Гоголь «Вий» – краткое содержание – Русская историческая библиотека
«Вий» – третья повесть из гоголевского сборника «Миргород» (первая – «Старосветские помещики», вторая – «Тарас Бульба», четвёртая – «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
Хома Брут, студент-философ киевской духовной семинарии (бурсы), раз был отпущен на каникулы, шёл домой пешком и по пути заночевал на хуторе у одной старухи. Ночью старуха вошла к Хоме со странно горевшими глазами, вскочила ему на спину и стала погонять метлой. Брут с ужасом понял, что она – ведьма.
С необычайной скоростью Хома скакал на просторе, неся ведьму на спине. Немного придя в себя, он начал произносить молитвы и сумел выпрыгнуть из-под старухи.
Хома сам вскочил к ней на спину, подхватил лежавшее на дороге полено и стал колотить её им. Старуха вначале кричала диким, хриплым голосом, но потом звук его начал делаться приятнее и чище.
Ведьма упала на землю, и Брут с изумлением увидел, что перед ним лежит не старая женщина, а бесчувственная девушка необычайной красоты.
Уже совсем недалеко блестели золотые главы киевских церквей. Хома бросил ведьму, побежал к городу и вскоре стал забывать о странном происшествии.
Автор повести «Вий» Н. В. Гоголь. Художник Ф. Мюллер, 1840
Между тем стало известно, что дочь одного из богатейших окрестных сотников возвратилась с прогулки вся избитая и перед смертью пожелала, чтобы три дня после кончины отходную по ней читал семинарист Хома Брут. Ректор академии вызвал Хому к себе и предписал ему ехать к сотнику, вместе с присланными за ним провожатыми казаками.
Философ почувствовал недоброе, но деваться было некуда. Он поехал к сотнику, собираясь удрать при первой же возможности. Однако казаки зорко следили за ним по пути и доставили на хутор к своему пану.
Сотник удивлялся, почему дочь поручила читать отходную никому не известному Хоме, но намеревался во что бы то ни стало исполнить её желание. Пан повёл философа ко гробу дочери. Хома содрогнулся, узнав в ней ту самую ведьму, которая каталась на нём ночью.
На закате гроб отнесли в церковь на краю села. Поздно вечером Хома и местные казаки сели ужинать возле сотниковой кухни. Все наперебой говорили, что умершая панночка была ведьмой, сделавшей землякам много зла. Рассказывали истории о том, как она пила кровь из живых людей, как заездила до смерти влюблённого в неё псаря Микиту.
Четверо казаков отвели Хому в церковь, где стоял гроб, и заперли там. Философ чувствовал сильную робость, хотя и успел за ужином подкрепить себя кружкой горелки. Он начал читать молитвы, всё время поглядывая на гроб – и вдруг увидел, как панночка приподнялась, встала и пошла по церкви.
Хома в страхе очертил вокруг себя круг и стал читать ещё громче. Ведьма с бешенством старалась поймать его руками, но не видела свою жертву и потому не находила её.
Через круг синий труп панночки не мог переступить: он всегда останавливался на самой черте. Ведьма вернулась в гроб, и он стал летать по церкви, однако тоже не мог преодолеть черты круга.
Панночка и гроб вернулись на своё место лишь после первого крика петухов.
Утром казаки отворили двери церкви. Изнеможённый Хома поспал и пообедал. Вечером его опять отвели в храм и заперли в нём.
Хома вновь начертил круг и стал читать. Труп поднялся из гроба и стал перед ним на самой черте, щёлкая зубами и ворча непонятные заклинания. По церкви прошёл ветер, в окна стали биться какие-то гадкие, крылатые создания… Всё опять кончилось по первому крику петуха. Пришедшие утром казаки нашли Хому едва живым. За ночь он весь поседел.
Философ заявил сотнику, что больше не будет читать молитвы по его дочери. Но пан настаивал, чтобы он провёл в церкви последнюю, третью ночь, угрожая иначе расправиться с ним плетьми. Когда Хома попробовал бежать через панский сад, казаки сотника догнали его и вернули обратно.
Хому заперли с гробом в третий раз. Панночка опять поднялась, дёргаясь в судорогах. Сонмы прилетевшей нечистой силы, выбив в церкви окна и двери, стали носиться вокруг философа. Но никто из страшилищ не видел его, пока ведьма не приказала привести царя гномов, Вия.
Косолапый Вий был весь покрыт землёй. Его ноги и руки напоминали жилистые, крепкие корни, а длинные веки висели до самой земли. Страшным голосом Вий повелел поднять себе веки. «Не гляди!» – шептал Хоме внутренний голос, но он не удержался и глянул. «Вот он!» – закричал Вий, уставив на Хому железный палец. Нечисть бросилась на несчастного, и он тут же умер от страха.
