Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
Анна Ахматова – не только гениальный поэт, но и исследователь взаимоотношений мужчин и женщин. Герои ее стихов обладают внутренней силой, как и сама поэтесса. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Сжала руки под тёмной вуалью» по плану.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Сжала руки под тёмной вуалью.
История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.<\p>
Тема стихотворения – разрыв отношений влюбленных людей.
Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые постепенно раскрывают тему.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,<\p>
Эпитеты – «темная вуаль», «ты сегодня бледна».
<\p>
Несмотря на то, что на момент создания стиха Анна Ахматова уже год пребывала в браке с Николаем Гумилевым, исследователи считают, что история создания его не была связана с этими отношениями.
Стих раскрывает проблему расставания, а супруги прожили вместе почти десять лет. Произведение было написано в 1911 году, поэтому его относят к раннему периоду творчества.
Брак Гумилева и Ахматовой нельзя назвать счастливым, но поэтесса никогда не изменяла своему мужу, поэтому нельзя считать, что за строчками скрывается какой-то конкретный мужчина. Скорее всего, это стихотворение и его герой – плод воображения поэта. Кажется, изливая свои переживания на бумаге, она готовилась к расставанию, чтобы быть при этом гордой и сильной.
В центре стихотворения традиционная для любовной литературы проблема разрыва отношений. Ахматова воспроизводит ее с точки зрения брошенной женщины, которая и является лирической героиней. Для раскрытия темы поэтесса подает всего несколько сцен из ссоры между возлюбленными. Ее внимание устремлено на детали: жесты, мимику героев.
В первой строчке автор рассказывает о сжатых под темной вуалью руках. Жест, на первый взгляд, лаконичный, но на самом деле он говорит о многом. Всего пять слов позволяют предположить, что женщина мучается, чувствует эмоциональное напряжение, ей больно.
Тем не менее, она не хочет выдать свои переживания, поэтому прячет руки под вуаль. Во второй строке появляется неизвестный собеседник, который интересуется, почему героиня побледнела. Бледность, кстати, тоже говорит о том, что женщина пережила что-то нехорошее.
Следующие строки – рассказ лирической героини о своей беде. Написаны они от первого лица.
Женщина признает, что сама виновата в случившемся: «терпкой печалью напоила его допьяна». Видимо, между влюбленными вспыхнула ссора, которая очень ранила мужчину. Об этом говорят его походка и искривленный от мучения рот. Героиня на минутку забыла о своей гордости и быстро побежала к воротам.
Сцена у ворот ранила теперь ее. Женщина попыталась исправить свою ошибку, сослалась на шутку, но любимого не убедила. Даже вечный аргумент: «Уйдешь, я умру» не остановил его.
Избранник лирической героини, видимо, был таким же сильным, как и она, так как сумел совладать собой, когда внутри бушевала буря. Его ответ выглядит необыкновенно спокойным и холодным.
Единственное, что указывает на его настоящие переживания – нотка заботы в последних словах.
В анализируемом произведении реализуется идея о том, что нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что строилось годами.
Произведение А. Ахматовой по смыслу делится на две части: описание «погони» за любимым после ссоры и воспроизведение последнего разговора перед его уходом. Начинается стих с небольшого вступления, которое подводит читателя дальнейшим событиям. Для передачи всех деталей в тексте используется прямая речь. Также поэтесса вводит второстепенный образ невидимого собеседника.
Жанр произведения можно определить как элегию, так как в нем ярко выражено печальное настроение. Есть в стихе и признаки сюжетной лирики: в нем можно выделить все элементы сюжета. Стихотворный размер – трехстопный ямб. А. Ахматова использовала перекрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Внутреннее состояние лирической героини передается при помощи художественных средств. Также они служат для развития сюжета, оригинального раскрытия темы и донесения до читателя идеи.
В тексте есть несколько метафор: «терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот». Они придают обыденной ссоре художественного облика.
Дополняется картина эпитетами: «тёмная вуаль», «улыбнулся спокойно и жутко». Сравнения поэтесса не использует.
Психологическое состояние передается и через интонацию. Ахматова использует вопросительные предложения, в том числе и риторическое, оборванные синтаксические конструкции. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ш», «ч»: «Как забуду? Он вышел шатаясь, искривился мучительно рот…».
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/ahmatova/szhala-ruki-pod-temnoy-vualyu.html
«Сжала руки под темной вуалью…» А. Ахматова
«Сжала руки под темной вуалью…» Анна Ахматова
поэзии Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось тайной.
Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством.
