Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «вишневый сад»

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

Глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе ведут к главному в этой пьесе – к мысли о людях, их жизни в прошлом, настоящем и будущем. История вишневого сада, отношение к нему героев выявляет и объясняет их характеры и психологию.

Прошлое и настоящее – весьма значительные категории в «Вишневом саде». Философское содержание пьесы заключено в прощании новой, молодой, завтрашней страны с прошлой, отживающей Россией. Можно сказать, что вся пьеса «Вишневый сад» устремлена к будущему родины.

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе олицетворяют персонажи «Вишневого сада». Каждый из них живет в настоящем, но для одних это – завершающий этап жизненного пути (пути, по которому идет Россия).

Обратите внимание

Таковыми являются Раневская, ее брат Гаев, их преданный старый слуга Фирс. Для этих героев все самое лучшее осталось в прошлом.

Для других (Аня, Петя Трофимов) это — только начало прекрасного будущего, новой жизни, с новыми целями, новым счастьем, новой страной.

В пьесе возвращение от настоящего к прошлому связывается не только с некоторыми героями, но и со многими деталями произведения.

О седой старине нам напоминают старые камни, столетний шкаф, вишня, с которой сейчас не знают, что делать, а вот сорок-пятьдесят лет назад она приносила большой доход.

Кроме того, в пьесе упоминается, что шесть лет назад умер муж и утонул сын Раневской, уже три года бормочет слепой Фирс и т.д. От настоящего в будущее в «Вишневом саде» открывается дорога только для Ани, Вари, Пети и Лопахина. «Да, время идет», – замечает сам Лопахин.

Итак, «Вишневый сад» – пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Будущее предстает перед нами в образе прекрасного сада. «Вся Россия наш сад», – говорит Трофимов во втором действии, а в финальном акте Аня произносит: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого…»

Вообще, образ вишневого сада играет в пьесе большую, многостороннюю роль.

Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России: «Владеть живыми душами – ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих… Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним…» – произносит в своем монологе Петя Трофимов. Именно в этих словах заключается идея пьесы.

Конец прошлому – вот ее основной смысл. С этим в «Вишневом саде» связан мотив близости счастья. Обращаясь к Ане, Трофимов зовет ее к красоте будущего: «Я предчувствую счастье, Аня, я уже вижу его… Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Важно

Вообще, символика и подтекст играют в пьесах Чехова огромную роль. Этим произведения Чехова близок такому направлению искусства, как модернизм. Именно символика и подтекст выражают авторскую позицию, «предсказывают» развитие сюжета, создают определенную атмосферу.

Так, на протяжении всей пьесы за сценой раздается стук топора, символизирующий неминуемую гибель старой России. Кроме того, о невозможности возврата прошлого говорит то, что в конце пьесы в заколоченном доме забывают старика Фирса, который там и умирает. Символично, что вишневый сад продают именно на торгах, с молотка.

Это говорит об отношении противоречивом отношении автора к новому времени.

Все герои в «Вишневом саде» четко делятся на две группы, которые как будто не слышат друг друга, не могут найти общий язык. Неудивительно: ведь одни из них остались в прошлом, другие шагают в будущее. Неумолимое время разделяет их. На самом деле, время – еще одно действующее лицо, может быть, самое главное в пьесе.

Оно незримо, но тем больше его значение. Время не стоит на одном месте, ему свойственно движение. Движение свойственно и историческому процессу, жизни. Это значит, что Россия пойдет вперед. Во всяком случае, вера в это очевидна в пьесе. Очевидно, поскольку сам А.П.

Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило» и все только ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Источник: https://students-library.com/library/read/46821-tema-proslogo-nastoasego-i-budusego-rossii-v-pese-ap-cehova-visnevyj-sad

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад»

Чехов оставил после себя большую коллекцию своих произведений, среди которых были рассказы, повести, пьесы. Многие из них писатель посвящает теме России.

Всем его произведениям была присуща простота, но они заставляли задуматься, отражая переломное время. Это время ожидания скорых перемен, которые ждут герои.

Одной из таких его пьес является Вишневый сад, где столкнулись три поколения, а вместе с ними четко переплелись прошлое, настоящее и будущее.

Вишневый сад прошлое настоящее и будущее

Вишневый сад в творчестве писателя занимает важное место, где автор изображает действительность в развитии. Время идет, меняются уклады. Уходят в прошлое усадьбы дворян с их прекрасными вишневыми садами. Сменяют их люди деловые, что представляют настоящее страны. Прослеживаем мы и стремление к будущему в пьесе Вишневый сад.

Читаем произведение и вместе с героями, где представлена Россия прошлого такими персонажами как Раневская и Гаев, где настоящее страны в образе Лопахина, а будущее — в Трофимове и Ане.

Мы задумываемся о смысле жизни, о счастье и любви.

Мы видим проблемы того периода, видим в работе Чехова Вишневый сад не только прошлое время, настоящее и будущее героев, но и всей России, где страну олицетворяет в работе автора вишневый сад.

Совет

В пьесе, чей сюжет сводится к продаже сада, Чехов показывает читателю жизнь людей переломного времени, где и былые идеалы не принимаются, но и без них не живется. Вот герои и ищут новые морально-нравственные принципы. Кто-то пытается найти их в прошлом, а кто-то ищет заглядывая в будущее.

Все персонажи, представители разных поколений, собраны в одном месте, они объединены не общей целью и желаниями. Их объединил вишневый сад. Для людей прошлого века сад связан с детством, для них это воплощение ценностей прошлого.

Правда не смогли они уберечь сад, не смогли сделать его процветающим.

Персонажам настоящего вишневый сад интересен из-за его размеров, да еще и хорошее местоположение. Сад для них — место, что может приносить доход, только без корректив это невозможно, а значит нужно менять его первозданный вид.

Герои будущего полны надежд, идей и жизненных сил. Они верят в мечту о новом цветущем саде.

