Сравнительная характеристика катерины и варвары в пьесе а. н. островского «гроза»

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи.

Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа.

Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному.

Обратите внимание

Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя).

Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь.

Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови.

Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе.

И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя.

Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку.

Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал.

Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей.

Важно

Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний.

Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается.

Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе.

Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини.

Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.

Совет

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь.

Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом.

Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-varvara-sravnitelnaya-harakteristika.html

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе сочинение

Две молодые женщины, Катерина и Варвара, являются героинями пьесы «Гроза». У них много общего: обе они молоды и красивы. Рождены обе девушки в мещанско-купеческой среде. Она же не отличалась особой заботой о светском образовании своих «юных дочерей».

Катерина, чувствительная натура, которая с детства восхищается картинами природы, слушает молитвы и рассказы большого количества страниц, часто живущих в ее родительском доме, ей снятся сны « про золотые купола». Ей хочется, как птичке или бабочке, свободно летать с цветка на цветок.

Варвара, росла прагматичным, приземленным человеком, которой мать с детства, подрезала крылья. Старая Кабанова, создала в доме гнетущую, тяжелую атмосферу. Попав сюда Катерина, и вместе с ней Варвара, принимают решение поступать по-своему, то есть сметать преграды к счастью на своем пути.

Встретив Бориса, интеллигентного, молодого человека, она, забыв про свои обязанности жены, захотела почувствовать себя счастливой и любимой. Но богобоязненная Катя, в отличие от Варвары, не может перенести обман. Ее вера терзает и мучает ее.

Варя же проведя всю свою жизнь в среде провинциального города, под неусыпным взором Кабанихи, научилась бороться по- своему. Она научилась хитрить и врать. Варвара тоже хочет быть счастливой, но понимает это по- своему, смотрит на мир трезво.

Она стремится отстоять свое счастье любой ценой. Ее не останавливают ни крики и оскорбления матери. Она выбрала свой путь и смело, без оглядки, идет по нему. Варвара, как и Катерина, сильная женщина. Но первая сбегает из дома, а вторая сознательно идет на смерть, не смерившись с потерей любимого.

Две женщины, каждая из которых выбирает свой путь и свое направление, одинаково дороги автору. Через их выбор, их решения и шаги, он рассказывает о труднейшей, бесправной судьбе многих молодых девушек той поры. Он не противопоставляет героинь. Автор, просто, каждой из них определяет свою дорогу.

Вариант №2

Драма А.Н.Островского «Гроза» – глубокое, философское произведение отечественной литературы.

В нем писатель изображает жестокий мир «хозяев» жизни, деспотов и самодуров, намеренно подавляющих свободу своих жертв.

Такими стали Катерина и Варвара, которые оказались под гнетом жестокой Марфы Кабановой. Но героини, находящиеся в одинаковом положении, приходят к разным путям решения своей проблемы.

Обратите внимание

Варвара, сестра Тихона, и Катерина, жена его, живут в одной семье. Все они находятся во власти Кабанихи, которая постоянно издевается над своими близкими. Обе героини – это подруги по несчастью, но это, пожалуй, единственное, что их объединяет. Образы Катерины и Варвары противопоставлены друг другу.

Например, Катерина является очень тонкой, чувственной натурой, крайне остро реагирующей на действительность. Ей тяжело воспринимать наставления и критику свекрови в то время, как Варвара достаточно равнодушно и безразлично относится к ее замечаниям. Когда Тихон уезжает в командировку, Катерина признается, что любит другого – Бориса, умного и образованного молодого человека.

Ее подруга предлагает ей тайно встречаться с ним по ночам, что для Катерины вовсе неприемлемо. Варвара часто врет своей матери, многое от нее скрывает. Но Катерина не может пойти по тому же пути, поэтому признается мужу в своей измене. Она честная, искренняя, набожная девушка, для которой обман – страшнейший грех. А для Варвары это лишь средство выживания в жестокой среде.

Девушка очень хитра и вовсе не жертвует своим женским счастьем, поэтому в конечном итоге сбегает из дома вместе со своим возлюбленным.

Таким образом, образы Катерины и Варвары сильно отличаются друг от друга. Катерина кончает жить самоубийством, потому что не может жить среди жалких, глупых, злых людей. А Варвара, более суровая характером, все же приспособляется к такой жизни путем обмана и хитрости. Однако для Катерины это невозможно.

Читайте также:  306. оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?

