Тема искусства в повести гоголя «портрет»

Тема творчества в повести Гоголя «Портрет». Сочинение

Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна».

Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником.

И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

Обратите внимание

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти.

Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений.

Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность.

Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека.

Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех.

Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника.

И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Важно

Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/gogol-n-v/theme-of-creativity-in-gogols-portrait

Тема творчества в повести Н.В. Гоголя “Портрет”

                                                            Кто заключил в себе талант,<\p>

                                                            тот чище всех должен быть душою.

                                                                                                Н.В. Гоголь

Гоголя  всегда  интересно читать. Даже  давно  известные произведения начинаешь  перечитывать и  увлекаешься, погружаясь в мир,  где переплетается реальность и фантастика, где сочные, яркие краски сгущают, оттеняют мрачный фон повествования.

 Казалось  бы, серьезный  классический  писатель,  философ,  но  берешь  его  книгу  и  становишься вольно или невольно участником событий, порой нереальных, а порой и самых житейский.   В  повести  «Портрет» присутствует  и  те  и  другие.

Я убеждена, что повесть «Портрет»  не может никого оставить равнодушным, потому что идея этой повести была, есть и будет  интересна всегда.

          Удивительно, что один  из самых  значительных критиков своего  времени, В. Г. Белинский  неодобрительно  отозвался о повести « Портрет»:<\p>

«Это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его  талант падает, но он и в  самом  падении остается  талантом».

Совет

       Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю  о  человеке, которого  погубила жажда золота. Автор  назвал свою повесть «Портрет».

Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух  частях  повести? Или  потому,  что Гоголь хотел  дать портрет современного общества  и  талантливого  человека,  который  гибнет или  спасается  вопреки враждебным  обстоятельствам и  унизительным свойствам  натуры? Или  это портрет искусства и  души  самого  писателя,  пытающегося уйти  от  соблазна  успеха  и  благополучия и  очистить душу высоким  служением искусству?

          Наверное,  есть  в  этой  странной  повести Н.В. Гоголя  и  социальный, и нравственный, и  эстетический  смысл, есть  размышление  о  том,  что  такое человек, общество, искусство.

Современность  и  вечность сплетены здесь  так неразрывно,  что  жизнь  русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к  библейским размышлениям о добре и  зле,  об  их  бесконечной борьбе в  человеческой душе.

           С художником  Чартковым  мы  знакомимся в  тот  момент его  жизни, когда  он  с  юношеской  пылкостью любит  высоту  гения  Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и  презирает  ремесленные  подделки,  заменяющие искусство обывателю.  Увидев в  лавке  странный  портрет старика  с  пронзительными  глазами,  Чартков  готов  отдать  за  него  последний  двугривенный.

 Нищета  не  отняла  у  него, а, возможно,  дала способность видеть  красоту  жизни и  с  увлечением  работать  над  своими  этюдами. Он  тянется к  свету  и  не  хочет  превращать искусство  в  анатомический  театр,  обнажать ножом-кистью «отвратительного человека».

Он  отвергает  художников,  у  которых « самая  природа…  кажется низкою, грязною», так что «нет  в  ней  чего-то  озаряющего». Чартков,  по  признанию его  учителя в  живописи,  талантлив,  но нетерпелив и  склонен к  житейским удовольствиям, суете.

Но  как  только  деньги,  чудом выпавшие из  рамы  портрета,  дают Чарткову возможность вести  такую заманчивую светскую жизнь и  наслаждаться  благополучием;  богатство и  слава,  а  не  искусство,  становятся  его  кумирами.

Обратите внимание

Своим  успехом  Чартков обязан  тому,  что,  рисуя  портрет  светской  барышни, который  выходил  у  него  скверным,  он  смог опереться  на  бескорыстное  произведение таланта –  рисунок Психеи,  где  чувствовалась, физически ощущалась мечта об  идеальном существе.

Но  идеал  был не  живым и,  только соединившись с впечатлениями реальной жизни,  стал притягательным, а  реальная жизнь обрела  значительность идеала.  Однако Чартков солгал,  придав бесцветной девице облик  Психеи. Польстив ради успеха, он  изменил чистоте искусства.  И  талант стал  покидать Чарткова, изменил   ему.

