Мои рассуждения после прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”
/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Мои рассуждения после прочтения романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
Скачать сочинение |
Тип: Характеристика героев |
Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” заставил меня задуматься над проблемой человека, прошедшего через ошибки и душевные терзания и постигшего истину.
Мне было интересно познакомиться с главным героем романа – Родионом Раскольниковым – бывшим студентом, живущим в большой нищете в Санкт-Петербурге.
Он показался мне отзывчивым и добрым человеком, тяжело переживающий чужую боль и всегда помогающий людям, способным отдать последние копейки даже незнакомому человеку. Примером этого для меня послужил случай в доме Мармеладовых: Родион пожертвовал оставшиеся деньги на похороны умершего отца этого семейства.
С другой стороны, наряду с тем, что Раскольников необыкновенно умен и даже талантлив, он горд, малообщителен и, как следствие, очень одинок. Сюжет романа не так прост, как кажется вначале.
В центре произведения стоит созревшая в голове Родиона Раскольникова «теория исключительности», согласно которой все люди делятся на две категории: «твари дрожащие» — те, кому просто приходится плыть по течению жизни, не пытаясь ничего изменить; и «право имеющие» — как Наполеон, те, кому всё дозволено, даже посягательство на чужую жизнь.
Однако он не учел одного: чтобы действительно стать Наполеоном, нужно не только убивать других людей, но и, прежде всего, уничтожить в себе самом все человеческое.
Под влиянием своей теории и нищеты Раскольников решил совершить убийство старухи-процентщицы, оправдывая себя тем, что на ее деньги он сможет совершить тысячи добрых дел, а главное избавить от глубокой бедности свою мать и сестру.
Одновременно с этим Раскольников стремился проверить, к какому разряду людей, согласно его теории, принадлежал он сам: «Тварь я дрожащая или право имею?» В итоге, преодолев все сомнения и переступив через себя, он убил не только процентщицу, но и случайно оказавшуюся рядом беременную сестру Алены Ивановны.
Спустя некоторое время он разуверился в своей теории и осознал то, что он не относится к «особенным». Его начали мучить душевные беспокойства. И только в финале романа, пройдя через страдание, признание и любовь, Раскольников пришел к духовному воскрешению, встав на истинный путь. После прочтения романа у меня осталось противоречивое впечатление от главного героя.
С одной стороны, теория Раскольникова мне совершенно чужда и не понятна, она в корне отличается от моего понимания и восприятия мира. Мне не нравится, что наш герой пытался возвысить себя над окружающими, чужда его уверенность в том, что он способен вершить судьбы людей. Я, как верующий человек считаю, что никто не вправе отнимать жизнь у людей.
А с другой стороны, я понимаю нашего героя. Ведь всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир. И особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь.
На мой взгляд, я поняла, что хотел донести до читателей автор, а именно невозможность безнаказанно совершать преступления. Я считаю, что Достоевский указал человечеству путь к нравственному возрождению через самосовершенствование, смирение гордыни и искупление греха страданием. Поэтому, вне всякого сомнения, я уверена, что эта книга не утратила своего значения и для современного читателя.
Добавил: KatrinChe
109349 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00925281336037271422
Герои романа «Преступление и наказание» — сочинения для 10 класса
- Родион Раскольников – главный герой романа
- Второстепенные персонажи
- Софья Мармеладова
- Семён Мармеладов
- Авдотья Раскольникова
- Дмитрий Вразумихин
- Пётр Лужин
- Аркадий Свидригайлов
- Пульхерия Раскольникова
- Значение эпизодических лиц в произведении
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главные герои – персонажи сложные и противоречивые. Их судьба тесно связана с условиями жизни, средой, в которой протекает жизнь, индивидуальными особенностями. Дать характеристику героям «Преступления и наказания» Достоевского возможно только исходя из их поступков, так как голоса автора в произведении мы не слышим.
Родион Раскольников – главный герой романа
Родион Раскольников – центральный персонаж произведения. Молодой человек обладает привлекательной внешностью. «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмнорус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Незаурядный ум, гордый характер, больное самолюбие и нищенское существование – причины преступного поведения героя. Родион высоко оценивает свои способности, считает себя исключительной личностью, мечтает о великом будущем, но материальное положение действует на него угнетающе.
Ему нечем платить за обучение в университете, не хватает средств рассчитаться с квартирной хозяйкой.
Одежда молодого человека привлекает внимание прохожих своим потрёпанным и старым видом. Пытаясь справиться с обстоятельствами, Родион Раскольников идёт на убийство старухи процентщицы.
