Краткое содержание пелевин жизнь насекомых точный пересказ сюжета за 5 минут
Конечно, грустно, что наша жизнь в мировоззрении русского автора сравнима разве что с куском говна, но более подходящего описания для зажеванного орбита дней не сыщешь, когда кругом все та же рутинная, перегародышащая тоска…
Роман Пелевина «Жизнь насекомых» — это совокупность перелинкованных историй о бытие «тварей дрожащих», которые побудили многих читателей зажать носы и презрительно фыркнуть.
В отношении их существований и сущностей автор применил безжалостный постмодернистский прием – бурлеск, и сравнил их с мельтешением насекомого, бесцельно слоняющегося в поисках пищи.
На страницах вероломной книги все мы в одночасье переодеваемся в костюмы комаров, мух и тараканов, и катим свои навозные шары в неизвестность. Метафора распространяется до тех пор, пока мы в ужасе не отпрянем от чтива.
Все-таки есть страх превращения по рецепту Кафки. Но его приемник пошел дальше и превратил весь мир в обиталище жуков, мотыльков и прочих выходцев из естественной среды, поэтому никто не заметил подмены.
На протяжении всего романа герои воплощают разные типажи людей, судеб и целей, которыми мы выстилаем дорогу своему кому сами знаете, чего. Многих из них смачно убивает случай, но жизнь насекомых идет своим чередом, не прерываясь на сантименты.
Поскольку книга была написана в 1993 году, многие находят утешение в том, что Пелевин имел в виду человеческие разновидности 90-х годов, а сейчас – другое дело.
Но не тут-то было, персонажи и их кластеризация актуальны в любое время и в любом месте, так как сформированы под воздействием изучения глубинных и неизбывных поведенческих факторов особей нашего вида. Например, та же муравьиная самка Марина, которая подъела останки своего друга.
Дама представляет собой типичную «бабу» средних лет, которая «сожрет» (или без кавычек?) любого, кто покусится на ее продовольственные запасы или место в очереди за ними.
Ее главной жертвой периодически выступает сломленный супруг, чьим подобием в произведении выступил Николай, трагически съеденный героиней. Таким образом, повествование ведет нас к выводу, что весь мир – борьба, и люди в нем – коммивояжёры из воображения Кафки. Кем бы ты ни был, что бы ты ни делал, из жадных звеньев пищевой цепи не выберешься.
Однако не все так мрачно. Тело с рождения узнает изгиб жернова, но дух через эволюцию может вознестись над суетой производства. Так, Митя и Дима (его альтер-эго) проводят дни не в поисках пищи, а в размышлениях о сути бытия.
В итоге, став светлячком, главный герой символично сбрасывает навозный шар с обрыва, находя себе предназначение – разрезать своим светом тот мрак, где мухи летят к говну, а мотыльки – к пламени. В этом и есть спасение от духовных невозможностей, сложившихся под влиянием глобальных социальных катаклизмов.
Ну а все остальные персонажи выражают необратимость превращения духовно обедневшего человека в насекомого с характерными особенностями и рефлексами.
Прелесть самого процесса чтения этих историй заключается в том, что автор наделен обостренным чувством обреченного юмора, юмора висельников, который так дорог русскому сердцу.
Пастиш и гротеск в книге радуют изощренный замыленный глаз современного читателя.
Единственное условие, при котором не стоит приобщаться к этому прекрасному образчику постмодернистской литературы, это отсутствие самоиронии вкупе с ханжеством.
Источник:<\p>
Рефераты, дипломные, курсовые работы — бесплатно: Библиофонд!
Научно-практическая конференция по литературе
Доклад на тему:
Художественный мир в романе Виктора Пелевина «Жизнь насекомых»
Выполнила: ученица 11 класса «А»
школы № 6 Шамело Евгения
Преподаватель: Савельева Т. В.
г. Миасс 2002 г.
Виктор Пелевин- один из самых модных современных писателей, культовый писатель нынешней молодежи. Несмотря на это, в его творчестве немало белых пятен, которые дают богатейший материал для возможных исследователей. В данной работе автором предпринимается попытка анализа модного писателя.
Ведь куда легче писать реферат о Пушкине или Толстом: всё уже разобрано, расписано и обдумано за нас, но гораздо интереснее, хотя и сложнее, разобрать современную прозу. Именно по данной причине выбор пал на Пелевина.
Темой данной работы служат художественное пространство романа «Жизнь насекомых», тот мир, в который попадает читатель, его краски, архитектоника, населяющие его образы.
Хотя творчеству П. Посвящено множество критических статей и очерков, к великому удивлению, о данном романе написано очень мало. В ней автор лишь опирается на исследования творчества П.
Леонидом Филипповым, Александром Генисом и Андреем Даниловым. Тем не менее в основной части своей работа самостоятельна, так как роману «Ж.н.
» не посвящено ни одной монографии, а только несколько критических статей в периодических изданиях ( журнал «Звезда» и газета «Деловой Урал»).
Результатом данного исследования явились несколько выводов:
- В романе с названием известной книги Фабра «Ж.н.»,опубликованном журналом «Знамя» в апреле 1993 года, Виктор Пелевин создает особое художественное пространство, мир, где фантасмагории перемешиваются с реальностью, являя собой череду искусственных конструкций. В нем действуют непривычные правила: раскрывая ложь, не приближаешься к правде, но и умножая ложь, не удаляешься от истины.
Пелевин помещает своих героев в условия «плохой реальности», где постоянны социальные бури и катаклизмы. Заурядные явления постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов.
Однако ритуализация действительности играет вспомогательную роль: основное содержание романа составляет описание состояний сознания, воспринимающего представленную картину мира в качестве реальности.
При этом советская действительность оказывается своеобразным вариантом ада, где в качестве адских мук фигурирует безысходное переживание специфических состояний ума. Окружающий мир для П.- череда искусственных конструкций, где мы обречены вечно блуждать в напрасных поисках из начальной действительности.
Стремление воссоздать потерянное достоинство человеческой личности – основная тема романа «Ж. н.
»
- Место действия романа — небольшой курортный городок близ Феодосии, где узнаваемы приметы постсоветского времени: ветшающее здание пансионата, кооперативные ларьки, где продают «позорные кооперативные штаны», бетонные молы, бытовка на вершине холма, фанерные щиты с рисунками несбывшегося социалистического будущего, полузаклеенные афишами с призывами посетить лекции об НЛО – «от всего этого веяло печалью». Как в любом курортном городке здесь есть танцплощадка, кино-бар «АО ЛЮЭС» с неоновой вывеской, кафе, где громкие названия блюд не соответствуют их вкусу.
В романе обозначено несколько сюжетных линий, и каждая из них связана с какой-либо категорией людей, являющихся лицом своего времени. В романе 15 героев (кстати, ровно столько, сколько и глав). В каждой истории внимание сосредоточено на изображении странной жизни, бессмысленно жестокой в круговороте рождений, совокуплений и смертей.
Но никто не спросит у героев «Зачем живёшь?». Герои произведения узнаваемы, потому что маски насекомых удивительно точно передают их сущность, они – типажи постсоветского периода. В нашей стране в последнее десятилетие XX века появились так называемые « новые русские».
Это комары из советской Шамбалы – Арнольд (бывший Паша) и Артур, но эти звучные иностранные имена плохо сочетаются с образами обычных кровопивцев, как иронизирует автор, в блоковском стиле – характерного цвета «мне избы серые твои».
Но устремления у них самое современные: наладить на продаже крови соотечественников совместный бизнес с американцем Сэмом Саккером (имя которому дано не случайно, во всём мире именно Америку называют «uncle Sam»), для них Сэм – существо высшей породы.
