Роль детали в рассказах а. п. чехова

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов особое внимание в своем творчестве отдавал малой прозе — рассказам. Для такого литературного жанра характерно быстрое развитие событий и сравнительно небольшой объем содержания. Поэтому использование в тексте подробных описаний затруднительно.

Чехов А.П. в своих произведениях для передачи основной идеи и смысла использует художественную деталь. Применение выразительной подробности, не бросающейся в глаза, но несущей в себе глубокий смысл, и сделала автора виртуозом среди новеллистов.

Деталь помогает писателю раскрыть глубокий смысл повествования, показать истинные характеры и намерения персонажей, отобразить ситуацию в истинном свете.

Обратите внимание

В каждом рассказе А.П. Чехова можно обнаружить выразительные, придающие особый глубокий смысл детали. Писатель всегда уделял повышенное внимание к подбору описаний персонажей и их поведения. Автору удалось создать огромное количество настолько точных, емких и запоминающихся образов, типажей, отражающих национальный колорит, что многие из них стали нарицательными.

Обратимся к рассказу «Хамелеон», который повествует о надзирателе Очумелове и бедной дворняжке. Очумелов сравнивается автором с хамелеоном, потому что в зависимости от ситуации оба меняют «окрас».

В случае с надзирателем меняется его состояние страха и смелости. Его решение может задеть интересы высокопоставленных лиц, от этого его бросает то в жар, то в холод.

Деталью подчеркивающей непостоянство, приспособленчество и чинопочитание является шинель, которую то снимает, то вновь надевает надзиратель Очумелов.

Не менее ярким рассказом, высмеивающем страх перед вышестоящими чинами, является «Смерть чиновника». Здесь о неоправданном страхе нам снова говорит деталь, которая представлена в самом конце повествования – вицмундир. Эта одежда словно стала второй кожей Червякова, приросла к нему и пропитала раболепческим страхом перед генералом, на которого он случайно чихнул.

В рассказе «Человек в футляре» Чехов А.П. неоднократно подчеркивает замкнутую жизнь Беликова. Портретные детали словно зажимают, запирают персонаж в футляр. Очки как и зонт он носит в чехле, воротник поднят как футляр. Его комната напоминает футляр.

Герой постоянно напряжен и опасается, чтобы ничего не случилось. Покой Беликов обретает, лишь оказавшись в вечном «футляре» – гробу. Художественная деталь помогает читателю понять мысль, которую стремиться передать автор. Чехов А.П.

Важно

высмеивает такой образ жизни, в котором люди сами себя ограничивают и загоняют в «футляр» от собственного страха.

Таким образом, художественная деталь помогает писателю передать внутренний мир человека, описать духовные и душевные переживания, отобразить психологические процессы. Это значит, что использование детали в рассказе позволяет Антону Павловичу Чехову усилить психологизм повествования.

Роль художественной детали в рассказах Чехова рассуждение

Художественная деталь присутствует почти в каждом произведении. Творения Антона Павловича Чехова — не исключение.

Писатель часто использует художественную деталь для описания человека. Читателя удивляет, как Чехову удаётся дать герою характеристику, используя лишь одну-две фразы.

Например, в произведении «Три сестры» автор с помощью зелёного пояса на розовом платье Наташи подчёркивает, что у героини совсем нет вкуса.

Или, например, в рассказе «Человек в футляре», чтобы высмеять желание главного героя отгородиться от всего мира оболочкой, Антон Павлович использует множество мелких деталей: вещи, запрятанные по разным ящикам, наличие футляра у часов, очков, перочинного ножа и даже у мыслей.

Также автор использует художественную деталь, чтобы подчеркнуть эмоции персонажей. Ярким примером может стать герой из рассказа «Хамелион». Очумелов, пытаясь разобраться, чья собака, то снимает, то надевает шинель.

Это подчёркивает его состояние: персонажа бросает то в жар, то в холод из-за боязни задеть чувства высокопоставленных лиц. В рассказе «Учитель словесности» главный герой застаёт возлюбленную с кускам синей материи в руке.

При признании в любви он держал одной рукой руку девушки, а другой — ту самую материю. Этой деталью автор указывает на волнение и переживание влюблённого.

Совет

Часто незначительная деталь описания интерьера может ускользнуть от взгляда читателей, однако и она важна. Например, в рассказе «Душечка», при описании старого отцовского кресла, автор указывает на отсутствие четвёртой ножки. Но такой незначительный факт играет важную роль в описании жизни героини, а именно усиливает одиночество Оленьки.

Антон Павлович Чехов мастерски использует художественную деталь с разными целями. Примеры этому можно найти во всех его произведениях.

Сочинение Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Павлович Чехов  прославился тем, что буквально несколькими словами мог содержательно  охарактеризовать человека, подчеркнуть его отличительные и яркие черты характера.

  Художественная деталь помогала писателю  в коротких рассказах  показать социальную принадлежность,  моральные ценности героев, их душевное состояние и смысл жизни.  Художественная деталь в произведениях  А.П.

Чехова даёт возможность  раскрыть социальные проблемы, характеры людей через  частичное описание  одежды, манер, привычёк.

В рассказе « Толстый и тонкий» с первых строк становится  понятно, к каким социальным слоям относятся  главные персонажи. Толстый двигается не спеша, не суетится – его жизнь размеренная и спокойная.  Он уже состоялся в этой жизни, достиг должности. Толстый – человек состоятельный.

  Такой вывод мы можем сделать из той детали,  что он на вокзале не перекусывает бутербродом, а заказывает  дорогой обед.  Также он может позволить себе  выпить дорогого вина.

