IV. Беседа по повести «Олеся»
Поиск Лекций
— Какое значение имеет место действия рассказа?
(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)
— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол.
В его реве слышались стоны, визг и дикий смех… Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом.
Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».
Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени.
Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе.
Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа — пробуждаются чувства. В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град — природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви.
Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается — «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.
Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)
— Как рисует Куприн образ главной героини?
(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть…
но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV).
Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия.
Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)
— В чем особенность изображения героя-рассказчика?
(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый… доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)
— Как построен сюжет повести?
(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.
Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI).
Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной.
Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.)
— Какой цвет сопровождает образ Олеси?
(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).
— Почему счастье героев оказалось таким коротким?
(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди.
Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо.
Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.)
— В чем, по-вашему, идея рассказа?
(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s18375t1.html
Человек и природа в творчестве Куприна Олеся Куприн А. И
Человек и природа в творчестве Куприна
Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место.
Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях — «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны».
Впервые купринская концепция человека и природы была воссоздана как нечто целостное в произведениях Полесского цикла, основу которого составили такие рассказы, как «Лесная глушь», «Олеся», «На глухарей».
Единство цикла во многом обусловлено образом рассказчика-охотника, через восприятие которого изображается природа и который воспринимает ее как реальный и одновременно таинственный и загадочный мир, достойный наблюдения и осмысления, и равноценный миру человека в общем потоке бытия.
Чувство связи и родства с этим миром вызывает волнение героя: «затаил дыхание и замер», «осторожно», «стараясь не шуметь», «всматривался» и т. д. Соприкосновение с миром природы становится для рассказчика не только попыткой приблизиться к таинству мира, но и способом нравственного очищения.
Природа помогает ему забыть о житейских неурядицах и заботах и окунуться в новый поток времени. Купринское чувство природы космично. Писатель воспринимает ее как органическое целое, имеющее непосредственную связь с человеческим миром.
Оставаясь наедине с природой, купринский рассказчик переживает такие мгновения, которые позволяют ощутить движение времени, которые рождают у человека ощущение своей включенности в вечный поток космической жизни. Философскую окраску приобретает зимний пейзаж в повести «Олеся»: «Было так тихо, как только бывает в лесу зимою в безветренный день.
Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви Снег розовел на солнце и синел в те – ни.
Мною овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня…» В момент общения с природой купринский герой-рассказчик способен увидеть в мгновенном — вечное, ощутить свою сопричастность целому. В эту минуту герой осознает себя частью Вселенной, воплощенной в образе тишины и бесшумно текущего времени, которые рождают ощущение мировой гармонии («чего-то стройного, прекрасного и нежного»).
Образ природы опоэтизирован в «Олесе». Куприн наделяет героя взглядом художника, способностью раскрывать красоту мира и видеть ее там, где, казалось бы, нет ничего примечательного.
Так, описывая «черную от грязи» лесную дорогу во время весенней распутицы, герой отмечает, что в воде, которой были заполнены многочисленные колеи и следы лошадиных копыт, «отражался пожар вечерней зари».
Природа видится герою сказкой, волшебством, сливающим красоту лунной ночи и таинство любви в единый прекрасный миг жизни: «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку.
Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы. И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и безмолвием леса».
Проблема взаимоотношений человека и природы поднимается Куприным в цикле очерков «Листригоны», в которых подчеркивается связь человека с природной жизнью, подчиненность труда рыбаков естественным природным ритмам. Образ природы в «Листригонах» эмоционально окрашен. В описаниях ночи, моря, тишины, звездного неба и т. д.
автор часто пользуется оценочными эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Куприн показывает в своем творчестве, что разрыв человека с природой приводит к утрате космических связей и неполноценности бытия.
Купринские охотничьи сюжеты, описания природы явлены читателю как одна из попыток современного человека восстановить космическое мироощущение, столь актуальное для нашей эпохи.
Источник: https://ruslit.biz/chelovek-i-priroda-v-tvorchestve-kuprina-olesya-kuprin-a-i/
Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна «Олеся»
Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
В 90-е годы XIX столетия в русской литературе появился целый ряд новых писателей, в творчестве которых ярко прослеживалось тяготение к реализму. Сознавая все недостатки и пороки общества, эти писатели объективно освещали их в своих произведениях, разоблачали сами основы общественных отношений.
Высказывая решительный протест общественному злу и насилию, писатели и поэты стремились к поиску высоких идеалов, старались художественно исследовать и переосмысливать эпоху. Одним из ярких представителей этого направления является Александр Иванович Куприн. Он вошел в историю русской литературы как певец самых светлых и здоровых человеческих чувств.
Реальная действительность, которую описывал Куприн в своих произведениях, обусловливала в большинстве случаев трагические мотивы. Но при всем этом в его повестях и рассказах чувствуется своеобразное жизнерадостное, оптимистическое мировидение.
Оптимизм и вера в живую человеческую душу, которые, на мой взгляд, наиболее ярко проявились в повести “Олеся”, побуждали его к поискам идеала некоего “естественного человека”.
В этом произведении Куприн углубляется в сферу народной жизни, показывая как всегда неповторимое мастерство психологического анализа.
Автор с глубокой симпатией относился к простому русскому человеку, именно в нем видя истоки духовного возрождения всего русского народа.
Потому такими светлыми и радужными красками, с такой нежностью и любовью воссоздает он психологический портрет главной героини.
Большую роль в понимании этого образа играет ее портрет, отражающий в полной мере внешние и внутренние особенности Олеси, в их единстве и непосредственной связи. Перед нами “высокая брюнетка лет около двадцати—двадцати пяти”, которая ” держалась легко и стройно”.
“Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.
Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своеобразном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом”.
Уже один этот портрет выделяет героиню среди всех других жителей села, противопоставляя ее местным “дивчатам”, “лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение”. С мастерством настоящего психолога рисует писатель и внутренний мир Олеси, такой не похожий на внутренний мир других героев.
Внимательно анализируя взаимоотношения между людьми, автор показывает различные состояния мыслей и чувств персонажей. Герои повести, при всех различиях в характерах и чувствах, сходны в одном — на них словно бы лежит печать общего неблагополучия, а как следствие — духовной опустошенности.
И все эти люди, объединенные общей скупостью чувств, пустотой души, безрадостностью жизни, не могут и не хотят понять и принять “лесную колдунью” Олесю, называя “ведьмой”, “чертовкой”, обвиняя ее и ее бабку во всех мыслимых и немыслимых несчастьях, хотя сами жители (и никто другой!) виноваты во всех своих бедах.
А Олеся — девушка чистая и светлая, наделенная чуткой душой, способная по-настоящему сопереживать, любить, радоваться и грустить. Она может даже пожертвовать собой, если этого требует ее натура, ее сердце, ее чувства и убеждения.
Только она и заслуживает настоящего счастья, которое, к сожалению, в реальной жизни не может для нее длиться вечно.
По твердому убеждению Куприна, только естественная жизнь на лоне природы, какую вела Олеся, близкое общение с ее гармоничным миром способны сохранить и воспитать человеческую душу незамутненной, неиспорченной, искренней и прекрасной. Стремлению наиболее полно раскрыть духовный мир дочери лесов Олеси подчинено все в повести Куприна.
Особая роль отведена автором описанию богатейшего прекрасного нетронутого мира природы Полесья. Окружающая природа живет своей полноценной, насыщенной, постоянно меняющейся жизнью. И главное в этом мире — абсолютная гармония, яркость и полнота чувств. Именно чувства героев призваны подчеркнуть все явления природы.
Да и сама природа оживает под пером писателя: “сердито пенясь”, бегут ручейки, “быстро вертя щепки и гусиный пух”, в глубоких лужах отражается бескрайнее голубое небо с “круглыми, точно крутящимися, белыми облаками”, “звонкие капли” сыплются с крыш, наполняя все вокруг волшебным звучанием, а воробьи кричат “так громко и возбужденно, что ничего нельзя… расслышать за их криком”.
Повсюду в мире природы чувствуется “радостная, торопливая тревога жизни”.
Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Именно природа, отношение к ней выступает в повести своеобразным критерием человеческих чувств. Только человек с богатым внутренним миром, способный на искренние, настоящие чувства, может увидеть красоту окружающего мира, ощутить себя неотъемлемой его частью.
Таким богатым внутренним миром, чистой и светлой душой обладает и герой Куприна. Потому вместе с весенним воздухом вдыхает он и “весеннюю грусть, сладкую и нежную, исполненную беспокойных ожиданий и смутных предчувствий”. И вместе с этим воздухом возникает перед его мысленным взором образ прекрасной Олеси.
На фоне природы, все видящей, все понимающей и хранящей все человеческие тайны, происходят важнейшие события повести. Именно природа освещает самые прекрасные моменты в жизни героев.
Ночь, которую проводят молодые люди вдвоем, когда они забывают обо всем, наслаждаясь своим счастьем, сливается “в какую-то волшебную, чарующую сказку”.
“Взошел месяц, и его сияние причудливо пестро и таинственно расцветило лес, легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы, на изогнутые сучья, на мягкий, как плюшевый ковер, мох.
Тонкие стволы берез белели резко и отчетливо, а на их редкую листву, казалось, были набросаны серебристые, прозрачные, газовые покровы. Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем и жутким безмолвием леса”.
И все же, при всей безмерности их счастья, любовь героев обречена. Иначе просто не может быть в мире, где чувства людей умирают, где сердца очерствели под влиянием внешних обстоятельств.
Трагедия их любви в том, что они рискнули остаться в этом мире самими собой, сохранили нетронутой и чистой свою душу. И мир, который отверг в свое время Олесю и ее бабку, обрекает на гибель и героиню, и ее любовь.
Трагедию героев, гибель их счастья автор также рисует на фоне разбушевавшейся природной стихии. Природа чувствует неминуемое горе и разражается грозой: “Молния блистала почти беспрерывно, и от раскатов грома дрожали и звенели стекла в окнах моей комнаты”.
И словно в подтверждение свершившейся непоправимой беды, “в одно из стекол вдруг с такой силой ударил громадный кусок льду, что оно разбилось, и осколки его со звоном разлетелись по полу комнаты”. Казалось бы, разъяренная “громада” побеждает.
Но на самом деле у нее нет сил победить настоящие чувства, настоящую любовь. Потому что не в силах толпа бездушных, пустых людей победить саму природу.
Неповторимый художник слова, А. И. Куприн очаровывает точностью, ясностью и благородной простотой преображения психологической жизни людей. Он обладает простым и удивительно мудрым волшебством слова.
Мастер языка, мастер сюжета и композиции, мастер в изображении природы и человеческих чувств, писатель оставил нам наследие, которое по художественному уровню является достойным образцом русской классики.
Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://sochineniya-na5.ru/mir-prirody-i-chelovecheskix-chuvstv-v-povesti-a-i-kuprina-olesya/
А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»
А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся»
Цели урока: дать обзор творческого пути Куприна в сопоставлении с творчеством Бунина; раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».
Оборудование урока: портрет А. И. Куприна.
