Сравнительная характеристика данко и ларры (по рассказу «старуха изергиль»)

Образ и характеристика Ларры в рассказе “Старуха Изергиль” Горького

Максим Горький.
Художник М.  В. Нестеров

Ларра является одним из центральных героев рассказа “Старуха Изергиль” Горького.

Легенду о Ларре можно найти в 1-ой главе рассказа.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Ларры в рассказе “Старуха Изергиль”.

Смотрите: Все материалы по рассказу “Старуха Изергиль”

Ларра – герой одной из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль:

“И она рассказала мне эту сказку.”

Фантастический герой Ларра жил много тысяч лет назад:

“Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это.”

Имя Ларра означает “отверженный”, “выкинутый вон”, что полностью отражает его сущность:

“А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон…”

Ларра был сыном земной женщины и орла:

“Однажды, во время пира, одну из них, черноволосую и нежную, как ночь, унес орел, спустившись с неба. Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с нею был юноша…”
Ларра был красив и силен. У него были холодные и гордые глаза, как у орла:

“…красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад.” 

“И, хотя он был красив…”

“Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.”
Ларра был гордым юношей:

“…стоял один против всех, рядом с ней, и был горд, – не опустил своей головы…” 

“Ты, гордый, слушай!”
Сын орла, Ларра был ловким, хищным, сильным и жестоким человеком:

“Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу.” Живя среди людей, Ларра вел себя гордо, вызывающе и оскорбительно:
“И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…”

Гордый Ларра считал, что таких, как он, больше нет. Он считал себя первым на земле и не видел ничего, кроме себя::

“А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…”

“…наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.”
Ларра убил одну из девушек племени, потому что та оттолкнула его:

“Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь, так, что из ее уст кровь брызнула к небу, девушка, вздохнув, извилась змеей и умерла.”
У Ларры ничего не было, он ничего не хотел, поэтому был обречен на одиночество:

“Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.”
Люди наказали Ларру за его гордость и жестокость – дали ему полную свободу:

“Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!”
Гордый Ларра стал свободен, как и его отец-орел. Теперь юноша делал, что хотел:

“…юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его – не был человеком… А этот – был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек – всё, что хотел.”
Тело Ларры было неуязвимо, его не могли пронзить стрелы – то есть юноша не мог погибнуть от рук людей или убить себя:

“В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары.”

Одинокий Ларра долго жил около людей, но не с людьми. Он устал от одиночества и искал смерти. Но люди не убивали его, чтобы продлить его муки. Сам себя Ларра тоже не мог лишить себя жизни, так как был неуязвим:

“И долго он, одинокий, так вился около людей, долго – не один десяток годов. …и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем‑то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож – точно в камень ударили им.  

“Он не может умереть! – с радостью сказали люди.”
Неуязвимый и гордый Ларра стал ожидать смерти:

“И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти.”
Ларра блуждал тысячи лет, и за это время ветер развеял его тело, которое в конце концов превратилось в тень:

“Он уже стал теперь как тень, – пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..”
Уже тысячи лет неприкаянная тень гордого Ларры ходит по свету:

“И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И всё ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!”

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/07/obraz-harakteristika-larra-staruha-izergil-gorkij.html

Сравнительная таблица героев: Старуха Изергиль, Данко, Ларра

Сравнительная таблица героев: Старуха Изергиль, Данко, Ларра

  1. 2. Рассказ Горького Старуха Изергиль
    Рассказ-размышление о смысле жизни

    Главный герой – исключительная личность Особенности композиции: 1состоит из трех самостоятельных частей 2сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования 3первая и третья часть – легенды – противоположны по содержанию<\p>

    4центральная часть – рассказ о старухе Изергиль<\p>

Сравнение двух главных героев: Параметры для сравнения Ларра<\p>

Данко<\p>

Внешность красивый и сильный , холодные и гордые, как у царя птиц, глаза<\p>

красив и смел, в очах его светилось много силы и живого огня<\p>

Жизненная позиция
#9830; он не похож на других людей – не хочет жить, как они , хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, хочет сохранить себя целым ;<\p>

