Что управляет человеком — дух, душа, тело или разум?
Неискушенные люди мало задумываются, кто или что управляет человеком — дух, душа, тело или разум (собственный здравый смысл или «Высший разум»)?
Некоторые религиозные деятели могут утверждать, что человеком управляет дух, причем дух управляет и душой, и телом и разумом.
Другие, более «приземленные», говорят, что в большей степени управляет человеком тело, с его страстями, похотями и потребностями.
Кто-то скажет, что душа управляет телом и разумом, что она даже на силу духа оказывает влияние.
Ну и кто-то совсем «земной», считающий себя реалистом, подумает, что всем человеком управляет его разум, в том числе и телом и душой и духом.
Как же на самом деле обстоит дело в жизненном, реальном, психологическом и психоаналитическом понимании? Давайте разберемся!
Дух, душа, тело и разум — что есть что в человеке?
Вы хотите понять, что же на самом деле управляет человеком в большей степени? Тогда поехали.
Мы с вами не будем впадать в философию и рассуждать о первичности материального или духовного в мире и человеке — этим было и есть кому заняться.
Перейдем сразу к определению понятий: что есть дух, а что душа, что есть тело и разум.
Что такое «Дух» и может ли он управлять человеком?
Религиозные люди считают, что человек создан по-подобию Божьему, т.е. един в трех лицах (ипостасях) — дух, душа и тело (разум, видимо, является составной частью души).
Дух в человеке, в их понимании, первичен (типа «вдохнул в него жизнь», или — «испустил дух»), т.к. в начале сотворения мира (из Библии) — «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2).
Считается, что ценен для Бога «духовный» человек, а не «душевный» — последний ценен для других «душевных»… (это не про больных)).
«Духовный», соответственно — наследует мир и Царствие Небесное, т.е. вечную жизнь в раю.
Но это потом, после земной жизни… А что-же сейчас управляет человеком, скажем, чтобы ему попасть в рай?
Дух? Свой, или Дух Божий? Или в человеке поселился «бесовской дух», который управляет его душой, разумом и телом?
Может ли какой-либо дух управлять человеком? Ответ очевиден — да, может. Так и происходит зачастую. Если так, то при «плохом духе» нам прямая дорога в ад, причем порой уже здесь, в земной жизни.
Кто-же или что-же тогда может помочь человеку изгнать «нехорошего духа» и призвать «хорошего», или же научиться управлять самому собой?
Что такое «Душа», и может ли она управлять человеком в большей степени, чем дух, тело и разум?
«Душа» — это, по сути, психика человека («психос», с греческого — «душа» и есть).
Как вы думаете, ваша психика управляет вами: вашими мыслями, чувствами и эмоциями, поведением?
А не замечали ли вы, что душа управляет не только самим человеком, но и взаимоотношениями с другими людьми, с окружающим миром?
Может вы обращали внимание, как душевные переживания влияли на силу вашего духа, на телесные недомогания, на разум с его здравым мышлением?
Да и боль бывает душевная или телесная, но не духовная — не так ли?
И болезни бывают психические (душевные) или соматические (телесные), а зачастую — психосоматические.
В то же время, например, такое расстройство как шизофрения (буквальный перевод — «расщепление разума»), является так же душевным заболеванием.
Так что же тогда в большей степени управляет человеком — дух, разум, тело, или все же душа?
Тело и разум могут ли в большей степени управлять человеком, чем дух и душа?
Тело человека — бренно и тленно. В то же время, тело — «Храм Божий», который нужно холить и лелеять, словом — заботиться и беречь, а не вредить ему едой, курением, алкоголем, излишеством работы или «обездвиженностью» и недостатком сна и отдыха.
В этом «Храме» обитают дух и душа с разумом — это их дом, и без тела не будет духа и души, как и наоборот.
Остался еще не закрытым вопрос: что в большей степени управляет человеком? Дух, душа или тело, разум? Может ли тело управлять разумом, душой и духом человека?
Давайте подумаем — включите как раз разум.
Приносят ли вам телесные боли заодно и душевные страдания? Падает ли у вас сила духа, если что-то не так с телом?
