Сочинение на тему: Лирика М. Ю. Лермонтова
Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, – таковы первые горькие впечатления детства поэта.
Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем ш противоборства с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его.
Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая” Дума”.
Лирический герой” Думы” одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него.
Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного” я”. И самое страшное – порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя.
В” Думе” Поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые” зарисовки”. Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме. В стихотворении” Гляжу на будущность с боязнью…” он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки – это еще рассказ о личном:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Теперь смотрите, как развертывается строка” Гляжу на будущность с боязнью” в трагическую думу всего поколения:
Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Читаем дальше:
Земле я отдал дань земную. Любви, надежд, добра и зла…
И сразу возникают в памяти” алмазной крепости” строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы…
Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Поэт – один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова.
Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции.
Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с” небом и землей”, борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе.
Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
…Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес… Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихенько плачет он в пустыне.
В лирическом, глубоко взволнованном монологе” Выхожу один я на дорогу…”, написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Стихотворение” И скучно и грустно…”, названное В. Г. Белинским” похоронной песнью всей жизни”, перекликается с романом” Герой нашего времени”. Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости.
В стихотворении” И скучно и грустно…” и в романе” Герой нашего времени” поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением.
Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится как бы над обществом, понимая, что там” мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”.
Печорин – не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба – вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
Мы не ошибемся, если скажем, что” Парус” у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении” Я не унижусь пред тобой…” он говорит:
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Не то-же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле? Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем” я”, страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С.
Пушкина. Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе.
Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Источник: https://www.slavkrug.org/sochinenie-na-temu-lirika-m-yu-lermontova/
Сочинение на тему: Лирика М. Ю. Лермонтова
Тема одинокого человека побуждает задуматься о личности гения, о сути его творчества. Ранняя смерть матери, разлука с отцом, которого ему запрещали видеть, – таковы первые горькие впечатления детства поэта.
Необходимо было иметь большой запас душевных сил, чтобы не покориться обстоятельствам и выйти победителем ш противоборства с ними. Лермонтов хочет рассказать людям о своей боли, но все, о чем он знает, не удовлетворяет его.
Чем старше он становится, тем сложнее представляется ему мир.
Почти у каждого поэта есть стихотворение, выражающее его творческое кредо. Для понимания сущности поэтического дара Лермонтова огромное значение имеет знаменитая “Дума”.
Лирический герой “Думы” одинок, но его волнует и судьба поколения. Чем зорче он вглядывается в жизнь, тем яснее становится, что лично он не может быть равнодушным к бедам человеческим. Со злом необходимо бороться, а не убегать от него.
Бездействие примиряет с существующей несправедливостью, оно обусловливает одиночество и стремление жить в замкнутом мире собственного “я”. И самое страшное – порождает равнодушие к миру и людям. Только в борьбе личность находит себя.
В “Думе” поэт ясно говорит о том, что именно бездействие погубило его современников.
Известно, что многие стихи Лермонтова имеют черновые “зарисовки”. Поэт как бы несколько раз подступает к теме, рассматривает ее во всем объеме. В стихотворении “Гляжу на будущность с боязнью…” он будто прозревает. Теперь поэт пересматривает свои убеждения. Попробуем проанализировать. Первые строки – это еще рассказ о личном:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Теперь смотрите, как развертывается строка “Гляжу на будущность с боязнью” в трагическую думу всего поколения:
Рекомендуем почитать ►
Литературная критика о романе «Берег» Юрия Бондарева
Печально я гляжу на наше поколенье
Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Читаем дальше:
Земле я отдал дань земную. Любви, надежд, добра и зла…
И сразу возникают в памяти “алмазной крепости” строки:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы…
Какой горечью наполнены эти строки! Ведь не о физическом малодушии говорит Лермонтов. Не сочувствие, а презрение вызывают эти духовные рабы. Читаем дальше:
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Поэт – один из этой толпы, но он не хочет слиться с ней. Трагический голос поколения звучит в унисон с одиноким голосом поэта. Таким образом, тема одиночества обусловлена не только личной судьбой Лермонтова.
Она отражает состояние русской общественной мысли периода реакции.
Поэтому-то в лирике Лермонтова и занял значительное место одинокий бунтарь, протестант, враждующий с “небом и землей”, борющийся за свободу человеческой личности, предчувствующий собственную преждевременную гибель.
