Сочинение на тему Всегда ли цель оправдывает средства в романе Преступление и Наказание, Достоевский читать бесплатно
Всегда ли цель оправдывает средства
Ф. М. Достоевский известен в русской литературе как титан социально-философских и психологических работ.
Наиболее известное произведение писателя, известное далеко за пределами его родной страны, это «Преступление и наказание». Достоевский работал над ним в 1860-х гг. Дата первой публикации – 1866-й год.
По сюжету в душе главного героя Раскольникова Родиона Романовича происходит душевный перелом, возможно, связанный с внешними обстоятельствами.
Он бросил учебу из-за отсутствия денет, ютится в жалкой коморке и кое-как оплачивает свое проживание противной старушке-процентщице. Сам по себе Родион Романович – человек немалых способностей и талантов.
Об этом говорит его статья в газете «О преступлении», в которой он выдвигает теорию о двух разрядах людей – низшем и высшем. По его теории первые – это обыкновенные люди, нуждающиеся в моральной строгости, а вторые – это новая каста людей, способных разрушать стереотипы и развивать общество.
Они способны на преступление, но в то же время являются «новыми законодателями».
Возможно, именно эта идея подтолкнула юношу на реальное преступление. Раскольников убил топором старушку-процентщицу и ее сестру, которая неожиданно нагрянула с визитом.
Есть ли ему оправдание? И оправдывала ли его цель средства? По этому поводу у критиков всегда мнения расходились. С одной стороны, он раскаивающийся в себе убийца, который жалеет всех, с кем несправедливо обошлась судьба. С другой стороны, он совершил тяжелый грех.
Убийство – это, в первую очередь, преступление против человеческой жизни, а это тяжкое преступление.
Если вчитаться в роман Достоевского, то можно заметить, что сам писатель оправдывает своего героя, утверждая, что «цель оправдывает средства». Но так ли это на самом деле? Он уверен, что человек «необыкновенный», то есть из той самой «высшей» касты имеет право на убийство.
С развитием сюжета, все же автор приводит своего героя к ошибочности его теории. Он следует той же логике, которая привела Раскольникова к убийству. В конце произведения мы видим, что справедливость восторжествовала и герой отправлен в каторжный острог.
Как бы то ни было, писатель показывает неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.
см. также:
Другие сочинения по произведению Преступление и наказание, Достоевский
Характеристики главных героев произведения Преступление и наказание, Достоевский
Краткое содержание Преступление и наказание, Достоевский
Краткая биография Федора Достоевского
Источник: https://sdamna5.ru/vsegda_li_tsel_prestuplenie
Две морали в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия.
Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях.
В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути исканий, поиска истины, например, в эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Достоевский был религиозным человеком, и смысл жизни для него заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, Достоевский отмечает прежде всего попрание нравственных законов, а не юридических.
С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя, возможно, избранным, «право имеющим». По Достоевскому, преступление Раскольникова в том, что он осмелился нарушить христианские заповеди в мыслях, а убийство — это преступление перед Богом.
Достоевский подробно исследует теорию Раскольникова в романе. Суть этой теории — «цель оправдывает средства».
Раскольников решает убить старуху-процентщицу, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей.
Он считает, что «необыкновенный» человек имеет право… сам разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия и единственно в том только случае, если исполнение его идеи того требует».
Достоевский не согласен с философией Раскольникова и заставляет своего героя самого в ней разубедиться.
Для того чтобы истина восторжествовала, автор следует той же логике, с помощью которой он привел Раскольникова к убийству.
Раскольников смог понять ошибочность своей теории и возродиться к новой жизни только через страдание. Так Достоевский показывает необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни.
Совершив убийство, Раскольников испытывает чувство «разъединенности с человечеством». Раскольников принужден сам на себя донести, чтобы хотя и попасть после этого на каторгу, зато примкнуть к людям.
Убийство провело между людьми и Раскольниковым непреодолимую черту: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его».
Раскольников не смог порвать с людьми.
Отчуждение от людей — неизбежный результат преступления Раскольникова. Он страдает оттого, что мать и сестра его, убийцу, любят. И тогда Раскольников идет к Соне, такой же грешнице, как он считает. Та помогает ему обрести смысл жизни, покорив его душу своим долготерпением, смирением и любовью к ближнему.
Для Сони (и для Ф. М. Достоевского) смысл жизни — в христианской любви, в сочувствии, в сострадании человека человеку. Она никому не навязывает свои убеждения, она лишь живет по своей морали. Раскольников самостоятельно приходит к Богу, убеждается в правильности Сониной теории: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? »
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://school-essay.ru/dve-morali-v-romane-fedora-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
Цель оправдывает средства преступление и наказание
Преступление и наказание: главные герои
Идею «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал шесть лет. В 1859 году он рассказал в письме брату, что собирается немедленно приступить к написанию романа-исповеди.
Сам писатель на себе испытал весь ужас каторжной жизни и хотел этим поделиться с читателями.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» был написан после его других шедевров — «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» были прелюдией к более грандиозной книге.<\p>
Почему Достоевский против утверждения «цель оправдывает средства» на пути к всеобщему счастью?
Можно утверждать, что его семь 7 семь романов являются основными произведениями, которые бы увенчались последним, итоговым романом о жизни революционера.
Однако смерть Фёдора Михайловича оборвала эти планы. Он успел написать только первую часть — «Братья Карамазовы».
Романы следовали в такой последовательности: «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».<\p>
Истинное и ложное сострадание в романе «Ф
Этот вопрос поднимался в произведениях Гоголя, Пушкина, Некрасова. Одно из ведущих мест занимает эта тема и в произведениях Достоевского.