Когда наблюдаешь за жизнью героев, то понимаешь, что все они отстали от времени, только лишь сад и его жизнь неизменна и все происходит, согласно времени. Он цветет, плодоносит, одаривает урожаем, сбрасывает листья, стареет. В вишневом саду и его образе писатель показал свои мечты в лучшее будущее, на преображение страны, которую превратят в цветущее государство.

Источник: http://sochinyshka.ru/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-pese-chexova-vishnevyj-sad.html

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А.П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ. Творчество А. П. Чехова в высочайшей мере отвечало его эпохе, потребнбсти людей постигать жизнь, быть причастными к ходу ис­тории, искать разумной цели существования, средств изменения «нескладной» жизни и путей к будущему.

Вершинным произведением Чехова стала лирическая комедия «Вишневый сад», законченная в 1904 году.

В этой пьесе нашла от­четливое отражение эпоха наибольшего обострения социальных от­ношений, бурного общественного движения, подготовки первой рус­ской революции. Идейный пафос произведения — в отрицании из­жившего себя дворянско-поместного строя.

Обратите внимание

Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, не­смотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушение и поте­рю духовности.

Хотя «Вишневый сад» основан целиком на бытовом материале, быт в нем имеет обобщающее символическое значение.

Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символически сад — это вся родина («вся Россия — наш сад»), поэтому темой пьесы являются судьба родины, ее будущее. Уходят со сцены ее старые хозяева — дворяне Раневские и Гаевы, им на смену приходят капи­талисты Лопахины.

Но господство Лопахиных недолговечно, пото­му что они разрушают красоту. Скоро, очень скоро придут настоя­щие хозяева жизни, они-то и превратят Россию в цветущий сад.

На первый взгляд, в «Вишневом саде» дана классически четкая расстановка социальных сил в русском обществе и обозначена пер­спектива борьбы между ними: уходящее дворянство (Раневская, Гаев), поднимающаяся буржуазия (Лопахин), новые революционные силы, идущие им на смену (Петя и Аня).

Социальные классовые мотивы встречаются и в характерах дей­ствующих лиц: барская беспечность и практическая беспомощность Раневской и Гаева, деловитость и предприимчивость Лопахина со свойственной этой прослойке душевной ограниченностью, революци­онная окрыленность Пети и Ани, устремленных в «светлое будущее». Но центральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лише­но того значения, какого, казалось бы, требует сама логика расста­новки действующих лиц в пьесе. Конфликт, основанный на проти­воборстве социальных сил, у Чехова приглушен. Лопахин, русский буржуа, лишен хищнической хватки и агрессивности по отношению к дворянам Раневской и Гаеву, а дворяне нисколько не сопротивля­ются ему. Получается так, словно имение само плывет ему в руки, а он как бы нехотя покупает вишневый сад. Конфликт пьесы не в экономическом банкротстве Раневской и Гаева, ведь уже в самом начале лирической комедии у них есть прекрасный вариант эконо­мического процветания, по доброте-сердечной предложенный Лопахиным: сдать сад в аренду под дачи. Герои отказываются от этого потому, что драма их существования более глубока, чем элементар­ное разорение, глубока настолько, что деньгами ее не поправишь и волю к жизни, угасающую в героях, не вернешь.

Драма жизни заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и от­мирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными и незыблемыми. В пьесе все герои живут в ожидании неотвратимо над­вигающегося рокового конца.

Распадаются старые основы жизни и вне, и в душах людей, а новые еще не появляются, в лучшем случае они смутно предчувству­ются, и не только молодыми героями драмы. Лопахин говорит: «…Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочай­шие горизонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоящему великанами».

Важно

Для представителей прошлого поколения Раневской и Гаева — вишневый сад олицетворяет детство, чистоту, нежность, поэзию, роскошь лунных ночей, благоухание, он для них — воплощение неповторимых ценностей, но сами они не в состоянии сохранить вишневый сад в его цветении и красоте.

Гаев инфантилен, беспомо­щен, духовно не развит. Он — фигура, порожденная своим време­нем, комичная, нелепая и жалкая в новую эпоху. Раневская, как характеризует ее Чехов в письмах Станиславскому: «Старая жен­щина, ничего в настоящем, все в прошлом».

Она вернулась в дом, где ее все любят, но осуждают и не желают принимать такой, какая она есть. Она сама постоянно ощущает свою вину, но не понимает, почему от нее ждут, что она изменится и перестанет быть сама со­бой.

В конце концов становится понятно, что она здесь чужая, — по­мещица, страстно любившая свое имение, свой  старый дом и виш­невый сад и не способная, да и не желающая, спасти его от гибели и разорения.

Для Лопахина — представителя настоящего — «замечательно в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родит раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает». Вишневый сад це­нен для него своим удачным «местоположением»: близостью к реке и железной дороге и большим пространством, способным приносить доход.

Но сейчас ягоды дохода не приносят, поэтому вишневый сад надо вырубить — поэзия вишневого сада должна превратиться в прозу прибыльных дачных участков. Кроме того, для Лопахина, крестьянского сына, сад — часть элитарной аристократической куль­туры. Осознание, что он может быть владельцем того, что двадцать лет назад было недоступным, пьянит его.

Вот он и старается спасти вишневый сад, правда, не в первозданном виде.

Источник: https://www.prepodka.net/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-p-ese-a-p-chehova-vishnevy-j-sad/

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса «Вишневый сад» была написана А. П. Чехо­вым в 1904 году. Для России это время связано с наме­чающимися глобальными переменами.

Поэтому и ос­новными темами данного произведения стали гибель дворянского гнезда, воплотившаяся в победе пред­приимчивого купца-промышленника над отживаю­щими свой век раневскими и гаевыми, и тема будущего России, связанная с образами Пети Трофимова и Ани.

Все содержание пьесы заключается в прощании молодой, новой России с прошлым, с отжившим свой век укладом и в устремленности страны к завтрашне­му дню, к неизведанным далям.

