Сочинение на тему: великая отечественная война в литературе 20 века

Великая Отечественная война в литературе 20 века сочинение

Мы не должны забывать страшные минуты войны, горе и смерть миллионов советских людей. Конечно, было бы преступлением не чтить память павших и не вспоминать об этом времени.

Память о войне, о геройстве  наших солдат, борьба за согласие между народами на планете является основным долгом  всех нас. Одной из основной тем в произведениях советских писателей является  изображение страшных моментов  войны 1941 года.

 Ведь она вошла в жизнь каждого человека, принесла тревоги и горести.

Своеобразно раскрывает военную тематику писатель В.Быков. Он исследует, используя художественные приемы, моральные основы человеческого поведения в их социальной обусловленности.

Обратите внимание

Если обратиться к его повести «Сотников», то мы видим, как писатель показал нам два образа Сотникова и Рыбака, которые своим отношением к Родине, раскрыли суть истоков героизма и предательства.

Ведь отчетливо видно, что Сотников, перенеся все пытки, мужественно погибает, а  Рыбак, оставшись наедине с врагом, не может выдержать мучений, предает  товарищей.

В повести  В. Козько «Судный день» раскрывается тема детей, чье детство прервала война. Вследствие этого у них возникает  огромная душевная рана.  События описаны  через 10 лет после войны в небольшом городке Белоруссии.

Главный персонаж Колька Летечка, будучи ребенком,  пребывал в концлагере, где у таких ребят, брали кровь для солдат Германии. Все страдания, которые он перенес, отбивают у него память.

И когда он присутствует на одном из судов, где судят предателей родины – карателей, мальчик  вспоминает все, и это прошлое его убивает.

«Судьба человека» М.Шолохова и «Василий Теркин» Твардовского до сих пор  актуальны,  так как в этих произведениях  с особой силой изображен  характер  русского человека. Андрей Соколов и Василий Теркин-  обобщают образ настоящего русского воина, который прошел  все испытания  и сохранил  в себе отвагу,  патриотизм и любовь к Отчизне.

Много еще можно перечислить произведения, в которых отражены страницы Великой Отечественной войны, где с особой силой воспевается героизм наших солдат. Книги  о войне воспитывают в молодых людях стойкость, учат их любить Родину.

Вариант 2

Великая Отечественная война нашла широкое отражение в литературе. Он ней писали и те, кто непосредственно воевал, и послевоенное поколение. Писали не только прозу, но и стихи. Писатели и поэты уезжали на фронт военными корреспондентами  и центральных, и районных газет. Многие из них пали смертью храбрых, так как не щадили себя и лезли в самое пекло, чтобы правдиво отражать события.

Мне больше всего нравится стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Это своего рода наказ солдата любимой женщине. Если он будет знать, что его ждут, ему и воевать будет легче. Есть в стихотворении такая строка «… ожиданием своим ты спасла меня…» и ещё «…просто ты умела ждать, как никто другой».

Поэма в стихах Александра Твардовского «Василий Тёркин» – это по сути собирательный образ русского солдата. Практичного, смекалистого, рукастого, храброго. Вот, например, как автор пишет про переправу через реку.

Важно

Отправили Тёркина сообщить, что «взвод на левом берегу жив-здоров на зло врагу …просит огонька туда подбросить…» Поскольку дело было зимой, и чтобы Тёркин не окоченел, его стали растирать спиртом. Тёрли, тёрли, вдруг он просит выпить, «…изнутри согреться мне, чтоб не всё на кожу тратить».

Выпил рюмку, согрелся и доложил обстановку. Сработала крестьянская смекалка.

Эти произведения публиковались в военных газетах, их вырезали, бережно хранили в карманах гимнастёрок и планшетах, переписывали друг у друга.

Ольга Бергольц и её «Ленинградская поэма» про осаждённый, но не покорённый Ленинград. Про «дорогу жизни», по которой вывозили из осаждённого города детей, стариков, раненных красноармейцев, а в город везли продовольствие. «…Дорогой жизни шёл к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим, ещё не знают на земле страшней и радостней дороги…»

Про битву за Ленинград  Александром Чаковским  написан роман-эпопея под названием «Блокада». Про Сталинградскую битву Юрием Бондаревым был написан роман «Горячий снег». Эти оба произведения экранизированы.

Про оборону Москвы Константин Симонов написал роман «Живые и мёртвые». Вторая книга называется «Солдатами не рождаются». Третья книга – «Последнее лето».

Про Великую Отечественную войну писали Юлия Друнина и Муса Джалиль.

Борис Васильев «А зори здесь тихие», «Аты-баты, шли солдаты», « В списках не значится». В романе « А зори здесь тихие» рассказывается о девушках-зенитчицах, которые защищали небо в Карелии. Обычная жизнь прервалась тогда, когда одна из них случайно обнаружила в лесу двух фашистских диверсантов.

Правда, потом их оказалось около двадцати. Пять девушек и старшина отправились вслед за ними, чтобы их уничтожить. Все пятеро пали смертью храбрых. Старшина всё-таки выполнил поставленную задачу. А в сводках Совинформбюро была только одна строка «… проходили бои местного значения».

И ни слова про подвиг девушек.

Совет

После войны старшина и выросший сын одной из погибших девушек в этих местах на большом валуне установили памятную доску с именами девушек.

Это только малая часть произведений о Великой Отечественной войне. Их написано гораздо больше.

Сочинение Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века (Быков, Шолохов, Твардовский)

Годы войны с 1941 по 1945 стали, ужасными, страшными и не забываемыми по сей день. Ведь такое событие невозможно забыть, это событие останется в памяти не у одного поколении. Про события Великой Отечественной Войны можно найти огромное количество литературных произведений, так же множество стихов и прозы.

В те годы литераторы внесли незабываемую лепту в литературу. Поэты старались рассказать народу в своих произведениях обо всех ужасах войны.

Так же некоторым из всех известных по сегодняшний день литераторов приходилось принимать личное участие в боевых действиях на фронтовых участках, по освобождению родины от фашистов.

В 21 веке до сих пор помнят известных литераторов того времени. Таких, как Толстой, Василий Быков, Константин Симонов, Шолохов, Теркин, Фадеев, Андрей Платонов, безусловно, их творчество было связано с событиями Великой Отечественной Войны. Среди всех известных и незабываемых имен можно выделить некоторых.

Например, Василий Быков, он в своих произведениях не писал про кровопролитные годы, он старался делать акцент на поведении и характере персонажа в экстраординарной ситуации. Так же не делал определенных оценок своим персонажам, таким образом, давая возможность читателю рассуждать о его творчестве и делать свои выводы.

