Анализ «Собачье сердце» Булгаков
Легендарное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события.
В “Собачье сердце” анализ по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения.
Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.
Год написания – повесть написана в 1925 году.
История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.
Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.
Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.
Жанр – социально-философская сатирическая повесть.
Направление – сатира, фантастика (как способ подачи художественного текста).
Произведение Булгакова было написано в 1925 году. Всего за три месяца на свет родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.
Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую, откровенно враждебную к существующему политическому строю, книгу.
В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье.
Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.
Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику.
Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”. После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей-коммунистов. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина.
“Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”.
Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.
<\p>
Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.
Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.
Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.
<\p>
Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы – не приведёт к позитивным изменениям.
Автор придерживается здорового консерватизма.
Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа “Шариковых” нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20-30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.
Смысл названия произведения в том, что не у всех людей, от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.
Повесть имеет кольцевую композицию, что можно проследить, следуя за содержанием произведения.
Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик довольного животного.
Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации.
Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора.
Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.
В центре рассказа два главных героя: профессор Преображенский и Полиграф Шариков, именно они имеют сюжетообразующую роль. В завязке произведения интересен приём автора, когда жизнь показывается глазами пса Шарика, его “собачьи” размышления о погоде, о людях и собственной жизни – отражение того немногого, что нужно для спокойного существования.
Кульминацией повествования является перерождение Полиграфа, его моральное и духовное разложение, наивысшим проявлением которого стал замысел убийства профессора. В развязке – Борметаль и Филипп Филиппович возвращают подопытного в его первоначальный вид, чем исправляют свою ошибку.
Этот момент очень символичен, так как определяет то, чему учит повесть: некоторые вещи можно исправить, если признать свою ошибку.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Собачьего сердца».
Жанр “Собачье сердце” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/sobache-serdce/analiz-proizvedeniya-bulgakova.html
«Собачье сердце», анализ повести Булгакова
Повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в начале 1925 г. Она должна была быть напечатана в альманахе «Недра», но цензура запретила публикацию.
Повесть была закончена в марте, и Булгаков прочитал её на литературном собрании «Никитских субботников». Московская публика заинтересовалась произведением. Оно распространялось в самиздате.
Впервые было опубликовано в Лондоне и Франкфурте в 1968 г., в журнале «Знамя» № 6 в 1987 г.
В 20-е гг. были очень популярны медицинские опыты по омоложению человеческого организма. Булгаков как врач был знаком с этими естественнонаучными экспериментами. Прототипом профессора Преображенского был дядя Булгакова, Н.М.Покровский, врач-гинеколог. Он жил на Пречистенке, где и разворачиваются события повести.
Жанровые особенности
Сатирическая повесть «Собачье сердце» соединяет разнообразные жанровые элементы. Сюжет повести напоминает фантастическую приключенческую литературу в традициях Г. Уэллса. Подзаголовок повести «Чудовищная история» свидетельствует о пародийной окраске фантастического сюжета.
Научно-приключенческий жанр – это внешний покров для сатирического подтекста и актуальной метафоры.
Повесть близка к антиутопиям благодаря своей социальной сатире. Это предупреждение о последствиях исторического эксперимента, который необходимо прекратить, вернуть всё на круги своя.
Проблематика
Самая важная проблема повести социальная: это осмысление событий революции, давшей возможность править миром шариковым и швондерам. Другая проблема – осознание границ человеческих возможностей.
Преображенский, возомнив себя богом (ему буквально поклоняются домашние), идёт против природы, превращая собаку в человека. Осознав, что Спинозу «любая баба может родить когда угодно», Преображенский раскаивается в своём эксперименте, что спасает ему жизнь.
Он понимает ошибочность евгеники – науки по улучшению человеческой породы.
Поднимается проблема опасности вторжения в человеческую природу и социальные процессы.
Сюжет и композиция
Научно-фантастический сюжет описывает, как профессор Филипп Филиппович Преображенский решается на эксперимент по пересадке собаке гипофиза и яичников «полупролетария» Клима Чугункина.
В результате этого эксперимента появился чудовищный Полиграф Полиграфович Шариков, воплощение и квинтэссенция победившего класса пролетариата.
Существование Шарикова доставило множество проблем домашним Филиппа Филипповича, и, в конце концов, поставило под угрозу нормальную жизнь и свободу профессора. Тогда Преображенский решился на обратный эксперимент, пересадив Шарикову гипофиз собаки.
Финал у повести открытый: на этот раз Преображенский смог доказать новым пролетарским властям свою непричастность к «убийству» Полиграфа Полиграфовича, но долго ли продлится его уже далеко не спокойная жизнь?
Повесть состоит из 9 частей и эпилога. Первая часть написана от имени пса Шарика, страдающего суровой петербуржской зимой от холода и раны на обваренном боку.
Во второй части пёс становится наблюдателем всего, что происходит в квартире Преображенского: приёма больных в «похабной квартирке», противостояния профессора новому домоуправлению во главе со Швондером, бесстрашного признания Филиппа Филипповича в том, что он не любит пролетариата. Для пса Преображенский превращается в подобие божества.
Третья часть повествует об обычной жизни Филиппа Филипповича: завтраке, разговорах о политике и разрухе. Эта часть полифонична, в ней звучат голоса и профессора, и «тяпнутого» (ассистент Борменталь с очки зрения тяпнувшего его Шарика), и самого Шарика, рассуждающего о своём счастливом билете и о Преображенском как о маге-кудеснике из собачьей сказки.
