Анализ пьесы «горе от ума» а.с. грибоедова

Анализ произведения «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса.

Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века.

В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю.

Обратите внимание

Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе.

Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей.

Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным.

Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника.

Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Важно

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме.

Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье.

Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей.

Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты.

Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва».

Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским.

Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого.

Совет

Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства.

Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету.

Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия.

Обратите внимание

Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой.

Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова).

Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya.html

Анализ комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”

Комедия, написанная Александром Сергеевичем Гри­боедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предполо­жения, что первые мысли о комедии появились у Грибое­дова еще раньше.

Закончив произведение в 1824 году, автор приложил немало усилий, чтобы ее напечатать, но это ему не удалось. Не удалось также получить разрешение для постановки «Горя от ума», но это не помешало широкой известности комедии. Она расходилась в списках, ее чита­ли, обсуждали, восхищались ею.

«Горе от ума» стоит у истоков зарождения националь­ной русской литературы, открывая новую эпоху в ее исто­рии — эпоху реализма.

Автор отдает дань традициям клас­сицизма (единство действия, места и времени, «значащие» имена, любовная интрига), но пьеса полностью отражает тогдашнюю действительность, характеры ее персонажей многогранны (достаточно вспомнить Фамусова, заигрыва­ющего с Лизой, лебезящего перед Скалозубом, читающего наставления Софье). Комедия написана живым русским языком, острый, полемический диалог ее увлекает, застав­ляет почувствовать напряженность действия. И.А.Гончаров писал в критической статье «Мильон терзаний», что в пьесе изображен длинный период русской жизни, что «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, истори­ческий момент и нравы».

Важно

Грибоедовская комедия основана на конфликтах: лю­бовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из обществен­ной. Грибоедов писал в письме к одному из своих друзей: «…

Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здраво­мыслящего человека); и этот человек, разумеется, в проти­воречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других…»

Главный герой пьесы, Александр Андреевич Чацкий, после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова. Одной из многих причин, побудивших Чацкого покинуть столицу, была одна, которая больше всего тревожила и терзала его сердце — любовь к Софье.

Софья — умница, в этом Чацкий был уверен. Еще четырнадцатилетней девочкой она вместе с ним смеялась и над молодящейся тетушкой, и над пре­данностью батюшки Английскому клубу.

Если бы в про­шлом не было этого сочувствия, если бы она тогда — три года назад — не разделяла, хоть и полудетски, без доста­точно глубокого понимания, его мнений и мыслей, он, наверное, и не пускался бы в расспросы и воспоминания.

Стараясь возобновить разговоры, прерванные три года назад, Чацкий хотел узнать, по-прежнему ли она смеется над тем, что смешно и ему, то есть хотел понять тепереш­ний образ ее мыслей. Если она и теперь его единомышлен­ница, то надежды были не напрасными.

Но Софья недвусмысленно осудила даже самые легкие его насмешки над Москвой. Естественно, что возникло подозрение:

…Нет ли впрямь тут жениха какого?

И самое главное в мучительных поисках Чацкого за­ключалось в том, что критерий ума был для него единст­венным.

Совет

Скалозуб потому и не вызвал у него больших подозрений, что умная Софья не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он долго не верил в ее любовь к Молчалину.

Даже на минуту он не хотел допустить, что умная Софья может искренне хвалить возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость.

Грибоедов-реалист превосходно понимал, что характер человека складывается под воздействием условий жизни — в широком смысле этого слова — и прежде всего под влиянием непосредственного окружения: родственных связей, воспитания, бытовых обычаев, традиционных взглядов, мнений, предрассудков и т.д. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду. Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность в отсутствие Чацкого.

Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов — типичный москов­ский барин начала позапрошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть бари­ном, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею.

Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он приводит к желаемому результату. Фамусов — зло не отвлеченное, а конкретное, живое.

В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Фамусову нравится полковник Скалозуб Сергей Сер­геевич. Он сравнительно молод, но завтра непременно станет генералом; он надежный защитник старины. Скало­зуб — шумный, затянутый в мундир, озабоченный военны­ми упражнениями и танцами типичный аракчеевский офи­цер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения.

К фамусовскому обществу принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, более того, он прямое его порож­дение.

С первого же появления он кажется совершенным ничтожеством: боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми, не смеет иметь своего мнения, своим главным талантом считает «умеренность и аккурат­ность». Эти свойства обеспечивают его настоящие и буду­щие успехи в фамусовском мире.

Обратите внимание

Фамусовское общество представлено не только основ­ными героями пьесы, но и эпизодическими.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «подснежник» для читательского дневника (и. бунин)

Старуха Хлестова — важная московская барыня, гру­боватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. И в то же время она очень похожа на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам.

