Грех в «Грозе» Островского (тема греха и покаяния) | Литерагуру
(310 слов) Пьесы знаменитого русского драматурга А.Н. Островского стали основой отечественной драматургии, подарив театру богатый репертуар и глубоких, поистине проникновенных персонажей.
Психологические драмы Островского связаны с вопросами философского, социального и общечеловеческого характера.
Так, тема грехопадения в драме «Гроза» заставляет читателя проследить сложный путь человеческого выбора в условиях духовной несвободы, отсылая нас к религиозным категориям греха и покаяния.
Герои пьес Островского находятся в условиях выбора, граничащего с безрассудством и нравственным падением, в котором, однако, открывается подлинная трагедия жизни.
Катерина совершает нравственное падение, которому восприимчивый читатель вот уже полтора века пытается найти объяснение, воспринимая её измену, как попытку бунта, поиск счастья или проявление духовной неустойчивости. Образ Катерины принято оценивать по-разному, тем не менее, греховность в поступке героини отрицать невозможно.
Эта женщина глубоко религиозна, но вера ее основана на страхе. Исходя из религиозных соображений, узы брака невозможно разорвать. Брачный союз двух людей нерушим, а прелюбодеяние есть грех. Неудивительно, что Катерина страшится божьей кары, ведь она нарушает запрет, позволив себе искренний, но незаконный порыв.
Любовь к Борису для нее становится грехом, которому она пытается противостоять. Но жажда подлинной жизни, неограниченной запретами и традициями дремучего Калинова, берет вверх над страхом справедливого по сути наказания.
Любовь становится для Катерины причиной падения и гибели, с одной стороны, с другой — сознанием безграничных возможностей собственной личности.
Шестнадцатилетняя девушка, лишенная возможности самовыражения, но чувствительная и порывистая по натуре, вынуждена вести жалкое существование в унижении и смирении, с нелюбимым мужем, под строгим надзором свекрови. Брак с Тихоном обесценивает жизнь Катерины, а вот измена дает стимул жить, ведь героиня пытается обрести законное счастье с Борисом.
Когда попытка проваливается, Катерина готова понести наказание за содеянное, выбирая самоубийство как способ покаяния, а может, и освобождения. Гроза становится символом Божьей кары за измену и самоубийство.
Трагическая развязка пьесы во многом указывает на невозможность счастья, построенного на грехе, но это только одна из возможных трактовок финала. Гибель Катерины – это гибель героя-противоборца, оказавшегося бессильным перед торжествующей в мире косностью.
Источник: https://LiteraGuru.ru/greh-v-groze-ostrovskogo-tema-greha-i-pokayaniya/
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
Скачать сочинение |
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие.
Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
Драма «Гроза», написанная в 1859 г.
на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную.
Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения.
С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Катерина Варваре.
Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки.
Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия.
В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам— Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души.
«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор.
И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное.
В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий.
Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне— доказать свою правоту.
Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина
Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя».
Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили…» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня — грешная, заблудшая душа.
16360 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00094601184864164556
Тема греха возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Грехом считается все то, что выходит за рамки установленных божьих законов, а значит, даже обидев человека, мы совершаем грех. Поэтому можно с уверенностью сказать, что безгрешных людей не бывает.
Однако есть те, которым все равно грешная у них жизнь или нет, а есть те, кто не может жить с чувством вины и угрызениями совести. Вот вторые и стараются искупить свою вину покаянием, которое немного облегчает душу.
Но приносит ли это покаяние душевное умиротворение? На эти вопросы часто пытались ответить писатели, раскрывая тему греха, возмездия и покаяния в своих произведениях. Так, примеров греха и покаяния в литературе великое множество.
Это и работа Достоевского Преступление и наказание, и произведение Лескова Очарованный странник и многие другие. Наиболее ярко раскрывается тема греха возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза, на которой и остановимся в нашем сочинении по ЕГЭ.
Тема греха возмездия и покаяния
Тематика греха и покаяния в пьесе Гроза раскрывается Островским через образ главной героини Катерины. Катерина искренняя женщина, не умеющая лицемерить.
Она была естественной и очень свободолюбивой поэтому, попав в дом Кабанихи в качестве невестки, и став птицей в клетке, которую считали мужней собственностью, Катерина не может смириться с таким положением. Несмотря на свою набожность, девушка решается на грех и изменяет мужу.
