Чем интересен рассказ а.и. куприна «куст сирени»?

Сочинение по рассказу Куприна «Куст сирени»

Сочинение по рассказу Куприна «Куст сирени»

  1. Верочка Алмазова главная героиня рассказа А. Куприна Куст сирени. Она красивая, жизнерадостная, добрая и отзывчивая девушка. Муж Веры, Николай, небогатый прапорщик, который проходит обучение в Академии генерального штаба.

    Верочка живет ради семьи. Она делает все возможное, ради того, чтобы ее муж мог спокойно достигать своих целей. Его счастье и благополучие смысл жизни женщины.

    Вера помогает ему всеми возможными способами: служит его переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой. Поддерживает его, дает советы, при необходимости подбадривает. Неприятности мужа девушка воспринимает, как свои.

    Но она не сдается, не опускает руки, старается найти выход. И это вдохновляет Николая, возвращает веру в то, что еще не все потеряно.

    Обратите внимание

    Верочка ставит интересы мужа выше своих. Она готова пожертвовать всем лишь бы ему жилось хорошо. Наблюдая за этим, невольно задумываешься: А счастлива ли Вера?.

    В начале рассказа мы видим, как раздраженно реагирует Николай на расспросы жены, о том, что приключилось. Он злится, нервничает. И даже не пытается держать себя в руках, чтобы не обидеть жену своими словами.

    Читателю начинает казаться, что нежное и трепетное отношение Веры к мужу не находит ответа, что чувства девушки не взаимны и она несчастна. Но ее действия говорят об обратном. Верочку не смущает поведение мужа.

    Она деликатно продолжает задавать вопросы, утешает его.

    Истинное отношение прапорщика к жене мы видим в конце произведения. Беда обходит Алмазовых стороной. Радостная пара идет по улице, держась за руки. Мира вокруг для них не существует.

    В этот момент становится совершенно ясно, что Вера Алмазова все-таки счастлива. Ведь она не только самоотверженно любит своего мужа, но и получает в ответ такое же отношение. Она живет ради Николая, направляет его и поддерживает. И он бесконечно благодарен за это.

  2. ниже лучше не списывай это го полно, учитель поймет что это с интернета
    но думай сама, списывать или нет, я не советую, но это моя мнение
  3. Читая рассказ Куприна «куст сирени» я понимаю на сколько люди могут любить друг друга и чувствовать на расстоянии как один переживает за другого, какое у него настроение, понимать друг друга с полуслова, даже читать мысли друг друга, а это практически не возможно!Вера — главная героиня, которая пожертвовала свои украшения ради любимого человека.Меня удивляет как влюблнные люди могут быть слепы не замечая всех и вс вокруг, а только лишь того, кого мы сами любим.

    Для семьи Алмазовых куст сирени стал символом любви! Не зря говорят что сирень — приносит счастье в дом.

  4. Списывай конечно, 5 обеспечено
  5. Героиня рассказа А. И. Куприна Куст сирени молодая женщина, Вера Алмазова, жена офицера, учащегося в Академии генерального штаба. Они небогаты, и Вере приходится прикладывать все усилия, чтобы вести домашнее хозяйство. Она отказывала себе во всем необходимом , создавая нужный для напряженно работающего мужа комфорт. Она должна всячески поддерживать мужа, помогая ему выдержать экзамены в Академию. Не будь ее, он махнул бы на все рукою , не находя в себе достаточно энергии. Вера разделяла с ним все его проблемы и приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом . Она была для мужа переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой . Ее муж легко падает духом, раздражается, выплескивает на Веру все свои обиды. Но она находит в себе терпение не обижаться, а утешать его и находить выход из положения. Так было с испорченным планом местности, из-за которого Николай мог провалить экзамен. Герой расстроен и растерян, но Вера энергично принимается за дело, закладывает все драгоценности семьи и на вырученные деньги в тот же вечер нанимает садовника для посадки кустов. Она не соглашается отправиться домой, хотя уже поздно, поехала за город, горячо суетилась и мешала рабочим до тех пор, пока все не посадили кусты и не постлали дерн, неотличимый от остальной травы. Ее труды не пропали даром: муж вернулся, сияя торжеством одержанной победы . Вера хочет знать все детали, мельчайшие подробности ведь ей все это важно. Ее преданность и любовь к мужу были вознаграждены. По улице они шли, держась за руки, и беспрестанно смеясь . А дома, одновременно засмеявшись, они вспоминают эту историю с сиренью, и Вера говорит, что сирень теперь будет ее любимым цветком. Муж Веры действительно любит ее, но он слабый человек, легко поддающийся отчаянию. Вере приходится нести двойную ношу ответственности за семью, искать пути преодоления трудностей, постоянно поддерживать бодрость в любимом человеке. Ей трудно, но она счастлива, и ее трудное счастье заслуживает уважения, потому что Вера его выстрадала.

    http://school-essay.ru/schastliva-li-vera-almazova-po-rasskazu-kuprina-kust-sireni.html

  6. Сюжет рассказа Куст сирени о том, как Вера помогла мужу преодолеть сложную проблему, но можно с уверенностью сказать, что этот рассказ о любви. Во-первых, в начале рассказа повествуется о том, как Верочка относилась к мужу: она поставила его на первое место (отказывала себе во всем, помогала в делах, обеспечивала уют). Причем делала это весело и с удовольствием. Во-вторых, поразительна е реакция на то, каким вернулся муж домой: она говорит с осторожностью, деликатно, но уверенно, при этом очень внимательно и терпеливо выслушивает его монологи. Так делает только любящая женщина. В-третьих, она предлагает необычное решение, спорит с мужем и добивается своего. Вера с легкостью решает расстаться со своими драгоценностями, ясно, что спокойствие мужа для не важнее всего. Николай принимает заботу жены, он тоже любит е, просто по-другому. Автор часто говорит Алмазовы заехали, Алмазовы приехали, так он объединяет этих двух героев в единое целое. После того как дело было сделано, Вера не меньше мужа ждет его результатов. Николай тоже хочет поделиться с женой радостью, он понимает и чувствует е тревогу. Самое главное не та победа, которую одержал Николай, а то ощущение счастья, которое пережили герои в конце рассказа. Поэтому можно сделать вывод о том, что этот рассказ прежде всего о любви.
  7. не списывайте

