Анализ произведения тургенева «воробей»

Анализ стихотворения Тургенева Воробей

В «Воробье» есть два главных героя, которые играют очень важную роль в раскрытии смысла произведения. Главное действующее лицо – это охотничья собака Трезор. Трезор сначала кажется беспощадным, не знающим жалости псом. А оказалось, что он очень глубоко чувствует материнскую любовь.

Он ошеломлён тем, что такая маленькая птица такая смелая и гордая. Второе действующее лицо – это мать птенчика, которая не испугалась этой огромной собаки и ринулась на помощь, рискуя своей жизнью ради своего птенчика. Она сразу, не задумываясь, бросилась защищать своего детёныша. Этот поступок показывает, что она очень сильно любит своего птенчика.

Действие автор передаёт очень ясно и понятно, что на земле нет ничего сильнее, чем материнская любовь. Мы видим, что в душе собаки борются два чувства: первое – это чувство гончей, увидевшей добычу, второе – признание силы материнской любви. И Трезор уходит смущённым.

Обратите внимание

Автор в этом произведении приписывает собаке человеческие качества: Трезор останавливается, пятится, смущается, признавая силу любви. Идея стихотворения в том, что любовь сильнее смерти и страха смерти, что только её, любовью, держится и движется наша жизнь. Это чувство присуща не только людям, но и животным.

Автор этим хотел сказать, что надо беречь друг друга, жалеть других и ценить любую жизнь. Видно, что автор очень любит жизнь, природу, животных. Ведь животные – наши соседи на Земле. Этот жанр хорош тем, что основные жизненные принципы, вопросы, проблемы даются и решаются в поучительной, лёгкой и доступной форме.

Когда читаешь стихотворение в прозе, то кажется, что надо разгадать какую-то загадку.

И читателю хочется разгадать её, понять, что хотел сказать и донести до нас автор.<\p><\p>

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс

Урок-анализ стихотворения в прозе “Воробей” Ивана Сергеевича Тургенева. Рассчитан на одно занятие с использованием приемов критического мышления. Прием “Чтение с остановками” используется, чтобы заинтересовать учащегося содержанием произведения, привлечь его к осмысленному чтению.

Стихотворение в прозе «Воробей»

Воробей Воробышек Воробьишка

Чтение с остановками (часть 1)

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Молодой воробей Старый воробей Собака

Работа с текстом (часть 1)

Чтение с остановками (часть 2)

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Задание: сопоставить свой вариант с авторским. Что оказалось неожиданным?

Важно

Вопрос: О какой силе пишет автор? Что это за сила-сильнее воли сбросила старого воробья с ветки, не остановила перед собакой?

Работа с текстом (часть 3)

Я поспешил отозвать смущённого пса – и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Только ею держится и движется жизнь

Анализ позиций на тему. Сила – это…

Задание: Показать, сравнить позиции .

Найти способы изображения позиций

(благодарить, благовест, благодарность и т.д.)

(Благоговение– это глубочайшее почтение, уважение, которое может испытывать человек к кому-либо, или чему-либо)

  • Серия миниатюр «Стихотворения в прозе» – итог жизни писателя, философское ее осмысление, отражение сокровенных мыслей и чувств.

    Большинство произведений цикла полны грусти, одиночества и размышлений о скоротечности жизни, характерных для пожилого человека. Но миниатюра «Воробей» написана в оптимистичных тонах. В ней звучит настоящий гимн жизни и любви, перед которыми бессильно любое зло.

    В нескольких словах Тургенев обрисовывает настоящую жизненную драму. Главные ее герои – животные. Однако читатель ясно понимает, что речь идет о самоотверженной любви вообще, и не только родительской.

    Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка. Охотничий пес Трезор вовсе не является воплощением зла. Он больше олицетворяет судьбу, рок.

    Собака, подчиняясь инстинктам, хватает дичь. Ее не волнует, что это всего лишь желторотый птенчик. Для маленького воробья пес является «громадным чудовищем».

    Птица трепещет от ужаса, но не может «усидеть на высокой, безопасной ветке» и бросается спасать «свое детище» .

    Самоотверженность взрослого воробья заставляет собаку пятиться. Трезор ошеломлен героизмом маленькой птицы. Он уважает силу, которая заставила воробья жертвовать собой ради птенца и, пусть с «жалким писком». наступать на обидчика своего детеныша.

    Сбивчивость, взволнованность в изложении, а также прерывистые фразы создают дополнительный накал чувств, придают динамизм действию. Ярко и эмоционально описывает Тургенев состояние птицы при помощи целой серии прилагательных (взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький ) и глаголов (ринулся, заслонил, замирал, жертвовал ).

    Совет

    Маленькая сценка, описанная автором столь лирично и эмоционально, показывает огромную силу истинной любви, которая движет всем живым и понятна всему живому. Любовь сильнее страха смерти.

    С момента первой публикации этой трогательной и поучительной истории о храбром воробье прошло 120 лет. Но произведение до сих пор издается отдельной книжкой для маленьких читателей и заставляет задуматься взрослых. Тургенев закончил стихотворение афористично: «только любовью держится и движется жизнь». Эти слова актуальны и правдивы во все времена.

    Идейно-художественный анализ стихотворения Ивана Тургенева «Воробей»

    И.С.Тургенев – зачинатель особого жанра в русской литературе. Он назван незамысловато, даже слишком просто для того, что представляет собой – стихотворения в прозе. Вот так объединил, казалось бы, две противоположности, гений пера и слова.