Совет

Россия отжившего прошлого представлена в пьесе образами Раневской и Гаева. Этим героям вишневый сад дорог как память, как воспоминания о детстве, молодости, благополучии, о своей легкой и изящной жизни. Дворянское гнездо для А. П. Чехова нераз­рывно связано с очагом культуры. И поэтому в пред­ставленной автором дворянской усадьбе мы в первую очередь видим культурное гнездо.

Раневская — это душа прекрасного дома, его хозяйка. Именно поэтому к ней постоянно тянутся люди несмотря на все ее по­роки и легкомыслие. Возвращается хозяйка, и дом тут же оживает, в него приезжают даже те кто, кажет­ся, навсегда покинул его стены. Раневская и Гаев сильно расстроены из-за потери любимого сада, но именно они своим непониманием жизни и загубили его, отдали под топор.

Своей неприспособленностью к настоящему, своим легкомыслием и безволием хозяй­ка довела усадьбу до полного разорения, до продажи имения с торгов. Чтобы как-то спасти имение, Лопахин, предприимчивый купец-промышленник, пред­лагает реальный выход из сложившейся ситуации — разбить вишневый сад под дачи.

Читайте также:  Что такое фельетон (на примере советской литературы)?

И хотя хозяйка про­ливает реки слез по поводу своего плачевного положе­ния, восклицая, что жить без него не может, она все-таки  отказывается  от  предложения  Лопахина спасти усадьбу. Она надеется на маловероятную по­мощь богатой ярославской тетушки, отвергая тем са­мым реальный план спасения своего положения.

Ра­невской кажутся оскорбительными и недопустимыми варианты о продаже или сдаче участков сада в аренду. Для хозяев дома такой выход означает измену самим себе, своим привычкам, жизненным ценностям, идеа­лам. И поэтому они молчаливо отвергают предложе­ние Лопахина и идут навстречу своему социальному и жизненному краху.

Страдания Раневской и Гаева со­вершенно искренни, хотя и принимают некоторую фарсовую форму. Жизнь Раневской не лишена драма­тизма: у нее умирает муж, трагически гибнет малень­кий сын, ее бросает любовник. Любовь Андреевна признается, что не в силах бороться со своими чувст­вами даже тогда, когда понимает, что обманута люби­мым.

Она полностью сконцентрирована на собствен­ных переживаниях, отстранена от чужих пережива­ний и страданий. О смерти своей старой няни она говорит просто за чашкой кофе. А брат ее, Леонид Ан­дреевич Гаев, гораздо мельче своей сестры. Он жал­кий аристократ, спустивший все свое состояние.

Имение выставляется на торги, и покупателем ока­зывается сам Лопахин. Усадьба продана, бывших хо­зяев дома настигла непоправимая потеря. Но, как оказалось, никакой беды для хозяйки вишневого сада нет. Раневская не переживает никакой драмы по это­му поводу.

Обратите внимание

Она возвращается в Париж к своей неле­пой любви, к которой, видимо, она и без того бы верну­лась, несмотря на все ее громкие слова о невозможно­сти жить далеко от родины.

Раневская не испытывает никаких серьезных переживаний, она легко может переходить от состояния беспокойства, озабоченно­сти к веселому и беззаботному оживлению. Так про­изошло и на этот раз. Она быстро успокоилась по пово­ду постигшей ее утраты и даже сделала признание: «Нервы мои лучше, это правда».

Для бывших хозяев имения и их окружения — Раневской, Вари, Гаева, Пищика, Шарлотты, Дуняши, Фирса — с гибелью вишневого сада заканчивается привычная жизнь, а что будет дальше — весьма неопределенно.

И хотя они и продолжают делать вид, что ничего не изменилось, такое поведение кажется смешным, а в свете сложив­шейся ситуации,— даже глупым и неразумным. Тра­гедия этих людей не в том, что они потеряли вишне­вый сад, разорились, а в том, что их чувства стали весьма измельченными.

Настоящее в пьесе представлено образом удачливо­го купца-промышленника Лопахина. В среде русско­го купечества конца девятнадцатого века появились люди, явно не соответствующие традиционному поня­тию о купцах.

Двойственность, противоречивость, внутренняя неустойчивость этих людей ярко переда­ны А. П. Чеховым именно в образе Лопахина. Этот че­ловек довольно странен и необычен.

Противоречи­вость этого образа особенно остра еще и потому, что положение в его обществе чрезвычайно неоднознач­но.

Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного кре­стьянина. Ему в память навсегда врезались слова Ра­невской, сказанные избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет…» Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Му­жичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках..

. а если подумать и разо­браться, мужик мужиком…» Лопахин глубоко стра­дает от этой двойственности. Он вырубает вишневый сад, и может показаться, что грубый, необразованный купец уничтожает красоту, не задумываясь над тем, что он делает, только лишь ради своей прибыли.

Важно

Но на самом деле он это делает не только для наживы и не ради нее. Есть другая причина, намного важнее собст­венного обогащения — это месть за прошлое. Он выру­бает сад, прекрасно осознавая, что это «имение, луч­ше которого нет ничего в мире».

Но таким поступком он надеется убить память, которая против его воли по­стоянно напоминает ему, что он «мужик», а разорив­шиеся владельцы вишневого сада — «господа». Ему любыми способами, всеми своими силами хочется стереть эту грань, отделяющую его от «господ».

Он единственный из персонажей, кто появляется на сце­не с книгой, хотя и признается, что все равно в ней ни­чего не понял. В Лопахине просматриваются черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вме­сте с ними, калечат его душу. «За все могу запла­тить!» , — заявляет он.

На торгах Лопахин оказывает­ся во власти купеческого азарта, здесь-то в нем и про­сыпается хищник. Именно в азарте он и становится владельцем вишневого сада. И, несмотря на просьбы Ани и самой Раневской, вырубает сад еще до отъезда его прежних хозяев.

