Почему стихи есенина нельзя относить только лишь к «пейзажной лирике»?

Выразительность пейзажной лирики с. а. есенина

Выразительность пейзажной лирики с. а. есенина

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С. А. Есенин

Сергей Есенин горячо любил свою родину, свой народ, испытывал теплые чувства к простым русским людям. “Моя лирика жива одной большой любовью, – говорил он, – любовью к родине”. И эта любовь к родному краю с бесконечной красочностью и выразительностью проявляется в его пейзажной лирике.

Природа и родина для поэта неразделимы. Читая его стихотворения, посвященные родной земле, мы видим богатые русские ПОЛЯ, золото нив, зелень лесов, журчание тихих голубых речушек.

Особенно яркими и светлыми образы природы выступают в ранних стихотворениях Есенина. Автор растворяется в красоте окружающего мира, в “царстве вечернем” весны, в “голубом сиянье дня”, в “зелени пряной” травы, в “алом свете зари”. Невероятным богатством красок наполнены его пейзажи:

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Обратите внимание

Читая эти строки, мы оказываемся в сказочном мире природы, наблюдаем зарождение нового дня, видим, как темное ночное небо озаряется красно-золотым пламенем зари. И в этот момент переживаем те же чувства, которые испытывал автор стихотворения.

Поэт внимательно, с любовью вглядывался в картины весеннего обновления природы, с замиранием сердца ожидал восхода солнца, восхищался красками заката.

Радостью наполняли его душу девственные леса, поля и луга, красующиеся пестротой цветов и зеленью трав.

Природа в стихотворениях С. Есенина является отражением душевных переживаний самого поэта – только в ней он может найти вдохновение, только она помогает ему лучше понять самого себя, собственные чувства.

И вместе с автором мы тоже смеемся и плачем, грустим и радуемся. Природа у Есенина – живое существо, живущее собственной жизнью, способное переживать.

И потому еще более яркими и выразительными становятся движения души поэта:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется – на душе светло.

Автор рисует окружающий мир одушевленным, наполненным разнообразными звуками и постоянным движением.

Солома “нежно охает”, “свисая с губ кивающих коров”, а “на ветке облака, как слива, златится спелая звезда”; “рдяный мак заката” плещет на “озерное стекло”, а луна “золотою лягушкой” “распласталась на тихой воде”.

Удивительные сравнения и метафоры находит поэт для того, чтобы создать яркие, живые, волнующие душу образы природы: зарю он сравнивает с котенком, который “моет лапкой рот”, а закат плывет по пруду “лебедем красным”.

Важно

Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить “на этом свете все, что душу облекает в плоть”. Воспевая красоту родного края, его безбрежных далей, заливных лугов, лесных просторов, поэт видел и красоту крестьянского труда, и поэзию деревенской жизни. Поэтому все эти картины часто сливаются в его поэзии в одно целое:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Есенин ощущает самого себя частицей природы, неотъемлемой частью окружающего мира. Возможно, именно поэтому настолько выразительны найденные им краски, звуки и образы, такой гармонией и жизненной силой наполнена его пейзажная лирика. М.

Горький, передавая свои впечатления от стихотворений поэта, говорил: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком”.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/vyrazitelnost-pejzazhnoj-liriki-s-a-esenina/

Пейзажная лирика есенина стихотворения

  1. познакомить учащихся с необыкновенным миром пейзажной лирики С.А.

    Есенина; показать роль художественных деталей в поэтике Есенина;

  2. развивать умения и навыки анализа поэтического текста, используя литературоведческие термины;
  3. воспитывать эстетический вкус к поэзии, музыке, живописи, патриотизм.

Методическая цель: Содружество искусств на уроках литературы как один из элементов развивающего обучения.

Тип урока:урок формирования и совершенствования знаний.

Методы обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый.

КМО: мультимедийный проектор; плакат с терминами; раздаточный материал: папки со стихотворениями С. Есенина, портрет поэта, таблица;.картины В.В. Шибанова, краски, кисти, бумага, карандаши.

Русская литература XX.11 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. / Под ред. В.П. Журавлева.– М: Просвещение, 2003.

С.Есенин. Избранное. – М., 1989.

С.Есенин. Собрание сочинений в 2 тт. – М., 1990.

И.Кузнецов «Алый свет зари…»эпистолярная лирика Сергея Есенина. – Саратов, 1998.

Дорогие ребята! Добро пожаловать в «есенинский экспресс»! Усаживайтесь поудобнее в своих купе. Сейчас наш поезд отправится в незабываемое путешествие, в мир лирики С. Есенина. Я, машинист поезда, а вы мои помощники, вы, помощники машиниста. Цель нашего путешествия: познакомиться с пейзажной лирикой С. Есенина.

Слайд 1. Портрет Есенина на мультимедийной доске.

Сергей Есенин! — это имя

В лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато — синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин.

Мир знает две обаятельнейшие улыбки, в которых щедро светилась русская душа Юрия Гагарина и Сергея Есенина. Гагарин, с детства влюбленный в стихи Есенина, первым открыл дорогу к звездам; любимый его поэт лишь мыслью устремлялся туда, но он достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.

Сергей Есенин обладал особым зрением живописца и музыканта. На нашем уроке мы это увидим и даже услышим.

Слайд 2. На мультимедийной доске эпиграф урока.

Ученик его читает: «Русь с ее красками, запахами движется перед нами, как большой обжитой мир, родина, данная человеку для жизни. Все здесь мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной». К.И. Зелинский.

III. Актуализация опорных знаний.

— Вспомните, какие темы затрагивают, поднимают поэты в своей лирике?

Учащиеся отвечают, учитель готовый плакат с написанными терминами открывает на доске:

Вывод: Стихи о природе относятся к пейзажной лирике.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

IV. Изучение нового материала

Преподаватель. На самом деле через образы природы, через пейзаж Есенин показывает, открывает душу человека.

Вместе с нами путешествуют художники, которые в своих пейзажных зарисовках попробуют изобразить то настроение, которое навевают на них стихи Есенина.

(Выполняют 2 человека.)

