Сочинение 15.3 что такое нравственный выбор? (по тексту дроганова)

Что такое нравственный выбор? (По тексту В.Дроганова.)

 Читайте текст В.Дроганова, и у вас не останется вопросов о нравственном выборе человека, так как вы поймете, что это такое! В отрывке из рассказа автора повествуется о мужчине, который жалеет о своем детском поступке всю  жизнь.

Он когда-то не дал однокласснику книгу, унизив его перед всем классом, хотя мог бы повести себя иначе, так как выбор у него был. Герой понимает, что этот поступок был ошибочным: он «разрушил огромный дом человеческой веры», так как своей грубостью и бестактностью мальчик  сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку.

Но теперь уже поздно об этом жалеть, потому что Колька, которого он обидел, сгорел в танке под Кандагаром… 

Обратите внимание

 Так, в тексте А. Грина « Победитель» рассказывается о мужчине- скульпторе. Сделав свою модель, он отправил ее в студию на выставку и был полностью уверен, что его скульптура победит. Но что-то ему мешало, что-то тревожило героя.

Тогда он решил пойти посмотреть на свою работу еще раз. И не зря! Увидев статую скульптора Ледана, «Генисон отступил с чувством падения и восторга».

Он начал понимать, что его статуя несравнима с этим шедевром, и тогда «он взял каменные щипцы» и «тремя сильными ударами обратил свою модель в глину». Вот он, нравственный выбор человека!

   Таким образом, нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать  трудные для себя решения во благо другой личности или совершать поступки в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Я думаю, что  нравственный выбор  является точным показателем того, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром.

Милана

Текст 11.4 (рассказ В. Дроганова «Жизнь коротка»)

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника.

(3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.

(5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин – мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца.

(11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.

(12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу.

(15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

(17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– (18)Спасибо за подарок!

– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что…

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга… (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали… (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета.

(30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят. 

 (По В. Дроганову)*

 * В. Дроганов – современный российский писатель. 

Источник: https://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/chto-takoe-nravstvennyj-vybor/2503-chto-takoe-nravstvennyj-vybor-po-tekstu-v-droganova

Пишем сочинение по исходному тексту Виктора Дроганова

Сочинение по прочитанному тексту — это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет ваш общий культурный уровень.

Предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Больше писать не имеет смысла: может возрасти количество ошибок.

<\p>

В формулировке задания части 2 прослеживается базовая композиция работы. От вас ожидается текст-рассуждение примерно по следующей схеме:

  • Вступление.
  • Формулировка одной из проблем, затронутых в тексте.
  • Комментарий этой проблемы (обязательно на основе прочитанного текста).
  • Авторская позиция по данной проблеме («Автор считает, что…»).
  • Собственное мнение (согласие или несогласие с авторской позицией).
  • Два аргумента (один из прочитанных книг, другой может быть из личного опыта).
  • Вывод (заключение).

Для написания сочинения-рассуждения текст Виктора Ивановича Дроганова, современного русского писателя.
Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.

-Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку. В то время в класс вошёл мой сосед по парте – Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца.

Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его полоине парты.

Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

-Санёк, глянь! – толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.

Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– Спасибо за подарок!

– Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
– Просто у меня сегодня День Рождения, и я подумал, что…

Тридцать лет прошло с тех пор.

Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

А эта книга…

Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета.

Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

Автор В. Дроганов.

Я даже не помню, как называлась та книга. Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. — Санёк, спасибо за книгу! Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнес Петька и пожал мне руку.
В это время в класс вошел мой сосед по парте — Колька Бабушкин. Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца. Его и маленькую сестренку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.
Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. Она лежала на его половине парты. Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.
— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. Я от возмущения разинул рот.
Бабушкин полистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. Он посмотрел на нас и вдруг сказал:
— Спасибо за подарок!
— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я.
Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
— Просто у меня сегодня День Рождения, и я подумал, что… Тридцать лет прошло с тех пор. Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
А эта книга…
Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! Да мы бы всё тебе отдали… Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. © Виктор Иванович Дроганов Источник: https://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=188221

Читайте также:  Конфликт в пьесе островского «гроза»

Источник: https://svetlana5ege.blogspot.com/2015/01/blog-post_22.html

сочинение о нравственном выборе

Нравственный выбор – это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой.