«Кто  заключил  в  себе  талант,  тот чище  всех  должен  быть душою», – говорит  отец  сыну  во  второй  части  повести.  Не правда ли, что это почти  дословный  повтор слов Моцарта в  пушкинской  трагедии: «Гений и злодейство – две  вещи  несовместные». Но для Пушкина добро – в  природе гениальности.  Гоголь  же  пишет повесть  о  том,  что художник,  как и  все  люди, подвержен  соблазну зла, но   губит  себя  и свой  талант ужаснее  и  стремительнее,  чем люди  обычные.  Талант, не реализованный  в  подлинном  искусстве,  талант,  расставшийся  с  добром,  становится разрушительным для  личности.

          Чартков,  ради  успеха уступивший истину благообразию,  перестает ощущать жизнь  в  ее  многоцветности, изменчивости,  трепете.  Его  портреты утешают, развлекают, «чаруют»  заказчиков,  но  не  живут,  они  не  раскрывают,  а  закрывают  личность, натуру.

И несмотря  на  славу модного  живописца, Чартков чувствует,  что он не  имеет  никакого отношения  к  настоящему  искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина  художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение,  испытанное им,  не  пробуждает  его  к  новой  жизни,  потому что  для  этого  необходимо отказаться  от  погони  за  богатством и  славой,  убить  в  себе  зло. Чартков  избирает  другой  путь, достойный «ничтожества от искусства»: он  начинает изгонять  из  мира  божественное,  скупать  и  резать  великолепные полотна,  убивать  добро. И  этот  путь  ведет  его  к  сумасшествию   и  смерти.

           Что  было  причиной  этих  страшных  превращений: слабость  человека  перед соблазнами или  мистическое  колдовство  портрета  ростовщика, собравшего  в  своем  обжигающем  взгляде  зло  мира?<\p>

       Н. В.  Гоголь двойственно  ответил  на  этот вопрос.

Реальное  объяснение  судьбы  Чарткова столь  же  возможно,  как  и  мистическое. Сон, приводящий  героя  к  золоту,  может  быть  и  осуществлением  его  подсознательных  желаний, и  агрессией  нечистой силы, которая  поминается  всякий  раз,  как  речь  заходит  о  портрете  ростовщика.

Слова  «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в  повести речевой  рамой  портрета.

         Художник,  прикоснувшийся  к  злу, написавший глаза  ростовщика, которые  « глядели демонски-сокрушительно»,  уже  не  может писать  добро, кистью его  водит  «нечистое чувство», и в  картине, предназначенной для храма, «нет святости в  лицах».

Важно

          Все люди,  связанные с  ростовщиком в  реальной жизни,  гибнут,  изменив лучшим свойствам  своей  натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его  влияние. Портрет ростовщика отнимает  у  людей радость жизни  и  пробуждает «тоску такую… точно  как  будто бы хотел  зарезать  кого-то».

По моему мнению, портрет ростовщика с его дьявольским взглядом является символом не только бесовщины, но и безумной, жгучей жажды обогащения. Портрет приносил людям несчастья, то есть жажда денег убивает все святое в человеке. Именно это и хотел сказать Гоголь читателям.

И мало избавиться от этого портрета – надо изменить свое сознание, очистить душу и помыслы. Пример тому – художник, ушедший в монастырь. Он осознал разрушительную силу портрета и злодейства, которое движет рукой художника, изменил мировоззрение.<\p>

Недаром Гоголь показывает нам три истории разных художников.

Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений – вещи несовместные.

Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло.

Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело – на этот раз стал уничтожать  произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».

Так как же не растратить свой дар понапрасну? Вспомним притчу о таланте. Один хозяин дал двум рабам по монете и попросил сберечь до его возвращения. Один, по прошествии времени, отдал ему монету, сказав, что хранил ее, зарыв в земле. А другой принес в 10 раз больше, сказав, что пустил монету в оборот и сколотил состояние.

Вот так, по мнению Гоголя, и человеческий талант – «зароешь его в земле» – ничего не выйдет, а с умом воспользуешься, и пожнешь плоды. Только, я считаю, нужно приложить максимум усилий, ведь талант без труда и упорства – ничто.

Совет

Лишь имея перед собой высокую цель, зная свое предназначение, следуя бескорыстным зовам, а не служа злу, можно надеяться на «правильную» реализацию таланта.  

