Сатин в пьесе “На дне” Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни
Сатин в исполнении К. С. Станиславского. 1902 г. |
Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы “На дне” Горького. Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите:
– Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”
Полное имя героя – Константин Сатин:
“…Веселый ты, Костянтин…”
“…Эдакий ты бравый… Костянтин…
Возраст Сатина – около 40 лет:
“…лет под 40…”
Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:
“…Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…”
“…Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…”
Константин Сатин – шулер, карточный мошенник:
“…Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?..”
“…Продулся, брат, я – вдребезги! Еще не всё пропало, дед, – есть на свете шулера поумнее меня!..”
“…Я видел! Жулик!..”
“…Ты, Асан, отвяжись… Что мы – жулики, тебе известно. Стало быть, зачем играл?..”
Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла:
“Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!”
Сатин – образованный, начитанный человек:
“…я много читал книг…”
“…Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь?..”
“…Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал!..”
Сатин – веселый и приятный человек:
“…Веселый ты, Костянтин… приятный!..”
Сатин – умный человек:
“…Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…”
“…Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум…”
Сатин – рассудительный человек:
“…Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера…” (Барон о себе и Сатине)
“…Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце…”
Сатин любит вставлять в речь необычные слова:
“…Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…
“…Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…”
“…Люблю непонятные, редкие слова…”
Сатин – скрытный человек. Он не любит рассказывать о себе:
“…Я не люблю, когда меня расспрашивают…
Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:
“…Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет!..”
Сам себя Сатин считает уже “мертвым человеком”:
“Актер. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя…”
Константин Сатин не хочет жить честно:
“…Татарин (горячо). Надо играть честна!
Сатин. Это зачем же? Не знаю. А ты – знаешь?..”
“…Ты – пойми! Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут…” (о Сатине и его приятелях)
Шулер Сатин не хочет работать как все:
“…Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?..”
“…Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто – обременяй землю!..” (совет от Сатина)
Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:
“…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство!..”
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:
“…Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…”
“Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин.Был…”
Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:
“…Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!..”
Сатин отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство, после того как заступился за сестру и по неосторожности убил человека:
“…Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…”
“…Я – арестант, убийца, шулер… ну да!..”
“…За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении…”
“…Лука. А убил – из-за бабы?
Сатин. Из-за родной сестры…”
В тюрьме Сатин научился шулерству:
“…В тюрьме я и в карты играть научился…”
После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:
“…а после тюрьмы – нет ходу!..”
Ю. Юзовский об образе Сатина:
“…Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки… …в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь… …Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания… …По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт – а простой, рядовой человек, трудящийся человек, “заурядный” человек, такой, как столяр или сапожник…”
(Ю. Юзовский, “Драматургия Горького”)
Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.
Смотрите: Все материалы по пьесе “На дне”
Источник: https://literaturus.ru/2016/01/Satin-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika.html
Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: роль Сатина в пьесе, материалы для сочинения
Меню статьи:
Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть.
Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни.
Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.
<\p>
Жизненный путь Сатина
Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества. Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:
Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.
В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
Я, брат, молодой — занятен был! Вспомнить хорошо!..
Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно! Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.
Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.
Предлагаем ознакомиться с анализом рассказа “Старуха Изергиль”, который написал советский писатель Максим Горький.
За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра — умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..
За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу. В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:
В тюрьме я и в карты играть научился …
Характеристика личности Сатина
Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.
Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с историей создания повести М. Горького “Детство”, которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.
Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение: Организм… органон… Сикамбр… Макробиотика… ха!
Сатин. А то еще есть — транс-сцедентальный…
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю… забыл… Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова… В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги: я много читал книг…
Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…
Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость.
Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:
Что мы — жулики, тебе известно.
Татарин. Надо играть честно!
Сатин. Это зачем же?
Татарин. Как зачем?
Сатин. А так… Зачем?
Татарин. Ты не знаешь?
Сатин. Не знаю. А ты — знаешь?
Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
Сатин. Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно?..