Между тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно относилась к почитателям своего творчества.
Так кто же тот таинственный незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем своих произведений.
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными. Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной.
Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью.
На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному.
Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому – значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.
Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот».
Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин.
Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал стихотворения трагичен и наполнен горечью.
Героиня пытается остановить возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.
Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации.
Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события.
И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за нелепой ссоры.
Источник: https://pishi-stihi.ru/szhala-ruki-pod-temnoj-vualyu-ahmatova.html
Анализ стихотворения Ахматовой Сжала руки под темной вуалью
Анна Ахматова – представитель русской поэзии, который смог очень ярко и полно открыть и передать читателю мир женской души. Весьма примечательно, что многие стихи поэтессы обращены к теме любви.
«Сжала руки под темной вуалью…» – одно из первых стихотворений поэтессы, и одно из наиболее известных ее творений. Оно написано в 1911 году, и находится в сборнике стихов Ахматовой «Вечер».
Стихотворение рассказывает читателю о конфликте, произошедшем между влюбленными. В первом четверостишии звучит вопрос, обращенный к лирической героине: «Отчего ты сегодня бледна?».
В последующих строфах дается ответ на него.
В стихотворении не говорится причина конфликта двух любящих людей. Но из первой строфы становится понятно, что героиня винит себя в случившемся. Она говорит, что печалью напоила любимого человека.
Последующие строки повествуют о душевных мучениях героя. Они изображены при помощи восприятия и оценки женщины.
Лирическая героиня замечает, что всегда будет помнить, как выглядел ее любимый после ссоры. Его боль передана в жестах (искривился рот в мучениях), в походке (вышел, шатаясь). Но он не упрекает, и уж тем более не обвиняет, любимую женщину.
Герой покидает комнату, не проронив ни слова, и героиня в это мгновение понимает, что была не права. Она чувствует свою вину, ей стыдно, за то, что она причина боль близкому человеку.
В спонтанном порыве, она бросается за возлюбленным, чтобы остановить его.
Ее поспешность выражена всего в одной детали: она сбежала по лестнице, не прикасаясь к перилам. И становится ясно, что героиня стремится вернуть уходящую любовь. Задыхаясь от волнения, она кричит: «Уйдешь, я умру».
Мне кажется, что здесь говорится о смерти не физической, а душевной, эмоциональной. Ответом на ее крик становятся слова лирического героя: «Не стой на ветру».
Не смысл слов, а то, как они сказаны (с улыбкой спокойно и жутко), говорит о том, что любовь в сердце мужчины потеряна навсегда.
Анализ стихотворения Сжала руки под темной вуалью Ахматовой
Анна Ахматова прославилась в мире литературы благодаря своей тонкой женской любовной лирике. Эта линия достаточно ярко выражается в ее произведениях. Стихи про любовь до сих пор очень популярны во многих русскоговорящих странах.
Конечно, Ахматова не первая женщина-поэтесса, которая писала о любви, но лишь она смогла стать голосом женщины своего времени. Именно поэтесса смогла доказать, что женщина, по своей натуре, может пережить достаточно сильные чувства.
Очень отчетливо Ахматова проводит грань переживаний своих героинь, с точностью перенося их в строки произведений. Поэтесса мастерски описывает на бумаге изображения действительности.
Одним из достаточно известных произведений Анны Ахматовой является стихотворение “Сжала руки под темной вуалью”. Как и во многих своих стихах, Анна верно и идеально не только изображает, но и передает читателю внутреннее состояние главных героев. Анна не выделяет женщину или мужчину, у каждого из них своя правда. Нет осуждения ни для него, ни для нее.
Героиня, любит и хочет быть любимой, она еще не готова отказаться от своей любви. Питая надежды, она все еще ждет и надеется. Этого нельзя сказать о главном герое, для него же, этот разрыв окончательный. Насыщенность переживаний, трепета и надежд, в стихотворении не могут перекрыть отношения главных героев.
Они были влюблены, но все закончилось и в знак угасающих чувств они оба сохраняют достоинство друг перед другом.
Конечно же, на первый план стихотворения выходит линия любви. В сюжет стиха поэтесса вкладывает любовь, а точнее ссору между некогда любящими людьми. Как возникает ссора и каковы ее причины читателю не понять, но здесь четко видны, и прочувствованы переживания, страдания и непонимания, возникшие между героями.
“Темная вуаль” выступает некой тенью, придавая таинственности в отношениях между мужчиной и женщиной. Человеческие отношения сложны и непредсказуемы. Своим стихотворением Ахматова показывает, что мир любви настолько хрупок и неповторим, что если сделать в нем малейшую ошибку, возникшие заблуждения, сомнения и непостоянства могут все разрушить.