Чувством одиночества наполнены стихи о природе.<\p>
Одиноко растут сосна и пальма.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна…
…Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Вот старый утес… Одиноко
Он стоит, задумался глубоко.
И тихенько плачет он в пустыне.
В лирическом, глубоко взволнованном монологе “Выхожу один я на дорогу…”, написанном Лермонтовым незадолго до смерти, поэт ставит мучительные вопросы и отвечает на них:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего?
Жалею ли о чем?
Рекомендуем почитать ►
Образ Евгения Базарова
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Стихотворение “И скучно и грустно…”, названное В. Г. Белинским “похоронной песнью всей жизни”, перекликается с романом “Герой нашего времени”. Печорин томится жизнью, презирает ее и самого себя и в то же время гонится за жизнью, жадно ловит ее радости.
В стихотворении “И скучно и грустно…” и в романе “Герой нашего времени” поэт, говоря о дружбе, о высших духовных стремлениях, о смысле жизни, о страстях, пытается исследовать причины неудовлетворенности своим назначением.
Например, Грушницкий принадлежит к светскому обществу, характерной чертой которого является бездуховность. Печорин же, принимая условия игры, находится
как бы над обществом, понимая, что там “мелькают образы бездушные людей, приличьем стянутые маски”.
Печорин – не только упрек всем лучшим людям поколения, но и призыв к гражданскому подвигу.
Борьба – вот та нравственная заповедь, которая должна определять жизнь, поведение, поступки и мысли.
Мы не ошибемся, если скажем, что “Парус” у Лермонтова символизирует сильную и независимую личность, ее одиночество и трудность пути, неустанные поиски цели и смысла жизни. Одинокий парус предстает перед нами как воплощение абсолютной свободы:
Увы! – он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Тема одиночества у Лермонтова соприкасается с темой любви. Вот и в стихотворении “Я не унижусь пред тобой…” он говорит:
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Не то-же ли случилось с Печориным, сделало его жестоким по отношению и к княжне Мери, и к Бэле? Особенностью лермонтовского гения является напряженность и сосредоточенность мысли на себе, на своем “я”, страстная сила личного чувства. Мы не найдем у Лермонтова той прямой открытости всему задушевному, которая так чарует в поэзии А. С.
Пушкина. Тема горького одиночества, неудовлетворенности собой, безысходности, разочарования явственно звучит в лирике Лермонтова, непревзойденной по красоте исполнения. Каждый раз, читая произведения Лермонтова, я вновь задумываюсь о его судьбе.
Мне становится очень грустно от того, что еще в юности поэт словно предсказал свою судьбу:
Рекомендуем почитать ►
Криминогенные ситуации
Нет, я не Байрон, я другой
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Источник: https://www.getsoch.net/sochinenie-na-temu-lirika-m-yu-lermontova/
Сочинение на тему: Лирика Михаила Лермонтова
Стих “Смерть поэта” имеет разоблачительный характер, это страстный протест, негодование и гнев, обращенные против убийц ( светских вельмож и самодержца), которые хладнокровно травили “свободный, смелый дар” большого поэта.
Здесь и неутешительное горе друзей, которые не смогли защитить “сердца вольного”, и угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”. В этом стихи перед нами возникает во весь рост Лермонтов-бунтар, наследник традиций А. Пушкина. М.
Лермонтов писал стихи и до 1837 года, тем не менее нигде их не печатал. Он хотел, чтобы первым ценителем его поэзий стал А. Пушкина. Они не были знакомыми, тем не менее Лермонтов мечтал о встрече со своим кумиром и готовился показать ему некоторые из своих поэзий.
Среди них “Бородино” – стих, посвященный войне с Наполеоном 1812 года.
Стих “Бородино” – это поэтический памятник русским солдатам, которые ценой тысяч жизней отстояли Родину. “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…”. В этих словах увлечения знаменитым и доблестным прошлым русского народа и горечь от осознания того, что современное Лермонтову поколение не способное на большие дела.
В стихах Лермонтова раздумья о своем поколении, о времени, о Родине. Потому что произведения написанные в годы реакции, которая настала после разгрома восстания декабристов, то большинство из них пронизанные печалью, горечью одинокости, осознанием того, что современники живут бесцельно.