Трагедия Лопахина в том, что между его помысла­ми и поступками лежит непроходимая пропасть. В нем живут и борются два человека: один — «с тонкой, нежной душой», другой — «хищный зверь». Автор­ские ремарки помогают нам пристальнее взглянуть на неоднозначность характера Лопахина.

Сначала он ведет спокойный деловой разговор о ходе торгов, он радуется своей покупке, даже гордится ею, а потом вдруг сам же конфузится, относится с горькой ирони­ей к самому себе. Ему свойственны взлеты и падения, постоянные перемены.

Его речь может быть эмоцио­нальной и удивительной: «Господи, ты дал нам гро­мадные леса, необъятные поля, глубочайшие гори­зонты, и, живя тут, мы сами должны быть по-настоя­щему великанами…» У него есть стремления, он не может жить только в мире барышей и чистогана, но ему не известно, как можно жить иначе.

Он восклица­ет: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы измени­лась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь…».

Совет

И тут же мы слышим как бы слова совсем другого человека: «Идет новый помещик, владелец вишневого сада! За все могу заплатить!» В Лопахине одновременно уживаются совершенно противоречивые качества, странное сочетание мягкости и грубо­сти, интеллигентности и невоспитанности, отсюда и его глубочайший трагизм.

Глубоко несчастной в пьесе представлена моло­дежь. Двадцатисемилетний Петя Трофимов считает себя «выше любви», хотя именно этого чувства так ему и не хватает. Он идеалист и мечтатель, причину его неустроенности в жизни точно определяет Ранев­ская: «Вы не выше любви, а просто, как говорит наш Фирс, вы недотепа».

Его красивым призывам верит только Аня, но ее извиняет молодость. У нее, в силу того же малолетства, самое неопределенное и радуж­ное представление о будущем. Она согласна уехать с Петей в Москву, полностью следовать его советам. Другие персонажи пьесы просто посмеиваются и иро­низируют над ним.

Трофимов и Аня даже в какай-то мере рады продаже сада, по их мнению, это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Ка­кое будущее ожидает эту молодежь, нам не известно из пьесы. А. П. Чехов всегда был далек от политики.

Но нас, знающих о последующих событиях в России, слова Пети, его мечты о совершенно новой жизни, и подхваченное Аней пламенное желание насадить дру­гой сад, все это нас приводит к более серьезным выво­дам о сущности образа Пети Трофимова.

Этот пассив­ный мечтатель и идеалист, может в будущем оказать­ся человеком, воплотившим в жизнь мечты о равенстве, братстве и справедливости. Эти молодые люди полны надежд, испытывают небывалый прилив сил и полны неудержимого желания трудиться на благо других.

Пьеса «Вишневый сад» стала итоговым произведе­нием в творчестве А. П. Чехова. Это прошлое, настоя­щее и будущее России.

Источник: http://5litra.ru/soch/197-proshloe-nastoyaschee-i-buduschee-v-pese-a-chehova-vishnevyy-sad.html

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”

ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД”

“Вишневый сад” – пьеса новаторская по форме, по жанру, по своему мироощущению. Пьеса поднимает важнейшие проблемы, не имеющие однозначного решения: взаимосвязь поколений, ответственность каждого человека за изменения, происходящие в обществе, за судьбу России.

“Вишневый сад” — вершинное произведение Чехова. В пьесе нашла отражение эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции.

В пьесе сказалась общедемократическая позиция Чехова: в “Вишневом саде” в критическом плане показан дворянеко – буржуазный мир и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни.

Чехов откликался на самые злободневные вопросы времени, и пьеса, являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычайной правдивостью.

Идейный пафос пьесы – в отрицании изжившего себя дворянско-поместного строя, но вместе с тем драматург утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнедеятельность, несет с собой разрушения и власть чистогана.

Система образов в пьесе тесно связана с центральным, символическим образом, определяющим всю жизнь героев, – с образом вишневого сада.

Продажа имения, дальнейшая судьба вишневого сада, неизбежность его гибели – вот что стоит в центре событий пьесы и от чего зависит поведение и дальнейшее будущее ее героев.

Обратите внимание

Герои пьесы – люди разных поколений, различных мироощущений и различных жизненных ценностей. Это прошлое, настоящее и будущее России.

Прошлое в пьесе представлено образами Раневской, ее брата Гаева, их старого лакея Фирса. Эти люди хорошо помнят прежние времена, когда помещичье сословие чувствовало себя в жизни уверенно и твердо. Сейчас они растерянны перед жизнью, не могут к ней приспособиться.

“Вишневый сад” рисует прощание хозяев, теперь уже бывших, с их родовым дворянским гнездом. Особенность чеховского решения этой проблемы во многом определяется отношением Чехова к уходящему в социальное небытие дворянству (Раневская) и идущему ему на смену капиталу (Лопахин).

В обоих сословиях и их взаимодействии Чехов видел преемственность носителей отечественной культуры.

Дворянское гнездо для Чехова – музей крепостного права и, прежде всего, – очаг культуры, культурное гнездо, хозяйка и душа которого – Раневская. Любовь Андреевна – человек доброй и щедрой души, нежная, тонко чувствующая красоту.

Она искренне любит свой вишневый сад, с которым связаны воспоминания ее детства: “Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом…”

Настоящее в пьесе представлено в образе Лопахина. Это талантливый предприниматель, решительный и целеустремленный, всего в жизни добившийся сам. Сейчас Лопахин и благополучен, и богат, но, осознавая свое невежество, он неуверенно чувствует себя в этой жизни: “Со свиным рылом в калашный ряд… только что вот богатый, денег много.

А ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком…” Он работает с утра до вечера. И только в работе видит смысл своей жизни: “Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую”. Именно для таких людей открыты горизонты новой жизни на рубеже веков.

Но что принесут они в эту новую жизнь?

Лопахин под стать Раневской. Он чувствителен к поэзии в широком смысле этого слова, у него, по словам Пети Трофимова, “тонкие, нежные пальцы, как у артиста… тонкая, нежная душа”. И в Раневской Лопахин чувствует такую же, родственную душу.