Примером к этому стало его известное произведение «Сотников».

Однозначно не возможно оставить без внимания стихи про боевые действия, про отважных солдат, про долгожданную победу, про слезы матерей Константина Симонова. Его стихи помогали в то тяжелое время бойцам на передовом фронте.

Вдохновляя их на победу и убеждая их в отваге и мужестве. В наше время его произведения считаются шедеврами военного времени. А стихи известными такие как, например стихотворение «Жди меня» до сих пор помнят наизусть многие люди.

И со слезами на глазах рассказывают.

Обратите внимание

Не забываемым остается также и творчество Теркина, в своих произведениях он писал про отважные подвиги красноармейцев, простых и смелых парней, которые вступили на защиту своей отчизны.

Несмотря на то, что от окончания Великой Отечественной Войны прошло очень много лет. Эти тяжелые времена для всего народа остаются, в памяти и по сей день. Все произведения знаменитых и всеми любимых литераторов не потеряли актуальность и уже в наступившем 21 веке.

Так как в них заключается сила нашего народа, с помощью которой они смогли в то время победить фашистов. Безусловно, память о том времени сплотил многонациональный народ России, оставляя возможность смотреть позитивно в будущее.

И прилагать все усилия, для того чтобы это страшное мировое событие больше не повторилось.

Ведь при одном произношении слов «Великая Отечественная война» сразу перед глазами вырисовывается бой и сражение за родину. Не смотрю на то, что прошло, много лет боль в душе осталась, у многих кто потерял своих близких и родных. Кто родился во время войны.

Поэтому и читаются литературные произведения, смотрятся исторические фильмы, про подвиги наших бабушек и дедушек.  А самое главное и долгожданная всеми событие это стала победа. Ведь день победы считается легендарным днем, это гордость за всех людей которые смогли, обеспечить, защиту не опасаясь за свою жизнь.

А смело, отважные солдаты пошли на защиту своих жен, матерей и детей.

← Сочинение по рассказу Матренин двор Солженицына↑ ДругиеРусская литература второй половины 19 века →
Сочинение рассуждение по рассказу Возвращение Платонова →

  • Образ и характеристика Ярославны в поэме Слово о полку Игореве сочинение 9 класс
    Одним из выдающихся произведений культуры древней Руси является поэма “Слово о полку Игореве”. Благодаря ему мы видим события, того далёкого времени, мысли и деяния живших в ту эпоху людей.
  • Сочинение рассуждение на тему Талант 9, 11 класс ОГЭ 15.3 ЕГЭ
    Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои предпочтения, желания и потребности. С детства родители закладывают в нас самые лучшие качества, стараются сделать нас хорошими
  • Сочинение Сильный человек значение слова 15.3 9 класс ОГЭ
    Что означает слово «сильный»? Каждый понимает его по-своему. Дело в том, что сила может проявляться по-разному. Дальше каждый выбирает то, что ему кажется более важным. Многие люди делают выбор только тогда
  • Характеристика и образ Кости из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение
    И.С. Тургенев написал чудесное произведение «Бежин луг». Одним из интересных персонажей которого является Костя. Этот мальчишка занимается тем, что сторожит коней. От других ребят он отличался грустными глазами. Костя выглядел печально и задумчиво.
  • Шишкин
    Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века (1832) и ушедшего на его окончании (1898), может показаться неясным привлекательность его картин.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/velikaya-otechestvennaya-vojna-v-literature-20-veka

Сочинение Великая Отечественная война в литературе 20 века

При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война» мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена. Но эта тема касается не только тех, кто прошел войну, но и тех, кто родился намного позже.

Поэтому мы учим историю, смотрим фильмы и читаем книги, чтоб быть осведомленными этой темой. Помимо тех страшных моментов, через которые довелось пройти нашим дедушка и бабушкам, есть другая сторона, это та самая долгожданная победа.

День победы, считается легендарным днём, это гордость за все те поступки и тех людей, которые приложили все усилия для защиты своей земли.

Важно

Тему Великой Отечественной войны безоговорочно можно назвать главной в течение всего XX века. Много авторов обращались к этому событию в своих рассказах и стихах. Конечно главными авторами были те, которые сами пережили тот страшный период и стали свидетелями всего происходящего.

Поэтому, в некоторых произведениях можно найти совершенно правдивые описания и факты, так как часть литераторов сами принимали участие в войне.

Всё это было с целью описать читателю прошлую жизнь, рассказать из-за чего всё началось и как сделать так, чтобы такие страшные события не повторились.

Главными русскими писателями, прошедшими период 1941-1945 годов можно назвать Шолохова, Фадеева, Толстого, Симонова, Быкова, Твардовского и еще часть остальных авторов.

Из перечисленного списка особо хочется выделить Василии Быкова, в его работах не было особых описаний кровавых сражений. Его задачей было больше исследование поведения человека в неординарной ситуации.

Поэтому особо выделятся в его творениях характер героя, отважность, сила, упорство, но наряду с положительными чертами, можно увидеть и предательство и подлость.

Но Быков не делил героев на хороших и плохих, он больше давал эту возможность читателю, чтобы тот сам решил кого осуждать, а кого считать героем. Главным примером такого рассказа можно назвать работу Быкова “Сотников”.

Помимо рассказов о войне, не малую роль в русской литературе сыграли и стихи. В них идет речь не только о периоде сражений, но и о самих моментах победы. Как пример, можно выделить работу автора Константина Симонова “Жди меня”, оно добавило силы и боевого духа солдатам.

Совет

И в наши дни это стихотворением можно считать одним из лучших, множество людей знают его наизусть и на тематических вечерах посвященных памяти о войне рассказывают его публике.

Андрей Платонов написал рассказ “Возвращение”. Как по мне, оно пропитано трогательностью и насыщенностью событий, не смотря на то, что действия описанные автором происходят уже после завершения боевых действий. В нем идет речь о возвращении капитана Иванова домой к своей семье.

Но с годами их отношения меняются, появляется некое непонимание со стороны родных. Капитану не известно, как жила его семья, пока его не было, как жена работа целыми днями, как тяжело было детям.

Читайте также:  Анализ романа моэма «театр»

Видя, что к его детям приходит Семен Евсеевич, Иванов даже начинает подозревать свою жену в измене, но на самом деле Семён просто хотел привнести хоть какую-то радость в жизнь детей.