 То, что толстый не несёт с собой багаж, подсказывает нам, что он может позволить себе носильщика, а значит главный герой, действительно, не обделён деньгами. 

Пахло от толстого дорогим одеколон, аромат тянулся шлейфом. Раз человек может позволить себе дорогой одеколон, то он зарабатывает достаточно денег.  В разговоре со своим старым знакомым толстый  смог вставить только несколько фраз.  Тонкий тараторил без остановки, хвастался своими достижениями, хотя они были совсем незначительными.

Обратите внимание

Постоянно похлопывал по плечу толстого, вспоминая годы обучения в гимназии. Телодвижения, манера поведения говорили о том, что тонкий рад встрече.  По одежде тонкого и его семьи было видно, что живут они небогато. Описание мимики, движений тела тонкого указывает на то, как изменился человек, когда узнал, что его друг – большой начальник.

В рассказе «Хамелеон» автор через фамилии смог передать сущность главных персонажей. Даже не зная сюжета произведения, мы можем охарактеризовать  полицейского Очумелова, золотых дел мастера Хрюкина. Первый будет двуличный, не держит своего слова. Второй – постоянно пьян. Такая деталь как узелок в руке  указывает на то, что Очумелов мелочный и жадный.

Скорее всего, что этот узелок был  конфискован и присвоен надзирателем.  Городовой несёт решето с крыжовником – даже этим не побрезговали.  У двоих стражей закона на первом плане – нажива. Значительную часть своего времени Очумелов проводит на базарной площади, а не ищет преступников. Эта художественная деталь ещё раз указывает на жадность полицейского.

Та деталь, что полицейскому надзирателю становится то холодно, то жарко, подсказывает нам, что Очумелов нервничает, подстраивается под ситуацию. Для него нет закона, главное – услужить генералу.  Автор указывает, что у Очумелова добротная новая шинель, которая стоит немало денег. Читатели могут сделать вывод, что полицейский живёт богато.

Денис Григорьев в рассказе «Злоумышленник» описан как чрезвычайно тощий, с нечёсаными, путаными волосами, в латаных портках – эти детали указывают нам на нищенское существование. В произведении А.П.Чехов называет Григорьева мужичонка, а не мужик.

Эта деталь подчёркивает, что главный герой бесправный. Денис в подробностях рассказывает следователю про грузила,  живцов,  пескарей, окуней, щук, налимов. Можно сделать вывод, что рыбалка —  единственный способ не умереть с голоду и прокормить семью.

Таким образом, в своих произведениях  автор с помощью художественной детали  смог подчеркнуть различия в мышлении, нравственности, логике главных персонажей, показал их разное отношение к действительности.

6 класс кратко

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Васнецова Аленушка 4, 5 класс
    Картина «Алёнушка» написана известным художником В. М. Васнецовым в 1881 году. Она была сделана по сюжету русской народной сказки «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке».
  • Сочинение на тему Вместе — целая страна
    Мы живем в прекрасной, великой стране. Она богата необъятными просторами, красивой природой, морями, горами, полезными ископаемыми, величественной архитектурой. А еще она имеет самое главное богатство – людей, которые в ней проживают.
  • Сочинение Город моей мечты
    Все мы живем в разных городках, мегаполисах, поселках, деревнях, поселках городского типа, селах. Все эти населенные пункты не могут быть идеальными. От перепада температур
  • Полковник на балу и после бала сочинение Л.Н. Толстой
    Лев Толстой, в русской литературе, считался знатоком «русской души». Он, мастер, широких и глубоких характеристик, которые, писатель, дает своим героям. Раскрывает особенности русского характера и мировоззрения. Подымает вопросы терпеливости<\p>
  • Пейзаж и его роль в романе Обломов сочинение
    Одно из знаменитых произведений русского писателя Гончарова «Обломов» является своего рода романом, который носит исключительно социально-психологический смысл. Но, стоит справедливо заметить, что каждый читатель по своему воспринимает именно этот
  • Сочинение на тему Мои увлечения или мое хобби
    У каждого человека есть свое хобби. Кто-то поет, кто-то играет на музыкальном инструменте, а кто-то любит делать что-нибудь своими руками. Но я — очень разносторонний человек и мне нравятся разные вещи.

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/rol-hudozhestvennoj-detali-v-rasskazah-chehova

Сочинения по литературе: Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова

Каримова Алина (группа 2 уровня)

Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.

Художественная деталь – это выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку. Особую роль художественная деталь играет в произведениях малого жанра, где весьма затруднительно использование пространных описаний. Так, детали, не бросающиеся сразу в глаза мелочи несут огромную смысловую нагрузку в рассказах.

В творчестве А.П.Чехова рассказ занимает центральное место. «Краткость – сестра таланта», — отмечал писатель. И действительно, до сих пор мы с упоением зачитываемся его небольшими, но остроумными и увлекательными историями. При этом передать глубокий смысл повествования, мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей писателю помогает именно деталь.

Насыщен деталями один из самых ярких, на мой взгляд, рассказов – «Хамелеон». Это история о надзирателе Очумелове и дворовой собаке. Сложная и крайне веселая ситуация «разбирательства» раскрывает свойственные Очумелову, да и многим людям, чинопочитание, приспособленчество, угодничество.

Важно

Боясь принять неверное решение, которое заденет интересы высокопоставленных лиц, Очумелов много раз меняет свое мнение, то оправдывая, то обвиняя собаку. Герой похож на хамелеона, который в зависимости от ситуации меняет свой окрас. Бурную смену чувств и мыслей Очумелова подчеркивает деталь – шинель.