Лирика Лермонтова рядом с ранним творчеством Пушкина стала взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – романтический.
Он борец, страдалец, поэт, повстанец, даже пророк. Но особенно сильной в оскорблении героя Лермонтова есть романтическая тема одинокости.
Одинокость имеет разные черты: это и заключение, и любовная одинокость, и одинокость человека в мире.
За свою короткую жизнь Лермонтов создал огромное количество стихов. Когда читаешь их, тебя охватывает странное чувство. В его стихах такая глубокая горечь и печаль, которая сердце сжимается от боли. Стих “И скучно и грустно…” был написанный Лермонтовым за год к смерти. В этом стихи поэт размышляет об одинокости и трагизме жизни.
Центральный мотив стиха – разочарование, грусть от того, что жизнь не отвечает идеальным представлением героя. Рассмотрим композицию произведения, т. е. выясним, из каких частей составляется стих и как они размещенные. Риторические вопросы и оклики передают взволнованность, неравнодушие, искренность лирического героя, который раздумывает о смысле жизни.
Ему больно от того, что реальную жизнь такое далекое от его идеальных представлений.
В 1841 году Лермонтов вторично был сослан на Кавказ. Перед отъездом поэта его друг В. Одоевский подарил ему записную книжку с надписью: “Поэту Лермонтову дается сия моя старая и любимая книжка с тем, чтобы он возвратил мне ее сам и всю списанную”. Г.
Лермонтову, как мы знаем, не судилось возвратить книжку Одоевскому, но он вписал у нее много прекрасных стихов. Давайте послушаем некоторые из них.
Предварительно подготовленные ученики на фоне лирической мелодии декламируют стихи: “Утес”, “Листок”, “Пророк”.
Последнее сочинение, которое вписал Лермонтов в запасник Одоевского, – это поэзия “Выхожу один я на дорогую…” В стихе, который был написан за несколько дней до дуэли и смерти, поэт доверчиво открывает читателям свою незащищенную душу, делится мыслями вслух, высказывает пожелания и искренне радуется красоте природы.
Именно образ могущественного дуба привлекает поэта. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы соорудить над своим последним приютом поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, О любовь мнет сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел.
И растет такой большой дуб в Тарханах, на родине М. Лермонтова. Каждого года в день памяти приходят к нему тысячи людей для того, чтобы поклониться праха большого русского гения.
Если бы знал вон в миг смертельной раны, Если бы знал вон, падая в крови, Что родник судьбы его – Тарханы Станут пульсом скорби и любви. Местом, где, склоняясь в молчанье строгом, Будут люди из столиц и сел Вслушиваться в звездную дорогую, По которой Лермонтов прошел.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Сочинение на тему: Лирика Михаила Лермонтова
Другие сочинения по теме:
- Сочинение на тему: Анализ исторической теме в творчестве М. Ю. Лермонтова Время в общественной жизни России, когда довелось жить и творить Михаилу Юрьевичу Лермонтову, называют “безвременьем”. Причиной этому послужил назревший конфликт…
- Лирика Лермонтова М. Ю. Боюсь не смерти Лирика Лермонтова М. Ю. Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно. Хочу, чтоб труд мой вдохновенный Когда-нибудь увидел…
- Сочинение на тему “Демон в творчестве Михаила Врубеля” Сочинение рекомендовано как описание картины или описание творчества художника. Михаил Врубель – талантливый и очень сложный художник. Он интересовался творчеством…
- Сочинение на тему: Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “… поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко реагировала на все проявления…
- Лирика Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу Лирика Лермонтова Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как…
- “Сашка”;. Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова Душевная жизнь Лермонтова была необычайно сложна и тревожна, и каждое произведение его, на котором лежит отблеск его могучей, феноменальной личности,…
- Тема: Основные темы и мотивы лирики М. Лермонтова Гибель, “солнца русской поэзии” Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения – Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия…
- Дайте характеристику образа Печорина в романе Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная “теория страстей”, когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу…
- Сочинение на тему – Интимная лирика Дмитрия Павлычко Мировая литература знает немало интимной поэзии чистейшей пробы. Припомним сонеты Петрарки, лирику Пушкина, неповторимое “Завядшая листва” И. Франко, поэзию Сосюры….
