Жизнь и творчество Александра Блока (3 вариант биографии)
Александр Александрович Блок (1880-1921) — русский поэт. Блок родился в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Его отец — профессор права Варшавского университета А.Л. Блок, мать — потомственная дворянка. Воспитывался будущий поэт в семье деда по матери А.Н. Бекетова.
В доме Бекетовых царила атмосфера литературы, науки, культуры, и Блок впитал всё это с ранних лет. В семье поощрялись детские стихи Блока, тем более что в доме были сильны литературные традиции, Бекетовы дружили с Ф.М. Достоевским, М.Е.
Салтыковым-Щедриным, семьёй Тютчевых и другими выдающимися деятелями русской культуры.
Блок получил хорошее образование. В 1891-1898 годах он учился во Введенской гимназии в Петербурге, затем три года на юридическом факультете Петербургского университета.
Окончательно осознав своё литературное призвание, будущий поэт в 1901 году переходит на филологический факультет университета, который оканчивает в 1906 году.
За годы учёбы Блок становится одним из самых известных современных русских поэтов, он примыкает к течению символизм, сближается с известными символистами Д.С. Мережковским, В.Я. Брюсовым, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонтом.
Тесная дружба связывает в эти годы Блока с одним из лидеров символизма Андреем Белым. В 1903 году Александр Александрович выпускает первый сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», посвящённых своей жене — Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского учёного Д.И. Менделеева.
После окончания университета Блок продолжает писать стихи, создаёт литературоведческие работы о творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского и других русских писателей, принимает активное участие в литературной и общественной жизни России. Творчество Блока выходит за пределы символизма, становится шире и по содержанию, и по своеобразию поэтической манеры.
Каждая новая книга поэта несла в себе новую грань видения мира. Так, во втором сборнике стихов «Нечаянная радость» (1907) поэт пытается осмыслить перемены в окружающей действительности, а сборник любовной лирики «Снежная маска» (1907) посвящён стихии и страсти в душе человека.
В стихотворениях этого сборника идеальный образ любви меняется: Блок пишет о земных чувствах.
Помимо постоянной темы поэзии Блока — темы любви, понимание которой усложнялось на всём протяжении его творчества, ведущими в его зрелой поэзии становятся также темы судьбы, искусства. Родины.
Блок создаёт поэтические шедевры о любви — «Незнакомка» (1906), о Родине — «Россия» (1908), цикл «На поле Куликовом» (1909), философские поэмы о судьбе, истории и жизни — «Соловьиный сад» (1915) и «Возмездие» (1908-1913). В разгар Первой мировой войны, в 1916-1917 годы, Блок служит в армии. Февральская и Октябрьская революции в России вызвали у поэта творческий подъём: грандиозные исторические события и глубокие раздумья выразились в поэмах «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В 1921 году Блока поражает тяжёлое заболевание сердца, которое привело к смерти поэта 7 августа того же года.
Периоды творчества Блока
Блок разделял своё творчество на три периода. Первый он назвал «теза», к нему относятся стихотворения 1900-1903 годов, в основном собранные в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».
Для стихотворений этого периода характерны мистические настроения, идеальные чувства, философские размышления о Вечной Женственности, на которые повлияло учение русского философа и поэта Владимира Соловьёва (старшего современника Блока).<\p>
Следующий период (1904-1907) Блок назвал «антитезой».
Мистические настроения предыдущего периода сменяются скептическим отношением к действительности. Так, например, в идеальном женском образе появляются земные, смертные мотивы — стихотворение «Незнакомка» (1906):
И веют древними поверьями<\p>
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
В этот период в лирике Блока появляется социальная проблематика, вызванная наблюдениями поэта над тяжёлыми условиями жизни простых рабочих. Эта тема ярко выражена в мрачном стихотворении «Фабрика» (1903), написанном на стыке двух периодов творчества и отражающем предчувствие Первой русской революции. Блок так пишет об обманутых рабочих:
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
Зрелый период своего творчества Блок (1908) назвал «синтеза»: в нём разрозненные темы объединяются в единое целое — тему судьбы России, её прошлого, настоящего и будущего. Характерным для этой темы стал цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908).
В нём утверждается нерасторжимая внутренняя связь современного человека с древней историей своей страны. Поразительно, что Блок пишет о сражении шестисотдвадцативосьмилетней давности так, словно он сам являлся его участником. Куликовская битва произошла в Рождество Богородицы, покровительницы русского народа.
Во втором стихотворении цикла изображается, как Она ночью сходит на русское войско, чтобы защитить его в предстоящей роковой схватке:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
И когда, наутро, тучей черной<\p>
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный<\p>
Светел навсегда.
Вера в будущее России провозглашается в последних поэмах Блока — «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В поэме «Скифы» Блок подчёркивает особую судьбу русского народа, его самобытность, мощь и миролюбие:
Придите к нам! От ужасов войны<\p>
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем братья!
Поэма «Двенадцать» — вершина поэзии Блока. В ней поэт с большой выразительностью показал стылый мрак и пронизывающий мороз, глухую вражду и смуту в умах и сердцах людей, неукротимую стихию революционного времени. Но главная, итоговая мысль поэта такова: что бы ни происходило на земле, через тьму и ужасы жизни к добру и свету человека ведёт Бог:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос.
Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. – М.: Вентана-Граф, 2016
Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/blok_a_a/zhizn_i_tvorchestvo_aleksandra_bloka_3_variant_biografii/33-1-0-2053
Блок А.А. Основные даты жизни и творчества
Семья моей матери причастна к литературе и к науке. Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в “ректорском доме”). Петербургские Высшие женские курсы, называемые “Бестужевскими” (по имени К. Н. Бестужева-Рюмина), обязаны существованием своим главным образом моему деду.
Он принадлежал к тем идеалистам чистой воды, которых наше время уже почти не знает.
Собственно, нам уже непонятны своеобразные и часто анекдотические рассказы о таких дворянах-шестидесятниках, как Салтыков-Щедрин или мой дед, об их отношении к императору Александру II, о собраниях Литературного фонда, о борелевских обедах, о хорошем французском и русском языке, об учащейся молодежи конца семидесятых годов.
Вся эта эпоха русской истории отошла безвозвратно, пафос ее утрачен, и самый ритм показался бы нам чрезвычайно неторопливым. В своем сельце Шахматове (Клинского уезда, Московской губернии) дед мой выходил к мужикам на крыльцо, потряхивая носовым платком; совершенно по той же причине, по которой И. С.
Тургенев, разговаривая со своими крепостными, смущенно отколупывал кусочки краски с подъезда, обещая отдать все, что ни спросят, лишь бы отвязались. Встречая знакомого мужика, дед мой брал его за плечо и начинал свою речь словами: “Eh bien, mon petit…” [“Ну, что, милый…” (франц.).].
Иногда на том разговор и кончался.
Любимыми собеседниками были памятные мне отъявленные мошенники и плуты: старый Jacob Fidele [Яков Верный (франц.).], который разграбил у нас половину хозяйственной утвари, и разбойник Федор Куранов (по прозвищу Куран), у которого было, говорят, на душе убийство; лицо у него было всегда сине-багровое – от водки, а иногда – в крови; он погиб в “кулачном бою”.
Оба были действительно люди умные и очень симпатичные; я, как и дед мой, любил их, и они оба до самой смерти своей чувствовали ко мне симпатию.<\p> Однажды дед мой, видя, что мужик несет из лесу на плече березку, сказал ему: “Ты устал, дай я тебе помогу”. При этом ему и в голову не пришло то очевидное обстоятельство что березка срублена в нашем лесу.
Мои собственные воспоминания о деде – очень хорошие; мы часами бродили с ним по лугам, болотам и дебрям; иногда делали десятки верст, заблудившись в лесу; выкапывали с корнями травы и злаки для ботанической коллекции; при этом он называл растения и, определяя их, учил меня начаткам ботаники, так что я помню и теперь много ботанических названий.
Помню, как мы радовались, когда нашли особенный цветок ранней грушовки, вида, не известного московской флоре, и мельчайший низкорослый папоротник; этот папоротник я до сих пор каждый год ищу на той самой горе, но так и не нахожу, – очевидно, он засеялся случайно и потом выродился. Все это относится к глухим временам, которые наступили после событий 1 марта 1881 года.
Дед мой продолжал читать курс ботаники в Петербургском университете до самой болезни своей; летом 1897 года его разбил паралич, он прожил еще пять лет без языка, его возили в кресле. Он скончался 1 июля 1902 года в Шахматове. Хоронить его привезли в Петербург; среди встречавших тело на станции был Дмитрий Иванович Менделеев. Дмитрий Иванович играл очень большую роль в бекетовской семье.
И дед и бабушка моя были с ним дружны. Менделеев и дед мой, вскоре после освобождения крестьян, ездили вместе в Московскую губернию и купили в Клинском уезде два имения – по соседству: менделеевское Боблово лежит в семи верстах от Шахматова, я был там в детстве, а в юности стал бывать там часто.
Старшая дочь Дмитрия Ивановича Менделеева от второго брака – Любовь Дмитриевна – стала моей невестой. В 1903 году мы обвенчались с ней в церкви села Тараканова, которое находится между Шахматовым и Бобловым. Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии, Григория Силыча Корелина.
Она всю жизнь – работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден; последние годы она делала до 200 печатных листов в год; она была очень начитана и владела несколькими языками; ее мировоззрение было удивительно живое и своеобразное, стиль – образный, язык – точный и смелый, обличавший казачью породу.
Некоторые из ее многочисленных переводов остаются и до сих пор лучшими.
Переводные стихи ее печатались в “Современнике”, под псевдонимом “Е. Б.”, и в “Английских поэтах” Гербеля, без имени. Ею переведены многие сочинения Бокля, Брэма, Дарвина, Гексли, Мура (поэма “Лалла-Рук”), Бичер-Стоу, Гольдсмита, Стэнли, Теккерея, Диккенса, В. Скотта, Брэт Гарта, Жорж Занд, Бальзака, В.
Гюго, Флобера, Мопассана, Руссо, Лесажа. Этот список авторов – далеко не полный. Оплата труда была всегда ничтожна. Теперь эти сотни тысяч томов разошлись в дешевых изданиях, а знакомый антикварными ценами знает, как дороги уже теперь хотя бы так называемые “144 тома” (изд. Г. Пантелеева), в которых помещены многие переводы Е. Г. Бекетовой и ее дочерей.