Он то надевает, то снимает ее, так как от напряжения его бросает «то в жар, то в холод».

Деталь играет ключевую роль в раскрытии образа и в рассказе «Человек в футляре». Главный герой – учитель греческого языка Беликов – замкнутый, необщительный человек, живущей «футлярной» жизнью. Образ футляра, чехла намеренно подчеркивается автором в потрете героя: очки в чехле, зонт в чехле, поднятый, как футляр, воротник и так далее.

Даже комната героя похожа на футляр, в котором он прячется от внешнего мира. Современная жизнь неприятна для Беликова, он всячески критикует все вокруг и восхваляет только прошлое, безгранично боится и переживает, «как бы чего не вышло». Герой обретает покой, только когда оказывается в вечном «футляре» — в гробу. А.П.

Чехов высмеивает такой образ жизни как Беликова, так и остальных жителей города. Ведь как признался герой-рассказчик, через некоторое время после смерти Беликова горожане снова вернулись к жизни, в которой не запрещено, но и не разрешено до конца. То есть, в представлении автора, они те же «люди в футляре», ограниченный, замкнутые и несвободные.

Эту мысль писателя помогает раскрыть, в первую очередь, художественная деталь.

И конечно, нельзя не отметить рассказ «Ионыч», в котором критика направлена на «обывательщину». Яркие детали в произведении подчеркивают, как под давлением власти денег и пустоты окружающего

общества человек духовно деградирует. Эта идея раскрывается на примере главного героя – доктора Старцева. В начале рассказа перед нами молодой, полный надежд и стремлений герой, который хочет любить, приносить пользу обществу.

Он много работает, желая помогать людям, ходит пешком, любуется красотой пейзажа… Но такой человек попадает в среду обывателей, где даже «самая талантливая» семья оказывается бездарной. Ему не с кем поговорить, поделиться своими мыслями. Осознавая, что останется непонятым, Старцев все больше отгораживается от общества города С.

Герой не может реализовать свои способности, претворить в жизнь мечты, он разочаровывается и черствеет. В конце произведения он превращается в «Ионыча». Теперь его именно так называют окружающие. Он больше не ходит пешком, а несется по городу на богатой тройке. Больные раздражают Ионыча, он груб с ними и нетерпелив.

Единственное развлечение в его жизни – считать в конце рабочего дня «бумажки» и отвозить их в банк. Так детали, подчеркивающие материальное богатство героя, передают в то же время его духовную бедность.

Таким образом, в любом рассказе А.П.Чехова мы найдем яркие, выразительные, наполненные глубоким смыслом детали. Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, писатель смог создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня.

Источник: https://5splusom-school.ru/sochineniya_po_literature/377

Роль художественной детали в рассказах Чехова

Антон Чехов был непревзойдённым мастером рассказов — небольшого прозаического произведения, в котором говорится об одном или нескольких эпизодов жизни одного персонажа (редко нескольких). По силе воздействия на читателя маленькое повествование не уступает большим произведениям.

По мнению Чехова, писать необходимо так, чтобы тесно было словам, а мыслям — просторно. Но как этого достичь? Как заставить читателя заметить в произведении то, о чем хотел сказать автор, использую при этом минимум слов и художественных средств? Здесь на помощь приходит писателю художественная деталь.

Это особая выразительная подробность или штрих, который несет значительную смысловую нагрузку, возбуждает мнение, вызывает в воображении читателя целостность картины и пробуждает ряд ассоциаций.

Художественная деталь так же заменяет развернутые описания и характеристики, как карта или глобус — созерцания «живой» местности.

С одной стороны, она значительно сокращает объем произведения, а с другой — требует сотрудничества читателя.

Совет

Так, в одном из рассказов Чехова «Толстый и тонкий» настолько много деталей, что если их расшифровывать, заменивши развернутыми описаниями или размышлениями, то рассказ объемом в полтора листа превратилось бы в значительно развёрнутое произведение. На вокзале встречаются два бывших школьных товарища.

Кто они такие, нам пока неизвестно. Но одна деталь помогает понять, что на момент встречи толстый и тонкий принадлежат к различным социальным слоям: первый богатый, а второй считает едва ли не каждую копейку.

Какая же это деталь? Автор пишет, что от толстого «пахнет хересом и флердоранжем», то есть дорогим вином и парфюмами, а от тонкого — «ветчиной и кофейной гущей». В XIX веке небогатые чиновники, купцы и мещане, чтобы не тратить деньги в дороге, обычно брали с собой из дома ветчину.

А дешевые сорта кофе, которое, очевидно, только выпил герой, имели много кофейной гущи, то есть отходов этого напитка. И внимательный читатель за этими деталями-намеками видят, что толстый и тонкий — птицы разного полета.

Интересной деталью является и то, с какой манерой разговаривает тонкий. Как только он узнал, что его школьный товарищ стал тайным советником (что приблизительно соответствует должности современного министра), как его разговор резко меняется.

Сначала он обращается к толстому на «ты», вспоминает детство и рассказывает о своей жизни, используя обычную и корректную в этой ситуации разговорную лексику. Когда же тонкий узнает про высокую должность толстого, его речь мгновенно и резко меняется.

До своего школьного товарища он доброжелательно обращается на «вы», употребляя книжные и канцелярские штампы, как будто они не на вокзале, а в официальной обстановке: «Милостивое внимание вашего превосходительства… «Ко многим словам добавляет «с»: «приятно-с», «хи-хи-с», «вы-с».

Этим тонкий хотел подчеркнуть свое особенное почитание высокого чина толстого.

