Кратчайшее содержание рассказа «подснежник» для читательского дневника (и. бунин)

Подснежник

Подснежник – интересное название рассказа, однако оно совсем не раскрывает сути произведения. Ведь речь идет не о первоцвете, а о мальчике Саше. Он учится в гимназии и ему 10 лет. Он живет с тетей Варей, которая заменила ему мать, именно она называет мальчика подснежником, и это не потому что Саша какой-то особенный.

Папа мальчика жил не с ними. Он работал в глухой усадьбе и приезжал только на выходные.

И вот темой рассказа как раз таки и являются те дни, когда папа и сын вместе, только особенность их в том, что в это время празднуется масленица.

Основным, что нужно запомнить, описание Саши и его отца.

Обратите внимание

Папа – это человек большой, краснолицый, курчавый и седеющий, а также сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и Романовском полушубке, очень теплом и вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, а также всегда с блестящими глазами от хмеля.

Саша был одет в длинную светло-серую шинель с белыми серебристыми пуговицами. На голове у него был новый синий картуз с серебристыми пальмовыми веточками над козырьком.

У него были ясные голубые глаза и нежное лицо, в выражении котором была заметна внимательность и доверчивость к миру. Саша живет в чужой семье. Он, по сути, одинок.

Дни скучны и обыденны, но у Саши случается праздник, когда к нему приезжает папа и на это время он переезжает с ним в Гелецкое подворье.

Для Саши эти выходные проходят всегда по одному сценарию. Просыпается отец, потом он будет Сашу, который долго спит, потому что ему не нужно в гимназию. Отец стягивает с него одеяло, тот просыпается и всегда рассказывает отцу, с большим увлечением, то, что ему снилось. Саша умывается, креститься, клониться в угол, затем целует руку отца и потом пьет чай и кушает калач.

Они собираются и идут в трактир завтракать. Отец заказывает себе селянку в сковороде, жареную рыбу Навагу, леща в сметане, графин водки и пол дюжины пива. А затем он зовет всех своих знакомых к себе за стол. Несмотря на то, что сидеть в этом месте, среди этих людей – мучение, Саша счастлив, потому что он рядом с папой.

И он прекрасно понимает, что скоро это время закончиться и папа снова уедет работать.

И вот наступил понедельник. Они проснулись в номере и все уже по-другому, даже прохожие на улице. Отец суетливо собирается. На дворе уже запрягли лошадей, идиллия отца и сына подошла к своему завершению. Саша целует руку отца и уходит в гимназию, а папа уезжает на работу. И все, счастливая неделя окончилась. 

Источник: http://kratkiy-pereskaz.ru/category/bunin/show/39/

Рассказ Бунина Подснежник читать онлайн

Автор: Бунин И. А.

Год издания рассказа: 1927

Рассказ Бунина «Подснежник» является совсем небольшим произведением. Он точно не попал бы в рейтинги нашего сайта если бы не представлен в школьной программе. А так он не только занял высокое место в нашем списке лучших книг, но и помог Ивану Бунину занять высокое место среди самых читаемых русских классиков.

Сюжет рассказа «Подснежник» кратко

Если читать рассказа Бунина «Подснежник» краткое содержание, то вы узнаете, что речь пойдет не о цветке, а гимназисте десяти лет отроду Саше. Так называла мальчика его тетя Варя, которая после смерти матери заменила ее.

А мальчик и действительно был похож на этот цветок – голубые глаза, доверчивый, внимательный взгляд. Еще не раскрывшийся голос и младенчески-простодушное дыхание. Жил Саша «на хлебах» в мещанском доме.

Но когда в небольшой степной уездный городок приезжал его отец, то он переселялся к нему в номер на Елецком подворье. Ведь это был поистине праздник.

Важно

Отец просыпался рано и сразу наполнял номер запахом табачного дыма. Затем он пил чай и снова курил. Главный герой рассказа Бунина «Подснежник» все это время спал на диване. Ведь в гимназию, как и в рассказе Чехова «Мальчики», не надо. Затем отец шутливо стягивал с него одело.

