Анализ стихотворения маяковского «а вы могли бы?»

Анализ стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»

Раннее творчество Маяковского, в основном представлено работами резкого характера. Они были прямолинейными и порой даже жесткими. Хотя, всегда имеются исключения. Вот и в ранних работах Маяковского можно выделить, не похожее на остальные, стихотворение под названием А вы могли бы.

Маяковский: А вы могли бы?

Стихотворение А вы могли бы Маяковский пишет в 1913 году. Оно очень насыщенное и полностью раскрывает желание, и помыслы писателя изменить мир. При анализе стихотворения, мы видим жажду преобразований, где поэт не наблюдает, а выражает желание действовать.

И это желание проявляется уже с первых строчек.<\p>

Герою надоело однообразие, серость и безликость. У него просыпается бунтарский дух, поэтому он стремится смазать карту будней привнеся в нее красок. Так, трапезничая, он в обычной еде начинает видеть иные картины.

Например, в студне он замечает образ океана с его косыми скулами, а в чешуе рыбы лирический герой слышит зовы новых губ. Получается что писатель имеет в мыслях новые идеи, которые можно было бы воплощать, да нет тех, кто бы поддержал его мировоззрение. Писатель одинок, ведь даже друзья от него отвернулись.

Обратите внимание

И вот он обращается своим монологом к читателям и интересуется у них, видит ли кто вместо обычной водосточной трубы флейту. Маяковский спрашивает, а вы могли бы, как и он, сыграть на ней ноктюрн.

<\p>

Так, работая над стихотворением «А вы могли бы?» и его кратким анализом, мы отмечаем желание призвать людей увидеть красоту будней, не боясь показаться странными и чудаковатыми.<\p>

Жанр и направление

По своему жанру стихотворение А вы могли бы относится к гражданской лирике, где с помощью метафор, инверсии и риторического вопроса в названии стихотворения писатель хочет достучаться до читателя и затронуть струны их душ.

Тема и композиция

Создавая свое стихотворение А вы могли бы, писатель раскрывает тему наших будней, которые могут оказаться далеки от серости. Автор показывает, что все в наших руках, и только мы решаем, каким выглядит этот мир.

Мы решаем, будут наши будни яркими, или же реальность так и останется монотонной, наполненной пессимистическим настроением.<\p>

Говоря о композиции, то в стихотворении нет частей, отдельных строф.

Оно представлено одним монологом, который представляет целостность единой мысли.

История создания

Обращаясь к истории создания стихотворения, то это был 1913 год. Как раз период ранней лирики писателя. А вы могли бы поэт тут же опубликовал в альманахе Требник троих, где до этого печатал и другие свои работы. Данное произведение стало призывом переосмыслить устоявшиеся нормы и обогатить мир, дав волю фантазиям и высвобождая творческую энергию на воплощение новых идей.

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-stixotvoreniya-mayakovskogo-a-vy-mogli-by.html

Анализ стихотворения Маяковского “А вы могли бы?

Поэзия Владимира Маяковского отличается особой резкостью и прямотой.

Однако в литературном наследии этого автора порой встречаются произведения, обладающие удивительной образностью, метафоричностью и не лишенные своеобразной романтики.

К ним, в частности, относится Стихотворение “А вы могли бы?” , написанное в 1913 году и передающее особое, беззаботное и приподнятое настроение автора.

В нескольких емких фразах Владимир Маяковский обрисовывает серую и будничную картину обычной трапезы с классическим набором блюд. Однако словно бы по волшебству она преображается, так как поэт в состоянии увидеть в банальном студне “косые скулы океана”. Его желание приукрасить мир настолько велико, что в ход идут всевозможные предметы, которые находятся под рукой.

Так, поддавшись романтическому настроению, поэт с первой же строчки заявляет о том, что он “сразу смазал карту будня”, намекая на то, что его раздражает обыденность во всем, даже если речь идет об обычном обеде.

Далее поэт позволяет себе явно хулиганскую выходку, “плеснувши краску из стакана”.

Пролитый напиток позволяет Владимиру Маяковскому если и не преобразить окружающий его мир, то хотя бы внести в него некоторые изменения, оживить унылый застольный пейзаж и попытаться найти в нем крупицы радости, праздника, некоего волшебного очарования.

Его романтический порыв настолько стремителен и увлекателен, что даже в обычной рыбьей чешуе поэт видит “зовы новых губ”. Каждая вещь и каждое блюдо буквально преображаются под взглядом автора, приобретая новый смысл и раскрывая свои тайны.

Важно

И в этом стремительном постижении нового, еще неизведанного мира, который скрывается под маской серости и безразличия, Владимир Маяковский видит удивительную гармонию, которая наполняет его сердце радостью и неким детским восторгом.

Поэтому неудивительно, что в порыве вдохновения он обращается к неизвестному собеседнику, а, точнее, ко всем читателям с вопросом о том, смогли бы они сыграть ноктюрн на “флейте водосточных труб”?

Сам по себе вопрос звучит весьма поэтично, возвышенно и романтично. Однако автор убежден, что окружающие его люди поймут, о чем идет речь. Ведь достаточно лишь присмотреться повнимательнее к окружающим нас предметам, чтобы увидеть в них таинственное очарование.

Главное, захотеть в душе преобразить этот серый и ничем не приметный мир, состоящий из банальностей и условностей.

И именно это предлагает сделать поэт в надежде на то, что таким образом он сможет обрести единомышленников, которые, как он предполагает, по достоинству оценят тот удивительный дар, который он бросает к их ногам.

Он заключается в умении преображать мир в соответствии со своими желаниями и ощущениями, видеть не только внешнюю оболочку вещей, но и их суть, разгадывать их тайны и читать их, словно увлекательную книгу.

Однако, несмотря на то, что стихотворение “А вы могли бы?” написано в очень возвышенном мажорном ключе, в ярких и образных фразах сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Он не может найти понимания среди людей, которые его окружают, поэтому придумывает себе забаву в виде поиска несуществующих образов.

Облаченные в поэтические строки, они становятся доступны каждому из нас и словно бы сближают с поэтом, вызывая некоторое удивление. Ведь вряд ли кому-то в повседневной суете придет в голову идея искать среди обычного и прозаического нечто возвышенное и романтическое.

Совет

Однако Владимир Маяковский заставляет пересмотреть свое отношение к мелочам, что позволяет стать людям более счастливыми, добрыми и оптимистичными.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-mayakovskogo-a-vy-mogli-by/

«А вы смогли бы?» В. Маяковский

«А вы смогли бы?» Владимир Маяковский

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы

на флейте водосточных труб?<\p>

Поэзия Владимира Маяковского отличается особой резкостью и прямотой.

