В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города?

17. В чем проявляется уродливость быта чиновничьего города (по «Ревизору» Н.В.Гоголя)

   В  «Ревизоре» Н.В.Гоголь собрал все самое дурное, что только знал о жизни чиновников. Поэтому пьеса стала общественной комедией, направленной против недостатков всего общества. Каждый из персонажей наделен своими пороками, которые высмеивает драматург. Это и казнокрадство, и ложь, и халатное отношение к службе. 

   Так, городничий Сквозник-Дмухановский – главный мошенник города.

Он говорит: «Тридцать  лет живу на  службе; ни один купец,  ни подрядчик не мог  провести; обманывал, пройдох и плутов  таких,  что  весь свет  готовы  обворовать,  поддевал  на  уду!» Провести себя не позволял, а вот за порядком в городе  не следил: за время пребывания «ревизора» в городе «была высечена унтер-офицерская жена», на улицах «кабак, нечистоты». Но Сквозник-Дмухановский думает лишь о том, как провести проверяющего. Он привык к тому, что все решается с помощью денег. Вот он, основной порок городничего, главного чиновника города! 

   А в каком запущении находятся богоугодные заведения, смотрителем которых является Земляника! Размышляя о больных, он говорит: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Теперь-то понятно, почему больные в его заведении, «как мухи выздоравливают» (обычно «как мухи», мрут…). Землянике безразлично состояние больниц, приютов. Его волнует только личная выгода! 

Обратите внимание

     А судья Ляпкин-Тяпкин даже не скрывает того, что берет взятки, потому что считает, что «взятки борзыми щенками – дело совсем иное».  Автор не случайно дает ему  говорящую фамилию,  обозначающую делать все «кое-как».

Да, фамилия полностью отражает его характер! Представляете, у него в суде «в передней, куда обычно приходят посетители» сторожа развели гусей с гусенками, «которые так и шныряют под ногами», а как инструмент правосудия здесь считают не статую Фемиды, а «арапник, висящий на стене».

       По моему мнению, все чиновничество уездного города N объединяет благоговение перед людьми высшего чина.

Не случайно смотритель учебных заведений Хлопов говорит: «Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул»! Именно этот страх и послужил основой того, что Хлестакова приняли за «важную персону» и стали оказывать всякие почести.      

     Таким образом, уродливость быта города проявляется в продажности и лености чиновников, царящем беззаконии, неподобающем виде государственных учреждений.

Милана

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/ege/zadanie-17/2679-17-v-chem-proyavlyaetsya-urodlivost-byta-chinovnichego-goroda-po-revizoru-n-v-gogolya

liter2013tipichnye-oshibki-ege – Стр 3

Исходя из этого, можно предположить, что автор прощает Катерину. Она действительно достаточно за свою жизнь натерпелась и, пожалуй, заслужила покой. Особенно чётко авторская позиция раскрывается в финале драмы.

Катерина перед тем, как совершить этот страшный поступок, видит перед собой не «геенну огненную», как наказание за страшнейший христианский грех, а «солнышко», траву, деревья, слышит пение птиц как знак того, что природа принимает её в «свой храм».

Когда же мы видим Катерину уже бросившуюся с крутого и высокого берега Волги, она предстаёт перед нами совсем как живая, у неё только «кровь выступила», а на лице ни боли, ни печали, выражение её лица отображало чистоту, покой, умиротворение.

Не это ли является авторским прощением, дарованным своему герою?»

(10 баллов: 2 + 2 + 2 + 2 + 2)

Важно

Несомненно, выпускник понимает и объясняет авторскую позицию, однако раскрывает тему сочинения неполно, что связано с недостаточно глубоким знанием текста драмы А.Н. Островского.

Ему следовало более убедительно объяснить, почему Катерине «что домой, что в могилу…», в чем сущность ее внутреннего конфликта; раскрыть отношение к ней других персонажей (Бориса, Тихона, Кулигина), а также вспомнить смысл говорящего имени («чистая»), который раскрывается в ее образе.

Не вполне точно вспоминает автор сочинения и детали финала: действительно, Катерина упала с обрыва, но при этом она «как живая», «только на виске маленькая ранка и одна только… капелька крови».

Итак, даже лучшие работы выпускников свидетельствуют о недостаточном знании текста изученных произведение и указывают на необходимость специального заучивания наизусть цитат из прозаических текстов (а также программных стихотворений), формирования навыков краткого пересказа и точной отсылки к фрагменту произведения, о чем говорилось в методических рекомендациях прошлых лет.

Еще одной проблемой, которую выявляет ЕГЭ по литературе, является неумение учащихся пользоваться теоретическими знаниями. Напомним, что «…освоение литературоведческого метода имеет большое значение… в формировании системы взглядов учащихся на искусство, его специфику, а также в формировании мировоззрения.