    Особенностью жанра является сопоставление прозовой формы коротких зарисовок и поэтической речи, философское и романтическое направление мысли писателя. Такое единство позволяет создавать уникальные, выписанные, уточненные, где это требуется, образы. Гимном любви и самоотверженности ради жизни близкого звучит стихотворение в прозе «Воробей».

    Набросок настоящей картины о мудрости восприятия действительности человеком построен, как ни странно, на образах животных и отношениях между ними. Главными героями выступают охотничья собака Трезор, чьи инстинкты должны быть сильнее гуманности, и воробей, отчаянно бросившийся в атаку, чтобы спасти самое дорогое. Звери демонстрируют поведение, которое часто бывает недоступно людям.

    Повествование ведется от первого лица. Рассказывает охотник историю, которую ему случилось однажды наблюдать. Сюжет прост, но глубокий смысл, заложенный буквально в каждом предложении компенсирует объем сказанного писателем.

    Структура данного произведения такова: вначале идет экспозиция, герой вводит нас в суть дела, затем стремительное развитие событий, а потом мораль – вывод, который сделал герой из произошедшего на его глазах. Таким образом, произведение создано не только для духовного удовлетворения или дополнительной информации, но и для пользы читателя, размышлений.

    Писатель учит, развлекая. Немного этим стихотворения прозе напоминают басни, у которых композиционно мораль также находится после завершения фабулы.

    Внимание И.С.Тургенева к деталям передают важность конкретного события для автора. Обширные как для малого по объему произведения описания основных действующих лиц нужны для лучшего восприятия, ведь не бывает в литературном произведении что-то просто так, во всем есть смысл, но его нужно узреть и разгадать, а может даже почувствовать душою.

    Обратите внимание

    Сбивчивость речи, взволнованность, переживания, а затем восхищение отражает форма записи, заключающаяся в прерывистых фразах, когда собака начала приближаться к птенцу. Раздумья и удивление передают многоточия и повторы слов. А близость к читателю, влияние на него достигается за счет конструкции «я думал» — писатель впускает в свои мысли, делится ими, и обращений к читателю.

    Многие фразы можно считать афоризмами, над ними можно долго раздумывать: «сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда» — вот она, сила любви и преданности, вот умение дорожить и ценить. «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» — и это действительно так!

    Стихотворение в прозе И. С. Тургенева (анализ). “Воробей” Тургенева – чему нас учит это произведение?

    Предлагаем вам познакомиться с одним интересным произведением Ивана Сергеевича, провести его анализ. “Воробей” Тургенева – вот о каком тексте пойдет речь. Жанр его не совсем обычен – стихотворение в прозе. Это следует иметь в виду, проводя анализ. “Воробей” Тургенева – одна из миниатюр в прозе, созданных автором. Для начала отметим, каковы же особенности этих произведений.

    Особенности миниатюр в прозе Тургенева

    Иван Сергеевич всегда был лириком в душе, как показывает анализ прозы Тургенева. “Воробей” – далеко не единственное доказательство этого.

    Все созданные автором миниатюры в прозе, одной из которых является интересующее нас стихотворение, необычайно лиричны.

    Кроме того, в этих произведениях Тургенева (портрет его представлен выше) отражена глубокая жизненная философия автора. Они учат нас быть добрее.

    Любовь является одной из основных тем миниатюр. Однако она не интимная, чувственная, а представляет собой всепобеждающую силу, является способностью принести себя в жертву ради счастья и жизни близкого человека. Как показывает анализ, “Воробей” Тургенева – произведение, в котором представлен очень трогательный пример любви в этом понимании.

    Сюжет стихотворения

    Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. “Воробей” Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда.

    Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит Тургенев (“Воробей”). Анализ произведения не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход – вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя.

    В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.

    Как воробью удалось победить пса

    Конечно, маленькая птичка не может ничего сделать большому псу. Однако дело, видимо, в ее моральной, а не физической силе. Собака ощутила, насколько жертвенно и велико чувство птицы.

    Пес понял, что она решила бороться до самого конца, защищая маленького птенчика. И главный герой произведения отзывает собаку и удаляется вместе с ней в приподнятом настроении.

    Он в очередной раз убедился в том, что любовь – всепобеждающая сила.

    Персонажи стихотворения

    Продолжим анализ стихотворения “Воробей” Тургенева характеристикой персонажей. В нем представлены 4 персонажа: собака, человек, взрослый и маленький воробей. Введение их в текст неслучайно, каждый из образов обладает своей ценностью.

    Что нам известно о человеке? Это охотник, который, по сути, способен убивать ради еды птиц и животных. Однако он благоговеет, наблюдая за тем, как воробей защищает свое дитя. Человек вовсе не огорчен тем, что пес проявил слабость и не стал бороться с птицей. Напротив, он восхищается тем, что победила сила любви.

    Что касается собаки, она в произведении является не просто великой угрозой, а настоящим олицетворением рока, судьбы. Подчиняясь инстинктам, пес хватает дичь. Его вовсе не волнует, что это просто маленький желторотый птенчик.

    Важно

    Пес для воробья – “громадное чудовище”. Казалось бы, его нельзя победить. Однако, как мы видим, сила любви настолько велика, что может даже изменить судьбу.

    Читайте также:  Футуризм в творчестве маяковского

    Это выражается в том, что смущенная собака удаляется от маленькой смелой птицы.

