Разум и чувство в рассказах «живи и помни» и «телеграмма»

Разум-путеводитель жизни. Согласны ли вы с этим?

Сложный выбор между сердцем и разумом.

Мы приходим в этот мир наслаждаться жизнью, а не страдать.

Когда человек приходит к внутренней гармонии?

Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё уже потеряно.

Душа и разум-средства управлять собой.

12.Как сложно найти равновесие между чувствами и разумом…

Чувства вызываются не фактами, а мыслями.

За криком души не слышно голоса разума.

Чувство-нравственная сила, которая без помощи разума выносит суждения.

Что преобладает в душевной организации человека-чувства или разум?

Что преобладает в юном возрасте, когда человек стремится самоутвердиться?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

2. «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк).

3. «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести» (В.Г.Белинский).

4. «Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле» (А.С.Пушкин).

Обратите внимание

5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств» (М.Пришвин).

6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь» (Пифагор).

7. «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В.Гоголь).

8. «Разуму не постичь надобностей сердца» (Люк де Клапье Вовенарг).

9. «Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).

10. «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце» (Шиллер).

11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой).

ЕЩЕ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ

В.Шекспир «Ромео и Джульетта».

Д. Остин «Гордость и предубеждения» – Дарси и Элизабет.

И.Гончаров «Обломов».

И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Первая любовь».

Л. Н. «Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья; «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина; «После бала» – Иван Васильевич до и после бала.

Н.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».

М. Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».

Е.Замятин «Мы», «Пещера».

И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи», «В Париже»; «Холодная осень». М.Горький «Старуха Изергиль»; «На дне».

К.Паустовский «Телеграмма»; «Простая клеёнка», глава из повести «Бросок на юг».

А.Фадеев «Разгром».

О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».

Ги де Мопассан «Ожерелье».

Д.Киз «Цветы для Элджернона».

М.Джалиль «Маобитская тетрадь».

В Кондратьев «Сашка».

В.Распутин «Прощание с Матёрой»; «Живи и помни».

Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/53338-literaturnye-proizvedeniya-po-napravleniyam-2016-2017-goda.html

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/479-razum-i-chuvstva.html

Видеоурок

Скачать по ссылке

Разум и чувство

o И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

o И.А. Бунин «Чистый понедельник»,

o А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

o Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»

o Л.Н.Толстой «Война и мир»

o И. Гончаров «Обломов»

o А.И. Островский «Гроза»

o А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Видеозанятие
скачать по ссылке

«Разум и чувство»
Официальный комментарий: Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки.

Важно

Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Афоризмы и высказывания известных людей:

· Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М.Пришвин · Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций · Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом. Карл Маркс · Никакому воображению не придумать такого множества противоречивых чувств, какие обычно уживаются в одном человеческом сердце. Ф.Ларошфуко · Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить. У. Шекспир

Методические рекомендации:

Диалектическое единство разума и чувства – центральная проблема множества художественных произведений мировой и русской литературы. Писатели, изображая мир человеческих интенций, страстей, поступков, суждений, так или иначе касаются этих двух категорий. Человеческая натура так устроена, что борьба разума и чувства неизбежно порождает внутренний конфликт личности, а значит, и дает плодородную почву для работы писателей – художников душ человеческих. История русской литературы, представленная сменой одного литературного направления другим, показала различное соотношение понятий «разум» и «чувство». В эпоху Просвещения разум становится ключевым понятием, определяющим мировоззрение человека того времени. Это естественным образом отразилось и на представлениях писателей о литературном творчестве, о том, какими должны быть герои их произведений и система ценностей личности. Чувства и личные интересы отодвигались на второй план, уступая первенство долгу, чести, служению государству и обществу. Это не означало, что герои лишены страстей, эмоций – зачастую это весьма пылкие юноши, способные искренне любить. Для классицизма важнее другое – насколько герои способны побороть свои личные интересы и с холодным рассудком исполнить чувство долга перед Отечеством. Прекрасными примерами будут служить комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума». Беседы Стародума и Правдина, Стародума и Милона о долге, чести человека, о его важнейших духовных и нравственных качествах, которые диктуют его поступки, сводятся в конечном итоге к превознесению рассудка над чувствами. Или же преданность Александра Андреевича Чацкого своим идеалам и убеждениям, связанным с осознанием необходимости искоренения старых порядков фамусовской Москвы, с изменением общества и сознания молодого поколения – свидетельство его рационального подхода к себе и окружающей действительности. Таким образом, в эпоху господства классицизма в литературе безусловное первенство отдается разуму, поступки продиктованы взвешенными решениями, жизненным опытом, на первый план выходят проблемы социального звучания. На смену классицизму приходит сентиментализм, а позже и романтизм с кардинальным поворотом к категории «чувство».
В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» героиня руководствуется испытываемыми чувствами искренней чистой любви к своему избраннику Эрасту, что, к сожалению, в конечном итоге приводит к непоправимой трагедии. Обман приводит к крушению надежд, потере смысла жизни для Лизы. Чувства героя, его страсти и переживания становятся ключевыми аспектами художественного исследования писателями-романтиками.
В.А. Жуковский, А.С. Пушкин в своих ранних произведениях, М.Ю. Лермонтови многие другие русские классики изображали сильные характеры, которые руководствовались стремлением к идеалу, абсолюту, осознавали пошлость окружающей действительности и невозможность найти тот самый идеал в этом мире. Это порождало неизбежный конфликт их с миром, приводило к изгнанничеству, одиночеству, скитаниям, а зачастую и вовсе к смерти. Чувства любви, тоски по любимому толкают Светлану из одноименной баллады В.А. Жуковского заглянуть в потусторонний мир, чтобы познать свою судьбу и встретить своего избранника. И безграничное чувство страха испытывает героиня, попадая в ту страшную, наполненную демоническими силами реальность. Не разум, а веление сердца толкают Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтовасовершить побег из монастыря и вернуться на родину, дабы обрести дом, друзей или хотя бы «могилы родных». А познав себя, природу своей внутренней свободы, герой разумом понимает, что никогда не сможет стать частью мира монастырского, мира «заточения» и тюрьмы, потому и совершает выбор в сторону смерти как вечной свободы. В период угасания романтизма и прихода на смену ему реализма многие писатели остро ощущали необходимость отразить этот процесс в художественных произведениях. Одним из приемов реализации этого становится столкновение в произведении образов героев, символизирующих собой разные типы личностей – романтиков и реалистов. Классическим примером можно считатьроман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», в котором неизбежно сталкиваются две противоположности – «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень» – Владимир Ленский и Евгений Онегин. Время романтиков с их мечтаниями и идеалами, как показывает Пушкин, постепенно уходит, уступая место рационально мыслящим, прагматичным личностям (в данном случае уместно вспомнить эпиграф к шестой главе романа, в которой и происходит дуэль между героями – «Там, где дни облачны и кратки, // Родится племя, которому умирать не больно»). Вторая половина XIX века с господством реализма в русской литературе намного усложнила дихотомию понятий «разум» и «чувство». Выбор героев между ними становится намного сложнее, благодаря приему психологизма данная проблема усложняется, зачастую определяя судьбу литературного образа.
Великолепный пример русской классики – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.
Борьба разума и чувств показана в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Четко продуманная теория Раскольникова не вызывает у героя сомнений в своей правомочности, что и приводит его к совершению убийства. Но муки совести, преследующие Родиона после свершения преступления, не дают ему жить спокойно (особая роль в данном аспекте отводится снам героя). Безусловно, не стоит упускать из виду, что данная проблема усложняется в романе за счет вынесения на первый план религиозного контекста.
В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке. Интересное воплощение получают две эти категории втворчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается». Или противоположный пример – рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности – а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым – материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье. Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест.
В пьесе «На дне» М. Горького – символичное воплощение понятий через рациональное реалистическое осмысление окружающей среды, в которой пребывает человек (рассуждения Сатина), и иллюзорные представления о светлом будущем, вселяемые надежды в души героев странником Лукой. В рассказе«Судьба человека» М.А. Шолохова – горькое разочарование Андрея Соколова, прошедшего войну и потерявшего все самое дорогое, что было в его жизни, и роль Ванечки в судьбе главного героя, подарившего ему новую жизнь. В романе-эпопее «Тихий Дон» М.А. Шолохова – моральные терзания Григория Мелехова относительно чувств к Аксинье и долга перед Натальей, диалогизм в выборе власти. В поэме «Василий Теркин» А.Т. Твардовского – осознание русским солдатом необходимости победить внешнего врага, слитое при этом с чувством безграничной любви к родине. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына – беспощадные условия содержания заключенных, сопровождаемые горьким осознанием объективности реальности, и внутренние интенции Шухова, выводящие на проблему сохранения в подобных условиях в себе человеческого.