Ярким примером тому является роман «Преступление и наказание», где протест против социальной и нравственной униженности личности сопряжен с поиском силы, которая могла бы вывести человека из духовного и социального кризиса, из расчетливого мира наживы в противостоящий ему мир доброты и правды. Людские страдания, несправедливость, царящие в мире, подвигли писателя на поиск различных путей спасения человечества, но Достоевский однозначно отвергает насильственные и революционные методы воздействия, он не приемлет право одного человека вторгаться в судьбы других людей, вершить их по своему усмотрению, благой целью оправдывать недозволенные средства.<\p>
Cочинение — Всегда ли цель оправдывает средства
Прожив с мужем целых, пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки.
«На шестую весну Катерины Львовниного замужества» судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив ей, возможность испытать самые нежное и возвышенное чувство – любовь, которое, к сожалению, оказалось для Катерины губительным.
На земле многие любили и любят, но для каждого любовь – нечто свое, личное, загадочное.<\p>
Преступление и наказание как философский роман
То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его.
Философская тема романа выражена в теории Раскольникова, изложенной в статье «О преступлении».
По убеждению героя, все люди делятся на две категории: одним дана власть над «дрожащим муравейником», а другим суждено всегда подчиняться властителям. Роман построен так, чтобы проверить эту теорию с помощью жизни.<\p>
Сочинение Достоевский Ф
Достоевский в своём романе « Преступление и наказание » рассматривает грех идеологический. Греховную теорию, которая чудовищна сама по себе и, кроме того, приводит к человеческим смертям. Роман Ф. М.
Достоевского « Преступление и наказание » можно отнести к разным типам. Он и философский, и социально-бытовой, и психологический. Но, пожалуй, главное место в нём занимает идеология одного из героев – Родиона Раскольникова.
Главный герой романа совершает убийство.<\p>
Критика индивидуалистического бунта в романе Ф
На смену дворянским революционерам пришли революционеры-разночинцы, которых попытался изобразить И. С. Тургенев в образе Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”. В романе Н. Г.
Чернышевского “Что делать?” представлена теория “разумного эгоизма”, которая во многом перекликается с теорией Раскольникова и проповедует принцип: “цель оправдывает средства”, разделявшийся многими разночинцами.
Подоб-вые теории существовали не только в России.
<\p>
Роман «Преступление и наказание» — это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдание и ошибки м я гущаяся человеческая душа к постижению истины.
Излагая главную мысль «Преступления и наказания» в письме М.Н. Каткову, Ф.М. Достоевский отмечал: «Это — психологический шнчет одного преступления.
» Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий н крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «незаконченным» идеям, которые носится в воздухе, решился разом выйти из скверного положения.
<\p>
На смену дворянским революционерам пришли революционеры-разночинцы, которых попытался изобразить И. С. Тургенев в образе Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”. В романе Н. Г.
Чернышевского “Что делать?” представлена теория “разумного эгоизма”, которая во многом перекликается с теорией Раскольникова и проповедует принцип: “цель оправдывает средства”, разделявшийся многими разночинцами.
Подобные теории существовали не только в России.<\p>
Даю 40 баллов! срочно! напишите сочинение по теме цель оправдывает средства?
На смену дворянским революционерам пришли революционеры-разночинцы, которых попытался изобразить И. С. Тургенев в образе Евгения Базарова в романе “Отцы и дети”. В романе Н. Г.
Чернышевского “Что делать?” представлена теория “разумного эгоизма”, которая во многом перекликается с теорией Раскольникова и проповедует принцип: “цель оправдывает средства”, разделявшийся многими разночинцами.
Подоб-вые теории существовали не только в России.
<\p>
Преступление и наказание» Достоевского как философско-психологический роман
Основные черты философии Раскольникова: деление человечества на два разряда, разрешение «крови по совести», утверждение мысли ч> том, что благая цель оправдывает преступные средства. (Подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Раскрытие этой проблематики дается прежде всего с помощью детального и глубокого изображения чувств, мыслей и переживаний Раскольникова.<\p>
Н. Толстого. Достоевский был религиозным человеком, и смысл жизни для него заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему.
Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, Достоевский отмечает прежде всего попрание нравственных законов, а не юридических.
С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому, что он совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их «тварями дрожащими», а себя, возможно, избранным, «право имеющим».<\p>
Книга: Двойники Раскольникова в романе Преступление и наказание
То есть, чем большую ценность представляет собой идея, тем меньше должны волновать способы ее достижения. Казалось бы, Раскольников в романе единственный, выдвигающий эту идею и пытающийся ей следовать.
Однако это не правда. То, что автор использовал прием антитезы, не является ни для кого секретом; но между Раскольниковым и другими персонажами проводятся также и параллели, создающие своеобразную систему двойников.
<\p>
Роль двойников в романе «Преступление и наказание»
который решил, что сильная личность имеет право пренебречь законами совести и морали для достижения своей цели. Цель у Раскольникова была благородная — спасти от унижения и гибели родных ему людей, собственную мать и сестру.
Но тут как раз мы сталкиваемся с одним из вечных вопросов: оправдывает ли цель средства? Достоевский, шаг за шагом раскрывая ложность теорий своего героя, описывая их губительные последствия для души Раскольникова, подводит нас к твердому убеждению, что нет в мире целей, способных оправдать преступление.
Источник: https://urist-rostova.ru/cel-opravdyvaet-sredstva-prestuplenie-i-nakazanie-49627/
Анализ произведения «Преступление и наказание» (сочинение-рассуждение)
Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».
Главный герой — Родион Раскольников
Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих».
Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право».
Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой.
В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним.
Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.