Характерная страница в истории русского просвещения.<\p>
Отвлеченное и “утонченное” удавалось бабушке моей меньше, ее язык был слишком лапидарен[1], в нем было много бытового. Характер на редкость отчетливый соединялся в ней с мыслью ясной, как летние деревенские утра, в которые она до свету садилась работать.
Долгие годы я помню смутно, как помнится все детское, ее голос, пяльцы, на которых с необыкновенной быстротой вырастают яркие шерстяные цветы, пестрые лоскутные одеяла, сшитые из никому не нужных и тщательно собираемых лоскутков, – и во всем этом – какое-то невозвратное здоровье и веселье, ушедшее с нею из нашей семьи.
Она умела радоваться просто солнцу, просто хорошей погоде, даже в самые последние годы, когда ее мучили болезни и доктора, известные и неизвестные, проделывавшие над ней мучительные и бессмысленные эксперименты. Все это не убивало ее неукротимой жизненности.
<\p> Эта жизненность и живучесть проникала и в литературные вкусы; при всей тонкости художественного понимания она говорила, что “тайный советник Гёте написал вторую часть “Фауста”, чтобы удивить глубокомысленных немцев”. Также ненавидела она нравственные проповеди Толстого. Все это вязалось с пламенной романтикой, переходящей иногда в старинную сентиментальность.
Она любила музыку и поэзию, писала мне полушутливые стихи, в которых звучали, однако, временами грустные ноты: Так, бодрствуя в часы ночные
И внука юного любя, Старуха-бабка не впервые Слагала стансы для тебя. Она мастерски читала вслух сцены Слепцова и Островского, пестрые рассказы Чехова.
Одною из последних ее работ был перевод двух рассказов Чехова на французский язык (для”Revue des deux Mondes”). Чехов прислал ей милую благодарственную записку. К сожалению, бабушка моя так и не написала своих воспоминаний. У меня хранится только короткий план ее записок; она знала лично многих наших писателей, встречалась с Гоголем, братьями Достоевскими, Ап.
Григорьевым, Толстым, Полонским, Майковым. Я берегу тот экземпляр английского романа, который собственноручно дал ей для перевода Ф. М. Достоевский. Перевод этот печатался во “Времени”. Бабушка моя скончалась ровно через три месяца после деда – 1 октября 1902 года. От дедов унаследовали любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении их дочери – моя мать и ее две сестры.
Все три переводили с иностранных языков. Известностью пользовалась старшая – Екатерина Андреевна (по мужу – Краснова). Ей принадлежат изданные уже после ее смерти (4 мая 1892 года) две самостоятельных книги “Рассказов” и “Стихотворений” (последняя книга удостоена почетного отзыва Академии наук). Оригинальная повесть ее “Не судьба” печаталась в “Вестнике Европы”.
Переводила она с французского (Монтескье, Бернарден де Сен-Пьер), испанского (Эспронседа, Бэкер, Перес Гальдос, статья о Пардо Басан), переделывала английские повести для детей (Стивенсон, Хаггарт; издано у Суворина в “Дешевой библиотеке”). Моя мать, Александра Андреевна (по второму мужу – Кублицкая-Пиоттух), переводила и переводит с французского – стихами и прозой (Бальзак, В.
Гюго, Флобер, Зола, Мюссе, Эркман-Шатриан, Додэ, Боделэр, Верлэн, Ришпэн). В молодости писала стихи, но печатала – только детские. Мария Андреевна Бекетова переводила и переводит с польского (Сенкевич и мн. др.), немецкого (Гофман), французского (Бальзак, Мюссе).
Ей принадлежат популярные переделки (Жюль Верн, Сильвио Пеллико), биографии (Андерсен), монографии для народа (Голландия, История Англии и др.). “Кармозина” Мюссе была не так давно представлена в театре для рабочих в ее переводе. В семье отца литература играла небольшую роль.
Дед мой – лютеранин, потомок врача царя Алексея Михайловича, выходца из Мекленбурга (прародитель – лейб-хирург Иван Блок был при Павле I возведен в российское дворянство). Женат был мой дед на дочери новгородского губернатора – Ариадне Александровне Черкасовой.
Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права; он скончался 1 декабря 1909 года. Специальная ученость далеко не исчерпывает его деятельности, равно как и его стремлений, может быть менее научных, чем художественных. Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна.
За всю жизнь свою он напечатал лишь две небольшие книги (не считая литографированных лекций) и последние двадцать лет трудился над сочинением, посвященным классификации наук. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера.
Последнее и было главной причиной того, что он написал так мало и не завершил главного труда жизни: свои непрестанно развивавшиеся идеи он не сумел вместить в те сжатые формы, которых искал; в этом искании сжатых форм было что-то судорожное и страшное, как во всем душевном и физическом облике его. Я встречался с ним мало, но помню его кровно. Детство мое прошло в семье матери.
Здесь именно любили и понимали слово; в семье господствовали, в общем, старинные понятия о литературных ценностях и идеалах. Говоря вульгарно, по-верлэновски, преобладание имела здесь еlоquence [красноречие (франц.).]; одной только матери моей свойственны были постоянный мятеж и беспокойство о новом, и мои стремления к musique [музыке – фр.] находили поддержку у нее.
Впрочем, никто в семье меня никогда не преследовал, все только любили и баловали. Милой же старинной еlоquenсе обязан я до гроба тем, что литература началась для меня не с Верлэна и не с декадентства вообще. Первым вдохновителем моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные еще с чьим-либо именем.