В стихотворении раскрываются две темы – это любовь и смерть. Потерять любовь для главной героини равносильно смерти. После ухода любимого возникает отчаяннее, оно же и заставляет женщину задуматься о многом.
Уже все сказано, обида переполняет все, но героиня, понимая, сколько боли, причинила своими словами, не может остановиться, иначе поступить, просто не выходит. Любовь, с ней шутки очень плохи.
Слишком тяжело осознание того, что в минуты прощания герой все еще заботиться о своей любимой.
По плану
- Анализ стихотворения Бальмонта Бог и дьявол
Очень интересную точку зрения высказал поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении «Бог и Дьявол». Он посвящает это произведение обоим высшим силам, подчеркивая величие и той, и другой. - Анализ стихотворения Баратынского Где сладкий шепот
Евгений Абрамович Баратынский – русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский – один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых<\p> - Анализ стихотворения Бунина Няня
Иван Алексеевич Бунин начал взрослую жизнь довольно таки рано. Уже в возрасте семнадцати лет он покинул родной дом, отправившись в самостоятельный путь. Таким образом он хотел показать не только свое право на личные взгляды, - Анализ стихотворения Некрасова Сон
Стихотворение Николая Некрасова « Сон » было написано 12 ноября 1877 года. После прочтения стихотворения у меня остались хорошие впечатление о нем, само произведение не имеет в своей структуре поэтического звучания и рифмы, - Анализ стихотворения Тургенева Роза
Символ растения в XIX эпохе – очень востребована. Розу связывали с страстью, дамской красой, юностью, блаженством , к тому же самой существованием. Данный цветочек – актуальный составляющую произведения «Вешние воды», он наличествует в
Источник: https://analiz-stihov.ru/ahmatova/szhala-ruki-pod-temnoj-vualyu
«Сжала руки под темной вуалью…», анализ стихотворения Ахматовой
Стихотворение “Сжала руки…”, как и многие другие произведения Анны Ахматовой, посвящено непростым отношениям женщины и мужчины. В данном сочинении будет проведен подробный анализ этого проникновенного стихотворения.
В нем рассказывается о том, что женщина, которая обидела своего возлюбленного и решила с ним расстаться, вдруг передумала (и в этом вся женская натура, не так ли?!). Она бежит за ним и просит остаться, но он лишь спокойно отвечает “Не стой на ветру.
” Это и приводит женщину в состояние отчаяния, депрессии, она чувствует неимоверную боль от расставания…
Героиня стихотворения является сильной и гордой женщиной, она не рыдает и не проявляет своих эмоций слишком бурно, ее напряженные чувства можно понять только по сжатым “под темной вуалью” рукам.
Но когда она понимает, что действительно может потерять любимого человека, она бежит за ним, “перил не касаясь”. Стоит отметить, что и возлюбленный героини обладает не менее гордым и самодостаточным характером, он не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно.
Суть всего стихотворения заключается в том, что двое людей с непростым характером не могут быть вместе, им мешает гордость, собственные принципы и т.д. Они одновременно и близки, и находятся по разные стороны бескрайней пропасти…
Их смятение передается в стихотворении не длительным разговором, а действиями и краткими репликами. Но, несмотря на это, читатель сразу может воспроизвести в своем воображению полную картину.
Поэтесса смогла передать весь драматизм и глубину переживаний героев всего в двенадцати строчках. Стихотворение создано по всем канонам русской поэзии, оно логически завершено, хотя и немногословно. Композиция стихотворения – это диалог, который начинается с вопроса “Отчего ты сегодня бледна?”.
Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой, ответ героя спокоен и вместе с тем смертельно обиден своей повседневностью. Стихотворение наполнено выразительными эпитетами (“терпкая печаль”), метафорами (“печалью напоила допьяна”), антитезами (“темной” – “бледна”, “крикнула, задыхаясь” – “улыбнулся спокойно и жутко”).
Размер стихотворения – трехстопный анапест.