Внутренний конфликт
Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям.
Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей.
Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого.
Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.
Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»
В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию.
Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга.
Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою.
Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.
Сочинения по роману Достоевского «Преступление и Наказание»
<\p>
Источник: https://spadilo.ru/analiz-proizvedeniya-prestuplenie-i-nakazanie/
Сочинение на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», – Сочинения по литературе
Анализ и первые впечатления от романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»<\p>
Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром ему достается, что ее еще надо купить, заплатить за нее великим будущим подвигом…<\p>
Ф. М. Достоевский<\p>
Реакция читателя на этот роман неоднозначна.
Более того, часто можно услышать негативные отзывы о самом романе («хмуром и злом»), о главном герое («какой-же герой, если убийца»), об отсутствии в романе какой-либо положительной, доброй силы. Я тоже не могу ответить однозначно, понравился мне роман или нет.
Честно говоря, когда прочитаешь произведение, настроение не поднимается, но все же читать интересно, поскольку в романе уникально соединяется детективный сюжет с глубоким психологическим анализом. В романе поднимаются достаточно актуальные, современные проблемы. Каждый человек когда-то задумывается над критерием добра и зла и хочет обозначить для себя непростую грань между ними.
Жизнь каждый раз передвигает. И не всегда можно однозначно определить, что хорошо и что плохо. Сколько раз люди думали, что уничтожив физически соперника, врага, можно восстановить справедливость! Правда, многие не решаются на конкретные действия, считая себя слабыми, неспособными для роли исполнителя, но не отвергают саму идею — «вот если б кто другой совершил».
<\p>
Эта проблема испытать себя как исполнителя идеи и перед главным героем романа «Преступление и наказание» — Родионом Раскольниковым.
Возбужденное ужасами жизни воображение нанизывает эпизод за эпизодом: бросил университет и нет возможности устроиться на работу, в каждом письме от матери сквозь будничные строки — унизительный намек на нищету, любимая сестра — чистая, умная Дунечка — хочет пожертвовать собой ради семьи, собираясь замуж за несимпатичного ей человека, вокруг одни долги — и нет этому конца.
<\p>
А рядом — та же нищета: пьяный чиновник Мармеладов с его больной туберкулезом женой и малыми детьми, живущие на горько заработанные деньги старшей дочери Сони, которая продает свое тело, чтобы спасти семью от голодной смерти. Пьяная девочка на бульваре, десятки и сотни «униженных и оскорбленных «, живущих на чердаках и в подвалах, оставивших надежды на лучшее «завтра».
Раскольникову даже снится о том, как озлобленные серой, несчастной жизнью, ища выход в вине, пьяные люди вымещают свое зло, беду, обиду на других, более слабых — издеваются над старой лошадью, а потом забивают ее до смерти.<\p>
Герой чуток к чужой боли, он хочет помочь всем, даже незнакомым, установить равноправие в обществе.
Вот и приходит ему в голову мысль убить старую ростовщицу Алену Ивановну, а ее деньги, все равно «обреченные в монастырь», отдать тем, кого они могут спасти. «Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».
<\p>
Раскольников приходит к выводу, что единичное зло позволено, если главная цель хороша. Разговор студента и офицера, случайно подслушанный Раскольниковым, только убеждает его в верности этой идеи, а их предположение о возможном исполнителе убий ства только подтверждает его мысль о неординарности собственной личности.
Честно говоря, каждый из нас иногда считает себя лучше других, часто не замечая, что это вознесение себя над людьми может привести к отчуждению от людей и одиночеству, а от вседозволенности даже в будничном — один шаг к Ницше, Гитлеру.
<\p>
Реальный поступок все переворачивает с ног на голову: деньги тихонько пропадают, гниют под камнем на безлюдном дворе, а вместе с Аленой Ивановной Раскольников убивает ее сестру Лизавету, да еще, наверное, с будущим ребенком, — духовную сестру Сонечки Мармеладовой, с которой они обменялись нательными крестами.
А самое главное — Раскольников понимает, что не может находиться рядом с матерью и сестрой, так как перестал быть достойным их любви и уважения. Все это и составляет наказание, моральную кару, моральное самоистязание героя, против которого не выдвинуто обвинений и нет доказательств, но сам он не может спокойно жить.
<\p>
В сравнении с преступлением, на описание которого и на подготовку отведена одна часть романа, самоистязание в самосознании героя занимает в шесть раз больше места, а собственно признание — одна лишь строка. Что рядом с этим официальное наказание — восьмилетняя каторга! Она только поможет очистить душу страданием.
Раскольников считает, что теперь его место с теми, кто преступил. Вот так и появляется рядом внешне чистый и правильный Лужин с его подлой душой, способный возвести напраслину на беззащитную девушку даже в день смерти ее отца, чтобы достигнуть своей цели.
<\p>
«Мы одного поля ягоды», — говорит Раскольникову и Свидригайлов — человек, в котором переплетается доброе и мерзостное, который может довести до самоубийства подростка, спровоцировать смерть жены и помочь чужим сиротам, может забавляться, как куклой, шестнадцатилетней «невестой» и заботиться о том, чтобы ее больше не стали продавать, шантажировать любимую девушку тайной ее брата и смириться перед ее чистотой и человечностью. А Соня, которую Раскольников ставил ниже себя, считал слишком мягкой, слабой и беззащитной в этом жестоком мире, докажет ему необходимость снять грех с души, станет твердой поддержкой и другом.<\p>
Роман «Преступление и наказание» наталкивает на серьезные размышления, призывает переосмыслить моральные ценности и принципы, прийти к пониманию вечного закона ценности человеческой жизни, как чужой, так и собственной. И все-таки хочется найти положительного героя в романе, чтобы он не казался таким мрачным и беспросветным. Сначала даже кажется, что такой герой есть. Недаром же автор дал ему «говорящую» фамилию — Разумихин (первый вариант имени — Вразумихин).