Совет

В пейзажной лирике Есенина можно найти целые стихотворения и отдельные строки о черемухе, липе, рябине, сосне, клене, тополе, цветах, лугах. И, конечно, много изумительных по красоте строк, в которых выразились самые искренние чувства, Есенин посвятил березе.

Показ слайдов, на которых изображены пейзажи.

На фоне этих кадров:

Береза для Есенина – живое существо, милая девушка, о которой пишет с нежностью и любовью.

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Любовь к березе сливается у Есенина с любовью к родине, России.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Внимание! мне только что передали по рации, в нашем поезде находится артист разговорного жанра, который путешествует инкогнито, тайно, но он согласился прочитать нам одно очень известное стихотворение С. Есенина. Послушайте внимательно. Обратите внимание на выразительное прочтение, на богатую интонацию. Учитесь читать стихи также, стихотворение перед вами.

Слайд. «Я покинул родимый дом», звучит стихотворение.

Анализ стихотворения (деконструкция и социализация)

1. Определите направление этого лирического произведения? (Пейзажная лирика с элементами философской).

2. Что у вас вызвало изумление в картине природы, изображаемой поэтом? (Неживая природа наделяется чертами живой.)

3. Как называется в литературе этот прием, это художественно-выразительное средство? (Олицетворение.)

4. Приведите примеры олицетворений в данном стихотворении: («луна распласталась», «золотою лягушкой», «старый клен стережет»).

Рефлексия: Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира С. Есенина. В его стихотворениях – изобилие метафор-олицетворений (термин прикрепляется на доску).

V. Работа по группам (творческая мастерская)

Для пейзажной лирики Есенина характерны неповторимая гамма звуков (в литературе этот прием называется «звукопись»), богатая палитра цвета (в литературе этот термин называется «цветопись»), мастер передает в стихах даже запах.

Обратите внимание

Внимание! Сейчас вы, мои помощники, будете исследователями. Ваша работа заключается в том, чтобы найти и выписать в соответствующие графы таблицы (см. приложение 2) из стихотворных произведений, имеющихся в вашем распоряжении (см. приложение 2 «раздаточный материал к уроку»), примеры звукописи, цветописи, запаха.

1 купе нашего поезда выбирает примеры цветописи – «Мир красок в поэзии Есенина»

2 купе работает над звукописью – «Мир звуков в поэзии Есенина»

3 купе изучает «Мир запахов (ароматов) в стихотворениях Есенина»

Группа художников продолжает работать над пейзажем.

VI. Создание группового творческого продукта (деконструкция)<\p>

Учащиеся по группам заполняют таблицу. Преподаватель контролирует выполнение заданий, по необходимости разъясняет непонятное.

По окончании представитель каждого купе выразительно читает стихотворение, дает ответы по таблице, другие учащиеся этой же группы дополняют его.

Художники показывают пейзажные зарисовки и выразительно читают стихотворение, которое навеяло на них вдохновение.

Преподаватель. Стихи Есенина настолько благозвучны, что из них рождаются прекрасные песни и романсы.

(Звучит 1 куплет песни «Отговорила роща золотая».)

VIII. Рефлексивно-оценочный этап

Во время нашего путешествия за окном проплывали пейзажи художника нашего города, учителя рисования Шибанова Валерия Владимировича. Его также вдохновили на создание картин стихи С. Есенина.

Месяц назад ушел из жизни ртищевец, корреспондент газеты «Саратовские вести» Иван Кузнецов.

У него много литературных работ, а его книга «Алый свет зари» посвящена Сергею Есенину и находится на нашей книжной выставке.

Слайд заключительный со словами К.И. Зелинского.

Путешествие подходит к концу. Я, машинист поезда, довольна поездкой в мир есенинской поэзии. Но хотелось бы услышать: каковы ваши впечатления от поездки, мои помощники машиниста? Что вам запомнилось в ней больше всего?

Объявление и комментирование оценок.

Важно

Написать сочинение-миниатюру по материалам сегодняшнего урока на тему: «Мир пейзажной лирики С.Есенина».

Приложение 2 вы можете получить у автора статьи.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.<\p>

Источник: http://esenin-s.ru/pejzazhnaya-lirika-esenina-stihotvoreniya/

Лексика природы в лирике С. А. Есенина



Без преувеличения можно утверждать, что ни один художник слова не обходится в своих произведениях без картин природы, созданных при помощи лексики соответствующей тематической направленности.<\p>

Неповторимы пейзажи в произведениях С. А. Есенина.

Природа в его восприятии и лирическом осмыслении — это не просто окружающее пространство и совокупность природных явлений, это любимый край, малая родина как часть Родины-страны, как его духовный ориентир[ср: 4, с.21–31]. Это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно, с трепетом и любовью, природа врачует людские души, снимая напряжение от неминуемых земных переживаний [ср.: 9, с.3].

Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной природе, именно так возвышенно-просветленно и благостно воздействуют они на нас.<\p>

Тематическая группа лексики «Природа», функционирующей в лирике С. А.

Есенина, объемна и многообразна; в частности, она включает ряд компонентов: «Растительный мир», «Животный мир», «Ландшафт (рельеф, почвы, водоемы)», «Метеорологические явления», «Астрономия», «Части суток».<\p>

Степень отраженности и тем самым значимости тематического компонента измеряется количеством единиц, вербализующих его, и количеством словоупотреблений этих единиц.

Этот аспект отражен, например, в «Словаре языка Есенина» Г. И. Шипулиной. Так, компонент «Растительный мир» представлен группами (при этом рядом со словом в скобках указывается количество его употреблений): «Деревья»: береза(32), клен(21), тополь(19), черемуха(18), ель(13), сосна (12), осина (11), рябина(9), яблоня(6), сирень(5) и др.

; «Цветы и растения»: трава(56), рожь(41), роза(32), колокольчик(10), мак(7), ковыль(5), крапива(5) и др.Широко представлены и такие единицы компонентов, как «Животный мир»: конь(57), лошадь(28), петух(25), собака(17), кобыла(15), птица(21), соловей(14), лебедь(14), ворон(13), голубь(11), курица(11) и др.

; «Ландшафт (водоемы)»: вода(59), река(37), озеро(30), волна(29), море(28), болото(11) и др.; «Ландшафт (рельеф)»: поле(127), земля(118), равнина(31), спеть(26), холм(23)и др.; «Астрономия»: небо(97), заря(92), звезда(77), солнце(65), рассвет(20), закат(17) и др.