Постоянные размолвки и не желание слышать кого-то кроме себя доводят Иванова к тому, что он бросает дом и хочет уехать, но в последний момент, видя, как дети бегут за ним он всё решает остаться. Автор показал не события происходящей войны, а что было после, как менялись характеры людей и судьбы.

Несмотря на прошедшие многие годы со дня этих событий, произведения не теряют свою актуальность. Ведь именно они рассказывают о жизни нашего народа, о событиях и победе над фашизмом. Как бы не было тяжело и страшно, советских людей не бросала надежда на победу. Война стала великим событием, показавшим силу духа, героизм всего народа, а победа дала будущее и веру в мир, многих поколениям.

Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века

Великая Отечественная Война – это трагедия для многих семей.  На фронт уходили отцы, братья, мужья, некоторые не возвращались. Наверное, именно поэтому тема войны очень часто проскальзывает в произведениях писателей 20 века.

 Многие из них сами воевали, их произведения, особенно трогательные и чуткие. Любой писатель 20 века был пронизан этой ужасной атмосферой, из-за чего их произведения очень стоящие и интересные.<\p>

Произведения начинали писаться уже в годы самой войны.

Например, Твардовский писал поэму « Василий Теркин»  с 1941-1945. Эта поэма имеет тридцать глав, в каждой из них описан эпизод данной трагедии, а именно жизни обычного, фронтового солдата.

Обратите внимание

В этой поэме Василий Теркин воплощение мужественного и настоящего мужчины, в тот момент именно с таких людей следовало брать пример.

Повесть Некрасова « В окопах Сталинграда» была так же написана в начале войны. Она очень трогательная, но в то же время жесткая: события, которые описываются в повести, просто разрывают сердце. 

 «В списках не значился» легендарное произведения Быкова, которое посвящено защитникам Брестской крепости.  Ведь именно Брестская крепость первой получила удар от фашистских захватчиков.  Самое главное то, что это произведение основано на реальных событиях и впечатлениях.

Эта тенденция с каждым годом росла и росла. Отечественная война отложила огромный отпечаток на судьбах людей. Многие свои переживания они описывали в поэмах, рассказах, романах, песнях и стихах.  Такая тема всегда пронизывает до дрожи, ведь каждая семья столкнулась с этой трагедией, и пережил Ад на земле.

Рассказ Шолохова « Судьба Человека» – это трагичное произведение, которое заставляет, безусловно, задуматься.  В этом рассказе говорится о простом человеке, шофере.  Он испытал на себе полный гнет немцев, побывав в концлагере.

  Он видел самое ужасное, что происходило в те годы: боль, муки, потерянные глаза, полные слез, смерть невинных людей. Видел то, как фашисты издевались над женщинами и детьми, убивали людей, даже не моргая глазам.

Самое главное отличие этого персонажа в том, что он хотел жить и выжить, потому что дома его ждала семья.

Не смотря на то, что прошло уже много лет с момента этих трагических событий, произведения о войне актуальны и по сей день. Ведь в них отображается сущность народа, их воля к победе и патриотизм.   Война – это то событие, когда нужно собрать волю и силы в кулак и идти до конца, к победе.

Другие сочинения:

← День победы 9 мая↑ ВойнаЖенщина на войне →

Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-o-vojne/velikaya-otechestvennaya-vojna-v-literature-20-veka

Великая Отечественная война в литературе 20 века (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Великая Отечественная война безусловно является центральным историческим событием 20 века. Поэтому неудивительно, что про неё написано множество великих литературных произведений, как в прозе, так и в стихах.

Разумеется, основную лепту здесь внесли советские писатели, которые не понаслышке были знакомы с ужасами той страшной войны.

Многие литераторы той поры сами принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны и в своих произведениях доносят «окопную» правду того эпохального времени, которую должен знать каждый гражданин, чтобы величайшая трагедия 20 века больше никогда не повторилась.

Важно

В нашей стране и за её пределами наиболее известные следующие литераторы, творчество которых так или иначе связано с событиями, происходящими во времена 1941-1945 годов: Шолохов, Фадеев, Толстой, Симонов, Быков, Твардовский и ряд других литераторов.

Среди всех этих великих имён особо хочется выделить Василя Быкова. В повестях этого прославленного фронтовика практически нет места детального описания кровопролитных сражений. Больше всего Быкова заботит поведение конкретного человека под влиянием экстраординарной ситуации.

В его произведениях виден характер людей, их самоотверженность, благородство, а иногда подлость и предательство. При этом автор не стремиться делать категоричные оценки относительного того или иного персонажа, предлагая своим читателям самостоятельно рассуждать о сюжетах своих произведений.

В этом смысле классическим произведением Быкова является рассказ «Сотников».

Не меньшей любовью среди соотечественников пользуются стихи о Великой Отечественной войне, которые были написаны, как в то страшное время, так уже и после долгожданной победы. Разве можно обойти вниманием проникновенное стихотворение «Жди меня» Константина Симонова, которое помогало выстоять советским бойцам в те страшные дни.

В наши дни оно считается образцовым классическим шедевром военного времени. До сих «Жди меня» многие люди знают наизусть, декламируя его на многих вечерах в память о войне.

Также все помнят произведение Василий Тёркин, в котором в непринуждённой манере рассказывается о подвигах красноармейцев, простых советских парнях, вставших в трудную минуту на защиту своей отчизны.

Несмотря на давность описываемых событий, произведения литераторов 20 века о Великой Отечественной войне никогда не потеряют актуальность. Ведь в них заключён код нашего народа, позволивший ему победить в той страшной войне и попутно избавить мир от страшной гидры фашизма. Память о тех событиях сплачивает многонациональный народ России, давая возможность позитивно смотреть в будущее.

Источник: https://resoch.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna-v-literature-20-veka-sochinenie/

Сочинение на тему: “Великая Отечественная война в литературе XX (20) века”

Слышали выражение? «Когда гремят пушки, музы молчат». Во времена Великой Отечественной войны музы не просто не молчали — они кричали, пели, звали, вдохновляли, вставали во весь рост.

Великая Отечественная Война

1941-1945 годы, наверное, одни из самых страшных в истории «государства Российского». Слёзы, кровь, боль и страх — вот основные «символы» того времени. И несмотря на это — мужество, радость, гордость за себя и своих близких. Люди поддерживали друг друга, боролись за право жизни, за мир на земле — и в этом им помогало искусство.

Достаточно вспомнить слова, сказанные двумя немецкими солдатами спустя много лет после окончания войны: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» А 9 августа в ленинградской филармонии оркестр исполнял седьмую симфонию Д. Д. Шостаковича…

Совет

Не только музыка помогала людям выжить. Именно в военные годы снимались поразительно добрые фильмы, например, «Свадьба» или «Сердца четырёх». Именно в эти годы пелись прекрасные, бессмертные песни, вроде «Синего платочка».

