«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
Повесть «Гробовщик» – одна из пяти «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина», написанных в 1830 г. в так называемую Болдинскую осень.
Пушкин издал их анонимно, потому что они очень отличались от привычных романтических повестей и знаменовали начало нового направления – реализма. Первой была написана повесть «Гробовщик». Готовя повести к изданию, Пушкин сделал «Гробовщика» третьим по счёту.
Писатель вводит образ повествователя Белкина, не тождественного личности самого Пушкина. В каждой повести тридцатилетний Пушкин ищет смысл человеческого существования.
Проблематика
«Гробовщик» – самая странная из пяти повестей Пушкина. Решая проблему страха смерти, Пушкин изображает героя, постоянно с ней сталкивающегося.
Смех перед лицом смерти – защитная реакция человека на пугающую неизвестность.
С первого же предложения поставлена основная проблема: как живёт человек, ежедневно наблюдающий смерть? Меняет ли это человека? Потому ли угрюм Адриян, что у него в кухне и гостиной помещаются гробы?
С тостом на серебряной свадьбе соседа сапожника Шульца связана другая проблема повести. Один из гостей предлагает выпить за здоровье мертвецов.
Если гробовщик живёт за счёт мёртвых, то может ли он радоваться смерти человека, наживаться на ней? Гробовщик так благодарен своим мертвецам, похоронами которых он разбогател, что даже зовёт их на пир.
Когда мертвецы к нему приходят (во сне), у Адрияна подкашиваются ноги.
Ужас достигает крайней точки, когда гробовщик встречается с первым своим покойником – отставным сержантом гвардии Петром Петровичем Курилкиным, превратившимся в скелет (как будто оживает поговорка «жив курилка, жив»). Даже первого своего покойника гробовщик похоронил нечестно, продав ему сосновый гроб как дубовый. Какие потрясения должен пережить человек, чтобы перестать жить обманом?
Герои повести
Гробовщик Адриян – главный герой повести. Несмотря на новоселье в давно желанном жёлтом домике, гробовщику грустно. Вся его жизнь – сплошное беспокойство. Он волнуется, не позовут ли наследники умирающей купчихи Трюхиной другого гробовщика.
А прибыль его нечестная, о чём говорят его сны. В первом сне гробовщику привиделось, что купчиха Трюхина всё-таки умерла.
Гробовщик обещал обо всём похлопотать и не брать лишнего, но при этом он многозначительным взглядом обменялся с приказчиком, то есть как раз собирался взять лишнее.
У героя две дочери, воспитанные в строгости, которые ничуть не страдают от зловещей профессии отца.
В повести много эпизодических персонажей: сапожник Шульц, пригласивший в гости гробовщика с семьёй, чухонец будочник Юрко, предлагавший гробовщику в гостях выпить за здоровье мертвецов, скелет отставного сержанта Курилкина. Последние два героя подталкивают гробовщика к пробуждению совести, но результат остаётся неизвестным.
Жанр
«Гробовщик» входит в цикл «Повестей Белкина».
Во времена Пушкина повестью называлось то, что сегодня мы зовём рассказом: небольшое прозаическое произведение с малым количеством героев, повествующее об одном событии в одной сюжетной линии.
Так что с точки зрения современного литературоведения «Гробовщик» – это рассказ. В середине 19 в. мистическая тематика с последующим пробуждением была распространена.
Сюжет и композиция
Повесть «Гробовщик» условно можно разделить на две части: первая повествует о переезде гробовщика, знакомстве с соседом и праздновании его серебряной свадьбы. Там все порядочно захмелели и пили за здоровье тех, на кого работают.
Вторая часть – сны гробовщика. Первый, о смерти и погребении купчихи Трюхиной, очень реалистичен. И читатель, и гробовщик воспринимают его как жизнь. Гробовщику снится, что после утомительного дня похорон купчихи он возвращается домой. И тут начинается вторая часть сна, фантасмагорическая: к гробовщику приходят все похороненные им (и обманутые) мертвецы.
От смерти его спасает только пробуждение. Нападение мертвецов – момент наивысшего напряжения, кульминация. Экспозиция – рассказ о переезде, развитие действия – пирушка у сапожника, сны гробовщика, развязка – счастливое пробуждение. В кольцевой композиции всё заканчивается тем же, чем и начиналось – семейными хлопотами. Все мистические предупреждения забыты.
-
«Гробовщик», краткое содержание повести Пушкина
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
По произведению: «Гробовщик»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/798-grobovcshik-analiz
Анализ повести “Гробовщик” Пушкина | Инфошкола
Аннотация. Автор предлагает внимательное прочтение повести А. С. Пушкина «Гробовщик», делает акценты на характеристике главного пушкинского героя.
«Сего никто не минует … » Такую надпись можно увидеть на иконе в Троице-Сергиевой лавре, где ангел-хранитель указывает на деревянный гроб, напоминая о ждущей всех нас участи и о Суде, на котором каждый человек будет судим по делам его …
Введение.
При прочтении повести можно увидеть в Адриане Прохорове мёртвую душу, «не способную на сочувствие», человека, думающего «только о своём благе (за счёт других), о количестве заказов» и наживе, и обвинили его в желании «смерти другим ради собственной выгоды, в бездушии, в обмане клиентов, в знакомстве ради выгоды».
По моему мнению, Пушкин уверяет читателя: нравственная смерть героя наступила ещё при его жизни, за всё совершённое гробовщика ждёт возмездие.<\p>
В самом деле, «исправительных работ» заслуживает каждый из нас, если мы думаем о прожитых днях и годах, даём отчёт своим мыслям и поступкам.
Пушкин-христианин, несомненно, знал о Страшном суде и верил, что за всё содеянное душа человеческая будет держать на Нём ответ.
Память об этом и заставляет человека осмысливать и оценивать сделанное, сожалеть о своих проступках, раскаиваться в них и изживать их, то есть до последнего часа работать над собою.
