Тема праведничества в русской литературе
Тема праведничества в русской литературе<\p>
Выполнили: Фокина Юлия<\p>
Кондратьева Валерия<\p>
ученицы 10 А<\p>
учитель: Кичмар Ольга Ивановна<\p>
Волжский 2014<\p>
Цели и задачи<\p>
Цели: Раскрыть концепции «праведничества» в русской литературе<\p>
Задачи : -Изучить понятие «праведничество»<\p>
-Прочитать произведения Н.С.Лескова, А.П.Платонова, А.И.Солженицына.<\p>
-проанализировать образы персонажей, воплощающих идею «праведничества».<\p>
Понятие праведничества<\p>
Тема праведничества не является для нас новой, об этом речь шла в произведениях у Чехова,Лескова,Платонова,Солженицына.<\p>
Так кто же такой праведник?<\p>
Праведник — это человек,строго придерживающийся заповедей,моральных предписаний какой — либо религии; добрый человек,любящий людей больше самого себя.<\p>
Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова<\p>
- Изображения праведницы в сказке Н.С. Лескова «Маланья — голова баранья»
Лесков в сказке раскрывает образ бедной женщины по имени Маланья. Она живет сегодняшнем днем и прежде всего, думает не о себе, а о других людях. За это в народе прозвали ее «Голова баранья». Лесков уделяет большое внимание не внешности героини, а ее внутреннему миру, красоте души. Помощь другим: наверное, в этом и заключается смысл ее жизни. Маланью абсолютно не волнует, беден человек или болен. Она безотказно поможет каждому человеку, а если не может, то одарит его теплом и лаской. В ней отсутствует черты эгоизма, это добрая и отзывчивая душа, ей руководят только чистые и искренние побуждения.<\p>
Именно такие люди помогают нам понять, кто мы есть на самом деле и дают возможность оставаться прежде всего людьми и проявлять хоть каплю сострадания и помощи людям, которые в этом нуждаются.<\p>
Образ праведника в сказке Н.С.Лескова «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»<\p>
Это произведение о тульском мастере по имени Левша, одного из тех, кто участвовал в подковывании блохи. Лесков описывает Левшу как искусного оружейника, с родимым пятном на щеке и с небольшими лысинами на висках, немного косоглаз и плохо владеет правой рукой. Его образ стоит в ряду других праведников, созданных Лесковым. Он олицетворяет всю талантливость русского народа. Левша жертвует собой ради Отечества, чтобы доказать англичанам, русские ни чуть не хуже их. Поездка в Англию оказалась очень тяжелой, он едет туда без остановок, без документов и очень голодным. Увидев творение Левши, англичане предлагают остаться у себя в стране, он отказывается: «Мы к своей Родине привержены». Тем самым он доказывает, что он истинный патриот, с высокой нравственностью и его невозможно подкупить. «У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» – отзывался о Левше один из англичан. Но свой истинный патриотизм он доказывает в последние минуты своей жизни. Он просит передать государю секрет о чистке оружия в Англии, незнание которого снижает боеспособность русской армии.<\p>
Образ праведника Тимофея Осиповича в сказке «Христос в гостях у мужика» Н.С. Лескова<\p>
В рассказе «Христос в гостях у мужика» пересекаются сферы земная и небесная. В метаморфозе очищения героя от греха долголетней обиды и гнева рассказчик усматривает «перст Божий» и предполагает, что скоро «и всю руку увидим»<\p>
При весьма прозрачных намёках на возможность рационального, логического объяснения многих чудес, здесь всё же присутствует дух мистической сверх чувственности, Божественного Промысла. В рассказе «Христос в гостях у мужика» реализуются главные мотивы рождественского повествования – чудо, спасение, дар.<\p>
Когда-то давно Тимофея Осиповича сильно обидел его дядя. Он держал злобу на старика на протяжении долгих лет, уехал подальше от родных в сибирский край, но не смог простить столь сильные обиды. Именно Христос и вера помогли ему обрести счастье в жизни и простить своего дядю. Тимофей исполнил христианскую заповедь прощения врага своего и обрел мир в душе.<\p>
Образ крепостного мальчишки Паньки в рассказе Н.С. Лескова “Дурачок”<\p>
Н.С. Лесков создал целую галерею образов русских людей. Писатель считал, что творящие не церковный подвиг человеколюбия – праведники и они «сильнее других делают историю»<\p>
К сожалению, люди совершают так мало добра, что окружающие относятся с презрением к людям, которые идут на подвиги, жертвуя собой. Так случилось и с главным героем в рассказе «Дурачок».<\p>
Безродный крепостной мальчик по имени Панька, рос при господском доме, и должность была его «всем помогать».Люди задавались вопросами о его деятельности, а вот Панька от своих деяний получал необыкновенный заряд тепла и любви. Панька всех удивлял своими поступками, то во дворе работал днями и ночам, то конюшни чистил, а в свободное время плел лапти и себе и другим.<\p>