<\p>

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/sochinenie-po-rasskazu-kuprina-kust-sireni/

А. И. КУПРИН «КУСТ СИРЕНИ» «КУСТ СИРЕНИ». (По рассказу А. И. Куприна «Куст сирени») — презентация

1 А. И. КУПРИН «КУСТ СИРЕНИ» «КУСТ СИРЕНИ» <\p>

2 (По рассказу А. И. Куприна «Куст сирени») <\p>

3 Любовь – это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у нас остаётся. Л. Н. Толстой <\p>

4 Выявить позицию автора в изображении любви: определить качества характера, помогающие героям сохранить и развить любовь; Показать роль зеркальной композиции для раскрытия идеи рассказа; Развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности ; Воспитывать активную жизненную позицию. Цели урока <\p>

5 Работа в исследовательских лабораториях <\p>

6 Почему рассказ называется «Куст сирени»? 1 лаборатория <\p>

7 Почему именно сирень выбирает автор? 2 лаборатория <\p>

8 Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. <\p>

Важно

9 Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. <\p>

10 Какие эпизоды вы считаете основными? Назовите части рассказа и озаглавьте их. 3 группа <\p>

11 1 часть — «Горе»: возвращение Алмазова домой. 2 часть — «Надежда»: посещение оценщика и садовника. 3 часть — «Счастье»: благополучный исход, поступление в академию. Три части рассказа А.Куприна «Куст сирени» <\p>

12 такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот. Зеркальная композиция- <\p>

13 Найдите в рассказе слова, значения которых вам не понятны. Воспользуйтесь толковым словарём и определите лексическое значение слов. 4 группа <\p>

14 Педант-тот, кто излишне строг в выполнении формальных требований; Ридикюль – ручная дамская сумочка (уст.); Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества; Солитер – крупный бриллиант, вправленный в брошь или перстень, без других камней. Словарная работа <\p>

15 Какими вам видятся герои в сцене, когда они собираются к садовнику? 5 группа <\p>

16 Скажите, чем вам близка героиня? Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы. 6 группа <\p>

17 Счастлива ли Вера Алмазова? 7 группа <\p>

Совет

18 Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается? Как ведут себя муж и жена? <\p>

19 Меняется ли Алмазов под воздействием жены? Какой выход находит Верочка? <\p>

20 Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? <\p>

21 Почему героиня говорит, что сирень теперь навсегда будет ее любимым цветком? Что хочет сказать этим рассказом читателю автор? <\p>

22 Как вы понимаете пословицу «Терпение и труд всё перетрут»? Уместно ли утверждать, что пословица находит отражение в этом рассказе? <\p>

23 Останавливается ли Верочка на достигнутом? Чем же заканчивается эта история? Как Вера узнаёт, что их затея удалась? <\p>

24 В трудной ситуации чувствует себя главой семьи Верит в успех дела Беспомощность, пассивность Не видит выхода, не верит в успех Находчивость, активность, деятельность Раздраженность, неудовольствие <\p>

25 Беспомощность, пассивность В трудной ситуации чувствует себя главой семьи Верит в успех дела Раздраженность, неудовольствие Находчивость, активность, деятельность Не видит выхода, не верит в успех <\p>

26 Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно. Как Верочка отнеслась к успехам мужа? Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности <\p>

27 Чем заканчивается рассказ? <\p>

Обратите внимание

28 В рассказе А.И. Куприна звучат важные нравственные проблемы счастья, упорства и любви. Автор утверждает, что счастье в семье возможно при полном согласии и взаимопонимании, любви и счастья. <\p>

29 Ек. Штуц Девушка с сиренью <\p>

30 Гильгур Влад. «Куст сирени» <\p>

31 Домашнее задание (на выбор): 1 группа После долгой разлуки встретилась Вера со своей подругой и рассказывает ей забавный случай из своей жизни. (Творческий пересказ от лица Веры). 2 группа Творческий пересказ от лица Алмазова( садовника, профессора) 3 группа Чем для меня интересен рассказ А. Куприна «Куст сирени» ? Примечание: задание выполняется письменно. Домашняя работа <\p>

32 Исспользованные ресурсы %BE%D0%BA+% %BE%D0%BA+% 9/ 9/ html in.html <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/952194/

« Любовью дорожить умейте…»

Анализ рассказа А. И.
Куприна » Куст сирени»

Любовь — это
бесценный дар. 

Это
единственная вещь, 

которую мы
можем подарить, 

и все же она у
тебя остается.

Л. Н. Толстой.

Человек пришел
в мир для безмерной свободы,

творчества и
счастья.

А. И. Куприн.


Свой
небольшой рассказ « Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках
реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.
Напечатан он был в октябре того же года в журнале « Жизнь и искусство» № 305.
Это раннее произведение А. И. Куприна.

Рассказ по объему небольшой, в нем только одна сюжетная линия. Два
главных действующих лица – молодой офицер, студент – выпускник Академии
генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка.