Несомненно после анализа «Сжала руки…» вы пожелаете изучить сочинения по другим стихотворениям Ахматовой:
-
«Реквием», анализ поэмы Ахматовой
-
«Мужество», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Двадцать первое. Ночь. Понедельник», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Сад», анализ стихотворения Анны Ахматовой
-
«Песня последней встречи», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Родная земля», анализ стихотворения, сочинение
-
«Вечером», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Гость», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Мне голос был», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Белой ночью», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Смятение», анализ стихотворения Анны Ахматовой, сочинение
-
«Уединение», анализ стихотворения Ахматовой
-
«Поэма без героя», анализ произведения Ахматовой
-
«Рыбак», анализ стихотворения Анны Ахматовой
По произведению: «Сжала руки»
По писателю: Ахматова Анна Андреевна
Источник: https://goldlit.ru/ahmatova/157-sjala-ruki
Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»
Учитель-логопед, Карлова В.О.
«Сжала руки под темной вуалью…» Анна Ахматова.
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»
Поэтическое произведение «Сжала руки под темной вуалью…» было создано в 1911 году.
Произведение относится к любовной лирике. Основная его тема – любовь, чувства, здесь разыгрывается ссора между двумя людьми, почему поссорились влюблённые в стихотворении не говорится. Скорей всего, для автора это не особо важно, поэтому она делает акцент на душевную боль возлюбленных, метаниях влюблённых, в недопонимании друг друга.
Оба героя переживают последние минуты после ссоры, они расстроены. Первая строчка стихотворения говорит о том, что его героиня очень болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью.
На вопрос о том, что же произошло, она отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». «Напоить допьяна» в контексте стихотворения обозначает причинить очень много душевных страданий, то есть герой пьянеет от душевной боли, которую причинила ему героиня.
<\p>
Героиня понимает, что никогда не сможет забыть, как выглядел в этот момент ее возлюбленный («Как забуду?»).
Мы видим, что герой не оскорбляет свою возлюбленную. Ему очень больно, он молча выходит из комнаты («Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот»).
Но когда героиня понимает, что своим поступком действительно может потерять любимого человека – она бежит за ним по лестнице, «перил не касаясь» (быстро, не обращая внимания, неосторожно), пытается догнать свою уходящую любовь, которую она сама же и потеряла.
Тут происходит повторение глагола («сбежала», «бежала»), что передает искренние страдания героини, ее отчаяние и попытку все исправить и извиниться за свой поступок.
Героиня Ахматовой не думает в этот момент о себе, она сожалеет о своем поступке и желает вернуть любимого:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Из строк понятно, что за ее криком скрывается сильная душевная боль. Я думаю, что автор стихотворения, имеет в виду смерть не физическую, а, скорее, душевную. Это последняя попытка вернуть то, что уже утеряно, вернуть любовь.
Из текста произведения видно, что герой не реагирует на ее вскрик о том, что без него она умрет, и отвечает кратко и холодно:
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Он дает понять ей, что его уже не вернешь, и чувства потеряны навсегда. Теперь они чужие друг другу люди.
Композиция стихотворения – это диалог, который начинается с вопроса «Отчего ты сегодня бледна?», далее происходит развертывание сюжета. Последняя строфа является кульминацией и одновременно развязкой.
Ахматова в своем произведении широко использует средства художественной выразительности.
Среди тропов можно выделить эпитеты («терпкая печаль») и метафоры («печалью напоила допьяна»).
Среди фигур – антитезы («темной» – «бледна», «крикнула, задыхаясь» – «улыбнулся спокойно и жутко»), риторический вопрос («Как забуду?») и риторическое умолчание («Сжала руки под тёмной вуалью…», «Искривился мучительно рот…»).
Источник: https://infourok.ru/analiz-stihotvoreniya-ahmatovoy-szhala-ruki-pod-tyomnoy-vualyu-3364302.html
Анализ стихотворения А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”
Анализ стихотворения А.Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью…”
Анна Ахматова подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.
Произведение вызывает сложную гамму чувств, желание перечитать его снова и снова. В художественной системе Ахматовой умело выбранная деталь или примета внешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жесты Ахматова раскрывает душевное состояние своего героя.
В данном произведении речь идет о ссоре между любящими друг друга людьми. Остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Стихотворение делится на две неравные части.
Первая часть – это первая строфа, драматический зачин, вводное действие с помощью вопроса «Отчего ты сегодня бледна?».
Всё дальнейшее действо – ответ, в виде страстного ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки – «Уйдешь-я умру» – резко прерывается нарочито будничной, прозаической репликой «Не стой на ветру».
Драматизм положений сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души оскорбительно-спокойного ответа. В любой другой ситуации его можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры это означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять боль.
Смятенное состояние героев этой маленькой драмы передано не длительным объяснением, а выразительными частичками, деталями их поведения : «вышел,шатаясь», «искривился рот», «сбежала, перил не касаясь», «крикнула,задыхаясь», «улыбнулся спокойно» и т.д.
