Образ грозы в пьесе Островского
Образ грозы в пьесе Островского «Гроза» символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры.
Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ассоциаций, которые не ограничиваются авторской трактовкой текста. То есть в тексте произведения не указано как именно следует расшифровывать и понимать тот или иной образ-символ.
Трактовку метафорического переноса обычно указывает сам автор. Именно последний вариант реализуется в рассматриваемой пьесе Александра Николаевича.
Образ грозы в драме Островского включает в себя несколько авторских трактовок. Гроза понимается в прямом смысле, то есть как природное явление. Гроза начинается уже в первом действии и, к четвёртому, периодически прекращаясь, набирает свою силу. Город Калинов буквально живёт ожиданием грозы.
Страх жителей перед громом и дождём сравним с языческими страхами перед стихией. Единственный, кто не боится грозы – изобретатель-самоучка Кулигин. Он один, кто в городе ведёт праведную жизнь, стремиться заработать честным трудом и думает о благе общества. Для него в грозе нет ничего таинственного и мистического.
Кулигин потрясён реакцией на грозу: «ведь не гроза убивает, убивает благодать! ». Мужчина не понимает тот первобытный страх, которому подчиняются все. Дикой и вовсе считает, что грозу посылает Бог, чтобы грешные о нём не забывали. Это языческое, а не христианское понимание. Катерину, главную героиню пьесы, гроза пугает по другим причинам.
Сама по себе Катя спокойная и тихая девушка, поэтому любой всплеск энергии вызывает у неё чувство беспокойства. С первых явлений пьесы читатель узнаёт, что Катерина ужасно боится грозы, поэтому всячески стремится как можно раньше спрятаться от неё.
Даже замечание Варвары «да что ты боишься: ещё далеко гроза-то», которое можно расценивать как пророческое, не может успокоить девушку.
Свой страх Катя объясняет с философской точки зрения (вполне в духе Воланда из «Мастера и Маргариты»): «не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Так становится понятно, что образ грозы в драме Островского сопряжён с мотивом смерти.
Сила стихии достигает своего апогея в четвёртом действии – кульминации произведения. Сначала, как и водится перед грозой, было тихо. Горожане гуляли по набережной, общались, любовались пейзажами. Но как только погода начала портиться, многие укрылись в галерее, на стенах которой можно было различить остатки от рисунка геенны огненной, то есть ада. Вновь в образ грозы добавляется отрицательная символика.
При этом образ грозы в пьесе нельзя воспринимать как однозначно отрицательный. Безусловно, Катерина напугана буйством погоды. Раскаты грома становятся всё громче, а страх погрязнуть во лжи всё сильнее. В грозе Катя видела символ Высшего суда, кару господнюю для тех, кто не живёт праведной жизнью.
Именно поэтому начавшуюся грозу можно считать катализатором признания в измене. На набережной, при всех, несмотря на уговоры Тихона и Варвары, Катерина говорит, что всё то время, пока Тихон был в отъезде, она тайно встречалась с Борисом. Вот это становится настоящей грозой.
Катино признание перевернуло жизнь всей семьи, заставило задуматься о жизни. Гроза становится непросто внешним проявлением, но и внутренним конфликтом. Гроза была в душе Кати. Она собиралась долгое время, облака становились чернее с каждым упрёком свекрови.
Разрыв между реальной жизнью и представлениями девушки был слишком велик. Катя не могла избежать внутренней грозы: она по-другому воспитана. Её учили жить честно и праведно. А в семье Кабановых хотят научить врать и притворничать. Чувства к Борису также можно сравнить с грозой.
Они развиваются стремительно, стихийно. Но к сожалению априори обречены на скорый и печальный финал.
Роль грозы в пьесе «Гроза» сводится к тому, чтобы расшевелить людей, раструсить пространство. Добролюбов назвал Калинов «тёмным царством», царством пороков и застоя.
Здесь живут ограниченные люди, которых дураками делает не незнание культур других стран, а незнание собственной культуры, неумение быть человеком.