Николай Евграфович Алмазов, молодой небогатый офицер, является слушателем
лекций в Академии генерального штаба. Однажды он возвращается домой с лекции в
сильном расстройстве. Долгое время он проводил сложную работу –
инструментальную съемку местности – и наконец показал свой план профессору.

Однако накануне случилась неприятность: заканчивая план, Алмазов случайно
поставил пятно зеленой краской. Начав замазывать, сделал еще хуже и решил
замаскировать пятно под кусты. Однако профессор не поверил, что на этом месте
есть растительность, так как очень хорошо знает окружающую территорию. План
забраковали.

Жена Вера пытается утешить Алмазова. Все  то время, что он
работал над планом, она была его верной помощницей. Она вселяла в него
уверенность, когда  он два года подряд проваливался на экзаменах,
радовалась, когда наконец он поступил, по мере необходимости была его
переписчицей, чертежницей, репетитором и памятной книжкой.

Она отказывала себе
во всем, чтобы создать для него дешевый, но необходимый для занятого человека
комфорт. И вот в очередной раз она не дает ему впасть в уныние. Хватает свои
драгоценности и заставляет мужа идти вместе с ней.  Она решила посадить
кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.

Это очень остроумный
выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских народных
сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая им
выполнять невыполнимые задания.

Сначала они едут в ломбард, где выручили около
двадцати трех рублей за украшения, затем к садовнику, которому Вера рассказала
историю и просит посадить на нужном месте какую – нибудь растительность. Из
всех пород подходит только сирень. Ее и сажают под руководством счастливой
Веры. На следующий день она с нетерпением ждет мужа.

Когда он появляется, уже
издалека становится понятно, что все получилось. Педантичный профессор, немец,
остался доволен, извинился за свою ошибку и принял план. В конце рассказа
Алмазов с Верой весело смеются и говорят, что сирень теперь навсегда будет их
любимым  цветком. 

Важно

О чем же этот рассказ? Тема однозначна – ЛЮБОВЬ в духе Куприна:
жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Художественная
идея рассказа « Куст сирени» — любовь и счастье.  Что такое счастье? Каждый человек понимает это
по – своему.

Для одних – это материальные блага, для других – собственные достижения
в науке или творчестве. Для третьих – любовь, благополучие в семье и наличие
близкого человека. Кто – то считает, что счастье есть свобода, кто – то  —  что
оно есть понимание. У героини рассказа А. И.

Куприна « Куст сирени» Веры
Алмазовой есть свое счастье. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в
службе, в учебе – и скорее всего во всем в жизни. Она искренне радуется его
успехам и безгранично счастлива, если счастлив он.

С другой стороны, Куприн
тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему « неравного
брака»: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный
Алмазов смотрится иногда жалко на фоне своей жены.

Рассказ можно разделить на 3 части, каждую часть можно озаглавить по —
своему : 1 часть     « Горе» — возвращение Алмазова домой;
2  часть « Надежда» — посещение оценщика и садовника; 3 часть « Счастье» —
благополучный исход, поступление в академию.

Такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются
с точностью да наоборот, называется зеркальной
композицией. Кроме этого в основе повествования лежит прием антитезы. Автор
использует ее и в изображении героев. Какие противоположные черты характера
можно заметить у главных героев?

Николай Алмазов Верочка
… прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами. Длится тяжелое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону… Потом говорит раздраженно, словно жена виновата в его неудаче…злобно пнул ногой портфель с чертежами. Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках… « Верочка не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость… Она приучила встречать каждую неудачу с ясным , почти веселым лицом…

Вера стояла в двух шагах от него также молча, со страданием на красивом, нервном лице»

Раздражен, недоволен Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб Находчива, активна, деятельна, точна, быстра
Не видит выхода, не верит в успех Верит в успех дела, надеется на положительный исход
Подчиняется жене, действует по ее плану, лицо сияет « торжеством одержанной победы». Алмазов преображается: из мрачного неудачного он превращается в счастливого человека В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее
Упорный, целеустремленный, но из – за предыдущих неудач стал нервозным и неуверенным в своих силах Добра, отзывчива, самоотверженная, очень любит своего мужа, из любой ситуации сможет найти выход

           
Зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения.
Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение,
труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам,
люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её.

На
смену горя, неудач приходит счастье,  успех, нужно только не терять веру,
не поддаваться унынию, поддерживать друг друга. Автор не дает нам внешнего
описания героев. Куприн сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире
героев, который гораздо важнее внешности. Кроме этого автор наделяет героев
такой замечательной фамилией – Алмазовы.

Алмаз
– прозрачный, драгоценный камень, блестящий, многогранный, неотшлифованный.

Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между супругами. Можно
предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчеркивает,
что , в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными
качествами, в том числе умением любить.

А преодоление жизненных трудностей «
отшлифует» их характеры и отношения до « бриллиантового блеска». Имя Вера тоже
неслучайно ( женское имя Вера имеет
славянские корни, однако, распространилось оно в нашей стране только с приходом
христианства, имеет то же значение, что и слово « вера»)
: это вера в свои
силы, уверенность в будущем.

Совет

Николай – в переводе
с греческого языка означает « победитель народов»
, а отчество Евграфович от
имени Евграф, которое в переводе в греческого означает « хорошо пишущий».

Выбор
имени главного героя говорит о том, что хоть и с помощью своей жены Веры, но
Алмазов выходит победителем из сложившейся ситуации: « —<\p>

— Хорошо! Прекрасно! — крикнул он 
еще  за  десять  шагов  в  ответ  на тревожное
выражение женина лица.  «Что это за дерево?» — спрашивает. 
Я  говорю:  «Не  знаю,  ваше-ство».  —
«Березка, должно быть?» —  говорит.