Или, влияют ли ваши телесные потребности, любые (потребность в еде, сексе, теплой одежде, крыше над головой…), на вашу психику (душу) вместе с эмоциональным или разумным мышлением, и на ваш дух?
(Например, при виде красивой девушки и вожделении ее — вы воспряли духом и решились законтачить с ней, включив эмоции и разум).
Что же получается, тело с его биологическими (жизненно необходимыми) потребностями управляет человеком больше, чем дух, душа и разум?
Ну и о самом разуме, может ли он управлять человеком больше, чем дух, душа и тело, вместе взятые?
Подумайте хорошенько.
Если у человека проблемы с телом, может ли он с помощью разума решить их? Например, разумно «съесть» анальгетик при зубной боли — это сначала. А потом сходить к стоматологу — вполне разумно, не так ли?
А что было бы еще разумнее в этом случае — наверное, следить за зубами. Тогда ни анальгетик, ни стоматолог — не понадобились (последний, разве что для профилактического осмотра).
А если болит душа, появились навязчивые страхи, депрессия, рушатся отношения, не везет в жизни и т.д., то может ли человек решить эти проблемы с помощью разума?
А если уныние, апатия и упадок духа (как раз из-за душевных или телесных проблем), или внутри «поселился дух» агрессии, негатива и раздражительности, «дух невезения» или другой, словом «бес вселился» — поможет ли разум в этом случае?
Или воспользоваться душевной, духовной или телесной силой для решения проблем?
Как же быть? Разум и ответит.
А что же делать, если разум отключен или не работают на полную мощность из-за душевный и телесных страданий и упадка духа — как быть тогда?
А тогда — обратиться за помощью и поддержкой к тем, у кого разум включен в данное время, например к близким людям, друзьям, к семье, к священнику (если верующий), либо к профессионалам… — это и будет разумно.
https://www.youtube.com/watch?v=mGnz70nekD0
Тогда ваш разум и будет управлять вами, т.е. вы будете управлять самим собой — и своим духом, и душей и телом.
Резюме: Разум — часть души. Дух (сила энергии эмоций), Душа (сама психика) и Тело — неразрывно связаны в человеке и составляют одно целое.
Одно без другого не может существовать, и одно от другого зависит.
Но во многих случаях, особенно у неудачников, человеком управляет негативный дух (накопленные негативные чувства и эмоции), который поселился на окраинах души (в подсознании) и опутал как паук все тело, где живет душа.
И чтобы решить эту проблему, вам поможет ваш разум, который еще совсем не потерян и не расщеплен…
Источник: https://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/chto-upravlyaet-chelovekom-dukh-dusha-telo-ili-razum/
“Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?”
Образцы итогового сочинения 2016-2017 учебного года
“Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?”
Я считаю, что разум – это то, что контролирует человеческие поступки, поведение, мысли и даже чувства, которые мы испытываем. На мой взгляд, разум не позволяет нам выходить за грани принятых в обществе норм и правил, то есть в каком-то смысле разумное начало защищает человека от различных опасностей, сохраняя ему жизнь.
Когда человек совершает ошибки или делает неправильный выбор, наш разум в дальнейшем помогает избежать подобного. Чувства же – это эмоциональная составляющая. Как правило, они спонтанны, безудержны, и порой их невозможно объяснить или понять.
Но тогда что же в человеке должно преобладать: разумное начало или чувственное? Или они оба должны гармонично сочетаться друг с другом. Попробуем найти ответ на этот вопрос в произведениях русской литературы.<\p>
Ярким проявлением противостояния разума и чувств может стать история героев из рассказа А.П. Чехова « Дама с собачкой». Д.Д.
Гуров – обычный семьянин, который женился не по любви и который частенько изменял своей супруге, что уже говорит нам о том, что для героя чувства не являются столь важными в жизни. Поэтому при выборе спутницы жизни он руководствовался разумом.
Гуров часто ездил в Ялту, и во время одной из таких поездок он познакомился с Анной Сергеевной – красивой, скромной молодой женщиной, которая была замужем. Гуров, естественно, заводит с ней, как он думал, мимолётные отношения, которые по возвращении домой он непременно забудет. Однако из Ялты Д.Д. возвращается совершенно другим человеком.