Сочинение Характеристика Катерины и Варвары в Грозе

«Гроза» – драма, которую написал великий поэт А.Н. Островский.

В своем высоком, философском произведении поэт описывает несправедливую жизнь людей, которым кажется, что им принадлежит весь мир и они считают себя хозяином жизни.

Люди, которым дозволено все, они могут лишать свободы других людей. В таком положении находятся героини произведения «Гроза» Катерина и Варвара. Но каждая из них находит свой путь решений этой проблемы.

Катерина жена Тихона, а Варвара его сестра. Обе они живут под одной крышей. Им обеим приходится терпеть издевательства матери Варвары и Тихона. Два образа девушек очень похожи: молоды и очень привлекательны. Но и много различий. Катерина нежная, тонкая душевная натура.

Важно

Много читает, разбирается в живописи, любит природу. Она во всем видит прекрасное. Парит словно бабочка от цветка к цветку. Мать нашей героини, отдавая ее замуж, напрасно полагала, что она сможет жить с человеком без любви, что сможет со временем полюбить не любимого.

Так как она попала в другую семью, противоположную той в которой воспитывалась и росла.

Поэтому, когда Катерина попала в этот дом, она чувствовала себя неуютно. Варвара, напротив, лишена душевности. Ее мать воспитала ее грубой расчетливой и приземленным человеком. Она с детства лишила ее доброты и ласки.

В их доме всегда царила тяжелая и гнетущая атмосфера. В такой атмосфере Варвара привыкла жить с детства. Она с легкостью обманывала мать, чему учила и Катерину.

Всем своим видом она доказывала матери, что подчиняется ей, но в душе всегда царил протест против такой жизни.

Сестра Тихона Варвара настраивает Катерину, она поступает так как велит сердце. Поэтому повстречав красивого, молодого, воспитанного Бориса, она потеряла голову от любви, позабыв о том, что она является женой Тихона. Она просто хотела быть любимой и счастливой.

Но Катерина в отличии от Варвары не может обманывать своего мужа, и признается ему. Варвара поступает иначе, она тайно покидает родительский дом, таким способом становится счастливая.

Совет

А Катерина сознательно выбирает другой путь, и не смерившись с расставанием с любимым выбирает смерть.

Две героины по-своему очень дороги поэту. Две разные женщины по характеры, выбирают две разные дороги в своей жизни. Именно на примере этих юных красивых девушек того времени автор пытается поведать читателю, а трудных судьбах многих женщин той сложной и суровой поры. В произведении нет противопоставления этим двум героиням. У каждой из них свой жизненный путь.

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Мещерского Ледоход
    Арсений Иванович Мещерский был очень самобытным художником. Больше всего он любил писать пейзажи. Известны его холсты о природе севера и юга России, Крыма и Кавказа. Излюбленным временем года мастера была зима. В своих работах он чаще всего
  • Сочинение на тему Какие качества раскрывает в человеке дружба
    Умение дружить – это огромный дар. Дружба наделяет человека определенными качествами, дружба раскрывает в человеке определенные качества. Дружба всегда помогала людям, ведь не всегда близкие родственники могут прийти на помощь.
  • Обломов сочинение рассуждение по роману
    Каждый из нас, устроен по-особенному, но есть одно, что объединяет всех людей, это чувство собственной лени, которое иногда нам мешает жить и выполнять свои определенные обязанности. Самое страшное, что человек стесняется себе признаться
  • Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского 6 класс сочинение
    Этот талантливый писатель сумел создать целую серию поучительных рассказов, которые воспитывают в человеке чувство доброты и справедливости. Главным героям рассказа про уроки доброты, становится один мальчик, который достаточно беден и постоянно
  • Образ и характеристика Простаковой в комедии Недоросль сочинение
    Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году, в самый мрачный период царствования Екатерины Второй, когда императрица, в силу определенных политических и экономических причин, окончательно приблизила к себе дворянское сословие,
  • Сочинение на тему Семейное счастье
    Что такое семейное счастье? Многие молодожёны и бывалые семьянины задаются этим вопросом. Кто-то думает что семейное счастье заключается в материальном благополучии, а кто-то считает что самое главное это взаимопонимание и гармония между членами семьи.

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/sravnitelnaya-harakteristika-kateriny-i-varvary-v-groze

Сравнительная характеристика героинь Катерины и Варвары по пьесе Гроза (Островский А. Н.)

