Анализ повести «шинель» (н. гоголь)

Анализ «Шинель» Гоголь

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе.

Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

<\p>

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Шинель.

Год написания – 1841.

История создания – повесть создана на основе анекдота с аналогичным сюжетом.

Тема – тема “маленького человека”, протест против общественных порядков, которые ограничивают личность.

Композиция – повествование построено по принципу “бытия”. Экспозиция – краткая история жизни Башмачкина, завязка – решение о необходимости поменять шинель, кульминация – кража шинели и столкновение с безразличием властей, развязка – болезнь и смерть главного героя, эпилог – известия о призраке, ворующем шинели.

Жанр – повесть. Немного перекликается с жанром “жития” святых. Многие исследователи находят сходство сюжета с житием преподобного Акакия Синайского. На это указывают многочисленные унижения и скитания героя, его терпение и отказ от мирских радостей, смерть.

Направление – критический реализм.<\p>

В “Шинели” анализ произведения невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В.

Обратите внимание

Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году.

Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В. Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

<\p>

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено.

Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений.

Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Произведение построено таким образом, что мы прослеживаем всю жизнь главного героя, начиная от момента рождения (где упоминается история о том, почему его назвали Акакием) и до самой трагической точки – смерти титулярного советника.

Важно

Сюжет построен на раскрытии образа Акакия Акакиевича, его столкновением с общественными порядками, властью и безразличием людей. Проблемы ничтожного существа не волнуют сильных мира сего, его жизнь, и даже смерть никто не замечает. Только после гибели справедливость восторжествует в фантастической части повествования – о ночном призраке, отбирающем шинели у прохожих.

Проблематика “Шинели” охватывает все грехи сытого бездушного мира, заставляет читателя оглянуться вокруг и заметить тех, кто так же “мал и беззащитен”, как главный герой.

Основная мысль повести – протест против бездуховности общества, против порядков, которые унижают человека морально, материально и физически. Смысл фразы Башмачкина “Оставьте…, зачем вы меня обижаете?” – содержит и нравственный и духовный и библейский контекст.

То, чему учит нас произведение: как нельзя относиться к ближнему своему. Идея у Гоголя в том, чтобы показать бессилие маленькой личности перед огромным миром людей, которые безразличны к чужому горю.

Композиция построена по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.

Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь.

В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа.

Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).

Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа.

Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости.

Совет

Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Шинели».

Рассказ о титулярном советнике построен по принципу жития святых. Жанр определён как повесть, благодаря масштабности содержательного плана произведения.

Повествование о титулярном советнике, влюблённом в свою профессию, стало своеобразной притчей, обрело философский подтекст. Едва ли произведение можно считать реалистическим, учитывая концовку.

Она превращает произведение в фантасмагорию, где пересекаются причудливые нереальные события, видения, странные образы.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/shinel/analiz-proizvedeniya-gogolya.html

Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель».<\p>
2 слайд Описание слайда:

Николай Васильевич Гоголь, оставивший мистический след в русской литературе, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры.

<\p>
3 слайд Описание слайда:

«Шинель», вошедшая в цикл «Петербургских повестей», в первоначальных редакциях носила юмористический характер, ведь появилась она благодаря анекдоту.

<\p>
4 слайд Описание слайда:

Однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике: тот был страстным охотником и скопил достаточную сумму, чтобы купить хорошее ружье, экономя на всем и усердно трудясь в своей должности. Когда же он впервые выехал на охоту за утками на лодке, ружье зацепилось за густые заросли камыша и утонуло.

Он не смог его отыскать и, возвратившись домой, слег с горячкой. Товарищи, узнав об этом, приобрели ему новое ружье, вернувшее его к жизни, но в дальнейшем он вспоминал об этом случае со смертельной бледностью на лице. Все смеялись над анекдотом, но Гоголь ушел в задумчивости: именно в тот вечер и зародилась в его голове мысль о будущей повести.

<\p>
5 слайд Описание слайда:

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Она печатается, завершая цикл «Петербургских повестей».

В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель».<\p>
6 слайд Описание слайда:

Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди ».

Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку».<\p>
7 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Жанр, творческий метод Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц.