Он постепенно осознает, что существовал в пошлом и порочном обществе, которое интересуется только обедами, играми в карты и пустыми разговорами. Вскоре он решается ехать за своей любовью. Данное поведение героя свидетельствует о том, что он впервые почувствовал настоящую любовь.
Время идёт, возлюбленные в тайне от своих супругов встречаются друг с другом, но никак не могут бросить свои семью и начать жить вместе. Чехов показывает читателю, что эти люди боятся совершить ошибку, нарушить какие-то правила. Они думают о последствиях, а значит, действуют с позиции разума. Финал рассказа остаётся открытым.
Я, к сожалению, не вижу будущего у этой пары, потому что считаю, что у них не хватит решимости отдаться своим чувствам сполна.<\p>
Ещё одним примером, где разум преобладает над чувствами, может стать образ господина из Сан-Франциско из одноимённого рассказа И.А. Бунина. Герой – обеспеченный человек, который все свои 58 лет стремился к богатству.
Он не знал, что такое развлечение, путешествия, душевные разговоры, любовь и семейный отдых. Автор даже не назвал своего персонажа, тем самым показывая нам, что его герой не играет никакой роли в этом мире. Его знают и почитают лишь из-за его доходов.
И вот герой наконец-то зарабатывает определённую сумму денег и решает отправиться в длительное путешествие со своей семьёй. Они плывут на большом круизном лайнере, где встречают пару влюблённых, от которых так и веет счастьем. Но оказывается, что эти люди – всего лишь актёры, которые играют в любовь.
Таким образом Бунин указывает на тот факт, что жизнь господина из Сан-Франциско – это фальшь. Деньги, красивая одежда- это всего лишь материальные ценности, а духовного у героя ничего нет, как и у людей, окружающих его. Он просто плывёт по течению, из которого не может выбраться, потому что духовно он уже давно мёртв.
Через некоторое время семья из Сан-Франциско приезжает на остров Капри – очень фешенебельное место для богатых людей, где герой внезапно умирает. Примечательно то, что его тело оставляют в сыром и прогнившем номере отеля. А затем в трюме в ящике из-под содовой транспортируют на родину всё на том же огромном корабле.
Данное развитие событий ещё раз даёт нам понять, что вся жизнь господина, наполненная лишь материальными ценностями, была фальшива. В ней никогда не было места чувствам, которые делают нашу жизнь ярче.<\p>
Однако другой русский писатель, Н.В. Гоголь, показывает иную сторону этих двух противоречащих начал.
Читатель видит, как чувства Андрия к польской красавице затмевают его разум, и он решается на отчаянный шаг: сбегает к полякам, чтобы быть рядом со своей возлюбленной.
Его отец, Тарас Бульба, узнав о предательстве сына, решает его убить, так как он оставил своё отечество, товарищей и родителей ради эгоистических чувств к полячке, которая в скором времени позабудет его и никогда не узнает, как он умер, и не сможет прийти на его могилу, чтобы оплакать. Мне кажется, что в ситуации с Андрием голос разума был ему необходим, потому что тогда бы он не променял свою любовь к родине на любовь к полячке. Эти две любви должны были остаться в его сердце. Сильный человек не может предать Родину, но может любить женщину на расстоянии, как, например, любил Желтков Веру Николаевну Шеину в течение восьми лет, не требуя от неё ничего взамен.<\p>
Подводя итог вышесказанному, я хотел бы еще раз подчеркнуть, что именно чувства должны преобладать в человеке, хотя и разум нам, безусловно, необходим. Закончить своё сочинение я хотел бы словами помещика Алёхина – героя из рассказа А.П. Чехова « О любви»: « Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного… или не нужно рассуждать вовсе».
“Истинная честь не может терпеть неправду”
Я считаю, что честь – самое важное свойство человеческой души. В ее основе лежит достоинство, уважение интересов других людей, честность и справедливость.
Но мне кажется, что самым главным в этом понятии является порядочность и правдивое отношение к другим людям.
Поэтому человек, в котором есть твердое представление о том, что такое настоящая честь, никогда не позволит себе говорить неправду и не позволит этого другим.