Антон Антонович Загорецкий — необходимый спут­ник Фамусовых и хлестовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества не смущают хозяев общества. Хлестова говорит о нем:

Лгунишка он, картежник, вор…<\p>

Я от него было и двери на запор;<\p>

Да мастер услужить…

Говоря о Загорецком, Хлестова характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой, и своего круга. Того круга, которому противостоит Чацкий.

Чацкий — вольнолюбив, его идеалы — идеалы Про­свещения, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Порядки, существующие в России, воз­мущают его, он с гневом обличает «негодяев знатных» — крепостников, душащих все новое, угнетающих собствен­ный парод.

Он истинный патриот, ему непонятно существующее в высшем свете преклонение перед всем иностран­ным. Чацкий воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодежи начала XIX века, его отличает острый, живой ум.

Показывая конфликты героя и окружающего его общества, автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего и века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. Позиции «века минув­шего» еще сильны: его представители формируют общест­венное мнение, мнение света, имеющего огромное значе­ние в жизни любого.

Им ничего не стоит объявить человека сумасшедшим, тем самым сделав его для себя безопасным: безумие объясняет дерзкие речи Чацкого, его «странное» поведение. Но Чацкого удерживает в доме Фамусова Софья, ее участь, ее отношение к нему.

Важно

Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор — выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Может быть, она и не захочет помириться с Молчалиным, но Чацкий для нее потерян навсегда. Теперь ей осталось вместе с батюшкой ждать со страхом, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна».

В комедии «век минувший» побеждает, но повержен ли Чацкий? «Чацкий сломлен количеством старой силы», — пишет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». По вы­ражению Гончарова, Чацкий — «провозвестник», «за­стрельщик» нового и потому – «всегда жертва». «Чацкий неизбежен при смене одного века другим», — приходит к выводу писатель.

В этих словах и заключается вечный, общечеловечес­кий смысл пьесы Грибоедова. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Автор с непревзойденной силой убедительности показал, что сила старого ущербная, сле­пая.

Огромное количество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми фразами, прочно заняв место в русском языке, тем самым обеспечив комедии бессмертие, так же, как и ее автору, Александру Сергеевичу Грибоедову. «Горе от ума» — до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы…» (А. Блок).

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/381-komediya-as-griboedova-gore-ot-uma.html

“Горе от ума”: анализ произведения Грибоедова, образы героев

“Горе от ума” (1824) стало первой русской реалистической комедией, это произведение стало этапным для утверждения реализма в русской драматургии.

Однако именно потому, что это было первое реалистическое произведение, в нём можно выделить и влияние эстетики романтизма (даже образ Чацкого, в целом реалистический, весьма похож на образы романтических героев, противопоставленных обстоятельствам и остальным героям), и даже влияние классицизма – здесь и соблюдение требования “трёх единств”, и “говорящие” фамилии героев. Однако можно сказать, что Грибоедов в комедии “Горе от ума” творчески переработал всё то лучшее, что было создано в русской литературе до него, сумев на основе этого создать качественно новое произведение, и новизна эта определяется в первую очередь новыми принципами создания характеров, новым подходом к пониманию сущности образов-персонажей. 

Герои Грибоедова – это герои, образы которых социально мотивированы, они таковы потому, что принадлежат к определённому времени и определённым слоям общества, хотя это не означает, что они герои-схемы. Просто в каждом из них основные черты характера сформированы средой, каждый из них выражает эту среду, оставаясь при этом индивидуальностью.<\p>

Язык комедии “Горе от ума”

Также принципиально новым для русской литературы стал язык комедии “Горе от ума”, языковые характеристики героев представляют читателю каждого из них таким образом, что, например, речь Софьи невозможно спутать с речью княгини Тугоуховской, а Молчалин и Скалозуб отличаются и характерами, и своей речью.

Предельная индивидуализация речевых характеристик героев, блестящее владение русским языком, афористичность реплик героев, острота полемики в диалогах и монологах, – все это делает язык комедии Грибоедова “Горе от ума” уникальным явлением в русской литературе 20-х годов XIX века, и то, что многие фразы из нее стали “крылатыми”, подтверждает, что не только своему времени принадлежала она.

Конфликты комедии

Очень интересны конфликты комедии. Внешний конфликт очевиден: это противостояние передового человека своего времени (Чацкого) и общества, живущего прошлым и стремящегося сохранить неизменной эту свою жизнь. Иначе говоря, конфликт старого и нового, банальный, в общем-то, конфликт.