Однако в литературном наследии этого автора порой встречаются произведения, обладающие удивительной образностью, метафоричностью и не лишенные своеобразной романтики.

К ним, в частности, относится стихотворение «А вы смогли бы?», написанное в 1913 году и передающее особое, беззаботное и приподнятое настроение автора.

В нескольких емких фразах Владимир Маяковский обрисовывает серую и будничную картину обычной трапезы с классическим набором блюд. Однако словно бы по волшебству она преображается, так как поэт в состоянии увидеть в банальном студне «косые скулы океана». Его желание приукрасить мир настолько велико, что в ход идут всевозможные предметы, которые находятся под рукой.

Так, поддавшись романтическому настроению, поэт с первой же строчки заявляет о том, что он «сразу смазал карту будня», намекая на то, что его раздражает обыденность во всем, даже если речь идет об обычном обеде.

Далее поэт позволяет себе явно хулиганскую выходку, «плеснувши краску из стакана».

Пролитый напиток позволяет Владимиру Маяковскому если и не преобразить окружающий его мир, то хотя бы внести в него некоторые изменения, оживить унылый застольный пейзаж и попытаться найти в нем крупицы радости, праздника, некоего волшебного очарования.

Его романтический порыв настолько стремителен и увлекателен, что даже в обычной рыбьей чешуе поэт видит «зовы новых губ». Каждая вещь и каждое блюдо буквально преображаются под взглядом автора, приобретая новый смысл и раскрывая свои тайны.

Важно

И в этом стремительном постижении нового, еще неизведанного мира, который скрывается под маской серости и безразличия, Владимир Маяковский видит удивительную гармонию, которая наполняет его сердце радостью и неким детским восторгом.

Обратите внимание

Поэтому неудивительно, что в порыве вдохновения он обращается к неизвестному собеседнику, а, точнее, ко всем читателям с вопросом о том, смогли бы они сыграть ноктюрн на «флейте водосточных труб»?

Сам по себе вопрос звучит весьма поэтично, возвышенно и романтично. Однако автор убежден, что окружающие его люди поймут, о чем идет речь.

Ведь достаточно лишь присмотреться повнимательнее к окружающим нас предметам, чтобы увидеть в них таинственное очарование. Главное, захотеть в душе преобразить этот серый и ничем не приметный мир, состоящий из банальностей и условностей.

И именно это предлагает сделать поэт в надежде на то, что таким образом он сможет обрести единомышленников, которые, как он предполагает, по достоинству оценят тот удивительный дар, который он бросает к их ногам.

Он заключается в умении преображать мир в соответствии со своими желаниями и ощущениями, видеть не только внешнюю оболочку вещей, но и их суть, разгадывать их тайны и читать их, словно увлекательную книгу.

Однако, несмотря на то, что стихотворение «А вы могли бы?» написано в очень возвышенном мажорном ключе, в ярких и образных фразах сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Он не может найти понимания среди людей, которые его окружают, поэтому придумывает себе забаву в виде поиска несуществующих образов.

Облаченные в поэтические строки, они становятся доступны каждому из нас и словно бы сближают с поэтом, вызывая некоторое удивление. Ведь вряд ли кому-то в повседневной суете придет в голову идея искать среди обычного и прозаического нечто возвышенное и романтическое.

Совет

Однако Владимир Маяковский заставляет пересмотреть свое отношение к мелочам, что позволяет стать людям более счастливыми, добрыми и оптимистичными.

Источник: http://pishi-stihi.ru/a-vy-mogli-by-mayakovskij.html

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «А вы могли бы?»

Стихотворение «А вы могли бы?» написано автором в 1913 году. Маяковскому как всегда чужды традиционные формы поэзии. Он – новатор. Это показывает и анализ стихотворения А вы могли бы? Эксперименты в выражении своих чувств в стихотворении это свойственно автору. В обычных повседневных предметах герой видит все то яркое, чего не видит обыватель. Герой противопоставляет себя серости, окружающей его. На этом этапе поэт только намечает противопоставление себя массам. Тем, кому никогда не увидеть « на блюде студня» «косых скул океана». Мир представляется Маяковскому так же в виде студня – чего-то мутного, серого и дряблого. И только он видит в этом студне все чудеса природы, незамеченные другими.<\p>

Герой одинок и он страдает. Его не понимают окружающие его люди. Они погружены в серые будни и не способны разделить с ним все то, что поэт видит в этом мире своим нетривиальным взглядом. Однообразие, царящее в душах представителей толпы, удручает его. Сравнения простых предметов с чем-то поэтическим – это то, что недоступно «серой» массе. Водосточная труба представляется поэту флейтой, и он страдает от того, что больше никто этого не видит. Весь мир для него видится в студне, все его краски, огромные просторы.<\p>

Лирический герой Маяковского не желает мириться с серостью и пошлостью вокруг. «Карта мира» такая однообразная, схематичная, упорядоченная была смазана выплеснутой краской эмоций поэта.<\p>

Важно

Надежду поэтому на единомыслие дарят « зовы новых губ», которые все-таки просматриваются среди иного прочего. Маяковский надеется найти понимание в ком-то, обрести родственную душу.<\p>

Последняя фраза может иметь двоякий смысл. Либо наш герой свысока своего мировосприятия упрекает обывателя в том, что он неспособен видеть то тонкое и изящное в грубом и сером. Либо он спрашивает, в надежде услышать положительный ответ от близкого ему по духу человека.<\p>

Как показывает анализ стихотворения А вы могли бы?, герой противопоставляет себя целому миру и сам представляет собой целый мир, но иной. Этот другой мир наполнен красками и эмоциями. Он далек от грубости того окружения, которому свойственны потребительские черты. Недаром во многих своих произведениях Маяковский с пренебрежением и даже с ненавистью описывает людей, которые едят. Это самый яркий пример потребления и говорящий о многом.<\p>

Используя простые слова в непростых нетипичных сочетаниях, Маяковский дарит им новый смысл, наполняет другими эмоциями.<\p> .

Источник: https://cwetochki.ru/post-analiz-stihotvoreniya-vv-mayakovskogo-a-vyi-mogli-byi-23835.html

Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Тема урока. Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Цели урока:

образовательная: дать представление об идейно-художественном своеобразии ранней лирики В.Маяковского на примере стихотворения «А вы могли бы?»;

развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа поэтических произведений; Работать над выразительностью речи учащихся;

воспитательная: прививать интерес к русской литературе, создавать ситуацию успеха на уроке.