Свое видовое название оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета.

Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом.

«Шинель» — это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

<\p>
8 слайд Описание слайда:

Реалистической повесть можно назвать с трудом : повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания».

Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.<\p>
9 слайд Описание слайда:

Тематика В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели».

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.<\p>
10 слайд Описание слайда:

Идея «Зачем же изображать бедность и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?…

Важно

нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

<\p>
11 слайд Описание слайда:

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план.

Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя.

И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

<\p>
12 слайд Описание слайда:

Характер конфликта В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя.

Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер.

История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

<\p>
13 слайд Описание слайда:

Основные герои Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг. За человека его никто не считает. Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.<\p>
14 слайд
15 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Всегда ли ценны заветы отцов?

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников. Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.<\p>
16 слайд
17 слайд Описание слайда:

Совет

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике».<\p>

18 слайд
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс<\p><\p> Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.<\p>

Источник: https://infourok.ru/analiz-povesti-nv-gogolya-shinel-1274566.html

Анализ повести «Шинель»

Часто мыслители и литературоведы сходятся во мнении, что Николай Васильевич Гоголь стал самым загадочным русским писателем. В этой статье мы рассмотрим анализ повести «Шинель» Николая Гоголя, постараясь проникнуть в тонкие хитросплетения сюжета, а такие сюжеты Гоголь выстраивать мастер. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание повести «Шинель».

Повесть «Шинель» — это повествование об одном «маленьком человеке» по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служил самым простым переписчиком в ничем не примечательном уездном городе, в канцелярии. Однако читатель может поразмышлять о том, в чем может быть смысл жизни человека, и без вдумчивого подхода здесь не обойтись, именно поэтому мы и делаем анализ повести «Шинель».

Главный герой «Шинель»

Итак, главный герой Акакий Башмачкин был «маленьким человеком». Это понятие широко используется в русской литературе. Однако больше привлекает внимание его характер, уклад жизни, ценности и настрой. Ему ничего не надо.

Он отстраненно смотрит на происходящее вокруг, внутри него пустота, и по сути, его лозунг в жизни: «Пожалуйста, оставьте меня в покое». Бывают ли сегодня такие люди? Сплошь и рядом. И их не интересует реакция окружающих, мало волнует, кто о них что думает.

Но разве это правильно?

Вот, например, Акакий Башмачкин. Он часто слышит насмешки в свой адрес от сослуживцев-чиновников. Над ним подтрунивают, говоря обидные слова и состязаясь в остроумии. Порой Башмачкин промолчит, а порой, подняв глаза, ответит: «Зачем так?». Делая анализ этой стороны «Шинели», становится видна проблема социальной напряженности.

Характер Башмачкина

Акакий страстно любил свою работу, и это было главным в его жизни. Занимался он переписыванием документов, причем работу его всегда можно было назвать аккуратной, чистой, сделанной с усердием.

А что этот мелкий чиновник делал дома по вечерам? После обеда дома, придя со службы, Акакий Акакиевич ходил взад-вперед по комнате, не торопясь проживая длительные минуты и часы.

Потом он погружался в кресло и на протяжении всего вечера его можно было застать за очередной писаниной.

Анализ повести «Шинель» Гоголя включает в себя важный вывод: когда смысл жизни человека в работе — это мелко и безрадостно. Вот еще подтверждение этой мысли.

Затем, после такого проведения досуга, Башмачкин отправляется спать, но о чем его мысли в кровати? О том, что он будет переписывать на службе в канцелярии завтра. Он думал об этом, и это его радовало.

Смыслом жизни этого чиновника, который был «маленьким человеком», и которому уже шёл шестой десяток лет, был самый примитивный: взять бумагу, макнуть в чернильницу перо и бесконечно писать — аккуратно и с усердием.

Однако другая цель в жизни Акакия, все-таки, появилась.

Другие детали анализа повести «Шинель»

У Акакия было совсем небольшое жалованье на службе. Ему платили тридцать шесть рублей в месяц, и почти все они уходили на питание и жилье.

Вот наступила суровая зима — подул ледяной ветер и ударил мороз. А Башмачкин ходит в изношенной одежде, которая не может согреть в морозный день.

