Сочинение на тему: судьба в «портрете» гоголя

Сочинение на тему: Искусство в повести Портрет, Гоголь

­Искусство

Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” была написана в первой половине 19-го века и состоит из двух почти равнозначных частей.

Не последнее место в творчестве этого автора занимает тема мистики, поэтому и в данном произведении она проявляется со всей силой. В нем автор рассказал об одном портрете, обладающем сверхъестественными способностями.

В то же время он раскрыл более глубокие социально значимые проблемы, например, добра и зла, назначения искусства, власти денег и т. д.

Обратите внимание

Особенно трепетно он описал свое отношение к искусству. В обеих частях мы знакомимся с молодыми, талантливыми художниками, которые по-разному смотрят на жизнь.

Если в первой части, петербуржец Чартков буквально продает свою душу и талант за материальное благополучие, то во второй части Художник Б. пытается наоборот искупить добром грех, случайно совершенный его Отцом.

Первое, что мы узнаем, читая произведение, это образ жизни А. П. Чарткова.

Художник бедно живет и еле сводит концы с концами. Поэтому, когда ему неожиданно попадает в руки портрет, из рамы которого выпадают деньги, он безмерно радуется <\p>

и решает полностью изменить свою жизнь.

Если раньше он много трудился, развивал свой талант, жертвуя временем и усилиями, то теперь он стал рисовать только посредственные портреты под копирку и брать за это большие деньги.

Он стал ревностно относиться к работам других художников, завидовать им и при возможности порочить их доброе имя.

Все эти перемены произошли с героем после обнаружения клада в портрете. Во второй­ части автор дает разъяснение случившемуся. Оказывается, человек, изображенный на портрете, и при жизни приносил людям беды.

Он был злостным Ростовщиком, который одалживал деньги на якобы выгодных условиях, а затем брал с людей вдвое больше. Хуже всего, что все его должники становились несчастными. Та же участь теперь преследовала владельцев его портрета.

Что же хотел сказать этим автор?

В этой повести Гоголь подвергает сомнению суть искусства. Он яро осуждает этот портрет, не считая его искусством, а только материальной ценностью, от которой лучше быстрее избавиться.

Важно

Искусство для него, это то, что вначале создавал Чартков, вкладывая в свои работы всю душу. Это то, как до встречи с ростовщиком расписывал храмы отец художника Б. Искусство должно идти от души и не противоречить моральным принципам человека.

Каждый художник несет ответственность за то, что создает.

Именно так автору виделось назначение искусства, что он и хотел передать читателям. Он сам в каком-то смысле был художником, создающим литературные шедевры. При этом в свои произведения он вкладывал глубокий смысл, делая их интересными для чтения.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-iskusstvo-v-povesti-portret-gogol/

28 Проблема искусства и художника в «портрете» Гоголя

Повесть Гоголя
«Портрет»
делится на две
части.

В первой
говорится
о неком молодом
художнике Чарткове,

увидевшем портрет старика в каком то
захолустном магазинчике, и этого
живописца зацепили глаза старика, они
были настолько выписаны, что казались
просто живыми.

На последние деньги он
купил этот портрет, и принеся его домой
ему показалось, что старик, изображенный
на портрете, сам полностью живой и
вот-вот вылезет из портрета. Между тем
у Чарткова была
мечта

разбогатеть и стать модным живописцем.

И в эту же ночь ему снится, будто старик
вылез из своего портрета, и показывает
мешок, в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. На следующее утро он и
вправду находит деньги.

И после этого
момента его дела идут в гору, он и вправду
становится модным художником, но его
работы лишаются индивидуальности, и
как последствие, художник лишается
таланта. Однажды его просят раскритиковать
картину одного молодого художника, и
Чартков видит талант молодого художника
и в ужасе понимает, что променял
талант на деньги.


И тут он начинает скупать все картины
талантливых художников с целью уничтожить
их. Все это время ему мерещатся глаза
старика. Вскоре он умирает ни оставив
после себя ничего.<\p>

Вторая часть
рассказывает об аукционе на котором
продается эта картина.

Многие хотят ее
купить, но один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, так как
он давно его искал. Человек, купивший
портрет рассказывает невероятную
историю. Давным-давно жил в Петербурге
некий ростовщик, отличавшийся от прочих
возможностей ссудить какую угодно сумму
денег.

Но странная особенность – все,
кто получал от него деньги, заканчивали
жизнь печально. Однажды ростовщик
попросил художника, отца покупателя,
изобразить его. Но чем дольше художник
рисует, тем больше отвращения испытывает
к старику. Когда портрет оказывается
нарисованным, ростовщик говорит, что
теперь будет жить в портрете, вечером
следующего дня умирает.

В самом художнике
происходит перемены: он начинает
завидовать таланту ученика… Когда же
портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется,
что и приятелю портрет принес несчастье,
и он его продал. Художник понимает,
сколько беды может принести его творенье.
Приняв, постриг в монахи, завещает сыну
найти и уничтожить портрет. Он говорит:
Кто заключает в себе талант, тот чище
всех должен быть душою. Люди, слушающие
рассказ, оборачиваются к портрету, но
его уже нет – кто успел украсть его. Так
заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

. «Портрет» –
повесть о
судьбе художника

и борьбе
добра и зла в душе человека
.
Автор использует традиционный мотив:
деньги, богатство в обмен на
душу
.

Совет

Повесть
затрагивает многие проблемы: борьба
добра и зла в душе человека, власть денег
над человеком, но самая главная
проблема назначения искусства

(искусство истинное и мнимое) .

В этом
произведении мы встречаемся с тремя
живописцами: это молодой
Чартков
,
иконописец
и его сын.