Форма урока: комбинированный урок

Читайте также:  Сочинение нужно ли анализировать свои ошибки

Оборудование урока: <\p>

1.Сборники стихов В.Маяковского

2. План анализа поэтического произведения (в рабочих тетрадях по литературе)

3.Таблица на экране (или в тетрадях учащихся) «Выразительные средства языка»

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Опрос по материалу домашнего задания. Ответить на вопросы.

– Почему В.Маяковский не старался писать нежных, сентиментальных стихов? Как он объяснил, почему его «стихи грубы»?

– Как соотносятся с личностью поэта данные предметы? (показываю кисть, краски – поэт; яйцо – толчок к поступлению в училище живописи, ваяния и зодчества;

подстаканник – много ездил, в том числе и по железной дороге, а подавать чай в стаканах с подстаканниками в поезде – своеобразный дорожный ритуал; медицинская банка – тяжело заболел, лишился голоса).<\p>

– Каким вам запомнился В.Маяковский?

– Какой из эпизодов его жизни показался вам наиболее интересным, важным для понимания особенностей характера, личности поэта?

– Какие зрительные образы вы взяли за основу логико-смысловых моделей?

III. Работа по теме урока

Ребята, сегодня мы знакомимся с ранними стихотворениями В.Маяковского. Наша задача – понять стилевое, художественное своеобразие поэта. Мы заострим внимание на периоде с 1912 – 1917год.

– Какой это был период для поэта? (увлечение футуризмом)

– А в истории нашей страны? (Первая Мировая война, приближение февральской буржуазной революции)

Уже в первых стихотворениях, которые начинают появляться в печати в 1912 году, В Маяковский заявляет о себе как о незаурядном поэте, не похожем на других. Стиль его нельзя спутать ни с чьим другим.

Откройте стихотворение «А вы могли бы?» Давайте вместе проанализируем его.

– С чего мы начинаем анализ? (см. план анализа стихотворения) (с выразительного чтения).

Послушаем, как звучит стихотворение в исполнении артиста. Обратите внимание на слова с логическим ударением. (Слушаем аудиозапись стихотворения). Прослушали? Теперь прочитайте самостоятельно еще раз..

– Правильно выстраиваем словесные ряды (У доски работает ученица, остальные в тетради)

А)Стакана, на блюде студня, жестяной рыбы, водосточных труб

Б)Смазал краску будняя, косые скулы океана, на чешуе…рыбы, зовы новых губ, ноктюрн сыграть ..на флейте

Словарная работа. Объясните значение слов студень, ноктюрн, флейта

-Сравните записанные ряды. Обратите внимание на характер лексики.

– Какая она в первой строке? (Обычная, обыденная, привычная)

– Какую жизнь отражает? ( Прозаическую, пошлую – весь интерес в блюде студня)

– Какая лексика во второй строке? Что она отражает? ( Отражает возвышенное, устремленность мечты к «океану» жизни, желание ноктюрн сыграть на флейте водосточных труб)

– Определите смысловые центры («ВЫ – Я»)

– Сравните их и сформулируйте тему. (Противопоставление лирического героя и окружающего его мира, поэта и толпы)

– Это противопоставление носит характер резкого конфликта? (Нет. Лирический герой понимает, что чувствует и воспринимает мир тоньше, он способен подняться над мещанством, увидеть «косые скулы океана», а другие не могут)

– Какие проблемы в связи с темой возникают? (Взаимоотношение поэта и окружающих людей, проблема жизненных ценностей).

– К какому выводу приходит поэт? ( Не ограничиваться блюдом студня, стремиться видеть скулы океана).

– Определите композицию и ее роль в решении темы. (Стихотворение делится на две части: первая – «Я», вторая – «ВЫ», композиция разделяет смысловые центры по полюсам).

– Примирение возможно? (Нет).

– Какая из частей больше? Почему? (Поэтическое «Я» занимает основное место – ему дано больше возможностей и способностей, чем другим. Поэт бунтует против мещанской обыденности. А «ВЫ» – это те, кто никогда не сможет понять поэта, не увидит косые скулы океана, для них никогда не запоют водосточные трубы, подобно флейте).

– Найдите средства художественной выразительности, определите их роль в тексте. Какие тропы вы можете назвать? (Метафорыкарта будняя, скулы океана, флейта водосточных труб – помогают образно представить возможности лирического героя).

– Какие стилистические фигуры вы заметили? (Сквозная фигура – антитеза, по принципу контраста построена композиция, анафора – 1-3 строки начинаются с «Я» – акцентируется смысловой центр, параллелизм – одинаково построены предложения, риторический вопрос «А вы могли бы?» звучит вначале (название) и в конце, заставляя задуматься читателя, кто он, с кем он, на что он способен, во второй части есть инверсия).

– Определите стихотворный размер, характер рифмовки. ( Ямб 4-стопный, в 3 строке – пиррихий, рифмы перекрёстные, в основном женские, кроме «ГУБ – ТРУБ» – мужская рифма).

– Сформулируйте идею стихотворения. (Протест против мещанского мира, призыв – не погрязнуть в блюде со студнем а стремиться к океану жизни).

– Чьи традиции продолжает Маяковский в этом стихотворении? (Противопоставление поэта и толпы у А.Пушкина и М.Лермонтова).

– Как по-своему поэт решает тему? (В иных временных рамках, но проблемы остаются те же).

– В каких строчках чувствуется отпечаток футуризма? («ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ» – нет формы множественного числа).

– В чем выражается противоречивость Маяковского-футуриста? (Он разрабатывает классическую тему, хотя футуристы отрицали классическое искусство, поэзию Пушкина и т.д.).

Действительно, Владимир Маяковский так талантлив, что не вписывается в тесные рамки футуризма.

– Определите, в чем неповторимость стиля Маяковского? Почему его стих узнаваем? (В данном стихотворении смелые метафоры, непривычные, парадоксальные – ФЛЕЙТА ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ, ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ).

IV. Обобщение темы.

Итак, ребята, обобщим все сказанное. Что же характерно для тематики, художественного своеобразия раннего Маяковского? ( Намечается конфликт со средой, поэт – это бунтарь, как и все футуристы).

V. Подведение итогов урока. Оценивание.

VI. Домашнее задание. По данному плану проанализировать одно из ранних стихотворений В.Маяковского: «Нате», «Вам» и другие

Источник: https://infourok.ru/rannyaya_lirika_v.v.mayakovskogo._analiz_stihotvoreniya_a_vy_mogli_by-482024.htm

Владимир Маяковский

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы

на флейте водосточных труб?