Методические приемы: рассказ учителя, доклад ученика, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Слово учителя
Творчество ровесника И. А. Бунина, Александра Ивановича Куприна (1870—1938), было известно советскому читателю более широко потому, что, в отличие от Бунина, Куприн за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину. Поэтому произведения Куприна издавались в Советском Союзе, а эмигранта Бунина не печатали до конца пятидесятых годов ХХ века.
Этих писателей многое объединяет. Прежде всего, следование традициям русской классической литературы, приверженность реализму в изображении жизни, отношение к творчеству Л. Н. Толстого как к образцу, уроки мастерства Чехова.
Куприна тоже интересуют отношения человека и природы, любовь как стихия живой жизни. Куприн развивает тему «маленького человека», подчеркивая «необыкновенность каждого».
Но если для Бунина главное — созерцательное, аналитическое начало, то для Куприна важны яркость, сила, цельность характера.
II. Сообщение ученика о биографии А. И. Куприна
III. Слово учителя
Куприн тринадцать лет детства и юности провел в закрытых учебных заведениях: Александровское сиротское училище, Вторая московская военная гимназия, вскоре преобразованная в кадетский корпус, Третье Александровское юнкерское училище.
После тяжких лет казарменной жизни Куприн скитался по провинциальной России, был и репортером, и грузчиком в Одесском порту, и управляющим на стройке, землемером, работал на литейном заводе, выступал на сцене, изучал зубоврачебное дело, был журналистом…
«Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий… Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!» — писал о Куприне К. И. Чуковский.
Масса жизненных наблюдений, впечатлений, переживаний стала основой его творчества. «Ты — репортер жизни… Суйся решительно всюду… влезь в самую гущу жизни» — так определил Куприн свое признание. Куприн — темпераментная, широкая натура, человек стихии и интуиции.
Его любимые герои обладают теми же чертами. Колоритен и сочен язык его прозы (лирики он не писал).
Первая книга, вышедшая в 1896 году, называлась «Киевские типы». Через два года выходит повесть «Олеся», поставившая проблему народного характера и явившаяся воплощением мечты писателя о прекрасном человеке, о вольной, здоровой жизни, о слиянии с природой.
IV. Беседа по повести «Олеся»
— Какое значение имеет место действия рассказа?
(Действие повести происходит на лоне природы, в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, «на целых шесть месяцев». Герой ожидает новых впечатлений, знакомств со странными обычаями, своеобразным языком с поэтическими легендами, преданиями. И его ожидания оправдываются. Место действия важно и для прояснения авторской идеи.)
— Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
(Зимний лесной пейзаж способствует особому состоянию духа, торжественное безмолвие подчеркивает отрешенность от цивилизованного мира, вой ветра усиливает тоску и скуку. Природа не просто фон повествования. Постепенно она становится участницей событий. Сначала олицетворяются силы природы: «Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший голый дьявол.
В его реве слышались стоны, визг и дикий смех… Снаружи кто-то яростно бросал в стекла окон горсти мелкого сухого снега. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаенной, глухой угрозой». Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость», ворвавшийся в его старый дом.
Тревоги добавляет слуга Ярмола, таинственно сообщающий: «чи ведьмака народилась, чи ведьмак веселье справляет».
Описания пейзажа часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени.
Мной овладело тихое очарование этого торжественного, холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня» Наконец, природа, ее сила, загадочность, прелесть воплощаются в «колдунье» Олесе.
Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа — пробуждаются чувства. В последней главе — внезапный вихрь, нестерпимо душный день, гроза, град — природа предвещает разрыв, разлуку, крушение любви.
Выделяется символический образ тутового дерева, которое «стояло совершенно голое, все листья были сбиты с него страшными ударами града». Тоскливое беспокойство героя оправдывается — «неожиданное горе», которое он предчувствовал, случилось: Олеся потеряна для него навсегда.
Природа то вторит чувствам героев, содействует пробуждению и развитию их души, то служит средством создания образа (Олеся), подчеркивая природную, естественную прелесть человека, то является антитезой «цивилизованному корыстному миру.)
— Как рисует Куприн образ главной героини?
(Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит свежий, звонкий и сильный голос Олеси, и наконец появляется она сама — «высокая брюнетка лет около двадцати-двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть…
но трудно было его описать»: лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости (глава III). Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора (глава IV).
Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности — эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия.
Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич.)
— В чем особенность изображения героя-рассказчика?
(Героя описывает сама Олеся: человек вы хотя и добрый, но только слабый… доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете».)
— Как построен сюжет повести?
(Картины жизни и картины природы связаны в единый поток: например, после встречи героя с Олесей — картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи. Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича.
Отношения с Олесей он воспринимает как «наивную, очаровательную сказку любви», ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе, но что она неотвратима, что от судьбы не убежишь. Его любовь постепенно убывает, он почти боится ее, пытается оттянуть объяснение, сделать предложение Олесе и сказать о своем отъезде (глава ХI).
Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на швейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?» А любовь Олеси постепенно набирает силу, раскрывается, становится самоотверженной.
Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать «ведьму». Олеся оказывается намного выше и сильнее героя, эти силы — в ее природности.)
— Какой цвет сопровождает образ Олеси?
(Это красный цвет, цвет любви и цвет тревоги: «красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега (первая встреча); красный кашемировый платок (первое свидание, в этой же сцене Олеся заговаривает кровь), нитка дешевых красных бус, кораллов — единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и об ее нежной, великодушной любви (последний эпизод).
— Почему счастье героев оказалось таким коротким?
