Вопросы и задания
-
Согласны ли Вы с утверждением Ф. М. Достоевского, что страдание – естественная причина возникновения и развития сознания человека?
-
Согласны ли Вы с причинно-следственной связью, установленной студенткой О.С.?
-
Можно ли, изменяя социальные условия жизни человека, уменьшить неизбежность и естественность страданий людей?
-
Уменьшает ли страдание ценность бытия человека?
-
Как Вы считаете, почему кришнаиты относят к «кругу страданий» не только болезнь, старость и смерть, но и рождение человека?
-
В борьбе со страданием буддизм призывает к нирване, Аристотель к мужеству, Бердяев к любви и творчеству. Проанализируйте известные Вам способы «бегства от страданий» и дайте им оценку.
<\p>
-
Если человек оценивает свое страдание как заслуженное, имеющее смысл, то формой его отношения к страданию становится его принятие, но оно может быть разным: б-1) если человек принимает страдание как справедливое наказание за грех или преступление, то одна из возможных реакций – смирение и покорность; б-2) если он к тому же видит в страдании возможность искуплениясвоей вины, то он может воспринимать его с готовностью, даже с облегчением; б-3) если человек принимает страдание во имя веры или идеи, то он не просто героически претерпевает все муки, но и сознательно идет на них. Какие исторические или жизненные примеры можете Вы привести в подтверждение различных форм принятия страдания?
-
Почему страдание является средством познания других людей?
-
Как сострадание к другому может облегчить собственное страдание?
-
Известно, что большое внимание проблеме страдания и сострадания уделял Ф. Ницше. Проведите анализ следующих его высказываний:<\p>
– Долгие
и великие страдания воспитывают в
человеке тирана.
– Жестокость
бесчувственного человека есть антипод
сострадания; жестокость чувствительного
– более высокая потенция сострадания.
– Сострадательные
натуры, всегда готовые на помощь в
несчастье, редко способны одновременно
и на сорадость: при счастье ближних им
нечего делать, они излишни, не ощущают
своего превосходства и потому легко
обнаруживают неудовольствие.
-
На семинаре разделились мнения студентов по поводу известного высказывания Аристотеля «Ничему хорошему в жизни нельзя научиться иначе, чем через страдания». Часть студентов соглашалась с этим, считая, что страдание делает человека способным к со-страданию.
Другие утверждали, что страдание озлобляет и вызывает желание причинять такие же страдания другим. Третьи считали, что способными к состраданию могут быть и люди, не перенесшие страдания.
От чего зависят различия во взглядах студентов на страдание и сострадание?
-
Ниже мы приводим высказывания студентов Белорусского коммерческого института управления и приглашаем Вас выразить свою точку зрения на роль страдания в жизни человека.
– Е.
М.:
Страдание обязательно должно присутствовать
в жизни человека, чтобы он в полной мере
мог ощутить прелесть радостных, счастливых
моментов в своей жизни… Только в
страдании человек до конца познает
себя, свой внутренний мир, свое «я», то,
что его окружает.
– О.
С.:
Если у человека не было страданий, он
не может понять другого, его страданий.
А если человек страдал сам, он понимает
страдания другого. Если же ты можешь
понять другого человека, его боль, то это в человеке его лучшее качество, и
без этого качества ты не человек.
– С.
К.:
Лучший учитель – страдания, неудачи,
ошибки, так как на них мы задерживаем
свое внимание больше, чем на хорошем.
– И.
К.:
Я согласна с Аристотелем, ибо человек,
не познав зла, не будет знать и добра;
не будучи бедным – не будешь знать, что
такое бедность, не будучи больным – не
будешь представлять мук болезни… Все
познается в сравнении. Не зная горя,
нельзя узнать и счастья, тем более
сделать счастливым кого-то.
– И.