Драма “Гроза”, созданная Александром Николаевичем Островским, – наиболее значительное и основательное произведение, ставшее итогом первой половины творчества автора.

В драме Островский прибег к своей любимой тематике, изобразив семейно-бытовой конфликт с точки зрения внутреннего драматического развития, дав ему решительную развязку и, таким образом, он впервые вышел за границы комедийного жанра.

В своем произведении автор изобразил более значительный характер, чем в предыдущих своих пьесах.

Его Катерина – женщина, которая обладает силой воли и незаурядным характером. Но эти же качества присущи и Варваре – другой героине пьесы, не умеющей обойти в своей любви прямолинейные запреты домостроевского мира. При этом чувства и запросы Варвары слишком мелки.

У Катерины же присутствует не только сила, но и глубина души, нравственное величие, смутные и неосознанные романтические стремления. Душа Катерины открывается в разговоре с Варварой. “Отчего люди не летают так, как птицы?” Катерине иногда кажется, что она птица.

Ей так хочется разбежаться, поднять руки <\p>

и полететь! Катерине были свойственны ее стремления еще до замужества, когда она воспитывалась в патриархально-купеческих условиях. Ее мать “души не чаяла” в дочери, в доме всегда полно было странниц и богомолок, было очень много цветов.

Данная обстановка способствовала развитию мечтательности девушки, ее мечты были религиозными и экзальтированными. Эти условия способствовали укреплению в осознании Катерины норм патриархальной покорности, которая подкреплялась непререкаемым авторитетом религии.

Патриархальная домостроевщина пробудила в героине религиозно-романтическую мечтательность, что стало для нее приговором. Мать девушки полагала, что Катерина сможет полюбить любого мужа, поэтому отдала ее в дом Кабановых без любви, но зато с выгодой. Но это была совершенно иная семья, с иными устоями – все здесь происходит не от души, а поневоле.

В такой атмосфере привыкла жить Варвара. Она, не стесняясь, обманывает мать. Внешне девушка подчинена власти матери, но внутри у нее мы видим протест. При этом она ничуть не считает, что ее двойная жизнь зазорна, она привыкла к ней. Коль без обмана нельзя обойтись, то, что ж поделаешь, весь дом Кабановых на том и держится.

Обману учит Варвара и Катерину. Но Катерине чужда та атмосфера, в которой ей приходится жить… Она не любит Тихона, недалекого и слабовольного, к злобной и сварливой свекрови она испытывает лишь презрение. Романтическим устремлениям Катерины тесно в доме Кабановых, и они выливаются в любовь к Борису.

Обратите внимание

Сначала девушка стремилась подавить в себе это греховное чувство, однако не смогла ему противостоять. Она искренне и тяжело переживает вою измену мужу. Катерина страшится содеянного греха, но ей не страшен людской суд, она боится суда божьего. Гроза для нее является той божьей карой, которая должна принести ей смерть.

Катерине страшно умереть без покаяния, Варваре же страшно прозябать от скуки. Ее “философия” другая – она хочет жить весело, у нее свои правила жизни, которые не запрещают ей обманывать и изворачиваться. На этот путь девушку толкнула ее мать.

Катерина признается Тихону в своем грехе, это ее стремление к свободе, попытка вырваться из домостроевской тюрьмы хотя бы ценой жизни. Девушка готова сбежать с Борисом, но он не хочет этого. Катерина, покинутая возлюбленным, предпочитает лучше умереть, чем вернуться назад к мужу в ненавистную семейную кабалу. У Варвары совсем иная ситуация.

У нее нет обязательств, с семьей ее ничего не связывает, только неприятные воспоминания, она не испытывает родственной привязанности и дочерней благодарности. Это позволяет ей спокойно уйти с Кудряшом, не думая о последствиях.

Автор изобразил в пьесе два противоположных характера, указав возможные пути из “темного царства”. Вероятно, зритель считает правильным “бегство” Варвары, а не уход Катерины.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-geroin-kateriny-i-varvary-po-pese-groza-ostrovskij-a-n/

Сравнительная характеристика катерины и варвары – Сочинение

Текст по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Катерина и Варвара. Кто они — антиподы или «подруги по несчастью»?

Катерина и Варвара — молодые женщины из купеческой се­мьи. Они имеют черты сходства и различия.

Обе они из одной среды, обеим им не дано было в детстве получить хотя бы азы, основы светского образования. Их со­знание, вкусы, их миропонимание сформированы близкой им народной культурой.