Ведь в Российской империи определения преимущества собеседника происходило путем добавления после слова звука «с», который был сокращением, первым звуком слова «сударь» Но чрезмерное употребления этого «с», и еще к школьному товарищу, означает сознательное подлизывание, самоунижение, чинопочитание. То есть подчеркивание того, что человек, к которому обращается, является гораздо выше и зажиточней, чем тот, кто обращается. Это был способ подлизаться, о чем очень хорошо знали оба собеседника. И, наверное, жена с сыном тонкого.

Обратите внимание

Такая резкая смена поведения тонкого очень не понравилась толстому, ведь от друга детства он совсем не требовал такого поведения. Более того, сначала даже толстый «с восхищением смотрел на тонкого», ведь искренне обрадовался встречи с ним. Однако такое унизительное поведение, внутреннее рабство тонкого, стало причинной холодного прощания бывших товарищей.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/07/rol-khudozhestvennoy-detali-v-rasskazakh-chekhova.html

Какова роль детали в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»?Помогите написать сочинение не менее 150 — Школьные Знания.com

Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.

Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича Чехова.

Ему ненавистны равнодушие к вопросам, волнующим все человечество, паразитизм.

В то же время рассказы Чехова проникнуты удивительной верой в будущее, глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом.

Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова «несравненным художником жизни». Предметом исследования автора является внутренний мир человека, его мысли и стремления.

О внешности Очумелова известно только то, что он одет в шинель. Видимо, она очень ему дорога, раз он надел ее летом, когда обычно поспевает крыжовник. Шинель новая, значит, Очумелов только недавно был произведен в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах героя возрастает. Шинель для Очумелова – знак власти, узелок в руке – символ корыстолюбия, без них он невозможен.

Важной деталью является то, что шинель распахнута, она придает Очумелову дополнительную значимость, повышает его роль в собственных глазах. Но когда оказывается, что «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине», возможно, генеральская собака, значимость куда‑то пропадает: «Генерала Жигалова? Гм!..

Сними‑ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем…» Примечательным является то, что снять он просит не шинель, а пальто. Шинель Очумелова – признак власти для него самого и для окружающих – меркнет в сравнении с генеральской шинелью.

Но в завершение рассказа, когда Очумелов понял, что все сделал правильно, он опять в шинели: «Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади».

Важно

В начале рассказа герой идет в распахнутой шинели, в финале же он инстинктивно запахивается.

Это можно объяснить, во‑первых, тем, что ему стало зябко в летнюю жару после пережитого потрясения, поскольку его бросало то в жар, то в холод, а во‑вторых, тем, что праздник новой шинели был частично испорчен, он понял, что в общем‑то у него не такой уж важный чин.

Запахнутая шинель уменьшается в объеме, а следовательно, уменьшается и величие местного самодура. В то же время, запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым, еще более официальным.

Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.

Источник: https://znanija.com/task/24432601

61. Художественная деталь в рассказах Чехова

За долгие годы работы
в юмористических журналах Чехов отточил
мастерство рассказчика, научился в
небольшой объем втискивать максимум
содержания. В маленьком рассказе
невозможны пространные описания,
внутренние монологи, поэтому и выступает
на первый план художественная деталь.
Именно детали несут у Чехова огромную
смысловую нагрузку.

Жанр рассказа Чехов
довел до совершенства. В маленьком
произведении он мог передать большое
количество информации, это было важно
для писателя. Художественная деталь
способствовала сокращению объема.

В своих произведениях
Чехов опускал такие важные сведения,'как
родословная, биография героев. Основным
средством характеристики был портрет,
хотя он тоже не соответствовал привычному
представлению.

Это было не описание
цвета волос, глаз и тому подобное,
писатель выбирал две-три наиболее точные
и меткие детали, и этого было достаточно
для яркого представления образа в целом.
Например, в рассказе “Ионыч” Чехов
показывает деградацию главного героя
Стар-цева, в частности, через портрет.
В начале рассказа он “шел пешком не
спеша…

и все время напевал” песню. В
конце произведения Ионыч “пополнел,
ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув
назад голову”, “пухлый, красный”.

Здесь очень важна
цветовая
деталь:
и
Старцев, и его кучер — оба стали красными,
и у читателя появляется к ним отвращение.
В рассказе “Человек в футляре” при
описании Беликова Чехов использует
только бледные, серые тона. Этим писатель
хочет подчеркнуть, что Беликов — неяркая,
неинтересная личность.

Художественной
деталью может быть не только цвет, но
и запах
. В
рассказе “Ариадна” главной характеристикой
героя является то, что от него пахло
вареной говядиной.

Совет

Множество
художественных деталей встречается в
речи персонажей. Любая незначительная
на первый взгляд фраза
может иметь важное значение, тем более
если она стоит в соответствующем
обрамлении. Это можно снова проследить
в рассказе “Ионыч”.

После неудавшегося
свидания Старцев думает не о Екатерине
Ивановне, его мысли заняты совершенно
другим: “Ох, не надо бы полнеть!” Или
когда он ждал ее, а она долго не выходила,
Старцев размышлял о приданом: “А
приданого они дадут, должно быть, немало”.

Эта деталь показывает начало деградации
героя: его душа очерствела, он уже не
был способен любить по-настоящему.

Писатель использует
также прием усиления, зрительного
укрупнения детали.
Например,
в новелле “В родном углу” при описании
тети Даши первоначально мы узнаем, что
она молодится и хочет нравиться мужчинам,
затем, что она ходит мелкими шагами и
что у нее вздрагивает спина.