Анализ стихотворения «А вы могли бы» Маяковского

Стих Маяковского «А вы могли бы…» наиболее ярко отражает его оригинальный талант поэта-футуриста. Оно было написано в 1913 г. и является одним из первых серьезных заявлений автора о себе.

Стихотворение имеет небольшой размер, но при этом перенасыщено сложными смысловыми конструкциями. Начинается оно с гордой демонстрации авторского «Я».

Маяковский отличался бунтарским характером, ему был свойственен крайний индивидуализм и склонность к необычным экстравагантным выходкам, шокирующим окружающих. Быстрота и бескомпромиссность действия подчеркнута словом «сразу».

Совет

Лирический герой проводит резкую черту между собой и обыденностью окружающего мира. Он намерен решительно преобразовать серость «будня».

Сложные метафоры («блюдо студня», «косые скулы океана»), применяемые автором, с трудом поддаются восприятию. По классическим представлениям они должны означать перенесение свойств одного предмета на другой по общему признаку. Но Маяковский создает метафоры совершенно произвольно, исключительно по собственным представлениям.

Он не учитывает сходство предметов, а основывается на произведенном эффекте.<\p>

В основе произведения только угадывается обычный будничный процесс принятия пищи. Автор стремится волшебным образом осветить это действие, раскрасить его яркими красками.

Противопоставляя себя серой массе, лирический герой создает свой уникальный мир, где «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ».<\p>

В заключительных строчках Маяковский обращается с риторическим вопросом к читателям. Его парадоксальность делает ответ заранее известным.

«Ноктюрн… на флейте водосточных труб» сыграть никому не удастся. Только автор уверен в своих безграничных возможностях. Богатое воображение и способность всегда «плыть против течения» — залог его уверенности.<\p>

Маяковский считал, что ему подвластно все, не существует никаких границ и пределов.

Но в гордом и самоуверенном тоне чувствуется тоска поэта от одиночества. Финальный вопрос – это также попытка найти единомышленников. Поэт презирал буржуазное общество за отсутствие фантазии и пошлое мещанство.

Это чувство сделало его впоследствии горячим сторонником революции, лозунгом которой было полное уничтожение старого мира и строительство абсолютно нового общества. Это стремление, в свою очередь, привело к разочарованию поэта советской властью, когда он понял, что по-прежнему остается одиночкой, а люди в массе нисколько не изменились.

Популярные тематики стихов

Читать стих поэта Владимир Маяковский — А вы могли бы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-a-vy-mogli-by/

Анализ стихотворений В. Маяковского

Экспрессивный гений, непревзойденный циник, танец слова которого излучал дикую энергию, заставляющую в унисон биться сердца миллионов – таким Владимир Маяковский вошел в историю русской литературы.

Поэт выделялся из ряда представителей Серебряного века русской поэзии не только авангардным стилем сочинения своих произведений, но и парадоксальным умением сочетать бешеную энергию митингов с чувствительной тонкой лирикой. Стихи Маяковского отличались твердостью, резкостью и бескомпромиссностью, противоречием.

«Нате!»

Стихотворение «Нате!» одно из самых эпатажных в творчестве Маяковского. Автор, в какой-то степени, провоцирует читателя на открытый конфликт.

Он не скрывает раздражения, вызванного самодовольным, сытым обществом, которое беспрестанно гонится за внешней красотой и празднеством существования, не задумываясь о высоких идеалах и ценностях.

Лирический герой смело бросает вызов обществу, увидев со стороны всю его ограниченность и узколобость. Сила воли лирического героя сочетается с уязвимостью его сердца.

«А вы могли бы?»

В стихотворении «А вы могли бы?» показывает высокую степень одиночества лирического героя. Он нуждается в родственной душе, которая так же, как и он смогла бы находить глубокий смысл в самых обычных для обывателя вещах.

Поэт – бунтарь не находит в себе силы смириться с обыденностью и серостью: « я сразу смазал карту будня» – говорит о том, что герой ломает все стереотипы и систематическую упорядоченность жизни, не боясь при этом выделятся из толпы.

И заключительное обращение к читателю, которое в весьма дерзкой форме скорее не спрашивает его, а утверждает, является ли он таким же, как и серая масса вокруг, или все – таки умеет видеть скрытый символический смысл в простых вещах.

«Послушайте!»

В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями.

« Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат. Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова.

Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям. Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика.

Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все – таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.

«Скрипка и немножко нервно»

Людей, которые окружали Маяковского, автор изобразил, сравнив их с музыкальными инструментами в стихе «Скрипка и немножко нервно».

Среди инструментов здесь найдутся барабаны, тромбоны, пюпитр, геликон – все оны ограничены и неотесанные. Лирическим образом является скрипка.

Ее тонкая душа противостоит грубости, она призвана нести божественный свет, но, к сожалению, никто не может это оценить. 

«Облако в штанах»

«Облако в штанах» – внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации.

В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны.

Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.

Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания.

Обратите внимание

Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству.

Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Блок «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь…», поэма «Двенадцать»
Следующая тема:   Лирика Константина Бальмонта: особенности и мотивы

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/mayakovskii-nate-a-vy-mogli-bi-poslushaite

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: В.В.Маяковский “А вы могли бы?”

Слайд 1

Комментарий художественного текста В.В.Маяковский «А вы могли бы?» Новикова Л.П., преподаватель КМКК

Слайд 2

Прочитаем Маяковского вместе… kovsk Majaij.zip

Слайд 3

Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? В.В. Маяковский «А вы могли бы ?» Тип комментария: образный (предметный видеоряд), символический, морфологический ( 1913г.)

Слайд 4

Я сразу смазал карту будня , плеснувши краску из стакана

Слайд 5

я показал на блюде студня к осые скулы океана

Слайд 6

п рочел я зовы новых губ На чешуе жестяной рыбы

Слайд 7

Читайте также:  Краткое содержание произведения «леди макбет мценского уезда» по главам (н. с. лесков)

А вы ноктюрн сыграть могли бы н а флейте водосточных труб?

Слайд 8

Мир текста определяется предметами Предметный ряд: стакан блюдо студня чешуя жестяной рыбы водосточные трубы ОБЫДЕННОСТЬ М.Ю. Лотман

Слайд 9

Символический ряд: краска океан зовы новых губ ноктюрн ПОЭТИКА

Слайд 10

ОКЕАН — стихия зарождения жизни, символ безбрежности. Он предстает как источник всеобщей жизни, содержащий в себе семена всех вещей. Главные характеристики океана — его грандиозность, бесформенность и непрерывное движение. Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы»

Слайд 11

ЗОВ , -а (-у), муж. 1. см. звать. 2. Призыв, клич. З. о помощи. Зов (голос) крови (высок.) чувство, влечение, обусловленное давними родовыми связями, происхождением. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.