Здесь Николай Гоголь очень точно описывает ситуацию Акакия, его старую потертую шинель, и действия чиновника.

Обратите внимание

Акакий Акакиевич решает отправиться на починку шинели в мастерскую. Он просит портного залать дыры, но тот объявляет, что шинель ремонту не подлежит, и выход только один — приобрести новую. За эту вещь порной называет гиганстскую сумму (для Акакия) — восемьдесят рублей. Таких денег у Башмачкина нет, придется скопить их, а для этого стоит войти в очень экономный режим жизни.

Делая здесь анализ, можно подумать, зачем этот «маленький человек» идет на такие крайности: он перестает пить чай по вечерам, лишний раз прачке не отдает белье, ходит так, чтобы меньше стиралась обувь… Неужели все ради новой шинели, которой он потом лишится? Но это его новая радость в жизни, его цель.

Гоголь пытается побудить читателя подумать, что наиболее важно в жизни, чему отдать приоритет.

Выводы

Мы вкратце неполностью рассмотрели сюжет, но выделили из него только те детали, которые нужны для того чтобы сделать четкий анализ повести «Шинель». Главный герой в духовном и физическом плане несостоятелен.

Он не стремится к лучшему, его состояние убого, он не личность. После того как появляется в жизни другая цель, отличная от переписывания бумаг, он как будто меняется. Теперь Акакий сосредоточен на покупке шинели.

Гоголь показывает нам и другую сторону. Как бессердечно и несправедливо относятся к Башмачкину окружающие. Он терпит насмешки и издевательства. Ко всему прочему смысл его жизни пропадает после того как новую шинель у Акакия отбирают. Он лишается последней радости, вновь Башмачкин печален и одинок.

Здесь во время анализа видна цель Гоголя — показать суровую правду того времени. «Маленьким людям» суждено было страдать и погибать, они были никому не нужны и неинтересны. Точно так же, как гибель Башмачника не интересовала его окружение и тех, кто мог оказать ему помощь.

Вы прочитали краткий анализ повести «Шинель» Николая Гоголя. В нашем литературном блоге вы найдете множество статей на разную тематику, в том числе анализы произведений.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-shinel

Анализ повести Н.В. Гоголя «Шинель»

8 класс

Анализ повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Беседа по вопросам.

  1. С каким чувством, каким отношением к герою вы читали по­весть Гоголя?<\p>

(С веселым, грустным, скорбным и так далее — пусть учащиеся сами определят свои чувства. В подтверждение просим прочитать наиболее запомнившиеся фрагменты текста.)

Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?

(Что он служил в од­ном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лы­синой на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах — вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его — Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «…она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом… ничего этого неизвестно».)

Ирония – это … (см. раздаточный материал)

2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? — от «Родился… про­тив ночи» до «…другого имени дать было никак невозможно». И опять автор иронизирует над героем. (Отрывок №1)

3.Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Или оно остается неизменным?)

(Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в груст­ное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об от­ношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никако­го уважения, когда появляется сравнение с мухой.)

4. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (Отрывок №2)<\p>

5. Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (Отрывок №3 – зачитать)

(В этом фрагменте звучит важная для писателя мысль об уважении к человеку, «маленькому человеку», как стали называть таких героев, как Акакий Акакиевич. Читателю становит­ся понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.)

6.

Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом про­является его характер? <\p>

(Он служил с любовью, переписывание бу­маг для него — особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет перепи­сывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)

7. Назовите врага «всех, получающих 400 рублей в год»? Почему? <\p>

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»).

8. Шинель для Акакия Акакиевича — это не ружье из анекдо­та, это не излишество, а самая первая необходимость. Вот почему он так расстроился, когда портной Петрович отказался взять ее в ремонт.

Обратимся к тому фрагменту, в котором повествуется о первом визите героя к портному. Наше внимание должна привлечь речь Ака­кия Акакиевича — это не речь, а какие-то обрывки речи: «А я вот к те­бе, Петрович, того…», «А я вот того, Петрович… шинель-то, сукно…». Отрывок №4 зачитать

Почему автор наделяет героя такой невразумительной речью?<\p>

(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и заби­тости, говорил иначе.