Не выдерживают натиска новых русских непородистые – пример тому, судьба Арчибальда, работающего в пункте сдачи крови. Он сам расценивает своё прозябание как существование мимо жизни. Его попытка встать вровень с Артуром заканчивается плачевно: крылья его уже не держат, а муха Наташа, у которой он хочет напиться крови, попросту прихлопывает его ладошкой.
Современны устремления и у самой Наташи: она мечтает уехать с Сэмом в Америку, не желая оставаться в России и повторить бесцветную жизнь своей матери, муравьиной самки Марины, или растягивать меха баяна, как это делал её покойный отец, офицер «Магаданского муравейника», Николай.
Ещё два героя романа: драматический актёр Максим, то торгующий бессодержательными картинами, то увлекающийся постмодернизмом – «искусством советских вахтёров», и его друг Никита. Оба они наркоманы. Кстати, начиная с «Ж. н.» герои П.
регулярно потребляют наркотики, однако писателю глубоко безразлична проблема наркомании – его гораздо больше интересует состояние расширенной через «набор» психики, которая изображается им очень жёстко – со всеми её изломами и падениями.
- С точки зрения формы П. – посмодернист (в классическом его варианте), экспериментирующий и изобретающий. Но он уходит дальше то этого, развивая традиции постмодернистской эстетики, он выписывает в романе картину мироздания. Принцип буддизма о возможном переселении человеческих душ в животных, насекомых П. доводит до абсурда. Обитатели этого мира взаимодействуют друг с другом в 2-х равноправных телесных модусах – людей и насекомых. Каждое действие героя как насекомого немедленно отзывается в нем как в человеке. Жизнь людей-насекомых оказывается непрекращающейся взаимосогласованной симуляцией актов существования. Читателю невозможно уследить за превращениями. Думаешь, что это человек, а он вонзает хоботок и пьет кровь, думаешь, муха, а она снимает платьице и идет купаться и т.д. Но всё сливается в единое целое и по отдельности один модус ничего не значит без другого. Целое – это человек-насекомое, пытающийся жить в мире, который кажется ему реальностью. По этому же принципу всеобщей связанности и взаимосогласованности, построена и структура самого романа.
- Самопознание пелевинских героев в ситуации «плохой реальности» определяется через примат духа над материей. Это мысль о том, что источник всех бед – нравственная неполноценность личностного начала, неизбежным следствием чего является общая социальная неустроенность. П. поднимает в романе проблемы, что без внимания к смыслу собственной жизни и свободы от коммунальной зомбированности ничего хорошего не получится. Это показывает он на героях романа, точнее на 4-х их них.
Глава вторая под названием «Инициация» рассказывает об отце и сыне – жуках-скарабеях. Мудро и просто смотрит на жизнь отец, для которого вся жизнь и весь мир – навозный шар, который он называет египетским слогом Йа. Тому же учит и сына. И хоть жизнь эта непростая («башкой об бетон»), она прекрасна.
Невесело сложилась жизнь насекомого Серёжи. Вгрызшись в мягкий суглинок, он уподобился простому таракану, к тому времени, когда он стал задумываться, всё ли делает верно, его жизнь стала рутинной. И в России и в Америке он оставался всё тем же обычным тараканом, обывателем с характерным набором предметов материального благополучия.
Серёжа пытается вырваться и для этого роет вверх (всю жизнь он рыл в сторону), под землёй от него остаётся лишь навозный шар. Выбравшись на поверхность, он вернулся на то место, откуда начал рыть, но уже совсем старым.
Он стал цикадой и затрещал своими горловыми пластинами о том, «что жизнь прошла зря, и о том, что она вообще не может пройти не зря, и о том, что плакать по всем этим поводам абсолютно бессмысленно.
Иного мнения придерживается ночной мотылек Митя, сопровождаемый двойником Димой.
Митя ищет в жизни истинный свет, для этого он летит к площадке, освещённой двумя красными фонарями, посередине её – трухлявый пень с гнилой водой, а вокруг – мириады насекомых, спешащих к нему, как к алтарю, но лишь Митя понимает всю бессмысленность их стремления и стремится прочь.
Теперь он заглянет в колодец своей жизни и поймет, что жизнь существует лишь один миг, что «мы носим в себе источник всего». И миг этот освещён внутренним светом, который дарован изначально каждому:
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идёт, и плачет уходя.
Этим новым знанием Митя растревожил могущественное существо, которое как он говорит «незаметно жевало меня почти всю жизнь и сожрало почти целиком». Думал и жил всё это время не он, а это существо – его труп, который превратился вскоре в навозный шар. Митя сбрасывает его с обрыва.
Нигде не находит он Димы, ведь Дима и был тем трупом, тем навозным шаром, который не давал Мити жить всё это время. После всего этого нет уже ни того, ни другого, а есть только один настоящий, живущий Дмитрий (вот откуда не случайность их имён).
Он нашёл свой источник света, заключающийся во внутренней гармонии «ты – круг ослепительно яркого света, кроме которого ничего никогда не было и нет».
То, что в экзистенциальной философии называется «конечностью человеческого существования», некие первичные условия человеческого бытия в мире, через которые и посредством которых человек живёт, П.
объявляет «навозным шаром». У каждого из 4-х уже рассмотренных героев есть свой Йа.
Для отца и сына скарабеев этот шар – сам мир, для Серёжи – это то, что делали его тараканы, для Мити же – нечто отмершее, мешающее жить полноценно.
Роман «Ж. н.» — особый фантасмагорический мир, царство живых и мёртвых (живых мертвецов, таких как труп Мити и мёртвых живцов, таких как Серёжа и скарабеи).
· Критики видят в П. продолжателя многих традиций, сам же он сказал: «В русской литературе было очень много традиций, и куда ни плюнь, обязательно какую-нибудь продолжишь».
Прозу Пелевина пытались истолковать как турбореалистическую, фантастическую, постмодернистскую, но в целом его творчество не укладывается в какие-либо жанровые рамки: произведения его многослойны.
Однако, возникает вопрос, почему ранние произведения Пелевина были отмечены малой букеровской премией, а его зрелые творения воспринимаются многими критиками с нескрываемой враждебностью. Возможно, так произошло потому, что костяк этих произведений, в данном случае романа «Ж.н.
», составляют ирония и интеллектуальная игра и используются в том числе и применительно к позитивному содержанию, к ценностям сакрального характера, а такая литература обычно переводится в разряд «несерьёзной», фантастической, а то и нравственно сомнительной.
· Бессмыслица П. – вовсе не отсутствие смысла, напротив, это – гиперсмысл, или даже смысл смысла.
Некоторые критики указывают на «проповеднический» характер прозы Пелевин, провоцирующего читателя принимать его произведения как манифестацию некоего целостного мистического учения.
Такому пониманию противоречит особая ,специфическая для Пелевина концепция авторства, определяющая его особое положение в современной литературе.
По замечанию критика А. Гениса, Пелевин пишет в жанре басни – «мораль» из которой должен извлекать сам читатель. Автор ничего не «хочет сказать», и все смыслы, которые читатель находит, он вычитывает из текста самостоятельно.
Многочисленные эксперименты со стилями, контекстами, художественной формой служат у П. организации этой особой формы авторства, редуцирующей взаимоотношения автора с читателем вплоть до полного упразднения.
Список используемой литературы:
1. Леонид Филиппов – статья «Полёты с Затворником. вариации на заданную тему» — ж. «Звезда» 1999, №5
2. Александр Генис – статья «Поле чудес» — ж. «Звезда» 1997, №12
3. Андрей Данилов – статья «Синтетическая правда Пелевина. попытка анализа модного писателя» — г. «Деловой Урал» 1997
Источник:<\p>
Виктор Пелевин — Жизнь насекомых
Здесь можно купить «Виктор Пелевин — Жизнь насекомых» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Контркультура, издательство Эксмо, год 2007.
Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Источник: https://marketvirkutske.ru/romany/kratkoe-soderzhanie-pelevin-zhizn-nasekomyh-tochnyj-pereskaz-syuzheta-za-5-minut.html
Краткое содержание Пелевин Жизнь насекомых
Арнольд и Артур живут недалеко от Феодосии, у них много планов, которые они хотят исполнить. Одним из планов является желания создать бизнес с Сэмом – коренным американцем. Пелевин сравнивает трех людей с комарами, которые готовы пойти на все, чтобы получить желаемое. Сэм показал себя как человека жадного, даже когда он был при смерти, то не отступился от задуманного.
Книга построена на сравнение людей с насекомыми, так изображены отец и сын, которые идут на пляж отмечать событие – сын может самостоятельно собирать навоз по дороге. Таким образом, отец и сын – жуки – скаробеи. Оказывается, собирать навоз совсем несложно, потому что он везде. Но отец внезапно попадает под чью-то туфлю и умирает, сын же продолжает собирать навоз один.
Далее рассказывается о самке муравья – Марине, она пользуется популярностью среди муравьев – самцов, но не обращает внимания, а идет рыть себе ямку. После чего отправляется на базар за продуктами, где встречает противницу, завязывается драка, но Марина побеждает.
Максим, наблюдавший драку, работает актером, случайно встречает старого приятеля Никиту. У них общее – наркотическая зависимость.
Сэму удается познакомиться с Наташей, эта девушка – дочь Марины. Наташа, не долго думая, закручивает роман с американцем, чтобы получить красивую жизнь.
Мужа Марины убивают в театре, а остатки (лапки) отдают жене, она от печали и горести поглощает их в своей вырытой ямке.
Рассказ заканчивается повествованием о мотыльках, которые находятся на катере. Они ищут смысл жизни, поэтому постоянно конфликтуют. В одном из споров одерживает победу Митя, он утверждает, что фонарь красного цвета – зло, принесет только смерть.
Также есть еще один герой – Сережа, его жизнь спокойна и обыденна, он таракан, которого практически не волнует происходящее вокруг.
Данное произведение показывает читателям обычных людей в виде насекомых, представлены разные слои населения, «люди» с разными историями. Но каждое насекомое можно встретить и в жизни. Автор порицает и тараканов, и Сэма, и жуков, потому что их жизнь бессмысленна, они жаждут богатств, роскоши и светской жизни.
Таким образом, насекомые не являются примерами, они являются прототипами людей, которые ведут паразитический образ жизни. Их существование наполнено похотью, грязными делами. Выделяются лишь два мотылька, которые ищут смысл жизни, но для них он лишь в фонаре и решении приближаться к нему или нет.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Сказка Царевна Несмеяна
В одном государстве жил царь, была у него дочь красавица. Все было у него хорошо, только вот дочка никогда не улыбалась. Звали царевну Несмеяна. Решил царь исправить эту ситуацию, написал указ, кто развеселит дочь, получит ее в жены и полцарства - Краткое содержание Островский Гроза
Действие пьесы развернулось в маленьком городе Калинове. Кулигин, изобретатель, ищущий вечный двигатель, и конторщик Кудряш любовались Волгой, сидя в общественном саду. - Краткое содержание Арбузов Таня
Основным персонажем произведения является молодая женщина по имени Татьяна, живущая в одном из московских арбатских переулков. - Краткое содержание Толстой Алёша Горшок
Рассказ о молодом парне Алеше. С детства прозвали его Горшком, из-за того, что однажды он нес горшок по просьбе матери и разбил его. До 19 лет жил Алеша с сестрой и родителями в деревне, пока его брат служил в городе у купца.<\p> - Краткое содержание Сартр Мухи
Еще маленьким мальчиком Орест потерял отца и чуть сам не погиб от рук любовника своей матери Эгисфа, но ему чудом удалось остаться в живых. После долгих пятнадцати лет скитаний Орест возвращается в Грецию в родной город Аргос
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/pelevin/zhizn-nasekomyh-chitat-pereskaz
Фантасмагория
[contact-form-7 404 “Not Found”]
- Поделитесь данными о стоимости ▲▼
- Пожаловаться ▲▼
Фантасмагория (от др.-греч. φάντασμα – призрак и ἀγορεύω – публично выступаю).
Слово имеет несколько значений:<\p>
- Причудливое бредовое видение: «Счастье для него кончилось, и какое счастье? фантасмагория, обман.»
- В переносном значении – чепуха, невозможная вещь.
- Призрачное, фантастическое изображение, получаемое посредством различных оптических приспособлений.
- Фантасмагория (искусство) – нагромождение причудливых образов, видений, фантазий; хаос, сумбур, гротеск.
- Фантасмагория (представление) – жанр театрального представления в Европе в XVIII–XIX веках, в котором при помощи «волшебного фонаря» на заднем плане демонстрировались пугающие образы: скелеты, демоны, привидения.
«Волшебный фонарь» – аппарат для проекции изображений, распространённый в XVII–XX вв., XIX в. – в повсеместном обиходе. Является значимым этапом в истории развития кинематографа.
- Фантасмагория (кино) – поджанр кинофантастики, представляющий фильмы о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии.
- Фантасмагория ( в литературе) – сатирический прием, сродный гротеску, то есть преувеличенному окарикатуриванию персонажа, когда он представляется читателю в уродливых и невероятных формах, тем ярче проявляя свою сущность.
Фантасмагория в литературе
Фантасмагория как нагромождение фантастических образов может быть одним из приемов произведения, служить средством создания особого фантастического, таинственного, сказочного мира.
Обычно фантасмагория служит автору, чтобы показать сущность явления, но сделать ее более явной, более бросающейся в глаза, чтобы читатель не просто понял, в чем она состоит, но и увидел смешные стороны этого явления.
Не случайно фантасмагорию в качестве литературного приема используют авторы, задача которых – высмеять и развенчать то общество, которое они изображают в своих произведениях.
Главные черты
Столкновение беспочвенной мечты и фальсифицированной действительности, слияние мечты и сновидения, греза наяву образует фантасмагорию – реальность, где все возможно, все может случиться, произойти.
Наложение реальности бессознательного на рационализированную действительность приводит к переворачиванию и разрушению смысла устоявшихся вещей и явлений.
Фантасмагория предстает как случайное, мгновенное наркотическое озарение, в котором за призраками вещей мерцает великое ничто. Как писал Ж.Кокто:
Где мой венок из роз?
Мы – лицевой узор ковра метаморфоз,
Смерть ткет его с изнанки.
Как плод воображения фантасмагория является галлюцинацией, химерой, возникшей в результате влияния модальностей бессознательного за пределами критического мышления.
Мгновенное интуитивное схватывание, видение абсолютной реальности предполагает появление призрака вечности и бесконечности в игре возможностей, по отношению к чему текущее время физического бытия теряет смысл.
Прошлое сновидения сливается с будущим мечты в некое безвременье.
Иллюстрацией фантасмагории прекращенного времени является замирание духа в рассказе Эдгара По Колодец и маятник (1844).
Маятник, угрожающий человеку, символизирует текущее настоящее внешнего мира, которое неумолимо приближает гибель.
У человека, который должен быть разрублен маятником, с каждым колебанием захватывает дух от ужаса. Все фибры души пронизывает страстное желание остановить время.
Фантасмагория является показателем высшей степени игры, в которой отсутствуют какие-либо правила, это игра сил эроса и агрессии, игра иллюзий и смятение чувств. В динамическом хаосе заблуждения ума, желания, чаяния, надежды, суеверия, подспудные страхи и опасения, неосуществимые надежды приобретают первостепенное значение.
