Анализ стихотворения «быть знаменитым некрасиво»

Анализ стихотворения Пастернака Быть знаменитым некрасиво

Борис Леонидович Пастернак считается одним из ярких русских поэтов 20 века. Вдумчивый художник с тонкой душой, не мог остаться не замеченным. Все вокруг привлекало его внимание, он пытался понять и проникнуть в самую суть вещей. Его творческий путь был нелегким.

Автор не хотел признавать своей популярности, он часто смущался, когда его узнавали на улице. Все время принижал собственный вклад в литературу. Но не многие советские литераторы могли похвастаться такой скромностью.

Произведение «Быть знаменитым не красиво» было написано в 1956 году, в котором передает свое внутреннее состояние, о своей роли в жизни.

Обратите внимание

В своем произведении автор говорит, о том что, слава и деньги, относительны. Не следует ставить эти составляющие, в качестве цели в жизни. Поэт убежден, что «цель творчества, самоотдача, а не шумиха и успех». Он считает себя выше этого.

Для него слава, деньги и успех ничто, по сравнению с любовью и признанием читателя. Он пишет для себя, для души, ему это доставляет огромную радость, его цель не знаменитость и не слава. Не смотря на обстоятельства важно оставаться собой.

Вот что должно волновать настоящего писателя.

После публикации данного произведения, многие поэты и писатели перестали с ним здороваться, так как считали, что оно было адресовано им.  Искусство живет тогда, когда жива душа человека. Главное творить с душой и для души. Такова судьба поэта.

Если экономить силы, и беречь себя, то творчество перестает существовать. Автор не умел приукрашивать и преувеличивать, он писал то, что видит и чувствует. И обращаясь к своим коллегам, говорит, что если ты действительно талантлив, то следующего поколение последует за тобой.

Возможно, они не будут этого знать, но им будет легче и это главное.

В нескольких четверостишьях Борис Пастернак призывает взглянуть на творчество другими глазами. Жизнь поэта не такая, какой, кажется, тяжело все время быть на виду и остаться приземленным. Творчество для поэта, это не способ существования, а стиль жизни, от которого он не откажется, пока будет жив.

9 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Северянина Вернуть любовь
    Игорю Северянину открылся дар поэта, когда ему было восемнадцать лет. В этом возрасте он влюбился в девушку, которую звали Евгенией, вскоре она стала музой для него, и молодой литератор стал называть её Златой. Именно в этом возрасте он
  • Анализ стихотворения Блока Река раскинулась
    Знаменитое и любимое многими стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. », великого русского поэта Блока Александра Александровича входит в целый цикл произведений “На поле Куликовом”. Данный сборник вышел в 1908 году.
  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс по плану
    В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было
  • Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6, 7, 9 класс
    Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне.
  • Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс
    Сейчас нам трудно себе представить, что в России были времена, когда одни люди распоряжались жизнью других людей. Это называлось «крепостное право». Крестьяне не могли жить так, как они хотят. Помещики были вершителями их судеб. Многие стихотворения

Источник: https://analiz-stihov.ru/pasternak/byit-znamenityim-nekrasivo

Презентация по литературе на тему “Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака “Быть знаменитым некрасиво…” (11 класс)

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе на тему “Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака “Быть знаменитым некрасиво…” (11 класс)

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» Подготовила Проскурякова Е.Д. МБОУ СОШ № 13 [29 января 1890 – 30 мая 1960]<\p>
2 слайд Описание слайда:

«Быть знаменитым некрасиво…» Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях.

Важно

И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

<\p>
3 слайд Описание слайда:

История создания стихотворения Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» (1956 ) появилось в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт.

Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути. Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей.

Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами.<\p>
4 слайд Описание слайда:

Место данного стихотворения в творчестве поэта Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» вошло в сборник «Когда разгуляется» (1956-1959). Б.

Пастернак адресовал его коллегам по литературному цеху. После публикации этого произведения многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что это он адресовал лично им. Стихотворение – напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

<\p>
5 слайд Описание слайда:

Тема, идея, основная мысль Основные темы – назначение поэта и поэзии; осознание поэтом своей роли и сути на земле. Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива. Над рукописями трястись. * Идея – поэт выше толпы.

Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле, так как людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Основная мысль – поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.

Совет

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.<\p>

6 слайд Описание слайда:

Сюжет Стихотворение не имеет внешнего сюжета — лишь внутренний.

Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара …оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг.

<\p>
7 слайд Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В первых двух строфах Пастернак выводит формулы, аккумулирующие взгляды автора на жизнь творческого человека. Высказанные в стихотворении принципы автор одновременно относит и к себе, и к другим писателям.

Автор рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо глазах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведений. Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился.

<\p>
8 слайд Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчеркивает особое положение творческого человека во времени и пространстве.

Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Услышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать интересным не только современнику, но и потомку. Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, художнику необходимо «привлечь к себе любовь пространства». По сути, мотив до конца останется непроясненным.

Достаточно глубокая по философской наполненности метафора «любовь пространства» может символизировать удачу, музу, принесшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

<\p>
9 слайд Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жизненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «отчеркивая на полях». В пятой – призывает учиться у природы.

Обратите внимание

Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

<\p>
10 слайд Описание слайда:

Композиционное построение, его подчинённость выражению определённой мысли В шестой строфе Пастернак пишет о необходимости не упиваться победами, а соблюдать личную скромность по отношению к своим успехам.

Ведь главное — повести за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. В седьмой строфе автор учит сохранять живой интерес к окружающему миру, любить жизнь до самого последнего часа.

<\p>
11 слайд Описание слайда:

Лирический герой стихотворения Лирический герой не мечется, не теряется в догадках. Он напряжён, но спокоен и уверен в себе. Безусловно, ему понадобилось довольно продолжительное время, чтобы пройти весь путь от начала до конца и прийти к тому, чтобы стать художником.

Судьба любого творческого человека связана с терзаниями, вечным духовным поиском, служением искусству. Лирический герой Пастернака ищет правду в этом мире и приходит к определенным заключениям только благодаря собственному опыту. Истинный творец всегда первопроходец.

Он создает то, что в дальнейшем послужит дорогой большому количеству людей, приведет их к новому пониманию истины и мира вокруг себя.<\p>
12 слайд Описание слайда:

Ведущее переживание, отразившееся в поэтическом произведении Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей.

Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания. Истина представляет для него высшую ценность.

Важно

Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям.<\p>

13 слайд Описание слайда:

Ведущее переживание, отразившееся в поэтическом произведении Так уж устроены все художники, что обязательно видят смысл своей жизни в том, чтобы максимально служить воле Всевышнего. Такой человек больше, чем кто бы то ни было, связан со своей внутренней сущностью, поэтому у него хорошо развита интуиция. Целью творчества лирический герой считает самоотдачу. Он говорит о том, что крайне важно оставаться живым до самого последнего вздоха. Важно прожить эту жизнь достойно, не подстраиваясь под обстоятельства и не пытаясь играть какую-то роль. Необходимо оставаться собой и идти до конца к собственным свершениям. Только тогда человек будет истинно счастливым.<\p>
14 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Список книг достоевского с кратким описанием

Композиция: размер, рифма Стихотворение состоит из 7-и строф (всего 28 строк) Размер: четырехстопный ямб Стопа: двухсложная с ударением на втором слоге Рифмовка: абаб – перекрестная<\p>
15 слайд Описание слайда:

Изобразительно-выразительные средства языка В стихотворении широко используются изобразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пораженья» — «победы»), а также прием подчеркивания вертикальных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), основным эпитетом является эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором.<\p>
Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс<\p><\p> Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.<\p>

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-analiz-stihotvoreniya-blpasternaka-bit-znamenitim-nekrasivo-klass-701610.html

«Быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернак

«Быть знаменитым некрасиво» Борис Пастернак

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Творческий путь Бориса Пастернака был весьма непростым и неординарным. Сегодня его по праву считают одним из ярчайших русских поэтов 20 века. Однако свои самые знаменитые произведения, включая роман «Доктор Живаго», который принес автору Нобелевскую премию, пастернак написал в эпоху становления и развития СССР.