Но дело и в умственной неразвитости, ограни­ченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувству­ет своему герою.

Важно

К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? — сказал он почти умоляющим голосом ребен­ка…», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)

9. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакия Акакиевича после него.

(Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение.

Кроме того, в его жизни нет человеческой привязаннос­ти, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к буду­щей шинели, как к живому человеку.)

10. Внимательно прочитайте (прослушайте) фрагмент статьи революционе­ра-демократа Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» выскажите свою точку зрения на гоголевского героя (т.е., согласны ли они с мнением критика и почему?):

«…в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот… Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный.

Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., — на ту невыгодную часть правды, вы­ставленную нами?..

Все недостатки прячутся, затушевываются, за­мазываются!..»

(Учащиеся пытаются объяснить столь резкую оценку Чернышевского и одновременно — почему отри­цательные черты Башмачкина писатель приглушает, а крупным пла­ном дает другое: кротость героя, душевную незлобивость, безропот­ное терпение забитого жизнью бедняка? )

(Чтобы взглянуть на беды Башмачкина, понять их и посочувствовать ему, надо быть добрым че­ловеком. Так поступил молодой человек, понявший, что издеваться над Акакием Акакиевичем — бесчеловечно.

Не все в руках одного человека, этого Чернышевский не хочет увидеть. Точка зрения революци­онных демократов была другой — человек должен сам изменить свою жизнь.

Мнение автора не совпадало с точкой зрения критика.).

11. Как реагирует герой на новые условия жизни, как готовится к
приобретению шинели? Откуда взял деньги на её пошив? Отрывок №6.

(Казалось бы, после второго визита к Петро­вичу и его отказа от починки старой шинели герой должен отчаяться, но этого не происходит. Читаем от слов: «Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина…» до «…оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».)

Но это, так сказать, материальный план.

12. Чем стала будущая шинель для героя повести?

А какие изменения происходят в характере, манере поведе­ния? Отрывок №7.

(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становит­ся более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «…но зато он питался духовно… в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает се­бя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)

Юмор – (см. раздаточный материал)

13. Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?

(Словесное рисование.)

А теперь закройте глаза и представьте, как выглядит во время одевания шинели Акакий Акакиевич? Какова его внешность? Выражение лица? Жесты? Как стоит герой? Как ведёт себя? Может, представите и предметы, окружающие его в этот момент?<\p>

Посмотрите на стенд, где помещены иллюстрации художников Кукрыниксов (Кукрыниксы — творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.), выполненные акварелью. Одна из иллюстраций так и называется «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель».<\p>

Совпали ли ваше устное словесное рисование с видением этой же сцены художников?

Вид работы, которую вы сейчас выполняли, называется словесным рисованием.

При чтении художественного произведения нам мысленно «видятся», «представляются» определённые картины, образы. Описание их и называют словесным рисованием. Оно может быть как устным, так и письменным. Словесное рисование предполагает не только понимание текста, но и его распространение и домысливание.

Совет

Обратите внимание на ваше д/з. Вам предстоит выполнить словесное рисование на тему ««Обложка к изданию повести Н.В.Гоголя «Шинель»».

Возвращаемся к разбору повести.<\p>

14. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?

16. Определите, какой эпизод является кульминационным в по­вести.<\p>

(Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления — первое потрясение для Акакия Акакиевича.)

17.Какие перемены произошли с героем после ограбления? <\p>

(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят.

Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенно­му делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».

Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)

18. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом. Отрывок № 8.

Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внима­ние читателей на роль чина: «…генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».

Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир…» до слов: «…его вынесли почти без движения».

После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не ви­дел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург ос­тался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

19.

Но все ли так, как мы сказали, не пропущено ли какое-то звено в этих событиях последних дней нашего героя?<\p>

(Этот вопрос заставля­ет учеников еще раз прочитать текст и увидеть очень важное место в повести: в предсмертных видениях представлялся Башмачкину то Пе­трович, то генерал, которому он приговаривал не только «Виноват, ва­ше превосходительство!», но и «даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова… которые следовали непосредственно за сло­вом «ваше превосходительство» и которых от него никогда не слыша­ла его хозяйка».)