Переезд в новый дом.
Богат ли гробовщик? Каким предстаёт он в момент переезда?
18 лет старый гробовщик собирал деньги на домик, куда наконец-то переезжает. Пожитки его невелики, основное «богатство» составляют гробы, шкафы с траурными шляпами, мантии и факелы, необходимые при погребении.
Не за год накопил он деньги и не на дом — на домик. В одной из первых редакций «Повестей Белкина» говорилось не о восемнадцати годах, в течение которых гробовщик собирал деньги на новое жилье, а о сорока четырёх.
Но и ведь восемнадцать немало.
Отправив последнюю поклажу на похоронных дрогах (зто уже четвертая ездка за день не на нанятых лошадях, а на «тощей паре»), он из экономии пешком идёт через всю Москву, не ощущая радости от нового приобретения; наоборот, «он вздохнул о ветхой лачужке»: скорее всего на домик ушли все сбережения гробовщика. Судя по всему, гробовщик, как и станционный смотритель, вдов; ему одному приходится растить дочерей, и он строг с ними.
Придя в дом, Прохоров «стал бранить обеих своих дочерей и работницу за их медлительность и сам принялся им помогать». Чуть дальше читаем: «Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей, когда заставал их без дела глазеющих в окно на прохожих».
Как видим, его недовольство дочерьми имеет свои причины и он не хочет видеть их ленивыми, без дела, убивающими время на пустое.
Обратим внимание на то, что в комнате, не занятой гробами, он в первую очередь определил на место «кивот с образами», что позволяет утверждать, что гробовщик верующий, и только затем — «шкап с посудою, стол, диван и кровать». Никакой роскоши, никаких излишеств.
Ремесло гробовщика, как и любого другого ремесленника, — источник его существования, поэтому « … в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера, также шкапы с траурными шляпами, мантиями и факелами». Конечно, «дородный Амур» для похоронного дела фигура неподходящая (повествователь чуть иронизирует над своим героем), но привлекающая внимание, а опрокинутый факел напоминает о том, что каждый человек смертен.
Нрав и надежды гробовщика.
Автор не раз подчёркивает угрюмость, мрачность, озабоченность Адриана: «нрав нашего гробовщика совершенно соответствовал мрачному его ремеслу». Да и можно ли быть другим при частой встрече со смертью? Только если ты циник, безразличен к чужому горю и видишь в своём ремесле лишь средство наживы.
Таков ли Адриан Прохоров? О чём говорит читателю неслучайное, как и всё у Пушкина, притяжательное местоимение в словосочетании «нашего гробовщика»? Минимум о небезразличном отношении к нему. В момент, в который читатель его застаёт, озабоченность и угрюмость гробовщика имеет конкретную бытовую причину.
Неделю назад во время похорон отставного бригадира ливень погубил необходимые при похоронном ритуале предметы: «многие мантии от того сузились, многие шляпы покоробились …<\p>
Он предвидел неминуемые расходы, ибо давний запас гробовых нарядов приходил у него в жалкое состояние.
Он надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти. Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб её наследники, несмотря на своё обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком».
<\p>
Можно его понять: собранные многими годами деньги ушли на новое жильё, пошатнувшееся из-за непредвиденных обстоятельств дело требовало немалых вложений. Не он один ждал смерти богатой Трюхиной, и стоит подумать почему, чтобы не упрекать только «нашего» гробовщика в желании извлечь выгоду из смерти богатой купчихи.
Правда, «наш» гробовщик был расторопнее и сумел договориться с наследниками. Но твёрдым ли было их слово и только ли одному ему было оно дано?
Визит Шульца.
Приняв приглашение соседа, Адриан «просил сапожника садиться выкушать чашку чаю … вскоре они разговорились дружелюбно». Мрачный гробовщик, как видим, может быть отзывчивым, отвечать на добро добром. Каждому из них интересно, как идёт торговля соседа. «Пожаловаться не могу.
Хоть, конечно, мой товар не то, что ваш: живой без сапог обойдется, а мёртвый без гроба не живёт», — отвечает Шульц. «Сущая правда, — заметил Адриан, — однако ж, если живому не на что купить сапог, то, не прогневайся, ходит он босой, а нищий мертвец и даром берёт себе гроб».
<\p>
Эти слова находят подтверждение в последующем повествовании. Во сне Адриана среди прочих гостей-мертвецов был и бедняк, «недавно даром похороненный». Понятно, что хоть скромно, в рубище, но похороненный гробовщиком Прохоровым.
А сапожник отдал бы даром свой товар?
В гостях у Шульца.
На серебряной свадьбе у Шульца в основном были немцы-ремесленники.
Мы опустим подробности, остановимся на том моменте, когда после многочисленных тостов, среди которых был и шутливый тост обычно мрачного Адриана, булочник предложил поднять рюмки «за здоровье тех, на которых мы работаем … ». «Гости начали друг другу кланяться, портной сапожнику, сапожник портному, булочник им обоим, все булочнику и так далее».
И действительно, без ремесла каждого в жизни не обойтись, уважения заслуживает и булочник, и сапожник, и портной. Нельзя убрать из этого списка и гробовщика. Громкое обращение будочника Юрко к гробовщику: «Что ж? пей, батюшка, за здоровье своих мертвецов», — рассмешило присутствующих.
«Все захохотали, но гробовщик почёл себя обиженным и нахмурился».<\p>
Уместно ли было рассмеяться вместе со всеми? Он пришёл домой пьяным и сердитым, размышляя: «Чем ремесло моё нечестнее прочих? разве гробовщик брат палачу? ..
«Тут и приходит ему странная мысль позвать на новоселье тех, на которых работал: «мертвецов православных».
В самом деле, гробовщик вовсе не брат палачу. Он никого не убивает. У него своё ремесло. Как нужны булочники, сапожники, портные, так нужны и те, кто провожает человека в последний путь.