    Маленький воробушек

    Неоперившийся воробушек из произведения является олицетворением нуждающегося в опеке беспомощного существа. Он не может противостоять угрозе, бороться с собакой, поэтому просто сидит неподвижно.

    Взрослый воробей

    Взрослый воробей представляет собой силу жертвенной всепобеждающей любви. Птица видит, насколько велика угроза, однако она все равно решает броситься “камнем” перед собакой и тем самым защитить свое дитя.

    Средства выразительности в произведении

    Взволнованность, сбивчивость в изложении, прерывистые фразы – все это придает динамизм происходящему, создает накал чувств. Эмоционально и ярко описывает Тургенев состояние птицы.

    Для этого он использует целую серию прилагательных (отчаянный, искаженный, взъерошенный, маленький, жалкий), а также глаголов (заслонил, ринулся, жертвовал, замирал).

    Маленькая сценка, столь эмоционально и лирично описанная автором, показывает большую силу любви, которая понятна каждому и движет всем живым. Она сильнее, чем страх смерти.

    Актуальность стихотворения

    Это стихотворение было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей.

    Анализ стихотворения в прозе Тургенева “Воробей” и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых.

    Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.

    Завершая анализ стихотворения “Воробей” Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич – великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления.

    После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро.

    А анализ стихотворения в прозе Тургенева “Воробей” позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.

    4 “полезных” продукта, которые ускоряют старение организма Сейчас очень сложно питаться здоровой пищей. Однако среди полезных продуктов могут скрываться и те, которые принесут вам больше вреда, чем пользы.

    Совет

    До ужаса красивы:15 шокирующих пластических операций, завершившихся плачевно Пластическая хирургия среди звезд остается невероятно популярной и по сей день. Но проблема в том, что раньше результат не всегда оказывался идеальным.

    7 частей тела, которые не следует трогать руками Думайте о своем теле, как о храме: вы можете его использовать, но есть некоторые священные места, которые нельзя трогать руками. Исследования показыва.

    15 самых красивых жен миллионеров Познакомьтесь со списком жен самых успешных людей мира. Они потрясающие красавицы и нередко успешны в бизнесе.

    Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов. Однако уже посл.

    10 распространенных симптомов рака, которые люди игнорируют Рак – это невероятно опасное заболевание, которое может привести к смертельному исходу. Но если вы вовремя обнаружите симптомы, то процесс можно будет.

    Послушать стихотворение Тургенева Воробей

    Темы соседних сочинений

    ← Весенний вечер↑ ТургеневВраг и друг →

  • Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/turgeneva/vorobej

    Анализ стихотворения в прозе «Воробей» И.С.Тургенева

    Я  недавно 
    прочитала стихотворение  в
    прозе  И.С.Тургенева  «Воробей». Это  произведение 
    заставило   меня  задуматься 
    о  многом.  В «Воробье» есть  два 
    главных  героя,  которые 
    играют  очень  важную 
    роль  в  раскрытии 
    смысла  произведения.

      По-моему, 
    первое  главное  действующее 
    лицо – это  охотничья   собака 
    Трезор.   Трезор 
    сначала  кажется  беспощадным, не  знающим 
    жалости  псом.  А 
    оказалось,  что  он 
    очень  глубоко  чувствует 
    материнскую  любовь.  Он 
    ошеломлён  тем, что  такая 
    маленькая  птица  такая 
    смелая  и  гордая.

     А 
    второе  действующее  лицо – это          мать 
    птенчика,  которая  не 
    испугалась  этой  огромной 
    собаки  и  ринулась 
    на  помощь, рискуя своей  жизнью 
    ради  своего   птенчика. Она сразу, не  задумываясь, 
    бросилась  защищать   своего 
    детёныша.

      Этот  поступок  
    показывает,  что  она 
    очень  сильно  любит 
    своего  птенчика.

    Обратите внимание

    Это
    действие  автор  передаёт 
    очень  ясно  и 
    понятно, что  на  земле 
    нет  ничего  сильнее, 
    чем  материнская  любовь.

    Мы  видим, 
    что  в душе  собаки борются  два 
    чувства: первое – это 
    чувство  гончей, увидевшей  добычу, 
    второе – признание  силы  материнской 
    любви.  И  Трезор 
    уходит  смущённым.

    Автор  в этом 
    произведении  приписывает  собаке 
    человеческие  качества:  Трезор 
    останавливается,  пятится,  смущается, 
    признавая  силу  любви.

    Идея  стихотворения 
    в том,  что  любовь 
    сильнее  смерти  и 
    страха  смерти, что  только 
    её, любовью,  держится   и 
    движется  наша  жизнь. 
    Это  чувство  присуща 
    не    только 
    людям,  но  и 
    животным.

    Автор  этим хотел  сказать, 
    что надо  беречь  друг 
    друга,  жалеть  других 
    и ценить  любую  жизнь. Видно, 
    что  автор  очень 
    любит  жизнь,  природу, 
    животных.  Ведь  животные – наши  соседи 
    на  Земле.

    Этот  жанр 
    хорош  тем, что основные  жизненные  принципы, 
    вопросы,  проблемы  даются 
    и  решаются  в 
    поучительной,  лёгкой  и 
    доступной  форме. Когда  читаешь 
    стихотворение  в  прозе, 
    то  кажется,  что 
    надо  разгадать  какую-то загадку.  И 
    читателю  хочется  разгадать 
    её,  понять,  что 
    хотел  сказать  и 
    донести  до  нас 
    автор.