Он ругает не грабителей, а генерала, то есть высшие власти, мстит не тем, кто снял с него шинель, а генералу и в его лице тем, кто пре­вратил его в бессловесное, униженное существо. Это протест, бунт.)

20. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?

(Для писателя важ­нее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стре­мился привлечь внимание читателей.)

Слово учителя

Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди дума­ли друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними — в этом смысл повести «Шинель».

Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф.М.

Обратите внимание

Достоев­ского «Бедные люди» Макару Девушкину: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его доброде­телях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло бы было наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канце­ляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал…»

21. Почему Гоголь поступил иначе? С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести?

(В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фанта­стическое окончание.) (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира.

Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.

Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя.

Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

V. Обобщение.

1) Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.)

2) Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине?

(Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.)

3) Актуальна ли проблема «маленького» человека в наши дни?

4) А как должно быть в жизни?

Заключение. На этом разговор о повести «Шинель» ещё не окончен. В 9 и в 10 классе вы вновь вернётесь к чтению произведений Гоголя из цикла «Петербургские повести», и изучите их подробнее и глубже.

Источник: https://multiurok.ru/files/analiz-povesti-n-v-gogolia-shinel.html

«Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Николай Васильевич Гоголь, оставивший мистический след в русской литературе, для многих писателей XIX века стал родоначальником критического реализма.

Не случайно стала крылатой фраза Федора Михайловича Достоевского в интервью с французским журналистом: «Все мы вышли их гоголевской шинели». Писатель подразумевал отношение к «маленькому человеку», проявившееся в повести очень наглядно.

Позже такой тип героя станет основным в русской литературе.

«Шинель», вошедшая в цикл «Петербургских повестей», в первоначальных редакциях носила юмористический характер, ведь появилась она благодаря анекдоту. Гоголь, по воспоминаниям П. В. Анненкова, «прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам … и, случалось, пользовался ими».

Однажды он услышал канцелярский анекдот о бедном чиновнике: тот был страстным охотником и скопил достаточную сумму, чтобы купить хорошее ружье, экономя на всем и усердно трудясь в своей должности. Когда же он впервые выехал на охоту за утками на лодке, ружье зацепилось за густые заросли камыша и утонуло.

Он не смог его отыскать и, возвратившись домой, слег с горячкой. Товарищи, узнав об этом, приобрели ему новое ружье, вернувшее его к жизни, но в дальнейшем он вспоминал об этом случае со смертельной бледностью на лице.

Все смеялись над анекдотом, но Гоголь ушел в задумчивости: именно в тот вечер и зародилась в его голове мысль о будущей повести.

Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой повести «Шинель», начиная с рождения, когда мать его, отвергнув все имена в календаре как слишком экзотические, дала ему имя отца, а при крещении он заплакал и скорчил такую гримасу, «как будто бы чувствовал, что будет титулярный советник», и всю жизнь, покорно снося холодно-деспотическое обращение начальников, издевательства сослуживцев и нищету, «умел быть довольным своим жребием». Никакие перемены в его жизненном порядке были уже невозможны.

Как вдруг судьба дает шанс изменить свою жизнь — сшить новую шинель. Так центральным событием повести становится обретение и утрата шинели.

Важно

Поначалу разговор с сердитым портным, утверждающим, что починить старую шинель нельзя, повергает Акакия Акакиевича в полную растерянность.

Чтобы собрать деньги на новое пальто, Башмачкину приходится не пить чай вечерами, не зажигать свечи, ходить почти на цыпочках, чтобы сохранить подметки. Все эти ограничения вызывают сначала ужасные неудобства.

Но стоило герою представить себе новую шинель, он становился другим человеком. Перемены разительны: Башмачкин «сделался живее, тверже характером, как человек, который поставил себе цель». Ирония автора объяснима: слишком ничтожна цель, из-за которой изменился чиновник.

Появление долгожданной шинели — «день самый торжественнейший» в жизни героя. Башмачкин смущен всеобщим вниманием сослуживцев, но все-таки принимает предложение отпраздновать обновку. Привычный уклад жизни нарушен, меняется поведение героя. Оказывается, он способен весело смеяться и после обеда не писать никаких бумаг.