Тем самым он пытается доказать самому себе, что относится к высшему разряду людей и может переступить через кровь. «Тварь ли я дрожащая или право имею», – думает он. Но одно преступление влечёт за собой другое. Гибнет ни в чём не повинная убогая женщина. Теория героя о праве сильной личности заводит в тупик.
Лишь любовь Сони пробуждает в нём веру в бога, возрождает к жизни. Личность Раскольникова состоит из противоположных качеств. Равнодушный жестокий убийца отдаёт последние гроши на похороны малознакомого человека, вмешивается в судьбу юной девочки, пытаясь спасти её от бесчестия.
Второстепенные персонажи
Образы героев, играющих главную роль в повествовании, становятся полнее и ярче в результате описания их отношений с другими людьми.
Члены семьи, друзья, знакомые, эпизодические лица, возникающие в сюжете, помогают лучше понять идею произведения, разобраться в мотивах поступков.<\p>
Чтобы облик действующих лиц романа стал понятнее читателю, писатель использует различные приёмы.
Мы знакомимся с подробным описанием героев, вникаем в детали тоскливого интерьера квартир, рассматриваем унылые серые улицы Петербурга.
Софья Мармеладова
Софья Семёновна Мармеладова – юное несчастное существо. «Соня была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Она молода, наивна и очень добра. Пьяный отец, больная мачеха, голодные сводные сёстры и брат – вот окружающая среда, в которой живёт героиня.
Она стеснительная и робкая натура, неспособная постоять за себя. Но это хрупкое создание ради близких людей готово жертвовать собой.
Она продаёт тело, занимаясь проституцией, чтобы помочь семье, отправляется вслед за осуждённым Раскольниковым. Соня – добрый, бескорыстный и глубоко верующий человек.
Это даёт ей силы справиться со всеми испытаниями и обрести заслуженное счастье.<\p>
Семён Мармеладов
Мармеладов Семён Захарович – не менее значимый персонаж произведения. Он бывший чиновник, многодетный отец семейства. Слабый и безвольный человек решает все свои проблемы с помощью алкоголя. Мужчина, уволенный со службы, обрекает на голод свою жену и детей. Они живут в проходной комнате, в которой почти нет обстановки.
Малыши не ходят в школу, не имеют сменного белья. Мармеладов способен пропить последние деньги, забрать у своей старшей дочери заработанные копейки, для того, чтобы напиться и уйти от проблем. Несмотря на это образ героя вызывает жалость и сострадание, так как обстоятельства оказались сильнее его.
Он сам страдает от своего порока, но не может справиться с ним.
Авдотья Раскольникова
Авдотья Романовна Раскольникова – сестра главного героя. Девушка из бедной, но честной и достойной семьи. Дуня умна, хорошо образованна, воспитанна. Она «замечательно хороша собой», чем, к своему несчастью, привлекает внимание мужчин.
Чертами характера «она была похожа на брата». Авдотья Раскольникова – натура гордая и независимая, решительная и целеустремлённая, была готова выйти замуж за нелюбимого человека ради благополучия брата.
Чувство собственного достоинства и упорный труд помотают ей устроить свою судьбу и избежать непоправимых ошибок.
Дмитрий Вразумихин
Дмитрий Прокофьевич Вразумихин – единственный друг Родиона Раскольникова Бедный студент, в отличие от своего товарища, не бросает учёбу.
Он зарабатывает на жизнь всеми доступными средствами и не перестаёт надеяться на удачу. Бедность не мешает ему строить планы. Разумихин благородный человек. Он бескорыстно старается помочь другу, заботится о его семье.
Любовь к Авдотье Романовне Раскольниковой окрыляет молодого человека, делает сильнее и решительнее.
Пётр Лужин
Пётр Петрович Лужин – почтенный, уважаемый человек средних лет приятной наружности. Он успешный предприниматель, счастливый жених Дуни Раскольниковой, богатый и уверенный в себе господин. На самом деле под маской добропорядочности скрывается низкая и подлая натура.
Воспользовавшись бедственным положением девушки, он делает ей предложение. В своих поступках Пётр Петрович руководствуется не бескорыстными мотивами, а собственной выгодой. Он мечтает о жене, которая была бы рабски покорна и благодарна до конца своих дней.
Ради собственных интересов он притворяется влюблённым, пытается оклеветать Раскольникова, обвинить в воровстве Соню Мармеладову.
Аркадий Свидригайлов
Свидригайлов Аркадий Иванович – один из самых загадочных лиц в романе. Хозяин дома, где работала Авдотья Романовна Раскольникова. Он хитёр и опасен для окружающих. Свидригайлов – порочный человек. Будучи женатым, пытается соблазнить Дуню. Его обвиняют в убийстве жены, совращении малолетних детей.