          Тем не менее поветь «Портрет» не  несет  успокоения, показывая,  насколько  все  люди,  независимо  от  свойств  своего  характера  и  высоты  убеждений, подвержены злу.

Гоголь,  переделав финал повести,  отнимает  надежду  на  искоренение  зла. В  первой  редакции облик  ростовщика таинственно испаряется  с  полотна, оставив чистым  холст.

 В  окончательном  тексте повести портрет  ростовщика исчезает: зло  опять пошло  бродить  по  свету…

        Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.  

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/04/15/tema-tvorchestva-v-povesti-nv-gogolya-portret

Тема творчества в повести «Портрет» Н. В. Гоголя

Пристальное внимание Гоголя на разных этапах творческого 
развития привлекал вопрос о взаимоотношении 
искусства и действительности.

Художник и общество, искусство и жизнь, идейно-творческие задачи художника – все эти проблемы глубоко волновали его в период работы над «Миргородом» и «Арабесками».<\p>

Трагическое неустройство жизни 
— главная тема петербургских 
повестей. И в каждой из них дан 
свой вариант этой темы.

<\p>

Обратите внимание

Через многие произведения Гоголя проходит мысль о растлевающей власти денег: она начинает волновать писателя уже на заре его литературной деятельности.

В повести «Портрет» 
Гоголя волнует судьба искусства 
в современном мире. Тема эта была очень актуальна для собственного творчества писателя периода создания петербургских повестей. Как уберечь искусство художнику и писателю? В каком случае искусство способно оказать очищающее влияние на душу людей?

Композиция повести «Портрет» делится на две части; в первой из них Гоголь рассказывает жизненную историю художника Чарткова и его падения; вторая повествует о происхождении страшного портрета, о ростовщике Петромихали и художнике-монахе, искупающем свои грехи. Деление это Гоголь сохранил неизменным в обеих редакциях повести.

<\p>

Рассказ о жизненной 
истории Чарткова затрагивает крупные социальные, культурные и художественные проблемы. Скромным и незаметным художником начинает свою деятельность герой «Портрета». Это был человек, глубоко любивший искусство, отдававший ему все свои силы. Он «с самоотвержением предан был своему труду», своему призванию.

Бескорыстный труженик, Чартков не расставался с нуждой и лишениями. Приютившийся в маленькой комнатке в доме на Пятнадцатой линии Васильевского острова, он находился под постоянной угрозой оказаться на улице.

Подобно Пискареву, молодой художник Чартков живет в мире высоких идей, пытается сберечь свой талант от соблазна коммерческого успеха, не злоупотребляет ни бойкостью кисти, ни яркостью красок, прислушиваясь к совету своего учителя: «Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство».

В творческом труде его 
вдохновляют великие создания мастеров искусства прошлого, в произведениях 
которых является «человек вольный, свободный, таков, каким он создан природою».

«Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно.

Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами.

<\p>

Важно

Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал.

Это приходило 
к нему на ум не тогда, когда, занятый 
весь своей работой, он забывал и 
питье, и пищу, и весь свет, но тогда, когда наконец сильно приступала необходимость, когда не на что было купить кистей и красок, когда неотвязчивый хозяин приходил раз по десяти на день требовать платы за квартиру.<\p>

Тогда завидно 
рисовалась в голодном его воображенье 
участь богача-живописца; тогда пробегала 
даже мысль, пробегающая часто в 
русской голове: бросить все и 
закутить с горя назло всему.<\p>

И теперь он почти 
был в таком положении.»

 
 

Он мечтает разбогатеть с одной 
единственно целью: иметь возможность 
развивать свои художественные навыки. По случаю, он покупает портрет работы неизвестного автора, который его 
впечатлил живостью изображения. С 
этой покупки и начинаются все события.

Таинственным образом, человек с портрета “подбрасывает” художнику пачку денег, когда 
тот наиболее в них нуждается.<\p>

«Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать.

На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин.

И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником».

Так говорил он заодно с 
подсказывавшим ему рассудком; но извнутри раздавался другой голос, слышнее и 
звонче. И как взглянул он еще 
раз на золото, не то заговорили в 
нем двадцать два года и горячая юность.

Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки.

Совет

Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, наесться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице.»