О Чарткове
рассказано в первой части. Он предстает
перед нами довольно талантливым, но
бедным и ропочущим на свою судьбу. Герой
повести «Портрет» — молодой одаренный
художник Чартков — беден. Гоголь рисует
неприхотливый быт художника, скудную
обстановку его жилья, ветхое платье.

в
его характере, как проницательно подметил
профессор живописи, учитель Чарткова,
есть нетерпение, он склонен поддаваться
чарам, соблазнам<\p>

В обычной жизни
слабости принимают иной вид: его «уже
начинает свет тянуть», на шее повязан
«щегольской платок», а на голове красуется
«шляпа с лоском».

Ему хочется кутнуть,
щегольнуть. Но до поры до времени «он
мог взять над собою власть», пока не
произошел случай, круто повернувший
его судьбу.<\p>

Молодой художник
обижается на то, что модные живописцы
рисуют несколько “картинок” и
получают большие деньги, а он вынужден
жить в бедности и безызвестности.

И
вдруг он попадает в небывалую ситуацию:
он получает все, о чем мечтает через
таинственный портрет. Он не сразу
поддается искушению, а сначала решает
купить манекенов и гравюр и серьезно
заняться искусством. Но в нем заговорили
22 года и юность. Внутренний голос и
желания художника противостоят его
рассудку.

Обратите внимание

Он бросается покупать ненужные
вещи, тратит деньги на недоступные ранее
удовольствия.

Почему же
деньги оказались сильнее таланта
художника
То
есть у Чарткова есть талант и желание
учиться, но другая часть его души жаждет
мгновенного успеха и славы. И именно
эта часть пересиливает первую.

Поводом
для этого стали дьявольские деньги,
которые толкали Чарткова к славе, но за
которые ему пришлось заплатить своим
талантом. В итоге человек морально
падает.<\p>

Художник, отец
рассказчика второй части совершил грех,
написав портрет ростовщика. Он уходит
в монастырь и становится отшельником.

Здесь человек проходит путь не от таланта
к гибели,

а от совершения
греха до восхождения к добру
.
Проведя долгие годы в молитвах и постах,
он наконец берется за кисть и пишет
рождество Иисуса. Иконописец дает
наставление двадцатилетнему сыну, тоже
художнику, который собирается в
путешествие в Италию. Этот художник Б.

такой же молодой как и Чартков, но как
мы видим из описания его на аукционе,
это был немодно одетый молодой человек,
которому чужды все светские потрясения
и которого не волновала мода. Он, получив
от отца просьбу найти и уничтожить
портрет, приходит на аукцион.

<\p>

В повести судьбы
трех художников

объединяет портрет
ростовщика,

который в конце таинственным образом
исчезает с аукциона. Мы видим в поэме
двух совершенно разных художников,
судьбы которых связаны одним портретом.

Но в первом случае художник проходит
путь от таланта к гибели, а во втором –
путь от совершения греха к добру. Гоголь
говорит об ответственности художника
за свое творение; главная цель живописца
– «пробуждать чувства добрые» . Автор
показывает читателю, каким должен быть
настоящий художник: «кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою» .

Гротесковое,
фантастическое начало

присутствует и в повести «Портрет»,
которая вошла в сборники «Арабески» и
«Петербургские повести» и считается
наиболее романтической. В ней встает
несколько проблем:
нравственной

ответственности художника перед собой
и искусством, зависимости
таланта от моды и денег
,
а также дьявольской
сущности искусства
.

Выразительной
параллелью, проясняющей мысль Гоголя,
служит один эпизод из второй части.
Пришедший к художнику (отцу рассказчика)
ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня
портрет. С необыкновенным рвением он
принялся за работу, но, нарисовав глаза,
не мог докончить портрета, почувствовав
«тревогу непостижимую». С тех пор он
изменился.

Важно

Однажды он принялся писать
новое полотно. Все единодушно предрекали
ему победу в конкурсе, как «вдруг один
из присутствовавших членов, если не
ошибаюсь, духовная особа, сделал
замечание, поразившее всех.

«В картине
художника, точно, есть много таланта,—
сказал он,— но нет святости в лицах;
есть даже, напротив того, что-то демонское
в глазах, как будто бы рукою художника
водило нечистое чувство». Все взглянули
и не могли не убедиться в истине сих
слов».

<\p>

Овладевшее душою
дьявольское наваждение непроизвольно
и как бы незаметно для самого художника
(и человека) проникает в его произведения.
И никакой талант не может изменить
кощунственного содержания.

Напротив,
талант всемерно раскрывает смысл
нечистых побуждений, хотя для неопытного
или «околдованного» взгляда такой смысл
может оставаться непроясненным. Сама
по себе одаренность еще ничего не говорит
о человечности или бесчеловечности
искусства. Гуманность, по мысли Гоголя,
содержится в сердце, в чувствах, в натуре
художника.

Но вследствие этого трудно
различить человеческое (на языке Гоголя
— христианское, Божественное) и
нечеловеческое, дьявольское, демоническое:
то и другое может быть изображено искусно
и мастерски.<\p>

Художник превратился
в ненавистника искусства, уничтожающего
произведения своих талантливых собратьев.

Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд
Чарткова со взором василиска, а его с
гарпией, отравляющей все вокруг, с
демоном, ненавидящим и презирающим мир)
начало растет и ширится, приобретая
фантастические размеры: портрет «двоился,
четверился в его глазах: все стены
казались увешаны портретами, вперившими
в него свои неподвижные, живые глаза».