Страшная натура Свидригайлова способна, как ни странно, и на благородные поступки. Он помогает оправдаться Соне Мармеладовой, устраивает судьбу осиротевших детей. Родион Раскольников, совершив преступление, становится похожим на этого героя, так как переступает нравственный закон.
Неслучайно в разговоре с Родионом он говорит: «Мы одного поля ягоды».
Пульхерия Раскольникова
Раскольникова Пульхерия Александровна – матушка Родиона и Дуни. Женщина бедная, но честная. Человек добрый и отзывчивый. Любящая мать, готовая ради своих детей на любые жертвы и лишения.
Некоторым своим героям Ф. М. Достоевский уделяет совсем немного внимания. Но они необходимы в ходе повествования. Так, процесс расследования невозможно себе представить без умного, хитрого, но благородного следователя Порфирия Петровича. Лечит и разбирается в психологическом состоянии Родиона во время болезни молодой доктор Зосимов.
Важным свидетелем слабости главного героя в полицейском участке является помощник квартального надзирателя Илья Петрович. Возвращает доброе имя Соне и разоблачает лживого жениха приятель Лужина Лебезятников Андрей Семёнович. Незначительные на первый взгляд события, связанные с именами этих героев, играют важную роль в развитии сюжета.
<\p>
Значение эпизодических лиц в произведении
На страницах великого произведения Фёдора Михайловича Достоевского мы встречаемся и с другими действующими лицами. Список героев романа дополняют эпизодические персонажи.
Катерина Ивановна, жена Мармеладова, несчастные дети-сироты, девочка на бульваре, жадная старуха-процентщица Алёна Ивановна, больная Лизовета. Их появление неслучайно. Каждый, даже самый незначительный образ, несёт свою смысловую нагрузку и служит воплощению замысла автора.
Важными и необходимыми являются все герои романа «Преступление и наказание», список которых можно продолжить и дальше.
Главные герои «Преступление и наказание» – список и характеристика | источник
Преступление и наказание Ф.М. Достоевский
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/geroi-romana-prestuplenie-i-nakazanie-sochineniya-dlya-10-klassa.html
Сочинение по роману «Преступление и наказание» Достоевского
Когда великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский отбывал наказание на каторге в Сибири, им овладевали тяжёлые и грустные мысли. Он очень много раздумывал о жизни, Боге, человеческой судьбе.
Проживая в ужасных условиях, лишённый свободы, именно на каторге писатель впервые в своей жизни встречает «сильных» людей, которые посчитали себя выше остального общества.
Именно тогда Достоевский и замыслил о написании гениального произведения – «Преступление и наказание».
Этот роман до сих пор будоражит умы миллионов. Писатель поставил в нём ряд сложных, философских, неоднозначных вопросов, ответить на которые многие не могут и по сей день.
Имеет ли один человек убивать другого, пусть даже для спасения кого-либо? Может ли человек поставить себя над обществом, быть выше его, сильнее? Эти и многие вопросы пытался разрешить главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников.
Молодой человек – бедный, голодный студент Раскольников приходит к выводу, что он имеет право убить старуху-процентщицу. Он идёт к этой мысли очень долго, пытается всё взвесить, обдумать.
И, увы, приходит к мнению, что он должен проверить самого себя, кем он является – «Тварь ли я дрожащая или право имею?!» — мыслил Раскольников.
В итоге он ошибочно решил, что имеет полное право вершить суд над другими людьми.
После того как главный герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и её беременную родственницу, он понимает, что совершил ошибку. Правда, не сразу. Сначала он даже не понимает, что это с ним происходит и считает, что все эти чувства и эмоции – из-за его душевной слабости.
Раскаяние приходит к герою «Преступления и наказания» Достоевского гораздо позже. И даже властям Раскольников сдаётся не из-за угрызений совести, и не из желания искупить свой грех.
В действительности он начнёт осознавать тяжесть своего греха и ошибки, только отбывая наказание в Сибири. Там Раскольников будет мучиться угрызениями совести, сожалеть о содеянном.
И это будет самое суровое наказание, намного суровее, чем пребывание на каторге.
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» — моё любимое произведение этого автора!
На этой странице искали :
- сочинение преступление и наказание
- сочинение по роману Преступление и наказание
- преступление и наказание сочинение
- сочинение на тему преступление и наказание
- совесть сочинение
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-romanu-prestuplenie-i-nakazanie-dostoevskogo.html
Сочинение на тему «Размышления над страницами романа «Преступление и наказание»
Сочинение на тему «Размышления над страницами романа «Преступление и наказание»
Прочтение романа Федора Михайловича Достоевского оставило в моем жизненном опыте неизгладимое впечатление. Прежде всего, меня поразили характеры и описание персонажей.