Постепенное освоение литературоведческого метода служит основой формирования умений самостоятельно анализировать, оценивать литературное произведение»5.

Приведем примеры сочинений, в одном из которых отразилось полное незнание литературоведческой терминологии (работа 1), в другом – достаточный уровень владения ею и уместное ее использование в процессе раскрытия темы сочинения (работа 2).

С5.1. В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)

«Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» представляет нам чиновный мир со своим укладом, бытом. Мастерски рисуя несуществующий город, который является олицетворением всей нашей страны в целом, автору удаётся полностью раскрыть ту степень беспорядка, произвола, который, можно сказать, существует в России и по сей день.

Совет

Начало пьесы связано с получением письма о приезде инкогнито-ревизораи поручения внеплановой «чистки» своих дел. Внешне мы обнаруживаем только боязнь того, что найдут, то, чего не должен знать никто.

Ответ на этот вопрос мы получаем в последующих сценах, после того, как Бобчинский и Добчинский объявляют Хлёстова ревизором. С этого момента начинаются богатые угощения, «денежная помощь» незнакомому человеку, поездка по городу, различным заведениям.

И это всё показывает, насколько могут быть добры вышестоящие люди, а их страх перед проверками, перед правдой. Уродливость всей их обыденности состоят в том, что они нравственно

5 Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроке литературе. М.: Просвещение, 1981. С. 55.

21

ограниченны, ведь даже не понимают того, что их действия носят отрицательный характер, что они творят хаос и беззаконие, заботясь только о своём кошельке. Гоголь сатирически высмеивает их пороки, характеры. Детали и ремарки позволяют нам глубже увидеть, как при даче взятки чиновники каждодневно обкрадывают других.

Таким образом, мы понимаем, что уродливость быта чиновников в том, что эти люди не понимают, что их действия ужасающие. Для них это норма. Они ограничены в своём мировоззрении, живут взятками, деградируют на работе и не приносят пользы обществу». (3 балла: 1 + 0 + 1 + 1 + 0)

С5.1. Какие философские проблемы ставит М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени»?

«Действие романа разворачивается в30-егоды XIX столетия, в эпоху реакции после поражения декабристов. Это было время, когда в русское сознание стали проникать идеи европейских философов, и мыслящие люди эпохи пытались их исследовать и понять. М.Ю.

Лермонтов не стал исключением. Его интересуют не столько события, происходящие с героем, сколько его внутренний мир – мысли, переживания, желания, чувства, т.е. то, как личность оценивает себя и своё место в жизни.

Это делает роман не толькосоциальным, но ипсихологическим.

Вцентре романа проблема незаурядной, во многом странной личности. Тем более писателю было интересно объяснить, что движет её поступками, почему они совершаются, как оцениваются героем.

Обратите внимание

Итак, философским роман делает обращение писателя кпроблеме личности, которая исследуется впсихологическом плане. Кто же он, Григорий Александрович Печорин – «герой нашего времени»?

Прежде всего, необходимо сказать, что Печорин – натура двойственная, противоречивая. В чём это проявляется? Как объясняется?

Водном из своих внутренних монологов (повесть «Княжна Мери» состоит из дневниковых записей героя) он и сам говорит о «врождённой страсти противоречить». А

вразговоре с Мери Печорин не так уж и рисуется, говоря о том, что его «молодость протекла в борьбе с собой и светом», о том, что лучшее, естественное своё человеческое начало он прятал от света. Так он становился «нравственным калекой».

«Главная ошибка Печорина в том, что он считает одну половину своей души умершей, в то время как обе половины живы и только одна полностью подавляла другую», – напишет Д. Мережковский.

Доминирующее, циничное начало в Печорине – не вина ли общества, из которого он вышел? Популярная идея Жан Жака Руссо о том, что общество «портит» человека, вступает в полемику с лермонтовской позицией: последний считает, что это не основополагающий фактор становления личности (вспомним жестокость Казбича и

Азамата, людей простых, выросших в естественных условиях, за пределами
общественных пороков и не развращённых обществом). Да ведь и сам Печорин –

«покинутый странник» (канонический образ романтизма), «бешено гоняющийся за жизнью» (В.Г. Белинский).

И в этой погоне главный спутник его – скука, которая, по сути, и лежит в основе его «жажды» деятельности.

Бэла, Мери – его страстные увлечения, несущие за собой только боль и страдания, возможно, могли бы воспламенить его душу, точнее, ту её половину, которая для него уже мертва, но всякий порыв натыкается на «разъедающий анализ»: «…я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной… пустой желудок».

К чему же анализировать всё в жизни? К чему приводит подобное убеждение? Вспомним Базарова, его огромное эго и эгоизм, в пику которому не смогли стать даже естественные человеческие чувства к любимой женщине. В романе Лермонтова Печорин подходит к индивидуализму, мешавшему найти ответ на главный вопрос – о собственном предназначении.