М.:
А ведь, не познав мук страданий, невозможно
понять и осознавать счастье. К спокойствию,
отсутствию мук и страданий можно
привыкнуть и тогда осознание счастья
утрачивается. Разве не так? Встряски
тоже иногда полезны!.
– И.
Д.:
Страдание – необходимый элемент жизни.
Как гончар мнет глину, придавая ей
необходимую форму, так и жизнь формирует
человека. Жизнь полна трудностей и
страданий, и их преодоление воспитывает
у человека мужество и красоту духа…
Хотя и не всегда.
– Е.
М.:
А я считаю, что несчастья делают человека
или лучше, или озлобляют его. Все зависит
от самого человека, от силы его души,
характера. Одни, страдая, учатся жить,
понимать, сочувствовать, другие
озлобляются, начинают завидовать тем,
у кого все хорошо, ненавидят их.
Конечно,
трудно не «сломаться», когда ничего не
получается, когда идет беда за бедой. И
только когда ты видишь, что у кого-то
такое же положение, как у тебя, то это
где-то в душе тебя успокаивает.
Человек
с сильной волей, духом, с хорошей душой
постарается перебороть в себе это
чувство, слабый же будет радоваться
чужому страданию, а счастливым –
отравлять жизнь своей завистью и злобой.
– И.
Ф.:
У каждого человека в определенный период
жизни наступает момент, когда он
сознательно и обостренно чувствует
формирование своего «я». Происходит
это под влиянием различных факторов,
среди которых страдание занимает не
последнее место.
Страдание – это
состояние души, проявляющееся особенно
сильно в определенных жизненных
ситуациях. Например, при разлуке с
любимым человеком или смерти близких.
Вот тогда наступает это состояние
«одиночества мыслей».
Внутри личности
происходят перемены, изменяется отношение
к внешнему миру и к окружающим тебя
людям, к жизненным принципам и ценностям.
Иногда задаешь себе вопрос: «Какая боль
сильнее – физическая или моральная?»
Так вот, страдание и есть та моральная
боль, которая меняет внутренний мир
человека и делает его мудрее.
Отрицательная
черта страданий в том, что это состояние
может даже вызвать психическую болезнь.
Поэтому не стоит загонять себя в «угол»,
из которого трудно найти выход. Необходимо
жить дальше. Ведь у каждого человека
жизнь такая, какой он ее видит.
-
Оцените следующие высказывания выдающихся людей о страдании и сострадании. Согласны ли Вы с ними?
- Страдание – самое быстрое животное, которое довезет вас до совершенства (И. Экхарт, немецкий проповедник, 1260 – 1327).
- Если несчастье других людей оставляет вас безразличным и вы не чувствуете сострадания, вас нельзя назвать человеком (Д. Картер, 39-й президент США).
- Хотя мир полон страданий, он полон также и средств, чтобы превозмочь эти страдания (Х. Келлер, автор пособий для глухих и слепых, 1880 – 1968).
- Легче страдать, когда заешь – за что (Р. Роллан, франц. писатель, 1866 – 1944).
- Жизнь нуждается в сострадании.
Наши души – как
топоры…
Слишком
многих мы словом раним,
Позабыв,
что слова остры. (А.
Дементьев, советский поэт)
Источник: https://StudFiles.net/preview/1725660/page:20/
Почему человеку необходимо страдание и каким образом оно делает нас лучше?
У меня есть два ответа на этот вопрос, конкретно-телесный или религиозно-провокационный. За вторую часть ожидаю получить кучу минусов и хочу отметить, что изначально и христианство подразумевало конкретно-телесную сторону ответа, просто выражало это своим языком, а моя вторая часть ответа связана с искаженным и поверхностным пониманием темы страдания.
1) Конкретно-телесный ответ: Страдания – это боль души. И это также вполне определенная боль в теле (часто в районе сердца, солнечного сплетения или в голове), которая несет в себе определенные сигналы. Боль помогает узнать человеку, где в его организме что-то идет не так.