  Я  отвечаю: 
«Должно  быть,  березка, ваше-ство». Тогда он повернулся ко
мне и руку  даже  протянул.  «Извините, говорит, меня,
поручик. Должно быть, я стареть начинаю, коли забыл про эти кустики».
Славный он, профессор, и умница такой. Право, мне  жаль,  что  я
его обманул.»

Повествование идет от лица автора  и можно проследить, как сам автор
относится к своим героям: Куприн открыто выражает свои чувства, с большой
симпатией относится к Вере.

Посмотрим, как называет автор героя: Николай
Евграфович, Алмазов ( и только Вера называет его Колей). А героиня для автора –
Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло,
заинтересованно.

Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман
профессора.

В рассказе появляются эпизодические, но не менее яркие герои: оценщик,
садовник и профессор.

Оценщик привык к ежедневным зрелищам человеческих
несчастий, методично и долго рассматривает привезенные вещи, отвечает с видом
усталого равнодушия, садовник сначала был очень изумлён и не доволен
произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль, он слушает Веру
сначала недоверчиво, почти враждебно но потом, узнав о желании посадить куст,
делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается. Можно
заметить, что автор симпатизирует этому « маленькому  старичку в золотых очках»

В этом на первый взгляд незатейливом произведении
Куприна скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых
человеческих взаимоотношений, которые проявили себя в обычной житейской
ситуации.

Обратите внимание

В момент заключения брака все будущие супруги слышат о том, как
необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы.
Однако многие впоследствии забывают об этом, или попросту им не хватает
времени, чтобы лишний раз протянуть руку помощи своему супругу.

Пример Веры
показывает, как важна бывает такая поддержка. Умение найти нужные слова,
а иногда заставить действовать определенным образом помогает спасти
не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между
людьми.

Что касается героев этого рассказа, то можно быть уверенными, что их
дальнейшая совместная жизнь непременно будет счастливой.

Источник: http://myakokhod862.blogspot.com/2013/11/blog-post_3452.html

Рассказом Куприна «Куст сирени»

Рассказом Куприна «Куст сирени» — страница №1/1

МБОУ Хазанская СОШ

Анисимова Е. А.

Урок литературы в 8 классе

Любовью дорожить умейте

( По рассказу А.И. Куприна «Куст сирени)

Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом существе.<\p>

Л. Берне

Цели: познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, творческие способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники рассказов, компьютер, презентация к уроку

Тип урока: изучение нового материала

Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард, солитер<\p>

Литературные термины: жанр, рассказ, деталь, композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Технологии:<\p>

  • технология проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность,
  • технология критического мышления (на стадии рефлексии): составление кластера к слову «счастье»
  • составление синквейна по рассказу

Ход урока


  1. Актуализация опорных знаний
  • Какие произведения А. Куприна вы знаете? Назовите. Какое произведение мы изучали в 5 классе? («Тапёр»)
  • Сегодня мы рассмотрим ещё одно замечательное произведение писателя – рассказ «Куст сирени».
  • Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна «Куст сирени». Ваши впечатления после прочтения рассказа (учащиеся обмениваются своими первыми впечатлениями)
  • Какие ассоциации возникли у вас при чтении названия рассказа?

Обращаем внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию Кончаловского. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря своей неповторимой красоте, ароматам.

Именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию.

Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной.

А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

  • Как вы думаете, о чём пойдет разговор на сегодняшнем уроке?

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом удивительном и загадочном чувстве. Для одних это — счастье, радость, высшее наслаждение, для других — горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.


  1. Запись в тетради темы урока, эпиграфа

  1. Вопросы на читательское восприятие
  • Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
  • Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его, стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя любви.).
  • « Любовью дорожить умейте…» …Как вы думаете, тема или идея заключена в ёё формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь и взаимопонимание).
  • Когда вы читали рассказ, все ли слова вам были понятны?

Проводится словарная работа. Заранее подготовленный ученик зачитывает лексическое значение слов: педант, ридикюль, ломбард, солитер, обращается внимание на употребление этих слов в тексте.

  • Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые испытывает герой?

(Алмазов прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо, сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто. Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью … горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

  • Как Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

  • Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

(Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела, но покорно следует указаниям жены.)

  • Какой же выход находит Вера?

(Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

  • Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)
  • Почему Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где должен «вырасти куст»?

(Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо, переживает за мужа, за исход дела.)

  • В каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

(Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

  • Чем же заканчивается эта история?
  • Как Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об этой истории?

(Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

7. Работа над композицией рассказа. Введение понятия «зеркальная композиция».

  • А теперь давайте вспомним, что такое композиция?
  • Подумаем, в чём особенность композиции данного рассказа?
  • На сколько частей можно разделить произведение?

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё благополучно завершилось.

  • (Как соотносится начало и конец рассказа?
  • Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной композицией

  • Давайте посмотрим, где ещё автор использует антитезу?

(Правильно, в изображении героев.)

  • Какие противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов Верочка
Раздражен, недоволен. Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.
Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб. Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.
Не видит выхода, не верит в успех. Верит в успех дела, надеется на положительный исход.
Подчиняется жене, действует по её плану. В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.
  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею произведения?

(Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка. Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача, успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг друга.)

8. Межлитературные связи. <\p>

  • Вспомните, какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на любовь, мы с вами изучали в прошлом году?

(О.

Генри «Дары волхвов»)

  • Чем это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»?

(Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё счастье.)

9. Отношение автора к героям.

  • Почему автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный. Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
  • Вы, наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
  • Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора — Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

10. Работа с эпиграфом.

Давайте ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Берни?<\p>

11. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе? Почему?

12. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели счастье?

(Любовь – это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь делает людей счастливыми).