Каждому человеку не раз приходилось принимать важные решения, как поступить.

Не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен опираться на нормы морали

В тексте Ю. Домбровского есть пример, подтверждающий мои мысли. Мальчик поймал краба и хотел сделать из него сувенир. Он посадил его под кровать и ждал, когда краб умрёт, чтобы его засушить.

Важно

Но потом мальчик понял, что он не может больше смотреть, как в мучениях умирает живое существо, и выпустил краба на волю. «У каждого скотства есть какой-то естественный предел.

А я перешёл его», – говорит он, объясняя свой поступок.

В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. В повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев, невзирая на смертельную опасность, отказывается присягать Пугачёву и присоединяться к мятежникам. Рискуя жизнью, он спасает Машу Миронову, не называет на суде её имя, несмотря на то что это могло бы помочь ему избежать обвинений в измене.

Таким образом, нравственный выбор определяется личностными качествами человека, его моральными убеждениями и взглядами на жизнь.

Нравственный выбор – это основанный на моральных ценностях выбор человеком модели своего поведения. Это выбор между добром и злом, правдой и ложью, бескорыстием и выгодой. Каждому человеку не раз приходилось принимать важные решения, как поступить.

Не всегда легко разобраться, какой поступок будет более правильным, но в любом случае человек, делая выбор, должен опираться на нормы морали.

В тексте Ю. Яковлева есть пример, подтверждающий мои мысли. В нём каждый из героев сделал свой нравственный выбор. Шофёр, не задумываясь, бросился в ледяную воду спасать другого человека.

Актриса Сергеева не чувствует себя благодарной за спасение своей жизни и отказывается приютить у себя больного человека всего лишь на неделю, потому что ей это неудобно. Девочка Алиса ведёт незнакомого человека к себе домой, потому что ему нужна помощь.

Каждый из них поступает в соответствие со своими личностными качествами.

В доказательство своих мыслей приведу ещё один пример. В повести «Капитанская дочка» Петруша Гринев, невзирая на смертельную опасность, отказывается присягать Пугачёву и присоединяться к мятежникам. Рискуя жизнью, он спасает Машу Миронову, не называет на суде её имя, несмотря на то что это могло бы помочь ему избежать обвинений в измене.

Совет

Таким образом, нравственный выбор определяется личностными качествами человека, его моральными убеждениями и взглядами на жизнь

Источник: https://StudFiles.net/preview/5849770/

Нравственный выбор. Сочинение по тексту А. Владимирова

В своём тексте автор А. Владимиров  поднимает важную  проблему  ответственности за нравственный  выбор.

Вопросы о том, как соотносятся цели, выдвигаемые людьми, со средствами, которые применяются для их достижения, волновали человечество издавна.  Сейчас эти вопросы не менее актуальны. В настоящее время проблема нравственности и нравственного выбора остро стоит перед современным человеком.

Каждый из нас попадает в ситуации, когда надо сделать выбор. Перед выбором оказывается и герой текста Николай Савушкин. Узнав однажды, что в их местах видели косулю, он, взяв ружьё, отправляется на её поиски. У него давно болеет дочь.

Отцу невыносимо видеть «как … ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным   лабиринтам боли».  «Самое страшное — когда она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет». Помочь может лекарство из рогов косули.

Исходив всю лощину, он нашёл животное и, уже приготовившись выстрелить,  заметил рядом с косулей ее детёныша и попятился назад.

А. Владимиров  заставляет читателя задуматься над тем, оправдывает ли цель любые средства? При этом подразумевается благородная цель  – спасти жизнь своей больной дочери.  Позиция автора такова, что нельзя убить одного ребёнка ради счастья другого.

Автор  на первое место ставит даже не то, с какой бедой живет человек, а то, какой выбор он делает в сложившихся обстоятельствах.