В этих 12 строках автору удалось передать всю глубину переживания героев. Это стихотворение о счастливой и несчастной любви одновременно, облагораживающей, одухотворяющей и заставляющей страдать. Ахматова сумела воплотить новые оттенки чувств в старой любовной теме, передать их в простой, но строгой благородной форме. Это скорее характерно для психологической прозы, чем для поэзии.
Новым стало и то, что устами Ахматовой заговорила женщина. Из объекта поэтического чувства она стала лирическим героем поэзии. Героиня как будто наблюдает себя со стороны, а ее внутреннее состояние передается через конкретные детали. Мужчина представляется человеком сильным и мудрым. Ахматова воплотила новое умение «любить и видеть человека».
Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации.
Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события.
И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев , которые расстались из-за нелепой ссоры.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/08/27/analiz-stihotvoreniya-a-ahmatovoy-szhala-ruki-pod
Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…»
Творческий мир Ахматовой — это тонкая грань взаимоотношений мужчины и женщины. Все ее творчество пропитано чувственностью и любовью, где поэтесса затрагивает все струны человеческой души.
Да не только счастливую любовь мы видим в ее строках. В ее литературном наследии имеются и стихотворения, которые знакомят читателей с горечью расставаний.
Такой работой является стихотворение Ахматовой Сжала руки под темной вуалью… Этот стих мы прослушали на уроке и теперь сделаем его анализ.
Краткий анализ Сжала руки под темной вуалью…
Когда мы знакомились с сюжетом стихотворения, то увидели ссору двух влюбленных. Мы не знаем, что послужило причиной разлада, лишь видим, что героиня очень обидела своего любимого. Возможно она сообщила, что им пора расстаться, поэтому и пишет поэтесса, что напоила она героя терпкой печалью, для которого слова возлюбленной были подобно ножевой ране.
Но дальше наступает перемена.<\p>
Женщина понимает что ошиблась, и теперь бежит за своим мужчиной. Она понимает, что без него она умрет и нет без него жизни, но увы. Что сделано, того не воротишь, поэтому герой стихотворения Сжала руки под темой вуалью… ответил лишь, чтобы та не стояла на ветру.
Как бы хотелось думать, что эти небрежные слова это проявление заботы, и у возлюбленных все будет хорошо. Но, перечитывая строки понимаешь, эти слова означают лишь то, что лирический герой не хочет больше видеть героиню, которая причинила ему боль. Скорее всего, это была их последняя встреча.
Хотя, каждый читатель может самостоятельно решить для себя, каким будет финал этой истории. Как по мне, то очень хочется, чтобы возлюбленные остыли и вновь соединили свои сердца.
Жанр и образ героини
Анна Ахматова написала очень трогательное стихотворение, которое тут же рисует картину, что возникает во время ссоры возлюбленных. Работая над стихом любовной лирики, поэтесса использует жанр элегии, с ярко выраженными нотами печали.
Говоря об образе лирической героини, то мы видим вначале сильную женщину, которая может держать себя в руках и скрывать свои чувства лишь под вуалью крепко сжимая руки. Это гордая женщина, которая не будет рыдать ни перед кем.
Но как только она понимает, что может потерять навсегда свою вторую половинку, она тут же меняется. Забывая о гордости, готова бежать вслед за ним. Гордецом оказался и любимый, который бросил в ответ женщине свою ледяную фразу.
Смысл и проблематика
Создавая очередной свой шедевр, Ахматова затрагивает любовную проблематику, где показывает, насколько хрупким может быть мир взаимоотношений, где одно слово может стать роковым и привести к разрыву. Люди в ссоре забывают себя контролировать и могут сильно обидеть друг друга.
Эта обида может никогда не пройти и часто становится причиной разрухи хрупкого мира любви. Поэтому читая стих, читатель может сделать выводы для себя и не повторять ошибок. В этом и заключается смысл стихотворения.
При этом поэтесса, создавая образы двух людей, которые не идут на уступки, показывает насколько сложно строить отношения, когда встречаются люди с такими сложными характерами.
История создания
Написала Ахматова свое стихотворение Сжала руки под темной вуалью… в 1911 году, после свадьбы с Гумилевым. Кто-то скажет, что именно было посвящено это стихотворение. Но это не так. Она еще долго жила со своим избранником, которого впрочем никогда и не любила, а была с ним из-за жалости.
Но при этом она была ему верна. Как многие считают, в стихотворении герои просто выдуманные, и никак не связаны с ее жизнью. Это обобщенный образ возлюбленного. Ведь подобные ситуации очень часто происходят в жизни каждой пары.