Он тоже бедный студент, хороший товарищ, энергичный, умный человек, но, в отличие от Раскольникова, не лежит целыми днями на диване, доводя себя своими мыслями до крайности, а тихонько работает, зарабатывая своими занятиями по рублику на достойную жизнь. Будет невеста с небольшим приданым — можно и дело открыть. Тихо, спокойно, ласково, ни с кем не поссорившись, ничего не собираясь менять в государственном устройстве, а просто приспосабливаясь к нему.<\p>
Сравнив Раскольникова, поставившего себя выше людей, чтобы что-то сделать для них, с Разумихиным, который хочет быть одним из них, а жить для себя, приходишь к выводу, что никакой он не положительный герой. И снова хочу сказать, что мое отношение к роману «Преступление и наказание» неоднозначное, и что роман мне понравился. Но книга, вызвавшая столько размышлений, безусловно, интересная, важная и нужная.<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-prestuplenie-i-nakazanie/
Преступление и наказание Сочинение
Преступление и наказание. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”.
Именно там, на каторге, писатель столкнулся с “сильными личностями “, ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья других автор и его герой отвечают по-разному.
Раскольников считает, что возможно, так как это “простая арифметика”.
Не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает Лизавету и ее неродившегося ребенка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Бунт героя. лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества.
Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окончательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги спасение для обездоленных людей, считает Раскольников.
Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.
Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как “кровь по совести”.
Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои “двойники” Раскольникова. “Мы одного поля ягоды “, говорит Свидригайлов Родиону, подчеркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду все это логическое завершение мыслей Раскольникова.
Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: “Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”. Раскольников считает, что преступать закон могут только “настоящие люди”.
так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.
Эти идеи выражает Разумихин, приводя простые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.
К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать “ненужных” людей для блага униженных и оскорбленных? Он сам поднимается над людьми, становясь человеком “необыкновенным”. Поэтому Раскольников делит людей на “избранных” и “тварей дрожащих”.
И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: “. вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею.” Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.
Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писатель видит “величайшее счастье” в уничтожении своего “я”. в безраздельном служении людям эту “правду” Ф. М.
воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает революционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христианским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки.
Всепрощающая любовь Сони, ее вера убеждают Родиона “страдание принять” .
Он признается в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня возвращает Р-ва к людям, от которых он был отдален совершенным преступлением.
“Их воскресила любовь.” Разрушив “стройную” теорию Р-ва, его “простую арифметику”.
Достоевский предостерег человечество от опасности революционных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности.
Писатель считал, что “есть один закон закон нравственный”.
Источник: https://schoolessay.ru/prestuplenie-i-nakazanie-sochinenie/
Сочинение по роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” “Свобода и своеволие”
Сочинение ученицы 10-го класса Макиевской Кьяры «Свобода и своеволие» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
В своем романе «Преступление и наказание», опубликованном в 1866 году, Ф.М. Достоевский поднимает множество важных и актуальных во все времена проблем. В произведении рассматриваются различные социальные, психологические и философские проблемы. Из всех поднятых автором проблем наиболее меня привлекла проблема свободы и своеволия.
<\p>
Главным героем романа является бывший студент Родион Раскольников, абсолютно погрязший в нищете. Раскольников – интересная личность, добрый, отзывчивый молодой человек. Задавленный нищетой и трудными жизненными обстоятельствами, Раскольников начинает видеть во всем окружающем его мире исключительно бесправие, бедность и «грязь».
В такой угнетающей обстановке в голове Раскольникова рождается бесчеловечная теория. Теория Раскольникова представляет собой идею о разделении человечества на две основные группы: “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Первый тип – это люди, которые созданы для того, чтобы подчиняться. Их существование не приносит обществу пользу, а в отдельных случаях даже вредит.
Вторая группа людей противоположна первой. Это сильные и талантливые личности, способные к достижению любых целей. Ярким примером «право имеющих» Раскольников представляет себе Наполеона. Теория Раскольникова очень быстро овладевает его разумом, превращается в навязчивую идею: «…Я только в главную мысль мою верю.
Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…» Изначально Родион желал думать, что относится к тем самым «право имеющим».
В основе теории лежит утверждение о том, что обретение счастья для большинства возможно при уничтожении меньшинства, вредящего обществу. Тогда Раскольников решает «взять пробу» и убить старуху-процентщицу. По мнению Раскольникова, убийство старушки должно было пойти во благо обществу.
Однако, убив процентщицу, а впоследствии еще и ее беременную невиновную сестру, Раскольников не получает ожидаемого результата. Убийство послужило началом всех нравственных страданий и мук Родиона Раскольникова.
Идея Родиона заключалась в том, что сильная личность свободна от окружающих, независима, способна на преступление во благо, однако, совершив преступление, Раскольников окончательно утратил свою свободу. Раскольников начал постоянно испытывать разного рода страх, его поступок не принес пользу обществу.
И все равно главный герой не отказывается от своей теории, а лишь убеждается в том, что он «тварь дрожащая», принимая угрызения совести за проявление слабости, к которой , по его мнению, «право имеющий» не может быть способен.
<\p>
В романе автор не раз возвращается к теме свободы и своеволия и рассматривает эту проблему не только с позиции теории Раскольникова, но и со стороны его психологических двойников. Так что же такое свобода? Что такое своеволие? В чем различие этих похожих друг на друга терминов?<\p>
Своеволие есть вседозволенность.