#9830; считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего , это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, – люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – наказание ему в нем самом
#9830; лучший из всех , он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут , мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к золотой сияющей реке ;<\p>

#9830; гордое сердце Данко растоптано осторожным человеком, испугавшимся чего-то . Люди не прощают превосходства над собой. Соплеменники наказывают Данко за гордость<\p>

Итог жизни
одиночество<\p>

Послесловие от Ларры осталась только тень, бродящая по степи<\p>

от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой<\p>

Вывод крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям<\p>

альтруист, выражающий высшую степень любви к людям<\p>

антиидеал
романтический идеал<\p>

Старуха Изергиль Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) – альтруизм (Данко) .<\p>

Обратите внимание

Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.<\p>

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко: 1 Ларра и Данко<\p>

Старуха Изергиль<\p>

Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.<\p>

2 Данко<\p>

Старуха Изергиль<\p>

Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.<\p>

3 Ларра<\p>

Старуха Изергиль<\p>

Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль жадно , беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры) , она платила за это, тратила себя, не жалея.<\p>

4 Ларра и Данко<\p>

Старуха Изергиль<\p>

Итог жизни – одиночество. Старуха Изергиль прилепилась к чужим людям и доживает с ними свой век.<\p>

5
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/sravnitelnaya-tablica-geroev-staruha-izergil-danko-larra/

Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений – рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, – беззаветно и всем сердцем.

Данко – настоящий герой – мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели – помощи своему народу – он способен на подвиг.

Важно

Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним.

Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал – гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей.

Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств.

Уважение, восторг, восхищение – вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет «негативный» образ Ларры – гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов.

На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей…

и еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга.

Совет

Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски.

«В его глазах, – говорит Изергиль, – было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Гордость, по мнению автора, – чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким – абсолютно свободным – индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке.

Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть.

Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа – резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы – старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути – тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине.

Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой.

Обратите внимание

Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, – подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.

Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное – цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека – дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! – выше! все – вперед! и – выше – вот кредо настоящего Человека».

Источник: https://www.school-essays.info/larra-i-danko-v-rasskaze-m-gorkogo-quot-staruxa-izergil-quot/

Чем различаются Данко и Ларра?

Каков романтический герой М. Горького?

Романтический герой ранней прозы М. Горького — сильная, свободная личность (Лойко Зобара, старуха Изергиль, Ларра, Данко).

Но он становится подлинным героем, когда борется за человеческое достоинство, способен на самопожертвование ради людей (Данко). Поэтому идеалом романтического героя у М.

Горь­кого является человек, любящий других людей, направляющий свою доброту на активное действие во имя людей.

Чем различаются Данко и Ларра?

Ларра — сильный, смелый, гордый человек. Но он презирал людей, считал себя «первым на земле». В нем не было сердца, души, поэтому он не способен был любить, сострадать. Оказав­шись отвергнутым, он тенью бродит по земле, не зная приюта. Данко тоже сильный и гордый человек. Но он любит людей, жертвует ради них своей жизнью, и это делает его подлинным романтическим героем.

Что сближает Данко и Павла Власова?

Оба героя самоотверженны, способны на подвиг ради счастья людей, жертвенны.

Что делает Фому Гордеева «блудным сыном» буржуазии?

Фома Гордеев — сын купца, который взбунтовался против мо­рали окружающего его общества. Он хочет освободиться «из пут своего богатства», ищет смысл жизни, но не представляет, чего же хочет. Его протест стихиен, эмоционален, никакой положи­тельной программы он не имеет. Выламываясь из своего круга, он остается чужим кругу рабочих.

Какие черты романа М. Горького «Мать» позволяют считать его первым в русской литературе соцреалистическим романом?

В романе М. Горького «Мать» обнаруживается совершенно чет­кая позиция автора по отношению к пролетарскому движению. Писатель создает образ активного героя, рабочего-революционера.

Он показывает распрямление и рост личности под воздей­ствием революционной борьбы.

Важно

Все эти качества присущи про­изведениям социалистического реализма, призванного изобра­жать действительность исторически конкретно в ее революцион­ном развитии.

