Анализ стихотворения «погасло дневное светило» (а. с. пушкин)

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина

“Погасло дневное светило” – это прекрасное подражание Байрону, эта романтическая элегия занимает особое место в творческом наследии Пушкина. Краткий анализ “Погасло дневное светило” по плану можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения материала. Этот разбор содержит всю необходимую информацию о произведении.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Погасло дневное светило.

История создания – элегия написана по впечатлениям морского путешествия из Керчи в Гурзуф в 1820 году. Пушкин впервые видел море, и оно заворожило его.

Тема стихотворения – ощущения изгнанника, который вынужден оставить любимую родину.

Композиция – трехчастная, части отделены друг от друга рефреном. В первой всего две строки, вторая описывает состояние героя, который, с одной стороны, тоскует о родных краях, с другой – надеется на исцеление, которое ему подарят волшебные южные земли.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – разностопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.

Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела”.

Инверсии – “земля полуденная”, “туман вечерний”, “пределы дальние”.

Молодой поэт совершил путешенствие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших.

Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”.

Стихотворение написано в августе 1820 года.

Обратите внимание

Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.

Главная тема – невеселые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности посещать родные края. Он – изгнанник, который тоскует за родными местами, гонимый не зависящими от него. Таков основной смысл произведения.

Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.

Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.

Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, с которой были связаны все чаяния его жизни. В то же время стих показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.

В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.

Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.

Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.

Важно

В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.

Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии следующие средства выразительности:

  • Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.
  • Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела”.
  • Инверсии – “земля полуденная”, “туман вечерний”, “пределы дальние”.

Также поэт использует устаревшие слова, создавая таким образом возвышенный слог. Для этого используются и перифразы.<\p> Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/pogaslo-dnevnoe-svetilo.html

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А. С. Пушкин) | Литерагуру

Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.

История создания

В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.

Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.

Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.

Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.

Композиция

Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.

Образы и символы

Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.

Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.

Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство.

Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение.

Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо.

То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии.

Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Основная идея

Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.

Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией.

Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога.

Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца).

Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Совет

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo-a-s-pushkin/

«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.

Литературное направление, жанр

«Погасло дневное светило» – один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона, в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону».

Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда. Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда.

Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».

Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» – философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.

Тема, основная мысль и композиция

Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.

Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.

Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.

В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.

Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.

Читайте также:  Фольклорные образы и символы в поэме «светлана» (в. жуковский)

Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) – это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.

Размер и рифмовка

Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.

Тропы и образы

В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.

Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.

Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.

Обратите внимание

Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.

Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина

  • «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина

  • «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина

  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина

  • «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Погасло дневное светило»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/pushkin/830-pogaslo-dnevnoe-svetilo-analiz

Литературный анализ “Погасло дневное светило”. Анализ стихотворения А. С. Пушкина :

Стихотворение под названием «Погасло дневное светило» было написано в августе 1820 года. В этом произведении поэт с горечью оглядывается назад, видя, что немало сил потрачено им впустую. Стихотворение, относящееся к жанру философской элегии, считается одним из лучших романтических произведений.

Как было написано стихотворение?

Александр Сергеевич Пушкин всегда открыто выражал свое мнение в различных эпиграммах, адресованных как представителям власти, так и самому императору – информацию об этом также может содержать выполненный школьником анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать, что эти действия поэта не оставались безнаказанными – Пушкин был сослан в ссылку.

На пути в Бессарабию поэт сделал несколько остановок, чтобы отдохнуть и увидеться с друзьями. Одним из таких мест была Феодосия – волшебное и прекрасное место, где поэт впервые познакомился с могучим морем. Произведение было написано поэтом ночью на борту корабля, который подплывал к Гурзуфу.

Однако Пушкин пребывал в мрачном настроении, и ему показалось, что стихия равнодушна к трудностям человека.

