Смысл названия романа Война и мир сочинение
Лев Николаевич Толстой вложил в название своего знаменитого романа многогранный, двойственный смысл. Понятие “война” можно трактовать как в прямом смысле, то есть как военные действия, происходивший в 1805-1807 и 1812 годах.
Также, в понятие войны вкладывается смысл противостояния и борьбы. Борьбы в светском обществе 19 века, борьбы героев с самими собой, своими внутренними переживаниями и мыслями. Понятие войны применимо к противостоянию между дворянскими семьями, а также разногласия внутри самих семей.
Война главных героев с самими собой, их внутренними терзаниями и исканиями.
Понятию войны Лев Николаевич противопоставляет понятие мира, которое можно трактовать по-разному. С одной стороны, мир – это мирное небо над головой, отсутствие войны.
С другой стороны, в 19 веке в понятие “мир” означало мирное население, жителей страны. То есть название романа можно понять, как противопоставление военных действий и мирной жизни.
А можно трактовать, как война и люди, которые оказались в нее вовлечены.
Смысл названия произведения настолько глубок и многогранен, что можно рассматривать название, как в широком, приведенном выше, так и в более узком смысле. Понятие войны и мира может касаться отдельного героя или отдельной семьи.
В романе Лев Толстой знакомит своих читателей с несколькими дворянскими семьями, внутри которых кипят страсти и интриги, своеобразные войны, в противопоставление читатели наблюдают спокойный уклад жизни, покой и спокойствие. Касаясь отдельных героев, ярко выражается их внутреннее душевное состояние.
Они находятся в поиске гармонии и душевного спокойствия, мира с самим собой и из-за этого постоянно воюют с собой.
Название одного из самого известного романа во всем мире имеет глубинный смысл и может трактоваться с различных сторон, подчеркивая многогранность произведения Льва Николаевича Толстого.
Сочинение Смысл названия романа Война и мир рассуждение
Роман-эпопея “Война и мир” был написан Л. Н. Толстым больше века назад. Но книга не забыта, и каждое новое поколение читает ее, радуется и переживает вместе с героями романа.
Сначала Лев Николаевич назвал свою книгу “Все хорошо, что хорошо кончается”, такое название подчеркивает удачное окончание войны: победу над Наполеоном.
Но автор отказался от такого заголовка, потому что он давал не достаточное представление о книге. Он считал, что название “Война и мир” больше соответствует идее романа.
Давайте посмотрим, какой же смысл хотел вложить Толстой в название своей книги.
С одной стороны, название иллюстрирует чередование мирных и военных действий. На первых страницах романа мы попадаем на светский вечер к Анне Павловне Шерер.
Читатель наблюдает мирное начало книги, оно сменяется началом войны против Наполеона, на которую так стремятся князь Андрей и Николай Ростов. В конце книги война снова сменяется миром.
Также военные и мирные эпизоды романа по очереди сменяют друг друга.
С другой стороны, в русском языке слово “мир” значит не только “отсутствие войны”, “спокойствие”, но еще у него есть другое значение: мир — это человеческое общество. Автор показывает жизнь народа на протяжении почти поколения. Он задумывается о том, что такое “русские люди”.
Именно поэтому роман наполнен различными персонажами. Мы видим военные и мирные будни солдат, читаем про жизнь крестьян, князей, дворян. В романе Толстого задействовано больше пятисот героев, некоторые из них реальные исторические личности, некоторые нет.
Автор показывает роль русского народа в войне и роль таких личностей как Наполеон и Кутузов. Поэтому очень важно значение слова “мир” как «общество». Мы видим жизнь всей России в её важный исторический период. Многие герои Толстого осуждают войну, она ненавистна им.
Толстой хотел не просто показать своим читателям жизнь, а объяснить её и научить тому, что он сам понял о жизни.
В названии автор также противопоставляет войну миру. Возможно, что Толстой хотел подчеркнуть контраст между войной и миром, так же как между характерами Кутузова и Наполеона, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Пьера до и после войны.
Название “Война и мир” является гениальным, потому что заключает в себе не только противопоставление спокойной жизни сражениям, но и говорит о том, что в романе изображается человеческое общество в тяжелый для России период войны.
