Роль семьи в романе шолохова «тихий дон»

Концепция семьи в романе-эпопее М.А. Шолохова “Тихий Дон” тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Цыценко, Ирина Ивановна

Актуальность исследования обусловлена значительностью темы семьи в романе-эпопее М.А.Шолохбва «Тихий Дон» и ее связью в художественном мире произведения с проблемой национального мира и самосознания.<\p>

Тихий Дон» – одно из самых изученных в научно-литературоведческой и литературно-критической мысЛи произведений русской литературы, но освоение его шло в нашей стране в эпоху сильной идеологизации общественных и гуманитарных наук. Идеологизация оказалась важной формой целенаправленного воздействия на национальное сознание в целом и на литературоведение как на литературное самосознание. Это привело к тому, что прочтение произведения, которое по самой своей жанровой специфике неразрывно связано с проблемами национального бытия, оказалось во многом искаженным.<\p>

Современное шолоховедение пытается выйти на новый уровень в осмыслении «Тихого Дона» как произведения, место которого в духовном и историческом самосознании нации очень велико. Для этого используется весь арсенал традиционных литературоведческих методов: и системно-целостный, и сравнительно-типологический, и биографический, и мифопоэтический , и герменевтический. Однако, идейная и художественная ценность романа-эпопеи М.Шолохова еще не получили достаточно полного обоснования. Для того, чтобы осмыслить «бытийную» полноту «Тихого Дона», всю масштабность прозрений его автора, необходимо соединить традиционную литературоведческую методологию с историко-кулмурологическим, этнологическим и философским подходами. Попытка рассмотреть концепцию семьи в романе-эпопее «Тихий Дон» сквозь призму этнологического и философского подходов и определяет актуальность диссертационного исследования.<\p>

Обратите внимание

Изучение истории и теории ментальности, а также вопросов отражения в культурогенезе восходящих и нисходящих фаз этногенеза задает ту перспективу, которая позволяет восстановить широкий контекст творчества писателя и точнее определить и меру его историзма, и характер его мировоззренческой системы (либо биосферно-позитивной, либо мироотрицающей). Основатель одного из главных направлений в современной отечественной этнологии Л.Гумилев дал примеры применения своей этнологической системологии в анализе литературы (Гумилев ,1993)*. Представляется целесообразным использовать подобный подход и в анализе «Тихого Дона», произведения, которое уже в силу своей жанровой определенности ставит многие вопросы из числа тех, над которыми работает этнология: что происходит в национальной жизни? почему? какие подвижки происходят в сознании народа? как меняется национальный характер? Особенности осмысления этих вопросов во многом определяют и идейное содержание романа-эпопеи, и тип героя, и авторский пафос. Применение «шкалы этногенеза» оправдано в данном случае и тем, что М.Шолохов отразил национальное самосознание в период его грандиозной ломки, когда существенную трансформацию претерпевали все его устойчиво-доминирующие признаки (и образ жизни, и чувство принадлежности к нации, и основные ценности; даже историческая память ставилась под сомнение).<\p>

В.Кожинов писал о романе-эпопее, что «в «Тихом Доне» воссоздано бытие России в ее громадном целом и во всем сокрушающем размахе ее революции. И глубокое своеобразие казачества не только не мешает воссозданию этого целого, но, напротив, дает возможность воссоздать его с исключительной полновесностью и остротой» (Ко-жинов,2001,293). Чтобы добиться этой «исключительной полновесности» в изображении бытия донских казаков, автор «Тихого Дона» отказался от изображения одних лишь исторических событий и сделал центром изобразительной конкретизации своего произведения семью Мелеховых, которая втянута в историю, связана с самыми трагическими ее моментами, по которой острым ножом прошли все важнейшие события эпохи. Семейная проблема – не просто одна из важных в произведении М.Шолохова, в ней находит непосредственное выражение главная эпопейная проблема – судьбы нации.<\p>

В свое время русский философ Н.Бердяев писал, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность», а «национальность входит в иерархию ступеней бытия и должна занимать свое определенное место» (Бердяев, 1990,93,95). В художественном мире Шолохова первую и наиважнейшую ступень в этой иерархии бытия занимает семья, только через изображение ее жизни и судьбы оказывается возможным отразить многие важнейшие моменты в динамике национальной жизни.<\p>