Рассуждая на эту тему, я сразу же вспомнил эпизод из романа А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. Петр Гринев, начав общаться с Алексеем Ивановичем Швабриным, поначалу проникается к нему симпатией и видит в нем человека, которому может доверять. Гринев читает ему стихотворение собственного сочинения, посвященное Марье Ивановне.
В нем он отмечает ее духовную красоту и привлекательность её великолепных глаз. Швабрин же очень грубо отзывается о Марье Мироновой и говорит, что она может дарить свою любовь любому, кто будет делать её подарки. Гринев приходит в ярость от его вранья и вызывает Швабрина на дуэль, чтобы наказать обидчика и защитить честь Марьи Ивановны.
Гринев, как порядочный человек, не может потерпеть наглой лжи Швабрина. Я думаю, что он поступил справедливо и это достойно уважения, потому что Петр Гринев, не зная Марью Миронову достаточно хорошо, все равно не подвергает сомнению ее честность и порядочность.
В определенный момент повествования читателю становится понятно, что Швабрин низкий и подлый человек, который оболгал Марью Ивановну из-за ее отказа выйти за него замуж.
Петр Гринев в романе “Капитанская дочка” является ярким примером человека чести, на которого стоит равняться. В его душе есть самое прекрасное и такое бесценное качество, как честь. “Ближе всего к великому стоит честность”, – сказал Виктор Гюго, французский писатель, автор “Отверженных” и “Собора Парижской Богоматери”.
Ещё одним произведением, где речь идёт о чести, не терпящей неправды, может стать поэма М.Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”. Герой вызывает на кулачный бой опричника Кирибеевича, который оскорбил его жену – Алену Дмитриевну.
Очень примечательно то, что опричник перед боем ведет себя вызывающе, хвастается своей силой, непобедимостью. А вот Калашникова читатель видит другим: он проявляет уважение к царю, к русскому народу и к православной вере. Я считаю, что поведение Калашникова можно объяснить его правотой и нетерпением неправды.
Для него важнее всего быть человеком чести в любой ситуации. Именно поэтому он сложил свою буйную голову, отстаивая свои моральные принципы .
Важно, на мой взгляд, то, что справедливость поступка Калашникова осталась в народной памяти: “ Пройдет стар человек – перекрестится//, Пройдет молодец – приостановится;// Пройдёт Девица – Пригорюнится,// А пройдут гусляры – споют песенку.”
Таким образом, проанализировав два произведения русской классической литературы, я пришел к выводу о том, что истинная честь может говорить только правду, она никогда не терпит лжи, а потому человек чести всегда справедлив, и он готов отстаивать ценность этого понятия даже тогда, когда стоит на пороге смерти.<\p>
“Береги честь смолоду”
Я считаю, что честь – самое важное свойство человеческой души. В ее основе лежит достоинство, уважение интересов других людей, честность и справедливость.
Но мне кажется, что самым главным в этом понятии является порядочность. Поэтому если ты с самого начала своего жизненного пути будешь вести себя достойно, то люди никогда не скажут о тебе плохого слова. Они будут знать, что тебе можно довериться в самых сложных ситуациях. Не случайно А.С.
Пушкин к роману “Капитанская дочка” взял в качестве эпиграфа пословицу “Береги честь смолоду”, потому что в произведении речь идёт именно о человеке, перед которым стоит выбор: сохранить честь или сохранить жизнь, навсегда запятнав фамилию семьи.
Главный герой романа – Петр Гринев, который отправляется на службу в Оренбургскую губернию. По пути своего следования он проигрался в бильярд. Несмотря на то, что все деньги были у строгого Савельича, Гринев все же отдал долг Зурину. Герой понимал, что если он не сделает этого, то навсегда запятнает свою честь.
Следующим испытанием для Гринева становится встреча с Пугачевым. Мне кажется, что отношения Петра с этим страшным разбойником складываются благополучно, потому что Гринев в свою первую встречу с Пугачевым щедро отблагодарил его за то, что он помог им добраться до жилого дома, когда начался страшный буран. Именно этот поступок и определил дальнейшую судьбу Петра Гринева.