Купеческое, мещанское население, крестьянство в 60-х годах XIX в. — это были близкие по культурному уровню сословия, где об искусстве и образованности люди часто имели приблизи­тельные представления, а черты быта, общения, эстетические понятия именно в их понимании принимали иногда довольно простые, незатейливые формы.

Важно

Катерина — женщина, одарённая и чувствительным серд­цем, и пылким воображением. Во время посещения церкви её радуют видения картин, где в светлом «небе ходит дым» и «ан­гелы… летают и поют». Ей снятся «храмы золотые» и «деревья и горы», какие изображены на иконах.

Её родительский дом, по-купечески щедрый и богатый, по­сещало множество странниц и богомолок.

Катерина слушала их молитвы, притчи и бесконечные рос­сказни, часто построенные на грубых суевериях, и верила всему не рассуждая.

Её вера в добро, её отзывчивое сердце, созидающее начало её души перерабатывали эти «материалы» в чудесные образы и видения. И картины природы, неоглядные волжские дали по­рождали в ней желание «вылететь в поле и летать с василька на василёк, как бабочка».

У Варвары, родственницы Катерины, быт и воспитание такие же, как и у неё, главной героини пьесы. Но образ жизни обеих молодых Кабановых, дочери и невестки Марфы Игна­тьевны, имеет лишь внешне схожие черты.

Читайте также:  К чему приводит равнодушие?

Катерине в ро­дительском доме «таково хорошо было», а в доме мужа «всё как будто из-под неволи».

Старая Кабанова, свекровь молодой женщины, создаёт в семье гнетущую атмосферу, навязывая домочадцам свои порядки и заставляя жить по законам до­мостроевской старины.

Деспотизм и чёрствость души старой купчихи вызывают у Катерины и Варвары желание поступать по-своему, вопреки воле «маменьки».

Совет

У Катерины поведение свекрови порождает не только про­тест сам по себе, но желание защитить себя и доказать своё право быть личностью, женщиной, достойной уважения.

Встреча с Борисом, интеллигентным молодым человеком из образованной среды, изменяет жизнь купеческой невестки. Мощный любовный порыв, потрясший её душу, сметает все условности и преграды на пути женщины к счастью и приво­дит к супружеской измене.

Однако расплата за «грех» должна была либо сломить волю молодой Кабановой, навеки опозорив её в общественном мнении, либо уничтожить её физически. И Катерина сознательно выбирает самоубийство, не смирив­шись с потерей любимого человека, со злобным осуждением окружающих.

Она уходит из жизни, не приняв законы тех лю­дей, с которыми она обречена была оставаться до конца своих дней.

Варвара, как и Катерина, сильная личность. Но в её душе нет тонкости переживаний, она смотрит на мир очень трезво и уверена в том, что должна любой ценой отстоять своё право на счастье.

Её связь с Кудряшом, советы, данные Катерине, тайно встре­чаться с Борисом, умение лгать и притворяться, а также побег из дома от тирании матери — всё свидетельствует о том, что у неё своя линия жизни, своя правда, которая отличается от правды Катерины.

Чего ждёт в будущем каждая из них? Катерина хочет радо­ваться жизни и быть честной перед Богом и людьми.

Варвара стремится получить счастье любой ценой, даже це­ной хитрости и лжи.

Катерина и Варвара не антиподы; их сближают условия жизни в одной семье и желание свободы, как они её понимают.

Здесь искали:

  • Катерина и Варвара антиподы или подруги по несчастью
  • катерина и варвара сравнительная характеристика
  • сравнительная характеристика катерины и варвары

Источник: https://Sochineniye.ru/sravnitelnaya-harakteristika-kateriny-i-varvary/

Варвара и Катерина: сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»

Искусство и развлечения 17 февраля 2015

Известный русский драматург Александр Островский внес значительный вклад в классическую литературу и национальную драматургию. Его пьеса «Гроза» вызвала широкий резонанс в обществе. В частности, литературные критики Добролюбов и Писарев по-своему определили внутреннюю сущность главной героини – Катерины Кабановой.

Женские образы «Грозы» Островского

Эта пьеса вот уже полтора века украшает афиши театров России и мира. Женские образы Островского являются настоящей творческой находкой автора. О них и пойдет речь в данной статье.

