Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 году во время его пребывания в ссылке. Это произведение – символ свободолюбия поэта. Вам предлагается анализ «Узника», который можно использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Узник.
История создания – стихотворение написано в 1822 году во время ссылки в Кишиневе.
Тема – свободолюбивый герой вынужден сидеть взаперти, но всеми силами стремится достичь свободы, которой он жаждет, и лишить ее его не могут ни стены, ни решетка.
Композиция – стихотворение состоит из трех строф в форме катрена (четверостиший), условно можно выделить три части.
Жанр – лирический, можно отнести к романтическому направлению
Стихотворный размер – стихотворение состоит из трех строф по четыре строки, написанные амфибрахием. Используется точная, мужская рифма и парный способ рифмовки (ААВВ).
Антитеза – «темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…», «Сижу за решеткой в темнице сырой» – «…орел молодой».
Олицетворение – «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
Стихотворение «Узник» А.С. Пушкин пишет в 1822 году. В это время он по воле судьбы оказывается в Кишиневе. Перемены, связанные со ссылкой, оказывают сильное влияние на поэта.
История создания стихотворения связана с тем, что тогда жизнь в Бессарабии сильно отличалась от той блестящей, интересной среды Москвы и Санкт-Петербурга, в которой молодой Пушкин успел побывать. Здесь же он знакомится с бытом донского казачества, встречается с декабристами, перенимает их идеи.
Новые впечатления, мысли, стремление к независимости и светской жизни – все это воплотилось в «Узнике», который стал символом свободы.
Вопрос о том, кому посвящено это произведение, не имеет точного ответа. Скорее всего, это собирательный образ, в котором поэт отразил себя и всех людей, знающих цену свободе, и именно им посвятил эти строки.
Тема стихотворения – борьба за свободу. Несчастный узник сидит «за решеткой в темнице сырой», и наблюдает за орлом, который так же, как и он, больше всего ценит волю.
Главная мысль «Узника» состоит в том, что человека никто и ничто не может ограничить, если он хочет освободиться и борется за справедливость.
Здесь можно провести параллель с жизнью самого Пушкина, который, несмотря на ссылку, жесткую цензуру и постоянные попытки власти подавить его свободолюбие, продолжает писать.
Лирический герой осознает, что пришло время, и нельзя более находиться под замком, что хорошо отражает смысл слов: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора!».
Стихотворение состоит из трех четверостиший, которые представляют собой три части. Первая – тоскливая картина: тюрьма, решетка, несчастный пленник и гордая птица, клюющая свою пищу.
Во второй тоска развевается, орел зовет лирического героя сбежать, освободиться.
И третья часть – это отражение полной уверенности в том, что оставить ненавистное заточение можно, что там героев ждут горы и море, ветер и свобода.
Жанр стиха – лирический. Многие ученые склонны относить «Узника» к числу романтических произведений, с которыми его объединяет порыв, неприятие рамок и ограничений. По мере прочтения строк рисуется картина, характерная для романтизма – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», гуляет ветер.
Стихотворение состоит из трех четверостиший. Размер – амфибрахий (трехсложная стопа с ударением на втором слоге). Используется точная (окно – одно, пора – гора), мужская (сырой, молодой, крылом, окном) рифма. Способ рифмовки – парный ААВВ.
Средства выразительности, использованные Пушкиным в «Узнике», удивительным образом создают образы пленника и свободолюбивого орла. Читателю представляется образ свободы, хотя автор не использовал это слово в своем произведении. Разберемся, какими средствами он воспользовался.
Стихотворение построено на антитезе: в нем противопоставляются сырая темница – простору («темнице сырой» – «за тучей белеет гора», «синеют морские края», «гуляем лишь ветер… дая!…»), пленник – вольной птице («Сижу за решеткой в темнице сырой» – «Вскормленный в неволе орел молодой»). Таким образом, происходит некое сравнение: грустная, тоскливая несвобода и восхищающая, привлекательная воля.
Также используются олицетворения: «…орел молодой… зовет меня взглядом…и вымолвить хочет…», «…гуляем лишь ветер… да я!…».
Кроме того, особый эффект достигается благодаря использованию глаголов в настоящем времени: сижу, клюет, бросает, смотрит, зовет, хочет, гуляем и другие. Благодаря этому создается динамика, ритмичность. Автор не использует сложные предложения и формы, поэтому стихотворение очень легко читается, воспринимается как быстрый, резкий порыв души поэта.
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/uznik.html
Анализ стихотворения Пушкина «Узник» | Литерагуру
Проблема свободы является одной из центральных тем в литературе и поэзии в частности. Каждый творец раскрывает ее по-своему. Это важно не только понять, но и прочувствовать. Вы когда-нибудь наверняка тоже задумывались о несвободе и ограничениях, существующих в жизни. Но Пушкин смотрит на это по-своему, с высоты птичьего полета…
История создания
«Узник» — стихотворение Пушкина, написанное в 1822году. В это время поэт находился в южной ссылке в Кишиневе. Он был сослан за вольнодумство вдаль от своих друзей. Изначально Александр I хотел отправить Пушкина в Сибирь, но влиятельным знакомым удалось изменить это решение.
Считается, что история создания данного стихотворения началась с поездок поэта в острог, где он увидел жизнь заключенных. Также на него произвели впечатление живущие там орлы.
