Тема войны в поэме Твардовского «Василий Теркин»
Война – сложное и страшное время в жизни любого народа. Именно в период мировых противостояний решается судьба нации, и тогда очень важно не потерять чувство собственного достоинства, уважение к себе, любовь к людям.
В годину тяжелых испытаний, во время Великой Отечественной войны, вся наша страна поднялась на защиту родины против общего врага.
Для писателей, поэтов, журналистов в тот период было важно поддержать боевой дух армии, помочь морально людям в тылу.
А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой.
Поэма «Василий Теркин» писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годину тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж его поэмы, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит.
Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.
Композиция поэмы также помогает раскрыть военную тематику произведения. Каждая глава имеет завершенную структуру, закончена по мысли.
Писатель объясняет этот факт особенностями военного времени; кто-то из читателей может не дожить до выхода следующей главы, а для кого-то не будет возможности получить газету с определенной частью поэмы. В названии каждой главы («Переправа», «О награде», «Два солдата») отражено описываемое событие.
Связующим центром поэмы становится образ главного героя – Васи Теркина, который не только поднимает боевой дух солдат, но и помогает людям пережить трудности военного времени.
Поэма писалась в сложных полевых условиях военного времени, поэтому язык произведения взят писателем из самой жизни. В «Василии Теркине» читатель встретит множество стилистических оборотов, присущих разговорной речи:
– Жаль, давно его не слышно,
Может, что худое вышло?
Может с Теркиным беда?
Здесь есть и синонимы, и риторические вопросы и восклицания, и свойственные поэтическому произведению, писавшемуся для народа, фольклорные эпитеты и сравнения: «пуля-дура». Твардовский приближает язык своего творения к народным образцам, к живым, понятным каждому читателю речевым конструкциям:
Молвил Теркин в ту минуту:
«Мне – конец, войне – конец».
Таким образом, поэма как бы в неспешной манере повествует о военных перипетиях, делая читателя соучастником изображаемых событий.
Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни.
Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной,
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой…
Война, описываемая Александром Трифоновичем Твардовским в поэме, не кажется читателю вселенской катастрофой, невыразимым ужасом.
Поскольку главный герой произведения – Вася Теркин – всегда способен выжить в трудных условиях, посмеяться над собой, поддержать товарища, и это для читателя особенно важно – значит, будет другая жизнь, люди начнут от души смеяться, громко петь песни, шутить – придет мирное время. Поэма «Василий Теркин» полна оптимизма, веры в лучшее будущее.
Источник: https://school-essay.ru/tema-vojny-v-poeme-tvardovskogo-vasilij-terkin.html
Трагедия войны в поэме Твардовского «Василий Теркин»
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» стала непосредственным откликом автора на трагические события Великой Отечественной войны.
Поэма состоит из отдельных глав, объединенных общим героем – Василием Теркиным, простым деревенским парнем, как и многие другие, вставшим на защиту своей Родины.
Чувство патриотизма – это то, что всегда было свойственно русскому человеку, всегда проявлялось в трудное для страны время.
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Опасность подстерегает их в любую минуту, ведь каждый из них может погибнуть.
Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?
А.Т. Твардовский рисует многие трагические эпизоды войны, например, в главе, «Переправа», где ему удается замечательно передать растущую тревогу, напряженность событий – неудачной попытки переправы.
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, –
Ни приметы, ни следа.
Драматичность действия усиливается, когда автор показывает гибель людей:
И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно…
«Под огнем неразбериха», артиллерийский обстрел, рвущиеся снаряды – обстановка, в которой происходят события, передана поэтом так, что предстает перед глазами эта страшная картина войны, нарисованная правдиво и честно.
Бойцы показаны и в минуты отдыха. У них простые бытовые заботы, дружеские беседы, но и в это время чувствуется, что идет война, что мирная жизнь разрушена врагом. Они мечтают о том, как все вернется, как они будут счастливы, но
Где девчонки, где вечерки?
Где родимый сельсовет?
Ведь понятна печаль Теркина, что «не носит писем почта в край родной смоленский твой», – его родные места оккупированы врагом, он ничего не знает о своих близких, но он и его товарищи сделают все возможное, чтобы освободить родную землю и вернуть мирную жизнь. Они чувствуют свою ответственность и высокое чувство долга по отношению к Родине.
Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
Они не боятся смерти, потому что долг перед Родиной и народом выше личного: «Раз война – про все забудь…» Им не нужны награды, они сражаются не ради этого. И автор, говоря о высоком предназначении русского солдата – освободить землю от фашизма, – проявляет подлинный гуманизм поэта и человека.
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы –
Ради жизни на земле.
Источник: https://vip-gdz.ru/tragediya-vojny-v-poe-me-tvardovskogo-vasilij-terkin/
Сочинение. Поэма А. Твардовского “Василий Теркин” — Энциклопедия великой отечественной войны
Книга А. Т. Твардовского “Василий Теркин” правдиво отражает действительность и заставляет вновь и вновь размышлять о войне, о жизни. Поэма органически срослась со своим временем — Великой Отечественной войной. Бессмертный подвиг русского народа сделал и поэму Твардовского бессмертной.
Помимо главного героя, Теркина, книга “населена” множеством эпизодических лиц: офицеры, солдаты, генерал, деревенские дед и баба, русская старуха, волею судеб заброшенная в глубь Германии… Почти все они безымянны (исключение составляют только Иван Теркин да еще — в вариантах поэмы — некий боец Сидоренко и новобранец Иван Савчук), ио именно эта безымянность и образует единый образ народа.
Твардовский не приукрашивает события военного лихолетья: он не рисует “веселую войну”, не. изображает подвиги своего героя как забавные и исключительно победные похождения.
Война показана им как невероятно трудное и смертельно опасное дело. “На войне как на войне”.
Показательно, что наиболее сильные главы поэмы — это главы трагического звучания: “Переправа”, “Бой в болоте”, “Про солдата сироту”…
Как прохватывает ветер, Как луна теплом бедна. Ах, как трудно все на свете:
Служба, жизнь, знма, война.
Сознание справедливости этой священной войны проникло в плоть и кровь, в сознание и подсознание автора поэмы. Сказать о погибших воинах:
Спят бойцы. Свое сказали
И уже навек правы, —
Значит, выразить философию войны, ее суть.
Так же понимает войну и герой: для него она — не за славу, не за ордена и медали и не за повышение в чинах.
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна, А нужна, больна мие родииа,
Родная сторона!
Показателен и постоянный мотив поэмы, почти рефрен, проходящий (с некоторыми вариациями) через все произведение:
Бой идет свитой и правый. Смертный бой не ради славы,
Роди жизни на земле.
Принято называть “Книгу про бойца” энциклопедией Великой Отечественной войны.
Несмотря на гиперболичность такого определения, оно справедливо в том же смысле, в каком Белинский называл “Евгения Онегина” энциклопедией русской жизни своего времени.
Поэма может служить одним из источников воссоздания фронтовой атмосферы 1941—1945 гг., что засвидетельствовали бесчисленные ее читатели-фронтовики.
Все, что заботит и волнует на войне простого солдата — от естественного чувства самосохранения, потребности в доброй солдатской пище и тоски по женской ласке до высокой любви к родине и готовности к подвигу, — получило здесь свое отражение.
С самого начала, буквально с первых стихов, автор вводит нас в быт, в будни войны:
На войне, в пыли походной, В летвий зной и в холода, Лучше нет простой, природной…
Лучше нет воды холодной…
Война показана не с птичьего полета и не в глобальном своем масштабе, а какой она предстает обыкновенному рядовому солдату-пехотинцу.
Твардовский лаконичен в изображении фронтового пейзажа:
На могилы, рвы, канавы, На поля, холмы дырявой, Изувеченной земли,
На болотный лес корявый,
На кусты — снега легли.
Поражает наблюдательность автора, зоркость его художественного взгляда и мастерство передачи деталей фронтового быта. Однако читатель никогда не забывает, что за этими деталями быта, за событиями дня — общий ход великой войны, охватившей полсвета.
Эта “энциклопедия” тем более достоверна и ценна, что она документальна, так как написана самим очевидцем, участником событий, буквально с “натуры”, в боевой, походной обстановке, а не в столичном кабинете, за письменным столом.
Замечательное свойство произведений Твардовского — необыкновенная, покоряющая правдивость. И “Василий Теркин” в этом смысле один из наиболее показательных примеров.