Пугачев дважды спасает его: сначала избавляет от виселицы, потом отпускает к правительственным войскам, а потом спасает и его невесту, Марью Миронову, от домогательств Швабрина. Присутствие Алексея Ивановича в романе было необходимо А.С. Пушкину, чтобы на контрасте показать важность в жизни каждого такого понятия, как честь.
Именно честное, порядочное поведение Гринева делает его жизнь счастливой и наполненной любовью и уважением.
Ещё одним ярким примером проявления чести может стать образ купца Калашникова из поэмы М.Ю. Лермонтова. Герой защищает достоинство своей семьи, своей жены, вызывая на бой любимого опричника Ивана Грозного − Кирибеевича. Купец Калашников не боится бросить вызов царскому любимцу, выступить против вседозволенности, потому что, по его мнению, в жизни нет ничего важнее чести.
А потому его честный бой и честная смерть останутся в народной памяти.<\p>
Таким образом, я пришёл к выводу о том, что честь – это твердые моральные принципы человека, которые всегда достойны уважения. Если ты следуешь этим принципам, то твоя совесть будет чиста, а с этим всегда жить легче, проще, потому что ты уверен в завтрашнем дне.
<\p>
Произведение о чести и бесчестии, которое меня взволновало.
Я считаю, что честь – самое важное свойство человеческой души. В ее основе лежит достоинство, уважение интересов других людей, честность и справедливость.
Мне кажется, что самым главным в этом понятии является порядочность и правдивое отношение к другим людям.
Поэтому человек, в котором есть твердое представление о том, что такое настоящая честь, никогда не позволит себе говорить неправду и не позволит этого другим.
Размышляя над этим вопросом, я вспоминаю героев войны, простых русских солдат, которые честно защищали свое отечество, мужественно и отчаянно шли на врага. О таких людях написано много книг, спето много песен.
Но больше всего мне запомнилось творчество Василя Быкова, а именно, его повесть “Обелиск”, где речь идёт об обычном учителе сельской школы. Обелиск – это памятник, который устанавливают людям, имеющим какие-то заслуги перед отечеством и перед своим народом.
В этой замечательной повести, поразившей меня до глубины души, обелиск был установлен мальчишкам, которые в самом начале войны оказали яростное сопротивление фашистам, посмевшим попрать нравственные законы, унизить честь и достоинство человека, который любил детей, свою профессию учителя – Алеся Ивановича Мороза.
Ребята не могли поступить иначе. Что такое честь, они знали хорошо. Поэтому решили подпилить бревна моста, чтобы полицай-предатель, который был жесток по отношению к жителям деревни и к их любимому учителю, погиб. Тогда бы школа продолжала существовать и Алесь Иванович мог бы учить детей дальше.
Однако на обелиске, установленном во дворе школы в память о том событии, не было фамилии учителя, потому что его считали виновным в гибели детей, несмотря на то, что он в тот момент находился рядом с ними.
Поэтому Миклашевичу, который своей судьбой был обязан Морозу, потребовались годы, чтобы восстановить честное имя учителя, всегда жившего ради других людей, ради правды и справедливости: “…тут появилось новое имя – Мороз А.И., которое было не очень умело выведено над остальными белой масляной краской”.
Именно Мороз научил ребят жить по чести, а значит, он не мог оставить их в беде. Он понимал, что ничем им не поможет, но быть рядом с ними стало для него делом чести.<\p>
Перечитывая эту повесть снова и снова, я убеждаюсь в том, что честь − самое важное качество человеческой души. Оно заключает в себе все нравственные ценности, которые человечество выработало на протяжении своего существования. Судьба А.И. Мороза стала ярким примером человека, достойного уважения.
Источник: https://taganova.ucoz.net/publ/raboty_uchenikov/chto_v_bolshej_stepeni_upravljaet_chelovekom_razum_ili_chuvstva/2-1-0-27
Что должно быть сильнее в человеке чувства или разум?
Столкновение разума и чувства – проблема всех поколений. Природа так устроила внутренний мир человека, что борьба между ними неизбежна. Писатели и художники часто в своих творениях затрагивают эту тему, ведь она актуальна для каждого. Это все отразилось в большей степени на писателях, их размышлениях о том какими должны быть герои и их ценности в жизни.
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему.