И всё же огромную роль, едва ли не главную, сыграла литература.

Писатели и поэты, литераторы, критики, художники не понаслышке знали, что такое война. Они видели её своими глазами. Только вчитайтесь: К. Симонов, Б. Окуджава, Б. Слуцкий, А. Твардовский, М. Джалиль, В. Астафьев, В. Гроссман… Неудивительно, что их книги, их творчество стали своеобразной летописью тех трагических событий — летописью прекрасной и ужасной.

Одним из самых известных стихотворений о войне становятся короткие ученические четыре строчки Юлии Друниной — строки испуганной, взволнованной девчонки-фронтовички:<\p>

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Навсегда тематика Великой Отечественной останется в её творчестве.

Пожалуй, одним из самых страшных стихотворений станет произведение «Варварство», которое написал поэт Муса Джалиль. Столько зверства, которое показали захватчики, кажется, не найдётся у всех диких животных на свете.

Только человек способен на такую невыразимую жестокость:<\p>

Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Много ещё было пролито слёз, много сказано горьких слов о предательстве, о трусости и низости и ещё больше — о благородстве, самоотверженности и человечности, когда, казалось бы, ничего человеческого не могло остаться в душах.

Давайте вспомним Михаила Шолохова и его рассказ «Судьба человека». Он написан уже после войны, в середине 50-х годов, однако его реалистичность поражает воображение даже современного читателя.

Обратите внимание

Это короткая и, пожалуй, не уникальная история солдата, потерявшего в страшные годы всё, что у него было. И несмотря на это, главный герой, Андрей Соколов, не озлобился.

Судьба наносила ему удары один за другим, но он справился — вынес свой крест, продолжил жить.

Годам Великой Отечественной войны свои произведения посвящали и другие писатели и поэты. Одни помогали солдатам выжить в бою — например, Константин Симонов и его бессмертное «Жди меня» или Александр Твардовский с «Василием Тёркиным».

Эти произведения вышли за грани поэзии. Их переписывали, вырезали из газет, перепечатывали, посылали родным и близким… А всё потому, что Слово — сильнейшее оружие мира — вселило в людей надежду на то, что человек сильнее войны.

Он умеет справиться с любыми трудностями.

Другие произведения рассказывали горькую правду о войне — например, Василь Быков и его повесть «Сотников».

Почти вся литература 20 века так или иначе связана с тематикой военного времени. Из книг — огромных романов, повестей и коротеньких рассказов мы, поколение, не заставшее годы ужаса и страха, можем узнать о величайших событиях нашей истории. Узнать — и отдать дань уважения Героям, благодаря которым над нашими головами голубеет мирное небо.

Источник

Источник: https://sochineniee.ru/sochinenie-na-temu-velikaya-otechestvennaya-voyna/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Великая Отечественная война в произведениях 20 века»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Великая Отечественная война – это одно из центральных событий XX века. Она стала величайшей трагедией для нашего народа, но и принесла величайшую Победу. Четыре долгих года и миллионы человеческих жизней – и сейчас историки затрудняются назвать более или менее точную цифру – вот страшная статистика этой войны. 

       Разумеется, невозможно представить, чтобы литература, которая всегда чутко отзывается на все события жизни народа, обошла стороной Великую Отечественную войну. Созданы сотни литературных произведений, из которых десятки по праву вошли в золотой фонд великой русской литературы. Это многие произведения и в прозе, и в поэзии. Многие из них стали и моими любимыми произведениями. 

       Наверное, самое народное произведение о войне – это поэма Александра Твардовского «Василий Теркин». Герой этой поэму – настоящий русской богатырь, супергерой Вася Теркин.

Важно

Но он простой парень, такой, какой найдется «даже в каждом взводе»: веселый, неунывающий, умеющий поднять дух друзей, не боящийся ни воды, ни огня, всегда готовый на подвиг. Причем он самый обычный, не важничает, не ставит перед собой особых глобальных целей.

Он просто выполняет свой долг на войне, дружит с товарищами, помогает тем, кто нуждается в помощи, подбадривает впавших в уныние. Теркин – удивительный герой.

Он такой узнаваемо-привычный и в то же время такой невероятный: и самолет из винтовки подбил, и в ледяной воде реку переплыл, и на гармошке играет, и часы починить умеет. Автор изобразил так наш народ – любящий шутку, веселье и труд, но при этом способный на героизм и невероятные подвиги, если в них возникает необходимость.

       Таких же обычных людей, подчас безграмотных и не очень сообразительных, мы видим и в дилогии Виктора Астафьева «Прокляты и убиты». Писатель создает образы. Которые поражают своей жизненностью.

Некоторые критики, как мне известно, считали, что автор не показал в романе героизма. А мне кажется, что это и есть самый настоящий героизм: без лозунгов и радостных криков, без клятв и суперменства.

Победу добыли самые обычные люди, которым так же, как и нам, хотелось есть, спать, жить. Им было холодно в окопах, страшно в бою. Но они не дрогнули и победили, потому что Родина была для них все-таки важнее, чем жизнь. Именно читая романы Астафьева, я понимаю, что такое война.

Я осознаю, что Победу нам принесли не супергерои, а такие же парни, как и я. И надеюсь, что в экстремальной ситуации я тоже выполню свой долг, несмотря на страх и все лишения.

Читайте также:  Какие профессии немыслимы без отзывчивости?

       Но к теме войны обращались не только писатели-фронтовики. Она раскрывается и в творчестве писателей более позднего времени. Например, в песнях Владимира Высоцкого.

Я очень люблю его произведение «На братских могилах».

Совет

В этом стихотворении автор раскрывает тему нашей общей памяти о трагедии, которой стала война, и героизме, который проявили наши соотечественники в борьбе с фашистскими захватчиками.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/silver-age/636-sochinenie-na-temu-velikaya-otechestvennaya-vojna-v-proizvedeniyakh-20-veka.html

Великая отечественная война в произведениях писателей 20 века

Великая отечественная война – это величайшая трагедия 20 века. И не было в СССР семьи, которой она не коснулась. Естественно события, человеческие судьбы, героические истории подвигов, нашли отражения в произведениях писателей и поэтов.

Тема эта, просачивалась в искусство еще во время самой войны. Так, например, во время войны, с 1942 по 1945 годы была написана поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». В ней было 30 глав, каждая из которых описывала тот или иной эпизод фронтовой жизни простого солдата, подававшего пример своей стойкостью, готовностью отдать жизнь за родину и друзей.