Читайте также:  Сочинение: письмо родиону раскольникову

22

Важно

Перенесёмся же в главу «Фаталист», которая освещает ещё однуфилософскую проблему – проблему предопределения судьбы человека.

Она является ключевой для пониманияавторского замысла и вот почему: Печорина нельзя назвать фаталистом, он даже иронизирует над этим «мусульманским поверьем» о том, что «судьба человека написана на небесах», потому что фатализм отбирает у человека свободу воли.

Для Печорина его свободная воля – главное достоинство личности, то, что движет её поступками: «… я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает…», – пишет он в дневнике.

Печорин пытается понять (и ему это удаётся) людей и их поступки, но понять высшую цель своей жизни, он не может, это выше его понимания.

Однако один раз он всё же совершает поступок, не затрагивающий «пустые страсти», а потому настоящий, добрый, делающий его характер героическим – захват пьяного казака.

Вот почему, когда его поздравляли с этим героическим поступком, он произносит слова: «…и было с чем».

В этом поступке мы видим, с одной стороны, что главное для него – деятельность (идея Фихте: «Жизнь как деятельность, деятельность как борьба»), с другой – мы понимаем, что Печорин приходит к преодолению эгоизма и осознанию того, что цель жизни – в любви к ближнему, в полезной деятельности.

Правда, читатель уже знает, что к этому моменту Печорина нет в живых. Вот почему глава «Фаталист» так важна в композиции романа: из неё становится понятно, кем мог бы стать Печорин, если бы жил в другое время.

Совет

Итак, философская мысль автора утверждает, что высшая цель жизни человека извлекается из действительности. Так решалась Лермонтовым центральная проблема романа – проблема поиска смысла жизни человеком».

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, демонстрирует знание проблематики романа, формулирует и обосновывает свою точку зрения (3 балла): на инструментальном уровне использует теоретико-литературныепонятия (2 балла); однако недостаточно разносторонне (хотя и уместно) привлекает текст произведения (2 балла); сочинение характеризуется композиционной цельностью (3 балла) и грамотностью речевого оформления (3 балла). Работа оценена 13 баллами.

Особо следует сказать о методической проблеме оценивания сочинений по второму критерию. Не раз обсуждалось предложение установить определенную норму для количества терминов, употребленных в сочинении.

Эти идеи рождаются из желания не только защитить участника экзамена, но и сделать более четкими подходы к оцениванию. Однако есть обоснованное опасение: такое решение приведет к схоластическому подходу.

Эксперт в первую очередь должен оценить не объем включенных в сочинение понятий, а уместность их использования, навык владения литературоведческим инструментарием, которым школьная программа не перегружена.

Приведенные примеры экзаменационный работ позволили выйти на ряд методических проблем.

В заключение рассмотрим еще один вопрос, который возникает в связи с субъективным фактором при оценивании развернутых ответов. Значительная часть формулировок заданий С1–С5включает в себя проблему, позволяющую выпускникам давать собственные разнообразные интерпретации художественного произведения.

Трактовка выпускника может не совпадать с интерпретацией эксперта, который порой ожидает увидеть в работе экзаменуемого собственный ракурс видения проблемы.

Обратите внимание

Например, при ответе на вопрос: «В каких произведениях еще изображается “избранное” общество и в чем его изображение можно сопоставить с изображением “избранного” общества в “Мертвых душах”?» – выпускник построил высказывание на примерах из «Грозы» (Кабаниха и Дикой) и «Недоросля» (семья Простаковых). Эксперт с таким подходом не согласился, так как не счел общество Кабановых и Простаковых «избранным», что нельзя признать справедливым.

23

В ряд с приведенным примером можно поставить предложения ввести в систему оценивания критерий полноты раскрытия темы. Такое решение приведет к резкому повышению роли субъективного фактора.

Например, выпускник, размышляя над вопросом, что явилось причиной дуэли между Печориным и Грушницким, выбирает в качестве магистрального ответа коллизию, связанную с ревностью.

При действующий критериях он имеет право выбрать такой аспект ответа, но «критерий полноты» расширит границы ожиданий экспертов до неподъемных задач.

При оценивании работ по литературе следует помнить о специфике предмета, о том, что писатель приглашает читателя к сотворчеству, к свободному раздумью над текстом.

Перечисленные «проблемные зоны» школьного изучения литературы в той или иной степени были конкретизированы в методических рекомендациях по итогам ЕГЭ прошлых лет.

Методическую помощь учителю и учащимся при подготовке к ЕГЭ могут также оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

–документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2014 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

–открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий;

–учебно-методическиематериалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

–аналитические отчеты о результатах экзамена и методические письма прошлых

лет;

–перечень учебных изданий, разработанных специалистами ФИПИ.