Важно

Но пошлость жизни наступает на него со всех сторон, он приобретает черты ухаря-купца, начинает кичиться своим демократическим происхождением и бравировать некультурностью, что считалось престижным в тогдашних “передовых кругах”, но и он ждет Раневскую, чтобы очиститься около нее, снова выявить в себе художественно-поэтическое начало.

Поэтому не удалась его женитьба на Варе: они – тонкая, поэтическая натура богатого купца и приземленная, буднично-обыденная, целиком ушедшая в прозу жизни приемная дочь Раневской – не пара друг другу.

Для Лопахина решение вырубить вишневый сад, чтобы отдать землю под дачи, – единственно возможное и необходимое, он оценивает вишневый сад с чисто утилитарной точки зрения: “Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает”.

В момент очередного социально-исторического перелома русской жизни дворяне выбрасываются из жизни, их место занимает буржуазия. Как ведут себя хозяева вишневого сада? Лопахин предлагает спасать себя и сад: социально переродиться и тоже стать буржуа.

Но для Гаева и Раневской это означает изменить себе, своим привычкам, вкусам, идеалам, жизненным ценностям, и поэтому они молчаливо отвергают предложение Лопахина и бесстрашно идут навстречу своему социальному и жизненному краху.

Образ Шарлотты Ивановны несет в себе глубокий смысл – она изображает собой будущее Раневской: “Так хочется поговорить, а с кем… Никого у меня нет… Все одна, одна, никого у меня нет и… и кто я, зачем я, неизвестно”.

Но и Раневская, и Шарлотта проявляют удивительное мужество, бодрость духа и поддерживают других, потому что для всех персонажей пьесы с гибелью вишневого сада закончится эта жизнь, а будет ли другая, неизвестно.

Бывшие хозяева и их окружение – Раневская, Варя, Гаев, Пищик, Шарлотта, Дуняша, Фирс – в свете надвигающегося на них социального небытия ведут себя смешно, глупо и неразумно. Они делают вид, что все идет по-прежнему, ничего не изменилось и не изменится.

Совет

Это, конечно, обман, но это единственное, чем они могут противостоять неизбежности неотвратимого рока.

Общечеловеческий, гуманистический подход к человеку в пьесе доминирует над сословно-классовым: Лопахин искренне горюет и не видит в Раневской и третирующем его Гаеве классовых врагов, для него они – дорогие, милые ему люди.

Молодежь в это время ведет себя плохо и неразумно. У Ани – самое неопределенное и в то же время радужное представление об ожидающем ее будущем. Она в восторге от Пети Трофимова, который, похоже, превратил свою молодость в профессию, иначе объяснить его инфантильность и общее признание, которым он пользуется, нельзя.

Читайте также:  Может ли отзывчивость принести разочарование?

Раневская жестоко, но справедливо отругала его, в ответ он упал с лестницы. Красивым призывам (в противовес “грязным, старым” калошам) Трофимова верит только юная и глупая девочка Аня.

Другие персонажи посмеиваются и иронизируют: уж слишком большой недотепа этот Петя, чтобы его бояться, да и сад вырубил не он, а купец, желающий построить на этом месте дачи.

Петя Трофимов – “вечный студент”, произносящий пламенные монологи о жизни, о “гордом человеке”, “облезлый барин”, теряющий калоши. Он много говорит о том, что надо работать, критикует интеллигенцию за праздную пошлую жизнь, но на протяжении всего действия пьесы ничем не занят.

Разве может такой герой позаботиться о будущем вишневого сада? Аня слишком молода и наивна, но она искренне верит в будущее, в то, что можно посадить новый сад, роскошнее прежнего.

И последние слова Ани и Пети – “Прощай, старая жизнь!” – “Здравствуй, новая жизнь!” – наполнены глубоким смыслом, оптимистической верой в лучшее будущее, в символичность изменения как собственной жизни, так и судьбы России.

Символично само название пьесы – “Вишневый сад”.

Сад напоминает о тяжелом прошлом: “Ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…” – говорит Трофимов.

Обратите внимание

Цветущий сад – это символ красоты, родины, жизни, а с ударами топора по дереву ассоциируется конец старой жизни: “Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный” . Старая жизнь уходит, на смену ей идет новая.

Источник: https://goldsoch.info/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-pese-a-p-chexova-vishnevyj-sad/

Сочинение Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»-Сочинения по русскому языку и литературе для 1-11 классов

В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» происходит тесное переплетение судеб людей. Кто же из них представители прошлого, настоящего? У кого из них есть будущее, каким оно будет?

Я думаю, что представителями прошлого в пьесе, являются люди старшего поколения: Фирс, Раневская Любовь Андреевна, Симеонов-Пищик Борис Борисович.

Фирс – представитель прошлого, потому что ему уже 87 лет, его жизнь почти прошла и скоро он умрет от старости. Этот человек уже доживает свои последние дни.

Любовь Андреевна тоже представительница прошлого, потому что она с продажей вишневого сада и имения потеряла свое прошлое, а люди говорят, что у человека без прошлого, без корней нет будущего.

У Раневской теперь нет цели жизни, она, получив деньги от родственницы, уезжает в Париж, но она уже поняла, что долго она не проживет на эти деньги.

У нее была бы обеспеченная жизнь, но она не может тратить деньги разумно и живет «одним днем».

Симеонов-Пищик Борис Борисович тоже герой прошлого, он занимал и занимает деньги. Как только они кончатся, кончится его жизнь.

Важно

Все герои пьесы «Вишневый сад» — представители настоящего. Все они в течение действий пьесы имеют цель. Они пытаются добраться до нее и поэтому живут. Цель у Любови Андреевны и у Леонида Андреевича – сохранить родовое имение и вишневый сад. Цель Ермолая Алексеевича поддержать Раневскую. Другие герои тоже имеют цели, но они не настолько важны.

Герои будущего – это представители молодого поколения. Это Аня, Варя, Дуняша, Яша, Трофимов, Лопахин.