Я не берусь ее осуждать, ведь женщине просто захотелось счастья, стать вольной птицей, вырвавшись из оков. Хоть небольшой радости в своей опостылевшей жизни хочет Катерина, и как ни пытается противостоять нахлынувшему чувству, но ничего не может с этим поделать. Однако измена не дает ей покоя.
Ее душа страдает, и девушка нуждается в покаянии, ей страшно предстать перед Богом с таким грехом.<\p>
Воспитываясь в религиозной среде, Катерина уверена, что за ее грехи наступит расплата и возмездие. Муки совести доводят девушку до полубезумного состояния, и даже в надвигающейся грозе Катерина видит небесную кару.
Осознавая грех и невозможность найти компромисс с совестью, женщина решается покаяться, надеясь сбросить груз со своей души. Она признается в произошедшем, но люди темного царства, не понимают Катерину, отвергают и презирают за содеянное. Но имеют ли они на это право? Может согрешившая Катерина намного чище, в сравнении с ними, равнодушными, высокомерными, жестокими?
В итоге, не найдя другого выхода, и поборов в себе страх Божьего возмездия за еще больший грех, Катерина бросается в Волгу, совершая самоубийство.
Источник: https://sochinyshka.ru/tema-grexa-vozmezdiya-i-pokayaniya-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza.html
Тема греха и покаяния в русской литературе (стр. 1 из 3)
Районная научно-практическая конференция школьников
Реферат
/ исследование/
Тема греха и покаяния
в русской литературе
Выполнила:
ученица 10 класса
МОУ «Небыловская СОШ»
Рунова Юлия
Руководитель:
учитель Титов С.Л.
Небылое 2011г.
Содержание
1. Вступление. О проблеме греха и покаяния. с
тр. 3-4
2. Тема греха и покаяния в русской литературе:
стр.4-10
· Грешная , заблудшая и погубленная душа Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза». стр. 4-5
· Великая сила сострадания и сочувствия человека человеку в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». стр.5-7
· «Проверка на прочность» в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» стр. 8-10
3. Заключение. Пребывание в добродетели как проявление без греховной жизни. с
тр. 10
4. Использованная литература стр.11
1. Вступление
О проблеме греха и покаяния
В последнее время вопрос, что есть нравственность и что – безнравственность, стоит перед людьми очень остро. Как жить: по законам бездуховного общества или по совести? Эта дилемма должна волновать каждого из нас.
Голос совести – это внутренний, тайный голос Божий в нас, и горе тому, кто не прислушивается к её советам и требованиям, кто сознательно заглушает её голос, чтобы не слышать её суда и не ощущать её мучений, кто склоняется более на сторону греха и порока.
В своей работе я преследую цель: попытаться разобраться в происходящем. В чём дело? Что за причина в том, что совесть у людей огрубела и притупилась и человек уже не чувствует её угрызений, стал бессовестным? В достижении поставленной цели мне помогут работы священнослужителей, произведения русских классиков.
Рассматривая проблему греха и покаяния, я буду, надеюсь, стремиться к самоанализу и внутреннему совершенствованию. Что значит испытать свою совесть, заглянуть в своё сердце? Нельзя забывать: если сердце наполнено окаменелым бесчувствием, мертвенной холодностью, значит, душа – в опасности.
Самооправдание, нетерпение упрёков, тщеславие, упрямство, себялюбие и гордыня – именно на эти основные грехи надо обратить серьёзное внимание. Грех кладёт на нас такое пятно, которое нельзя вывести ничем, кроме искреннего покаяния. Есть хорошее средство, которое приводит нас к познанию своих грехов, – это вспомнить, в чём обвиняют нас люди, особенно рядом живущие, близкие.
Их замечания, обвинения, укоры почти всегда имеют основание. Но знать о своих грехах- это ещё не значит каяться в них. Скорбь о совершённых злых делах – вот что важнее всего в покаянии. После великой скорби грешник получает большую радость и утешение – единение души со Всевышним. Это и есть плод истинного смирения и покаяния.
Покаяние – это не только исповедь в церкви, это вся жизнь человека в покаянном чувстве.
Много есть благочестивых, умных и учёных;
Много есть правдивых, целомудренных, готовых
Всем помочь, прощать порою, но немного можно встретить
Со смиренною душою – сознавать себя всех хуже!
Все грехи в себе увидеть – это подвиг!
Это то же, что себя возненавидеть,
Это значит – отрешиться от кумира самомненья!