Сатин. Положим — так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл…
Бубнов. За это и били…
Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
Не обижай человека — вот закон! Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…
Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
Я не люблю, когда меня расспрашивают
Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто — обременяй землю!
Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай — ты не станешь работать, я — не стану… еще сотни… тысячи, все! — понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать — что тогда будет?
Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.
Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!
Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
Вы — все — скоты! Вы — тупы, как кирпичи Ты, Барон, — всех хуже!..
Ты — ничего не понимаешь… и — врешь! Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю… Сатин умеет красиво изъясняться:
Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но — еще кое-что знаю!
Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
Когда я пьян… мне все нравится Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.
Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан!
Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
Старик? Он — умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету
Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
Хорошо это… чувствовать себя человеком!
Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!
Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом.
Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?
<\p>
Образ Сатина необычен и уникален
Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.
Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.
Источник: https://r-book.club/sovetskie-pisateli/maksim-gorkijj/na-dne-satin.html
Образ Сатина и его значение в пьесе М. Горького «На дне»
Задумывая свою пьесу «На дне», Горький опирался на образы реальных людей, реальные события и факты. Он посещает ночлежки, приюты. Хитров рынок, существовавший в то время в Москве, был скопищем воров, нищих, проституток и других людей, скатившихся на самую последнюю ступень жизни. Именно с них и рисует Горький своих героев. Один из самых ярких персонажей а пьесе — Сатин.
Горький не называет его по имени, подчеркивая тем ненужность самой жизни Сатина. Живет тот в ночлежке Костылева, подавляющей уже одним своим интерьером: тяжелые своды, законченные стены с обвалившейся штукатуркой, грязный стол и табуретки, нары вдоль стен. Уже одно это не оставляет человеку никакого шанса.
<\p>
Впервые мы встречаемся с Сатиным, когда он просыпается в ночлежке. Впечатление о человеке складывается с первых минут: Горький наделяет Сатина чем-то звериным. Сатин лежит на нарах и рычит. В этом выражается его боль, усталость и отвращение к такой жизни.
За пристрастие к картам его когда-нибудь «совсем убьют до смерти», но Сатин уже не считает себя живым человеком. «Дважды убить нельзя», — говорит он. А ведь Сатин не всегда был таким. Это был «рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей». А потом…
бывает случается что-то непоправимое, это решает всю дальнейшую судьбу. Сатин убил человека из-за родной сестры и отсидел за это четыре года и семь месяцев. «А после тюрьмы нет ходу!».
Сатину говорят: «Легко ты жизнь переносишь!». Но ему приходится не так просто как может показаться. Он скептически ко всему относится, насмехается над собой и окружающими. Но это всего лишь способ отгородиться от реальности, потому что ничего обнадеживающего для него в ней нет. «А кому хорошо жить? Всем плохо».
Сатину, может быть, даже хуже, чем остальным. Он раньше много читал, мог назвать себя образованным человеком, Сатин отлично осознает, что то, как они живут, нельзя даже назвать жизнью. Он и любит «непонятные, редкие слова», потому что они ассоциируются с какой-то другой жизнью, с тем, что когда-то было или могло быть.
У Сатина сформировались очень интересные взгляды. Он сам себе пытается доказать, что стоит не ниже остальных людей. Он спрашивает, зачем работать. Он презирает работу ради еды, выживания. Он говорит: «Ты не станешь работать, я не стану… еще сотни тысяч.., все!».
Сатин говорит, что стал бы работать, если бы работа была ему приятна. Но, как нам кажется, не смог бы. Слишком уж сильно опутали его стены ночлежки. Всякий, кто там остается, становится ее заложником. Клещ еще не смирился, он пытается в себе что-то сохранить, как-то бороться.
Но прав Сатин, говоря, что и Клещ «привыкнет».
А нужны ли человеку, находящемуся «на дне», человеческие качества? По этому вопросу и происходит первое столкновение взглядов Сатина и Луки. Сатин говорит: «Всякий человек хочет, чтобы его сосед совесть имел, а никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». Лука приветствует обитателей ночлежки словами: «Доброго здоровья, народ честной!».
