Анализ стихотворения «гой ты, русь, моя родная…» (с. есенин)

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» Есенина

Не смотря на то, что стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!» относится к раннему творчеству Есенина, оно поражает оригинальными образами родной земли, безграничной любовью к ней. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Гой ты, Русь, моя родная!» по плану.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Гой ты, Русь моя родная.

История создания – стихотворение было написано в 1914 году, а опубликовано в 1916 в сборнике «Радуница».<\p>

Тема стихотворения – русские просторы, искренняя любовь к родине.

Композиция – Анализируемый стих – целостный монолог лирического героя, в котором гармонично сплетаются описания народного быта и необъятных прекрасных просторов. Он состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.<\p>

Жанр – эллегия.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «прозвенит девичий смех».

Эпитеты – «Русь родная», «низенькие околицы», «кроткий Спас», «веселый пляс».

Сравнения – «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «… как сережки прозвенит девичий смех».<\p>

История создания анализируемого стихотворения тесно связана с жизненными обстоятельствами С. Есенина.

Из-под пера молодого поэта оно вышло в 1914 году, когда он переехал в Москву. Напряженные отношения с отцом, который считал, что труд писателя не лучший способ обеспечивать себя, первая серьезная любовь, выбор межу учебой и службой.

Все эти переживания стали толчком для написания стиха.

Обратите внимание

Когда поэт начинал тосковать по спокойной жизни в селе, он обращался к деревенской тематике. В раннем периоде его творчества этот пласт занимает заметное место.

В анализируемом стихотворении поэт раскрывает вечную тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Произведение написано от первого лица, что намекает на его автобиографическую основу, максимально приближает читателя к лирическому герою и автору.

Лирический герой наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – образа в ризах. Это не просто неотъемлемый элемент русского интерьера, а деталь, которая указывает на огромное значение религии для русского человека. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью.

Рассматривая пейзажи, мужчина чувствует в сердце такую же торжественность и умиротворенность, как во время пребывания в церкви, поэтому себя он сравнивает с богомольцем.

В третьем и четвертом куплетах автор изображает луг, зеленое приволье, но и здесь он находит место религиозной составляющей. Лирический герой ощущает запах Спаса, в котором смешались ароматы яблок и меда. Спас он не зря называет кротким, намекая на трепетное отношение людей к вере.

В изображении природы особое внимание обращается на звуки: смех и гул веселого пляса. Это все наполняет сердце радостью.

В последней строфе лирический герой достигает пика своих эмоций. Он признается Родине в любви, позволяя себе сравнить ее с раем.

<\p>

Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя.

Важно

Только последняя строфа выделяется на фоне предыдущих: автор отходит от пейзажных зарисовок и дает волю эмоциям. Формальная организация такая же простая, как и смысловая. Стихотворение состоит из пяти катренов.

Жанр произведения – элегия, так как в нем нет сюжета. Анализируемый стих имеет ярко выраженный созерцательный характер и наполнен пейзажными зарисовками. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. С. Есенин использует перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину родного края, выражает эмоции, которые переполняют лирического героя. Также языковые средства помогают Есенину лаконично отобразить особенности русской культуры.

В тексте часто встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», «прозвенит девичий смех».

Воспроизведенные картины дополняются эпитетами – «кроткий Спас», «веселый пляс», «девичий смех» и сравнениями: «как захожий богомолец, я смотрю твои поля», «как сережки прозвучит девичий смех».

<\p>

Тропы, использованные в тексте, поражают соединением простоты и глубокого смысла. Несколькими словами поэт может рассказать то, на что другие выделяют целые абзацы.

Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть оборванное и восклицательное предложения. В последней строфе поэт использует аллитерацию, нанизывая слова с согласным «р», он подтверждает, что его слова не мгновенное восклицание, рожденное сиюминутными эмоциями, а обдуманное решение.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/goy-ty-rus-moya-rodnaya.html

«Гой ты, Русь, моя родная…», анализ стихотворения Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная…» – стихотворение, относящееся к раннему периоду творчества Есенина. Оно было включено в первое издание дебютного сборника Сергея Александровича «Радуница», увидевшего свет в 1916 году. В произведении, считающемся одним из лучших в наследии поэта, отразилась его безграничная любовь к родной стране.

История создания

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» создано в 1914 году (точная дата неизвестна). В то время Есенин жил в Москве, трудился с перерывом в двух типографиях, печатался в детском журнале «Мирок», большевистской газете «Путь правды», журнале «Проталинка» и газете «Новь», летом успел побывать на юге – в Севастополе и Ялте, активно работал над лирикой.

При жизни Сергея Александровича критики неоднозначно приняли стихотворение. По большей части они разделились на два лагеря.

Совет

Первые отмечали, что от текста веет подлинной Русью, что в нем есть «здоровый народный взгляд на свою родину», что произведение – значительное достижение поэта, который только начал входить в профессиональную литературу.