Читайте также:  Краткий пересказ рассказа в. п. астафьева «людочка»

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s23769t9.html

Разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума

Примерные темы итогового сочиненияв 2016-2017 году

Примерные темы итогового сочинения

Направление 1. Разум и чувствоНаправление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Примерные темы сочинений

  1. Как связаны между собой разум и чувство?
  2. Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
  3. «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский.)
  4. Как Вы понимаете утверждение В.П. Ключевского: «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством…»?
  5. Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет, – сердце, добрые чувства…»?
  6. Что, по-вашему, должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
  7. «На что же ум и чувства нам даны?» (И.А. Крылов.)
  8. Как Вы понимаете слова М.М. Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств»?
  9. Дерзость разума или человечность спасительны для мира?
  10. Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге…»?
  11. «Ум – способность только материальная, душа же живёт тем, что нашёптывает ей сердце…» (Ф.М. Достоевский.)
  12. Как Вы понимаете утверждение Генриха Гейне: «Нравственность – это разум сердца»?
  13. Что сильнее в человеке: разум или чувства?
  14. Согласны ли Вы с утверждением Ф. Шиллера: «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце»?
  15. Возможен ли конфликт между разумом и чувствами?

Направление 2. Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.

Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

Примерные темы сочинений

  1. Нравственный выбор человека: честь и бесчестие.
  2. Тема чести и бесчестия в русской литературе.
  3. Что такое честь и бесчестие?
  4. Как Вы понимаете утверждение А.П. Чехова: «Честь нельзя отнять, её можно потерять…»?
  5. Что значит идти дорогой чести?
  6. Идея личной чести и судьба Родины в русской литературе.
  7. Может ли честь противостоять бесчестию?
  8. «Береги честь смолоду…» (Пословица.)
  9. Что помогает в сложную минуту сделать выбор между честью и бесчестием?
  10. Что такое честь истинная и честь ложная?
  11. Честь и долг: как связаны эти понятия?
  12. Согласны ли Вы с утверждением Б. Паскаля: «Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье»?

Направление 3. Победа и поражение

Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом.

Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.

В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

Примерные темы сочинений

  1. Горечь поражений и величие побед.
  2. Какое влияние оказывают на человека победы и поражения его страны?
  3. К чему могут привести человека поражения?
  4. В чём важность победы над собой?
  5. Путь к самому себе: победы и поражения.
  6. Может ли поражение стать победой?
  7. Может ли победа быть поражением?
  8. Победы или поражения помогают человеку найти себя?
  9. Победы и поражения героев русской литературы.
  10. Что даёт человеку чтение книг о прошедших войнах?
  11. Согласны ли Вы с утверждением Э. Хемингуэя: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»?
  12. «Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение». (Ю. Цезарь.)

Направление 4. Опыт и ошибки

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Примерные темы сочинений

  1. Какой опыт даёт человеку война?
  2. Какой жизненный опыт способствует взрослению человека?
  3. Чем для детей может быть ценен опыт отцов?
  4. Что более ценно для становления личности: приобретение опыта или преодоление ошибок?
  5. Чем для отцов может быть ценен опыт детей?
  6. «Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал». (Н.А. Добролюбов.)
  7. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…»?
  8. Какие ошибки могут изменить жизненный путь человека?
  9. Как Вы понимаете утверждение А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
  10. Как нужно относиться к своим ошибкам?
  11. Какова роль дома и семьи в передаче жизненного опыта?
  12. Возможна ли жизнь без ошибок?
  13. Всегда ли «к беде неопытность ведёт»?
  14. Нужно ли признавать собственные ошибки?
  15. Имеет ли человек право на ошибку?

Направление 5. Дружба и вражда

Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

Примерные темы сочинений

  1. Родители и дети: дружба или вражда.
  2. Какова роль дружбы в жизни человека?
  3. «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». (Пословица.)
  4. Дружба и вражда в жизни человека.
  5. Какую роль в становлении личности может играть дружба?
  6. Книга о дружбе, которая меня взволновала.
  7. Какие качества открывает в человеке дружба?
  8. Помогает ли дружба понять себя?
  9. Может ли дружба перерасти во вражду?
  10. Могут ли враги стать друзьями?
  11. Когда вражда может перерасти в дружбу?
  12. Согласны ли Вы с утверждением Печорина: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
  13. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». (А. Сент-Экзюпери.)
  14. Трудно (легко) ли быть настоящим другом?
  15. В чём ценность дружбы между народами?

Произведения отечественной и мировой литературы <\p>

как материал для итогового сочинения в выпускном классе

Направление 1. Разум и чувство
Отечественная литература

  1. Бунин И.А. «Господин из Сан-Франциско»
  2. Гончаров И.А. «Обломов»
  3. Горький М. «На дне»
  4. Горький М. «Старуха Изергиль»
  5. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
  6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  7. Замятин Е.И. «Мы»
  8. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза»
  9. Куприн А.И. «Гранатовый браслет»
  10. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  11. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
  12. Островский А.Н. «Гроза»
  13. Паустовский К.Г. «Снег»
  14. Паустовский К.Г. «Телеграмма»
  15. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  16. Салтыков-Щедрин М.Е. «Премудрый пескарь»
  17. Солженицын А.И. «Один день Ивана Денисовича»
  18. Толстой Л.Н. «Анна Каренина»
  19. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  20. Толстой Л.Н. «После бала»
  21. Тургенев И.С. «Вешние воды»
  22. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  23. Тургенев И.С. «Первая любовь»
  24. Фонвизин Д.И. «Недоросль»
  25. Чехов А.П. «Дама с собачкой»
  26. Чехов А.П. «Ионыч»
  27. Чехов А.П. «Человек в футляре»
  28. Шолохов М.А. «Судьба человека»