Запомнилось разве имя Полонского и первое впечатление от его строф: Снится мне: я свеж и молод, Я влюблен. Мечты кипят.
От зари роскошный холод Проникает в сад. Жизненных опытов” не было долго. Смутно помню я большие петербургские квартиры с массой людей, с няней, игрушками и елками – и благоуханную глушь нашей маленькой усадьбы.
Лишь около 15 лет родились первые определенные мечтания о любви, и рядом – приступы отчаянья и иронии, которые нашли себе исход через много лет – в первом моем драматическом опыте “Балаганчик”, лирические сцены). “Сочинять” я стал чуть ли не с пяти лет.
Гораздо позже мы с двоюродными и троюродными братьями основали журнал “Вестник”, в одном экземпляре; там я был редактором и деятельным сотрудником три года. Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет. Года три-четыре я показывал свои писания только матери и тетке.
Все это были – лирические стихи, и ко времени выхода первой моей книги “Стихов о Прекрасной Даме” их накопилось до 800, не считая отроческих. В книгу из них вошло лишь около 100. После я печатал и до сих пор печатаю кое-что из старого в журналах и газетах.
Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой “новой поэзии” я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева.
До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне непонятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но все это я считал “субъективным” и бережно оберегал от всех.
Внешним образом готовился я тогда в актеры, с упоением декламировал Майкова, Фета, Полонского, Апухтина, играл на любительских спектаклях, в доме моей будущей невесты, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря и… водевили.
Трезвые и здоровые люди, которые меня тогда окружали, кажется, уберегли меня тогда от заразы мистического шарлатанства, которое через несколько лет после того стало модным в некоторых литературных кругах.
К счастию и к несчастью вместе, “мода” такая пришла, как всегда бывает, именно тогда, когда все внутренно определилось; когда стихии, бушевавшие под землей, хлынули наружу, нашлась толпа любителей легкой мистической наживы. Впоследствии и я отдал дань этому новому кощунственному “веянью”; но все это уже выходит за пределы “автобиографии”.
Интересующихся могу отослать к стихам моим и к статье “О современном состоянии русского символизма” (журнал “Аполлон” 1910 года). Теперь же возвращусь назад.
От полного незнания и неумения сообщаться с миром со мною случился анекдот, о котором я вспоминаю с удовольствием и благодарностью: как-то в дождливый осенний день (если не ошибаюсь, 1900 года) отправился я со стихами к старинному знакомому нашей семьи, Виктору Петровичу Острогорскому, теперь покойному. Он редактировал тогда “Мир божий”.
Не говоря, кто меня к нему направил, я с волнением дал ему два маленьких стихотворения, внушенные Сирином, Алконостом и Гамаюном В. Васнецова. Пробежав стихи, он сказал: “Как вам не стыдно, молодой человек, заниматься этим, когда в университете бог знает что творится!” – и выпроводил меня со свирепым добродушием.
Тогда это было обидно, а теперь вспоминать об этом приятнее, чем обо многих позднейших похвалах. После этого случая я долго никуда не совался, пока в 1902 году меня не направили к В. Никольскому, редактировавшему тогда вместе с Репиным студенческий сборник. Уже через год после этого я стал печататься “серьезно”.
Первыми, кто обратил внимание на мои стихи со стороны, были Михаил Сергеевич и Ольга Михайловна Соловьевы (двоюродная сестра моей матери). Первые мои вещи появились в 1903 году в журнале “Новый путь” и, почти одновременно, в альманахе “Северные цветы”. Семнадцать лет моей жизни я прожил в казармах л.-гв. Гренадерского полка (когда мне было девять лет, мать моя вышла во второй раз замуж, за Ф. Ф. Кублицкого-Пиоттух, который служил в полку). Окончив курс в СПб. Введенской (ныне – императора Петра Великого) гимназии, я поступил на юридический факультет Петербургского университета довольно бессознательно, и только перейдя на третий курс, понял, что совершенно чужд юридической науке. В 1901 году, исключительно важном для меня и решившем мою судьбу, я перешел на филологический факультет, курс которого и прошел, сдав государственный экзамен весною 1906 года (по славяно-русскому отделению). Университет не сыграл в моей жизни особенно важной роли, но высшее образование дало, во всяком случае, некоторую умственную дисциплину и известные навыки, которые очень помогают мне и в историко-литературных, и в собственных моих критических опытах, и даже в художественной работе (материалы для драмы “Роза и Крест”). С годами я оцениваю все более то, что дал мне университет в лице моих уважаемых профессоров – А. И. Соболевского, И. А. Шляпкина, С. Ф. Платонова, А. И. Введенского и Ф. Ф. Зелинского. Если мне удастся собрать книгу моих работ и статей, которые разбросаны в немалом количестве по разным изданиям, но нуждаются в сильной переработке, – долею научности, которая заключена в них, буду я обязан университету. В сущности, только после окончания “университетского” курса началась моя “самостоятельная” жизнь. Продолжая писать лирические стихотворения, которые все, с 1897 года, можно рассматривать как дневник, я именно в год окончания курса в университете написал свои первые пьесы в драматической форме; главными темами моих статей (кроме чисто литературных) были и остались темы об “интеллигенции и народе”, о театре и о русском символизме (не в смысле литературной школы только). Каждый год моей сознательной жизни резко окрашен для меня своей особенной краской. Из событий, явлений и веяний, особенно сильно повлиявших на меня так или иначе, я должен упомянуть: встречу с Вл. Соловьевым, которого я видел только издали; знакомство с М. С. и О. М. Соловьевыми, 3. Н. и Д. С. Мережковскими и с А. Белым; события 1904 – 1905 года; знакомство с театральной средой, которое началось в театре покойной В. Ф. Комиссаржевской; крайнее падение литературных нравов и начало “фабричной” литературы, связанное с событиями 1905 года; знакомство с творениями покойного Августа Стриндберга (первоначально – через поэта Вл. Пяста); три заграничных путешествия: я был в Италии – северной (Венеция, Равенна, Милан) и средней (Флоренция, Пиза, Перуджия и много других городов и местечек Умбрии), во Франции (на севере Бретани, в Пиренеях – в окрестностях Биаррица; несколько раз жил в Париже), в Бельгии и Голландии; кроме того, мне приводилось почему-то каждые шесть лет моей жизни возвращаться в Bad Nauheim (Hessen-Nassau), с которым у меня связаны особенные воспоминания. Этой весною (1915 года) мне пришлось бы возвращаться туда в четвертый раз; но в личную и низшую мистику моих поездок в Bad Nauheim вмешалась общая и высшая мистика войны. 1911 – Июнь 1915
Источник: Сборник “Советские писатели”. Автобиографии в 2-х томах.