У них были обрезаны крылья. Птицы, олицетворяющие свободу, находились в таком же заключении, как и люди.
В сумме все эти впечатления дали начало развитию идеи, которая потом нашла свое воплощение в стихотворении «Узник».
Жанр, размер, направление
Это лирическое стихотворение, в котором раскрываются внутренние переживания героя. Для передачи настроения писатель использует амфибрахий, трехсложный размер с ударением на втором слоге. «Узника» можно с уверенностью отнести к романтической поэзии. Герой — романтик – одинокая личность, противопоставленная всему миру.
Стихотворение состоит из трех катренов. В первой строфе дается описание ситуации. Во втором четверостишии увеличивается количество глаголов, что создает сюжетную динамику. А в конце описан идеал существования для лирического героя.
Композиция
Постепенному раскрытию темы способствует композиция. Настроение изменятся от строфы к строфе. Ближе к концу тон становится более напряженным и эмоциональным. В то время как в начале стихотворения дается пространное описание ситуации. Эта перемена также сопровождается сменой интонации.
Если первые строки написаны в описательной манере, то последующие переходят в глагольную форму.
Основные образы и их характеристики
В стихотворении два центральных образа: лирический герой и орел. Тема свободы связана с орлом. Птица обращается к герою и зовет его отправиться «туда», в далекие края, которые представляются идеалом. Орлу отождествлен образ лирического героя – узника, душа которого, несмотря на нахождение в неволе, не закрепощена. Он всеми силами рвется на волю.
Значимым также является наличие образов стихии: ветра и моря. В поэзии романтизма это традиционные образы, связанные со свободой и вольностью. Они появляются в последней строфе при описании идеального представления о независимости.
Темы и проблемы
Главной темой данного стихотворения является борьба свободы и заключения, раскрывающаяся при помощи образов и средств художественной выразительности. Орел, «вскормленный в неволе», находится в таком же заточении, как и герой. Но они стремятся к свободе. Это видно из яркого призыва, обращенного вольной птицей к человеку.
Также Пушкин поднимает проблему политического характера, ведь все происходящее в стихотворении – аллегория ситуации в царской России.
Гордые, способные, сильные люди томятся в клетках, им не дают развернуться абсолютистские порядки, при которых роль гражданина сводится до второстепенной.
Те, кто мог изменить страну к лучшему, не допускались до правления и становились жертвами режима, рассованными по ссылкам и каторгам. Так произошло и с поэтом, который примеряет на себя образ птицы с подрезанными крыльями и поднимает читателей на бунт против системы.
Идея
Идея стихотворения «Узник» напрямую связана с его темой. Лирический герой жаждет свободы. Сильнее всего этот настрой воплощается в словах: «Давай улетим!».
Это восклицание является кульминацией произведения.
Оно подчеркивает наивысшую степень необходимости свободы для лирического героя и определяет основную мысль стихотворения, которая довольно проста и логична: нет ничего лучше и дороже вольной жизни.
Независимость позволила бы вырваться из-под гнета творческой, интеллектуальной и деятельной силе народа, без которой страна чахнет. Но поэт хочет приблизить тот день, когда оковы спадут, и свободные люди наладят быт и нрав освобожденной России.
Средства художественной выразительности
Структура стихотворения призывает обратить внимание на организацию каждой строфы. Первой свойственна описательность, активно употребляются соответствующие тропы. Во второй строфе настроение изменяется, в тексте появляется довольно большое количество глаголов, создается динамичность. А в третьем катрене используется анафора, которая акцентирует внимание на идеале вольной жизни.
Всегда также при создании картины важную роль играют описательные конструкции. На удивление в стихотворении не часто встречаются эпитеты. Например, при описании темницы употребляется лишь один эпитет – «сырой». Значимо то, что Пушкин предпочитает использование распространенных описательных конструкций, что особенно заметно в последней строфе.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-pushkina-uznik/
Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс
Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году в Кишенёве. Туда он попал в ссылку за свои стихи о любви к свободе. Для него это было воспринято как оскорбление личности.
Основная тема, раскрываемая в стихотворении — тема свободы. Поэт сразу же описывает сырую темницу, в городе, в котором находится. У Пушкина не было никакой возможности жить на данный период в Москве или Петербурге, он был озлоблен, оскорблен. И именно из-за этого, Кишенев у поэта ассоциируется с темницей.
Чтобы показать всю безвыходность своей ситуации, поэт сравнивает себя с орлом, которых хочет свободы, но вынужден сидеть в заточении. Но мысли его находятся там, по ту сторону решетки. Они свободны, удержать их невозможно.
С одной стороны Пушкин понимал, что он свободный, и он сам вправе выбирать, где и как ему жить. Но с другой стороны, в стране установилась власть высшего чина, и он бессилен.
Автор пишет, что хочет отправиться туда, где море и тепло, и его мечта сбывается, его отправляют в Одессу. Наконец Пушкин покидает Кишинев, теперь он хоть что-то изменит в своей жизни, и уже не будет в заточении. Перевод в Одессу не изменил жизнь Пушкина, он по-прежнему был в ссылке, но поэт доказал себе, что он свободный человек, и вправе распоряжаться своей жизнью.<\p>
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Узник”
Стихотворение «Узник» было написано в 1822 году, во время «южной» ссылки.
Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цветущих крымских берегов и моря — выжженные солнцем бесконечные степи.
Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».