Он был настоящим праведником, который не щадил себя, это хорошо видно в сцене с провинностью Пети. Увидев, как Петька боится идти на наказание, Панька решается выручить его и пойти на розги вместо него.<\p>
Его любовь к людям можно сравнить с любовью Иисуса Христа, он совершенно искренен и все его поступки идут от чистого сердца, во имя добра.<\p>
Образ праведника Ефима в рассказе А.П. Платонова “Юшка”<\p>
Рассказ «Юшка», написанный Платоновым, весь пронизан болью и состраданием к герою, которого не считали за человека. Он был трудолюбив, работал в кузнице, носил воду, песок, уголь, делал всякую работу и получал за это очень скромное жалование. Он жил тем что подаст ему кузнец. Юшка работал с утра до ночи, честно выполняя свою работу, и никто никогда не слышал от него плохого слова. Проходя по улице в Юшку летели горсти камней и ветки деревьев, которые дети поднимали с земли и бросали в бедного Юшку, а мужики, напиваясь, избивали его. Но Юшка был убежден, что люди любят его. Он был в этом уверен, потому что он сам любил людей всем сердцем и делал для них все. Бедняга считал, что все на земле живое и имеет душу.<\p>
- Он был болен туберкулезом, и частые побои сильно сказались на его здоровье. Он ослабевал, но в нем была всегда неопределенная тяга к жизни. »Мне нельзя помирать»-говорил он.
- После смерти Юшки, люди моментально забыли о том, что такой человек вообще существовал. Но им стало худо, потому что злоба и издевательство, которое они вымещали на бедном больном человеке, оставалась в них.
- Такие люди-праведники, как Юшка существуют и в современном мире. Эти люди готовы поддержать, прийти на помощь и всегда дать правильный совет. Они дарят добро, в столь злой и обиженный мир. Они-луч света в темноте. Именно таких людей нужно уважать и ценить, а не вымещать на них все свое зло и гнев.
Идея произведения в рассказе Лескова “Пугало” – зло всегда родит зло, и побеждается только добром<\p>
- Н.С.Лесков, в рассказе «Пугало» представляет доброго, честного мужика Селивана, которого считали разбойником и вором без всякой на то причины. Слухи и крестьянские вымысли окрестили его колдуном и превратили в пугало для окружающих. Но один случай перевернул стереотипы крестьян о нем, и заставил раскаяться за клевету.
- Селиван в юности работал у калачника и продавал калачи. Он был честен и никогда не обманывал людей. Однажды он исчез из города, оставив все деньги от дневной продажи. Вместе с ним исчезает и девочка, дочь палача. Эту бедную девочку, вместе с отцом никто не хотел пускать в дом и накормить. Они ночевали в сырых глинистых оврагах, пока однажды отец не замерз насмерть, а девочка осталась калекой. Селиван женился на этой девочке, и переехал в пустой постоялый двор, которого после все обходили стороной, потому что там жил «пугало» Селиван. «Словоохотливости и вообще приятной общительности в Селиване не было; людей он избегал, и даже как будто боялся, и в городе не показывался, а жены его совсем никто не видал с тех пор, как он её сюда привёз в ручной навозной тележке».
- Прошло много лет, а «Селиван и его убогая калека всё жили здесь и, к общему удивлению, платили за двор наследникам купца какую-то плату». Зная, что дохода с этого постоялого двора взять неоткуда, а «между тем Селиван хотя жил бедственно, но всё ещё не умирал с голода», крестьяне решили, что он продал душу нечистой силе. После этого все несчастья и пропажи ставились в вину Селивану.
- Истинное лицо героя открывается после одного случая. Тетушка рассказчика из-за метели вынуждена была остановиться на постоялом дворе Селивана. Но ночью поднимается переполох, и тетушка с племянником и слугами спешно уезжает. Добравшись до имения родителей племянника, выясняет, что нет на месте шкатулки с деньгами. Совместно решается, что ее украл Селиван. Однако именно в тот момент, когда исправник направлялся арестовывать вора, он является сам с забытой шкатулкой и при этом отказывается от вознаграждения. Тогда отношение окружающих к нему совершенно меняется и жизнь Селивана идет по-другому.
- Подводя нравственный итог рассказа, Лесков говорит: «Недоверие и подозрительность с одной стороны вызывали недоверие же и подозрения – с другой, – и всем казалось, что все они – враги между собою и все имеют основание считать друг друга людьми, склонными ко злу. Так всегда зло родит другое зло и побеждается только добром, которое, по слову Евангелия, делает око и сердце наше чистыми».
Тема праведничества в рассказе А.И. Солженицына “Матренин двор”<\p>
- Матрена-сильная русская женщина, с несчастной судьбой. Много горести и печали было в ее жизни, но она смогла выстоять и осталась доброй и бескорыстной женщиной. Все ее дети умирали, не прожив и трех месяцев. Вся деревня твердила, что Матрена «порченая», потому что вышла замуж за брата своего жениха.