Без “сущей правды” тем более нельзя обойтись, когда пишешь о таком сложном, противоречивом, героическом и одновременно трагическом, жестоком явлении, как война, да еще невиданная в истории по своим масштабам и жертвам, как Великая Отечественная.
В самом начале “Книги про бойца” помещена поэтическая декларация жизненной необходимости “правды сущей” — этого главного этического и эстетического принципа Твардовского:
А всего иного пуще
Не прожить наверняка —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да, была б ова погуще
Как бы ви была горька.
Разговор о войне идет откровенный, серьезный. Показана и ее святая справедливость, и ее героика, показан и ее трагизм. Срывающиеся переправы, неудачи в бою, тоскливое чувство беззащитности под минометным огнем в условиях топкого болота, состояние внезапно осознанного полного одиночества солдата, узнавшего о гибели всех его родных и близких…
Тема постоянной опасности и смерти на фронте возникает в поэме неоднократно:
Кому память, кому слава, Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.
Показаны героические и трагические стороны войны:
Люди теплые, жввые
Шли на дно, иа дио, иа дио…
Смерть на войне показана как дело обыкновенное и даже весьма вероятное:
А убьют — так тело мертвое
Твое с другими в ряд Той шинелкою потертою
Укроют — спи, солдат!
Ощущение страха в бою, подавляемое волей, — закономерность, инстинкт, присущий также и опытным бойцам, сила, выносящая человека из огня:
Низко смерть над шапкой свищет, Хоть кого согнет в дугу. Цепь идет,, как будто ищет
Что-то в поле иа сиегу.
В поэме Твардовского нет ничего показного, внешне эффектного, плакатного. И в то же время все основывается на высочайшей патриотической идее. Патриотизм, считал Л. Н. Толстой, — это чувство, “редко проявляющееся, стыдливое в русском”, но в то же время лежащее “в глубине души каждого”. :
Черты патриотизма проявляются и в Теркине, ибо его агитация осуществляется не по обязанности, а по душевной щедрости, личной склонности и внутренней убежденности. Потому она по-особому убедительна, конкретна, действенна.
Патриотическая идея в “Книге про бойца” передается не фразой и лозунгом, а изображением всего поведения и мироощущения героя, неоднократно возникающим лирически взволнованным обращением к родине:
А всего милей до дому, До тебя дойти живому, Заявиться в те края:
— Здравствуй, родина моя!
Произведение наполнено героическим пафосом и высоким лиризмом, что покоряет и убеждает читателя.
— Взвод! За Родину! Вперед!
И хотя слово ои эти,
Клич у смерти на краю,
Сотни раз читал в газете
И не роз слыхал в бою, В душу вновь оии вступали С одинаковою той Властью правды и печали,
Сладкой горечи святой…
Поэма Твардовского оказалась настолько оперативной, что обогнала себя и собственную славу. В самом же произведении она упоминается как уже бытующая в солдатской среде поэма: “Жили, “Теркина” читали…”, и Теркин присутствует в ней не только как герой действительности, но и как герой произведения, приобретшего популярность задолго до своего завершения.
Невозможно припомнить в мировой литературе что-либо подобное.
“Слово о полку Игореве”, “Война и мир” создавались после изображенных в них битв. Твардовский же шел по горячим следам войны и закончил свою поэму с окончанием войны. В этом — непроходящее преимущество Твардовского перед каким угодно талантом, берущимся за военную тему спустя десятилетия. Об этом он с полным основанием говорит в кульминационной главе “На Днепре”:
Пусть не мне еще с задачей
Было сладить. Не беда.
В чем-то я его богаче, —
Я ступал в тот след горячий.
Я там был. Я жнл тогда.<\p>
Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-poema-a-tvardovskogo-vasilij-terkin-enciklopediya-velikoj-otechestvennoj-vojny/
Трагическая правда Великой отечественной войны в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»
Поэма Александра Твардовского «Василий Теркин» посвящена Великой Отечественной войне и людям на войне. Автор с первых строк нацеливает читателя на реалистическое изображение трагической правды войны в своей «Книге про бойца» —
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.<\p>
Даже сама композиция — отдельные главы-эпизоды, начало «с середины», восприятие глав в каком угодно порядке — тоже свидетельство тех горьких дней, когда можно не дождаться следующих строк, не дожить до продолжения.