13. Смысл заглавия. <\p>

( Для героев рассказа она стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».)

  • Почему автор именно так заканчивает рассказ?

(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

IV. Рефлексия.

  • Чем для вас интересен был урок?
  • Что больше всего понравилось?
  • О чём ещё хотелось бы поговорить?
  • составление кластера к слову «счастье»
  • составление синквейна по рассказу

V. Домашнее задание. Написать сочинение, жанр свободный:

Чем для меня интересен рассказ И. Бунина «Куст сирени»?

Счастлива ли Верочка Алмазова? ( По выбору)

Источник: http://davaiknam.ru/text/rasskazom-kuprina-kust-sireni

Тема верной любви и взаимопонимания в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени»

Тема верной любви и взаимопонимания. Александр Иванович Куприн — автор многочис­ленных рассказов, в которых отразил впечатления юности и армейской службы.

Герой рассказа «Куст сирени» Николай Евграфо­вич Алмазов, молодой небогатый офицер, является слушателем лекций в Академии генерального штаба. Однажды он возвращается домой с лекций в сильном расстройстве.

Долгое время он проводил сложную работу — инструментальную съемку местности — и наконец показал свой план профессору. Однако на­кануне случилась неприятность: заканчивая план, Алмазов случайно поставил пятно зеленой краской. Начав замазывать, сделал еще хуже и решил замас­кировать пятно под кусты.

Однако профессор не по­мерил, что на этом месте есть растительность, так как очень хорошо знает окружающую территорию. План забраковали.

Жена Вера пытается утешить его. Все то время, что он работал над планом, она была его верной по­мощницей.

Она вселяла в него уверенность, когда он два года подряд проваливался на экзаменах, радова­лась, когда наконец поступил, по мере необходимости была его переписчицей, чертежницей, чтицей, репе­титоршей и памятной книжкой. Отказывала себе во всем, чтобы создать для него дешевый, но необходи­мый для занятого человека комфорт.

И вот в очередной раз она не дает ему впасть в уны­ние. Хватает свои драгоценности и заставляет идти вместе с ней.

Важно

Сначала в ломбард, где они выручили около двадцати трех рублей за украшения, затем к садовнику, которому Вера рассказывает историю и просит посадить на нужном месте какую-нибудь растительность.

Из всех пород подходящей оказыва­ется только сирень. Ее и сажают под руководством суетливой Веры.

На следующий день она с нетерпением ждет му­жа. Когда он появляется, уже издалека становится понятно, что все получилось. Педантичный профес­сор-немец остался довольным, извинился за свою ошибку и принял план.

В конце рассказа Алмазов с Верой весело смеются и говорят, что сирень теперь навсегда будет их люби­мым цветком.

В этом, на первый взгляд незатейливом произве­дении скрывается глубокий смысл. Автору удалось показать сущность особых человеческих взаимоотно­шений, которые проявили себя в обычной житейской ситуации.

В момент заключения брака будущие супруги слышат о том, как необходимо поддерживать друг друга во всяческих коллизиях судьбы. Однако мно­гие впоследствии забывают об этом, начинают счи­тать не таким уж важным, или попросту не хватает времени, чтобы протянуть руку помощи своему суп­ругу.

Пример Веры показывает, как важна бывает та­кая поддержка. Умение найти нужные слова, а иног­да заставить действовать определенным образом по­могает спасти не только дело, на которое было затрачено немало времени, но и отношения между людьми. Можно быть уверенными, что дальнейшая совместная жизнь героев рассказа непременно будет счастливой.

Источник: https://www.prepodka.net/tema-vernoj-lyubvi-i-vzaimoponimaniya-v-rasskaze-a-i-kuprina-kust-sireni/

«Куст серени» анализ рассказа Куприна

В 1894 году Александр Куприн написал небольшое, но одно из выдающихся своих произведений. Речь идет о рассказе «Куст сирени».

В ту литературную эпоху господствовало направление реализма, и Куприн именно в этом духе создал «Куст серени», анализ которого мы сейчас проведем.

Надо сказать, что в печать текст был отдан в том же году, и осенью 1894 года журнал «Жизнь и искусство» его опубликовал. Реакция читателей была положительная. Куприн получил много приятных отзывов как от критиков, так и от простого читателя.

Сюжет и главные герои

Невозможно представить себе анализ рассказа «Куст серени» Куприна без краткого обзора сюжета и рассмотрения образов главных героев. Как уже отмечалось выше, произведение небольшое, и оно пронизано ярко выраженной сюжетной линией.

В рассказе перед читателями предстает Николай Алмазов и его супруга Верочка. Николай молод, он студент Академии, к тому же офицер. Как-то раз он сдает практическую работу с использованием инструментальной съемки местности.

Проведя много часов за этой работой, Алмазов по неаккуратности и от усталости посадил на чертеже чернильное пятно, но чтобы как-то выйти из этой ситуации, он прибегает к маленькой хитрости: обозначает, что там должен быть куст.

Совет

Когда Алмазов показывает свою работу пожилому профессору, тот, увидев мнимый куст, возражает, что на самом деле в том месте ничего не растет, а значит, чертеж неверен. Однако юный Николай вступает с профессором в спор, после чего они решают утром отправиться на это место и выяснить, кто прав. Николай Алмазов крайне расстроен, он почти плачет и рассказывает Верочке, что произошло.

Продолжая делать анализ рассказа «Куст серени», упомянем реакцию молодой жены Алмазова.

Она хочет помочь мужу, для чего с трудом достает деньги, заложив драгоценные украшения, и отправляется за покупкой куста с целью посадить его на месте, где по чертежу Николай поставил кляксу.