- Природа в духовной жизни человека (лирика Лермонтова) Одна из ведущих тем его творчества – одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить,…
- Сочинение анализ стихотворения Лермонтова на тему: Свободный дух Мцыри О Кавказе Лермонтов написал не одно произведение и упоминание этого края, где живут гордые и свободолюбивые люди, встречается на всем…
- Пейзажные образы в стихотворении Лермонтова “Тучи” В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен из Тенгинского полка и…
- На тему “Лирика А. Блока” Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции…
- Дайте характеристику женским персонажам романа Михаила Лермонтова “Герой нашего времени” Роман Г. Лермонтова “Герой нашего времени” стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед…
- К вопросу о влиянии Марлинского на Лермонтова В самых ранних поэтических опытах Лермонтова заметны яркие следы его увлечения произведениями Марлинского. У последнего есть незаконченная повесть в стихах…
- Литературный анализ стихотворения Лермонтова “Смерть поэта” Стихотворение “Смерть поэта” состоит из двух частей. Первая часть – элегия, а вторая – сатира. В этом стихотворении Лермонтов обвиняет…
- Урок на тему: Жизнеутверждающая лирика Анакреонта Тема. Жизнеутверждающая лирика Анакреонта Цель : Ознакомить с биографическими сведениями об Анакреонта, учить определять особенности лирики поэта; развивать ассоциативное мышление;…
- Лирика Маяковского Как известно, лирика Лирика Маяковского Как известно, лирика передает переживания человека, его мысли и чувства, вызванные различными явлениями жизни. В лирике Маяковского изображается…
- Урок на тему любовная лирика Сапфо Цель: Заинтересовать личностью Сапфо; ознакомить с творчеством поэтессы; совершенствовать привычки работы с текстом; развивать чувство прекрасного; воспитывать толерантность. Оборудование: Карточки…
- Обреченность поэта на одинокость в условиях высшего мира Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Поэты XX столетия воспринимали и сейчас воспринимают М. Ю Лермонтова как своего современника, хотя…
Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-na-temu-lirika-mixaila-lermontova/
Сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»
Перед вами отличное сочинение по лирике Лермонтова. В данном сочинении автор останавливается на анализу следующих стихотворений:
- Дума
- Смерть поэта
- Как часто пестрою толпою окружен…
- Безумец я! Вы правы!…
- И скучно, и грустно
- Поэт
- Я к вам пишу: случайно, право…
- Бородино
Другие сочинения по лирическим произведениям этого автора можно найти здесь.
Основные мотивы лирики Лермонтова
Являясь духовным приемником Пушкина, М.Ю. Лермонтов поведал нам в своих произведениях о своем поколении, о времени, о родине и о себе.
Стихи поэта рожденные «из пламя и света» — написаны в годы реакции, проникнуты горечью одиночества, осознанием того, что бесцельное существование стало правилом для большей части общества. Об этом стихотворение «Дума».
Говоря, что будущее «иль пусто, иль темно», Лермонтов уточняет: «Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом». Тяжел вывод поэта, ведь отцы — это декабристы.
Отсутствие идеалов, отказ от всяких стремлений позорны, их дети, которые «в начале поприща… вянут без борьбы», не могут быть полезны Родине. Лермонтов говорит о них — «толпа угрюмая», сожалея, что гибнут лучшие силы современников, не возрожденные в новых поколениях. Осуждая их бездействие, он предрекает им бесславную кончину и презрение потомков.
Но Лермонтов видит и трагедию передовой мыслящей личности, он понимает те трудности и лишения, которые ждут борющегося, честного человека.
В стихотворении «Смерть поэта» он обличает строй и общество, страстный протест, негодование, бушующий гнев, обращенный против убийц, хладнокровно травящих «свободный, смелый дар».
Одновременно здесь и безутешная скорбь друзей, не защитивших «сердца вольного», не разглядевших опасность, и страстный приговор «свободы, гения и славы палачам».
Очень близко по теме и настроению другое стихотворение —«Как часто, пестрою толпою окружен…».
Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица —это «приличьем стянутые маски». Чувствует себя одиноким среди них, возвращаясь мыслями к детству, поэт как бы отдыхает душой.
Но ему не миновать пробуждения, тем страшнее, тем яростнее и непримиримее становится он и его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих вокруг.