Довершают разрушение личности болезнь,
припадки бешенства и ужасная смерть.<\p>

Фантастическое,
выявляющее страшную власть демонического
начала, служит у Гоголя предупреждением
о необходимости хранить духовность,
серьезно и ответственно относиться к
нравственным достоинствам и гуманистическому
содержанию личности.<\p>

Итак, начав писать
ради денег светские портреты и став тем
самым модным художником, Чартков
преисполнился злобой и завистью ко
всему прекрасному и в припадках безумия
начал уничтожать произведения искусства.

Совет

Таким образом,
социальная проблема золота, которое
губит художника, осложняется в повести
собственно эстетической проблемой:
цели и назначения художника. Поэтому
Гоголь прибегает к приему «сравнительного
жизнеописания», дав, по контрасту с
историей Чарткова, историю художника-схимника,
осознавшего высокую религиозную сущность
искусства и наставляющего в финале
своего сына: «Намек о божественном,
небесном рае заключен для человека в
искусстве, и потому одному оно уже выше
всего. И во сколько раз торжественный
покой выше всякого волненья мирского,
во сколько раз творенье выше разрушенья;
во сколько раз ангел одной только чистой
невинностью светлой души своей выше
всех несметных сил и гордых страстей
сатаны, во столько раз выше всего, что
ни есть на свете, высокое созданье
искусства. Все принеси ему в жертву и
возлюби его всей страстью, не страстью,
дышащей земным вожделением, но тихой
небесной страстью; без нее не властен
человек возвыситься от земли и не может
дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит
в мир высокое созданье искусства».<\p>

По контрасту к
истории Чарткова развертывается
предыстория портрета. С другим художником
происходят те же превращения: он тоже
почувствовал зависть к ученику. Но, в
отличие от Чарткова, он понял тайные
причины своего падения и освободился
от власти портрета. Причину он отыскал
в себе самом, хотя она пришла к нему
извне вместе с ростовщиком, заказавшим
свое изображение. Однако художник принял
заказ, как бы впуская демонское начало
в свою душу, и, следовательно, возложил
на себя полную ответственность за
необдуманный поступок.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:27/

Сравнительная характеристика трех образов художников в произведении “Портрет”

Сочинения › Гоголь Н.В. › Портрет

Готовые Домашние Задания

«Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков, иконописец и его сын.

Читайте также:  Как проявляется позиция автора в финале рассказа «судьба человека»?

О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько “картинок” и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности.

И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку.

Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: “У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится – ты им занят… Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…

Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением… Берегись, тебя уж начинает свет тянуть… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант…”. Слово “модный” встречается в его речи три раза и звучит как упрек.

То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает.

В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о “молодом художнике с талантом”, а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами.

Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса.

Обратите внимание

Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем».

Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода.

Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион.

В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.

Сочинения по теме:

  • Две жизни, два творца, два художника – две сюжетные линии в повести Н. В. Гоголя “Портрет” сочинение
  • Каким является изображение гоголевской абсурдности, бездуховности и враждебности к искусству, в петербургских повестях “Невский проспект” и “Портрет” сочинение

Источник: https://1soch.ru/gogol-nv/portret/sravnitelnaya-harakteristika-treh-obrazov-hudojnikov-v-proizvedenii

Сопоставительная характеристика трех художников в «Портрете» — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Портрет»

«Портрет» – сказание о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении самопишущий эти строки встречаемся с тремя живописцами: это неоперившийся Чартков, богомаз и его сын. О Чарткове рассказано в первой части.

Мефист предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим получай свою судьбу.

Молодой художник обижается на где-то, что модные живописцы рисуют несколько «;картинок»; и получают взрослые деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности.

И за (волшебству он попадает в небывалую ситуацию: он получает безвыездно, о нежели мечтает через таинственный портрет.

Он маловыгодный (одним поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и развернуто заняться искусством. Но в нем заговорили 22 годы и молодежь. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку.

Милок бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги с птичьего полета недоступные ранее удовольствия.

Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: «;У тебя угощаться талант; грешно будет, если ты его погубишь. А твоя милость нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно зачем-нибудь полюбится — ты им занят… Во вкусе хотите, чтобы из тебя не вышел последний крик изограф…

Рисунок у тебя не строг, линия малограмотный видна; твоя милость уж гоняешься за модным освещением… Спасайся кто может, тебя уж начинает свет тянуть… Оно приманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики сопровождать деньги.

Важно

Да ведь на этом губится мыслитель…»;. Слово «;модный»; встречается в его речи три раза и имеет п как упрек. То есть у Чарткова есть головастик и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И смотри то-то и есть эта часть пересиливает первую.

Поводом на сего стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, только лишь за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге народа нравственно падает.

В начале повести о Чарткове Гоголь сказал в вкусе о «;молодом художнике с талантом»;, а в конце первой части определённый художник покупал лучшие картины и, принеся их к родным пенатам, с бешенством тигра кидался получи и распишись них, рвал, разрывал, изрезал получи кусочки и топтал их ногами.

Пачкун, отец рассказчика следующий части совершил грех, написав образ ростовщика. Дьявол уходит в монастырь и становится отшельником.

Тогда человек проходит приступ не от таланта к гибели, а ото совершения греха прежде восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, черт наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса.

Не с ветру настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, неважный (=маловажный) мочь человеку с помощью одного человеческого искусства устроить такую картину: праведница высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем».

Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, в свою караван художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот изограф Б.

такой же молодой как и Чартков, но в духе пишущий эти строки видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды давно настоящего времени светские потрясения и которого не волновала поветрие.

Совет

Некто, получив от отца просьбу найти и перевести живой портрет, приходит на аукцион. В повести судьбы трех художников объединяет похожий ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.

Источник: https://sochbox.com/sopostavitelnaya-xarakteristika-trex-xudozhnikov-v-portrete-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-v-gogolya-portret/

Готовые школьные сочинения

Авг
24 2013

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1

Н. В.Гоголь.