В первые годы после войны, тоже были написаны очень достойные произведения. Например, повесть Виктора Некрасова « В окопах Сталинграда», которая была опубликована в журнале «Знамя». В 1946 году. Или повесть Б.

Васильева «В списках не значился», посвященная подвигу защитников Брестской крепости, первой встретившей удар нацистских захватчиков.

Она имеет документальную основу, как говорит Сам Васильев в эпилоге и основана на реальных впечатлениях о тех событиях.

Впрочем, во все последующие года, вплоть до конца века и до нашего времени, было написано много сильных стихов, романов, поэм, песен и повестей на эту страшную тему. Всего и не перечислить. Она всегда берёт читателя за живое, особенно если ему или его семье, довелось испытать на себе боль утраты близких на этой войне.

Лично мне очень нравится рассказ Михаила Шолохова «Судьба Человека». В нем речь идет о простом шофере, Андрее Соколове. Попав в плен к нацистам, ему приходится испытать ужасы жизни в концлагере. Не раз видит муки и смерть товарищей и сам бывает на волоске от смерти.

Обратите внимание

Но пытается выжить изо всех сил, ведь дома его ждут жена и трое детей (сын и две дочери) Благодаря счастливой случайности, ему удается выбраться из плена и он попадает в госпиталь на лечение. Там, из письма он узнаёт, что его жена и обе дочери погибли из-за сброса бомбы на их дом и теперь у него остался один сын, который тоже на фронте.

Оставшееся время войны, он живет только в надежде на скорую победу и на встречу с сыном. Но буквально в последние дни войны, погибает и сын. Так после войны, у главного героя не остается в жизни ничего и он, потеряв всякую надежду, уезжает в чужой город и работает там водителем грузовика.

Вскоре он замечает на улице беспризорного мальчика, который видимо тоже потерял родителей из-за войны. Так как мальчик еще маленький, герою удаётся убедить его, что он его отец, подарив тем самым мальчику счастливое детство, а себе новый смысл жизни.

Подводя итог, могу сказать, что самые проникновенные вещи в литературе на эту тему, были основаны на реальных событиях, как тот же рассказ «Судьба Человека». И это не удивительно. Ведь жизнь в такое страшное время рождала истории и судьбы, захватывающие дух сильнее, любых придуманных.

Источник: https://moy-karapuzik.ru/velikaya-otechestvennaya-vojna-v-proizvedeniyax-pisatelej-20-veka/

Сочинение. Тема Великой Отечественной войны 20 века (на примере одного произведения)

Сочинение

Тема Великой Отечественной войны 20 века

(на примере одного произведения)

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Анна Ахматова

План

I «Сороковые, фронтовые..» Ведущая тема литературы ХХ века.

II «Не страшно под пулями мёртвыми лечь…» (А. Ахматова)

  1. Война… Какое страшное слово!

  2. Перелистывая книжные страницы о войне.

  3. Настоящий солдат и человек – Андрей Соколов:

а) работа шофёром на передовой;

б) страшный фашистский плен;

в) и всё – таки – побег;

г) потеряна семья – но найден Ванюша.

4. Судьбы людские в огне фронтовых дорог.

5, Такое забыть нельзя…

III Остановись и проверь себя.

Война… Она вошла в жизнь народа и стала катастрофой, гибелью, трагедией миллионов. Война… Само по себе это страшное слово, а война с фашизмом наводит ужас. И 1941 год – год больших испытаний: кто кого. Это год начала Великой Отечественной войны.

Она длилась четыре года и вошла навечно в литературу, искусство, живопись. Тема войны стала ведущей в ХХ веке и заняла страницы произведений Ю. Бондарева, В. Быкова, К. Симонова… Не осталась в стороне и поэзия.

Нам известны поэты, чьи произведения тоже о борьбе с фашизмом: Муса Джалиль, Александр Твардовский, Юлия Друнина, Сергей Орлов… Анна Ахматова напишет:

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне. <\p>

«Мы знаем…» Только вдумайтесь в эти строки. Сколько в них уверенности в силы своей страны, своего народа. Сколько мощи!

Фашизм перешёл границы СССР на всей западной линии, стремясь захватит всё и сразу. Но на пути встала Брестская крепость. Горстка пограничников больше месяца держала на себе лавину немецкой армии. Уже вся разрушенная, крепость всё равно стреляла. Она стала первой силой, провалившей план Барбаросса.

Начало войны – первые подвиги, первые смерти, первые сожжённые вместе с людьми деревни. И писатели – фронтовики старались всё запомнить. Это – Александр Фадеев («Молодая гвардия»), Александр Твардовский («Василий Тёркин»), Борис Горбатов («Непокорённые»).

Но о войне писали и те, что не воевали: Валентин Распутин («Живи и помни»), Владимир Высоцкий (лирика).

<\p>

Военная тема – ведущая в литературе ХХ века, стержень, вокруг которого веером встают высокие нравственные проблемы: о чести и совести, о подвиге и предательстве, о родине и чужбине, о дружбе и верности.

Важно

Так или иначе их видим мы в потрясающе сильном произведении Михаила Шолохова «Судьба человека». Это настоящий эпос о народной борьбе, народных страданиях и народном мужестве. Его главный герой – Андрей Соколов, судьба которого мало чем отличалась от судеб миллионов его соотечественников.

Он ушёл на фронт в самом начале войны, работал шофёром на передовой, возил по открытому полю снаряды. Во время очередной поездки «из дальнобойного тяжёлый положил… возле машины. Не слыхал … ни разрыва, ничего, только в голове будто что – то лопнуло…» А дальше – плен.

Страшный, фашистский плен. И первое, что совершает Соколов, – это убийство предателя, так как его «озноб колотит от такой подлючности».

Сам Андрей – человек чистый и честный, поэтому, когда он убил труса, ему «страшно захотелось руки помыть, будто … не человека, а какого – то гада ползучего душил…»

Два года плена! Первая попытка побега в Познанском лагере не удалась: на четвёртые сутки его нашли. Нашли и спустили на него собак: «Катали они меня по овсу, как хотели…» А потом немцы «били в полную волю». Был Соколов и в Саксонии, и в Рурской области, и в Баварии, и в Тюрингии.

И везде «и кулаками били, и по ногам топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадётся, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево». Но в груди всегда жила мечта – свобода. Её можно обрести только через побег.

И очередной удался! Сам вырвался и майора – фашиста впридачу.