Вседозволенность в поведении человека не гарантирует ему наличие внутренней свободы, что лишний раз доказывает исход проверки теории Раскольникова. Также вседозволенность, как принцип жизни, была избрана Свидригайловым и Лужиным и отлично применялась в их собственных теориях. Теория Свидригайлова схожа с теорией Раскольникова.
Свидригайлов верил, что ради главной цели можно делать зло и забыть о чести и порядочности. Разница лишь в мотивах преступлений. Раскольников верил, что убивает во благо отдельных людей, Свидригайлов же преступал закон из скуки. Крайняя и извращенная вседозволенность Свидригайлова пугала даже Раскольникова.
А в конечном итоге она измучила и самого Свидригайлова, окончательно потерявшего смысл жизни, решившего покончить с жизнью самоубийством. Теории Лужина по большей мере имели практический, отчасти деловой смысл. Одна из его теорий основывалась на принципе стремления человека к достижению исключительно личных целей, желании жить для себя одного, используя для этого все возможности, силы и абсолютно любые средства. Свою точку зрения Лужин подкрепляет гипотетическим примером существования двух людей, один из которых был бы одет в кафтан, а другой стоял бы рядом голый. Существует выбор, при котором первый либо разорвал бы кафтан и поделился со вторым, вследствие чего замерзли бы оба, либо оставил бы кафтан себе, но выжил бы только он сам. Лужин склонен ко второму варианту. Примечательно, что хоть теории Лужина и Свидригайлова в чем-то напоминают теорию Раскольникова, Раскольников не одобряет Свидригайлова и Лужина, а также их теории и отношение к жизни. Если Свидригайлов еще интересен Раскольникову, то Лужина он считает омерзительным.
Что же тогда свобода? Кто в романе Ф.М. Достоевского является свободным человеком? Я считаю, что по-настоящему сильной личностью, обладающей внутренней свободой, можно считать Сонечку Мармеладову.
Она, как и многие герои романа, совершила преступление, но, в отличие от всех выше описанных теорий и принципов жизни, она выбрала путь самопожертвования, ее действия обусловлены альтруизмом. Преступление было ее сознательным и свободным выбором, не ограничивающим ничью свободу.
Соне чужда мысль убийства кого-либо, даже тогда, когда первоначальные мотивы направлены на благую цель. Соня готова пожертвовать собой, но не кем-либо другим. Девушка не принимает «правду» Раскольникова, его теорию, причины преступления. Правда Сони заключается в ее вере в Бога, в надежде и смирении.
Вера помогает оставаться Соне чистой душой, несмотря на всю «грязь» вокруг нее, нищету, бедственное положение ее семьи и ее самой. Лишь благодаря Соне у Раскольникова есть шанс начать новую жизнь, отказаться от своей теории, заново увидеть истинный смысл жизни.
Таким образом, Ф.М. Достоевский не случайно формулирует теорию Раскольникова практически в самом начале романа, а дальше с каждой новой страницей опровергает, разрушает теорию главного героя, убеждая читателя в ее несостоятельности. Автор заставляет читателя задуматься о роли преступлений в нашей жизни, об их влиянии на человеческие души.
Ф.М. Достоевский убеждает читателя в том, что убийство, казалось бы, не влияющего ни на что человека, является тяжким грехом, не дарует свободу, а лишь калечит душу, отнимая все, что было до этого.
По мнению автора, каждый человек способен исправиться, измениться, изменить свою жизнь, начать сначала, но по окончании пути не у каждого найдутся на это силы, не каждого сможет кто-либо поддержать, наставить на путь истинный.
Человеческая свобода заключается в сохранении своих принципов при любых обстоятельствах, в вере, чистоте души, способности к самопожертвованию. Лишь такая свобода может считаться истинной, только к такой свободе стоит стремиться на протяжении всей своей жизни.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/03/21/sochinenie-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i
Сочинение «Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание»»
В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале “Русский вестник” роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора.
Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его “Пьяненькие” и описать в нем судьбу современного ему “маленького человека”, образ которого сохранился в итоге под именем Семёна Мармеладова. Однако в процессе создания произведения автора захватила новая идея: рассказать о развитии, воплощении и крахе некоей идеи, во многом похожей на популярную тогда идею бонапартизма.
Теория эта, по замыслу автора, должна была зародиться в голове молодого человека, студента, принадлежащего беднейшему классу, живущего в среде “униженных и оскорбленных”.
Но и этот роман о молодом мыслителе не сразу принял тот вид, в котором каждый из нас может его прочитать: в первых редакциях произведения повествование велось от первого лица, то есть читатель все видел и воспринимал точно так же, как и главный герой.
В дальнейшем Достоевский отказался от этого способа изложения и стал показывать нам все действия героя со стороны, так как при таком методе изображения можно легче и полнее показать все противоречия, возникающие между теорией “сильной личности” и “живою жизнью”.Одним из главных объектов романа Ф. М.
Достоевского “Преступление и наказание” является теория, созданная главным героем, Родионом Романовичем Раскольниковым.
Основная идея этой теории заключается в том, что все люди на Земле делятся на “обыкновенных”, “то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных”, и “необыкновенных”, “то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”.
Ключевым моментом этого разделения было то, что люди “необыкновенные” имеют полное право на преступление для достижения своей цели и способны пролить кровь “во имя лучшего”.Сутью и основным содержанием романа является своеобразный диалог автора и главного героя, результатом которого становится развенчание этой теории.