Слайд 12

НОКТЮ́РН — мечтательная, певучая пьеса, как бы навеянная образами ночи (французское nocturne — ночной). Ноктюрны пишутся для фп . (Д. Филд , Ф. Шопен, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин), для других инструментов или ансамблей (Ноктюрн из 2-го струнного квартета А. П. Бородина), для орк. (“Ноктюрны” К. Дебюсси). Краткий музыкальный словарь

Слайд 13

Морфологический ряд: Я смазал показал прочел Вы могли бы?

Слайд 14

Я вы поэзия быт яркость пошлость АНТИТЕЗА

Слайд 15

Антитеза (от греч. antithesis — противоположение), в художественной литературе стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

Например: “Я царь, — я раб, — я червь, — я бог” (Г. Р. Державин) или в заглавиях — “Война и мир” Л. Н. Толстого, “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского, “Коварство и любовь” Ф. Шиллера.

Большой энциклопедический словарь

Слайд 16

А ВЫ МОГЛИ БЫ ?

Слайд 17

ПОПРОБУЙТЕ…

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/03/vvmayakovskiy-a-vy-mogli-by

«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского

Категория: Анализ стихотворения <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров.

Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил «хрестоматийный глянец»? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом «грубого гунна»,  нашел для себя ответы на интересующие его вопросы.

Бесспорно только одно: это талантливый человек, а его имя – одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.Современники Владимира Маяковского Борис Пастернак и Николай Асеев считали, что лирический герой его ранней лирики похож на подростка.

Можно соглашаться или нет, но именно жажда впечатлений, стремление к самовыражению, бескомпромиссность, некий нигилизм и стремление бросить вызов окружающей серой действительности сближают героя с любым, даже современным, подростком. К тому же герой готов все отдать «за одно только слово, ласковое, человечье», отсюда – тоска, мечта, но и некоторая озлобленность.

Важно

Именно жажда преображения и вызов звучат в одном из ранних произведений – стихотворении 1913 года «А вы могли бы?», об анализе которого и пойдет речь далее. Уже само название – дерзкий вызов. Кому? Взрослым, привыкшим к обыденности окружающего мира? Литераторам, пишущим о вечном? А может, географам, которые еще не все открыли на земном шаре.

Ведь начинается стихотворение удивительными строчками:    Я сразу смазал карту будня,    плеснувши краску из стакана…О какой карте идет речь? Конечно же, о географической! Именно пятно краски, появившееся на карте, дает возможность представить, как появляется новое государство, в котором возникает абсолютно другая реальность.

Там на блюде студня можно увидеть «косые скулы океана», а «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ». Только человек с романтическим мировосприятием может все это заметить и облечь в словесную форму.Но подобное стремление создавать другую реальность, наверное, больше свойственно ребенку. Герой же, скорее, стремится имеющуюся реальность подстроить под себя.

Не случайно он говорит: «Я сразу смазал карту будня…», то есть изменил окружающую действительность.  Слово «будни» имеет форму только множественного числа. Использование же автором стихотворения формы единственного числа – «будня» – подчеркивает, что такая картина может возникнуть в восприятии героя только однажды, только сегодня.

Наступит другой «будень» – и появится совершенно новая картина мира.Удивительно и то, что в эту игру герой пытается вовлечь окружающих.

Без всякого пренебрежения, а скорее, с задором, возникающим тогда, когда идет соревнование, герой восклицает:    А вы    ноктюрн сыграть    могли бы    на флейте водосточных труб?Дескать, а вам слабо? Слабо сделать то, чего еще не приходилось делать в своей жизни? Слабо на миг забыть о том, что ты взрослый серьезный человек? Конечно, каждый читатель воспринимает это призыв по-своему? Но любой хоть на миг испытает чувство, которое переживает участник соревнования. Стремление сделать что-то такое, чего еще никому не удавалось сделать.Многие критики отмечали, что в ранней лирике Маяковского его метафоры необычны, их трудно представить. Действительно, если метафора основана на переносном значении по сходству, то у Маяковского, скорее, сходства вообще нет. Ведь только он смог увидеть «в чешуе жестяной рыбы зовы новых губ», а в верхнем слое жира на блюде студня «косые скулы океана». Такое видение мира частично можно объяснить близостью к футуризму, который искал новые способы и формы самовыражения. Однако Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».

С этими словами трудно не согласиться: уже через год появятся стихотворения «Адище города», «Нате!», «Вам!», в которых герой будет страдать от непонимания окружающих. Но это будет позже.  А вот это раннее стихотворение «А вы могли бы?» оставляет у каждого ценителя поэзии очень светлое романтическое чувство.<\p> 

В московском доме Облонских, где «все смешалось» в конце зимы 1873 г., ждут сестру хозяина, Анну Аркадьевну Каренину. Причиной семейного разлада явилось то, что князь Степан Аркадьевич Облонский уличен своей женою в измене с гувернанткой. Тридцатичетырехлетний Стива Облонский искренне жалеет жену Долли, но, будучи человеком правдивым, не уверяет себя, будто раскаивается в содеянном. Жизнелюбивый, добрый и беспечный Стива давно уже не влюблен в свою жену, мать пятерых живых и двух умерших детей,<\p>

Как-то в феврале художник отдыхал на даче у своих друзей. Был уже почти конец февраля и погода часто напоминала о том, что вот-вот придет весна. Художник любил гулять по окрестностям. Вокруг росли березовые рощи, а береза всегда была его любимым деревом.<\p>

Совет

А.Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы. Многие из написанных им пьес до сих пор идут на сценах российских театров. Самым решительным произведением драматурга традиционно считается «Гроза», так как, по словам Добролюбова, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…».Действие пьесы переносит нас в провинциальный город Калинов. Здесь честным путем больше, чем на хлеб насущный, заработать простому человеку невозможно. В городе, к

Н. А. Некрасов относится к числу тех русских поэтов, которые всем своим творчеством как бы вели спор с предшествующей литературной традицией и в то же время сами создавали традицию новую, характеризующую то время, в которое они творили. Н. А.

Некрасов полностью переосмысливает представление о поэзии, о роли поэта в жизни общества. Но для того чтобы спорить с традицией, надо было установить с ней связь. А потому целый ряд стихотворений Н. А. Некрасова носят явно полемический характер.