- Всю свою жизнь она прожила не для себя, а для других. Она работала не покладая рук:жала сено, пахала, трудилась на колхоз, на соседей, выполняла «мужицкую» работу, но никогда при этом не просила денег. О таких женщинах, как Матрена,писал Некрасов: «Коня на скаку остановит,В горящую избу войдет!»
- Она помогала всем без отказа, а у самой в доме было все вверх дном. Люди считали ее глупой, не понимающей ничего в жизни, женщиной. Ее не уважали, не подражали ее доброте и отзывчивости. Именно в этом, по мнению А.И. Солженицина, заключалась беда русского народа.
- Без таких женщин-праведников, как Матрена, «не стоит ни село, ни город. Ни вся Земля наша.»
- Именно такие как она, составляют гордость русского народа .
- По мнению других,она была несчастливой женщиной. Но по ее мнению, все было хорошо, потому что сердце ее было чистое,а душа добрая. Она никогда не обманывала людей и не предавала.
Воплощение русского национального характера в повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”<\p>
Иван Северьяныч – главный герой повести, который за свою жизнь совершил немало поступков как хороших, так и плохих. Он забивает до смерти монаха, отрубает хозяйской кошке хвост, а в борьбе за кобылу забивает татарского князя и по желанию Груши, скидывает ее с обрыва. Он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Читая произведение Лескова, мы можем задаться вопросом: Флягин – грешник или праведник? Очарованный странник был сам заложником несчастий, и все его благородные поступки были совершены неосознанно, решения которых связаны с порывом чистой души. Именно после гибели любимой Грушеньки, он сильно раскаивается в своих грехах и называет себя «большим грешником». И только в монастыре уже вспоминает о своих грехах со спокойной душой. Хоть Иван Северьяныч и совершил много нехороших поступков, но все же раскаялся за них и молился за каждого. Этого героя можно назвать праведником,потому что на его примере Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям.<\p>
Общие черты всех праведников<\p>
- Деятельное и самоотверженное добро — главная идея праведника
- Праведники никогда не смешивают любовь к Отечеству с выполнением распоряжением начальства. Норма поведения для них- независимое,достойное служение своему народу,а не царю.
- Полное отсутствие эгоизма,заботятся о спасении других и находят радость в утешении и помощи близким. Добры и скромны.
- Сила духа и твердость помогают им предотвратить конфликты между людьми
- Ум в ладу с сердцем. Не требуют внимания к себе, не стремятся,чтобы их благородство было замечено,не ожидают наград за совершенное ими добро.
Список используемой литературы:<\p>
- Толковый словарь Ф.Ф. Ушакова https://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp
- Н.С.Лесков «Маланья — голова баранья» https://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0600.shtml
- Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» https://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_l/leskon01.htm?1/5
- Н.С. Лесков сказка «Христос в гостях у мужика» https://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_02464.shtml
- Н.С. Лесков рассказ «Дурачок» https://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0244.shtml
- А.П.Платонов рассказ «Юшка» https://ilibrary.ru/text/1192/p.1/index.html
- Н.С.Лесков рассказ «Пугало» https://az.lib.ru/l/leskow_n_s/text_0230.shtml
- А.И.Соженицын «Матренин двор» https://rulit.net/books/matryonin-dvor-read-132900-1.html
- Н.С.Лесков «Очарованный странник», издательство «Астрель»,М.,2006
Источник: https://multiurok.ru/files/tiema-praviednichiestva-v-russkoi-litieraturie.html
Конспект урока литературы “Образ праведника в русской литературе” (10 класс )
Литература, 10 класс, 2 часа
Тема урока: «Образ праведника в русской литературе»
Цель: 1. Нравственное и духовное развитие учащихся на основе изуче <\p>
ния русской классической литературы.
2. Совершенствование навыка сопоставления литературных геро
ев разных произведений.
3. Совершенствование мыслительных навыков учащихся.
4. Развитие монологической речи.
5. Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: 1. Портреты писателей И.С.Тургенева, Н.С.Лескова, <\p>
А.И.Солженицына.
2. Словари В.И.Даля, Н.М.Шанского, С.И.Ожегова, <\p>
«Словарь русского языка» в 4-х томах.
3. Иллюстрации учащихся к изучаемым произведени
ям.
Эпиграфы: Есть Россия земная – русской душе естественно любить ее и противоестественно не любить ее.
Ибо она – наше материнское лоно; наша детская колыбель, вскормившая нас природа, наше земное, отеческое гнездо, наше национальное жилище, наш отведенный нам Богом сад… За нею скрыта, в ней таится, в ней живет – не внешнее, внутреннее, сокровенное, духовное начало, иное значение, иная красота, иной глас.