В четвёртой части Шарик знакомится с остальными обитателями дома: кухаркой Дарьей и прислугой Зиной с которыми мужчины обращаются очень галантно, а Шарик мысленно называет Зину Зинкой, а с Дарьей Петровной ссорится, она обзывает его беспризорным карманником и грозится кочергой. В середине четвёртой части повествование Шарика обрывается, потому что он подвергается операции.
Операция описана подробно, Филипп Филиппович страшен, он называется разбойником, подобен убийце, который режет, вырывает, разрушает. В конце операции он сравнивается с сытым вампиром. Это точка зрения автора, она – продолжение мыслей Шарика.
Пятая, центральная и кульминационная глава представляет собой дневник доктора Борменталя. Он начинается в строго научном стиле, который постепенно переходит в разговорный, с эмоционально окрашенными словами. Заканчивается история болезни выводом Борменталя о том, что «перед нами новый организм, и наблюдать его нужно сначала».
Следующие главы 6-9 – это история короткой жизни Шарикова. Он познаёт мир, разрушая его и проживая вероятную судьбу убитого Клима Чугункина. Уже в 7 главе у профессора возникает мысль решиться на новую операцию. Поведение Шарикова становится невыносимым: хулиганство, пьянство, кража, приставание к женщинам. Последней каплей стал донос Швондера со слов Шарикова на всех обитателей квартиры.
Эпилог, описывающий события через 10 дней после драки Борменталя с Шариковым, показывает Шарикова, почти превратившегося в собаку снова. Следующий эпизод – рассуждения пса Шарика в марте (прошло около 2 месяцев) о том, как ему повезло.
Метафорический подтекст
У профессора говорящая фамилия. Он преображает собаку в «нового человека». Это случается между 23 декабря и 7 января, между католическим и православным Рождеством. Получается, что преображение происходит в какой-то временной пустоте между одной и той же датой в разных стилях. Полиграф (многопишущий) – воплощение дьявола, «растиражированный» человек.
Квартира на Пречистенке (от определения Богоматери) из 7 комнат (7 дней творения). Она – воплощение божественного порядка среди окружающего хаоса и разрухи. В окно квартиры из темноты (хаоса) смотрит звезда, наблюдая за чудовищным преображением. Профессор называется божеством и жрецом. Он священнодействует.
Герои повести
Профессор Преображенский – учёный, величина мирового значения. При этом он успешный врач. Но его заслуги не мешают новой власти пугать профессора уплотнением, прописывать Шарикова и угрожать арестом. У профессора неподходящее происхождение – его отец кафедральный протоиерей.
Преображенский вспыльчивый, но добрый. Он приютил на кафедре Борменталя, когда тот был полуголодным студентом. Он благородный человек, не собирается бросать коллегу в случае катастрофы.
Доктор Иван Арнольдович Борменталь – сын судебного следователя из Вильно. Он – первый ученик школы Преображенского, любящий своего учителя и преданный ему.
Шарик представляется как вполне разумное, рассуждающее существо. Он даже острит: «Ошейник – всё равно, что портфель».
Но Шарик – то самое существо, в сознании которого появляется безумная мысль подняться «из грязи в князи»: «Я барский пёс, интеллигентное существо». Впрочем, он почти не грешит против истины.
В отличие от Шарикова, он благодарен Преображенскому. А профессор твёрдой рукой оперирует, безжалостно убивает Шарика, а убив, жалеет: «Жаль пса, ласковый был, но хитрый».
У Шарикова ничего не остаётся от Шарика, кроме ненависти к кошкам, любви к кухне. Его портрет описан подробно сначала Борменталем в дневнике: это человек маленького роста с маленькой головой. Впоследствии читатель узнаёт, что внешность у героя несимпатичная, волосы жёсткие, лоб низкий, лицо небритое.
Пиджак и полосатые штаны у него рваные и грязные, ядовито-небесный галстух и лаковые штиблеты с белыми гетрами довершают костюм. Шариков одет в соответствии с собственными понятиями о шике. Как и Клим Чугункин, чей гипофиз был ему пересажен, Шариков профессионально играет на балалайке. От Клима же досталась ему любовь к водке.
Имя и отчество Шариков выбирает согласно календарю, фамилию принимает «наследственную».
Основная черта характера Шарикова – наглость и неблагодарность. Он ведёт себя, как дикарь, а о нормальном поведении говорит: «Мучаете сами себя, как при царском режиме».
Шариков получает «пролетарское воспитание» от Швондера. Борменталь называет Шарикова человеком с собачьим сердцем, но Преображенский поправляет его: у Шарикова как раз человеческое сердце, но самого плохого из возможных человека.
Шариков даже делает карьеру в собственном понимании: поступает на должность заведующего подотделом очистки г. Москвы от бродячих животных и собирается расписаться с машинисткой.
Стилистические особенности
Повесть полна афоризмов, высказанных разными героями: «Не читайте до обеда советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Никого драть нельзя! На человека или животное можно действовать только внушением» (Преображенский), «Не в калошах счастье», «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция, бред этих злосчастных демократов…» (Шарик), «Документ – самая важная вещь на свете» (Швондер), «Я не господин, господа все в Париже» (Шариков).
Для профессора Преображенского существуют определённые символы нормальной жизни, сами по себе эту жизнь не обеспечивающие, но о ней свидетельствующие: калошная стойка в парадном, ковры на лестнице, паровое отопление, электричество.
Общество 20-х гг. характеризуется в повести с помощью иронии, пародии, гротеска.