Хома Брут и Вий. Иллюстрации к повести Гоголя. Художник А. Кукушкин
Источник изображения
Возбуждённые гномы пропустили первый крик петуха. Они услышали только второй, когда спасаться им было уже поздно. Духи бросились из церкви, но не успели вылететь из неё, завязли в дверях и окнах. Утром жители села ужаснулись от страшной картины. Церковь, куда по зову ведьмы приводили Вия, была заброшена. Она заросла травой и бурьяном, и теперь уже никто не найдёт к ней дороги.
Автор краткого содержания
На нашем сайте вы можете прочитать полный текст повести «Вий», а также статьи Гоголь Николай Васильевич – биография, Гоголь – биография и творчество, Гоголь «Вий» – анализ
Источник: https://rushist.com/index.php/literary-articles/3136-gogol-vij-kratkoe-soderzhanie
Краткое содержание “Вия” Гоголя
Самая страшная, по мнению многих читателей, повесть Н.В.Гоголя – «Вий» – впервые увидела свет в сборнике «Миргород», напечатанном в 1835 году. По тематике и по стилистике она явно отличается от других произведений, ибо те носят характер исторический, как «Тарас Бульба», или бытовой, как «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Основу сюжета автор позаимствовал из украинского фольклора, ибо и сам по национальности был родом из Украины. Однако фольклорная, сказочная традиция – только внешняя канва, по которой Гоголь «вышивает» собственные узоры.
Так что сам он несколько лукавил, когда в примечании к публикации повести указал, что решил поведать фольклорную историю читателям почти в том же самом виде, в каком сам слышал ее когда-то.
К 1835 году автор «Ревизора» и «Мертвых душ» еще не перестал быть романтиком по манере письма и художественному стилю.
Таким образом, взяв сказочный фольклорный сюжет за основу, Гоголь развил его в новом, оригинальном ключе, ввел в ткань текста новые эпизоды, развернутые описания места действия и характеристики основных персонажей.
Стилистика произведения
Нельзя не обратить внимания на то, что по стилистике и образной системе «Вий» Гоголя примыкает к тем его повестям, которые составили основу его первого сборника – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мотивы, связанные с появлением нечистой силы, встречаются в «Майской ночи», «Вечере накануне Ивана Купала» и особенно в «Страшной мести».
Как тут пройдешь мимо!.
В советское время огромным событием стала экранизация «Вия», где в роли панночки-ведьмы блистала «Кавказская пленница» – актриса Наталья Варлей. Впрочем, эта роль запомнилась ей надолго – ведь потом пришлось покаяться за участие в фильме и за согласие на подобную роль. Ведь прикосновение к нечистой силе и дьяволиаде редко проходит бесследно даже для сильного духом человека.
Самым долгожданным событием для семинарии являются вакансии. Наступает время, когда бурсаков распускают по домам. И тогда большими группами они разбредаются из Киева кто куда. Если путь неблизкий, то приходится зарабатывать на жизнь духовными песнопениями.
Особенно есть смысл этим заниматься, проходя через более-менее зажиточные хутора. Трое друзей – богослов Халява, ритор Тиберий Горобец и семинарист Хома Брут – сбились с дороги по причине наступления ночи.
Их пускает на ночлег одна старуха на окраине хутора, но ставит условие, чтобы все легли в разных местах.
Схватка с ведьмой
Хоме отвели место в овечьем хлеву. Он уже начал отходить ко сну, как вдруг появляется старуха-хозяйка, оказывающаяся самой настоящей ведьмой. Она ловко вспрыгивает Хоме на плечи. Секунды – и оба они взмывают под небеса. Хоме тяжко, пот катится с него градом. Ему приходится вспоминать различные молитвы и кричать их вслух сбивающимся голосом.
Эффект есть – ведьма начинает слабеть. Они меняются местами. Теперь уже Хома верхом на старухе. Он хватает попавшееся под руку полено и что есть сил начинает охаживать им ведьму. Старуха падает на землю замертво, издав несколько диких воплей. И вдруг она оборачивается роковой красавицей. Объятый ужасом Хома торопится прочь. Он возвращается в Киев.
Спустя какое-то время его вызывает ректор и приказывает собираться в дальний хутор, где живет некий богатый сотник, у которого недавно умерла единственная любимая дочь.
Перед смертью она велела читать по ней отходные молитвы именно бурсаку Хоме Бруту. Хома пытается воспротивиться начальнической воле, чувствуя какой-то подвох.
Однако выбирать ему не приходится – сотник прислал для сопровождения бурсака нескольких здоровых казаков.
Страшное открытие
По приезде Хома является к сотнику. Тот интересуется, где он познакомился с его покойной дочерью. Хома отвечает, что понятия не имеет о ней.
И только когда он подходит к гробу, то в ту же секунду с ужасом понимает, что перед ним – убитая им же ведьма.