Как бы то ни было, но стихотворение действительно получилось жизненным и его можно назвать шедевром.
Источник: https://sochinyshka.ru/axmatova-szhala-ruki-pod-temnoj-vualyu.html
Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»
Данное стихотворение написано в 1911 году, которое вошло в книгу под названием «Вечер». Это произведение относится к романтической атмосфере своего написания и появились на свет первые строки этого творения через год после замужества с Николаем Гумилевым, только не ему были посвящены эти поэтические рифмы.
Очень много прослеживается стихов у Ахматовой, в которых много грусти и печали, нежных и трепетных чувств, адресованные конкретному человеку, только кому – никто не мог понять.
Все замечали, что Ахматова не испытывала к своему мужу любви и находилась с ним из-за страха, так как он пугал ее суицидальными наклонностями.
И она заслуживает уважения хотя бы в том, что всегда была примером хорошей жены, ни с кем не флиртовала и не гуляла на стороне.
Тот незнакомец, которому было посвящено стихотворение «Сжала руки под темной вуалью» был, скорее всего, выдуманным персонажем, которого писательница представляла в своих мечтах, желая отдать ему свою еще не сгорающую в душе любовь, с которой готова окунуться в омут с головой, дать все то, что она еще может, так как к мужу она не испытывает совсем ничего, кроме жалости, а ей еще хочется любить и быть любимой.
В сюжете стиха описывается перепалка между двумя любящими друг-друга людьми и затрагивается самый конец ругани, когда все, что накопилось уже высказано и укорено и оскорбления, услышанные с обеих сторон переполняют душу от глубокого разочарования.
В первых строках написанного произведения можно прочувствовать, как главная героиня очень остро переживает о том, что произошло, что отражается по ее «бледному» состоянию, сжав при этом руки под темной вуалью.
Это означает лишь то, что она зря наговорила столько всего, о чем жалеет и себя винит за кучу сказанных понапрасну обидных слов, которые ранили ее любящего человека.
Но в то же время поступить по-другому для нее значит быть не настоящей и быть предательницей самой себя и своих мыслей.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
В произведении указывается душевные терзания главного героя, где очень ощущается его боль и ошеломленное состояние и в конце, когда он покидает ее, она всячески пытается его задержать возле себя, но в ответ лишь слышит «Не стой на ветру». Это означает только одно, что он искренне пытается к ней проявить заботу, но категорически отказывается проводить время с той, которая приносит ему одни страдания, уничтожающие его изнутри.
И на этом Ахматова решила закончить свои строки, чтобы каждый читавший сам домысливал о финале развязки. Настолько сильно описан случай двух влюбленных сердец, что заставляет вновь и вновь пробегаться глазами по описанным рифмам их сложившейся судьбы.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/09/analiz-stihotvoreniya-anny-ahmatovoy-czhala-ruki-pod-temnoy-vualiu.html
Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки
Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» относится к раннему творчеству А.А. Ахматовой. Оно было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер». Произведение относится к интимной лирике. Основная тема его – любовь, чувства, испытываемые героиней при расставании с дорогим ей человеком.
Стихотворение открывается характерной деталью, определенным жестом лирической героини: «Сжала руки под темной вуалью». Этот образ «темной вуали» задает тон всему стихотворению. Сюжет у Ахматовой дан лишь в зачаточном состоянии, он незавершен, нам не известна история взаимоотношений героев, причина их ссоры, расставания. Героиня говорит об этом полунамеками, метафорично.
Вся история любви эта скрыта от читателя так же, как и героиня скрыта под «темной вуалью». Вместе с тем характерный жест ее («Сжала руки…») передает глубину ее переживаний, остроту чувств. Также здесь мы можем отметить своеобразный психологизм Ахматовой: чувства раскрываются у нее через жесты, поведение, мимику. Большую роль в первой строфе играет диалог.
Это разговор с невидимым собеседником, как отмечают исследователи, вероятно, с собственной совестью героини. Ответом на вопрос «Отчего ты сегодня бледна» является рассказ о последнем свидании героини с любимым человеком. Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «я терпкой печалью Напоила его допьяна». Диалог здесь усиливает психологическую напряженность.
Вообще, мотив любви как смертельной отравы встречается у многих поэтов. Так, в стихотворении «Кубок» В. Брюсова читаем:
Вновь тот же кубок с влагой чернойВновь кубок с влагой огневой!Любовь, противник необорный,Я узнаю твой кубок черныйИ меч, взнесенный надо мной.О дай припасть устами к краюБокала смертного вина!