Для этого – вечного и священного, Божьего – внешняя Россия есть как бы риза, через которую сияет эта духовная субстанция; за Россией земной – живет, созерцает, поет, молится и творит Россия духовная.
И.А.Ильин
Самая глубокая и могучая сила есть сила мирная, и кротко сияющий солнечный луч спокойно совершает то, чего не в состоянии сделать свирепая буря…
Н.С.Лесков
Жизнь – не шутка и не забава, жизнь даже не наслаждение, жизнь – тяжелый труд. Отречение, отречение постоянное – вот ее тайный смысл, ее разгадка…
…исполнение долга – вот о чем следует заботиться человеку: не наложив на себя цепей, железных цепей долга, не может он дойти, не падая, до конца своего поприща…
И.С.Тургенев
Есть мировая загадка, сокрыта некая чудная тайна в том, что стать полным человеком, развитым, одухотворённым, тонким, так сказать, «родиться духом, а не плотски только», можно единственно ослабнув где-нибудь.
Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения… вообще не достигаются без некоторых «падений»… Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи). Тогда их слово исполнится огнём правды. А сердце источается в любви к слабому, «братскому» в грехе.
В.В.Розанов
Край родной долготерпенья –
Край ты русского народа!
Ф.И.Тютчев
Им жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд,
А кони все скачут и скачут, <\p>
А избы горят и горят.
Н.Коржавин
Лучшая часть жизни праведного человека – это его небольшие, безымянные и всеми позабытые поступки, вызванные любовью и добротой. <\p>
У.Водсворт, англ.поэт
Ход урока
-
Слово учителя. Объявление темы и цели урока.
Повесть «Очарованный странник» входит в цикл «Праведники», во вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским писателем» (Писемским):
Писемский: По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости.
Источник: https://metod-kopilka.ru/konspekt_uroka_literatury_quotobraz_pravednika_v_russkoy_literaturequot_10_klass_-26913.htm
Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, характерные для лесковского праведника; делается вывод о том, что праведничество — это путь развития, эволюции, преображения героя.
<\p>
Ключевые слова: Н. С. Лесков, герой-праведник, русская литература.<\p>
Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX века. Этот образ появляется в творчестве И. С. Тургенева («Живые мощи»), Н. А. Некрасова («Кому на Руси жить хорошо»), Ф. М.
Достоевского («Идиот», «Сон смешного человека»), занимая важное место в художественном сознании эпохи. Герои праведники становятся воплощением национально-традиционных ценностей и обычно запечатлеваются русскими писателями в ореоле святости. Творчество русских писателей XIX века в целом представляло собой опыт художественного моделирования мира праведничества.
<\p>
Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу всех произведений о праведничестве, в том числе и в основу произведений Н. С. Лескова.<\p>
Праведники Н. С. Лескова, праведничество — феномен русской литературы, в основе которого вера в идеал, в высшую правду. Смысл жизни праведники Н. С.
Лескова видят в деятельной нравственности. Главное, что определяет их поведение в жизни — служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему.<\p>
Герою-праведнику Н. С.
Лескова присущи следующие черты:<\p>
отрешённость по отношению к вещам материального мира;<\p>
чувство справедливости и чувство долга перед людьми;<\p>
сострадание;<\p>
борьба за народную правду.
<\p>
Желая воплотить в героях-праведниках наиболее общие черты нравственных принципов, столь необходимых, по мнению Лескова, для человеческого благоденствия. Как отмечает В. Троицкий, писатель «воссоздавал своих героев как живые лица, в характерах которых переплетаются обыденные интересы и жажда лучшего» [4, с. 71]. Герой-праведник — воплощение русского народа.
Говоря, например, о Левше, сам Лесков соглашается с мыслью, что в этом произведении, «где стоит «Левша», надо читать «русский народ» (XI, с. 20), а о Несмертельном Головане заявляет в начале рассказа: «Он сам почти миф, а история его — легенда» [3, с. 351] — на примере образа Голована можно проследить, как раскрывается образ лесковского праведника.
<\p>
Сразу обращает на себя внимание название текста. Некоторые критики (А. И. Фаресов, К. Ф. Головин и др.) интерпретировали это свойство поэтики как «оригинальничанье». Семантика названия данного рассказа раскрывается в прозвище, данным Головану народом.
Оно «не выражало насмешки, и отнюдь не было пустым, бессмысленным звуком — его прозвали несмертельным вследствие сильного убеждения, что Голован — человек особенный; человек, который не боится смерти» [3, с. 351].
«Несмертельный» значит бесстрашный, мужественный; человек, который пойдет на риск: «безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зажаренных не только свежею водою, но и снятым молоком… шнырял из лачужки лачужку, чтобы промочить из склянницы засохшие уста умирающих или поставить мелом крест на двери» [3, c. 366].<\p>
Начиная со слов: «Он сам почти миф, а история его легенда» [3, с.