Томление лирического героя

Душа лирического героя переполнена грустью и страданием, тоской по родине. Ведь поэту пришлось смириться с предстоящей ему ссылкой. Смотря на бескрайние морские просторы, лирический герой окунается в воспоминания юных лет и первой любви, когда он мог веселиться и быть действительно счастливым. Но теперь, как считает поэт, эти времена остались далеко позади.

Ему предстоит будущее вдалеке от родного края и уютного дома – данную мысль необходимо включить в литературный анализ.

В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать: поскольку поэт не знает, сколько времени продлится его ссылка, он решает мысленно проститься со всеми светлыми моментами прошлого, оставить их раз и навсегда позади.

Но это свойство может быть расценено как проявление юношеского максимализма. Любые мысли о возможном светлом исходе событий решительно отвергаются автором стихотворения. Он не ждет помощи или утешения, погружаясь в ощущение одиночества и отвержения.

Произведение является образцом романтической лирики – указание на тип стихотворения для хорошей оценки нужно включить в литературный анализ. «Погасло дневное светило», анализ которого рассматривается в данной статье, продолжим еще одним замечанием.

В изданиях стихотворений поэта за 1826 и 1829 гг. около названия «Погасло дневное светило» элегия имела дополнительный подзаголовок: «Подражание Байрону». В этой пометке нет ничего удивительного, ведь великий русский поэт любил его произведения.

В стихотворении можно найти мотивы, похожие на песни Чайльд-Гарольда. Однако те переживания, которые выразил поэт в своем произведении, не могут сравниться с прощанием Чайльд-Гарольда. В своем творении поэт стремится утрировать свои переживания.

Его полностью поглощают ошибки, допущенные в юные годы.

Тема, основная мысль

Темой произведения являются философские раздумья, томление по родным краям. Великий русский поэт описывает лирического героя как «бежавшего», однако это лишь дань традициям романтизма. В действительности поэт был изгнан.

Основная мысль произведения заключается в том, что жизнь поэта уже не будет прежней, однако он принимает эти перемены. Лирический герой готов и осмыслить опыт прошлого, и принять неизведанное будущее.

Любовь его не угасла – поэт подчеркивает, что в человеке всегда присутствует личностный стержень, который неподвластен внешним обстоятельствам.

Художественные средства

В анализе «Погасло дневное светило» Пушкина школьник может подробно рассказать обо всех художественных приемах, используемых в произведении. Для того чтобы добавить ему торжественности, поэт использует немало архаизмов – «очи», «упоенный», «младость».

При этом стоит отметить, что язык стихотворения прост и понятен. Также великий русский поэт использует эпитеты – «томительный обман», «легкокрылая радость», «туманная родина». В произведении читатель найдет и простые, но емкие метафоры – «младость отцвела», «мечта летает».

Размер стихотворения – неравностопный ямб.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина: композиция

Условно стихотворение может быть разделено на три части. Они разделяются между собой повторением (рефреном), состоящим из двух строк. Первая часть посвящена поэтом описанию величественной природы – закату солнца, волнению моря, которое постепенно темнеет с наступлением ночи.

Мрачная природа навевает на лирического героя воспоминания о давно ушедших временах молодости – о друзьях и женщинах, которые его окружали. Этим воспоминаниям и посвящается следующая часть произведения.

В своем стихотворении поэт отражает переход от легкомысленной и беззаботной юности к зрелому возрасту.

В третьей части стихотворения поэт говорит о том, что бежал от всего этого.

Важно

Но может ли он лгать самому себе, называя ссылку «бегством»? Нет – наказание царя только ускорило его внутреннее, духовное бегство от этой жизни – на этом также может акцентировать внимание школьник, проводя анализ стихотворения «Погасло дневное светило». Стремление оставить все то, что нравилось в молодости, в действительности было внутренним.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает такой момент, когда он осознает: что-то необходимо в своей жизни менять. И нередко к этому решению подталкивают внешние события.

В этом случае великий русский поэт благодаря ссылке понял, что тратил драгоценные силы молодости не на тех людей, которые были бы этого достойны.