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. Рассказ учителя о работе Н. В.Гоголя над повестью, появившейся в 1835 году в составе сборника “Арабески” и встретившей неодобрительные отзывы, резкую критику В. Белинского.

Чтение отрывка из статьи Белинского “О русской повести и повестях Гоголя”. Проблемный вопрос: “Действительно ли “Портрет” есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде”, а вторая часть “приделка, которая решительно ничего не стоит”?”.

Инсценирование первой редакции повести группой заранее подготовленных учеников и задания классу для домашнего чтения второй редакции, созданной Гоголем в Риме в 1841 – 42 годах. Размышления о различиях первой и второй редакций. Изменение фамилии героя (Чертков – Чартков).

Исключение мистических появлений портрета

И заказчиков, прояснение слога и развертывание реалистических характеристик второстепенных персонажей (Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы – заказчицы портрета и др.).

Центральный вопрос анализа: “Почему погиб талант художника?” Отношение Чарткова к бедности и своему труду в начале повести. Впечатление, произведенное портретом. Словесное рисование: “Чартков перед портретом ростовщика”. Сон и явь в повести.

Осуществление мечты о богатстве и славе. Секрет успеха Чарткова – угождение самолюбивым заказчикам и отход от подлинного искусства. Правда в искусстве и успех среди публики – «две вещи несовместные» для Гоголя.

Необходимость трагического отречения художника от соблазнов удобства, славы, богатства.

Судьба истинного художника в повести – обобщенный портрет Александра Иванова. Дружба Гоголя с Ивановым в Риме. Картина “Явление Мессии” и подготовительные этюды к ней. Поиски учениками среди них контрастов и аналогов портрету ростовщика: “Голова прислушивающегося”, “Голова Иоанна Крестителя”, “Голова фарисея в чалме”. “Портрет Гоголя” (1841 г.

). Размышление о том, что отличает портрет ростовщика от высокого искусства. Представление Гоголя об озаряющей силе искусства, помогающей победить низость и ужас жизни. Чартков, переходящий от молодого опьянения радостями жизни к самоутверждению в ней. Следы художественных склонностей и жажда золота, побеждающая в Чарткове даже желание славы.

Обратите внимание

Дискуссия: “Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к разрушению?” Неосуществленность таланта, ведущая к злу, зависти и, в конечном счете, к гибели.

Вторая часть повести – история о победе души художника над злом, олицетворенным в дьявольском портрете ростовщика, облик которого в первой редакции исчезал с полотна, а во второй вновь терялся в мире сам портрет.

Размышление о смысле изменения финала и большей реалистичности позиции Гоголя в окончательном тексте повести.

Теория литературы. Фантастическое и реальное в литературе.

Внеклассное чтение. Н. В.Гоголь. “Невский проспект”, “Нос”.

Литературное творчество. Сочинение “”Петербургские повести” Гоголя и картины П. Федотова”. Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».

В. Г.Белинский. “О русской повести и повестях Гоголя”, , “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Сочинения Александра Пушкина .

Белинский — “одно из самых замечательных лиц николаевского периода”. Личность великого критика в восприятии современников (А. И.Герцен, П. В.Анненков, И. С.Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Я.Панаева и др.).

Борьба за утверждение “реальной поэзии” в искусстве. “Исторический взгляд” на русскую литературу — обзор статей из цикла “Сочинения Александра Пушкина”.

Разработка и пропаганда принципов “натуральной школы”. Составление “манифеста направления” на основе статей Белинского.

Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога критика с самим собой.

Теория литературы. Критика как вид литературного творчества. Цели и приемы публицистики.

Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.

Литературное творчество. Рецензия на “главную” книгу года.

А. И.Герцен. “Кто виноват?”, “Сорока-воровка”, “Былое и думы”

(обзор).

Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба А. И.Герцена — главы из книги “Былое и думы”.

“Былое и думы” — исповедь, утверждающая достоинство, высокое назначение человека и веру в “благородные инстинкты человеческого сердца” (П. В.Анненков).

Важно

А. И.Герцен в России. “Семейная разладица” славянофилов и западников. Чтение глав “Наши” и “Не наши” четвертой части “Былого и дум”, сообщения учеников на тему: “Историческое развитие России в осмыслении западников и славянофилов”.

Отношение Герцена к человеку и его роли в истории. Человек как деятельный субъект истории. Размышления учеников о причинах, побудивших Герцена покинуть Россию. Роман “Кто виноват?” и повесть “Сорока-воровка”: анализ, организованный проблемным вопросом: “Какая власть — случая или закона — определяет судьбы героев этих произведений?”

Европа до 1848 года — арена “великой борьбы независимости и человеческих прав”. Причины разочарования Герцена в Европе и возрождение веры в историческую миссию России.

Отношение Герцена к событиям и людям, критерии оценки человека и события, которыми определялись эти отношения. Организация диспута: “Прав ли Герцен, утверждая, что будущность людей и народов зависит “от нас с вами”?”

“Полярная звезда” и “Колокол” — трибуна свободы слова, обращенного к России и призывающего “к великому развитию всех ее неистощимых сил”.

Словесное рисование снимков для “фотоальбома” о “грозном ритурнеле” истории и людях, в нем участвовавших (по прочитанным главам “Былого и дум”).

Теория литературы. Жанр мемуаров. Документализм и

Художественность.

Внеклассное чтение. И. Эренбург. “Люди. Годы. Жизнь”.

Литературное творчество. Полемический отклик на статью или передачу.

Герой времени. Обзор литературы и искусства 50-60-х гг.

Конец 60-х гг. для России — это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И. А.Гончарова и И. С.Тургенева.