24

Источник: https://StudFiles.net/preview/3300365/page:3/

Чиновники в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сочинение по литературе

   «Ревизор» – одно из лучших произведений Н.В. Гоголя. Говоря о замысле комедии, автор заявлял, что в ней он решил
   Именно так возник город N, в который приезжает ревизор.

Его приезд – полная неожиданность для всех чиновников, так как каждому из них есть что скрывать от государственного инспектора.

   Главным чиновником в городе является, конечно же, городничий.

Это человек неглупый, «уже постаревший на службе», поэтому знающий все тонкости чиновничьего обхождения, хитрый, грубый и, главное, взяточник. Для него самое страшное – это донос:

Чтобы выяснить, не было ли какой-нибудь жалобы на него, городничий просит почмейстера Шпекина вскрывать каждое письмо, приходящее в город.

 
   Городничий считает себя полноправным хозяином города, наслаждается своим положением и очень боится потерять свою должность, поэтому категорически запрещает показывать мнимому ревизору просителей и желающих пожаловаться на притеснения от главы города. Привычка брать и давать взятки так укоренилась в его сознании, что он с уверенностью заявляет:

Важно

В полной мере городничий показал себя в последней сцене комедии, когда выясняется, что Хлестаков никакой не ревизор. Герой кричит, называет себя старым дураком, не понимает, как его, который не одного купца и губернатора обмануть сумел, провёл какой-то прохвост из Петербурга.

Но, чтобы снять с себя вину за такой просчёт, он вслед за остальными чиновниками обрушивается с руганью на Бобчинского и Добчинского.
   Все богоугодные заведения города находятся под началом Артемия Филипповича Земляники. Но сладкой у этого человека оказалась только фамилия. Этот чиновник глуп, жаден и труслив.

Но в тонкостях государственной «службы», как и городничий, разбирается отлично, ведь это именно Земляника предлагает под «благовидным предлогом» дать Хлестакову деньги и учит, как это сделать «правильно». Сам герой берет взятки и не скрывает этого: так, он прямо говорит Ляпкину-Тяпкину, что больных предписано овсяным супом кормить, а у него в больницах одной капустой пахнет.

Чиновника нисколько не волнует, что люди в его заведениях умирают постоянно («Выздоравливают как мухи», – говорит он, не смущаясь, Хлестакову). Он живёт с тем твердым убеждением, что ежели будет угодно, человек выздоровеет, а ежели нет, то и так умрёт. При этом Земляника подлый человек.

Так, при встрече с мнимым ревизором он в разговоре о местных чиновниках высказывается о смотрителе учебных заведений как о вольнодумце и предлагает написать на него донос.
   Вполне говорящая фамилия и у частного пристава Степана Ильича Уховертова, а также полицейского Держиморды. Только по фамилиям этих персонажей уже можно судить, какие методы они предпочитают использовать на службе.

   Фамилия судьи Ляпкина-Тяпкина также вполне красноречиво говорит о нём. Судебные разбирательства и документы для него – тёмное дело. Аммос Фёдорович прямо заявляет, что если какой ревизор и заглянет в бумаги, то ничего в них не поймёт, раз он столько лет на этой должности, а до сих пор ещё не всё понимает. Ляпкин-Тяпкин, как и все чиновники города, взяточник.

Но, будучи любителем псовой охоты, взятки он берёт борзыми щенками, а потому и за взятку это не считает.
   Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин – весьма глупый и наивный человек. Свою должность называет «приятным времяпрепровождением». Этот персонаж без зазрения совести вскрывает письма горожан, а самые интересные коллекционирует.

Поэтому Гоголь с большой иронией изображает его смущение, когда городничий предлагает ему читать письма, чтобы найти донесение, а также в тот момент, когда Шпекин приносит разоблачительное письмо Хлестакова. 
   Таким образом, различия между чиновниками ничтожны.

Совет

Все они берут взятки, не считая это преступлением, все они равнодушны к своим должностным обязанностям, грубы с подчиненными, заискивают с вышестоящими по чину. Все они считают себя хозяевами города, которые могут вершить его судьбу и судьбу его жителей по своему усмотрению.

   В своей комедии Н.В. Гоголь рисует картину деградации российского чиновничества. С удивительной тонкостью и мастерством автор сумел изобразить каждый образ, который, не теряя индивидуального своеобразия, в то же время являл собой типичное явление той эпохи.