Главная тема стихотворения «Узник» — тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел — пленник, как и лирический герой.
Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней.
В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода — это естественное состояние каждого живого существа.
Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном.
Части не контрастны, но постепенно тон лирического героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стремительно переходит в страстный призыв, в крик о свободе.
В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «. лишь ветер. да я!»
Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
Для того, чтобы лучше понять смысл произведения, следует узнать какие именно жизненные обстоятельства были причиной его написания.
В мае 1820 года Пушкин был вынужден уехать из столицы. Как и многие другие авторы в это время он писал много вольнодумных произведений, и дабы не иметь проблем с царским режимом отправился в гости к генералу Раевскому.
Его ссылка проходила в Крыму на фоне живописной природы, лазурного моря в компании семьи, которая ценила его талант. Однако пришло время отравляться на место службы в Кишинев. Природа здесь была разительно другая — выжженная солнцем бесплодная степь. Однообразная служба, скучная жизнь и зависимость от начальства привели Пушкина в унылое настроение, тогда и был создан стих «Узник».
Произведение небольшое, всего 12 строк, оно создано в лирическом стиле и впоследствии стало песней.
Во всем стихотворении чувствуется призыв к свободе. Стих поделен на 3 части. Сначала автор рисует свое неприглядное существование, даже жизнью это не зазовешь, в сырой темнице.
Затем стих набирает обороты, Пушкин сравнивает своего героя с орлом, выращенным в неволе — свободным духом, но физически скованным. И наибольшей кульминации достигает стихотворение в конце в призыве к свободе. А на последних словах достигает наивысшей ноты и повисает: «лишь ветер… да я!»
Для лирического героя свобода представляется чем-то прекрасным и светлым. Разным настроением проникнуто произведение, сначала безнадежность и пустота сменяется порывом чувств и надеждой.
Свобода — это естественное состояние любого живого существа, потому всякая неволя так противоречит естеству.
Удивительно, но в самом стихе Пушкин ни разу не употребил слово «свобода», хотя так ее вожделел.
Произведение поэта написано просто, но в этой простоте гениальность. Олицетворение «гуляет ветер» великолепно передает невесомое ощущение воли, словосочетание «темница сырая» как ничто другое изображает физическую скованность свободолюбивой натуры.
Стих «Узник» производит незабываемое впечатление, оно просто и торжественно, и трагично.
А.С. Пушкин, «Узник»: анализ стихотворения
Во время пребывания в южной ссылке очень много интересных и глубокомысленных стихотворений сочинил Пушкин. «Узник» был написан в 1822 году, когда Александр Сергеевич пребывал на должности коллежского секретаря в Кишиневе.
За свободолюбивый нрав поэта в 1820 году генерал-губернатор Санкт-Петербурга отправил его в южную ссылку.
Хоть градоначальник Кишинева князь Иван Инзов к Пушкину относился вполне благосклонно, но писатель чувствовал себя на чужбине стесненно.
Александр Сергеевич воспринял назначение в канцелярию отдаленной, пыльной и грязной провинции как личное оскорбление. Он мог ответить на него вольными стихами, но понимал, что за такое власти могут отправить его в Сибирь.
Лишь ходатайство влиятельных друзей помогло ему сохранить прежнюю должность и титул дворянина. В Кишиневе, словно в заточении, чувствовал себя Пушкин.
«Узник» – это стихотворение, точно описывающее настроение поэта, пребывающего в вынужденной ссылке.
Южный город с первых же строк Александр Сергеевич сравнивает с сырой темницей, чем рисует весьма печальную и унылую картину.
У читателя создается впечатление, что лирический герой и правда пребывает под стражей, сидит в камере и на мир глядит через небольшое окошко.
Не зря поэт ассоциирует себя с молодым орлом, ведь он всегда был вольным в своих поступках и действиях, довольно часто пренебрегал служебными обязанностями. Стих «Узник» Пушкин написал, чтобы показать безысходность ситуации и свою беспомощность.
Герой в произведении общается с выращенным в неволе орлом. Но человек понимает, что даже эта птица, не знавшая никогда чувства свободы, гораздо сильнее его и свободолюбивее.
Орел то и дело поднимает свой взгляд и криком, будто хочет сказать: «Давай, улетим». Из-за невозможности возвратиться в Москву или Санкт-Петербург лишь чувство бессильной злобы испытывал Пушкин.
«Узник» – это жизненный девиз поэта, в этом стихотворении он осознает, что является вольной птицей, которой не должны указывать, что делать.
Александр Сергеевич проводит параллель с орлом, тем самым подчеркивая свободолюбивое «я» и это раздражает его еще больше, ведь он понимает, что рожден свободным человеком, а вынужден кому-то подчиняться, делать все по указке царского режима.
Все подданные Российской империи, независимо от рангов и титулов, обязаны играть по особым правилам, навязанным царем. Начало протеста и символизирует стихотворение «Узник». Пушкин, анализ произведения позволяет разобраться в чувствах автора, уже тогда задумал поступить наперекор властям и изменить что-то в своей судьбе.
В стихе он намекает, что скоро отправится в морские края, и правда вскоре подает прошение на имя графа Воронцова о переводе в канцелярию Одессы.