Или, может, они одинаково важны для человека, и одно без просто не может существовать, если человек будет полагаться исключительно на свой ум, то в итоге он может стать бесчувственным, все эмоции в нем угаснут, он будет держать себя в строгих рамках, чтобы не показывать лишних чувств.
Он будет осуждать людей за переизбыток эмоций, которые не сумеет испытать сам. Если человек прислушивается только к чувствам, он может стать заложником своих эмоций и переживаний. Такое лишь приведет к тому, что человек начнет себя жалеть и потакать своим желаниям, обратно уже трудно будет вернуть себе волю.
Некоторые делают упор на разум, <\p>
а к чувствам прислушиваются в необходимых ситуациях. В рассказе А. И. Бунина “Солнечный удар” мы видим пример противоречия разума и чувств, ведь оба героя понимали, что у них не может быть общего будущего.
Их любовь, пришла как один из самых светлых моментов в жизни, она была как вспышка или солнечный удар. Люди поддались этой мимолетной страсти, не смогли совладать со своими чувствами и эмоциями, нахлынувшими на них.
Этот удар оставил в душе поручика шрам, но пройдет время, и он снова сможет смотреть на мир с улыбкой, вспоминая тот роман как один из приятных моментов в его жизни.
Если бы герои смогли совладать со своими чувствами, не поддаться искушению, то ничего бы не произошло, не было бы тех прекрасных эмоций и волнений, которые они пережили. Без страсти и увлечения, жизнь была бы скучной и однообразной. Возможно, женщине не хватало любви, и она нашла ее в поручике, хоть и недолгое время. Но в то же время можно предположить, если бы не эмоции, затмившие разум, не было бы страданий и горести расставания героев.
Как говорил Белинский: ” Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой”.
Человеку, как бы ему не хотелось, никогда не удастся управлять чувствами, ведь они не поддаются никаким правилам и законам. А разум всегда будет идти в противовес эмоциям.
Но есть у них одна общая черта – они определяют поступки человека, эти две составляющие не могут быть по раздельности.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/chto-dolzhno-byt-silnee-v-cheloveke-chuvstva-ili-razum/
Разум или чувства: чем руководствоваться человеку?
#яндексдзен
Споры психологов и философов о том, чем же все-таки стоит человеку руководствоваться в жизни прежде всего – разумом или чувствами – не утихает до сих пор. Подолью и я масла в огонь размышлений.
Дело в том, что лично я руководствуюсь в этом вопросе двумя мыслями, двумя тезисами. И эти тезисы поначалу могут даже показаться противоречащими друг другу. Вот они:
- Все чувства и эмоции создаются изначально человеком и управляются им же, особенно если он видит и осознает, как именно он эти чувства и эмоции создает.
- Главное, чем руководствуется человек и ради чего он делает все в своей жизни – это чувства и эмоции.
И вот тут вы можете меня спросить: Денис, как же это так может быть, чтобы человек, умея создавать любую внутреннюю погоду, был при этом всецело зависим от своего эмоционально-чувственного фона?<\p>
Поясню, как я это вижу:
Для начала – скажу о логически-абстрактном мышлении, а точнее – о его полной зависимости от нашего чувственного опыта. Дело в том, что в основе любой абстракции лежит ощущение. Мы не можем воспринять ни одной логической, абстрактной модели или понятия без привязки к нашему чувственному опыту.
Помните, какого физика-ядерщика называют «продвинутым»? – Того, кто может сложнейшие модели объяснить «на пальцах». Что значит «на пальцах»? – Это значит на простых, понятных даже ребенку примерах. На примерах, которые может наблюдать каждый человек в элементарной предметной реальности, данной нам в ощущениях.
Помните, как Эйнштейн объяснял свой способ придумывания сложнейших теорий, в том числе теории относительности? – Я, говорит, просто представлял, как сажусь на луч света и лечу на нем, и пытался при этом сообразить, что же в таком случае может происходить со мной и вокруг меня.
<\p>
Первоначальный опыт создания и использования понятий мы получаем в процессе освоения первых слов: мы называем маму – «мама», мы смотрим на предмет, из которого пьем сок, и с помощью взрослых называем это «чашка», трогаем «дерево», смотрим на «небо».
