Согласны ли вы с утверждением ф.м. достоевского: «эгоизм умерщвляет великодушие»?

“Эгоизм умерщвляет великодушие” Ф.М.Достоевский Сочинение по цитате с двумя аргументами из литературных произведений

Человеческая природа не лишена эгоизма. Эта черта, заставляющая ставить свои потребности и желания выше потребностей и желаний других людей, проявляется по-разному у каждого человека.

Великодушие – это понятие, совершенно противоположное понятию эгоизма. Прежде всего, это способность жертвовать, уступать, идти на компромиссы. По моему мнению, Ф.М.

Достоевский прав, утверждая, что эгоизм уничтожает великодушие в человеке, ведь себялюбие делает невозможным предпочтение чужих интересов собственным.

Обратите внимание

Эгоистичного героя представляет нам и сам Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников – не просто эгоист, он эгоист-идеолог.

На алтарь собственной теории об «обыкновенных и необыкновенных» людях он положил две невинные души: старухи процентщицы и ее младшей сестры Лизаветы. Раскольников, как и любой убийца, возомнил, что может решать человеческие судьбы, пускай даже никому и не нужные.

Такое поведение является следствием высшей степени эгоизма, который побудил уверенность действий героя. После убийства все действия Раскольникова — это попытка оправдаться, но только перед собственным «я».

Его, в сущности, не волнуют проблемы положения своей сестры Дуни или Сони Мармеладовой. Чужое страдание он перекладывает на свой воспаленный ум, в котором нет места великодушию.

Еще одним эгоистом русской классики является Григорий Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Эгоизм этого загадочного и вечно скучающего героя выражается в желании и умении играть чувства других людей. В этом плане очень показательна история с дочерью горского князя Бэлой, которую полюбил и выкрал Печорин.

Григорий совсем не собирался жениться на Бэле, она привлекала его все то время, пока дичилась его. Удивительно, как ее сердце смогло полюбить Печорина, ведь он своим поступком опозорил ее честь и честь ее отца.

Конец этой истории весьма печален, ведь для Печорина Бэла была лишь игрушкой, и вскоре его чувства к ней охладели, а его эгоизм привел к смерти молодой девушки, которая была смертельно ранена мстительным Казбичем.

Таким образом, эгоизм – это едкое качество, которое разъедает человеческую душу, не оставляя в ней места ни для каких других чувств, кроме себялюбия. Эгоизм – это удел слабых, одиноких людей, которые не способны на все лучшие человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание.

Важно

Такая слабость и неспособность испытывать что-то хорошее вытесняет и великодушие – одно из самых благородных человеческих качеств.

Но я считаю, что эгоизм – это не приговор, и каждый человек способен решать, может ли он быть достаточно сильным, чтобы делать маленькие шаги к возрождению своей души.

Оцени ответ<\p>

Источник: https://uchiru.net/russkij-yazyk/page6016436.html

«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский) – Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека – представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения».

Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого.

Печорин – это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.Но самое главное, Печорин – эгоист, и эгоист без цели в жизни.

Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится.

Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное -удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста.

Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы.

И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма.

Совет

Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли.

При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…»,-пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер.

И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление.

Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», – так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему.

У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «…

хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нем все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души.

Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется». Это и понятно нам, читателям. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

Читайте также:  Идейно-художественное своеобразие повести «судьба человека»

В этой повести Максим Максимыч говорит о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» Эгоизм Печорина убил его, он не давал ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за все последует наказание. И смерть в пути -это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.

Источник: https://express5top.ru/index.php/home/sochineniya-na-svobodnye-temy/21-egoizm-umershchvlyaet-velikodushie-f-m-dostoevskij.html

«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (Ф. М. Достоевский) (по одному из произведений русской литературы XIX в.)

«Эгоизм умерщвляет великодушие…». Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — это выдающееся произведение, которое было написа­но на основе фактических материалов о восстании Пугачева. В своем произведении Пушкин показыва­ет реальные события из истории крестьянского дви­жения в России.

В произведении есть немало персонажей, достойных обсуждения. Но мне бы хотелось написать о Швабри- не, так как этот образ, по моему мнению, как нельзя лучше иллюстрирует высказывание Ф. М. Достоев­ского о том, что «эгоизм умерщвляет великодушие».

Для Швабрина вопросы чести и долга не значат ничего. Он с легкостью присягает Пугачеву, лишь бы только остаться в живых. Швабрин, как и Гринев, является собирательным образом. На первый взгляд он кажется очень умным, веселым, светским челове­ком, но в действительности таковым не является.