Боль – это сигнал о том, что нужно быть к себе внимательнее, проявить к себе больше заботы в определенном месте. Если боль не замечать, то источник проблемы разрастается и вред организму может увеличиться многократно.
Это касается как зубной боли или боли от перелома, так и последствий шока от внезапной смерти близкого человека (поверхностное дыхание и напряжение в груди). Подробнее я эту тему раскрывал, отвечая на вопрос “почему болит душа” thequestion.ru
Любая боль о чем-то говорит. И ее нужно услышать, чтобы найти адекватную помощь. Боль нужно уважать и учиться ее выдерживать. Чтобы адекватно помогать и себе и другим людям.
https://youtube.com/watch?v=SlOhOiGy-M0
Нужно уметь отличать свою боль от их боли, иначе появляется риск наложить гипс близкому человеку, когда нога сломана у тебя самого. Это касается уже и религиозной стороны вопроса, ведь к богу идут за утешением и поддержкой.
2) Религиозно-провокационный ответ: Некоторые люди стремление уметь выдерживать боль подменяют стремлением причинять себе боль, чтобы проверить свою выносливость. И это стремление ведет не к личному мужеству, а к мозахизму и позиции жертвы.
Один из способов выдерживать сильную боль заключается в том, чтобы гордиться своей выносливостью: “Мой муж меня бьет, но я все равно его люблю и желаю ему счастья” часто сопровождается “Я сильнее мужа, потому что могу выдержать больше боли и не ответить ему тем-же”.
Здесь есть моральное торжество над слабым ничтожным (перед ликом Бога) мужем: “он попадет в ад, а я в рай”. Это в религии называется гордыней.
И это моральное торжество возможно только в позиции жертвы, в которой человек много говорит о своей боли, но говорит это без чувства боли, прикрывает ее своей гордыней.
В итоге у человека накапливается такое дикое количество невыраженной боли, что ему даже страшно посмотреть на нее, потому что она может захлестнуть и вырвать контроль над поведением (говорят, что в человека бес вселяется).
И человек живет в страхе потерять свое моральное торжество, и готов даже испытывать еще немного боли (ее все равно уже столько, что еще немного общей картины не изменит) ради еще одной моральной победы. Один из способов найти такую победу – это познакомиться с каким-нибудь садистом и выйти за него замуж…
или начать ухаживать за девушкой, которая испытывает к тебе явную антипатию. Или пойти доказывать свидетелям иеговы, что есть только один Бог, и зовут его Ктулху, и еще что-нибудь из той же серии. Главное выбрать соперника заведомо сильнее себя и демонстративно ему проигрывать.
Если же вдруг поблизости не находится подходящего человека, то всегда остается вариант самоистязания, от сверхурочной работы до резания себя бритвой в укромных местах. И это поведение очевидно приносит боль, но оно же дает моральное торжество, которое держит воспоминания о прошлой боли в стороне от сознания.
Малая контролируемая боль спасает от большой непонятной боли и страха потерять над собой контроль.
пс: Люди, имеющие склонность к мозахистическому поведению могут увидеть во мне сейчас садиста, который лишает их морального торжества, и этим “причиняет” им боль. Я готов к вашим минусам, выдержу 😉
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ
Здесь всё на самом деле очень просто. Дело в том, что человек очень быстро ко всему приспосабливается и привыкает. Очевидно, это свойство психики выработалось в процессе эволюции, как один из ключевых факторов выживаемости.
К сожалению, у привыкания есть и обратная сторона. Мы быстро перестаём замечать то, к чему привыкли. И вот уже те удивительные чудеса, которые мы видим каждый день, не вызывают в нас никаких эмоций. Жизнь становится размеренной, пресной, скучной. По этому поводу есть прекрасный монолог Луи Сикея (только по-английски, к сожалению). youtube.com
И здесь страдание приходит на помощь. Это всегда эмоциональный процесс огромной интенсивности, который вырывает человека из рутины его повседневного бытия.