Раскольников решается на преступление не сразу, к убийству его подталкивают страдания человеческие: нелегкая судьба Мармеладова, встреча с пьяной девочкой на бульваре, сон о забитой Миколкой лошади и многие другие. Он решается проверить “тварь ли я дрожащая” или “право имеющий”, способен ли переступить через чужую жизнь ради спасения людей.
Несостоятельность теории главного героя начинает обнаруживаться уже во время совершения преступления.
В идеях Раскольникова нет строгой логической завершенности, и в самый неподходящий момент в злополучной квартире появляется сводная сестра Алены Ивановны – Лизавета. Ока является одной из тех “страждущих”, ради которых Родион Раскольников и идет на преступление, но ему пришлось убить и Лизавету, а также, вероятно, ее еще не рожденного ребенка.
Одним из подтверждений ложности высказанной теории является совершенное уединение главного героя от внешнего мира, людей, естественных человеческих чувств: “…Мрачное ощущение мучительного, бесконечного… отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его… Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более…
это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное”.
Раскольников 352после совершения убийства прячет награбленное под “большим неотесанным камнем” не только потому, что боится обыска в своей квартире, но большею частью потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления.
Душевное состояние Раскольникова совершенно отдаляет его от родных и близких: “…он стоял, как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли…”В роман Ф.
Источник: https://shdo.net/sochinenie-avtor-i-geroj-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-k-nakazanie/
Готовые школьные сочинения
Фев
01 2016
Преступление и наказание
Преступление и наказание. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоев-ским на каторге “в тяжелую минуту грусти и саморазложения”.
Именно там, на каторге, писатель столкнулся с “сильными лично-стями” ,ставящими себя выше нравственных законов общества. На вопрос: можно ли уничтожать одних людей ради счастья дру-гих автор и его герой отвечают по-разному.
Раскольников счи-тает, что возможно, так как это “простая арифметика”.
Не может быть в мире гармонии, если прольётся хоть одна слезинка ребёнка ( ведь Родион убивает Лизавету и её неродившегося ребёнка). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античело-веческая теория Родиона Раскольникова терпит крах. Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством общества.
Не случайно разговор с Мармеладовым стал последней каплей в чаше сомнений Раскольникова: он окон-чательно решается убить старуху-процентщицу. Деньги спасе-ние для обездоленных людей, считает Раскольников.
Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни.
Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как “кровь по совести”.
Писатель дальше развивает эту теорию, и на страницах романа появляются герои “двойники” Раскольникова. “Мы одного поля ягоды” ,говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от “принципов” и “идеалов” до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду всё это логическое завершение мыслей Раскольникова.
Не зря на себялюбивые рассуждения Лу-жина Родион отвечает: “Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать”.
Раскольников считает, что преступать закон могут только “на-стоящие люди” , так как они действуют на благо человечеству. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убий-ство недопустимо.
Эти идеи выражает Разумихин, приводя про-стые и убедительные аргументы, что преступлению противится человеческая натура.
К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе уничтожать “ненужных” людей для блага униженных и оскорблённых? Он сам поднимается над людьми, становясь чело-веком “необыкновенным”. Поэтому Раскольников делит людей на “избранных” и “тварей дрожащих”.
И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: “… вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…” Родион мечтает властвовать людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста.
Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христиан-ские принципы, Достоевский вводит в роман образ Сони. Писа-тель видит “величайшее счастье” в уничтожении своего “я” , в безраздельном служении людям эту “правду” Ф. М.
воплотил в Соне. Противопоставляя эти образы, Достоевский сталкивает ре-волюционное атеистическое бунтарство Раскольникова с христи-анским смирением, любовью к людям и Богу Сонечки.
Всепро-щающая любовь Сони, её вера убеждают Родиона “страдание принять” .
Он признаётся в преступлении, но только на каторге, постигая евангельские истины, приходит к раскаянию. Соня воз-вращает Р-ва к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.
“Их воскресила любовь…” Разрушив “стройную” теорию Р-ва, его “простую арифметику” , Достоевский предостерёг человечество от опасности революци-онных бунтов, провозгласил идею ценности любой человеческой личности.
Писатель считал, что “есть один закон закон нравст-венный”.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Преступление и наказание. . Литературные сочинения!
Источник: https://testsoch.net/prestuplenie-i-nakazanie/
Сочинение «Преступление и наказание» — социально-психологический роман
В своём романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский поднимает проблему психологии человека, его времени, в решении его житейских проблем.
Роман не утратил своей актуальности, так как вопросы затронутые в романе, не утратили смысла и в наше время.
Автор не раскрывает полностью ответы на затронутые вопросы, а заставляет читателей задуматься и самому сделать соответствующие для него самого выводы.
Главный герой романа нищий студент Раскольников. Он совершает тяжкое убийство.
Для того, что бы понять, что привело Раскольникова к убийству, Достоевский тщательно анализирует психологию героя романа, условия, в которых он живёт, окружающих его людей, ход его мыслей, в чём он прав, а в чём заблуждался.
Убийство стало реакцией Раскольникова на те условия и реалии того времени в котором он живёт. В те времена в Петербурге властвуют нищета и разврат, а сам Раскольников живёт в конуре, с низкими потолками и узкими стенами, и как он сам говорит, что они и его ум теснят.
Он хочет изменить свою никчёмную жизнь, такую же как и у множества других людей, хочет вырваться из этого болота и нищеты, доказать самому себе, что он не такой, он способен на большее, способен на то, что бы совершать в своей жизни перемены к лучшему.
У Раскольникова была своя теория о людях, согласно которой, все люди делились на два вида: «Обычные люди» и «необычные люди».
Необыкновенные люди согласно его теории вершат великие дела и имеют право и могут для достижения своих поставленных высоких целей перешагнуть через любые препятствия, стоящие у них на пути. В данном случае убийство он оправдывал своей же теорией сверхчеловека.