Андрей Соколов – настоящий человек, надёжный, прочный. Юлиус Фучик говорил: «… герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества». Эти слова так подходят к шолоховскому герою.

Он освободился, казалось бы, и все беды позади. Но главные испытания для Андрея Соколова ещё впереди! Отправился в отпуск домой, а дома нет. Во время бомбёжки один из снарядов угодил в дом Соколова, где в это время была жена и дочери.

Погибли все и сразу:

Я вернулся, болью сердце стыло,

Пережив военную грозу,

Я вернулся, чтобы над могилой

Уронить … слезу. (Дмитрий Приймак)

Совет

Сколько может судьба испытывать человека? Сколько готовит препятствий на жизненном пути? У Андрея Соколова их не счесть.

Плен, гибель жены и дочерей, разорение домашнего гнезда… Как человеку не сломаться и выдержать? Как остаться человеком? Соколов выдержал, только «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской» выдавали беды этого мужественного человека.

В самом конце войны погиб старший сын Анатолий, и остался Андрей один. У него всё забрала война. Всё. Но взамен дала сироту – мальчика Ванюшу, тоже потерявшего всех. И идут теперь рядом «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные… военным ураганом невиданной силы…»

Судьбы людские… Сломанные, изуродованные, искалеченные. И, конечно, осиротевшие. Думаешь об этом, а на память приходят слова Юлии Друниной, прошедшей всю войну:

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Разве Андрею Соколову не страшно было убивать человека, хоть он и предатель, бежать и снова бежать? Конечно, страшно. Но он поднялся над страхом и победил. И сам создал свою новую судьбу с новым сыном.

Можно ли забыть о таком? Забыть о тех, кто победил фашизм, чтобы мы сейчас жили под мирным небом, смеялись и любили? Надо помнить их в обелисках, памятниках, братских могилах, аллеях славы, книгах памяти… Видеть их лица в названиях городов, улиц, пароходов, скверов… Слышать их голоса: «Но и мёртвые мы будем жить в частице вашего великого счастья; ведь мы вложили в него нашу жизнь» (Ю. Фучик)

В нашей быстрой жизни надо вовремя остановиться, чтобы не забыть, и задуматься, и поверить в то, что «около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути». Эти слова М. Шолохова пусть будут напутствием и нам, молодым, чтобы помнили своих героев и верили в них:

Пускай война ушла далече,

За много лет, за много зим…

Снимите шляпу вы при встрече,

Снимите шляпу перед ним. (Дмитрий Приймак) <\p>

Источник: https://infourok.ru/sochinenie-tema-velikoy-otechestvennoy-voyni-veka-na-primere-odnogo-proizvedeniya-2343569.html

Тема Великой Отечественной войны в литературе 20 века

  Произведения о Великой Отечественной войне (тематический список) Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», М.Алигер «Зоя», К.Симонов Лирика военных лет, А.Твардовский «Василий Теркин», М.Шолохов «Судьба человека», В.Некрасов «В окопах Сталинграда», Ю.Бондарев «Горячий снег», В.

Быков «Сотников», «Знак беды», «Карьер» и др., Б.Васильев «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», В. Кондратьев «Сашка», К.Воробьев «Убиты под Москвой «, А.Адамович «Хатынская повесть», Д.Гранин, А. Адамович «Блокадная книга», С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В.Гроссман «Жизнь и судьба», Г.

Владимов «Генерал и его армия»

Исторический аспект темы: цели и задачи литературы, постановка проблем, свобода использования фактов зависели от исторической обстановки в стране.

Тема Великой Отечественной войны в литературе

Литература 40-х годов

В произведениях 40-х годов о войне прослеживается: ангажированность темы, подчинение ее агитационным задачам: ненависть к врагам, патриотизм советского человека:

А) прославление подвига советского человека (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» — обобщенный смысл заглавия, поэма М.Алигер»Зоя»);

Б)  двойная направленность лирических произведений:

  • чувства человека, может быть, обреченного на смерть, любовь как жизнеутвержадющее начало (К.Симонов «Жди меня…», А.Сурков «Бьется в тесной печурке огонь» и др.);
  • агитационный характер лирики (К.Симонов «Убей его»);
  • создание истинно народного характера русского воина — Василия Теркина (А.Твардовский).

Послевоенное осмысление событий

В литературе этого периода появляются перемены:

  • новый тип писателя — непрофессиональный писатель во время войны, человек, знающий окопную правду на собственном опыте — В.Некрасов
  • новые темы и проблемы — » В окопах Сталинграда»
  • попытка осмысления причин неудач начального периода войны (Керженцев и Фарбер),
  • тип солдата ( Валега — сибирский охотник -профессионал, убийство человека, как и убийство зверя, должно быть оправданно,
  • карьеризм, приспособленчество на войне (эпизод  бессмысленной гибели роты ради выполнения приказа),
  • «Мы все вышли из «Окопов Сталинграда» Виктора Некрасова, как писатели ХIХ века вышли из гоголевскрй шинели» (писатели-фронтовики).

Плеяда писателей военной темы 60-х годов

Это Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков и др. — поколение лейтенантов, знающих войну не понаслышке.

А) Творчество В.Быкова:

  • война как проявление истинной сущности человека в экстремальной ситуации, проблема нравственного выбора — основная проблема творчества В.Быкова;
  • роман «Сотников» как отражение позиции писателя: образы-антиподы Сотников и Рыбак, прием обманутого ожидания ( вначале Рыбак — бывший командир советской армии, полезнейший партизан в отряде, Сотников — интеллигент, человек, если не бесполезный, то мешающий), ситуация плена как ситуация нравственного выбора ( цель Рыбака  любыми путями сохранить жизнь, чтобы потом отомстить, цель Сотникова — не уронить достоинство и честь), итог — героическая смерть Сотникова, предательство Рыбака; образы второстепенных персонажей (староста, еврейская девочка Бася, женщина, в доме которой схватили партизан) подкрепляют позиции Сотникова; эпизоды детства, объясняющие характеры героев: Сотников, совершив неблаговидный поступок, навсегда сохраняет чувство ответственности за сделанное; Рыбак, интуитивно совершивший героический поступок, навсегда сохраняет чувство своей исключительности и ценности.
  • Роман «Знак беды» — тема невозможности сохранить нейтральную позицию, переждать войну;
  • Роман «Карьер» — тема нравственной ответственности человека за свои поступки ( герой чувствует себя косвенно виновным в гибели других людей, так как не поверил им, классово чуждым — дочери кулака и бывшей попадье).
Читайте также:  Анализ стихотворения «пророк» (м. ю. лермонтов)

Б) Повесть В.Кондратьева «Сашка» — проблема нравственного выбора, связанная с образом врага. Приказ командира расстрелять пленного вступает в противоречие с декларацией «Мы пленных не расстреливаем» (листовка, которую показывает Сашка, главный герой, пленному немцу).