Каждый из них описан Ф.М.Достоевским с удивительной оригинальностью и живостью. Читая описание, перед глазами сразу же предстают болезненный и худой студент Раскольников или миниатюрная девушка Соня Мармеладова.
При этом каждое участвующее лицо не может оставлять безучастным.
Им можно сопереживать, жалеть, поддерживать, ненавидеть, но оставаться безразличным невозможно. Сюжет романа построен на одном из самых страшных событий, на которые могут толкнуть человека нужда и нищета,а именно на лишение жизни другого человека с целью получения выгоды и прибыли. Раскольников ступил на этот скользкий путь.
Но каких колоссальных усилий ему это стоило! Федор Михайлович описал на страницах своего романа, те чувства и переживания, которые испытывают бедные и несчастные люди перед роковым шагом. Причем они описаны так правдиво и досконально, что возникает ощущение, что великий писатель сам был на грани.
Ведь Достоевский жил в очень плохих условиях и денежных средств катастрофически не хватало.
Но Раскольников не единственный, кто погубил свою душу ради того, чтобы выжить. Соня Мармеладова — несчастная девушка, которую нужда заставила пойти на продажу себя. Ее чувства и переживания заставили меня глубоко задуматься о том, на что готовы пойти люди ради обеспечения своих нужд.
И роман показывает то, что любой человек сможет пойти на все, даже на убийство, лишь бы избавиться от голода и нужды. Но за все в этой жизни придется заплатить. И расплата будет страшна. Причем Ф.М. Достоевский описывает расплату не только со стороны закона и тюрьмы, но и «душевную расплату».
То есть те угрызения совести, которые испытывает преступник накануне и после совершения преступления.
Достоевский так ярко и правдоподобно описывает душевные переживания, что возникает сомнения, что хуже тюрьма или существование на свободе, но с постоянным чувством того, что расплата близко и наказание неминуемо.
В целом, мне очень понравился величайший роман Федова Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Но хотелось бы отметить, что прочитать его на «одном дыхании » очень сложно. Потому что практически через каждые две-три страницы мне приходилось останавливаться и осмысливать, то, что было мной прочитано.
Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-razmyishleniya-nad-stranitsami-romana-prestuplenie-i-nakazanie/
Чем мне понравился роман “Преступление и наказание”
Давно планировал после прочтения книги писать про нее некий конспект, чтобы лучше запомнить содержание. Выделить главные мысли, подчеркнуть цитаты. Вместе с Новым Годом пора воплощать свои планы. Это больше для меня, чем для общества.
Начну с художественной литературы. Очень жалею, что раньше не читал классику, а в русской классике очень много интересного можно вычитать. Теперь постепенно заполняю мои школьные пробелы.
Книга привлекла меня своей темой про моральную сторону убийства. Мне очень нравится такая тематика. На протяжении книги было интересно, справится ли он со своей совестью или же нет.
В произведении Достоевского “Преступление и наказание” рассказывается про Родиона Раскольникова. Он бедный студент, живущий в темной и маленькой комнатушке. В такой комнате у каждого могут возникнуть пагубные мысли. И у него возникли, и не просто мысли, а целая теория про убийство.
По теории, люди делятся на тварей дрожащих, подчиняющихся законам, живущих ради воспроизводства и всеобщего счастья. И на право имеющих, кто может переступить моральный рубеж – убить человека ради благой цели. Они люди необыкновенные, достигают успехов в науке, право имеют властвовать над обычными. Как все повелители, Наполеон же тот самый.
Родион Раскольников захотел проверить свою теорию. “Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею!”. На деньги бы он много добрых дел сделал, университет закончил. “Одна жизнь за сто жизней взамен” веский аргумент для убийства.
И следуя своей теории, герой до мелочей продумывает план убийства богатой и вредной старушки. Свой план он исполняет, попутно убивая свидетельницу Лизавету. Но убийство ради денег не вышло.
Так как убийца даже в кошелек не стал смотреть, спрятав его под камнем. У Раскольникова в целом очень легкое отношения к деньгам.
Он может отдать все свои деньги на похороны чуть знакомого человека или на повозку молодой пьяной девушке поздней ночью. В этом смысле, он очень добрый и щедрый человек.
После убийства ему становится плохо, мораль и совесть давят на него. Он уже понимает, что вовсе не Наполеон. Был бы Наполеоном, то не жалел бы о содеянном, не мучали бы его терзания.