Смысл названия романа Война и мир
Сейчас читают:
- Без прошлого нет будущего сочинение
Удивительно, но человечество всегда смотрит вперед, в будущее. Кто-то с надеждой, верой, а кто-то с уверенностью в предстоящие дни. Где-то там, в мыслях о будущем, мы представляем себя лучше, счастливее, обиваемся успеха и финансовой независимости. - Жанр поэмы Кому на Руси жить хорошо сочинение
«Кому на Руси жить хорошо» – поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о семерых крестьянах, отправившихся в путешествие по Руси в поисках самого счастливого человека. Жанровая принадлежность произведения вызывает<\p> - Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании сочинение
Каким представлен Санкт-Петербург в романе Ф.М. Достоевсккого «Преступление и наказание»?Перед прочтением романа я слышал, что в этом произведении Достоевский, так сказать, шикарно описал образ Петербурга. Я уже думал, что сейчас моим глазам - Сочинение на тему Печорин и Грушницкий
Григорий Александрович Печорин – главный герой произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». В романе описаны разные жизненные ситуации Печорина, его отношения с другими героями. - Образ и характеристика Митрофана в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Три столетия назад гений сатиры создал свою знаменитую комедию «Недоросль». Этот классицистический текст написан во времена, когда государство Российское жило по законам, введенным Петром 1. Указ царя заключался в том, - Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова рассуждение
Вера Алмазова живет со своим мужем небогатым офицером, все мысли которого в последнее время занимает успешная сдача экзаменов в Академии генерального штаба. Он долго пытался поступить туда и именно поэтому, с таким трепетом относится к своей учебе.<\p>
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/smysl-nazvaniya-romana-vojna-i-mir
смысл названия романа “Война и мир” – Школьные Знания.com
Смысл названия романа “Война и мир”
Замысел “Войны и мира” восходит к роману “Декабристы” Л.Толстого. Писатель почувствовал необходимость углубиться в историю русского общества, рассказать об Отечественной войне 1812 года, участником которой был герой романа. Писатель работал над романом семь лет.
На первый взгляд, читателю может показаться, что роман “Война и мир”
назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского
общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814 годов и мирный
период до и после военного времени. Однако литературоведы делают уточнения.
В современном русском языке слово “мир” имеет два значения:1) антоним к слову война; 2) человеческое общество вообще. А вот в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир”- отсутствие войны и “мiр” – человеческое общество. В название
романа в старом написании входила именно форма “мiр”.
Можно сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется
следующим образом: “Война и русское общество”. Однако исследователи творчества Толстого нашли факт, что в печать название романа попало не с
написанного самим Толстым текста. Но писатель не исправил не
согласованное с ним написание.
Это говорит о том, что оба названия устраивали Толстого: “Война и мир”, “Война и мір”.
Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза (противопоставление).
Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Противопоставление заложено уже в самом названии романа: «Война и мир».
Это название имеет глубокий философский смысл. Название романа трактуется, исходя из всего многообразия значений, заключенных в этих понятиях.
Точно так же, как «война» означает не только военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами. Понятие «мир» тоже раскрывается в своих разнообразных значениях.
Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир – это окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни.
Мир – это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий. Мир – это жизнь. Мир – это и мировоззрение, круг идей героев.
Повествование в романе невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира. Мир и война идут рядом. Основная мысль: мир отрицает войну,
Источник: https://znanija.com/task/13526265
Смысл названия романа “Война и мир”
На первый взгляд, название великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого кажется единственно возможным. А ведь первоначально произведение было названо иначе: «Все хорошо, что хорошо кончается ». И, казалось бы, такое заглавие удачно подчеркивает ход войны 1812 года — великую победу русского народа.
Почему же писателя не удовлетворило это название? Наверное, потому что его замысел был намного шире и глубже, чем просто повествование об Отечественной войне 1812 года. Толстой хотел представить во всем многообразии, в противоречиях и борьбе жизнь целой эпохи.
Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами. Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, становится антитеза.
Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица.
Но на самом деле это противопоставление заложено уже в самом названии романа: «Война и мир».
Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что слово «мир» до революции имело другое буквенное обозначение звука [и] — i десятеричное, и слово писалось «мiръ». Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно.
Действительно, слово «мир» в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне.