За ужином Хома вдоволь наслушался рассказов казаков о том, что творила панночка при жизни, и у него кровь леденеет в жилах при одной только мысли, что ему придется остаться наедине с гробом этой дьяволицы в течение целых трех ночей.
И вот наступает время первой ночи. Церковь, где стоит гроб, наглухо заперта. Хома приступает к своим прямым обязанностям, подходит к клиросу и оттуда начинает читать положенные молитвы. Ведьма сначала не подает никаких признаков жизни, но затем поднимается из гроба, начинает метаться по церкви.
Интуитивно Хома понимает, что спастись он может только в том случае, если очертит вокруг себя меловой круг, что в точности и исполняет. Ведьма злится и неистовствует, однако ничего поделать не может.
Поэтому меняет тактику – возвращается в гроб, тот поднимается в воздух и летает по церкви, однако всё тщетно – громкие молитвы и круг надежно защищают Хому от нечистой силы. Гроб падает. Из него поднимается позеленевший труп.
Раздается отдаленный крик петуха, возвещающий наступление утра. Ведьма упадает обратно в гроб и за ней захлопывается крышка.
Она уже не одна!
Днем Хома пытается прийти в себя, то спит, то прикладывается к горилке, то бесцельно слоняется по хутору. Однако развеяться и отогнать мрачные мысли не удается. Чем ближе к вечеру, тем задумчивее становится Хома.
Вечером его снова отводят в церковь и запирают там. Он вновь чертит спасительный круг, начинает громко читать молитвы. Когда он поднимает голову от книги, ведьма уже стоит рядом. Ведьма тоже шипит свои заклинания. Им вторит прочая нечистая сила, ломящаяся в двери. И второй раз крик петуха кладет конец разгулявшемуся бесовскому действу.
За эту ночь Хома поседел. Его находят еле живым. Хома умоляет сотника отпустить его с миром, боясь, что не переживет третьей ночи. Однако сотник грозит всыпать Хоме плетей, если тот вздумает ослушаться и сбежать. И хотя он действительно пытается бежать, но убегает недалеко. Его ловят и возвращают обратно.
Если бы он не посмотрел…
В третью ночь железная крышка гроба разлетается в стороны. Ведьма клацает зубами от злости, по всему приделу церкви разносятся ее визгливые заклинания, призывающие на помощь упырей и вурдалаков. Наконец, двери церкви все же срываются с петель, и все внутреннее пространство заполняет собой сонмище, где один другого отвратительнее. Шумят крылья, слышится царапанье когтей.
Собрав последние силы, Хома продолжает читать молитвы. Ведьма призывает на помощь Вия – приземистое косолапое чудовище с железным лицом. Его считают предводителем всей нечистой силы. Тяжелыми шагами Вий вступает в церковь и приказывает поднять ему веки.
Так же вы можете прочитать краткое содержание “Страшной мести” Гоголя. Это произведение считается одним из самых мистических произведений Гоголя.
Следующая наша статья посвящена еще одному Чехова “Лошадиная фамилия“, где автор с юмором повествует об одном случае из жизни дворянина, у которого сильно разболелся зуб.
Внутренний голос шепчет Хоме, чтобы он не поднимал глаза. Однако любопытство пересиливает ужас – Хома поднимает глаза и они встречаются с глазами Вия. Тот указывает на Хому. Магия мелового круга больше не действует. Весь сонм нечистой силы бросается на философа и тот падает замертво.
Поруганная церковь и поминки
За всеми этими событиями петух закричал уже второй раз. Бесы разлетаются кто куда, но скрыться успевают не все, некоторые застревают в проемах окон.
Церковь так и остается стоять, постепенно зарастая бурьяном и покрываясь мхом. Это место в округе справедливо считают проклятым.
Узнав о страшной участи товарища, Тиберий Горобец и Халява решают помянуть Хому горилкой. Главной причиной его гибели они считают трусость.
Современные режиссеры тоже не упускают гоголевский шедевр из виду.
Так, уже в этом году увидела свет принципиально новая экранизация повести, снятая еще несколько лет тому назад, но, видимо, ввиду финансовых затруднений, не вышедшая в широкий прокат вовремя.
Фильм по-своему замечательный и оригинальный, однако, приходится признать, что к гоголевскому шедевру он имеет весьма слабое отношение.
Картина снята в неопределенном, смешанном жанре – не то триллера, не то психологического детектива. Сохранены имена персонажей Гоголя, но сюжет переписан начисто. Поэтому если уж решиться на просмотр такого кино, то лучше все-таки представлять и первоисточник. Это поможет при последующем сравнении, хотя кино и литература – все-таки различные виды искусства.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/kratkoe-soderzhanie-vijj.html
Краткий пересказ – «Вий» Гоголь Н.В. (Очень кратко)
Краткий пересказ
«Вий» Гоголь Н.В. (Очень кратко)
Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.<\p>
Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.<\p>
Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.<\p>
За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.<\p>
Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов<\p>
ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.<\p>
Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.<\p>
Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.