Купец Дикой, один из влиятельнейших людей города, не знает Державина и Ломоносова; жители привыкли врать и воровать, делать вид, что ничего не происходит, но при этом изменять и терроризировать свои семьи. В жителях не осталось ничего человеческого.
Кулигин, Тихон, Борис и Катя называют Калинов по-разному, но смысл один: это пространство, из которого невозможно выбраться. Там нет свежего воздуха, и оно затягивает, как болото. Гроза же, своей силой и энергией, должна проломить корку, сломать капкан, дать возможность новому проникнуть в город Калинов.
К сожалению, одной грозы недостаточно. Как и гибели Кати недостаточно для того, чтобы люди убрали «тёмное царство» из своей души. Только Тихон, неспособный на решительные действия, впервые идёт наперекор устоявшимся правилам. Он обвиняет мать в смерти жены, а сам, оплакивая Катю, жалеет, что не может отправиться с ней в другой мир, где можно жить по законам совести.
Рассуждения об образе грозы и её роли в пьесе Островского пригодятся 10 классам при поиске материалов для сочинения на тему «Образ грозы в пьесе Островского «Гроза»».
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/obraz-grozy-v-pese.html
Образ грозы в пьесе Островского сочинение
Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.
С грозой ассоциируется и образ Кабанихи. Она грозна и непримерима, как стихия. Разбушевавшуюся свекровь не успокоишь и не предотвратишь ее гнева. Образ грозы относится и к душевным переживаниям и мукам Катерины. В ее душе просто бушует ненастье.
Сопровождая все произведение, гроза появляется уже с самого первого действия. Под ее раскаты, пока еще отдаленные, Катерина признается в греховной любви к Борису Варваре. Она удручена этим, осознает свою греховность в связи с возникшими чувствами. И, под звучанье грозы, предчувствует скорую беду – свою гибель. Ненастье назревает в природе и, одновременно, в душе молодой женщины.
Потом гроза на время стихает. Происходит это в то время, когда Катерина ощутила себя свободной и, вместе с тем, счастливой. В это время гроза молчит, будто в знак того, что женщина вовсе не виновна ни в чем.
В пьесе гроза, так же, является и символом неустойчивости и скорого распада существующего уклада жизни в «темном царстве». Она освещает его события, негодует над непросвещенностью его обывателей. Показывает, что ни к чему хорошему их быт не приведет. Во время ее затишья будто дается героям время на переосмысление. Но твердо стоит мрак в умах и жизни этих людей.
В последнем действии вновь начинается гроза. И утихнет она уже только в самом конце. С нарастанием ее, достигает своего апогея и буря в душе Катерины, что и приводит к трагическому концу.
В этот момент и природное явление, вместе с главной героиней, набирает свою силу, разражается со всей своей мощью. И стихает. Стихают и муки Катерины. Бушевавшая в ее душе гроза прошла. Гибель ее открывает глаза мужу, который вперед не прикословил матери и был тихоней.
Для него гроза не прошла даром и раскаты грома достучались до его сознания.
Так, образ грозы символизирует в этом произведении некий просвет в темноте и скорый развал «темного царства». На фоне этого общего смысла пьесы разворачивается драма Катерины и служит подтверждением того, что старые устои давно пора изменить, что люди не могут быть свободными и счастливыми в этом мраке.