По мнению других, в лирике Есенина ничего «общенародного» нет, зато в ней присутствует «невыносимое националистическое ухарство», выражающееся главным образом в чрезмерном употреблении «народной» лексики.

Сюжет

Четкого сюжета у стихотворения нет. Лирический герой просто любуется деревенскими пейзажами, наслаждается единением с природой, рассуждает о родине. Можно предположить, что действие произведения разворачивается в августе. Догадка основана на упоминании Спаса. Видимо, имеются в виду сразу два православных праздника, приходящихся на последний месяц лета, – Яблочный Спас и Медовый Спас.

Тематика и образы

Ключевая тема стихотворения – тема родины, которая раскрывается через образ деревенской Руси. Образ этот создан в первую очередь при помощи приема метафоры. Хаты поэт сравнивает с иконами в ризах.

Сравнение такое возникает неспроста. Лирический герой видит дома с окошками, украшенными наличниками. Из-за этого у него возникает ассоциация с иконами, обложенными ризами.

Деревенские хаты в стихотворении – это иконостас, находящийся в большом храме – Руси.

Смысловая оригинальность при раскрытии темы родины в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» заключается в том, что родина для лирического героя привлекательнее самого рая. Более того – она и есть рай. Об этом говорится в заключительном четверостишии текста.

Лирический герой

Стихотворение начинается со старорусского слова «гой», которое обозначает пожелание здравствовать. Далее лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, достигшим цели путешествия, взирающим с радостью и трепетом на край, перед ним представший. Его отношение к родной земле – восторженное и в то же время молитвенное.

Русь для него – место, наполненное небесным светом, место, где повседневная жизнь приносит радость и где царит душевная красота. Кроме того, лирический герой пребывает в гармонии с природой, тонко чувствуя ее.

Он замечает витающие в воздухе запахи меда и яблок, звонно чахнущие тополя, его взгляд словно тонет в бескрайней небесной синеве («синь сосет глаза»).

Размер, рифмы и тропы

Стихотворение написано четырехстопным хореем, часто встречается пиррихий. Рифмовка перекрестная, используются мужские и женские рифмы.

Произведение изобилует средствами художественной изобразительности. В их числе – метафоры («синь сосет глаза»), аллитерации на свистящие и ассонансы, сравнения («как захожий богомолец»).

Обратите внимание

Немаловажную роль играют устаревшие слова – например, леха (гряда, борозда) и стежка (путь, дорога).

Благодаря им, а также использованию существительных с нулевыми суффиксами (пляс, синь) и междометия «гой», есенинское стихотворение становится близким к народной речи.

Литературное направление

Раннее творчество Есенина принято относить к новокрестьянской поэзии. Это не совсем литературное направление. Скорее – условное название для творчества русских поэтов серебряного века, которые имели деревенское происхождение. В их числе – Клюев, Орешин, Ширяевец.

Творческого объединения они не образовывали, манифестов не провозглашали. Несмотря на это, были некоторые общие черты в лирике новокрестьянских поэтов. Например, обращение к теме деревенской России, близость к фольклору.

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» – как раз яркий образец новокрестьянской поэзии.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение

  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина

  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина

  • «Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина

  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина

  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина

  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина

  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина

  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина

  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина

  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина

  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина

  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Гой ты Русь моя родная…»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/1156-goi-ty-rus-analiz

Анализ стихотворения Есенина Гой ты русь моя родная

Есенин в своем стихотворении описывает красивую землю, родной край. Стихотворение описывают с разных сторон, в нем можно рассмотреть разные литературные темы которые использовал автор.

Поэт описывает Русь святой землей, которая имеет бескрайние поля и земли. Здесь празднуют святые праздники, чувствуется духовность и приближение с Богом. Поэт обращается к матушке Земли как к родной.

 В произведении чувствуется боль, она отходит от родной Земли. Пройдя под небом и вдыхая ветер, автор передает тоску.

Есенин в собственной версификации постоянно применял писательские способы, которые делали её простой и незабываемой.

Первое что можно увидеть – это одушевление. Оно проявляется призывом стихотворца к Руси. Кроме того данный метод применен по взаимоотношению к пляскам. Есенин использует цвет опись. Небеса автор описывает голубыми и бескрайними. Взгляд утопает в их синеве. Луга – кажутся малахитовыми. Также насыщенный желтый цвет можно увидеть в солнце, меде и церковных куполах.

Он использует глаголы, для того чтобы читатели передвигались совместно с ним, и его сюжетом. Также в его тексте много метафор и эпитетов. Крестьян описывает как умный и правильный народ, который чтит многие традиции родного края.

Эти люди умеют добиваться своей цели, это те люди, у которых есть самое большое в мире богатство, это их природа. Деревня имеет духовность чистоты, она еще не затронута цивилизацией. Этот народ еще защищает свои Земли и то, что им дал Бог. В этом и вся суть.

Поэту это нравиться и он хочет защитить людей от риска цивилизации.