Конечно, за здравие тех, на кого он работал, пить нельзя, можно только помолиться за упокой их души, что, несомненно, и делал гробовщик, сопровождая покойников в церковь на отпевание, а после него на кладбище.
Но автор об этом не рассказывает, считая это самим собой разумеющимся, а читателей понимающими всё без лишних пояснений.
Отвергнув абсурдное предложение выпить за здоровье своих клиентов, Адриан неожиданно для себя приглашает их на новоселье. Дерзкая, конечно мысль.
Но объяснимая состоянием гробовщика: «Милости просим, мои благодетели, завтра вечером у меня попировать … » Отметим это обращение: клиенты всегда благодетели своих ремесленников, так как от них зависит благополучие мастеровых. Но так говорит о них именно гробовщик.
Правда, в этот момент он не помнит, что кто-то из его подопечных может его заслуженно упрекнуть и выразить свою обиду …
Здесь скажем ещё несколько слов о Юрке, с которым гробовщик знакомится ради выгоды. В чём же она? Юрко — будочник, то есть «полицейский сторож, стоящий на посту у караульной будки». До пожара Москвы в 1812 году Юрко лет двадцать пять охранял ремесленную слободу. Будка его сгорела, но появилась новая.
<\p>
Нужда в охране отпала, да и Юрко выглядел смешно «с секирой и в броне сермяжной», но оставался он по привычке на своём месте и заслужил благосклонность и уважение большей части немцев-ремесленников: «иным из них случалось даже ночевать у Юрки с воскресенья на понедельник-. Почему?<\p>
Делаем предположение: удачную торговлю не возбранялось отметить.
И чтобы не слышать упрёков домашних, можно было остаться на ночь у Юрки; он же мог и довести до своей гостеприимной будки, если у ремесленника не было на это сил. Вот и Адриан «тотчас познакомился с ним, как с человеком, в котором рано или поздно может случиться иметь нужду».
Понимаем, что между нуждой, которую Адриан может иметь, и выгодой, которую он совсем не ищет, дистанция огромного размера, что нужда и выгода совсем не одно и то же, и оправдаем Адриана.
Сон Адриана.
— Не сразу понимаешь, что реальность сменяется у Пушкина сном гробовщика — завуалированной фантастикой. фраза «с этим словом гробовщик отправился на кровать и вскоре захрапел» (реальный факт) получает логичное продолжение: «На дворе ещё было темно, как Адриана разбудили». Вечером заснул, а утром разбудили. Но ведь разбудил автор гробовщика уже во сне!
Сон Адриана состоит из двух частей. И каждая о нём много говорит, так как подсознание героя выдаёт то, что, может быть, неосознанно, но для него важно, первостепенно. Во сне видит он желаемое и ожидаемое. Первая часть сна приносит известие о смерти купчихи Трюхиной.
Ждали её и его конкуренты: «у ворот покойницы уже … расхаживали купцы, как вороны, почуя мёртвое тело». У Адриана же с приказчиком купчихи был договор, что тот сразу же сообщит о её смерти. Догадываемся, что здесь будет обоюдная выгода.
Недаром, увидев по приезде приказчика в доме умершей,
Прохоров обменялся с ним «значительным взглядом и поехал хлопотать». Как мы понимаем, он получил выгодный заказ, на который очень рассчитывал и который покроет убытки предыдущих похорон. Племянника Трюхиной, «молодого купчика», он уверил, что «все похоронные принадлежности будут доставлены ему во всей исправности». И это не вызывает у нас сомнения: так и будет, Адриан постарается!
Важен для читателя ответ наследника купчихи, что «о цене он не торгуется, а во всём полагается на его совесть». У Пушкина каждое слово значимо: вот и во сне гробовщика неслучайно звучит слово «совесть». Не назидая, А.С.
Пушкин назвал то качество человека, которое не должно нам терять ни при каких обстоятельствах.
<\p>
При напоминании о совести «гробовщик, по обыкновению своему, побожился, что лишнего не возьмёт, значительным взглядом обменялся с приказчиком … », Но читатель-то уже знает, что возьмёт! Так мучает ли его мысль о сделанном не по совести?
Вторая часть сна связана с прибытием званых гостей в новый дом Адриана. Только здесь становится понятно, что всё предыдущее повествование о смерти Трюхиной не явь, а сон.
Но он настолько реалистичный, что мы видим, как в хлопотах всё сделать в лучшем виде Адриан много раз ездит с Разгуляя к Никитским воротам; как в лунную ночь, завершив все дела, гробовщик идёт пешком домой, как окликает его новый приятель Юрко, желая доброй ночи.
Войдя в дом, гробовщик увидел, что комната полна мертвецами, освещёнными луной, свет которой проникал через окна. «Адриан с ужасом узнал в них людей, погребённых его стараниями. < … > Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с по клонами и приветствиями.
Обратим внимание на то, что «все они (кроме похороненного даром) были одеты благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах».
<\p>
Если считать, что сон — своеобразное отражение действительности, то это видение говорит читателю, что Адриан выполнял свою службу исправно, и неслучайно кланяются ему и приветствуют его им же приглашённые.
<\p>
Но читаем дальше: маленький скелет продирается сквозь толпу к Адриану: «Ты не узнал меня, Прохоров … Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра Петровича Курилкина, того самого, которому в 1799 году ты продал первый свой гроб – и ещё сосновый за дубовый?<\p>
С этим словом мертвец простер к нему костяные объятья, но Адриан, собравшись с силами, закричал и оттолкнул его, Пётр Петрович пошатнулся, упал и весь рассыпался-. Возмущённые таким грубым поступком, с угрозами обступили его остальные гости, и Адриан упал и лишился чувств. Можно понять его смятение, хотя мертвец «ласково улыбался» и не был настроен воинственно, только напомнил о давнем событии, первом проданном нечестно гробе. Фамилия давно умершего отставного сержанта тоже у Пушкина неслучайна.<\p>
Она вызывает в памяти выражение «Жив курилка», которое очень давно употребляли в игре, зажигая лучину, передавая из рук в руки и напевая: «Жив Курилка, жив, не умер». В чьих руках лучина гасла, тот и проигрывал.