В романе это слово несет много значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.
Эпическое начало в романе «Война и мир» невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира.
Точно также слово «война» означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами. Понятие «мир» фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях.
Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мир — это будничные интересы, которые в отличие от бранной жизни так мешают Николаю Ростову быть «прекрасным человеком» и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом «дурацком мире». Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни.
И, наконец, за всеми этими значениями стоит философское представление Толстого о мире как Вселенной, мироздании в его основных противоборствующих состояниях, которые действуют как внутренние силы развития и жизни народов, истории, и судеб отдельных людей. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды». Мир — это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами.
Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщенна. Эпизоды, относятся ли они к «войне» или «миру», самые разные, но в каждом выражен глубинный, внутренний смысл жизни, борьба в ней противоположных начал.
Внутренние противоречия — обязательное условие движения жизни отдельного человека и человечества в целом. При этом «война» и «мир» не существуют отдельно.
Одно событие связано с другим, вытекает из другого и влечет за собой следующее.
На мой взгляд, Толстой пользуется еще одним средством художественной выразительности для раскрытия смысла названия романа. Это оксюморон. Военные события, вошедшие в сюжет романа, создают мир и гармонию внутренней и внешней жизни героев, а мирные события, напротив, сеют разлад, непонимание, разрозненность судеб героев.
Если посмотреть, как ведут себя герои, когда война достигла Москвы, то становится очевидным, что эти военные трудности сплотили героев, пробудили в них чувства сострадания и сочувствия ближним. Пример тому семья Ростовых, которая принимает в своем доме больных и раненых, помогает им провизией и лекарствами, Наташа сама выступает в роли сиделки и медсестры.
В это непростое время в городе словно стерлись грани социального неравенства, исчезли следы бытовых ссор и скандалов между героями, непониманий, которые царили в мирное время. То есть война внесла в жизни героев то единство, братство, сплочение, взаимопомощь, равенство, которого не было в мирное время.
К тому же война определяет и духовный порядок мысли и чувств героев.
Именно на войне меняется отношение Андрея Болконского к жизни: если до первого боевого ранения Болконский мечтал о славе, ради которой готов был поставить на кон свою жизнь: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно», то после ранения, полученного при битве под Аустерлицем, отношение к жизни меняется.
Прикоснувшись к смерти, Болконский начинает замечать красоту жизни (голубое небо), ее неповторимость и ничтожность войны (Наполеон уже кажется маленьким, а все, что происходит вокруг, бессмысленным). Во время войны остепеняется и Пьер Безухов. То есть война не только создает внешний мир героев, но и внутренний.
Мир же, напротив, вносит разлад и дисгармонию в жизнь героев. Например, быт внес сумятицу в душу Андрея Болконского – разочарование от отказа Наташи и новость о ее романе с Анатолем Курагиным. За обретением внутренней гармонии Болконский отправляется на войну. Для него война – это духовное прозрение и духовная лечебница, а мир – место соблазнов и огорчений.
Даже тот факт, что Болконский по-другому начинает смотреть на своего соперника Анатоля Курагина, когда встречает его с ампутированной ногой в лечебнице, говорит о благотворном влиянии войны на душу Болконского.
В миру он испытывал ненависть и соперничество к Анатолю Курагину, даже хотел вызвать его на дуэль, а в лечебнице – чувство сострадания и сочувствия, то есть война примирила врагов и соперников. Долохов так же примиряется с Пьером во время войны, когда на поле Бородина служили молебен перед Смоленской чудотворной иконой.
(в миру они ссорились из-за Элен Курагиной – жены Пьера, которая закрутила роман с Долоховым). Все эти примеры говорят о том, что война содержит в себе мир внешний и внутренний.
А довоенное время, быт героев, напротив, представлен в постоянной разрозненности героев, недопонимании, делении: делят наследство старого графа Безухова, сплетничают в салоне Шерер, прожигают жизнь в нелепых поисках и действиях, как например, Пьер Безухов (то в массонскую ложу вступит, то с медведем на спор танцует, то в городских кутежах участвует и т.д.), измены (например, Элен), соперничество (Долохов-Ростов из-за Сони; Анатоль Курагин-Болконский из-за Наташи; Долохов-Пьер из-за Элен) и т.д. Все эти грани соперничества и вражды стирает война. Примиряет героев, духовно обогащает и ставит все на свои места. К тому же война пробуждает в героях и усиливает их чувство патриотизма. Вывод: быт, полный соблазнами и развлечениями, довольствами жизни, отводит героев от духовных богатств и мирского спокойствия, а война и горе – приводят.