351], автор заявляет о своём герое, как о выдающейся личности из народа, способной на такие поступки-подвиги, после исполнения которых, о ней помнили и говорили даже после смерти.
С первых страниц рассказа, с первой главы автор знакомит нас с праведным героем, детально описывая его внешность и уже совершенные подвиги Голована: «В нем было, как в Петре Великом, пятнадцать вершков; сложение имел широкое, сухое и мускулистое; он был смугл, круглолиц, с голубыми глазами, очень крупным носом и толстыми губами .
Спокойная и счастливая улыбка не оставляла лица Голована ни на минуту: она светилась в каждой черте, но преимущественно играла на устах и глазах, умных и добрых, как будто немножко насмешливых. Другого выражения у Голована как будто и не было» [3, c. 353–354].
Стоит обратить внимание на цвет глаз героя: легко провести параллель с небесной символикой, с природой — органичным для праведников пространством. Еще одной ключевой чертой во внешности является улыбка Голована. Она спокойная и счастливая, это говорит о созвучии внутреннего мира героя с миром внешним, реальным. Голован живёт в гармонии: улыбка спокойная, от того и счастливая.
Автору удаётся убедить читателя в высоконравственности главного героя, наделяя его внешность чистыми и сильными чертами. В образе Голована проявляется смирение. Смирение — это скромность духа; отсутствие гордыни.<\p>
На страницах рассказа Лесков-писатель раскрывает тему религиозных убеждений главного героя.
Голован не боится смерти и бескрайне добр по отношению ко всем людям без исключения: «Приходили к нему, бывало, какие-то простые люди — всегда за советами» — Голован никогда не отказывал в своей помощи.
Он был народным любимцем, его все знали, уважали и любили: «Вынимал соленым огурцом жар из головы, отлично «воду показывал» (то есть место, где можно рыть колодец), в народе был чем-то вроде нотариуса, потому как слыл справедливым человеком» [3, c. 372]. Это особенности характера, которые сложились под влиянием веры.
<\p>
Как и все лесковские «праведники», Голован «сумнителен в вере» [3, c. 373]: «И, наконец, сами обстоятельства ставили Голована в несколько странное положение: неизвестно было — какого он прихода Всегда отвечал — Я из прихода творца-вседержителя,– а такого храма во всем Орле не было» [3, c. 375] Творец-вседержитель есть Бог.
Тем самым автор указывает на принадлежность героя к Всевышнему, на связь с миром небесным (но при этом в тексте не даётся конкретного указания религии, главное — вера в Бога, служение идеалу, но, все же, когда разговор заходил о вере, Голован отвечал уклончиво и неясно, что ходил к отцу Петру в Борисоглебский собор «совесть проверять» [3, c. 375])).
<\p>
Праведность Голована проявляется и в его отношении к Павле, своей сожительнице. Все удивлялись: почему он не женится на Павлагеюшке. Но, как оказалось, до конца дней своих Голован оставался девственным, а с Павлой они «жили по любви совершенной…– ангельски» [3, c. 396].
Любовь Голована и Павлы чиста, непорочна, они свято оберегают друг друга, а отношение героя к любви во многом объясняет особенности его мировоззрения.<\p>
С помощью такого наивно-детского понимания Голованом происходящего автор доносит до нас легенды о главном герое, что дает возможность писателю воссоздать этот мир загадочной русской души.
Личное повествование помогает усилить изображение исторического и бытового фона. Подлинное знание народной жизни демонстрирует автор, не приукрашивая действительность: «Смерть шла об руку с голодом и друг друга поддерживали. Голодающие побирались у голодающих, больные умирали «борзо», то есть скоро, что крестьянину и выгоднее.
Долгих томлений не было, не было слышно и выздоравливающих» [3, c. 363]. Жизнь русского народа состояла из бесконечных забот и бед. Крестьянам не к кому было обратиться, они искали поддержки и нашли опору в образе обычного русского человека — в Головане.<\p>
На протяжении всего произведения Голован остаётся загадочным героем, интригуя читателя. Н. С.
Лесков открывает завесу тайны только в конце произведения, подчеркивая праведность самого героя. Мы узнаём, что все поступки, совершённые Голованом, обусловлены естественными причинами. Резал ногу, не потому, что хотел излечить народ от эпидемии, а потому что сама смертоносная болезнь, сам «пупырух» [3, c. 363] его одолел, и таким образом он избавился от него.
Был девственным, и с Павлой жил «по любви совершенной» [3, c. 396]. «Исцеленного Фотея» не выдал по причине любви к Павле, так как это вовсе не Фотей был, а законный муж Павлы. Т. е.
можно заметить, природное/интуитивное понимание жизни, согласно Священному Писанию и из-за это совершенство Голована на грани святости: «строгостью к себе и снисходительностью к другим достигший высоты совершенного самоотвержения» [3, c. 396].<\p>
Исследователь творчества Н. С. Лескова В. А.