Совет

Естественно, для того, чтобы стать известным литератором в стране с тоталитарным режимом, необходимо было обладать не только ярким и самобытным талантом, но и уметь скрывать свои истинные чувства как на публике, так и в произведениях.

Этому пастернак так и не сумел научиться, поэтому периодически подвергался опале со стороны правящей элиты. Тем не менее, он был популярен, а его стихи, романы и пьесы, периодически исчезавшие из продажи и браковавшиеся цензурой, печатались за рубежом и переписывались от руки.

Автор был действительно знаменит, но стеснялся того, что его узнают на улице и всячески пытался принизить собственный вклад в литературу. Впрочем, так себя вели далеко не все советские литераторы. Многие из них, не имея и сотой доли таланта Пастернака, считали себя настоящими гениями и всячески это подчеркивали.

Тем более, что в те времена ценился не столько литературный дар, сколько лояльное отношение к политике партии.

Среди творческой интеллигенции у Пастернака при всей его известности было немного друзей. Сам поэт объяснял это тем, что не в состоянии поддерживать теплые и доверительные отношения с лицемерами и карьеристами.

Те, кто был обласкан властью, могли позволить себе жить в роскоши, хотя со страниц газет призывали народ к равенству и братству. Поэтому в 1956 году пастернак написал свое знаменитое стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», которое адресовал коллегам по литературному цеху.

После публикации этого произведения, которое вошло в сборник «Когда разгуляется», многие известные поэты и писатели попросту перестали здороваться с Пастернаком, посчитав, что свое рифмованное послание он адресовал лично им.

На самом же деле автор создал своеобразный кодекс чести литератора, рассказав о том, каким он видит настоящего поэта или же писателя. По его мнению, современным литераторам не следует заботиться о своем творческом наследии, создавать архивы и «над рукописями трястись».

Обратите внимание

Пройдут годы, и если эти люди были по-настоящему талантливы, то будущие поколения читателей это оценят. Если же нет, то тщательно собранные и рассортированные бумаги будут вечно пылиться в музейных и библиотечных запасниках, так никем и невостребованные.

Поэт убежден, что «цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех». Он призывает своих коллег «жить без самозванства», т.е. не присваивать себе чужие заслуги и не пытаться выглядеть лучше в глазах окружающих.

По мнению пастернака, жизнь все равно все расставит по своим местам, и для потомков будет гораздо важнее знать, что человек, произведениями которого они восхищаются, не был подлецом. Поэтому автор убежден, что жить надо так, чтобы «привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов». Кроме этого, поэт призывает собратьев по перу «окунаться в неизвестность и прятать в ней свои шаги», а не упиваться властью, деньгами и благосостоянием, которые предопределяют судьбу и лишают человека той искры в творчестве, которая именуется талантом.

Пастернак знает о том, что история создается людьми и трактуется ими в угоду собственных интересов. Поэтому он убежден, что в этом мире все относительно, и не стоит упиваться своими достижениями, которые могут спустя много лет восприниматься совсем по-иному.

Автор считает, что настоящий поэт не должен отличать «пораженья от побед», потому что время все равно всех рассудит по-своему. И единственной ценностью, которая является для Пастернака абсолютной величиной, является возможность «быть живым» до конца, т.е.

уметь искренне любить, презирать и ненавидеть, а не изображать эти чувства в угоду кому-то в своих произведениях.