Вот почему роман Толстого «подымается до высочайших вершин человеческих мыслей и чувств, до вершин, обыкновенно недоступных людям» (Н. Н. Страхов).
Источник: https://infourok.ru/smisl-nazvaniya-romana-voyna-i-mir-1647191.html
В чем смысл названия толстого “война и мир”?
Elena Мудрец (10107) 10 лет назад “Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Сочинение.
“Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самосовершенствования.
На создание романа-эпопеи повлияли неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами. Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза.
Этот прием является стержнем всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805-1807 гг. и 1812 гола) , и два сражения (Аустерлиц и Бородино) , и военачальники (Кутузов и Наполеон) , и города (Петербург и Москва) , и действующие лица. Но на самом деле это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”.
Это название отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] – I – десятеричное, и слово писалось “мiръ”. Такое написание слова говорило о том, что оно многозначно. Действительно, слово “мир” в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состояния, противоположного войне.
В романе это слово несет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Эпическое начало в романе “Война и мир” невидимыми нитями связывает в единое картины войны и мира.
Точно так же, как “война означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мир – это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир – это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он не находился: на войне или в мирной жизни. Но Мир – это и весь свет, вселенная.
О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир – это братство людей независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н. Ростов при встрече с австрийцами. Мир – это жизнь. Мир – это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга.
В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное и естественное и потому радостное проявление личности. А содержание и потребность войны – разобщение, отчуждение и изолированность людей.
Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.
Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской армии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.
Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положения на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н.
Ростову, когда он видит “комнатное лицо врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами”. Рассказать правду о войне, заключает Толстой, очень трудно…. ” (продолжение в коментариях)
С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь.
С другой стороны, мир – это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д.
) Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.
Так что смысл заглавия глобальный.<\p>
Комментарий удален<\p>
Комментарий удален<\p> Анна Каковкина Профи (514) 1 год назад Название двоякое. С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь.
С другой стороны, мир – это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д.
) Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.
Так что смысл заглавия глобальный
Ольга Дмитрюк Ученик (187) 1 год назад азвание двоякое. С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь.
С другой стороны, мир – это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д. )
Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.
Denis Kotelnikov Ученик (236) 9 месяцев назад азвание двоякое. С одной стороны, однозначно, война как противоречащее человеческому уму и сердцу страшное, бесчеловечное событие с чудовищной силой уничтожения и разрушения. И установившийся мир (имеется в виду Отечественная война 1812 года) , который был добыт, завоёван простым русским солдатом ценой неимоверных усилий и потерь.
С другой стороны, мир – это люди, их образ жизни, нравственные понятия. Если взять светскую среду, то мир её основан на постоянной вражде, войне по добыванию денег, положения, подрыву чьих-то устоев. (Вспомните борьбу за кожаный портфель умирающего Кирилла Безухова, салон Анны Шерер и т. д. )
Если взять героев (Пьера Безухова, Андрея Болконского) , то это борьба с самим собой, сплошные противоречия, поиск самого себя.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/14393489
Доклад: Смысл названия романа Война и мир
Автор: Толстой Л.Н.<\p>
На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814 годов и мирный период до и после военного времени.
Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.
<\p>
Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” — состояние отсутствия войны и “мiр” — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.<\p>
В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества?<\p>
Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.<\p>
С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.<\p>
Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805—1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа.<\p>
Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.<\p>
И наконец, мир для Толстого — синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана.<\p>
Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.
Источник: https://ronl.org/doklady/literatura-i-russkiy-yazyk/800096/
Смысл названия романа «Война и мир»
Смысл. «Война и мир». Это название великой эпопеи Толстого кажется нам, читателям, единственно возможным. А ведь первоначально произведение было названо иначе: «Всё хорошо, что хорошо кончается». И на первый взгляд, такое заглавие удачно подчёркивает ход войны 1812 года — великую победу русского народа в’борьбе с наполеоновским нашествием.