Мировая литература <\p>

  1. Бронте Ш. «Джейн Эйр»
  2. Диккенс Ч. «Тяжёлые времена»
  3. Корнель П. «Сид»
  4. Оруэлл Дж. «1984»
  5. Остен Дж. «Разум и чувство», другие романы
  6. Стендаль Ф. «Красное и чёрное»
  7. Шекспир У. «Гамлет»

Направление 2. Честь и бесчестие

Отечественная литература

  1. Булгаков М.А. «Белая гвардия»
  2. Быков В.В. «Сотников»
  3. Васильев Б.Л. «Завтра была война»
  4. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
  5. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
  6. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  7. Достоевский Ф.М. «Идиот»
  8. Куприн А.И. «Поединок»
  9. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  10. Лермонтов М.Ю. «Маскарад»
  11. Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  12. Пушкин А.С. «Выстрел»
  13. Пушкин А.С. «Дубровский»
  14. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  15. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
  16. Распутин В.Г. «Живи и помни»
  17. «Слово о полку Игореве…»
  18. Толстой Л.Н. «Война и мир»

Мировая литература

  1. Гюго В. «Девяносто третий год»
  2. «Песнь о Роланде»
  3. Скотт В. «Айвенго»
  4. Стендаль Ф. «Красное и чёрное»
  5. Стивенсон Р.Л. «Вересковый мёд»

Направление 3. Победа и поражение

Отечественная литература

  1. Бондарев Ю.В. «Берег»
  2. Бондарев Ю.В. «Горячий снег»
  3. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
  4. Быков В.В. «Обелиск»
  5. Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие»
  6. Васильев Б.Л. «В списках не значился»
  7. Гончаров И.А. «Обломов»
  8. Горький М. «Старуха Изергиль»
  9. Грибоедов А.С. «Горе от ума»
  10. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  11. Лермонтов М.Ю. «Бородино»
  12. Островский А.Н. «Гроза»
  13. Платонов А.П. «Одухотворённые люди»
  14. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
  15. «Слово о полку Игореве…»
  16. Твардовский А.Т. «Василий Тёркин»
  17. Толстой А.Н. «Пётр Первый»
  18. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  19. Трифонов Ю.В. «Обмен»
  20. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  21. Шолохов М.А. «Донские рассказы»
  22. Шолохов М.А. «Судьба человека»
  23. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

Мировая литература

  1. Льюис К.С. «Хроники Нарнии»
  2. Пратчетт Т. «Только ты можешь спасти человечество»
  3. Фицджеральд Ф.С. «Великий Гэтсби»
  4. Хаксли О. «О дивный новый мир»
  5. Хемингуэй Э. «Победитель не получает ничего». Сборник рассказов.
  6. Хемингуэй Э. «Старик и море»
Читайте также:  Анализ романа толстого «война и мир»

Направление 4. Опыт и ошибки

Отечественная литература

  1. Алексин А.Г. «Безумная Евдокия»
  2. Астафьев В.П. «Васюткино озеро»
  3. Астафьев В.П. «Последний поклон»
  4. Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
  5. Булгаков М.А. «Роковые яйца»
  6. Булгаков М.А. «Собачье сердце»
  7. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
  8. Куприн А.И. «Олеся»
  9. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  10. Лермонтов М.Ю. «Мцыри»
  11. Паустовский К.Г. «Телеграмма»
  12. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  13. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»
  14. Распутин В.Г. «Живи и помни»
  15. Распутин В.Г. «Прощание с Матёрой»
  16. «Слово о полку Игореве…»
  17. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  18. Толстой Л.Н. «Воскресение»
  19. Тургенев И.С. «Ася»
  20. Тургенев И.С. «Вешние воды»
  21. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  22. Чехов А.П. «Ионыч»
  23. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

Мировая литература

  1. Бальзак О. «Шагреневая кожа»
  2. Гордер Ю. «Мир Софии»
  3. Диккенс Ч. «Большие надежды»
  4. Диккенс Ч. «Рождественская песнь в прозе»
  5. Ибсен Г. «Пер Гюнт».
  6. Мериме П. «Этрусская ваза»
  7. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»

