Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»
Тема: Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина».
Тип урока: Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения.
Цели урока: <\p>
Оборудование урока: портреты М. Лермонтова, иллюстрация с картины Лермонтова, репродукции с картины с видами крестьянского быта, иллюстрации с картины Юона «Старая Москва», «Деревня в Новгородской губернии», фонограмма стихотворения «Смерть поэта» и «Родина».
Ход урока
- Звучит фонограмма – стихотворение «Смерть поэта», 1837 г.
Учитель: Это было в те дни, когда Пушкин погиб на дуэли, и тысячи людей всех сословий и возрастов приходили на Мойку (это район Москвы) в последнюю квартиру Пушкина, чтобы проститься с великим поэтом. По Петербургу стало расходиться стихотворение «Смерть поэта» 1837г., под которым стояло неизвестное имя – Лермонтов. … И почти сразу же возникло дело «о непозволительных стихах», а корнет императорской гвардии Михаил Лермонтов взят под арест, а вскоре выслан в 1-ую ссылку на Кавказ. Тема записана на доске – записать в тетрадь.
Задачи: <\p>– на уроке мы сделаем обзор ранней лирики Лермонтова, попробуем осмыслить тему Родины в ранних и поздних стихах поэта. – будем совершенствовать навыки работы по анализу лирического произведения на примере стихотворения «Родина».
- Обзор жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.
- Сообщение Дружинина Кирилла
- Беседа по портретам Лермонтова
Учитель: А теперь обратите внимание на портрете поэта. Сравнительно большим количеством прижизненных портретов мы обязаны его бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой, принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных.
Расставшись с любимым внуком (то он в Москве, то в Петербурге, то на Кавказе), она заказывает его портреты один за другим, не сводит с них глаз, и ей кажется, что Мишель по-прежнему с ней, в Тарханах. Портрет Лермонтова, ставшего необычайно популярным, в этом же 1837 году пишет художник П. Е. Заболотский, у которого сам Лермонтов брал когда-то уроки живописи.
А этот последний прижизненный портрет сделан в 1841 году крепостным художником Кириллом Антоновичем Горбуновым. О нем известно, что был он «крещеной собственностью чембарской помещицы Владыкиной». Но благодаря стараниям балладника Жуковского и Карла Брюллова (художника) Горбунов получил «Вольную», датированную 31 марта 1841 г.
, как раз тогда, когда он работал над портретом Лермонтова.
- Реализация домашнего задания
Учитель: Но самый полный и достоверный портрет поэта – это его сочинения, в которых он отразился весь, каким был в действительности и каким хотел быть! Вы должны были вспомнить или выучить определенные стихи, отрывки, в которых затрагивается так или иначе тема Родины.- Ирина Солдатова, «Бородино», отрывок.
– какое событие в истории России показано, даже воспроизведено в этом стихотворении? (Отечественная война 1812 г.) Стихотворение написано к 25-летиюпобеды над французами.
– От чьего имени ведется рассказ? (От имени солдата, язык которого грубо простодушен, но в то же время благороден, силен) Показать картину на доске, иллюстрация «Бородино». На доске делается запись, ученики записывают в тетради ( как вывод после чтения стихотворения и краткого опроса)
1. Обращение к историческому прошлому России. Рассказ ведется от имени простого солдата. Учитель: Обращался Лермонтов и к пугачевскому восстанию, восстанию декабристов. (Обращает внимание на картину «Сенатская площадь»)2. Обращение к устному народному творчеству, язык указывает на сходство с народной песней.- Люда Варсан «Песня…»- Что напоминает вам это стихотворение? (народную песню). Которую, возможно, пела девушка, женщина, занимаясь своими делами. (Вывешивается картина – девушка за вышиванием)- Какие слова нам указывают на народный язык? (сирый – значит «убогий», …)3. Олеся Угрюмова «Я жить хочу».- О чем говорит это стихотворение? (о раздумьях, о жизни)- Что вы можете сказать об этих раздумьях? (Утверждение жизни назло всему)4. Люба Калинина «Монолог».- О чем говорится в монологе? (О жизни на Родине) Противопоставление рабов – господ, преданности – подавления, отрицание и презрение к такой России.5. Кирилл Дружинин «Прощай, немытая Россия», 1841 г. – Кого называет Лермонтов «мундирами голубыми»? (мундиры голубые – жандармская форма, Лермонтов выразил свое негодование, презрение к ним за то, что его травили постоянным надзором со стороны жандармов).- Как вы понимаете эпитет «немытая Россия?» (убогая, сирая, бедная, неустроенная крестьянская Россия).Учитель: показ иллюстраций со сценами крестьянского быта.