В доме богатой купчихи города Калинов – Марфы Игнатьевны Кабановой – проживают две молодые женщины: Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика их является темой данной статьи. Варвара Кабанова – дочь Кабанихи (как в городе зовут купчиху). Катерина Кабанова – невестка Марфы Игнатьевны, она замужем за Тихоном Кабановым.

Катерину воспитали любящие родители

Детство и взросление этих двух женщин происходило совершенно по-разному и в совершенно различных семьях. Описание особенностей в воспитании героинь пьесы дает основание утверждать: диаметрально разные (несмотря на схожесть в возрасте) Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика детских лет дает понять, что второй девушке жилось куда легче.

Катины родители любили дочь и не утруждали ее работой. Матушка души не чаяла в ней. Девочка была похожа на ангела, одухотворенность превращала ее во всеобщую любимицу. В родительском доме было море цветов, царила радостная, одухотворенная патриархальная обстановка. Матушка привечала странниц, богомолок.

Обратите внимание

Поэтично повествует о настоящих русских обычаях в своем произведении Островский («Гроза»). Катерина воспитывалась в духе уважения к старшим. Матушка наивно полагала, что воспитанное в дочери богатство души непременно принесет ей счастье в любви и в семье. К ее радости Тихон, супруг Катерины, оказался из зажиточной семьи. А это, по мнению тещи, гарантировало счастливую семейную жизнь.

Поэтому на беду дочери она решила не надоедать своей свахе визитами. И как же ошибалась!

Видео по теме

Немилосердные устои семьи Варвары

К сожалению, восторженная религиозность, романтизм и искренность девушки в лишенном любви, уважения и милосердия доме Кабановых сделали ее уязвимой. По-разному себя чувствовали Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика героинь обнажает ранимость Кати и ее незащищенность в отличие от Вареньки, выросшей в тлетворной атмосфере «темного царства».

Варвара, судя по ее откровениям, претерпела эти испытания ранее. Она с детства уже испытала нелюбовь, неискренность, жестокость, насаждаемые в доме маменьки. И сломалась. Варенька сделала свой выбор, навсегда предав детские идеалы.

Какова ее позиция теперь? Притворное послушание маменьке, а на самом деле – презрение к ней и к своему брату-пьянице и как отдушина – потакание своим желаниям. Тайно она встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого, не считая это позором для семьи.

«Главное, – говорит она, – чтобы все было шито-крыто!»

Домашний диктат Марфы Кабановой

Итак, под одной негостеприимной крышей живут две молодые женщины: Варвара и Катерина. Сравнительная характеристика показывает совершенно различный уровень, если так можно сказать, приспособленчества. Катерина, вначале влюбленная в доброго, но бесхарактерного Тихона, окончательно разочаровывается в нем.

На поверку он – маменькин сынок. Свекровь же оказывается настоящим монстром по отношению ко всем домашним и особенно к Катерине. Причина такого отношения в том, что невестка – единственная в доме, кто пытается высказывать свое мнение.

В то время как Тихон полностью подчинен маменьке, Варенька привычно производит видимость, что подчинена.

Марфа Игнатьевна Кабанова хитра и немилосердна. Она ест поедом домашних, щедро сыпя в их адрес обвинениями о неуважении к старшим. Кабаниха постоянно твердит о правилах, вынуждая невестку встречать мужа поклоном и т. д.

Символично назвал свое произведение Островский – «Гроза». Катерина, образно говоря, постоянно ощущает на себе тяжелые свинцовые тучи нелюбви в доме Кабановых.

Разница в осознании измены Варей и Катей

Сюжет пьесы ведет нас к кульминации. Однажды Катерина в сердцах по неосторожности высказала желание отдохнуть на природе да покататься в лодке. Варвара же восприняла слова золовки по-своему.

Она и стала инициатором свиданий Катерины с Борисом в силу своего разумения ситуации. А когда ее золовка колебалась: идти или нет, то подтолкнула ее именно Варвара.

Характеристика («Гроза» в подробностях раскрывает это) действительно рокового, опрометчивого поступка совершенно разная в понимании Катерины и Вареньки.

Важно

По мнению дочери Кабанихи, ничего особенного не произошло. Совершена небольшая, но допустимая подлость. Причем никто посторонний о ней не узнал, так что все нормально. Однако по-другому считает ее впечатлительная золовка.