Почему же писателя не удовлетворило это название? Наверное, потому, что его замысел был намного шире и глубже, чем просто повествование об Отечественной войне 1812 года. Толстой хотел представить во всём многообразии, в противоречиях и борьбе жизнь целой эпохи и гениально выполнил эту задачу.
Новое название романа-эпопеи так же масштабно и многозначно, как само это произведение, как вся жизнь человеческая.
Действительно, о чём великое творение Толстого? Самый простой ответ: о жизни России в первой четверти XIX века, о войнах 1805— 1807 и 1812 годов, о мирной жизни страны между этими войнами и о том, как жили люди (и вымышленные, и исторические персонажи) после них.
Но этот в общем правильный ответ не отражает глубины мысли Толстого. В самом деле, что такое война? В привычном понимании это военные действия с целью решения каких-то межгосударственных конфликтов; по мысли Толстого, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Мир — это отсутствие таких действий.
Но ведь «война» — это и внутригосударственные противоречия между народом и властью, между разными классами, между различными группами людей и отдельными людьми внутри одного класса, даже в одной семье.
Более того, «война», то есть внутренняя борьба, идёт в каждом отдельном человеке. Об этом как о непременном условии честной жизни Л. Н.
Толстой писал в своём «Дневнике»: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
Ещё более многозначно понятие «мир». Это не только отсутствие войны, но и гармония, согласие и единство сословий, согласие («мир») человека с самим собой и с другими людьми.
«Мир» — это и крестьянская община Понятие «мир» включает в себя и «настоящую жизнь», как её понимал великий писатель: «Жизнь между тем; настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте и вне всех возможных преобразований».
Итак, «Война и мир» — это книга о добре и зле, о рождении и смерти, о любви и ненависти, о радости и горе, о счастье и страданиях, о юности и старости, о чести, благородстве и бесчестии, о надеждах и разочарованиях, о потерях и поисках. Эта книга охватывает всё, чем живёт человек, от самых незначительных личных событий до беспримерного единения людей в час общей беды, общей борьбы народа.
Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщенна. Эпизоды, относятся ли они к «войне» или «миру», самые разные, но в каждом выражен глубинный, внутренний смысл жизни, борьба в ней противоположных начал.
Внутренние противоречия — обязательное условие движения жизни отдельного человека и человечества в целом.
При этом «война» и «мир» не существуют отдельно, автономно, независимо друг от друга (Толстой сам опровергает своё определение «настоящей жизни», показывая, как война разрушает привычные отношения, связи, интересы и становится основой бытия). Одно событие связано с другим: оно вытекает из другого и в свою очередь влечёт за собой следующее.
Вот один пример. Князь Андрей Болконский идёт на войну, потому что жизнь в высшем свете не по нему. Князь, человек чести, достойно ведёт себя в бою, не ищет тёплого местечка.
Мечтая о славе, «любви людской», он совершает подвиг, но осознаёт, что слава не может, не должна быть смыслом жизни настоящего человека. Внутренний конфликт приводит к глубочайшему духовному кризису.
Закончилась война 1805—1807 гг., но нет мира в его душе.
Удивительно, как соответствует одной сюжетной линии, «поискам мысли» одного героя название всей эпопеи.
А каких усилий потребовало обретение «мира» от Пьера Безухова, Наташи Ростовой — любимых героев Толстого, которых он проводит через очищающее горнило войны 1812 года.
С поразительной силой глубина названия романа «Война и мир» раскрывается в III томе, посвященном Отечественной войне 1812 года, когда весь «мир» (народ) осознал невозможность сдаться на милость захватчиков.
Защитники Москвы «всем народом навалиться хотят, один конец сделать хотят».
Единомыслие Кутузова, князя Андрея, Пьера, Тимохина и всей русской армии, всего… «мира» определило исход войны, потому что было создано национальное единство, мир двенадцатого года. …
Название «Война и мир» гениально ещё и потому, что в нём заключён контраст, который стал основным принципом построения эпопеи: Кутузов — Наполеон; Ростовы, Болконские — Курагины и в то же время Ростовы — Болконские; Н. Ростова — княжна Марья, поле Бородинадо и после боя, Пьер до и после событий 1812 г….