План удается, и когда профессор на следующее утро прибывает на осмотр места, обнаруживается, что там действительно есть растительность. Работа Алмазова учтена, а пожилого профессора, кажется, подвела память.

Николай Алмазов в восторге, и по возвращению домой он хвастается Верочке, что практическая работа защищена.

Анализ рассказа «Куст серени» — выводы

Надо отметить, что Куприн представляет главного героя нервным достаточно человеком, который не очень умён и мало интеллектуален. Хотя Алмазов уже выпускник Академии, его заслуг в этом немного. Поступает он только после нескольких неудачных попыток, а удержаться в Академии ему удается благодаря усилиям жены, помогающей ему учиться.

Если задать прямой вопрос, о чем рассказ Куприна «Куст серени», можно смело ответить: о любви. Куприн много пишет о любви, и здесь он показывает жертвенную, безграничную любовь девушки, которая готова посвятить всю себя своему мужу. Верочке хочется, чтобы Николай был счастлив — приуспевал на службе, в учебе, да и везде… Она делает это не из собственных интересов, а от души.

Но не только об этом рассказ, хотя любовь и главная его тема. Делая анализ «Куст серени», становится ясно, что Куприн мастерски рисует картину неравенства в браке с точки зрения интеллекта и духовного развития. Алмазов несколько жалок — он недалек, слаб и постоянно находится в нервозном состоянии, а его жена Верочка по всем параметрам стоит выше собственного мужа, хотя и очень любит его.

Обратите внимание

Настоятельно рекомендуем прочесть полностью это произведение Куприна, оно небольшое и читается невероятно легко. Рады будем, если наш анализ рассказа «Куст серени» оказался для вас полезным.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/kust-sereni-analiz-rasskaza-kuprina

Анализ рассказа «Куст сирени» Куприна А.И

Свой небольшой, но такой проникновенный рассказ «Куст сирени» А. И. Куприн написал в 1894 году в рамках реалистического направления, господствовавшего в то время в литературе.

Напечатан он был в октябре того же года в журнале «Жизнь и искусство». Публика встретила произведение с умилением, критики писали только положительные отзывы.

Анализ рассказа предполагает описание сюжетной линии и его идейного содержания.<\p>

Сюжетная линия

Рассказ по объёму очень небольшой, так что в нём присутствует только одна сюжетная линия.<\p>

Два главных действующих лица — молодой офицер, студент-выпускник Академии генерального штаба, Николай Евграфович Алмазов и его жена, Верочка.

После очередной сдачи практической работы по инструментальной съёмке местности в Академии Алмазов приходит домой расстроенный и не в духе. Оказывается, накануне он сидел над этой работой допоздна, сделал на чертеже местности кляксу и, чтобы скрыть её, нарисовал на месте пятна куст.

Престарелый профессор, принимая работу, начал утверждать, что никакого куста на этой местности не произрастает. Алмазов начал спорить, и было решено наутро вместе ехать смотреть то место и несуществующий куст. Всё это молодой офицер в расстроенных чувствах, готовый расплакаться, излагает жене.

<\p>

Алмазов у Куприна — несколько нервная личность, не отличающаяся интеллектуальными способностями. В Академию он поступил с трудом только на третий год и все курсы продержался только благодаря Верочке, которая помогала ему во всём.

<\p>

Верочка, услышав такой рассказ, собирает все свои драгоценности (семья не богата деньгами), тотчас же закладывает их в ломбард и едет с мужем к садовнику. Именно ей принадлежит идея посадить на том месте, где у Алмазова получилась клякса на чертеже, настоящий куст.

Важно

Она воплощает задуманное: за ночь рабочие вкопали на том месте куст сирени. Приехавший наутро профессор с недоумением смотрел на внезапно появившийся куст и в конце концов зачёл работу Алмазову, решив, что он сам уже стареет и ему пора на покой.<\p>

Счастливый Алмазов возвращается домой и с радостью и восторгом рассказывает жене о защите своей практической работы.<\p>

Идейное содержание

О чём этот рассказ? Тема однозначна — любовь в духе Куприна: жертвенная, отдающая всю себя без остатка любимому человеку. Верочка не знает других забот, как помогать мужу в службе, в учёбе — скорее всего, во всём по жизни. Она искренне радуется его успехам и безгранично счастлива видеть его счастливым.<\p>

С другой стороны, Куприн тонко и ненавязчиво, как истинный мастер слова, поднимает проблему неравного брака: неравного в плане духовного и умственного богатства. Слабый, нервный, недалёкий Алмазов смотрится жалко на фоне собственной жены.<\p>

Композиция рассказа двухчастная: провал работы и её защита. Между частями проведена чёткая грань, нейтральная по эмоциональному настрою, — ночь, когда был посажен куст сирени.<\p>

Рассказ «Куст сирени» А. И. Куприна читается на одном дыхании.
<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/k/kuprin-aleksandr/3587-analiz-rasskaza-kust-sireni-kuprina-a-i

А. И. Куприна «Куст сирени» Цели урок

Тема: «Великая сила любви!» по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»

Цели урока:

  • научить выделять проблемы путем характеристики героев, составление характеристики персонажей;
  • продолжить развитие навыков анализа художественного текста, развивать монологическую речь учащихся (умение строить высказывание, используя литературоведческие термины, умение отбирать и обобщать отобранный материал);
  • воспитывать способность сопереживать, понимать другого человека.

Оборудование: репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень»; запись романса С.В.Рахманинова «Сирень»; презентация.

Ход урока: — Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу! Тихо сели! Сегодня мы с вами будем говорить о самом светлом чувстве. Это чувство идет с нами по жизни. Это чувство движет миром. Этому чувству все возрасты покорны. Поговорим о любви.