Игра скрытых чувств показывает высшую власть над человеком, напоминая иронию Нерона, господство которого над миром исчерпало себя в негативной диалектике.
Чудесное и сверхъестественное накладывается на банальное и естественное, образуя такой элемент фантастического как клише – знак неординарный по своему значению, но банальный по форме.
Немного о белом кролике
Во всем мире не найдется ни единого человека, который не слышал бы об «Алисе в стране чудес» Л. Кэрролла.
Персонажи данной книги уже давно и прочно укрепились в сознании человечества, а ведь автор произведения – едва ли не первый и самый яркий пример писателя, обратившегося к фантасмагории. Фантасмагория Льюиса Кэрролла увлекательна, таинственна, порой до абсурда красочна.
На его страницах в прямом смысле волшебство переходит в мир реальности, становится самой реальностью. Именно поэтому стали его персонажи и герои давно привычными человеку. Помимо знаментой «Алисы», из-под пера Кэролла вышел и сборник стихов «Фантасмагория», включивший и одноименную поэму.
В целом, в литературе чаще всего используется именно фантасмагория препарированной души, когда невероятность бытия, огромный мир, полный гиперболизаций и каламбуров, становится неотъемлемой частью человеческого бытия.
К фантасмагории можно отнести первый в мире рисованный мультфильм с говорящим названием «Фантасмагория», выпущенный в 1908 году. В жанре фантасмагории работал и французский кинорежиссёр Жан Виго. В 1930 году он снимает фильм «По поводу Ниццы», где фантасмагория показана как призрачная картина, получаемая при помощи оптических приспособлений.
В следующем фильме Виго – «Жан Тарис, чемпион по плаванию» элемент фантасмагории работает уже на повествовательном уровне, демонстрируя «бред наяву» и «причуды в реальности». В фильме «Поручик Киже», снятым по одноимённой повести Юрия Тынянова режиссёром Александром Файнциммером в 1934 году, также присутствуют элементы фантасмагории.
В дальнейшем был снят ряд малопопулярных фильмов, частично использовавших фантасмагорию.
Фильмы в жанре фантасмагория
- «Воображариум доктора Парнаса», режиссер Терри Гиллиам
Кадр из фильма воображариум доктора Парнаса - «Фонтан», режиссер Даррен Арановски
- «Эдвард руки-ножницы», «Крупная рыба», режиссер Тим Бёртон
- «Там, где живут чудовища», режиссер Спайк Джонс
- «Зеркальная маска», режиссер Дэйв МакКин (сценарий Нила Геймана)
Кино – искусство визуальное. И при помощи современных спецэффектов и анимации даёт возможности создавать самые нереальные пейзажи, цветовые сочетания и причудливые образы.
Вспомним трёх современных режиссеров, специализирующихся на киносказках для взрослых: француза Мишеля Гондри, американца Уэса Андерсона и главного индуса Голливуда – Тарсема Синха.
Объединяет этих режиссеров ещё и то, что они создают свои удивительные киномиры фактически без использования компьютерных спецэффектов.
Мишель Гондри
Оскароносный режиссер в детстве хотел стать художником или изобретателем, как его дедушка Констан Мартин, который создал один из первых синтезаторов. Пока Мишель учился в художественной школе, он организовал панк-рок-группу, но востребованность и успех пришли к нему, когда он стал заниматься режиссурой музыкальных клипов и рекламных роликов.
Он снимал клипы для Бьорк, Пола Маккартни и Radiohead. Ролики Adidas, Coca-Cola, Polaroid, Nescafe с Джорджем Клуни, а реклама джинсов Levis режиссуры Гондри попала в Книгу рекордов Гиннесса как клип, собравший самое большое число наград в истории этого жанра.
Он был одним из первых, кто стал использовать в рекламе технику замедленных съёмок Bullet time, ставшую знаменитой после выхода фильма «Матрица».
«Наука сна»
В этом фильме Мишель Гондри решил окончательно стереть границы между сном и реальностью и перемешать их.
Он признавался, что «Наука сна» автобиографичная картина: «Мы снимали фильм в доме, где я жил со своим сыном и его матерью.
Мне хотелось исследовать ту историю, которая приключилась со мной 25 лет назад в 1983 году, когда я был в Париже, и ту, которая была со мной в Нью-Йорке два года назад, так что я соединил их в одну…»
Огромные руки героя Берналя, которые вырастают у него во время сна, – это тоже реальный кошмар, который Мишель Гондри видел в детстве. Ожерелье из обрезков ногтей – тоже часть биографии режиссера.
Гондри рассказал о своей бывшей девушке: «Она была недовольна моими длинными ногтями. Поэтому я соединил их цепочкой и превратил в ювелирное украшение». Герои «Науки сна» говорят на английском, французском и испанском.
Это было незапланированно: Гондри просил актера-испанца Габриеля Гарсия Берналя выучить французский к началу съёмок, но тот не успел это сделать.
«Пена дней»
Этот фильм – экранизация романа Бориса Виана.
И мир, который является местом действия истории, даст фору любому сну: в квартире, где живёт настоящее солнце, мыши-домоправители беседуют с кошками, влюбленные проводят свидание, летая на тучах, великий философ Жан-Соль Партр (пародия на Сартра) читает лекции, а цветы могут прорастать в лёгких человека, и эта болезнь смертельна и неизлечима. Несмотря на иронию над Сартром, сам философ высоко отзывался о творчестве Виана.
Уэс Андерсон
Когда маленькому Андерсону, росшему в Техасе, было 8 лет, его родители развелись. Позже он скажет об этом как о «самом важном событии в моей жизни и жизни моих братьев», и этот развод ляжет в основу его фильма «Семейка Тененбаум».
На первый взгляд кажется, что его фильмы вовсе не фантасмагории. Это вполне правдоподобные реалистичные истории, трагикомедии, мелодрамы, пусть и немного эксцентричные. Но мир, который Уэс Андерсон выстраивает в своих картинах, будоражит воображение и радует глаз больше любой сказки.
Cтиль Уэса Андерсона – идеальная симметрия во всех картинах, герой или центральная фигура всегда находится в центре кадра. Очень большое количество подробных деталей. Он работает над фильмами самостоятельно на всех этапах производства. Всё это образует то, что называется «стилистика Уэса Андерсона».
Его ни с кем не перепутать.
«Когда я задумываю очередной фильм, то воображаю мир, в котором будет происходить действие. Все эти дизайнерские детали – это мои попытки создать этот мир, возможно, не похожий на реальность и, надеюсь, не похожий на те места, где вы уже бывали», – рассказывает сам режиссер.
«Отель “Гранд Будапешт”»
Этот оскароносный фильм снят в трех различных соотношениях сторон: 1,33, 1,85 и 2,35:1. Они выбраны неслучайно и соответствуют трём разным отрезкам времени – разные пропорции кадра обозначают, какой временной период длится на экране.
Заранее, до начала производства фильма, Уэс Андерсон сделал анимированную кукольную версию фильма, своеобразный путеводитель по сюжету, который был использован съёмочной группой в дальнейшем как подспорье в работе и был показан актёрам. Реальные же съёмки несуществующего отеля проходили на границе Германии, Чехии и Польши – в саксонском городе Герлиц и частично в Дрездене.
Кроме работы с композицией кадра в фильме есть множество шуток. Например, практически все мужские персонажи в картине носят усы. В финальных титрах говорится, что фильм создан по мотивам рассказа Стефана Цвейга, хотя создатели картины в дальнейшем называли сразу несколько произведений: «Нетерпение сердца», «Записки европейца», «24 часа из жизни женщины».
«Королевство полной луны»
В одной из сцен этого фильма девочка Сьюзи находит дома брошюру «Борьба с непослушным ребенком». Этот момент автобиографичен для Андерсона, у него был аналогичный случай в его детстве: «В этом не было ничего страшного.