Тогда он решает проверить свою теорию на себе, и решается на убийство. Он убивает старушку и считает, что это преступление он как сверхчеловек загладит сотнями других хороших дел.
Совершив убийство, Раскольников не раскаялся, он пытается оправдать себя. Его теория изначально была неправильной. Но, поняв, что выхода у него нет, тяжкий грех за плечами не давший ему спокойно жить, показал ему, что он не сверхчеловек.
Устав от своих мыслей и от своего страха Раскольников решился в признании и сам сдался полиции.
Автор осуждает героя и его теорию о людях, а также те условия в которых они живут, благодаря которым, в их головах рождаются такие страшные преступления.
Данное сочинение, а также курсовые, отчеты по практике и даже диплом на заказ, вы можете получить, обратившись к специалистам на сайте https://diplombest.com.
Источник: https://iumka.ru/literatura/referaty-sochineniya/item/23665/
Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений.(По роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.)
Родион Романович Раскольников- главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей на гроб, в беднейшей части Петербурга.
Духота, толкотня, вонь, пьянство, “обилие известных заведений” – вот среда, в которой приходилось жить герою, вот где и зародилась его жестокая, антигуманная идея.
В чем же суть этой теории? Раскольников условно разделил всех людей на “необыкновенных”, имеющих право проливать кровь по совести, и “тварей дрожащих”, предназначенных для воспроизводства себе подобных, обязанных жить в смирении и подчиняться закону. К “право имеющим” он причислил Наполеона, Магомеда, Ликурга и, конечно же, себя…
Рядом с героем романа, по словам Д. И. Писарева, “приговоренным к преступлению”, всегда находится автор, опровергающий антигуманную идею Раскольникова, которая, по мнению Ф.М.Достоевского, не только бесчеловечна, но и в философском, и в практическом плане явно несовершенна.
Вот Раскольников условно разделил всех людей на два разряда, причисляя себя к высшему, но он, любящий сын и брат, не определил, к какой категории отнесет дорогих своему сердцу мать и сестру. Конечно, родные не могут стоять рядом с Магомедом, но и гордую, умную красавицу Дуню Родион, наверное, никогда бы не назвал “тварью дрожащею”и уж тем более ни ради какой идеи не убил бы .
Наделив себя правом проливать “кровь по совести”, Раскольников убивает скупую, богатую старуху- процентщицу, чтобы проверить свою теорию, продолжить на украденные деньги обучение и избавить семью от унизительного положения.
Однако при этом он не учитывает: захотят ли близкие ему люди воспользоваться награбленным. Зная гордость и набожность Дуни и Пульхерии Александровны, мы можем сказать, что ни копейки из этих денег женщины не взяли бы.
Да и сам Раскольников даже страшится прикоснуться к этим кровавым деньгам, сначала хочет их выкинуть (“поскорей, поскорей, и все выбросить”).
Так что же принесла герою проверка на принадлежность к высшему разряду? “Принцип-то” он “убил, а переступить-то не переступил”, а взамен получил только душевные муки. Муки только ему? Нет. И Дуня, и мать, и Разумихин, и Соня – все страдают от совершенного Раскольниковым преступления. И все это вызывает новые терзания в душе героя.
Но впереди его ждет еще одно испытание – осознание того, что он, убийца, встал в один ряд с такими подлецами, как Лужин и Свидригайлов, не понимающих философские размышления Родиона.
Так стоит ли биться за место среди “необыкновенных”, если там кругом лужины? Думаю, нет.
Именно к этой мысли приводит нас автор: нет, и не будет такой идеи, ради которой можно убить; человек, проливший кровь, – убийца, и нет ему оправдания.
Завершая свои наблюдения, хочу сказать , что Ф.М.Достоевский в своем романе доказал: идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление не имеет права на жизнь.
Вика
Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/dlya-uchenikov/ege-po-literature/sochineniya-po-literature/1853-ideya-rodiona-raskolnikova-o-prave-silnoj-lichnosti-na-prestuplenie-v-sisteme-avtorskikh-oproverzhenij-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie
Многообразие тематики романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Коллекция сочинений: Многообразие тематики романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Перерыть все вопросы в этом романе.
Ф. М. Достоевский
Такую цель поставил себе Ф. М. Достоевский перед написанием романа “Преступление и наказание”, “вершинного” произведения, детища его многолетних трудов. Перефразировав известного русского классика И. А.
Гончарова, хочется сказать, что в романе, как луч света в капле воды, отразился прежний Петербург, его рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы.
Действительно, круг тем и вопросов, затронутых автором, очень широк: от нравственных до социально-философских, требующих от писателя глубоких знаний в области религии, истории, а главное – понимание психологии человеческой души. Подобно Л. Н. Толстому, Достоевский всю жизнь посвятил разгадыванию “тайны человека”.
Сам он говорил: “…я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Великий гуманист, он овладел искусством постижения “диалектики человеческой души”, названной так с легкой руки Н. Г. Чернышевского. Думается, будет верно начать анализ многообразия тематики романа именно с проблемы гуманизма.
Преемник Пушкина, Гоголя в решении общечеловеческих проблем, Достоевский продолжает развивать тему “маленького” человека.
Философские аспекты раскрываются в романе и в протесте писателя против социальных устоев жизни, против положения, когда человек задавлен бедностью; и в вере автора в гуманные начала человеческой личности, сострадании автора своим героям; и в “боли Достоевского о человеке” (Добролюбов); и в утверждении, что человек не “вошь” и никто не имеет права отбирать у него жизнь, даже во имя самых высоких целей. Гуманизм романа заключается также в отрицании морали и нравственности мира индивидуалистов, в мучительном размышлении автора о роли благодеяний, религии и смирения в жизни людей.