Образ грозы в пьесе Островского
Сейчас читают:
- Главные герои Грозы Островского сочинение
В 1859 году Островским Александром Николаевичем была написана многим известная пьеса «Гроза». С первого действия, пьеса погружает читателя в мир полный ненависти, жадности и лжи. Каждый герой в пьесе олицетворяет эти качества, пытаясь обмануть другого, - Мысль семейная в романе Война и мир сочинение
В центре сюжета романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого находятся несколько семей. Все семьи имеют благородное происхождение и каждая имеет свое отличие, свою определенную черту. Лев Николаевич особое внимание уделяет семейным ценностям - Только у здоровой нации есть будущее сочинение
«В здоровом теле здоровый дух» – эта пословица известна каждому из нас с самого детства. Но каждый ли задумывался над её смыслом, ведь здоровье ценишь только тогда, когда оно есть. Всегда ли мы заботимся о своём здоровье, - Сочинение на тему Как я провел лето
Лето – это всегда особенное время года и каждый человек старается сделать его запоминающимся. Тут пригодится умение замечать простые мелочи, впитывать в себя солнечные и радостные моменты каждого дня. - Сочинение на тему Спешите делать добрые дела (6, 7 класс) рассуждение
Человек ежедневного контактирует с окружающими его людьми. Помогает им в чем-то, ссорится или мирится, дает советы, говорит обидные слова, учится у них чему-то новому. И каждый поступок окружающих нас людей откладывается в нашем сознании и сердце - Образование Штольца в романе Обломов сочинение
Один из героев знаменитого произведения одного из самых популярных и известных писателей России, Штольц, является человеком, который с самого раннего детства очень крепко дружит с главным героем произведения Обломовым. По жизни эти два героя
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-grozy-v-pese-ostrovskogo
Образ грозы в драме А. Н. Островского “Гроза”
Сочинения › Островский А.Н. › Гроза
Готовые Домашние Задания
Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “… вон никак гроза заходит…”
В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет…”
А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить…”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”.
Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса.
Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”
Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов.
Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами.
Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…”
Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “…конец (пьесы)… кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе…”
Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь…”
Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.
Сочинения по теме:
- Жестокие нравы героев пьесы Остовского “Гроза” сочинение
- Является ли смерть выходом из тупика? сочинение
- Разрушительная и созидательная сила любви в пьесе А. Н. Островского “Гроза” сочинение
- Символическое значение грозы в одноимённой пьесе Островского сочинение
Источник: https://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/obraz-grozy-v-drame-a-n-ostrovskogo-groza
Сочинение на тему Символика в пьесе Н. Островского «Гроза»
Символика в пьесе А. Н. Островского “Гроза» Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума», и это стало еще одним принципом реализма. А. Н.
Островский продолжает традицию Грибоедова и наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж.
Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы — символы заданы в названиях произведений, и поэтому, только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения. Анализ этой темы поможет нам увидеть всю совокупность символов в драме “Гроза» и определить их значение и роль в пьесе.
Одним из важных символов является река Волга и сельский вид на другом берегу. Река как граница между зависимой, невыносимой для многих жизни на берегу, на котором стоит патриархальный Калинов, и свободной, веселой жизнью там, на другом берегу.
Противоположный берег Волги ассоциируется у Катерины, главной героини пьесы, с детством, с жизнью до замужества: “Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». Катерина хочет быть свободной от безвольного мужа и деспотичной свекрови, “улететь» из семьи с домостроевскими принципами. “Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?
Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на торе, так тебя и тянет лететь», — говорит Катерина Варваре. О птицах как о символе свободы вспоминает Катерина перед тем, как броситься с обрыва в Волгу: “В могиле лучше… Под деревцом могилушка…
как хорошо!… Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут…
» Река символизирует еще и побег в направлении к свободе, а получается, что это побег в направлении к смерти.
А в словах барыни, полусумасшедшей старухи, Волга — это омут, затягивающий в себя красоту: “Вот красота-то куда ведет. Вот, вот, в самый омут!» Впервые барыня появляется перед первой грозой и пугает Катерину своими словами о гибельной красоте.
Эти слова и гром в сознании Катерины становятся пророческими. Катерина хочет убежать в дом от грозы, так как видит в ней божью кару, но при этом она не боится смерти, а боится предстать перед Богом после разговора с Варварой о Борисе, считая эти мысли грешными.
Катерина очень религиозна, но такое восприятие грозы больше языческое, чем христианское.
Герои по-разному воспринимают грозу. Например, Дикой считает, что гроза посылается Богом в наказание, чтобы люди помнили о Боге, то есть по-язычески воспринимает грозу. Кулигин говорит, что гроза — это электричество, но это очень упрощенное понимание символа. Но потом, называя грозу благодатью, Кулигин тем самым раскрывает высший пафос христианства.