(Олеся, владеющая даром предвидения, чувствует, осознает неизбежность трагического конца короткого счастья. Продолжение этого счастья в душном, тесном городе невозможно. Слишком разные они люди.
Тем более ценно ее самоотречение, попытка примирить свой независимый образ жизни с тем, что ей глубоко чуждо.
Тема «волшебной» любви сменяется другой, постоянно звучащей в творчестве Куприна, — темой недостижимости счастья.)
— В чем, по-вашему, идея рассказа?
(Куприн показывает, что только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть духовной чистоты и благородства.)
V. Доклад ученика (или сообщение учителя) об истории повести «Олеся» и ее связях с циклом И. С. Тургенева «Записки охотника»
Куприн всегда испытывал тягу к земле, к природе, воплощавшей для него представления о свободе, гармоничной жизни. В одном из интервью он говорил: «Я люблю Россию и привязан к ее земле. Мне и моим писаниям она дает силу. Я с радостью провожу время в простой русской деревне: поле, лес, мужики, хороводы, охота, рыбная ловля, простота, размах русской природы…»
Весной 1897 года писатель находился в Волынской губернии, в Полесье. Впечатления этой поездки послужили основой цикла рассказов. Кроме собственных наблюдений Куприна, в полесском цикле явно видно влияние Тургенева, в частности, его «Записок охотника».
Для обоих писателей характерно стремление к «естественному состоянию» личности: слияние с природой, тяга к духовной гармонии, отсутствие практицизма по отношению к природным богатствам, естественные отношения людей, основанные не на расчете, а на любви. И Тургенев, и Куприн сочувственно и внимательно относились к судьбам простых людей, изображали их в условиях притеснений, исторических испытаний, тяжелого труда. С этим связана и проблема взаимоотношений народа и интеллигенции.
Многие герои купринских произведений напоминают персонажей Тургенева, есть несомненная общность в изображении действительности, быта, нравов.
Оба писателя создали цикл рассказов о народной жизни. Однако принципы объединения рассказов разные: в «Записках охотника» они связаны общим героем-повествователем, у Куприна же несколько рассказчиков. Объединяет произведения писателей отношение к крестьянству, к проблеме человека и природы.
Герой «Записок охотника» Ермолай и герой «Олеси» Ярмола похожи. Прежде всего, созвучны их имена, вернее, Ярмола — просторечный вариант имени Ермолай. Оба обладают охотничьим даром, наблюдательны, понимают язык природы. Оба чувствуют свое превосходство над барином-охотником.
Если Тургенев относится к недостаткам Ермолая с юмором (тот равнодушен к повседневному сельскому труду), то Куприн изображает своего Ярмолу критически: невежественным, тёмным, склонным к предрассудкам.
Когда охотник узнает о знакомстве «паныча» с «ведьмакой» Мануйлихой, он отворачивается от Ивана Тимофеевича:
«Его черные глаза следили за мной издали с упреком и неудовольствием каждый раз, когда я собирался идти в лес, хотя порицания своего он не высказал ни одним словом».
Куприн подчеркивает связь Ярмолы с другими полесскими мужиками, привыкшими к своему рабскому положению: «Они глядели на меня с удивлением, отказывались понимать самые простые вопросы и все порывались целовать у меня руки, а иные так прямо падали в ноги и изо всех сил стремились облизывать мои сапоги». Для Куприна принадлежность к крестьянскому сословию, к «простой» жизни вовсе не означает внутреннюю раскрепощенность, близость к природе, к естественности. Предрассудки, угнетенное положение, тяжелая жизнь крестьян не дают развиться их светлым началам.
Куприн описывает жестокость, невежество, пьянство с явным осуждением. Повествовательный тон Тургенева более спокоен, объективен, отстранен, невозмутим. Он старается показать неординарность натуры крестьян, их природную одаренность.
Эта разница во многом объясняется тем, что Тургенев был, по существу, первооткрывателем крестьянской темы, его задачей было представить крестьян людьми, порой не уступающими «господам» по своим душевным качествам, а в чем-то и превосходящими их.
Общность писателей проявляется наиболее значительно в изображении природы, в понимании ее роли в жизни человека. Идеал Куприна — нераздельное слияние человека с вечно прекрасным земным миром. Пейзажная живопись Тургенева, ценная сама по себе, часто служит для передачи душевных состояний. У Куприна образ природы наделен разнообразными функциями.
Домашнее задание
1. Перечитать повесть Куприна «Поединок».
2. Ответить на вопросы:
— В чем смысл названия повести?
— Какие темы затрагивает писатель?
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/a_i_kuprin_zhizn_i_tvorchestvo_voploshenie_nravstven_134329.html
Роль пейзажа в творчестве А.И. Куприна (на материале рассказов А.И. Куприна) (стр. 4 из 5)
Во второй части рассказа дождь уже нудный, тоскливый. Это соответствует изменению состояния героя: «И его собственная жизнь кажется ему в эти минуты такой же тяжёлой, скучной и однообразной, как эта дождливая ночь, как эта бесконечная незнакомая дорога».
В рассказах Куприна пейзаж может быть соотнесён с другими компонентами текста по принципу контраста, хотя этот вид связи используется писателем не так часто и обширно, как параллельная связь («Болото», «Чёрная молния», «Светлый конец»).
В атмосферу русского захолустного провинциального городка, погруженного в мёртвую апатию, сон, вводит читателя Куприн в рассказе «Чёрная молния» (1913).
В изображении городского общества доминируют лексико-семантические группы значения «пошлость», «застой».