И на всем протяжении пьесы Сатин является антагонистом Луки. Автор оставляет за нами выбор, как же лучше жить и что нужно человеку: правда или ложь. Лука словесно демонстрирует; что человек всегда остается человеком. Он успокаивает людей, вселяет в них надежду.
Он внушает Актеру мысль об излечении, рассказывает о лечебнице для алкоголиков. Актер загорается этой идеей. Сатин же называет все это миражом. Он говорит: «Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!».
Появление Луки заставляет Сатина задуматься о своей жизни, об их мире: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви… мертвецы не слышат!».
Но вот «на дне» наступает весна. Но даже она не кажется веселой. Снег стаял, а грязь как была, так и осталась. Все собираются на пустыре, занесенном грязью и мусором ( пакеты для мусора ). И серый цвет стен, и сучья деревьев без почек еще больше подчеркивают всю безысходность жизни. И единственный, кто пытается помочь несчастным, является Лука.
Он успокоил умирающую Анну, он утешает и расстроенную Настю. Лука говорит, что «надо кому-нибудь и добрым быть.. жалеть людей надо». Актер, благодаря ему, уже совсем решает бросить пить, пойти работать. На это у Сатина есть лишь одна фраза: «Нелепо». Поведение Сатина кажется жестоким, но он просто осознает бессмысленность происходящего.
Он и Клещу, который уже ощутил безвыходность своего положения, дает совет: ничего не делать.
Но о человеке судят не по словам, а по делам. Тот же Сатин с неподдельной нежностью вспоминает о сестре: «Славная была человечинка сестра у меня». Ради нее он и в тюрьму-то сел. Когда бьют Наташу, Сатин сразу же бежит защищать ее. Даже Пепел говорит: «Ты — можешь… не то, что пожалеть можешь… ты умеешь не обижать…».
Сатин пытается быть сильным, противоречит Луке. Он говорит, что человека нельзя жалеть, «унижать его жалостью». Он говорит, что ложь нужна только тем, «кто слаб душой и кто живет чужими соками». Но эта жизнь к Сатину была слишком жестока.
Он считает, что смирился с реальностью, привык, но ему все, еще очень больно вспоминать прошлое. Лука говорит: «Не обижай человека». Но эта фраза слишком сильно жжет душу Сатина: «Не тронь…
не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу!».
Сатин говорит; что человека уважать надо, что ложь унижает человека. Но ведь Лука, уговаривал Пепла бросить воровство, тоже говорит, что «человек должен уважать себя». Он просто не считает жалость. и «ложь во спасение» унизительными.
Горький словами Сатина утверждает величие человека, говоря: «Человек! Это звучит гордо». Сатин называл себя «арестантом, убийцей, шулером», доказывая свое право быть человеком. Он говорит, что «человек — свободен». Очень хочется верить Сатину, но иногда так трудно быть смелым сильным, независимым. И как порой хочется встретить своего Луку.
Сатин смеется над словами Луки, что «человек рождается для лучшего». Он был бы готов поверить Луке, если бы была хоть какая-то надежда.
Но её нет! Он, наверное, и Актера-то пытается оторвать от мыслей об излечении, потому что предвидят его конец. Горький говорят: «Правда — бог свободного человека!». Но он же и противоречит себе словами, что «правда и убить может».
Не удивляют Сатина слова Барона: «Актер удавился!». Он лишь констатирует: «Эх… испортил песню… дурак!».
Но эта смерть уж всем открывает глаза на безысходность жизни:
Со-олнце всходит и захо-одит…<\p>
А-а в тюрьме моей темно-о!
Источник: https://bolshoy-beysug.ru/sochineniya/gorkiy/315-obrazsatina.html
Сатин «Не дне»: образ и характеристика героя
На уроке литературы у нас произошло знакомство с произведением Горького На дне. Изучив пьесу, мы познакомились с разными образами людей, которых сложно отнести к какому-то из слоев общества.