Читайте также:  Анализ стихотворения пушкина «демон»

Ликвидация безграмотности плюс…

Литература – это новости, которые не устаревают

(Эзра Паунд)

Источник: http://literarus.ru/literatura/oge-po-literature/izobrazhenie-chinovnikov-v-revizore/

Сочинение «ЧИНОВНИЧИЙ МИР В КОМЕДИИ ГОГОЛЯ РЕВИЗОР»

Комедия Н. В.Гоголя”Ревизор” – яркое изображение быта инравов чиновничьей России 30-х годов XIXвека. Напримере маленького российского городка,затерявшегося в самой глубинке, намоткрываются нравы России того времени.

Такие, как взяточничество, сплошноебеззаконие, ставшее нормой, казнокрадства ипопрание всякого человеческогодостоинства, повсеместный помещичийпроизвол и бездеятельная запущенностьгосударственных учреждений.Самыезначительные люди в городе, вроде судьи,который пользуется авторитетомобразованного человека, оратора, на самомделе никчемны и бездеятельны.

Ляпкин-Тяпкинне только полностью не сведущ в судебныхделах, но и не занимается ими вовсе.Увлекаясь охотой, он берет взятки борзымищенками и находитверный способ уйти от ревизии, даваяХлестакову деньги “взаймы”.Попечительбогоугодных заведений Земляника так жеслывет в обществе “человеком честным”,а в действительности – плут “тонкий”.

Онне только казнокрад и бездельник, но и ябеда:при первой же возможности он наговариваетХлестакову на своих же товарищей, стремясьобелить себя.

Между тем в его больнице люди”мрут, как мухи”.ПочтмейстерШпекин – человек умственно ограниченный, неимеющий ни достоинств, ни нравственныхпринципов. Единственный его интерес в жизни- это мелочное любопытство. Шпекин получаетистинное наслаждение, когда злоупотребляясвоим служебным положением, распечптываетчужие письма.

Его не мучают ни совесть, нисмущение, в этом он видит чуть ли не своюобязанность.

Робкий изабитый, вечно трясущийся от страха,смотритель училищ Хлопов не стремится что-либоизменить: он охвачен постоянным страхомперед возможными ревизиями и все егодействия сводятся только лишь к постояннымжалобам и нытью.

Подобное отношение к своимслужебным обязанностям характерно длявсего чиновничества города. Такие “государственныемужи” нисколько не пекутся о людях илиблагоустройстве города.

Обратите внимание

Их личные интересыи собственноеспокойствие дороже для них всего на свете.Главнымдействующим лицом в комедии авторпредлагает признать не самого ревизора, авсю группу чиновников вместе с. городничим.Изворотливый, неглупый, выслуживающийсядолгой службой, привыкший не упускать все,что “плывет в руки”, т. е.

взяточник иханжа – таким предстает перед нами главачиновниковуездного города Сквозник-Дмухановский. Он. сампризнается, что “мошенников надмошенниками обманывал, поддевал на удупройдох и плутов таких, что весь свет готовыобворовать”. Соревнование вмошенничестве, казнокрадство и подлоги онвозвел в норму жизни.

А взяточничество длягородничего настолько близко и родственно,что он и не сомневается в его правомерности:”Это уж самим богом устроено”.

Всегдагрубый и дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмухановскийразительно меняется при общении сначальством: его вежливость,обходительность и показное радушие незнают границ.

Такие метаморфозыобъясняются неуемным желанием, мечтой всейжизни городничего выбиться в генералы,стать птицей высокого полета.

Недаром писательговорит: “В “Ревизоре” я решилсобрать все дурное в России, какое я тогдазнал, все несправедливости, какие делаютсяв тех местах и в тех случаях, где большевсего требуется от человека справедливости,а за одним разом и посмеяться над всем”.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-chinovnichij-mir-v-komedii-gogolya-revizor/

Чиновничий мир в комедии Гоголя «Ревизор»

Темой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» является изображение быта и нрава чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века. В комедии на примере маленького города показано то, что было характерно для всей огромной России того периода, казнокрадство, взяточничество, беззаконие, попирание человеческого достоинства, помещичий произвол.

Смысл и вся направленность комедии заставляют признать главным действующим лицом «Ревизора» всю группу чиновников вместе с городничим.

Изворотливый, неглупый, выслужившийся долгой службой, привыкший хватать все, что «плывет в руки», то есть взяточник и хапуга, — таким предстает перед нами глава чиновников уездного города Сквозник-Дмухановский.

Важно

Он сам признается, что «мошенников над мошенниками обманывал, поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать». Взяточничество он воспринимает как должное. «Это уж самим богом устроено»,— таково его мнение.

Казнокрадство городничего проявляется в том, что он присвоил деньги, выданные на постройку церкви, а в город прислал рапорт, что церковь начали строить, да она сгорела. Грубый, дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмухановский становится вежливым и обходительным в обращении с начальством.

Самая большая мечта этого человека — стать птицей высокого полета, выбиться в генералы. Судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин — ближайшие помощники городничего по административному управлению города. Характер и манера поведения этих героев похожи на поведение городничего.