Даже сам герой Василий Теркин, рядовой, воюющий уже другую войну, не похож на своего тезку — сказочного богатыря-победителя Васю Теркина с полос фронтовой газеты, которую выпускал во время финской войны Александр Твардовский с товарищами в Ленинградском военном округе.
Кажется, он идет рядом в строю, ест из одного котелка, преодолевает все трудности и неприятности, принимает на себя первый удар, как и положено рядовому пехотинцу:
В строй с июня, в бой с июля, Снова Теркин на войне.
Когда читаешь эту книгу впервые, конечно, обращаешь внимание и на искрометной юмор, на политбеседу: «Не унывай!», на подвиги Теркина.
Действительно, это интересно и достойно внимания: и переправа в ледяной воде, чтобы помочь десанту, и то, что Теркин собирается вернуться к товарищам и просит спирта сразу за «два конца» через реку, и то, как он из винтовки сбивает вражеский самолет, и как поднимает роту в атаку после смерти командира, и как бьется с фашистом один на один. Много ярких глав-эпизодов, наверное, чтобы каждый из читателей — современников поэмы и из читателей — «однополчан» героя смог найти свое, «почти о себе». Но меня больше поразили другие строки поэмы:
Старшина паек им пишет,
А по почте полевой
Не быстрей идут, не тише
Письма старые домой,
Что еще ребята сами
На привале при огне
Где-нибудь в лесу писали
Друг у друга на спине…
Или рассказ о коротком случайном привале, о музыке, согревающей сердца, очищающей души, прибавляющей сил. И вдруг понимаешь, что память о погибшем товарище не принадлежит только близким, она должна жить для всех и продолжать бороться с врагом:
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Поэтому и понятно, что танкисты отдают Василию гармонь:
Командир наш был любитель,
Это — память про него.
Даже раздумья Теркина о награде теперь понимаешь иначе: не как живое представление в лицах про возвращение героя с войны, про его, может, немного хвастливые рассказы на гулянке среди девчат — видишь просто мечту вернуться домой, освободить родной край от врага, ибо пока еще
Не носит писем почта
В край родной смоленский твой.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Именно эта мысль о награде за честный, тяжелый солдатский труд, о признании подвига каждого из защитников Родины кажется мне наиглавнейшей, наиважнейшей. Каждый имеет право на награду, на благодарность потомков. Так и видишь этот бой на болоте, напоминающий нам, потомкам, песни военных лет и фильмы:
И в глуши, в бою безвестном
В сосняке, в кустах сырых,
Смертью праведной и честной
Пали многие из них.
Пусть тот бой не упомянут
В списке славы золотой,
День придет — еще повстанут
Люди в памяти живой…
Наверное, главная награда, единственная отсрочка, которую солдат пытается выпросить даже у смерти, — это желание хоть одним глазком увидать салют победы, погулять в тот день среди живых, постучать в одно-единственное окошко. Солдат смотрит правде в глаза, не утешает себя тем, что после Победы на фронте все страдания закончатся. Он знает, что
Догола земля раздета
И разграблена, учти.
Все в забросе.
Он бросает вызов разрушениям, смерти:
Я работник,
Я бы дома в дело вник.
— Дом разрушен…
— Я и плотник…
— Печки нету.
— И печник…
Я от скуки — на все руки,
Буду жив — мое со мной.
Может, именно благодаря этому жизнерадостному оптимизму поэму «Теркин» любили во время войны и с удовольствием читают сейчас! Герой сам сознает свою силу и поэтому ощущает свой долг — быть везде в первых рядах. Именно потому во время атаки, когда падает командир,
Увидел, понял Теркин,
Что вести его черед:
— Взвод! За Родину! Вперед!..
Поэтому Василий и не обижается, когда встречает еще одного Теркина, своего двойника:
— Приятно,
Что такой же рядом с ним.
Это правильно, что оживают литературные герои, становясь в строй защитников Родины, что герои навечно застывают в граните, бронзе, воплощаются в чеканные строки поэм. Они живут рядом, воспитывая в нас лучшие чувства, и самое главное из них — любовь к Родине, возможность выстоять в тяжелую годину. Они защищают нас от отчаяния, от временного неверия в свои силы, от недооценки товарищей.