На встрече у доктора обсуждают события, происходившие «месяц-полтора тому назад», произносят «фразы тысячелетней давности», пьют, играют в карты, сплетничают. Пейзаж противопоставляется картинам вечера у доктора:
«Ветер к ночи совсем утих, и чистое, безлунное, синее небо играло серебряными ресницами ярких звёзд.
Было призрачно светло оттого голубоватого фосфорического сияния, которое всегда излучает из себя, свежий, только что улёгшийся снег… С всегдашним странным чувством немного волнующей, приятной бережности ступал я на ровный, прекрасный, ничем не запятнанный снег, мягко, упруго и скрипуче подававшийся под ногой».
Значения «свежесть», «чистота», «свет», представленные в пейзаже противопоставляют его в структуре текста душной, пьяной атмосфере тесных комнат, где собралось городское общество.
Для связи пейзажа с другими компонентами текста в произведениях Куприна используются различные средства связи.
Писатель активно использует «стилистические» средства связи. Слова одинаковой лексико-семантической группы повторяются в разных компонентах текста.
Описание цветущей белой акации (рассказ «Белая акация»), её навязчивого, одурманивающего аромата, которым охвачен, как эпидемией, весь город, соотносится в рассказе с характеристикой состояния героя посредством повтора слов значения «болезнь»: «какая-то неисследованная зараза, какой-то микроб заключён в аромате белой акации». Эта эпидемия любовной горячки поражает и героя рассказа: «У меня был жар в шестьдесят градусов, вздорный бред, хроническое слюнотечение, и на лице идиотская улыбка».
Пейзаж в этом же рассказе связан с другими компонентами текста и путём повторения метафор, сравнений, эпитетов. Возлюбленная героя, став его женой, оказывается вульгарной, грубой, злой женщиной.
В характеристике жены и в описании отцветшей белой акации Куприн использует эпитеты со значением «неряшливость» и сравнения, которые содержат названия женских профессий, имеющих отрицательную ассоциацию.
Осенний день в рассказе описывается так:
«Идёт дождь, ветер дует в щели окон. Белая акация, – черт бы её побрал! – облысевшая, растрепанная, грязная, как старая швабра, свешивает беспорядочно вниз свои чётные длинные стручья, и качает головой, и плачеи слезами обиженной ростовщицы».
Этому описанию соответствуют отзывы героя о его жене, в которых используются те же образные средства. Герой говорит, что его жена «неряха», ему «кажется, что её принимают за кокотку», он считает, что «умственный уровень и такт… жены и те же качества кухарки – одинаковы».
В рассказе «Белый пудель» Куприн использует образные средства семантической группы «враждебность» в пейзаже: «На клумбах тихо шатались, с неясной тревогой наклоняясь друг к другу, словно перешёптываясь и подглядывая, едва видимые в темноте цветы…»; в описании дома: «Огромный дом казался ему наполненным беспощадными притаившимися врагами, которые тайно, с злобной усмешкой следили из тёмных окон за каждым движением маленького, слабого мальчика». Такое единство описаний через призму восприятия героя позволяет полнее охарактеризовать психологическое состояние ребёнка, который испытывает страх и беспомощность.
К истории полудетской любви Коли Возницына и Леночки Юрловой обращается Куприн в рассказе «Леночка» (1910). Герои навсегда сохранили в чистоте и яркости эти впечатления – «дорогие, мучительно нежные, обвеянные такой поэтической грустью».
Четверть века спустя стареющий полковник Возницын и немолодая уже Леночка снова встретились и их воспоминания несут им светлые чувства, радость и лёгкую грусть, благодарность за когда-то пережитое и, к сожалению, невозвратимое.
В воспоминаниях Возницына образ Леночки, которая из некрасивой девочки однажды превратилась для него в «какое-то цветущее, ослепительное, ароматное чудо», связан с весенней ночью:
«Всё опьяняло их в эту прекрасную ночь: радостное пение, множество огней, поцелуи, смех и движение в церкви, а на улице – это множество необычно бодрствующих людей, тёмное теплое небо с большими мигающими вечерними звёздами, запах влажной молодой листвы из садов за заборами, эта неожиданная близость и затерянность на улице, среди толпы, в поздний, предутренний час».
Этот пейзаж воплощён в облике Леночки: «… и услышал запах её тела – тот радостный пьяный запах распускающихся тополевых почек и молодых побегов чёрной смородины, которыми они пахнут в ясные, но мокрые весенние вечера, когда небо и лужи пылают от зари и в воздухе гудят майские жуки».
Использованное при описании Леночки сравнение с запахом распускающихся листьев объединяет её с весенней, вновь оживающей природой.
Ещё более тесная связь пейзажных описаний и характеристик героя посредством взаимопроникновения языковых средств наблюдается в рассказе «Фиалки» (1915). Это своеобразная поэма о весне в природе и о весенней поре в жизни человека.
Человек и природа в единстве представляют в рассказе при создании пейзажа приём олицетворения.
В рассказе описывается пригорок, «на котором столпились кусты бузины, волчьей ягоды и дикой жимолости», река, которую кусты «густо обступили… с обеих сторон и купают в ней свои свесившиеся зелёные ветви». Такой приём позволяет приблизить природу к герою рассказа.
Герой рассказа Дмитрий Казаков – кадет, пылкий фантазёр и мечтатель, захваченный весенними чувствами, весной «с её колдовскими ароматами, вкрадчивыми чарами и мятежными снами», наслаждающийся красотой весенней природы.
При описании юноши Куприн использует сравнения с животными: «Того же самого мнения и семиклассник Дмитрий Казаков.