У Н. Гумилева есть стихотворение «Отравленный». Однако мотив отравления там разворачивается в сюжете буквально: героя напоила отравой его возлюбленная. Исследователи отмечали текстуальную перекличку стихотворений Гумилева и Ахматовой. Так, у Гумилева читаем:
Ты совсем, ты совсем снеговая,Как ты странно и страшно бледна!Почему ты дрожишь, подаваяМне стакан золотого вина?
Ситуация обрисована здесь в романтическом ключе: герой Гумилева благороден, перед лицом смерти он прощает свою любимую, возвышаясь над сюжетом и самой жизнью:
Я уеду далеким, далеким,Я не буду печальным и злым.Мне из рая, прохладного раяВидны белые отсветы дня…И мне сладко – не плачь, дорогая, —Знать, что ты отравила меня.
Стихотворение Ахматовой также заканчивается словами героя, однако ситуация здесь реалистична, чувства более напряженны и драматичны, несмотря на то, что отравление здесь – метафора.
Во второй строфе переданы чувства героя. Они также обозначены через поведение, движения, мимику: «Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот…».
Одновременно здесь приобретают особый накал чувства в душе героини:
Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.
Этот повторение глагола («сбежала», «бежала») передает искренние и глубокие страдания героини, ее отчаяние. Любовь – это ее единственный смысл жизни, но вместе с тем это трагедия, полная неразрешимых противоречий. «Перил не касаясь» – в этом выражении подчеркнута стремительность, безоглядность, импульсивность, отсутствие осторожности.
Героиня Ахматовой не думает в этот момент о себе, она охвачена острой жалостью к тому, кого невольно заставила страдать[1].
Третья строфа является своеобразной кульминацией. Героиня словно понимает, что она может потерять. Она искренне верит в то, что говорит. Здесь снова подчеркнута стремительность бега ее, напряженность чувств.
Тема любви сопряжена здесь с мотивом смерти:
Задыхаясь, я крикнула: «ШуткаВсе, что было. Уйдешь, я умру».
Развязка стихотворения неожиданна. Герой уже не верит своей любимой, он не вернется к ней. Он старается сохранять внешнее спокойствие, но вместе с тем он до сих пор любит ее, она по-прежнему дорога ему:
Улыбнулся спокойно и жуткоИ сказал мне: «Не стой на ветру».
Ахматова использует здесь оксюморон: «Улыбнулся спокойно и жутко». Чувства опять переданы через мимику. В основе композиции лежит принцип постепенного развертывания темы, сюжета, с кульминацией и развязкой в третьем четверостишии. Вместе с тем каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут обрести счастья, желанной гармонии взаимоотношений.
Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: метафору и эпитет («терпкой печалью Напоила его допьяна»), аллитерацию («Искривился мучительно рот… Я сбежала перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот»), ассонанс («Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру»).
Таким образом, стихотворение отражает характерные черты раннего творчества Ахматовой. Основная идея стихотворения – трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обретения ими понимания и сочувствия.
Источник: https://shpargalkino.com/stixotvorenie-szhala-ruki-pod-temnoj-vualyu-a-a-axmatovoj-vospriyatie-tolkovanie-ocenka/
Анна Ахматова
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анализ стихотворения «Сжала руки под темной вуалью» Ахматовой
Русская поэзия дала огромное количество блестящих образцов мужской любовной лирики. Тем ценнее являются стихотворения о любви, написанные женщинами. Одним из них стало произведение А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 г.
Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за Н. Гумилевым. Однако оно не было посвящено мужу.
Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне.
Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.
В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».
<\p>
Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»).
В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы.
Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.
Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.