Большое влияние на формирование взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России оказал социальный пафос статьи Н. А.Добролюбова “Когда же придет настоящий день?”. Отзыв-характеристика учащихся о героях произведений И. А.

Гончарова и И. С.Тургенева с опорой на суждения критиков.

На рубеже десятилетий, в период реформ, предметом пристального внимания и изучения в искусстве становится народ. Осмысление национального характера воспринимается как задача искусства. Этому посвящены стихотворения Н. А.Некрасова, музыкальные миниатюры М. П.

Совет

Мусоргского и А. С.Даргомыжского, “Портрет крестьянина” И. Н.Крамского и др. Критика социальной действительности становится доминантой в искусстве.

Изображение духовной нищеты власть имущих, страданий народа и вырождения религиозных идеалов становится главной темой творчества художника В. Г.Перова ^Чаепитие в Мытищах близ Москвы “, “Проводы покойника “, “Сельский крестный ход на Пасху”).

Читайте также:  Может ли сострадание к людям быть проявлением эгоизма?

Сочинение-миниатюра: “Народ в русском искусстве середины XIX века” — обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.

Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала
“Современник”, получивший зачастую прямо противоположную оценку в
письмах и мемуарах современников.

Различия в понимании искусства
были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России,
на цели и задачи ее настоящего.

Те же процессы происходили в музыке и
живописи: наряду с академической школой живописи организуется
артель молодых художников во главе с И. Н.Крамским, положившая

начало обществу “передвижников”; наряду с Петербургской

Консерваторией организуется сообщество композиторов “Могучая кучка”. Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками “чистого искусства”, помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М. П.Мусоргского на стихи Н. А.

Некрасова и увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” И романсы П. И.Чайковского — яркий пример различного понимания природы искусства в музыке. Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы.

Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и аппеляцией к собственным впечатлениям учащихся.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » “Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1 . Литературные сочинения!

Источник: https://testsoch.net/portret-povest-o-sudbe-xudozhnika-i-borbe-dobra-i-zla-chast-1/

«Портрет» Н.В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда

На данной странице представлено сочинение на тему , которое было добавлено 07.08.2015. Сочинение «Портрет» Н.В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда уже просмотрело человек, оценило 0 человек. Надеемся что сочинение на тему «Портрет» Н.В. Гоголя и «Портрет Дориана Грэя» О. Уальда поможет вам.

Если данное сочинение вам понравилось то вы можете поделиться им с друзьями. Рекомендуем вам ознакомиться с данным сочинением, прочитать комментарии и на основании полученной информации написать свое изумительное сочинение.

Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” и роман Оскара Уальда «Портрет Дориана Грея» разделяют годы и расстояния.

Их объединяет проблема, положенная в основу обоих произведений: нельзя ради наслаждения преступать нравственные законы.

    В повести Гоголя «Портрет» есть и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.

Обратите внимание

    Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный.

Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа…

кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете.

Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром.

Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе.

Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему.

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», – говорит отец сыну во второй части повести. Эти слова почти дословно повторяют слова Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

    Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру.

И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение.

Важно

Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова «Последний день Помпеи», прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «Арабески».

    Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

    Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос.

Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика.

Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.

    Роман «Портрет Дориана Грея» – о красоте внешней и внутренней, об их соотношении в человеке, о нравственности. Сюжет ее заключается в том, что некий Художник пишет прекрасный портрет очень красивого юноши. Художник знакомит этого юношу, “чистого душой и помыслами”, со своим другом Генри.

Генри циничен (во всяком случае, внешне), обладает даром убеждения, его речи – речи искусителя. Он убеждает юношу (зовут которого Дориан), что от жизни нужно брать все, что молодость – высшая ценность, что совесть – лишь трусость и т.д. Дориан меняется в минуту, на глазах изумленных читателей.

Он “искушен”, хочет чувствовать все, испытать все удовольствия, сделать из своей жизни произведение искусства. Видя свой портрет, он в сердцах умоляет сделать так, чтобы портрет старел вместо него. Его желание сбывается.

Совет

Дориан сохраняет молодость и красоту, а главное – его грехи отражаются не на его лице, а на портрете.

    И вот Дориану 38 лет. Он все такой же. Его жизнь грешна. Об этом все подозревают, но все подозрения рушатся, стоит лишь посмотреть на его лицо. Оно невинно, как и двадцать лет назад. Однажды Дориан рассказал тому Художнику, что написал портрет, о своей тайне. И, испугавшись, убил его.

Дориан еще делает попытки свернуть на путь добра, мучается и, в итоге, решает уничтожить портрет. Как только он вонзает нож в картину, он падает мертвым. И все его годы и грехи отражаются на лице героя. А портрет становится таким же прекрасным, как был когда-то.

Портрет Дориана Грея олицетворял его совесть и, пытаясь убить свою совесть, Дориан убивает себя.

    В романе Оскара Уальда, как и в повести Гоголя, звучит и тема искусства. Она показана в истории артистки Сибиллы Вэн, брошенной Дорианом и лишившей себя жизни. Девушка изумительно играла шекспировских героинь, пока не знала любви, и Дориан влюбился не в нее, а в созданные ею прекрасные образы.

Полюбив Дориана, Сибилла сразу теряет свое мастерство. Воплощать на сцене страсть можно только с совершенно холодным сердцем. Узнав о самоубийстве Сибиллы из газет, Дориан восклицает: «Как бы я плакал, если бы прочел о ее смерти в каком-нибудь романе!» Эта фраза подчеркивает мысль Уайльда о превосходстве искусства над жизнью.

Но искусства истинного, в основе которого лежит нравственность.