    Прочитав  произведение, 
    я  поняла  очень 
    многое.  Например,  то, 
    что  на  земле 
    мы  не одни,  что 
    кроме  нас  есть  и
    другие  живые  существа 
    и  то,  что 
    они  тоже  знают, 
    что   такое  материнская 
    любовь.  Материнская  любовь – это 
    самая   сильная  и 
    вечная  любовь  на 
    всём  белом  свете.

    Данная  работа – восприятие,
    понимание  художественного  текста

    ученицей  9 
    класса национальной школы. Особый 
    упор  сделан 

    на 
    идею стихотворения  в прозе.

    Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/poehty_khikh_veka/analiz_stikhotvorenija_v_proze_vorobej_i_s_turgeneva/65-1-0-1493

    Воробей Тургенев

    Иван Сергеевич Тургенев известен как величайший писатель, из-под пера которого вышло много замечательных рассказов и очерков, романов и стихотворений в прозе. Не одно поколение познакомилось с его творчеством, и не только в нашей стране.

    Величайший мастера слова, Тургенев легко и умело цепляет разные струны души, стараясь пробудить самые лучшие качества и стремления каждого. Тургеневские произведения настолько глубоки и хороши, что помогают человеку раскрыть в себе любовь, доброту, сострадание.

    Именно поэтому произведения автора остаются актуальны, и продолжают пользоваться большим успехом и популярностью.

    История создания стихотворения в прозе

    Иван Сергеевич обратился к стихотворениям в прозе только в последние годы своей жизни. Это философия мыслей и чувств, это подведение итогов о проделанной работе в течение жизни, это работа над ошибками, это обращение к потомкам. Как только у автора был подходящий момент, то он тут же записывал такие необычные стихотворения.

    Причем он писал на чём угодно, на любом листке, как только приходило вдохновение. Большая часть прозаических стихотворений была написана на небольших клочках бумаги, которые он потом аккуратно и бережно складывал свой темный портфель. Так собирались материалы.

    Дата написания прозаического тургеневского стихотворения «Воробей» — 1878 год, а первый слушатель — Михаил Матвеевич Стасюлевич, редактор журнала «Вестник Европы» и друг автора. Прослушав интересную зарисовку, Михаил Матвеевич был удивлен глубиной сюжета такого небольшого стихотворения, его выразительностью и глубоким смыслом.

    Тогда друг предложил уже известному автору напечатать свои творения. Но писатель был против, так как считал, что многие его прозаические стихотворения все-таки носят личный и даже интимный характер.

    Позже Стасюлевич смог убедить Ивана Сергеевича привести в порядок свои записи и передать их для издания, в печать. Поэтому очень скоро, в 1882 году, в предновогоднем выпуске одного из популярных и востребованных в то время журнале «Вестнике Европы», было опубликовано стихотворение «Воробей» вместе с другими очерками.

    Всего Тургенев отобрал для печати 51 произведение.

    Остальная часть, которая раскрывала некоторые моменты из жизни самого автора, была опубликована чуть позже. Датой их опубликования называют примерно 1930-1931 годы. Так читательскому миру стало известно еще тридцать одно тургеневское прозаическое стихотворене.

    Эти стихотворные миниатюры были встречены с большим оживлением и так полюбились читателю, что их перевели на другие языки.<\p> ВОРОБЕЙЯ возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Важно

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…

    но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

    Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

    Содержание стихотворения «Воробей»

    Тургеневский сюжет довольно прост и обычен. Главный герой возвращается домой с охоты. Он идет по небольшой и аккуратной аллее, где его собака обнаруживает маленького, просто крохотного птенчика, который лежит прямо на дорожке.

    Становится понятно, что эта птичка выпала из своего гнезда, а так как птенчик очень несмышленый, то, соответственно, он сам никак не может вернуться в свое гнездо.

    Герой начинает осматривать этого птенца, который едва оперился. Но для собаки, которой руководят инстинкты, этот птенчик дичь. И охотничьи повадки требуют от неё соответственной реакции.

    И вот тут автор становится свидетелем настоящего геройского поступка. На собаку отважно и мужественно, рискуя своей жизнью, бросается взрослый воробей, который до этого сидел на ветке и просто наблюдал.

    Взрослая птица защищает своего малыша от нападающего охотничьего пса. Он пищит отчаянно, жалобно, не собираясь сдаваться.

    Конечно же, его размеры совершенно малы по сравнению с псом, но его желание спасти собственное дитя было настолько сильным, что воробей в этой неравной схватке побеждает. А собака, почувствовав силу и волю маленькой птицы, начинает смущенно и виновато отступать.

    Видимо, пес все-таки почувствовал от воробья и его огромнейшее желание жить самому, и спасти свое детеныша, поэтому-то и победила не физическая сила, и моральная.

    Финал тургеневского стихотворения не печален и не трагичен, как этого можно было ожидать. Герой произведения отзывает собаку и уходит вместе с нею в хорошем настроении. Он убежден, что любовь может победить все на свете и преодолеть любые преграды и препятствия.

    Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»

    В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа: ➥   Собака.➥   Человек.➥   Взрослый воробей. ➥   Маленький и беззащитный птенец. Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность.

    Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.

    В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное.

    Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.

    Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.

    Совет

    Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно.

    Читайте также:  Образ музы в лирике некрасова

    А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете.

    Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

    Анализ стихотворения

    Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.