Направление 5. Дружба и вражда

Отечественная литература

  1. Гоголь Н.В. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»»
  2. Гончаров И.А. «Обломов»
  3. Грин А.С. «Алые паруса»
  4. Железников В.К. «Чучело»
  5. Каверин В.А. «Два капитана»
  6. Куприн А.И. «Поединок»
  7. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»
  8. Пушкин А.С. «Барышня-крестьянка»
  9. Пушкин А.С. «Дубровский»
  10. Пушкин А.С. «Евгений Онегин»
  11. Тендряков В.Ф. «Ночь после выпуска»
  12. Толстой Л.Н. «Война и мир»
  13. Толстой Л.Н. «Юность»
  14. Тургенев И.С. «Отцы и дети»
  15. Шолохов М.А. «Тихий Дон»

Мировая литература

  1. Бойн Дж. «Мальчик в полосатой пижаме»
  2. Голдинг У. «Повелитель мух»
  3. Гомер «Илиада»
  4. Робинсон Дж. «Когда здесь была Марни»
  5. Сент-Экзюпери А. де «Маленький принц»
  6. Сервантес М. «Дон Кихот»
  7. Хагерюп К. «Маркус и Сигмунд»
  8. Шекспир У. «Гамлет»
  9. Шекспир У. «Ромео и Джульетта»

Источник: http://lit.na5bal.ru/literatura/653/index.html

Аргументы по русскому языку к сочинению ЕГЭ..

Любовь к родине

1) Горячую любовь к Родине, гордость за ее красоту чувствуем мы в произведениях классиков.
Тема героического подвига в борьбе с врагами Родины звучит и в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”, посвященном одной из славных страниц исторического прошлого нашей страны.

2) Тема Родины поднимается в произведениях С.Есенина.   О чём бы ни писал Есенин: о переживаниях, об исторических переломах, о судьбах России в «суровые грозные годы» , — каждый есенинский образ и строка согреты чувством безграничной любви к родине: Но более всего. Любовь к родному краю

3) Известный писатель рассказал историю декабриста Сухинова, который после разгрома восстания смог скрыться от полицейских ищеек и после мучительных скита­ний, наконец, выбрался к границе. Еще минута — и он обретет свободу. Но беглец посмотрел на поле, лес, небо и понял, что не сможет жить на чужбине, вдали от родины. Он сдался поли­ции, его заковали в кандалы и отправили на каторгу.

4) Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится.

Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил  в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила.

Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли.

5) Фашисты, оккупировав Францию, предложили генералу Деникину, воевавшему против Красной Армии во время граж­данской войны, сотрудничать с ними в борьбе против Советского Союза. Но генерал ответил резким отказом, потому что родина для него была дороже политических разногласий.

6) Африканские невольники, вывезенные в Америку, тос­ковали о родной земле. В отчаянии они убивали себя, надеясь на то, что  душа, сбросив тело, сможет, будто птица, унестись домой.

7) Самым страшным наказанием в древности считалось изгнание человека из племени, города или страны. За пределами своего дома — чужбина: чужая земля, чужое небо, чужой язык … Там ты совсем один, там ты никто, существо без прав и без имени. Вот почему покинуть родину значило для человека утратить все.

8) Выдающемуся русскому хоккеисту В. Третьяку предло­жили переехать в Канаду. Пообещали купить ему дом,  платить большую зарплату. Третьяк показал рукой на небо, землю и спросил: «А это вы тоже для меня купите?». Ответ знаменитого спортсмена привел всех в замешательство, и больше никто к этому предложению не возвращался.

9) Когда в середине 19 века английская эскадра осадила сто­лицу Турции Стамбул, все население встало на защиту своего города. Горожане разрушали собственные дома, если они ме­шали турецким пушкам вести прицельный огонь по вражес­ким кораблям.

10) Однажды ветер решил свалить могучий дуб, который рос на холме. Но дуб только гнулся под ударами ветра. Спросил тогда ветер у величественного дуба: «Почему я не могу побе­дить тебя?».

11) Дуб отвечал, что не ствол его держит. Сила его в том, что он в землю врос, корнями за нее держится. В этой бесхитростной истории выражена мысль о том, что любовь к родине, глубин­ная связь с национальной историей, с культурным опытом предков делает народ непобедимым.

12) Когда над Англией нависла угроза страшной и опусто­шительной войны с Испанией, то все население, доселе разди­раемое враждой, сплотил ось вокруг своей королевы.

Купцы и дворяне на свои деньги снаряжали армию, люди простого зва­ния записывались в ополчение. Даже пираты вспомнили о своей родине и привели свои корабли, чтобы спасти ее от врага.

И «непобедимая армада» испанцев была разгромлена.

13) Турки во время своих военных  походов захватывали пленных мальчиков и юношей. Детей насильно обращали в ислам,  превращали в воинов, которых называли янычарами. Турки надеялись на то, что лишенные духовных корней, забывшие свою родину, воспитанные в страхе и покорности, новые вои­ны станут надежным оплотом государства. 