При этом у
читателя возникает неприязненное
отношение к ней. Потом нам становится
известно, что служанки не выдерживают
ее характер больше недели, что она
безбожно штрафует мужиков. И, наконец,
в конце появляется деталь, которая
подытожила все сказанное ранее: Чехов
замечает, что у нее деспотические руки.

Эта деталь максимально метко определяет
характер героини.

Чехов никогда не
навязывал свое мнение читателю. С помощью
художественной детали он оставлял
читателю возможность домыслить образ,
представить общую картину самостоятельно.
Он никогда не отзывался плохо о своих
героях.

Если они ему не нравились, он
показывал это с помощью детали. Например,
в рассказе “Ионыч” речь Ивана Петровича
Туркина насыщена якобы остроумными
фразами. Он говорил: “Покорчило вас
благодарю”.

Эта деталь помогает читателю
понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие
художественной детали — важная заслуга
Чехова, он внес огромный вклад в мировую
литературу. Этот прием введен в
новеллистику с высоким мастерством.
Чехов рисовал обыденную, будничную
жизнь и добился максимального приближения
к ней. Из маленьких штрихов, мазков
создается красочная реалистическая
картина.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/2358705/page:39/

Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»

Сочинения по литературе: Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова Хамелеон<\p>

А. П.

Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае.

Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Художественная деталь — это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Она может воспроизводить черты внешности, детали одежды, обстановки, переживания или поступка.

Обратите внимание

Рассказ Чехова «Хамелеон» начинается с завязки, которая предельно проста: обычный житейский случай — борзой щенок укусил за палец «золотых дел мастера Хрюкина» — дает начало развитию действия.

Главное в этом рассказе — диалог и отдельные реплики из толпы, а описание сведено к минимуму.

Оно носит характер авторских ремарок (полицейский надзиратель — «в новой шинели», пострадавший — «человек в ситцевой крахмальной рубашке и расстегнутой жилетке», виновник скандала — «белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине»).

В рассказе «Хамелеон» нет ничего случайного. Каждое слово, каждая подробность необходимы для более точного описания и выражения мысли автора.

В этом произведении такими деталями являются, например, шинель полицейского надзирателя Очумело-ва, узелок в его руке, решето конфискованного крыжовника, окровавленный палец потерпевшего Хрюкина.

Художественная деталь дает возможность наглядно представить того же Очумелова в его новой шинели, которую он то снимает, то надевает вновь на протяжении рассказа несколько раз, то запахивается в нее.

Эта деталь подчеркивает, как меняется поведение полицейского надзирателя в зависимости от обстоятельств. Голос из толпы сообщает, что собака, «кажись», генеральская, и Очумелова бросает то в жар, то в холод от такой новости: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!»; «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… что-то ветром подуло…»

Деталь, в том числе и повторяющуюся, используют многие художники, однако у Чехова она встречается чаще, чем у кого-либо.

Важно

Одной такой деталью в рассказе Чехов раскрывает сущность характера Очумелова: полицейский надзиратель — «хамелеон»,воплощение готовности пресмыкаться перед высшими и помыкать низшими, подличать, выслуживаться, «менять свою окраску» в зависимости от обстоятельств. «Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй…

А собаку истребить надо…». А через несколько минут ситуация изменилась, и Очумелов уже кричит: «Собака — нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!»

Мастерство Чехова в том и заключается, что он умел отобрать материал, насытить небольшое произведение большим содержанием, выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета.

Точная и емкая художественная деталь, созданная творческим воображением автора, направляет воображение читателя.

Чехов придавал детали большое значение, считал, что она «возбуждает самостоятельную критическую мысль читателя», который о многом должен догадываться сам.

«Краткость — сестра таланта», — писал в своей записной книжке Антон Павлович Чехов. Самому ему таланта было, безусловно, не занимать, поэтому мы и сегодня, через сто лет после его смерти, зачитываемся короткими и остроумными рассказами этого гениального писателя.

Как же удавалось ему в своих маленьких, с незатейливым сюжетом рассказах так мастерски высветить ситуацию, раскрыть характеры персонажей? На помощь автору здесь приходит художественная деталь, направленная на подчеркивание особо важных моментов в произведении.

Насыщен художественными деталями и рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», в котором писатель высмеивает чиноугодничество и приспособленчество. Каждая мелочь здесь играет на раскрытие образов. Герои рассказа имеют такие фамилии, которые говорят сами за себя и зачастую не нуждаются в дополнительных эпитетах: полицейский надзиратель Очумелов, городовой Елдырин, золотых дел мастер Хрюкин.

Знакомя нас с действующими лицами, А. П. Чехов уточняет, что в руках у городового — решето с конфискованным крыжовником, а Хрюкин с «полупьяным лицом» пытается добиться справедливого возмездия за свой укушенный маленьким щенком палец. Эти нюансы в описании героев помогают нам полнее и глубже понять их характеры, образы.

Совет

Призывая на помощь художественную деталь, а не углубляясь в сложную психологию, писатель демонстрирует нам бурную смену чувств Очумелова во время непростого разбирательства. Он так боится «промахнуться» со своим решением, что его бросает то в жар, то в холод.

Снимая и надевая свою шинель, полицейский надзиратель как бы сменяет маски, и вместе с тем меняется его речь, настроение, отношение к ситуации.

Уделяя особое внимание точности в подборе описаний, художественных деталей, А. П. Чехову удалось создать настолько емкие и запоминающиеся образы, что многие из них стали нарицательными и не потеряли своей значимости даже сегодня.