С Васильевского острова 
Чартков переезжает в самый центр 
столицы, дает объявление об услуге написания 
портретов под заказ и постепенно превращается в хорошо оплачиваемого ремесленника. От таланта не остается и следа, только бездушное копирование с натуры.

Следование и в жизни, и в искусстве моде, ее нелепым 
причудам, служение пошлым вкусам заказчиков, «избранной» публики стало для Чарткова непреложным законом. И это с катастрофической быстротой сказывается на его творчестве.

«Ценители» таланта Чарткова были весьма далеки от понимания истинного искусства. Меньше всего они хотели правдивого воссоздания жизни. Дания заказ художнику написать портрет, они требовали идеализированного изображения натуры.

Всяческое приукрашивание это то главное, что определяло успех художника у «избранной» публики.

Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе. Словом, чтобы на лицо можно было засмотреться, если даже не совершенно влюбиться.».

«И вследствие этого, садясь писаться, они принимали иногда такие выражения, которые приводили в изумленье художника: та старалась изобразить в лице своем меланхолию, другая мечтательность, третья во что бы ни стало хотела уменьшить рот и сжимала его до такой степени, что он обращался наконец в одну точку, не больше булавочной головки. И, несмотря на все это, требовали от него сходства и непринужденной естественности. Мужчины тоже были ничем не лучше дам.»

«Сначала  Чарткова бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько. Даже из двух, трех слов смекал вперед, кто чем хотел изобразить себя. Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот.

Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на всё и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство. Скоро он уже сам начал дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти.

А писавшиеся, само собою разумеется, были в восторге и провозглашали его гением.

Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях»

После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант.

Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Да и сам Рафаэль писал не очень-то хорошо.

Обратите внимание

Микель-Анжело вообще хвастун… грациозности в нем нет никакой, и настоящий блеск, силу кисти и колорит нужно искать только теперь, в нынешнем веке.<\p>

Чартков становится модным и известным богачом.<\p>

Секрет его 
успеха прост – угождение самолюбивым 
заказам и отход от подлинного искусства.

<\p>

Однажды его 
попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как 
великолепно творчество молодого таланта, и понимает, как он сам пал, променяв талант на ремесло модного мазилы.

Из любимца света он превращается в изгоя, которого перестали принимать в лучших домах. А после и вовсе становится сумасшедшим: из зависти к чужому таланту, скупает и уничтожает лучшие картины.

И тут тот 
он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем по-настоящему художникам – он фанатично скупает и уничтожает их лучшие картины.

Никогда ни одно чудовище невежества не истребило 
столько прекрасных произведений, сколько 
истребил этот свирепый мститель. На всех аукционах, куда только показывался он, всякий заранее отчаивался в приобретении художественного создания.

Казалось, как будто разгневанное небо нарочно послало в мир этот ужасный бич, желая отнять у него всю его гармонию.<\p>

К счастию мира и искусств, такая напряженная 
и насильственная жизнь не могла 
долго продолжаться: размер страстей был слишком неправилен и колоссален для ее слабых сил.

Важно

Припадки бешенства 
и безумия у Чарткова начали оказываться 
чаще, и наконец все это обратилось в самую ужасную болезнь.

Он ничего не понимал и 
не чувствовал, кроме своих терзаний, и издавал одни ужасные вопли 
и непонятные речи.<\p>

И всюду его преследуют глаза старика с портрета. Вскоре Чартков сходит с ума и умирает.

А от его огромных богатств не могли найти ничего; но, увидев изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление.

Сделавший своим «призванием» накопление богатств, угодливое служение «верхам» общества, Чартков мог создавать лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли, живого чувства портреты знатных сановников, аристократических Дам, но он потерял Дар передать в искусстве большую жизненную правду, Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника, не способного создавать подлинные идейные и художественные ценности. Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свой талант, поставив дешевую славу, материальный успех выше искусства. Это трагедия человека, изменившего своему призванию, высоким творческим принципам ради расчетливого преуспевания.

 
Как и в любом своем произведении Гоголь указывает на то, что только чистота помыслов и честный труд может сделать человека успешным. Он говорит об ответственности художника за свое творение.

О том, что главная его цель – «пробуждать чувства добрые».