Источник: https://vopvet.ru/news/baza_argumentov_dlja_sochinenija_po_russkomu_jazyku/2015-05-14-1294

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В.Распутина «Живи и помни», которая сразу же после её издания в 1974 году вызвала живой интерес. — презентация

1 Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В.Распутина «Живи и помни», которая сразу же после её издания в 1974 году вызвала живой интерес и получила европейское признание. <\p>

2 В. Г. Распутин <\p>

3 Это заглавие притягивает. Здесь таится какой-то смысл. Кому и зачем предназначены эти слова? Написана в 1974 году. Экранизация повести 2007 год. Режиссёр Александр Прошкин. <\p>

4 «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытания место твоё – с твоим народом – всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» В.Астафьев <\p>

5 Сажусь возле окна. Беру в руки книгу Распутина и забываюсь, листая страницы этой повести. Смертью жены и неродившегося ребёнка карает автор героя: «Живи и помни. Живи и помни!» Нельзя прожить врозь от народной судьбы. Бывает наказание смертью, а бывает – жизнью. Так вот и Андрей вынужден жить загнанным, озверевшим. <\p>

6 Зима на 45-й, последний военный год, простояла сиротской, но крещенские морозы своё взяли, отстучали за сорок… <\p>

7 Отстал с деревьев куржак, и лес совсем помертвел. В жёстком воздухе по утрам трудно было продохнуть… <\p>

8 В морозы в бане Гуськовых, стоящей на нижнем огороде у Ангары, исчез хороший, плотницкий топор Михеича. <\p>

Совет

9 Ёкнуло сердце у Настёны…Она чуть не задохнулась от этой мысли. Днём возила солому и всякий раз посматривала, как заворожённая, на баню снова и снова. <\p>

10 Укрылся Андрей в старом зимовье, расшурудил печку и впервые за много волчьих дней согрелся. Сюда мало кто и раньше заглядывал, а сейчас и подавно никто не полезет. <\p>

11 Вот что я скажу тебе, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому – убью. Убью – мне терять нечего. Так и запомни. Как же этот человек, честно защищавший от врагов родину, заслуживший уважение товарищей, решился на поступок, презираемый всеми? <\p>

12 Андрея взяли в первые дни войны. Долго воевал удачно. Был ранен, контужен, лежал в госпитале. Но летом 44 года пропал. — Ну как ты насмелился? — Не знаю. Невмоготу стало. Дышать нечем было. — Война кончится, — может, простят. — Нет. За это не прощают! <\p>

13 Я к тебе шёл. Не к отцу, не к матери – к тебе. И никто: ни мать, ни отец – не должен обо мне знать. Не было меня и нету. Пропал я без вести. Убили по дороге, сожгли… Я теперь в твоих руках… <\p>

14 Господи, научи, что делать! Не вынести Андрею этой вины. Так что же, отказаться от него? Это совсем надо не иметь сердца. <\p>

15 Настёна думала об Андрее, любя его горькой любовью. Она любила его жалея и жалела любя – эти два чувства неразрывно сошлись в одно. И ничего с собой Настёна сделать не могла. <\p>

16 Коней отец любил. С тех пор, как потерялся Андрей. Михеич стал чураться людей, он больше отмалчивался…Вид Михеича был измученный, безнадёжный. Так сильно сдал Михеич за один год. <\p>

Обратите внимание

17 Он здесь, Настёна. Не отказывайся, я знаю. Я ить отец ему. Дай один только и последний раз увидаться. Христом – богом молю. Хочу я спросить его, на что он надеется. А? Пожалей меня, Настёна, подмогни… И тебе легче будет. <\p>

18 Как быть? Что делать? Счастье-то, где ж оно было раньше жданное – пережданное, почему открылось только сейчас? Она взяла его ладонь и приставила туда, где начинал бугриться, уже чем-то упираясь, ребёнок. <\p>

19 Простить его – не простят: горе народное не позволит. Вину Андрея она берёт на себя. А как с таким грузом жить? Дитя рожать? Что ребёнку передать в наследство? <\p>

20 Возьми сердце в камень. Я знаю. Что тебе придётся ходить по раскалённым углям. Вытерпи, Настёна. <\p>

21 Все держались открыто и ясно. Настёна таила такое, что было против всех. Она была уже чужой, посторонней… <\p>

22 Не мог мой живым остаться…смертью храбрых. А что с его храброй смертью я теперь делать буду? Их что ли кормить? <\p>

23 Гуськов однажды, чтобы спугнуть волка, от злости ответил ему своим воем. Ответил и поразился: его голос сошёлся с волчьим. <\p>