Вывод: показана жизнь крепостного крестьянства без прикрас, такая, какая на самом деле, в реальности – реализм.
Завершение темы Родины, 1841 г.«Прощай, немытая Россия» «Родина»(презрение к России) (признание в любви, осмысление Родины)
- Навоевавшись в 1840 г. на Кавказе, Лермонтов перестал поэтизировать войну, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом «Родина», 1841 г.
- Звучит фонограмма – «Родина», делается запись в опорной схеме на доске и в тетрадях. Учитель: В чем признается Лермонтов в этом стихотворении? (люблю). Лермонтов уже не противопоставляет идеализированное прошлое, отходит от романтики – романтизма и приходит к реальному восприятию народной жизни – к романтизму.
Идеал романтика романтизм реальность реализм(воссоздать цепь) (воссоздать цепь)
Вывод по теме урока: Осмысление реальной Родины
Анализ стихотворения «Родина»
(по схеме) – в виде беседы, краткий вывод записывается в тетрадьБеседа: – какие два облика России рисует Лермонтов? (природу и деревню, официальную Россию и крестьянскую деревню).- Тема «официальной России», – «слава, купленная кровью», – в войнах, в борьбе; «темной старины заветные преданья». Родина-отчизна. Противопоставления, эпитеты, сравнения, олицетворение – чета берез, метафоры смена ритма и т. д. Две негативные фразы – «Вздыхать о ночлеге», «печальных деревень» – но, оказывается, и их он любит – странно! Сам не пойму!Почему? Потому что Родина, такая, какая есть!По ходу беседы делать записи в тетрадь.
- Общий итог урока – чтение материала как вывода по анализу стихотворения «Родина», с. 267-268.
Вывод записать под диктовку учителя: Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образом русской природы и русской деревни.
- Выставление оценок
- Домашнее задание.
Заранее написано на доске «Родина» – выучить наизусть, с. 269 вопросы и задания.Всем спасибо, урок окончен.Раевский, офицер, встречавший Лермонтова в кругу пятигорской молодежи летом 1841 г. рассказывал: «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый характер. Но это неправда. Знать только нужно было с какой стороны подойти. С людьми искренними и простыми и сам был прост и ласков». «Все плакали, как малые дети»,- рассказывал он, вспоминая нас, когда тело поэта было доставлено в Пятигорск. «Вы думаете, все тогда плакали? – с раздражением говорил много лет спустя священник Эрастов, отказавшийся хоронить Лермонтова. -… Все радовались!»