Саша недолго сопротивлялся, затем вскакивал и начинал рассказывать, что ему приснилось. Умывшись он быстро крестится в угол и целует большую папину руку. Затем он садился пить чай с целыми пятью кусками сахара и калачом, после чего шаркал ножкой и говорил: «Мерси папочка!».

Далее в рассказе «Подснежник» Бунина читать можно о том, как отец и сын спускались в трактир завтракать. «Чистая» половина была на втором этаже и уже поднимаясь туда по крутой лестнице было слышно, как там много народу. Отец сразу заказывал несколько порций, графин водки и приглашал каких-то знакомых мужиков.

Казалось бы, это было мучение сидеть в этом чаду среди пьющих и пьянеющих людей, смотреть на лужи, разводимые под столами, и оплёванные столы. Но лазурные детские глаза блаженно наблюдали за бегом половых и спокойным стариком за стойкой. А в понедельник все это заканчивалось.

Город принимал будничный вид, а отец Саши уезжал.

В этот день отец даже просыпался не такой как обычно. Он был тих и озабочен. Расплачивался, и как только коридорный говорил: «Подано, Николай Николаевич!», предлагал сесть на дорожку и сразу вскакивал, крестился и подавал руку к губам главного героя. Лошади уже ждали у крыльца, готовые унестись по Успенской вон из города. Вот и закончилась счастливейшая в жизни неделя.

— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

Рассказ «Подснежник» на сайте Топ книг

Рассказ Бунина «Подснежники» читать настолько популярно, что произведение заняло высокое место среди лучших книг отечественной классики. Но интерес к рассказу так велик только во время его прохождения в школе. Поэтому в нашем следующем рейтинге он вряд ли будет представлен. А вот через год он наверняка опять займет достойное место в нашем рейтинге Топ книг.

Рассказ Бунина «Подснежник» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь

Источник: https://top-knig.ru/podsnezhnik/

Иван Бунин – Подснежник

Бунин Иван Алексеевич

Подснежник

Иван Бунин

Подснежник

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

Читайте также:  Парадоксальность финала романа «женщина в песках»

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Совет

Живет Саша “на хлебах”, в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо.

Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло.

Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

– Мерси, папочка!

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, – завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире “чистая” половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду.

И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, – селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, – требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

Обратите внимание

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь – и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

– Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

– Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам…

А лошади уже стоят у крыльца.

Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто – боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута – и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля – и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

– До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

1927

Источник: https://libking.ru/books/prose-/prose-rus-classic/9818-ivan-bunin-podsnezhnik.html

Анализ стихотворения Бунина “Подснежник”

Особенностью любого мастера, главной чертой его “почерка”, является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно – повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина – “Подснежник”. Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.

Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. “Была Россия, городишко уездный и масленица”. Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь.

Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и “болезни” сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве.

Эта тема задумчивой грустью звучит в “Подснежнике”. Озвученная за пределом слов.

Незамысловатая сюжетная линия – к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста – последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.

Важно

Для маленького гимназиста приезд отца – долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его “подснежником”. За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Отец мальчика – обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.

Читайте также:  Нужна ли смелость в любви?

Образ голубоглазого “подснежника” на фоне тяжелой и смрадной действительности – как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая – как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает – суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.

Еще одна основная тема – подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера – мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.

Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора – его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть “болотного существования”. И настанет новая эпоха “подснежников”, и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-stixotvoreniya-bunina-podsnezhnik/

Сочинение на тему ««Подснежник», анализ рассказа Бунина, сочинение»

Особенностью любого мастера, главной чертой его «почерка», является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно — повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина — «Подснежник». Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.

Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. «Была Россия, городишко уездный и масленица». Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь.

Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и «болезни» сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве.

Эта тема задумчивой грустью звучит в «Подснежнике». Озвученная за пределом слов.

Совет

Незамысловатая сюжетная линия — к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста — последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.

Для маленького гимназиста приезд отца — долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его «подснежником». За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Отец мальчика — обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.