Это значит – согласиться принимать все оскорбленья.
Гордость – всех грехов ужасней, но смирением прекрасным
Воплотился Сам Христос!
2. Тема греха и покаяния в русской литературе Грешная, заблудшая и погубленная душа Катерины в драме «Гроза».
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие.
Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды.
Главная героиня, Катерина Кабанова, представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой женщине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна.
Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натурой героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды.
Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа.
Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки.
Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия.
Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали.
В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорьевич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили…» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня — грешная, заблудшая душа.<\p>
Источник: https://MirZnanii.com/a/286076/tema-grekha-i-pokayaniya-v-russkoy-literature
Художественное воплощение темы греха и возмездия в драме А.Н. Островского «Гроза»
Поэтический мир Островского исключительно многообразен. Он создавал драматические хроники, семейные сцены, трагедии, картины московской жизни, драматические этюды. Его талант многомерен – он и романтик, и бытовик, и трагик, и комедиограф…
Островский больше всего заботился о том, чтобы все лица были жизненно и психологически достоверны. Без этого они могли потерять свою художественную убедительность.
Он отмечал: «Мы теперь стараемся наши идеалы и типы, взятые из жизни, как можно реальнее и правдивее изобразить до самых мельчайших бытовых подробностей, а главное, мы считаем первым условием художественности в изображении данного типа верную передачу его образа выражения, т.е. языка и даже склада речи, которым определяется самый тон роли».
Драматург неустанно повторял, что жизнь богаче всех фантазий художника, что истинный художник ничего не выдумывает, а стремится разобраться в сложных хитросплетениях реальности. «Драматург не выдумывает сюжетов, – говорил Островский, – все наши сюжеты заимствованы.
Их дает жизнь, история, рассказ знакомого, порою газетная заметка. Что случилось драматург не должен придумывать; его дело написать как оно случилось или могло случиться. Тут вся его работа.
При обращении внимания на эту сторону, у него явятся живые люди, и сами заговорят».
Творчество Островского теснейшим образом связано с принципами «натуральной школы». Не случайно Добролюбов называл пьесы Островского «пьесами жизни».
Они представлялись критику новым словом в драматургии, он писал, что пьесы Островского «это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему можно дать название «пьес жизни», если бы это не было слишком обширно и потому не совсем определенно».
Говоря о своеобразии драматического действия у Островского, Добролюбов замечал: «Мы хотим сказать, что у него на первом плане является всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни». [Добролюбов Н.А., с.50]
Эта «общая обстановка жизни» обнаруживается пьесах Островского в самых повседневных, обычных фактах жизни, в мельчайших изменениях души человека. Говоря о «быте этого темного царства», который стал главным объектом изображения в пьесах драматурга, Добролюбов отмечал, что «вечная вражда господствует между его обитателями. Тут все в войне». [Добролюбов Н.А., с. 78]
Секрет драматургического письма Островского заключается не в одноплановых характеристиках человеческих типов, а в стремлении создать полнокровные человеческие характеры, внутренние противоречия и борения которых служат мощным импульсом драматического движения.
Стремясь к всестороннему раскрытию характеров, Островский как бы поворачивает их различными гранями, отмечая разнообразные психические состояния персонажей в новых «поворотах» действия. Эту особенность драматургии Островского отметил еще Добролюбов, увидевший в пятом акте «Грозы» апофеоз характера Катерины. [Добролюбов Н.А., с.
56 ] Развитие эмоционального состояния Катерины условно можно разделить на несколько этапов: детство и вся жизнь до брака – состояние гармонии; стремления ее к истинному счастью и любви, ее душевная борьба; время свиданий с Борисом – борьба с оттенком лихорадочного счастья; предзнаменование грозы, гроза, апогей отчаянной борьбы и смерть.
В пьесах Островского сохраняется
постановка определенной художественной задачи, которая доказывается и иллюстрируется живыми сценами и картинами.
«У меня ни один акт не готов, пока не написано последнее слово последнего акта», – замечал драматург, утверждая тем
самым внутреннюю подчиненность
всех разрозненных на первый взгляд сцен и картин общей идее произведения, не ограниченной рамками «тесного круга
частной жизни».
Лица предстают в пьесах Островского
не по принципу «один против другого», а по принципу «каждый против любого».