Как решается проблема «отцов» и «детей» в романе М. Горь­кого «Мать»?

В романе М. Горького «Мать» проблема «отцов» и «детей» ре­шается совершенно новым путем. Здесь нет противопоставления идеологий разных поколений. Мать понимает правоту своего сына, верит в его добрые намерения и сама приобщается к делу сына. Идеи «детей» помогают распрямиться «отцам».

Как решается вопрос о правде в пьесе М. Горького «На дне»?

В пьесе «На дне» Горький дает три правды. Реальная правда, правда факта — это безрадостная, жалкая жизнь людей, выбро­шенных на дно.

Не реальная правда, а та, которая выражает не­осуществленные потенции человека, идеальная правда о челове­ке — это слова Сатина: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека!» Третья правда — это необходимость утеше­ния для людей даже в самых безнадежных условиях. Ее носителем является Лука.

На этой странице искали :

  • сравнительная характеристика ларры и данко
  • как решается вопрос о правде в пьесе на дне
  • сравнительная характеристика данко и ларры
  • сравнительная характеристика данко и ларры таблица
  • ларра и данко сравнительная характеристика

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/chem-razlichayutsya-danko-i-larra.html

В чем смысл противопоставления данко и ларры (по рассказу м.горького «старуха изергиль»)

   Рассказ «Старуха Изергиль» занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нём черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется двумя романтическими легендами – о Ларре и Данко.

Писатель в небольшом по объему произведении задаёт главные вопросы человеческой жизни: что есть свобода – отчужденность Ларры или самопожертвование Данко? Что есть преступление?

    Заметим, что убийства совершают все основные герои: Ларра, который умертвил девушку, не пожелавшую подчиниться его воле; старуха Изергиль не щадит молодого солдата ради возлюбленного шляхтича; Данко убивает себя ради других людей. Все персонажи обрывают жизнь, свою или чужую, но делают это по разным причинам. В чем же смысл противопоставления Ларры и Данко, ведь Горький не просто так сочетает в рассказе две легенды о столь разных героях? И если в старухе Изергиль сочетаются как положительные, так и отрицательные качества, то Данко и Лара – совершенно противоположные типы героев. Итак, рассмотрим эти образы подробнее.

    Образ Ларры представляет собой решительное осуждение индивидуализма и эгоизма. Это двадцатилетний юноша – сын орла: «Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Вернувшись к людям, Ларра оказывается не в состоянии подчиниться законам человеческого общества.

Те качества, которые характерны для орла, которыми восхищаются, не находят понимания в обществе людей. И общество его отвергает, а преступление, совершенное Ларрой, обрекает его на вечное презрение и одиночество: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему.

И нет ему места среди людей… Вот так был поражен человек за гордость». Ларра хотел свободы, он ее получил. Но этого ли он хотел? Нет! Та «свобода», которую получил герой, стала его же проклятием.

Но таковы были нравственные последствия теории сверхчеловека, которая имела в России на рубеже Х1Х-ХХ веков много сторонников.

    Легенда о Данко – совершенно иная. В ней рассказывается о юноше, сердце которого загорелось великой любовью к людям. Волю молодого человека Горький противопоставляет безволию толпы. Это смелый юноша, который повел свой народ к свету, к лучшей жизни.

Совет

Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Он вырвал сердце из груди, и оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Образ «горящего сердца» – символ жертвенного служения людям, всему человечеству. 

    Казалось бы, вот он – идеальный герой! Но нельзя не обратить внимание на «осторожного человека», который наступил на сердце Данко. Почему он так поступил? Может быть, люди боятся таких смельчаков? Ведь они до конца не осознали той жертвы, которую принес во имя любви к ним юноша, – они просто ее приняли.

Чего боялся «осторожный человек»? А может, такие самоотверженные и смелые люди, как Данко, не нужны обществу? К сожалению, Горький оставляет этот вопрос открытым, предоставляя возможность читателю домыслить ответ самостоятельно. Но на вопрос о том, стоила ли свобода толпы жизни такого выдающегося человека, как Данко, история дает свой ответ.

Идея жертвенного служения людям сыграла в нашей жизни не только положительную, но и отрицательную роль. 