Лишь в южной ссылке окончательно осознал свое предназначение и место в русской литературе Пушкин. «Узник» – это лишь одно из гениальных произведений того периода. В 20-е годы XIX века Александр Сергеевич сочинил очень много восхитительных и по-настоящему талантливых стихотворений. Пребывая далеко от родины, поэт осознал, что для него значит духовная свобода.
Текст «Узник» А.Пушкин
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
Анализ стихотворения Пушкина «Узник»
Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев.
Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление.
Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря.
Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».
С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей.
Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы.
Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.
Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор.
Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью.
При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».
И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась.
Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации.
В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города.
Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ.
Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.
Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом.
Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.
«Узник», анализ стихотворения Александра Пушкина
Стихотворение «Узник» Пушкин написал в кишиневской ссылке в 1822 году. Молодой поэт был сослан за вольнодумство в отдаленную южную провинцию. Пыльные степи, жара, скука и однообразная работа в канцелярии сильно угнетали молодого человека.
Окна в доме, где жил Пушкин, были забраны решетками, а губернатор Инзов, который присматривал за неблагонадежным поэтом, частенько сажал его под домашний арест. Впрочем, это делалось в интересах вспыльчивого Александра Сергеевича.
Известно, что именно в Кишиневе произошло большинство дуэлей поэта.
Развлечений в городе практически не было, зато там находился огромный острог. Пушкин часто посещал его и беседовал с арестантами. Во дворе острога поэт видел двух молодых орлов, прикованных за лапы.
Исследователи пушкинского творчества отмечают, что в это время Александр Сергеевич сблизился с будущими декабристами, идеи которых наверняка повлияли на мироощущение поэта. Пушкин горячо также приветствовал освободительное движение балканских народов от турецкого владычества, которое широко развернулось на юге.
Все эти впечатления и вылились в удивительный по силе гимн свободе – стихотворение «Узник» .
Это произведение относится к романтическим стихотворениям Александра Сергеевича. Оно состоит всего из двенадцати строк, написанных амфибрахием с парными рифмами, и разделено на три части.
Здесь нет привычного для Пушкина контраста между фрагментами, хотя произведение полностью построено на противопоставлении свободы и рабства.
Сюжет развивается согласно схеме: тоска в темнице – надежда на освобождение – радость вольной жизни.
В первой строфе жизненное пространство героя ограничено тесной тюремной камерой и небольшой площадкой за ее окном.
В заключительном четверостишии перед героем раскрывается весь мир: бескрайний морской простор и величественные горы, чьи вершины теряются в облаках. Вторая строфа является переходной.
Обилие в ней глаголов (клюет, бросает, смотрит) усиливает мотив безысходности в начале стихотворения. Заканчивается «Узник» страстным призывом к воле.
Динамику сюжета подчеркивает глагольный ряд: «сижу» (в первой строфе), «давай улетим» (во второй строфе) и «гуляем» (третья строфа). В результате оптимистичная заключительная часть стихотворения резко отличается от его мрачного начала, хотя понятно, что свобода пока не стала реальной. Она существует лишь в воображении человека.
Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю. Орел призывает своего «брата» улететь на просторы и признает родство с узником – «мы вольные птицы». Повышают эмоциональный накал текста олицетворения: орел зовет взглядом, «вымолвить хочет» .
Повторение слова «пора» в заключительном четверостишии усиливает призыв к освобождению. Последние строки стихотворения начинаются одним и тем же словом «туда». которое еще больше подчеркивает стремление героев к вольной жизни. Интересно, что само слово «свобода» Пушкин здесь не использовал.
Стихотворение «Узник» пронизано символами свободы. орел, море, горы, ветер. Даже решетка и темница воспринимаются лишь как временные атрибуты. Ведь речь идет не только о заточении в тюрьме.
Смысл произведения намного глубже. Пушкин показывает, что свободолюбивый дух человека (поэта) невозможно удержать в клетке условностей и запретов.
Он вырвется на волю даже в том случае, если сам узник останется в камере.
Для создания гнетущей тюремной атмосферы поэт применяет единственный эпитет – «сырой». но в сочетании со словом «темница» он дает сильный эффект. Читателю сразу представляется тесное, темное и сырое помещение тюремной камеры.
Строка «вскормленный в неволе орел молодой» обладает не менее сильным воздействием. Ведь орлы – свободолюбивые птицы и очень тяжело переносят неволю. Их стремление вырваться из заточения – естественно.
Орел не признает себя побежденным и копит силы, чтобы в подходящий момент освободиться из плена.
Во времена Пушкина и позже многие видели в «Узнике» призыв к свержению крепостного строя и даже самодержавия. Показательно, что стихотворение стало популярной народной песней – настолько его образы близки к фольклору.
6 класс
Послушайте стихотворение Пушкина Узник
Темы соседних сочинений
← Уж небо осенью дышало↑ ПушкинЦарское село →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkina/uznik
Анализ стихотворения Узник Александра Пушкина: история создания, средства выразительности и главная идея
Знать, кто написал поэтическое произведение «Узник», должен каждый школьник. Текст входит в обязательную программу изучения. Но часто случается так, что анализ стихотворения становится нужен гораздо позднее. Чем объясняется такой интерес? Особенностями классики.
Ее идеи живут не один век, и не только то время, когда создается произведение. Идея стихотворения А.С.Пушкина «Узник» пережила не одно столетие, к ней будут возвращаться постоянно, желание свободы – естественно для человека.