Отсюда – не только эпическое спокойствие
развития действия и панорамность в охвате жизненных явлений, но и многоконфликтность его пьес – как своеобразное отражение многосложности человеческих отношений и невозможности сведения их к единичному столкновению. Внутренний драматизм жизни, внутреннее напряжение становилось постепенно главным объектом изображения.
Островский не ограничивается изображением характера в единственно возможной ситуации; он обращается к этим характерам многократно. Этому способствуют повторяющиеся картины (например, сцены грозы в комедии<\p>
«Шутник» и в драме «Гроза») и повторяющиеся имена и фамилии действующих лиц.
Островский является создателем жанра психологической драмы. В его пьесах можно наблюдать не только внешний конфликт, но и внутренний.
А. Н. Островский не только завершил создание отечественной драматургии, но и
определил своими шедеврами все
ее дальнейшее развитие. Под его
воздействием появилась целая «Школа Островского»
Деятельность
Островского, художественная и общественная, явилась неоценимым вкладом в
развитие русской культуры. И в
то же время он тяжело переживал
отсутствие необходимых условий
для реалистической постановки своих
пьес, для воплощения его смелых планов о коренном преобразовании театрального дела, о крутом повышении уровня драматического искусства. В этом была трагедия драматурга.
Время, великий
ценитель, не стерло с пьес Островского
свойственных им красок: чем дальше, тем больше оно подтверждает их общечеловеческую сущность, их неумирающую идейно-эстетическую ценность.
Глава 2. Художественное воплощение темы греха
и возмездия в драме А.Н. Островского
«Гроза»
§ 1.Символика
и её роль в раскрытии темы греха
и возмездия в драме А.Н. Островского
«Гроза»
Тема
греха, возмездия и покаяния в
высшей степени традиционна для
русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как
«Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского и многие другие.
Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский.
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую
картину жизни провинциального
приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина, —
жена купца Тихона Кабанова. Она
представляет собой незаурядную
личность — искреннюю, не умеющую
лицемерить, свободолюбивую и естественную.
Выросшая в патриархальной семье, в
условиях относительной свободы, Катерина «завяла», попав в дом Кабановых. Такой героине трудно ужиться
в семье, где все подчиняются
властной, деспотичной матери, где
безвольный и бесхарактерный муж
не может ей служить опорой и защитой.
Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского
смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного
страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а
того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить
все необходимые религиозные
обряды.
Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми», — признается Катерина Варваре. [Островский А.Н., с.3]
Катерина
глубоко нравственная и религиозна. Выданная замуж без любви, она
стремится полюбить мужа, сблизиться с ним, но Тихон не понимает её. Свою зарождающуюся любовь к Борису она
считает «страшным грехом», пытаясь
переломить и обмануть саму себя.
Героиня
изо всех сил стремится ей противостоять, но не находит опоры в этой борьбе: «А вот что, Варя, быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». [Островский А.Н., с. 3] И действительно, вокруг нее все уже рушится.
Призыв Катерины к Тихону, последняя надежда опереться на любовь мужа остаются невостребованными. Он оставляет ее, стремясь вырваться из-под тягостной опеки матери. Изнемогая в борьбе со страстью к Борису, в отчаянии от приближающегося и неминуемого поражения в этой борьбе, она просит Тихона взять ее с собой в поездку.
Но Тихон совершенно не понимает, что происходит в душе жены: ему кажется, что это пустые женские страхи, и мысль связать себя семейной поездкой представляется ему совершенной нелепостью. Только что глубоко обиженная наказом, который ей дал Тихон под диктовку матери, Катерина хватается за последнее средство – обряд и принуждение.
Она просит взять с нее страшную клятву: «Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…» [Островский А.Н., с.15] Но он не дает ей договорить и тем самым лишает ее последнего шанса защититься от вспыхнувшего чувства.
Катерина
ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая
страшная трагедия.
В этом Катерина противопоставляется всем остальным
персонажам — Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви.
Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. [Островский А.Н., с.47]
И сразу
мы вспоминаем слова Грибоедова: «А судьи кто?» Ведь в городе Калинове любой, кто отступает от древних
традиций и заведенных порядков, – уже
преступник. Да и сами «судьи» разве
так праведны? Нет, просто у них
все «шито да крыто», все «под видом благочестия»! Поэтому не людской
суд, а угрызения совести стали
для Катерины настоящим возмездием.