Во-первых, его знания очень поверхностны, а чи­тая французскую литературу, он не только духовно не обогатился, но и развил в себе беспринципность и эгоизм. Во-вторых, Швабрин считает себя великим человеком, которому позволено все. Этого человека становится безумно жалко.

Обратите внимание

В Петербург он больше не вернется, а карьеру восстановить не получится. В та­кой переломный момент Алексей Иванович как раз и переходит на сторону Пугачева. Швабрин ненави­дит всех людей, боится Пугачева, а цели восстания ему неизвестны.

Но главным позором Швабрина было не предательство перед императрицей, а попытка насильно женить на себе Машу Миронову. Этот посту­пок очень хорошо показывает подлость и низость его на­туры.

Образы Швабрина и Гринева противоположны. Они оба гвардейские офицеры, но отношение к воен­ной службе и к жизни у этих людей очень различает­ся. Для Гринева самое главное в жизни — это долг, честь и любовь, Швабрину же все эти понятия незна­комы. Ради сохранения собственной жизни он без тру­да может пожертвовать всем.

Очень образованный человек оказывается очень завистливым и слабоха­рактерным. На мой взгляд, Швабрин очень завидует Гриневу, поэтому и пытается всячески разрушить его счастье. Человек может поражать всех своей внеш­ней красотой (умением красиво говорить и писать стихи), но пугать своим внутренним миром.

Мы прак­тически ничего не знаем о его прошлом, но ясно одно: в этой жизни его никто и ничего не ждет.

Швабрин и Гринев так же по-разному относятся к любви. Петр Андреевич готов отдать Маше всего се­бя, пойти на все, лишь бы она была счастлива. Из-за нелестного отзыва о возлюбленной Гринев вызывает соперника на дуэль.

Он никому не может позволить оскорблять свою невесту, ведь она для него является главным сокровищем, которое он будет оберегать всю жизнь.

Уезжая в отряд к Зурину, Гринев отправляет Машу в деревню к своим родителям, чтобы с ней ниче­го не случилось.

Важно

Швабрин действует опять противоположно своему сопернику. Он пытается заполучить Машу силой, про­тив ее воли. Ему безразличны ее чувства и желания, поэтому его отношение к Маше никак нельзя назвать любовью. Это скорее месть Гриневу.

На протяжении всего действия повести Петр Гри­нев делает все на благо народа. Его приятельские отношения с Пугачевым — это вовсе не переход на вражескую сторону. В Оренбурге Гринев воюет с башкирами, которые были союзниками Пугачева. Из его поступков видно, что честный человек будет честен до конца.

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринева. Его отправляют в Казань, в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева. На суде против него выступает его давний враг Швабрин, об­виняющий Гринева в шпионаже по приказу Пугаче­ва. Но даже подлость бывшего приятеля не позволя­ет Петру Андреевичу вмешивать Марию в свои дела. Безопасность близкого человека для него самое глав­ное.

Как известно, добро всегда побеждает зло, и спра­ведливость всегда восторжествует. Злодей Швабрин так и остался со своей ненавистью один на один, а Гринев и Маша прожили долгую и счастливую жизнь, как и положено в поучительной истории.

Источник: https://www.prepodka.net/egoizm-umershhvlyaet-velikodushie-f-m-dostoevskij-po-odnomu-iz-proizvedenij-russkoj-literatury-xix-v/

«Эгоизм умерщвляет великодушие…» (По роману Лермонтова «Герой нашего времени»)

Actionteaser.

ru – тизерная реклама <\p>

«Самолюбие — это соль жизни», — утверждает Гончаров в своем романе «Обломов». Действительно, это чувство, которое очень часто путают с себялюбием, много значит для человека, для его судьбы.

Чаще всего, для того, чтобы изменить свою жизнь, нам необходимы какие-то сильные эмоции, взрыв чувств, ураган.

Но ведь и для повседневной жизни, для того, чтобы не потеряться в ее беспросветной серости, в лабиринтах ее однообразности, люди нуждаются в постоянном движении, в соревновании.

И именно самолюбие подталкивает нас, заставляет постоянно меняться, незаметно, но достаточно ощутимо в сравнении с прошлым. Самолюбие не позволяет человеку превратиться в безвольное существо, которому ни до чего нет дела. Самолюбие, безусловно, помогает человеку в достижении цели, в самосовершенствовании.

Но, к сожалению, часто случается так, что человек, какими бы благородными ни были его намерения, из самолюбия забывает о ближних.

И тогда такое важное и порой необходимое чувство тратиться лишь на мелкие пошлости жизни, на ничего не стоящие глупости, да мало ли еще способов рассыпать соль. Но и не это самое страшное.