«Не надо рая, дайте родину мою» – эта строчка завершает стихотворение, и дает понять всю суть безмерного счастья человека. Что для человека может быть лучше, чем родная земля и матушка природа. Золотые горы и любые сокровища никогда не заменят цену жизни. Вот поэтому автор и колеблется все стихотворение.

Анализ стихотворения Гой ты русь моя родная Есенина

Есенин – поэт деревни и русской природы. Для него эти два понятия святы. Он восхищается ими. Его стихотворения необходимо читать вслух, для себя, чувствуя каждую нотку, которую поэт отпускает со струн своей души, влюбляясь в столь дорогую часть Родины – природу.

С первых строк стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…

” Сергей Александрович говорит о привязанности к бескрайней Родине, деревне с хатами, образам, иконам, в красном углу избы, о синеве, которая приковывает голубоглазый взгляд юного поэта к бесконечному небесному простору, рукавам синих рек и озёр, васильками и колокольчикам. Не случайно синий считается любимым его цветом, олицетворяющим свободу, душевную чистоту, умиротворение.

Вторая же строфа замаскированно поднимает проблему города и деревни. Ведь к началу XX века в России началось массовое переселение деревенских людей в города, на заработки. И Есенин приезжает из Москвы.

Теперь его действительно беспокоит то, что на малую родину приходит он как захожий богомолец. Он лишь печально смотрит на простор засеянных полей и наблюдает за тем, как чахнут тополя, звеня, напоминая автору о безмятежном деревенском детстве.

Околицы же верно стоят под наклоном, ведь некому их починить, заново справить.

Важно

Третья строфа вновь даёт прочувствовать прелесть конца деревенского лета. Поспевают яблоки, мед готов к сбору, крестьяне идут в церкви на освещение плодов земных, к августовским праздникам. А девицы и молодцы в корогодах пляшут и радуются.

Дальше поэт предлагает забыть про все городское и бежать по мягкой стежке. На приволье бежать! А смех девушек он сравнивает с серёжками берёз, которые для него милее всего на свете!

В последних и самых главных строках Сергей Есенин признается в вечной верности своей Родине. Он возвышает Русь над раем. Превозносит ее тем самым до небес.

Стихотворение создаёт воодушевляющие настроение, заставляющее захотеть отправиться туда, где бескрайняя синева застывает в глазах, где можно убежать и скрыться от городской суеты, полюбить ту деревню, которой дорожит Есенин, вдохнуть полной грудью пьянящий запах спелых яблок и меда. Здесь нет побуждения к действию, осуждения или презрение, но только потрясающе красивое описание непреложных, вечных своих ценностей: Родины, деревни, природы, чистоты души.

9 класс история создания, кратко по плану

  • Анализ стихотворения Ахматовой Мужество
    Пережив ВОВ Ахматова уже не смогла вернуться к лирике в своём творчестве, хотя именно благодаря ей она снискала славу и заняла определенную поэтическую нишу в двадцатых годах прошлого века . Её стихи стали отличаться резкостью и конкретикой форм
  • Анализ стихотворения Есенина Я последний поэт деревни
    Стихотворение написано гениальным автором, Есенин написал его в 1919 году. В поэме передается страданье и горе. Поэт сильно вкладывает в него свою душу и проживает каждую минуту. Когда читаешь стихотворение и анализируешь его,
  • Анализ стихотворения Пушкина Сожженное письмо
    Данное стихотворение наряду с еще тремя многие пушкиноведы объединяют общностью тем и образов. Связано все это с тем, что посвящены эти стихи Е.Воронцовой – возлюбленной поэта, связь с которой официально до сих пор не доказана.<\p>
  • Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1825
    Именно в этот памятный день в 1811г. Впервые распахнул свои двери Царскосельский лицей, первым выпускником которого стал Пушкин. В числе сокурсников поэта были другие не менее яркие личности: и издатели, и государственные деятели,
  • Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист
    Произведение «Весна, весна! как воздух чист!..», является одним из самых известных и знаменитых стихотворений великого русского поэта Баратынского. Сегодня хочется более подробно рассмотреть данное произведение.

Источник: https://analiz-stihov.ru/esenin/goj-tyi-rus-moya-rodnaya

«Гой ты, Русь, моя родная…» С. Есенин

«Гой ты, Русь, моя родная…» Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.

Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.

Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края.

Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.

Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Совет

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная.

Обратите внимание

Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.

И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», — этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог.

На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.

Важно

И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

Источник: https://pishi-stihi.ru/goj-ty-rus-moya-rodnaya-esenin.html

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь моя родная» | Инфошкола

Родине и природе посвятил Сергей Есенин большую часть своих произведений.

Любимая Русь для него — это и мир крестьянских домов, в которых «пахнет яблоком и мёдом », И природа средней полосы с бескрайними полями, с деревеньками, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

В природе поэт черпал своё вдохновение, искренне ощущая себя её частицей.
Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная … » — нежное признание поэта в любви к родной земле. Оно вошло в первый сборник Сергея Есенина «Радуница» .