На него нет улик, но всем своим поведением он пытается всем намекнуть на себя, кто преступник, иногда шутя, иногда заставляя людей на секунду задуматься.
Хотя и говорят в произведении “Изо ста кроликов никогда не составится лошадь, изо ста подозрений никогда не составится доказательства”.
Параллельно, рассказываются его отношения с мамой и сестрой. Они обе очень любят Родиона. Присылают деньги, а сестра даже замуж собиралась выйти за мерзкого богатого типа, лишь бы брату помочь. Но брат был очень против.
Родион познакомился в трактире с Мармеладовым – чиновник-пьяница, которого в дальнейшем раздавили лошади. Его жена, бывшая аристократка с похвальным листом, устроила потом нескромные поминки. Сама же вынуждена жить в полной нищете, а потом с детьми петь на улице, желательно на немецком или французском, чтобы поняли какая она благородная. Тут мне понравилась и запомнилась цитата:
Может быть, тут всего более имела влияния та особенная гордость бедных, вследствие которой, при некоторых общественных обрядах, обязательных в нашем быту для всех и каждого, многие бедняки таращатся из последних сил и тратят последние сбереженные копейки, чтобы только быть “не хуже других” и чтобы “не осудили” их как-нибудь те другие.
Потом сделаю вкладку с “Цитатами ” из других произведений (не только книг).
У самого Раскольникова есть любовная линия. Ему нравится Соня – робкая куртизанка, дочка Мармеладова. Именно ей он доверился рассказать свою тайну, только ей одной. Но вместо ожидаемого отвращения получил помощь, понимание. Она разделила с ним эту участь, суждено им вместе страдать значит. И дала совет пойти в центр перекрестка и рассказать всем, что он убийца.
В итоге, на него обращают внимание. Давят психологически, а потом уже открыто говорят – ты убивец! Сдавайся и все хорошо будет, срок сократят и дали время. Относительно, наступает счастливый конец. Он пошел в контору и все рассказал. Его посадили на более 7 лет. К нему приехала Соня, которую любили все заключенные за ее доброту. И они начали ждать оставшиеся года для новой счастливой жизни.
Анализы произведений и поиск образов я не люблю. До рецензий на книги мне тоже очень далеко, но просто мнение высказать могу. Не вошь же я какая-то. Когда читаешь, то легко представляешь себя в роли Раскольникова, пытаешься понять и понимаешь его некоторыми моментами. Хорошо переданы причины убийства и его последствия. И персонажи все запоминающиеся.
По моему не очень скромному мнению, Раскольников ошибся, когда рассказал все Соне и потом пошел сдался. Подвела его совесть и мораль. Концовка не очень понравилась, она конечно логичная и естественная. Убивать плохо – совесть замучает, попадаешь в острог и так далее. Но я ожидал немного другого, хотя не зря же в название произведения слово “Наказание”.
Источник: https://schoolessay.ru/chem-mne-ponravilsya-roman-prestuplenie-i-nakazanie/
Предметный мир в романе «Преступление и наказание»
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» все события, окружающая обстановка (города, дома, комнаты) даются через восприятие их главным героем – Родионом Раскольниковым. А так как сознание героя, все его мысли и чувства охвачены ощущением крайней безысходности, отвращения к окружающей его обстановке, то, естественно, картина получается весьма и весьма мрачной.
Через весь роман проходит тема «желтого» Петербурга – желтого от пыли и невероятной духоты (действие романа происходит летом); желтого, как цвет, которым издавна в России выкрашивали стены лечебниц для душевнобольных. Город представляется читателю своеобразным котлом, в котором перевариваются людская ненависть, пошлость, порочность, а также отчаяние, неприкаянность, бедность.
Читатель знакомится с Петербургом только благодаря перемещениям Раскольникова, поэтому показан не весь город, а только та его часть, через которую проходит маршрут героя: распивочная, трактиры, тесные душные улицы. Тема Петербурга связана с главной темой роман – темой преступления.
Сама атмосфера Петербурга – катализатор преступления, его почва. Описание разнообразных деталей вещественного мира производит тяжелое впечатление: мы чувствуем, как нас затягивает огромное болото тоски и безысходности; вместе с героями романа мы ощущаем себя живыми мертвецами. Недаром ведь Достоевский «поселяет» своего героя в темной каморке, похожей на гроб.
Описываемые в романе предметы позволяют современному читателю не только живо представить обстановку того времени, быт петербуржцев средних и низших слоев, но и лучше понять своеобразие образов центральных персонажей.
Так, Раскольников отдает в заклад старухе-процентщице часы, доставшиеся от отца, и колечко Дуни, которое она подарила ему на память.