Стоило лишь сгуститься над его головой мрачным тучам, «изменницы младые» сразу же покинули его. Исчезли из его жизни и «минутные друзья».

Источник: https://www.syl.ru/article/360768/literaturnyiy-analiz-pogaslo-dnevnoe-svetilo-analiz-stihotvoreniya-a-s-pushkina

Стихотворение “Погасло дневное светило” – анализ стихов А.С. Пушкина

19 августа 1820 года Пушкин, может быть, впервые взошел на борт корабля, и совершил первое морское путешествие.

Бескрайность морского простора ошеломила молодого поэта, очаровала своей прелестью и вдохновила на создание нового поэтического произведения.

Элегия «Погасло дневное светило» была написана им на борту парусника, плывшего в сторону Гурзуфа. В этом произведении Пушкин с восторгом видит в Черном море безбрежный бушующий океан.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило» показывает, что идея стихотворения «Погасло дневное светило» отчасти была навеяна творчеством английского поэта Байрона, которым увлекалась аристократическая молодежь того времени.

Отчасти в произведении отразился юношеский максимализм Пушкина. В молодости все представляется иначе, чем в зрелые годы. Кажется, что первая любовь это на всю жизнь, малейшее разочарование рождает ощущение, что жизнь потеряла всякий смысл.

«Погасло дневное светило» – это не единственное произведение, в котором отразилось меланхолическое настроение Пушкина.

В русской литературе XVIII-XIX в жанр элегии выделены лирические стихотворения, отражающие философские размышления автора над непростыми вопросами жизни.

Как показывает анализ стиха «Погасло дневное светило», две повторяющиеся строчки не только делят на три части цельное стихотворение, но и роднят это лирическое произведение с песней. Двустишие

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Совет

Звучит как припев. Но не только. Океан служит метафорой, символизирующей жизнь с ее бурями, волнениями, радостями и тревогами.

С народным творчеством стихотворение роднят старославянизмы – ветрило вместо паруса, светило – вместо солнца, наперсницы (подруги). Эпитеты, которые поэт слышал в крестьянских напевах и использовал в этом произведении, также подчеркивают песенный характер элегии: туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние, море синее.

Поэт использует в своем творчестве емкие выразительные средства, придающие повествованию живописность и яркость: младость отцвела, летает корабль, мечта летает.

Анализируя размер стиха, в какой-то момент можно придти к выводу, что поэт нарушает все правила стихосложения. Но Пушкин ничего не делает случайно, просто так. И неравностопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы, и сочетание перекрестной и кольцевой рифмовки тоже приближают это произведение к народным песнопениям.

Первая часть элегии посвящена окружающей поэта природе: закату вечернего солнца, волнующемуся за бортом угрюмому океану, темнеющему с наступлением ночи, туману, сгустившемуся над кораблем. И шум паруса на ветру.

Все это навеяло на поэта воспоминания о бурной молодости, о друзьях и женщинах, окружавших его. Этим воспоминаниям посвящена вторая часть лирического стихотворения.

В элегии отразился переход от беззаботной юности к зрелости.

Год написания произведения совпал с его ссылкой в Крым. Была в царской России такая мера наказания, когда людей, возмущавшихся против царской власти, высылали из столичных городов на периферию, с целью избежать политических волнений.

И только благодаря протекции семьи Раевских, Пушкин в этот раз не оказался на Кавказе, а был отправлен вместе с ними в Крым. Николай Раевский поручился за Пушкина перед царем и взял юного поэта, нуждавшегося в лечении, под свою опеку.

Обратите внимание

В третьей части элегии Пушкин говорит о том, что он бежал от минутной молодости и друзей. Может ли поэт лгать самому себе? Нет. Его бегство было духовным. Ссылка лишь ускорила, упростила этот разрыв. В жизни всякого молодого человека наступает момент, когда он осознает свое взросление, понимает, что должен что-то изменить в своей жизни.