    Маленькая сцена, которую описал автор — это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь — это чувство, которое выше страха смерти.<\p>

    Источник: https://gfom.ru/vorobey_turgenev.php

    Kwoman.ru: “Воробей” Тургенева: анализ, характеристика персонажей | Отдых и развлечения за 03.03.2019 (Март 2019 год)

    Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – один из величайших представителей русской классической литературы XIX века. Писатель, поэт, драматург, публицист. Шесть романов, рассказы, повести, статьи, пьесы и стихотворения составляют его творчество.

    Творчество Тургенева

    Художественная система, которую создал Иван Сергеевич, оказала заметное влияние на русский и западноевропейский роман второй половины XIX века. Занимался широкой пропагандой русской литературы на Западе.

    В российской литературе он первым проявил интерес к изучению личности нового человека, современного автору. Тургенев анализирует нравственные и психологические качества человека, пытается разобраться в его отношениях с обществом.

    Благодаря Ивану Сергеевичу в русский язык проник и стал широко использоваться термин «нигилист».

    Стихотворения в прозе

    В творчестве Тургенева стихотворения в прозе занимают небольшое, но значительное место. Живые и образные, они не могут оставить читателя равнодушным. Любовь к людям, природе, животным, родной земле пронизывает каждое из них. Одно из таких стихотворений в прозе – «Воробей» Тургенева, анализ которого демонстрирует невероятную силу духа крошечного существа.

    Сюжет

    Рассказчик идет по аллее, возвращаясь с охоты. Он замечает маленького воробышка, который выпал из гнезда на землю. Воробышек очень мал и совершенно беспомощен.

    Собака рассказчика видит птенца. Она чует дичь и готовится наброситься на малыша. Но внезапно другой воробей слетает с дерева на землю. Он заслоняет собой птенца. Со смелостью, порожденной отчаяньем, он пытается нападать на собаку и защитить дитя.

    Анализ “Воробья” Тургенева показывает силу любви и готовность к самопожертвованию маленького существа. По сравнению с пернатым, собака выглядит огромной. Воробью она наверняка кажется ужасным чудовищем, но это не останавливает его. Собаке ничего не стоит проглотить обоих птиц.

    Но, к изумлению рассказчика, его собака отступает, словно смутившись.

    Анализ “Воробья” Тургенева показывает, что дело именно в силе духа маленькой птицы, которую почувствовала собака. Рассказчик зовет собаку и уходит с ней, благоговея перед мужеством воробья. Человек вновь убеждается во всепобеждающей силе любви.

    Характеристика персонажей

    В данном стихотворении в прозе четыре действующих лица. Проведя анализ стихотворения «Воробей» Тургенева, мы видим, что лишь двое из них активны – это воробей и собака. Птенец и человек являются лишь наблюдателями развернувшихся событий.

    Собака является олицетворением судьбы. Вначале беспощадная и угрожающая, она надвигается на воробья. Что может противостоять силе судьбы? Перед ней склоняются даже великие мира сего, ей подвластно все. С судьбой остается только смириться и принять ее как данность. Но вызов судьбе бросает любовь. И судьба отступает.

    Воробей являет собой жертвенную всепобеждающую любовь. Он видит, что угроза велика, но все равно встает между птенцом и собакой, чтобы защитить свое дитя.

    Обратите внимание

    Маленький воробушек – беспомощное существо, которое нуждается в любви и опеке. Он не в силах противостоять собаке.

    Рассказчик – охотник. Но он замирает в благоговении, наблюдая за воробьем, защищающим птенца. Человек не считает, что собака проявила слабость, отступив перед нападающей птицей.

    Он восхищен способностью маленькой птицы принести себя в жертву ради любви. Из анализа «Воробья» Тургенева понятно, что охотник в данном стихотворении в прозе – лишь наблюдатель. Он не пытается вмешаться в события.

    Кажется, что собака и воробей преподносят человеку важный жизненный урок.

    «Воробей» заставляет читателя задуматься: достаточно ли в нем силы духа, сможет ли он защитить своих близких. Произведение учит никогда не отступать перед опасностью, если в беде ближний.

    Источник

    Источник: https://kwoman.ru/vorobei-tyrgeneva-analiz-harakteristika-personajei.html

    Жанровые особенности стихотворения в прозе. И.С. Тургенев. «Воробей»

    План-конспект урока в 5 классе

    Тема урока: Жанровые особенности стихотворения в прозе.И.С. Тургенев. «Воробей»

    Цели: <\p>

    учебный аспект:

    – знакомство учащихся с особенностями нового жанра «стихотворение в прозе»;<\p>

    развивающий аспект:

    – развитие аналитического мышления;

    – развитие устной монологической речи и навыка выразительного чтения;

    – развитие творческих способностей обучающихся;

    воспитательный аспект: <\p>

    – стимулирование познавательного интереса пятиклассников к урокам литературы;

    – воспитание высоких нравственных качеств учащихся: любви, сострадания, бережного отношения к природе, животным (на примере стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Воробей»)

    Задачи:

    – повторить литературоведческие термины (стихотворение и проза, рифма, ритм, строфа);

    – повторить особенности стихотворной и прозаической речи;

    – развивать умение отличать стихотворный текст от прозаического;

    – познакомить с новыми терминами «лирика» и «лирический герой»;

    – развивать умение работать с толковым словарем;

    – развивать умение определять в стихотворном тексте значение лирического героя;

    – познакомить с жанровыми особенностями «стихотворения в прозе»;

    – развивать умение давать характеристику героям по их поведению;

    – развивать навыки выразительного чтения;

    Тип урока: урок усвоения новых знаний

    Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, дидактический материал (портрет И.С. Тургенева, «Толковый словарь русского языка» /Авт. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова), компьютерная презентация.