Обстоятельства жизни, отношения с другими людьми, собственные проблемы предстают в совершенно новой перспективе. То, что раньше казалось трудным и невыносимым, во время страдания становится полной ерундой.
Появляется возможность заново оценить собственные ценности, так сказать, отъюстировать ту меру, которой человек меряет всё и всех вокруг.
Когда же страдание отступает, человек наконец может понять, как многого стоит его нормальное, обычное состояние. Видит, что простая обычная жизнь — это на самом деле редкое счастье, и может радоваться ей. До тех пор, пока снова не привыкнет 🙂
А откуда следует, что страдание человеку необходимо? По-моему, ниоткуда, так же как ниоткуда не следует, что страдание делает нас лучше.
Наше тело и наша жизнь среди других людей таковы, что полностью избежать страданий невозможно. Всем нам случается болеть, но никто ведь не говорит, что болезни зачем-то человеку нужны и делают нас лучше.
Есть много примеров того, как человек, переживший страдания, стал мудрее, добрее, терпимей… Но не меньше и противоположных примеров, когда страдания озлобили, заставили замкнуться в себе, стать равнодушным к чужой боли.
Тезис о необходимости и полезности страданий часто используется религиозной пропагандой, обычно со ссылкой на страдания Христа. Но даже и в рамках христианской парадигмы этот тезис ложен: Христос страдал не ради страданий как таковых, а ради спасения человечества.
Страдание – это не катарсис, конечно, это обычно просто нытье в соцсетях о том, как все плохо, “я сломала ноготь”, “рвет в киев, а поехать не могу”, “напился” и проч.
У этого публичного страдания есть смысл. Показать миру, что имярек – есть. А то вдруг все забыли, что он есть. А тут – поныл, и сразу как бы живой, придут, поддержат. Выглядит все это жалко, вызывает в основном омерзение, не делайте так никогда.
Есть страдание иного рода, но о нем не пишут уже почти нигде, и, боюсь, скоро сам язык, на котором о нем можно будет говорить, перестанет существовать. Если вы его когда-нибудь испытаете, вам не захочется ни спрашивать о нем, ни беседовать – это очень интимное переживание, может быть, самое интимное из всех, что мы можем чувствовать.
Читать ещё 3 ответа
Источник: https://TheQuestion.ru/questions/39492/pochemu-cheloveku-neobkhodimo-stradanie-i-kakim-obrazom-ono-delaet-nas-luchshe
В. Закруткин «Матерь человеческая
Равнодушие и отзывчивость
1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким, друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем кому повезло меньше).
Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев (эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть равнодушие в любви
2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.
3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.
4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой личности.
Если крайность равнодушия – это беспросветный эгоизм, то крайность отзывчивости – фанатизм. Человек, склонный помогать всем, не задумываясь о себе, часто оказывается в положении, когда просящий «садится на шею». Таких примеров в литературе можно найти огромное количество (Например, «Размазня» А.П. Чехова).
Равнодушие – отрицательное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся как безразличие, покой, холодность, безучастность, невозмутимость по отношению к каким-либо людям, действиям, событиям. Равнодушный человек спокойный, бесстрастный, у него нет страстей и желаний вносить изменения в эти отношения.
Равнодушие – очень большой порок, основа многих преступлений, проступков, других пороков, а главное – это фактор, стимулирующий рождение пороков у окружающих людей. Когда-то в церковно-славянском языке это слово имело другой смысл – смысл единодушия, т.е. одинакового состояния души людей.
Синонимы: безразличие, безучастие, безучастность, индифферентность, индифферентизм; малочувствительность, бесстрастность, наплевательское отношение, хладнодушие, пофигизм, деревянность, холодность, вседолампочество, вялость, холодок, бесчувствие, дофенизм, апофигей, апофегей, холод, хладнокровие, безразличность, прохладность, бесчувственность, бесстрастие, нечувствительность, апатия, апатичность, флегматичность
Отзывчивость– положительное духовно -нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость.
Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизм, беззащитности, исполнительности и ответственности.
Присутствие в окружении отзывчивых людей вселяет во многих уверенность в прочности жизни, в господстве добра.
Вместе с тем, чрезмерная отзывчивость и забота о других, да еще высоко оцениваемые окружающими, может вызвать у покровителя чувство снисходительности к своим подопечным, навязчивость покровительства. У тех же, о ком пекутся, о ком заботятся, может родиться иждивенчество от чрезмерной доброты людей
*Определения взяты из словаря Безруковой В.С. «Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)», 2000 г.
Синонимы: мягкость, мягкосердечие, сердечность, сочувственность, доброта, мягкосердечность, сочувствие, добродушие, участливость, добросердечие, добросердечность, сострадательность, внимание, внимательность, участие, чувствительность, душевность, благодушие, чуткость, человечность.
Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению “Равнодушие и отзывчивость”.
Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)
Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький) Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)
Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке. Ты любишь всех, а любить всех — значит не любить никого. Тебе все одинаково безразличны. (О. Уайльд)
Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками) Там, где умеренность — ошибка, там равнодушие — преступление. (Г. Лихтенберг)
Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
Легко скрывать ненависть, трудно — любовь, а всего труднее — равнодушие. (К.Л. Бёрне) Равнодушие — тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль) Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему — это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие — сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)
Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)
Равнодушие — есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)
Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)
Примерные темы
201. Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
202. Какого человека называют отзывчивым?
203. Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
204. Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
205. Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
206. Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
208. Равнодушие – вина человека или его беда?
209. Когда равнодушие бывает показным?
210. Чем опасно равнодушие?
211. Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
213. Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
Это не готовые части сочинений, а материал, который поможет сориентироваться в теме, это тезисы, размышления.
В. Закруткин «Матерь человеческая.
Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, её сын Васятка и муж Иван, фашисты всё разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись.
Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама.
И желание мстить преображается в желание помочь человеку, нуждающемуся в заботе и внимании).
Мария – человек сильный; в труде находит она смысл своего существования. Женщина в одиночку собрала урожай на брошенных полях, сберегла колхозный скот. Все это для живых, во имя жизни. И поэтому опускается перед Марией на колени и целует с благодарностью ее маленькую натруженную руку воин – командир кавалерийского полка. Мария спасает бездомных детей от голодной смерти.
К ней приходят животные, прилетают птицы. И она помогает всем: и людям и животным.
Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война – страшная катастрофа, которая несёт смерть.
Но даже во время войны человек может быть отзывчивым, может побороть в себе желание отомстить, и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который не представляет реальную угрозу.
Книга повествует о женщине Марии, которая смогла сбежать с хутора, прежде чем его сожгли, а всех жителей угнали в Германию. Убегает после того, как на ее глазах вешают ее сына и мужа. Убегает, чтобы сохранить другую жизнь, которую вынашивает под сердцем.
Несколько дней она живет где-то неподалеку от хутора, укрываясь листьями кукурузы, а затем приходит к сгоревшему своему дому и поселяется в погребе. За те месяцы, что живет она в погребе и ждет прихода нашей армии, она становится матерью всему живому и…мертвому.
Она хоронит девочку Саню, которую застрелили враги, пытается выходить молоденького тяжелораненого 17-летнего солдата-немца и хоронит, не сумев спасти. А затем опять хоронит, но уже нашего молодого политрука… И спасает жизни домашним животным, которые в страхе разбегались, когда горел хутор, а затем пришли к ней, как единственному человеку.
Спасает жизни семерым детям, которые прибились к колхозным полям после блужданий и скитаний. А затем дает жизнь тому самому человечку, ради которого и постаралась выжить.