Только в тот момент, когда я нашел ее, я был сильно удивлен». Другая сцена фильма – часть биографии сценариста Романа Копполы (друга Андерсона).
Его мать, как и героиня фильма Лаура Бишоп, кричала на членов семьи через мегафон.
Так кусочек за кусочком, как мозаика, и выстраиваются сюжеты фантасмагорий Уэса Андерсона. Да и сам процесс съёмок зачастую проходит необычно.
Например, во время работы над «Королевством полной луны» Уэс Андерсон снял старый особняк, чтобы он, оператор и редактор картины могли там работать.
Актёров поселили в отеле по соседству, но в итоге и Эдвард Нортон, и Билл Мюррей, и Джейсон Шварцман перебрались в старый дом.
Тарсем Сингха
Детство режиссера индийского происхождения прошло в Иране, а затем в Гималаях. Когда его отец узнал о том, что сын решил вместо Гарварда заняться кино, он сказал, что тот ему больше не сын.
«В Индии я увидел книгу под названием “Путеводитель по киношколам Америки” и просто обалдел от неё. Она изменила мою жизнь, потому что до этого я думал, что идти в колледж нужно для того, чтобы изучать что-то, что любит твой отец, а ты сам ненавидишь.
Я сказал отцу, что хочу изучать кино, а он ответил, что никогда не допустит, чтобы я занимался этим. Но я поехал в Лос-Анджелес и снял фильм, благодаря которому получил стипендию в колледже искусств», – рассказывает режиссер.
Теперь режиссер живет попеременно в Лондоне и Лос-Анджелесе. А вот для его фильмов нет никаких географических границ, например съёмки «Запределья» проводились в 18 странах мира.
Особенностью стиля Тарсема Сингха является балансирование на грани сна и реальности. Очень сильно на стиль Сингха повлияли русские режиссеры – Тарковский и Параджанов. Как и Гондри, свою кинокарьеру Тарсем Сингх начинал в рекламе. Он снял десятки рекламных роликов, прежде чем состоялся его дебют в большом кино – фильм «Клетка».
«Запределье»
Над сценарием «Запределья» Тарсем Сингх работал 17 лет. Он сам выступил в роли автора сценария, постановщика и продюсера фильма. Он посмотрел болгарский фильм Зако Хеския 1981 года «Йо-хо-хо» об актёре, который лежит в больнице из-за травмы. Травма серьезная, возможно, актер больше не сможет ходить.
Он рассказывает мальчику-соседу по палате сказочные истории. Этот сюжет и лёг в основу «Запределья». Фантастические кадры и миры, которые мы видим в фильме, по заверениям режиссёра, созданы вообще без применения спецэффектов. Для этого были использованы 26 различных частей планеты в 18 странах мира.
Маленькая актриса Катинка Уантару, исполнительница роли девочки Александрии, которая по аналогии с болгарским первоисточником слушает истории покалеченного каскадёра, была уверена, что он и вправду получил травму и его ноги парализованы. Её не стали переубеждать. Жестоко, но в данном случае искусство требует таких жертв – девочка не играла, а проживала свою роль.
Фантасмагория в живописи
Если брать в расчет тот факт, что фантасмагория – это, прежде всего, выход за рамки привычного, некая доля сумасшествия, душевного помешательства, то самым большим почитателем данного явления, без сомнения, можно назвать Иеронима Босха. Сложно найти работы более фантасмагорические, странные, удивляющие и пугающие одновременно.
Конечно, этот пример далеко не единственный. Фантасмагория – это и Дали, и Родни Мэттьюз, и, бесспорно, Гойя, для которого данное направление стало завершающим. Явление фантасмагории довольно сложно соотносится с тем или иным временным периодом, конкретной эпохой.
Конечно, в эпоху классицизма обращение к такого рода образной системе было несвойственно, зато барочные архитектура и живопись могут представить бесчисленное множество примеров фантасмагорий. Обращение к такого рода искусству, прежде всего, попытка передавать, транслировать ранимость, хрупкость человеческой натуры, ее место в контексте необъятности души, сознания, мира.
Это попытка акцента внимания на том, сколь пугающим и одновременно прекрасным может быть мир, пропущенный через призму человеческого восприятия.
Источник: https://mfina.ru/fantasmagoriya/
Рецензия TibetanFox на книгу — Виктор Пелевин «Жизнь насекомых» — MyBook
Когда я первый раз читала “Жизнь насекомых”, то ещё училась в школе. Тогда она мне явилась едва ли не откровением, настолько точными и острыми казались метафоры. При повторном прочтении через много лет впечатление уже не то. Некоторые моменты по-прежнему кажутся блестящими, но ряд других — слишком плоскими, топорными, безыскусными.
В частности, история про жуков-навозников и вообще всю концепцию, что мир — это большой кусок говна. И дело не в том, что не нужно писать книгу, чтобы это узнать, или в том, что мне неприятен тип людей-жуков-навозников. Просто это кажется грубой работой на фоне более изящных типажей других персонажей.
Про переродившихся ночных мотыльков тоже понравилось не слишком.
Это ещё тот старый добрый Пелевин, где обязательно есть притчи, сатира, фантасмагория… И кто-нибудь обязательно упорется, и скорее всего не единожды. попробую хотя бы немного упорядочить впечатления. Сначала все подыстории. Про 2 типа просветления (навоз и огоньки) я уже написала, не понравились оба рассказа.
История про конопляных клопов была не то чтобы интересная, а ловкая, смишнявая. История про комаров… Серединка на половинку. Больше всего понравились истории про муху, муравьиху и в особенности про чувака, ставшего тараканом. Это не значит, что мне понравились сами характеры, даже наоборот. Но выписаны они интересно, без лишнего и без примитивщины.
<\p>
Теперь про саму особенность повествования. Самое интересное, пожалуй, именно форма. В баснях и притчах частенько под образами животных и насекомых выводят людей. Для этого тем же насекомым приписывают полностью человеческое поведение и характер. Здесь же система другая, модель “человек-насекомое” не такая прочная, как в баснях или притчах.
Это фантасмагория, насекомолюди в одних моментах повествования явно в человеческом теле, в другие моменты — явно в теле насекомого, а в третьи — вообще в каком-то промежуточном варианте. Меняется при этом не только физиология, но и размеры. В одном моменте муха-насекомое села на тарелку комара-человека, а уже через секунду они беседуют оба в человечьих шкурах.
Эта фантасмагория выписана очень удачно, плюс насекомые не всегда тесно привязаны к своим типам. У муравья может родиться муха, гусеничка может превратиться в таракана, а конопляный клоп, как водится, и не подозревает, кто он. В общем, мы сами выбираем, какими насекомыми нам быть. Немудрёная мысль, но интересно поданная.
<\p>
Что же так привлекает в раннем Пелевине? Наверное, именно эта выпуклость мысли, за которой не надо далеко уходить в дебри текста. Не без недостатков, но неплохо.
Источник: https://MyBook.ru/author/viktor-pelevin/zhizn-nasekomyh/reviews/2964136/
Сколопендра: абсолютное зло в мире насекомых | Жизнь и фантасмагория
Сколопендра: абсолютное зло в мире насекомых
Сколопендры не самые приятные существа. И от встречи с ними никто не застрахован. Многие виды этих членистоногих ядовиты, а какие-то приспособились жить совсем рядом с нами – в квартирах.
Forcipules
Ученые насчитали 8000 видов различных сколопендр, обитающих в самых разных уголках планеты. Эти многоножки являются единственными членистоногими, у которых лапки первого сегмента предназначены отнюдь не для прогулок. Речь идет о специальных придатках, так называемых forcipules, которые имеют ядовитые когти.