Источник: https://psiholik.ru/obraz-rossii-v-lirike-m-yu-lermontova-analiz-stihotvoreniya-ro/index.html
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворений «Прощай, немытая Россия» и «Родина». – скачать презентацию
Вы можете ознакомиться и скачать Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворений «Прощай, немытая Россия» и «Родина».. Презентация содержит 7 слайдов. Презентации для любого класса можно скачать бесплатно. Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились – поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере.<\p>
Слайды и текст этой презентации<\p> Слайд 1
Описание слайда:
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворений «Прощай, немытая Россия» и «Родина».<\p>Слайд 2
Описание слайда:
«Сквозная» тема лирики М.Ю.Лермонтова Родина – земля, давшая жизнь и страдание («Смерть») Ощущение дисгармонии («Монолог») Образ идеальной романтической отчизны («Отрывок») Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка») Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой…») Борьба за родину священна («Два великана», «Бородино»)<\p>Слайд 3
Описание слайда:
Завершение темы родины
1841 год «Прощай, немытая Россия» (презрение к «стране рабов, стране господ»)<\p>Слайд 4
Описание слайда:
Анализ стихотворения «Родина» Какие обстоятельства заставили Лермонтова изменить своё отношение к родине? Почему свою любовь он называет «странной»? Какие два облика России рисует поэт? Как раскрывается тема родины? Проследите смену картин природы. Какие особенности замечает поэт? Особенности построения стихотворения (от широкого плана к более узкому). Как это отразилось в лексике?<\p>
Описание слайда:
Домашнее задание Стихотворение «Родина» – наизусть<\p>Слайд 6
Описание слайда:
Анализ стихотворения ъ
«Прощай, немытая Россия» Почему поэт называет Россию «немытой»? Какую черту империи автор отмечает как главную? Какова реальность внутреннего мира народа? Что вносит слово «прощай» в это стихотворение? Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?<\p>Слайд 7
Описание слайда:
Эти стихи – эпитафия всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие как пощёчина. Эти стихи – эпитафия всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие как пощёчина. С. Наровчатов. 1970 г.<\p>
Источник: https://mypresentation.ru/presentation/obraz_rossii_v_lirike_myu_lermontova_analiz_stixotvorenij_proshhaj__nemytaya_rossiya_i_rodina
Презентация на тему: Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова
Презентация на тему: Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова
Скачать эту презентацию<\p> Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию<\p> № слайда 1
Описание слайда:
Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова Анализ стихотворений «Прощай, немытая Россия» и «Родина».
№ слайда 2
Описание слайда:
«Сквозная» тема лирики М.Ю.Лермонтова Родина – земля, давшая жизнь и страдание («Смерть») Ощущение дисгармонии («Монолог») Образ идеальной романтической отчизны («Отрывок») Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка») Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой…») Борьба за родину священна («Два великана», «Бородино»)
№ слайда 3
Описание слайда:
Завершение темы родины 1841 год «Прощай, немытая Россия» (презрение к «стране рабов, стране господ») «Родина» ( признание в любви)
№ слайда 4
Описание слайда:
Анализ стихотворения «Родина» Какие обстоятельства заставили Лермонтова изменить своё отношение к родине? Почему свою любовь он называет «странной»? Какие два облика России рисует поэт? Как раскрывается тема родины? Проследите смену картин природы. Какие особенности замечает поэт? Особенности построения стихотворения (от широкого плана к более узкому). Как это отразилось в лексике?
№ слайда 5
Описание слайда:
Домашнее задание Стихотворение «Родина» – наизусть
№ слайда 6
Описание слайда:
Анализ стихотворения ъ «Прощай, немытая Россия» Почему поэт называет Россию «немытой»? Какую черту империи автор отмечает как главную? Какова реальность внутреннего мира народа? Что вносит слово «прощай» в это стихотворение? Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?
№ слайда 7
Описание слайда:
Эти стихи – эпитафия всей николаевской России. Так и видишь поэта, садящегося в дорожную повозку и через плечо кидающего самодержавному Петербургу эти слова, звучащие как пощёчина. С. Наровчатов. 1970 г.
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования “Профессионал-Р” (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).<\p> Получить доступ
<\p>
Источник: https://ppt4web.ru/literatura/obraz-rossii-v-lirike-mju-lermontova.html
Образ России в лирике Лермонтова и Блока на Сёзнайке.ру
В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере.
Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок.
Оба поэта, романтик Лермонтов и символист Блок, создают оригинальный, неповторимый образ своей родины, и каждый по-своему выражает свою любовь к ней.
Основные принципы изображения России двумя поэтами абсолютно разные.
Лермонтов — романтик по мировоззрению, мировосприятию, по отношению к своей родине, но при раскрытии образа России Он зачастую тяготеет к реалистическому методу.
Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Образ России и чувство к ней двояки, в одном стихотворении он говорит:
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой, —
а в другом резко выкрикивает: «Прощай, немытая Россия!» — с явной ненавистью. Лермонтов как бы разделяет Россию на «прошлое» и «настоящее», любит первое и ненавидит последнее.
Блок — символист, поэт другой эпохи, что, несомненно, нашло отражение в его понимании и раскрытии образа России.
Для Блока Россия неразрывно слилась с образом женщины, любимой жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Этот символ трансформировался из раннего блоковского образа Прекрасной Дамы, Вечной Женственности, несущей в себе божественное начало. В стихотворении «На поле Куликовом» символ Руси — «степная кобылица», которая «несется вскачь».
Оба поэта прибегают к реалистическому пейзажу, у Лермонтова он «печальный», у Блока — «грустный»:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям…
…Дрожащие огни печальных деревень…
Лермонтов, «Родина»
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
Блок, «На поле Куликовом»
Оба поэта для раскрытия образа России обращаются к исторической тематике. Лермонтов в стихотворении «Бородино» идеализирует историческое прошлое России, поколение людей, сражавшихся в войне 1812 года и проявивших себя как герои, противопоставляя его современному «потерянному» поколению:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Блок также обращается к древней истории, к татарскому нашествию и Куликовской битве, но он проецирует древнюю битву на современность. В его стихотворении звучат мотивы неизбежности «долгого пути» и «вечного боя», его Русь «несется вскачь».
Такая интерпретация обусловлена временем жизни поэта — эпохой стремительных изменений и потрясений в жизни России.
Лермонтов в «Бородине» раскрывает самые ценные, на его взгляд, качества русского народного характера: способность на подвиг простого солдата, самопожертвование ради родной земли, удаль и смелость.
Блока привлекают в русском народном характере «разбойная краса» и «прекрасные черты», двуликость, соединение верности заветам христианских догм и готовности к разудалому молодецкому выверту, к бунту. Его Россия никогда «не пропадет, не сгинет», найдет выход (в этом заключается отношение Блока к революции). Она полна тайн, ведьм, колдунов.
Где ведуны с ворожеями
Чаруют злаки на полях…
«Русь»
У Лермонтова изображаются более реальные атрибуты крестьянской жизни:
Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно…
«Родина»
В произведениях обоих поэтов появляется народное творчество: песни и пляски. У Лермонтова это «пляска с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков», у Блока —
вихрь, свистящий в голых прутьях.
Поет преданья старины…
«Русь»
Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви…
«Россия»
Лермонтов, писавший при существовавшем крепостном праве, решает тему России еще и в социальном плане, называя ее «страной рабов, страной господ». Там рано жизнь тяжка бывает для людей, Там за утехами несется укоризна, Там стонет человек от рабства и цепей!..
«Жалобы турка»
Во времена же Блока Россия была совсем не такой, как во времена Лермонтова. Но Блок избегал описания косности, дикости, невежества, голода, нужды и пьянства, хотя он несколько раз называет Россию «нищей»:
Так — я узнал в моей дремоте
Страны родимой нищету.
И в лоскутах ее лохмотий
Души скрываю наготу.
«Русь»
Россия остается для Блока идеалом чистоты и святости, любовь к ней спасительна:
Живую душу укачала Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты…
«Русь»
С образом России тесно связан мотив дороги, особенно ярко у Блока («Россия», «На поле Куликовом»), но также присутствует он и у Лермонтова: «Проселочным путем люблю скакать в телеге» («Родина»). Образ дороги символизирует вечное движение России в огромном пространстве, движение, которое рано или поздно изменит ее жизнь.
Россия Лермонтова, романтически идеализированная в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент, и Россия Блока, таинственная, шальная, любимая — два очень разных образа. Различия в изображении России каждым из поэтов обусловлены временем жизни авторов, а также особенностями их личного мировосприятия.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8385-obraz-rossii-v-lirike-lermontova-i-bloka
Скачать материал
Урок 39 ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА<\p> 28.03.2013
13101 1771
Урок 39 образ
россии в лирике М. Ю. Лермонтова
Цели: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике
Лермонтова; обучение анализу стихотворения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
1. Выступления учащихся.