Со временем выражение «жив Курилка» стали употреблять, называя людей или события, которые давно должны были кануть в Лету, но тем не менее не канули.
Так только ли вид почти истлевшего сержанта вызвал ужас гробовщика?<\p>
Предполагаем, что страх его вызван и ожиданием возмездия за спящую совесть, за проданный вместо дубового сосновый гроб, о чём напомнил Пётр Петрович
Курилкин: жив Курилка!
Пробуждение.
Но вот наступает истинное пробуждение. Открыв утром глаза, «с ужасом вспомнил Адриан все вчерашние происшествия». Случившееся во сне предстаёт как жуткая реальность, потому с таким напряжением ждёт он слова работницы, объясняющего, что с ним было.
Работница сказала, что заходили соседи справиться о здоровье его, но она не стала его будить. Адриан поинтересовался, не приходили ли от покойницы Трюхиной, но работница удивилась словам о смерти купчихи и рассказала, что гробовщик, как вернулся от сапожника пьян, так и завалился спать.
Тут только понял гробовщик, что все ужасные события, так напугавшие его, произошли во сне.
Нам очень важна реакция гробовщика на слова о том, что Трюхина жива:
— Ой ли! — сказал обрадованный гробовщик.
— Вестимо так, — отвечала работница.
— Ну, коли так, давай скорее чаю да и зови дочерей».
Кажется, он должен огорчиться, узнав, что Трюхина не умерла. А он обрадовался. Очень хочется понять чему. И мы обращаем этот вопрос всему классу. Но прежде скажем ученикам о том, что в «Гробовщике» есть не одна автобиографическая деталь.
<\p>
1799 год — год, когда начал свою службу гробовых дел мастер Прохоров, — это год рождения Пушкина. Верно. Напротив дома на Большой Никитской, где жила невеста Пушкина Наталья Гончарова, жил гробовщик Адриан.
Так что пушкинский гробовщик имел реального прототипа.
У Александра Сергеевича был опыт общения с гробовщиком в августе 1820 года, когда он хоронил дядю Василия Львовича. Ещё одна деталь к размышлению. С разницей в два дня Пушкиным написаны повесть «Гробовщик» (7 сентября 1830 года) и стихотворение «Бесы» (9 сентября). О чём это нам говорит?
Ещё напомним, что повесть «Гробовщик» была написана в Болдине первой из пяти «Повестей Белкина». Выстраивая повести, Пушкин поставил её третьей, то есть в середину книги. И стоит подумать над тем, почему именно эта повесть стала центром «Повестей Белкина».
В каждой из них по воле автора герои испытывают себя или жизнь испытывает их, и выходят они из жизненных обстоятельств иными, нежели входящими в них. Более других, кажется, хрупкость жизни и непредсказуемость судьбы должны открываться гробовщику.
<\p>
Но за бытовыми заботами и заботами по исполнению своих цеховых обязанностей «наш» гробовщик забыл о бытии, в которое мы входим, кем бы ни были. Об этом, кстати, эпиграф к повести.
Сон, приснившийся Адриану, возвращает его к обязательным для человека размышлениям о праведности его жизни. Начал он своё дело с обмана; как пережил его, автор нам не поведал.
Но упоминанием о долгом собирании героем денег на маленький домик, о радости, что Трюхина жива, писатель даёт нам веру в то, что совесть гробовщика, а значит, и душа его живы. Сон пробудил совесть, вспомнил Адриан Прохоров о своём нераскаянном грехе — первом нечестном поступке.
И вот радуется он, обычно мрачный, зовёт дочерей на совместное утреннее чаепитие.<\p>
Чему радуется? Может, тому, что есть у него время на покаяние и исправление ошибок. Может, тому, что понял, как хороша сама по себе жизнь, самая простая, но честная.
Пушкин не оправдывает его, он заставляет задуматься и своего героя, и нас, его нынешних читателей. Для чего живём? И как?
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-povesti-grobovshhik-pushkina/
Характеристика, анализ повести «Гробовщик» Пушкин А. С. –
В этой повести ставится проблема личности и социальных условий её формирования. Оказывается, у каждого человека есть свои проблемы, свои интересы.
Гробовщик Андриан Прохоров стоит на еще более низкой ступени человеческого развития, чем Самсон Вырин. Его представления о жизни убоги, умственный кругозор ограничен узко профессиональными интересами.
Но и у этого человека вдруг пробуждается своя профессиональная, сословная гордость: почему все могут пить за здоровье своих клиентов, а он не может?
Анекдотический сюжет «Гробовщика» пародирует традиционные для романтической литературы инфернальные мотивы.<\p>
На первый взгляд повесть действительно фантастична: ночью к гробовщику приходят его клиенты пить за здоровье мастера. Но фантастика у Пушкина служит выражением алогизма самой действительности.
Необычная ситуация мотивируется сном гробовщика, который к тому же напился на серебряной свадьбе у сапожника Готлиба Шульца. Фантастическому, таким образом, дается реалистическое объяснение: обиженный тостом за здоровье «unserer Kundleute» («тех, на которых мы работаем»), обеспокоенный тем, что может пропасть выгодный заказ на гроб для купчихи Трюхиной, Андриан Прохоров засыпает.
Нервы его на пределе. Отсюда страшное приключение с мертвецами, которое на утро оказывается сном.
Но сон не проходит для героя бесследно. Поступаете в 2019 году?
Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:
- подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
- оформим заявления (Вам останется только подписать);
- подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
- мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
- подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).
Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Дело в том, что сама профессия Андриана Прохорова накладывается мрачный отпечаток на его отношения с людьми (этим он отличается от веселого нрава гробокопателей Шекспира и В. Скотта).
По роду своей профессиональной деятельности он должен желать смерти, например, купчихе Трюхиной, видеть во всех людях потенциальных клиентов, что по существу антигуманно.
Но благодаря сну, разговору с мертвецами, Прохоров приобщается к другой системе ценностей: чувствует радость от живого человеческого общения, весело разговаривает с работницей, зовет дочерей пить чай.
Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку
Опубликовал(а): Наталья12
Источник: https://kritika24.ru/page.php?id=25310
Сафонова Евгения | | Журнал «Литература» № 14/2003
Пушкинская проза представлена в современных программах в школе широко. Наряду с хрестоматийными «Капитанской дочкой», «Дубровским», «Пиковой Дамой» включены в изучение и «Повести Белкина».
Нет возможности подробно остановиться на истории их читательского и критического восприятия, но тем не менее нельзя не отметить весьма характерный момент. Даже при беглом взгляде обнаружится весьма своеобразная временная последовательность включения пушкинских повестей в круг читательского восприятия.
Наиболее активно изучались и изучаются в школе чаще всего три, да ещё автономно взятые: «Станционный смотритель», «Выстрел» и «Метель». На уроке, ограничиваясь разговором об отдельных произведениях, вольно или невольно учитель и весь цикл сводил к их содержанию и смыслу, подчас лишь упоминая остальные.
Иногда «Выстрел» заменялся другой повестью цикла — «Барышней-крестьянкой». Что же касается «Гробовщика», то он оказался наиболее закрытым для школьного изучения произведением и в результате гораздо менее “прочитанным”. Серьёзной объективной причиной “отторжения” пятой повести от изучения в школе всего цикла является трудность её восприятия. Ещё Л.Н.
Толстой чрезвычайно точно подметил, занимаясь с яснополянскими учениками, бросающиеся в глаза и трудные для непосредственного восприятия черты прочитанного ими «Гробовщика»: “несерьёзное отношение автора к лицам”; “шуточные характеристики”; “недосказанность”.
Что же делать? Можно ли говорить о концептуальном изучении «Повестей Белкина», игнорируя повесть «Гробовщик»? Создавая пять чрезвычайно не сходных (по тематике, по стилю) повестей, Пушкин объединил их в цикл, обнаружив тем самым их целостность, близость по духу.
«Гробовщик» был написан первым (9 сентября 1830 года), тем самым задав направление всему циклу. В итоге он занял в цикле серединное место, став между «Метелью» и «Станционным смотрителем». Таким образом, возникает вопрос о творческой логике движения авторской мысли, которую невозможно постичь без включения в школьное изучение повести «Гробовщик».
При чтении произведения те или иные образы, особенно при чтении с перерывами, обычно вызывают у читателя определённые мысли — такие мысли закономерны и не убивают эмоциональности восприятия. Попросим учащихся фиксировать вопросы, возникающие по ходу самостоятельного знакомства с текстом, в левую колонку тетради.
А в правую записывать свои варианты ответов, если таковые появились при дальнейшем чтении. Трудный для восприятия художественный текст просто нуждается в такой работе.
Система домашних заданий должна быть построена так, чтобы основной блок готовился к уроку, а не после урока, чтобы ученики учились сами задавать вопросы и искать в тексте ответы, чтобы учитель заранее проанализировал письменные работы и на их основе строил работу по анализу художественного произведения на уроке.
Сопереживание углубляется, когда то, чем заинтересовались учащиеся самостоятельно, получает на уроке дальнейшее развитие. Тогда знания становятся необходимыми самим учащимся и рождают новые вопросы.<\p>
Один ученик без специальной подготовки начнёт на уроке разговор о главном герое.
Не страшно, если при этом рассуждать о персонаже будет как о реальном человеке, с которым только что познакомился. При выявлении первоначального восприятия вполне обоснован наивно-реалистический подход.
Представьте литературного героя как вашего знакомого, вас познакомил с ним писатель, показав его в разных обстоятельствах и с разных сторон. Давайте теперь выскажемся о нём: каким вы себе его представляете? Чем он необычен или, наоборот, обычен? Почему Пушкин решил предложить читателям образ гробовщика Адрияна Прохорова? В чём секрет этого персонажа?
— С какой целью, на ваш взгляд, представлен Пушкиным герой-гробовщик? То ли изучить представителя данной профессии, то ли с целью развлечься, то ли вообще запечатлеть собственное невесёлое авторское самочувствие в момент написания. Каково настроение повести? Чем вносится мрачная нота в начало повествования?
Ведущим мотивом повествования является указание на мрачный характер Адрияна Прохорова, его угрюмость. Мрачная нота вносится и ремеслом персонажа. На неё же настраивает и эпиграф к повести. У Пушкина эпиграфы всегда обладают особой организующей целое смысловой ролью. “Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной” — слова из державинского «Водопада».
Соотносим ли, на ваш взгляд, стиль эпиграфа с общим стилем повести? Высокое, торжественное звучание строк из Державина, их космическая философия, с одной стороны, и ничтожный фарс из жизни московского гробовщика — с другой. Контраст или сочетание?
Контрастом кажется высокий стиль эпиграфа на фоне начальной, нарочито сниженной фразы о поклаже гробовщика, взваленной на похоронные дроги. Явно, что смерть давно не вызывает у героя особых чувств.
Ирония звучит и в описании вывески, “изображающей дородного (!) Амура (!)… с подписью: «Здесь продаются и обиваются гробы простые и крашеные, также отдаются на прокат (!) и починяются старые(!)»”.
Является ли всё это явным несоответствием эпиграфу? Может быть, автор намеренно ставит своего “низкого” героя лицом к лицу с вечными вопросами бытия? Ведь они стоят не перед избранными, а перед любым смертным.