Писатель практически не акцентирует внимание на этих деталях, однако внимательный читатель прекрасно понимает, что герой дошел до крайней степени нужды, раз ему пришлось расстаться с самыми дорогими для себя предметами.
Для самого Раскольникова материальные ценности не имеют практически никакого значения. Решившись на преступление, он даже не задумывается о возможности ограбления, которое, при удачном стечении обстоятельств, позволит ему расплатиться с долгами и начать по-настоящему новую жизнь (продолжить обучение в университете).
Подробное описание обстановки дома и комнат, в которых живут старуха с сестрой Лизаветой, призваны, на мой взгляд, показать читателям непричастность Раскольникова к миру злодеев и преступников по закону (сам он, в отличие от них, является преступником идейным).
Во время совершения страшного преступления Раскольников оставляет дверь открытой. Затем с наивностью ребенка прячет старухины вещи под камнем в отдаленном переулке. После убийства деньги (как впрочем, и другие материальные ценности) теряют для Раскольникова значение, и потому, получив от случайно встреченной купчихи милостыню в двадцать копеек, он бросает их в Неву.
«Он разжал руку, пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в воду; затем повернулся и пошел домой. Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».
Важной деталью в системе предметных образов романа являются Евангелие и нательный крестик, доставшиеся Соне Мармеладовой от убитой Раскольниковым Лизаветы, а от нее – самому герою.
Приняв их, Родион, таким образом, принимает на себя вину за совершенное им страшное преступление, за убийство невинного человека.
Для него эти два предмета, как видно из эпилога романа, становятся символами новой – чистой и безгрешной – жизни, направленной на искупление вины и на облегчение судьбы «униженных и оскорбленных».
Внимательный читатель может найти массу интересных предметных образов в рассматриваемом романе, которые позволят ему углубить представление об идейном своеобразии данного произведения.
Источник: https://scribble.su/work/400/115.html
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Красота человеческого поступка (По одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
«Красота спасет мир…» – говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, прежде всего, быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он отзывчивый, добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если это ставит под угрозу его дальнейшее существование. Так, рискуя жизнью, Раскольников спасает из огня детей.
Свои последние деньги герой отдает Мармеладовым, увидев их бедственное положение. Раскольников пытается защитить пьяную девочку с К-го бульвара от пристающих к ней мужчин. Родион переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения.
Герой любит и жалеет мать, Пульхерию Александровну, старается не беспокоить ее своими проблемами. Я думаю, все это красиво и благородно. Хорошо и стремление героя помогать каждому, кто нуждается, восстанавливать правду и справедливость.
Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство.
Однако вся красота поступка Раскольникова оказывается ложной. Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует студента, а его занимает вопрос: «. вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею.» Родион мечтает властвовать над людьми, так проявляется суть героя-индивидуалиста. Уязвимая гордость Раскольникова мучает его, и тогда он
решается на убийство, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он “право имеет”. Рассматривая с христианской точки зрения поступок героя, автор выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников – человек, глубоко грешный. Имеется в виду даже не то, что он убийца, а его гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все – «твари дрожащие», а он, возможно, «право имеющий», избранный.
В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня – блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Я думаю, самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова. После убийства процентщицы Родион тяжело заболевает, так как очень страдает душой. “Я не старуху убил, я себя убил”, – признался он Соне Мармеладовой. Отчуждение от людей мешает Раскольникову жить. Человеческая натура его не принимает этого. Оказывается, он не может жить без общения. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и отчаяннее, она идет по множеству направлений, и каждое приводит в тупик. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как и об убийстве Лизаветы. Он уже старается не размышлять, потому что если начнет, то непременно должен будет решить вопрос, куда же родных отнести по своей теории – к какому разряду людей. По его логике они должны быть в “низшей” категории, и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. По своей теории герой должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Ему невыносима мысль о том, что его идея сходна с мыслями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, и понимает, что не имеет на это права. “Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?” Здесь человеческая натура его наиболее остро столкнулась с нечеловеческой теорией.
Душа героя болела, пока он не нашел в мире человека, способного понять и помочь. Именно с появлением Сони в Раскольникове побеждает чувство раскаяния. Жалость охватывает его при мысли, что он “пришел мучить” подругу; ведь человек никогда не хочет страдания, но хочет счастья.
Особенно героя поражает смирение, с которым эта женщина принимает от него страшную душевную боль: “… Раскольников подошел к Соне, та вдруг взяла его за обе руки и приклонила к его плечу голову.