С присущей поэту склонностью одушевлять всё живое, он и к России обращается как к близкому
ему человеку: «Гой ты, Русь моя родная». В этом стихотворении есть всё, что характерно для ранней поэзии Есенина: не совсем понятные городскому читателю слова (корогод — хоровод) и обилие религиозной символики (рать святая; хаты — в ризах образа; кроткий Спас; рай).

Обратите внимание

Картина воспринимается как бы глазами «захожего богомольца», и читатель ощущает настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праздничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами. Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона.

А деревенская

изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза».

Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза. Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью.

Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве.

 В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй.

Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо.

Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине вылились в важное для него утверждение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю! »

Важно

настроение просветлённого восторга. Окунуться в атмосферу чистой радости, которая наступает после праадничной церковной службы, поэт помогает читателю самыми разными средствами.
Звуковой ряд — слова звонно, гудит, прозвенит — создают иллюзию колокольного звона. А деревенская изба уподобляется храму: «хаты — В ризах образа».

Это ключевой образ произведения. Деревня воспринимается лирическим героем в образе Храма.
С самой первой строки Русь предстаёт как нечто святое. За этим сравнением — целая философия и система ценностей автора. Поэт использует цветопись: «только синь сосёт глаза».

Эта метафора необычна: синь будто бы впивается в глаза. Есенин представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью.

Если синий цвет в стихотворении назван прямо, то золотой присутствует в стихотворении скрытно: он в соломенных крышах, налитых яблоках, мёде, желтой стерне на сжатых полях, в пожелтевшей тополиной листве.

 В стихотворении большинство глаголов использовано в форме будущего времени (побегу; прозвенит; если крикнет; скажу) — лирический герой только собирается отправиться в путь для того, чтобы познать бесконечные пр ос торы родной земли.

Используемые Есениным художественно-выразительные средства, прежде всего олицетворения (звонко чахнут тополя; гудит весёлый пляс), создают живой образ мира, раскинувшегося между небом и землёй.

Праздничное состояние души — и у лирического героя, и у крестьян, и в природе. Лирический герой находится в полной гармонии с собой и с природой — другого счастья ему не надо.

Если начальная строка стихотворения определила настроение автора, то в последней строфе все чувства, вся любовь Есенина к родине.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvoreniya-goj-ty-rus-moya-rodnaya/

Статья по литературе (11 класс) на тему: Анализ стихотворения С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«гимназия 3»

города Дубна Московской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

Анализ стихотворения С.Есенина

«Гой ты, Русь, моя родная…»

подготовила<\p>

учитель русского языка и литературы

Мадигожина Наталья Валентиновна

г. Дубна

        В «годину невзгод» вошла в поэзию С.Есенина тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине», – говорил этот лирик.  Первые стихи на эту тему, предназначенные для печати, появились в 1914 году. Стихотворение «Гой ты, Русь…» тоже написано в этом трагическом году и является одним из ранних произведений Есенина.

        По «форме» это произведение будущего новатора очень простое:  оно состоит из пяти четверостиший с перекрестной рифмовкой,  в нем чередутся женские и мужские точные рифмы: «родная — края», «образа — глаза»…

Написан текст четырехстопным хореем — одним из самых распространенных  в классической поэзии размером.  Здесь нет сложных символов и метафор, характерных для лирики начала 20 века…

Совет

Первое, что бросается в глаза — это насыщенность стихотворения религиозными мотивами.

        В этом смысле данное произведение не является для Есенина уникальным. Именно в 1914 году поэт создает более десятка текстов на тему Родины, в которых пишет о божьей благодати, о культе Спасителя, о богомольцах и богомолках… А ведь за два года до этого Сергей слыл безбожником, не хотел носить крест и ходить в церковь.

Но, чуть повзрослев, в так называемый «московский период» юноша попытался решить проблемы нравственного и этического характера на материале христианской мифологии. Сам Есенин утверждал, что верил в Христа скорее не как в Бога, а как в идеально прекрасного человека.

Тем не менее в стихотворениях 1914 года все в Природе полно божественной, неизреченной тайны, поэту всюду мерещится Божий лик.

        В это время он мечтает об идеализированной Руси, где все благостно и свято. Родная сторона показана глазами «захожего богомольца», которого восхищают и живописные картинки природы, и звуки, и запахи…

Он верит, что главное в каждой крестьянской хате — это «в ризах образа», восхищается запахами яблок и меда церковных праздников… В одном из своих стихотворений Есенин скажет: «Люблю тебя, Родина кроткая! А за что – разгадать не могу». Но в произведении «Гой ты, Русь…» он дает разгадку тайны.