Разразившаяся гроза пугает супругу, изменившую Тихону. А кликушество безумной барыни вводит ее в состояние ужаса. Несмотря на увещевания Вареньки и ее попытки успокоить подругу Катя принимает решение и признается в измене мужу.

Трагедия

Что ее ожидает после этого? Немилосердная Кабаниха безудержно злословит и вынуждает Тихона избить жену. По привычке молчит Варвара. Характеристика («Гроза» наконец доходит до апогея) подлости Бориса вводит читателя в состояние перегруженного компьютера. Мы ведь понимаем, на что он обрекает доверившуюся ему женщину в патриархальном обществе! На травлю до конца жизни.

Катерина, осознает, что немилосердная Кабаниха теперь ее уж точно замучит и выражает свой протест “темному царству” самым радикальным образом – суицидом.

Варенька же открыто обвиняет свою мать в подстрекании невестки к самоубийству и после этого тайно сбегает из дому. Тихон с горя идет в запой.

Семья Кабанихи рухнула, однако Марфа Игнатьевна не изменила своим взглядам – насаждать «темное царство».

С огромным успехом зрителем была принята «Гроза». Катерина и Варвара – два блестящих женских образа, демонстрирующих два различных способа бегства от «темного царства», были оценены критикой по достоинству.

Впечатлительная и импульсивная Катя, несомненно, поступила опрометчиво. В то же время поступок Вареньки, оставившей Калинов вместе со своим другом Кудряшом, вызывает уважение. Она первый раз в жизни поступает честно, предпочитая свободу сытому прозябанию.

И, возможно, проживет далее достойную жизнь.

Заключение

Характеристика Варвары и Катерины в пьесе Александра Островского «Гроза» вот уже полтора века дается в различных оттенках и нюансах актерами и режиссерами. Однако всегда эти героини выглядят ярко, нетривиально.

В этом и заключается величие настоящего драматурга – создать творческий контент самого высокого уровня. Так два тысячелетия назад писал римлянин Гораций, так пятьсот лет назад работал британец Шекспир. Так в позапрошлом веке творил Александр Островский.

Его женские образы из пьесы «Гроза» действительно актуальны во все времена!

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/128901/

Катерина и варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза»

Сочинения по литературе: Катерина и варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» — самое значительное и итоговое произведение первой половины творчества писателя.

В «Грозе» Островский возвратился к своей излюбленной тематике, к изображению семейно-бытового конфликта его внутреннем драматическом развитии, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра. В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, че в предыдущих пьесах.

В Катерине он изобразил женщину, обла' дающую при всей своей неразвитости силой воли и незаурядНoi ментом. Однако подобными же свойствами отличается и fetfu героиня пьесы, Варвара, которая умеет в своей любви к друг у активно и смело обойти прямолинейные запреты домогского мира. Но Варвара мелка в чувствах и запросах.

Катерина же обладает не только силой, но и глубиной переяй, вытекающих из ее нравственной незаурядности, и, где всего, из ее смутных и неосознанных романтических стремлений.

Совет

В разговоре с Варварой открывается душа Катери – «Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Зн. а-В ' мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки Y&K й полетела». Эти стремления Катерины получили развитие еще до замужества, в патриархально-купеческих условиях ее воспитания.

Читайте также:  Анализ произведения чехова «хирургия»

Мать в Катерине «души не чаяла», «полон дом был странниц и богомолок», «цветов было много, много», часто в церковь ходили дома «по бархату золотом» вышивали… Эта обстановка дала широкий простор мечтательности девушки, мечты ее окрашивались в тона религиозной экзальтации.

Однако эти условия содействовали и тому, что в осознании Катерины прочно укладывались и укреплялись нормы патриархальной покорности, подкрепленной авторитетом религии. Разбудив в Катерине религиозно-романтическую мечтательность, патриархальная домо-строевщина сыграла с ней злую шутку.

Мать девушки была убеждена, что Катерина «будет любить всякого мужа», и, польстившись на выгодный брак, выдала ее без любви в семью Кабановых. Но эта семья совершенно иной закалки, здесь все выполняется не от души, а «из-под неволи».

Вот Варвара привыкла жить в такой атмосфере. Она обманывает мать, не испытывая ни малейшего угрызения совести. Внешне Варвара подчиняется власти Кабанихи, но внутри — она протестует. Причем она не считает зазорной эту двойную Жизнь — привыкла. «Ну, а ведь без этого (обмана) нельзя… У н&с весь дом на том держится.