Это лишние люди, которыми их сделала не судьба, а они сами, потеряв всякий смысл жизни, так и не сумев в нее вернуться, опустились на самое дно.
Одним из таких людей является Сатин, образ которого описывает Горький в своей пьесе На дне.
Сатин в пьесе На дне
Характеристику и образ Сатина сделать не сложно. Ведь для этого достаточно хоть немного познакомиться с произведением Горького. Из него мы узнаем часть прошлой жизни Сатина героя и его настоящее. В прошлом он не был на дне общества. Сатин был начитанный человек, работающий телеграфистом.
Его можно было назвать компанейским, веселым и жизнерадостным, но в его жизни все круто поменялось, когда заступаясь за сестру, Сатин убивает человека.
Таким образом он попадает в тюрьму, а после тюремного срока он так и не смог или просто не хотел себя заново реализовать, поэтому и опустился но самое дно.
Образ Сатина
Знакомясь с Сатиным, мы видим необычность и уникальность данного героя. Он выделяется из толпы, и прежде всего своими умными словами.
Если бы не один случай, может он никогда и не оказался в ночлежке, но судьба послала испытание, которое он не смог пройти. Таким образом Сатин из успешного человека, у которого были перспективы в будущем, превращается в отброс общества.
Он падает на дно и становится ненужным человеком, который предпочитает теперь ничего неделание.
Характеристика Сатина
Продолжая давать характеристику Сатину по произведению Горького На дне, мы видим, как он попадает в ночлежку, становится шулером, у него пропадает желание честно трудиться. Другим Сатин советует ничего не делать, а лишь обременять жизнь. Выйдя из тюрьмы, он впадает в апатию, и отгораживается от реальности. И ему так удобно.
На дно он опускается по собственной воле, прожигая свои способности в вине и карточных играх. Сатин равнодушен к другим и для него нет нравственных ценностей. Как и другие герои, он рассуждает о жизни и о правде. По мнению Сатина ложь и сострадательные слова делают человека жалким, и никак не облегчают страданий.
Поэтому он и не поддерживает взгляды Луки, который разбрасывался утешительными словами и обещаниями лучшей жизни.
Роль Сатина в пьесе
Говоря о роли Сатина в пьесе, можно с уверенностью сказать, что она одна из важных. Ведь именно Сатин выражал авторскую позицию во многих аспектах. Поэтому только этому шулеру и смог доверить писатель знаменитый монолог о человеке, и о том, что звучит данное слово гордо.
Человека нужно уважать, и никак не унижать жалостью. Читая произведение, понимаешь, что речь Сатина не совсем совмещается с его ролью. Как-то не укладывается в голове, что именно шулеру доверено воспевать правду. Но тут все объяснимо. Сам Сатин говорит, что даже шулер имеет право говорить красиво.
Ведь могут же себе позволить порядочные говорить как шулера.
Как мы видим, роль и образ Сатина в пьесе важны. Его речи несут истину, пусть и идут наперекор с его характером и образом жизни.
Источник: https://sochinyshka.ru/satin-ne-dne-obraz-i-xarakteristika-geroya.html
Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне (Горький А. М.)
Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки – наиболее значительной личности среди героев пьесы.
Образ Луки – это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к “порядку в жизни” и к “чистоте” (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников… Лука – носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.
Странников на Руси всегда было предостаточно.
При анализе пьесы на дне характер Луки – странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее <\p>
многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер.
Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя. Лука – неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь.
В нем, как заметил Франц Меринг, “кроется нечто философическое”.
В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее “бытия божия”.
Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало.
Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва “терпеть”, как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что “все мы на земле странники”, и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости (“Христос-от всех жалел…”, “ни одна блоха – не плоха” и пр.).
Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует “программе” Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку “шарлатаном гуманности”. Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству…
В сочинении на тему образ Луки – это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.
В то же время образ Луки – и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален.