История создания
Стихотворение «Узник» появилось в годы пребывания поэта в Кишиневе. Мелкий чиновник, точнее, коллежский секретарь, Александр Сергеевич Пушкин был направлен для продолжения службы в Южный край. Так значилось в официальной бумаге.
На самом деле, это была ссылка за убеждения, политические взгляды. Кишинев – место, не просто ставшее для поэта ссылкой. Это был период, когда Пушкин должен был наслаждаться унылыми пейзажами тоскливых молдавских степей.
Друзья остались далеко, общаться приходилось с аристократами Кишинева, людьми неинтересными, чванливыми и далекими от творчества. Поэт ощутил себя узником. Он зависит от властей, начальства, рутины, бессмысленного и безрезультатного труда.
История создания стихотворения «Узник» Пушкина – история судьбы талантливого поэта, одна из страниц его биографии. Талантливый человек оказался в плену неприятных ощущений:
- одиночество;
- покинутость;
- оторванность от привычной жизни;
- гнетущая скука;
- смертельная тоска.
Чтобы отвлечься от тяжелых мыслей, Пушкин углубляется в самообразование. Он читает, перечитывает, ищет ответы на сложные вопросы. Но чувство плена остается с ним постоянно. Это становится толчком к созданию. Год написания Узника Пушкина — 1822.
Важно! Чтобы читателю было легче понять, о чем говорится в произведении, ему должна быть известна история создания стихотворения Узник Пушкина.
Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году.
Композиция произведения
Стихотворение небольшое по объему. Можно сосчитать строки – их всего 12. Композиция стихотворения несложна для анализа. Произведение состоит из 3 строф. Все они соединены между собой одной сюжетной линией.
Орел, попавший в клетку, мечтает о свободе, которой пользуется его вольный товарищ. Речь и мысли орла меняются интонационно. В выразительности его слов слышится боль, тяга и стремление освободиться от оков.
Анализ стихотворения «Узник» А.С.Пушкина предлагает разделить весь текст на две части: первая – описание чувств героя поэтического произведения, вторая – призыв к освобождению. Композиция стихотворения не предполагает контраста, одна часть вытекает из другой.
Особенности текста:
- Интересно продуманы повторы: туда…, туда…, туда… Создается сходство с фольклором. Тройные повторы – излюбленный прием авторов сказок. Возможно, поэтому текст читается легко и непринужденно. Чтобы вникнуть в его суть, придется прочитать несколько раз. Сходство с фольклором услышали композиторы. Строки были положены на музыку, причем песенную основу увидел не один композитор, а девять. Призывом к освобождению от каторжного труда стала народная песня на основе поэтического текста. Есть на слова текста и романс.
- Главный прием композиции стихотворения «Узник» Пушкина – нарастание интонации, переходящей на все более высокие ноты.
Размеры стихотворения «Узник» – трехсложная стопа амфибрахий. Это редкий размер, но здесь он точно передает ударение на второй слог, создавая напевность.
Источник: https://uchim.guru/literatura/analiz-stihotvoreniya-uznik-pushkina.html
Анализ стихотворения А.С. Пушкина “Узник” (“Сижу за решеткой в темнице сырой…”)
Новый 1822 год Пушкин встречает в Кишиневе. Это был уже третий год южной ссылки поэта. Приехав в Кишинёв из живописного Крыма, он попадает в унылую бессарабскую степь, выжженную солнцем.
Местное общество, состоявшее, в основном, из офицеров расквартированных поблизости частей, было для поэта закрыто. Это были люди старше и опытнее его, они прошли Отечественную войну, и, естественно, принимать в свой круг «светского» человека из столицы, тем более, высланного, особо не стремились.
Отсутствие друзей, монотонная однообразная работа и скучная провинциальная жизнь – всё это ему придётся терпеть почти три года. Пушкин чувствовал себя здесь, словно в заточении. Однажды, случившись с оказией в кишиневском остроге, он увидел двух орлов, которые находились в нём и были прикованы за лапы.
Под впечатлением увиденной картины и личных переживаний от кишиневской ссылки поэт и написал свою песнь свободы — стихотворение «Узник».
Жанр стихотворения – лирический романтизм, свойственный юному Пушкину. Его характерной особенностью является то, что внутренний мир героя раскрывается даже в таком небольшом произведении полностью. Стихотворение написано амфибрахием, одним из редких размеров, используемых поэтом, рифма стиха – парная, с ударением на последнем слоге.
Главные герои стихотворения – узник и орёл. Автор несколько раз выделяет их общие стремления: узник считает орла своим товарищем и считает, что у них единая цель – вырваться на свободу. Основная идея стихотворения «Узник» — это мечты о свободе.
Каждая строка так или иначе говорит о ней, но нигде само слово «свобода» не упоминается. Всё стихотворение построено на антитезисах. Пассивному «сижу за решеткой» предлагается великолепная альтернатива: «давай улетим!» Глухой камере, «темнице сырой» противопоставляются горы, тучи и море.
Двум узникам, герою и орлу, в начале стихотворения – два свободных друга: орёл и ветер в конце.
Произведение говорит о том, что существующий порядок вещей неестественный, он нуждается в срочной замене. Красочные эпитеты, ещё больше показывают насколько плохо несвободное настоящее и прекрасно вольное будущее.
Уже одно «в темнице сырой» рисует в воображении унылый и мрачный образ затхлого каземата, который хочется покинуть как можно скорее.