Однако он самым тесным образом связан с внутренним конфликтом комедии, с противоречием образа Чацкого.

Как мог он, умнейший человек, не понять, что Софья любит другого после того, как она сама ему об этом сказала и назвала имя этого человека? Почему он с таким жаром доказывает свою точку зрения людям, цену которым он прекрасно знает, равно как знает и то, что они никогда не то что не согласятся с ним, но даже и понять его не смогут? Вот он, внутренний конфликт комедии “Горе от ума” Грибоедова. Чацкий глубоко и искренно любит Софью, и это чувство делает его таким непонятливым и даже смешным – хотя может ли быть смешон тот, кто любит, каким бы смешным он ни казался?.. В чём-то внутренний и внешний конфликты комедии совпадают, хотя любовь Софьи к Молчалину и не является в плане мотивации социально обусловленной, скорее, наоборот, но ведь романтический взгляд дочери Фамусова на последнего тоже свойственен обществу, в котором они живут.

Образ Фамусова

Мир Фамусова – это мир московской знати, которая живет по нормам “Времён очаковских и покоренья Крыма” и не хочет ничего изменять в своей жизни. “Управляющий в казённом месте” Фамусов занимается делами спустя рукава (“Подписано, так с плеч долой”…), зато он преуспевает в устройстве своей жизни со всевозможными удобствами, не исключая и “монашеского поведенья”…

Он точно знает, что для его дочери “Кто беден, тот тебе не пара”, он отлично ориентируется в светских сплетнях и всём, что касается чужих имений, он может при случае напомнить Молчалину, кому тот обязан своим нынешним положением, и он же нескрываемо подобострастен со Скалозубом, видя в нём выгодного жениха для дочери…

В разговоре с Чацким, не понимая и половины того, что говорит собеседник, он смертельно пугается, полагая, что беседует с “карбонари” (то есть бунтовщиком), который “вольность хочет проповедать” и “властей не признаёт”, требует: “Строжайше б запретил я этим господам На выстрел подъезжать к столицам”.

Он совсем не так глуп, Фамусов, поэтому он готов любыми средствами бороться за сохранение своего положения и своего образа жизни, он отстаивает своё право видеть жизнь такой и жить именно так.

Опасность его в том, что он готов именно что на всё, а может он пока что очень многое, пока что он и ему подобные – подлинные хозяева жизни, и противостоит им всего лишь один человек – Чацкий, который очень одинок в этом обществе, что бы ни говорили о “племянниках” и прочих, якобы исповедующих иные идеалы, но в доме Фамусова Чацкий по-настоящему одинок.

Образ Чацкого в комедии “Горе от ума”

Образ Чацкого воспринимался современниками как образ передового человека, отстаивающего идеалы новой жизни, которая должна была прийти на смену господству “фамусовщины”.

В нем видели представителя молодого поколения, умного, образованного, порядочного человека, горячо отстаивающего необходимость изменения жизни и, похоже, предпринимающего некие шаги в этом направлении, хотя автор и говорит об этом вскользь.

Бесспорно лишь то, что Чацкий – человек мыслящий и одаренный, его суждения о государственной службе, о долге недаром так сильно пугают Фамусова, в них выражаются идеи государственного устройства, подрывающие основы существования Фамусова и ему подобных: “Служить бы делу, а не лицам…”, “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, “И точно, начал свет глупеть”.

<\p>

Совет

Много спорили о том, можно ли считать образ Чацкого в “Горе от ума” образом декабриста в литературе, но не подлежит сомнению, что идеи героя близки идеям декабристов, к которым автор комедии относился с большой симпатией. Однако Чацкий не просто выразитель передовых на взгляд автора комедии идей своего времени.

Это живой человек, он искренен и глубок в своих переживаниях, его поступки определяются чувством большой любви, которую он испытывает к Софье.

Он влюблен, он помнит Софью юной девушкой, которая, судя по тому, что она оправдывается перед Лизой, оказывала ему недвусмысленные знаки внимания, и сейчас он хочет видеть в ней ту же самую Софью, не желая видеть, что с ней произошли разительные перемены.

Раздражение и даже некая озлобленность Чацкого вызваны тем, что Софья изменила свое отношение к нему, и это мешает герою реально воспринимать обстоятельства, видеть их такими, как они есть.