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа. За долгие годы работы в юмористических журналах автор научился в небольшой объем вкладывать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны обширные, подробные описания, длинные монологи. Именно поэтому в произведениях Чехова на первый план выступает художественная деталь, несущая огромную смысловую нагрузку.

Рассмотрим роль художественной детали в рассказе «Хамелеон». Речь идет о том, как полицейский надзиратель, рассматривая случай со щенком, укусившим мастера ювелирных дел, несколько раз меняет свое мнение об исходе дела.

Причем мнение его напрямую зависит от того, кому принадлежит собачонка — богатому генералу или бедному человеку. Лишь услышав фамилии персонажей, мы уже можем представить себе персонажей рассказа. Полицейский Очумелов, мастер Хрюкин, городовой Елдырин — фамилии соответствуют характерам, внешности героев.

О внутренней буре, тревожащей полицейского надзирателя при расследовании случая, говорят короткие фразы «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто» и «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…». Постепенно мы чувствуем, как унижается Очумелов, даже не перед генералом, хозяином щенка, а перед самим животным.

Надзиратель преклоняется перед сильными мира сего, всеми силами стремится им угодить, наплевав на свое человеческое достоинство. Ведь от них зависит его карьера.

Обратите внимание

О характере же другого героя рассказа, Хрюкина, мы можем узнать из одной маленькой фразы, что он собаке «цигаркой в харю для смеха, а она — не будь дура, и тяпни…». Развлечения Хрюкина, немолодого уже мужчины, совсем не подобают его возрасту. От скуки он издевается над беззащитным животным, за что и поплатился — Щенок его укусил.

Название «Хамелеон» также передает основную мысль рассказа. Мнение Очумелова меняется так быстро и часто в зависимости от обстоятельств, как ящерица хамелеон меняет цвет кожи, соответствуя природным условиям.

Именно благодаря мастерскому использованию Чеховым в своих произведениях художественных деталей, творчество писателя понятно и доступно каждому человеку.

Источник: http://ruslit.biz/rol-xudozhestvennoj-detali-v-rasskaze-a-p-chexova-xameleon/

Роль художественной детали в формировании подтекста в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»



Подтекст является специфической чертой чеховской поэтики, выделяющей его в ряду других авторов. Он применил в своем творчестве художественные средства, которые и прежде использовались его предшественниками и современниками, для создания нового, подтекстового значения произведения.

<\p>

Подтекст как литературоведческая категория стал объектом активного изучения лишь в XX веке, данную проблему в своих исследованиях рассматривали Н. Я. Берковский, А. А. Богатырев, В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, Н. И. Крылова, Т. И. Сильман, B. Е. Хализев и другие.<\p>

В плане структурно-композиционном подтекст, согласно Т.

Сильман, часто создается посредством «рассредоточенного, дистанцированного повтора, все звенья которого вступают друг с другом в сложные взаимоотношения, из чего и рождается их новый, более глубокий смысл» [1, 91].<\p>

У Чехова огромное значение в создании подтекста в произведениях приобретают художественные детали.

Чеховские детали при этом крайне разнообразны: это детали-намеки, детали в психологическом пейзаже, детали из предметного мира. Все они являются одним из важных и действенных средств, применяемых писателем, и способствуют активному читательскому сотворчеству и сопереживанию.

Именно благодаря этому возможно достижение такой глубины и тонкости психологического изображения, которое раскрывается через подтекст.<\p>

Рассмотрим, как же посредством художественной детали реализуется подтекст в рассказах Чехова. Материалом для нашего исследования стал рассказ «Ионыч».<\p>

Важно

Этот рассказ — история земского врача Дмитрия Ионыча Страцева, оказавшегося в городе С.

Это произведение по своему содержанию и глубине раскрытия истории развития и утраты личности главного героя впору сравнить с романом. За несколько страниц текста перед нами проносится около 10 лет жизни Дмитрия Ионыча, за которые происходят кардинальные перемены в его существовании. И вроде бы Чехов ничего не сказал прямым текстом, все скрыто на уровне подтекста.

<\p>

Как отмечалось, именно подтекст у Чехова является основным средством выражения авторской мысли. Именно это мы и наблюдаем в данном рассказе.

В тексте отсутствует какое-либо прямое выражение авторского отношения к судьбе героя, к происходящим с ним изменениям, но через множество деталей мы понимаем, что нам представлена история «духовного падения», на которое автор стремится обратить внимание читателя.

Неслучайно в начале рассказа мы встречаемся с героем по имени Дмитрий Ионыч, или же он именуется как Старцев, а к концу произведения от всего его имени остается только краткое Ионыч, звучащее столь обывательски и даже пренебрежительно.<\p>

Безусловно, для проникновения в смысл текста, понимания всех скрытых идей важно обратить внимание на образы героев, их портреты и характеристики.

При анализе данного произведения особенное внимание стоит уделить самой семье Туркиных. Создавая образы членов этой семьи, автор прибегает определенным выразительным средствам, в частности, к художественным деталям, которые многократно повторяясь, складываются в своеобразные лейтмотивы, сопровождающие героев.

Объясняя понятие «лейтмотив», следует обратить внимание обучающихся на отдельные элементы, формирующие его: многократное повторение деталей в описании поведения героев, их действий и речи. В данном тексте мы находим яркие примеры этого.<\p>

Совет

Ивана Петровича слывет в городе шутником, но шутки его банальны, отнюдь не интеллигентны, и, слегка варьируясь, повторяются из года в год.

Основа шуток — коверканье слов, использование самостоятельно придуманных неологизмов, типа «цыпка», «большинский», «недурственно». Все шутки Ивана Петровича однообразны и постоянно повторяются, и смешат, в первую очередь, его самого.