Сашка, по его мнению, олицетворяет государство. Герой впервые понимает, что декларации государства не соответствуют действительности. Ситуация разрешается ( появляется высшее начальство, которое решает проблему выбора для героя). Отсутствие в повести проблемы героизма.

Появление нового жанра в литературе о войне

Это книги свидетельств (А.Адамович «Хатынская повесть» о белорусских деревнях, сожженных фашистами, Д.Гранин, А.Адамович «Блокадная книга», С Алексиевич » У войны не женское лицо») — в основе запись воспоминаний очевидцев, задача писателя — отбор и  компановка материала.

Документальная правда войны: героизм,  взаимная выручка людей, человеколюбие, жертвенность, страх, людоедство, крушение надежд, ответственность руководства города за блокаду ( каждый, кто уезжал из Ленинграда, рассматривался как паникер), отношения мужчины и женщины на войне

А) Роман Г.Владимова «Генерал и его армия» — осмысление позиции руководителя армии, человека, от которого зависят судьбы людей. Моральный аспект: ответственность руководителя за судьбы солдат, единение командующего и его солдат (смысл названия).

Обратите внимание

Для Владимова неприемлема победа любой ценой, зависимость командования от политических установок руководства, карьеризма (обвинение в адрес Жукова  — победа ценой в три наката: количеством людей, когда  при наступлении погибают первые, вторые, а третьи прорываются и обеспечивают победу).

Несвобода командующего от высшего эшелона власти.

Тема войны как катализатор процессов, происходивших в обществе. Возможное в будущем новое осмысление темы (Появление писателя, который попытается взглянуть на наше общество , на Отечественную войну не глазами очевидца, а глазами потомка, чтобы осмыслить проблемы общества и национального характера — повторит путь Льва Толстого).

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p> Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/literatura-20-veka-tema-velikoy-otechestvennoy-voynyi

Тема Великой Отечественной Войны в русской литературе

Тема: Тема войны (XX век)

После революционной эпохи 1917-1921 гг. Великая Отечественная война явилась самым крупным и значи­тельным историческим событием, оставившим глубо­чайший, неизгладимый след в памяти и психологии на­рода, в его литературе.

В первые же дни войны писатели откликнулись на тра­гические события. Вначале война отражалась в опе­ративных малых жанрах — очерке и рассказе, запе­чатлевались отдельные факты, случаи, отдельные уча­стники боев. Затем пришло более глубокое понимание событий и стало возможным их полнее изображать. Это обусловило появление повестей.

Первые повести «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Гор­батова строились на контрасте: советская Родина — фашистская Германия, справедливый, гуманный советский человек — убийца, захватчик фашист.

Два чувства владели писателями — любовь и ненависть. Образ советского народа представал как собирательный, нерасчлененный, в единстве лучших народных качеств.

Советский человек, сражающийся за свободу Родины, рисовался в романтическом свете как возвышенная героическая личность, без пороков и недостатков. Несмотря на страшную реальность войны, уже пер­вые повести были наполнены уверенностью в победе, опти­мизмом.

Романтическая линия изображения подвига советских людей нашла позже свое продолжение в романе А. Фадеева «Мо­лодая гвардия».

Постепенно углубляется представление о войне, о ее быте, о пе всегда героическом поведении человека в трудных военных ус­ловиях. Это позволило более объективно и реалистически отразить поенное время. Одним из лучших произведений, объективно и правдиво воссоздающих суровые будни войны, был роман В.

Некрасова «В окопах Сталинграда», написанный в 1947 г. Война в нем предстает во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях.

Важно

Впервые она показана не «человеком со стороны», а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратеги­ческого плана где-то в штабе. В.

Некрасов показывает человека во всех его проявлениях — в величии подвига и низменности жела­ний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить сущест­во. В романе В. Некрасов отразил быт войны, поведение представи­телей армии на разных уровнях.

В 1960-е годы в литературу пришли писатели так называемого «лейтенантского» призыва, создавшие большой пласт военной прозы. В их произведениях война изображалась изнутри, виде­лась глазами рядового воина. Более трезвым и объективным был подход к образам советских людей.

Оказалось, что это вовсе не однородная масса, охваченная единым порывом, что советские люди ведут себя по-разному в одних и тех же обстоятельствах, что война отнюдь не уничтожала, а только приглушала естест­венные желания, затушевывала одни и резко выявляла другие качества характера.

Проза о войне 1960-1970-х годов впервые поставила в центр произведения проблему выбора. Помещая сво­его героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставили его делать моральный выбор. Таковы повести «Горячий снег», «Берег», «Выбор» Ю. Бондарева, «Сотников», «Пойти и не вер­нуться» В. Быкова, «Сашка» В. Кондратьева.

Писатели исследо­вали психологическую природу героического, делали акцент не на социальные мотивы поведения, а на внутренние, обуслов­ленные психологией воюющего человека.

В лучших повестях 1960-1970-х годов изображаются не круп­номасштабные, панорамные события войны, а локальные слу­чаи, которые, казалось бы, не могут коренным образом повли­ять на исход войны.

Но именно из таких «частных» случаев скла­дывалась общая картина военного времени, именно трагизм от­дельных ситуаций дает представление о тех немыслимых испытаниях, которые выпали на долю народа в целом.

Совет

Литература 1960-1970-х годов о войне раздвигала представле­ние о героическом. Подвиг мог совершаться не только в бою. В.

Бы­ков в повести «Сотников» показал героизм как умение сопротив­ляться «грозной силе обстоятельств», сохранить человеческое дос­тоинство перед лицом смерти.

Повесть построена на контрасте внеш­него и внутреннего, физического облика и духовного мира. Кон­трастны главные герои произведения, в которых даны два вариан­та поведения в экстраординарных обстоятельствах.

Рыбак — опытный партизан, всегда удачливый в бою, физи­чески сильный и выносливый. Он особо не задумывается над какими-то моральными принципами. То, что для него само со­бой разумеющееся, совершенно невозможно для Сотникова.

Вначале проскальзывает отдельными штрихами разница в их отношении к вещам, казалось бы, непринципиальным. В мороз Сотников идет на задание в пилотке, и Рыбак спрашивает, по­чему же он шапку у какого-нибудь мужика в деревне не взял.