2. Слово учителя.
Вам не показалось, что
идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в
его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?
Россия в поэзии
Лермонтова… Сравните его стихотворения, посвященные родине.
В ранней лирике:
– родина – земля, давшая
жизнь и страдание («Смерть»);
– ощущение дисгармонии
(«Монолог»);
– образ идеальной
романтической отчизны («Отрывок»);
– отрицание той России,
«где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»);
– обращение к
историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой…»).
В образах простых людей
Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.
3. Анализ стихотворений.
1) «Прощай, немытая Россия».
– В чем секрет особенной
мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?
– Проанализируйте эпитет
«немытая Россия».
– Какую черту империи
автор отмечает как главную?
– Какие качества
стихотворения сближают его с эпиграммой?
2) «Родина».<\p>
– Сравните предыдущее
стихотворение с совершенно иным
произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».
– как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна
всему стихотворению.
– Какой ритм придал поэт
последующим строкам? Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки
«Родины»?
– Соотнесите первую строку
со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная
любовь»?
До Лермонтова ни один поэт
не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к
краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это?
Да, лермонтовское «но»!
После войны на Кавказе
(1840 г.) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все
самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом –
«Родина» (1841 г.), начатая возражением тем, кто подозревал Лермонтова в
отсутствии любви к отчизне.
Он уже не противопоставляет идеализированное
прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в
литературу («бородино», «Песня
про царя Ивана Васильевича…»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще
непривычна и поэт сам называет ее «странною».
Тема официальной России предстает
в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины
заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи
прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».
В устах автора четырежды
звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы:
«С отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов».
И только две
негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о
ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что
автор и это любит.
Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек
вздыхает, но в деревне его найдет…
«Родина» – образец
чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия
наличной жизни – такой, какова она есть. В последней части стихотворения
Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого шести- и пятистопного
ямба на самый привычный – четырехстопный.
II. Итог
урока.
Мы оценили «странную
любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений; отметили
бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви,
непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах
и ритмике «Родины».
«Чета белеющих берез»
стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым; любовно
написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.
Домашнее
задание:
1) стихотворение «Родина»
наизусть;
2) подготовить комментарии
к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.),
«Выхожу один я на дорогу…» (1841 г.);
3) индивидуальное задание:
история создания стихотворения «Ветка Палестины».
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
поурочные планы, 9 класс, литература
Источник: https://tak-to-ENT.net/load/255-1-0-3871
Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Родина» – презентация
1 Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Родина» <\p>
2 Михаил Юрьевич Лермонтов <\p>
3 Опорная схема Родина – тема лермонтовской лирики, развивавшаяся на протяжении всего творчества поэта. Ранняя лирика: – Родина – земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»). – Ощущение дисгармонии(«Монолог»). – Образ идеальной романтической отчизны («Отрывок»). – Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»). – Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой…») Борьба за родину для Лермонтова священна. – Война 1812 г. – «Два великана», строфы поэмы «Сашка», «Бородино». В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в родину. <\p>
4 «Ты знал ли дикий край под знойными лучами…» <\p>
5 Когда «Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он…» <\p>
6 «Зеленой сетью трав подернут спящий пруд…» <\p>
7 Завершение темы родины 1841 г. «Прощай, немытая «Родина» Россия» (презрение к «стране рабов, (признание в стране господ») любви) <\p>
8 Стихотворение «Прощай, немытая Россия» Проанализировать эпитет «немытая Россия». Какую черту империи автор отмечает как главную? Как характеризуется реальность внутреннего мира народа? Что, кроме биографической мотивировки вносит слово «Прощай…» в это стихотворение? Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой? <\p>
9 Анализ стихотворения «Родина» Анализ стихотворения «Родина» Какие два облика России рисует Лермонтов? Какие два облика России рисует Лермонтов? Как можно объяснить возникновение в стихотворении образа деревни, бесконечно далекого от романтических образов ранних произведений? Как можно объяснить возникновение в стихотворении образа деревни, бесконечно далекого от романтических образов ранних произведений? Каковы особенности построения стихотворения (от широкого плана к более узкому)? Как это отразилось в лексике? Каковы особенности построения стихотворения (от широкого плана к более узкому)? Как это отразилось в лексике? Что нового, опираясь на традиции классической литературы, сказал Лермонтов о своем патриотическом чувстве? Что нового, опираясь на традиции классической литературы, сказал Лермонтов о своем патриотическом чувстве? Как читать это стихотворение? Как читать это стихотворение? <\p>
Источник: https://www.myshared.ru/slide/311510/
Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова (Первый вариант)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
М. Лермонтов
Для каждого человека слово «родина» означает что-то свое, но всегда очень теплое, интимное, важное. Поэтому неудивительно, что в творчестве многих великих поэтов тема родины была основной.