<\p>
Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gogol-nikolaj/3231-kratkij-pereskaz-vij-gogol-n-v-ochen-kratko
Вий – краткое содержание
Самое ожидаемое событие для семинаристов – выпуск из семинарии. Небольшие группы семинаристов разъезжаются из Киева, зарабатывая еду пением духовных песен в богатых хуторах.
Трое семинаристов – Халява, Хома Брут и Тиберий Горобец теряют в темноте дорогу и выходят к хутору. Старая хозяйка пускает семинаристов на ночлег, но с одним условием – каждый будет спать в отдельном месте. Хоме Бруту достается овечий хлев.
Пытаясь уснуть, Брут замечает, что в хлев вошла старуха. Она сверкает глазами, ловит Брута и забирается ему на плечи. Хома понимает, что это ведьма, однако она уже летит с ним над землей. Брут пытается вспомнить все молитвы, чувствуя при этом, что ведьма слабеет.
Извернувшись, Брут умудряется выпрыгнуть из-под ведьмы. Он тут же запрыгивает ей на спину, хватает чурбачок и начинает им колотить старую ведьму. Она кричит и вскоре падает на землю, однако тут же превращается в молодую девушку, которая с предсмертными стонами лежит перед Брутом.
В ужасе Хома несется со всех ног обратно в Киев.
Ректор семинарии вызывает к себе Брута и дает ему наказ отправляться в далекий хутор к одному богатому сотнику, чтобы прочитать отходные молитвы – его дочь вернулась с прогулки сильно избитой. Последним желанием молодой девушки стало, чтобы Хома в течение трех дней читал по ней отходную.
Дабы он не ускользнул по дороге, специально для него прислали кибитку и 6 здоровяков. Когда Хома добирается до хутора, сотник любопытствует, откуда он знает его дочь и где они познакомились. Брут сам этого не знает, однако когда он приближается к гробу, то узнает в умершей девушке ведьму.
Во время ужина Хома выслушивает много рассказов о проделках юной ведьмы. Ближе к ночи его отводят в церковь с гробом, где его запирают. Он подходит к клиросу для прочтения молитв и очерчивает вокруг себя круг.
Во время чтения молитв, ведьма поднимается из гроба, однако не может преодолеть линию круга. Она ложится в гроб и начинает в нем летать, однако Хома находится под защитой молитв и очерченного круга.
Гроб падает и из него появляется позеленевшее трупное тело ведьмы, однако крик петуха заставляет ведьму упасть обратно в гроб. Крышка захлопывается.
В течение дня Хома отсыпается, пьянствует и бродит по хутору, но чем ближе вечер, тем тучнее он становится. Вечером его вновь ведут в церковь. Там он опять очерчивает вокруг себя круг и начинает громко читать молитву.
Труп ведьмы уже совсем близко, она стоит и смотрит на него своими мертвыми глазами, бормоча проклятья и заклинания, чья сила порождает ветер внутри церкви, а в двери начинает ломиться орда нечистой силы. Но, с первым криком петуха зло вновь отступает. Хома от страха становится седым, и поутру его обнаруживают еле живым.
Хома умоляет сотника, чтобы он его отпустил, однако тот не поддается на уговоры и лишь грозится страшной карой за непослушание. Тогда Хома решает сбежать, но попадается.
Наступает третья, последняя ночь. Невыносимая тишина внутри церкви разрывается лязгом железной гробовой крышки. Ведьма клацает зубами, с визгом изрыгает заклинания, двери падают с петель и орда различных чудищ пробирается внутрь, привнося шум крыльев и царапанье когтей. На остатке сил Хома читает молитвы.
Ведьма требует, чтобы ей привели Вия. Страшное низкорослое чудище с железным лицом тяжелыми шагами заходит в церковь. Этот предводитель нечистой силы приказывает поднять его железные веки. Внутренний голос Хомы подсказывает ему не глядеть, однако он не справляется с собой и смотрит.
Вий указывает на Хому пальцем и говорит: – “Вот он!”. Тут же вся нечисть бросается на Хому и дух покидает его тело. Во второй раз раздается крик петуха, первый его крик нечистая сила прослушала. Они бросаются наутек, но уже слишком поздно. Церковь на веки веков остается с застрявшей в окнах и дверях нечистью.
Она зарастает бурьяном и теперь никто и никогда не отыщет к ней дорогу.
Друзья Хомы – Тиберий и Халява узнают о его судьбе и принимаются поминать его в Киеве. После третьего стакана друзья приходят к выводу, что погиб философ из-за страха.
Источник: https://szhato.ru/gogol/135-viy.html
Краткое содержание Вий Гоголя за 2 минуты пересказ сюжета
Автор повести «Вий» Н. В. Гоголь.