; «Метеорологические явления»: ветер(108), снег(70), туман(60), дождь(39), туча(39), дым(36), облако(35), буря(28), гроза(16), пурга(11)и др.; «Части суток»: день(102), ночь(93), вечер(52), утро(15). [См.: 12, с.520–562].<\p>

Первые позиции в компонентах занимают слова: береза, трава, конь(+лошадь, кобыла), вода, поле, небо, ветер, день.

<\p>

Совет

Одним из самых любимых для поэта является образ березы. Это неслучайно, ведь с раннего детства С.Есенин видел неповторимую красоту русской природы, наслаждался и восхищался ее величественностью. Все это в дальнейшем отразилось на его творчестве.

«Не я выдумал образ березы, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», — писал поэт. По словам М. Эпштейна, «береза во многом именно благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России» [см.:11, с.92–95]:Белая берёза/ Под моим окном /Принакрылась снегом, / Точно серебром. («Берёза»).

С образом девушки-березки связывается возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей: «Устав таскаться по чужим пределам, / Вернулся я в родимый дом. / Зеленокосая, в юбчонке белой / Стоит береза над прудом». Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным и любимым местам [см.:10, с. 15–16].

Берёза привлекает внимание Есенина стройностью, белизной ствола, тонкими ветвями и пышной кроной. Ветки берёзы превращаются то в «шёлковые косы», то в «зелёные серёжки», а цвет её ствола — то в «берёзовое молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец» [см.:1, с.37]. При дуновении летнего ветерка ветви берёзок колышутся и, как серёжки, звенят.

Отсюда образ: «в роще по берёзкам белый перезвон».<\p>

Есенин пишет о родных местах, изображает все то, что его окружает, а потому так часто в его стихах встречается лексема равнина. Европейская часть России всегда была местом вдохновения для Сергея Есенина, самой значимой частью его души и сердца [см.:7, с.15]: Спит ковыль. /Равнина дорогая, /И свинцовой свежести полынь.

/ Никакая родина другая/Не вольет мне в грудь мою теплынь. («Спит ковыль. Равнина дорогая…»)<\p>

Для поэта, как и для каждого русского человека, символом родины и истинной России является поле: О Русь — малиновое поле /И синь, упавшая в реку,-/Люблю до радости и боли/Твою озерную тоску. («О Русь — малиновое поле»).

<\p>

Поэт как, возможно, никто другой до него чувствует родную землю, понимает каждый ее вздох и говорит с ней на абсолютно новом для читателя языке, понятном и простом. М. Горький так писал о С. Есенине: «Романтик и лирик, влюблённый в поля и леса, в своё деревенское небо, в животных и цветы, он явился в город, чтобы рассказать о своей восторженной любви…» [см.:8, с.122].

<\p>

Как носитель и выразитель русской идеи, поэт «в своем творчестве отобразил многие аспекты русского национального характера, его души, его самосознания и поведения, его прошлого, настоящего и будущего, поиски им национального духовного идеала» [см.:13, с.58].

<\p>

Очень часто в творчестве Есенина встречаются образы бури и ветра, являющиеся символами неспокойного времени, символами чего-то нового, неизведанного (ветер перемен), либо зловещего, мрачного и потому тревожного — символ неодолимого действия стихии: Свищет ветер, серебряный ветер, /В шелковом шелесте снежного шума. / В первый раз я в себе заметил -/Так я еще никогда не думал.

(«Свищет ветер, серебряный ветер…»). Это неслучайно, ведь за свою недолгую жизнь Сергей Есенин стал свидетелем крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Всё это — реальные вехи пути России, узловые моменты её истории, на которые живо откликнулся поэт в своем творчестве.

<\p>

Обратите внимание

Образ ветра у Есенина можно соотнести с образом ветра у А. Блока. Например: Надежды нет: вокруг и ветер бурный, /И ночь, и гребни волн, и дым небесных туч/<\p>

Разгонят всё, и образ Твой лазурный /Затмят, как всё, как яркий солнца луч… (А. Блок. «В болезни сердца мыслю о Тебе.»..).

Чувство тревоги здесь создается не только с помощью метко подобранных образов ветра бурного, ночи, дыма небесных туч, но и с помощью сочетающихся с ними ярких, динамичных глаголов разгонят, затмят, которым отводится роль нагнетания обстановки чего-то безысходного, ужасного.

Стихийность в природе Блок переносит на душевную неустроенность человека, что в конечном итоге приводит к некоему предощущению катастрофичности, трагичности мира и людей, живущих в нем [см.:6, с.15].<\p>

Так же часто прибегает Сергей Есенин и к образу коня (кобылы, лошади).

Это и домашнее животное в хозяйстве крестьянина; и сложный аграрный-зооморфный образ вроде коня-избы; и боевой конь казака-кочевника; и мифологически солнечный и лунный конь; и пришедший из античности крылатый конь; и библейский конь-властитель судьбы, конь-вечности [см.:13, с.100].Иметь хорошую лошадь (коня) для русского человека было великим счастьем.

Есенин включает образ коня в названия стихотворений или названия по первой строке: «Табун», «Эх вы, сани! А кони, кони!»…Так, розовый конь для Есенина — символ восхода, весны, радости жизни и благословения всего живого [см.:7, с.9]:Ятеперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? / Словно я весенней гулкой ранью/Проскакал на розовом коне. («Не жалею, не зову, не плачу…»).

Красный конь является символом революции, решительных и кардинальных изменений в жизни общества [см.:7, с.8]: А за ним /По большой траве, /Как на празднике отчаянных гонок, /Тонкие ноги закидывая к голове, / Скачет красногривый жеребенок? (Из поэмы «Сорокоуст»).Черный конь — предвестник смерти, трагедии в жизни героя, его трагической гибели [cм.:7, с.

11]: На коне — чёрной тучице в санках –/ Билось пламя-шлея… синь и дрожь. /И кричали парнишки в еланках:/ «Дождик, дождик, полей нашу рожь!» («Заглушила засуха засевки»…).<\p>

Важно

Лексика природы у поэта вовлечена в изобразительно-выразительные средства ‒тропы и стилистические фигуры.