Гебель выразила свое понимание лесковского миросозерцания: «Лесков в большом и малом выражал свой взгляд на русское начало. Для писателя типы и лица черноземной России представляли особый интерес как проявления русского характера. Всеохватывающий взгляд художника позволял изображать настоящую правду…» [1, с. 90].<\p>
В своём творчестве Н. С.
Лесков большое значение уделял культуре и жизни русского народа, затрагивал тему героизма и одарённости простого русского народа. «Несмертельный Голован» — произведение, пропитанное народным русским духом со всеми его достоинствами и недостатками. Как писал М. Горький, «он [Лесков] любил Русь всю, какова она есть, со всеми нелепостями её древнего быта, любил народ и вполне искренно считал его “способным ко всем добродетелям”, но он любил все это, не закрывая глаз . В душе этого человека странно соединились уверенность и сомнения, идеализм и скептицизм» [2, с. 233].<\p>
На протяжении всего произведения Несмертельный Голован проявляет себя так, что его можно назвать святым. Голован — бывший крепостной, человек огромной физической силы, обладающий незлобивой нежной натурой. Его образ вырастает в символическую фигуру народного подвижника, жертвующего собой для страдающих крестьян во время народного бедствия — чумной эпидемии. Лесковское праведничество — не синоним святости. Праведничество — это путь развития, эволюция от грехопадения к нравственному идеалу. В своих произведениях Лесков ярко отразил данный принцип, который составляет основу праведничества. Лесковский праведник всегда деятельно добр. Его религия — религия добрых дел. В жизни праведник незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая людей.<\p>
Литература:<\p>
- Гебель, В. А. Н. С. Лесков. В творческой лаборатории / В. А. Гебель. — М.: Сов. писатель, 1945. — 319 с.
- Горький, М. Собр. соч. в 30-ти т. Т. 24. Статьи, речи, приветствия (1907–1928) / М. Горький. — М.: Худож. лит., 1949–1955. — 480 с.
- Лесков, Н. С. Собрание сочинений: в 11 т. / Под общ. ред. В. Г. Базанова, Б. Я. Бухштаба, А. И. Груздева, С. А. Рейсера, Б. М. Эйхенбаума / Н. С. Лесков. — М.: ГИХЛ, 1956–1958. — Т. IV. — 558 с.
- Троицкий В. Ю. Лесков-художник / В. Ю. Троицкий. — М.: Наука, 1974. — 216 с.
Основные термины (генерируются автоматически): голован, русский народ, главный герой, Русь, русская литература, путь развития, образ Голована, Несмертельный Голован, друг друга, страница рассказа.
Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9549/
Учимся вместе
Данные об авторе
Автор(ы):
Гулякова Надежда Сергеевна<\p>
Место работы, должность:
Методист высшей квалификационной категории Городского информационно-методического центра г. Владимир<\p>
Регион:
Характеристики ресурса
Уровни образования:
основное общее образование<\p>
среднее (полное) общее образование<\p>
школы-интернаты, детские дома<\p>
среднее профессиональное образование<\p>
Класс(ы):
Предмет(ы):
Целевая аудитория:
Методист<\p>
Учащийся (студент)<\p>
Учитель (преподаватель)<\p>
Тип ресурса:
Краткое описание ресурса:
Тема праведничества в русской литературе (по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)<\p>
Н.С. Гулякова
Тема праведничества в русской литературе
(по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор»)
Тема праведничества является сквозной в русской литературе. Но особое внимание ей уделяется при изучении произведений Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Платонова.
Учащиеся IX класса имеют возможность познакомиться с образом праведника, изучая рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор».
Разговор начинается с истории создания произведения и его первоначального названия «Не стоит село без праведника».
Возникает вопрос: почему автор так хотел назвать своей рассказ, кто такой праведник. В связи с этим необходимо обратиться к лексическому значению слова «праведник».
Выясняем, что слово «праведник» означает следующее: человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности, благочестивый, живущий по религиозным правилам. Вспоминаем заключительные строки рассказа:
«Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти.
Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Весь дальнейший ход урока будет посвящен поиску ответов на поставленные вопросы и может быть выстроен в предлагаемой ниже логике.
- Почему автор-рассказчик называет свою героиню праведницей?
- Как в рассказе раскрывается вечная проблема добра и зла?
Реальные события, которые легли в основу рассказа, лишь усиливают звучание темы праведничества. Очень важно, что Матрена – это образ, списанный с реальной женщины. И имя своей героине автор дал то же, что и у прототипа – Матрена.
В связи с этим учащимся целесообразно познакомиться со значением имени Матрена. С одной стороны оно означает «знатная женщина», с другой – «мать», «Родина». И то, и другое значение очень важны для понимания характера героини.