Сотников же считает аморальным обирать тех мужиков, кото­рых он должен защищать.

Попав в плен, оба партизана стараются найти какой-то вы­ход. Сотникова мучает, что он оставил отряд без продуктов; Рыбака волнует только собственная жизнь. Истинная суть каж­дого проявляется в экстраординарной ситуации, перед угрозой смерти.

Сотников не идет ни на какие уступки врагу. Его нравст­венные принципы не позволяют ему отступать перед фашиста­ми ни на шаг. И на казнь он идет без страха, испытывая мучения только за то, что не смог выполнить задание, что стал причи­ной гибели других людей.

Даже на пороге смерти совесть, ответ­ственность перед другими не оставляют Сотникова. В. Быков соз­дает образ героической личности, не совершающей очевидного подвига.

Обратите внимание

Он показывает, что нравственный максимализм, неже­лание поступаться своими принципами даже перед угрозой смер­ти равносильны героизму.

Иначе ведет себя Рыбак. Не враг по убеждениям, не трус в бою, он оказывается малодушным, столкнувшись лицом к лицу с врагом. Отсутствие совести как высшего мерила поступков за­ставляет его сделать первый шаг к предательству. Рыбак еще сам не осознает, то путь, на который он ступил, необратим.

Он убеж­дает себя в том, что, спасшись, убежав от фашистов, он сможет еще бороться с ними, отомстить им, что смерть его нецелесооб­разна. Но Быков показывает, что это иллюзия. Сделав один шаг на пути предательства, Рыбак вынужден идти и дальше. Когда казнят Сотникова, Рыбак, по сути, становится его палачом. Ры­баку нет прощения.

Даже смерть, которой он так боялся прежде и которой жаждет теперь, чтобы искупить свой грех, отступает­ся от него.

Физически слабый Сотников оказался духовно выше силь­ного Рыбака. В последний миг перед смертью глаза героя встре­чают в толпе согнанных на казнь крестьян взгляд мальчика в буденовке. И этот мальчик — продолжение жизненных принци­пов, бескомпромиссной позиции Сотникова, залог победы.

В 1960-1970-е годы военная проза развивается по нескольким направлениям. Тенденция к масштабному изображению войны выpажалась в трилогии К. Симонова «Живые и мертвые». В ней охвачено время от первых часов военных действий до лета 1944 г. — периода Белорусской операции.

Главные герои — политрук Син­цов, командир полка Серпилин, Таня Овсянникова проходят че­рез все повествование. В трилогии К. Симонов прослеживает, как абсолютно штатский человек Синцов становится солдатом, как он мужает, закаляется на войне, как изменяется его духовный мир.

Нравственно зрелым, сложившимся человеком показан Серпилин. Это умный, думающий командир, прошедший гражданскую вой­ну, академию. Он бережет людей, не хочет бросать в бессмыслен­ный бой только ради того, чтобы отчитаться перед командовани­ем о своевременном, т. е. по Штабному плану, взятии точки.

В его судьбе отразилась трагическая судьба всей страны.

«Окопная» точка зрения на войну и ее события расширяется и дополняется взглядом военачальника, объективируется автор­ским анализом. Война в трилогии предстает как эпическое со­бытие, историческое по значению и всенародное по размаху сопротивления.

Важно

В военной прозе 1970-х годов углубился психологический ана­лиз характеров, поставленных в экстремальные условия, обост­рился интерес к нравственным проблемам. Усиление реалисти­ческих тенденций дополняется возрождением романтического пафоса. Реализм и романтика тесно переплелись в повести «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Пастух и пастушка» В. Ас­тафьева.

Высокий героический пафос пронизывает страшное в своей обнаженной правде произведение Б. Васильева «В списках не значился». Материал с сайта //iEssay.ru<\p>

Николай Плужников прибыл в Брестский гарнизон вечером накануне войны. Его еще не успели занести в списки личного со­става, и когда началась война, он мог бы уйти вместе с беженцами.

Но Плужников сражается даже тогда, когда погибают все защит­ники крепости. Несколько месяцев этот мужественный юноша не давал фашистам спокойно жить: взрывал, стрелял, появлялся в самых неожиданных местах и убивал врагов. И когда лишенный пищи, воды, боеприпасов, он вышел из подземных казематов на свет, то перед врагами предстал седой, ослепший старик. А в этот день Коле исполнилось 20 лет.

Даже фашисты преклонились перед мужеством советского солдата, отдав ему воинскую честь.

Николай Плужников умер непокоренным, смертью смерть по­прав. Б. Васильев не задается вопросом, почему так упорно, зная, что один в поле не воин, сражается с врагом Николай Плужни­ков — совсем еще юный, не успевший пожить человек.

Он рисует сам факт героического поведения, не видя ему альтернативы. Все защитники Брестской крепости сражаются героически. Б. Ва­сильев продолжил в 1970-е годы ту героико-романтическую линию, которая зародилась в военной прозе в первые годы войны («Радуга» В.

Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова).

Еще одна тенденция в изображении Великой Отечественной войны связана с художественно-документальной прозой, кото­рая основывается на магнитофонных записях и рассказах оче­видцев. Такая — «магнитофонная» — проза зародилась в Белару­си. Первым произведением ее была книга «Я из огненной дерев­ни» А. Адамовича, И. Брыля, В. Колесникова, воссоздающая тра­гедию Хатыни.

Совет

Страшные годы ленинградской блокады во всей неприкрытой жестокости и натурализме, позволяющие понять, как это было, что чувствовал, когда еще мог чувствовать, голодный человек, встали на страницах «Блокадной книги» А. Адамови­ча и Д. Гранина. Война, прошедшая через судьбу страны, не поща­дила ни мужчин, ни женщин. О женских судьбах — книга С.

Алек­сиевич «У войны не женское лицо».

Проза о Великой Отечественной войне — самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. От внешнего изображения войны она пришла к постижению глу­боких внутренних процессов, происходивших в сознании и пси­хологии человека, поставленного в экстремальные военные об­стоятельства.

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему войны в литературе 20 века
  • соченение тема великой отечественной воины в русской литературе
  • изображение войны в литературе сочинение
  • сочинение на тему обзор литературы великой отечественной войны
  • тема великой отечественной войны в литературе 20 века сочинение Шолохов

<\p>

Материал с сайта https://iEssay.ru

Предыдущее Ещё по теме: Следующее
Произведения о войне Литература XX века

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/other/literatura-xx-veka/stati/tema-vojny-xx-vek/tema-velikoj-otechestvennoj-vojny-v-russkoj-literature

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]