Часто к этому пониманию подталкивают жизненные перемены, события. В данном случае, когда Александр Сергеевич впал в немилость власть предержащих, он получил возможность оценить всех тех, кто окружал его, понять что растрачивал свои душевные силы и время не на тех людей.

Как только над его головой сгустились тучи, «изменницы младые» его покинули, «минутные друзья» растворились.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным По грозной прихоти обманчивых морей, Но только не к брегам печальным Туманной родины моей.

Этими строчками поэт дает понять, что к прежней жизни возврата нет.

Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/pejzazhnaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo.html

Анализ стихотворения “Погасло дневное светило” | Инфошкола

8 Сентябрь 2014       админ      Главная страница » Link      Просмотров:   35679

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год).

 Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже.

Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую.

Важно

В его признаниях , конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость».

Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости.

Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества.

Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Совет

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

Обратите внимание

Сначала лирический герой обращается к морю (это повторяется трижды), затем к «минутным друзьям» и на всём протяжении стихотворения — к самому себе и к своим воспоминаниям.

Чтобы создать атмосферу приподнятости и торжественности, показать, что речь идёт о важном и значительном, автор вводит в текст архаизмы: (очи; воспоминаньем упоенный; брега; сердце хладное; отечески края; потерянная младость). При этом язык элегии прост, точен и приближен к обычной разговорной речи.

Автор использует выразительные эпитеты, которые раскрывают нам понятия с новой, неожиданной стороны (томительный обман; грозная прихоть обманчивых морей; туманная родина; нежные музы; легкокрылая радость), а также сложный эпитет (искатель новых впечатлений).

Метафоры в этом стихотворении понятные и простые, но вместе с тем свежие, впервые найденные поэтом (мечта летает; младость отцвела).

Стихотворение написано неравностопным ямбом. Такой размер даёт возможность передать стремительное движение мысли автора.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stihotvoreniya-pogaslo-dnevnoe-svetilo/

Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 10 класс

Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкин написал в 1820 г., в самом начале своей ссылки на юг. За свои вольные высказывания в адрес чиновников, написание эпиграмм юный секретарь Коллегии иностранных дел был лишен должности и отправлен в г. Кишинев.

По пути его здоровье и духовное состояние пошатнулось. Семья Раевских радушно предложила провести с ними некоторое время на берегу Феодосии. Здесь молодой Пушкин видит бескрайний морской простор и создает своеобразное поэтическое прощание с родными краями, молодостью.

Повторяющиеся строки (рефрены) делят стихотворение на 3 части. Первая часть самая короткая. В ней дается лиричное вступления, обрисовывающее место и время действия: сумерки, море, туманная погода. Далее автор описывает свое состояние. Пушкин только что был фактически изгнан из Санкт-Петербурга. Для него это было первое вынужденное путешествие.

Важно

На душе у него тяжело из-за прощания с «берегом отдаленным». Он с грустью и тоской вспоминает прошлые мечты и безумную любовь. Для него родина становится «волшебным краем», местом, где он любил, томился желаниями и надеждами. Его чувства противоречивы: «Душа кипит и замирает». В следующей части поэт устремляет свой взор в будущее, к новым берегам.

Родные края теперь олицетворяют разочарование, печаль, отцветшую «потерянную младость». Пушкин вспоминает минутные увлечения, «наперсниц порочных заблуждений». Он отказывается от всего. Торжественно провозглашает, что это все забыто. Но тут же, после секундного молчания, говорит, что раны на сердце остались и они никуда не делись.

Невозможно просто так отказаться от прошлого, даже если оно вызывает плохие ощущения.

Элегия написана ямбом. Рифмовка встречается и кольцевая, и перекрестная. В стихотворении автор использовал устаревшие слова: «светило», «ветрило», «очи», «брега», «младость», «хладное».

Также встречаются живописные метафоры: мечта летает, младость отцвела.