Ум и чувства героя слишком сильно заняты любовью для того, чтобы он себя контролировал, для него сейчас весь мир сосредоточен в Софье, поэтому всё остальное и все остальные его просто раздражают: раздражает Фамусов, которому он все же оказывает известное уважение как отцу Софьи; раздражает Скалозуб, в котором он готов видеть возможного жениха Софьи; раздражает Молчалин, который, “с такой душой”, не может (как он считает!) быть любим той же Софьей.<\p>

Настойчивые попытки Чацкого узнать правду об отношении к себе Софьи граничат с патологией, а его упрямое нежелание принимать эту правду могло бы показаться слепотой, если бы не было любовью… Однако сцена, свидетелем которой он становится в последнем действии, даёт ему окончательный ответ на самый для него сейчас главный вопрос – он получает неопровержимые доказательства того, что Софья не просто не любит, но и предаёт его, поэтому последний монолог Чацкого – это крик и боль оскорблённой души и оскорблённого чувства, но здесь же и убийственно точно охарактеризовано фамусовское общество, которое отобрало у героя самое дорогое в его жизни – любовь. Чацкий покидает Москву, и его отъезд вроде бы говорит о том, что он побеждён. Правда, есть известная мысль И.А. Гончарова о том, что “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанося ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”, но разве может эта несомненная победа героя помочь ему тогда, когда сердце его разрывается от боли?.. Поэтому можно говорить о том, что финал комедии близок к трагическому – для него, “вечного обличителя”, которому ни блестящий ум, ни умение “пересмеять всех” не смогли помочь обрести обычное человеческое счастье…

Молчалин

Система образов комедии построена таким образом, что автор даёт нам возможность увидеть “анти-двойников” Чацкого: это образы Молчалина и Репетилова. Молчалин – счастливый соперник Чацкого в любви, по-своему он очень сильная личность, которой удается многого добиться в жизни.

Но – какой ценой? Он свято соблюдает завет отца: “Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья…”.

Он и угождает, даже с “плачевной нашей кралей” (такой называет Софью) ночи “почтительно” проводит, ведь она – “дочь такого человека”! Конечно, можно сказать, что для Молчалина такое поведение – единственно возможное с точки зрения достижения “степеней известных”, но ведь не ценой же потери чувства собственного достоинства их достигать?

Репетилов

Образ Репетилова воспринимался современниками как явная пародия на декабристов, что может показаться странным – если вспомнить об отношении автора комедии к ним и их идеям. Однако Репетилов очень похож на…

Чацкого, только на Чацкого, лишенного его ума, его чувства собственного достоинства, его умения вести себя так, как того требует его честь.

Комический двойник главного героя помогает лучше понять образ Чацкого в комедии “Горе от ума”, увидеть его сильные стороны и оценить их по достоинству, оставаясь при этом оригинальным и самобытным художественным образом, высмеивающим тех из сторонников декабристов, кто делу предпочитал “слова, слова, слова…”

Софья

Сложным и противоречивым получился в комедии образ Софьи.

Создавшая себе романтический образ Молчалина и полюбившая своё “творение”, готовая защищать любимого человека от несправедливых, как она убеждена, нападок Чацкого и много в этом преуспевшая (вспомним, ведь именно с ее “подачи” пошла гулять сплетня от сумасшествии Чацкого!), ставшая невольной свидетельницей того, как человек, которого она любит, насмехается над ней и ее любовью, – вот через что приходится пройти героине комедии, и в конце произведения она не может не вызвать у зрителя сочувствия. Софья и умна, и хорошо знает людей – как блестяще даёт она намек на мнимое сумасшествие Чацкого светскому сплетнику Г. N., ее и упрекнуть при случае не в чем! Однако, как и Чацкого, ее ослепила любовь, и, принося страдание Чацкому, она сама не меньше страдает от предательства человека, которому верила и ради любви к которому пошла на определенные жертвы.

“Тема ума”

Особое место занимает в комедии “тема ума”.

“Горе”, которое принес Чацкому его несомненный ум, усугубляется тем, что в мире Фамусова господствует иное представление об “уме”: здесь ценится тот, кто умеет добиваться чинов и денег, поэтому дядя Фамусова, без конца падающий перед теми, кто “чины даёт”, почитается за образец мудрости, а умный Чацкий объявляется сумасшедшим… Быть мыслящим человеком в кругу тех, кто не понимает разницы между умом и хитростью, – вот удел Чацкого.

Авторская позиция

Образ автора, авторская позиция в комедии “Горе от ума” проявляется в первую очередь в создании образов-персонажей и основном конфликте комедии. Чацкий изображен с большой симпатией, его моральное превосходство, его победа над миром Фамусова говорят о том, на чьей стороне автор. Сатирическое изображение мира старой Москвы, его моральное осуждение также указывают на авторскую позицию.