Я бы не сказал, что повесть “Вий” так уж сильно отличается по “тематике и стилистике”. Стиль Гоголя вообще перепутать с чьим-либо невозможно в принципе.<\p>
Заряженный оптимизмом, Хома пошел на окраину села, в старую покосившуюся церковь читать заупокойные молитвы. Краткое содержание рассказа «Вий» (Гоголь Николай Васильевич – автор его) входит в фазу зубодробительного экшена.
<\p>
Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди! » — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. Вот он! » — указывает Вий на него железным пальцем.
<\p>
Нельзя не обратить внимания на то, что по стилистике и образной системе «Вий» Гоголя примыкает к тем его повестям, которые составили основу его первого сборника – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мотивы, связанные с появлением нечистой силы, встречаются в «Майской ночи», «Вечере накануне Ивана Купала» и особенно в «Страшной мести».
Это произведение считается одним из самых мистических произведений Гоголя. Вий» Гоголь написал более полутора веков назад. Тогда произведение вызвало немало толков и разговоров.<\p>
Вспоминаем классику: повесть «Вий», Гоголь (краткое содержание)
Все мы помним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души» и другие знаменитые творения. В 1835 году закончил свою мистическую повесть «Вий» Гоголь.<\p>
В рамках проекта “Гоголь.
200 лет” РИА Новости представляет краткое содержание повести “Вий” Николая Васильевича Гоголя – самого экранизируемого произведения писателя.<\p>
Если вы сейчас пересмотрите этот фильм, то страшно уже не будет. По сравнению с современными постановками советский Вий – кукольная постановка.
Интересно замечать, на сколько старые фильмы отличаются от современным, и художественно и технологически. Если, разумеется, читать самого Гоголя, а не “краткое содержание” его произведений.<\p>
Интригующе заканчивается эта часть произведения «Вий» (Гоголь).
Произведение «Вий» в свое время не было оценено по достоинству критиками. Белинский назвал повесть «фантастическою», лишенной полезного содержания.<\p>
краткое содержание повести
Произведение «Вий» не входит в обязательную программу по изучению литературы в общеобразовательных школах. В атмосферу древних сказочных легенд позволяет погрузиться эта мистическая повесть (здесь приведен ее краткий пересказ).
<\p>
В «Народном Брифли» мы вместе пересказываем книги. Каждый может внести свой вклад. Цель — все произведения мира в кратком изложении. Сюжеты и характеры.<\p>
Здесь Н. В. Гоголь («Вий»: краткое содержание – в фокусе нашего внимания) чрезвычайно реалистичен.
Краткое содержание ее будет представлено читателю в настоящей статье.
метр
Источник: https://ledofernol.ru/Kratkoe-soderzhanie-Viy-Gogolya-za-2-minu/
Краткое содержание повести «Вий» Н. В. Гоголь
Мистическое повествование, наполненное символизмом и метафорами, входит в сборник сочинений «Миргород». Краткое содержание повести «Вий» Гоголя даёт неполное представление о чувстве юмора писателя, и о его сложных отношениях с религией.
Произведение Гоголя «Вий» читается легко, но краткое содержание не уместит весь колорит украинской столицы и деревень позапрошлого века, перемешанный с мистицизмом автора.
Обычаи того времени велели, чтобы ученики духовной семинарии на каникулах сами себе зарабатывали на одежду и еду. Как правило, семинаристы отправлялись по окрестным сёлам и хуторам, и искали богатых покровителей. Они их развлекали учёными беседами, песнями, а в награду за это получали поросят, кур, кольцо колбасы и т. д… Всё это сваливали в мешок и отправлялись далее.
Главные герои «Вий» Гоголя – это философ Хома Брут и панночка (дочка сотника и ведьма в одном лице).<\p>
Второстепенные персонажи: приятели Брута – ритор Тиберий Горобец, богослов Халява, и сам сотник.
Повествование начинается с того момента, когда трое приятелей покинули стены семинарии, и в первый же день каникул заблудились между деревнями.
Лишь к ночи они вышли к небольшому хутору, который показался им несколько странным, но жилым.
Уставшие и голодные семинаристы постучали в двери первой же хаты, и двери им открыла старуха, которая пустила их переночевать, но при условии, что ночевать они будут в разных местах.
Хома Брут умудрился стащить из кармана приятеля сушёного карася, и не возражал, что старуха отвела его в пустой овечий хлев. Съев карася, Хома уже хотел было уснуть, но тут дверь скрипнула, и на пороге появилась старуха.
Молодой семинарист сначала не понял, что хочет от него хозяйка, но её намерения ему всё равно не понравились. Сбежать от старухи Хоме не удалось, и она совсем не с женской силой ухватила его и оседлала.
Выскочив из сарая, старуха верхом на Хоме скакала по полям и лугам, погоняя перепуганного до полусмерти бурсака метлой.