-
«Собачье сердце», краткое содержание по главам повести Булгакова
-
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
-
«Мастер и Маргарита» – особенности жанра и структуры романа
-
Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
-
Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
-
Проделки Воланда и компании в Москве
-
«Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
-
«Роковые яйца», анализ повести Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Бег», анализ пьесы Булгакова
-
«Белая гвардия», анализ романа Булгакова
-
«Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
-
«Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
-
«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
По произведению: «Собачье сердце»
По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич
Источник: https://goldlit.ru/bulgakov/1005-sobachie-serdtse-analiz
Анализ повести Булгакова Собачье сердце 11 класс
Повесть «Собачье сердце» является одним из культовых произведений М.Булгакова, чья биография была окутана мистическими событиями. Стоит сказать, что произведение было написано в 1925 году, но из-за жесткой цензуры получило право на публикацию лишь в 1987 году.
На первый взгляд кажется, что произведение из рода фантастики. В его основу ложится сюжет о невероятном эксперименте, в ходе которого собаке пересаживают несколько человеческих органов (семенные железы и гипофиз). Эксперимент даёт невероятный результат.
Собака постепенно превращается в человека, черты характера которого очень схожи с чертами бывшего владельца пересаженных органов. Стоит заметить, что бывший владелец органов являлся человеком с не самой лучшей репутацией. Он был жуликом, хулиганом и пьяницей. Удивительно то, что новоиспеченный человек абсолютно не поддается воспитанию.
Он всё больше и больше напоминает Клима Чугункина. Преображенский пытается привить своему детищу хорошие манеры и моральные устои, но всё тщетно.
Таким образом, в тексте ставится проблема недопустимости вмешательства человека в устои природы, несмотря на светлые научные побуждения профессора.
Также автор описывает некоторые сцены, в которых присутствует бескультурье и хамство, затрагивая данным образом взаимоотношения интеллигенции с народом и осуждая невежество послереволюционного времени.
Данную проблему автор затрагивает во многих своих произведениях.
Стоит отметить, что автор изначально описывает сложившуюся ситуацию, как полный абсурд, применяя приемы иронии и сарказма.
Несмотря на все старания профессора, эксперимент претерпевает фиаско. «Бывший» Шарик абсолютно не поддается перевоспитанию, при этом портя жизнь Преображенскому. Все усилия профессора по перевоспитанию оказываются напрасными.
Чтобы полностью не разрушить собственную жизнь, профессор проводит повторную операцию, при которой происходит обратная пересадка органов. И вот, читатель видит полностью зеркальный процесс. Человек вновь превращается в безобидную собаку, которая гоняет уличных котов и занимается обычными делами.
Повторная операция была вынужденной, потому что на кону стояла благополучная жизнь Преображенского.
Вариант 2
Произведение «Собачье сердце» написано в жанре сатирической фантастики. Булгаков в своей повести описывает реальных москвичей тридцатых годов XX века. Вечное противостояние великих умов, интеллигенции и безграмотного народа – темы поднятые в повести.
Один из главных героев – профессор Преображенский. Профессор – представитель московской интеллигенции, великий научный деятель, хирург, который проводит операции, связанные с омоложением. Всю жизнь он пытается помочь человеку, не нанося ему вреда.
Он свято хранит законы медицины, готов прийти на помощь человеку не зависимо от его статуса в обществе. Однажды он решается на операцию по пересадке головного мозга человека собаке.
В результате которой в повести появляется еще один главный герой – Полиграф Полиграфович Шариков.
Шариков в произведения является олицетворением советского человека тех времен. По мнению автора именно этим «существам» и предстояло построить новое общество.
Наглый, лицемерный, не способный к обучению, постоянно пьющий и ищущий конфликта Полиграф Полиграфович пытается «выбиться в люди». Шариков с легкостью находит себе наставника Швондера, который и учит его советской жизни. Шариков четко усвоил социальную идеологию – равенство, т.е.
все надо делить. Булгаков делает акцент на собачье сердце Полиграфа Полиграфовича, якобы оно мешает стать ему настоящим человеком.
Став небольшим начальником Шариков преображается внешне, на нем теперь кожаная куртка и сапоги. Духовный рост ему не ведом.
Шариков все дальше и больше причиняет неудобства окружающим своим невежественным поведением, именно хамство и нецензурная брань являются его эталоном. Преображенский – человек добрый и выдержанный, он до последнего надеется на перевоплощение дикого существа в человека.
Пытается его обучать наукам и прививать нравственные качества, но для Шарикова это все чушь несусветная, которую он отвергает. Главная подлость Шарикова – это донос на профессора Преображенского, т.е. на человека, который подарил уму жизнь.
Профессор после этого решил вернуть все на круги своя. История с Шариковым заканчивается благополучно, но финал повести автор решает оставить открытым, вывод будет у каждого свой.
Булгаков описал настроение в стране после 1917г. Разруха, по мнению автора, в первую очередь наступает в головах, а лишь затем все это выливается в поведении. Через профессора Преображенского писатель доносит свои взгляды. Профессор честно пытался преобразить существо, но оно оказалось не способным к наукам и духовным ценностям.
Анализ 3
Произведение по жанровой направленности относится с социально-философской сатирической повести с включением фантастических элементов и в качестве центральной тематике рассматривает человеческую природную сущность в сочетании с неприятием искусственного вмешательства.
Главной проблематикой повести становятся авторские размышления о большевистской идеологии и политике, приводящей к плачевным результатам, ввиду отсутствия надлежащего образования людей, пришедших насильственным путем к власти.