Применение этнологического подхода в исследовании шолоховского произведения оправдано также назревшей «потребностью глубокого осмысления истории литературы в культурно-философском контексте отечественной и всемирной истории» (Юсуфов, 1996,6). О необходимости воссоздания историко-культурного контекста писал еще раньше М.М.Бахтин: «Прежде всего литературоведение должно Здесь и далее ссылки осуществляются следующим образом: первая цифра в скобках означает номер издания в библиографическом списке, вторая – номер страницы установить более тесную связь с историей культуры. Литература – неотрывная часть культуры, ее нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи «.» В наших историко-литературных трудах обычно даются характеристики эпох, к которым относится изучаемые литературные явления, но эти характеристики в большинстве случаев ничем не отличаются от тех, которые даются в общей истории, без дифференцированного анализа областей культуры и их взаимодействия с литературой, да и методология таких анализов еще не разработана» (Бахтин, 1979,330).<\p>

Те претензии, которые ученые выдвигают с начала 80-х годов к методам и методологии отечественного историко-эволюционного литературоведения, с его господством «примитивно-социологических стереотипов» (Юсуфов, 1996,6), при исследовании творчества М.Шолохова также во многом оправданы. Во многих работах, посвященных «Тихому Дону», игнорировались целые пласты национальной культуры, вне которых адекватное прочтение романа-эпопеи просто невозможно (например, мировидение героев рассматривалось вне связи с православной христианской культурой, а мировоззрение автора вне понимания того, что литературное произведение есть акт не только творческого, но и национального самосознания художника). Национальное своеобразие «Тихого Дона» до последнего времени исследовалось поверхностно, как нечто внешнее, фоновое, а не включенное в пространство внутритекстовых связей. А ведь речь идет о романе-эпопее, произведении, которое не может состояться без переживания и понимания «национального».<\p>

Теоретический подход к исследованию национального в литературе определен в работе К.Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы»: «Соотнесенность личностного и национального может характеризовать более гибкая формулировка, свободная от оценочного подхода (выше – ниже): личностное, не укорененное в национальном, обречено на духовную бездомность, национальное (роевое), не преображенное личностным, отторгается от приоритетных задач гуманизма» (Султанов,2001,25). Именно такой подход может быть продуктивен при изучении «Тихого Дона», особенно в исследовании темы семьи, которая как раз и является своеобразным «механизмом» укоренения личности в национальном мире. Целесообразно в подобном исследовании использовать для сравнения данные всех наук, позволяющих наиболее полно воссоздать этносоциальный и народнокультурный контекст творчества М.Шолохова. Привлечение материалов из трудов этнологов ( особенно по этногенезу донского казачества), социологов ( активно изучающих историческое бытование такого общественного организма, как семья) и историков позволит расширить диапазон исследования и более аргументировано подойти к ответу на вопрос о том, насколько близок к историческому облику тот национальный образ мира, что был создан писателем на страницах «Тихого Дона». По существу, это дает возможность новым путем пробиться к самому существу художественного мира МШолохова, к его эпической цельности. Кроме того, это позволяет взглянуть на историю русской литературы XX века в свете обобщений современной науки, в свете проблем национального самопознания и духовно-идеологического самоопределения. Как сви-детельстуют современные ученые, «.перечтение в русле этнического своеобразия стимулирует новые возможности анализа. Недостаточно изучен с точки зрения историко-литературной эволюции функциональный аспект этнического в структуре художественного смысла, то, что можно выделить как коэффициент или меру актуализации этнического, его результативности в системе художественных мотивировок» (Султанов,2001,95). Эта «мера актуализации этнического» в «Тихом Доне» очень высока, и анализ концепции семьи позволяет увидеть, что своеобразная этнотопика в романе-эпопее не статична, она размыкается в динамику художественного мира. Подвижность этнотради-ции, вопросы ее самостояния и самосохранения в произведении непосредственно связаны с проблемой судьбы традиционной казачьей семьи.<\p>