Значительное место Родина всегда занимала и в лирике М. Ю. Лермонтова. Лермонтовская любовь к родной земле — «странная», неоднозначная, порой мучительная, но всегда искренняя и горячая.
Всегда очень критичный к себе, Лермонтов предъявляет высокие требования и к окружающему миру, поэтому многое в своей Родине он принять не может.
Часто в словах поэта звучит неприкрытая боль: что же это за страна такая, если даже изгнанием из нее Лермонтов советует хвалиться «повсюду как свободой»? А это та, не признаваемая поэтом Родина, «где стонет человек от рабства и цепей».
С горечью признается Лермонтов в стихотворении «Жалобы турка»: «Друг! этот край… моя отчизна». Такая Россия вызывает не только душевные муки, но и гнев. Рабское смирение, долготерпение, покорность мятежный поэт не хочет ни понять, ни принять.
Прощай, немытая Россия,Страна рабов, страна господ,И вы, мундиры голубые,И ты, им преданный народ.
Однако социальная несправедливость, царящая в обществе, не может приглушить его влечение к отчизне, даже в ссылке его думы и сердце полны образом Родины — жестоким, но прекрасным:
Боюсь сказать! душа дрожит!Что, если я со дня изгнаньяСовсем на Родине забыт!
И свое прошлое и будущее поэт связывает с Россией, где он вырос, возмужал, где в полной мере раскрылся его блестящий литературный дар, где он всегда мечтал встретить близких и родных по духу и вере людей:
…Я родину люблюИ больше многих: средь ее полейЕсть место, где я горесть начал знать,Есть место, где я буду отдыхать,Когда мой прах, смешавшийся с землей,Навеки прежний вид оставит свой.
Лермонтов действительно любит свою отчизну «больше многих», поскольку его чувство глубоко, эмоционально, искренно. В образе России поэта привлекает не внешняя сторона: «слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», а простая и прекрасная русская природа:
Любовь к родине у Лермонтова часто неразрывно связана с любовью к простым русским людям, к их незамысловатому образу жизни и их пляске «с топаньем и свистом». Однако это далеко не полный образ русских людей, сумевших создать славу и гордость своей родной земли, поэтому в стихотворении «Бородино» народ — это «богатыри», «могучее, лихое племя».
Но — опять конфликт. Лермонтов понимает, что люди, сумевшие отстоять независимость Родины, народ в его национально-освободительном значении остался в прошлом. В своих современниках Лермонтов видит духовную пустоту, душевную апатию, неспособность к совершению великих поступков. Материал с сайта //iEssay.
ru Печально я гляжу на наше поколенье!Его грядущее — иль пусто, иль темно,Меж тем, под бременем познанья и сомненья,В бездействии состарится оно.<\p>
Оглядываясь вокруг, Лермонтов хочет отыскать людей честных, мыслящих, бескорыстно преданных Родине, способных возродить былую честь и славу России, но…
Вокруг пустота…
И скучно и грустно, и некому руку податьВ минуту душевной невзгоды…Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?А годы проходят — все лучшие годы!