Гораздо хуже, когда ко всему прочему прибавляется эгоизм. Именно это низкое, отвратительное чувство является следствием себялюбия, растраченного самолюбия.

«Если ты ее не любишь, то зачем же ее преследовать, тревожить, волновать ее воображение?.. О, я тебя хорошо знаю!» — говорит княжна Вера Печорину в повести М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Она действительно прекрасно знала этого человека, до крайности эгоистичного, самовлюбленного и себялюбивого.

И она вновь доказывает это в своем прощальном письме: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразно».

Совет

Печорин не может любить, это человек, все действия которого направлены лишь на удовлетворение собственных потребностей. Никто не поспорит с тем, что он личность необыкновенная и сильная. Но нужна ли эта сила, когда она лишь для себя и ни кому дарить ее он не желает?

«В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так истинно привлекательно», — продолжает изобличать своего возлюбленного княжна.

Да, слова эти из ее уст равносильны признанию в любви, но от этого не теряют они своей правдивости. Человек, в ком столько противоречий, ненависти к окружающим, не может быть великодушным, хотя бы потому что у него нет времени думать о ком-то, кроме себя.

Читайте также:  Нигилизм в образе базарова

Такие люди и любить-то не умеют, потому что, любовь — это, прежде всего, самопожертвование, которое возможно лишь при великодушии.

Жизнь его сосредоточена на себе самом, на анализе собственных поступков и самосовершенствовании. Нередко Печорин наблюдает и за другими людьми. Но делая выводы из своих «опытов», этот человек лишь каждый раз убеждает себя, что мало на земле людей достойных.

Он не утруждает себя вопросами нравственности. Зачем? Ведь все можно подчинить все разуму и подробному анализу.«Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…» –пишет доктор Вернер в последней своей записке Печорину после убийства Грушницкого.

А «героя» нисколько не беспокоит тот факт, что он лишил человека жизни. По крайней мере, на страницах дневника это не находит отражения. Эгоизм его простирается настолько, что, боясь, побеспокоить свою совесть, он вполне спокойно закрывает глаза на свой грех.

Без сомнений грех, пусть даже это и была дуэль.

Actionteaser.

ru – тизерная реклама <\p>

Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча, Лермонтов не только показывает нам сущность его «героя», но также и то, на что эгоизм этот способен: «Он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел, но потом жадно схватил его руку обеими руками: он еще не мог говорить».

«Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется».

А ведь при встрече со старым другом необходимо было не столько великодушие, сколько человеческая любовь и понимание, тепло души. Нет, Печорин не способен на такие чувства. Его эгоизм убил в нем все это.

«Герой нашего времени» — это повесть о крайне эгоистичном человеке, не способном на нечто человеческое. Печорин изучает людей, словно подопытных животных. И смеется над их слабостями, не понимая, что они-то и есть их главное оружие.

«Я давно уж живу не сердцем, а головою, Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия — пишет Печорин в своем дневника.

Обратите внимание

И возможно, в этом и заключается причина его жесткости и неумения любить и сострадать людям.

Человек, не испытывающий элементарного сочувствия к самому себе, не может быть великодушным к другим, потому что себя нисколько не жалеет.

«А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» пророчествует Максим Максимыч. Действительно, эгоизм Печорина не оставляет ему надежды ни на понимание других людей, ни на снисхождение судьбы к его грехам. Он другим не прощал великодушно, ему также не простят.

Actionteaser.

ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://sochineniya-na5.ru/egoizm-umershhvlyaet-velikodushie-po-romanu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

” Эгоизм умертвляет великодушие ” Ф. М. Достоевский ( по роману Л . Н . Толстого ” Война и мир ” ) – сочинение по “Война и мир” Толстой Л. Н

Мы не устаем повторять, что равного в литературе Толстому нет. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому показать жизнь целого народа, целой нации, целой страны, имя которой — Россия.

Герои его романаэпопеи ” Война и мир “, как положительные, так и отрицательные, относятся, прежде всего, к среде высшего, правящего дворянства.

Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

Как правило, у Толстого положительные женские образы обладают чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с «большим светом», который Толстой рисует отрицательно.

Анна Павловна Шерер, Анна Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себе порочные черты своего класса.

Каждый герой — порождение среды, и каждый чувствует себя в этой среде как рыба в воде.

Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, то наилучшими представителями этих групп будут соответственно являться Элен и Наташа. И Наташа, и Элен — женщины одного круга, светские дамы, но как различны они по характеру и воспитанию.

Важно

Элен — это воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Красота ее холодна и мертва.