Таким стано

Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г.

Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.

Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеону, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. Не менее досадны

Одной из основных тем творчества И. Бунина является тема любви. Этой теме посвящен цикл рассказов «Темные аллеи». Бунин считал эту книгу самой совершенной по художественному мастерству.

«Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – писал Бунин. Сборник «Темные аллеи» – один из последних шедевров великого мастера. Рассказ «Натали» целиком и полностью посвящен теме любви.

Но любовь в рассказе предстает перед нами не психологическая, а с ирр

Сергей Есенин написал стихотворение «В хате» в 1914-м году. Это произведение вошло в сокровищницу поэта как образец «деревенской поэзии».

Автор легко, ярко и образно описывает деревенский быт, просто рассказывает о предметах и окружающем мире, повседневной жизни крестьян.

Обратите внимание

Здесь читатели могут увидеть всё «изнутри», глазами лирического героя, который, безусловно, является не обычным зрителем, а участником происходящего, живёт этой жизнью.Стихотворение было впервые издано в 1915-м году. Его опубли

за горами горя      солнечный край непочатый      За голод,     за мора море     шаг миллионный печатай!     В. Маяковский     Говоря о своем творчестве, Владимир Владимирович Маяковский подчеркивал, что он тщательно работает со словом, не позволяет себе небрежности в написании стихов.

Само время сформировало поэта-трибуна, страстного борца за лучшее будущее.     Уже с первых шагов в поэзии Маяковский знал, что его произведения не просто продолжение классических традиций, а новое слово, которое<\p>

Тема свободы всегда была для Пушкина одной из важнейших.

В разные периоды его жизни понятие свободы получало в творчестве поэта различное содержание. В так называемой вольнолюбивой лирике свобода — это, выражаясь современным языком, отсутствие ограничений, связывающих общественную и политическую деятельность человека.

Большинство стихотворений, посвященных свободе именно в этом понимании, написаны Пушкиным с 1817 по 1820 год (“Петербургский период”). Гражданская тематика в это время играет в его

Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаеви?а Толстого. Каждый раз, пере?итывая его произведения, приходишь к мысли какой великий дар, какое гигантское ?увство слова было заложено в этом ?еловеке.

Образы, созданные Толстым, до сих пор живут и волнуют наше воображение. Наверное, ни один писатель не оставил такой яркий след в культуре конца XIX века. Его произведения по праву вошли в сокровищницу русской литературы.

Одно из таких произведений рассказ После бала. Он

Сейчас смотрят:{module Анализ стихотворения:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/analiz-stikhotvoreniya/9077-a-vy-mogli-by-analiz-stikhotvoreniya-mayakovskogo.html

Урока : 1 урок анализ стихотворений 1913 года “А вы могли бы ?” и “Нате!”; 2 урок работа над стихотворениями 1914 года “

страница 1

Тема:

Ранняя лирика Владимира Маяковского.

Тема рассчитана на 2 урока :

1 урок – анализ стихотворений 1913 года “А вы могли бы ?” и “Нате!”;

2 урок – работа над стихотворениями 1914 года “Послушайте!” и “Скрипка и немножко нервно”.

Урок №1.

Цели и задачи:

– познакомить с ранней лирикой В. Маяковского, раскрыть ее романтический характер;

– продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

В мировой поэзии XX века Владимиру Маяковскому принадлежит особое место.

Его творчество с полным правом можно назвать самобытным, это поиски собственного голоса в искусстве, своей темы, которой можно посвятить жизнь.

Маяковский стал символом советской эпохи, оратором революции, превратив слово в орудие пролетариата, наполнив поэтический мир оригинальным восприятием действительности.

Земля!

Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Дымом волос над пожарами глаз из олова

дай обовью я впалые груди болот.

( “От усталости”,1913)

Важно

Да, он был символом эпохи, давно закончившей свое существование, а чем же, кроме новаторства формы, интересно творчество Маяковского сейчас? Это не только история, это, особенно в раннем творчестве, – попытка определить свое место на земле, найти свой смысл жизни.

Эти проблемы непреходящие. Вот что написал ваш ровесник, изучая творчество Маяковского: ” …

В ранней лирике Маяковский пытается открыть человеку другой мир, красочный, волшебный, пытается поднять человека над бытом, будничной жизнью, открыть душу для мечты, разум – для полета и творчества.

” Я бы добавила, что это попытка объяснить свою исключительность, обусловленную поэтическим даром, сопоставить себя с обывателями. Ранний Маяковский – романтик по мироощущению Как призыв в сотворчеству и легкий бунт против обыденности звучит название одного из ранних стихотворений – “А вы могли бы?”

II. Анализ стихотворения “А вы могли бы ?”.

Чтение стихотворения учителем. Беседа по вопросам и составление опорной схемы на доске.

– Что необычного вы видите в названии? ( Название звучит как вызов, обращение, что традиционно для ранней лирики Маяковского.)

– Как вы думаете, к кому может быть обращен этот вызов? ( Так как традиционный конфликт в романтическом произведении – это конфликт личности и общества, окружающего героя – романтика, то этот призыв относится к окружающим, к толпе.)

– Давайте уточним, как воплощен романтический конфликт в данном стихотворении Маяковского. ( Личность романтика отождествляется с самим автором, “Я”, именно он начинает конфликт с силами толпы, выраженным местоимением “Вы”, причем это не дать уважения, а лишь констатация множественности оппонентов при одиночестве лирического героя.)

Читайте также:  Анализ рассказа «челкаш» (м. горький)

– Герой – романтик – это всегда исключительная личность. В чем же его исключительность, если исходить из данного стихотворения ? ( Мы видим, что лирический герой

Сразу смазал карту будня,

Плеснувши краску из стакана.)

– Какие художественные средства использует поэт в этих строчках? ( С помощью метафоры Маяковский создает емкий образ обыденности: “карта будня” – распланированность, автоматизм жизни обывателя, ее предсказуемость.

Можно сопоставить с жизнью главного героя из рассказа Бунина ” Господин из Сан – Франциско “. Аллитерация на “с” делает начало более резким, конфликтным.

<\p>

В эту обыденность автор “плеснул краски” – сделал интересной, незабываемой.)

– Кем в этих строках предстает герой- романтик ? ( Исключительная личность выступает здесь в роли художника, творческого человека. Мы знаем, что увлечение живописью было одной из граней таланта самого Маяковского.)

– В каких еще строках лирический герой может восприниматься нами как художник? (Далее Маяковский пишет:

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.)