Как же можно не любить русские просторы! Поэт несколько раз подчеркивает, что здесь привольно глазу: «не видать конца и края», лирический герой выбегает «на приволь зеленых лех»…

Все пейзажные картинки ярко окрашены: синь неба, озер и рек «сосет глаза», поля зеленые, образа мы сразу представляем в золоте, хороводы крестьянки ведут, конечно, в ярких, пестрых одеждах! Звуки смеха, веселого шума, народной пляски… Одно из немногих сравнений этого текста — девичий смех звенит, как  сережки.

Обратите внимание

        Есенин пишет о России деревенской, народной и использует  просторечную лексику, значение которой нам сейчас даже приходится узнавать в словаре. Оказывается, хоровод называли и «корогодом», низенькая «околица» – это деревенская изгородь, на «лехи», то есть на полосы, делили поля и луга..

. Читая, чувствуешь, что и сам автор — не коренной житель большого города, он  в деревне не такой уж и «захожий», он свой, он умеет чувствовать и народный дух, и природу. В его описаниях столько искренности и непосредственности, что стихотворение превращается в страстный гимн во славу отчизны.

         И, по-моему, вовсе не  смиренному «богомольцу» принадлежат слова, которыми заканчивается произведение:

        Если крикнет рать святая:

        «Кинь ты Русь, живи в раю!»

        Я скажу: «Не надо рая,<\p>

        Дайте Родину мою».

        Мне кажется, в этом выражении «рать святая» просвечивает беззлобный юмор поэта, который появляется у него почти всегда вместе с религиозной тематикой. В другом стихотворении, написанном в том же 1914 году, «у лесного аналоя воробей псалтырь читает»… Ветер кажется поэту «рыжим ласковым осленком», на котором едет Спаситель. И всё в мире весело кричит Иисусу: «Осанна!»

        Стихотворение Есенина «Гой ты, Русь…» не случайно стало песней, как и множество других произведений этого автора. Я люблю эту его раннюю пробу пера за искренность и за то, что здесь он показывает нам нашу Родину такой, какой она часто предстает в мечтах.

Замечательный бард второй половины 20 столетия Александр Галич в «Плачах о России» показывает нам совсем другую, трагическую Русь, сомневается, была ли когда-нибудь эта вымышленная страна, где «листья падают с деревца в безмятежные воды, и звенят, как метелица, над землей хороводы»…

Он иронизирует вроде бы над этим лубочным образом нашей родины, где «каждый с каждым поделится божьим словом и хлебом», но в то же время понятно, что каждый русский человек хранит в своем сердце веру в то, что такая Русь была когда-то и надежду на то, что мечту о золотой стране, «где все родятся счастливыми и отходят в смиреньи» можно сохранить хотя бы в своем сердце. В сердце, которое и в трудные времена не должно ожесточаться.

        Я больше люблю более зрелые, более совершенные стихотворения Есенина о Родине, но, мне кажется, что уже здесь виден  огромный  самобытный талант начинающего автора.

Мне нравится это идеализированное, с налетом легкого юмора над своей же наивностью, отношение к российской деревне и природе.

Важно

Такое восприятие мне гораздо ближе всяких «обличений», на которые многие были горазды уже и в ту эпоху.

        В предреволюционные годы, в 1915-1916, и у Есенина будет много стихотворений о тяжелой судьбе России, о необъятной, но вечно нищей стране.

Тем удивительней, что именно в год, когда началась мировая война, поэт создал столько текстов о веселых стариках, мирных пахарях, которые собираются на войну «без печали, без жалоб и слез». Кроткие монахи и монашки благословляют родной край и верят в победу и в воцарение вечного мира.

Такая страна, как показана в стихотворении «Гой ты, Русь…» воистину даже лучше рая, в который зовет лирического героя «святая рать». В такой России так хочется жить, а если уж придется умереть – то легко и « в смиреньи».

Использованная литература:

1.  Сергей Есенин Собр.сочинений в двух томах. Москва, «Современник», 1990, том 1,с. 52

2.  Л.Л. Бельская Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина.Глава 1 «Начало пути», с.5-33, Москва, 1990

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/08/13/analiz-stihotvoreniya-s-esenina-goy-ty-rus-moya-rodnaya

Анализ стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…”

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…”

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Все поэты размышляли о России, каждый пытался создать в своих произведениях её неповторимый образ. Для Сергея Есенина Россия – это родной край, который он бесконечно любит, ради него он готов без колебаний пожертвовать жизнь. Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» пронизано чувствами и эмоциями поэта, переполняющие его сердце.

     Конечно, прежде всего он гордится своей родиной, для поэта нет ничего дороже и главней России, без неё он не представляет свою жизнь. Сергей Есенин истинно русский поэт: родине и природе он посвятил большую часть своих произведений. Это его главная тема в стихотворениях, глубокая и чистая любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Он с обожанием относится к родному краю, к деревне, к лугам и полям… Ни за что и никогда он не променяет их и не предаст. Такое настроение можно увидеть во всех ранних стихотворениях Сергея Есенина.
     Многие его произведения пропитаны любовью к Руси, которую он выражает с особой чуткостью и нежностью, примечая самые прекрасные детали пейзажей родной природы.