Поскольку Башмачкин уже давно не выходил из дому по вечерам, Петербург кажется ему прекрасным. Этот город фантастичен уже потому, что появился «из тьмы лесов, из топи блат», но именно Гоголь превратил его в город фантасмагорический — место, где возможно нечто из ряда вон выходящее.

Герой «Шинели», заблудившись в ночном Петербурге, становится жертвой грабежа. Потрясением для него является обращение к полицейским властям, попытки сослуживцев устроить складчину, но самым серьезным испытанием оказывается встреча со «значительным лицом», после которой Башмачкин умирает.

Автор подчеркивает, насколько страшна и трагична беспомощность «маленького человека» в Петербурге. Таким же страшным становится и возмездие, усиленное вмешательством нечистой силы.

Появившийся после смерти Башмачкина на пустыре призрак, напоминавший бывшего титулярного советника, срывал «со всех плеч, не разбирая чина и звания всякие шинели». Продолжалось это до того момента, пока «значительное лицо» не оказался на злосчастном пустыре и его не схватил мертвец.

Совет

Вот тогда и произнес призрак: «… твоей шинели мне и нужно! … Не похлопотал об моей — отдавай теперь свою!»

Это происшествие изменило важного прежде чиновника: он сделался не таким высокомерным. А появление чиновника-мертвеца прекратилось: «Видно, генеральская шинель пришлась ему по плечам». Для Гоголя фантастичным становится не появление призрака, а проявление совести даже в таком человеке, как «значительное лицо».

«Шинель» развивает тему «маленького человека», намеченную Карамзиным в «Бедной Лизе» и раскрытую Пушкиным в «Станционном смотрителе». Но Гоголь видит причину зла не в людях, а в устройстве жизни, где привилегии есть не у всех.

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя

  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

  • «Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

По произведению: «Шинель»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/642-shinel-analiz

Анализ повести «Шинель» (в таблицах)

Повесть «Шинель» (1842)

Жанр – «петербургская» повесть<\p>

Последнее произведение из цикла «Петербургские повести». В «Шинели» представлены все основные темы и идеи цикла

Основа сюжета: анекдот об охотнике, который долго меч- тал о хорошем ружье, копил на него деньги, но, купив, нечаянно утопил в реке. Вернувшись домой, человек слег и уже не вставал – схватил горячку. Только благодаря друзьям, подарившим ему другое ружье, бедный чиновник вернулся к жизни

Ф. М. Достоевский: «Мы все вышли из гоголевской „Шинели“»

Композиция

Повесть состоит из двух частей:

история с шинелью

«фантастическое окончание»

Шинель – «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Акакия Акакиевича – это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования

Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» – о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить

Сказовая манера придает «повести иллюзию действительной истории, переданной как факт, но не во всех мелочах точно известной рассказчику». «В “Шинели” сказ этот стилизован под особого рода небрежную, наивную болтовню» (Б. М. Эйхенбаум «Как сделана “Шинель” Гоголя»)

Акакий Акакиевич Башмачкин

Имя<\p>

Имя Акакий с греч. означает «незлобливый». Повествователь с иронией рассуждает о фамилии героя: она «когда-то произошла от башмака», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует.<\p>

Символична ситуация с выбором имени новорожденному Башмачкину.

Это своеобразная игра артикуляции<\p>

Чин<\p>

«Титулярный советник» – чин IX класса. Башмачкин – мелкий бедный чиновник<\p>

Типичность героя<\p>

Герой типичен для своего времени: «В одном департаменте служил один чиновник». Его смерть ничего не меняет: «На другой день уже на его месте сидел новый чиновник».

<\p>

«И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было»<\p>

Внешность<\p>

«Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным»<\p>

Речь

Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной неразвитости

Способности

Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье».

«В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения»<\p>

Отношение к работе<\p>

Живет исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности.