Источник: https://studopedia.net/6_54363_v-zakrutkin-mater-chelovecheskaya.html
Темы итогового сочинения 2017 года
Итоговое сочинение по литературе выпускники 11 класса пишут 6 декабря. В каждом часовом поясе предлагается на выбор 5 тем, по одной по каждому из опубликованных в сентябре 2017 года тематических направлений.
Экзамен начался на территории РФ на 9 часов раньше, чем его начали писать московские школьники, а последними, через час после центральной части России, сядут за парты учащиеся из из одной части Северо-Западного федерального округа, Калиниградской области (Мск-1).
(МСК +9) 104.Кого можно назвать верным другом? 213.Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»? 307.Чем руководствоваться в выборе жизненных целей? 401.Что помогает человеку стать смелым?
505.Можно ли быть независимым от общественного мнения?
(МСК +8) 107.Когда о человеке можно сказать, что он верен себе? 203.Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»? 312.Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»? 406.Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?
502.Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
(МСК +7) 112.Какие причины могут привести человека к измене? 210.Чем опасно равнодушие? 306.Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу? 404.Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
506.Может ли человек ставить себя выше общества?
(МСК +6) 102.Как и почему становятся изменниками? 208.Равнодушие – вина человека или его беда? 303.Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели? 413.Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
512.Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
(МСК +5) 110.Можно ли изменить мечте? 206.Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие? 309.Что помогает людям достигать намеченных целей? 407.Почему человек может бояться высказать свою позицию?
510.Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
(МСК +4) 109.Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»? 202.Какого человека называют отзывчивым? 313.В чём разница между целью и мечтой? 412.В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
503.Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
(МСК +3) 101.Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой? 205.Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым? 304.Какие цели в жизни можно считать главными? 409.Как связаны трусость и слабость?
504.Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
(МСК +2) 108.Что значит быть верным долгу? 204.Может ли отзывчивый человек быть одиноким? 310.Какого человека называют целеустремленным? 402.Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
507.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
(МСК +1) Приволжский федеральный округ Удмуртская Республика, Самарская область
113.Могут ли быть оправдания у измены? 209.Когда равнодушие бывает показным? 311.Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»? 405.Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
511.Конфликт поколений как общественная проблема.
(МСК) Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ 111.Когда измену можно простить? 201.
Какие поступки человека говорят о его отзывчивости? 305.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других? 403.Чем смелость отличается от безрассудства?
508.
Бывает ли общественное мнение ошибочным?
(МСК -1) 106.Ценности, которым можно быть верным всю жизнь… 211.Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека? 308.Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели? 411.Что помогает человеку преодолеть страх?
513.Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
Источник: https://tetradka.ru/ege/blog/essay/1u9sg8ueofxitw5ifaw8toqpc
Мастерство работника. Нравственный принцип. Труд
1. Прочитай фрагмент размышлений о труде основателя известного концерна Генри Форда и выполни задания.<\p>
«Хозяйственный принцип — это труд. Труд — это человеческая стихия, которая обращает себе на пользу плодоносные времена года. <\p>
Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения.
Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него. Если другой человек крадёт у него этот хлеб, он крадёт больше, чем хлеб, — крадёт священное человеческое право.<\p>
Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.
<\p>
Нет оснований к тому, чтобы человек, желающий работать, оказался не в состоянии работать и получать в полной мере возмещение за свой труд. Равным образом нет оснований к тому, чтобы человек, могущий работать, но не желающий, не получал бы тоже в полной мере возмещения за содеянное им.
При всех обстоятельствах ему должна быть дана возможность получить от общества то, что он сам дал обществу. Если он ничего не дал обществу, то и требовать ему нечего».<\p>
1) Как ты понимаешь данное Г.
Фордом определение труда? В чём, по мнению автора, состоит нравственное значение труда?<\p>
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели.
<\p>
Форд подразумевает результаты труда периодов, когда человек готов трудиться на благо самого себя и общества в целом. Нравственное значение труда заключается в пользе.<\p>
Нравственный принцип — это право человека на свой труд. Это право находит различные формы выражения. Человек, заработавший свой хлеб, заработал и право на него.