Мы с вами много говорили о ней: о любви к матери, Родине, природе. А сегодня тоже поговорим о любви. О той любви, которая вдохновляет поэтов, заставляет писать стихи.

Вспомним некоторые из них: (выступление учащихся)
В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

А.С. Пушкин

  • Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье <\p>

И молодость погибшую мою.

М.Ю. Лермонтов

  • О, как убийственно мы любим,

Как в бурной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим, <\p>

Что сердцу нашему милей! <\p>

Ф.И. Тютчев. <\p>

-Видите, какое это великое чувство – любовь. И тема нашего урока называется «Великая сила любви» по рассказу Александра Ивановича Куприна «Куст сирени».

— Вы уже прочитали рассказ А.И.Куприна «Куст сирени». Сегодня, опираясь на текст рассказа, попробуем определить, какие проблемы поднимает автор, какими он видит героев, каково авторское отношение к персонажам.

Вспомним, что такое проблема?

— Это вопрос, который автор поднимает в своем произведении.

— А умение видеть, понимать, решать проблемы вам пригодится в жизни.

Звучит романс Рахманинова.

— Ребята, какие чувства охватывают вас, когда вы смотрите на эту картину?

— Я чувствую запах сирени, любуюсь ее красотой и начинаю искать цветок с пятью лепестками, по поверьям пятилепестковый цветок приносит счастье.

— А вот я читал, оказывается , четыре лепестка в мифологии – это символ Вселенной.

— Почему рассказ называется «Куст сирени»? Почему именно сирень выбирает автор?

Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его.

Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых.

<\p>

— С кем мы познакомились в рассказе. Назовите их.

Вера, Николай, оценщик, садовник, профессор.

— Скажит , чем вам близка героиня рассказа Вера?

(Верочка – добрая, отзывчивая, очень любит своего мужа. В любой ситуации сможет найти выход. Нравится её упорство, выносливость и огромная вера в свои силы.)

— А, Николай Евграфович Алмазов легко падает духом, раздражается, выплескивает на Веру все свои обиды. Так было с испорченным планом местности, из-за которого Николай мог провалить экзамен, герой расстроен и растерян. Он слабый человек, легко поддающийся отчаянно, но он действительно любит ее. Он беспокоится о ней. Он уговаривает ее отправиться домой.

— Сегодня сам Алмазов пришел к нам в гости. Он познакомит нас с положением дела. (Ученик приготовил дома творческий пересказ от лица Алмазова)

Я очень хотел поступить в Академию. Два года подряд я проваливался, только в этом году упорным трудом одолел все препятствия и сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности. Я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить работу. План был прекрасно вычерчен и раскрашен. Это все говорили.

Ну, засиделся я вчера, устал. Руки начали дрожать – и посадил пятно. Да еще такое густое, жирное. Стал подчищать и еще больше размазал. Думал я, думал. Что теперь из него сделать, переделать чертеж я все равно не успею, да решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Ну вот , забраковали.

Все к черту пошло… Оказывается, эту местность профессор очень хорошо знает и решил сам проверить, ест ли там кусты. Всю эту дрянь хоть в печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в полк, да еще с позором, с треском. И это из – за какого – то поганого пятна… О, черт! Что же мне делать?! <\p> .

Когда Алмазов «исповедался жене», меняется ли его состояние?

(Его состояние Куприн передает через горелые спички, которые тот ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением швыряет». Потом муж и жена меняются ролями. Если раньше говорил в основном Алмазов, а Верочка пыталась вставить отдельные фразы, то теперь все меняется. Верочкина речь очень резка. Героиня командует мужем.

^

— Господи, боже мой! Как я хочу помочь тебе! Должен же быть какой – то выход. Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей. Если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же. Давай быстрей, едем в ломбард.

Вот мое кольцо с бриллиантом. Надо непременно выкупить, вот браслет тоже. Этой суммы нам достаточно будет, чтобы купить кусты. Расскажем садовнику подробно всю историю, он нам поможет. Не печалься дорогой, едем, все будет хорошо..

— Вере приходится прикладывать все усилия, чтобы вести домашнее хозяйство. «Она отказывала себе во всем необходимом» создавая нужный для напряженно работающего мужа комфорт. Она должна всячески поддерживать мужа, помогая ему выдержать экзамены в Академию. Вера разделяла с мужем все его проблемы и «приучилась встречать каждую неудачу с ясным, почти веселым лицом». Она была для мужа переписчицей, чертежницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой». Она находит в себе терпение не обижаться, а утешать мужа и находить выход из положения.

Итак, какой выход находит Верочка?

— Алмазовы едут в ломбард. Заходят к оценщику, предлагать самое дорогое, что у них есть.

Как автор относится к оценщику?

— Описанию оценщика посвящено несколько строчек. Перед нами появляется облик человека, давно привыкшего к чужим несчастьям. Он абсолютно не верит людям на слово, равнодушен к чужому горю. Таких историй перед его глазами проходило много. Он к ним привык.

— Как отреагировал садовник на появление непрошеных гостей?

(Садовник был недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно. Но затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует этому человеку: «маленький старичок в золотых очках».

Обычно к садовнику приезжают днём, а тут… Приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно, садовник принял всё это за розыгрыш. Но зато потом, когда садовник узнаёт, в чём дело, его отношение резко меняется.

Он понимает состояние супругов и охотно помогает им.)

^

(Даже теперь, когда Верочка уговорила садовника, она не уезжает домой, а вместе с мужем едет за город. Все время , пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

— Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

(Верочка не находит себе места, сильно переживает за мужа. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной победы». Но и теперь Верочка не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё прекрасно.)