Именно поэтому их внешний вид вызывает у людей заслуженный страх. К образу сколопендр обращаются писатели и сценаристы, чтобы сделать свои произведения более жуткими.
К примеру, американский писатель Уильям Сьюард Берроуз в романах «Города Красной Ночи», «Пространство Мёртвых Дорог» и «Западные Земли», назвал сколопендр абсолютным злом.
В фильме «Кинг Конг» (2005 года) показано, как огромные сколопендры нападали на путешественников.
Ядовитая тварь
В зависимости от вида и возраста укус сколопендры может иметь для человека самые разные последствия, вплоть до летального исхода. При этом самки более ядовитые, чем самцы.
Сколопендры, которые обитают в Крыму, в частности на Тарханкуте, и впрямь могут ужалить очень болезненно.
«Мне в кроссовку на мысе Сарыч заползла сколопендра сантиметров тринадцати, – рассказал местный житель Александр. – Я от боли в одно мгновенье обувь содрал, не развязывая шнурков. Укус пчелы по сравнению со сколопендрой, примерно как укус комара по сравнению с осой. Два дня держалась высокая температура».
Сороконожка ли?
Сколько же на самом деле ног у сколопендры, которую иногда называют сороконожкой? Судя по названию, укоренившему в простонародье, – сорок. Между тем, в зависимости от вида, эти членистоногие могут иметь от 15 до 171 сегментов тела и столько же пар лапок. Впрочем, в любом случае, у них всегда имеется нечетное число пар ног, так что в реальности сороконожки в природе не встречаются.
Хищники
По своей природе все сколопендры являются хищниками. Маленькие – питаются другими беспозвоночными, моллюсками и кольчатыми червями. Более крупные виды, обитающие в тропиках, способны съесть лягушку и даже мелкую птицу. Напав на жертву, сколопендры оборачиваются вокруг добычи и ждут, когда начнет действовать яд. Лишь после этого они приступают к трапезе.
Впрочем, и у многоножек имеются враги, готовые ими полакомиться. В частности, за ними охотятся змеи. А вот кошкам и крысам, которые тоже при первой возможности съедают многоножек, лучше этого не делать. Дело в том, что внутри сколопендр всегда живут паразиты, опасные для этих животных.
Даже те сколопендры, которые обитают в наших домах – Scutigera coleoptrata, тоже хищники, и питаются они мухами, тараканами, пауками, клопами и другими домашними насекомыми.
Часто их называют обыкновенными мухоловками. Это – как правило, четырехсантиметровые 15-ти сегментированные многоножки, очень быстро бегающие от людей.
Вывести их можно только ловушками-липучками или ликвидировав в доме влажность.
Членистоногие долгожители
По сравнению с большинством других членистоногих, сколопендры – долгожители. Имеется множество видов, которые живут по два-три года. Удивительно это и тем, что многоножки растут всю жизнь в отличие от других насекомых, у которых рост прекращается с половым созреванием.
Еще одной уникальной способностью этих тварей является регенерация потерянных ног, например, после атаки птицы. Правда, новые пары вырастают после линьки. В этом случае регенерируемые лапки бывают короче старых ног.
Любящие мамы
Обычно членистоногие насекомые, за редким исключением, являются безответственными родителями. Считается, что материнская любовь присуща более развитым животным.
Однако ученые с удивлением обнаружили, что у сколопендр присутствует материнский инстинкт. Например, почвенные сколопендры Geophilomorpha и тропический вид многоножки Scolopendromorpha охраняют яичную массу, пока не появятся личинки.
Впрочем, и здесь сколопендры имеют удивительные свойства, практически не встречающиеся в остальном животном мире. Некоторые из них размножаются без участия самца – то есть партеногенетически. Именно такие многоножки живут в Крыму.
Сколопендры-гиганты
На островах Ямайка и Тринидад, а также кое-где в Южной Америки живут гигантские сколопендры, которые могут иметь длину 26 см. Впрочем, в Австралии нашли тридцатисантиметровую многоножку.
Об этих насекомых известно, что они едят очень долго, дабы не навредить себе перееданием и часто делают перерывы в процессе поглощения жертвы.
После еды эти многоножки тщательно усиками чистят ногочелюсти.
Источник: https://maxpark.com/community/7300/content/6429167
Книга «Жизнь насекомых»
Псевдоинтеллектуальная повесть о насекомых в очеловеченных образах, эдакий калейдоскоп судеб.
Тут представлены истории овдовевшей матери одиночки, иностранца и проститутки, взаимодействия местного бизнеса с иностранным партнером, проблемы торчков, критерии успеха в карьере на родине и зарубежом, карьерный рост перетекающий в имиграцию, жестокость и конкуренция в женских взаимоотношениях, поиски смысла жизни..
и наверняка я что-то упустила, так как мозаика богата переплетениями и подсмыслами.
Пелевин, в свойственной ему непренужденной манере, умудряется вставлять второй и третий смысловые ряды. Так например, соитие мухи и комара содержит отрывки из сравнительного анализа героев произведений Гайдара и Достоевского.
Смущает то, что в этом довольном своеобразном и странном обрамлении, проводятся параллели между Сережей Щербачевым (школьником, убившим вора и убийцу с целью противостоять злу) и Родионом Раскольниковым (студентом, убившим старушку с целью наживы).
С ловкостью напёрсточника, автор прозводит подмену понятий и вуаля<\p>“герой Гайдара – это Раскольников, который идёт до конца, ничего не пугаясь, потому что по молодости лет и из-за уникальность своего мироощущения, просто не знает, что можно чего-то испугаться”.
Иными словами, получается, что школьник, пересиливший страх и вставший на борьбу со злодеями, уравнивается с импульсивным убийцей немощной, пусть и жадной, бабки ради наживы.
А с к какой целью делаются такие умозаключения? Бездумный эпатаж? Осознанное обесценивание героических образов прошлого?
Или вот еще:<\p>“На месте пошловатого фашистского государства “Судьбы барабанщика” Сережины голубые глаза видят бескрайний романтический простор”
Таким образом, если назвать вещи своими именами Совесткий Союз, по мнению Пелевина, – пошловатое фашисткое государство, так я понимаю? Получается, автор убаюкивает бдительность чередой полных бытовой жестокости и безнадёжности зарисовок и потихоньку между строк втолковывает свою, горячечную, одну ему понятную правду, обволакивая все былые нравственные оринтиры привычной коричневой жижей.
Но, ладно, опустим дебри, что на поверхности? В чём собственно аллюзии автора? Все мы насекомые, копошимся себе в своих никчёмных хлопотах, а мир это навозный шар?<\p>
Итого, повесть однобока в своей чернушной тягучей всеохватывающей депрессняковости, эдакая экскурсия по дну общества. Читатель не найдёт здесь ничего жизнеутверждающего – текст пропитан отчаянием.
Читать категорически не рекомендую.
Источник: https://www.livelib.ru/book/1002111017-zhizn-nasekomyh-viktor-pelevin
Древние символы. Насекомые
Древние символы. Насекомые.
Balthasar van der Ast (1593-1657 ) Этюд с цветами и насекомыми 1620-е , 31.7×44.
4 см <\p>
Разные виды насекомых как древние символы соотносятся в мифах с разными частями космического пространства, с его зонами (царствами) или их образами.
В образах некоторых насекомых подчеркивается связь с нечистой силой; в частности, стрекоза обозначается (в противоположность божьей коровке и другим) как ездовое животное черта-«коза (или козел) черта», «конь черта» и тому подобное.
Древние символы: Насекомые
Как образ низа насекомые функционально сопоставимы с хтоническими животными (змеи, ужи, черви, мыши, бобры, чудовища и т. п.).