Эпитеты, использованные в стихотворении, точные и яркие, отражающие различные ощущения автора, цвет, расстояние: синее море, вечерний туман, берег отдаленный, безумная любовь, весна златыя, легкокрылая радость.

В стихотворении отражено задумчиво-грустное настроение автора, прощающегося с родиной. Он хочет вычеркнуть из сердца старое, но у него не получается. Наше прошлое всегда остается с нами, также как и уроки, которые мы извлекли из него. Обстоятельства меняются, они могут нам не нравиться, как в данном случае «угрюмый океан», но необходимо учиться жить в новых условиях.

Анализ стихотворения Погасло дневное светило Пушкина

Философская элегия “Погасло дневное светило” была написана А.С. Пушкиным в период южной ссылки, в 1820 году. Стихотворение относят к лучшим образцам романтической лирики поэта.

На написание элегии Александра Сергеевича натолкнула морская поездка в Гурзуф вместе с Раевскими. Заболевший поэт надеялся поправить здоровье. Именно это небольшое путешествие по морской глади запечатлено в стихотворении. Однако Пушкин немного преувеличил разгул природной стихии и описал в своих строчках бушующий океан, хотя на самом деле поездка проходила очень спокойно.

В 1820-е годы Пушкин был вдохновлён творчеством поэта Байрона. Он упоминает его в подзаголовке стихотворения. “Погасло дневное светило” напоминает читателю прощальные песни персонажа английского поэта – Чайльд-Гарольда.

Совет

Однако внутренний мир лирического героя Пушкина гораздо богаче. Он наполнен красками, волнениями, переживаниями и прошлыми мгновениями. Герой вынужден оставить свою родину, а мысли о том, что юность тоже покинула его, приводят в тоску.

В этих идеях можно увидеть и самого автора, который так рано обманулся в своих надеждах.

Стихотворение можно условно разделить на три части. Их разделяют рефрены. В первой смысловой части формируется окружающая обстановка, она предстаёт перед читателями в романтическом виде. Далее поэт описывает эмоции лирического героя, его переживания сопоставляются с угрюмостью водной стихии. К чему же приходит центральный персонаж? Какие выводы он делает?

В последних строках стихотворения можно увидеть примирение героя со своим прошлым. Он готов принять своё будущее. Его желание жить и любовь к жизни ничего не может поколебать. Тяжёлые трудности и преграды не способны его сломить.

Для того чтобы придать своему произведению напевность и максимально приблизить стихотворение к разговорной речи, автор пишет его разностопным ямбом. Пушкин отлично смешивает высокий слог и устаревшие слова.

Однако от этого строчки не смотрятся коряво. Они помогают выразить мысли поэта общечеловеческим языком.

Эпитеты и метафоры здесь понятны каждому, так как они традиционны, хотя Пушкин также использовал свою гениальность и насыщал образ оригинальными перифразами.

9, 10 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке
    Марина Ивановна достаточно долгое время тосковала по своим родным бабушкам, которых она не застала. Это произошло из-за того, что они скончались в сравнительно молодом возрасте. Две бабушки: по отцовское и материнской линиям.
  • Анализ стихотворения Бунина Бледнеет ночь
    Стихотворение было написано в 1888 году, когда Бунину было всего 18 лет. Описание природной красоты всегда занимало одно из главенствующих мест в творчестве Ивана Алексеевича. Молодой Иван в своем тогда еще молодом возрасте уже умел
  • Анализ стихотворения Пушкина Дружба
    Большое и значимое место в своем творчестве Александр Сергеевич отводил теме дружбы. Главную роль в его жизни сыграли дружеские отношения, которыми он обзавелся, будучи студентом лицея. Обретенное товарищество стало для писателя опорой
  • Анализ стихотворения Фета Заря прощается с землею
    Афанасий Афанасьевич Фет, в конце 50-х годов, затронул такую тему как смерть. Причиной тому, стала девушка, которую он любил всем сердцем, но потерял из-за своей финансовой недостаточности. В своих стихотворениях, Афанасий Афанасьевич, часто
  • Анализ стихотворения Маяковского Нате!
    Как человек яркий и разносторонний Владимир Васильевич Маяковский старался не только соревноваться произведениями с другими поэтами, но и давать повод обсуждать его произведения критикам и специалистам в области литературы.

Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/pogaslo-dnevnoe-svetilo-10-klass

«Погасло дневное светило» А. Пушкин

«Погасло дневное светило» Александр Пушкин

На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта.

Обратите внимание

В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию.

Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами. Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному.

В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным.

Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни.

Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена.

Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться.

Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».

Источник: http://pishi-stihi.ru/pogaslo-dnevnoe-svetilo-pushkin.html

Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 9, 10 класс

Анализ этого стихотворения, я уверен, окажется очень интересным, так как оно достаточно длинное, в нем много интересных образов.

Итак, стихотворение является, в первую очередь, философским. Александр Пушкин рассуждает на берегу моря, вспоминает, обращятся к неодушевленному… Например, отеческим краям он признается, что бежал от них. Также стихотворение можно назвать и пейзажным, так как поэт рисует прекрасную картину заката на море.

Конечно, в стихотворении много устаревших слов, от них ощущение дополнительной торжественности. Пушкин использует такие слова как “младость”, “наперсницы”, “ветрило” и подобные. Интересен, например, оборот: “бежать кого-то”. Часто встречаются несовременные окончания: “стремлюся”.

Однако понятно, что во время Александра Сергеевича это была нормальная речь.

Важно

Итак, поэт часто обращается к ветру и океану, призывая первый шуметь, а второй волноваться. В этом желание бури, веселья, очищения. Штиль был бы скучен для потомка эфиопа. Кроме того, думаю, что волнение этого океана отражает чувства самого Александра Пушкина.

Начинается стихотворение просто с описания вечера на море, с первого обращения героя стихотворения к океану и ветру. Дальше герой описывает то, что видит: берег вдали… для Пушкина это не просто живописное место, а волшебная страна, куда он стремится, волнуясь и тоскуя.

Нет, это не мечта, которую он сам придумал, это место, от которого у поэта остались прекрасные воспоминания. Герой подчеркивает, что у него от чувств слезы на глаза наворачиваются, мечты заполняют ум… как если бы увидел он родные места, здание школы, например. Но, конечно, поэт не был бы поэтом, если б не добавил о любви несколько слов.

Он вспоминает свои страдания, безумие от влюбленности, которая оказалась обманом.

Не находя себе места от волнения, Пушкин просит корабль лететь, что и так быстро, еще быстрей. К “берегам”, не не печальным, а радостным. Он вспоминает улыбки Муз: это могут быть и стихотворения, и влюбленности…

Он говорит даже, что юность его там осталась, сравненная со слишком рано увядшим цветком. Радость упорхнула от него птицей, поэтому он отправился за новыми впечатлениями в далекие края.

Нашел он “минутных” друзей и изменщиц, но они быстро забылись, а вот раны юности на тех берегах до сих пор в сердце. Видимо, поэт хотел бы попробовать заново на родных берегах стать счастливым.

Анализ стихотворения Погасло дневное светило

Элегия писалась во время ссылки Пушкина, когда он был на корабле с Раевскими из Керчи. Раевские взяли Пушкина в путешествие, дабы поэт поправил здоровье. Писалось произведение ночью, стояла прекрасная погода, но поэт преднамеренно сгущает краски, описывая неспокойный океан.

Данная элегия – образец романтической лирики. В подзаголовке мы видим “Подражание Байрону”, и это не странно, ведь Пушкин был без ума от произведений Байрона. В произведении можно найти схожести с мотивами песни Чайльд-Гарольд. Но переживания героя Пушкина, совсем несхожи с эмоциями о прощании Чайльд-Гарольда.