Судья Ляпкин-Тяпкин является значительным лицом в городе. Его считают образованным человеком, прекрасным оратором, ученым. Но это только мнение окружающих. В судебных делах он не сведущ и ими не занимается. Он увлекается охотой, берет взятки борзыми щенками, не видя в этом ничего плохого. Поэтому, дав Хлестакову деньги «взаймы», судья точно уверен, что для него ревизия пройдет благополучно.

Попечитель богоугодных заведений Земляника — «человек честный» и плут «тонкий». Он не только казнокрад и бездельник, но и ябеда: он наговаривает Хлестакову на своих же товарищей. В больнице, которой ведает Земляника, люди «мрут, как мухи».

Смотритель училищ Хлопов отличается крайней робостью и забитостью. Но это ему не мешает бездельничать и злоупотреблять служебным положением Хлопов живет в постоянном страхе от всяких ревизий, вечно жалуется на тяготы своей службы по учебной части.

Почтмейстер Шпекин — человек глупый, умственно ограниченный. Единственный его интерес в жизни — это мелочное любопытство. Совсем не смущаясь, Шпекин распечатывает чужие письма, и это доставляет ему истинное наслаждение.

Критикуя чиновничество, Гоголь раскрывает суть административного строя России. Недаром писатель говорил: «В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, а за одним разом и посмеяться над всем».

(3 votes, average: 3.33

Источник: https://school-essay.ru/chinovnichij-mir-v-komedii-gogolya-revizor.html

Чиновничий мир в комедии н. в. гоголя «ревизор»

ЧИНОВНИЧИЙ МИР. Темой комедии Н, В. Гоголя «Ревизор» является изобра­жение быта и нрава чиновничье-бюрократической России 30-х годов XIX века, В комедии на примере маленького города по­казано то» что было характерно для всей огромной России того периода: казнокрадство» взяточничество» беззаконие» по­пирание человеческого достоинства, помещичий произвол.

Смысл и вся направленность комедии заставляют признать главным действующим лицом «Ревизора» всю группу чинов­ников вместе с городничим.

Изворотливый, неглупый, выслу­жившийся долгой службой, привыкший хватать все» что «плы­вет в руки», то есть взяточник и хапуга, — таким предстает перед нами глава чиновников уездного города Сквозник-Дму- хановский.

Совет

Он сам признается, что «мошенников над мошен­никами обманывал, поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать». Взяточничество он воспри­нимает как должное. «Это уж самим богом устроено», — та­ково его мнение.

Казнокрадство городничего проявляется в том, что он присвоил деньги, выданные на постройку церкви, а в город прислал рапорт, что церковь начали строить» да она сгорела. Грубый, дерзкий с подчиненными Сквозник-Дмуха- новский становится вежливым и обходительным в обращении с начальством.

Самая большая мечта этого человека — стать птицей высокого полета, выбиться в генералы. Судья Ляп- кин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, смотритель училищ Хлопов, почтмейстер Шпекин — ближай­шие помощники городничего по административному управле­нию города. Характер и манера поведения этих героев похо­жи на поведение городничего.

Судья Ляпкин-Тяпкин является значительным лицом в го­роде. Его считают образованным человеком, прекрасным ора­тором, ученым. Но это только мнение окружающих.

В судеб­ных делах он не сведущ и ими не занимается. Он увлекается охотой, берет взятки борзыми щенками, не видя в этом ничего плохого.

Поэтому, дав Хлестакову деньги «взаймы», судья точно уверен, что для него ревизия пройдет благополучно.

Попечитель богоугодных заведений Земляника — «чело­век честный» и плут «тонкий». Он не только казнокрад и бездельник» но и ябеда: он наговаривает Хлестакову на своих же товарищей. В больнице» которой ведает Земляника, люди «мрут, как мухи».

Смотритель училищ Хлопов отличается крайней робостью и забитостью. Но это ему не мешает бездельничать и злоупот­реблять служебным положением Хлопов живет в постоянном страхе от всяких ревизий, вечно жалуется на тяготы своей службы по учебной части.

Обратите внимание

Почтмейстер Шпекин — человек глупый, умственно огра­ниченный. Единственный его интерес в жизни — это мелоч­ное любопытство. Совсем не смущаясь, Шпекин распечатыва­ет чужие письма, и это доставляет ему истинное наслаждение.

Критикуя чиновничество» Гоголь раскрывает суть админи­стративного строя России. Недаром писатель говорил: «В «Ре­визоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России» какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от чело­века справедливости, а за одним разом и посмеяться над всем».