Совет

     Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…» пропитано именно этими чувствами автора. «Хаты – в ризах образа…»-пишет Есенин. Все дома деревушки он сравнивает с чем-то возвышенным, божественным, ведь риза-это церковное одеяние, красивое, переливающееся золотом.      Стихотворение искрится счастьем, радостью, любовью к родному краю. Поэт использует хорей.

Этот размер, а также активное употребление глаголов (побегу, прозвенит, гудит…) подчеркивают праздничное настроение стихотворения.
     Мы видим Россию как бесконечную, бескрайнюю землю, над которой простирается огромное голубое небо, даже, скорее, синее: «не видать конца и края-только синь сосёт глаза.».

Для поэта родина – это церковь, в которой он «как захожий богомолец» разглядывает красоты природы, чувствует знакомые, близкие сердцу запахи («пахнет яблоком и медом»), слышит, как звенят чахнущие тополя, стоящие «у низеньких околиц», как где-то далеко весело пляшут люди, возможно отмечая какой-то праздник.

Лирический герой бежит по мятой тропинке на просторы зелёных полей, где ему на встречу звенит смех девушки, который он, скорее всего, сравнивает с серёжками берёз.      Самое удивительное, что с начала до конца стихотворения автор восхищается своей родной землёй, на которой он родился и вырос.

Даже на рай Сергей Есенин не готов променять свою родину, потому что сердце поэта навсегда принадлежит ей.
     Восторженность, гордость, обожание – в начале и то же в конце. Лишь эмоции, переполняющие автора, когда тот берется за перо, с каждым последующим словом крепнут и остаются в строках его произведения навсегда «Гой ты, Русь, моя родная»…

В эту фразу поэт вложил все свои чувства, которые он питает к России: гордость, бесконечное восхищение, глубокую любовь…

     Это стихотворение понравилось мне теми чувствами, которыми Сергей Есенин наполнил своё небольшое и прекрасное произведение.

Добавил: Xardas007

150496 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00811261307277869189

Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя родная

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.

Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.

Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная…” , написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.

Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…” автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края.

Обратите внимание

Себя в этом произведении Есенин отождествляет с “захожим богомольцем”, который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.

Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси “хаты – в ризах образа”. И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где “у низеньких околиц звонко чахнут тополя”.

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…” Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная.

Обратите внимание

Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.

И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

“Не надо рая, дайте родину мою”, – этой простой и лишенной “высокого штиля” строчкой поэт завершает стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная…”, словно бы подводя некий итог.

На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.

Важно

И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-esenina-goj-ty-rus-moya-rodnaya/

“Гой ты, Русь, моя родная”: анализ стихотворения :: SYL.ru

Сергей Есенин бывал во многих странах, но всегда возвращался в Россию. Поэт видел все недостатки: разбитые дороги, пьянство и нищету крестьян, самодурство помещиков, абсолютную веру в царя. Но несмотря на все это, он любил свою Родину и считал ее лучшим местом на свете. Ниже представлен анализ “Гой ты, Русь, моя родная”.

Особенности творчества поэта

В кратком анализе “Гой ты, Русь, моя родная” одним из пунктов является рассмотрение отличительных черт поэзии Есенина. Любовь к Родине всегда занимала особое место в его творчестве. Но с особой нежностью поэт писал о сельских пейзажах.

Это стихотворение создано в 1914 г., к тому времени Есенин уже жил некоторое время в Москве, но ее шум и суета утомляли его, поэтому он все больше и больше тосковал по тем временам, когда он был простым крестьянским пареньком.

Свою тоску и привязанность Есенин выражал в стихах. Для поэта быт простых людей всегда оставался правильным, даже несмотря на то, что одной из основных проблем была нищета. Но они чтили традиции и семейные устои, что восхищало поэта.

В анализе “Гой ты, Русь, моя родная” нужно указать, что в нем Есенин подчеркивает свою любовь к Родине тем, что ни на что не променяет запах меда и яблок, храмы, которые приносят благостное настроение, и бескрайние зеленые луга. В этом стихотворении поэт пишет о своей любви к Родине и деревенской жизни.

Образ Руси

В анализе “Гой ты, Русь, моя родная” важно определить, какое место в этом творении занимает образ Руси.

Почему именно так называет Есенин Россию? Возможно, потому что в ту эпоху древнерусского государства народ был ближе к природе, чтил все важные церковные праздники и обычаи предков.

Поэт, любивший деревни и землю, скучал по тому времени, когда земледелие было основным занятием славян.

Совет

В анализе “Гой ты, Русь, моя родная” следует также отметить, что поэт сравнивает Родину с храмом, который все и всех объединяет.

За этим образом стоит целая жизненная философия поэта, которая заключалась в любви к своим корням и принятии своей Родины такой, какая она есть.