Поняв, что это ведьма, Хома стал быстро креститься и молиться, и это помогло, хватка ведьмы ослабла. Воспользовавшись моментом, Хома извернулся и сам запрыгнул на спину ведьмы. Сидя верхом на старухе Хома осмелел, и погнал её галопом под светом луны, не забывая её лупить по бокам поленом, которое он подобрал на дороге.
Наконец, ведьма обессилила, свалилась на дорогу и застонала. Изменившийся голос старухи показался Хоме странным, и он нагнулся, чтобы взглянуть на ведьму поближе.
Перед ним лежала сказочной красоты девица, с невероятной красы глазами и чёрными как смоль косами. Она умирала, и это привело Хому в ужас.
Не разбирая дороги, Хома бросился бежать, аж до самого Киева. Он старался забыть о странном происшествии, и это ему почти удалось.
В городе поползли слухи, что недалеко от Киева избили дочку богатого сотника и она умирает. Додумать Хома не успел, потому что его вызвал ректор, и приказал отправляться в село к сотнику, чтобы почитать отходную молитву его умирающей дочери. Таково было последнее желание панночки, а чтобы Хома не думал сбежать, сотник прислал за семинаристом экипаж и козаков для охраны.
Отходную Хома прочесть не успел, так как избитая панночка умерла в ночь его приезда. Он было обрадовался, да рано. Перед смертью дочка сотника наказала, чтобы три ночи подряд Хома Брут молился, и тем самым спас её грешную душу.
Тронутый горем отца, и обещаниями набить карман червонцами, Хома направился в дом, где стоял гроб с умершей девушкой. Сначала он не решался взглянуть на лицо девицы, но начав читать молитвы, её взгляд скользнул по телу усопшей, и замер на её лице. Это была та самая ведьма, и та самая девушка, которую он избил поленом несколько ночей назад.
На закате дня, гроб перенесли в церковь, а семинариста отправили отужинать перед долгой ночью. Мужики да бабы завели разговор о ведьмах, и начали рассказывать Хоме о проделках панночки.
Напуганный рассказами Брут, выпил горилки, и это несколько приободрило его. Когда его отвели в церковь и заперли двери на ключ, Хома смело принялся за дело. Расставил свечи, и подошёл к гробу.
Панночка не выглядела умершей, и Хоме даже показалось, что она смотрит на него.
Чтобы прогнать страх, Хома принялся петь молитвы, но с каждой минутой ужас всё больше охватывал его.
Внезапно он увидел, как панночка села в гробу, а затем вылезла и пошла бродить по церкви с закрытыми глазами. Она искала Хому и он это знал.
Студент вспомнил науку, очертил вокруг себя мелом круг, и принялся читать заклятия, изгоняющие злых духов. Панночка не могла его видеть, но она знала, что он тут.
Забравшись в гроб, панночка принялась летать в нём по церкви, но до философа добраться не могла. Ей мешал круг из мела и заклятия Хомы. С первым криком петуха, внезапно всё закончилось.
Гроб бухнулся на своё прежнее место, и панночка затихла.
Придя в хату, в которой Хому разместили, он уснул и проспал до обеда. Сон выветрил весь ужас из его головы, а кварта горилки, да запечённый поросёнок настроили на философский настрой.<\p>
Оставшийся день до вечера, Хома всячески пытался себя развлечь, но солнце неуклонно катилось за горизонт.
Войдя в церковь на второе ночное бдение, Хома уже знал, что его ожидает, и первым делом сразу очертил вокруг себя мелом круг. Он громко читал заклинания и не заметил, как панночка выбралась из гроба, и уже стояла в двух шагах от него. Ведьма его по-прежнему не видела и Хома читал заклинания всё громче и громче.
Внезапно по всей церкви пошёл ветер, раздался вой, скрежет, лязг зубов. Вся нечисть подземного мира рвалась в церковь, но внезапный крик петуха развеял чары.
На этот раз силы покинули Хому, и из церкви его пришлось выводить под руки. От ужаса перенесённой ночи, молодой семинарист поседел как старик.<\p>
Придя в себя, Хома отправился к сотнику с требованием отправить его в Киев. Он рассказал сотнику, что его почившая дочь ведьма, и он не будет читать по ней молитвы.
Но сотник как будто и не удивился такой новости, и пообещал награду в тысячу золотых червонцев за спасение души своей дочери. Отказа он не принял, и обещал выпороть, если Брут откажется. Для вида Хома согласился, но решил сбежать. Никакие деньги мира не стоят ещё одной ночи такого ужаса.
Побег оказался неудачным, и беглеца вернули на панский двор.
Выкушав полведра сивухи, Хома развеселился, запел, затанцевал, пока не свалился в пьяном сне.
Вечером Хому растолкали, снова накормили и отправили в церковь. Уже по пути слышался вой, похожий на волчий и лай собак. Всё это наводило жуть, своей неестественностью, и Хоме пришлось собрать всё своё мужество в кулак.