Обратите внимание

Для писателя очень важно показать, что, в какую бы проблему  ни заносила человека судьба, он всегда должен оставаться Человеком, преданным себе и своим моральным устоям.

Мне близка позиция автора. Выбор и нравственность. Что они значат для каждого из нас, и как мы поведем себя в ситуации, подталкивающей нас на безнравственное преступление? Если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу.

В литературных произведениях мы также часто видим, что герой стоит перед выбором. Нравственный выбор совершает героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Маргарита отчаянно пытается спасти Мастера и идет ради этого на сделку с дьяволом, соглашаясь быть королевой на Великом балу полнолуния. Когда же все испытания позади, и Воланд просит её назвать любое свое желание, она вдруг вспоминает о несчастной Фриде, убившей своего ребенка, и просит за неё.

Совершая этот благородный выбор, Маргарита отказывается от своего счастья, ведь она не знает, что ей позволят еще попросить для себя.

В рассказе Ричарда Мэттисона «Кнопка, кнопка» автор ставит вопрос: «Смог бы ты отнять жизнь у незнакомца, чтобы изменить свою собственную?» Артур и Норма — молодая семья, которая испытывает финансовые затруднения. Неожиданно супруги становятся счастливыми обладателями коробочки с кнопкой. Им объясняют, что, если нажать на кнопку, они немедленно получат один  миллион  долларов.

Одна тонкость — в этот момент где-то умрет совершенно незнакомый им человек… Норма рассудила: «Почему я ради себя и своего благополучия не могу поступить, как мне заблагорассудится?» и нажала на кнопку. Но просто так ничего не бывает в этом мире, за всё приходится платить: за жадность, за безрассудство и бесчеловечность.

Под угрозой становится жизнь сына, и Норма погибает ради его спасения.

Текст А. Владимирова  заставляет задуматься. Свой выбор мы должны совершать по совести, каким бы трудным он ни был. В любом случае, какой бы выбор мы ни совершали, следует помнить, что за каждый поступок придется отвечать перед собой и окружающими, и от того, каким будет этот выбор, зависит не только наша  жизнь, но и жизнь тех, кто с нами  рядом.

Валерия Гумовская ©

Текст А. Владимирова (о косуле)

Источник: https://s.bacenko.ru/nravstvennyiy-vyibor-antilopa/

Тест № 4 – Тема НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР – ОГЭ по русскому языку – Каталог статей – Сайт Банахевич Елены Анатольевны

Вариант 4

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника.

Читайте также:  Кратчайшее содержание сказки «премудрый пискарь» для читательского дневника (м.е. салтыков-щедрин)

(3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.

(5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

– (6)Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! – восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин – мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный…(10)У него не было отца.

(11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.

(12)Но такое заступничество, конечно, только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу.

(15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

(17)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

– (18)Спасибо за подарок!

– (19)Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я.

(20)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (21)Все засмеялись. (22)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

– (23)Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что …

(24)Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих мор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (25)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(26)А эта книга…(27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали…(29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета.

(30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотри на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.

                                               (По В.Дроганову)*

*В.Дроганов – современный российский писатель

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик долгие годы помнит Кольку Бабушкина?»

1)Потому что Колька Бабушкин был «носатый, долговязый, нескладный».

2)Потому что Колькина мать «то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей».

3)Потому что у Кольки Бабушкина не было отца.

4)Потому что рассказчику стыдно за то, что «сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

Ответ: _____________________________________________

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

2)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

3)А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

4)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

Ответ: ____________________________________________

4. Из предложений 18–20 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ: _____________________________________________

5. Из предложений 13–15 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

Ответ: _____________________________________________

6. Замените разговорное слово ДОЛГОВЯЗЫЙ из предложения 30 стилистически  нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ВЕРА (предложение 24), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: __________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Ответ: ____________________________________________

9. Среди предложений 1 – 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, (1) истеричная, (2) крикливая женщина, (3) которая то и дело приходила в школу, (4) чтобы разобраться с обидчиками её детей. Но такое заступничество, (5) конечно, (6) только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

Ответ: ______________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.