Но наступившая революция разрушила этот храм, разъединив все общество, и поэтому поэт еще больше тосковал по своим родным краям.

Литературные средства выразительности

Следующий пункт анализа стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная” – это определение, какими тропами и стилистическими средствами пользовался поэт. Олицетворения позволяют поэту “оживить” образ Руси, а эпитеты помогают передать благостное душевное состояние лирического героя. Умиротворенное состояние и у героя, и у крестьян достигается благодаря единению с природой.

А метафора придает еще большую значимость образу Руси в стихотворении. У поэта синий цвет ассоциируется не только с бескрайностью голубого неба и водной гладью, но и с Родиной.

Метафоричен и золотой цвет, который выражен не так ярко в строках, но он проявляется в деталях. Это мед, соломенные крыши домов, пожелтевшая листва, поля.

Такое цветовое оформление делает образ Руси еще более возвышенным и значимым.

А глаголы, которые употребляются в будущем времени, указывают на желание героя отправиться в путешествие по своей стране, по ее бескрайним просторам, чтобы увидеть все самое прекрасное.

Окончание произведения

В анализе стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная” можно подробнее рассмотреть его концовку. Есенин заканчивает свое творение простой строкой, написанной не возвышенным стилем. Он подчеркивает ту простую жизнь, которая для поэта была самой правильной.

В последних строчках Есенин показывает всю свою любовь к Родине: ему не нужно ничего, только его Русь, которая является для него раем. Может, здесь имеется в виду и призыв к революционерам, которые изменили привычный уклад. И, возможно, поэт хотел им сказать, чтобы они не трогали все то прекрасное, что было у Руси.

Анализ “Гой ты, Русь, моя родная” Есенина показывает, насколько сильна его любовь к стране, крестьянской жизни, по которой он тосковал. Он бы ни на что не променял все прелести сельского пейзажа и неповторимое очарование русской природы. Все слова дышат восторженностью и обожанием, которые возрастают с каждой строкой.

Обратите внимание

Именно эта любовь к Родине, принятие ее недостатков, умение восхищаться и любоваться всем прекрасным, что в ней есть – это главная отличительная особенность творчества поэта. И в этом стихотворении Есенин показал ее при помощи многообразия русского языка, использовав простой слог, чтобы подчеркнуть любовь к простой жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/339101/goy-tyi-rus-moya-rodnaya-analiz-stihotvoreniya

Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя родная…”

Сергей Александрович Есенин за свою насыщенную жизнь, много путешествовал по миру, но его всегда втянуло на родину.

Как автор многих лирических стихотворений и произведений, посвященных теме “родина”, никак не смог стать идеалистом и на собственном опыте испытал все изъяны государства, в котором как он сам считал, повезло ему родиться.

Поэт безумно любил своё отечество таковым, какое отечество есть, и, даже имея большую возможность взять всё, уехать и остаться жить в другой стране, поэт предпочёл свою единственную родину.

К числу стихотворений Есенина в числе тех, где он превозносит его малую родину, называется “Гой ты, Русь, моя родная…”, еще написанное им в далёком 1914 году.

В это время Сергей Александрович Есенин уже проживал в Москве, сумев стать за довольно короткий срок весьма известным.

Но скорее всего, большие города, такие как Москва, сильно навевали на поэта горькую тоску, которую безо всяких успехов надеялся утопить в кружке алкоголя.

В стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная…” Есенин снова пытается вспомнить свою недавнюю жизнь в деревне. Точнее, те переживания, ощущения которые он испытывал, путешествуя по огромным Русским лугам и полям, наслаждаясь загадочной красотой своего родного и любимого сердцу краю.

В данном стихотворении Есенин себя сопоставляет с “захожим богомольцем”, потому что тот якобы пришел для того чтобы припасть коленом к своей многострадальной земле, и, сделав этот бесхитростный обряд, пойдёт в чужие дали.

Важно

Отечество же у автора при всех его недочётах и недостатках сопоставляется с одной огромной церковью, прозрачной и ухоженной, которая способна вылечить душу каждого путешественника и обратно возвратить его к той самой духовной истине.

Откровенно говоря, Российская империя до свержения царя являлась той церковью, которая подразумевается в стихотворении. Поэт подчеркивает, в России “хаты – в ризах образа”. Вместе с этим не имеет возможности, проходя не заметить той нищеты, а может быть и простоты уклада обыденного русского быта, как “у низеньких околиц звонко чахнут тополя”.

Поэтому благодаря его умению и настоящему поэтическому дару в прекрасном произведении “Гой ты, Русь, моя родная…” Есенину удалось создать “цветной” и немного противоречивый образ своего отечества. В нем чрезвычайно органично цепляются друг за друга красота и тленность, чистота и наоборот неумытость, земное и небесное.

Но всё же Есенин подчёркивает, что ни за что автор не смог бы променять запах тех яблок и того меда, которые идут наряду с летним Спасом, и девичьим смехом, звон его автор так по-детски сопоставляет с сережками.