Очертив привычно круг мелом, Хома стал читать молитвы, но постоянно сбивался и заговаривался. В ужасе семинарист перекрестился и принялся петь заклинания, пока его не прервал грохот треснувшей крышки гроба. Покойница была ужасна.
Зубы её стучали, и из её зелёных губ вылетали страшные заклинания.<\p>
Поднялся вихрь и в старую церковь влетели адские создания. Они кружили по храму Божьему и искали философа, но волшебный круг его надёжно укрывал от их глаз.
Ведьма позвала Вия – это древнее чудовище с железным лицом, и веками до земли. Хома зажмурился и читал заклинания.
Внутренний голос уговаривал его не смотреть на Вия и продолжать чтение, но не выдержал семинарист. Как только он взглянул на Вия, тот его увидел и указал демонам на остолбеневшего Хому.
С визгами и воплями вся нечисть бросилась на несчастного Хому и вышибла дух из молодого философа.
Тут же раздался петушиный крик, все чудовища бросились прочь из старой церкви, толкаясь и давя друг друга. Они не успели, и первые лучи солнца осветили церковь, с застрявшими в дверях и оконных проёмах чертями.
Пришедший с первыми лучами солнца священник сбежал оттуда со всех ног, и со временем, дорога к проклятой церкви заросла кустами, да бурьяном. Никто не решался даже близко подойти к этому ужасному месту.
Приятели Хомы Брута ритор Тиберий Горобец и богослов Халява помянули незадачливого приятеля чаркой водки и обсуждали, что стало причиной его смерти. Нечистая сила его сгубила, страх, или неверие?
Повесть «Вий» Гоголя – это на самом деле краткое содержание легенды малороссов, которую писатель записал, почти ничего не изменяя. В чём смысл этой легенды можно понять, даже прочтя краткое содержание книги.
Одни молитвы без веры – ничего не стоят. Никакие молитвы не спасут, если ты сам пускаешь нечистого к себе и сам открываешь ему свои глаза и душу.
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-vii-gogol.html
Краткое содержание Гоголь Вий для читательского дневника
Хома Брут на своё несчастье встретил ведьму, которая оседлала его, как коня, и понеслась на нём по полям верхом. Сумев освободиться, парень сумел забраться на саму старуху и начал бить её поленом, пытаясь вырваться из-под её чар.
Позже его заставили читать молитвы над телом панночки, но, как оказалось, это и была та самая ведьма, желающая мести за свою смерть. Три ночи предстояло Хоме провести над гробом с панночкой в отчаянных попытках спастись от её заклинаний.
В последнюю ночь ведьма призвала Вия, направившего на уже поседевшего парня всю свою свору, и от страха Хома умер на месте.
Силы добра и зла ведут за людские души непрекращающуюся борьбу. Неравная борьба с нечистью, в которую вступает герой Хома Брут, приводит его к смерти, несмотря на то, что он отчаянно боролся с черной силой и даже сумел обмануть ведьму. Автор показывает, что даже стойкие героические натуры не всегда способны вырваться из плена враждебных чёрных сил.
Читать краткое содержание Вий Гоголя (читается за 2 минуты)
С первого месяца лета начинались каникулы, и семинаристы отправлялись по домам. Огромной толпой шли они по полям, свалив в мешок еды. Потихоньку все разбредались по своим домам, и толпа становилась всё меньше.
И вот остались по дороге 3 бурсака: Халява, Хома Брут и Тиберий Горобець. Запасы еды кончились, так что ребята решили завернуть в деревушку. Но, сойдя с дороги, они заблудились. Вскоре они увидели хутор.
Постучались в первый дом и упросили хозяйку-старуху впустить их на ночлег.
Философ лёг спать, как вдруг вошла к нему старуха: глаза блестят, руки в разные стороны. Испугался парень, хотел бежать, но понял, что не может пошевелить руками и ногами. Старуха села к нему на спину и поскакала на нём, как на коне. Понял философ, что это ведьма.
Начал Хома произносить все известные ему молитвы, ведьма ослабила хватку, а скачки стали медленнее. Сумел он выскочить из-под старухи, забрался на её спину, схватил полено по дороге и начал бить им по спине её. Старуха ослабла и упала на землю. Заглянул ей в лицо Хома – а там красавица с глазами, полными слёз.
Жалость охватила парня, и в мрачном расположении духа он решил поспешить в Киев.
По городу пошли слухи о дочери одного сотника: пришла с прогулки вся в синяках, сейчас при смерти и желает, чтобы молитвы у гроба читал семинарист Хома Брут. Узнав об этом, Хома выбежал из семинарии, прыгнул к козакам в бричку и отправился с ними в путь. Ночью подъехали они к хутору и решили остаться на ночлег.