Тот факт, что разные насекомые соотносятся в совокупности со всеми космическими зонами и со всеми тремя частями Мирового Дерева, находит параллель в мифопоэтическом взгляде на насекомых как гибридный образ, составленный из черт (или свойств), присущих животным, живущим в воздухе, на земле (а иногда и под землей); ср.
соответствующие тексты (особенно часто- загадки о насекомых) типа: «черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт: летит-воет, падает-землю роет», «Летит по-птичьи, ревет по-бычьи», «Не рак, не рыба, не зверь, не птица» и т. п.
Jan van Kessel (1626—1679) Этюд насекомых, 1653 (Study of Butterfly and Insects)медь, маслоЧастное собрание<\p>
Иногда насекомые как древний символ изображаются как посланец бога, которому дана власть над всеми, кроме обитателей моря. Некоторые ритуальные тексты наглядно демонстрируют функциональные различия между разными видами насекомых.
Один полюс образуют «божьи» пчелы, которые приносят весну и плодородие. На другом находятся вредоносные насекомые, созданные в наказание людям и скоту.
В разных мифопоэтических традициях засвидетельствован мотив обращения громовержцем своих детей, подозреваемых в том, что они-результат измены его жены, в насекомых или других хтонических животных (змеи, черви, мыши и т. п.) и в растительные образы (грибы, семена и т. п.).
Тема метаморфозы возникает и в архаичных представлениях о превращении души человека в бабочку, мотылька и т. п. Вместе с тем бабочки-однодневки, мотыльки и другие эфемериды являются широко распространенными древними символами краткости жизни и счастья.
Связь людей с насекомыми, подтверждаемая мотивом превращения, объясняет использование образов некоторых насекомых (пчела, оса, муха, комар, паук, муравей и т. п.) в качестве тотемных предков.
Фольклорная, прежде всего сказочная, традиция с разной степенью полнота сохраняет многочисленные мотивы, связанные с насекомыми, например, превращение мифологического героя или героини в пчелу, муравья (Иваном – царевич, проникает в виде муравья в Хрустальную гору), муху, комара и др.
Jacob Marrel (1613-1681) Натюрморт с цветами и насекомыми на деревянном столе 1634(Still life with flowers and insects on a wooden table)18 х 26_д.,м.
Частное собрание <\p>
В ряде случаев принимались специальные меры умилостивления демонов и злых духов, в подчинении которых находились насекомые, читались молитвы и заговоры от насекомых, совершались магические действия.
Изображения некоторых насекомых или даже сами засушенные насекомые как древние символы нередко использовались как амулеты.
Древние символы Насекомые: Бабочка
Символизирует человеческую душу, те стадии, которые она проходит для того, чтобы развернуть свои силы для полета. Бабочка – древний символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы.
На внешнем слое в символике бабочки преобладает значение ветреницы, беззаботного существа: «бабочка-однодневка», «порхать как бабочка».
Rachel RUYSCH (b. 1664, Den Haag, d. 1750, Amsterdam) Натюрморт 1690 Oil on canvas, 33 x 28 cm Private collection <\p>
В христианстве стадии ее развития олицетворяют жизнь, смерть и воскресение, поэтому бабочка иногда изображается в руке младенца Христа.
Древние символы Насекомые: Муравей
Древний символ скромности, покорности, прилежания и трудолюбия.
Мифологическое значение муравьев во многом объясняется их биологическими особенностями -малостью, делающей муравья как бы минимальной счетной единицей («квантом»), множественностью, подвижностью, коллективностью, которая проявляется в формах их совместного существования и деятельности, приспособляемостью к среде обитания и т. п. Разрушение муравейника во многих традициях символизирует несчастье.
Вольга из русских былин, обладающий даром оборотничества, превращается то в сокола, то в муравья, проникающего через подворотню из рыбьего зуба (трансформированное противопоставление Неба и Подземного царства, нижнего мира); сходный мотив (превращение в сокола и в муравья) связан в русской сказке «Хрустальная гора» с Иваном-царевичем: обернувшись муравьем, Иван-царевич проникает через маленькую трещину в хрустальную гору и освобождает царевну.
Дар превращений герой сказки получает за справедливый дележ павшей лошади, при котором ее голову он дал муравью.
Связь муравья как древнего символа с землей или даже с нижним миром и одновременно с процветанием и богатством, иногда с основным (или даже единственным) культурным растением данного ареала, дающим и пищу, и опьяняющий напиток, отражена во многих традициях в самых разных формах.
В полесских ритуалах вызывания дождя (которые имеют параллели и в южнославянской традиции) дети разрушают муравейник палкой (кием), имитируя болтание палкой в колодце (при этом муравьи соотносятся с брызгами воды по принципу: «сколько муравьев, столько и капель»).
Муравейник разгребают и для того, чтобы муравьи принесли хорошую погоду (солнце). С особой ролью муравья в мифопоэтической теме неба и земли, жизни и смерти соотносится в конечном счете и его спасительная, в частности целительная, функция (ср. широкое использование муравьев в народной медицине).
Особые мифологические представления связываются и с муравейником. У ряда финноугорских народов известен обряд жертвоприношения лесным духам, совершаемый на муравейниках.
Jan Davidsz. de Heem (1606, Утрехт — 1683/1684, Антверпен) Натюрморт с фруктами и насекомыми<\p>
В христианстве считалось, что муравей, отделяющий зерна от плевел, символизирует мудреца, отделяющего истинное учение отложного.
Древние символы Насекомые: Муха
Символизирует мучителя из-за тех мучений, которые она причиняет животным. Обычно как древний символ ассоциируется со злыми богами и порчей. Может олицетворять сверхъестественные силы, по большей части злые. Демонов часто изображают в виде мух. Слово «вельзевул» значило «повелитель, который жужжит».
Мифологическая роль мухи связана с ее малыми размерами, назойливостью, нечистотой. Эти особенности определяют символическое значение образа мухи. Христианская традиция усвоила образ мухи-носительницы зла, моровой язвы, греха, ведущего к искуплению.
В ряде случаев образ мухи соотносится с персонифицированными мифологическими образами, чаще всего воплощающими силы нижнего мира. Так, многие демоны, злые духи, персонажи, фигурирующие в черной магии (в частности, в «черных» заговорах, колдовстве), связаны с мухой.
В христианстве муха как древний символ олицетворяет зло, эпидемию, грех. В христианском искусстве муха изображается вместе со щеглом, олицетворяющим Спасителя.
Древние символы Насекомые: Оса
Мифопоэтическая символика образа осы определяется такими ее особенностями, как летучесть и изящество, с одной стороны, и навязчивость (усиливаемая монотонным жужжанием), агрессивность, жалящие свойства-с другой.
Первой особенностью объясняется в известной мере широко распространенное в ряде традиций представление о том, что оса-душа человека или превращенный мифологический персонаж.
В ряде традиций душа ведьмы также нередко принимает вид осы (ср. мотив разоблачения ведьмы человеком, который видит, как во время сна душа в виде осы внедряется в тело ведьмы), в частности, покидая спящую ведьму, с тем чтобы вредить людям.
Во многих традициях оса как древний символ – образец мудрости, хитрости, ловкости, она выступает как посредник или судья.
Древние символы Насекомые: Паук
Символ зла и дьявола, ткущего паутину для душ грешников. Символ скупости и кровопийства. Древний символ нервного узла в человеческом теле.
В мифопоэтических традициях с образом паука связываются творческая деятельность, профессионально-ремесленные навыки, трудолюбие, благоприятные предзнаменования (ср. в связи с этим запрет убивать паука), мудрость, а также холодная жестокость (ср.
высасывание крови, дьяволичность как реализацию символических значений паука в христианстве), жадность, злобность, колдовские способности.