24 Огни в окнах взволновали Гускова, ему представился самовар на столе, половики под босыми ногами – пахнуло родным, и сладко и безнадёжно заныла душа – и свернулась. <\p>

Важно

25 Ночь была тихая, потёмистая. На Ангаре виделось хорошо. Настёна сняла с берега лодку, оттолкнула её…Надо успеть предупредить. Надо попрощаться. Навсегда, до других времён – неизвестно. Стыдно…почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда? <\p>

26 Поперёк Ангары проплыла широкая тень. Далеко из воды шло мерцание, в нём струилось и трепетало небо. Сколько людей решилось пойти туда и скольким ещё решаться! — Настёна, не смей! Настё-ё-о-на!.. последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась в воду. <\p>

27 …Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краюшку. После похорон собрались у Надьки и всплакнули: жалко было Настёну. Распутин ответил так: «Ну какая же страсть, это любовь. Любовь – жертва. В страсти нет желания отдавать. В страсти есть желание получать». <\p>

28 Презентацию подготовила: Келлер Александра Сергеевна Алтайский край г. Камень – на – Оби МОУ «Лицей 4». <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/443120/

Презентация у сочинению по направлению Разум — чувство

Автор публикации: Жуковская А.И.

Дата публикации: 11.10.2016

Краткое описание:<\p>


1

2

1. «Разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкойБлагодаря этой рекламе сайт может продолжать свое существование, спасибо за просмотр.

3

Возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

4

Литература в помощь В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Александр Сергеевич Грибоедов Горе от ума Александр Сергеевич Пушкин Евгений Онегин И.Гончаров «Обломов». И.Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь». Л. Н.

«Война и мир» – Болконские – Ростовы, Наташа Ростова– княжна Марья, «Анна Каренина» – Алексей Каренин – Анна Каренина, «После бала» – Иван Васильевич до и после бала. Н.Лесков «Тупейный художник». А.П. Чехов «Ионыч», М. Булгаков «Собачье сердце» И.Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи» М.

Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «На дне». Михаил Александрович Шолохов Тихий Дон К.Паустовский «Телеграмма», В.Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».

5

Возможные формулировки тем Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер). Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет. Нужно ли выплёскивать чувство наружу? Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило. Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).

Должен ли разум подчиняться чувству? Разум – счастливый дар человека или его проклятие? Всегда ли совпадают разумное и нравственное? Может ли опытный человек ошибаться? «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается.

Чего больше в любви: чувства или разума? Бывает ли любовь разумной?

6

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. (М.М,Пришвин) …Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. (В.Г. Белинский) Разум Чувства Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла.

Фирдоуси Человек, который склонен к возвышенным чувствам, обманывает обычно и себя, и других. Ремарк Э.М. Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его. Вольтер Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны.

Совет

Гюстав Флобер Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти. Шамфор Нужно выплескивать чувства наружу. Хуже, если перестать это делать. Иначе они будут накапливаться и затвердевать внутри. А потом — умирать. Х.Мураками. Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.

Декарт Порой чувства как цветок — нужно время, чтобы распуститься. ДжейнОстин

7

Должен ли разум подчиняться чувству? Общие рассуждения о предмете речи С давних времен человек размышлял о… Каждый из нас сталкивался с… Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о…. Никто не станет отрицать важности… в жизни людей. Как часто мы слышим о…. Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

8

Должен ли разум подчиняться чувству? Общие рассуждения о предмете речи Никтоне станет отрицатьважностичувствв жизни людей. Как часто мы слышим о…. Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

9

Вопрос (задаем главный вопрос темы, затем в основной части на него отвечаем). Зададимся вопросом: почему….? В чем же причина …? Невольно задаешься вопросом: зачем …? Как мы должны относиться к …? Задумаемся: должны ли мы…? Почему же нужно …?

10

А.И. Куприн «Гранатовый браслет» Княгиня Вера Николаевна Шеина, Георгий Степанович Желтков Желтков понимает, что его любовь к княгине Вере никогда не будет иметь продолжения, однако справиться со своим чувством не может и не хочет. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». (А.

И. Куприн) Гранатовый браслет — история любви- единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной исамоотверженной Этогимн женской красоте и любви, гимн женщине, духовно чистой и мудрой, гимн возвышенному первозданному чувству. Повесть поднимает проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Никто о женщине не сказал лучшеЖелткова: «Да святится имя твое!».