Жанр стиха – философская элегия. Герой сетует на расставание с берегами родины. Он жалуется на быстро закончившуюся молодость, на расставание с друзьями и “изменницами”. Пушкин утрирует свои переживания, его гложат нереализованные амбиции.

Совет

Тема произведения – философские грустные размышления, в связи с покинутой Родиной. Условно элегию можно делить на три основные части, это деление видно по повторам двух строк.

Первая часть создаём нам романтическое настроение, она состоит из пары строк.

Во второй части мы видим описание душевных терзаний героя.

В третьей части мы наблюдаем конфронтацию воспоминаний прошлого и неизведанного будущего.

Итог стихотворения – герой принимает изменения в жизни, но также и не забывает о своём прошлом жизненном опыте. В произведении используется равностопный ямб. Идёт чередование рифм. Это и делает размышления в элегии общечеловеческими.

Поэт использует различные тропы и образы. Использование устаревших слов в сочетании с перифразами даёт возвышенный слог. Присутствует огромное количество метафорических эпитетов. Также встречаются метафоры, благодаря которым в произведении появляется живость.<\p>

9, 10 класс

Анализ стихотворения Погасло дневное светило по плану

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/pogaslo-dnevnoe-svetilo-9-10-klass

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Погасло дневное светило» (9 класс)

Анализ элегии А.С.Пушкина «Погасло дневное светило»

В сущности, он любил только свою музу и <\p>

облекал в стихи всё, что видел.

М.Н.Волконская «Записки»

Бесспорно, стало истиной, что А.С.Пушкин принадлежит к числу самых талантливых поэтов мира. По оригинальности мысли, жанровому своеобразию нет ему равных. Гармония его стихов точность выражений поражает всякого, хоть немного одарённого вкусом к слову чувством.

Прелестная его элегия «Погасло дневное светило» завораживает слух неповторимым высоким слогом, глубиной чувств и мысли, изяществом формы.

В статье «О ничтожестве литературы русской» Пушкин писал: «Писателей, которые пекутся более о мысли, истинной жизни, ждёт забвение. И далее добавляет: » Не грех и в стихах иметь мысли».

Вот такое небольшое лукавство, так характерно было для нашего великого поэта. Известно и то, как он ревностно относился к рифме, размеру: «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке очень мало».

И тут гениальный поэт немного лукавит: в его поэзии встречается до ….

Его никогда не удовлетворяла упрощённая форма рифм, основанная только на созвучии. И в элегии «Погасло дневное светило» отдельно взятые рифмы: дальным – печальным; впечатлений – наслаждений – заблуждений; обман – туман – океан даже в контексте создают ряд ассоциативных понятий: разочарование, страх, грусть.

Именно эти особенности проявления человеческих чувств находят отражение в характерелирического героя .

А.С.Пушкин прошёл свою школу ученичества и достойно вышел из неё, отдав дань признания общепризнанным гениям: Карамзину, Ломоносову, Сумарокову, Радищеву, Байрону, Гёте и, конечно, кумиру своей юности Г.Р.Державину.

Творцы бессмертные, питомцы вдохновенья!

Вы цель мне кажете в туманах отдаленья,

Лечу к безвестному отважною мечтою,

И, мнится, гений ваш промчался надо мной!

Обратите внимание

Это четверостишие из стихотворения «К Жуковскому» написано за четыре года до «Элегии», и между двумя понятиями – «отважною мечтой» и « мечта знакомая» – лежит бездна: Пушкин всего только за четыре года не только стал известен, но у него сформировался свой стиль, своё видение мира, и именно это попытаемся определить в элегии.

Как уже сказано выше, А.С.Пушкин огромное значение придавал ритмической стороне стихов, интонации и, конечно же, мысли. В воспоминаниях лирического героя по мере значимости проходят чередой образы, такие близкие поэту:

Где музы нежные мне тайно улыбались;

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость

И сердце хладное страданью предала

Образ лирического героя с наибольшей полнотой раскрывается во всём творчестве поэта, и отдельно взятое стихотворение может выражать различные состояния лирического героя. В этом смысле элегия подтверждает мысль о связи между личностью поэта и созданным им художественным образом, хотя в литературоведении существуют разные взгляды на образ лирического героя.