– Что в этих строчках олицетворяет обыденность, пошлость жизни? ( “Блюдо студня”. Но даже в этом прозаическом блюде лирический герой смог увидеть и показать другим “косые скулы океана”, а океан, море – традиционные для романтиков символы безграничной свободы.)

– Какое художественное средство наряду с метафорой и аллитерацией использовал здесь Маяковский? ( Олицетворение. Океан, в представлении поэта , живое существо, титан, восточный гигант с косыми скулами.)

– Только ли как художник выступает лирический герой в этом стихотворении? ( Нет, он еще и поэт:

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

В прозаичной вывеске рыбного магазина поэт увидел, “прочел”, необыкновенные “зовы” будущего.)

– Давайте сделаем вывод.

Каким предстает лирический герой? Какая идея связана с этим образом? (Лирический герой в этом стихотворении – исключительная личность, поэт, художник, любой человек искусства, который способен бросить вызов пошлости и обыденности окружающей жизни. увидеть, почувствовать что-то новое, нестандартное, что поразит воображение обывателя. Это полностью отвечало эстетике футуризма. Лирический герой – бунтарь, его слова звучат как провокация.)

Прочтите стихотворение так, чтобы эти бунтарство и бесшабашность звучали. (Чтение стихотворение учащимися.

)

– Маяковский так подробно характеризует лирического героя, что даже удивительно, как мало места в стихотворении отведено противоположному лагерю.

Совет

Что мы знаем о толпе? ( Мы словно видим только завязку конфликта, поэт останавливается на кульминационном вопросе “А вы могли бы?”, но сам он понимает, что толпа не способна к творчеству.)

– Если поэт заранее знает ответ на вопрос, зачем же он его задает? ( Поэт хочет найти единомышленников, ведь кто-то в толпе тоже может не побояться и бросить вызов окружающим.)

– Какое же испытание приготовил поэт будущим единомышленникам?

(“Сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб” – снова метафора, призывающая в обычных водосточных трубах увидеть печальную флейту, способную сыграть ноктюрн.)

В стихотворении “А вы могли бы?” конфликт только намечен, но он получает воплощение в стихотворении того же года – ” Нате!”

III. Чтение учителем стихотворения “Нате!” и последующий анализ.

– Докажите, что в этом стихотворении тот же конфликт. Продолжим работать с опорной схемой. ( В этом стихотворении конфликт уже открытый, прямой: С одной стороны – лирический герой, романтик, которого Маяковский отождествляет с собой “Я”, с другой стороны – “Вы”, символизирующее толпу.)

– Как изменилось воплощение конфликта в этом стихотворении по сравнению со стихотворением “А вы могли бы?”? (Лирический герой этого стихотворения – только поэт, “слов бесценных мот и транжир”, “поэтино сердце”. Мы еще больше чувствуем его одиночество, видимо, он не нашел союзников в борьбе с толпой, но героя этого стихотворения помощь не требуется: у этого конфликта есть развязка:

Я захохочу и радостно плюну,

Плюну в лицо вам…

Но все-таки лирический герой представлен в двух ипостасях, показанных метафорически: “грубый гунн”, который ( подобно гуннам, уничтожившим прогнившую Римскую империю, основали новое государство) презирает старый мир и общество, его воплощающее; но другая метафора ( “бабочка поэтиного сердца”) заставляет подозревать, что в душе этого смелого хулигана – ранимый, тонко чувствующий человек, которого оскорбляет толпа, но который вынужден “кривляться перед вами”.)

– Изменилось ли изображение толпы, общества? ( Да, оно стало конкретней и символичней. В описание толпы Маяковский вкладывает едкую иронию, метафора тут точна, но созданный образ подчеркнуто отвратителен:

Через час отсюда в чистый переулок

Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир.

Чистый переулок перестанет быть таким, когда его заполнят эти люди. Появляются конкретные образы мужчины и женщины, но “Вы ” не уходит:

Вот вы , мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей.

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Представители пошлой жизни гиперболизированы, их идеал – радость “жизни туловища”, материальные блага, они – неестественны и фальшивы, как актер в гриме. Высшее воплощение образ толпы получает в третьей строфе:

Толпа озвереет, станет тереться,

Ощетинит ножки стоглавая вошь.

Толпа многочисленна, но единым фронтом противостоит поэту, метафора воплощает суть толпы, по Маяковскому, – паразитизм.)

– Согласны ли вы с подобной развязкой ? На чьей вы стороне ? (Отталкивающее изображение толпы призывает читателя встать на сторону поэта. Человек искусства не должен идти на поводу массы. Можно сопоставить со стихотворением Пушкина “Поэт, не дорожи любовию народной…”)

IV. Подведение итогов.

– Близок ли вам конфликт, намеченный в ранних стихотворениях поэта?

– Можно ли назвать эти стихотворения “трагедией одиночества и непонятости”?

– Каким вы представляете себе автора этих строк?

V. Домашнее задание.

Мини-сочинение: “Я читаю Маяковского”.

Урок № 2.

Цели и задачи:

– познакомить с ранней лирикой В. Маяковского, раскрыть ее романтический характер, проследить развитие конфликта;

– продолжить развитие навыков анализа лирического произведения.
Ход урока.

I. Проверка домашнего задания.

Да, для каждого из нас чтение – это поиски своего смысла, своих ассоциаций, но общими в ваших рассуждениях были слова “необычный”, “ни на что не похожий”, “сложный”.<\p>

мне хочется привести еще одно сочинение, написанное в 1998 году вашей сверстницей, получившей такое же задание: написать мини-сочинение “Я читаю Маяковского”.

Трубы, банки, стекла, склянки,

Воздух, дух, пожар, смятенье.

Маяковский – словно ветер,

Дарит жар, и боль, и тленье.

Я читаю Маяковского,

низко к парте наклонясь,

А Владимир Маяковский

скажет мне, в глаза смеясь:

“Молодое поколенье!

слушай мой гремящий стих!

Что б тебе ни говорили,

ты не думай, я не псих!

Только время повернулось<\p>

в нашем старом веке вспять,

Только сердце встрепенулось,

и его уж не унять…”

Обратите внимание

Мне бы хотелось, чтобы вы увидели в раннем творчестве Маяковского не только хаос звуков, метафор, образов, но и гармонию чувств, развитие единой мысли, поняли бы трепещущее сердце поэта, почувствовали бы его ранимость.


II. Анализ стихотворения ” Послушайте!”

Чтение стихотворения учителем.