Его излюбленная забава — заставлять лакея Павлушу кривляться, принимать трагические позы с трагическим произнесением фразы: «Умри, несчастная!» Юмор Туркина не искрометен и сиюминутен (что является совершенно неотъемлемой характеристикой настоящего остроумия), он является результатом «долгих упражнений», что само по себе нелепо и абсурдно.

<\p>

Его супруга Вера Иосифовна — пишет романы и читает их своим гостям. Именно к ней относятся мысли Старцева: «Бездарен, не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого» [3, 42]. Интеллигентность Веры Иосифовны также вызывает сомнения, особенно подчеркивает это фраза «Для чего печатать? Ведь мы имеем средства» [3, 28].

Становится очевидным, что литературное творчество для нее не более чем баловство, она не воспринимает его как искусство.<\p>

Все творчество Веры Иосифовны не более чем графоманство, что невольно чувствуют все ее слушатели, она и сама даже не помышляет о том, чтобы опубликовать свои творения. Все свои длинные романы она пишет «о том, чего никогда не бывает в жизни».

За прослушиванием романа Веры Иосифовны гости проводят не один час («прошел час, другой…»). И эти грандиозные объемы произведений героини заставляют вспомнить одну из наиболее известных фраз, произнесенных когда-то самим Чеховым: «Краткость — сестра таланта». Именно в умении сокращать и выделять главное выдел писатель истинное писательское мастерство.

<\p>

Показательна сцена, следующая за чтением Веры Иосифовны в первой главе — гости в тишине слушают хор песенников, исполняющий «Лучинушку». Эта песня выступает как резкое противопоставление ранее услышанному роману, поскольку в ней было «то, чего не было в романе и что бывает в жизни» [3, 28].

<\p>

Обратите внимание

Ярчайшей характеристикой образа Екатерины Ивановны, Котика, становится ее увлечение игрой на фортепиано. Музыка — прекрасное искусство, и владение инструментом для общества описываемого времени есть признак культуры и интеллигентности. Итак, Екатерина Ивановна играет на фортепиано.

Игра эта далеко не талантлива, о чем свидетельствует описание трудного пассажа, который был интересен «именно своею трудностью, длинный и однообразный» [3, 29].

Описание музицирования Екатерины Ивановны дает читателю понимание, что играет она плохо: многократно говорится, что она не нажимает на клавиши, а ударяет по ним («ударила по клавишам», «ударила изо всей силы», «упрямо ударяла все по одному месту»), «казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля», «гостиная наполнилась громом» — именно так описывает автор игру Котика. Подчеркивают плохую игру и возникающие у Старцева ассоциации во время прослушивания этого исполнения: «Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться» [3, 29]. Возможно ли такое описание прекрасной игры, изысканного звучания мелодий? Безусловно, нет.<\p>

Но Екатерина Ивановна весьма амбициозна, она желает учиться в консерватории и даже уезжает в Москву на какое-то время. Но и после возвращения из консерватории она играет на рояле «шумно и долго». Описание ее игры значительно сокращено, тем не менее эти две ключевые фразы вызывают яркую ассоциацию и заставляют вспомнить, как же описывалась она ранее в первой главе, и помогают понять, что все так же, как и прежде.<\p>

Немаловажной деталью в создании образа семьи Туркиных является и постоянное упоминание о еде, раздающихся в доме запахах. Так, когда Вера Иосифовна впервые читает свой роман, слышится стук ножей и доносится запах жареного лука. Практически каждое собрание у Туркиных заканчивается долгими чаепитиями, что всегда упоминается автором. Когда Ионыч оказывается у Туркиных после возвращения Котика из Москвы, прослушиванию романа предшествует чай со сладким пирогом. Это соседство искусства как пищи духовной и разного рода угощений как пищи материальной снижает все ту интеллигентность и высококультурность Туркиных, которую они стремятся демонстрировать обществу. Кроме того, оно подчеркивает то, что Туркины недалеко ушли от с-ких обывателей, для которых разговоры о несъедобном столь трудны и раздражительны, что «остается только рукой махнуть и отойти» [3, 39].<\p>

И все эти детали сопровождают героев на протяжении всего рассказа, а его действие вбирает в себя целое десятилетие. Иван Петрович все также шутит, Вера Иосифовна читает свои романы гостям, а Екатерина Ивановна играет на рояле. Даже попытка уехать в Москву все равно не помогает Котику сбежать от обывательской жизни. Она возвращается в город С. с нежеланием продолжать занятия музыкой, с осознанием, что она «не пианистка», но тем не менее среда возвращает все на круги своя. В конце рассказа мы узнаем, что ничего не изменилось, Екатерина вновь играет на рояле, как было это и в самом начале истории.<\p>

Литература:<\p>

  1. Сильман Т. И. Подтекст — это глубина текста. // Вопросы литературы. — 1969. — № 1. — С.89–102
  2. В. Е. Подтекст // Краткая литературная энциклопедия. — М.: Сов.энциклопедия. — Т.5. — 1968 г. — Стб.829–830.
  3. Чехов А. П. Рассказы. — М.: Издательство «Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. — С. 25–47.

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, автор, деталь, подтекст, роман, Чехов.

Источник: https://moluch.ru/archive/187/47638/

Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова

Автор: Чехов А.П.

В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. <\p>

Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний.

Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку. Виртуозность использования А. П. Чеховым художественных деталей и закрепила за ним славу мастера рассказа.