    Задание к уроку: выразительное чтение произведения И.С. Тургенева «Воробей» (стр.257)

    Ход урока

    1. Организационный момент (1 мин.)

    Цель: создать рабочую атмосферу на уроке, настроить учащихся на учебную деятельность

    Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева.<\p>

    2. Постановка проблемы (4 мин.)

    Цель: Мотивировать учащихся на работу

    Учитель: Наш урок будет немного необычным, так как нам предстоит совершить небольшое, но очень интересное путешествие по Литературной Вселенной. Все дело в том, что для 5В класса я получила 2 странных послания, которые были отправлены с каких-то загадочных планет. (презентация, слайд 1,2)<\p>

    Один ученик читает стихотворение, другой – прозу.

    Учитель: Тайна первая: наша речь.Что же это за тайна, ребята, которая заключается в нашей речи? Очевидно, отгадка скрывается в этих двух текстах. Но что в них особенного?Чем они отличаются?

    Ученики: В первом тексте есть рифма: это стихотворение, во втором – ее нет.

    Учитель: Верно.А теперь давайте сделаем вывод, как может быть организована наша речь?

    Ученики: Стихотворение и проза.

    Учитель: Отлично.Мы с вами сделалипервый шаг нашего путешествия. Нам удалось отгадать первую тайну: речь бывает стихотворная и прозаическая.

    Сегодняна уроке мы вспомним, чем отличается стихотворная речь от прозаической, и обратимся к новому для нас жанру – стихотворение в прозе.

    Мы постараемся ответить на вопрос: «В чем заключаются особенности стихотворения в прозе как литературного жанра?». Запишите тему урока.

    Учитель: Прочитайте, пожалуйста, эпиграф.<\p>

    Ученики: «Поразительно красив и светел язык стихотворения в прозе И.С. Тургенева». Н. М. Шанский.<\p>

    Учитель: Нам предстоит познакомиться с одним из стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Воробей», на примере которого мы поймем, насколько красив язык стихотворения в прозе.

    А теперь отправляемся в дальнее путешествие по Литературной Вселенной! Как вы думаете, с каких планет мы получили тайные послания, кто их написал? (первое – с планеты, где живут поэты; второе – с планеты, где живут писатели). Верно! Вы догадались, какие создаются произведения на третьей планете? (Стихотворение в прозе.

    Как такое может быть?) Вы правы! Но для того, чтобы мы оказались на этой планете, нам нужно выполнить все задания на двух планетах, откуда мы получили послания. И первая планета, которую мы посетим, называется Планета Поэзии. (презентация, слайд 3,4). Итак, нас встречает житель этой планеты, и перед нами тайна вторая! (презентация, слайд 5).

    <\p>

    3. Актуализация знаний учащихся (10 мин.)

    Цель: повторить литературоведческие термины.

    Учитель: Ребята, давайте вспомним, что же такое стихотворная речь!

    Ученики: «Это речь, подчиненная порядку, ритму, строю».<\p>

    Учитель: Верно! Тайна вторая: стихотворная речь. Подумайте, какими особенностями обладает такая речь? Некоторые из них вы уже назвали.

    Ученики: Наличие ритма, рифмы и деление на строфы.<\p>

    Учитель: Итак, мы с вами – на планете Поэзии! Но теперь нам предстоит выполнить еще одно задание. (презентация, слайд 6). Нужно дать определение ритму, рифме и строфе.

    Ученики: «Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке)»<\p>

    «Рифма – это созвучные окончания стихотворных строк»

    «Строфа – это группа строк стихотворного произведения, составляющих единство»

    Учитель: Хорошо. Давайте посмотрим, что скажет нам житель планеты Поэзии.

    (презентация, слайд 7). Очевидно, что мы с вами не назвали две важных особенности стихотворной речи. Теперь нам нужно поработать со стихотворением Е.А. Баратынского «Весна, весна!…» и выяснить, что это за особенности. Давайте выразительно прочитаем этот текст.

    Ученики: «Весна, весна! как воздух чист!

    Как ясен небосклон!

    Своей лазурию живой

    Слепит мне очи он»

    Учитель: С какой интонацией вы произнесли это стихотворение? Почему? Обратите внимание на знаки препинания.<\p>

    Ученики: Прочитали с повышенной интонацией, с паузами, потому что есть восклицательные знаки.

    Учитель: Какие это предложения по эмоциональной окраске?

    Ученики: Восклицательные.<\p>

    Учитель: Какие эмоции, т.е. чувства выражает автор в этих строках?

    Ученики: Автор радуется приходу весны, передает своевосхищение природой.

    Учитель: Постарайтесь сформулировать особенности стихотворной речи.

    Ученики: Повышенная эмоциональность, передача чувств.

    Учитель: Давайте назовем все особенности стихотворной речи: (слайд 8)

    – Ритм

    – Рифма

    – Деление на строфы

    – Монологическая речь, повествование от 1 лица

    – Повышенная эмоциональность<\p>

    – Задача слова: передать чувства

    Перед тем как мы покинем эту планету, ее жители приготовили последнее испытание, связанное с подбором рифмы в стихотворении.

    4. Литературная разминка. Игра «Найди рифму» (3 мин.)

    Цель: развивать мышление обучающихся, сменить форму деятельности.