Наконец, финал комедии, когда она превращается в трагикомедию (об этом говорилось выше) с точки зрения выражения авторской позиции также однозначно говорит зрителю о том, на чьей стороне автор. В комедии Грибоедова авторское начало выражается и в ремарках, и в речевых характеристиках образов-персонажей, во всем видна неповторимая личность автора одной из величайших комедий в русской литературе.

Как уже отмечалось, “крылатые фразы” из “Горя от ума” прочно вошли и в русскую литературу, и в русский язык. Само произведение также заняло свое место в русской культуре, что даёт основания говорить о народном характере комедии Грибоедова.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/griboedov_a_s/gore_ot_uma_analiz_proizvedenija_griboedova_obrazy_geroev/85-1-0-1692

Анализ пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова

1 История создания пьесы

2 Особенность комедии

3 Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

4 Конфликт. Композиция. Проблематика

5 Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

6 Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

История создания пьесы

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску».

  Удалось опубликовать лишь фрагменты  (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году.

Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала  очень популярной среди читающей публики.

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма.
Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Обратите внимание

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический.

Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль.

Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов.

В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена,  зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно.

Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Важно

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи.

Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин.

Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать.

Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат,  невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке.

К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха.

Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Совет

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России.

Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем.

Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты.

Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф.

Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова.

Обратите внимание

Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон  его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа.

Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Источник: http://dyrdanv9.blogspot.com/2018/10/blog-post_16.html

«Горе от ума», анализ комедии Александра Сергеевича Грибоедова

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума», по сути, единственное произведение автора, не только законченное, но и ставшее всемирно известным. Более ранние произведения либо неизвестны, либо являются пародийными, ученическими. А это произведение ставит Грибоедова в один ряд с другими известными драматургами: Н. Гоголем, Д. Фонвизиным, А. Пушкиным.

На первый взгляд, пьеса написана в духе классицизма: есть герои-антагонисты, сюжет раскрывает борьбу двух претендентов на руку одной героини.

Главное, что отличает классицистическое произведение, — три единства: места (все происходит в доме Фамусова), времени (с момента появления Чацкого до отъезда проходят сутки) и действия (все действие разворачивается вокруг Софьи).

Но Грибоедов вносит значительные изменения в жанровые особенности пьесы, нарушив почти все законы классицизма.

Комедия начинается ложью. В доме Фамусова все отношения построены на лжи, служащей орудием притворства (как у Молчалина) или принимающей вид добродетели (как у Фамусова).

Софья, дочь Фамусова, вынуждена скрывать свою любовь к «безродному» секретарю Молчалину, ведь отцу нужен жених «с звездами и чинами». Молчалин притворяется, будто любит Софью, из карьерных соображений.

Глава дома скрывает от дочери все, что противоречит репутации добропорядочного главы семейства.

Важно

И в такой атмосфере всеобщего обмана появляется главный герой — Александр Андреич Чацкий. Три года назад он бежал от этой непомерной скуки «ума искать». «Дым Отечества» и нежные чувства к Софье возвращают его в Москву.

Три года не бывавший в столице, он ждет изменений, но все оказывается прежним: все те же увлечения, те же лица, та же скука, от которой бежал. Почему же Чацкий теперь остается? Ответ прост: он видит перед собой не девочку-подростка, а барышню, которая в семнадцать лет «расцвела прелестно».

И он остается в надежде вызвать ответное чувство у Софьи.

К тому же Чацкий замечает, что Фамусов обеспокоен его появлением. Поняв, что молодой человек готов свататься, он ставит условие: тот должен навести порядок в делах, пойти служить, а самое главное — не быть гордецом.

В качестве достойного примера Павел Афанасьевич приводит дядю Максима Петровича, причем речь Фамусова больше напоминает нападение, и Чацкому невольно приходится обороняться: он произносит свой первый монолог о глупости фамусовского общества, вызвавший у отца Софьи панический страх перед революционным настроением юноши.

Чацкий наивно считает, «век минувший», век «покорности и страха», уже прошел, но опровержением этой мысли становится появление полковника Скалозуба. И снова сдержанность изменяет Чацкому.

Он потрясен: его отдают на суд Скалозубу? Его монолог «А судьи кто? …» рожден протестом против этого. Но прозрение еще не пришло к пылкому юноше.

После падения с лошади Молчалина и последовавшего за этим обморока Софьи ему бы догадаться, в кого влюблена его подруга детства, но волнение за Софью не позволяет ему правильно воспринять происходящее.

У Чацкого, по признанию самого героя, «ум с сердцем не в ладу». Ум подсказывает, что нужно разорвать все отношения с фамусовским обществом, но сердце требует любви Софьи. Вот только благородный ум Чацкого не может признать факт влюбленности девушки в ничтожество — Молчалина.