Основным персонажами повести являются Полиграф Шариков и профессор Преображенский, составляющие сюжетообразующий мотив повествования.
Произведение отличается кольцевой композицией, основанной на дневниковых записях доктора Борменталя, в которых отображаются результаты научных экспериментов профессора, связанных с перерождением собачьего пациента и последующей деградации его личности.
Структурная система повести «Собачье сердце» состоит из завязки, кульминации и развязки сюжетной линии, включающих описание жизни глазами собаки, Шарика, последующее перерождение пса в человека, Полиграфа, изображение его морального и духовного разложения, а в финале исправление профессором с помощью помощника Борменталя ошибки и возвращение пациента в первоначальное состояние.
Сюжетная линия произведения представляет собой неудачный научный эксперимент по превращению бездомной дворняги Шарика в обычного человека.
В результате профессор Преображенский получает образец нового человека, отличающегося грубостью, наглостью, лживостью, хамством, а также обладающим отвратительной внешностью.
В персонаже Шарикова писатель демонстрирует собирательный образ новых советских пролетариев, добравшихся к вершине власти, характеризующихся нарастающей агрессией, безнаказанностью и представляющих страшную и опасную социальную проблему.
Для более яркого и полного раскрытия тематики повести и подчеркивания образов главных героев писатель использует в произведении систему второстепенных персонажей, включая в повествование положительного образа ассистента профессора доктора Борменталя, а также председателя домового комитета Швондера, описывающегося в виде отрицательного героя.
Повесть насыщена средствами художественной выразительности в форме сравнений, метафор, олицетворений, сочетающихся с литературными приемами иронии, сатиры, юмора. Кроме того, писатель использует предварительную описательную характеристику персонажей, позволяющую ярче, отчетливей проиллюстрировать смысловую нагрузку произведения.
Повествование в повести демонстрирует авторскую идею о добре и зле, науке и морали, о нравственной человеческой судьбе, выраженной в персональной ответственности за собственные поступки, а также искренности во взаимоотношениях людей.
← Анализ произведения Мастер и Маргарита
← Подвал Мастера в романе Мастер и Маргарита↑ БулгаковАктуальность повести Собачье сердце в наши дни →
История создания повести Собачье сердце Булгакова →
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/bulgakov/analiz-povesti-sobache-serdce
«Собачье сердце» анализ кратко
М.А. Булгаков – один из наиболее ярких и талантливых писателей середины 20 века. Темы его произведений остаются актуальными и сохраняют глубокий смысл, благодаря своей многогранности и оригинальности. Одним из наиболее известных произведений является повесть «Собачье сердце».
<\p>
Произведение было написано 1925 году, однако опубликовать его смогли только 1987. Запрет на публикацию был на прямую связан с содержанием произведения и практически прямой критикой реалий советской действительности 20-х годов.<\p>
Название повести «Собачье сердце» может быть истолковано по-разному.
Первое, самое очевидное, – автор просто выбрал такое название исходя из описанных в произведении событий (герой живет с сердцем собаки). Также можно трактовать слово «собачье» и в переносном смысле, то есть «очень плохое» (например, «собачья жизнь», «собачья работа»). Учитывая это значение, можно сделать вывод, что у Шарикова «собачье» сердце.
Из доброго и симпатичного пса он превратился в злобного, корыстного и хамоватого недочеловека.<\p>
Тема произведения – это невероятный эксперимент, который заканчивается превращением собаки в человека, а также последствия, к которым это привело. Используя гротеск, автор вводит в обычную городскую действительность элементы фантастики.
Действие повести начинается с того, что профессор Ф.Ф. Преображенский ре-шается провести эксперимент по пересадке гипофиза и семенных желез человека бродячему псу. Операция дает удивительный результат – пес начинает постепенно превращаться в человека. Причем, со временем, он все больше и больше напоминает своего «донора» – вора и пьяницу Клима Чугункина.
Так бездомный пес Шарик становится Полиграфом Полиграфовичем Шариковым. Профессор Преображенский и его помощник доктор Борменталь пытаются привить Шарикову хорошие манеры и воспитать его, но все их усилия оказываются напрасными.
Их подопечный получает документы и требует прописку, постоянно приходит пьяным, пристаёт к прислуге; он начинает работать в отделе по отлову бродячих котов, приводит домой женщину и пишет на профессора до-нос. Шариков буквально рушит жизнь профессора, а также губит его веру в возможность перевоспитания.
<\p>
Автор ставит перед читателем сразу несколько проблем. Это и вопрос вмешательства в законы природы – профессор Преображенский движим самыми благими намерениями, но результат оказывается прямо противоположным. Он вынужден бороться с непредвиденными последствиями своего эксперимента.
Также автор затрагивает вопросы взаимоотношений интеллигенции и народа в послереволюционное время. В ироничных тонах Булгаков описывает глупые бюрократические проволочки и бескультурье. Осуждает безграмотность, невежество и глупость.