Еще один подход, представляющийся перспективным,- это изучение главной книги М.Шолохова в контексте русской религиозно-философской мысли начала XX века. В последнее время метод религиозно-философской интерпретации художественных текстов получил довольно широкое распространение. Некоторые ученые утверждают даже, что сама «теоретическая проблематика российского литературоведения сегодня определяется глубиной диалога литературной науки с философией, философией культуры в особенности» (Юсу-фов,1996,10). В современных работах по философской культуре восточных славян последовательно проводится мысль о самостоятельности и своеобразии путей ее развития. Вместе с тем, не подвергается сомнению вопрос о постоянном пересечении путей отечественной философии и литературы. Писатели, кто прямо, рационалистически, кто косвенно, одной лишь силой художественной интуиции, подключались к решению тех же вопросов, над которыми билась философская мысль. Подобных пересечений в истории отечественной культуры значительно больше, чем принято считать, а исследовать их необходимо, даже в тех случаях, когда внешней связи между формированием мировоззрения писателя и определенным направлением в философии не установлено. Как раз работ, посвященных изучению влияния определенной философии на определенного художника и, напротив, творчества определенного художника на становление какого-то направления философской мысли, несоизмеримо больше, чем работ, в которых исследуется именно момент «пересечения», а не причинно-следственных связей. Всякое действительно состоявшееся явление в художественной литературе всегда заключает в себе определенную философию самосознания человеческой личности, раскрываемую в идеях и образах, и эта философия всегда так или иначе соотносится со всей предшествующей и современной писателю философской культурой.<\p>

В случае с М.Шолоховым подобные пересечения исследовались мало ( о них подробнее позже). Между тем, современные биографы М.Шолохова обнародовали новые интересные материалы, согласно которым, мир философии был далеко не чужд молодому писателю. В «Новых материалах к биографии М. Шолохова» Н.Федь пишет: «Можно утверждать, что тяга к знаниям, любовь к искусству, интерес к людям, то есть духовный мир писателя формировался под влиянием отца. Уже в двенадцать лет Михаил рассуждал на философские темы. А вскоре «философские разговоры» перерастали в жаркие споры, и нередко побежденный отец примирительно говорил сыну: « Ох, Мишка, диалектика тебя заела!» Александр Михайлович даже прозвище сыну дал – Спиноза «.» В довоенной библиотеке Михаила Шолохова были собрания сочинений Канта, Шопенгауэра, Ницше, Спинозы (приложения к журналу «Нива»), а книги Гегеля – в коленкоровом переплете с золотым теснением» (Федь,1995,140-141).<\p>

Важно

В числе важнейших вопросов, осмысляемых М.П1олоховым в романе-эпопее «Тихий Дон» с подлинно философской глубиной и своеобразной эстетической концептуальностью, можно выделить проблемы семьи и любви, которые оказываются непоредственно связанными в произведении с темой судьбы нации. Продуктивным представляется сопоставление шолоховской концепции семьи и концепции любви с соответствующими концепциями, выработанными русской философией конца ХЕХ – начала XX вв. Возможные схождения здесь позволят приблизиться к тайнам философского сознания автора «Тихого Дона», до сих пор сокрытым в глубинах художественного текста.<\p>

В обширном и многополярном шолоховедении тема семьи никогда не была предметом специального монографического исследования, хотя в той или иной мере этой темы касались многие литературоведы и литературные критики. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к библиографическим обзорам, изданным в 1980 и 1986 годах, а также к последующим публикациям.<\p>

В первых критических откликах на появление романа-эпопеи, публиковавшихся с конца 20-х и до 40-х гг., вопрос о семье специально не ставился, речь шла о социальной характеристике персонажей романа, в том числе и из семьи Мелеховых. Определенное внимание было уделено в этих работах ( С.Динамова, Инн.Оксенова, Ф.Гинзбурга, В.Гоффеншефера и др.) лишь одной проблеме, так или иначе связанной с темой семьи – проблеме быта донского казачества. Сам этот быт характеризовался весьма однообразно, как*торжество грубости, невежества и примитивности. Объединяет многих авторов статей тех лет еще одно наблюдение: они фиксируют любовное отношение автора к изображаемому им казачьему быту и в связи с этим обвиняют его в идеализации «собственников».<\p>