Гос. изд-во худ. литературы, М., 1959 г.
Источник: http://literatura5.narod.ru/blok_biogr.html
Краткая биография Блока
Александр Александрович Блок родился в конце ноября 1880 г. Прожил всего 40 лет. Место его рождения — город Санкт-Петербург. Отец — Александр Львович Блок — хороший юрист, аристократ, талантливый и мудрый профессор (Варшавский университет), представитель цвета нации того времени.
Мама поэта, Александра Андреевна, происходила из старинного рода Бекетовых. Брак родителей оказался хрупким. Маленький Саша рос с отчимом. Девятилетний мальчик поселился на квартире при военных казармах на окраине Санкт-Петербурга. В том же году он был отдан в гимназию.
В 16 лет испытал страстную любовь: он увлекся женщиной, которая была старше его вдвое.
В 1889 году окончил гимназию и поступил в столичный университет, где изучал право. Спустя три года перевёлся на историко-филологический факультет. В университете Александр знакомится с семьёй Соловьевых.
Сергей Соловьёв стал его ближайшим другом. Первые стихи написаны поэтом ещё в пятилетнем возрасте. Он увлекался изданием рукописных журналов, любил слушать музыку. В жизни и творческой судьбе А. Блока сыграли роль М. М.
Горький, Анна Ахматова и Лев Гумилёв.
В 23 года женится (1903). Женился гений поэзии на представительнице рода Менделеевых. Молодая жена, Любовь Дмитриевна, дочка великого химика — персонаж его дебютной книги стихов. Но страстная любовь не мешает ему иногда ей изменять.
Да и супруга не отличалась верностью, изменяла ему с А. Белым. Но Александр и Любовь были неразлучны до самой смерти. Детей у них не было, но есть версия, что одна из любовниц родила от него дочь.
Александра Павловна Люш от генетической экспертизы отказалась: она верит в родство с великим талантом.
1906 год — заканчивает университет, выходят его стихи «Ангел-хранитель», «Русь», «Незнакомка». Он часто бывал за границей, но не восторгался западным обществом.
Летом 1916 года поэта призвали на воинскую службу, а 1917 год стал годом и периодом великих потрясений. Октябрьскую революцию поэт встретил с замешательством, в эмиграцию не отправился, поступил на работу в Чрезвычайную следственную комиссию.
Александра Александровича посещают противоречивые мысли о будущей судьбе России.
Он принял новую власть и работал в её интересах. Времени для творчества не оставалось, возникли серьёзные проблемы со здоровьем. Разрешение на исцеление за границей поступило слишком поздно.
Основной причиной смерти послужило воспаление сердечного клапана. Петроград в те дни был заполнен противоречивыми слухами, что поэт потерял рассудок за несколько дней до ухода в иной мир.
Скончался он 7 августа 1921 года.
Творчество Блока — мощный пласт русской и ранней советской литературы! Ему суждено было рождаться на стыке двух эпох. Книги автора издаются во многих уголках планеты. Поэзия пронизана любовью к природе, так же писал стихи о Родине.
Его лирика — классический символизм. Его поэтические произведения простые и лёгкие, многие краткие — помещаются в 16 строк. А его стихи одобрены школьной программой. А драмы стали хорошим театральным материалом.
С ним знакомятся те, кто досконально изучает русскую культуру.
До наших дней дошли интересные факты из биографии творца, а его именем назван астероид. Уйти в расцвете сил — удел великих литературных классиков. Но Блок пережил Пушкина и Лермонтова, Маяковского и Есенина. За свою жизнь он смог выпустить массу тематических сборников, а циклы стихотворений посвящены дамам и всему прекрасному, что нас окружает.