Поэт воспевает красоту средней полосы России: просторы полей, гладь озер и рек, синь родного неба, «топи да болота», «красные зорьки», «рощи золотые», «плакучие ивы» — во всем этом Есенин видел неповторимость родного края.

В пейзажной лирике поэт использует разнообразные изобразительно-выразительные средства: здесь и красочные эпитеты: роща золотая, над голубым прудом, маковый цвет зари, сиреневую цветь, листва золотая, малиновое поле; и олицетворения:Заколдован невидимкой, /Дремлет лес под сказку сна. /Словно белою косынкой /Повязалася сосна. («Пороша»). Природа оживает: она дышит, смеется, говорит и плачет.

Используется также прием сравнения. К примеру, молодая березка, стройная и кудрявая, ассоциируется у Сергея Есенина с молоденькой смеющейся девушкой:<\p>

Мне навстречу, как сережки, / Прозвенит девичий смех. («Гой ты, Русь, моя родная»…); или:Облак, как мышь, подбежал и взмахнул/В небо огромным хвостом. /Словно яйцо, расколовшись, скользнул/Месяц за дальним холмом. («Пропавший месяц»).

<\p>

Характерны для Сергея Есенина метафоры-существительные: влунных перьяхсеребра («Темна ноченька, не спится…»); шепот сосняка («Я пастух, мои палаты…») Пример развернутой метафоры С. Есенина встречается в стихотворениях «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая…» и «Этой грусти теперь не рассыпать» (в строках «Отцвела моя белая липа…»).

В данных литературных творениях осенний клен, облетевшая березовая роща и отцветшая липа — метафоры уходящей жизни поэта,<\p>

В лирике поэта обширно представлена антитеза. В стихотворении «Выткался на озере алый свет зари» настроение лирического героя изменяется: в первом двустишии его переполняет грусть: Выткался на озере алый свет зари./ На бору со звонами плачут глухари.

Совет

В последних строках живительная природа воскрешает героя, заставляя переосмыслить происходящее. Он полон оптимизма: Ипускай со звонами плачут глухари,/ Есть тоска веселая в алостях зари.<\p>

С целью усиления выразительности речи и подчеркивания эмоционально-экспрессивного значения, сказанного Сергей Есенин при описании природы, использует инверсию[см.:1, с.

62]: распустились кисти, горят снежинки («Береза»); лес зеленый, зашумели ветви, ревет сердито(«Буря»); загорелась зорька, в небе темно-голубом, блеске золотом, осветили вдруг («Восход солнца») и мн. др. случаи.<\p>

Для того чтобы придать изображаемому особую динамичность процессов, происходящих в природе, поэт нередко использует бессоюзие[см:5, с.

63]: Дрогнули листочки, закачались клены, /С золотистых веток полетела пыль («Буря»); Цветы поблёкли;/ Деревья голы:/ Сады заглохли, /Печальны долы («Осень»).Для демонстрации же единства перечисляемого Сергей Есенин в своих стихах использует многосоюзие: Истоит береза/ В сонной тишине, /И горят снежинки /В золотом огне («Береза»).

<\p>

В стихотворениях о природе Есенина представлен и прием звукописи [ср.: 3, с.41–51]. Например: Там вон встретил вербу, там сосну приметил, / Распевал им песни под метель о лете. («Клен ты мой опавший, клен заледенелый.»..) [см.:5, с.61]. Здесь аллитерация звука [в] воссоздает завывание вьюги. Примером проявления ассонанса являются строки: Тихо льется с кленов листьев медь…

/ Будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть. («Не жалею, не зову, не плачу»..). Напевность [е] необходима для передачи мягкости и текучести повествования.<\p>

Таким образом, истоком лирики Есенина была та реальная действительность, которая его окружала.

Он, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах [см:10, с.190–198].Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасный и светлый мир. И для многих он навсегда останется певцом красоты родного края, его природы.<\p>

Литература:<\p>

  1. Воронова O. E. Сергей Есенин и русская духовная культура. — М.: Просвещение, 2002. — 291 с.
  2. Есенин С. Собрание сочинений в трёх томах. — М.: Правда, 1977. — 338 с.
  3. Климкова Л. А. Стихотворение С. А. Есенина «Тебе одной плету венок…» Опыт интегративного анализа. //Современное есениноведение. –2012. –№ 23. — С. 41–51.
  4. Климкова Л. А. Природа в художественной картине мира А. П. Гайдара. //Аркадий Гайдар и круг детского и юношеского чтения: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием/ отв. ред. Б. С. Кондратьев.- Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2014. — С.21–31.
  5. Локшина, Б. С. Поэзия Блока и Есенина в школьном изучении. — Л.: Просвещение, 1978. –160 с.
  6. Маркелова, В. М. Лексико-семантическое поле «тревога» в лирике А. А. Блока: автореферат дисс. кандидата филол. наук: 10.02.01. – Киров, 2009. –15 с.
  7. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. – M.: Знание, 1972. –156 с.
  8. Прокушев, Ю. Л. Вечный образ. — М.: Знание, 1977. –164 с.
  9. Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. — М.: Просвещение, 1978. –320 с.
  10. Розанов И. Н. Воспоминания о Сергее Есенине // С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Т. 1. — М.: Просвещение, 1999. –238 с.
  11. Смирнова, Л. А. Русская литература XX века. — М.: Просвещение, 1999. –334 с.
  12. Шипулина Г. И. Словарь языка Есенина. Имя существительное. — Баку: Мутарджим, 2013. –588с.
  13. Эвентов, И.С. Сергей Есенин. — Л.: Просвещение, 1978. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): поэт, малиновое поле, Русь, русский человек, розовый конь, родной край, родная земля, образ ветра, образ березы, серебряный ветер.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27271/

Сочинение на тему: ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ С. А. ЕСЕНИНА

С. А. Есенин по праву признан одним из луч­ших мастеров пейзажной лирики. Стихи поэта привлекают читателя своей свежестью, непод­дельной искренностью, богатством чувств, нрав­ственным здоровьем и жизнелюбием.