Что происходит в нашем уме в этот момент? – Мы связываем конкретные чувственные образы (синеву неба, например) со звукорядом «небо». И потом, глядя на небо, мы называем его так, как его называют все в нашей культуре – «небо». Если бы жили в другой стране, называли бы его «the sky», например. Т.е.
видим-то мы все одно и то же, но звукоряд, с которым мы связываем увиденное, в каждой культуре – свой. А ведь это и есть первый опыт создания «понятийной среды» в собственной голове. Это и есть начало формирования понятийного мышления.
Далее мы узнаем, что одну и ту же связку чувственных образов (возникающих у нас, когда мы смотрим на небо), мы можем называть разными словами: небеса, небо, воздух, атмосфера.
Эти понятия мы связываем с другими, находим их точки соприкосновения: появляются понятия «облака», «осадки», «молния», а потом – «молекулы», «разреженность воздуха», «сила притяжения», «планета».
Мы всё добавляем и добавляем понятия, создавая в своем уме ветвистую систему взаимозависимых определений, и моделируем мы эту понятийную систему по ходу всей нашей жизни. Но факт остается фактом: в основе всей этой системы понятий, какой бы сложносплетенной она ни была, лежат наши, воспринятые нами когда-то чувственные образы, ощущения.
Даже когда вы говорите слово «квинтэссенция», вы все равно привязываете его к знакомым вам ощущениям. А если не привязываете? – А тогда вы этого слова и не понимаете вовсе. Невозможно понять то, что не связано с собственным чувственным опытом.<\p>
Именно поэтому, когда я слышу о главенстве «логики» над «чувствами», для меня это звучит как «главенство ноутбука над электричеством»: дескать, чего там электричество, главное – мощь компьютерного железа, которым напичкан ноутбук. Да, железки тоже важны. Но без электричества, текущего по микросхемам и проводам, смысла в этой сложносоставной железке – нет. Без тока ноутбук попросту не будет работать Так и с человеческим организмом: можно сколько угодно восторгаться красотой и мощью логики и абстракций, но если отсоединить их от чувственного опыта – останется звенящая бессмысленная пустота.
А теперь – о том, почему же эмоционально-чувственное является для человека самым главным.
Дело все в том, что за любым «логическим» решением всегда лежит решение эмоциональное. Повторюсь: за любым. Человек – не компьютер, и человек не может совершать ни каких действий и не может принимать ни каких решений, если под этими действиями и решениями нет мотивационной базы. А мотив как раз и рождается в чувственно-мотивационном поле.
Вот вам пример: представьте, я бы вам сказал «создай новый файл эксель и создай на нем сложную таблицу со всеми статистическими данными по расходам электроэнергии в каждом из кварталов твоего города за последний год».
Если вы не уснули от скуки во время прочтения самого этого задания, то что вы сделаете после этого? – Скорее всего, зададите вопрос «а нафига?». И правильно сделаете. Потому что вы человек, а не компьютер.
Вы не подключены к постоянному источнику питания, вы запасаетесь силами и питательными веществами сами, и решение о каждом из действий принимаете исходя из связи этих действий с вашим мотивационным ядром, а не только лишь по приказу какого-то пользователя, который пришел и приказал. Т.е.
вы, как человек, представляете собой живую систему, которая сама ищет себе питательные вещества, сама их перерабатывает в энергию и после этого старается максимально рачительно накопленные силы расходовать, выбирая то, что является наиболее приоритетным.
Если не дробить на слишком мелкие детали весь сложный процесс образования мотивационно-подкрепленного решения, то можно сказать, что решение принимается в целом так: в первую очередь силы расходуются либо на то, что сохраняет жизнь и целостность организму (т.е.
«от страха»), либо на то, что сулит мощный прилив сил и ресурсов в будущем (т.е. «к радости»). Страх и радость – это те самые полюса, по которым организм ориентируется при принятии решений о первоочередности каких-то действий.