<\p>

Важно

Анна Сергеевна, героиня рассказа “Дама с собачкой” приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа — человека, которого она не любила и не уважала. В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого восприняла как человека из другой, лучшей жизни.

Символом того душного мира, откуда она попытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки “бегства”. Позже в городском театре Гуров увидел ее вновь с “вульгарной лорнеткой” в руках — попытка “бегства” не удалась.

<\p>

Беликов, “человек в футляре”, в противоположность Анне Сергеевне, даже не пытался изменить течения своей жизни, как-то разнообразить ее, потому что в любом разнообразии, в разрешении себе чего-либо нового скрывался для него “элемент сомнительный”, что вносило б его жизнь неопределенность и вызывало непреодолимое стремление окружить себя “оболочкой”, “футляром”, чтобы защититься. Отсюда и многочисленные чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо будет никогда вылезать. <\p>

В рассказе “Душечка” Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она очень хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь “душечки” не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. “Душечка” не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении “душечки” к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо. <\p>

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа “Попрыгунья”. У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения, но если “душечка” не была чересчур привередлива к своим мужьям, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. <\p>

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной “лишней” детали. Например, в пьесе “Три сестры” Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском — деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считал, что если в пьесе в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. <\p>

А. П. Чехов внес огромный вклад в развитие русской “психологической” прозы. Точности деталей уделяли внимание многие русские писатели: Толстой, Достоевский, Бунин, Набоков, но именно у Чехова деталь несет оттенок “психологизма”, что делает творчество этого писателя непревзойденным.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/rol-hudozhestvennih-detaley-v-rasskazah-a-p-chehova.html

Роль детали в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”

Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь.

Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича Чехова. Ему ненавистны равнодушие к вопросам, волнующим все человечество, паразитизм.

В то же время рассказы Чехова проникнуты удивительной верой в будущее, глубоким сознанием того, что все прекрасное на земле может быть создано только трудом. Л. Н. Толстой назвал А. П. Чехова “несравненным художником жизни”.

Предметом исследования автора является внутренний мир человека, его мысли и стремления.

Совет

О внешности Очумелова известно только то, что он одет в шинель. Видимо, она очень ему дорога, раз он надел ее летом, когда обычно поспевает крыжовник. Шинель новая, значит, Очумелов только недавно был произведен в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах героя возрастает. Шинель для Очумелова – знак власти, узелок в руке – символ корыстолюбия, без них он невозможен.

Важной деталью является то, что шинель распахнута, она придает Очумелову дополнительную значимость, повышает его роль в собственных глазах. Но когда оказывается, что “белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине”, возможно, генеральская собака, значимость куда то пропадает: “Генерала Жигалова? Гм!..

Сними ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем… ” Примечательным является то, что снять он просит не шинель, а пальто. Шинель Очумелова – признак власти для него самого и для окружающих – меркнет в сравнении с генеральской шинелью.

Но в завершение рассказа, когда Очумелов понял, что все сделал правильно, он опять в шинели: “Я еще доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади”.

В начале рассказа герой идет в распахнутой шинели, в финале же он инстинктивно запахивается. Это можно объяснить, во первых, тем, что ему стало зябко в летнюю жару после пережитого потрясения, поскольку его бросало то в жар, то в холод, а во вторых, тем, что праздник новой шинели был частично испорчен, он понял, что в общем то у него не такой уж важный чин. Запахнутая шинель уменьшается в объеме, а следовательно, уменьшается и величие местного самодура. В то же время, запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще более закрытым, еще более официальным.

Шинель Очумелова в рассказе А. П. Чехова – яркая художественная деталь. Это и отличительный признак конкретного полицейского надзирателя, и символ государственной власти вообще, и постоянно меняющая цвет, подобно хамелеону, справедливость закона, толкование которого зависит от социальной принадлежности обвиняемого.

(No Ratings Yet)
Loading…

Вронський був початок кинець.

Ви зараз читаєте: Роль детали в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон”Семенко Михайль – Парикмахер »

Источник: https://ukr-lit.com/rol-detali-v-rasskaze-a-p-chexova-xameleon/

Роль художественной детали в рассказах Чехова Помощь по литературе

В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний.

Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку. Виртуозность использования А. П.

Чеховым художественных деталей и закрепила за ним славу мастера рассказа.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой» приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общество мужа — человека, которого она не любила и не уважала.

Обратите внимание

В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого восприняла как человека из другой, лучшей жизни.

Символом того душного мира, откуда она попытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки «бегства».

Позже в городском театре Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках — попытка «бегства» не удалась.

Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, даже не пытался изменить течения своей жизни, как-то разнообразить ее, потому что в любом разнообразии, в разрешении себе чего-либо нового скрывался для него «элемент сомнительный», что вносило б его жизнь неопределенность и вызывало непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься.

Отсюда и многочисленные чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама… жизнь, потому-то после смерти его лицо приняло простое, приятное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо будет никогда вылезать.

В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она очень хорошо и счастливо.

Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей.

В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо.

Важно

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья».

У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения, но если «душечка» не была чересчур привередлива к своим мужьям, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя. В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали.

Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зеленым пояском — деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика.

Чехов считал, что если в пьесе в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить. А. П. Чехов внес огромный вклад в развитие русской «психологической» прозы.

Точности деталей уделяли внимание многие русские писатели: Толстой, Достоевский, Бунин, Набоков, но именно у Чехова деталь несет оттенок «психологизма», что делает творчество этого писателя непревзойденным.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/5300_rol_hudozhestvennoy_detali_v_rasskazah_chehova.htm

Ссылка на основную публикацию