В эпилоге романа принцип контраста как основного композиционного приёма «Войны и мира» подчёркивается эпизодом спора Пьера Безухова, будущего декабриста, и нерассуждающего, «законопослушного» Н. Ростова. В этом важнейшем эпизоде «люди порочные» прямо противопоставлены «людям честным».
Война и мир — понятия вечные, даже если военных действий нет. Вот почему роман Толстого «подымается до высочайших вершин человеческих мыслей и чувств, до вершин, обыкновенно недоступных людям» (Н. Н. Страхов).
Таких книг больше нет и таких гениальных названий — тоже.
Источник: https://prepodka.net/smy-sl-nazvaniya-romana-vojna-i-mir/
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Роман “Война и мир” быль задуман как роман о декабристе, возвратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования.
На создание романа-эпопеи повлияли события того времени (60-е годы XIX века) — неудача России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия. Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этическими нормами.
Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, является антитеза. Этот прием составляет стержень всего романа: противопоставлены в романе и две войны (1805—1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица.
Впрочем, это противопоставление начинается уже с самого названия романа: “Война и мир”. Это заглавие отражает глубокий философский смысл. Дело в том, что в слове “мир” до революции было другое буквенное обозначение звука [и] — i десятеричное, и слово писалось как “м1ръ”. Это свидетельствовало о том, что оно многозначно.
Действительно, слово “мир” в заглавии означает окружающий нас свет. В романе оно имеет массу значений, освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества. Эпическое начало в романе невидимыми нитями связывает в единое целое картины войны и мира.
Точно так же, как “война”, означает не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей в мирной жизни, разделенной социальными и нравственными барьерами, понятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных значениях. Мир — это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Мир — это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове. Мир — это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Ростову быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”.
Мир — это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или в мирной жизни. Но мир — это и весь свет, Вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”. Мир — это братство людей, независимо от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Н.
Ростов при встрече с австрийцами. Мир — это жизнь. Мир — это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обуславливают друг друга. В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное и естественное, и потому радостное, проявление личности.
А содержание и потребность войны — разобщение, отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих корыстные интересы, — это самоутверждение своего эгоистического “я”, несущее другим разрушение, горе, смерть.
Ужас смерти сотен людей на плотине во время отступления русской армии после Аустерлица потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубашки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.
Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах… на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Ковардина и Сеченевского”. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Н.
Ростову, когда он видит “комнатное лицо” врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами. Рассказать правду о войне, заключает Толстой в романе, очень трудно.
Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что, развенчав ложную, он первым открыл подлинную героику войны, представив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей; “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых; генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию. Само словосочетание “война и мир” уже употреблялось в русской литературе, в частности в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”: Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса. Толстой так же, как и Пушкин, использует выражение “война и мир” как универсальную категорию.
Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (2 вариант)
На первый взгляд может показаться, что роман “Война и мир” назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805—1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.
Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в котором слово “мир” представляет собой омонимичную пару и обозначает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых — человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова “мир”: “мир” — состояние отсутствия войны и “мiр” — человеческое общество, община. В название романа в старом написании входила именно форма “мiр”. Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен прежде всего проблеме, которая формулируется следующим образом: “Война и русское общество”. Однако, как было установлено исследователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали. В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с частями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изображение жизни в тылу врага непосредственным изображением состояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бесконечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского общества? Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом “мир” в значении “отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми”. Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова. С другой стороны, слово “мир” в произведении явно имеет значение “общество”. На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Толстой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других. Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805—1807 годов; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об “общественном” значении названия романа. Не стоит забывать и о том, что слово “мир” в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Вероятно, Толстой учитывал и это значение. И наконец, мир для Толстого — синоним слова “вселенная”, и не случайно роман содержит большое количество рассуждений общего философского плана. Таким образом, понятия “мир” и “мiр” в романе сливаются воедино. Вот почему слово “мир” в романе приобретает почти символическое значение.
Смысл названия романа Толстого «Война и мир» (3 вариант)
В процессе написания художественного произведения неизбежно возникает вопрос о его заглавии.