Совет

Он расспрашивает Софью, что привлекает ее в этом человеке. Выясняется, что он «уступчив, скромен, тих». Чацкий уверяет себя, что она шутит: нельзя за это любить человека.

А узнав от Молчалина о его идеалах и жизненных стремлениях, влюбленный юноша делает роковой для себя вывод:

С такими чувствами, с такой душою
Любим! … Обманщица смеялась надо мною!

Однако Софья строит свою жизнь по общепринятым образцам, в соответствии с принятой в обществе Москвы моралью. Для светской дамы нужен «муж-мальчик, муж-слуга», и Молчалин подходит на эту роль.

Чацкий попал в точку, определив главную черту характера своего соперника: «Ведь любят нынче бессловесных». Да, Софья за это и любит, но в устах Чацкого для нее это звучит как оскорбление.

Поэтому она так легко совершает подлость, распустив на балу сплетню про то, что Чацкий якобы сошел с ума.

Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?

Почему же сплетня так быстро распространилась среди гостей Фамусова и ни у кого не вызвала даже сомнения? С первого появления на сцене герой привлекает зрителя своей прямотой суждений, нетерпимостью к лжи, пылкостью.

Он «умен, остер, красноречив», но слишком нетерпелив. И если у зрителя это нетерпение вызывает лишь улыбку, то представители высшего света Москвы оскорблены.

Чацкий отверг их жизненные принципы, и это вызывает раздражение общества, которое так легко вылилось в распространение сплетни о сумасшествии Чацкого.

Обратите внимание

Каждый из гостей назвал собственную причину помешательства, но «оригинальнее» всех оказался Фамусов. Он увидел корень зла в образованности:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина…

Появление Чацкого вызывает у гостей испуг, но тот настолько подавлен духом «пустого, рабского, слепого подражания», что, разразившись очередным монологом о «французике из Бордо», не замечает, как его объявили сумасшедшим.

Но его гнев для гостей Фамусова непонятен, они путают высокие идеи со скандальностью и в ужасе разбегаются. Так бал становится кульминацией конфликта «века нынешнего» и «века минувшего». Но впереди еще развязка — ночь прозрений.

Софье предстоит узнать, насколько низок любимый Молчалин, Чацкий будет потрясен предательством Софьи, узнав, что именно она пустила слух о его помешательстве. Фамусов убедится, что дочь, «как мать ее, покойница», «уж где-нибудь с мужчиной».

Каждый из героев испытает свой «мильон терзаний».

Но если Чацкий навсегда покинет Москву, так легко принявшую его за сумасброда, сказав на прощанье свой последний монолог, обличавший «мучителей толпу», то положение Софьи кажется более трагичным.

Она отвергла Чацкого, разочаровалась в любимом человеке, осталась игрушкой в руках разгневанного отца, грозящегося сослать «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Прав ли Чацкий, уверенный, что она помирится с Молчалиным? Сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом, избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца»? Эти вопросы остаются без ответа.

Но читателю понятно, насколько трагична судьба девушки, острый ум которой сталкивается с догмами общества. Так название комедии «Горе от ума» имеет отношение и к Чацкому, и к Софье.

Важно

Такая неоднозначность образов свидетельствует о несоответствии их традициям классицизма.

По произведению: «Горе от ума»

По писателю: Грибоедов Александр Сергеевич

Источник: https://goldlit.ru/griboedov/785-gore-ot-uma-analiz

Грибоедов а.С. «Горе от ума»

«Го́ре от ума́» — комедия в стихах А.
С. Грибоедова. Она сочетает в себе
элементы классицизма и новых для начала
XIX века романтизма и реализма. Она
описывает светское общество времен
крепостного права и показывает жизнь
1808—1824-х годов. Само «действие происходит…
спустя десять лет после войны 1812 года,
то есть в 1822».

Комедия
«Горе от ума» — сатира на аристократическое
московское общество первой половины
XIX века — одна из вершин русской
драматургии и поэзии; фактически
завершила «комедию в стихах» как жанр.
Афористический стиль способствовал
тому, что она «разошлась на цитаты».

Имена
героев

Здесь
ни одному герою имя не дано просто
так
. Даже обычные на первый взгляд
имена собственные, привычные в наше
время, чьей расшифровке мы не придаём
значения, у Грибоедова характеризуют
героя.

Павел
Афанасьевич Фамусов: Павел в переводе
с латинского «маленький», «незначительный»,
«малыш». Афанасий с греческого
«бессмертный». Фамусов калька с
английского «famous» –
«известный».

