суде прав тот, кто имеет большие деньги. Становится жить страшно, нужны коренные преобразования в стране. Как политические, так и экономические.

Вывод: Да, ребята, я с вами согласна. И хочу вспомнить слова Н.Т.Чернышевского: «Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества могут быть устранены двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и материальным обеспечением человека».

Учитель: А сейчас вы чтение по ролям (или инсценировка) где добрая старушка ведет беседу о том, почему она выбрала для разрешения проблем старого гения.<\p>

(Инсценирование: звучит музыка, беседуют старушка с гением).

Важно

Вопрос: Почему добрая старушка доверилась старому гению? Подтвердите данный эпизод текстом.

Ученик (читает): кто хочет – пусть верит нам, потому что я всегда берусь за дела только невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего…(стр. 19).

Учитель: Ребята, каким вы представляете старого гения? Для этого мы рассмотрим портрет старого гения и найдем по тексту, как автор описывает своего героя?

Ученик: Он высокого роста с длинной бородой, хмурое лицо, умный взгляд.

 УЧЕНИК читает монолог о том, как старый гений исполнял это дело<\p>

Учитель: Какие художественные средства использовал Лесков при описании эпизода выполнения столь трудного дела в этом эпизоде?

Ученик: Я думаю, что юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный.

В этом рассказе есть элементы юмора (стр 22).

IV. Чтении по ролям<\p>

ПОСЛУШАЕМ , как разоблачили господина, который обманул старушку (стр. 66).

Вопрос: Ребята, как заканчивается рассказ?

Ученик: Были побеждены неодолимые затруднения, правда восторжествовала, великосветскому франту вручили повестку.

Учитель: Можно ли этого человека, который уладил трудное дело, назвать гением?

Ученик: Человек, который нашел, как уладить столь трудное дело, вполне имеет право считать себя гением. В России невозможного нет! И я согласен с этим мнением! Россия – страна талантов

. Лескову не жаль для “пассажного гения” столь высокого определения, он не вкладывает в него никакой иронии.

Гений покарал “злодейство”, и для автора важен не малый “масштаб” гениальности, а важна его высокая суть.

<\p>

Человеческий талант, в чём бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало. Потому что связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

Совет

Учитель: Ребята, ответили на вопросы, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе?

Ученик: Я считаю, что проблемы общества лесковского времени перекликаются и проблемами нашего времени, – это злоупотребление в высших эшелонах власти, взятки, коррупция.

Учитель: Ребята, вы должны  были подготовить афоризмы по проблемам общества, прочитайте их.

Ученики: В.В.Путин сказал: «Закон должен быть превыше любого должностного лица».

<\p>

  1. «Законы должны искоренять пороки» (Цицерон)
  2. «Когда страна отступает от закона, тогда много в ней начальников» (Соломон)
  3. «Настоящие люди служат государству своей совестью» (Торо)
  4. «Высшее правосудие – это совесть» (В. Гюго)

V.

– Итак, мы завершили изучение рассказа «Старый гений». Я думаю, что все поняли суть рассказа, провели параллель с современностью. Надеюсь, что сюжет рассказа тоже затронул вас и в ваших душах оставил определенный след, заставил задуматься над проблемами общества.

И всем нам горько становится за российскую действительность. Под сатиристическим изображением чувствуется глубокое сострадание к простым людям, и призыв писателя что-то менять и меняться самим.

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: «… время Лескова ещё придёт.

Лесков писатель будущего»<\p>

 Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера.

Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев.

Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.<\p>

Н. С. Лесков писатель нашего времени!!!

 И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

  Н.С. Лесков не пришёлся ко двору ни в царской России, ни в коммунистической, так давайте откроем ему двери в демократической России.<\p>

Слово учителя: На этом я заканчиваю нашу встречу. Урока время истекло! Я  благодарю вас за ваши ответы, за умные глаза и неравнодушные лица .Желаю всем  добра и мира, и помните: «Душа по капле собирает свет!»

Обратите внимание

Дом. задание: НА ПАРТАХ У ВАС КОНВЕРТЫ С ЗАДАНИЯМИ (Выберите для себя одно из предложенных)            Символическая оценка.

                                   Взять жетон определенного цвета  

                         Жёлтый – не в полной мере себя реализовал (1б).

                          Красный- в полной мере себя реализовал (2б).

1.Устно.Подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?

2. Письменно.Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?<\p>

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/11/urok-razmyshlenie-na-temu-chelovek-i-obshchestvo-po-rasskazu-ns

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]