Ответ: _____________________________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Увидев Бабушкина, (1) все сурово умолкли, (2) и, (3) когда он кивков головы, (4) улыбаясь, (5) поздоровался с нами, (6) никто даже не взглянул на него.

Ответ: ________________________________________

13. Среди предложений 20 – 25 найдите сложноподчинённое предложение с однородным и последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________________

14.Среди предложений 24–30 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Александра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».  Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Важно

15.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Тридцать лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку».

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3.Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Источник: https://banakhevich.ucoz.ru/publ/ogeh_po_russkomu_jazyku/tema_nravstvennyj_vybor/test_4/91-1-0-555

Как написать сочинение о нравственном выборе?

Если ключевыми словами вашего сочинения окажутся слова нравственный выбор, вы должны понимать, что значат эти слова.<\p>

Что такое ситуация выбора?<\p>

В ситуации выбора у человека (мы не будем говорить здесь о ситуации выбора для животных или насекомых) есть не менее двух вариантов дальнейших действий, и человек этот вынужден выбрать только один вариант.

Например, если у вас есть следующие варианты: идти по улице, говорить по телефону и жевать жвачку, для вас нет ситуации выбора: все эти действия можно делать одновременно. А если перед вами такие варианты: идти по улице или стоять, то придётся принять решение и выбрать что-то одно.

Совет

В ситуации выбора мы попадаем каждый день, и не по разу, но редко замечаем это, потому что, как правило, мы не принимаем решений, которые приведут к серьёзным потерям. Герои литературных произведений часто сталкиваются с ситуациями выбора такого рода, в которых потери неизбежны.<\p>

Проблема выбора и задача.

<\p>

Пока человек не принял решение, как поступить, ситуация является для него проблемной. Проблема состоит в том, что человек не может быстро выбрать между двумя равнозначными для него ценностями и равнозначными потерями. Например, трудно сделать выбор между своей жизнью и жизнью близкого человека. <\p>

Как только выбор сделан, проблема превращается в задачу.

Решение жизненной задачи связано с поиском лучшего пути к цели.<\p>

Разберём пример. Герой “Повести о настоящем человеке” Алексей Мересьев оказывается раненым зимой в лесу и много дней добирается к своим. В конце пути сил хватает только на то, чтоб ползти. Перед героем стоит очень трудная, но всё-таки задача.

Читайте также:  Как вы понимаете фразу: «я не трус, но я боюсь»?

Автор не ставит его перед ситуацией выбора: вот лётчик один в лесу, и надо спасать жизнь. <\p>

Ситуация выбора возникает позже. Потеряв обе ноги, Мересьев снова научился летать на самолёте с протезами и вернулся на фронт. Он мог выбрать собственную безопасность, и никто не осудил бы безногого, не назвал трусом. Но он выбирает долг перед Родиной. Долг в его понимании.

<\p>

Что такое нравственность?<\p>

Если сильно упростить научное определение, нравственность – это система правил поведения человека, которая вытекает из понимания что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.<\p>

Чаще всего слова нравственность и мораль считают синонимами, однако эти термины несколько отличаются по смыслу.

Мораль – это правила поведения, заданные человеку извне (родителями, школой, государством, религией), а нравственность связана с правилами поведения, которые человек вывел для себя сам.

<\p>

Что такое нравственный выбор?<\p>

Нравственным выбором можно считать необходимость выбрать одну из двух почти равнозначных человеческих ценностей (как у Мересьева своя безопасность и долг).

Обратите внимание

Человек осознаёт возможные последствия, понимает, что потери неизбежны в любом случае, мучительно выбирает лучшее из зол и в результате все равно оказывается предателем по отношению к одной из ценностей. Мастерство писателя заключается в образной передаче этих мучений (это сложно, потому что основное действие происходит в голове персонажа).

А в сочинении о нравственном выборе желательно отразить, как мастерски писатель показал момент принятия решения и всё то, чем герой вынужден был пожертвовать.<\p>

Если автор пишет, что герой, не задумываясь, бросился в огонь, в воду, в пропасть, на амбразуру и т.д., значит, герой принял решение моментально, без мук выбора, без мук совести.