    В основе повести Гоголя и романа Уальда лежат мысли о нравственности и искусстве. Оба автора утверждают, что нет ничего такого, ради чего стоит нарушать законы нравственности. А искусство писатели ставят на высшую ступень человеческого бытия. «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего…

Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства», – пишет Гоголь. И ему созвучны мысли об искусстве Уальда.

Источник: https://xn—-8sbhepth3ca.xn--p1ai/blog/portret_n_v_gogolja_i_portret_doriana_grehja_o_ualda/2015-08-07-591

Фантастическая повесть Гоголя «Портрет»

 «Портрет» является опытом создания романтической фантастической повести на современном материале. В отличие от «Вечеров» и «Вия» фантастика здесь не имеет фольклорного характера. И она творит не прекрасный мир мечты, но направляется на социальные явления.

В «Портрете» Гоголь становится очень близок к зарубежным романтикам, особенно Гофману. Фантастическим, «сверхъестественным» Гоголю представляется(власть денег, все более захватывающая мир. Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление и создание человеческого духа — искусство, творчество.

В повести она воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое как бы проникает в обыденное, рождается из него.

В лавочке на Щукином дворе, нарисованной Гоголем со всей «натуральностью», молодой художник Чертков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, а образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реальной петербургской Коломны.

Обратите внимание

Сделавшись обладателем денег, оказавшихся в рамке портрета, Чертков поддается их злому обаянию и изменяет искусству.

Он начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту, становится прозаическим и практическим человеком. Его «страстью» и «идеалом» делается золото.

Но творческий дар Черткова гибнет и потому, что объект его изображения (светский Петербург) однообразен и не может вызвать вдохновения.

«Казалось, кисть его сама приобрела, наконец, ту бесцветность и отсутствие энергии, которою означались его оригиналы».  

Во второй части повести раскрывается происхождение страшного портрета, создается образ художника, его создателя. Рисуя умирающего Петромихали, он смог «совершенно схватить» огонь его глаз и тем самым увековечить на полотне часть демонической сути.

Поняв, что его оригиналом был «сам антихрист», и удостоверившись в губительном воздействии портрета на людей, живописец удаляется в монастырь и предается покаянию, весь устремляется к религии. Создав картины идеального содержания, он искупает свой «грех». Идея II части утопична, религиозно окрашена.

Но она своеобразно выражает страстное стремление Гоголя найти пути борьбы со злом! Главная роль при этом отводится искусству. В романтической абсолютизации искусства во многом кроются корни последующих идейных заблуждений писателя.

С другой стороны, романтическая позиция приводила Гоголя к утверждению героической общественной миссии художника и сопровождалась огромной требовательностью к его нравственному облику. Создать прекрасное и доброе искусство может лишь прекрасный, духовно чистый человек)— и отсюда та проповедь нравственного очищения и подвижничества, обращенная к художникам, которая содержится в повести.

Включив «Портрет» в Собрание своих сочинений 1842 г., Гоголь значительно переработал повесть. Фантастический колорит в ней остался, но сделался более сложным, границы фантастического размыты, реальность совершенно незаметно переходит в нечто чудесное и обратно.

Важно

Усложняются мотивы духовного падения Черткова: оно не только связано с роковой ролью портрета, но и психологически мотивировано. Не случайно старый профессор видит в своем ученике наряду с талантом и любовью к искусству, легкомыслие молодости и склонность к тщеславию.

Создается реальная мотивировка, что свидетельствует о глубоком проникновении Гоголя в «механизм» буржуазного общества: художник создает себе «рекламу», подкупив продажного журналиста (возможно, намек на Булгарина).

Речь в повести идет о сущности и специфике искусства, о его границах. Художник, автор портрета, давно мечтал о странном ростовщике как модели «духа тьмы», в котором ему хотелось осуществить «все тяжелое, гнетущее человека». Имеет ли право художник на изображение подобных явлений? И Гоголь приходит к выводу: да, имеет.

Для истинного художника «нет низкого предмета в природе».[Гоголь утверждает правомерность, более того — необходимость обращения искусства к безобразной действительности. Чтобы устремить общество к прекрасному, необходимо показать «всю глубину его настоящей мерзости. Но писателя волнует вопрос, как изображать отрицательное.

Не приведет ли стремление быть адекватно верным действительности к торжеству «злой» правды и утрате искусством его идеального, возвышающего человека значения? Поэтому для Гоголя продолжает быть ценным главнейший творческий принцип романтизма — проведение жизненного материала, в том числе и низкого, «презренного», сквозь «чистилище души» художника.

Отсюда на художника возлагается великая ответственность. Гоголь предъявляет максималистские требования к его личности: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится». Противоречивость эстетической программы Гоголя заключается в выдвижении мысли о «примиряющем» значении искусства.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «подснежник» для читательского дневника (и. бунин)

Считая, что истинное искусство «не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу», Гоголь становится близок к идеям пассивного романтизма и вступает в противоречие с пафосом собственного творчества.

Кроме того, в повести возникает, правда, эпизодический образ Екатерины II, которая показана «великодушной» меценаткой и покровительницей искусств, якобы расцветающих при блеске монархического правления. Во II ред., таким образом, намечается движение к идейному кризису Гоголя.

Совет

Высоко оценив первую часть повести, в том числе ее фантастический мотив, Белинский весьма критически отозвался о второй, имея в виду ее отвлеченный, рассудочный характер. В 1842 г.

в одной из статей о «Мертвых душах» критик остановился и на только что появившейся II редакции «Портрета».

Отметив, что I часть «стала несравненно лучше», он еще более резко, чем раньше, осудил вторую, не принимая ее религиозно окрашенной фантастики и считая, что «мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе» и выполнил бы «просто, без фантастических затей».