Этот короткий жест поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: “Как? Ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! Это уж была какая-то бесконечность собственного уничижения. Ему стало ужасно тяжело”. В сущности, отношение Сони к Родиону – это отношение Бога к человеку, то есть милосердие.
Героиня жалеет Раскольникова и именно поэтому прощает его. Она вернула Родиона к истине, направила его на верный путь, помогла увидеть мир в иных цветах. Это и помогло Раскольникову обрести веру, надежду, любовь.
https://vsekratko.ru/dostoevskiy/prestuplenieinakazanie143
Источник: https://www.school-essays.info/dostoevskij-f-m-prestuplenie-i-nakazanie-krasota-chelovecheskogo-postupka-po-odnomu-iz-romanov-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-ili-idiot/
Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” в таблицах
1. История создания романа
2. Сюжет, композиция, жанр
3. Символика цвета, имен и чисел в романе
4. Теория Раскольникова
5. Причины преступления
6. Хроника преступления
7. Петербург в романе
8. Интерьер в романе
9. Двойники Раскольникова
10. Две правды в романе
1. История создания романа
• Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге. 9 октября 1859 г. из Твери он пишет брату: «В декабре я начну роман… Не помнишь ли я тебе говорил про одну исповедь – роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому нужно пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения… Исповедь окончательно утвердит мое имя». |
• Замысел романа вынашивался автором более 6 лет. |
• В Висбадене в 1865 г. Достоевский задумал повесть, замысел которой стал основой для будущего романа «Преступление и наказание». |
• Сам Достоевский определяет содержание своего произведения таким образом: «Это – психологический отчет одного преступления… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. … В повести моей есть, кроме того, намек на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует». |
2. Сюжет, композиция, жанр
Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета. |
Особенности композиции романа также связаны с его содержанием
Преступление | Наказание |
Занимает 1 часть повествования | Описывается в 5 частях |
Рассказывается о замысле и совершении преступления | Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию |
Жанр романа
роман |
? социально-бытовой |
? детективный |
|
? любовный |
|
? психологический |
|
? философский |
|
? религиозный |
3. Символика цвета, имен и чисел в романе
Основной цвет романа – желтый:
Герои |
Встречается желтый цвет |
Раскольников |
Желтая каморка с желтенькими обоями; «Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам». |
Соня |
Комната с «желтоватыми, обшмыганными и истасканными обоями». |
Порфирий Петрович |
Мебель из «желтого отполированного дерева». |
Свидригайлов |
Желтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой. |
Старуха-процентщица |
Одета в «истрепанную и пожелтелую кацавейку», комната обставлена мебелью из желтого дерева. |
Желтый цвет в романе создает дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. |
У Достоевского тщательно продуманы имена и фамилии героев:
Имя |
Его значение в романе |
Раскольников |
«Раскол» – «раздвоение» – с одной стороны страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам. |
София |
Смиренномудрие, Соня Мармеладова – смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости. |
Лебезятников |
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина. |
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова) |
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя. |
Разумихин |
Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным». |
Лизавета Ивановна |
«Елисавета» – почитающая Бога. |
Число «три» в романе
Герой |
Как связан с числом «3» |
Марфа Петровна |
Оставила три тысячи рублей Дуне по завещанию. |
Соня |
Вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек. |
Соня |
Катерине Ивановне «выложила тридцать целковых». |
Марфа Петровна |
Выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников. |
Свидригайлов |
Хотел предложить Дуне до тридцати тысяч. |
Раскольников |
Трижды позвонил в колокольчик старухи. |
Раскольников |
Трижды встречается с Порфирием Петровичем. |
Дуня |
Стреляет в Свидригайлова в трех шагах. |
Разумихин |
Три часа дожидается, пока проснется Раскольников. |
Свидригайлов |
Вручает Соне три билета. |
Марфа Петровна |
«Три раза приходила» к Свидригайлову. |
Раскольников |
Думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола. |
Соня |
В ее комнате три больших окна. |
? Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с человеком, символом общения между Богом и его творением. |
|
Деталь, эпизод романа |
Как связано с числом «7»? |
Сам роман |
Состоит из 6 частей и эпилога. |
1-я и 2-я части романа |
Состоят из 7 глав. |
7 часов вечера |
Роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. |
7 лет каторги |
Такой срок определен в качестве наказания герою романа. |
7 лет |
Прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. |
7 детей |
У портного Капернаумова. |
Раскольников в 7 лет |
Видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. |
730 шагов |
До дома старухи-процентщицы. |
В романе автор представляет теорию Раскольникова
о «делении людей на два разряда»
Обыкновенные люди |
Необыкновенные люди |
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных». |
«Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово». |
Живут в послушании. |
Переступают закон во имя лучшего. |