Обычно оно выступает в роли сжатой до нескольких слов основной проблемы или коллизии — ” Горе от ума”, “Отцы и дети”, “Преступление и наказание”, а также метафоры — “Мертвые души”, обозначения изображенного характера — “Обломов”, “Герой нашего времени” или отображаемой общественно-исторической ситуации — “Обрыв”, “Гроза”. Иногда автор отказывается от первоначального названия.
Так, например, роман И. А. Гончарова “Обломов” сначала назывался “Обломовщина”. Изменение названия чаще всего связано с углублением первоначального замысла и помогает лучше понять окончательную концепцию произведения.На одном из этапов работы Л. Н.
Толстого над романом-эпопеей произведение называлось “Все хорошо, что хорошо кончается” (это известная английская поговорка и, кроме того, заглавие одной из пьес В. Шекспира). В том варианте князь Андрей Болконский и Петя Ростов оставались живы.
Но в ходе работы содержание менялось: от первоначального замысла написать роман о декабристе, возвратившемся из Сибири в новую Россию, Толстой пришел к мысли отразить полувековую историю русского народа.Как видим, и это намерение не было осуществлено, исторические рамки романа сужались, но его содержание становилось все глубже и глубже.
И произведение, которое стало результатом непрерывного и напряженного шестилетнего творческого труда (1863—1869), “безумного авторского усилия”, по словам самого Толстого, лишь на последнем этапе работы получило название “Война и мир”. Попытаемся разобраться, какой именно смысл вложил писатель в название своего произведения в окончательном варианте.
Каждое из заглавных слов имеет несколько значений. “Война” — первое слово в названии — вовсе не тождественно тому, что французы называют “la guerre”, немцы “Krieg”, а англичане “war”, как и понятие “мир” не тождественно французскому.”la paix”, немецкому “Frieden” и английскому “реасе”. “Война” у Толстого включает в себя более глубокий смысл, чем просто отсутствие мира.
Но чтобы понять, что именно она означает, нужно сначала выяснить значение слова “мир”.Известно, что до Октябрьской революции 1917 года в русской орфографии это слово имело два написания, которые отражали разные значения.Написание “миръ” означало “отсутствие войны”, а “мiръ” — “космос, весь свет, все человечество”.
Ознакомившись с произведением Толстого, можно смело утверждать, что слово “мир” у него употреблено и в первом, и во втором его значении, а точнее, во множестве смыслов, рожденных взаимодействием этих понятий.
“Мир” у Толстого следует понимать не только как отсутствие военного противоборства, при котором льется кровь, люди стреляют и убивают друг друга, но и как отсутствие вражды и жестокой борьбы между людьми вообще. “Мир” — это согласие и взаимопонимание между людьми, это любовь и дружественность, а “война” — отсутствие всего перечисленного.
В этом смысле герои Толстого четко делятся на “людей мира” и “людей войны”. Так, например, князь Андрей Болконский, капитан Тушин и Тимохин, Платон Каратаев и Петя Ростов — “люди мира”. Они стремятся к согласию.
Василий Курагин, его дети Анатоль, Ипполит и Элен, граф Ростопчин и Анна Михайловна Друбецкая, ее сын Борис — напротив, “люди войны”, хотя в так называемых батальных событиях никто из них, кроме Анатоля и Бориса, не участвует.Чем больше стремление человека к добру, взаимопониманию в самом широком смысле, гармонии, тем ближе он к идеалу Толстого.
Поэтому князь Андрей понимает облака, волны, дуб, березу и в самой физической смерти видит способ слияния с Божеством и космосом. А Кутузов у Толстого — полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства — понимает всех.
“Источник этой необычайной силы прозрения, — говорит о нем писатель, — лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей полноте и силе его”.”Война и мир” у Толстого — это также “единение и разъединение”, “понимание и непонимание”.
Ведь и русское слово “мир” восходит к имени древнего индоиранского божества Митра, символизировавшего объединение и согласие, а значит, все то, что противостоит согласию, симпатии, объединению и разрушает их — “война”.Второе значение слова “мир” (“міръ”) — все человечество — в романе Толстого также играет огромную роль.
Писатель мечтал о дружелюбии, единении, взаимной любви людей в пределах всего человеческого сообщества. Самое большое значение он придавал чувству любви в широком смысле. “Всякое влечение одного человека к другому я называю любовью”, — писал он в черновиках повести “Отрочество”.