В постоянном конфликте находится поэт с обществом. Борьба рождает его стихотворения-отповеди («Безумец я! Вы правы!…»), размышления о смысле жизни («И скучно, и грустно»), о месте поэта «Поэт»).
Лермонтов пишет и о войне. В стихотворении «Я к вам пишу: случайно, право…» герой размышляет над бесцельностью, нелепостью жертв на войне, «под небом места много всем». Это раздумья о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение.
В стихотворении «Бородино» от лица простого солдата, он с любовью описывает обыкновенных солдат, русских людей, объединенных единым желанием — победить! Лермонтов не мог не подчеркнуть решающей роли простого народа в победе над французами. «Бородино» — истинный поэтический памятник русским солдатам.
Лермонтов посвятил много стихотворений теме Родины, продолжая развивать идеи Радищева, Пушкина, мечтал увидеть страну цветущей, народ свободным. Остро воспринимает Лермонтов судьбу Родины. Он бесконечно любит ее и ненавидит одновременно.
Итогом многолетних раздумий стало стихотворение «Родина». Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Восприятие Родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Герои Лермонтова счастлив своей малой Родиной, являющейся частью большой Родины — России!
«степей холодное молчание»,
«лесов безбрежных колыханье»,
«разливы рек ее, подобные морям»,
«И на холме средь желтой нивы<\p>
Чету белеющих берез».
Поэт рад, вместе со своим героем, показать нам «полное гумно» —знак крестьянского благополучия, предметы быта, «избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно», — из всего этого складывается образ Родины.
Таковы мотивы лирики Лермонтова. Выраженные в стихах, они будили мысль в людях его поколения, воспитывали истинных патриотов Родины.
Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова»
Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-osnovnyie-motivyi-liriki-m-yu-lermontova/
Лирика Лермонтова — сочинения для 9,10 класса
- Раннее творчество
- Лермонтов и Байрон
- Кавказские мотивы
- Будущее и прошлое
Эпоха романтизма привнесла в мировую и русскую литературу множество новых способов раскрытия персонажа. Сентименталисты открыли «человека в человеке», показали внутренний мир эмоций и переживаний.
Романтики, взяв за основу достижения предшественников, сумели открыть в человеке личность, тонко чувствующую не только любовь, но и всю несправедливость этого мира. Качественно новым было противопоставление общественного и частного, чего не было в сентиментализме. Безусловно, каждый писатель наделял своего лирического героя уникальными чертами.
Например, герои Жуковского не противостоят реальности, а принимают её; Батюшков в своём творчестве создал условную модель идеального мира, в котором поэты всех времён выступают неком неделимым соединением. У Рылеева герои сталкиваются со всепоглощающим одиночеством.
Лермонтов же, в чьих произведениях воплотились идеалы как первой, так и второй волны романтизма, создал «хрестоматийный» образ героя романтизма. Несмотря на то, что писатель работал во многих жанрах (роман, поэма, пьеса), наиболее полно идеалы романтизма воплощены в лирике Лермонтова.
Стоит отметить, что от других поэтов того времени его отличал внутренний пафос произведений, скептическое отношение к жизни и отсутствие веры в возможность изменить мир.
Раннее творчество
Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений.
На этом этапе отчётливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приёмы и методы. Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы «Ода к нужнику» перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод.
В оде Лермонтова обыгрывается не только форма, но и стиль написания:<\p>
«Клерон уж совершил дозор обычный свой,
Давно у фортепьян не распевает ФеIля…
Последняя свеча на койке Беливеля
Угасла…»
«Ода к нужнику», 1828
Используются устаревшие, книжные словоформы (например, «фортепьян»), а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам (словосочетание «койка Беливеля»). В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе «Над морем красавица-дева сидит» угадываются мотивы из баллад Жуковского.
Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идёт на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.
<\p>
Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни.
В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова.
Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.
На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:<\p>
«Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои. –
И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей».
Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был.
Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства.
Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.
Лермонтов и Байрон
Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном из-за творчества Байрона. В 1830 году появляется стихотворение «подражание Байрону» – именно подражание.
Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя. Мотивы узничества, обречённости, одинокого существования, прошедшие красной нитью через всё творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова.
Любовь показана как наивысшая ценность:
«Кто жил одной любовью, погубил
Все в жизни для нее, а все любил…
Что время не могло унесть любовь!»