В простых и неказистых родных пейзажах ря­занский поэт сумел открыть такое неповторимое очарование, столько новых и созвучных каждо­му простому человеку чувств, что и спустя столе­тие все новые и новые поколения читателей с упо­ением обращаются к его творчеству.

Природу родного края Есенин знает превос­ходно, в свой тонкий рисунок вкладывает душу настоящего патриота:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Обратите внимание

Старательно выписывает поэт детали хорошо знакомого ему быта, часто употребляет диалект­ные слова для передачи местного колорита. Эти стихотворения, написаные с натуры, имеют кон­кретизирующее содержание: «В хате», «Рекру­ты», «Кузнец», «Поминки», «Молотьба». В них изображен бедный крестьянский быт:

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными Тараканы лезут в паз.

Но более живо и эмоционально воспринима­ются картины родной природы: они празднично нарядны, здесь доминирует приподнятое, роман­тически окрашенное настроение. Родная приро­да оживает в стихах Есенина, березки и клены, вечера и рассветы, избы и поля — все радуется и грустит по-человечьи.

Поэт одухотворяет эти простые и знакомые каждому с детства явления, наделяет своими чув­ствами, настроением. Золотые звезды у него дремлют, «брезжит свет на заводи речные и ру­мянит сетку небосклона», сонные березки улы­баются, растрепав шелковые косы.

Может быть, кому-то покажется, что поэти­ческое слово Есенина несколько наивно, он вы­бирает простые способы рифмовки: березки — се­режки, косы — росы, тополя — поля, дубровы — коровы, тростники — у реки. Но сильное и све­жее поэтическое чувство, своеобразный взгляд на природу, открывающий ее живую красоту, при­дают стихотворениям новизну, художественное очарование.

Все богатства природы России органически входят в поэзию Есенина — приволье родных про­сторов, полевые запахи, краски и звуки, радост­ная весна, задумчивая осень, жестокая зима.

Перед нашими глазами происходят волшебные превращения: зима баюкает мохнатый лес; игри­вые воробушки, словно сиротливые детки, голод­ные, усталые, жмутся поплотней. Им, как и лю­дям, снятся цветные сны: «в улыбках солнца яс­ная красавица весна».

Осень — это не просто осень, а рыжая кобылка, расчесывающая гриву.

Ее подковки слышны над речным покровом бе­регов. Оживают луна, звезды, вечера и рассветы:

Пеной рос заря туманится,

Словно глубь очей невестиных.

Прибрела весна, как странница,

С посошком в лаптях берестяных.

В пейзажной лирике Есенина предстают слож­ные, необыкновенно красочные и непривычные образы.

Важно

Иносказательный смысл этих образов прозрачен, эта символика опирается на реалисти­ческую, преимущественно фольклорную основу: «пляшет ветер по равнинам — рыжий ласковый осленок»; «синь то дремлет, то вздыхает.

У лесно­го аналоя воробей псалтырь читает»; «изба-старуха челюстью порога жует пахучий мякиш тиши­ны»; «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в го­лубой траве».

Поэзия Есенина — это гимн России, родным рязанским просторам, где, «радуясь и мучаясь», живется все же как нигде хорошо, привольно.

На этой странице искали :

  • пейзажная лирика Есенина
  • пейзажная лирика есенина сочинение
  • особенности пейзажной лирики есенина
  • пейзажная лирика есенина стихи
  • сочинение на тему выразительность

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-vyrazitelnost-pejzazhnoj-liriki-s-a-esenina.html

Решу егэ

Задание 16 № 3004

Как в стихотворении Н. Заболоцкого раскрывается проблема взаимоотношения человека и природы и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

СентябрьСыплет дождик большие горошины,Рвется ветер, и даль нечиста.Закрывается тополь взъерошенныйСеребристой изнанкой листа.Но взгляни: сквозь отверстие облака,Как сквозь арку из каменных плит,В это царство тумана и морокаПервый луч, пробиваясь, летит.Значит, даль не навек занавешенаОблаками, и, значит, не зря,Словно девушка, вспыхнув, орешинаЗасияла в конце сентября.Вот теперь, живописец, выхватывайКисть за кистью, и на полотнеЗолотой, как огонь, и гранатовой<\p>Нарисуй эту девушку мне.Нарисуй, словно деревце, зыбкуюМолодую царевну в венцеС беспокойно скользящей улыбкоюНа заплаканном юном лице.

Н. Заболоцкий, 1957

Пояснение.

Стихотворение «Сентябрь» Н. Заболоцкого относится к пейзажной лирике, но его же можно отнести и к лирике философской. В нем поэт не только признается в своей любви к осенней природе, но и затрагивает проблему внутреннего единства человека и природы. Вот в «царство тумана и морока| Первый луч, пробиваясь, летит». И жизнь сразу приобретает смысл. Появляется надежда:

Значит, даль не навек занавешена

Облаками, и, значит, не зря,

Словно девушка, вспыхнув, орешина

Засияла в конце сентября.<\p>

Единение человека с природой прослеживается и в поэзии Тютчева. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Природа в стихах Тютчева очеловечена, внутренне близка и понятна человеку («Не то, что мните Вы, природа»):

Не то, что мните Вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …

Подобное звучание тем Родины и родной природы находим у Сергея Есенина. Стихотворение С. Есенина «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта – природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним, сожалея о растраченной впустую жизни:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Рубцова, Тютчева, Есенина есть общие подходы к раскрытию темы взаимоотношения человека и природы.

Источник: Решу егэ

Источник: https://lit-ege.sdamgia.ru/problem?id=3004

Сочинение «Тема природы в лирике Есенина»

О, Родина! Как много чувств, эмоций, образов и воспоминаний связано у каждого из нас с этим коротким словом. Каждый человек вкладывает в слово «родина» что-то свое, а потому и многогранна, и неисчерпаема эта тема для поэта.

Родина, родной край, его природа – одна из главных тем в творчестве «последнего певца деревни» – Сергея Есенина. Именно его, как никого другого связывают, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым.

Жил он потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, а в родную деревню приезжал время от времени как гость.