Источник: https://Aleksandr-Blok.su/?page_id=103
Творчество Блока – кратко – Русская историческая библиотека
Блок был кумиром молодой русской интеллигенции во втором десятилетии XX века. Он – величайший поэт России эпохи символизма. Внутри этого художественного течения он представляет второе поколение. Его раннее творчество свидетельствует о влиянии романтической поэзии, например, Жуковского и Лермонтова, и чистой поэзии, например, Полонского и Фета.
Стихи о Прекрасной Даме несут на себе печать софиологии Владимира Соловьева и мистицизма петербургских символистов. В мистически возвышенных тонах говорит Блок о Прекрасной Даме как о Софии Премудрости Божией и Деве Марии. «Подруга желанная», «Царица чистоты», «Таинственная дева» – образы вечно женственного.
Блок. Лирика. Второй том. Видеоурок
Следующая книга стихов, Нечаянная радость (1906), названная по одноименной иконе Богоматери, высвечивает слой религиозного почитания женственности, но сохраняет по-прежнему амбивалентное отношение к демонизму эроса.
Стихотворение Незнакомка (1906, см.
полный текст и анализ) из цикла Город, написанного в 1901-1908, когда Блок вслед за Брюсовым обращается к феномену человеческого существования в больших городах, дает сплав потусторонних и земных черт в образе городской дамы и уличной проститутки. Это уже путь к циклу Снежная маска, воздействие которого определяется динамическим развертыванием и скрещением смелых метафор.
Блок – поэт сиюминутных, реальных и привиденных впечатлений, которые порождают многоцветную образную ткань, истекая из музыкально-целостного восприятия мира.
Пьеса Балаганчик сводит все аллегории вечно женственного к комически-банальному, отражая и внутренние противоречия, и игру, разрушающую иллюзии. Эту маленькую драму и две другие – Король на площади (1906), Незнакомка ( 1906) – Блок объединил в трилогию.
Из поздней лирики Блока особенно выделяются стихотворения, обращенные к России, которые в начале Первой мировой войны были опубликованы в сборнике Стихи о России (1915).
Из увлечения французской средневековой поэзией возникла романтически – символистская драма Роза и Крест (1913), еще одна попытка диспута с реализмом современного Блоку театра, причем построенного на постоянном пересечении исторического и воображаемого слоев. Во время войны Блок добивался постановки этой драмы в театре, но тщетно.
Поэма Двенадцать (см. её полный текст и анализ), состоящая из двенадцати ритмически и сюжетно самостоятельных частей, разворачивается под марш двенадцати красноармейцев по Петрограду. Здесь сведены воедино прощание со старым миром, хаос революции и заклинания будущего. В конце поэмы во главе этого революционного марша возникает Христос, под красным знаменем и увенчанный белыми розами.
На следующий день после окончания Двенадцати Блоком была написана поэма Скифы (см. полный текст и анализ) с глубоким философским осмыслением отношений между Россией и Европой.
Блок – поэт с чрезвычайно сильным чувством формы, его стихи обладают исключительной силой внушения. Его отход от силлаботоники к чисто тоническому стихосложению (т. е. к допущению при равенстве ударных слогов в стихотворной строке, более или менее свободного изменения числа безударных) оказал длительное влияние на последующую русскую поэзию.
См. также статьи Блок – биография и творчество, Александр Блок – краткая биография, Поэзия Блока – анализ.
Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5095-tvorchestvo-bloka-kratko
Напиши краткую биографию А. Блока. Воду не лить. Пообщряются интересные факты!
Ирина Борисовна Мудрец (14223) 9 лет назад http://www.hrono.ru/biograf/blok.html – интересные факты ищем сами. 28 ноября 1880 – 7 августа 1921 Александр Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу. А.
Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к “сливкам” петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе.
Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни. В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д. И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни.
На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.
Первый сборник поэм Блока “Стихи о прекрасной даме”, 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии. В следующих поэтических сборниках Блока, “Город”, 1908, и “Снежная маска”, 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.
Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном “Возмездии”, 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть.
Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы “Родина” и “Скифы”.
В “Скифах” Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.
Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма “Двенадцать”, 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.
Комментарий удален<\p>
Комментарий удален<\p> Абдулла Мурсалов Знаток (306) 2 года назад Биография Блока28 ноября 1880 – 7 августа 1921 Александр Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.А.
Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к “сливкам” петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе.
Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д. И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни.
На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.
Первый сборник поэм Блока “Стихи о прекрасной даме”, 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.В следующих поэтических сборниках Блока, “Город”, 1908, и “Снежная маска”, 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.
Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном “Возмездии”, 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть.
Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы “Родина” и “Скифы”.
В “Скифах” Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.
Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма “Двенадцать”, 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.
Ksenia Bozhenko Знаток (362) 2 года назад Биография Блока28 ноября 1880 – 7 августа 1921 Александр Блок, величайший русский поэт и драматург, один из наиболее ярких представителей русского Символизма, литературного направления, оказавшего глубокое влияние на всю последующую русскую и мировую литературу.А. Блок родился 28 (16) ноября 1880 года в семье профессора права и дочери ректора Университета Санкт-Петербурга. Поскольку родители разошлись, с трех лет Блок жил и воспитывался у родителей отца, которые принадлежали к “сливкам” петербургской интеллигенции. Постоянное вращение в богемной среде сформировало особенное мировосприятие Блока, проявившееся в будущем в его литературе.
Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д. И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни.
На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.