«Подражание Байрону», 1830.
М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона (например, «Farewell»). Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» является своеобразным признанием в форме монолога.<\p>
«Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник».
Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно «русская душа» отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: «Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит».
Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Герой остаётся непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства.
В последствие эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.
Кавказские мотивы
При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.
«Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч…»
«Утро на Кавказе», 1829.
Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.
«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный…
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака».
А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах.
Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь.
Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.
Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:
«Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю».
«Поцелуями прежде считал»,1832.
Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая.
Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни.
Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).
«Что толку жить!… Без приключений
И с приключеньями – тоска».
«Что толку жить…», 1832
Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.
«Безумец я ! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!
…
Нет… мне ли властвовать умами,
Всю жизнь на то употребя? –
Пускай возвышусь я над вами,
Но удалюсь ли от себя?
«Безумец я! Вы правы, правы…», 1833.
В стихотворении «Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал)» отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:<\p>
«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?
…
Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;
…
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!», 1838.
Будущее и прошлое
Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждёт.
«Моё грядущее в тумане…
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?»
«Моё грядущее в тумане» 1836 или 1837.
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной;
…
Душа усталая моя;
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».
«Гляжу на будущность с боязнью», 1837.
Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:
«Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет;
Где нет ни ожиданий, ни страстей,
Ни горьких слез, ни славы, ни честей.
…
Пускай меня обхватит целый ад,
Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
Хотя бы вдвое против прошлых дней,
Но только дальше, дальше от людей».
Смерть (“Оборвана цепь жизни молодой”), 1830-1831.
На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной.
Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых и новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт.
Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.
Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея.
Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни.
Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции и стихотворений Пушкина.
В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением.
В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической народной точкой зрения.
Проведённый анализ творчества раскрывает образ лирики поэта и её своеобразие. Эта информация поможет учащимся 9-10 классов при подготовке к уроку сочинения на тему «Лирика Лермонтова».
М.Ю. Лермонтов Творчество Лермонтова
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/lirika-lermontova-sochineniya-dlya-910-klassa.html
Сочинение на тему основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов жил в период правительственной реакции, наступившей после поражения восстания декабристов. Всякая прогрессивная мысль преследовалась и запрещалась. Русская интеллигенция была лишена возможности открыто выступать против самодержавия.
Писателей и поэтов давила атмосфера застывшей жизни, остановившегося времени. Авторы как будто задыхались в вакууме несвободы. В такой обстановке Лермонтову казалось, что распалась связь времен, стало постоянным чувство ненужности обществу и стране. Жизнь проходила напрасно.
Эти настроения и определили тематику лирики великого поэта.
В поэтических произведениях юного Лермонтова ярко выражен мотив отрицания. Он отрицает высший свет, презирает толпу, укоряет Бога, создавшего такой несправедливый мир, не верит, что в России возникнет свободное общество.
Лермонтов смело выступал как борец-одиночка. Он жестко и язвительно обвинял царя и вельмож в насилии и деспотизме.
На первый план в его поэзии выдвинуты, по словам Белинского, «нравственные вопросы о судьбах и правах человеческой личности».
Основная направленность лирики Лермонтова – это бунтарство, протест и трагическое восприятие действительности. Личность мыслящего человека оказалась в конфликте с обществом, в кризисе веры в будущее. Ранняя лирика поэта имеет романтическую направленность, в ней ощущается влияние поэзии Байрона.
У Лермонтова такие же мятежные и гордые лирические герои. Они хотят подвигов, свершений, а обстоятельства обрекают их на бездействие.
Эти мотивы звучат в стихотворениях «Я рожден, чтоб целый мир был зритель / Торжества иль гибели моей…», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой…», «За дело общее, быть может, я паду…» и других.
Молодому дворянину того времени предлагалось жить великосветской жизнью, ездить на балы, собрания, проводить время с друзьями. Лермонтова не устраивает такая пустая жизнь. В его лирике отражено тотальное отрицание «толпы», «светской черни»:
Коварной жизнью недовольный,
Обманут низкой клеветой…
Поэт прекрасно знаком с лживой моралью знати, с ее лицемерными нормами жизни:
Поверь: великое земное
Различно с мыслями людей.