<\p>
В произведении часто используется приём контраста – профессор Преображенский и его окружение противопоставляются агрессивно-настроенному и абсурдному миру, раскрытому через образы Швондера и других членов домкома. Также автор часто использует гротеск и иронию, подчёркивая недостатки и бессмысленность происходящего.<\p>
Финал повести поучителен. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией. Единственным выход стало возвращения Шарика в исходное положение.<\p>
Цитатная характеристика Мастера из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Сочинение «Проблема ответственности за свои поступки” (в частности ответственности ученого по повести) «Собачье сердце» М. Булгакова
Образ Воланда в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Цитатная характеристика Воланда
Описание героев «Собачье сердце»
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=324
Анализ повести Булгакова «Собачье сердце»
Вы здесь
Михаил Булгаков это признанный автор, произведения которого пользуются популярностью у читателей и сегодня. Такие произведения как Мастер и Маргарита, Роковые яйца, Белая гвардия проходят даже по школьной программе. Мы же хотим сделать разбор другого литературного шедевра от Булгакова. Читайте ниже анализ повести «Собачье сердце».
История создания повести «Собачье сердце»
Повесть написана в 1925 году, опубликована после смерти Булгакова. Писатель описал настоящую реальность того времени с добавлением фантастических элементов. Такой прием используется для усиления действительности. Писатель-мистик, самый загадочный из своих современников, взбудоражил всех читателей и критиков этой повестью. Давайте проведем анализ жанра повести «Собачье сердце».
Жанровое своеобразие повести
По всем литературным канонам – это повесть, но если углубиться, то это социально-философская сатирическая повесть с элементами фантастического. Социальная, потому что описана жизнь Москвы, ее будни и жители.
Философская, потому что присутствуют рассуждения о новом мире, новом человеке. Сатирическая, потому что к описанию второстепенных героев Булгаков подошёл с юмором.
Фантастическая, потому что содержится эпизод перевоплощения собаки в человека.
Главная тема повести – философская. Опасный эксперимент по созданию нового человека с непредвиденными последствиями. Стремление изменить мир к лучшему.
Анализ идеи повести Собачье сердце
Идейность творчества Булгакова есть и в этой повести. Наличие двух миров. Квартира Преображенского как будто зазеркальный мир. С одной стороны, уютное жилище, а с другой – просторное безграничное пространство. Второй объект – мир за дверью квартиры. Глазами героев всё вокруг грязное, жалкое, злое.
Люди на улице – жадные и страшные. Такая идейность показывает наличие Мира и Хаоса. Присутствует движение сюжета. Герои пытаются найти равновесие в этих двух мирах и борются сами с собой. Булгаков хотел показать жизнь интеллигенции и народа. Как они взаимосвязаны и влияют друг на друга.
В анализе повести “Собачье сердце” немаловажно рассмотреть и главных героев.
Основные герои произведения
- Пёс Шарик – гражданин Шариков. Изначально неглупое животное, обладающее разумом. Став человеком, превратился в невоспитанную и грубую личность. Но все же рассматривая образ Шарикова, какой вывод можно сделать? Шариков человек или животное?
- Профессор Преображенский – представитель интеллигенции, высоконравственный человек.
Сюжет и композиция повести
В произведении рассказывается о том, как профессор решил пересадить внутренние секреции человека собаке. Но ожидания не оправдались. Операция прошла успешно и Шариков стал тем, чьи органы ему пересадили. Он отказывался учиться хорошим манерам. В один день он пришел к профессору и сказал, что имеет разрешение на то, чтобы иметь прописку в его квартире.
Помимо этого, Шариков написал на профессора донос. Когда к нему пришел следователь, который подозревал его в убийстве Шарикова, Преображенский показал ему облезшего пса, после увиденного, представитель закона упал в обморок. Профессор не сразу хотел возвращать всё на свои места, он надеялся на постепенное преображение Шарикова, но этого не вышло.
Он стал угрозой для социума.
Более подробно узнать сюжет вы можете прочитав на нашем сайте краткое содержание повести Собачье сердце.
Какой же вывод можно сделать после того как мы выполнили анализ повести «Собачье сердце»? Люди обладают разными склонностями и часто отрицательными качествами. Но способен ли человек измениться? Каждый должен ответить на этот вопрос самостоятельно. Судьба человека в его руках, а значит каждый может формировать себя как личность.
На нашем сайте вы можете познакомиться не только с кратким содержанием, но и читать книгу «Собачье сердце».
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-bulgakova-sobache-serdce
Анализ произведения Собачье сердце повести Булгакова
В повести «Собачье сердце» М. А. Булгаковым остро показывается противоречие между различными классами общества. Даже несмотря на то, что исторические события того времени, должны были выровнять классовое неравенство социума. В открывшихся реалиях еще более остро проявились различия между представителями интеллигенции и рабоче-трудового класса.
Булгаков М.А. был участником тех события и наблюдал, что же произошло в обществе того времени.
Итак, в повести красной нитью через все повествование проходить интеллектуально-духовное противостояние двух типов людей.
Первый тип – это представители «старой» интеллигенции, которые прошли длительный этап формирования собственной личности. Профессор Преображенский и его верный ассистент доктор Борменталь.
Оба эти персонажи обладают не только поразительными интеллектуальными качествами, но и имеют высокие нравственные принципы, основанные на гуманистических идеях: служение человеку и обществу, значительные моральные и духовные константы.
Конечно же, герои этого ряда не лишены и человеческих качеств.
Доктор Борменталь может оказать физическое воздействие на хулигана или грубияна, вытолкать того за дверь, но отличительная особенность подобного поведения – это сильное чувство естественной справедливости и убежденность, что правда должна всегда восторжествовать.
Другое крыло возглавляет одиозная фигура – Шарикова. Историю его происхождения в нашем мире все прекрасно помнят. Итак, Шариков – это собирательный персонаж, который показывает всю нелепость новой интеллигенции. Этот персонаж построен на противоречиях, которые выражаются не только внешне, но и внутренне.