Образ голубоглазого «подснежника» на фоне тяжелой и смрадной действительности — как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая — как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает — суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.

Еще одна основная тема — подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера — мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.

Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора — его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть «болотного существования». И настанет новая эпоха «подснежников», и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.<\p>

Источник: https://schoolsochinenie.ru/podsnezhnik-analiz-rasskaza-bunina-sotchinenie.html

Подснежник (отрывок)

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу.

— Кто там? Войдите! — сказал цветок.<\p>

— Не могу! — сказал луч. — Мне никак не отворить дверь. Подожди до лета, тогда я наберу силу.<\p>

— А когда будет лето? — спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю.

Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком.<\p>

— Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра.

Ах, какое это будет счастье!<\p>

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку, размякшую от теплой земли, талой воды и солнечных лучей. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу.

Обратите внимание

Снег был холодный, но весь просвечивал, и пробиться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:<\p>

—Добро пожаловать! Добро пожаловать! И цветок поднялся из снега навстречу светлому солнечному миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся.

Он стоял, белый, как снег, смущенно и радостно склонив голову.<\p>

— Прекрасный цветок! — пели солнечные лучи. — Как ты нежен и свеж! Ты первый! Ты единственный! Ты несешь весть о лете, о теплом лете! Весь снег растает, улетят холодные ветры! Придет наша пора! …

<\p>

Ему было так радостно, будто пел весь воздух, словно лучи света пронизали его листики, и цветок стоял нежный и хрупкий и вместе с тем сильный в своей юной красе.<\p>

Но до лета было все еще далеко, тучи закрывали солнце, подул резкий холодный ветер. … И снова наступили холода. Потянулись хмурые дни без единого солнечного луча.

Погода стояла такая, что маленькому, слабому цветку впору было замерзнуть насквозь. Но он и сам не знал, какой он сильный: ему прибавляла сил жизнерадостность и вера в то, что лето все равно придет. Он хранил ему верность, а солнечные лучи подтверждали, что ждать стоит. И так он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу, когда густо падали хлопья и дули ледяные ветры.

Читайте также:  Легко ли сохранить верность долгу в военное время?

a3f390d88e4c41f2747bfa2f1b5f87db0″>

Источник: http://gostei.ru/skazki/skazki-andersena/68-podsnezhnik-otryvok-skazka-andersena.html

Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: Аанлиз рассказа И. А. Бунина “Подснежник”

Слайд 2

Подснежник Выглянул подснежник в полутьме лесной Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега, Пусть лежат под снегом сонные луга, Пусть на спящей речке неподвижен лед – Раз пришел разведчик и весна придет. Екатерина Серова

Слайд 3

Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»

Слайд 4

Иван Алексеевич Бунин Его творчеством восхищались многие писатели и поэты: Т. Манн, Р. Ролан, М. Горький, К. Паустовский, А. Твардовский и другие.

Слайд 5

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко , была масленица – и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тётя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

Была оттепель, стояли тёплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

О ком же идёт речь в рассказе? В чём особенность выделенных слов? С какой целью автор их употребляет?

Слайд 6

Опережающие вопросы Каким вы себе представляете отца Саши? Опишите его.

Слайд 7

Отец приехал из глухой, занесённой сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах. Отец – человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый.

Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень тёплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он всё время возбуждён городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

Важно

Совпали ли ваши представления об отце с авторским изображением героя? Назовите художественное средство, которое использовано автором в выделенном словосочетании

Слайд 8

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всём уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому даёт бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество? Как вы понимаете выделенные слова?

Слайд 9

На нём новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он ещё во всём новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, – к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, ещё так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного . Психологический портрет – это описание внешности героя, с указанием на черты его характера

Слайд 10

Опережающие вопросы Предположите, как будут проводить время отец и сын?

Слайд 11

Размышляем о прочитанном Что является для Саши, «живущем на хлебах», праздником в скучной обыденности?

Слайд 12

Что ощутили главные герои рассказа, выходя из дымного трактира на воздух?