Автор описывает ее ” белизну плеч “, ” глянец волос и бриллиантов “, ” не изменяющуюся улыбку “, ” очень открытую грудь и спину ” — ” античную красоту тела”.

Она напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой совсем не упоминает о ее глазах, а ведь ” глаза – это зеркало души”. Элен является олицетворением порочности и безнравственности. На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит.

По своей сути, это маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы.

Если рассказ одного из гостей салона Шерер производил какоелибо впечатление, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое же выражение, какое было на лице фрейлины.

Затем она снова переходила к ” сияющей улыбке “. Наташа Ростова красива совсем поиному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем.

У неё слишком большой рот и худые плечики, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервые на балу, Наташа так мало похожа на светских барышень, так отчетлив контраст между ней и «светом ». Наташа — щедро одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она вовсе не похожа на Элен, Жюли, Шерер.

Семья Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов. Уклад жизни Ростовых, обычаи, традиции — все это русское, национальное.

Совет

Они впитали в себя дух народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, легко идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой. К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тянутся лучшие люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов.

Постоянно изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг, Наташа может «зареветь, как ребенок», то есть быть естественной и не стесняться этого.

Она не способна играть роль, не зависит от постороннего взгляда, может нарушить этикет. Она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик — отражение богатейшего мира ее чувств.

Общество видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму. Наташа выглядит не красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрей осознаёт красоту вокруг и понимает, что жить стоит. Ему хочется действовать, делать людям добро.

Противоположное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще до женитьбы он чувствовал какойто обман, ненатуральность их отношений. К сожалению, лишь после свадьбы он понимает всю ничтожность и низость этой женщины. Наташа, напротив, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Она никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует всем ради людей.

Она любит свою Родину, свой народ, в который верит и которым гордится. В душе ее есть чтото неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы. Трудно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «сны чанга» для читательского дневника (и. бунин)

Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Везде видна ее нежная, естественная душа.

Вот она плачет с Соней, только потому, что плачет подруга; вот она искренне радуется, когда видит, что Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть не плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет честно, душой. Пусть она неопытна, зато она постоянно изменяется. Это у Элен все заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего света.

Обратите внимание

Поэтому жизнь Элен — однообразна и скучна. А у Толстого «спокойствие — душевная подлость». Никогда не видим мы спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а главное — хочет всем помочь. Элен не способна стать матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни.

Для неё брак – лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера, – наглядное тому подтверждение. Семья и дети не играют в её жизни никакой роли.

Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения. Вот Наташа – женщина в прямом смысле слова. Дочь, сестра, жена, мать – вот основные жизненные положения женщины.

Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина. Лучше быть ” плодовитой самкой “, чем ” великосветской львицей “.

Источник: https://www.uznaem-kak.ru/egoizm-umertvlyaet-velikodushie-f-m-dostoevskij-po-romanu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir-sochinenie-po-vojna-i-mir-tolstoj-l-n/

«Эгоизм умерщвляет великодушие» (Ф. М. Достоевский) (По одному из произведений русской литературы XIX века) — Сочинение по произведению Л. Н. Толстого «Война и мир»

Ты да я не устаем повторять, что равного в литературе Толстому в отлучке. Почему? Огромный дар и художественная неповторимость позволили Толстому изобразить жизнь целого народа, целой нации, целой страны, название которой — Россия.

Герои его романа-эпопеи “Военные действия и мир”, как положительные, так и отрицательные, относятся, раньше всего, к среде высшего, правящего дворянства.

Толстой нарисовал широкую картину жизни дворянского общества, изобразил его со всеми присущими ему достоинствами и недостатками.

По образу правило, у Толстого положительные женские образы обладают чертами исключительности, и судьбы их в романе развиваются в столкновении с “большим светом”, что Толстой рисует отрицательно.

Анна Павловна Шерер, Ная Михайловна Друбецкая, Жюли Карагина, Элен Безухова несут в себя порочные черты своего класса.

Каждый герой — вызывание среды, и каждый чувствует себя в этой среде равно как рыба в воде.

Если сравнивать отрицательные и положительные женские образы в романе, в таком случае наилучшими представителями этих групп будут соответственно проявляться Элен и Наташа. И Наташа, и Элен — женщины одного круга, светские дамы, так как различны они по характеру и воспитанию.

Важно

Элен — сие воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, ископаемые организмы. Красота ее холодна и мертва. Автор описывает ее “белизну плеч”, “лоск волос и бриллиантов”, “не изменяющуюся улыбку”, “без памяти открытую грудь и спину” — “античную красоту тела”.