Вернее сказать, у него столько же мнения о влиянии природы на человеческие души, сколько его у жеребёнка, скачущего по зелёному лугу, у журавля, пляшущего и поющего на полянке среди болот страстную весеннюю песню, у годовалой лисицы, трепетно и осторожно нюхающей впервые из своей норы весенний волнующий воздух, у ручного кроткого верблюда, который вдруг становится страшным в своём любовном бешенстве»; «…поворачивая голову в разные стороны, вдыхая воздух расширенными ноздрями, точно собака на охоте, он спускается вниз…».
У девушки, которая появляется в рассказе как часть этой чудесной весенней природы глаза цвета фиалок, подаренных ей кадетом: «И цвет её глаз странно напоминает те цветы, которые дрожат в руке неподвижного мальчика».
В рассказах А.И. Куприна наблюдается использование символа в качестве «ассоциативного» средства связи пейзажа и других компонентов текста в единую систему. Символ является средством связи компонентов художественного текста в рассказах «Болото», «Черная молния», «Ночная фиалка» и др.
В рассказе «Черная молния» в качестве символа выступает грозный пейзаж:
«И вот я увидал черную молнию. Я видел как от молнии полыхало на востоке небо, не потухая, а всё время то развертываясь, то сжимаясь, и вдруг на этом колеблющемся огнями голубом небе я с необычайной ясностью увидал мгновенную и ослепительную черную молнию. И тотчас же вместе с ней страшный удар грома точно разорвал пополам небо и землю…»
Пейзаж этот возникает в памяти героя рассказа Турченко в связи со спором в гостиной по поводу горьковской «Песни о Буревестнике»: «А вот я на днях прочитал у самого ихнего модного: «Летает буревестник, черной молнии подобный». Как? Почему? Где же это, позвольте спросить, бывает чёрная молния? Кто из нас видел молнию чёрного цвета? Чушь!»
Чёрная молния в этом рассказе воспринимается не только как редкостный природный феномен, образу черной молнии Куприн придаёт редкостный природный смысл. Она символизирует силы, способные потрясти общество провинциального городка, погрязшего в сплетнях, пошлых разговорах, лени, безразличии к жизни. Не случайно это общество в сознании Турченко ассоциируется с гниющим болотом:
«Вы сами видели сегодня болото, вонючую человеческую трясину! Но чёрная молния! Чёрная молния! Где же она? Ах! Когда же она засверкает».
Итак, в рассказах А.И. Куприна пейзаж является носителем семантических примет текстового единства. Языковые средства создания пейзажа подчиняются доминирующим смыслам (семантическим доминантам) текста. Пейзаж вступает в системные отношения с другими компонентами семантико-стилистической структуры текста.
Заключение
Пейзаж играет важную роль в художественном произведении. Он неотъемлемый элемент художественных произведений. Природа рисуется в тесной связи с внутренней и внешней жизнью человека. Картины природы в произведениях, как правило, отличаются точностью и реализмом.
Изображение природы в художественном тексте не является случайным, оно взаимодействует с другими видами изображения предметного мира, с изображением персонажей, их внутреннего состояния и тесно связано с художественным смыслом текста, с его семантико-стилистической структурой в целом.
В рассказах И.А. Куприна, которые были проанализированы, пейзажные описания раскрывают как семантическую доминанту всего текста, так и доминирующие смыслы его отдельных частей.
Являясь компонентом художественного текста, пейзаж играет важную роль в рассказах автора. Пейзаж взаимодействует с другими компонентами, которые также представляют в тексте семантическую доминанту (рассуждения автора, портрет и психологическая характеристика героя, речевые характеристики и т.п.), вступает с ними в системные отношения, которые обеспечивают единство текста.
Источник: https://MirZnanii.com/a/135652-4/rol-peyzazha-v-tvorchestve-ai-kuprina-na-materiale-rasskazov-ai-kuprina-4
Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна – «Молох», «Олеся», «Поединок»
Таким образом, ожидая увидеть нечто необычное, его не подвели, поэтическое имя героини – Олеся – на полесский лад (защитница людей), произвели на него неизгладимое и незабываемое впечатление на всю жизнь. <\p>
2.3. Роль пейзажа в раскрытии эмоционально-духовного мира главной героини повести – Олеси.
Появление Олеси предвещает сама природа, Ярмола упоминает о «ведьмаке», герой слышит «свежий, звонкий и сильный» голос Олеси, и, наконец, появляется она сама – «высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти» с лицом, которое «нельзя было позабыть,..
но трудно было его описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз». Лицо ее легко меняет выражение от суровости до детской застенчивости [21,с.141]. Олеся сравнивается с молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора.
Героя привлекает и «ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности – эта гордая уверенность в свои силы». В ее неразгаданности есть особая притягательность. Сроднившаяся с природой Олеся не знает расчета и хитрости, себялюбия.
Ей чуждо все, что отравляет взаимоотношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит.
С приходом Олеси начинает меняться поэтическая тональность произведения, тоска уступает место радости, прекрасное торжествует над уродливым.
Куприн мог бы обставить появление Олеси какими – нибудь внешними эффектами. Но он, как всегда, предпочитает детали, отражающие настроения людей, их психологию.
<\p>
Слышится песня, напеваемая свежим, сильным и звонким голосом. Необычайное волнение охватывает старую Мануйлиху.
« – Ну, иди, иди теперь, соколик, – тревожно засуетилась старуха, отстраняя меня от стола. – Нечего тебе по чужим хатам околачиваться. Иди, куда шел…
Она даже ухватила меня за рукав моей куртки и тянула к двери. Лицо ее выражало какое-то звериное беспокойство» [21,с.139]. Подтекст этих нескольких фраз необычайно емок. Люди уже причинили много зла старой Мануйлихе.