Мало сказать: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью»<\p>

Житийные черты<\p>

– отказ от житейских соблазнов: «не предавался никакому развлечению»; – смирение и безропотность: «умел быть довольным своим жребием», «отличался всегда тихостью голоса»; – выносливость к лишениям: «приучился голодать по вечерам»; – прилежание в труде: «он служил с любовью»;

– уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели и т. д.<\p>

Герой переживает мученичество и лишения. После его смерти происходят чудеса (один значительный чиновник в этом мире становится добрее). Жизнь героя часто соотносят с «Житием святого Акакия Синайского»

Смерть<\p>

Перед смертью герой оказывается способным на бунт: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», «слова эти следовали непосредственно за слогом “ваше превосходительство”»

«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».

Герой одинок в мире<\p>

Обратите внимание

После смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость<\p>

Акакий Акакиевич – тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х гг. ХIХ в.

<\p>

Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает то, что составляет смысл жизни (шинель)

Авторское отношение к герою

Снижение героя

В герое уничтожается все духовное, меняются ценностные ориентиры. Смыслом жизни, идеалом и единственной мечтой становится вещь – шинель. Убогость интересов «маленького человека» доведена до предела, он не живет, он лишь существует. Потеря главной ценности приводит к смерти

Возвышение героя

Житийные черты. Мечта наполняет жизнь Башмачкина смыслом. Смерть его подобна смерти романтического героя, утратившего свой идеал

Рассказчик сочувствует герою: «на него обрушилось несчастие, как обрушивалось на царей и повелителей мира». Один из сослуживцев в словах героя «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» услышал слова «Я брат твой». «Значительное лицо» тоже преображается после встречи с Акакием Акакиевичем

При описании «маленького человека» сострадание и смех неотделимы друг от друга

Шинель героя

Старая «шинель Акакия Акакиевича служила тоже предметом насмешек чиновникам; от нее отнимали даже благородное имя шинели и называли ее капотом»

Мечта о шинели меняет жизнь героя, одухотворяет ее, наделает смыслом: «с этих пор как будто самое существование его» делается «как-то полнее, как будто бы он женился…

»<\p>

Возможность получения желаемого порождает в смиренном Башмачкине несвойственную ему смелость: «в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?» (что было герою не по чину)

Приобретение шинели для героя – целое событие, праздник, «день самый торжественнейший в жизни Акакия Акакиевича». «Светлый гость в виде шинели» оживляет существование.<\p>

Нарушается привычный ход жизни героя: «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели, пока не потемнело».

Впервые за несколько лет Акакий Акакиевич отправляется вечером из дома, в гостях пьет несколько бокалов шампанского<\p>

Утрата шинели – трагедия, которая приводит к смерти и последующим мытарствам души, жаждущей возмездия за равнодушие к судьбе «маленького человека» «высокопоставленных чиновников»<\p>

<\p>

Конфликт

«Маленький человек»

Бездушный мир чиновничества

Власть чина

В мире Акакия Акакиевича «прежде всего нужно объявить чин»

Должность полностью порабощает душу «значительного лица», лишает его человеческого облика

– «разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?” Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку»;

– «сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться»

Хронотоп

Пространство<\p>

– Место действия – Петербург. Это пространство бюрократического автоматизма.

– Герой живет не в лучшей части города, где улицы пустынны, «даже и днем не так веселы, а тем более вечером», ходит по «черным лестницам петербургских домов», «умащенным водой, помоями и проникнутым насквозь тем спиртуозным запахом, который ест глаза и, как известно, присутствует неотлучно на всех черных лестницах петербургских домов».<\p>

– Рассказчик замечает, что «благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать»

Время

События разворачиваются осенью и зимой:
«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья, или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»<\p>

Художественные средства организации повествования

Обобщение<\p>

«Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города».<\p>

«Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника»<\p>

Детализация

«И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп»<\p>

Юмор, ирония, сарказм

«Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходит вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу»<\p>

Гротеск и абсурд, каламбуры<\p>

«Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его».<\p>

«Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом»<\p>

Иллюзии реальности повествования<\p>

«Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять…»

Особая синтаксическая организация повествования<\p>

Автор нанизывает придаточные предложения, дает огромное количество деталей, подробностей, а потом снимает напряжение банальностью, синтаксическим алогизмом<\p>

Источник: http://hallenna.narod.ru/gogol_schinel-v-tablicax.html

Ссылка на основную публикацию