Первый сборник поэм Блока “Стихи о прекрасной даме”, 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.В следующих поэтических сборниках Блока, “Город”, 1908, и “Снежная маска”, 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.
Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном “Возмездии”, 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть.
Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы “Родина” и “Скифы”.
В “Скифах” Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.
Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма “Двенадцать”, 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.
Илья Белозёров Ученик (110) 2 года назад ЛЕНУР АБЛАЕВ Ученик (128) 1 год назад Александр Блок родился в русской семье в Санкт-Петербурге 16/28 ноября 1880года. Совместная жизнь родителей маленького Саши не сложилась, его мать Александра Андреевна ушла от своего мужа Александра Львовича.Детство Саши прошло в Петербурге, и каждое лето он ездил к деду (по линии матери) в имение Шахматово, что находится в Подмосковье. Дед мальчика был известным учёным, ректором Петербургского университета, а звали его – Андрей Николаевич Бекетов.Саша рано начал писать стихи, ему было 5 лет. В гимназию пошёл в 9 лет. Он много и увлечённо читал, издавал детские рукописные журналы. В юности с друзьями ставил любительские спектакли. Окончив гимназию, поступил в Петербургский университет на юридический факультет (1898г).Через три года перевёлся на историко-филологический факультет. В свои студенческие годы, Александр был далёк от политики, его увлечением была древняя философия.В 1903 году он женился на дочери Менделеева – Любовь Дмитриевне. Ей он посвятил свой первый сборник стихов – «Стихи о прекрасной даме». В начале творческого пути увлечение философией даёт о себе знать. Его стихи о вечной женственности, о душе. Александр Блок романтик и символист.Первая Мировая война и революция в России изменяют тематику стихов Блока. Он видел в революции разрушение, но к восставшему народу выражал симпатии. Он стал писать стихи о Родине, природе, стихи о войне звучат трагично.В 1909 г похоронив отца, поэт начал работу над поэмой «Возмездие». Поэму писал до конца своей жизни, но не завершил её. Нищета, бедность и неблагополучие, всё это волновало Блока, он переживал за общество. Верил, что всё в России будет хорошо, будущее будет прекрасным.В 1916 году, его призвали в армию. Служил он табельщиком на строительстве дорог, и участия в боевых действиях не принимал. В марте 17года вернулся домой. В 1918 году увидят свет поэма «Двенадцать», стихотворение «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция». Эти произведения создали славу большевика Блоку. Ну, а сам он думал, что революция принесёт в жизнь справедливые новые отношения, верил в это. А когда началась гражданская война, очень разочаровался и чувствовал большую ответственность за свои произведения 18года.
В последние годы жизни, почти не пишет стихи, он выступал как критик, публицист. Умер Александр Блок 7 августа 1921 года в Петрограде.
Сочинять Блок начал в пять (!) лет, поэтому неудивительно, что поэтическая экспрессия стали нормой его жизни.В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери великого русского химика Д. И. Менделеева. В том же году вышел первый сборник стихов поэта, написанный под впечатлением первой любви и первых месяцев счастливой семейной жизни.
На первоначальный этап творчества Блока оказал большое влияние Пушкин и Вл. Соловьев. Блок экспериментировал в то время с поэтическим ритмом, изобретая все новые и новые формы. Для него первостепенными в поэзии были звук и музыка стиха.
Первый сборник поэм Блока “Стихи о прекрасной даме”, 1904, представляли собой платонический идеализм поэта, реализацию божественной мудрости в образе мировой души в женском обличии.В следующих поэтических сборниках Блока, “Город”, 1908, и “Снежная маска”, 1907, автор сконцентрировался на религиозной теме, а его муза их мистической дамы превратилась в незнакомую куртизанку.
Поздние поэмы Блока представляют собой смесь надежд и отчаяния автора относительно будущего России. В незавершенном “Возмездии”, 1910-1921, проявилось крушение иллюзий автора по поводу нового большевистского режима. Стоит отметить, что Блок с оптимизмом воспринял Октябрьскую революцию 1917 года, возлагая большие надежды на новую власть.
Однако последующие действия большевиков настолько шли вразрез с тем, что предполагал Блок и что они сами обещали, что поэт не мог не прийти в отчаяние от собственного самообмана. Тем не менее, он продолжал верить в исключительную роль России в истории человечества. Подтверждением этого мнения стали работы “Родина” и “Скифы”.
В “Скифах” Блок использовал цыганский фольклор, скачки ритмов, резкие переходы от накала страстей к тихой меланхолии. Он как бы предупреждает Запад, что если он ополчится на Русь, то в будущем это приведет к ответной реакции Руси, сплоченной с воинствующим Востоком, что это приведет к Хаосу.
Последним произведением Блока стала его самая противоречивая и загадочная поэма “Двенадцать”, 1920, в которой автор использовал полифонию ритмов, жесткий, даже грубый язык, чтобы читатель мог представить то, что написано на бумаге: отряд из 12 бойцов Красной Армии идет по городу, сметая все на своем пути и неся впереди себя Христа.
Иван Харитонов Ученик (217) 12 месяцев назад
Источник: https://otvet.mail.ru/question/30109017
Краткая биография Блока творчество для детей
А.А. Блок известен всем не только как великий, всем известный, выдающийся российский поэт и драматург, но также как замечательный литературный критик, способный разглядеть истинный талант каждого.