Источник: https://www.prepodka.net/chinovnichij-mir-v-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Материалы для подготовки к ЕГЭ по литературе

Формулировки задания 17 (ЕГЭ литература)

Как в «Слове о полку Игореве» проявляется авторское отношение к <\p>

героям и событиям? <\p>

Как авторская позиция проявляется в финале драмы <\p>

А.Н. Островского «Гроза»? <\p>

Какую роль в жизни героев романа М.А. Шолохова <\p>

«Тихий Дон» играет семья?

Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина <\p>

«Недоросль»? <\p>

Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей <\p>

Базарова?

Каким предстаёт образ родного дома в лирике С.А. Есенина? Влад

Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»? <\p>

(По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)

Как встреча с Платоном Каратаевым повлияла на мировоззрение <\p>

Пьера Безухова? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Читайте также:  Как равнодушие окружающих влияет на человека?

В чём заключается смысл названия рассказа М.А. Шолохова <\p>

«Судьба человека»?

Какие черты «милы» автору в образе Татьяны Лариной? <\p>

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин») <\p>

Какие душевные качества Обломова привлекают Штольца? <\p>

(По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Почему Лопахин не может стать подлинным спасителем вишнёвого <\p>

сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад»)

Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны понятия одиночества и <\p>

поэтического вдохновения?

Какова роль образа города в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

В чём проявилось своеобразие героев и проблематики ранней <\p>

прозы М. Горького? (По рассказу «Старуха Изергиль»)

Какой путь нравственного возрождения России намечает Н.В. Гоголь <\p>

в поэме «Мёртвые души»?

Что дало основание Л.Н. Толстому назвать А.П. Чехова <\p>

«художником жизни»? (По пьесе «Вишнёвый сад»)

О каких вечных проблемах бытия размышляет в своём <\p>

поэтическом творчестве А.А. Ахматова?

Почему, вкусив воздуха свободы, Мцыри должен был умереть? <\p>

(По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)

В чем символический смысл образа дороги в поэме Н.В. Гоголя <\p>

«Мертвые души»?

Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Как вы понимаете слова В.И.

 Немировича-Данченко, утверждавшего, <\p>

что «…несмотря на беспрерывный гомерический хохот, вы чувствуете, <\p>

как комедия быстро, неуклонно и с изумительной правдивостью <\p>

начинает вздыматься до трагических высот»? (По пьесе Н.В. Гоголя <\p>

«Ревизор».) <\p>

Почему особым достижением Грибоедова-драматурга А.С. Пушкин <\p>

считал язык комедии? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему судьба благоволит простосердечному Гриневу, а не <\p>

расчетливому Швабрину? (По роману А.С. Пушкина <\p>

«Капитанская дочка».)

Как понимает свободу главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова <\p>

«Мцыри»?

Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина <\p>

«Капитанская дочка»?

Как в изображении народа проявляется неоднозначность <\p>

авторской позиции? (По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».)

Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме <\p>

А.Н. Островского «Гроза».)

В чем своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике <\p>

Б.Л. Пастернака?

Что даёт основание рассматривать пьесу А.С. Грибоедова <\p>

«Горе от ума» как трагикомедию?

Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Родиона <\p>

Раскольникова?

Каким предстаёт «русский труженик-солдат» в поэме <\p>

А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

В чём заключается драматизм судьбы Онегина? <\p>

(По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона <\p>

Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского <\p>

«Преступление и наказание».)

Как в творчестве А.А. Ахматовой раскрывается тема личности <\p>

и истории?

Почему Софья, героиня комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», <\p>

по выражению автора,

–«девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку»?

Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение <\p>

Л.Н. Толстого о том, что «сущность её жизни

–любовь»?

В чём особенность звучания революционной темы в поэзии <\p>

А.А. Блока?

Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много <\p>

второстепенных персонажей?

  Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина?

Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе <\p>

Ольги Ильинской? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?

В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? <\p>

(По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор».)

Почему А.А. Фет считал природу средством исцеления <\p>

«скорбящей души»? (По лирике А.А. Фета.) <\p>

Какими качествами обладают любимые герои автора в <\p>

булгаковской прозе? (По роману М.А. Булгакова <\p>

«Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

Почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» <\p>

назван в критике социально-психологическим?

В чём заключается нравственный смысл пьесы А.Н. Островского <\p>

«Гроза»?

Против чего протестует герой ранней лирики В.В. Маяковского?

В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве <\p>

М.Ю. Лермонтова?

Почему Лужин наиболее антипатичен Раскольникову? <\p>

(По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы <\p>

А.П. Чехова «Вишнёвый сад» «идеального» героя?

Как раскрывается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» <\p>

«русская душа» Татьяны?

Почему Базарова можно назвать «рефлектирующим нигилистом»? <\p>

(По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Как в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» выражен <\p>

гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны?

В чём проявляется избранничество поэта? (По лирике А.С. Пушкина.)