Хорошо, что есть на свете
То серьезный, то потешный
Русский чудо-человек.
Источник: https://vsesoch.ru/a-t-tvardovskij/698-tragicheskaya-pravda-velikoj-otechestvennoj-vojny-v-poeme-a-tvardovskogo-lvasilij-terkinr.html
В чем состоит правда о великой отечественной войне, представленная в поэме “василий теркин”?
В статье “Как был написан “Василий Теркин”” Твардовский рассказал историю появления легендарного литературного героя в белофинскую войну 1939 – 1940 годов. Тогда авторы фронтовой газеты “На страже Родины” придумали имя и характер для умелого, никогда не унывающего бойца.
Имя – с намеком на опытность, бывалость, “тертость”; характер – смелый, жизнерадостный, находчивый. Вася Теркин был условным, непритязательным, полулубочным персонажем-бойцом, он переходил из одного фельетона в другой и стал постоянным героем веселых комиксов и стихотворных подписей к ним.
Твардовский приводит в статье пример иллюстрированного рассказа-шутки “Как Вася Теркин “языка” добыл”: Вася замаскировался под сугроб, белофинский лыжник наехал на этот сугроб, упал и был взят в плен: Так в разведке очень ловко, Применивши маскировку, Добыл Теркин “языка” И доставил в штаб полка.
Сам поэт не относился к Васе Теркину серьезно, поэтому во вступлении к серии фельетонов герой представлен богатырем (сажень в плечах), весельчаком, любителем поесть и повоевать:
Но зато не бережет Богатырской силы И врагов на штык берет, Как снопы на вилы.
Одним словом, Вася Теркин – необыкновенный боец – своей сказочной удачливостью и оптимизмом понравился советским солдатам финской кампании. С 1942 года Твардовский снова стал печатать в военных газетах стихотворные истории о Теркине, но теперь героя звали Василием, да и мало он был похож на прежнего удальца.
Чтобы подчеркнуть различие между двумя одноименными героями, Твардовский прямо говорит, что новый Теркин – обыкновенный парень: Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
(“На привале”) Теперь задача поэта несравненно труднее – не просто показать удачные приключения неунывающего русского богатыря, а раскрыть характер воюющего народа. Для этого в большинстве глав поэмы описываются обычные эпизоды тяжелой и опасной солдатской жизни во время Великой Отечественной войны.
Характерна в указанном смысле глава ” Бой в болоте”, содержание которой как бы вступает в спор с шутливым описанием подвигов прежнего Васи Теркина: Заключить теперь нельзя ли, Что, мол, горе не беда, Что ребята встали, взяли Деревушку без труда? Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил!
Твардовский хорошо понимал: Отечественная война, война за национальную независимость, принципиально отличается от локальной советско-финской кампании и требует совсем другого изображения:
Нет, товарищ, скажем прямо: Был он долог до тоски, Летний бой за этот самый Населенный пункт Борки.
Бой местного значения автор приравнивает к великой битве за Сталинград, потому что тут и там солдаты воевали и умирали за Родину: И в трясине, в ржавой каше, Безответно – в счет, не в счет – Шли, ползли, лежали наши Днем и ночью напролет… И в глуши, в бою безвестном В сосняке, в кустах сырых Смертью праведной и честной Пали многие из них.
В поэме, в отличие от подписей к комиксам, Твардовский не боится показывать лишения, тяготы войны и так выражает свое уважение красноармейцам, которые пережили все это и победили. Именно эта правда о войне становится для поэта главным предметом изображения. Автор рассказывает о неудавшейся переправе в главе “Переправа” или об отступлении сорок первого года в главе “Перед боем”.
Рассказывает без боязни, потому что знает, что советский народ обязательно победит в этой войне, священной для него, а значит, справедливой. Эту же мысль повторяет Теркин своим фронтовым товарищам: Не зарвемся – так прорвемся, Живы будем – не помрем. Срок придет, назад вернемся, Что отдали – все вернем.
(“Перед боем”) Жизнь солдата на войне изображена Твардовским просто, без бодрых лозунгов и призывов. Поэт шутливо перечисляет темы своей книги: Про огонь, про снег, про танки, Про землянки да портянки, Про портянки да землянки, Про махорку и мороз… (“От автора”) –
И ни разу не упоминает привычных идеологических символов: коммуниста-политрука, красное знамя, присягу.