А неестественность «вскормлённый в неволе орёл молодой» вообще абсурдна – орёл это символ свободы, он не должен жить в оковах.
Стихотворение заканчивается отчаянным призывом вырваться на волю. Это основная мысль произведения. Можно размышлять о воле сколько угодно, грезить ею, но главное – это идти к ней.
Повторение «пора, брат, пора!» в третьем четверостишии как бы усиливает этот призыв. Анализ стихотворения «Узник» приоткрывает нам внутренний мир Пушкина и людей, близких ему по духу.
Поэт заставляет нас осмыслить, что свобода – это бесценный дар; что жить и действовать по своей воле – прекрасно!
<\p>
Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-uznik.html
Узник Анализ стихотворения Пушкина | Инфошкола
7 Декабрь 2012 админ Главная страница » Link Просмотров: 10017
Стихотворение Пушкина «Узник» при самостоятельном чтении не вызывает активного отклика и живого интереса: современным детям практически незнакомы чувство несвободы и горячее стремление к вольности и независимости. Поэтому необходимо подготовится к восприятию произведения, познакомится с эпохой и фактами биографии Пушкина, которые приблизят поэта к нам, помогут понять его настроения, сделать стихотворение волнующим и близким.
Жить Александру Сергеевичу пришлось в непростое время, сложное и прекрасное одновременно.
Это была эпоха позорного крепостного права и величайшей славы русского духа и русского оружия: ведь только Россия смогла остановить победное шествие Наполеона по Европе и одержать победу над непобедимым прежде полководцем.
Пушкин был мальчиком — лицеистом, когда полки русской армии суровым маршем через Царское Село шли к местам сражений. И эта картина навсегда врезалась в память будущему поэту.
Позднее здесь же, в Царском Селе, юный Пушкин познакомился и подружился со многими офицерами, принесшими из военных походов дух вольности и свободолюбия. Дух вольности царствовал и в самом Лицее, где прежде всего ценились товарищество, честь, чувство собственного достоинства, уважение к человеческой личности.
Из Лицея Пушкин вынес дух вольности, непримиримости к любому притеснению, кипучую энергию и желание послужить добру и свободе. В его стихах звучали идеи свободы, призыв к борьбе за неё, обличение тех, кто подавлял стремление к ней. За эти идеи и настроения вскоре и поплатился молодой поэт: он был сослан на юг России.
Когда Пушкин жил в Кишинёве, он был под присмотром. Окна нижнего этажа дома, где жил поэт, закрывались чугунными решётками. Из окон видны были разгуливающие между клумбами птицы, а у входа в дом гневно метался прикованный цепью за лапу орёл.
Комната казалась поэту тюрьмой. Бывал он и в настоящей тюрьме, или остроге, как её тогда называли, беседовал с арестантами, которые рассказывали ему о своих судьбах. Во дворе острога тоже жили пленные орлы.
Под влиянием всех этих впечатлений и настроений и родилось стихотворение «Узник».
Главные герои стихотворения — узник и орёл. Определение «узник» относится К обоим: один сидит «за решёткой в темнице сырой», другой — «под окном» — там, где не может находиться вольная птица — орёл. Потому и называет его узник своим «грустным товарищем».
Орёл «кровавую пищу клюёт под окном» — клюёт и бросает», потому что эта пища не добыта им в свободной охоте, а дана хозяином — следовательно, не имеет для него никакой ценности и привлекательности.
А что ещё роднит этих героев? Узник, как и молодой орёл, полон сил и чувствует сходство своей судьбы с судьбой пленной птицы. Орёл и узник будто «братаются»: узник называет орла своим товарищем, а в мысленном обращении орла к человеку звучит тёплое слово «брат».
Они товарищи по несчастью, и потому стремления и мечты у них общие: «Как будто со мною задумал одно», «Мы вольные птицы … » Отчего у нас возникает ощущение несправедливости? Орёл — могучая вольная птица — в неволе, он лишён небесного простора и возможности свободного полёта.
Молодой герой заперт в темнице. Его мощь, силы и энергия не могут проявиться и истощаются в бездействии и заточении. Темница душная, сырая, тёмная, а за её пределами свет, воля, ветер, морские просторы, горные вершины.
При прочтении стихотворения какая картина рисуется вашему воображению? Видятся безбрежная синь моря, его лазурные воды, пронизанные золотыми лучами солнца; лёгкий ветер волнует их.
За прибрежными скалами, согретыми солнечным светом, открываются далёкие горные вершины, покрытые сверкающим снегом. Над морем парят крикливые чайки, а со скалы гордо наблюдает за ними царственный орёл.
Он опустился на камень только на минуту, чтобы через мгновение снова взмыть в поднебесье, стремительной тенью пронестись над морем и умчаться к снежным пикам на горизонте …
Стихотворение «Узник» пользовалось большой популярностью и не случайно стало народной песней. Этого удостаивается далеко не каждое лирическое произведение.
Как вы думаете, почему это произошло? Созданное в эпоху крепостной неволи, оно оказалось созвучным настроениям народа, лишённого свободы. Мечта об освобождении жила в сердце каждого крестьянина. И не только.
Ведь порой и дворяне вынуждены были жить с оглядкой, скрывая чувства и мысли, особенно если их взгляды не совпадали с государственными.