Ведь имя так или иначе определят жизненный путь человека. Матрена, которая похоронила шестерых детей, практически была матерью всем жителям деревни, воспитала племянницу. Она всегда была готова прийти на помощь колхозу, от которого не видела ничего хорошего.
<\p>
«Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
– Завтра Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти:
– Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-Богу правда!»
Радуясь урожаю соседей, Матрена была настолько искренна, что ей даже в голову не приходило взять за свой порой непосильный труд плату. Для нее было естественным прийти бескорыстно на помощь людям, несмотря на недомогание, которое приковывало Матрену на сутки-двое к постели. Но, как говорит автор-рассказчик, «дела звали к жизни».
И Матрена вновь оживала, потому что жила не для себя, а для людей, через боль и страдания, физические и душевные, она умела сохранить то, о чем автор скажет: «У тех людей всегда лица хорошие, кто в ладах с совестью своей».<\p>
Итак, Матрена жила по совести, не погрешая против правил нравственности в отношении людей и всего того, что её окружало.
Рассказчик отмечает, что в ту осень много было у Матрены обид.
«Но лоб её недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату, копала морковь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес.
И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Долготерпение, неозлобленность…, христианское смирение – вот что отличало Матрену от других жителей деревни Тальново. Это был светлый человек с лучезарной улыбкой, которая обезоруживала автора-рассказчика.
Но ведь праведник, как выяснилось, живет согласно религиозным правилам. Поэтому правомочно встает вопрос о вере Матрены, ее отношении к Богу. И тут ученикам важно понять, как, живя с Богом, Матрена не выставляла с вою веру напоказ, живя в ладу со своей совестью. Она хранила Бога в своей душе. Это проявлялось в ее беспредельной любви к людям, ко всему живому.
<\p>
Автор об этом говорит следующим образом: «…А дело всякое начинала «с Богом!» Был святой угол в чистой избе, и иконка Николая угодника в кухоньке. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампдку. Только грехов у нее было меньше. Чем у ее колченогой кошки.
Та – мышей душила…» <\p> То, что Матрена жила с Богом в душе говорит ещё один эпизод, в котором рассказывается, как у Матрены исчез на водосвятии котелок со святой водой, и как она переживала по этому поводу. Это помогает нам понять то, что для героини нарушился тот порядок вещей, который был продиктован свыше.
Нарушилось правило, согласно которому она ежегодно ходила за святой водой, и святая вода была у нее всегда, а в этот год не стало. Поэтому Матрена восприняла исчезновение котелка как дурное предзнаменование. Ещё один знаковый момент в жизни Матрены – это разборка горницы.
Матрена, всю жизнь творившая добро, здесь принимает участие в разрушении, причем своего собственного дома, то есть своего Богом данного мира. В этом можно увидеть нарушение той гармонии, которая была характерна для жизни героини. А дисгармония пагубна для таких людей, как Матрена. Они не могут существовать в разладе с окружающим их миром, со своей совестью, с Богом.
Следует обратить внимание учащихся еще на одну важную деталь рассказа, говорящую о том, что Матрена – человек с Богом в душе. После ужасной гибели от Матрены осталось лицо, «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое», и правая рука. «Одна женщина перекрестилась и сказала: «Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…»
Гибель героини заставила автора-повествователя задуматься о том, какое место в его жизни, в жизни деревни занимала Матрена. Под натиском жадности и черствости погиб человек, благодаря которому держалась вся деревня. Похороны героини показывают истинное лицо тех, кто окружал Матрену. В связи с этим автор пытается осмыслить значение слова «добро»:
«Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».<\p> Больше ни слова о добре и зле, но внимательному читателю становится ясно, что автор говорит о том добре, которое несла в себе по отношению к людям Матрена и которого так не хватало ее соседям, так и не понявшим её.
Как цинично звучит на поминках обращение к соседям золовкина мужа:
«А заметили вы, православные, что отпевали сегодня медленно? Это потому, что отец Михаил меня заметил. Знает, что я службу знаю». Не об усопшей, а о своей «заслуге» говорит мужик.
Разве по-христиански так вести себя в скорбный час? А уж шутки и смех, пересуды в адрес Матрены и вовсе не вяжутся с определением жителей деревни «православные». Здесь мы имеем дело с верой напоказ. Но не судите и не судимы будете. Матрена себе этого не позволила бы: она никого не осуждала, она только любила всех.
Слушая неодобрительные отзывы о Матрене даже со стороны ее родственников, автор-повествователь понимает, какой на самом деле была Матрена. И говоря о том, что без таких людей, как Матрена не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша, автор использует такой прием, как градация, который позволяет возвысить образ героини до вселенских масштабов.
И ученика важно понять, что образ Матрены имеет весьма символичное значение, что это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, олицетворяющая собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А. Некрасов.