В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни.
Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: “Лука – мужичонка, странник,, святая душа, балагур – вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист – живой”.
Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки – “святая душа”, но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ. Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями.
“И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!” Такое “упрямство” Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди (“Все ищут люди, все хотят – как лучше…”) найдут то, что им надо.
Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.
По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения – это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека (“человек все может”), – этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.
Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука – вот парадокс его деятельности! – в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант.
Его практические советы – это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что “готовиться”, то есть перестать пить.
Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он “парень ничего.
, хороший” и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.
В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека “обухом” правды, теряло значительную часть социальной вредоносности.
А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу.
Разве, например, простодушно-романтическая мечта о “праведной земле” не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью “Дна” и потянуться к более одухотворенной жизни?1
Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям “дна” не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней.
Так, Васька Пепел – под воздействием Луки – произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: “Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…”
Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек “дна” – Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось.
Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.
Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека (“Он – каков ни есть-а всегда своей цены стоит”, “Человек – все может… лишь бы захотел…”, “Уважьте человеку…”).
То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек-это звучит гордо.
По характеру Сатин – не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном “дне”. Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки.
А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах.
Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный.
Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах.(“Понять хочется дела-то человеческие…”), в том, что Горький назовет позже “адовой суматохой” века.
Пьеса Горького дает нам необычайно яркое представление не только о классовых антагонизмах и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которым были охвачены даже самые отсталые, выбитые из колеи, неприкаянные слои народа.
Она дает представление о той искорке, в которой, если воспользоваться словами Лескова, было много и “ограниченной народной наивности”, и “бесконечных стремлений живого духа”, – об искорке, которая никогда не умирала в народе и все сильнее разгоралась по мере приближения первой русской революции, разгоралась даже среди обитателей “дна”.
Источник: https://ege-essay.ru/obraz-i-xarakter-luki-i-satina-v-pese-na-dne-gorkij-a-m/
Роль образа Сатина в пьесе Горького “На дне”
“На дне”
“философию утешительства” Луки. Однако Лука не только утешал, но и внушал надежду, а порой и призывал ночлежников менять свою жизнь, и в философии Луки и Сатина много общего.
“Ложь – религия рабов и хозяев. Правда- бог свободного человека”. Константин Сатин-один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменился.
Сатин – карточный шулер и пьяница, в речи которого иногда проявляются остатки прежней “интеллигентности”, хотя и в гротескной форме. Актеру Сатин говорит, что Лука “наврал” насчет бесплатной лечебницы.
Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, Сатин советует “ничего не делать” и “просто обременять землю”: “Подумай-ты не станешь работать, я – не стану… еще сотни… тысячи… все! – понимаешь? Все бросают работать!” Сатин в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе.
Когда убийство действительно совершается, Сатин успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения Сатин говорит, что тот не был шарлатаном: “Человек- вот правда! Он это понимал Он врал… но-это из жалости к вам”.
Хотя Сатин заявляет, что “ложь – религия рабов и хозяев”, но, по его словам, Лука подействовал на него, “как кислота на старую и грязную монету”. Сатин произносит абстрактно-“революционный” монолог о человеке как высшей ценности: “Все – в человеке, все для человека.
Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью… Человек – выше сытости!” Сатину принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что Актер повесился, он отвечает: “Испортил песню… дурак!”
“Старик? Он – умница! Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье!” Он не позволяет сказать о Луке ни единого дурного слова: “Молчать! Вы все – скоты! Дубье… молчать о старике!.. Старик – не шарлатан… Я понимаю старика… да! Он врал…
но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ” Однако он не только восхищается Лукой, но фактически одновременно спорит с ним.
Все же удивительно, что именно Сатин, пьяница и карто чный шулер, произносит в этой пьесе знаменитые слова: “Человек – это звучит гордо… ” В первых постановках роль Сатина играл замечательный русский артист и театральный деятель Константин Сергееви ч Станиславский.