И первое, что пришло ей на ум, – это
кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит
все, что от него не укрыть ни один грех, и на «Страшном суде» ничем
нельзя будет оправдаться. «Вдруг я
явлюсь перед Богом такая, какая
я есть, со всеми моими грехами — вот что страшно!» [Островский А.Н., с.
] Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, как трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали.<\p>
Гроза происходит не только как природное явление (действие разворачивается под звуки
грома), но и как внутреннее —
герои характеризуются через
отношение к грозе.
Для каждого
героя гроза является особым символом: для одних — это предвестник
бури, для других очищение, начало новой
жизни, для третьих — это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.<\p>
В душе Катерины происходит никому не видимая гроза. Катерина боится и ждет грозы. Она
любит Бориса, но это угнетает ее.
Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за свое греховное
чувство.<\p>
Для механика Кулигина гроза — грубое проявление природных сил, она созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться.
Кулигин полагает, что, внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над «громом», который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю». Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой. <\p>
Для Тихона гроза — это злоба, угнетение
со стороны матери.
Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет». Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза — это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.
<\p>
Борис людской
грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один на один с людской молвой. «Здесь страшнее!» — говорит Борис, убегая с места моления всего города.<\p>
Гроза в
пьесе Островского символизирует
как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни.
Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова. В мировоззрении жителей
начали происходить изменения, стала
меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание
побороть свой страх перед «грозой», избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии над
головами вновь засияет солнце.
Одним
из важных символов является
река Волга и сельский вид
на другом берегу. Река как
граница между зависимой, невыносимой
для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу.
Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, с детством, с жизнью до замужества: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, «улететь» из семьи с домостроевскими принципами.
«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь», — говорит Катерина Варваре. [Островский А.Н., с.15] О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!..
. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут…» [Островский А.Н., с.65]
Река
символизирует еще и побег
в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти.<\p>
А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга
— это омут, затягивающий в себя красоту: «Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!»
Впервые барыня появляется перед
первой грозой и пугает Катерину
своими словами о гибельной
красоте. Эти слова и
гром в сознании Катерины становятся
пророческими.<\p>
Катерина
не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в
состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала
неладное.<\p>
И это
будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы – свободы ее совести.<\p>
В сцене
публичного раскаяния Катерины Островский снова связывает душевное состояние
героини с мотивом грозы, и
мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Картины на стенах галереи, куда все
забегают во время грозы символизируют
покорность в обществе, а «геенна
огненная» — ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как
вне дома она добропорядочная
христианка и ей не страшен Божий
суд. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе.<\p>
Источник: https://student.zoomru.ru/lit/hudozhestvennoe-voploshhenie-temy-greha-i/255203.2172563.s3.html
Сочинение на тему Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие.
Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии. Драма «Гроза», написанная в 1859 г.
на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — жена купца Тихона Кабанова. Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную.
Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения.
С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Катерина Варваре.
Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки.
Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия.
В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам— Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души.
«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису. Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали. Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор.
И как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное.
В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий.
Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе Игнатьевне— доказать свою правоту.
Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорь-ич, не способный защитить Катерину.
Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя».
Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места.
Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили…
» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов).
Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня — грешная, заблудшая душа. “Любовь или неспособность выстоять в мире «золотого тельца»? (по пьесе А. И.
Островского «Бесприданница»)” Пьеса “Бесприданница” написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей — разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса — мягкая, чистая девушка.
Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом — певческим и музыкальным. Лариса никак не может понять, что в обществе, где она, по воле матери, должна вращаться, все определяют деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице “блестящего барина” Сергея Сергеевича Паратова.
Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Героиня бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить все, товаром становится ее красота, о чем девушка до поры даже не подозревает.
Но избранник Ларисы, не обладая деловой хваткой “миллионщиков” из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль, не случайно он признается Кнурову: “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Лариса верит, что ее возлюбленный — человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами.
Она прямо заявляет своему жениху, мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: “Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все… Сергей Сергеич… это идеал мужчины”. Критически взглянуть на Паратова Лариса не в состоянии, между тем Сергей Сергеич — вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка.
Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в мишень, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. В финале героиня прозревает. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева.
Сергей Сергеич публично утешает ее жениха. Девушка окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: “У меня один жених: это вы”. Разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит Ларису по-своему, но пытается уверить Огу-далову, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, и признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради большого наследства.