Аня, героиня будущего, потому что у нее есть цель в жизни. Она хочет в будущем окончить гимназию, жить в России, в тихом месте и читать книги с матерью, а потом обсуждать их.

Цель Вари- уйти в монашки, ходить по святым местам и молиться, но до этого она мечтает выдать замуж Аню за хорошего, богатого человека.

Дуняша хочет выйти замуж за Яшу. Ее основная цель – найти любимого человека.

У Яши цель очень проста и примитивна. Он хочет уехать в Париж и жить там «цивилизованно».

Цель Трофимова абстрактна. Он хочет жить высшей жизнью, быть выше всего «земного». Он бунтарь. Он уверен, что все люди должны стремиться к высшей жизни. Петр Сергеевич даже утверждает, что если он не дойдет до своей цели жизни, то покажет путь другим.

Цель Лопахина – это цель коммерсанта. Он купил имение и сад. Он начал вырубать сад и его цель отдать всю площадь сада в аренду дачникам. Как мне кажется, он один из всех героев добьется своего, и на месте вишневого сада будут стоять дачи и приносить хорошие доходы.

Гаева Леонида Андреевича трудно отнести только к прошлому или только к будущему. Отнести его только к прошлому нельзя, потому что у него есть цель в жизни. Его устроили на место в банке. Но героем будущего его тоже нельзя назвать. Я уверена, что долго он на этом месте не будет. Поэтому его можно отнести к настоящему, хотя оно быстро может стать прошлым.

Поделись сочинением с друзьями!

Источник: http://alfasoch.ru/sochineniya-po-avtoram/proshloe-nastoyashhee-i-budushhee-v-pese-a.p.-chehova-vishnevyj-sad.html

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе “Вишневый сад”

Особенности драматургии Чехова Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы “Вишневый сад” Связь времен сегодня

Особенности драматургии Чехова

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь. Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности.

Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои.

Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе “Вишневый сад”, путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох.

Совет

И одним из “подводных течений”, характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего <\p>

заняла центральное место в “Вишневом саде”.

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы “Вишневый сад”

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы “Вишневый сад”? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе “Вишневый сад” представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое – это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение.

Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата – прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги.

Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные.

Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем Вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему.

Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе “Вишневый сад”. “Мужик мужиком”, как он сам говорит о себе, мыслящий по – новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье.
Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой.

И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал “беложилеточником”, сколотив немалое состояние.

Обратите внимание

Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности.

Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь.

Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова “посадить новый сад, еще краше прежднего”. Однако будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад” очень неопределенное и смутное.

Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить.

Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе “Вишневом саде” герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой ” Вишневый сад”. История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению.

Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас.

Прав был драматург, говоря, что “Вся Россия – наш сад”, и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Важно

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему “Прошлое, настоящее, будущее в пьесе “Вишневый сад””.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/proshloe-nastoyashhee-budushhee-v-pese-vishnevyj-sad/

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Примерный текст сочинения

Уже само название чеховской пьесы настраивает на лирический лад. В нашем представлении возникает яркий и неповторимый образ цветущего сада, олицетворяющего красоту и стремление к лучшей жизни.

Основной сюжет комедии связан с продажей этого старинного дворянского имения. Это событие во многом определяет судьбы его владельцев и обитателей.

Размышляя об участи героев, невольно задумываешься о большем, о путях развития России: ее прошлом, настоящем и будущем.

Помещичья усадьба является здесь своеобразным зеркалом, в котором отражается и поэзия «дворянских гнезд», и горькая участь крепостных рабов, укоряющие глаза которых, по словам Пети Трофимова, смотрят с каждого листка, с каждого ствола этого прекрасного, цветущего сада.

Легко и беззаботно протекала здесь жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, жизнь, лишенная забот о хлебе насущном, дает возможность дворянам отдаваться поэзии, искусству, любви, формируя высокообразованных, культурных людей.

Но, с другой стороны, такое существование лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева.

Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свое родовое имение, с которым связаны трогательные воспоминания о детстве, юности, былом благополучии и счастье. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. Но дело не только в этом.

Ведь если бы Раневскую и Гаева угнетали только мысли о грядущем материальном разорении, то они, наверное, с радостью бы согласились с тем выходом, который предлагает Лопахин. В самом деле, что заставляет этих людей с редким единодушием отвергнуть спасительный вариант? На этот вопрос ответить не просто.

Читайте также:  Краткое содержание романа «обломов» по главам и частям (и.а. гончаров)

Думается, дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, чтобы сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже.

Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину. Никакой борьбы в пьесе не происходит.

Совет

Чтобы лучше разобраться в причинах бедственного положения героев, нужно рассмотреть их характеры. Они во многом противоречивы. Особенно это касается Любови Андреевны Раневской, обаятельной, доброй, неглупой женщины, которая вызывает чувство уважения и симпатии у всех героев пьесы. Например, Лопахин говорит о ней: «Хороший она человек.

Легкий простой человек». Но, когда читаешь комедию, замечаешь в этой героине некоторую двойственность. Да, она очень щедра, охотно отдает последние деньги нищим, мужикам, лакеям. Но все эти поступки Раневской не воспринимаются как проявление истинной доброты.

И происходит это оттого, что она делает это бездумно, забывая о том, что слугам в доме «есть нечего», так как привыкла сорить деньгами без удержу. Значит, щедрость Любови Андреевны является, по сути, выражением барской беспечности, результатом ее паразитического сушествования.

То есть внешняя ласковость, сердечность, добродушие героини скрывают ее черствость и эгоизм. Заботливая, любящая мать оставляет двенадцатилетнюю Аню на пять лет на попечение легкомысленного брата ради «содержанца», обобравшего и предавшего ее.

Получив крупную денежную сумму, она не находит нужным помочь своей приемной дочери Варе, которая вынуждена идти в экономки к чужим людям. Наконец, по ее недосмотру «забывают» в наглухо запертом доме престарелого слугу Фирса, который всю жизнь верой и правдой служил своим господам.