И все же, даже не вписываясь своим мятежным духом, острым умом и широким сердцем в современную ему действительность, Лермонтов пронес свою «странную» любовь к родной земле через одиночество, тоску, печаль и выплеснул ее в своей глубокой и прекрасной поэзии.
На этой странице материал по темам:
- образ родины в лирике лермонтова кратко
- высказывания лермонтова о родине
- высказывания великих людей о родине лермонтова
- образ родины в лирике м.ю.лермонтова
- сообщение образ родины в мире лермонтова
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/l/lermontov/essays/common/obraz-rodiny-v-lirike-m.-yu.-lermontova
Тема Родины в патриотической лирике Лермонтова: цитаты об образе России в творчестве поэта и чувства, испытываемые героями
Михаил Лермонтов является одним из известнейших поэтов России. Тема Родины в лирике Лермонтова постоянна, его стихи наполнены любовью к ней, поэтому в школах часто задают писать сочинение на тему «Образ России в лирике Лермонтова».
Патриотическая лирика
Михаил Юрьевич творил во времена, когда литературные интересы отошли на второй план – это время политических волнений, неудавшегося восстания декабристов, и вся страна бурлила недовольством. Сохранить чистоту взглядов было достаточно сложно в такой ситуации, и это не могло не отразиться на лирике поэта. Россия предстает в произведениях молодого военного с двух сторон:
- Единственной отчизной, которую он бесконечно любит, ее природную красоту и людей.
- Тираническим государством, которым управляет правительство, не заботящееся о своих людях.
Патриотическая лирика Лермонтова, стихи его зачастую одновременно сочетают ненависть с любовью к России. Это явственно читается во многих произведениях.
Любовь к отчизне отображается автором в стихах «Бородино», «Жалоба турка», «Два великана» – все они пронизаны рассуждениями об истории страны, о храбрости и отваге русских людей, восхищением ее геройским прошлым. Любить отчизну для Михаила Юрьевича означало сражаться за свободу, относиться с ненавистью к тем, кто угнетает народ и держит его в цепях.
Внимание! Гражданская лирика в чистом виде отсутствует у Лермонтова. Его произведения – это смешение философии, гражданского и личного взгляда автора.
Лирика Лермонтова на тему патриотизма берет свое начало со стихотворения «Булевар» 1830 года.
Уже через год выходит из-под пера «В избушке позднею порой…», где прославляется русская женщина, наставляющая малыша отвечать на угнетение знати.
В 1837 году публикуется «Бородино», в котором победа над французами воспринимается автором восторженно, как одна из величайших русских побед.
В 1840-1841 годах выходят сразу два стихотворения поэта:
- «Тучи», где он с горечью отмечает порабощение народа знатью, метафорично называя Россию грязной.
- «Родина», из которого становится понятно, что жесткие слова автора продиктованы его патриотизмом и нежеланием оставлять страну в нынешнем положении.
Тема Родины в лирике Лермонтова часто встречается и отображает одновременно восхищение автором героическим прошлом державы, даже несколько идеализированно, и его угнетение поступками нынешней власти, а также возмущение безропотностью народа. Наиболее ярко это отражают цитаты Лермонтова о родине:
«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы…»
(«Бородино»)
«Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.»
(«Родина»)
Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя
Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы:
- ранний – с 1828 по 1837;
- поздний – с 1837 по 1841.
Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?
Ранний период
В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.
Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.
Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.
Поздний период
На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью.
Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом. Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом.
Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.
«Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу.
Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения.
Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица, но олицетворяют собой весь народ.
На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.
Анализ стихотворения «Родина»
Тема Родины в творчестве Лермонтова является регулярной, но наиболее четко прослеживается в «Родине» – произведении, переполненном тоской и заботой по Отчизне. Анализ лирического произведения включает определение жанра, идеи и художественных приемов, использованных автором.
Жанр
Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.
Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа, и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.
Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.
Идея и структура
Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства:
- возмущение господами и их равнодушием к простым людям;
- тоска по родине.