Какие черты личности Катерины позволили Н.А. Добролюбову <\p>

назвать её «сильным характером»? <\p>

(По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Нужна ли героям пьесы М. Горького «На дне» правда? <\p>

Свой ответ обоснуйте.

Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С. Пушкин <\p>

своей лирикой?

Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: <\p>

«Какая сила управляет всем?»

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?

(По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

Что позволило М.Е. Салтыкову-Щедрину назвать Молчалина <\p>

одной из самых страшных фигур русского общества? <\p>

(По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Почему Ф.М. Достоевский считал эпилог «Преступления и наказания» <\p>

главной частью своего романа?

Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в <\p>

произведениях А.А. Блока разных лет?

Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова <\p>

«Герой нашего времени»?

Какой предстаёт «русская долюшка женская» в изображении <\p>

Н.А. Некрасова?

Каков итог жизненных исканий Григория Мелехова? <\p>

(По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

Почему Фамусов и Чацкий произносят самые большие и <\p>

содержательные монологи в пьесе? <\p>

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского? <\p>

(По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Почему основное действие пьесы М. Горького разворачивается <\p>

в городской ночлежке? (По пьесе М. Горького «На дне».)

В чём своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом? <\p>

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Какие черты «нового человека» в образе Базарова принимает <\p>

и какие отрицает И.С. Тургенев? (По роману «Отцы и дети».)

Почему в стихах о России А.А. Блок обращается к <\p>

историческому прошлому Родины?

Кто Чацкий: «лишний» человек или личность, не нашедшая <\p>

свое место в жизни? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Как вы понимаете слова И.А. Гончарова «В группе двадцати лиц <\p>

отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, <\p>

ее рисунок, тогдашний дух, исторический момент и нравы»? <\p>

(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

 2) 

Как авторская позиция проявляется в финале драмы А.Н. Островского «Гроза»?

 3) 

Какую роль в жизни героев романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» играет семья?

Источник: https://www.metod-kopilka.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-ege-po-literature-68717.html

Сочинение ЕГЭ. По тексту Гоголя о чинопочитании

Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом… (по Гоголю)

Предложенный текст – это лирическое отступление из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Одна из проблем, поставленных автором в данном отрывке, — это проблема чинопочитания и угодливости по отношению к состоятельным и влиятельным лицам. Эта проблема актуальна и в наше время, потому что общество разделилось на богатых и бедных, а чиновники так же влиятельны, как и во времена Гоголя.

Поэтому и в современном обществе много таких, кто с пренебрежением относится к людям более низкого достатка и служебного положения, и тех, кто угодничает, даёт взятки и принижает себя перед людьми вышестоящими. Как говорит Гоголь, на Руси давно перегнали иностранцев в умении обращаться, и «нельзя пересчитать всех оттенков и тонкостей нашего обращения».

Ироническая интонация, обращение к античной мифологии отражают неравнодушное отношение автора к изображаемому.

Гоголь утверждает, что чинопочитание и угодливость на Руси встречаются повсеместно. С позицией автора нельзя не согласиться. Тема подхалимства, взяточничества, унижения собственного достоинства раскрывается во многих произведениях писателя.

Эта же тема отражена в рассказе Чехова «Толстый и тонкий». Как изменяется поведение, голос, интонации тонкого, когда он узнаёт, что его бывший одноклассник по гимназии «до тайного дослужился», две звезды имеет.

Важно

Тонкий сгорбился, на лице его расплылась широчайшая улыбка. Если сначала он обращался к толстому со словами «милый мой», «друг моего детства», то теперь – «ваше превосходительство». И всё.

Нет больше бывших однокашников, есть только важный чиновник и угодливый Порфирий.

В рассказе Чехова «Хамелеон» речевая характеристика героя играет большую роль. Речь полицейского надзирателя Очумелова меняется в зависимости от того, что он узнаёт о собачонке.

Когда говорят, что собака генеральская, в его голосе появляются льстивые интонации, звучат уменьшительно-ласкательные слова. Стоит сказать, что собака бродячая, Очумелов заявляет, что её нужно истребить.

Не только полицейского надзирателя, но и тонкого, и гоголевских чиновников можно назвать хамелеонами.

В школе тоже встречаются ученики, которые льстят учителям, дарят им подарки, ябедничают и подхалимничают. Но таких не уважают ни их товарищи, ни сами учителя. Я думаю, что нельзя так терять чувство собственного достоинства ради оценок. Это унижает человека, приучает его к чинопочитанию и преклонению перед «важными лицами».

В заключение хотелось бы сказать, что чувство гордости, чести и достоинства несовместимы с самоуничижением.

Вернуться к списку: Сочинение ЕГЭ

Источник: https://rusulitka.ru/sochinenie-egje-po-tekstu-gogolja-o-chinopochitanii.html

Ссылка на основную публикацию