Если другой человек крадёт у него этот хлеб, он крадёт больше, чем хлеб, — крадёт священное человеческое право.<\p>
2) Опираясь на содержание текста, приведи доказательства общественной значимости человеческого труда.<\p>
Всё то, чем пользуется человек – создано трудом многих людей. В этом и есть общественная значимость их результатов труда.
<\p>
3) Как, по мнению автора, общество может побуждать людей к труду? Справедлива ли, на твой взгляд, такая мера? Свой ответ аргументируй.<\p>
По мнению автора, общество может побуждать к труду. Такая мера справедлива. Если человек не работает, то есть он ничего обществу не даёт, то он ничего от общества и не получает. Если человек хорошо работает, то есть отдаёт себя обществу, то и от общества получает зарплату и другие благо.<\p>
2. Известный экономист считал, что залогом процветания общества является занятость всех его трудоспособных членов общественно полезным трудом.
1) Согласен ли ты с этой идеей? Обоснуй своё мнение.<\p>
Да, я согласен с этим утверждением, т. к. занятость трудоспособных людей помогает в развитии общества. Если каждый молодой, трудоспособный человек будет заниматься какой-либо трудовой деятельность, будь это мойка автомобиля или уборка территории. В любом случае человек помогает своему обществу.
<\p>
2) Исполнима ли эта идея в современном обществе? Почему?<\p>
Каждый должен делать для общества что-то полезное, но в условиях капитализма это невозможно, всё завязано на деньгах кризис тому пример, за деньги создаются рабочие места, и капиталист не будет вкладывать деньги в не прибыльное дело! при социализме рабочие места создавало государство.
<\p>
3) Предложи возможный путь решения проблемы занятости молодёжи в своём регионе.<\p>
Было бы неплохо создать специальные центры занятости для молодежи, досуговые центры и т. д.<\p>
Также необходимо использовать поднятие инфраструктуры, промышленности, привлекать молодежь приличными зарплатами и условиями труда.<\p>
3.
Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера приведённых ниже примеров.
<\p>
Примеры: 1) уборка помещений; 2) выведение нового сорта хризантем; 3) проверка билетов в кинотеатре; 4) лечение больных людей; 5) создание моделей одежды; 6) охрана пункта обмена валюты; 7) пошив постельного белья; 8) парикмахерские услуги; 9) сбор урожая картофеля; 10) пилотирование гоночной машины; 11) декоративная роспись шкатулки.<\p>
4.
Приведи по два-три примера работ, при которых в наибольшей степени учитываются интересы работника и работодателя:<\p>
а) сдельная система оплаты труда:<\p>
Адвокат, банкир, продавец.<\p>
б) повременная система оплаты труда:<\p>
Уборщица, инструктор, буфетчица.
<\p>
Предположи, каковы преимущества комплексного подхода к оплате труда, объединяющего обе системы. Выскажи два-три суждения.<\p>
Преимущества в том, что человек получает деньги за свою работу. Сколько по времени отработал столько и получил. То есть, если вызвали в нерабочее время, то тебе заплатят, так как повременная.
А сдельная, то это работодателю плюс, он платит только за совершенный труд, а не за халтуру работника, только за результаты.<\p>
5. Запиши факторы, которыми может определяться размер заработной платы.