Его отец был юристом и преподавал в одном из университетов Варшавы, мать поэта была переводчицей. Раннее детство мальчик провел в доме своего деда по матери в одном из подмосковских имений. В 1906 году стал выпускником славянорусского отделения в Петербурге. В 1903 году его супругой стала дочь знаменитого химика Менделеева Люба.
Писать свои первые стихотворения он начал еще с раннего детства, а именно с пятилетнего возраста, но всерьез занялся творчеством только в 1900 году. Он начал активно публиковаться и не только лишь как поэт и великолепный драматург, но и в роли прекрасного литературного критика. 7 июля 1916 года Александра призвали в армию, где он нес службу табельщика.
С сентября месяца 1917 года Александр занимает место члена Театрально-литературной комиссии. В 1918 году он уже сотрудник известного Театрально отдела Наркомпроса.
Спустя всего год, Александр начинает свою трудовую деятельность в Большом Драматическом театре. В это же время он входит в состав издательства «Всемирная литература», руководителем которого является никто иной, как сам Максим Горький.
С 1920 года Блок занимает должность председателя отделения Союза поэтов, расположенного в Петрограде.
В 1921 году, а именно в апреле месяце у Блока случается серьезное психическое расстройство в результате депрессивного состояние, в которое он сам себя и вогнал. В результате этого недуга с поэтом приключается страшное, у него обнаруживается сердечное заболевание.
Великий русский поэт, которого любили и уважали во все времена и уважают его творчество на сегодняшний день, скончался 7 августа 1921 года.
Биография Блока о главном
Александр Александрович Блок появился на свет в Санкт-Петербурге. Было это 16 ноября 1880 года. Литературный деятель России. Его произведения стали классикой двадцатого века.
Общая биография
Родители Александра происходили и дворянской интеллигенции. Отец – Александр Львович Блок (1860 – 1923), занимался юриспруденцией, преподавал в Варшавском университете.
Его жена – Александра Андреевна (1860 – 1923) была переводчицей. Замужество с Александром было недолгим.
Как родился ребенок, Александра закончила супружескую жизнь с Блоком старшим, а впоследствии, в 1889 году оформила развод и повторно вступила в брак.
С девятилетнего возраста Блок младший жил с мамой и отчимом. В 1889 поступил в Введенскую гимназию. Летом 1898 он познакомился с Любовью Менделеевой, которая станет спутницей всей его жизни. После окончания гимназии, поступил в Петербургский университет на юриста. После трех лет учебы, сменил специальность на историко-филологическую.
Университет окончил в 1906 году. Первые произведения он сочинил пятилетним ребенком. Александр в 10 лет придумал два выпуска своего журнала «Корабль». А на протяжении пяти лет с братьями делали журнал «Вестник».
Ежегодно летом Блок ездил в Шахматово, к дедушке. Его имение находилось по соседству с домом знаменитого химика Д. И. Менделеева. А в 1903 году взял в жены Любовь Менделееву, дочь ученого. Она стала героиней его сборника стихотворений «Стихи о прекрасной Даме ». Блок был привязан к супруге. Но часто имел отношения с другими дамами.
Любовь тоже замечена в интригах. Из-за этого у Блока было разногласие с Андреем Белым. Этот конфликт был перенесен на страницы пьесы «Балаганчик». Жена автора не ответила на ухаживания Белого, который был страстно в нее влюблен и видел в ней Прекрасную Даму.
По окончанию первой мировой войны, в семью Блоков пришел мир и, по прошествии лет, поэт был только подле жены.
Для семьи писателя 1909 год – тяжелый период для семьи. Умирают сразу два близких человека: их с Любовью общий ребенок и отец Александра. Чтобы отвлечься, они едут на отдых в Европу. Началась служба в части инженерии Российского Союза Земского. В 1916 году служил в белорусском Минске.
Революционный период
Революции Февраля и Осени блок повстречал с неоднозначными чувствами. Он был верен России, особенно при военном положении, поэтому не эмигрировал за кордон. События 1905 года сменили его взгляды.
Он увидел стремление народа, его сильную тягу к свободе и готовность бороться за нее. Он становился деятелем революционных демонстраций и даже однажды нес красное знамя. В мае 1917 получил назначение редактором в управлении.
Революцию Октября он приветствовал.
Заболевание
Блок не смог принять интересы советской администрации, но работал на ее благо. Власть принялась везде применять имя и статус Блока для своих козней. В период 1918 – 1920, наперекор желанию, автор принимал разные должности.
Из-за растущего объема работы, у поэта начали сдавать силы. Он жил почти без отдыха. Это одна из причин творческого застоя поэта. Непосильная работа в комитетах, голод и холод, что творились тогда в Петрограде, лишили большей части здоровья. Блок приобрел астму, депрессия.
За зимний период 1920 года у него началась цинга.
По весне 1921 года автор вместе с приятелем подал заявление на визу. Но ЦКРКПБ(б) не одобрило выезд. Состояние Блока стало хуже, 12 июля 1921 Горький пытается достать пропуск и для жены блока. Первого августа было оформлено дозволение на поездку за кордон, но Максим узнал о новости слишком поздно.
Александр Александрович Блок погиб седьмого августа 1921 года в своей квартире в Петрограде, оставшись на закате жизнь нищете.
3, 4, 6, 9 класс самое важное творчество
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
← Александр I↑ БиографииЕсенин →
Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/blok