Стихотворение приоткрывает им мир поэта, его эпоху, заставляет задуматься над тем, каким бесценным даром — свободой — наделила их жизнь и какое счастье жить, действовать и любить по своей воле …
Источник: https://info-shkola.ru/uznik-analiz-pushkin/
Александр Пушкин, “Узник”: анализ стихотворения :
Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.
Жизнь и смерть поэта – самая горестная трагедия во всей истории России.
Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения
Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.
1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России – так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой.
За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями.
На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.
Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева.
Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления.
Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал – останется тайной для потомков.
Политические взгляды поэта
Из учебника русской литературы, в котором производится анализ стихотворения «Узник» Пушкина, мы узнаем, что оно является воплощением свободолюбия великого поэта, проникшегося идеями декабристов.
Александру Сергеевичу предписывают бунтарские и террористические мысли, которые он стал отстаивать всей душой и через аллегорические образы пытался донести до народа.
Школьникам Пушкин преподносится в образе тайного революционера и политического страдальца.
Однако более глубокие исследования пушкинистов свидетельствуют о том, что увлечение политикой у поэта было поверхностным. Более того, с течением времени он искренне раскаивался в своих взглядах и считал их заблуждением молодости.
Узник обстоятельств
Безусловно, придать многогранности и разноречивости стихотворению в плане толкования мог только такой мастер слова, как Пушкин. «Узник» мог быть написан молодым поэтом и под влиянием жизненных обстоятельств. По дороге к месту ссылки в Кишинев Александр Сергеевич 3 недели прожил у своих знакомых – в семье Раевских, обосновавшихся на Южном берегу Крыма.
Этот период жизни запечатлелся в памяти поэта как самые счастливые дни, когда он мог в полной мере насладиться красотой крымского пейзажа и приятным общением с единомышленниками и друзьями.
Кишинев после Крыма показался Пушкину унылым и неприглядным – его стала окружать выжженная солнцем степь, а вместо друзей общаться приходилось с заносчивыми и чванливыми молдавскими аристократами. Пушкин – узник обстоятельств, в которых вынужден был оказаться. Он действительно почувствовал себя пленником.
Ощущение одиночества, однообразия и несвободы, зависимость от начальства, отсутствие друзей – все это трудно переносил свободолюбивый Пушкин. Узник – тема, навеянная самой жизнью 23 летнего молодого человека.
Стремление убежать от действительности
Существует еще одна версия того, что побудило А.С. Пушкина к написанию данного стихотворения.
Находясь в ссылке, Пушкин имел возможность общаться с арестантами и сблизился с одним из каторжников, который поведал ему о своих намерениях совершить побег.
Пушкина до глубины души затронула эта идея, и некоторые высказывания каторжника он облек в стихотворную форму. В «Узнике» он в метафорической и романтической форме отобразил свое стремление убежать от действительности.
Анализ стихотворения «Узник» Пушкина
Произведение условно можно разделить на две части, отличающиеся друг от друга по настрою и интонации. Первая часть, где все мрачно и грустно, противопоставлена второй – полной света и надежды. Из угнетающей тюремной коморки лирический герой мысленно хочет попасть в необъятное пространство вселенной. Мысль об окончании темного периода вселяет в него новые жизненные силы.
Унылое повествование о жизни в неволе в середине стихотворения перерастает в крик души с требованием свободы, достигает своего эмоционального пика и обрывается вновь словами одиночества – «лишь ветер… да я!..»
Нужно заметить, что стихотворение носит метафоричный характер, то есть основная мысль в нем завуалирована и доведена до читателя путем образного сравнения. Каждый человек в силу своего развитого воображения может домыслить то, что недосказал Пушкин. Узник – это лирический герой произведения, сидящий в «темнице сырой».
Поэт уподобляет его вскормленному в неволе молодому орлу. Благодаря такому сравнению становится понятно, насколько чужд для лирического героя окружающий мир.
Для человека ограничения свободы и навязанные условия существования, будь то ссылка или тюремная решетка, столь же губительны и неестественны, как и неволя для свободолюбивого орла.
Стихотворение «Узник» Пушкин пронзил идеей свободы, ни разу не употребив самого слова «свобода». Она слышится в крике орла, наделенного поэтом способностью мыслить по-человечески и испытывать чувства, присущие человеку. «Давай улетим», – хочет вымолвить гордая птица, призывая узника с собой «туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Главное – не быть узником и получить свободу, что само собой разумеющееся для всего живого.
Отношение Пушкина к своим произведениям
Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.
Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней.
Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение. Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения.
В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.
Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин – узник судьбы и обстоятельств.
Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…
Источник: https://syl.ru/article/188245/new_aleksandr-pushkin-uznik-analiz-stihotvoreniya
Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс
Произведение «Узник» Александр Сергеевич написал, будучи сам лишённым свободы. Лишённым не физически – поэт не был в тюрьме, – но Кишинёв был для него тюрьмой. В этом городе поэт отбывал ссылку.
У Пушкина была должность секретаря, был титул дворянина (его удалось сохранить), но не было возможности вернуться обратно в Санкт-Петербург или же в Москву. Вольнодумство вышло гению боком, впрочем, он оставался вольнодумцем все последующие годы своей жизни. Пушкин ценил свободу.
Градоначальник Кишинёва неплохо относился к Александру Сергеевичу, но поэт всё равно был оскорблён тем, как обошлись с ним. И недовольный своим положением, он пишет стихотворение, где лирический герой лишён свободы в буквальном смысле. Сидит в тюрьме.