И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»,— учит она Катерину. Варвара прекрасно усвоила уроки матери-ханжи и лицемерки. Катерина же тяготится той атмосферой, в которой вынужде-йа жить… Она не любит недалекого и слабовольного мужа, пре-3Ирает злобную и сварливую свекровь.

Неминуемо ее романти-устремления должны были найти и нашли выход, страстно влюбилась в Бориса. Вначале она стремилась °Давить в себе греховное чувство, но, не сумев противостоять ^У> тяжело и искренне переживает измену мужу.

Катерина полна страха перед'содеянным грехом, но не л кого суда она боится. Грозу Катерина воспринимает как Brw Т ” ^bjQ кару, поэтому ждет от нее смерти.

Обратите внимание

И страшно вдвойне УМОТЧ еРетъ без покаяния, поэтому «перед всем миром» признается, «fyr умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлю 6 перед Богом такая, какая я здесь…

— вот что страшно! Что меня на уме-то! Какой грех-то! Страшно вымолвить!» Варвара же боится одного — прозябать от скуки.

У Нее вершенно иная «философия»: «А что за охота сохнуть-то! Хот умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся Так какая же неволя себя мучить-то!» Она живет по довольно своеобразным правилам, но ее судить трудно, мать вынуждает Варвару врать и скрываться.

Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь. Катерина сама кается Тихону в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроевской тюрьмы оказывается сильнее чувства долга.

Катерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет.

Оставленная возлюбленным, Катерина предпочитает смерть возвращению к мужу в семейную кабалу. Совершенно иная ситуация у Варвары.

Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувства дочерней благодарности, поэтому она спокойно уходит с Кудряшом, не заботясь о последствиях.

Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из «темного царства». Зрителю ближе, вероятно, «бегство» Варвары, чем уход Катерины. Она избрала слишком суровый путь, но у нее не было другого выхода.

Источник: https://historylib.net/katerina-i-varvara-sravnitelnaya-xarakteristika-geroin-dramy-a-n-ostrovskogo-groza/

Катерина й Варвара. Порівняльна характеристика героїнь драми А. Н. Островського «Гроза» | Справочник школьника – лучшие уроки по всем предметам E-uroki.kiev.ua

КАТЕРИНА И ВАРВАРА. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОИНЬ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА» Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» – самый значительный и итоговый произведение первой половины творчества писателя.

В «Грозе» Островского вернулся к своей любимой тематики, к изображению all so ch. ru 2001 2005 семейно-бытового конфликта^ его внутреннем драматическом развития, довел до решительной развязки и тем самым впервые вышел за пределы комедийного жанра.

В «Грозе» драматург нашел характер более значительный, че в ранних пьесах

В Катерине он изобразил женщину, обла’ силой воли, дающую при всей своей неразвитости, и незаурядноі ментом. Однако подобными же свойствами отличается и fetfu героиня пьесы, Варвара, что умеет в своей любви к Друг в активно и смело обойти прямолинейные запрета домо-^ ского мира. Но Варвара мела в чувствах и запросах. С тяжело и искренне переживает измену мужу

Важно

Екатерина полная страха перед'содеянным грехом, но не л кого она боится. Грозу Екатерина воспринимает как Brw Т ” ^bj казнь, потому ждет от ее смерти.

И страшно вдвойне УМОТЧ еретъ без покаяния, поэтому «перед всем миром» признается «fyr умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я обнаружу 6 перед Богом такая, какая я здесь…

<\p>

– вот что страшно! Что меня на уме-то! Грех-то! Страшно вымолвить!» Варвара же боится одного – прозябать от скуки. У Нее вершенно другая «философия»: «А что за охота сохнуть-то! Хот умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!

Как же, жди Да какая же неволя себя мучить-то!» Она живет по довольно своеобразных правилах, но в ней судить трудно, мать заставляет Варвару лгать и прятаться. Ханжество Кабанихи, ее вечные запреты толкают Варвару на этот путь.

Екатерина сама кается Тихонове в совершенном грехе, ее порыв к свободе, стремление хотя бы ценой жизни вырваться из домостроївської тюрьме оказывается сильнее чувства долга. Екатерина готова бежать с Борисом, вот только он ее не берет.

Оставленная любимым, Екатерина предпочитает смерти возвращению мужа в семейную кабалу

Совсем другая ситуация у Варвары.