Слайд 13

На какую деталь портрета мальчика обращает внимание автор, когда отец с сыном оказываются в трактире? И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

Слайд 14

Размышляем Как эти слова «…лазурные детские глаза» связаны с названием рассказа? Можно ли сказать, что мальчик не должен быть в трактире?

Слайд 15

Антитеза – противопоставление

Слайд 16

Работаем по тексту ( в парах) С чем связано «великое горе» Саши, которое посетило его в понедельник? Какие слова говорит на прощанье Сашеньке отец?

Слайд 17

Работаем в творческих группах Напишите ответ на вопрос: «Почему Бунин назвал рассказ «Подснежник»?

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/08/04/aanliz-rasskaza-i-a-bunina-podsnezhnik

Для педагога | Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина “Подснежник” и “Красавица”

Автор: Ильина Галина Сергеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ “Гимназия №39”
Населённый пункт: г.

Уфа
Наименование материала: Статья+методическая разработка
Тема: Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина “Подснежник” и “Красавица”.
Дата публикации: 11.09.

2016
Раздел: среднее образование
<\p>

Назад

Ильина Г.С., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №39» г.Уфы

Сопоставительный анализ рассказов И.Бунина «Подснежник» и «Красавица»

1. В центре каждого рассказа – мироощущение ребёнка.

Рассказ «Подснежник».

Саше 10 лет; у него умерла мама, но есть «милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать». Есть и отец, которого мальчик очень любит. Приезд отца становится для Саши праздником. Саша чист, свеж, он новичок в этом мире, поэтому похож на только что проклюнувшийся подснежник. Необходимость учиться в гимназии привела его в уездный городишко, в чужую семью. Жизнь здесь скучна, грустна, он чувствует себя одиноко. Однако отец любит мальчика, а Саша любит отца и всё, связанное с родной деревней. Поэтому грязный городишко, прокуренный трактир не омрачают радости маленького героя, потому что отец рядом, и это праздник. Расставание с отцом для Саши временно: будут каникулы, отец приедет ещё. Где-то в деревне у мальчика есть родной дом. И хотя расставаться грустно, Саше есть чего ждать, есть кого любить. Это жизнь!

Рассказ «Красавица».

Мальчик – герой рассказа – лишён жизни. Ему только осталось самому спрятаться навечно в сундук покойной матери от «спокойно ненавидящей» мачехи и предавшего его отца. Красавица лишила его внимания, любви – лишила судьбы. Его «круглое одиночество» похоже на смерть. 2. Основания для сопоставления: в центре обоих произведений – маленькие мальчики и драматизм (трагизм) их судьбы; отношение детей к тому, что с ними происходит. Приёмы:  Вводная беседа (Каковы основные темы творчества И.Бунина? Каковы особенности жанра лирической миниатюры? Когда написаны рассказы? Кто стал главным героем каждого из рассказов?)  Справка+словарная работа ( можно поручить учащимся – рассказать о реалиях жизни дореволюционной России: уездный городишко, чиновник казённой палаты и др.)  Сжатый пересказ (Перескажите кратко сюжет каждого из рассказов.- Поможет выявить основания для сопоставления.)  Творческое чтение+комментированное чтение; составление таблицы:

Параметры сопоставления

«

Подснежник»

«

Красавица»

Время создания Портрет героя, его ощущения, поведение Детали портрета и поведения др. героев Худ.тропы, лексические средства Сюжет Композиция Смысл названия

Идея  Обобщение сказанного . 3. Вопросы :  Сопоставьте рассказы И . Бунина « Подснежник » и « Красавица ». Что общего и чем различаются судьбы маленьких героев этих рассказов ?  Сравните идейное содержание рассказов . Как оно отражается в названии ?  Определите хронотоп каждого из рассказов . Как он связан с идеей ?  Какие ключевые слова помогают выразить мироощущение каждого ребёнка ? Каково это мироощущение ?  Как названия рассказов выражают идейное содержание каждого из них ? В чём проявляется трагизм обречённости России и жизни человека в рассказах И . Бунина « Подснежник » и « Красавица »?<\p>

В раздел образования<\p>

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=2679

Ссылка на основную публикацию