Но, к сожалению, взаимному влечению и притяжению людей в человеческом мире противостоят враждебные им стремления отдельных личностей или социальных групп (сословий, классов) к господству, подчинению себе других людей или даже народов и превосходству над ними.
Толстой считал, что такие стремления прививало людям сословно-иерархическое государство, основанное не на согласии, а на насилии, и представлявшее собой “заговор не только для эксплуатации, но, главное, для развращения граждан…”. Не случайно поэтому на страницах романа так контрастны два мира — два полюса.
С одной стороны — народная масса (крестьяне, солдаты, партизаны, трудовое население городов), с другой — аристократические круги (высший свет — сановники, придворные, военные, сословная знать).Идею межнационального насилия и превосходства в “Войне и мире” олицетворяет прежде всего вторгшаяся в Россию наполеоновская армия “грабителей, мародеров и убийц” во главе со своим предводителем.
Наполеон — “жалкое орудие истории”, человек “с помраченной совестью”, способный спокойно обозревать усеянное тысячами трупов поле Аустерлицкого сражения, а затем, при вторжении в Россию, равнодушно взирать на гибнущих в бурном Немане польских улан. Он лишен у Толстого какого бы то ни было человеческого величия, так как в нем нет “добра и правды”.
Это самовлюбленный властолюбец, превративший военное насилие и разбой в средство своего господства над людьми.Та же идея достижения воинской славы и своего личного торжества заботит, в изображении Толстого, и главу русского государства — императора Александра I.
Не довольствуясь тем, что французская армия принуждена бежать из России, он требует от Кутузова, не считаясь с жертвами, окружать, разбивать, пленять ее. Но Кутузова волнует не умножение престижа русского оружия, не личная слава военачальников или самого царя, а спасение своего народа и страны от порабощения и сохранение жизней соотечественников, одетых в солдатские шинели.
Не забывает Кутузов напомнить собратьям по оружию и о милосердии к побежденным.Наполеоновская армия, по Толстому, несла в себе “химические условия разложения”, а защитники Русской земли, возглавляемые истинно народным полководцем, и в самый период ожесточенного военного противоборства с захватчиками продолжали служить человеческому единению и единству. Преодолев перед лицом общенациональной опасности разделяющие их различия ” званий и сословий “, русские люди, по мысли Толстого, не только “всем миром” отстояли независимость своей родины, но и создали собственно человеческое общежитие — подобный дружной патриархальной семье “мир” 1812 года. Основой этого “мира” стали не “искусственные” индивидуалистические интересы властолюбия, честолюбия, тщеславия, богатства и господства, а свойственные прежде всего простому народу и близким ему героям “естественные” ценности человека и человечества: потребность в сохранении и продолжении рода, в сердечных семейных связях, в труде и дружбе, глубокой и чистой любви.Именно такие начала “живой жизни”, взаимное сочувствие и помощь в горе, радость и наслаждение, которые дарят взаимопонимание и бескорыстное общение, по мысли Толстого, могут и должны навсегда возобладать над “искусственными” побуждениями человека, как это и произошло в период освободительной войны. И когда это случится, мир как жизнь-согласие, жизнь-единение, победив не просто войну, но жизнь-вражду, установится на всей Земле, для всего человечества.
Таким образом, значение заглавных слов “Война и мир”, пожалуй, не менее богато, чем содержание самого произведения, и поэтому может служить ключом к нему, но, конечно, и само проясняется текстом всей книги. В названии романа-эпопеи заключено широкое обобщение. Это не просто противопоставление добра и зла, мирного существования военному. Это противопоставление истинного патриотизма, подлинной человечности, “отсутствия всего личного”, естественности, безыскусности, героизма, простодушия, бескорыстия, братства, единения ложному патриотизму, эгоизму, своекорыстию, духовной пустоте, тщеславию, притворству, фальши, высокомерию, расчетливости, карьеризму, неприкрытой вражде, соперничеству и лживости.
Actionteaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/sochinenie-po-proizvedeniyu/vojna-i-mir-tolstoj-l-n/6396-smysl-nazvaniya-romana-tolstogo-vojna-i-mir