Шариков старается модно одеваться, но весь его внешний неряшливый. Он читает новые книги, которые не понимает. Пытается говорить умные вещи на публике, но все это грубый пересказ уже озвученных идей.
Странность заключается в том, что общество воспринимает этого человека и даже у него начинает некий карьерный рост. Это еще более подчёркивает нравственно-духовное состояние общества.
Главная идея Булгакова М.А. заключается в том, чтобы показать, что личность должна развиваться, работать над собой, страдать, горевать, радоваться, но только так человек может стать лучше, только так происходит рост индивидуальности. Никакие модные вещи, умные книги не заменят внутреннего состояния человека, не сделают его лучше.
Подробный анализ
Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня.
Во многих учебных заведениях, в учебную программу включено изучение творчества Михаила Булгакова. К примеру, «Мастер и Маргарита», «Дьяволиада», «Собачье сердце».
Особое внимание хотелось бы уделить последней поэме.
Свою историю анализируемое произведение, берет в январе 1925 года. Официально опубликовано оно было уже после смерти самого автора.
Михаил Афанасьевич Булгаков смог очень точно отразить сложившуюся действительность, которая нашла отражения и в сегодняшнем дне.
Для усиления настоящей реальности и созданию нужной атмосферы, в произведение были включены фантастические события. А именно, превращение пса Шарика в гражданина Шарикова.
В произведении поднимается ряд философских вопросов, которые заставляют читателя задуматься о многих вещах. К примеру, возможность изменения мира к лучшему, перевоспитание человека и его значимость для общества. Автор умело иллюстрирует жизнь интеллигенции и простого народа. Их связь и влияние друг на друга.
Рассмотрим идейную составляющую повести. В произведение идет описание сразу двух миров: квартира Преображенского и за ее пределами. Глазами главных героев читатель видит, что все вокруг грязное, жалкое и злое. Прохожие люди – страшные и жадные. Ощущается наличие Мира и Хаоса, где Мир – это как раз квартира Преображенского. Уютное и теплое жилище и безграничное пространство.
В сюжете присутствует динамика. Действующие лица находятся в поисках равновесия в этих двух мирах, а также ведут борьбу сами с собой.<\p>
Основными действующими лицами повести «Собачье сердце» являются:
- Пёс Шарик( далее гражданин Шариков). В самом начале он представляется как неглупое и размышляющее животные. После эксперимента, став человеком, прекратился в грубую и бескультурную личность.
- Профессор Филипп Филиппович Преображенский. Является представителем «мира» интеллигенции, глубоко нравственный человек.
«Собачье сердце» повествует о том, как профессор Филипп Филиппович решился на опаснейший эксперимент по пересадке внутренних ключевых органов человека собаке. Операция прошла успешно, и Шарик приобрел человеческий облик. Профессору выражают восхищение и восторги, многие интересуются таким экспериментом. Но сам Филипп Филиппович обеспокоен, так как не знает, кем в итоге станет Шариков.
Идет время, Шариков становится пьяницей и невеждой, вдобавок попадает под влияние Швондера, который настраивает его против профессора Преображенского. Шариков грубит и развязно ведет себя в квартире Филиппа Филипповича и требует прописать его в этих апартаментах.
Долгое время профессор не решался на обратный эксперимент, надеясь, что ситуация измениться в лучшую сторону. Но этого не вышло, и Шариков, после очередной пересадки органов, становится бездомной собакой.
Подводя итоги, хочется отметить, что люди обладают различными склонностями и странностями. Чаще это проявляется в отрицательной форме и соответствующими качествами. Но один вопрос остается неизменным – способен ли человек измениться? Каждый должен сам ответить на этот вопрос. Судьба человека лишь в его руках и каждый сам решает, какой она будет. Каждый формирует свою личность.
Добавим, что классическая литературу должна быть прочитана каждым. Ведь многих заставляют изучать подобную литературу, особенно в школьных заведениях. Классическую литеру не стоит читать «из-под палки». Многие лишь в сознательном возрасте перечитывают Толстого, Достоевского, Булгакова, Пушкина и других писателей. Ведь только в таких произведениях поднимаются вечные философские вопросы.
Вариант 3
В произведении “Собачье сердце” автор с особой тонкостью отражает актуальные вопросы, которые делают вызов новому времени. Автор рассуждает о моральной ценности, которую должна нести науки. О том, какая нравственная ответственность ложится на плечи учёного проводящего научный эксперимент.
Прогрессирующая наука испытывает бессилие перед трансформацией человеческого сознания. Профессору удалось решить лишь поверхностный вопрос изменения, который не привёл к желаемому результату. Идея прогресса не может основываться только на постоянном омолаживании человека. Если нарушить цикличность смены поколений, то затормозится развитие мира.
Фабула повести обладает многоплановостью. На передний план выходят ответственные обязательства, которые должен нести создатель за результат своего эксперимента. Значимой остается тема свободы личности. Автор доказывает, что свободным человеком является тот, который имеет право на свои убеждения.
Писатель вводит в повествование иронические элементы, которые сочетаются со средствами художественной выразительности.
Особенностью является прием основанный на сатире, когда каждый герой предстает перед читателем в представлении обывателя: “богатый чудак”, “красавец – тяпнутый”, “некий фрукт”.
Неспособность Шарикова вести диалог с жильцами, четко формулировать мысли, способствует возникновению ряда комичных ситуаций.
Своей повестью писатель пытается донести до сознания народа, что любое насильственное действие является преступлением.