Значит, у героя уже были чётко расставлены приоритеты и ему не пришлось выбирать из равнозначных ценностей. Здесь можно говорить о мужестве, отваге, чести, смелости, но не о нравственном выборе.

<\p>

Что такое ценности человека?<\p>

Ценности, которые для людей могут оказаться равнозначными: личная безопасность, личная свобода, собственная жизнь, безопасность близких, свобода близких, жизнь близких, безопасность страны, жизнь или безопасность всех членов коллектива, принятие обществом, любовь, месть, честь, долг, религиозные убеждения, идеологические убеждения, гуманизм, цели революции и т.п.<\p>

Чтобы совершить выбор, человек вынужден создать некий рейтинг ценностей, выстроить то, что раньше было равнозначным, в иерархию, а потом предпочесть то, что оказалось ценнее. У каждого человека своя иерархия ценностей. Тем не менее, в обществах есть некие общие иерархии ценностей, с которыми сравниваются ценности каждого. Это и позволяет вообще говорить о нравственности и морали. То есть, другие люди могут оправдать или осудить поступок того, кто сделал выбор, имея представления об общепринятой иерархии. Например, во время Великой Отечественной войны неоспоримыми общими ценностями считались верность Родине, безопасность страны и благо коллектива. Если некто ставил выше этого свою жизнь и безопасность, комфорт, его однозначно осуждали. Те, кто принял эти ценности твёрдо и заранее, совершали смелые и верные с точки зрения морали поступки. Но в этом не было нравственного выбора. Те, кто подверг общие ценности сомнению и начал выстраивать свою иерархию ценностей, попали в ситуацию нравственного выбора, о котором мы и говорим. Писатели показывают примеры того, что отступление от общепринятых ценностей в конечном счете приводит к жизненному краху и деградации личности.<\p>

Между чем и чем приходится выбирать героям произведений? В конфликт могут вступить любые из перечисленных ценностей в самых разных сочетаниях.<\p>

Между какими ценностями выбирает герой. Пример
личная безопасность долг, любовь к Родине Мересьев отправляется на фронт на протезах (Б. Полевой. “Повесть о настоящем человеке”).
личная безопасность принятие обществом Дезертир Андрей Гуськов скрывается в лесу, чтобы не попасть на фронт в конце войны, и вынужден остаться в тайге отшельником (Валентин Распутин. “Живи и помни”).
собственная жизнь, жизнь своего ребёнка безопасность близкого человека Беременная Настёна Гуськова кончает жизнь самоубийством, не желая выдать место, где прячется её муж Андрей Гуськов из предыдущего примера (Валентин Распутин. “Живи и помни”).
собственная жизнь долг перед Родиной Рыбак под угрозой расстрела переходит на сторону Германии (Василь Быков. “Сотников”)
собственная жизнь жизнь другого человека Сотников подставляет себя, пытаясь спасти жизнь Рыбака. (Василь Быков. “Сотников”) 
собственная жизнь честь семьи, идеологические убеждения Вика Люберецкая отравилась перед собранием, на котором её должны были исключить из комсомола, если она не осудит отца. (Борис Васильев. “Завтра была война”).

Автор создаёт сложную, многоступенчатую ситуацию выбора. Предстоящее собрание – необходимость выбрать между двумя равнозначными для девушки ценностями: комсомол и честь любимого отца. Будучи не в силах отказаться ни от того, ни от другого, она отказывается перед другим выбором: смерть или собрание и необходимость делать выбор.