На самом деле “идеальный мужчина” Сергей Сергеич превосходно все сознавал и точно рассчитывал свои действия. Лариса для него только красивая вещь, игрушка, которую вдруг отнял какой-то ничтожный Карандышев. Паратов решил поставить Юлия Капитоныча на место. В последнем же разговоре с Ларисой Сергей Сергеич выступает в роли не пылкого влюбленного, а вполне рассудительного человека.
Он даже не соизволил, дабы не компрометировать себя, проводить потрясенную девушку домой, спокойно передоверив эту миссию пьянице и бездельнику Робинзону. А ведь проводи ее Паратов до дому, Лариса избежала бы гибели от пули Карандышева. Нет, не любил ее тот, за Кем она была готова безоглядно идти и в огонь и в воду. Для Паратова девушка, действительно, только мимолетное увлечение.
И все-таки не разочарование в былом возлюбленном губит несчастную бесприданницу. К трагической развязке приводит осознание Ларисой того, что все вокруг рассматривают ее как дорогую красивую вещь, которую можно купить. Она произносит горькие слова: “Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину”.
Когда Лариса предупреждает Паратова: “Для несчастных людей много простора в Божьем мире: вот сад, вот Волга. Здесь на каждом сучке удавиться можно, на Волге — выбирай любое место. Везде утопиться легко, если есть желание да сил достанет”, она еще всерьез не думает о самоубийстве.
Слова о Волге и саде призваны скорее напугать возлюбленного, заставить его принять наконец решение, как казалось Ларисе, благоприятное для нее. Но когда Кнуров предлагает ей стать содержанкой, со значением подчеркивая: “Для меня невозможно мало”, мысли о смерти становятся реальными. Лариса размышляет: “Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала.
Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко… Ах, что я!… да ведь и мне ничто не мило, и мне жить незачем! Что ж я не решаюсь? Что меня держит над этой пропастью? Что мешает? Ах, нет, нет… Не Кнуров, роскошь, блеск… нет, нет… я должна от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить…
Когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная.. Кабы теперь меня убил кто-нибудь… Как хорошо умереть… Пока еще упрекнуть себя не в чем. Или захворать и умереть… Да я, кажется, захвораю. Как дурно мне!.. Хворать долго, успокоишься, со всем примиришься, всем простишь и умрешь… Ах, как дурно, как кружиться голова”.
А тут Карандышев рассказывает невесте, что Кнуров и Вожеватов разыгрывали ее в орлянку, как дорогую вещь. Вынести такое унижение Лариса уже не в состоянии. Покровительство Юлия Капитоныча для нее оскорбительно. Зато этот человек, для которого жена, вхожая в круг местных миллионеров, должна была стать средством преодоления собственного комплекса неполноценности, помогает Ларисе, сам того не сознавая, осуществить сокровенное желание: “Кабы теперь Меня убил кто-нибудь…” Героине претит жизнь в мире наживы, она хочет сохранить чистоту, уйти, не запятнав души и тела развратом, не сделав собственную красоту товаром. Это, а не несчастная любовь к Паратову, заставляет Ларису искать смерти. И за минуту до смерти она проявляет подлинное благородство, спасая своего убийцу от суда. Лариса убеждает столпившихся вокруг нее Паратова, Кнурова, Вожеватова — главных действующих лиц драмы и истинных виновников ее гибели: “Это я сама… Никто не виновен, никто… Это я сама”. Паратова, наконец, прорывает. Сохранив остатки былого чувства к Ларисе, он иступленно кричит поющим цыганам: “Велите замолчать! Велите замолчать!”. Но умирающая ему и остальным нисколько не верит. У нее еще хватает сил с иронией оспорить паратовское распоряжение: “Нет, нет, зачем!.. Пусть веселятся, кому весело, кому весело… Я не хочу мешать никому. Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть. Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь … вы все хорошие люди…” И заканчивая глубоко искренним признанием: “Я вас всех… всех, люблю”, посылает последний поцелуй. А веселье продолжается, и венчает пьесу “громкий хор цыган”. Ларисе на этом празднике жизни места так и не нашлось. И обвиняет она прежде всего саму себя, за то что долгое время терпела “цыганский табор”, что позволила превратить себя в вещь, игрушку. Судьба Ларисы — один из многих примеров драмы “горячего сердца” в мире чистогана и грубого расчета. Там, где вместо “души арифметика”, никому не нужны искренние чувства. Любовь и деньги несовместимы.<\p>
Сочинение на тему Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского “Гроза”
Островский А. Н.