В своих воспоминаниях он рассказал о том, как Горький работал над этим образом, как создавался образ Сатина: “Он говорил о своей скитальческой жизни, своих встречах, о прообразах действующих лиц и о моей роли Сатина – в частности. Оказывается, что босяк, с которого он писал эту роль, пострадал из-за самоотверженной любви к сестре.
Она была замужем за почтовым чиновником. Последний растратил казенные деньги. Ему грозила Сибирь. Сатин достал деньги и тем спас мужа сестры, а тот нагло предал его, уверив, что Сатин не чист на руку. Случайно подслушав клевету, в порыве бешенства Сатин ударил предателя бутылкой по голове, убил его и был присужден к ссылке.
Сестра умерла. Потом каторжанин вернулся из ссылки и занимался тем, что ходил по городу с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам, которые ему охотно подавали за его живописный романтический вид”.
“искусственностью”, “выдумкой”. Об этом же говорил ему и Лев Толстой: “Вы – романтик, сочинитель… Вы прикрашиваете все: и людей, и природу, особенно людей!” Но к пьесе “На дне” это вряд ли относится.
Ведь монолог Сатина – это слова пьяненького, опустившегося человека, в котором лишь на миг пробуждается осознание собственной человеческой гордости. Поэтому конец пьесы, реалистической и правдивой, – отчаяние бывшего человека, ставшего жертвой своей судьбы.
В этом сказалось горьковское чувство времени, писательское представление о трагической эпохе, в которую он жил.
“Современника” ключевая для пьесы фигура Сатина была обрисована заново. Театр и здесь пытался возвратить “философию” на реальную почву конкретной человеческой жизни. Евгений Евстигнеев играл Сатина с редким изяществом, не боясь резких “снижающих” красок и вместе с тем чувствуя какую-то душевную чистоту спившегося телеграфиста.
Слова о “гордом человеке” рождались в ночлежке, и это была совсем не прокламация, которую Горький предлагал бросить в накаленный зрительный зал в начале века.
Современный актер как бы следовал совету Станиславского, первого исполнителя роли, упорно искавшего равновесия между реальной фигурой ночлежника и философской публицистикой, которую он должен был бросить в публику.
Евстигнеев говорил “пьяно и постепенно вдохновляясь “, в его голосе звучали “еще не порванные совсем, но долго молчавшие струны, лучшие в его душе”. После фразы “человек-это звучит гордо” актер держал паузу, в которую по законам театрального восприятия зритель вкладывал огромный обобщающий смысл.
Зал видел загубленную жизнь этого рыдающего Сократа-Сатина, сидящего на нарах, судьбу ушедшего Луки (именно о нем неотступно думал Сатин), успевали увидеть в течение этой долгой паузы массу других загубленных жизней, которые хотели и должны были “звучать гордо”. Монолог Сатина буквально засветился участием к реальному, живому человеку.
“Творчество Горького входит в общий процесс демократизации жизни.
Если мы представим себе то огромное расстояние, какое должно было пройти, например, драматическое искусство, для того чтобы от своих прежних, когда-то единственно законных и возможных героев, от царей и властелинов, спуститься на дно житейского моря и взять объектом своего изображения рабски униженных людей, стоящих на самой границе животного прозябания и, словно колосья в поле, измятых и побитых внешними ударами судьбы; если мы вообразим себе те преграды, какие должна была упорно разбивать возраставшая жизнь, для того чтобы драматургия получила возможность отвлечь свое внимание от сильных к слабым, от пресыщенных к голодным и обнять любовной картиной задворки общества, пустырь, огороженный от неба и воздуха, бесстыдные отрепья, едва прикрывающие замученное человеческое тело,-то мы должны будем признать в этом расширении сферы художественного воспроизведения глубоко знаменательный социальный факт, великое завоевание справедливости”.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/8/7725.htm
Сочинение на тему “Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
Наша кнопка
Скачать материал<\p>
Лука и Сатин в драме Горького “На дне”
В пьесе “На дне” Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Герои, их внутренний мир раскрывается не из поступков, а из разговоров. Каждый герой несет свою философию, свою идею. <\p>
Основной философской проблемой пьесы является спор о правде.
Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Философия Луки – вера в человека: “Человека уважать надо”. Вера может заменить реальную правду, так как она помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. С приходом Луки атмосфера в ночлежке стала человечнее.
<\p>
Лука стремится дать погибающим людям хоть какую-то надежду: “Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего”, несет облегчение обитателям “дна”, утешает их, будит в каждом Человека. Барон, вырвавшийся из мира вещей, восклицает: “А ведь зачем-нибудь-то я родился”.
Анну успокаивает разговорами о блаженной тишине после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташу – возможной любовью, Актеру рассказывает о лечебнице от алкоголизма, и он верит: “Я сегодня работал, мел улицу, а водки – не пил!”. Лука сеет слова утешения и надежды, но все его обещания ложны.
Рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда. <\p>
Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.
Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер – повесился, Пепел – в тюрьме, Наташа – пропала, Анна – умерла. Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы Лука лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле эта ложь только губит их.
<\p>
Для чего он лжет? Возможно, для того, чтобы самому еще более утвердиться в своей вере в то, что он говорит Философию Луки отвергает Сатин: “Ложь- религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!”. Из философии Луки Сатин берет веру в человека: “Человек – вот правда!”, но без жалости.
Сатин – философ, рассуждает о значении человека: “существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга”, Порой он бывает циничен и именно этот цинизм обнажает ту грязь, с которой бок о бок живет и сам Сатин и все остальные жители. <\p>
Сатин – карточный шулер не боится ни жизни, ни смерти.
Он потерял имя, работу, но он независим от обстоятельств, ценит свободу: “Хорошо это – чувствовать себя человеком!”. Но Сатин к настоящему делу не пригоден. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум, только на время подействовали на ночлежников, объединенных общей судьбой, выраженной тюремной песней: “Емне хочется на волю, но цепь порвать я не могуЕ” Трагедия несбыточности надежд, напрасности слов, отражены в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит на дно всех персонажей Горького.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-luka-i-satin-v-drame-gorkogo-na-dne.html
Две правды образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького На дне
Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне»)
Автор: Горький М.
“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.
Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.
Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки.
Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно…
ничего больше не надо будет, и бояться — нечего!.. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить.
Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе.
Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства.
Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя.
И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей.
И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа.
Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.
Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи.
И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее.
Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.
Источник: https://MirZnanii.com/a/360084/dve-pravdy-obrazy-luki-i-satina-v-pese-m-gorkogo-na-dne
Лука и Сатин в пьесе Горького “На дне”
Многие из нас помнят знаменитую пьесу М. Горького, в которой есть два героя: Лука и Сатин. Каждый из них отстаивает свою точку зрения, и только зрители могут решать, кто из них прав.
Рассмотрим спор этих персонажей более подробно.
Сюжет и главные герои пьесы Горького
Пьеса “На дне” была написана автором в начале прошлого века. Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.
Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.
Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.
Среди героев выделялись два антипода – Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.
Позиция Луки
Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.
Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське – возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику – больницу, в которой его вылечат, проститутке – возможность найти настоящую любовь и т. д.
Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.
Философия Луки
Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую философию жизни: человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.
Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.
Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.
Позиция Сатина
Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.
Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.
Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.
Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть “кузнец своего счастья”.
Философия Сатина
Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда – это не христианская философия.
Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил.
Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался “на дне” не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.
“Правда – есть бог человека свободного!”, – восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.
Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.
Позиция Луки – сострадательная, но пассивная, позиция Сатина – активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.
Спор Луки и Сатина: реакция современников
Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.
Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.
Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.
К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.
Фактически самого Горького можно было бы назвать “революционером в русской литературе”, который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.
Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.
В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.
Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.
Источник: https://schoolessay.ru/luka-i-satin-v-pese-gorkogo-na-dne/