И все же проблемы любви и семьи в романе не остались совсем без внимания в критике этого периода. Е.Ф.Никитина увидела в «Тихом Доне» фабулу, основанную на сексуальных взаимоотношениях героев, а дальнейшее ее развитие (во 2 томе) связала с «разрешением половой проблемы в условиях новых социальных отношений» (Никитина,1931,57). И в том, и в другом случае взгляд критиков настолько жестко социологичен, что никакие другие аспекты характеров героев, кроме их идеологического «соответствия», не являлись предметом исследования.<\p>

В 40-е годы диапазон исследований немного расширился, в центре полемики о романе-эпопее оказалась фигура главного героя – Григория Мелехова, тема семьи лишь «мерцает» в некоторых статьях в связи с этим образом. Так в статье М.Чарного читаем: «Так что же – вся почти полностью погибающая мелеховская семья, в том числе и Григорий, это – прошлогодняя трава, обращенная огнем в едкую темную пыль? По-видимому, ответ таков.» (Чарный, 1940,3). Той же линии придерживался А.Фадеев, который писал: «Шолохов с огромной силой таланта, зная казачью жизнь, быт, показал историю казачьей семьи, обреченность контрреволюционного дела. В романе видна полная его обреченность. Но ради чего и для чего? Что взамен родилось? этого в романе нет» (Фадеев, 1937).<\p>

Социологический подход, господствовавший в критике этих лет, исключал глубокий анализ семейной темы. П.Громов, В.Ермилов, И.Лежнев, А.Гурвич и многие другие, если и касаются семьи, то лишь фиксируют тот факт, что в произведении показана гибель всей семьи Мелеховых, но смысл этой гибели не раскрыт автором. Общее мнение выразил при обсуждении романа в конце 40-х гг. А.Довженко: «Жил веками тихий Дон, жили казаки и казачки. был какой-то сочный, пахучий, устоявшийся, теплый быт. Пришла революция, советская власть, большевики, – разорили тихий Дон, разогнали, натравили брата на брата, сына на отца, мужа на жену; довели до оскудения страну. Это огромная ошибка автора» (цит. по: Дворяшин, 1993).<\p>

Хотя в 40-50-е гг. появляются отдельные интересные работы, в которых исследуются шолоховская образность, язык, художественное мастерство, жанровая специфика, идейное содержание романа продолжает истолковываться вульгарно-социологически, значительного развития в осмыслении темы семьи в «Тихом Доне» не происходит. Монография Л.Якименко, вышедшая в 1954 г., интересна тем, что в ней представлен довольно подробный анализ образов, в том числе из семьи Мелеховых, а также попыткой рассмотреть творчество М.Шолохова в контексте русской литературы XIX века, но сам характер анализа и выводы, сделанные исследователем, по-прежнему носят идеологический характер.<\p>

В 50-е гг. появляются первые зрелые исследования фольклорности «Тихого Дона». И.Кравченко связывает тематику произведений М.Шолохова с донским фольклором, изучает разные песенные жанры и обрядовую культуру донского казачества, нашедшие отражение на страницах шолоховских произведений. А.Горелов, анализируя донские казачьи песни, выводит национальный тип женского характера и сравнивает его с основными женскими образами «Тихого Дона». В.Гура исследует фольклорные источники романа, а также многообразие фольклорных жанров, использованных в нем. Все эти исследования способствовали углублению понимания идейного содержания романа, в том числе семейной темы.<\p>

Источник: https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-semi-v-romane-epopee-ma-sholokhova-tikhii-don

разрушение семьи Григория в романе М. Шолохова “Тихий Дон”

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке.

Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования.

Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер ,– анализ мира донского казачества.

Совет

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы.

И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.

Род, семья — святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем.

Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело…

От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков.

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Обратите внимание

Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую.

Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю».

Совет

Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет.

Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни.

Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор».

Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына.

Важно

Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице.

Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Сочинения по теме:

  • Личная трагедия Григория, главного героя романа М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
  • Образ дома в романе М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
  • Судьба русских людей во время революции в романе “Тихий Дон” М. Шолохова сочинение
  • Образ казачества в романе М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение

Источник: https://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/razrushenie-semi-grigoriya-v-romane-m-sholohova-tihiy-don

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» — сочинения для 11 класса

  1. Введение
  2. Характеристика Мелеховых
  3. Старшее поколение Мелеховых
  4. Григорий и Пётр
  5. Дуняша, Наталья и Дарья
  6. Заключение

Семья Мелеховых в романе «Тихий Дон» Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был «чужим, непохожим на казака». «Исчерна-смуглым» и «бедовым» растёт и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых «турками» за их горбатый нос и «диковатую» красоту.

Дом Мелеховых имел вид «самодовольный и зажиточный», благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с жёнами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи.
Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рождён раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавёлся семьёй и хозяйством. Он был «сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы».

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьёт костылём Григория за ослушание, «учит» вожжами загулявшую Дарью, частенько «подносит» жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчёркнутым вниманием.

Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушёл с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин.

Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для неё смерть Петра, убитого рядом с домом.

Совет

Только ожидание Григория даёт ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает её, понимая, как тяжело живётся невестке, нелюбимой мужем.
Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал её со двора.

Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу её сына и свата.

Григорий и Пётр

Пётр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать «небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый». От матери передался ему и мягкий характер.

Он искренне любит родных, особенно брата, во всём поддерживает его. В то же время Пётр готов, не задумываясь, постоять за справедливость.

Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего её мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Пётр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. «Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные».

Пётр «быстро и гладко» дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели.

Пётр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него «вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей». Пошёл Григорий в отца и взрывным характером.

В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врождённое чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошённый, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой.

Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твёрдость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата.

С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать.

Дуняша, да ещё сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Обратите внимание

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья.

Муж так и не смог полюбить её, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях.

Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребёнка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. «С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идёт по жизни легко, не слишком задумываясь о морали.

Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела «гибкая, красивая и доступная». Жизнь Дарьи заканчивается драматично.

Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идёт война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе «Тихий Дон» семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остаётся только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Характеристика семьи Мелеховых в романе «Тихий Дон» – описание для сочинения | источник

Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/semya-melexovyx-v-romane-tixij-don-sochineniya-dlya-11-klassa.html

Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”

ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней.

Роман-эпопея “Тихий Дон” Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий.

В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России.

Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать летописцем донского казачества. Так же, как в свое время А. Островский “открыл” всей России особенности психологии и нравов купеческого сословия, так Шолохов познакомил страну и весь мир с жизнью казаков, которых в царской России воспринимали исключительно как карателей, а об их повседневном быте не было известно почти ничего.

Важно

Для автора донская земля – родная. Он до самой мелкой черточки знает душу, мысли, чувства казаков, знает их песни, красоту природы этих мест.

Писатель начинает повествование в мае, когда у крестьянина работа идет круглые сутки.

Ему знакомы все тонкости крестьянского труда, он умеет запрячь коня, взяться за соху, грабли, вилы, любит и поэтизирует сельский труд. Роман притягивает читателя своей правдивостью и достоверностью.

Важна для понимания книги история возникновения казачества. Оно началось с отчаянно смелых людей, крепостных крестьян, искавших свободы. Первые казаки бежали от деспотизма помещиков из России на Дон. Местные плодородные земли всегда были интересны кочевым народам и подвергались неоднократным набегам.

Новым хозяевам Донской земли приходилось часто защищаться от врагов. Так исторически сложилось, что казаки были и воинами, и хлеборобами. Царям не нравилась казачья вольница, но со временем они поняли, что иметь на границах вооруженное мобильное войско очень выгодно.

За право свободно жить на своей земле казаки должны были по первому требованию предоставлять правительству казачьи отряды для борьбы с теми, на кого укажут. Каждый казак должен был иметь коня, сбрую, седло, военную форму и оружие. Все это семья справляла ему за свой счет.

В среде казаков до сих пор очень важны военные традиции, которые в мальчиках воспитываются с раннего детства.

На примере казачества исторические события в стране выглядят более четко. Роман начинается с описания мелеховского куреня.

Совет

Автор подробно изображает уклад жизни казачьей семьи, роль каждого человека в этом маленьком личном государстве. Это сильные, веселые, работящие люди, заботливые хозяева.