Он показывает, каким должен быть настоящий художник: «Нужно спасать чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

И в очередной 
раз нам напоминает о том, что не стоит заигрывать с нечистой силой, в реальности которой сам автор ничуть не сомневался.

Гоголю противно это общество, где все покупается и продается: исполнение закона, приговор судьи, человеческая совесть. Все решают в этом мире деньги. «Наш век давно 
уже приобрел скучную физиономию банкира», — замечает Гоголь в «Портрете».

Совет

Жаждой стяжания отравлены не только примитивные люди. Она вторгается порой даже в душу хороших, талантливых людей и безжалостно губит их.

<\p>

В повести приведена 
и история самого портрета, переходившего из рук в руки и приносящего беды своим владельцам.

Во второй части повести 
рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой 
человек и говорит, что он хочет 
забрать портрет старика, который 
по праву должен принадлежать ему. Тут 
этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег.

Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер.

Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь.

Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.

 
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые».

Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Источник: http://yaneuch.ru/cat_09/tema-tvorchestva-v-povesti-portret/205342.2070264.page1.html

Как писать сочинение “Искусство и ремесло” по повести Гоголя “Портрет”?

Молодой художник Чартков был не без таланта, подающий надежды и с большими перспективами на будущее.

Его учитель, замечая в юноше его нетерпение, желание следовать модным веяниям, ненужное щегольство старался предупредить юное дарование:<\p>

Старый и мудрый профессор понимал, что требуется для того, чтобы художник стал настоящим мастером, а не маляром. Но с Чертковым случилось именно то, от чего его и пытался оградить учитель.

Обратите внимание

Он не хотел терпеть, досадовал, когда видел как заезжие иностранные живописцы, столь почитаемые в русской среде, очень быстро становились богаты. И хотя он по прежнему постигал азы своего искусства, продвигаясь потихоньку всё выше и выше в своём умении, забывая

тем не менее Чертков тяготился своим нищим положением и неустроенностью в жизни.

И вот, странный и неожиданный подарок он получает от портрета, где чья-то умелая кисть изобразила странного мужчину. Этот демонический персонаж дал ему возможность разбогатеть.

Казалось бы, вот она – твоя дорога к постижению настоящего искусства!И Чертков строит планы, как он начнёт продвигаться к вершинам своего творчества, мечтает о признании своего таланта и грядущей славы. Но художник, пусть и модный и востребованный не властен перед желаниями заказчика, который платит деньги за работу.

Зачем ему какие-то творческие изыски, особые повороты головы, смелые решения в композиции полотна… Для заказчика главное, чтобы он себе нравился на портрете.

Если по началу художник ещё мог изумляться требованиям клиентов и его коробило то, что не имеет времени на обдумывание того, как лучше написать, изобразить данную персону, то втянувшись в этот рутинный процесс, уже не давал себе возможности что-либо обдумывать.

<\p>

Он наконец-то стал известным, популярным и богатым, но лишь ремесленником! Создавая массу заказных и однотипных портретов, в которых не было ни блеска, ни эффекта, а только заученные движения, стандартные положения. Чертков работал, как бездушная машина – чётко, аккуратно и без эмоций. Но что страннее всего

Его это уже не волновало. Признанный мэтр жирел,<\p>

Предав свой талант, своё предназначение, Чертков, по сути потерял самого себя. Но настоящая расплата была впереди.

Ему пришлось увидеть настоящее искусство, которое заставляет изумлённо застывать людей перед ним в немом благоговении

Важно

Чертков, вдруг, как просыпается и осознаёт, что бесцельно потратил свои годы на хлам, чепуху, загасив в себе искру таланта. А ведь и он мог, мог создать подобный шедевр! Картину представлял хорошо знакомый ему ранее сокурсник, который полностью посвятил себя познанию своего любимого искусства. Он постоянно трудился, смог отказаться от близких ему людей

Вся его жизнь была принесена в жертву искусства и он смог развить свой талант, став настоящим творцом!

Чертков, который выбрал для себя более лёгкую дорогу, не смог справится с

В конечном итоге он сходит с ума. Растрачивает все свои деньги на покупку<\p>

В этом безумном состоянии он и умирает.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3038467-kak-pisat-sochinenie-iskusstvo-i-remeslo-po-povesti-gogolja-portret.html

Тема творчества и ответственности художника в повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Повесть “Портрет” посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства.

Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “…Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято… В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства…

” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья…

Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя…” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения.

Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически.

В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Совет

Повесть состоит из двух частей: В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В.

Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой).

Почему погиб талант Чарткова? Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”? Каков смысл композиции?– ответы на эти и другие вопросы помогут юным читателям разгадать многочисленные тайны гоголевского текста.

На уроках речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание. Проблемный анализ поможет ученикам преодолеть многие “нестройности” восприятия текста.

Начало повести многообещающее: перед нами молодой, талантливый художник, “пророчивший многое: вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, содержанием, шибким порывом приблизиться к природе…”. Он умеет отличать подлинное искусство от подделки, за так называемым лицом увидеть “личину”.

Так, в картинах, выставленных на Щукинском дворе, прежде всего бросается в глаза не только бездарность их авторов, но и искажённая действительность: “Он остановился перед лавкою и сперва внутренне смеялся над этими уродливыми картинами. Здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоправно встала в ряды искусств…

Фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий более на индейского петуха, чем на человека”. Рассматривая с героем портретную живопись, автор с грустью отмечает отсутствие света , красоты и гармонии внутренней жизни в изображаемом.

Пройдёт совсем немного времени, и на полотнах Чарткова заиграют, забьют яркие, кричащие краски; хорошенькую головку Психеи заменит томное личико Лизы, на котором “можно обнаружить тяжёлые следы безучастного прилежания к разным искусствам”.

Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”.

Обратите внимание

Они попытаются скрыть следы деформированной действительности за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии, Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже всякому вдоволь благообразия…

Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти…” А пока он стоит “уже несколько времени неподвижно”, словно заворожённый, перед одним портретом, в больших, когда-то великолепных рамах…”

Рассматривая дома таинственный портрет, Чартков испытал одновременно два противоположных чувства: с одной стороны, он сильно испугался, с другой – какое-то томление охватило его. Молодой человек пытался заснуть, думая о “бедности, о жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете”, но портрет не давал ему покоя : что-то притягивало, манило за ширму.

Золото, блеснувшее в руках ростовщика, стало символом искушения, духовного испытания героя. В “Петербургских повестях” сновидения наделяются особой функцией испытания души.

“Герой-сновидец предстаёт как своеобразный медиатор между этим и тем светом; блуждающая душа героя обнажает переживаемое им состояние кризиса, что выражается в потере ориентации, неумении ответить на вопросы “где” и “когда”.

Переходы из одного сна в другой метафорически обозначают движение героя в пучину хаоса. Этот эпизод напоминает по тематике сцену “Вакула у Пацюка” из повести “Ночь перед Рождеством”. Вареник, попавший волшебным образом в рот кузнеца в “голодную кутью”, явился неким “договором” с нечистой силой.

Однако набожность Вакулы не позволили ему совершить грех. У Чарткова не было внутреннего стержня, как не было его у многих людей, живущих в ломающемся мире. “Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на Васильевском острове.

Схватив судорожно свёрток, Чартков смотрел, не заметит ли старик…”. Так произошло “подписание договора с дьяволом”. Эта тема не нова в литературе: она волновала Гёте, Байрона. Пушкина. Лермонтова.

Но у Пушкина в “Сцене из Фауста” развита мысль о том, что “человеческая природа всё ещё сохраняет благоговенье перед понятиями, священными для человеческого рода”. Любовь и является одним из таких понятий. Когда Мефистофель вырывает из души героя корень любви, ему ничего не остаётся, как издать приказ: “…

Важно

всё утопить”. Жизнь теряет всякий смысл, когда любовь превращается в иллюзию (см. анализ “Сцены из Фауста” в кн. Маранцман В. Г. На пути к Пушкину. – М., 1999).

В повести Гоголя диалога героев нет. Его участники (художник и ростовщик) пребывают в “разных пространственно-временных и исторических плоскостях”.

Вместе с тем формула диалога сохраняется в повести. Герои общаются с помощью жестов, взглядов, а свёрток с монетами – это итог этой встречи.

Таким образом, получение денег – это первый “прекрасный миг”, “преобразовавший” Чарткова. Он прекрасно устроился, составил себе карьеру, добился успеха у столичной знати. Деньги приобщили его к атмосфере, где царствует “презренный холод торговли и ничтожества”.