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям». |
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они «внутри себя, по совести» могут «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». |
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи. |
Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови. |
|
Основная формула теории Раскольникова
За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. |
Одна смерть и сто жизней взамен. |
«Да ведь тут арифметика!» |
Герой ищет ответ на вопрос: можно ли, преступив законы нравственности, прийти к счастью? |
Социальные |
Нравственные |
Крайняя степень нищеты героя. |
Желание проверить теорию. |
Болезненное и раздраженное состояние героя. |
Понять, к какой категории относится сам герой (Раскольников). |
Всеобщая несправедливость жизни. |
Боль за униженных бедных, великая любовь к людям. |
Знакомство с Мармеладовым и рассказ Мармеладова о своей семье. |
|
Письмо матери с сообщением о предполагаемом замужестве сестры Дуни. |
|
Встреча на бульваре с обманутой девушкой. |
Раскольников о мотивах преступления в разговоре с Соней:
1 |
…ну да, чтоб ограбить… |
2 |
…если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь… счастлив был! |
3 |
Вот что: я хотел наполеоном сделаться, оттого и убил… |
4 |
Ну, вот и я решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета… и на новую независимую дорогу стать… |
5 |
И я теперь знаю, Соня, что крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав… |
6 |
И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Другое толкало меня под руки; мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить, или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею… |
Было задумано |
Произошло на самом деле |
Назначил время преступления на семь вечера, так как Лизаветы не должно быть дома. |
Чуть не пропустил назначенный срок. |
Поменять шляпу на картуз. |
Забыл, пошел в шляпе. |
Взять топор в кухне. |
В кухне взять топор не смог, случайно взял в каморке дворника. |
Должен был быть осторожным и предусмотрительным. |
Забывает проверить, закрыта ли на крючок входная дверь в квартире старухи-процентщицы. |
Собирался убить «зловредную, гадкую, никому не нужную вошь», освободить от нее Лизавету. |
Убивает и Лизавету, самую незащищенную и слабую. |
На вырученные деньги собирался изменить свою жизнь и облегчить жизнь самым близким для него людям. |
Обратите внимание Не может воспользоваться украденным, от самых дорогих людей вынужден отгородиться молчанием. |
• Город – не фон, на котором разворачивается действие романа, а один из героев романа. |
1. Двойственность Петербурга | |
Грязные и душные улицы, пыльные и вонючие площади | Величественная, прохладная Нева. |
2. Совпадение состояния героев и города | |
Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня, Лизавета, Раскольников). | Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев. |
3. Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей на улицах и в распивочных – это ощущение враждебности, атмосфера безысходности. Город как бы теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления. |
Герой |
Где он живет |
Раскольников |
Каморка, гроб, шкаф: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко…» (часть 1, гл. 3). |
Соня |
«Сарай»: «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена стремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь… другой же угол был уж слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели…» (часть 4, гл. 4). |
Мармеладовы |
Проходной угол: «Беднейшая комната шагов в десять в длину… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый, кухонный сосновый стол… на краю стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике» (часть 1, гл. 2). |
9. Двойники Раскольникова
Петр Петрович Лужин |
Аркадий Иванович Свидригайлов |
|
Теория |
«Возлюби, прежде всех одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует и кафтан твой останется цел…» |
«Человеку все позволено» |
Поступки |
Желание жениться на Дуне, чтобы властвовать над ней и держать ее в постоянной зависимости от себя. Пытается опорочить Соню, для чего подсовывает ей сторублевую купюру. Этот поступок нужен Лужину, чтобы поссорить Родиона Раскольникова с родственниками. |
Азартный игрок; доводит до самоубийства своего слугу Филиппа; жестоко оскорбил девочку, пытался обесчестить Дуню; его подозревают в причастности к отравлению его жены; подслушал признание Раскольникова о совершении убийства; пытается шантажировать Дуню, угрожая донести на Родиона Раскольникова.
Заканчивает жизнь самоубийством. |
Что объединяет героев и отличает их от Раскольникова |
Считают себя «сильными мира сего», живут и действуют по принципу «все позволено», их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер. |
Соня |
Раскольников |
преступники |
|
Преступает нравственный закон. |
Преступает уголовный закон. |
Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя. |
Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин. |
Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения. |
Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества. |
Не возмущается и не протестует. Ее удел – незаметное подвижничество. |
Мания превосходства и вседозволенности. |
Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами. |
Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма. |
Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни. |
Источник: https://5litra.ru/table_lit/698-roman-fm-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-v-tablicah.html