    После рассмотрения образов Ларры и Данко становится ясно, насколько они противоположны: один – гордый и эгоистичный, другой – бесстрашный и самоотверженный.

Интересно, как общество относится к ним? Люди отвергают Ларру, он проклят ими, ведь он добивался свободы духа, всеобщего признания только для себя.

Но эти же люди отвергают и Данко! Ведь юноша жертвует собой ради «свободы» окружающих, а не для себя, стремится привести их к лучшей жизни! И Ларра, и Данко как бы подведены под одну черту: общество не признало ни одного, ни другого. 

    Я считаю, что Горький, противопоставляя таких разных героев, стремился найти ответ на вопрос: каким должен быть человек, чтобы его приняло общество? Конечно, автор преувеличивает, наделяя своих героев либо только отрицательными качествами, либо только положительными, но ведь это – романтическое произведение. Цель достигнута: писатель обозначил проблему – человек и общество. Это проблема нравственного искания, выбора жизненного пути, по которому последует каждый из нас. 

Обратите внимание

    Я думаю, что именно в этом и состоит смысл противопоставления героев, выбор же пути остаётся за читателем.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/gorkij-maksim/starukha-izergil/2822-v-chem-smysl-protivopostavleniya-danko-i-larry-po-rasskazu-m-gorkogo-starukha-izergil

Образ Данко “Старуха Изергиль”

В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье.

В то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира.

Горький сравнивал Ленина с “героем легенды, человеком, который вырвал из груди своей горящее сердце, чтобы огнем его осветить людям путь”.

Образ Данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников. Необходимо вспомнить, при каких обстоятельствах появляется в легенде имя Данко. Люди ослабели от страха.

“Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… По тут явился Данко и спас всех один”.

Данко спас людей от примирения с рабством и повел их на борьбу “и свободу – вот революционный смысл рассказа “Старуха Изергиль”, с восторгом воспринятый демократической молодежью 90-х годов.

Сам Горький в письме к Чехову высоко оценил свой рассказ: “Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как “Старуху Изергиль” написал”. Конечно, он был слишком строг к себе: им было создано еще немало замечательных произведений, но рассказ “Старуха Изергиль” действительно поражает стройностью и красотой.

Гармонична композиция рассказа. Реалистическое описание бурной жизни мятущейся Изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, является естественной связью между легендами об эгоисте Ларре и беззаветном герое Данко. Отличительная черта рассказа “Старуха Изергиль” – резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко,- основа композиции рассказа.

Важно

Это подчеркивают художественные детали произведения г “глаза Ларры холодны и горды, как у царя птиц”, а в глазах Данко “светилось много силы и живого огня”; легенду о Ларре изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о Данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. Жизнь Ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь Данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но в его гибели заключено подлинное бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Образ Данко “Старуха Изергиль”

Другие сочинения по теме:

  1. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних…
  2. Легенда о Ларе в рассказе “Старуха Изергиль” Легенда о Ларре осуждает эгоизм и индивидуализм. Ларра “был ловок, хищен, силен, жесток”, он презирал людей и думал, что может…
  3. Первые произведения Горького: “Старуха Изергиль” Первые произведения Горького “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш”, “Песня о Соколе” – сразу привлекли к себе внимание…
  4. Краткое содержание “Старухи Изергиль” Горького Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от…
  5. Твір по оповіданню Горького “Легенда про Данко” На реальному грунті створена й легенда про Данко. Не можна не помітити, що Изергиль у своїх судженнях про життя перегукується…
  6. Головна героїня оповідання “Баба Изергиль” Оповідання “Баба Изергиль” (1894) продовжує цикл романтичних добутків раннього Горького. Головна героїня оповідання – стара молдаванка Изергиль, що розповідає історію…
  7. Жадная старуха Жадная старуха Старуха – зарвавшаяся неудачница. Это воплощение наглости и жадности. Пример того, как некоторые люди, живушие в бедности и…
  8. Причины обращения Горького к романтической поэтике Горький называл “Старуху Изергиль” (пока не написал “Рождение человека”) лучшим своим рассказом. Такая высокая оценка удивительна у писателя, беспощадно критически…
  9. Романтическое творчество Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького – начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью…
  10. Сочинение “Подвиг” Подвиг Сочинение ЕГЭ. Проявление смелости, красоты души и силы духа – это подвиг. Его способен совершить каждый, но делают это…
  11. Старуха Кабанова, или, просто, Кабаниха Старуха Кабанова, или, как чаще ее называют, Кабаниха, несет в себе ту же стихию самодурства, замешанного на жажде власти над…
  12. Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинения ЕГЭ по русскому языку Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина Сочинение ЕГЭ по тексту И. А. Бунина –…
  13. Сатира Горького на мещанский образ жизни Тема ренегатствующей интеллигенции была очень злободневной. Она привлекала внимание предшественников Горького – Помяловского и Щедрина, была одной из магистральных в…
  14. Образ босяцкой вольницы в рассказах Горького Герои Горького разделяют боль многих, стремятся соотнести свою судьбу с судьбой всех обездоленных. Горький создал большой цикл рассказов о босяках:…
  15. Современное отношение к творчеству М. Горького Максим Горький признавался: “Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего…
  16. Общее суждение о Горьком и его книгах Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в…
  17. Образ Гека Финна и образ Тома Сойера (сравнительная характеристика) В 1876 г. было опубликовано одно из наиболее известных и популярных произведений Твена – “Приключения Тома Сойера “Приключения Тома Сойера”…
  18. Образ Софьи в комедии “Горе от ума” первый в литературе образ думающей женщины Еще В. Г. Белинский почувствовал в Софье “какую-то энергию характера” и удивился тому, что она, “не дорожа ничьим мнением”, ведет…
  19. Образ Калибана и образ Просперо в трагедии Шекспира Носителем высшего, сознающего свои силы и возможности человеческого разума представляется Просперо. Его пытались отождествить с подлинно жившими деятелями Возрождения –…
  20. Тема урока – Образ отца в художественных произведениях Цель урока Осознание учащимися роли отца в воспитании сыновей. Материал для чтения 1.В. К. Железников “Солдат на посту”. 2. Н….

Источник: https://ege-russian.ru/obraz-danko-staruxa-izergil/

Противопоставление беззаветной любви Данко и гордость Ларры в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”

Сочинения › Горький М. › Старуха Изергиль

Готовые Домашние Задания

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя.

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявление одного и того же чувства – любви.

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе».

Племя жило по общим законам: «…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью». Ларра же отвечал, что он «хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен.

Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие. Финал его судьбы – бестелесная тень, обреченная на скитания.

Ларра осознал свое «лучшее» право стоять над людьми, он выбирает абсолютную свободу от каких бы то ни было обязательств перед людьми. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, хищен, силен, жесток.

Данко изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен.

Совет

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Сердце героя вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их на «легкий путь».

Он был готов пожертвовать всем, чтобы помочь людям и ничего не требовал взамен.

Таким образом, мы видим, насколько разное отношение Ларры и Данко к людям. Данко любил их и думал, что, может быть, без него они погибнут. У Ларры «не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого». Гордость и эгоизм Ларры ярко показана в картине убийства девушки: «Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь».

Характеры Ларры и Данко не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно. Главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме собственной воли. Данко же символизирует любовь к людям. Его духовная красота противопоставлена убогости и жалкости существования Ларры.

Дарко и Ларра – два противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и ныне: «Что я сделаю для людей?! – сильнее грома крикнул Данко». Это неумирающий вопрос, который каждый думающий молодой человек непременно задает себе. Не задав себе этого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.

Сочинения по теме:

  • Ранняя романтическая проза М.Горького и ее герои. сочинение
  • Гордость Ларры и беззаветная любовь к людям Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” сочинение
  • Какие идейно-художественные особенности хотел показать М.Горький в легенде о Данко в рассказе “Старуха Изергиль”? сочинение
  • Какие идейно-художественные особенности хотел показать М.Горький в легенде о Ларре в рассказе “Старуха Изергиль”? сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/staruha-izergil/protivopostavlenie-bezzavetnoy-lubvi-danko-i-gordost-larry

Ссылка на основную публикацию