Мы видим, с какой радостью они трудятся, как отдыхают, слышим песни, шутки, наблюдаем за отношениями в семье, где у отца и матери непререкаемый авторитет.

Казаки живут в согласии с родной землей и природой. Писатель показывает жизнь казаков параллельно с жизнью природы. Дон для них – батюшка. У него тоже своя жизнь: то он течет полноводной рекой, то мелеет, вместе с этим изменяется и жизнь людей на его берегах.

Пейзажи у Шолохова всегда полны значения: грозы, ветер, бури предвещают трагические события в судьбах героев.

Так, перед началом Первой мировой войны природа предвещает беду: “Ночами в хутор сползала с гребня густая текучая духота, ветер насыщал воздух пряным запахом прижженных трав… Ночами густели за Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары… вхолостую палила молния, ломая небо… По ночам на колокольне ревел сыч”. Писатель рисует жизнь единым потоком, не отделяя природу от людей. Шум ветра, колыханье хлебов, крик птицы – все вплетено в события романа, на все отзывается душа человека. Любуясь природой, казаки учатся любви к жизни, ко всему живому.

Автор неторопливо рассказывает историю семьи Мелеховых, начиная с описания турчанки, которую дед привез с войны. Далее повествуется о большой любви Григория и Аксиньи, о его женитьбе на Наталье.

В романе Шолохова много персонажей, автор описывает их облик, привязанности, манеру поведения. Красочно и живо рассказывается о сватовстве и свадьбах, рождениях детей и похоронах.

Со знанием дела говорится о любви казака к лошадям, об оружии, о воспитании молодых воинов.

Картины семейной жизни Шолохов чередует с историческими потрясениями в стране.

Обратите внимание

Разброд и брожение умов после революции 1905 года, мировая война, падение самодержавия, корниловский мятеж, расстрел людей третьего июля, революция 1917 года – все это напрямую коснулось каждой казачьей семьи.

Повествование переносится из одной враждующей стороны в другую, затем обратно в казачью станицу, охватывая десять лет истории. Так писатель создает широкую панораму эпохи и историю своего народа.

Писатель не забывает никого, показывает мировоззрение бедноты и зажиточных казаков, их различия в воинских званиях, талантливость и склонность к суевериям. В мастерски написанных массовых сценах Шолохов виртуозно владеет диалогом, показывая настроение толпы. Примером может служить съезд казаков в станице Каменской, где важна каждая реплика, ее смысл вливается в общий ход собрания.

Главной удачей автора является создание образов и раскрытие судеб главных героев эпопеи. В этом он проявил себя как художник, умеющий замечательно написать портрет человека, и как психолог, знаток человеческого сердца.

В качестве средств выразительности автор использует все: мимику, жесты, походку, стиль речи, привычки, отношения с разными людьми.

Читатель помнит “вислый коршунячий нос”, “миндалины горячих глаз”, “звероватую” улыбку Григория Мелехова, опасную притягательную женственность Дарьи, жгучую страстность и готовность к самопожертвованию Аксиньи, суровый нрав Пантелея Прокофьевича, мудрость и терпение Ильиничны.

В грандиозной эпопее Шолохова около 600 героев, каждый из которых принимает участие в величайшей трагедии ХХ века – русской истории.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/semya-melexovyx-byt-i-nravy-donskogo-kazachestva-v-romane-m-a-sholoxova-tixij-don/

Шолохов М.А. “Тихий Дон” Мысль семейная в романе

   Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы.

И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца. 
    Род, семья — святые понятия для казаков.

Важно

Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской. 

    Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем.

Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело…

От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там? 

    Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков.

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Обратите внимание

Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

    Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую.

Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю».

Совет

Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

    Действия романа охватывает период в десять лет.

Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

    Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни.

Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор».

Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына.

Важно

Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице.

Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества. 

    Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Тема семьи в романе

1.Вступление. Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня. История страны и история семьи. Толстовская традиция в изображении крупных исторических событий через призму семейных отношений.
2.Семья Мелеховых.
    а) Черты родового сходства в семейном портрете.