– Сохраняется ли ведущий романтический конфликт в этом произведении? (Конфликт здесь скрыт, но он подразумевается в традиционном для Маяковского обращении, вынесенном в заглавие, в первой строфе и в заключительном ее преобразовании.) Работа с опорной схемой.

– Каким в этом стихотворении предстает герой-романтик? (Это уже не “Я”, а “кто-то”. Он хочет, “Чтобы на небе обязательно была звезда”. Звезда – традиционный в литературе символ надежды. лучшего будущего, идеала. Вспомним хотя бы пушкинскую “звезду пленительного счастья”.

Лирический герой – некто, стремящийся к идеалу, который необходим в обществе, еде царит “беззвездная мука”. “Кто-то” “называет эти плевочки жемчужинами” – мы можем предположить, что это поэт. его образ тоже гиперболичен, так как он ” врывается к богу”.

Это романтический сверхчеловек, который, тем не менее, с богом не так уж на равных – он “просит”, “целует ему руку”. герой не стесняется показаться слабым, уязвимым. )

– В более поздней лирике Бог – скорее сатирический, отрицательный образ. А в этом стихотворении какая деталь позволяет его уважать? (У этого бога “жилистые”, рабочие руки. Он работает, зажигает звезды.)

– Почему же глагол “зажигают” стоит во множественном числе? ( Зажигает звезды не только бог, но и тот, кто в них нуждается, это поэт создает идеал.)

– Одинок ли здесь лирический герой? ( Нет, он “говорит кому-то”, успокаивает других .)

– В чем можно увидеть своеобразие композиции этого стихотворения? (Стихотворение построено как рассуждение: тезис, доказательство, вывод, где тезис является завязкой, доказательство – развитием действия и кульминацией , а вывод – развязкой. Причем развитие действия и кульминация динамичны за счет употребления глаголов:

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит –<\p>

чтоб обязательно была звезда! –<\p>

клянется –

не перенесет эту беззвездную муку!<\p>

Мы видим, что Маяковский нарушает привычные стихотворные строчки, вынося глаголы отдельно, ставя на них логическое ударение, стараясь передать порывистое дыхание и отрывистую речь человека, переживающего такой накал страстей, но после развязки – глаголы перестают играть ведущую роль в повествовании:

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

“Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!”<\p>

Повествование становится плавным, герой успокаивается. Однако настоящее время глагола переводит проблему в “вечно современные”.)

– Скажите, а еще какие средства помогают передать высокую эмоциональность событий? ( Маяковский использует тире и восклицательные знаки в середине предложения.)

-Можем ли мы теперь объяснить, почету лирический герой здесь – “кто-то”? (Это образ обобщенный: любой поэт, любой человек, стремящийся к идеалу, может возвысится, стать тем, кто врывается к богу, ведь у толпы нет даже потребности в идеале.)

-Вспомним стихотворение “А вы могли бы?”, где толпа не могла подняться над обыденностью, здесь все страшнее: в обществе нет даже стремления к необычному, но Маяковский призывает всех, кто еще способен видеть прекрасное, стремиться к идеалу и не бояться жить по-настоящему.

Конфликт завуалирован.

III. Чтение и анализ стихотворения “Скрипка и немножко нервно”.

– В чем особенность конфликта в данном стихотворении? Опорная схема.

(конфликт представлен в двух плоскостях: скрипка противостоит оркестру,<\p>

олицетворяющему общество, а лирический герой, “я” – музыкантам. Герой- романтик здесь не одинок, он поддерживает “деревянную невесту”, скрипку, но сочувствия среди людей не находит – только смех.

Образы инструментов созданы с помощью олицетворений и метафор, они как обыватели. Например, барабан представляется толстяком, который

… не дослушал скрипкиной речи,

шмыгнул на горящий Кузнецкий

и ушел.

Важно

А тарелка – визгливой, но довольно поверхностной девицей, ищущей в чужой трагедии повод для сплетен.

Скрипка, которая “по детски” плачет, не стыдясь своих слез, вызывает у толпы желание оскорбить и презрение:

“Дура,

плакса,

вытри!”

Толпа здесь агрессивна, эта она провоцирует конфликт, и даже лирический герой не может противостоять ей в одиночку:

Я вот тоже<\p>

ору –

а доказать ничего не умею!

Только объединившись, они поднимутся над толпой:

Знаете что, скрипка?

Давайте –

будем жить вместе!

А?)

– Что еще отличает этот конфликт от предыдущих, что делает его страшнее? ( В предыдущих стихотворениях мы четко относили к романтикам всех людей искусства, но здесь мы видим, что и в мире искусств может царить пошлость, стремление задушить все искреннее, трогательное, индивидуальное.

IV. Подведение итогов.

Изменилось ли ваше представление о поэте?

– Можем ли мы сравнить раннюю лирику Маяковского с творчеством поэтов и писателей XIX-XX веков ( сходные образы, проблемы, средства выразительности)?

– В чем, на ваш взгляд, своеобразие ранней лирики Владимира Маяковского?

Опорная схема, составляемая в процессе анализа коллективно.

“А вы могли бы?”

лирический герой  общество

Я Вы

романтик, автор, толпа, которая <\p>

– смазал карту будня, не может ничего <\p>

– показал косые скулы океана исключительного

(художник),

– прочел зовы новых губ ( поэт). <\p>

(завязка конфликта)

“Нате!”  <\p>

лирический герой  общество

Я Вы

романтик, автор, толпа (стоглавая вошь)

– слов транжир и мот (поэт), – “взгромоздитесь грязные

– грубый гунн, в калошах и без калош”

– бабочка поэтиного сердца – мужчина – чревоугодник

– женщина – неестественность, <\p>

приобретательство <\p>

( открытый конфликт)

“Послушайте!” лирический герой  общество

кто-то – адресат обращения

– хочет, чтобы была “Послушайте!”

звезда (цель идеал), – им звезды не нужны

– называет эти плевочки

жемчужиной (поэт),

– врывается к богу (масштабность,

титанизм, борьба за идеал)

– просит, не страшно (внутренняя

ранимость),

– появляется единомышленник

(кто-то).

(конфликт завуалирован)

“Скрипка и немножко нервно”

лирический герой  общество

– скрипка – оркестр (барабан <\p>

-по-детски разревелась , глупая тарелка, меднорожий

геликон)

– Я – музыканты смеются

– мне наплевать,

я – хороший (теряется

ощущение одиночества) (конфликт открытый)

Источник: http://komane.ru/nuda/uroka–1-urok-analiz-stihotvorenij-1913-goda-a-vi-mogli-bi–i/main.html

Ссылка на основную публикацию