Источник: https://testsoch.info/fantasticheskaya-povest-gogolya-portret/

Гоголь. «Портрет»

Учебник для 10 класса<\p>

Литература

Гротесковое, фантастическое начало присутствует и в повести «Портрет», которая вошла в сборники «Арабески» и «Петербургские повести» и считается наиболее романтической. В ней встает несколько проблем: нравственной ответственности художника перед собой и искусством, зависимости таланта от моды и денег, а также дьявольской сущности искусства.

Конечно, Гоголь отрицает демонический характер искусства, но, вопреки его мнению, такая проблема возникает в повести невольно.

Она восходит к коллизии второй части ва-кенродеровских «Фантазий об искусстве» (первоначальное название книги «Сердечные излияния отшельника, любителя изящного»), <\p>

«Портрет» имеет две редакции — раннюю («Арабески»; там герой назывался Чертков — от слова «черт») и позднюю («Петербургские повести»; здесь герой носит фамилию Чартков — от слова «чары»), В первой редакции тема вторжения в человеческую жизнь и художественное творчество злого начала решалась через введение фантастического персонажа — антихриста Петромихали. Во второй редакции «Портрета» фантастическое начало сохранилось, но в значительно ослабленном виде.<\p>

В основу сюжета повести легла история бедного, но честного и одаренного талантом художника, обладавшего «страстью к искусству». В один из моментов своей жизни он предает свое высокое предназначение и начинает создавать картины ради денег. В эту нехитрую и ставшую уже банальной схему Гоголь вносит новые идеи, которые и придают повести свежесть и глубину.<\p>

Герой повести «Портрет» — молодой одаренный художник Чартков — беден. Гоголь рисует неприхотливый быт художника, скудную обстановку его жилья, ветхое платье. При всем том бедность Чарткова чиста: он «с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде…». Однако в его характере, как проницательно подметил профессор живописи, учитель Чарткова, есть нетерпение, он склонен поддаваться чарам, соблазнам («Тебя одно что-нибудь заманит… ты им и занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь»). Эти черточки характера нет-нет да и проявляются у Чарткова во всем. В живописи у него «начинают слишком бойко кричать краски», «рисунок не строг… линия не видна…».<\p>

В обычной жизни слабости принимают иной вид: его «уже начинает свет тянуть», на шее повязан «щегольской платок», а на голове красуется «шляпа с лоском». Ему хочется кутнуть, щегольнуть. Но до поры до времени «он мог взять над собою власть», пока не произошел случай, круто повернувший его судьбу.<\p>

Однажды Чартков был потрясен неожиданно увиденным портретом. «Сила кисти,— пишет Гоголь,— была разительна». Особенно поражали нарисованные художником глаза. Внимание Чарткова к портрету мотивировано не только мастерством неизвестного художника, но и характером самого героя. К этому надо добавить, что Чартков еще не умел проникать в глубину творения («Еще не понимал он всей глубины Рафаэля…»), но более обращал свои взоры на форму.<\p>

Обратите внимание

Чартков схвачен Гоголем в тот момент, когда он находится в процессе духовного и профессионального взросления. Он уже научился отличать мастера от поденщика, но подлинное содержание искусства от него еще скрыто. Это важный момент в человеческих и эстетических представлениях Гоголя. Суть их применительно к повести «Портрет» состоит в том, что дьявольское начало оказалось бы бессильным, если бы оно искушало безобразным и нелепым.<\p>

Выразительной параллелью, проясняющей мысль Гоголя, служит один эпизод из второй части. Пришедший к художнику (отцу рассказчика) ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня портрет. Можешь ли ты нарисовать такой портрет, чтобы был совершенно как живой?» «Отец мой,— продолжает рассказчик,— подумал: «Чего лучше? — он сам просится в дьяволы ко мне на картину». С необыкновенным рвением он принялся за работу, но, нарисовав глаза, не мог докончить портрета, почувствовав «тревогу непостижимую». С тех пор он изменился. Однажды он принялся писать новое полотно. Все единодушно предрекали ему победу в конкурсе, как «вдруг один из присутствовавших членов, если не ошибаюсь, духовная особа, сделал замечание, поразившее всех. «В картине художника, точно, есть много таланта,— сказал он,— но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство». Все взглянули и не могли не убедиться в истине сих слов».

Овладевшее душою дьявольское наваждение непроизвольно и как бы незаметно для самого художника (и человека) проникает в его произведения. И никакой талант не может изменить кощунственного содержания. Напротив, талант всемерно раскрывает смысл нечистых побуждений, хотя для неопытного или «околдованного» взгляда такой смысл может оставаться непроясненным. Сама по себе одаренность еще ничего не говорит о человечности или бесчеловечности искусства. Гуманность, по мысли Гоголя, содержится в сердце, в чувствах, в натуре художника. Но вследствие этого трудно различить человеческое (на языке Гоголя — христианское, Божественное) и нечеловеческое, дьявольское, демоническое: то и другое может быть изображено искусно и мастерски.<\p>

И все-таки рано или поздно талант, подчинившийся дьявольскому соблазну, иссякает, а личность разрушается. Только высокая духовность способна животворить талант. В случае с Чартковым проигрывается история падения человека и художника. Служение золотому тельцу начинает нравственно развращать молодого художника. Он уже становится модным живописцем, «скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем…». По мере роста богатства уменьшается дарование, исчезают способности, потому что возвышенные и чистые идеалы подменены мелкими и ничтожными. Талант же могут питать и увеличивать только высокие помыслы. Пока Чартков побеждал свои слабости, талант ему не изменял, но когда слабости овладели им, талант истощился. Больше того, когда Чартков вздумал изобразить падшего ангела («Эта идея была более всего согласна с состоянием его души») и, казалось, воскресил в своей душе прежние «напряжение и порывы», он ощутил творческое бессилие и понял, что таланта у него нет, что талант покинул его. Лучшие человеческие чувства также иссякли, и их место заняли зависть, свирепая мстительность.<\p>