    Задание: найти размещенные в классе карточку с написанным на ней словом и соотнести со словами на доске, чтобы закончить стихотворные строки и отгадать загадку. При этом слова подбираются по смыслу и с соблюдением рифмы.<\p>

    Ученик, первым нашедший рифмованное слово, соотносит его с фразой на доске.<\p>

    «Белая корзинка – «На зеленой ножке

    Золотое донце, Выросли сережки, <\p>

    В ней лежит …(росинка) Белые, … (душистые),

    И сверкает солнце» Как снежинки, чистые»

    Ответ: ромашка Ответ: ландыш

    Слова с рифмой: пылинка Слова с рифмой: пушистые<\p>

    снежинка волнистые

    малинка лучистые<\p>

    5. Актуализация знаний учащихся (7 мин.)

    Учитель: С последним заданием на этой планете мы успешно справились и теперь отправляемся на планету, которая называется Планета Прозы. (слайд 9,10) Но чтобы попасть на нее, нам нужно открыть третью тайну: вспомнить, что такое прозаическая речь. <\p>

    Ученики: «Прозаическая речь – это речь, свободно движущаяся от предложения к предложению»

    Учитель: Итак, тайна третья: прозаическая речь. А теперь на примере отрывка из недавно изученного нами произведения Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»:<\p>

    Читайте также:  Трагедия катерины в пьесе островского «гроза»

    «Девушки немного удивились, не найдя одного мешка. «Нечего делать, будет с нас и этого», – лепетала Оксана.

    Все принялись за мешок и взвалили его на санки. … дружно взявшись за руки, полетели, как вихорь, с санками по скрипучему снегу. Наконец приехали, отворили двери в сенях и хате и с хохотом втащили мешок». (стр. 197 в учебнике) постараемся сформулировать особенности прозаической речи: (слайд 11).

    <\p>

    2. Отсутствие рифмы

    3. Членение на абзацы

    4. Диалогическая речь

    5. Задача слова: передать сюжет

    Учитель: Ребята, мы открыли все тайны, выполнив необходимые задания. Нам пора покинуть Планету Прозы и поспешить к той, где создаются такие произведения, как «Воробей» И.С. Тургенева. (стр. 257-258 в учебнике)

    Важно

    Ученики выразительно читают данное произведение. Как вы думаете, это стихотворная или прозаическая речь? Почему?

    Ученики: Это проза, потому что нет ритма, рифмы и деления на строфы. Чтобы найти правильный ответ, мы отправимся на Новую Планету. (слайд 12,13) <\p>

    Учитель: Ребята, данное произведение написано в новом для нас жанре «стихотворение в прозе». Давайте найдем определения «стихотворение» и «проза» в толковом словаре.

    Ученики: «Стихотворение» – небольшое поэтическое произведение в стихах

    «Проза» – нестихотворная литература, в отличие от поэзии

    Учитель: Что же значит «стихотворение в прозе»? Читаем определение.<\p>

    «Стихотворение в прозе» – лирическое произведение в прозаической форме»<\p>

    Найдем в толковом словаре, что значит слово «лирика».

    Ученики: «Лирика» – род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания

    Учитель: Значит, стихотворение в прозе – это произведение, выражающее чувства и переживания лирического героя. Другими словами, по содержанию это стихотворение, а по форме – проза. Наша с вами задача: доказать, что в произведении «Воробей» И.С. Тургенева есть лирический герой, который раскрывает перед нами свои чувства и переживания.

    6. Анализ стихотворения в прозе «Воробей» (8 мин.)

    Цель: развивать речь и мышление учащихся, развивать умение давать характеристику герою по его поведению и определять в стихотворном тексте значение лирического героя.

    Учитель: Назовите персонажей этого произведения.

    Ученики: Птенец, старый черногрудый воробей, собака, рассказчик.

    Учитель: Какими вы их представляете? Найдите ключевые слова, которые характеризуют поведение каждого из героев.

    Ученики: Птенец – «с желтизной около клюва и пухом на голове, упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки»

    Старый воробей – «сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой свое детище, его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он жертвовал собою, не мог усидеть на безопасной ветке; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда»

    Собака – «бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась, смущенный пес, остановился, попятился»<\p>

    Учитель: Почему в описании птенца автор использует такие детали: «пух на голове, едва прорастающие крылышки»?

    Ученики: Это еще маленький птенец, он только появился на свет и поэтому слаб и беспомощен.

    Учитель: Почему рассказчик называет птенца детищем?

    Ученики: Старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.

    Учитель: Как описаны действия старого воробья?

    Ученики: Он чувствует смертельную опасность, боится за своего птенца и сила любви заставляет броситься спасать воробушка.

    Учитель: В данном тексте при описании старого воробья автор использует художественные средства: эпитеты и гиперболу. Найдите их в тексте.

    Ученики: Эпитеты: «взъерошенный, искаженный», «отчаянный и жалкий», гипербола: «каким громадным чудовищем должна ему казаться собака».

    Учитель: Как реагирует собака на все происходящее?

    Ученики: Она действует медленно, осторожно, нерешительно, потому что чувствует силу, которая исходит от воробья.<\p>

    Учитель: От какого лица идет повествование? О чем это говорит?

    Ученики: Повествование идетот 1 лица, что говорит о том, что рассказчик и есть сам автор.

    Учитель: Найдите в тексте слово, передающее чувства рассказчика.

    Ученики: «благоговел».

    Учитель: «Благоговеть» – относиться с благоговением к кому-либо». (Толковый словарь) «Благоговение» – глубочайшее почтение. Почтение, иначе уважение.