Как человек понимает своё назначение в жизни? Интересует ли его смысл?<\p>
Гуманизм Пушкина раскрывается в том, что любой человек в мире является частью всеобщности и истинности мироздания. Автор повести «Гробовщик» предлагает в обыкновенном человеке увидеть нечто большее, значительное (при этом не делая героя лучше, не приукрашивая характера).
Соединяя вселенский масштаб смерти в эпиграфе и бытовую, комическую историю с “мертвецами” в самой повести, Пушкин устанавливает систему отношений: жизнь–смерть, бытие–быт. Пушкин снова ставит перед читателями вопросы. В чём же смысл жизни? Как достичь счастья, в чём оно заключается? Можно ли назвать героя “заурядным” человеком? О чём мечтает “простой” человек? Таким образом, писатель, открывая читателям белкинский мир, словно распахивает двери, но не в лавочку похоронных дел мастера, а в русскую жизнь, в круг “вечных” вопросов и проблем.
Чтобы понять характер героя и его роль в идейной направленности повести, выберем отправную, чётко обозначенную в тексте черту характера образа-персонажа и попробуем развить её. “Мрачность” Прохорова является той художественной деталью, без которой невозможно осмысление повести.
Причины этой мрачности? Как она проявляется в повествовании? Что лежит в основе характера героя: торгашеский барыш (чужая смерть как средство наживы), циничное отношение к миру и людям (невозмутимо пьёт чай на гробах, расставленных в комнате) или что-то другое?
Что могло стать радостным событием для этого человека? Переезд на новое место долгожданный, но ни тени радости в ощущениях героя: “Приближаясь к жёлтому домику, так давно соблазнявшему его воображение и наконец купленному им за порядочную сумму, старый гробовщик чувствовал с удивлением, что сердце его не радовалось”.
Сказано как бы мимоходом. Но по сути перед нами ключ к внутреннему миру героя. В рукописи стояло первоначально “розового дома”.
Какие ассоциации возникают в связи с этим цветом? Что хотел сказать автор заменой цвета? Жёлтый в спектре русской культуры, как считается, тяготеет к выражению негативно-отрицательных значений.
Элегические воспоминания о “ветхой лачужке” тоже сигнал; не случайно ещё более трудно объяснима дальнейшая реакция Адрияна: “чувствовал с удивлением это своё безразличие”. Отсутствие радости — серьёзный симптом внутреннего состояния человека.
Но “удивление” этому обстоятельству — это уже начало реакции, которая могла повлечь за собой ряд серьёзных изменений в отношении к жизни.
Всегда ли стабильность жизни является залогом довольства и успешности? Какой синоним можно подобрать здесь к слову “стабильность”? Неподвижность, неизменность быта — это своего рода небытие, возведённое в абсолют. “Мрачность” гробовщика — не просто атрибут профессии. Рядом с “мрачностью” в тексте присутствует “задумчивость”: герой “угрюм и задумчив”, “по обыкновению… погружён в печальные размышления”. Возникает определённая цепочка переходов: мрачный–угрюмый–хмурый–задумчивый.
— В чём причина задумчивости героя? Чем недоволен он в жизни?
Сравним Адрияна Прохорова с другими персонажами повести. “Весёлый” Шульц — антипод “мрачного” Адрияна. Почему мы берём ключевые слова в кавычки? Как следует понимать их в контексте произведения?
В “мрачности” Прохорова таится неудовлетворённость жизнью, зреющий, как мы далее увидим, протест. Создаётся следующая оппозиция: “мрачность–весёлость” как “задумчивость–бездумие в отношении к жизни”. Что же касается внешней стороны, то весело улыбающийся Шульц сидит за самоваром у Прохорова на фоне прислонённых к стенам гробов и невозмутимо пьёт чай.
В повести есть ещё один поимённо означенный персонаж первого плана, функция которого при первоначальном восприятии неясна учащимся. Это будочник — чухонец Юрко. Вместе с Прохоровым и Шульцем он образует своеобразный смысловой “треугольник”.
Противопоставлен он главному герою или, наоборот, соотнесён с ним? Великие события свершаются вокруг, идёт жизнь первопрестольного града, а Юрко проводит дни при своей будке. Исторические события Москвы проходят мимо.
Эта выключенность из событий исторических, из жизни города — та же неизменность, ибо ничто не способно изменить его жизнь: он вечно рядом со своей будкой, как Адриян рядом с гробами.
Но чем отличаются герои? У Пушкина нет персонажей, дублирующих друг друга. Герои, как мы сказали, образуют “треугольник”, то есть все они и сопоставимы и противопоставлены одновременно.
Ещё раз обратим внимание на то, что Адриян, в отличие от Юрко, которого всё устраивает в жизни, интуитивно ощущает абсурдность безысходности, безрадостности, неполноценности своего существования. Поэтому он мрачен и задумчив.
У него возникает потребность видеть перспективу жизни, её динамику, которая должна разрушить неизменность бытия, то есть обозначить смысл и значение дальнейшего существования. В таком случае приглашение к себе на новоселье мертвецов — это “бунт” Прохорова.
“Чем ремесло моё не честнее прочих?” — “…разве гробовщик брат палачу?..” О чём здесь речь? О достоинстве человеческого существования, не меньше.
Рассказ о происходящем наяву сменяется изображением происходящего во сне. Но сменяется как? Незаметно. В чём же смысл незаметности такого перехода? Почему автору необходимо, чтобы читающий впервые это произведение до самой концовки не мог отличить явь от сна?
Самым ранним “эпиграфом” к болдинским творениям 1830 года явилось стихотворение «Бесы». Может быть, в нём мы найдём ключ к ответу на заданный вопрос?