Это поруганная православная Русь, которая, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники в земле русской. Конец рассказа несет в себе некое просветление… Ведь раз стоит село, стоит город, стоит наша русская земля, то не перевелись праведники на Руси.
Да, они уходят, но обязательно в этой жизни остается кто-то, кто помнит о них, кого коснулся свет их души. Страшной смертью погибает Матрена, не понятая своими родственниками и соседями. Но за очень короткое время стала она родным человеком автору-повествователю.
«Нет Матрены. Убит родной человек» «И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок».
Именно Игнатьич, несмотря на пересуды близких героини, понял её, сумел разгадать ее, увидеть тот свет, который несла Матрена (вспомним лучезарную улыбку). После встречи с Матреной он уже не может быть дурным человеком, так как, сумев понять героиню, он словно прикоснулся к чему-то самому сокровенному, что недоступно для простого обывателя.
Позднее в статье «Раскаяние и самоограничение» А.И. Солженицын, продолжая размышления о мере праведности, скажет такие слова:
«Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (жизненных пороков – Н.Г.), нисколько в ней не утопая… Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это – праведники, мы их видели, удивлялись («чудики»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, – и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».
Поняв суть темы праведничества на примере рассказа А.И. Солженицына, ученики позднее сумеют постичь и глубину характеров героев Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, писателей ХХ века.
Источник: https://e-ypok.ru/subject_righteous_person_russian_literature
Идеальный образ святого в русской литературе
Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый.
Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу. Жития святых создавались на протяжении всего периода древнерусской литературы. Большинство авторов нам неизвестны.
Житийный канон оказался самым устойчивым из всех жанров древнерусской литературы.
Агиографическая повесть Епифания Премудрого «Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца» рассказывает о выдающемся религиозном деятеле. Она содержит сведения об устройстве и быте монастырской жизни, о духовной помощи братии Дмитрию Донскому во время войны с татарами.
Произведение начинается с самоуничижения автора и с благодарности Богу.
Автор наполняет описание жизни преподобного Сергия чудесами. Всеми мерами он пытается доказать врожденную праведность учителя, прославить его как угодника Божия, как истинного служителя Божественной троицы.
Рассказывая о жизни и деяниях великого подвижника, автор проповедует исполнившиеся на нем «дела Божии». Причем проповедует, как сам признается, с помощью самого Бога, Богоматери и Сергия.
Отсюда и мистико-символический подтекст его произведения.
Епифаний с большим мастерством использует библейские числа. Наиболее заметно в «Житии Сергия Радонежского» использование числа «три». Автор придавал ему особое значение. Фон троичной символики неравномерен. Особой насыщенностью отличаются первые три главы. Вступление в жизнь будущего основателя Троицкого монастыря было ознаменовано чудесами, что предвещало ему необыкновенную судьбу.
В главе «Начало житию Сергиеву» рассказывается о четырех таких предзнаменованиях. Самое значительное предвестие произошло тогда, когда еще не родившийся ребенок прокричал из чрева матери во время ее пребывания в церкви. «И свершилось некоторое чудо до рождения его. Когда ребенок был еще в утробе матери, однажды в воскресенье мать его вошла в церковь во время пения святой литургии.
И стояла она с другими женщинами, когда должны были приступить к чтению святого Евангелия, и все стояли молча, младенец начал кричать в утробе матери. Перед тем как начать петь херувимскую песнь, младенец начал кричать вторично. Когда же иерей возгласил: „Вонмем, святая святым!“ младенец в третий раз закричал.
Когда наступил сороковой день после рождения его, родители принесли ребенка в церковь Божию… Иерей окрестил его именем Варфоломей… Отец и мать рассказали иерею, как их сын еще в утробе матери в церкви три раза прокричал: „Не знаем, что означает это“.
Иерей сказал: „Радуйтесь, ибо будет ребенок, избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы“».
Создавая «Житие Сергия Радонежского», автор использует не только сокровенные изобразительные средства для выражения троической идеи.
В процессе написания повести «Житие Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый проявил себя вдохновеннейшим и тончайшим богословом. Создавая данное житие, он размышлял о литературно-художественных образах, о Святой Троице.
Сергий Радонежский при жизни скрывал свой истинный лик, не позволял ученикам рассказывать о чудесах, связанных с ним.
В повести не описываются бурные переживания, сдержанно рассказывается о тяжелых испытаниях, умалчивается о внутренней борьбе. Житие, как икона, показывает нам образец святости, не лицо, а лик.
Ключевский В. О. в своей речи «Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства» назвал Сергия Радонежского носителем чудодейственной искры, способной вызвать действие нравственной силы, скрытой в людях, утверждал, что нравственный подвиг Сергия Радонежского очень высок и достоин подражания.
Материал создан: 28.12.2016
Мой любимый поэт Сергей Есенин
Источник: https://iamruss.ru/idealnyj-obraz-svyatogo-v-russkoj-literature/