Стр. 1
Сочинение на тему Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского “Гроза”
Островский А. Н.
Стр. 2
Сочинение на тему Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского “Гроза”
Островский А. Н.
Стр. 3
Сочинение на тему Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского “Гроза”
Островский А. Н.
Стр. 4
Источник: https://my-soch.ru/sochinenie/171tema-grexa–vozmezdiya-i-pokayaniya-v-pese-an-ostrovskogo-groza187
Сочинение РЅР° тему Тема греха, возмездия Рё покаяния РІ пьесе Рђ. Рќ. Островского “Гроза” РїРѕ литературе
Тема греха, возмездия Рё покаяния РІ пьесе Рђ. Рќ. Островского “Гроза”
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С.
Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие.
Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века.
Рту же тему развивает РІ своей социально-психологической драме «Гроза» Рё Рђ.Рќ. Островский, РѕРґРёРЅ РёР· выдающихся мастеров СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ драматургии.<\p>
Драма «Гроза», написанная в 1859 г.
на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерины — жена купца Тихона Кабанова.
Она представляет собой незаурядную личность — искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную.
Такой героине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна.
Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натуры героини и проповедью христианского смирения и терпения.
С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды.
Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,— признается Катерина Варваре.
Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа.
Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки.
Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться.
Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия.
В этом Катерина противопоставляется всем остальным персонажам— Варваре, Кудряшу, самому Борису, для которых главное — тайна, чтоб все было «шито да крыто», чтоб «никто и не узнал» об этой любви.
Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация — все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души.
«Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — говорит она Борису.
Поэтому «Гроза» — это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали.
Мораль общества и мораль истинно религиозная — это разные вещи, как показывает нам автор.
� как человек истинно верующий, Катерина не смогла притвориться перед мужем, что ничего не произошло: она в состоянии, близком к истерике, настолько, что даже Кабаниха почувствовала неладное.
В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни — все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Тихону важнее всего скрыть все от маменьки, а Марфе �гнатьевне— доказать свою правоту. Теперь Катерина становится изгоем общества: все смеются ей в глаза, попрекают «на каждом слове». Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина<\p>
Рѕ том, что врагам надо прощать, РўРёС…РѕРЅ отвечает: «Поди-РєР°, РїРѕРіРѕРІРѕСЂРё СЃ маменькой, что РѕРЅР° тебе РЅР° это скажет». Так же слаб Рё Борис Григорьич, РЅРµ способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает Рѕ последнем свидании, считая РІРѕ всем виноватой только себя. РћРЅР° мечтает Рѕ смерти как РѕР± избавлении РѕС‚ РјСѓРє, ей теперь уже РІСЃРµ равно: «уж душу СЃРІРѕСЋ СЏ ведь погубила». Р� простившись СЃ Борисом, РѕРЅР° еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен РґРѕРј, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины РІ критике расценивалось РїРѕ-разному: Рё как протест личности против устоев «темного царства» (РќРђ. Добролюбов), Рё как просто глупость (Р”.Р�. Писарев). РќРѕ можно, вероятно, говорить Рё Рѕ трагедии личности истинно религиозной РІ РјРёСЂРµ общепринятой лицемерной морали, РіРґРµ грех просто прикрыт внешними приличиями Рё ложью, Р° прощению Рё милосердию нет места. Катерина РґРѕСЂРѕРіРѕ заплатила Р·Р° СЃРІРѕСЋ незаурядность, исключительность, стремление Рє любви Рё счастью. Придет ли возмездие этому обществу Р·Р° погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова РўРёС…РѕРЅР°, РІ гневе брошенные РёРј матери: «Маменька, РІС‹ ее погубили…В» Р’СЂСЏРґ ли что-то изменится РІ жизни РіРѕСЂРѕРґР° Калинова, хотя Рё утверждали революционеры-демократы, что РІ «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее Рё ободряющее» (Рќ.Рђ. Добролюбов). РќРѕ характер главной героини, искренней, СЏСЂРєРѕР№ личности, СЃРїРѕСЃРѕР±РЅРѕР№ РЅР° беззаветную любовь Рё самоотверженность, стал РѕРґРЅРёРј РёР· ярчайших характеров СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ драмы Рё вызывает симпатию читателей, даже несмотря РЅР° то, что героиня — грешная, заблудшая душа.
/
Источник: https://spisivay.ru/sochinenie/qpfskvlfv/index.html