Соответственно, в каком случае вы ринетесь заполнять предложенную мной табличку? – Либо в случае, когда за неисполнение этого действия вам грозит что-то неприятное (потеря жизни или здоровья, например), либо когда за исполнение этого действия вам обещано что-то, что лично у вас вызывает радость и приятное предвкушение (большая сумма денег или еще что-то очень лично вам ценное и нужное). Если же ни угрозы, ни радости за действием не стоит, тогда… а нафига его вообще выполнять? «А смысл?» — спрашивают в таких случаях люди. Так вот, «смысл» — это слово больше из эмоциональной сферы, а не из чисто логической (потому что «чисто логической», как мы уже выяснили, не бывает вовсе). Можно сказать и так: «логика и абстракции – это производные эмоционально-чувственного опыта, они обслуживают нашу мотивационную систему, но никогда не играют роль первой скрипки».
Когда человек говорит «я принимаю решения только разумом и не поддаюсь эмоциям», задайте ему простые вопросы: А для чего ты принял вот это решение? А вот это следующее для чего? А потом вот это для чего? И пройдя вместе с ним к смысловому фундаменту, вы упретесь в какое-то ощущение: либо в страх («делал что-то, чтобы не случилось страшное»), либо в радость («делал что-то, чтобы было больше приятностей и радости»). А тогда – зачем говорить про «не поддаюсь эмоциям и чувствам», если изначально все на них и строится?
Другое дело, когда человек говорит про промежуточные, случайные, автоматические эмоциональные реакции.
Да, есть целый набор социальных эмоций, которые рождены на базе основных состояний (на базе состояний радости/воодушевления или страха/угнетенности), но представляют собой лишь формы, оттенки этих основных состояний, и вот этими эмоциями можно и нужно управлять, модифицировать.
И в этом случае мы говорим об управлении формой, но не об управлении сутью. Мы не можем выключить в себе мощные механизмы, создающие полномасштабные реакции страха или радости. Но управлять формами, которые создаются на основе этого механизма, можем вполне. Это я и называю «управление эмоциями».
Большую часть нашей эмоциональной жизни составляют именно они – формы-эмоции, которые мы разучиваем вместе с другими социально-культурными шаблонами взаимодействия.
Именно так из общего состояния страха появляются «отростки-формочки» типа страха публичного выступления, испуг от громкого хлопка рядом, волнение за родного человека, который всё не приходит домой, и ужас от осознания того, что ребенок вот-вот упадет с высокой горки; именно так из общего состояния радости получается восторг красками неба, радость от встречи с любимым, счастье от победы, удовольствие от поедания долгожданного арбуза, радостное предвкушение отпуска и счастье от первого «агу» малыша. Эти формочки создаются на пересечении освоенных нормативов («в этих ситуациях пугаться – это нормально», «по этому поводу радоваться – правильно»), оценок и интерпретаций («если я без денег, то мне будет нечего есть и я останусь ни с чем», «когда у меня есть любимый человек, это счастье»), телесных паттернов, привычных или воспроизводимых именно сейчас (сгорбленные плечи, «бровки домиком», напряженный живот – для страха; расправленные плечи, грудь вперед, «открытое лицо», полуулыбка – для радости) и их сочетаний. И процессом создания этих формочек – можно и нужно управлять. Нужно всего лишь осознание, внимательность и привычка это отслеживать.
Но – но! – мы в этих случаях все равно говорим не про «превосходство логики над чувствами», а про «модификацию отдельных фрагментов нашей эмоциональной жизни с помощью логики и разума».
И вообще, я думаю, пора уже перестать делить человеческую личность на «разум» и «чувства», потому что само это разделение вносит больше неразберихи, чем порядка. Ведь, как мы уже говорили выше, разделить то, что изначально является частями одной и той же системы, — это значит запутывать себя еще больше и множить проблемы, а не решать их.
Логика и абстракции, которые мы используем, изначально построены на чувственно-эмоциональном опыте, а сложносоставные эмоциональные формы, в свою очередь, могут быть легко скорректированы при участии логики и абстракций (которые позволяют корректировать целые пласты мировоззрения, наводя там нужный порядок и очищая личность от вредных мировоззренческих наводок со стороны). Вот и хорошо 🙂
Источник: https://psihologion.ru/posts/2382-razum-ili-chuvstva-chem-rukovodstvovatsja-cheloveku.html