Известно использование паука в магической медицине как для предохранения человека от болезней, так и для насылания их на него (в черной магии).
Известны рассказы о том, как паук спас младенца Христа от жестокости Ирода.
В целом ряде фольклорных текстов паутина служит путеводной и (или) спасительной нитью, соединяющей при этом Небо и Землю либо какие-нибудь точки горизонтальной плоскости. Способность к передвижению во всех направлениях объясняет постоянно отмечаемый в сказках мотив хитрости паука.
Он иногда сочетается с мотивами жадности и жестокости (ср. сказки о пауке и мухах, комарах и других мелких насекомых; русскую сказку о мизгире: «Запутался, что мизгирь в тенетах»).
Balthasar van der Ast (1593-1657) Натюрморт с раковинами, цветами и насекомыми
Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы, и космический паук, великий паук, или великий прядильщик, является творцом, который прядет нить жизни из своей собственной субстанции, прикрепляет к себе посредством пуповины всех людей и вплетает их в сеть узоров мира.
Паук в центре паутины как древний символ олицетворяет центр мира, солнце в окружении лучей, отходящих от него во всех направлениях; луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени.
В христианстве это дьявол, завлекающий грешников; скупец, пьющий кровь бедного. Паутина жизни, судьбы и времени ткется божественными силами.
Древние символы Насекомые: Пчела
Божья коровка и пчела («божья пчела»), безусловно, могут соотноситься с верхней зоной, с Небом (отсюда эпитет «божья»); они же в ряде случаев связаны с верхней частью Мирового Дерева, с его ветвями и листьями (с кроной).
Иногда пчела как древний символ связана с Мировым Деревом в целом. Еще чаще пчелы соотносятся со средней частью Мирового Дерева (его стволом) и соответственно со средним, Земным миром. С нижним миром и нижней частью Мирового Дерева (корнями), а нередко и с повелителями низа: злыми божествами, духами, демонами и т. п.- связаны вредоносные насекомые-комары, москиты.
Древний символ бессмертия, возрождения, трудолюбия, порядка, чистоты души. Пчелы означали девственность и целомудрие. Их сущность – небесная, а мед-приношение высшим божествам.
Часто пчелы символизируют звезды и являются, таким образом, крылатыми посланиками, приносящими вести миру духов. Пчелы – посланницы божеств дуба и грома. Выгравированные на гробницах, они означают бессмертие. Божья вестница весны, плодородия.
Пчелиная матка символизировала верховную власть, плодородие, Мать-богиню. В русских веснянках пчела как древний символ появляется в тех же контекстах («… Ты замкни зимоньку… отомкни летечко… лето хлебородное»), что и другие символы весны-жаворонок, кулик, Мати Пречистая.
Rachel RUYSCH (b. 1664, Den Haag, d. 1750, Amsterdam) Натюрморт <\p>
Свидетельство о связи пчелы с образом Мирового Дерева сохранилось и в русской обрядовой традиции. «Вырастало деревце да кипарисовое. Как в этом деревце да три угодьица: по вершине деревца да соловей песни поет, посередьто деревца да пчелы яры гнезда вьют».
В русской традиции устойчив мотив появления пчел на Руси из заморской стороны: Бог посылает Зосиму и Савватия принести «божью работницу» (или Свиридина и Свиридину, т. е. самца и самку пчел) на Русь из земли Египетской (из горы, из пещеры в стране идольской или, наоборот, райской); в свою очередь архангел Гавриил поднимает всю «пчелиную силу» и велит ей лететь на Русь.
Согласно заговорам, переносу пчел на Русь покровительствуют Спас и Богородица, находящиеся на камне Алатырь.
Это подкрепляется наличием на Руси пчелиного праздника – 17 апреля (по старому стилю), дня Зосимы, чей образ представляет собой одно из переживаний языческой эпохи с ее культом пчелиного бога, подлинное имя которого было утрачено (зосимою назывался улей с иконой Зосимы и Савватия, соловецких угодников).
В древнерусских текстах (песнях, заговорах) с пчелой связываются Егорий и Илья (которые так или иначе являются трансформациями громовержца), а также огонь и вода, стихии громовержца.
Пчелы участвует в космогонических мифах и преданиях, выступая на стороне бога и против злого духа. Чаще именно пчела жалит противника бога.
Сниженный вариант этого мотива представлен в животной сказке, например о козе лупленой, которая забралась в избу, выжив из нее зайца, и никого туда не пускала, пока ее не ужалила пчела. Пчелиный праздник непосредственно предшествует первому весеннему празднику плодородия (Егорьев день, ярильский праздник и т. п.).
Широко распространа связь пчел именно с Богоматерью как Женой Бога (или его Матерью). В христианской традиции: согласно святой Бригитте, дева Мария говорила: «Я воистину была ульем, когда самая священная пчела – Сын Божий-поселилась в моем чреве».
Ряд положительных символических смыслов связывается с пчелиным ульем: красноречие, трудолюбие, порядок, бережливость, мудрость. Пчелиная матка обычно выступает как символ верховной власти, плодородия, богиниматери (эмблема Девы Марии).
В геральдике особенно часты образы пчел и цветка, пчелиной матки, пчелиного роя, пчел и меда и т. п. У древних славян пчела была древним символом любви, так как соединила в себе «сладость меда и горечь жала».
Georg Flegel (1566-1638) Germay-Baroque Still life with Frog <\p>
В христианстве это прилежание, стремление к порядку, продуманный порядок, чистота, непорочные девственницы, смелость, бережливость, осторожность, благоразумие, взаимопомощь, сладость, религиозное красноречие, упорядоченное и благочестивое сообщество, «которое производит отпрысков своих, наслаждается будущим поколением и, все же, сохраняет свою непорочность» (Эксултет Ролл), девственность Марии, которая произвела на свет Христа, символизируемого медом.
Пчела, которая, как считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и бдительность. Летающая в воздухе пчела – это душа, вступающая в Царство Небесное. Христиане часто сравнивают себя с пчелами, а церковь – с ульем. Пчела как древний символ – эмблема святых Амвросия и Бернарда Клервосского.
В раннехристианском искусстве катакомб пчела символизировала восставшего из смерти Христа, бессмертие. Идеальное устройство общества в его монархическом варианте, которое нередко соотносили с пчелиным ульем, противопоставлялось муравейнику как образу демократически-уравнительного общежития.
Пчелиный рой означает землю, управляемую женскими силами природы, душу земли, защиту и материнство, трудолюбие и бережливость. Рой как древний символ является также атрибутом аллегории надежды.
Rachel RUYSCH (b. 1664, Den Haag, d. 1750, Amsterdam) Натюрморт <\p>
В христианстве святой Бернар Клервосский приравнивает его к упорядоченному монастырскому укладу. Пчелиный улей означает красноречие, «медовые слова», упорядоченное общество.
Древние символы Насекомые: Саранча и Сверчок
Саранча. В Библии – древний символ кары Божьей, одна из казней египетских. Олицетворение опустошительного набега, после которого ничего не остается. Символ страсти, болезни, ненависти и борьбы, потому что эти эмоции разрушают в душе человека все доброе и опустошают ее, подобно тому, как саранча, собираясь в затмевающие солнце тучи, уничтожает все зеленое на своем пути.
Сверчок. Древний символ дома, очага, уюта, домоседства. «Всяк сверчок знай свой шесток». На Западе символизирует домашнюю печь.<\p>
https://www.starfate.ru/ezo/nasekomye_simvolika_zhivoi_prirody.html
https://vechnost7.blogspot.ru/2016/03/jan-van-kessel-i-1626-1679.html?view=snapshot
https://www.wga.hu/frames-e.html?/html/r/ruysch/stillife.html
Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/6621234.html