Семья как единый организм. Крепкая дружба между членами семьи (Григорий и Петр, Григорий и Дуняшка, Дуняшка и Наталья). Значение предыстории мелеховского рода в композиции романа.
    б) Традиции и этические нормы, на которых основывается существование казачьей семьи. Культ стариков, власть отца, строгость в отношении к детям.

Обратите внимание

Послушание (женитьба Григория на Наталье). Понятие семейной чести. Отношение к женщине в семье.
    в) Трудовая жизнь семьи: эпизод лугового покоса, рыбной ловли. Любовь к земле-кормилице как объединяющее начало.
    г) Отношение к государевой службе. Гордость отца за воинскую доблесть сына. Сборы на службу – дело чести всей семьи.

    д) Разрушение семьи в эпоху грозных исторических катаклизмов.

3. Заключение. Гражданская война как разрушение семейного единства. Трагический финал романа (Григорий с сыном на пороге опустевшего мелеховского куреня), утверждающий бесчеловечность братоубийства и святость семейного родства.

Роман заканчивается весной, что символизирует начало новой жизни.

Какие семьи изображены в романе Тихий Дон?

Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы — все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.<\p>

Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — турки». 

Женщина-мать – хранительница домашнего очага, оплот морали казачьего дома – почиталась казачеством. Ильинична – идеальный образ женщины-казачки. Она подчиняется своему мужу: не перечит его хозяйственным решениям, выслушивает его брань. Но её роль в семье не ограничивается заботами о быте и распределении женских обязанностей по дому.

Ильинична – главный источник той любви, которая питает жизненную силу семьи. Ильинична – самый трагичный и в тоже время очень сильный женский образ. Нелюбимая в молодости мужем, жестоко им битая, Ильинична заставила Пантелея Прокофьевича уважать и ценить себя. Это удалось ей благодаря терпению, она никогда не пыталась отказаться от казачьего бытия или подвергнуть его критике.

Ильинична – самый яркий образ хранительницы народной философии, воплощённой в жизни и отношении к ней. Для всех членов семьи Мелеховых Ильинична – огромный моральный авторитет. Дуняша, решившая выйти замуж за Кошевого, долго пытается получить одобрение Ильиничны на этот брак. Ильинична достаточно строга с детьми и невестками, особенно, когда речь идет о моральных вопросах.

Всю жизнь сдерживала она, как могла, склонную погулять старшую невестку.

При всей строгости нравственной оценки поступков детей и невесток, старшие Мелеховы не отрекаются от них. Стремятся уберечь от ошибок, защитить. Даже после самоубийства Дарьи, когда поп Виссарион отказывается хоронить её на кладбище, Пантелей Прокофьевич противится этому.

Молодые Мелеховы признают власть родителей не потому, что боятся потерять наследство, а потому, что уважают семейную иерархию. Однако младшее поколение в казачьей семье не было безгласым. Сложные внутрисемейные проблемы решались на семейном совете. Мелеховы не только открыто советуются, но и прибегают к секретничанию.

С глазу на глаз поучает Пантелей Прокофьевич Григория из-за связи с Аксиньей. Также тайно разбирается он и с загулявшей невесткой Дарьей. Секретничают между собой Наталья с Дарьей, Ильинична с Натальей, Петр с Григорием. Самые тайные разговоры ведутся за пределами дома.

Важно

В этом проявляется подспудное стремление оберегать чистоту семейного очага от всяческих «нечистых» обстоятельств.

Рухнувший под натиском революции и гражданской войны уклад похоронил надежду главного героя вписаться в мир, в мире же утраченной гармонии он жить не захотел: именно этим объясняется его решение вернуться домой, не дожидаясь амнистии. Как и положено герою, Григорий Мелехов разделил судьбу своего народа.

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами».

Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.<\p>

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий — сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных.

Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец. Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне. И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского.

Но меняется психология людей, вынужденных убивать. Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»<\p>

Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война.

Совет

Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку. Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила — Марьи.

Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы. Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании.

Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне — как брат». Но «под разговор и зарезать можно». Григорий думает иначе: «Ежли все помнить — волками надо жить».

Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство — непреходящая ценность. К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан — в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/sholokhov_m_a_tikhij_don_mysl_semejnaja_v_romane/85-1-0-911

Как раскрывается тема семьи в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»? [Пример выполнения задания 17.3 на ЕГЭ по литературе] | Сайт об истории и культуре России

Любовь к Дону, Кубани всегда была для Шолохова на первом месте. Описывая природу родной земли, он становился мягким и лиричным. Для него дороги были казаки с их основательностью, любовью к земле и семье. Поэтому семья в романе «Тихий Дон» становится основой жизни народа.

Время, изображенное в романе, жестокое и кровавое, потому и ценность этого понятия поднялось на десятикратную высоту. Время течет, меняется, люди смертны, но они находят продолжение в своей семье, в детях.

Потому писатель уделяет особое внимание истории семей Коршуновых, Мелеховых, Листницких.

 В первой книге эпопеи встречается множество описаний, раскрывающих основы на которых строятся семьи казаков. Так из эпизода драки Пантелея Прокофьевича с сыном следует, что честь ( «Не срами отца!») и единство («Не пакости соседу!») для казаков не пустой звук.

Казаки уважительно относятся к старикам, подчиняются им, даже если это подчинение является следствием применения силы. Вспомним, вначале Григорий Мелехов противоречит отцу, но позже покоряется и женится на дочери Коршуновых Наталье. А характер Григория? Несдержанный, неистовый.

Но корни этой эмоциональности тоже следует искать в семье. Его отец такой же.

Родственные связи и семья всегда святы для казаков. Потому закономерно и начало романа: он начинается с изложения истории рода Мелеховых. В первой главе писатель подробно рисует семейный портрет, в котором видны фамильные черты: по материнской линии унаследованы волосы пшеничного цвета, а от отца достались Григорию миндалевидные глаза и коршунячий нос.

Семья в романе – живой организм. И каждый герой произведения чувствует с нею неразрывную связь.

Обратите внимание

Григорий, например, когда грешная любовь к Аксинье вынуждает его покинуть хутор, говорит о том, что из родных мест он не уйдет и выдвигает множество причин.

Но главная мысль, это любовь к родной семье, хутору, близким людям. Не годится дело… От земли я не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?»,- говорит он.

Шолохов не возвеличивает жизнь донских казаков. Он дает правдивую жизненную картину, приводит примеры не просто строгости, а даже жестокости. Например, когда ожесточенная толпа расправляется с женой Прокофия Мелехова или сцена изнасилования отцом Аксиньи своей дочери, а его избивают за это до смерти его же жена и сын.

Григорий Мелехов не исключение из правил. Он также ревностно блюдет интересы своей семьи и чувствует свой долг перед ней. Искренне любя Аксинью, он не разделяет ее волнения и тревоги, на вопрос любимой о том, как же они будут жить после возвращения ее Степана, он безразлично отвечает: «А я почем знаю».

Таким образом, в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется голосу сердца и не думает о последствиях. В отношениях же с Натальей, он исполнил долг перед семьей, хотя уже на венчании понял, что обрек себя на безрадостную жизнь с нелюбимой женщиной.

Действие романа охватывает десять лет. Его герои переживают самые тяжелые события: революцию, мятежи, восстания и гражданскую войну. Это определяет судьбу их семей и судьбу Григория Мелехова, который и на поле боя думал о семье и родном доме как об оплоте, береге, который ждет его возвращения.

Разгром белой армии стал концом не только всего белого движения, но и концом семейного уклада, концом семьи Мелеховых. В третьей книге Шолохов показывает разрушение мелеховской семьи. О смерти Петра родные помнят и скорбят. Отец Григория утрачивает свое положение хозяина и главы семьи.

Смерть Дарьи, ведущей до сих пор распутную жизнь, ломает сложившиеся устои семейного уклада. Отдаляется от семьи Дуняша, бунтуя против власти родителей. Так в конце романа рушится все, что еще в начале его казалось прочным и неразрывным. «У всех все рухнулось,» — произносит Пантелей Прокофьевич в разговоре с Григорием.

Важно

И хотя разговор шел об упавших плетнях, эта фраза имеет и иной смысл : развал Дома, Семьи коснулся не только семьи Мелеховых, но и всего казачества.

Источник: https://samarus-school.ru/kak-raskryvaetsya-tema-semi-v-romane-m-a-sholokhova-tikhijj-don.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]