Они прогнали ее с ребенком из села, они обрекли ее на одиночество, они продолжают преследовать ее. Старуха страшиться и ненавидит их, но пуще всего она боится за свою внучку, которая выросла на лоне природы, не знает людей и может стать жертвой их злобы.
Беспокойство старухи как бы предвещает трагический исход лесной сказки.
В красоте Олеси, В гордой силе, исходящей от нее, писатель воплощает красоту и гордую силу природы, которая бы сформировала человека по своему подобию. «Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати – двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь.
Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать.
Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло – розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперед с решительным и капризным видом».
В этой девушке есть наивность «естественного человека», сложившегося вдали от буржуазной цивилизации.
Свойственна Олесе и та изменчивость настроения, которой подвержен человек, окруженный природой, то ласковой, то суровой.
<\p>
Вообще природа с ее красотой и очарованием, с ее властным и просветляющим воздействием на душу человеческую занимает исключительно важное место в повести, определяет весь ее колорит.
Первое свидание героя и Олеси состоялось зимой, а последующие происходят весной. За время разлуки созрели чувства в душе двух людей, ощутивших живую симпатию друг к другу при первой встрече.
И когда начинается пробуждение природы, вся радостная и торопливая тревога ожившего леса вызывает в душе героя смутные предчувствия, томительные ожидания.
Могучий порыв весны овладевает героем так властно потому, что и образ девушки, теперь уже постоянно возникающий перед ним, неотделим от природы: «Мне нравилось, оставшись одному, лечь, зажмурить глаза, чтобы лучше сосредоточиться, и беспрестанно вызывать в своем воображении ее то суровое, то лукавое, то сияющее нежной улыбкой лицо, ее молодое тело, выросшее в приволье старого бора так же стройно и так же могуче, как растут молодые елочки, ее свежий голос, с неожиданными низкими бархатными нотками… Также привлекал меня в Олесе и некоторый ореол окружавшей ее таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота…» [21, с.145].
Вдали от буржуазной среды с ее условностями, мелочной суетой, ее цинизмом и лицемерием герой повести всецело отдается чудесному, так освежающему душу сближению с природой. Переживания героя очень полно отражали думы и настроения молодого писателя.
Уже на заре своей писательской работы Куприн не раз задумывался над вопросом: почему в современном ему обществе люди так далеки от природы, не умеют понять ее. Пользоваться ее дарами? Куприн не был антиурбанистом. Жизнь большого города привлекала с его многими своими сторонами. Но вместе с тем город ему представлялся чудовищем, калечащим, уродующим людей.
Поэтому так вдохновенно воспевает он в повести животворную, очищающую силу природы, плодородную мощь земли, ожидающей человека, готового трудиться на ней:
«Снег сошел, оставшись кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках.
Из-под него выглянула обнаженная, мокрая, теплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды материнства.
Над черными нивами вился легкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, – тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов» [21, с.144].
Такие картины, точные, зримые, как бы светящиеся, заставляют вспомнить Тургенева и Чехова.
И, как у этих великих художников, пейзаж у Куприна не просто оттеняет настроения героев произведения, но и выражает эстетическое отношение писателя к действительности, заветные мысли и чувства автора.
<\p>
Олеся, эта лесная девушка, наделена необычайными качествами, какой-то особой силой интуиции, прозрения, теми обостренными чувствами, которые утратил житель городов. Своеобразной прелестью отличается и ее речь.
Куприн тщательно работал над языковой характеристикой своей героини. Какие слова вложить в уста полудикой девушки, выросшей на лоне природы, не получившей никакого образования? Как должна она выражать свои мысли и чувства, чтобы не нарушилось гармоническое впечатление, произведенное ее образом?
В решении этой проблемы так же сказались свойственные Куприну стремление к благородной простоте, нелюбовь к аффектации, «красивости», чувства меры.
Речь героини заключает в себе некоторые элементы «просторечия», но без грубых и малопонятных местных слов, которых в повести «Олеся» вообще мало и которых гораздо больше в рассказе «Лесная глушь». Лексика Олеси отличается разнообразием, гибкостью и удивительной точностью, конкретностью.
<\p>
«Ну, хорошо, я, пожалуй, скажу, – согласилась, наконец, Олеся. – Только смотрите, уговор лучше денег: не сердится, если вам что не понравится. Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин.
Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также…Ну, да все равно, говорить так уж все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете» [21,с.148].
Здесь писатель сохраняет некоторые черты слога, каким обычно пользуются гадалки. Но Олеся избегает готовых, закостеневших фраз, вроде: «Большой интерес тебе выходит через дальнюю дорогу», «Падают тебе какие-то хлопоты» и т.д.
Такие предсказания просто набор готовых фраз, которые гадалка лишь слегка варьирует и за которыми не кроется никакого содержания. Иное дело – «гадание» Олеси. Оно построено на своеобразном психологическом анализе.
Девушка раскрывает характер, обнажает слабости человека, которого готова полюбить. Духовная жизнь Олеси так благородна и чиста, что нельзя допустить и мысли о каком – то обмане с ее стороны.
Слушая предсказания девушки, видя, как она творит «чудеса» – останавливает кровь на руке героя, заставляет его падать на землю, читатель вступает в странный, как будто сказочный мир.
В конце гадания Олеся впервые говорит о своем чувстве к герою повести и предсказывает себе самой свою печальную судьбу.