Совет

Именно эта ранняя разлука с отчим домом, родной землей придала его стихам о Родине особый смысл. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил о себе Сергей Есенин. И правда, перечитывая стихи поэта вновь и вновь, убеждаешься в полной мере в истинности его слов.

Для ранней поэзии автора характерна гармония, нет тех противоречий, которые появятся в его лирике с приходом новой, революционной власти. Яркие, светлые образы рисует перед нами Сергей Есенин, первые сердечные переживания, ощущение родного и близкого, что окружало молодого поэта – все это мы и находим в раннем творчестве. Он до боли любил все родное. Разве не видно это по его произведениям?

В следующих строках звучит беспредельная привязанность к родной землей, нитью проходящая по всем его произведениям: Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески! Перед этим сонмом уходящих Я не в силах скрыть моей тоски.

Поэт воспевает всю неброскую красоту средней полосы России: просторы полей, гладь озер и рек, синь родного неба, «топи да болота», «плакучие ивы» – во всем этом, казалось бы, привычном великолепии, Есенин видел неповторимость родного края.

В пейзажной лирике поэт использует множество изобразительно-выразительных средств: здесь и красочные эпитеты: “дьявольски красив”, “серебрянное перо”, “маковый цвет зари”; и олицетворения: Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка.

Природа оживает: она дышит, смеется, говорит и плачет. Испльзуется также прием сравнения.

К примеру, молодая березка, стройная и “кудрявая”, ассоциирцется у Сергея Есенина с молодой девушкой: Мне навстречу, как сережки, Прзвенит девичий смех. Или иное сравнение: Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

И все эти средства так мастерски используются поэтом, с той целью, чтобы передать всю красоту и великолепие родного края! Но при всей этой красоте природы поэт не уходит от действительности, не рисует «райской жизни». С точностью, словно сам живет в ветхой избе, он описывает крестьянскую Русь кануна Октябрьской революции.

Обратите внимание

Тяжелая участь простого народа отразилась в следующих строках: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Щемящее чувство грусти, грусти по «малой» Родине, как сам называл ее Есенин…

Да, она убогая, заброшенная, нищая. Но, ведь, не за то любят родной дом, землю, на которой вырос и по которой ходил. Поэт любит ее и такой, какая она есть – без прикрас. Любит и скорбит об отсталости, дикости, нищете, существующих на Руси.

Есенин очень умело сочетает цвет со звуком в одном образе, получая объемную картину: …Звонкий мрамор белых лестниц… …хвойной позолотой взвенивает лес…

И даже выражаясь немногословно, используя два – три слова в строке, Есенин все равно добивается выразительности в каждом слове: По лугу со скрипом Тянется обоз – Суховатой липой Тянет от колес.

Всего лишь несколько слов, а как много всего запечатлено: и действие, и образ, и звук, и запах… Сергей Есенин всегда искренне переживал за свою родину, желал ей процветания и благоденствия.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-tema-prirody-v-lirike-esenina/

Выразительность пейзажной лирики с. а. есенина

8 класс

Сочинения по русской литературе

Выразительность пейзажной лирики с. а. есенина

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

С. А. Есенин

Сергей Есенин горячо любил свою родину, свой народ, испытывал теплые чувства к простым русским людям. «Моя лирика жива одной большой любовью, — говорил он, — любовью к родине». И эта любовь к родному краю с бесконечной красочностью и выразительностью проявляется в его пейзажной лирике.

Природа и родина для поэта неразделимы. Читая его стихотворения, посвященные родной земле, мы видим богатые русские ПОЛЯ, золото нив, зелень лесов, журчание тихих голубых речушек.

Особенно яркими и светлыми образы природы выступают в ранних стихотворениях Есенина. Автор растворяется в красоте окружающего мира, в «царстве вечернем» весны, в «голубом сиянье дня», в «зелени пряной» травы, в «алом свете зари». Невероятным богатством красок наполнены его пейзажи:

Загорелась зорька красная

В небе темно-голубом,

Полоса явилась ясная

В своем блеске золотом.

Важно

Читая эти строки, мы оказываемся в сказочном мире природы, наблюдаем зарождение нового дня, видим, как темное ночное небо озаряется красно-золотым пламенем зари. И в этот момент переживаем те же чувства, которые испытывал автор стихотворения.

Поэт внимательно, с любовью вглядывался в картины весеннего обновления природы, с замиранием сердца ожидал восхода солнца, восхищался красками заката.

Радостью наполняли его душу девственные леса, поля и луга, красующиеся пестротой цветов и зеленью трав.

Природа в стихотворениях С. Есенина является отражением душевных переживаний самого поэта — только в ней он может найти вдохновение, только она помогает ему лучше понять самого себя, собственные чувства.

И вместе с автором мы тоже смеемся и плачем, грустим и радуемся. Природа у Есенина — живое существо, живущее собственной жизнью, способное переживать.

И потому еще более яркими и выразительными становятся движения души поэта:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Автор рисует окружающий мир одушевленным, наполненным разнообразными звуками и постоянным движением.

Солома «нежно охает», «свисая с губ кивающих коров», а «на ветке облака, как слива, златится спелая звезда»; «рдяный мак заката» плещет на «озерное стекло», а луна «золотою лягушкой» «распласталась на тихой воде».

Удивительные сравнения и метафоры находит поэт для того, чтобы создать яркие, живые, волнующие душу образы природы: зарю он сравнивает с котенком, который «моет лапкой рот», а закат плывет по пруду «лебедем красным».

Совет

Есенин рос среди раздолья среднерусской природы, и она научила его любить «на этом свете все, что душу облекает в плоть». Воспевая красоту родного края, его безбрежных далей, заливных лугов, лесных просторов, поэт видел и красоту крестьянского труда, и поэзию деревенской жизни. Поэтому все эти картины часто сливаются в его поэзии в одно целое:

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

Есенин ощущает самого себя частицей природы, неотъемлемой частью окружающего мира. Возможно, именно поэтому настолько выразительны найденные им краски, звуки и образы, такой гармонией и жизненной силой наполнена его пейзажная лирика. М.

Горький, передавая свои впечатления от стихотворений поэта, говорил: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/277.html

«В сердце светит Русь…».По творчеству С.А. Есенина

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве»

С.А. Есенин

Есенин рос, дыша атмосферой народной поэзии. Семья вдохнула в душу будущему поэту веру и любовь к родине. Православные мотивы воплотились в есенинской поэзии дореволюционных лет с невиданной полнотой.