Получаем Малыша Бессмертовича
Известнова, или незначительного,
бессмертного и известного. Что этим мог
сказать Грибоедов? Возможно, что такие
люди как Фамусов, чей статус не отражает
их реальной ценности, не переведутся.

Фамилия также может производится от
латинского «fama» – молва.

Софья
Павловна, его дочь: София от греческого
«мудрая». Мудра Малышевна, или мудрость
и незначительность. Незначительная,
мелочная мудрость? Вроде сходится.

Лизанька,
служанка: Елизавета – греческая форма
древнееврейского имени, означающего
«почитающая бога». А кто для Лизаньки
бог? Её хозяева?

Алексей
Степанович Молчалин: Алексей с греческого
«защитник». Степан с греческого «корона,
диадема, венец». Защитник Диадемович
Молчалин, или молчаливый и венценосный
защитник. У Молчалина очень короткие
реплики, и в целом его фигура незначительна,
что не отражает его везения в личной
жизни.

Александр
Андреевич Чацкий: Александр с греческого
«мужчина-защитник», но вольный перевод
«защитник людей» больше подходит к
этому персонажу. Андрей с греческого
«мужественный, храбрый». Куда труднее
докопаться до значения фамилии Чацкий.
Первоначально она звучала как Чадский,
что позволяет соотнести её со словом
«чад». Людоспас Храбрович Чадский, или
храбро спасающий людей в чаде, из чада.

Полковник
Скалозуб, Сергей Сергеевич: Имя Сергей
восходит к римскому родовому имени и
имеет этрусское происхождение, поэтому
его значение неизвестно. Однако, с именем
Сергий связан ни один деятель христианства,
что может указывать на склонность
персонажа «проповедовать» своё мнение.
Проповедник Миссионерович Скалозуб,
то есть проповедующий зубоскалие, либо
проповедующий, скаля зубы.

Тематика
и проблематика пьесы

Совет

Анализ
комедии «Горе от ума» целесообразно
начинать с обращения к ее названию. В
нем отражена идея пьесы. Горе от своего
здравомыслия испытывает главный герой
комедии – Александр Андреевич Чацкий,
который отвергнут обществомтолько
из-за того, что он умнее окружающих его
людей.

Отсюда же вытекает и другая
проблема: если общество отвергает
человека незаурядного ума, то как это
характеризует само общество? Чацкий
чувствует себя неуютно среди людей,
считающих его безумным.

Это рождает
многочисленные речевые столкновения
главного героя с представителями
ненавистного ему общества. В этих
разговорах каждая из сторон считает
себя умнее собеседника.

Только ум
консервативного дворянства заключается
в умении подстраиваться под существующие
обстоятельства для получения максимальной
материальной выгоды. Тот, кто не гонится
за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие
взглядов Чацкого для консервативного
дворянства означает начать менять свою
жизнь в соответствии с требованиями
времени. Это никому не кажется удобным.
Проще объявить Чацкого сумасшедшим,
ведь тогда на его обличительные речи
можно просто не обращать внимания.

В
столкновении Чацкого с представителями
аристократического общества автор
поднимает ряд философских, нравственных,
национально-культурных и бытовых
вопросов. В рамках этих тем обсуждаются
проблемы крепостного права, служения
государству, образования, семейного
уклада. Все эти проблемы раскрываются
в комедии через призму понимания ума.

Конфликт
драматического произведения и его
своеобразие

Своеобразие
конфликта пьесы «Горе от ума» заключается
в том, что их два: любовный и социальный.
Социальное противоречие заключается
в столкновении интересов и взглядов
представителей «века нынешнего» в лице
Чацкого и «века минувшего» в лице
Фамусова и его сторонников. Оба конфликта
тесно связаны друг с другом.

Любовные
переживания заставляют Чацкого прийти
в дом Фамусова, где он не был уже три
года. Свою возлюбленную Софью он застает
в растерянном состоянии, она очень
холодно принимает его. Чацкий не
догадывается, что прибыл не вовремя.
Софья занята переживаниями любовной
истории с Молчалиным, секретарем своего
отца, живущим в их доме.

Обратите внимание

Бесконечные
размышления о причинах охлаждения
чувств Софьи заставляют Чацкого задавать
вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину.
В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого
расходятся взгляды с каждым из
собеседников. Они спорят о службе, об
идеалах, о нравах светского общества,
об образовании, о семье.

Взгляды Чацкогопугаютпредставителей «века
минувшего», потому что они угрожают
привычному укладу жизни фамусовского
общества. Консервативные дворяне не
готовы к переменам, поэтому в обществе
мгновенно разносится слух о сумасшествии
Чацкого, невзначай пущенный Софьей.