Некоторые мотивы в монологах героев также имеют символический смысл. В 3-м действии Кулигин говорит о том, что домашняя жизнь богатых людей города сильно отличается от публичной. Замки и закрытые ворота, за которыми “домашние едят поедом да семью тиранят», являются символом скрытности и лицемерия.
В этом монологе Кулигин обличает “темное царство» самодуров и тиранов, символом которых является замок на закрытых воротах, чтобы никто не мог увидеть и осудить их за издевательства над членами семьи. В монологах Кулигина и Феклуши звучит мотив суда. Феклуша говорит о суде, который несправедливый, хоть и православный.
Кулигин же говорит о суде между купцами в Калинове, но и этот суд нельзя считать справедливым, так как главной причиной возникновения судебных дел является зависть, а из-за бюрократии в судебных органах дела затягиваются, и каждый купец рад только тому, что “да уже и ему станет в копейку».
Мотив суда в пьесе символизирует несправедливость, царящую в “темном царстве».
Определенный смысл имеют и картины на стенах галереи, куда все забегают во время грозы. Картины символизируют покорность в обществе, а “геенна огненная» — ад, которого боится Катерина, искавшая счастье и независимость, и не боится Кабаниха, так как вне дома она добропорядочная христианка и ей не страшен Божий суд.
Несут еще один смысл и последние слова Тихона: “Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Смысл заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире, а Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, так как он безвольный и слабохарактерный. Подводя итог сказанному, мы можем сказать, что роль символики очень важна в пьесе. Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.
Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-na-temu-simvolika-v-pese-n-ostrovskogo-groza/
Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”.
Название – ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города.
Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира.
Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как “Гроза” – произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация.
Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.)
На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка. Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?” Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “… весь дом держится… “), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психологических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь. Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи. Тихон – загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “… красота… в омут ведет… ” и “… все в аду гореть будем… “ В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!” Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: “… я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!”
Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.
(No Ratings Yet)
Loading…
Людина-дитина неба и земли.
Ви зараз читаєте: Система образов в пьесе А. Н. Островского “Гроза”« Образы “футлярных” людей в рассказах А. П. ЧеховаГроші – рушійна сила (за новелою О. де Бальзака “Гобсек”) »
Источник: https://ukr-lit.com/sistema-obrazov-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/
Сочинение Островский А. Н. Система образов в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате… автор пишет пьесу «Гроза», в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым «темным царством».
Название — ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города.
Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира.
Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как «Гроза» — произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация.
Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.)
На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка.
Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. «Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то?»
Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи «…весь дом держится…»), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность.
Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности «темного царства».
Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психоло – гических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью.
Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь.
Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи.
Тихон — загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем.
Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам «темного царства».
Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума.
Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет.
Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: «…красота… в омут ведет…» и «…все в аду гореть будем…»
В результате на вопрос «куда теперь?» Катерине видится только один ответ: «В могиле лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех!»
Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: «…
я ее вытащу, а то так и сам… что мне без нее!» Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние.
В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: «Вы ее погубили!»
Так как пьеса «Гроза» произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.
Источник: https://www.testsoch.info/sochinenie-ostrovskij-a-n-sistema-obrazov-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/
Сочинение по пьесе Островского «Гроза»: Система образов
Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении.
Так, например, Дикой никакого видимо отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим меркам могли бы показаться лишними.
Но и он, и другие несюжетные персонажи были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины.
В «Грозе» представители мира произвола и угнетения изображены более безжалостными и жестокими, чем самодуры в предыдущих пьесах Островского. Болынова («Свои люди») в конце становится даже жалко, Гордея Торцова «Бедность не порок» самого можно растрогать, но никто не и состоянии поколебать жизненные принципы Дикого и Кабанихи.
Понятно, что они с самого начала воспринимаются как злая сила, воплощение «темного царства», стремящегося любыми путями Погасить возникший «луч света». И системе образов Катерина противопоставлена прежде всего Ивановой и Дикому.
Однако она противостоит и всем остальным действующим лицам, остающимся лишь свидетелями трагедии, Которая развертывается на их глазах.
Героиня пьесы, рвущаяся к людям, к свету, одинока. Никакой помощи и поддержки она ни от кого получить не может. Это относится даже к Кулигину, нарисованному с нескрываемой симпатией.