Но позже сам поэт решительно отвергал в себе религиозность и мистицизм, объявляя религиозную символику и церковную лексику в своей поэзии условиями воспитания и той среды, где он вращался в начале своего творческого пути. К разного рода туманным образам в своей лирике сам поэт предлагал относиться как к романтике, «как к сказочному в поэзии».

<\p>

Родина видится поэту в зеленой шири бескрайних полей с вешними зорями и заоблачной синевой небес, в речных заводях и дремучей глуши лесов, в которых светятся заневестившиеся березки, загадочные клены, кроткие ивы и печальные ели. Поэтический мир Есенина многоцветен.

Он не ошибался, когда писал о себе:<\p>

Родился я с песнями в травном одеяле,<\p>

Зори меня вешние в радугу свивали.

<\p>

Есенин вошел в литературу в годы ломки социальных отношений, и поэтому его волновал не только «покойный уголок» «голубой Руси», а вся «далекая и близкая» Родина простых тружеников-хлебопашцев с их невыплаканной песней о тяжелой доле:<\p>

Сердце гложет плакучая дума…<\p>

Ой, не весел ты, край мой родной.<\p>

Или: <\p>

Черная, потом пропахшая выть!<\p>

Как мне тебя не ласкать, не любить?

В ряде стихотворений поэта, написанных в годы империалистической войны, была выражена ненависть к ней, несущей людям гибель, разорение и неутешные страдания.

Говоря о страшном горе невесты, потерявшей на войне своего суженого («Узоры»), поэт психологически тонко передает ее страдания через градацию – постоянно нарастающую напряженность чувства девушки: «девушка вышивает», «девушка рисует мертвых на поляне», «девушка склонилась, помутился взор», «девушка тоскует», «девушка рыдает», «девушка, как призрак, плачет у окна».

Даже стихотворения Есенина о Животных («Песнь о собаке», «Корова», «Лисица»), созданные в разгар войны, воспринимались современниками как антивоенные произведения, осуждающие зло и насилие, взывающие к доброте и человечности на земле.<\p>

«Вот уж вечер. Роса…

» (1910)<\p>

Обратите внимание

Это стихотворение Есенин обозначил в Собрании, которое готовил во второй половине 1925 года, как «самое первое». На беглый взгляд оно действительно кажется простым и безыскусным. Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека.

Он стоит у дороги, «прислонившись к иве», а его взор падает то на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг. Но едва заметным штрихом, первыми словами: «Вот уж вечер» — намечено движение времени.

Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается как картина наступающей летней ночи.

«Гой ты, Русь, моя родная…» (1914)

В данном стихотворении Есенин восклицает:<\p>

Если крикнет рать святая:<\p>

«Кинь ты Русь, живи в раю!»<\p>

Я скажу: «Не надо рая,<\p>

Дайте родину мою».

<\p>

От произведения веет святой Русью, которой нет конца и края —<\p>

«Только синь сосет глаза», девичьим смехом и веселым плясом. Здесь хаты — «в ризах образа», а герой «смотрит… поля», как «захожий богомолец». Тем сильнее звучат заключительные строки.

Ради любви к родине поэт готов ослушаться святую рать и отказаться даже от рая.<\p>

«Край ты мой заброшенный…» (1914)

Главным содержанием произведений конца 1914 — начала 1915 годов является трагическое положение деревни в годы войны, когда природа тосковала по хлеборобу, ушедшему на войну. В стихотворении «Край ты мой заброшенный…» дается новый взгляд на деревню, лишенный всякой благостности и покоя.

<\p>

Край ты мой заброшенный,<\p>

Край ты мой, пустырь.<\p>

Сенокос некошеный,<\p>

Лес да монастырь.<\p>

Избы забоченились,<\p>

А и всех-то пять.<\p>

Крыши их запенились<\p>

В заревую гать.

<\p>

Поэма “Русь”.

Наиболее значительным произведением стала маленькая поэма «Русь» (1914), в которой Есенин создает обобщенный образ родной земли, задумывается о ее судьбе, рассказывает о страданиях и надеждах своего народа и пытается ответить на вопрос, за что же он любит свою родину.

Произведение состоит из пяти частей-главок, которые раскрывают тему с самых разных точек зрения. В первой части автор изображает деревенскую Русь, запуганную дремучими лесами и волчьим воем, нечистой силой и колдунами.

Тщательно и предельно лаконично рисует поэт картину нищей и печальной деревни:<\p>

Воют в сумерки долгие, зимние,<\p>

Волки грозные с тощих полей,<\p>

По дворам в погорающем инее<\p>

Над застрехами храп лошадей.

Зимний пейзаж как бы впитал в себя драматизм происходящих событий. С зимой и зимней пургой в народе обычно связывали предсказания смерти, недаром у Есенина «заморозь злая». То же самое сулят сумерки. Это слово поэт повторяет дважды в двенадцати строках первой главки: «сумерки долгие, зимние» и «сумерки мглистые».

<\p>

Картина Руси настолько грустна, тосклива и пугающа, что, кажется, и любить-то ее не за что. Однако вторая главка является признанием в любви к родине и начинается с противительного союза «но»:<\p>

Но люблю тебя, родина кроткая!<\p>

А за что — разгадать не могу.

<\p>

Весела твоя радость короткая<\p>

С громкой песней весной на лугу.

Важно

В третьей главке — опять резкий контрастный переход. Образ Руси исторически конкретизируется и рисуется символическая картина наступившей войны:<\p>

Понакаркали черные вороны<\p>

Грозным бедам широкий простор.

<\p>

Крутит вихорь леса во все стороны,<\p>

Машет саваном пена с озер.<\p>

Грянул гром, чашка неба расколота,<\p>

Тучи рваные кутают лес.

<\p>

На подвесках из легкого золота<\p>

Закачались лампадки небес.

В четвертой главке говорится о страданиях родной деревни в ожидании вестей с поля боя.