В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.<\p> Читать стих поэта Анна Ахматова — Сжала руки под темной вуалью на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/anna-axmatova-szhala-ruki-pod-temnoj-vualyu/
Стилистический анализ стихотворения а. ахматовой “сжала руки под тёмной вуалью…”
Анна Ахматова – тонкий лирик, способный проникнуть в самое сердце, дотронуться до сокровенных уголков души, вызвать эмоции – знакомые, болезненные, разрывающие на части.<\p>
Её любовная лирика вызывает гамму сложных чувств, так как в ней переданы сильнейшие переживания в роковые моменты жизни. Яркий пример такого переживания стихотворение “Сжала руки под тёмной вуалью…”. Это произведение о мучительной ссоре двух возлюбленных, а судя по накалу страстей, возможно и о расставании…<\p>
А.А.Ахматову интересуют самые драматичные минуты в развитии отношений ее героев. В стихотворении описывается не сама ссора, а ее последствия. Когда разумом уже начинаешь понимать всю нелепость содеянного, всю глупость сказанных с горяча слов. И тогда всеми клетками своего тела ощущаешь пустоту и нарастающее отчаяние.<\p>
Стихотворение условно можно поделить на две неравные части. Первая часть как бы вводит нас в действие вопросом: “Отчего ты сегодня бледна?”. Всё дальнейшее – ответ, в виде стремительного, всё ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки (“Уйдёшь, я умру”), резко прерывается фразой уходящего возлюбленного: “Не стой на ветру”.<\p>
Настроение стихотворения заключено в выражении “терпкая печаль”. Словно “терпким” вином резких фраз допьяна напоила наша героиня своего любимого.<\p>
В первой строке можно заметить первый жест отчаяния (“сжала руки”). Сжала руки, то есть попытка успокоиться, “собрать все силы в кулак”, удержать эмоции, в то же время это жест невыносимой боли, которую она пытается усмирить, но тщетно. “Темная вуаль” – как символ траура. “Вуаль” – как нечто женственное, легкое. То есть эта деталь сразу наводит на мысль о горе, произошедшем ранее. Образ “темной вуали” будто набрасывает тень таинственности на весь последующий сюжет. Первая строфа построена на диалоге. С кем откровенничает лирическая героиня, тоже остается тайной.<\p>
Продолжает линию “жестов отчаяния” вторая строфа. Герой, опьяненный “терпкой печалью”, “вышел, шатаясь”. Сам глагол “шататься” несет в себе смысл некой дезориентации, потери равновесия, утраты себя. Очевидно, что он настолько сражен случившимся (нам в полной мере неизвестно, что же сказала ему возлюбленная), что даже “скривился мучительно рот”. Это гримаса ужаса, нестерпимой боли… боли разрывающей, режущей, разрушающей. (третий “жест отчаяния”).<\p>
7 и 8 строки в стихотворении самые стремительные, в них чувствуется движение. Ахматова передаёт быстроту отчаянного бега строчкой “Я сбежала, перил не касаясь”. А анафора как бы нагнетает, усиливает это состояние. Передает торопливость и безумное волнение речи, сбивчивость.<\p>
В последней строфе открывается основной мотив ахматовской любовной лирики “любовь или смерть”. В любви весь смысл земного существования, без нее только погибель (“Уйдешь. Я умру”). Уход возлюбленного повергает героиню в отчаяние. И не ясно, то ли от бега она задыхается, то ли от невозможности жить без любимого. Душевное расстройство приносит героям физическое страдание, несет в себе реальную боль. Сам строй стихотворения органично передает это. При прочтении слов героини в центре фразы неизбежно возникает пауза, словно у нее срывается дыхание от горя и отчаяния, от невозможности удержать Его.<\p>
Оксюморон в улыбке героя (“спокойно и жутко”) говорит нам о смятении и противоречивости его чувств, которые вот-вот разорвут на части. Спокойствие в такой ситуации действительно жутко. Можно понять слезы, истерику, крики. Спокойствие выражает здесь, скорее всего, какое-то тупое отчаяние, поразившее героя. Нет, он не осознает случившееся, он еще до конца не понимает, что потерял возлюбленную. Это доказывает его фраза, сражающая заботой, нежностью, трепетностью: “Не стой на ветру!”. На мой взгляд, эта фраза звучит как прощание: “Я ухожу, а ты береги себя…”<\p>
Пафос стихотворения – трагический. В нем разворачивается трагедия большой любви, уничтоженной будничной ссорой, но пылающей до сих пор.<\p>
Пламень чувств, словно сжигает героев изнутри, причиняя адскую боль. Это ли не драма? Это ли не трагедия?<\p>
Ритмико-мелодический анализ:<\p>
1. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ _ а<\p>
2. _ _ ′ _ _′ _ _ ′ b<\p>
3. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ _ a<\p>
4. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ b<\p>
3-х стопный анапест<\p>
5. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ _ a<\p>
6. _ _ ′ _ _′ _ _ ′ b<\p>
7. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ _ a<\p>
8. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ b<\p>
Рифма перекрестная<\p>
9. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ _ a<\p>
10. _ _ ′ _ _′ _ _ ′ b<\p>
11. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ _ a<\p>
12. _ _ ′ _ _ ′ _ _ ′ b<\p>
Источник: https://allpoetry.ru/analiz/162/ahmatova-a-a