Она свободна от обязательств, ничего не связывает ее с семьей, кроме неприятных воспоминаний, нет родственной привязанности, чувство дочерней благодарности, поэтому она спокойно идет с Кудряшом, не заботясь о последствиях.

Островский вывел на сцену два противоположных характера, указав пути из «темного царства». Зрителю ближе, вероятно, «побег» Варвары, чем уход Катерины. Она выбрала слишком суровый путь, но у нее не было другого выхода

Сохрани – » Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика героинь драмы А. Н. Островского «Гроза» . Появился готов произведение.

Источник: https://e-uroki.kiev.ua/index-425.htm

Сочинение на 5.Ру

«Гроза» — одна из самых известных пьес А.Н. Островского. В ней очень интересно отражены проблемы, с которыми приходится сталкиваться людям. Но примечательно то, что на определенную ситуацию можно посмотреть с разных точек зрения. Особенно хорошо это прослеживается на примере Катерины и Варвары.

Варвара – сестра мужа Катерины, Тихона. Ее образ полностью аутентичен Катерине, но, что примечательно, девушки не враждуют, между ними царит атмосфера определенного доверия и взаимопомощи.

Их сближает то, что они вынуждены считаться с правилами Кабанихи, которая держит под каблуком всех домочадцев, в том числе и Тихона.
Катерина говорила, что вышла за него из жалости.

И действительно, их отношения можно назвать «жалкими»: Тихон покорно слушает маменьку, которая жалуется на жизнь, обвиняя Катерину. А последняя же не боится сказать о своих чувствах открыто, чувствуя несправедливое обвинение: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь.

Совет

Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю». Но Катерина ничего не выговаривает Тихону, и этим занимается Варвара. Она считает, что брат ведет себя неподобающе, прогибаясь под волю матери.

Крайне интересно, что Варварины реплики часто сопровождаются ремаркой «про себя». Она не привыкла показывать свои реальные убеждения. Ведь ее понимание жизни более прагматичное, Варвара привыкла лгать и изворачиваться для своей пользы. Главное, чтобы все было «шито-крыто», если уж на то вынуждают условия.
Но Катерина не такая.

Некоторые ошибочно записывают ее в «тургеневские девушки». Да, определенные черты присутствуют, но нужно помнить, что «тургеневская девушка» в сложных ситуациях брала себя в руки, показывая сильные стороны характера, чего не смогла сделать Катерина. Ведь ее внутренний конфликт был слишком силен.

Она привыкла жить честно и открыто, являясь религиозным человеком, поэтому любовь к Борису сначала пугает ее, ведь это грех.

Варвара же спокойно относится к своей любви. Она понимает, что нужно извлекать все лучшее из теперешней ситуации. Поэтому, раз уж такая маменька – нужно изворачиваться. Варвара находит место для свиданий с любимым. Она не считает грехом то, что гуляет с ним каждую ночь.

Будучи бойкой девушкой, именно она устраивает Катерине свидание с Борисом под предлогом ночевки в саду. Как уже было сказано, для Варвары это дело обыденное.
Но, как известно, Катерину замучило раскаяние, и она призналась в том, что делала, пока мужа не было дома. Варвара же до последнего умоляла ее не рассказывать.

Ведь она не переживала внутреннего конфликта.

Но Катерина стремилась к искуплению своего греха, к гармонии внутреннего мира. А раз на совести такое «преступление», какая может быть духовная свобода?

Здесь же стоит сказать о том, как девушки воспринимают свободу, ведь обе к ней стремятся. Для Катерины важна свобода духовная. Ей нужен понимающий человек. Для Варвары же главной является свобода «материальная». Поэтому она не понимает, почему Катерина поступает так, а не иначе.
Конец пьесы Островского всем известен. Катерина бросилась в реку.

Обратите внимание

Девушка не смогла перенести своей «греховности». Хотя примечательно, что самоубийство – еще больший грех. А Варвара сбежала со своим возлюбленным, ибо лучше понимала жизнь с практической точки зрения.
Почему же Катерина не смогла бы «встать на путь Варвары»? Это было бы нарушением внутренней гармонии и ложью себе.

Поэтому самоубийство было единственным возможным выходом для героини.

В этом и состоят основные различия Катерины и Варвары.

VK.init({apiId: 3744931, onlyWidgets: true});

Источник: https://sochinenie-na5.ru/sravnenie-kateriny-i-varvary-v-pese-ostrovskogo-groza/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]