Некоторые исследователи не советуют отождествлять его с личностью поэта, т.к. это ведёт к упрощённому пониманию творчества автора. Другие же соотносят мысли, чувства поэта, сложившиеся в определённый момент жизни, с мыслями лирического героя.

Мы придерживаемся второй точки зрения, потому что испытанные только самим чувства становятся самыми яркими, эмоциональными.

Пушкин в августе 1820 года находится в вынужденном путешествии – изгнании и проводит незабываемые дни в кругу семьи генерала Раевского.

«Мой друг, счастливейшие минуты жизни моей провёл я посреди семейства почтенного Раевского… Счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, – горы, сады, море, друг мой, любимая моя надежда – увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского»,- пишет он брату Л.С.Пушкину.

Он очарован морем, его мощью, красотой, но в противовес ему он, как «послушное ветрило» не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, чтомногое в жизни он потратил впустую.

Я вспомнил прежних лет безумную любовь.

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило, <\p>

Желаний и надежд томительный обман…

Важно

Конечно, Пушкину только 21 год, он полон сил и дерзости творить, а разочарование – это дань моде, юношескому максимализму.

Младшая дочь Мария, впоследствии жена декабриста С.Г.Волконского, вызвала у Пушкина глубоко скрытое, взволнованное чувство.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою,

С любовью лечь к её ногам, – пишет он позже в романе «Евгений Онегин», вспоминая весёлую игру на берегу впервые увиденного моря, так его поразившего

Но счастливое время путешествия кончилось, и наступило тоскливое ожидание новой встречи.

<\p>

Может, это и есть ключ к пониманию идейного содержания элегии, ведь сама жанровая форма становится выражением грустных раздумий, воспоминаний лирического героя.

Мотивы одиночества, разочарований, тоски и боязнь отвергнутой любви пронизывают всю элегию. Выразительные эпитеты «потерянная младость», «сердце хладное», «наперсницы порочных заблуждений» – всё это в прошлом, а впереди «пределы дальние»:

Земли полуденной волшебные края:

С волненьем и тоской туда стремлюсь я,

Воспоминаньем упоённый

И снова ключевое слово «тоска», не дающая ему успокоиться, неизвестность, которая и волнует, и пугает:

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман.

Глаголы в форме прошедшего времени смягчают боль, утешают и оттачивают мысль о непостоянстве чувств и о вечности мироздания

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

Совет

Этот рефрен, осложнённый риторическими обращениями, играет важную композиционную роль – он завершает элегию, и это даёт право судить о лирическом герое как о герое, который вступает в новую в жизнь на новый этап отношения к жизни, и это освобождает его от тоски и иллюзий.

Увлечение романтическими образами Байрона, балладами Жуковского, таинственный мир переживаний, эти образы – «корабль», «печальные берега», «туманная родина», «обманчивые моря» – всё очень понятно и близко поэту, и в эту пору творчества личность самого поэта становится принципом построения образа лирического героя, ведь поэт-романтик, по выражению Жуковского, смотрит на жизнь «сквозь призму сердца». Это глубоко личная поэзия, но ни торжественный александрийский стиль стихов, ни классический слог, возможно, унаследованный Пушкиным от Ломоносова и Сумарокова, не скроют от нас душевное состояние самого поэта, его впечатлений о прекрасных днях, проведённых в Крыму, и может быть, именно этот период стал переломным в жизни великого поэта, когда ученичество, подражательство начинают тяготить, и начинается поиск новых форм, но благоговейное отношение поэта к тем дням свято: <\p>

Погасло дневное светило,

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан!

Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-aspushkina-pogaslo-dnevnoe-svetilo-klass-1334874.html

Ссылка на основную публикацию