Чем нравственный поступок отличается от не нравственного и безнравственного?<\p>

Герой мучился, но выбор сделан. Выбор может быть в пользу себя, либо в пользу других (или в пользу высшей ценности: мир во всём мире, победа коммунизма, спасение души и т.д.). Если герой выбрал что-то для себя, то его поступок не будет считаться нравственным, а если для других – это нравственный поступок. Обычно положительные герои в русской литературе совершают нравственные поступки, служа примером другим. А отрицательные герои выбирают что-то для себя, а потом их мучает совесть. И это тоже служит уроком читателю. Об этом и пишем в сочинении.<\p>

Зачем авторам тема войны (природных и техногенных катаклизмов и прочих бед)?<\p>

Ситуации, в которых необходимо сделать нравственный выбор, ситуации конфликта базовых ценностей не возникают в обычной спокойной жизни на пустом месте. Если у вас всё хорошо, и вы, например, сидите в кафе со своей половинкой и наслаждаетесь чудным вечером, вам вряд ли придёт в голову вдруг всерьёз задуматься о том, чью жизнь бы вы выбрали: свою или его (её). Приводить равнозначные ценности в какой-то порядок, осмысленно выстраивать их в иерархию никто не станет, если есть возможность не отказываться ни от одной из этих ценностей. Потому что, нельзя доставать нижние кубики из пирамидки, на этом можно разрушить свою личность. Без особой нужды такая работа над собой делается только в рамках психоанализа. <\p>

Важно

Иначе обстоит дело в критических ситуациях, которые создаются во время войн и катаклизмов. Поэтому показать проблему нравственного выбора писатель может, поместив героя в какие-то исключительные обстоятельства, например, в обстоятельства войны. Так автор легко может поддержать свои или общепринятые ценности, сделать произведение интереснее, показав развитие образа героя, заставить читателя покопаться в себе.<\p>

Как анализировать текст и писать сочинение?<\p>

Анализ текста.<\p>

  1. Прежде всего необходимо вычленить в анализируемом произведении ситуацию нравственного выбора героя, а если тема задана по всей литературе какого-то периода, подобрать несколько таких примеров.
  2. Разберитесь, какие именно ценности вступают в конфликт. 
  3. Выявите ценность, в пользу которой сделан выбор. Поймите, почему герой делает этот выбор.
  4. Рассмотрите, какими словами автор описал процесс нравственного выбора. Оцените мастерство писателя (средства выразительности, композиция).

<\p>

Примерный план сочинения. <\p>

  1. Введение. Общие слова о том, что такое нравственный выбор. С горечью, эмоционально говорим об обстоятельствах, которые вынуждают человека делать такой выбор (в зависимости от конкретной темы сочинения, например, пишем, что война является испытанием духовной прочности человека). Можно сказать об актуальности проблемы: и сейчас многие из нас должны совершить подобный выбор, потому что….
  2. Проблема нравственного выбора – одна из центральных в творчестве такого-то автора. Автор такой-то показывает героя, который принимает непростое решение, совершая нравственный подвиг, предательство (ненужное зачеркнуть). 
  3. Характеристика героев. Анализ эпизодов с нравственным выбором (не забудьте про план выразительности и мастерство писателя). Какая описана ситуация? Между чем и чем выбирает герой? Как автор описывает муки выбора. Как герой поступает в итоге? Что с ним случается потом? Как вы относитесь к выбору героя? Как автор относится к выбору героя? Как показано отношение автора к выбору героя (автор выражает мысль прямо в ремарках, устами других героев, с помощью оценочной лексики, через поступки героев, через события)? Как вы относитесь к позиции автора?
  4. Вывод. Тема войны помогает автору раскрыть образ героя и даёт материал для постановки этических проблем (как-то так, но постарайтесь своими словами). Автор дал нам яркий пример нравственного, безнравственного (выбрать нужное) поступка и заставил задуматься о том, что ценно для меня.

<\p>

Цитаты для эпиграфов и аргументов. <\p>

“Во время войны, как никогда, ни до, ни после нее, обнаруживалась важность человеческой нравственности, незыблемость основных моральных критериев… (Василь Быков).<\p>

Каждый выбирает для себя <\p>

Женщину, религию, дорогу. <\p>

Дьяволу служить или пророку — <\p>

Каждый выбирает для себя.<\p>

(Юрий Левитанский)<\p>

Надеемся, что шаблон поможет вам самостоятельно проанализировать произведения и поразмышлять о нравственном выборе. <\p>

Источник: https://mogu-pisat.ru/courses/el/course317/lesson2711/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]