« – Да уж боюсь даже говорить дальше. Падает вам большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы. Вот только не могу догадаться, замужняя она или девушка, а знаю, что с темными волосами.
Я невольно бросил быстрый взгляд на голову Олеси.
– Что вы смотрите? – покраснела вдруг она, почувствовав мой взгляд с пониманием, свойственным некоторым женщинам. – Ну да вроде моих, – продолжала она, машинально поправляя волосы и еще больше краснея.<\p>
– Так ты говоришь – большая трефовая любовь? – пошутил я .
– Не смейтесь, не надо смеяться, – серьезно, почти строго, заметила Олеся. – Я вам все только правду говорю.
– Ну, хорошо, не буду. Что же дальше?
– Дальше… Ох! Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что вовсю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит» [21,с.149].
Драматическое развитие отношений между героем и героиней как бы подталкивается внешними обстоятельствами. Старая Мануйлиха и ее внучка сторонятся людей, но не могут не соприкасаться с враждебным миром. Людская ненависть взрывает их одиночество, покушается на них.
В этом гонении единодушны и власти в лице местного урядника и невежественные суеверные крестьяне.
Приход в лесную избушку урядника Евпсихия Африкановича, дающего женщинам двадцать четыре часа на выселение, посещение им героя повести, наконец, вспышка вражды перебродских крестьянок к Олесе, преодолевшей свою боязнь и пришедшей в церковь, – все это определяет движение сюжета.
Нельзя сказать, что этим событиям предназначена лишь вспомогательная роль. Именно с этими сюжетными линиями связана критика полицейского режима. Хорошо изображена фигура взяточника, пьяницы и вымогателя Евпсихия Африкановича.
В отношениях с крестьянами эта держиморда и насильник, но писатель показывает его и в общении с человеком из столицы, и в этой беседе облик местного самодура, воспитанного режимом насилия, раскрывается во всем своем отвратительном цинизме.
Писатель как будто не возмущается – беседа героя с Евпсихием Африкановичем протекает умиротворенно, в этаких дружеских тонах.
Герой повести и не сомневается в том, как должно поступать с урядником, и манера, в которой он предлагает уряднику взятку, а тот берет свидетельствует, что именно так, «деликатно», нужно давать взятки полицейским чинам, считающим мздоимство своим законным доходом, но требующим известной процедуры.
Куприн очень тонко подметил характерные особенности взяточников низшего ранга. В дальнейшем, в рассказе «Канталупы», он изобразит взяточника, занимающего высокое положение, – у того другие методы, другая психология. Но у рядового царского чиновника, имеющего обычно дело с простыми людьми, выработался свой подход к «вопросу».
Урядник даже не скрывает что ему нужно «дать» за услугу, за то, чтобы он оставил в покое Олесю. Мало того, он привык вымогать, и в беседе с героем повести вымогает по мелочам, то одно, то другое. Однако он соблюдает при этом «приличия».
Урядник получает мзду, и непосредственная опасность, кажется, отведена от обитателей лесной избушки. Тем не менее, тучи продолжают сгущаться над головой Олеси.
Тревога ощущается в сложных переливах чувств, в тех изменениях которые происходят в отношениях двух любящих друг друга людей, когда они все сильнее начинают осознавать происходящее с ними, останавливаются в недоумении, испуге перед чувством, властно овладевшем ими.
Меняется отношение Олеси к герою повести. Доверчивая ласковость, оживление, ребяческая шаловливость сменяются какой-то непреодолимой неловкость в обращении, в слове, жесте… Вот герой повести заболевает, влюбленные лишены возможности видеться. Олеся не знает, почему не приходит ее любимый, терзается, тоскует.
Она уже не пугается своей любви, она, наверное, сказала бы ему, что любит его, появись он внезапно перед ней.<\p>
С глубоким тактом рисует художник переживания влюбленных.
Страницы, описывающие объяснение без слов, когда герой повести впервые после выздоровления появляется в лесной хате, и последующая сцена любовного свидания в лесу принадлежат, несомненно, к одним из наиболее поэтических страниц о любви, созданных русской литературой.
Именно здесь, в этих сценах любви, в которых малейшее неверное слово, малейшая ошибка вкуса в описаниях недопустимы, писатель показывает себя глубоким психологом и большим художником.
Ступив на порог избушки, герой чувствует, как «сердце забилось с тревожным страхом» у него в груди. Он не решается толкнуть дверь, едва переводит дыхание.
« Я помню, очень ясно помню только то, что ко мне быстро обернулось бледное лицо Олеси и что на этом прелестном, новом для меня лице в одно мгновение отразились, сменяя друг друга, недоумение, испуг, тревога и нежная, сияющая улыбка любви… И как много я читал в больших темных глазах Олеси: и волнение встречи, и упрек за мое долгое отсутствие, и горячее признание в любви… Я почувствовал, что вместе с этим взглядом Олеся отдает мне радостно, без всяких условий и колебаний, все свое существо» [21,с.171].
Куприн вновь обращается к лесному пейзажу – и не просто для создания поэтической обстановки, но в поисках многозначительного, даже символического фона, который как бы объяснял чувства человека, придавал им первозданную чистоту, действовал на душу как музыка.
«Мы в это время находились как раз на середине длинной, узкой и прямой, как стрела, лесной просеки. Высокие, стройные сосны обступали нас с обеих сторон, образуя гигантский, уходящий вдаль коридор со сводом из душистых сплетшихся ветвей. Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари…» [21,с.173].
Источник: https://stud24.ru/literature/osobennosti-izobrazheniya-duhovnojemocionalnogo-mira-cheloveka/264222-785598-page9.html