Показательно, что Катерина и Кулигин ни разу не разговаривают друг с другом, не видно рже, что они знакомы. Их линии в сюжете нигде не пересекаются.
Возможно, это обстоятельство должно было подчеркнуть изолированность и одиночество не только Катерины, но и Кулигина.
Кулигин — типичный просветитель. Он пользуется любым случаем, чтобы немедленно просвещать всех, кто попадается ему им пути. Дикому он толкует об «общей пользе» и объясняет устройство громоотвода, городским обывателям рассказывает о благодетельности грозы, цитирует Ломоносова и Державина.
Иго просветительские иллюзии отчетливо проявляются в том, что он изобретает перпетуум-мобиле (вечный двигатель) — дело ипиедомо безнадежное. На угрозы Дикого он отвечает: «Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, Тогда я поговорю!» Но миллиона у него не будет никогда —самообман.
Таким же самообманом является пребывание Бориса.
«Темное царство» успело наложить на Бориса свою печать.
Мысль о завещанных деньгах, которые, вполне вероятно, Дикой никогда ему не отдаст, до такой степени его поработила, что он, Молодой, здоровый, образованный человек, никогда, очевидно, не надумывался о реальной возможности жить своим трудом.
И все же встреча с Катериной не прошла для него бесследно. Образ Бориса не является статичным. К концу драмы в нем становятся заметными проблески искреннего чувства, способность к глубоким Переживаниям.
Однако любовь, как уже неоднократно бывало и русской литературе, стала для него испытанием, которого он не выдерживает. Сам себя Борис называет «вольной птицей». Это неправда. Он сидит в тесной клетке, откуда ему уже не вырваться. В «Грозе» это удалось только Катерине, однако ценой жизни.
Образ Тихона тоже дан в динамике, в движении. И на него падает отблеск того «луча света», который исходит от Катерины. И в прочем, это обнаруживается лишь к концу пьесы, когда уже нельзя ничего изменить.
Но нельзя не видеть, что молодой Кабанов оказывается способным к сопереживанию, у него проявляется подлинное сочувствие к горю и страданиям других людей Тихон, уже переживший мучительный внутренний кризис, в и дет в Борисе не только врага (что вполне объяснимо), но и глубоки страдающего человека. Трагическая ситуация не разъединила а сблизила их.
Однако горькое прозрение Тихона трагически запоздало При жизни Катерина так и не смогла дождаться о него участия и поддержки.
По принципу контраста (основному в структуре пьесы) строится также сопоставление героини «Грозы» и Варвары Богатству внутреннего мира, чистоте и поэтичности душевная ограниченность и даже примитивность. До статочно сравнить сцены двух любовных свиданий: Варвар с Кудряшом и Катерины с Борисом.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение по пьесе Островского «Гроза»: Система образов. И в закладках появилось готовое сочинение.
Источник: https://www.studbirga.info/sochinenie-po-pese-ostrovskogo-groza-sistema-obrazov/
Символика в пьесе островского гроза
В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем – Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своем роде. Драма не повторяет многих законов жанра.
“Гроза” была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы “Гроза” Островского.
Первый образ грозы
Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.
Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях.
Во-первых, смысл названия и образная символика драмы “Гроза” заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы.
Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.
В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами.
Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это еще не все. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы “Гроза” имеет в себе еще одно ядро. Давайте рассмотрим и его.
Второй образ грозы
Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:
Изобретатель Кулигин не страшится ее, так как не видит в этом явлении природы ничего мистического. Грозу как наказание воспринимает Дикой, он считает ее поводом вспомнить о Всевышнем. Несчастная Екатерина увидела в грозе символику судьбы и рока.
Так, после самого страшного раската грома барышня призналась в чувствах к Борису. Она страшится грозы, потому что считает ее Божьим судом. На этом поиски смысла названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского не заканчиваются. Данное природное явление помогает Катерине пойти на отчаянный шаг.