Наоборот, солдат думает на фронте о свежей воде, о простой пище, о сне, о семье и любви, ценит шутку-прибаутку, правду (даже самую горькую) и, конечно, жизнь. Все перечисленное – обычные человеческие желания и потребности, но за этой внешней обыденностью и приземленностью скрыт истинный, непоказной патриотизм – чувство “стыдливое в русском, но в то же время лежащее в глубине души каждого” (Л. Н. Толстой).
В главе “Кто стрелял?” описывается почти сказочный, но реальный военный эпизод: Теркин выстрелом из трехлинейной винтовки сбил немецкий бомбардировщик. (В истории Великой Отечественной войны документально зафиксирован случай: рядовой Михаил Лысов в октябре 1941 года из винтовки с оптическим прицелом сбил фронтовой пикировщик Юнкере – 87.
) Сей геройский поступок вроде напоминает прежние лихие подвиги Теркина – солдата белофинской войны.
Но в “Книге про бойца” автора интересует не столько смелый поступок Теркина, сколько душевное состояние бойцов в окопах: сначала жужжание майского жука навеяло воспоминания о мирной весне, но оно быстро сменилось страшными звуками авианалета, и бойцы сполна ощутили, что значит “и смерть, и ад со всех сторон” (А. С.
Пушкин): Смерть грохочет в перепонках, И далек, далек, далек Вечер тот и та девчонка, Что любил ты и берег. И друзей, и близких лица, Дом родной, сучок в стене… Здесь уже нет и следа “веселой” войны, реальная война становится тяжелейшим психологическим и физическим испытанием для человека.
Чем ближе конец “годины горькой” (“От автора”) и, значит, финал книги, тем чаще Твардовский показывает страдания людей, человеческие трагедии.
Теркин всю войну вспоминает родину, что “томится под врагом”, и поэтому, форсировав Днепр в верховьях, то есть фактически освободив родной смоленский край, он, к удивлению друзей-бойцов, плачет: Мать-земля моя родная, Вся смоленская родня, Ты прости, за что – не знаю, Только ты прости меня! (“На Днепре”) Безысходное горе чувствует солдат-сирота, который на месте своей деревни увидел только пустырь, заросший многолетним бурьяном: А у нашего солдата, – Хоть сейчас войне отбой, – Ни окошка нет, ни хаты, Ни хозяйки, хоть женатый, Ни сынка, а был, ребята, – Рисовал дома с трубой… (“Про солдата-сироту”)
Потерять кисет с махоркой, Если некому пошить, – Я не спорю, – тоже горько, Тяжело, но можно жить, Пережить беду-проруху, В кулаке держать табак… Но Россию, мать-старуху, Нам терять нельзя никак. (“О потере”) Итак, поэма “Василий Теркин” – “энциклопедия солдатской жизни”. Это определение Твардовский прочитал в письме одного фронтовика.
Конечно, для автора лестно получить подобный читательский отзыв, но он справедлив не во всем. Были еще стороны солдатской жизни в Великой Отечественной войне, которые поэт не показал: расстрелы за нарушение приказа №227 “Ни шагу назад!”, деятельность СМЕРШа по разоблачению “шпионов” на передовой (С. Викулов “Теркин и война” // Наш современник, 1995, №7) и т. п.
Эту правду расскажут писатели, которые будут изображать войну спустя годы после победы: В. П. Некрасов (“В окопах Сталинграда”), К. М. Симонов (“Живые и мертвые”), В. О. Богомолов (“Иван”, “В августе сорок четвертого”), В. Л. Кондратьев (“Сашка”), В. П. Астафьев (“Пастух и пастушка”, “Прокляты и убиты”).
Но бесспорно одно: Твардовский создал замечательное произведение об Отечественной войне во время войны. Герой поэмы – народ, поэтому главное, что удалось автору, – это выразить народный взгляд на войну, взгляд несуетный и правдивый. Для поэта символом народа-победителя стал обыкновенный солдат, рядовой пехотинец.
Его жизнь и ратный труд автор сделал понятными и близкими читателю, прославил его подвиг и пробудил чувство уважения, благодарности, любви к простому солдату, скромному и малозаметному.
Как Отечественная война отличалась от финской кампании, так и Вася Теркин отличался от Василия Теркина.