Но всё же если не обращать внимания на проблемы и непонимания, которые поэт постоянно замечает в быте людей из той крестьянской глубинки, их та простая жизнь видится более целесообразной и нормальной, чем его же собственная жизнь.

Возможно из-за того, что крестьяне самым главным чтят традиции и ценности своих отцов и дедов и умеют так по-детски радоваться любому малому дару, ценят то, что им бог дал.

Есенин с добротой завидует деревенским людям, так как у них есть то самое главное, чего нет в городской суете – собственная земля, реки, леса и луга, которые никогда не перестанут радовать поэта своей девственной и наивной красотой. И только благодаря этому Есенин говорит, что если и есть на нашем свете какой-то рай, то он обязательно находится только лишь там, в сельской деревеньке, которая никак не может быть испорчена городской суетой, и смогла сохранить ту естественную красоту.

“Не надо рая, дайте родину мою”, — вот именно этой такой простоте скрывающей “высокого полёта” строчкой автор оканчивает своё произведение “Гой ты, Русь, моя родная…”, возможно уже подводя итог.

Но всё же это совершенно не так, скорее всего автор стремиться выделить, что неимоверно счастлив такой возможности жить именно там, где знает, что он является частью любимого народа.

Совет

И это то самое осознание для поэта во много раз важнее, чем все несметные богатства всего мира, которые никогда и нигде не смогут заменить любому человеку любовь к малой родине, родной земле, и оберегающую человека на протяжении всей его жизни.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/analiz-stikhotvoreniya-esenina-goy-ty-rus-moya-rodnaya.html

Анализ стихотворения Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…»

Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был идеалистом и прекрасно видел все недостатки страны, в которой ему довелось появиться на свет.

Тем не менее, он прощал России грязь и разбитые дороги, беспробудное пьянство крестьян и самодурство помещиков, возведенную в абсолют веру в доброго царя и нищенское существование народа.

Есенин любил свою родину такой, какая она есть, И, имея возможность навсегда остаться за границей, все же предпочел вернуться, чтобы умереть тем, где и родился.


Одним из произведений, в котором автор воспевает свою землю, является стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», написанное в 1914 году. К этому моменту Сергей Есенин уже жил в Москве, успев стать достаточно известным поэтом.

Тем не менее, крупные города навевали на него тоску, которую Есенин безуспешно пытался топить в вине, и заставляли мысленно обращаться к недалекому прошлому, когда он был еще никому неизвестным крестьянским пареньком, свободным и по-настоящему счастливым.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» автор вновь вспоминает свою прошлую жизнь. Точнее, те ощущения, которые он испытывал, бродя по бескрайним русским лугам и наслаждаясь красотой родного края.

Себя в этом произведении Есенин отождествляет с «захожим богомольцем», который пришел поклониться своей земле, и, совершив этот нехитрый обряд, уйдет в чужие края.

Родина же у поэта при всех ее недостатках ассоциируется с один огромным храмом, светлым и чистым, который способен излечить душу любого странника и вернуть его к духовным истокам.

Совет

Собственно говоря, Россия до революции и являлась единым храмом, что подчеркивает в своем стихотворении и Есенин. Автор подчеркивает, что на Руси «хаты – в ризах образа». И, вместе с тем, не моет пройти мимо нищеты и примитивности уклада русского быта, где «у низеньких околиц звонко чахнут тополя».

Благодаря умению и поэтическому таланту в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» Есенину удается воссоздать весьма контрастный и противоречивый образ своей родины. В ней органично переплетаются красота и убогость, чистота и грязь, земное и божественное.

Однако поэт отмечает, что ни на что не променяет аромат яблок и меда, который сопровождает летний Спас, и девичий смех, звон которого поэт сравнивает с сережками. Несмотря на множество проблем, которые Есенин видит в быте крестьян, их жизнь кажется ему более правильной и разумной, чем своя собственная.

Обратите внимание

Хотя бы потому, что они чтят традиции предков и умеют радоваться малому, ценят то, что имеют. Поэт по-доброму завидует сельским жителям, у которых есть их главное богатство – плодородная земля, реки, леса и луга, которые не перестают восхищать Есенина своей первозданной красотой.

И именно поэтому автор утверждает, что если и существует на свете рай, то он находится именно здесь, в сельской русской глубинке, которая еще не испорчена цивилизацией, и сумела сохранить свою привлекательность.

«Не надо рая, дайте родину мою», — этой простой и лишенной «высокого штиля» строчкой поэт завершает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…», словно бы подводя некий итог.

На самом же деле автор хочет лишь подчеркнуть, что безмерно счастлив возможности жить там, где он чувствует себя частью своего народа.

Важно

И это осознание для Есенина гораздо важнее, чем все сокровища мира, которые никогда не смогут заменить человеку любовь к родной земле, впитанную с молоком матери, и оберегающую его на протяжении всей жизни.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5964958/page:5/

Ссылка на основную публикацию