Благодаря ей она сама себе признается, становится честной. Кабанов, ее муж, видит в грозе иной смысл. Читатель это узнает в самом начале пьесы. Ему нужно уехать ненадолго, благодаря этому он избавится от излишнего материнского контроля, а также от ее невыносимых приказов.
Он говорит о том, что над ним не будет никакой грозы и никаких кандалов. В этих словах заключается сравнение стихийного бедствия с бесконечными истериками Кабанихи.
Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы “Гроза”
Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.
Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.
Тем не менее смысл названия и образная символика драмы “Гроза” автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвертом гроза импульсивно набирает силу.
Город живет в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь – зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.
Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей.
Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов – это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя.
Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.
Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.
Образ реки
Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстает перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы “Гроза”.
Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры – жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.
Заключение
Мы с вами рассмотрели произведение Александра Николаевича Островского – “Гроза”. Драма написана в эпоху реализма, а значит, она наполнена множеством смыслов и образов.
Мы увидели, что смысл названия и образная символика драмы “Гроза” актуальна даже сегодня. Мастерство автора заключается в том, что он сумел изобразить образ грозы в разных явлениях. С помощью природного явления он показал все стороны русского общества начала XIX века, начиная от диких нравов и заканчивая личной драмой каждого из героев.
Источник: https://schoolessay.ru/simvolika-v-pese-ostrovskogo-groza/
Сочинение на тему “Гроза” (А. Н. Островский). Школьные сочинения :
Сочинение на тему «Гроза» Островского А. Н. – непременный атрибут учебной программы по русской литературе для десятого класса средней школы. И данное произведение действительно заслуживает такого признания.
Пьеса, заложившая краеугольный камень в репертуар национального театра, не может быть забытой. Само появление на русской сцене произведений Островского, взамен иноземным водевилям, было знаковым. Оно вызвало ощутимый резонанс в обществе.
О восприятии драмы
Школьникам, пишущим сочинение на тему «Гроза», важно пояснить, что пьеса создавалась в предреформное время, накануне отмены крепостного права.
В то время одним из наиболее актуальных вопросов общественной жизни являлось положение женщины в семье и обществе. Они не только были полностью бесправны, но и постоянно подвергались насилию.
Потребность эмансипации (в правильном смысле этого слова) была весьма яркой.
Учителю не стоит упускать из виду, что для большинства школьников это одно из первых прочитанных ими драматических произведений. Возможно, что у учащихся, в большей степени привыкших читать и анализировать рассказы, повести, романы, восприятие пьесы вызовет некоторые трудности.
Как писал Максим Горький о жанре драмы, такое произведение – наиболее сложно для понимания. Оно лишено, в отличие от других форм литературы, прямой подсказки (комментария автора, описания внешности, события). Драматург также не рассказывает своему зрителю (читателю) о личности героя драматического произведения, о его жизни.
Все это читатель (зритель) узнает, следя лишь за действиями персонажей, их репликами и жестами. Поэтому сочинение на тему «Гроза» достаточно трудоемко для школьников.
Краткое содержание драмы «Гроза»
Чтобы сформировать мнение о произведении, важно понимание самого сюжета драмы.
Для пьесы «Гроза» он общеизвестен. Невестка Катерина до своего замужества проживала в любви и ласке в доме родителей. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом его матери, купчихи Кабанихи. Здесь царит домострой и практикуется жесткая дискриминация, особенно касательно молодой жены. Тихон, человек безвольный и регулярно пьянствующий, полностью подконтролен и подчинен матери.
Катерина, разочаровавшись в муже, влюбляется в образованного племянника купца Дикого Бориса. Затем испуганная грозой и случайной встречей с сумасшедшей старухой невестка, на свою беду, признается об измене мужу в присутствии свекрови. Вместо прощения молодая женщина получает немилосердное отношение.
Ее любовник вскоре уезжает по приказу Дикого по делам купеческим в Сибирь. Катерина же сводит счеты со своей несчастной жизнью, бросаясь в Волгу.
Об образе грозы
Школьное сочинение на тему «Гроза» посвящается различным персонажам, однако в любом случае в нем должен отражаться основной конфликт произведения. Созданный автором уникальный образ грозы этому способствует.