— Есть ли в стихотворении ситуации на грани реальности и призрачности? (“Что там в поле?” — “Кто их знает? пень иль волк?”; Домового ли хоронят, // Ведьму ль замуж выдают?) Перед нами не просто конкретное изображение метели, описание событий — перед нами изображение внутреннего мира человека, где может быть то, что в реальной жизни невозможно.
<\p>
Какова же роль фантастического в стихотворении о бесах и в повести о явлении мертвецов? Непонятное, неизведанное у Пушкина принадлежит не миру внешнему, а миру “внутреннего человека” и является ещё одним ключом к пониманию характера образа-персонажа.
Фантастика эта — и не фантастика как таковая, а приём изображения внутренней сущности, психологии, характера героя. Что является источником предполагаемой радости во сне Адрияна? Адриян ждёт “радостного события” — смерти выгодной клиентки, купчихи Трюхиной.
Но, осуществившись во сне, желание не приносит ему радости, а становится просто бытовой деталью, повседневными хлопотами. Значит, выгода и нажива не являются определяющими компонентами в жизни героя. Следует обратить внимание ещё на одну подробность, которая тоже ставит под сомнение стяжательство как главную черту персонажа.
Не забывая собственной выгоды, Адриян, однако, не расхаживает подобно другим купцам на Разгуляе у Трюхиной, как ворон, почуявший мёртвое тело. То, что для купцов радость поживы, для Прохорова скорее обычные хлопоты гробовых дел мастера.
— Какой представлена его встреча с знакомцами-мертвецами? Какие чувства испытывает здесь герой? Каков смысл разговора со скелетом? Каким становится пробуждение? С одной стороны, исчезает надежда и призрачная радость от выгодного заказа. Но на смену им неожиданно приходит… новая радость.
В чём она? Призрачная или настоящая? Это всплеск радости при свете солнца живой жизни.<\p>
“Мрачный” герой в начале повествования становится “обрадованным” в конце. А это уже динамика. “Ой ли! — сказал обрадованный гробовщик… Ну, коли так, давай скорее чаю, да позови дочерей”.
Несостоявшиеся похороны не вызывают ни досады, ни раздражения. В итоге — яркий мажорный всплеск. Тем самым происходит опровержение исходной ситуации, отрицание неподвижности и безысходности существования. Значит, в основе характера человека вовсе не стяжательство, не циничное отношение к миру и людям.
Скрытой доминантой повести оказывается острая потребность в радости. Она несёт в себе обозначение обязательности пробуждения человека к жизни, желания наслаждаться, быть полноценным участником бытия.
Почему это показано Пушкиным на истории жизни какого-то гробовщика? Пушкин подчёркивает, что стремление к радости жизни присуще любому человеку, что каждый в этом мире самодостаточен и достоин уважения.
“Маленький” по социальному статусу человек вовсе не является таковым в плане духовном: и Адриян Прохоров, и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и другие герои Пушкина заявляют своё право на обыкновенное благополучие и достоинство, понимаемое и в прямом, более узком значении — ощущать себя человеком рядом с сильными мира сего, и в более широком — быть человеком в своих собственных глазах.
Изменится что-то в жизни гробовщика с момента пробуждения? Внешне, может быть, всё останется как прежде, но вот “внутренне” герой уже другой. Слово “задумавшись” обозначает работу мысли, поиск смысла жизни. “Задумавшись”, человек инстинктивно “предугадывает” иную, более интересную сторону бытия.
Пробудившись от кошмара, герой эту новую жизнь чувствует, он получает — впервые за много лет — радость от своего пребывания в мире, от общения с другими людьми.
<\p>
Что же объединяет повесть «Гробовщик» с другими произведениями “белкинского” цикла? В конечном счёте это вопрос, заключающий главную концептуальную идею Пушкина — о месте человека в жизни, о счастье, чести и достоинстве.
Как уже говорилось выше, следующей после «Гробовщика» явилась повесть «Станционный смотритель». Сопоставление героев и вопрос: в чём связь этих двух повестей? — может стать домашним заданием к следующему уроку.
При разнообразии тематики цикл «Повестей» наделён единым смыслом.
Уже в первой повести цикла «Гробовщике» — утверждается мысль, что жизнь самого маленького человека, в чём-то даже изгоя среди собратьев-ремесленников, может быть дана на фоне космического бытия (эпиграф из Державина).
Вопрос о жизни и смерти человека, о ценности жизни поставлен Пушкиным масштабно и глубоко и в «Выстреле», и в «Метели», и в «Станционном смотрителе», и в «Барышне-крестьянке».
Источник: https://lit.1september.ru/article.php?ID=200301409
Анализ «Повести Белкина» Пушкин
30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы.
Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы.
Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.
Год написания – 1830 год.
История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.
Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.
Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.
Жанр – Повесть.
Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.
Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.
Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений.
В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».
Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.
Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.
Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.
В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).
Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.
Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».
Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.
Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.
К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.
В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».
Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.
Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» представляет собой романтизм, «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – сентиментализм, а «Гробовщик» – готическую прозу.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/povesti-belkina/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
Образ и характеристика Гробовщика Андриана Прохорова в рассказе Пушкина Гробовщик
Андриан Прохоров является единственным главным героем произведения, вошедшего в цикл «Повести Белкина».
Андриан предстает перед читателем в образе угрюмого, мрачного, озабоченного мужчины средних лет, занимающегося похоронным ремеслом. В момент описываемых в повести событий гробовщик меняет свое жилище на новое, копия на обновленный дом более восемнадцати лет.
Андриан – вдовствующий мужчина, проживающий совместно с двумя дочерями и помощницей по хозяйству. Гробовщик воспитывает дочерей в строгости, приучая их к порядку, ругая за безделье. По соседству с гробовщиком живут разного рода ремесленники: булочник, сапожник, портной.
Характер у Андриана непростой, непредсказуемый, отличающийся духовной сложностью. Писатель иллюстрирует образ гробовщика с помощью его ощущений при въезде в новое жилье, когда Андриан не ощущает радости от приобретения нового дома, о котором мечтал многие годы. Сердце гробовщика охватывает ностальгия по старому ветхому домику, к которому он чувствует больную привязанность.