Сверши с успехом дело злое —
Велик; не удалось – злодей.
Мотив духовного одиночества – один из ведущих в лирике Лермонтова. Он уверен в избранности поэта, на которого небеса возложили великую миссию сказать людям правду. В стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» он пишет:
…Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!
Часто лирический герой пытается вознестись душой в небеса и там попытаться найти ответы на мучающие его вопросы, но тщетно. В лирике Лермонтова прослеживается тяга к миру прекрасного, идеального.
Но чаще герой с горечью говорит о разочаровании в любви, дружбе, отрицает ценности земного тягостного существования.
Ему присуща двойственность сознания, когда он хочет понять и полюбить весь мир и в то же время ясно понимает безнадежность своих благих порывов.
В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания.
Источник: https://resoch.ru/osnovnye-motivy-liriki-lermontova-sochinenie/
Сочинение на тему: ЛЮБОВНАЯ ТЕМА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Мне грустно, потому что я тебя люблю.
М. Ю. Лермонтов
Большое место в лирике Лермонтова занимает любовная тема, которой поэт посвятил более трети своих стихотворений. Перелистывая томик со стихами Лермонтова, нельзя не восторгаться неповторимым лиризмом его любовной поэзии, силой пламенных страстей, глубоким умом, прямотой, честностью и высокой требовательностью к себе.
Традиции русской любовной поэзии, существовавшей до Лермонтова, были богаты и многообразны. Но в 10-20-х годах XIX века поэты воспевали абстрактную возвышенную любовь, не привязывая ее к реальности, отдаляя ее от конкретных жизненных проблем.
Образ возлюбленной был обобщен и ангелоподобен, намеренно лишался индивидуальности. Герой-любовник также был лишен индивидуальных качеств, которые могли «помешать» ему исполнить миссию «носителя любви».
Очень редко поэты использовали те или иные внешние обстоятельства, которые могли бы обозначить конкретную любовную ситуацию. Однако уже в лирических стихах Пушкина проявилась индивидуальность героев, их чувств и мыслей.
Лермонтов поддержал и развил эту тенденцию великого предшественника, сделав свою любовную лирику «предметной», отражающей реальные чувства и переживания героя.
Любовные стихи молодого Лермонтова посвящены Анне Столыпиной, Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой (самый обширный цикл — свыше двадцати стихотворений) и Варваре Лопухиной.
Эти стихи о любви — своеобразная биография поэта: по ним можно проследить не только какой-либо момент любовных переживаний лирического героя, но и фазу развития его отношений с возлюбленной — например, возникновение его чувства, «вероломство» и «измену» возлюбленной, нарастание скорби героя, вызванное этой «изменой», охлаждение (стихи к Н. Ивановой).
Лермонтов не избегает штампов в описании женской красоты («прелестный взор», «чудные глаза» и т. п.), но сквозь них просвечивают живые образы героинь. Так, например, в стихах, адресованных Е.
Сушковой, Лермонтов высказывает обиду на светскую девушку за ее «притворное внимание», «остроту речей», насмешливое обращение с героем, бездушие (стихотворение «Благодарю!»).
К более зрелым произведениям на любовную тему относится цикл стихотворений, посвященных Н. Ивановой.
В творчестве Лермонтова тема любви часто пронизана предчувствием трагической развязки. Это свойство лирики Лермонтова контрастирует со светлым тоном, преобладающим в любовной лирике Пушкина. Лирический герой Лермонтова несчастлив в любви.
«С слезами горькими, с тоскою» просит он любви, но оказывается жестоко обманутым в лучших своих чувствах. Герой Лермонтова редко испытывает чувства радости, удовольствия и полноты жизни, как герой Пушкина в «Зимнем утре».
Но бывают и у него редкие минуты счастья:
С души как бремя скатится Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Лермонтов анализирует чувства героя, личность возлюбленной и причины неминуемой любовной трагедии.
Он винит в этом и качества героини, сближающие ее с духом светского общества, и само светское общество («…и мук и слез веселый миг тебе дороже!», «И слишком ты любезна, чтоб любить!», «мы с тобой разлучены злословием людским» и т. д.).
Таким образом, в ткань любовной лирики Лермонтова постепенно вплетается гражданская тема. Поэт понимает, что даже интимные чувства человека подвержены влиянию общественных отношений и принятых условностей.