Возлюбленная главного героя является
источником неприятной сплетни потому,
что он мешает ее личному счастью. И в
этом снова усматривается переплетение
любовного и социального конфликтов.

Система
действующих лиц комедии

В
изображении персонажей Грибоедов не
придерживает четкого разделения их на
положительных и отрицательных, что было
обязательным для классицизма. Все герои
имеют как положительные, так и отрицательные
черты.

Например, Чацкий умен, честен,
смел, независим, но он также вспыльчив,
бесцеремонен. Фамусов сын своего века,
но при этом он прекрасный отец. Софья,
безжалостная по отношению к Чацкому,
умна, смела и решительна.

А
вот использование «говорящих» фамилий
в пьесе – прямое наследие классицизма.
В фамилию героя Грибоедов старается
вложить ведущую черту его личности.
Например, фамилия Фамусов произведена
от латинского fama, что означает «молва».

Следовательно, Фамусов – человек,
которого больше всего волнует общественное
мнение. Достаточно вспомнить его
финальную реплику, чтобы в этом убедиться:
«…Что станет говорить княгиня Марья
Алексевна!». Чацкий первоначально был
Чадским.

Эта фамилия намекает на то, что
герой находится в чаду своей борьбы с
нравами аристократического общества.
Интересен в этом отношении и герой
Репетилов. Его фамилия связана с
французским словом repeto – повторяю. Этот
персонаж – карикатурный двойник Чацкого.

Он не имеет собственного мнения, а только
повторяет чужие слова, в том числе и
слова Чацкого.

Важно
обратить внимание и на расстановку
персонажей. Социальный конфликт
происходит в основном между Чацким и
Фамусовым. Любовное противостояние
выстраивается между Чацким, Софьей и
Молчалиным. Это главные действующие
лица. Объединяет любовный и общественный
конфликт фигура Чацкого.

Важно

Самым
сложным в комедии «Горе от ума» считается
образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам,
придерживающимся взглядов «века
минувшего». В отношениях с Молчалиным
она презирает мнение общества. Софья
много читает, любит искусства.

Ей противен
глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого
ее не назовешь, ведь в разговорах с ним
она корит его за язвительность,
беспощадность в словах. Именно ее слово
о безумии Чацкого стало решающим в
судьбе главного героя.

Важны
в пьесе и второстепенные и эпизодические
персонажи. Например, Лиза, Скалозуб
непосредственно участвуют в развитии
любовного конфликта, усложняя и углубляя
его. Эпизодические персонажи, появляющиеся
в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины,
Загорецкий), полнее раскрывают нравы
фамусовского общества.

Развитие
драматического действия

Анализ
действий «Горя от ума» позволит выявить
композиционные особенности произведения
и особенности развития драматического
действия.

Экспозицией
комедии можно считать все явления
первого действия до приезда Чацкого.
Здесь читатель знакомится с местом
действия и узнает не только о любовной
связи Софьи и Молчалина, но и о том, что
раньше Софья питала нежные чувства к
Чацкому, уехавшему странствовать по
свету.

Появление Чацкого в седьмом
явлении первого действия – завязка.
Далее следует параллельное развитие
социального и любовного конфликтов.
Конфликт Чацкого с фамусовским обществом
достигает своего пика на балу – это
кульминация действия.

Четвертое действие,
14 явление комедии (заключительный
монолог Чацкого) представляет собой
развязку как общественной, так и любовной
линии.

В
развязке Чацкий вынужден отступитьперед фамусовским обществом, потому
что он в меньшинстве. Но его едва ли
можно считать побежденным. Просто время
Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской
среде только наметился.

Своеобразие
пьесы

Совет

Исследование
и анализ произведения «Горе от ума»
позволит обнаружить его яркое своеобразие.
Традиционно «Горе от ума» принято
считать первой русской реалистической
пьесой.

Несмотря на это в ней сохранились
черты, присущие классицизму: «говорящие»
фамилии, единство времени (события
комедии происходят в течение одного
дня), единство места (действие пьесы
разворачивается в доме Фамусова).

Однако
Грибоедов отказывается от единства
действия: в комедии параллельно
развиваются сразу два конфликта, что
противоречит традициям классицизма. В
образе главного героя также четко
просматривается формула романтизма:
исключительный герой (Чацкий) в необычных
обстоятельствах.

Таким
образом, актуальность проблематики
пьесы, ее безусловное новаторство,
афористичность языка комедии имеют не
только огромное значение в истории
русской литературы и драматургии, но
также способствуют популярности комедии
у современных читателей.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6472265/

Ссылка на основную публикацию