Занимаясь своим странным ремеслом, Андриан осознает, что человеческая смерть становится для него жизненной необходимостью, без которой его семья лишится заработка. В его голове постоянно роятся мысли о том, что конкурентам может достаться более хороший заказ.
Будучи в гостях у соседа-немца, Андриан слышит от ремесленников шутки и издевательства в свой адрес по поводу его работы. Гробовщик обижается и решается пригласить на новоселье не соседей, а упокоенных им мертвых людей.
В кошмарном сне к Андриану в гости заходят мужчины и женщины, которых гробовщик похоронил, и один из них напоминает Андриану о совершенном им когда-то неблаговидном поступке, подмене дубового гроба на сосновый, ставя под сомнение профессиональную добросовестность гробовщика.
Описывая события ночного сна Андриана, автор объясняет причину угнетенного состояния гробовщика, его тайные страхи и опасения. По-видимому, отсутствие радости из-за новоселья говорит о том, что накопления, которые пошли на покупку жилья, были получены не всегда честным путем. Сон гробовщика предстает в образе его скрытой в глубине души совести.
Пробудившись от кошмарных видений, Прохоров ощущает себя другим человеком, освободившимся от угнетавших его обид, тревог, зла.
Автор, раскрывая образ гробовщика, передает смысл произведения, который заключен в ответственности человека за свои поступки и неотвратимом наказании за совершенными неблаговидные деяния.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/obraz-i-harakteristika-grobovshchika
Сочинение Пушкин «Гробовщик» – особенности композиции
Сочинение “Гробовщик”.
Произведение А. Пушкина «Гробовщик» является третью частью цикла «Повести Белкина». Писатель рассказывает об одной из прослоек московского общества – ремесленниках и торговцах. Автор знакомит нас с главными ценностями представителей это мира, в котором нет места праздности, а все интересы сводятся к выгодным сделкам.
Сюжет и композиция повести довольно оригинальны. Действие развивается в двух измерениях – в реальном мире и во сне. При этом повествование условно можно разделить на три части: действительность – сон – действительность после сна. Таким образом, автор создает кольцевую, зацикленную композицию.
<\p>
Первую часть произведения составляет рассказ писателя о переезде некоего гробовщика Адриана Прохорова в новый дом. А. Пушкин знакомит читателя с характером персонажа, рассказывает о его ремесле. Это описание является экспозицией повести.
Главный герой приобрел себе дом, который уже давно заприметил и хотел купить, но не позволяли средства. Однако, почему-то переезд и связанные с ним хлопоты не приносят Адриану удовольствия, как он того ожидал.
Внутренний мир героя сложный и противоречивый, он пытается прислушаться к себе и своим чувствам, но не может понять, почему не чувствует радости. Тогда Адриан решает, что это тоска по прежнему жилищу, но на самом деле мрачность гробовщика связана с его профессиональной нечестностью.
Вскоре после новоселья к гробовщику приходит сосед – сапожник Шульц, который приглашает Адриана к себе в дом на праздник. Эта сцена представляет собой сюжетную завязку.
В разговоре между сапожником и главным героем читатель может уловить еле заметный намек на ссору: сапожник иронизирует по поводу важности профессии гробовщика. С этого момента по мере развития сюжета возрастает его напряженность. Адриан принимает приглашение соседа.
За праздничным столом собрались ремесленники, которые пьют за своих клиентов, ведь это они приносят им доход. Узнав о профессии Адриана, гости начинают шутить, предлагают гробовщику произнести тост за здоровье мертвецов.
Герой сердится, он чувствует обиду за себя и свое ремесло и решает не приглашать соседей на новоселье. Сгоряча Прохоров говорит, что лучше позовет мертвецов. Адриан возвращается к себе домой, и на этом первая часть произведения заканчивается. Она составляет больше половины всей повести.
Далее начинается вторая часть повествования – сон Адриана. По объему она меньше первой, но наиболее значимая. Следует отметить, что писатель не сопровождает вхождение героя в сон и возвращение в реальность четкими словесными описаниями.
Сон и явь не разграничены, и читатель понимает, что описываемые события являлись сном, только после замечания работницы гробовщика о крепком сне хозяина. Сам сон также можно разделить на две части: сначала гробовщик узнает о смерти Трюхиной и отправляется договариваться о ее похоронах, а затем возвращается к себе в дом и встречается с мертвецами.
В первой части сна Адриан хочет нажиться на смерти Трюхиной, собираясь взять с ее наивного наследника больше денег, чем необходимо. А во второй раскрываются другие его жульничества: герой видит в своем доме обманутых им когда-то умерших людей. Кульминацией произведения являются угрозы и ругань мертвецов во сне Адриана.
Когда гробовщик уснул, в нем проснулась совесть. Она напомнила герою о первом обманутом мертвеце, с которого гробовщик начал свой жульнический путь, позволивший ему в итоге купить домик мечты.
Прохоров просыпается и понимает, что Трюхина не умерла, а все произошедшее было лишь плохим сном. Пробуждение героя составляет третью, наименьшую часть повести, которая является ее развязкой.
Гробовщика больше не гложут неприятные чувства, его уже не тяготит обида на соседей. А. Пушкин заканчивает повесть положительно: гробовщик впервые радуется, что Трюхина еще находится среди живых.
Кошмарный сон заставил героя пересмотреть отношение к живым людям и своим клиентам.
Своим произведением А. Пушкин в очередной раз говорит об ответственности за совершаемые поступки. Писатель напоминает о том, что совесть рано или поздно просыпается в любом человеке, прорываясь сквозь порочный круг его деяний.
Источник: https://vsesoch.ru/a-s-pushkin/1423-sochinenie-pushkin-lgrobovshhikr-osobennosti-kompoziczii.html