    За что рассказчик относится к старому воробью с уважением?

    Ученики: За то, что он совершил героический поступок, готов был пожертвовать собственной жизнью ради спасения птенца.<\p>

    Учитель: Обратите внимание, каким способом автор выражает свои чувства.

    Он использует восклицательные предложения: «…он замирал, он жертвовал собою!», «Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!»Необыкновенная сила любви заставила старого воробья совершить героический поступок.

    <\p>

    Учитель: Какие качества личности автора проявляются в этом произведении?

    Ученики: Уважение ко всему живому, сострадание, бережное отношение к природе и животным, умение тонко чувствовать.

    Учитель: Сопереживали ли вы героям вместе с автором при прочтении текста?<\p>

    Ученики: Да. Испытывали жалость к маленькому беспомощному птенцу и гордились поступком старого воробья.<\p>

    Учитель: Как вы думаете, какова тема и идея этого произведения?

    Ученики: Тема – прославление любви, побеждающей смерть.

    Идея –«только ею, только любовью, держится и движется жизнь»

    Учитель: В конце произведения автор говорит о любви как наивысшей форме проявления доброты, граничащей с самопожертвованием.<\p>

    7. Заполнение таблицы учащимися самостоятельно (3 мин.)

    Цель: развивать аналитическое мышление, умение делать выводы

    Учитель: А теперь по этому произведению заполните в тетрадях таблицу, учитывая особенности стихотворной и прозаической речи. Ответьте на вопрос: «Что в данном произведении характерно для прозы, а что для поэзии?» (слайд 14)

    8. Подведение итогов урока (7 мин.)

    Цель: Формулировка итоговых выводов

    Учитель: Итак, подведем итоги. В чем заключаются особенности «стихотворения в прозе» как литературного жанра? (слайд 15)

    9. Домашнее задание. (1 мин.)

    Цель: Организовать домашнюю работу учащихся.

    Учащиеся записывают домашнее задание: выучить наизусть стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» (стр. 259)

    6

    Источник: https://multiurok.ru/files/zhanrovyie-osobiennosti-stikhotvorieniia-v-prozie-.html

    Стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Воробей”

    Знакомство с содержанием рассказа «Воробей» ( прием «Чтение с остановками» и заполнение «Дерева предсказаний», групповая работа- 4 группы) (Приложение 2)

    – Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках

    Чтение 1 части текста.

    «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.<\p>

    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,…

    Первая остановка

    – Предположите, что было дальше? На листочках напишите ваши предположения и приклейте их к Дереву предсказаний<\p>

    – Хотите узнать, что было дальше?

    Чтение 2 части текста

    «..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.<\p>

    Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…

    но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!<\p>

    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда…

    »<\p>

    Вторая остановка.

    – Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения

    Чтение 3 части текста.

    Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.<\p>

    Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.<\p>

    Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.<\p>

    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.<\p>

    Первичное восприятие.

    – Ожидали ли такую развязку?

    – Что чувствовали, когда слушали?

    – Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

    – Какой он наш герой?

    – Что мы узнали из текста о воробье?<\p>

    – Назовите других героев произведения.<\p>

    – Исследовательская работа с текстом “Воробей”

    Формирование собственной позиции

    Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора ( по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои?<\p>

    Составление «КЛАСТЕРА». Что такое кластер ( на экране) 3 мин.

    1 группа Собака 

    Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

    Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

    2 группа Молодой воробей

    С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

    3 группа  Старый черногрудый воробей

    Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

    Совет

    Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке.

    Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

    4 группа – автор

    Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает

    – Озвучивание кластеров

    Подведение итога.

    Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

    -Как вы понимаете предложение: «….он жертвовал собою»? 

    – Что заставило воробья жертвовать собой?

    – О чем рассказ Ивана Тургенева?

    – Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

    – О какой любви здесь идет речь?<\p>

    – Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения?<\p>

    – Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения.

    – Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?<\p>

    – К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?<\p>

    Значит, это …<\p>

    –<\p>

    Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний.

    Слушают

    Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают

    Слушают

    Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают

    Слушают.

    Ожидали – не ожидали.

    Испуг, страх, восхищение, удивление…

    Высказывают свои мнения. Называют героев стихотворения

    Работают с текстом, составляют КЛАСТЕР

    Выписывают ключевые слова, сочетания слов, характеризующие героев стихотворения

    1 группа Собака

    2 группа Молодой воробей

    3 группа Старый черногрудый воробей

    4 группа Автор

    Высказывания детей.

    Он совершил героический поступок – защитил своего птенца. Он совершил поступок самопожертвования.

    О самопожертвовании, любви<\p>

    О родительской, материнской.

    «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

    Чувства.

    К жанру стихотворения.

    – Это стихотворение в прозе,т.к. герою этого произведения столько пришлось пережить чувств и вместе с ним нам всем.<\p>

    – Это произведение задевает все наши добрые чувства, как любое стихотворение или любое другое лирическое произведение.<\p>

    – За такой короткий срок пришлось пережить так много и автору, и главному герою, и нам всем вместе с ними.

    Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

    Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра

    Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений.<\p>

    Личностные: смыслообразование<\p>

    Познавательные: осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

    Предметные: анализировать и истолковывать произведение<\p>

    Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

    Обратите внимание

    Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста. перерабатывать

    и<\p>

    преобразовывать

    информацию из одной формы в другую<\p>

    Личностные:  развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/stikhotvorieniie_v_prozie_i_s_turghienieva_vorobiei

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    Для любых предложений по сайту: [email protected]