Художник превратился в ненавистника искусства, уничтожающего произведения своих талантливых собратьев. Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд Чарткова со взором василиска, а его с гарпией, отравляющей все вокруг, с демоном, ненавидящим и презирающим мир) начало растет и ширится, приобретая фантастические размеры: портрет «двоился, четверился в его глазах: все стены казались увешаны портретами, вперившими в него свои неподвижные, живые глаза». Довершают разрушение личности болезнь, припадки бешенства и ужасная смерть.<\p>

Фантастическое, выявляющее страшную власть демонического начала, служит у Гоголя предупреждением о необходимости хранить духовность, серьезно и ответственно относиться к нравственным достоинствам и гуманистическому содержанию личности.<\p>

Итак, начав писать ради денег светские портреты и став тем самым модным художником, Чартков преисполнился злобой и завистью ко всему прекрасному и в припадках безумия начал уничтожать произведения искусства.<\p>

И тут Гоголь вносит в обычную для того времени тему власти денег над душой художника новый поворот идеи, новую мысль.<\p>

Писатель замечает, что, заказывая портреты художнику, заказчики требовали изображать их лучше, красивее, чем они были на самом деле, просили убирать изъяны лица или фигуры. Они хотели, чтобы портреты льстили их самолюбию. Стало быть, и художник должен был удовлетворять самолюбие заказчиков. А раз так, то он терял творческую свободу.<\p>

Важно

За всем этим скрываются длительные размышления самого Гоголя не только об эстетической, но и этической несостоятельности искусства, основанного на идеализации. В литературе о Гоголе уже отмечено, что именно эту коллизию «Портрета» писатель предвосхитил в статье «Несколько слов о Пушкине» (1832). «…Масса публики,— писал он,—представляющая в лице своем нацию, очень странна в своих желаниях; она кричит: «Изобрази нас так, как мы есть, в совершенной истине…» Но попробуй поэт… изобразить все в совершенной истине… она тотчас заговорит… это нехорошо…» Таковы же ситуации в «Портрете»: «Дамы требовали облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе. Мужчины тоже были ничем не лучше дам».

Таким образом, социальная проблема золота, которое губит художника, осложняется в повести собственно эстетической проблемой: цели и назначения художника. Поэтому Гоголь прибегает к приему «сравнительного жизнеописания», дав, по контрасту с историей Чарткова, историю художника-схимника, осознавшего высокую религиозную сущность искусства и наставляющего в финале своего сына: «Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского, во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью; без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства».<\p>

По контрасту к истории Чарткова развертывается предыстория портрета. С другим художником происходят те же превращения: он тоже почувствовал зависть к ученику. Но, в отличие от Чарткова, он понял тайные причины своего падения и освободился от власти портрета. Причину он отыскал в себе самом, хотя она пришла к нему извне вместе с ростовщиком, заказавшим свое изображение. Однако художник принял заказ, как бы впуская демонское начало в свою душу, и, следовательно, возложил на себя полную ответственность за необдуманный поступок.<\p>

История художника, сотворившего портрет, представляет собой историю воскрешения падшего духа. Очищаясь от скверны, он создает себя заново как человека, лечит душу, изгоняет демонское из сердца, чувств, помыслов, и к нему возвращается талант.<\p>

И все-таки тревога Гоголя за будущее искусства, за сохранение нравственной чистоты человека и художника не исчезает. Гоголь вновь вносит новую ноту в свое повествование.<\p>

Вслед за возвышенными словами художника-монаха о божественном предназначении искусства и художника следует фраза, оборванная на полуслове: «Но есть минуты, темные минуты…» И далее приводится рассказ об «изображении» (портрете), который художник, еще до того, как стать монахом, писал с одного «странного образа». «Это было точно какое-то дьявольское явление…» В самом конце повести неожиданно выясняется кощунственный факт: дьявольское искусство обладает своим зловещим правом на вечность. И всякая попытка его уничтожить — тщетна: «Здесь художник, не договорив еще своей речи, обратил глаза на стену с тем, чтобы взглянуть еще раз на портрет. Но, к величайшему изумлению, его уже не было на стене».

Критик и поэт Иннокентий Анненский пришел в своей «Книге отражений» к неутешительному выводу: «Между тем портрет, может быть, гуляет среди нас и теперь…». Может быть, он «ходит по рукам», сеет смуту среди людей, зарождает в душах «чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья».<\p>

Главной в повести Гоголя становится мысль об ответственности человека за нравственное содержание личности, за высокие идеалы.<\p>

Художник, прошедший трудный путь, дает совет своему сыну: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».<\p>

В повести прозвучали сокровенные личные мотивы, в ней очевидна пронзительная напряженность мучившей Гоголя мысли об ответственности художника за свой труд писателя и гражданина. Повесть Гоголя — страстное предупреждение о том, что спор между человечным и античеловечным в мире и в самом человеке не прекратился. Портрет с демонским взглядом таинственно притягательных глаз, как его ни стараются уничтожить персонажи повести, оказывается живучим. Сын художника, рассказавший историю отца, и толпа, окружившая его, с удивлением обнаружили, что портрет, только что бывший перед ними, исчез. Потом он попал к Чарткову, и дальнейшая судьба его покрыта тайной. Иначе говоря, зло не устранено и в любой миг готово поразить слабых духом людей. Единственное противоядие — нравственное самовоспитание и готовность к трудному пути.<\p>

Иная сторона действительности изображена в повести «Шинель».<\p>

Источник: https://tepka.ru/literatura_10_korovin/82.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]