Все живые существа, обитающие на Земле, имеют полное право на свое существование, что является неписанным законом природы. Важно на протяжении всей жизни уметь сохранять чистоту душевных помыслов.
Такое мнение писателя позволяет ему осуждать насильственные вмешательства Преображенского, который своими экспериментами нарушает естественный ход вещей.
Гражданская война озлобила народ, превратила его в маргинальную хамскую основу. Автор в образе Шарикова показывает плод насильственного вмешательства. Невоспитанный и безграмотный Шариков стал прообразом всего народа 20-х годов.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/bulgakov/analiz-proizvedeniya-sobache-serdce
Комплексный анализ текста повести М.А. Булгакова “Собачье сердце”
Московский институт открытого образования
Кафедра филологических наук
Анализ повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Бутримова Н.С.
Москва, 2014
Михаил Афанасьевич Булгаков создал свою повесть «Собачье сердце» в период революционных изменений в России. М.А. Булгаков относился к тем писателям, которые критиковали социалистическое строительство, высмеивали методы построения социалистического общества. Жанр антиутопии становится своеобразной формой борьбы против абсурдного государственного устройства.
<\p>
Сатирическая повесть «Собачье сердце» была написана в 1925 году, а опубликована только через 62 года в 1987 году. Это сложная и многозначная повесть. Профессор Преображенский из милейшего пса Шарика путем эксперимента создает «редкую мразь» Шарикова. Этот эксперимент обнажает абсурд, творящийся в обществе в 20-е годы XX века. Произошедшая революция ведет к полному развалу страны.
Россия практически уничтожена. Булгаков уже тогда понимал, что произошло. Он, не стесняясь, высмеивает советскую власть, «певунов» , говорит о необходимости каждому заниматься своим делом.
«… Хотя, если когда-нибудь, если будет свободное время, я займусь исследованием мозга и докажу, что вся эта социальная кутерьма – просто-напросто больной бред…» В итоге, 7 мая 1926 года рукопись повести «Собачье сердце» была конфискована.
Очень много споров возникает вокруг названия повести. Сам автор заставляет своих героев задуматься над тем, кто о них получился в результате эксперимента. Человек с собачьим сердцем? Но самое страшное заключается в том, что пес совершенно ни при чем, у Шарикова «…именно человеческое сердце.
И самое паршивое из всех, которое существует в природе». Профессор Преображенский полностью отдает отчет в том, что он сделал: «… Милейшего пса превратить в такую мразь, что волосы дыбом встают!..
» Возможно, сердце собаки Шарика и было самым человечным и добрым, вообще, собака – это преданное и любящее существо.
Такой персонаж как Швондер – это тоже человек с собачьим сердцем, без своего духовного мира, бездельник, хам. Можно сказать, что он создан искусственно. Швондер не имеет собственного мнения. Все взгляды были навязаны ему. Швондер – воспитанник пролетариата – группы людей, по мнению Булгакова, поющих о светлом будущем, но ничего при этом не делающих целыми днями.
Булгаков говорит о том, что среди нас очень много людей с собачьими сердцами, и они проявляют себя в определенные моменты, например, мать, отказывающаяся от своего ребенка. <\p>
Булгаков пишет, что собачья сущность в Шарикове заключается только в охоте на котов, но и она скоро пройдет и останется самое страшное – Клим Чугункин, который получил вторую жизнь.
Композиция повести «Собачье сердце», скорее всего, кольцевая. Произведение начинается монологом Шарика и заканчивается размышлениями Шарика. Полиграф Шариков пропал, будто его и не существовало вовсе. Пес Шарик не помнил своего «человеческого» прошлого, он знал только одно: «Так свезло мне, так свезло…просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире…»
В повести присутствуют несколько повторяющихся фраз милейшего пса Шарика: « Свезло мне…». Пес увидел в загадочном господине спасение, он готов руки целовать, только за кусок «гнилой лошади».
Развитие сюжета повести дает читателю возможность увидеть как меняются персонажи Булгакова. Пес Шарик превращается сначала в «новый организм», потом в Шарикова Полиграфа Полиграфовича, и опять в милейшего пса Шарика.
Профессор Преображенский предстает перед читателем господином, не товарищем, не гражданином, а именно господином, очень эмоциональным уверенным в себе человеком, для которого характерны горестные восклицания, громоподобный голос»: «…Филипп Филиппович вошел в азарт, ястребиные ноздри его раздувались.
Набравшись сил после сытного обеда, гремел он, подобно древнему пророку, и голова его сверкала серебром…» Что же происходит с «древним пророком» после операции? Шарик становится человекоподобным существом, беспрерывно ругающимся, в нем воскресает Клим Чугукин.
Все это производит на Филиппа Филипповича «удивительно тягостное впечатление», он теряет самообладание, становится нервным. Доктор Борменталь в «Истории болезни» пишет, что после совещания с Филиппом Филипповичем «впервые…видел я этого уверенного и поразительно умного человека растерянным». Здесь и появляется старик впервые.
Ученик профессора глубоко уважает своего учителя, но повторяющееся «старик» не оставляет сомнения в том, что опыт профессора Преображенского сломал этого сильного человека, который становится прежним профессором после возращения милейшего пса Шарика: «Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства, предстал пред ночными гостями и извинился, что он в халате». Профессор Преображенский – потрясающий персонаж, он откровенно издевается над домоуправлением, постоянно повторяя одну и ту же фразу : «Пропал калабуховский дом!», приводя тем самым в негодование товарищей. <\p>
Булгаков дает своим героям более чем говорящие имена: Шарик – детская игрушка, несущая радость, в этом слове присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс, такого пса хочется погладить, от него не ждешь никакой подлости. Филипп Филиппович – дословно «любящий коней», в этом есть свой особый смысл, конь не подпустит к себе плохого человека с «собачьим сердцем».