Если в образе Раневской, в основном, разоблачаются эгоистические черты характера, присущие дворянству, то в образе Гаева еще отчетливее проявляются беспомощность, никчемность, лень, бестактность, барская спесь и высокомерие. Он часто выглядит смешным, например, когда, увлекаясь, произносит речь, обращенную к шкафу, или читает лекцию о декадентах половым.

Высокая культура, широта кругозора, эрудиция не могут спасти дворянство от духовного банкротства, так как ему недостает серьезного отношения к жизни, воли, трудолюбия, жизнестойкости. Все эти качества воплощены в Ермолае Лопахине, новом владельце вишневого сада. В его лице автор изображает ту общественную силу, которая приходит на смену дворянству, то есть нарождающуюся буржуазию.

Да, Лопахин по сравнению с паразитирующим и инфантильным дворянством производит выгодное впечатление своей деловитостью, предприимчивостью, энергией, трудолюбием. Он не бездействует и не плачет, как Раневская и Гаев, а встает «в пятом часу утра» и трудится «с утра до вечера».

Обратите внимание

Бывший крепостной Гаевых сумел выбиться из бедности и нищеты и достичь материального благополучия без всякой посторонней помощи. Мне кажется, что такие качества, как трудолюбие и настойчивость, были сформированы в этом герое тяжелыми условиями жизни, которые закалили его, научили стойко бороться с трудностями.

Но, с другой стороны, жизнь подневольного крепостного человека лишила одаренного крестьянского юношу возможности развить свои умственные способности. Поэтому в модно одетом преуспевающем коммерсанте отсутствует подлинная культура. Он часто выглядит неловким и неуклюжим.

Лопахин, у которого, по словам Пети Трофимова, «тонкая, нежная душа», отчетливо осознает собственную ущербность, чувствуя, что уступает своим бывшим господам. Это рождает в нем тоску по красоте и гармонии, вызывает острую неудовлетворенность своей несчастной, нескладной жизнью.

Мечты Лопахина о вселенском размахе вступают в противоречие с его конкретной деятельностью, в которой преобладает стремление к личному обогащению. Приобретя имение Раневской, Ермолай Лопахин хочет на месте вишневого сада настроить дач, чтобы внуки и правнуки увидели здесь новую жизнь.

Она видится ему как торжество собственника, при котором «вишневый сад станет счастливым, богатым, роскошным». Способствуя экономическому прогрессу страны, лопахины вряд ли смогут уничтожить такие извечные пороки русской жизни, как нищета, несправедливость, бескультурье, потому что они руководствуются прежде всего интересами наживы, ограничиваясь только практической, хозяйственной сферой деятельности. Поэтому лопахинский проект новой жизни лишен привлекательности для молодых героев пьесы, которые представляют ее совсем иной.

Пожалуй, мысли о будущем России, во многом совпадающие с чеховскими, наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений. Испытывая и голод, и нужду, и политические преследования, этот «вечный студент» не утратил веры в новую жизнь, которая будет основана на справедливых, гуманных законах и творческом созидательном труде.

Петя Трофимов видит несостоятельность дворянства, погрязшего в праздности и бездействии. Он дает во многом верную оценку буржуазии, отмечая ее прогрессивную роль в экономическом развитии страны, но отказывая ей в роли творца и созидателя новой жизни. Вообще его высказывания отличаются прямотой и искренностью.

С симпатией относясь к Лопахину, он тем не менее сравнивает его с хищным зверем, «который поедает все, что попадается ему на пути». По его мнению, лопахины не способны решительно изменить жизнь, построив ее на разумных и справедливых началах. Мысли Трофимова о будущем слишком туманны и абстрактны. «Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!» – говорит он Ане.

Важно

Да, цель его прекрасна. Но как ее достичь? Где основная сила, которая способна превратить Россию в цветущий сад?

Обычно тему будущего связывают именно с молодыми героями пьесы – Петей Трофимовым и Аней Раневской. Но, по-моему, при всей симпатии к ним нельзя утверждать, что именно они станут творцами новой жизни. В недотепе и «облезлом барине» (как иронически величает Трофимова Варя) нет силы и деловой хватки Лопахина.

Он покоряется жизни, стоически перенося ее удары, но не способен овладеть ею и стать хозяином своей судьбы. Правда, он увлек своими демократическими идеями Аню, которая выражает готовность следовать за ним, свято веря в прекрасную мечту о новом цветущем саде.

Но эта юная семнадцатилетняя девушка, почерпнувшая сведения о жизни в основном из книг, чистая, наивная и непосредственная, еще не сталкивалась с реальностью. Неизвестно, хватит ли ей духовных сил, стойкости и мужества, чтобы до конца пройти путь страданий, труда и лишений.

Сумеет ли она сохранить ту горячую веру в лучшее, которая заставляет ее без сожаления проститься со старой жизнью? На эти вопросы Чехов не дает ответа. И это естественно. Ведь о будущем можно говорить только предположительно.

Если Чехов с надеждой вглядывался в XX век, который только начинался, то мы на пороге следующего столетия по-прежнему мечтаем о своем вишневом саде и о тех, кто взрастит его. Цветущие деревья не могут расти без корней. А корни – это прошлое и настоящее.

Поэтому, чтобы прекрасная мечта стала явью, молодое поколение должно соединить в себе высокую культуру, образованность с практическим знанием действительности, волей, настойчивостью, трудолюбием, гуманными целями, то есть воплотить в себе лучшие черты чеховских героев.

Источник: https://globuss24.ru/doc/prosloe-nastoasee-i-budusee-v-pese-a-p-cehova-visnevyi-sad-1

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад» — сочинения для 10 класса

  1. Особенности драматургии Чехова
  2. Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»
  3. Связь времен сегодня

До Антона Чехова русский театр переживал кризис, именно он внес неоценимый вклад в его развитие, вдохнув в него новую жизнь.