Она начинается с тревожных вопросов о судьбе солдат:<\p>

Затомилась деревня невесточкой –<\p>

Как-то милые в дальнем краю?<\p>

Отчего не уведомят весточкой, –<\p>

Не погибли ли в жарком бою?<\p>

В четвертой и последней строфе этой главки появляется единственная героиня, которую автор называет по имени. Это четница Луша, к которой приходят «допытаться любимых речей». Четница читает письма, «груды вестей», пришедшие с фронта. Она говорит об «успехах родных силачей» и олицетворяет собою сквозной лейтмотив поэмы, связанный с желанием разгадать, за что поэт любит свою родину и что ждет ее в будущем, а также с невозможностью постигнуть до конца ее тайну.<\p>

Последняя главка — это вдохновенная песнь милым полям, хилым хижинам «с поджиданьем седых матерей», думам деревенских баб, которых не спугнет «ни гром и ни тьма». Здесь выражено острое чувство единства с природой родного края («хоть бы стать мне кустом у воды»), его народом («разгадал я их думы несметные») и великая сыновья любовь к родине, которой поэт желает мирной и счастливой жизни: <\p>

Припаду к лапоточкам берестяным,<\p>

Мир вам, грабли, коса и соха!<\p>

Я гадаю по взорам невестиным<\p>

На войне о судьбе жениха.<\p>

Последняя строфа поэмы, образующая почти полное строфическое кольцо с первой строфой второй главки, завершает основной лейтмотив этого произведения и по сути отвечает на риторический вопрос, которым начинается нежное и проникновенное признание поэта в своей единственной любви:<\p>

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,<\p>

Лишь к тебе я любовь берегу.<\p>

Весела твоя радость короткая<\p>

С громкой песней весной на лугу.<\p>

Поэту бесконечно дороги все приметы его родной земли, но больше всего — ее великий народ, который без жалоб и слез переносит все большие беды и страдания и живет верой в ее лучшее будущее.<\p>

Особенность есенинского стиха

Сергей Есенин – мастер пейзажной лирики. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. К неповторимо есенинскому восприятию природы нельзя привыкнуть, она не может оставить чуткого читателя равнодушным, а молодому читателю может приоткрыть тайну глубокого постижения прелести родного края.

Читая Есенина, нельзя не восхищаться белым перезвоном березок, алым светом зари, могучим блеском солнца, блестящей росой на крапиве и даже светящейся оловом холодной лужей.<\p>

Пейзажная лирика Есенина многокрасочна, многоголоса, физически ощутима.

Совет

Самые любимые цвета поэта – синий и голубой, столь созвучные скромной, неброской природе его родины – «страны березового ситца». В эти цвета он украшает леса, чащи, поля, степи, сады, деревья, листья, воду, облака, солому и даже времена года и летние месяцы («Май мой синий, июнь голубой»).

Эти цветы передают радостное, свежее, элегически-задумчивое, иногда романтически-тревожное восприятие мира.<\p>

В стихах Есенина незачем искать внешнего правдоподобия (у него ворон может быть не привычно черным, а желтым, сорока – золотой, лебедь – красным, трава – голубой, прическа – зеленой, а шерсть собаки – синей).

Человеку, лишенному воображения, непривычный есенинский мир красок природы может показаться неестественным и нереальным. Но в том-то и состоит подлинная и глубокая правда жизни, что Есенин нередко видит природу обостренно, не только вблизи, но и на расстоянии, при определенном освещении или необычном ракурсе.

В результате один образ ассоциативно рождает другой, создавая магию высокой поэзии.<\p>

Воспеваемая им природа очеловечена: она дышит, двигается, живет, печалится и радуется вместе с человеком, как человек.

Солнце у него, свесив ноги на бугор, глядит в озера или же, как кошка, трогает волосы поэта, «месяц в облачно тумане водит с тучами игру», а луна хохочет, как клоун. Резвый ветер засыпает, а проснувшись, роняет с кудрей шапку; он может петь и плакать.<\p>

Нередко поэт и вовсе не проводит границы между живой и неживой природой:<\p>

В чаще ветер поет иль петух?<\p>

Может, вместо зимы на полях<\p>

Это лебеди сели на луг.

Стихи поэта по-народному песенные, мелодичные, музыкальные: не случайно многие из них стали популярными песнями («Клен ты мой опавший, клен заледенелый», «Отговорила роща золотая», «Письмо матери» и др.).

Обратите внимание

А разве не слышится мелодия в словах поэта «не звенит лебяжьей шеей рожь»? В повторяющихся звуках «ж», «ш» (аллитерация) слышится мягкий шелест ржи. Благодаря дважды повторенному сочетанию «урл» мы ясно слышим крик улетающих журавлей: «Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали».

А в строках «режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей» слышится ужасный скрежет металла (серпа и ножа), безжалостно прерывающего жизнь живому на земле.

<\p>

Пейзажная лирика Есенина дорога нам откровенным любованием природой, которая неотделима от любви к отчему краю, к Родине:<\p>

Спит ковыль. Равнина дорогая,<\p>

И свинцовой свежести полынь.<\p>

Никакая родина другая<\p>

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

<\p>

. . . . . . . . . . . . . . . .<\p>

Свет луны, таинственный и длинный,<\p>

Плачут вербы, шепчут тополя.<\p>

Но никто под окрик журавлиный<\p>

Не разлюбит отчие поля.

<\p>

Высокую оценку пейзажной лирике да и всему творческому дарованию Сергея Есенина дал М. Горький:<\p>

«Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».<\p>

Заключение

Прошли десятилетия после смерти поэта, но навсегда бессмертной осталась его поэзия. Подлинная классика не стареет: верно отражая свою эпоху, она приобретает новое, современное звучание. Традиции Есенина имеют глубокие корни в так называемой «тихой лирике». Патриотическая поэзия Есенина и сегодня дорога русскому читателю, обращена к уму и сердцу входящей в жизнь молодежи. Безграничная любовь к Родине, предельная искренность и чистота чувств, подлинная гражданственность и высокая художественность – вот те слагаемые таланта, которые поставили Сергея Есенина в первый ряд русских поэтов-классиков.<\p>

Источник: http://lib.repetitors.eu/literatura/125-2010-01-11-07-00-03/2096-l-r-

Ссылка на основную публикацию