Профессор Преображенский являет собой образец русской интеллигенции, он – владелец 8-ми комнатной квартиры, в которой он не только живет, но и работает.
После революции он остался жить и работать в Москве, он не способен бросить друга в трудной ситуации: «Я – московский студент, а не шариков!», его квартира наполнена особыми вещами, создающими общий уют: « Свет заливал целую бездну предметов, из которых самым занятным оказалась громаднейшая сова, сидящая на стене на суку».
И речь его являет собой образец дореволюционной школы: «Голубчик», он обращается ко всем, даже к Шарикову на «Вы», тем не менее, в его речи можно увидеть и просторечные слова, которые совершенно естественным образом вписываются в его образ.
Клим Чугункин – с одной стороны, Клим переводится как милостивый, но Булгаков дает ему «замечательную» фамилию Чугункин. Чугун – тяжелый металл, но тем не менее, он очень хрупок.
Как раз в таких людях и нуждалась революция: с одной стороны спокойный, мягкий, милостивый, а с другой – очень хрупкий, его легко сломать, подмять под себя, и если это происходило, то чугункины всей своей тяжестью наваливались на людей, уничтожая все человеческое на своем пути.
В своей повести Булгаков соединяет Клима Чугункина с новым творением Полиграфом Полиграфовичем. Тем самым он хочет показать всю абсурдность новой власти, всю ее лживость, стремление к разрушению. Михаил Булгаков смеется над «новой эрой» и появляется Полиграф – детектор лжи, необходимый для установления истины.
Полиграф Полиграфович Шариков лишает людей надежды на светлое будущее. Шариков – «хам и свинья», алкоголик, доводящий своим пьянством жителей квартиры до сумасшествия, лжив ( «ранен на колчаковских фронтах», занимает деньги у Швондера на книги и их пропивает).
При этом труслив, он боится доктора Борменталя и вооружается револьвером, он пишет доносы на профессора. Булгаков перестает очеловечивать Шарикова: «Он сам бросился в объятия неизбежного и гавкнул злобно и отрывисто…», «…пролаял он…».
<\p>
Такие персонажи как Швондер, Вяземская и Пеструхин вообще не заслуживают имен, они товарищи без пола, совершенно одинаковые, люди с собачьими сердцами. <\p>
Особенность повествования заключается в том, что Булгаков намеренно не дает одному лицу вести рассказ.
В первой главе рассказчиком выступает пес Шарик, но тем не менее он ведет свой рассказ от имени автора, автор все знает, он знает и имя загадочного господина, и историю барышни-машинистки. «История болезни» описана от имени доктора Борменталя, начало его записей – сухое изложение фактов, которое постепенно меняется, видно как он нервничает, появляются кляксы, он пишет неровным почерком, появляются восклицания. В последней главе повествователем опять является пес Шарик, таким образом, в повести авторская оценка рассредоточена между несколькими персонажами: Преображенским, Борменталем и Шариком.
Повесть Булгакова являет собой фантастическое произведение, операция, превращение пса в человека и опять в собаку. Булгаков использует любимый им прием: игра света и тьмы. «Полезли сумерки, скверные, настороженные, одним словом – мрак» и «Мастер и Маргарита» : «Тьма, пришедшая с моря, накрыла ненавидимый прокуратором город».
В повести «Собачье сердце» очень ярко показаны люди разных классов, условия жизни, речь. Шариков – являет собой низшее существо, его речь изобилует нецензурной бранью, хамским поведением по отношению к профессору и доктору.
Булгаков прибегает в повести к метафорам, сравнениям и эпитетам: «… Атмосфера в обуховских комнатах была душная», «…как седой Фауст…», «…седой волшебник…». <\p>
Булгаков использует смешение стилей: во время беседы Швондер использует лексику официально-делового стиля.
По мнению профессора Преображенского, это неоправданное употребление «стоял вопрос об уплотнении». Отсюда и вопрос: «Кто на ком стоял?»
«Собачье сердце» – философское произведение, сочетающее в себе и сарказм и фантастику. Профессор Филипп Филиппович вообразил себя сродни Богу, он преобразует земное существо одно в другое, из милого и ласкового пса сотворил “двуногое чудовище” без всякого понятия о чести, совести, признательности.
Благодаря Полиграфу Полиграфовичу Шарикову вся жизнь профессора Преображенского встала с ног на голову. Шариков, вообразив себя человеком, вносит в размеренную и спокойную жизнь профессора дискомфорт.
Свою ошибку профессор исправляет, «переделывая» Шарикова в Шарика.
Швондеру и его компании он объясняет: «Наука еще не знает способа обращать зверей в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние.
Атавизм!»
Да, это острая сатира на социалистическое общество, в котором утверждалось право «каждой кухарки управлять государством». М.А. Булгаков высмеял попытки большевиков сотворить нового человека.
Долгие годы имя М. А. Булгакова и его произведения оставались под запретом. Но сейчас у нас есть возможность переосмыслить все то, что происходило и постараться лишить мир такого чудовища как шариков.
Источник: https://infourok.ru/kompleksnyy_analiz_teksta_povesti_m.a._bulgakova_sobachye_serdce.-117456.htm