Особое отношение у Лермонтова было к В. А. Лопухиной. В цикле посвященных ей стихов Лермонтов воспевает ее «чудную простоту» и неспособность «лицемерить», противопоставляет ее светским красавицам («Она не гордой красотою…»).
Поэт чувствует необыкновенную духовную близость с Лопухиной и даже называет ее своим «товарищем», «лучом-путеводителем» («Мы случайно сведены судьбою…») и своей «мадонной» — эпитеты, которые не встречаются в стихах к Е. Сушковой и к Н. Ивановой.
Естественно, что стихи к Лопухиной были исполнены чувства просветленной любви и грусти, которая неизбежна при расхождении между мечтой и реальностью. Стихи к Лопухиной пронизаны трагизмом из-за невозможности разделенной любви и счастья.
Поэт не видит смысла жизни «в земной неволе» и предчувствует свой короткий век:
Душа моя должна прожить в земной неволе
Не долго. Может быть, я не увижу боле
Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других.
Зрелый Лермонтов уже не создает поэтических циклов о любви, а находит новую форму выражения своих чувств — любовную новеллу. В стихах этого периода его герой выступает жертвой общественных условий («молвы коварное гоненье», «людское предубежденье»), препятствующих его любви, и даже восстает против этих условий («Договор»).
Лермонтов выявляет внутренний мир героя не только через выражение его чувств. Мысли о любви смешиваются в его монологах с философскими мыслями о себе и обо всем сущем. Таким образом, любовная лирика Лермонтова выходит из рамок узкой темы и воссоздает личность поэта в ее целостности и полноте.
На этой странице искали :
- любовная лирика лермонтова сочинение
- сочинение на тему любовная лирика лермонтова
- любовная лирика лермонтова
- сочинение на тему образы и мотивы любовной лирики лермонтова
- сочинение любовная лирика лермонтова
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-lyubovnaya-tema-v-lirike-m-yu-lermontova.html
Лирика Лермонтова
Вхождение Л. в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Но писал Л. уже многие годы.
Писал, но не публиковал. Л. боготворил Пушкина как поэта. Он не был с ним знаком, хотя у них были общие друзья. Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Одним из них было стихотворение “Бородино”.
В стихотворении “Бородино” рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что Л. сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата (“Постой-ка, брат мусью”) подчеркивает взгляд на войну.
Напряженность битвы передается подбором особой лексики:
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала<\p>
Гора кровавых тел…
Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:
И умереть мы обещали,<\p>
И клятву верности сдержали<\p>
Мы в Бородинский бой…
Поэт постоянно подчеркивает общее отношение к войне, как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.
Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: “Уж мы пойдем ломить стеною…”. Основная мысль стихотворения выражается в словах: “Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя …”. В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести. Л. считал, что это стихотворение не стыдно показать Пушкину.
И в эти дни он узнает о трагической гибели поэта. Мог ли он не откликнуться на это трагическое событие? Как видим, в первом же стихотворении, которое стало известно общественности, проявился его вольнолюбивый дух.
Для лирики Лермонтова свойственны двойственность в восприятие мира, такая же, которую он показал в своем романе “Герой нашего времени”. В душе Л. был свой идеальный особый мир, который резко отличался от действительности. “В уме своем я создал мир иной…”.
Необычайно широка тематика стихотворений Л.. За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни.
Когда читаешь эти стихотворения, тебя охватывает странное чувство. В его стихотворениях такая глубокая горечь и печаль, что сердце невольно сжимается от боли:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (“Дума”). “Дума” – поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно…
Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее.
Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Л. огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом”.
Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу.
С тревожной болью говорит о том, что у его современников – образованных людей – нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,<\p>
Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви …
Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой<\p>
Над миром мы пройдем без шума и следа.
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Какая ирония звучит в словах!
Мы жалко бережем в груди остаток чувства…
Мы иссушили ум наукою бесплодной…
К добру и злу послушно равнодушны…
“Дума” – это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.
Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу”. В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя.
Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя.
Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?” Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:
Уж не жду от жизни ничего я,<\p>
И не жаль мне прошлого ничуть…<\p>
Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, – это контраст природы и внутреннего состояния человека:
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: “Я поэт другой эпохи”.
Источник: https://velib.com/sochinenie/lirika_lermontova/