— На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. (Ученик приготовил дома творческий пересказ от лица профессора)

О-о-о фантастиш, поручик, замечательный план, гуд, все отлично. А, откуда у вас здесь поручик кусты взялись.

Найн, я эту местность как свои пять пальцев знаю, здесь никаких кустов быть не может.

Если вы так утверждаете, что на этой седловине есть кусты, то вы либо небрежно работали или чертили план прямо с трехверстной карты. Едемте же завтра верхом туда, и я докажу вам, что вы не правы.

— Каким вы его видите?

(«Аккуратный немец, педант», «безобразнейший педант», — со слов героя. <\p>

Педантичность. Человеку нужна такая черта характера?

(мнение учеников)

Это только его точка зрения, и у читателя невольно складывается ложное представление о профессоре. А вот после диалога Алмазова с профессором наше отношение к профессору меняется. Профессор изумлён. Ведь он знает всю местность вдоль и поперёк.

Совет

Мы убеждаемся, что профессор не всё знает: он не может берёзку отличить от сирени. Алмазов и не настаивает: не хочет огорчать профессора ещё больше. Если раньше перед нами был «безобразнейший педант», то теперь это «славный профессор» и «умница».

И наше отношение к герою меняется.

— Как можно оценить поступок героев с моральной точки зрения, ведь они обманули старого преподавателя?

Дискуссия о нравственном выборе.

-Ребята, обманывать плохо. Каждый из нас об этом знает. Но в жизни порой трудно выбрать между истиной и состраданием, между правдой и ложью. Видимо есть и ложь во спасение. Именно об этом говорит А.И.Куприн в данном рассказе.

Даже фамилия семьи очень светлая, прозрачная. Не случайно автор наделяет своих героев такой замечательной фамилией. Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный.

Вероятно, здесь содержится намек на чистые, светлые отношения между супругами.

^

НЕ украшать чело царицы, Не резать твёрдое стекло, Те разноцветные зарницы Ты рассыпаешь так светло. Нет! В переменах жизни тленной Среди явлений пёстрых — ты Всё лучезарный, неизменный Хранитель вечной чистоты.

Этой говорящей фамилии Куприн нам намекает, что и на обман наши герои пошли из – за великой любви. Именно большая любовь к мужу двигает Веру на обман, ради него она готова идти на любые жертвы. Ведь они победили. А победителей не судят.

— Как Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией Куприн относится к Верочке. Посмотрим, как называет автор героя: Николай Евграфович Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора – Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно. Автор любуется ими.)

Александр Иванович Куприн, чудесный мастер художественного слова, можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру множество рассказов о самом прекрасном в мире чувстве — любви. Перелистывая страницы его произведений, мы окунаемся удивительный мир его героев. Все они очень разные, но в них есть что-то, что заставляет сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ними.

^

Несмотря на разность характеров супругов, в их семье царит полное взаимопонимание, благодаря которому им удается преодолеть все преграды.

Думаю, жертвуя собой ради благополучия мужа, Вера вполне счастлива, ведь взамен она получает его благодарность и любовь.

Подтверждение этому я нахожу в строках Куприна: «…они шли домой так, будто бы, кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь».

— Какую проблему поднимает А.Куприн в своем рассказе, так описывая героев.

На что способен любящий человек ради счастья любимого!

Ребята, в нашей школе есть музей народного поэта Республике Татарстан Сибгата Хакима. Проследим, какие же взаимоотношения были между супругами. Кто вдохновлял Сибгата Хакима для создания лирических произведений.

Для создания лирических произведений Сибгата Хакима вдохновляла его жена Муршида ханум. Она в 1938 году, закончив в городе Казани фельдшерско – акушерскую школу, работала в деревне Унса Дубьязского района. Тесные дружеские отношения, начатые в городе Казани, продолжаются.

Сибгат Хаким часто ездит в Унсу и свои новые произведения читает своей любимой . Я думаю, что самые лучшие произведения Сибгат Хаким написал именно в этот период, — вспоминает Муршида ханум.- Популярная в годы войны песня «Тоска» посвящена нашей любви.

Это очень сильное произведение, и у меня как бы выросли крылья, — как он любит меня, какое счастье.

( Стихотворение «Тоска»)

На свадьбе молодых, Сибгата Хакима и его жены, был и знаменитый поэт Хасан Туфан. Сразу после свадьбы, Хасан Туфан был арестован. Через 16 лет после тюрьмы его на вокзале встречают Сибгат Хаким с женой. Увидев их вместе , Хасан Туфан воскликнул «Сез һаман бергә икән”. На основе этой встречи Сибгат Хаким пишет стихи «Сез һаман бергә икән”.

Мы были юны: ты и я И к нам было не смеяться, не лазить по крутым холмам, И не любить, и не терзаться! И говорили нам друзья, Чуть – чуть завидуя, без лести: А вы все вместе, а вы все вместе, а вы все вместе… Лишь только на родной земле Найдешь ты и любовь, и славу. Живи до правнуков… Пускай Тебе завидует лукавый. Пуст скажет даже недруг твой: Подумать только… Вот известье! Они все вместе, они все вместе, они все вместе…

^

-И все же любовь нужна человеку для очищения, для приобретения смысла жизни. Человек любящий способен на жертву ради спокойствия и счастья любимого человека. И при этом он счастлив. Мы должны приносить в любовь все самое лучшее, то чувствуем, чем гордимся. И тогда яркое солнце обязательно осветит ее, и даже самая обычная любовь станет священной, сливаясь в одно целое с вечностью. Навсегда…

Задание на дом. Написать сочинение – рассуждение на тему «Что такое счастье?»

Благодарю за внимание, урок окончен.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1352957.html

Ссылка на основную публикацию