Узник сравнивает себя с орлом, вскормлённым в неволе. А за окном пожирает свою пищу орёл-птица. Орёл видит положение заключённого и словно хочет сказать: давай улетим! Не знает птица, что герой не в силах покинуть свою камеру. Эта птица взращена на свободе, в отличие от узника.
Орёл будто понимает, что герой хочет сбежать. Они вдвоём словно задумали одно дело. Орёл смотрит на узника и кричит по-орлиному. И узнику кажется, что гордая птица зовёт его: полетели! Полетели к горам, к морям, где никого нет, кроме ветра и меня! Они птицы одного полёта, и разница лишь в их положении. Орёл не понимает, что узник не может выйти из тюрьмы, только лишь захотев этого.
Удалось ли ему сбежать из каменного мешка? Стихотворение не даёт ответа. Дальнейшее читатель может сам себе вообразить. Ни одной зацепки не даётся, здесь нет загадок. Пушкин успел сказать что хотел, написав три строфы.
И у него получилось отстоять свою свободу. Александр Сергеевич подал прошение о переводе в Одессу. Этого ссылкой не предусматривалось. Но тем не менее прошение было принято, и поэт переехал в Одессу. Там его ждала работа в канцелярии – заработок, с которым можно писать стихи свободно. Пушкин считал это своим неотъемлемым правом.
Стихотворение «Узник» пропитано жаждой свободы. Пушкин ценил свою свободу, и тем больше злости вызывала у него ссылка. Но он и дальше писал, о чём хотел и как хотел. Он писал для себя, а печатал для денег. И лишённый возможности быть свободным, поэт не прогибался, не пытался быть угодным императору, а гнул свою линию и отстаивал своё вольнодумство.
Это в том числе породило стихотворение «Узник» и много другой великой поэзии, ныне считающейся классикой русской литературы.
Анализ стихотворения Узник Пушкина
Знаменитое стихотворение “Узник”, великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано в 1822 году в прекрасном городе нашей страны в Кишиневе.
В данный город автор был отправлен в ссылку. Причиной этому отправлению стали его произведения, в которых он говорит о любви к свободе и выражает недовольство высшей властью страны. Нужно отметить, что данную ссылку автор воспринял очень жестоко, посчитав это не чем иным, как оскорблением личности.
Основной темой данного произведения, безусловно, является тема свободы, которая была так желаема для поэта. Начиная писать это произведение, поэт сразу же описывает сырую и холодную темницу, расположенную в данном городе.
У Александра Сергеевича была просто безвыходная ситуация, так как не было никакой возможности жить там, где бы он хотел. В связи с этим поэт был озлоблен, оскорблен и расстроен.
Именно поэтому русский город Кишинев у поэта ассоциируется с темницей.
Стихотворение “Узник” было создано в 1822 году, во время это самой ссылки в Кишинев, южной ссылки если говорить по другому. Прибыв по месту своей ссылки, поэт был просто ошеломлен той разницей, которую он видел перед собой.
Главная тема данного произведения, тем свободы была очень ярко и насыщенно запечатлена в образе орла. Орел в данном стихотворении был узником, как и сам лирический герой.
Основная композиционная тема стихотворения, как и во многих других произведениях поэта, зрительно разделена на две части. От друг друга эти части отличаются интонацией и смысловым наполнением. Данные части совсем не контрастны, но тем не менее связаны между собой.
Для того, чтобы понять основной смысл данного произведения необходимо изучить обстоятельства, при которых оно было создано, в противном случае вы не сможете разобраться в этом.
Стихотворение довольно таки не большое, всего 12 строк, но они созданы в едином лирическом стиле, и как многие знают впоследствии, становятся песней.
В каждом слове данного произведения чувствует призыв к свободе.
Что касается литературных приемов, то здесь можно найти и метафору, и олицетворение, и эпитеты. Вообще стихотворение получилось очень насыщенным, так как поэт передал в нем все свои чувства и эмоции.
6 класс, 7, 8, 9, 10 класс краткое содержание по плану
- Анализ стихотворения Фета Буря
Стихотворение Фета «Буря» – это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.
- Анализ стихотворения Бальмонта Я люблю тебя
Любовная лирика поэтов серебряного века характеризуется своей музыкальностью и многогранностью. Серебряный век подарил читателям музыкальных поэтов, ведь многие стихи, написанные в те времена, словно музыка. Ярким представителем
- Анализ стихотворения Есенина Мой путь
Жизнь знаменитого писателя Сергея Есенина, нельзя назвать счастливой и благополучной, о чем мы можем судить по его биографии, а также по стихам, в которые он выплескивал накипевшие чувства.
Так и в стихотворение « Мой путь »<\p>
- Анализ стихотворения Пастернака Поэзия
Стихотворением «Поэзия» Пастернак словно пытается определить для себя, чем для него является этот предмет.
И для него это не внешняя атрибутика, не чтение осанистым поэтом своих произведений, нет.
- Анализ стихотворения Некрасова Ночь
Время поделено на часы, часть из которых отводится дню, а другая – ночи. Если днем можно заниматься работой, то ночью обычно люди отдыхают, так как организм настраивается на расслабленность, собираясь набраться энергии во сне.
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/uznik-6-klass