11

Перед нами два героя. При всей социальной весомости и устроенности Николая Алексеевича, он не создает образа счастливого человека. Перед нами несчастный, одинокий, уставший от жизни человек. Надежда тоже одинока, но нет такого чувства, что жизнь Надежды не удалась, не сложилась, прошла впустую, нет ощущения уставшего от жизни человека. Она все также молода, красива, легка. Из рассказа мы узнаем, что Надежда всю жизнь любит и продолжает любить Николая Алексеевича. И именно любовь наполняет жизнь Надежды смыслом. Николай Алексеевич в свое время отказался от любви, испугался, сбежал, бросил её, предал любовь. И, однажды предав, он больше никогда не встретил и не ощутил чувства настоящей любви. И вот через много лет они вновь встречаются: Надежда все также любит, а Николай Алексеевич все понял, осознал и, может быть, готов вернуться. Но Надежда не прощает и отвергает его. Почему? Да потому что настоящая любовь не прощает человеческих ошибок, и, раз ошибившись, отвернувшись от любви, человек обрекает себя на жизнь без любви, а следовательно, без счастья. И.А. Бунин «Темные аллеи» Николай Алексеевич, Надежда Николай Алексеевич когда-то предал Надежду. Бунин не прощает ошибок в любви, и поэтому, что, однажды предав любовь, Николай Алексеевич не имеет шансов быть прощенным, быть счастливым. И тогда все его жизненные неудачи воспринимаются как кара за однажды преданную любовь.

Источник: https://botana.biz/prezentaciya/russkii_yazyk_literatura/psy4gzme.html

Выпускное сочинение. Материалы для написания сочинения «Чем люди живы»

Нравственность есть правда

«Деньги для Марии»,  «Живи и помни» Валентин Распутин

В.Шукшин Дядя Ермолай . Рассказ «Дядя Ермолай» возник на основе детских впечатлений, тех, что хранятся в памяти всю жизнь. «Вспоминаю из детства один случай». На первый взгляд — совершенно безобидный. Колхозный бригадир, старый хлебороб дядя Ермолай отправил мальчишек (один из них — будущий автор рассказа) на ток сторожить только что обмолоченное  зерно.

В грозу они заблудились, залезли в первую попавшуюся скирду и заночевали, а утром вернулись в дом бригадира. На его вопрос: «Да вы были там? На токе-то?» — ребята и глазом не моргнув ответили: «Были. А где же мы были?» Уличенные в явной лжи, тем не менее  мальчишки твердо стоят на своем. Не смутило их и то, что бригадир, оказывается, также там побывал.

  —    Ну и… мы тоже были. Мы, значит, маленько попозже… Мы блудили.

—          Где попозже?! — взвизгнул дядя Ермолай. — Где попозже-то?! Я там весь дождь переждал! Я только к свету оттуда уехал. Не было вас там!

—          Были…

Не дает покоя память, мучает совесть, потому что главное в этом не безобидное упорство упрямых мальчишек, а бессовестная ложь, которую, по мнению Шукшина, не оправдывает даже малый возраст.

Э.Асадов .Разговор с другом

Знакомя, друг сказал мне сокровенно:

— Рекомендую: Коля. Пианист.

Прекрасный парень и душою чист,

И ты его полюбишь непременно!

«Прекрасный парень» в меру был живой.

Сел за рояль, Прокофьева сыграл,

Смеялся шуткам, подымал бокал,

Потом простился и ушел домой.

Ушел и канул в темноту и снег.. .

И я спросил у друга своего:

— Вот ты прекрасным называл его.

А чем прекрасен этот человек?

С минуту друг растерянно молчал.

Ходил, курил и молвил наконец:

— Он никому вреда не причинял,

Не лицемер, не склочник, не подлец.. .

И вновь спросил я друга своего:

— А доброго он людям сделал много? —

Мой друг вздохнул: — Да вроде ничего.

И все-таки он неплохой, ей-богу!

И тут мелькнуло: а не так ли я

Хвалю порой того, кто не подлец?

Но сколько рядом истинных сердец?

И все ль друзья действительно друзья?

Не прямодушен — ладно, ничего!

Не сделал зла — приветствуем его.

Мог утащить, а он не утащил

И чуть ли уж не подвиг совершил.

Иль, скажем, парень в девушку влюбился,

Жениться обещал. И под конец

Не оскорбил, не бросил, а женился —

И вот уже герой и молодец!

А то вдруг вам как на голову снег

Свалилось горе. Друг о том проведал.

Он мог добить, предать, но он не предал.

Нет, не помог ничем, а лишь не предал, —

И вот уж он «прекрасный человек».

Смешно, но факт: мы, будто с ценной ношей,

Со странной меркой носимся порой:

«Прекрасный»- лишь за то, что не плохой,

А не за то, что истинно хороший!

Так не пора ль действительно начать

С других позиций доблести считать?

Эдуард Асадов

Каверин. Два капитана

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/100-sochinenij-dlya-ege/vypusknoe-sochinenie/1301-vypusknoe-sochinenie

Ссылка на основную публикацию