Значение всенародного подвига в Великой Отечественной войне определило пафос “Книги про бойца”: Твардовский показал войну непарадную, неофициальную, зато настоящую.
В поэме нет восхваления советского строя, нет образа коммуниста-идейного вдохновителя, который бы звал на подвиг, не упоминается даже имя Сталина, зато есть война ротного и батальонного уровня, где простой боец – личность, от него зависит победа. Не случайно в поэме не описываются, а только упоминаются великие сражения Отечественной войны под Москвой, под Сталинградом, под Курском и т. д., где действовали целые фронты и армии.
Источник: https://ege-essay.ru/v-chem-sostoit-pravda-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-predstavlennaya-v-poeme-vasilij-terkin/
Будни военные в поэме А. Т. Твардовского «Василий теркин»
Сочинения по литературе: Будни военные в поэме А. Т. Твардовского «Василий теркин»<\p>
Александр Трифонович Твардовский написал выдающееся произведение о войне — поэму«Василий Теркин».
Книга очень полюбилась практически всем, кто ее прочитал, и это не случайно: ведь так оВеликой Отечественной войне еще никто до Твардовского не писал. Многие выдающиеся полководцы издавали своикниги, в которых рассказывали о планах грандиозных сражений, о перемещениях армий, о тонкостях военногоискусства.
Военачальники знали и видели то, о чем писали, и они имели полное право освещать именно эту сторонувойны. Но была и другая жизнь, солдатская, о которой нужно знать не меньше, чем о стратегии и тактике. Оченьважно понимать проблемы, переживания и радости рядовых.
Наверное, трудно представить человеку, не принимавшемуучастия в войне, жизнь простого солдата. Твардовский рассказывает нам о ней очень правдиво, без прикрас, ни очем не умалчивая. Писатель сам был на фронте, узнал обо всем не понаслышке.
Понимал Твардовский, что победа надГерманией складывалась из подвигов, совершенных обыкновенными людьми, простыми солдатами, такими, как главныйгерой его поэмы — Василий Теркин. Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретитьна войне. Не занимать ему было чувства юмора, ведь
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Сам Твардовский говорит о нем:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
В главе «Теркин — Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он — это собирательный образ. Первыйподвиг Теркина, о котором мы узнаем, — это побег из немецкого плена.
В те времена его могли расстрелять за то, что он не покончил жизнь самоубийством. Именно к этому призывало руководство страны всех пленных, находящихся вГермании. Но чем же виноват человек, попавший к врагам? Не по своей ведь воле он это сделал. Теркин не побоялся, бежал оттуда, чтобы снова защищать Родину от врага.
Несмотря на это, он чувствовал себя виноватым:
Заходил в любую хату,
Словно чем-то виноватый
Перед ней. А что он мог…
Мы видим, что часто на войне бойцы чувствуют себя виноватыми из-за того, что кто-то погиб. Когда во время переправыодин из взводов остался на вражеском берегу, другие солдаты избегали говорить об этом:
И о нем молчат ребята
В боевом родном кругу,
Словно чем-то виноваты,
Кто на левом берегу.
Бойцы уже и не надеялись увидеть товарищей живыми, мысленно попрощались с ними, и вдруг дозорные увидели какую-тоточку вдали. Конечно, они обсуждают увиденное, высказывают различные мнения, но даже не смеют думать о том, чтокто-то мог доплыть живым с того берега.
Но в том-то и дело, что Теркин опять совершил героический поступок — добралсядо своих по ледяной воде, которая «даже рыбам холодна». Этим он спас жизнь не только себе, но и целому взводу, за которымбыли посланы люди. Поступил Теркин очень мужественно, далеко не каждый решится на такое.
Попросил солдат уполковника вторую стопку водки: «так два ж конца». Теркин не может оставить друзей в неведении, поэтому плыветобратно на другой берег, чтобы обрадовать их благополучным исходом своего путешествия.
А опасность для негопредставляет не только холод, еще и «пушки бьют в кромешной мгле», потому что
Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы —
Ради жизни на земле.
Защита жизни на земле — главное дело солдата, и иногда приходится для этого жертвовать собственной жизнью, здоровьем. На войне без ранений не обходится, не избежал этого и Теркин. Он попал в «погребушку» к немцам, чтобы проверить, неоттуда ли бьет пушка. Сидевший там немец выстрелил и попал Теркину в плечо.