Само это природное явление, начавшись в первом действии, длится непрерывно и параллельно всему раскрытию автором основного конфликта сюжета. К четвертому акту драмы набирает свою максимальную силу гроза.
Островский сочинение свое (а не только название драмы) снабдил сквозным символом.
Это гроза.
Она, словно бич Божий, не внушает ужас порядочному человеку и талантливому самоучке-инженеру Кулигину, который уверен «убивает не гроза, убивает благодать» (под «благодатью» этот образованный человек понимает патриархальность, домострой, одним словом – все душащее ростки нового в жизни России). Благодать в понимании Кулигина – это сам город Калинов, с его Кабанихами и Дикими, в котором жители не могут жить по-человечески.
Во-вторых, гроза у Островского – это то, что происходит в жизни Катерины. Она, полюбив Тихона и надеясь на счастливую жизнь, совершила фатальную ошибку, попытавшись жить совместно с его матерью. Несчастная сталкивается с удушающей атмосферой этой семьи, предельно бессердечным, немилосердным домостроем, а затем и с предательством любовника.
В-третьих, гроза символизирует предвестие социальных перемен полуфеодальной страны, загнавшей себя в тупик развития безоглядным и безголовым угнетением народа.
Художественно, актуально и взвешенно показал современникам неизбежность социальных перемен своим произведением «Гроза» Островский. Сочинение подобной пьесы потребовало от драматурга крайне глубоких и выразительных художественных средств. И такие нашлись: мощный разлив реки Волги, яркие и характерные персонажи, трогающий душу русского человека сюжет.
Автор повергнул театрального зрителя средины XIX века в шок, заставил узнать в окружающем его мире безнадежный, безысходный город Калинов.
Катерина Кабанова
Главной героине трагически заканчивающейся пьесы уделил основное внимание Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве». Под влиянием удушающего гнета Кабановых (как считает Добролюбов) в Катерине возникает протест, выраженный знакомой всем любителям фразой «Отчего люди не летают?».
Затем отчаявшаяся героиня наивно надеется, что любовь к Борису (племяннику Дикого) вырвет ее из удушающего кабановского дома. Но молодой человек, ее последняя надежда, предает ее, что окончательно сломило героиню.
Заметим: мнение Николая Александровича Добролюбова о главном образе драмы не может быть воспринято абсолютно верным. Хотя оно и хрестоматийно, но не единственно. Это закономерно.
Как резонансный посыл всему российскому обществу писал свое сочинение Островский («Гроза»). Катерина, соответственно, (как персонаж) рассматривается столпами литературной критики не единодушно. И отзыв на этот посыл поступил, и весьма достойный.
В отличие от Николая Добролюбова, Дмитрий Писарев воспринял героиню как угнетаемую, страдающую часть того же «темного царства». Он определил образ невестки Кабановых как меланхоличный, не умеющий сладить со своими заблуждениями и страхами.
Критик утверждал: несмотря на подкупающую душевность, истинную христианскую кротость, открытое и душевное отношение к окружающим, не может Катерина, лишенная ориентиров в жизни, быть «лучом света».
Соответственно, не могут русские читатели (следуя выводам Добролюбова) ее считать «героем времени».
Кабанова Марфа Игнатьевна
Нередко посвящается отрицательным персонажам драмы школьное сочинение по пьесе «Гроза». Учащиеся пишут о купчихе Кабанихе и о купце Диком. Характерно, что мать Тихона выступает в драме как более изощренный, более опасный апологет махровой человеконенавистнической патриархальщины.
По словам Добролюбова, она «грызет постоянно и неотступно» чуждую себе по воспитанию и по духу Катерину, фактически единолично доводя молодую женщину до самоубийства. Кабаниха – безжалостный и последовательный тиран в своей семье, добивающийся абсолютного повиновения и подчинения.
Дикой Савел Прокофьевич
Сочинение по пьесе «Гроза» (касательно отрицательных героев), кроме матери Тихона, упоминает и нахрапистого, беспредельничающего, всесильного в Калинове тирана – купца Савла Прокофьевича Дикого. Вся власть города подкуплена им.