Симпатия напоминает красивую, но бездушную статую. Толстой во всех отношениях не упоминает о ее глазах, а ведь “прожектора — это зеркало души”. Элен является олицетворением порочности и безнравственности.

Получи и распишись ее прекрасном лице всегда улыбка, но симпатия ничего не значит. По своей сути, сие маска, скрывающая пустоту души и отсутствие интеллекта светской дамы. Разве рассказ одного из гостей салона Шерер производил какое-либо чувство, Элен оборачивалась к хозяйке салона и принимала такое но выражение, какое было на лице фрейлины.

Далее она снова переходила к “сияющей улыбке”. Наташа Ростова красива дочиста по-иному. Никакой особой привлекательности во внешнем облике я не замечаем.

У неё слишком большой рот и худые планка, но она привлекательна своей искренностью и непосредственностью. Появляясь впервинку на балу, Наташа так мало похожа получай светских барышень, так отчетлив контраст между ней и “светом”.

Наташа — не скупясь одаренная натура, обладающая поэтическим мироощущением, она совсем не похожа на Элен, Жюли, Шерер. Дом Ростовых подобна тем семьям, из которых выходили жены декабристов.

Строение жизни Ростовых, обычаи, традиции — все это русское, национальное.

Они впитали в себя дыхание народа с его жизнерадостностью, умением стойко страдать, без (труда идти на жертвы не напоказ, а со всей душевной широтой.

К Ростовым и к всеобщей любимице Наташе тянутся цвет люди: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Василий Денисов.

Совет

Не покладая (не покладаючи) рук изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее кругом, Наташа может “зареветь, как ребенок”, в таком случае есть быть естественной и не стесняться этого.

Симпатия не способна играть роль, не зависит с постороннего взгляда, может нарушить этикет. Она может сбавить и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Не иначе такая жизненная изменчивость и безыскусственность в Наташе и симпатична Толстому вследствие того что, что ее облик — отражение богатейшего мира ее чувств. Ватага видит в Элен прекрасную, нежную, светскую даму.

Наташа выглядит неважный (=маловажный) красивой, а лишь простой и счастливой девушкой. Благодаря этой жизнерадостности Андрюня осознаёт красоту вокруг и понимает, что жить достаточно. Ему хочется действовать, делать людям добро. Обратное, тяжелое чувство вызывает у Пьера Элен. Еще впредь до женитьбы он чувствовал какой-то обман, наигранность их отношений.

К сожалению, лишь после свадьбы некто понимает всю ничтожность и низость этой женщины. Наташа, в противоречие, как и другие положительные герои романа, истинная, деятельная патриотка. Симпатия никогда не станет поступать, как Берги, и пожертвует по всем статьям ради людей.

Она любит свою Родину, наш народ, в который верит и которым гордится. В душе ее упихивать что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту природы. Бедственно себе представить Элен на месте Наташи. В Элен пропал ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма.

Симпатия не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа а поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. Куда н видна ее нежная, естественная душа.

Вот возлюбленная плачет с Соней, только потому, что плачет посестрея; вот она искренне радуется, когда видит, отчего Соня с Николаем счастливы; вот она, чуть приставки не- плача от жалости, отказывает сватающемуся Денисову. Наташа живет безгрешно, душой. Пусть она неопытна, зато она неослабно изменяется.

Это у Элен все заранее продумано и делается в среднем, как положено по неписаным законам высшего света. Отчего жизнь Элен — однообразна и скучна. А у Толстого “безмятежность — душевная подлость”. Никогда не видим я спокойной Наташу, она волнуется, переживает за близких, а базис — хочет всем помочь.

Обратите внимание

Элен не способна случаться матерью, ибо она разменяла себя на забавы великосветской жизни. Угоду кому) неё брак — лишь средство благополучия. Замужество Элен, избравшей себя в мужья разбогатевшего Пьера, — наглядное тому верификация. Семья и дети не играют в её жизни неважнецкий роли.

Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственного назначения. Вона Наташа — женщина в прямом смысле слова. Дочь, медицинская сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения прекрасный пол. Мир семьи — это основа человеческого общества, и доспешница в нем — женщина.

Лучше быть “плодовитой самкой”, нежели “великосветской львицей”.

Источник: https://sochbox.com/quot-egoizm-umershhvlyaet-velikodushie-quot-f-m-dostoevskij-po-odnomu-iz-proizvedenij-russkoj-literatury-xix-veka-sochinenie-po-proizvedeniyu-l-n-tolstogo-vojna-i-mir/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]