Оглядел Хома окрестности и понял, что это хутор сотника. Решил бежать, но его остановили, сказав, что сотник ждёт философа у себя. Бурсак пытался объяснить, что он часто грешил, и не ему пристало молиться у тела девушки.
Сотник пригрозил, что если парень откажется – ему несдобровать, ну а если исполнит последнее пожелание панночки – будет ему награда.
Бурсак решил потерпеть три дня и прочесть все молитвы. На умершую посмотреть он не решился. Стало очень тихо, и Хома заметил, что сотник уже ушёл. Медленно, испуганно он повернул голову и взглянул на девушку. Его охватил ужас: это была та самая ведьма! Она лежала совсем как живая, поражая своей красотой.
Солнце садилось, и гроб с мёртвой понесли в церковь. После все отправились на ужин. Люди начали шептаться, что панночка была ведьмой. Спирид решил рассказать Хоме про Микиту. То ли он сам влюбился, что ли панночка очаровала, но с тех пор всё валилось у Микиты из рук.
Пришла к нему как-то девушка, да спросила: «Можно на тебя положить ножку?». Влюблённый обрадовался, схватил ее за обе ноги и поскакал как конь. Вернулся он еле живой. Прошло какое-то время, и нашли вместо него лишь горстку золы.
Потом Дорош рассказал про то, как панночка, обратившись собакой, проникла в дом и искусала до смерти ребёнка.
Наступила ночь, и Хоме предстояло отправиться в церковь. Взглянув на панночку, он поразился её красоте и вдруг увидел, как на её щеке застыла капля крови.
Парень начал читать молитвы, как вдруг мёртвая встала и начала бродить по церкви с закрытыми глазами и раскинутыми руками. Хома понял, что она ищет его, и начертил вокруг себя круг. За черту, им проведённую, панночка пройти не смогла.
Постояв у круга, панночка в ярости легла обратно в гроб, который начал быстро летать по церкви. Тут запел петух, и крышка гроба захлопнулась.
Наступила вторая ночь, и бурсака снов заперли одного в церкви. Он сразу же очертил вокруг себя круг и сел читать молитвы. Когда Хома поднял глаз, оказалось, что панночка стоит уже у самой черты круга. Она всё не могла поймать философа и начала читать страшные заклинания. От её бессвязных слов поднялся шум и грохот, но вновь запел петух. За эту ночь у парня поседели волосы.
В третью ночь Хома сразу начертил круг и начал читать. Ведьма принялась произносить проклятия. В церкви заметалась всякая нечисть, и панночка взвизгнула: «Приведите Вия!».
К ним вышел грузный человек с опущенными до пола веками, все руки были в земле, а лицо – железное. Вий громогласно попросил поднять ему веки. Не стерпел Хома и взглянул на него. Вий сразу же закричал, показав всем, где находится Хома.
Все мигом бросились на бедного философа, и помер он от страха в ту же секунду.
Читать краткое содержание Вий. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Гоголь. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Вий
Другие пересказы для читательского дневника
В сказке Шарля Перро «Красная Шапочка» речь идет о маленькой девочке, которая ходила в красной шапочке. Бабушка девочки жила далеко, к ее дому надо было идти через лес.
Ванька Жуков – сирота девяти лет отроду. Он жил с дедушкой в одной деревеньке, но вот уж три месяца как его отдали сапожнику Аляхину на обучение. Вечером перед Рождеством Ванька не спит
Повествования рассказа начинается на бескрайних, безлюдных и пустынных пространствах Сары–Озеки. Главным героем является Едигей, рабочим на пути Боранла-Буранный.
Апполодор встречается со своим товарищем и тот просит его рассказать о пире, проходившем в доме поэта. Пиршество это было уже очень давно, около 15 лет назад. Велись на нем беседы о боге Эроте и о любви.
Леля и Минька, брат с сестрой, очень любят ужинать с гостями родителей. В такие вечера на стол ставятся разные вкусные блюда, а взрослые рассказывают истории из своей жизни, которые дети любят слушать.
Краткое содержание рассказов для читательского дневника (краткие пересказы)
Источник: https://rus-poetry.ru/kratkoe-soderzhanie-gogol-vij-dlya-chitatelskogo-dnevnika/
Краткое содержание Вий – Гоголь Николай Васильевич
Вий Краткое содержание повести Самое долгожданное событие для семинарии – вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.
Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, – сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах.
Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. “Эге, да это ведьма”, – догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом.
Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму.
Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю – и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.
Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.
(No Ratings Yet)
Loading…
Чому не можна плвернути свыт.
Ви зараз читаєте: Краткое содержание Вий – Гоголь Николай ВасильевичПоет і натовп у поезії “Альбатрос” Шарля Бодлера »
Источник: https://ukr-lit.com/kratkoe-soderzhanie-vij-gogol-nikolaj-vasilevich/