Страшные сутки провел Теркин, «оглушенныйтяжким гулом», теряя кровь. По нему били свои же орудия, а погибнуть от своих — это еще ужаснее, чем от врагов. Толькочерез сутки нашли его, истекающего кровью, «с лицом землистым». Надо ли говорить о том, что Теркин вполне мог бы ине ходить туда, ведь никто не принуждал его идти к врагу в одиночку.
Интересно отношение Теркина к награде:
— Нет, ребята, я не гордый,
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
Везде и всегда есть люди, которые стремятся к высоким наградам, это основная цель их жизни. Безусловно, и на войнетаких было достаточно. Многие из кожи вон лезли, только бы получить орден.
Причем обычно это люди, которые не особолюбят рисковать своей жизнью, а больше сидят в штабе, выслуживаются перед начальством. Как мы понимаем из слов самогогероя, даже медаль ему нужна не для хвастовства, а как память о войне, и он ее заслужил.
Теркин не произносит громкихслов, а выполняет свой долг, не ожидая наград и почестей. Ведь война – это непрерывный, тяжкий ратный труд. УТеркина был и страшный поединок с немцем:
Так сошлись, сцепились близко,
Что уже обоймы, диски,
Автоматы — к черту, прочь!
Только б нож и мог помочь.
Они дерутся один на один, «как на древнем поле боя». Твардовский прекрасно понимал, что такая борьба — это совсемдругое, тут каждый полагается лишь на свои силы, это как бы возвращение к истокам боевого искусства.
Исход любой битвызависит не только от физической силы противников, в конечном счете решают все чувства, эмоции. А в рукопашной схваткеэта зависимость итога борьбы от чувств проявляется еще сильнее. В начале главы «Поединок» автор показывает физическоепревосходство немца, «дармовым добром кормленного».
Но Теркина разозлило то, что кто-то смеет заявляться в российскиедома, требовать себе еды, наводить в стране «свой порядок». И еще больше подхлестнуло Теркина то, что немец замахнулсяна него своей каской. И это действие немца решило все, исход борьбы был ясен. Теркин взял «языка» — добычу ночи».
Онснова совершил подвиг, выиграв ужасный поединок. Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» — это глава «Смерть ивоин». Она повествует о том, как смерть пришла к нашему герою, который «неподобранный лежал».
Смерть уговаривала егосдаться ей, но Теркин мужественно отказывался, хотя это ему стоило это очень больших усилий. Смерть не хочет так простоупускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал понемногу уступать, он задал Смерти вопрос:
Я не худший и не лучший,
Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай,
Дашь ты на день отпуск мне?
Из этих слов солдата мы понимаем, что уже даже и не жизнь больше всего дорога ему, он готов расстаться с ней, но победурусских ему видеть необходимо, он в ней даже в самом начале войны нисколько не сомневался.
Участие в войне противфашизма, этом страшнейшем и величайшем событии XX века, — главное дело его жизни. В тяжкой борьбе помогает главномугерою фронтовое братство. Даже смерть удивляется этой дружбе и отступает.
Автор утверждает, что такой «святой и чистойдружбы» не видел нигде, кроме войны. Полную опасностей и лишений жизнь солдата скрашивала не только дружба, но идобрая шутка.
Именно таким солдатом-балагуром, умеющим позабавить и повеселить бойцов в походе и на привале, выступаетВасилий Теркин. Вспомним его шуточную беседу про сабантуй, встречу с солдатами на привале и многие другие эпизоды, согретые теплой усмешкой.
В поэме «Василий Теркин» Твардовский показал главного героя в разных ситуациях, мы видим Теркина и на поле боя, и вгоспитале, и на отдыхе. И везде он находчив, смел и полон оптимизма.
Твардовский создал собирательный образрусского солдата, который боролся против фашизма, защищая свою Родину. Писатель дал нам возможность проследитьза ходом войны глазами простых солдат, он показал нам военные будни.
Мы должны чтить и помнить героев, такихкак Теркин, именно благодаря им Россия смогла победить во Второй Мировой войне.
Источник: https://ruslit.biz/budni-voennye-v-poeme-a-t-tvardovskogo-vasilij-terkin/