Но перенесемся на страницы романа. В центре анализируемого произведения страшная правда жизни России середины XIX века, с её нищетой, бесправием, угнетением, подавлением личности, задыхающейся от бедности и сознания собственного бессилия, личности бунтующей.
Писатель проникает в глубины человеческой души, напряженно раздумывает о смысле и законах бытия и сам ищет ответы на многие философские вопросы. Пожалуй, самая главная из таких тем: имеет ли право человек лишить жизни другого, даже если это во благо человечеству.
Родион Раскольников, главный герой романа, – бедный студент, которому нечем заплатить за учебу в университете Петербурга, города мрачного, “враждебного”, вынужден временно бросить занятия.
Талантливый, гордый, мыслящий молодой человек “был задавлен бедностью”, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания честных и благородных людей.
Более нищеты Раскольникова мучила социальная несправедливость, с которой он встречался в трактирах и на улицах, в кварталах, где живут бедные люди. Студент знает, что “так доселе велось и так будет”, но не может не протестовать против такого положения.
Разделив общество “вшей”, “тварей дрожащих”, рабски покорных и людей “необыкновенных”, имеющих талант сказать “новое слово”, выразить протест, Раскольников терзается сомнением: “вошь ли я, как все, или человек”? Для проверки своих способностей он совершает преступление, убивает старуху-процентщицу – отвратительное, злобное существо, наживающееся на чужом горе. Примером Раскольникову служит Наполеон, о чем говорит эпиграф к роману “Мы все глядим в Наполеоны…” Этим поступком героя Достоевский напоминает нам о поисках молодежью 50-60-х годов XIX века путей самого глубокого – социального, нравственного, духовного обновления. Тема увлечения наполеонизмом достаточно широко представлена в романе и тесно связана с политическими проблемами: последствиями повсеместного обнищания, ростом преступности и пьянством, связанными с реформой 1861 года. Таким образом, тема нравственности тесно переплетается с политической.
Следующая тема – тема совести – раскрывается в главах, повествующих о том мучительном месяце жизни Раскольникова, который проходит с момента убийства до раскаяния. Все это время герой Достоевского находится в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе – борьбе с самим собой, со своей совестью.
Важно то, что Достоевский не заставляет Раскольникова отречься от своей теории, а лишь определяет место героя в обществе “тварью дрожащей”.
Бесконечно анализируя результаты своего жестокого эксперимента, молодой человек столкнулся с беспощадной истиной: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг: “Я не старушку убил – я себя убил”.
Еще одна тема романа – тема жертвенности – находит отражение в образах Дуни Раскольниковой и Сони Мармеладовой. Здесь автор ищет ответ на вопрос: нужно ли жертвовать собой во имя счастья близких. Как чувствуют себя и принимают ли жертву те, во имя которых она принесена?
Раскольников как брат не мог согласиться с неравным браком по расчету своей сестры Дуни и чиновника Лужина, холодного, бессердечного и черствого эгоиста, который хочет выгодно купить красивую, но бедную девушку, надеясь, что она всю жизнь будет ему благодарна.
Родион понимает, что мать и сестра идут на это ради него, веря, что Лужин поможет ему окончить юридический факультет и “выйти в люди”. Мать, Пульхерия Александровна, – тихая и забитая жизнью женщина, испытавшая много унижений, снова и снова готова испытать их, если это нужно для счастья её сына. Она с тяжестью и болью в сердце принимает жертву Дуни, дает согласие на брак.
Так Достоевский показывает следствие бедности – беззащитность людей. Именно беззащитна вся семья Раскольниковых.
Намечающийся брак Дуни – не что иное, как продажа девушки, и в этом отношении судьба сестры Раскольникова мало отличается от судьбы Сони Мармеладовой. История жизни этой девушки исполнена волнением и негодованием писателя против существующих порядков, обрекающих человека на поругание.
Страшны слова Мармеладова о том, как старшая дочь Соня пошла продавать себя, а он в это время “лежал пьяненький”, неспособный сделать хоть что-нибудь ради её спасения. Да, Соня тоже приносит себя в жертву, чтобы помочь семье.
Девушка погубила себя, но спасла ли она кого-нибудь? Увы, жертва, приносимая какому-то ненасытному и всегда голодному божеству, жертва, ужас которой в том, что она бессмысленна, ничего не меняет, но показывает как важно, то что люди умеют поступаться собой во имя счастья других.
Образ Сони Мармеладовой воплощает в себе, кроме жертвенности, еще и христианскую любовь, веру в покаяние и всепрощение. Это самая тонкая, самая трепетная тема, важна для писателя, человека глубоко религиозного.
Вера помогла девушке сохранить душу чистой, как родниковая вода, выжить среди грязи и разврата петербургской жизни. Недаром Соня говорит: “Что ж бы я без Бога-то была…”.
Образы главных героев помогают автору донести до читателя идеи великого терпения и ненасытимого страдания.
Мастерство Достоевского как философа-романиста непревзойденно.
При подробном рассмотрении роман “Преступление и наказание” распадается на множество микротем: это и описание психологии “хозяев жизни”, проблемам “маленького человека”, мира “униженных и оскорбленных”, индивидуалистического бунта и социального протеста, проблемы преобразования жизни. Таким образом, “Преступление и наказание” относят к жанру романа, потому что наряду с большим количеством персонажей он включает в себя сюжетных линий и многообразие тематики.
Источник: https://rlspace.com/mnogoobrazie-tematiki-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/