Идея произведения скрыта в единой фразе: «Люблю отчизну я, но странною любовью!». Используется повторение глаголов, чтобы обозначить это: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок» и т. д.
По своей структуре произведение складывается из двух разных по размеру и смыслу частей. Торжественное вступление – Родина в природном смысле любима автором, поэтому он начинает с описания красоты бескрайних полей и темных лесов. Следует четкое разграничение между понятиями «родина» и «держава».
Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.
Источник: https://uchim.guru/literatura/tema-rodiny-v-lirike-lermontova.html
Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова
Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Это страшное предсказание оказалось правдой: на место свергнутого царя явился «мощный человек» с «булатным ножом в руке», который был «мрачен» и «беспощаден»; и Россия на многие годы погрузилась в кровавый хаос войн и революций.
Но Лермонтов, размышляя о судьбе России, думал и о судьбе своего поколения — поколения 30-х годов XIX века.
И это закономерно: ведь именно люди творят историю, и будущее страны зависит только от них, от того, какую память они оставят следующим поколениям после себя, О своем поколении Лермонтов написал в стихотворении «Дума». Это стихотворение — размышление, и не случайно оно начинается таким образом:
Тема Родиныи и Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова является традиционным. Нашла она свое отражение и в стихах М. Ю. Лермонтова. Поэт не был равнодушным или безучастным в своем отношении к родине.
Его стихи пронизаны болью и гордостью за нее: болью — за те несчастья и страдания, которые выпали на ее долю, а огромной гордостью — за ее несокрушимый дух, мужественный народ, будущее которого должно быть величественным и прекрасным.
Уже в ранних стихах Лермонтова можно найти размышления о судьбе России.
Шестнадцатилетний поэт написал в стихотворении «Предсказание» поистине пророческие строчки:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно…
Почему же поэт начинает свое размышление этими грустными строчками? Потому что он видел все ничтожество окружающих его людей. Эти люди были «перед опасностью позорно-малодушны, и перед вла-стию — презренные рабы». Они отказались от борьбы, их с самой молодости томит «путь без цели», они состарятся «в бездействии», Лермонтов произносит полные горечи слова:
И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Это поколение не оставит после себя ничего: «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда». Оно ничем не прославит Родину. Поэт использует в стихотворении местоимение «мы»; он не хочет отделять себя от своего поколения, хотя эти горькие упреки меньше всего относились к нему самому. Поэт не боялся власти; он смело бросал ей в лицо наполненные беспощадным презрением слова:
Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный им народ.
Лермонтов, уезжая в очередную ссылку на Кавказ, прощался с официозной Россией — страной, где «рано жизнь тяжка бывает для людей», где «стонет человек от рабства и цепей», как написал он в своем раннем стихотворении «Жалобы турка».
Но Лермонтов знал и другой Образ России — страну бескрайних полей, безбрежных лесов и широких рек, чьи разливы подобны морям. Именно такой Образ России мы видим в его стихотворении «Родина».
Стихотворение начинается с признания поэта: «Люблю отчизну я, но странною любовью…
» Почему же Лермонтов называет своё отношение к родине «странной любовью»? Потому что прошлая громкая слава России, ее история («темной старины заветные преданья») не пробуждают должного отклика в душе поэта. Он любит иной Образ России:
Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз Й на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Лермонтов «с отрадой, многим незнакомой», взирает на «полное гумно» и на крестьянскую избу, «покрытую соломой». Он, чувствовавший себя чужим на великосветском балу, был готов до полночи смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков» во время обычного деревенского праздника.
Н. А.
Добролюбов, восхищаясь простотой и красотой этого лермонтовского стихотворения, писал: «В удивительном стихотворении «Родина» Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно». Именно такую любовь к России можно считать подлинной, и именно поэтому мы можем назвать М. Ю.
Лермонтова настоящим патриотом своей Родины, прославляющим ее красоту и величие.
Сочинение по литературе: Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова
Источник: https://www.sochuroki.com/obraz-rossii-v-lirike-m-yu-lermontova/