Творческие напряжения и порывы сменились небрежностью, равнодушием

к собственному творчеству. “Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Гений творит смело, быстро…” – так теперь рассуждает Чартков. Как здесь не вспомнить пушкинские строчки:

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво…

Гоголь лексически подчёркивает историю духовной гибели живописца.

“Уже он начал достигать поры степенности ума и лет… Уже в газетах и журналах читал прилагательные: “почтенный наш Андрей Петрович”,

“заслуженный наш Андрей Петрович”… Уже стали предлагать ему по службе почётные места”.

Во всех этих рядах обнаруживается два противоположных плана: один – передаёт продвижение по службе, внешнее восхождение, а другой план (внутренний) раскрывает деградацию личности художника (“Уже он начинал верить, что всё на свете просто, вдохновения свыше нет…”), променявшего талант на простые безделицы.

За свой быстрый успех герою пришлось расплачиваться талантом и душой.

Увидев “божественное” произведение искусства, привезённое из Италии, Чартков на миг прозрел, к нему вернулась молодость, “как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова”. Здесь герой ощутил второе “прекрасное мгновение”, на некоторое время восстановившее прерванную связь художника с миром людей, с миром искусства.

В этот миг он понял, что настоящий талант нельзя купить ни за какие деньги. Вновь фаустовский мотив “прекрасного мгновения”, на некоторое время осветил жизнь героя, наметил перелом в воззрениях и характере: от ослепления к прозрению, от заблуждения к истине. Однако восстановление его личности оказалось невозможным. Чартков истощил самого себя.

Совет

Когда он взглянул на картину, “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника”. Он хотел высказать замечания, но “речь умерла на устах его, слёзы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы”. Герой стал частью этой “нестройной” жизни, забыв о своём высоком предназначении.

Чарткорвым, как и пушкинским Фаустом, овладела страсть к разрушению, однако мотивы такого поступка у художника были иные. Последние дни жизни его были ужасны: он безжалостно уничтожал лучшие картины, шедевры мировой живописи. Зло потому стало для Чарткова неуничтожимо, что он оказался неспособен терпеть и надеяться.

Ему не хватило душевного покоя, мудрого смирения, чтобы преодолеть душевную смуту.

Во второй части повести рассказывается о судьбе автора этого таинственного портрета, сумевшего преодолеть в себе живописца нестройной жизни.

Художник, как и молодой Чартков “искал ту степень мастерства, то творческое состояние, которое позволяет уловить и передать глубинную суть живого человеческого лица”. Мастер, услышав просьбу ростовщика написать портрет, “на другой день , схвативши палитру и кисти, был у него в доме…

“Чёрт побери, как теперь хорошо осветилось его лицо! – сказал он про себя и принялся жадно писать, как бы опасаясь, чтобы как-нибудь не исчезло счастливое освещение”. Чарткова и художника-богомаза объединяет один образ – ростовщик.

Один увековечил его, а другой дал ему вторую жизнь, “оживил”. Ещё древние люди наделяли портретное изображение магической функцией (способностью портрета “оживать” и “оживлять” изображённое на нём.)

С портретным изображением связана надежда человека на “преодоление” смерти и посмертное существование в портретном образе (ростовщик художнику: “Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить”). Портрет получился “совершенный”, как будто живой человек глядел с полотна.

Автор портрета, как и Чартков, стремился к точному изображению, к овладению природой. Хозяин квартиры говорит о Чарткове: “Вот комнату рисует… нарисовал её со всем сором и дрязгом”. Всех присутствовавших в лавке поразили глаза ростовщика, “живые” глаза, пронизывающие душу насквозь. Подражание природе, видимо, необходимое для искусства, но явно недостаточное действие. Как отмечает В. А.

Обратите внимание

Фаворский, “живое” в искусстве не там, где с портрета смотрят совершенно живые глава, заставляя вас содрогаться, но там, где художнику удаётся создать цельное пространство – мир, который в своей цельности оказывается самостоятельным, самосущим, а значит, уже в очень значительной степени и живым”.

Вторая часть повести и раскрывает историю преодоления “заданности” искусства, путь познания и преодоления “порывов страдания”. Только жизнь в монастыре, посты и молитвы восстановили гармонию духа художника-портретиста. Картина, созданная художником после его пострижения и отшельничества, поразила “необыкновенной святостью фигур”.

“Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери… святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое”.

В повести “Портрет” представлен идеал художника – автор “великолепной” картины. Гоголь в нескольких фразах, но свободно и вдохновенно проговаривает свою позицию, наслаждается величия духа мастера. В этой картине, “чистой, непорочной, прекрасной, как невеста”, сказалась та свобода творчества художника, о которой мечтал писатель.

Жизнь художника прошла вдали от “свободного мира”. “Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий… Всем пренебрегал он, всё отдал искусству”. Как отмечается в исследовательской литературе, прообразом молодого талантливого художника стал друг Гоголя – А.А. Иванов.

“В облике Иванова, в его творческом самоотречении Гоголь видел образ идеального художника, о чём писал в “Выбранных местах…”. С Ивановым писатель познакомился в Риме в 1838 году при содействии В. А. Жуковского, когда тот работал над своим главным трудом – “Явление Мессии”. Знакомство переросло в дружбу, не прекращавшуюся до смерти писателя.

Гоголь высоко ценил талант живописца, присущий ему пытливый, философский склад ума. Всю страсть своего сердца Иванов отдавал работе над картиной. Около 1833 года Иванов создаёт эскизы будущего творения. На картине разворачивается сюжет, взятый из первой главы Евангелия от Иоанна.

Перед нами бугристый участок земной поверхности, ближе к зрителям почва слегка поднимается, уходит вглубь, затем опускается, вновь круто поднимается холмом и завершается долиной, за которой тянется вереница гор. Эти движением художник расширил пространство картины: каждое действующее лицо становится обозримым.

На переднем плане, чуть сдвинуты в левую сторону, под вековым деревом расположилась группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Между этими полюсами – вереница людей, которые пытаются понять происходящее, слушают, что им говорит Иоанн.

Вся апостольская группа направлена к Христу, группа фарисеев и книжников, спускающихся с холма, направляются от Христа. Они не приняли учение Господа, однако пришли Его послушать. Каждый персонаж выбирает свой путь: либо избавление от грехов, либо возможность жить по-прежнему. “Каждому достанется по его вере”, по самоощущению себя в меняющемся мире.

Важно

одни пребывают в смятении, сомнении; раб жаждет свободы; фарисеи живут прошлым; в лицах “дрожащих” чувствуется пробуждение сознания собственной душевной неустроенности. Некоторые ещё только прислушиваются к спокойному, ровному шагу Христа. Он несёт с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии. В эскизах есть фигура, получившая название “ближайшего” к Христу.

Это человек со встрёпанными волосами, в хламиде бруснично-жёлтого цвета, с худым лицом, обращённым в профиль. Вся фигура даёт впечатление мучительного переживания своей греховности. В картине нет, кроме него, ни одного лица, которое было бы носителем столь глубоко безысходных драматических черт.

В эскизных зарисовках легко обнаружить в этом персонаже характерные для Гоголя черты лица. Введение писателя в картину о Мессии в ранний период знакомства его с Ивановым могло произойти не просто с его согласия. но и при активном его содействии. Гоголь как раз в этот период работал над II редакцией “Портрета”, и покаянный настрой очень соответствовал этому процессу.

Связь Сцены из Фауста” А. С. Пушкина с “Портретом” Н. В. Гоголя основана на общности некоторых сторон мировоззрения двух гениев.

Если в человеке уничтожена любовь, не найдена “божественная опора”, разрушена нравственная природа, то весь мир может оказаться на краю духовной и физической гибели.

Когда ученики видят, как Гоголь, опираясь на литературные традиции, раскрывает новую мысль, создаёт новый сюжет, они убеждаются, что осмысленные писателем события, оставшиеся в памяти человечества, дают стимул к дальнейшим творческим поискам.



Источник: https://infopedia.su/6x38e0.html

Сочинение по повести Гоголя портрет

Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести “Портрет ” является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.

В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.

Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично.

Совет

Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете.

Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.

Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись “1000 червонных”.

Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами.

Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя.

Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.

В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.

Обратите внимание

Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь.

В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника.

А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.

В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-povesti-gogolya-portret/

Ссылка на основную публикацию