Он унижает мещан и домашних, преследует их, да так немилосердно, что те от него «по чердакам да подвалам прячутся». Причем весь его гнев – искусственный, напускной.
Хитрый купец давно понял, что, инсценируя неадекватную жестокость, он добивается своих целей.
Однако сам Дикой, защищая «темное царство» Калинова, все же признает первенство Кабанихи в мастерстве угнетения. И это неслучайно, ведь он действует не по наитию, а купчиха – опираясь на довольно стройную старозаветную мораль и превратно истолкованные постулаты веры. Кабаниха в драме выступает ханжой масштаба шекспировского.
Заключение
Драматическое произведение как жанр лишено авторских комментариев. Поэтому не всем школьникам просто удается написать по нему сочинение по литературе.
«Гроза» Островского вскрывает не просто отдельную остроумную историю (как «Ревизор» Гоголя). Она – более глобальна и трагична. Созданный воображением Александра Николаевича город Калинов – это условная модель всей России средины XIX века. Его люди несчастны, угнетаемы.
Однако в воздухе над ними витает гроза, для одних она – воплощение кары Божьей за грехи, для других – символ грядущих перемен.
Источник: https://www.syl.ru/article/299122/sochinenie-na-temu-groza-a-n-ostrovskiy-shkolnyie-sochineniya
Сочинение по произведению А.Н.Островского “Гроза” – Сочинения
Пьеса “Гроза” была написана А. Н. Островским в 1859 году. Это был период назревания в России смены общественных устоев, это было время преддверия крестьянской реформы.
Именно поэтому данное произведение было воспринято в то время как воплощение революционных настроений народа.
Заглавие глубоко символично.
Гроза разразилась не только как внешнее природное явление, гроза бушует внутри самих героев.
Отношение героев пьесы к грозе
Отношение к грозе характеризует каждого из них.
Каждый герой видит в грозе свой символизм: для кого-то — она предвестник бури, для кого-то – очищение, начало чего-то нового, а для кого-то — это “голос свыше”, предрекающий важные события, либо предостерегающий от каких-либо ошибок.
Катерина в своей душе переживает никому не видимую грозу, которая является для нее карой небесной, “рукой Господней”, которая непременно покарает ее за супружескую измену.
Катерина одновременно боится и жаждет грозы.
Любовь к Борису угнетает ее.
Она верит, что за свой грех ей предстоит гореть в “геенне огненной”.
Механик Кулигин воспринимает грозу как проявление грубой силы природы, она является для него воплощением людского невежества, с которым необходимо вести борьбу.
Кулигин верит, что механизация и просвещение позволят установить власть над “громом”, символизирующем грубость, жестокость и безнравственность.
Он мечтает о постройке громоотвода, с целью избавления людей от их страха перед силой грозы.
Для Тихона воплощением грозы является злоба и угнетение со стороны его матери. Не смотря на свой страх перед ней, он как сын вынужден подчиняться ей.
Дикой утверждает невозможность и греховность противостояния молнии. Гроза для него – это символ покорности.
В жизни это проявляется в его покорном подчинении Кабанихе, несмотря на его злобный нрав.
Для Бориса людская гроза намного страшнее природной. В страхе перед людской молвой, он бежит с места моления, бросая Катерину одну перед общественным осуждением.
Вывод
Таким образом, гроза в данной пьесе наделена множеством символов: невежество и злоба, небесная кара и возмездие, прозрение, очищение и начало новой жизни.
После пережитых событий стало меняться мировоззрение жителей городка Калинов, они стали менее категоричны в оценке всего происходящего.
Возможно, у них появится стремление побороть свои страхи перед “грозой”, сбросить с себя гнет злобы и невежества.
Ведь, даже после самых зловещих раскатов грома и ослепительных ударов молнии, тучи над головой расступаются и вновь сияет солнце.
(15
Источник: https://sochinenienatemu.com/groza-ostrovskij/sochinenie-po-proizvedeniyu-a-n-ostrovskogo-groza/