<\p>
К внутренним факторам, влияющим на уровень заработной платы, относят:<\p>
• масштабы деятельности и уровень доходности организации;<\p>
• уровень производительности труда;<\p>
• профессионально-квалификационный уровень работников;<\p>
• системы оплаты труда, применяемые в организации (на тарифной или бестарифной основе);<\p>
• качество труда и личный трудовой вклад работника в конечный результат.<\p>
К внешним факторам, оказывающим влияние на размер заработной платы, относятся:<\p>
• уровень жизни в регионе;<\p>
• стоимость рабочей силы, сложившаяся на рынке труда;<\p>
• экономическое состояние отрасли;<\p>
• конкурентоспособность выпускаемой продукции (услуг);<\p>
• спрос на работников;<\p>
• учет размеров заработной платы в других организациях;<\p>
• уровень инфляции;<\p>
• соотношение объема жизненных потребностей с номинальной заработной платой (ПМ);<\p>
• уровень заработной платы в регионе и в стране (МРОТ).<\p>
В общем можно выделить следующие:<\p>
1. Сложность труда и уровень квалификации.<\p>
2. Условия труда.<\p>
3. Социальная значимость труда.<\p>
4. Степень риска при занятии данным трудом.<\p>
5. Уникальность труда.<\p>
6. Качество и количество труда.<\p>
Определи, какой(ие) из факторов будет(ут) действовать в каждом из приведённых случаев. В пустой столбец впиши номер(а) соответствующего(их) фактора(ов).<\p>
6. Существует множество крылатых фраз, пословиц и поговорок о работе и работниках. Вспомни и запиши некоторые из них.<\p>
Пример: Горька работа, да хлеб сладок. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Волка ноги кормят. Работа – не волк, в лес не убежит. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Дело мастера боится. С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся. Усердная мышь и доску прогрызет, авось да как-нибудь до добра не доведут. Не начавши – думай, а начавши – делай. Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит. Семь дел в одни руки не берут. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.<\p>
Какова, по твоему мнению, их основная идея?<\p>
Их задача – чтобы люди осознали и поняли мораль, которую хочет передать та или иная пословица. К примеру, то, что тебе может быть очень тяжело, когда ты будешь работать, чтобы добиться успеха в той или иной деятельности. Но если ты не сдашься и продолжишь работу несмотря ни на какие трудности, то ты будешь успешным, и вкус победы будет сладок.<\p>
Также, пословицы, поговорки говорят о том, что нужно потрудиться, чтобы чего-то добиться.<\p>
7. Многие люди, стремящиеся найти работу, составляют резюме — информацию о себе, которая может заинтересовать работодателя. Эти резюме размещаются в Интернете, предоставляются агентствам по трудоустройству. Приведём два подобных резюме.
1) Какие группы сведений представлены в обоих резюме?<\p>
В обоих резюме предоставлены такие группы сведений: общие сведения, ФИО, дата рождения, опыт работы, знания и навыки, дополнительная информация.<\p>
2) Предположи, с какой целью в резюме приводятся данные о личных качествах соискателя работы.<\p>
Чтобы работодатель знал с кем ему работать. От них очень много зависит, какую работу сможет выполнять тот или иной человек. Есть определенные профессии, где эти разделы используют, когда делают поиск по ключевым словам.<\p>
3) Какие умения, качества соискателя работы считают важными, значимыми?<\p>
Безусловно профессионализм в сфере, в которой собираешься работать. Сейчас еще очень важные качества: отсутствие вредных привычек, целеустремленность, активность, коммуникабельность и бесконфликтность, наблюдательность, ответственность, расчётливость, склонность к анализу, решительность, упорство, гибкость.<\p>
8. Многие школьники 14—15 лет, желающие поработать во время каникул, чтобы помочь семье или заработать на покупку какой-то вещи, сталкиваются с тем, что им предлагают в основном работу курьера или труд, связанный с уборкой, озеленением территории и т. п. Предположи, почему школьникам не предлагают высококвалифицированную и соответственно более высокооплачиваемую работу.<\p>
Потому что школьники не очень опытны в этом деле, не каждый предприниматель уверен в доброй совести школьника. Высококвалифицированная работа предполагает высокую квалификацию и опыт работы. А школьники ни тем, ни другим не обладают.<\p>
Трудовой Кодекс РФ говорит о том, что несовершеннолетние не могут работать больше 7 часов в неделю на высококвалифицированной работе.<\p>
Источник: https://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/7-klass/rabochaya-tetrad-kotova/9