Драматург выхватывал небольшие зарисовки из повседневной жизни своих героев, приближая драматургию к реальности. Его пьесы заставляли зрителя задуматься, хотя в них не было интриг, открытых конфликтов, но они отражали внутреннюю тревогу переломного исторического времени, когда общество застыло в предчувствии скорых перемен, а героями становились все социальные слои.

Совет

Видимая простота сюжета знакомила с историями персонажей до описываемых событий, давая возможность домыслить, что же будет с ними после. Так удивительным образом смешались прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишневый сад», путем соединения людей не столько разных поколений, сколько разных эпох.

И одним из «подводных течений», характерных для пьес Чехова, стало размышление автора о судьбе России, а тема будущего заняла центральное место в «Вишневом саде».

Прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»

Так каким же образом встретились прошлое, настоящее и будущее на страницах пьесы «Вишневый сад»? Чехов как бы разделил всех героев на эти три категории, изобразив их очень ярко.

Прошлое в пьесе «Вишневый сад» представлено Раневской, Гаевым и Фирсом – самым старым персонажем всего действа. Именно они больше всех говорят о том, что было, для них прошлое- это время, в котором все было легко и прекрасно. Были господа и слуги, у каждого было свое место и предназначение.

Для Фирса отмена крепостного права стало величайшим горем, он не захотел воли, оставшись в имении. Он искренне любил семью Раневской и Гаева, оставшись преданным им до самого конца. Для аристократов Любови Андреевны и ее брата- прошлое это время, когда им не нужно было думать о таких низменных вещах как деньги.

Они наслаждались жизнью, занимаясь тем, что приносит удовольствие, умея ценить красоту нематериальных вещей – им тяжело приспособиться к новым порядкам, при которых на смену высокоморальных ценностей приходят ценности вещественные.

Для них унизительно говорить о деньгах, о способах их заработка, и реальное предложение Лопахина сдать в аренду землю занятую, по сути, никчемным садом, воспринимается как пошлость. Не способные принять решения о будущем вишневого сада, они поддаются течению жизни и просто плывут по нему.

Раневская с деньгами тетки, присланных для Ани, уезжает в Париж, а Гаев идет служить в банк. Смерть Фирса в конце пьесы очень символична, как бы говоря, что аристократия как социальный класс изжила себя, и ей нет места, в том виде, в каком она была до отмены крепостничества.

Лопахин стал представителем настоящего в пьесе «Вишневый сад». «Мужик мужиком», как он сам говорит о себе, мыслящий по- новому, умеющий зарабатывать используя свой ум и чутье.
Петя Трофимов даже сравнивает его с хищником, но с хищником, обладающим тонкой артистичной натурой.

Обратите внимание

И это приносит Лопахину много душевных переживаний. Он прекрасно осознает всю красоту старого вишневого сада, который будет вырублен по его воле, но поступить иначе не может. Его предки были крепостными, отец владел лавкой, а он стал «беложилеточником», сколотив немалое состояние.

Обратите внимание

Чехов делал особый упор на персонаже Лопахина, ведь он был не типичным купцом, к которым с пренебрежением многие относились. Он сам себя сделал, проложив дорогу своим трудом и желанием быть лучше, чем его предки не только в плане финансовой независимости, но и в образованности.

Во многом Чехов соотносил себя с Лопахиным, ведь их родословные схожи.

Аня и Петя Трофимов олицетворяют собой будущее. Они молоды, полны сил и энергии. А самое главное – у них есть желание менять свои жизни. Но, вот только, Петя мастер говорить и рассуждать, о прекрасном и справедливом будущем, а обличать свои речи в действие не умеет. Именно это мешает ему окончить университет или хоть как-то устроить свою жизнь.

Петя отрицает всякие привязанности – будь то место или другой человек. Он увлекает своими идеями наивную Аню, но у нее уже готов план, как устроить свою жизнь. Она воодушевлена и готова «посадить новый сад, еще краше прежднего». Однако будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад» очень неопределенное и смутное.

Кроме образованных Ани и Пети, есть еще и Яша с Дуняшей, и они тоже – будущее. Причем, если Дуняша, просто глупенькая крестьянская девушка, то Яша – это уже совсем другой тип. На смену Гаевым и Раневским приходят Лопахины, но ведь и Лопахиных тоже предстоит кому-то сменить.

Если вспомнить историю, то через 13 лет, после написания этой пьесы, к власти пришли именно такие вот Яши – беспринципные, пустые и жестокие, не привязанные ни к кому и ничему.

В пьесе «Вишневом саде» герои прошлого, настоящего и будущего были собраны в одном месте, вот только объединены они не внутренним желанием быть вместе и обмениваться своими мечтами, желаниями, опытом. Старый сад и дом держит их, и как только они исчезают, разрывается связь между героями и временем, которое они отражают.

Связь времен сегодня

Только самые великие творения способны отражать действительность даже через много лет после своего создания. Так произошло и с пьесой « Вишневый сад». История циклична, развивается и меняется общество, моральные и этические нормы так же подвергаются переосмыслению.

Жизнь человека не возможна без памяти о прошлом, в бездействии в настоящем, и без веры в будущее. На смену одному поколению приходит другое, одни строят, другие разрушают. Так было во времена Чехова, так происходит и сейчас.

Прав был драматург, говоря, что «Вся Россия – наш сад», и только от нас зависит, будет ли он цвести и плодоносить, или же будет вырублен под самый корень.

Важно

Рассуждение автора о прошлом, настоящем и будущем в комедии, о людях и поколениях, о России заставляют задуматься и в наши дни. Эти мысли будут полезны 10 классов при написании сочинения на тему «Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад»».

Прошлое, настоящее, будущее в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова рассуждения для сочинения по теме | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/proshloe-nastoyashhee-budushhee-v-pese-vishnyovyj-sad-sochineniya-dlya-10-klassa.html

Ссылка на основную публикацию