Источник: http://pishi-stihi.ru/byt-znamenitym-nekrasivo-pasternak.html

Анализ «Быть знаменитым некрасиво…» Пастернак

«Быть знаменитым некрасиво…» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.<\p>

Лирическое стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…», по иронии судьбы, знаменито, как и сам её автор. Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного произведения мгновенно захватывало читателя и заставляло с жадностью читать текст дальше до самого конца. По сути, уже в первой строке своего программного стихотворения автор формулирует художественную и личностную позицию, весьма небанальную для поэта. Ведь известно, что люди творчества во все времена остро нуждались в понимании и успехе. Часто во всём сомневающиеся, именно благодаря восторженному отношению к себе они понимают, что творят не напрасно. Однако Пастернак чётко разграничивает понятия «шумиха» и «любовь пространства» («будущего зов»). Это основная антитеза стихотворения, и она интонационно подкрепляется перекрёстной рифмой.<\p>

Поэт подчёркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием «самоотдачи» в искусстве, а не «самозванства». Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца:<\p>

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,<\p>

— и тут же настаивает на том, что человек «не должен отличать» «пораженья от победы». Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы.<\p>

Скромность и достоинство — вот чему учит своего читателя Борис Пастернак. И кажется, что одновременно он обращается и к самому себе, своему внутреннему голосу и возможным порывам честолюбия в собственной душе. Так ли это? … Посмотрим, в какое время и при каких обстоятельствах жизни поэта создавалось это стихотворение.<\p>

Важно

Датированное 1956 годом, произведение появилось на свет в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты и всё чаще посвящал себя переводам произведений зарубежных авторов и рискованной деятельности по защите и поддержке опальных друзей, среди которых были и Ахматова с её сыном. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути, и в этом смысле, не было бы ошибочным предположить, что «Быть знаменитым некрасиво…» — напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые, собственно, и создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.<\p>

Литературные критики предполагают, что в этом стихотворении Борис Пастернак откровенно отмежёвывается от творческого пути другого знаменитого своего современника и в прошлом единомышленника — Владимира Маяковского. Его к тому времени было принято восхвалять, не зная меры, как «лучшего поэта современности». Слова принадлежали Сталину, что надолго определило «неприкосновенность» Маяковского, ставшего в глазах народа уже культовым поэтом. В этом «придворном пути» Пастернак видел страшную опасность для творческого человека. И всё же лирический герой его стихотворения вовсе не истекает слюной злословия и не утаивает в своих словах и интонациях обиды на весь мир за собственную непризнанность.<\p>

В каждой фразе слышится осознанная и выстраданная истина. Это строгая проповедь, обращённая к тем, кто владеет божественным даром вдохновлять и «поднимать ввысь» и кто забыл или может забыть своё предназначение на земле. «Не надо заводить архива, — пишет автор, — Над рукописями трястись». И открыто выносит приговор<\p>

Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.<\p>

Некоторое утрирование отрицания дара в данном случае должно сработать как ушат холодной воды. Это начало пробуждение от сна, и оно композиционно выражено в первых двух строфах. Далее автор всё-таки переходит к рассуждениям о том, каким всё-таки должно быть поэту (и в узком, и в широком смысле этого слова).<\p>

Стихотворение, написанное сложным, постоянно меняющимся стихотворным размером (спондей — пиррихий — пиррихий — ямб), не имеет внешнего сюжета — лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара<\p>

…оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг.<\p>

Метафора «пробелы» здесь обретает смысл недосказанности, мотива к познанию и поиску себя, а лексический повтор слова «живой» убеждает читателя в необходимости стремиться к духовной жизни — «и только»!
<\p>

Источник: https://libaid.ru/katalog/p/pasternak-boris/3888-analiz-byt-znamenitym-nekrasivo-pasternak

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво»

Черт бы вас побрал, любезные! Почему именно это стихотворение, почему именно на этот чертов урок, в этот отвратительный понедельник? Ах, горите в аду – я вместе с вами.

Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» написано в 1956 году, входит в лирический цикл Бориса Пастернака «Когда разгуляется» (1956-1959). Помимо этого в него входят еще 44 стихотворения.

Выпуск цикла стихотворений «Когда разгуляется» связан с отказом в СССР публикации романа «Доктор Живаго».

Тема стихотворения философская.

Можно сказать, что данное стихотворение «Быть знаменитым некрасиво» носит поучительный характер, а в роли наставника – сам Борис Пастернак. Он замечает, что «быть знаменитым некрасиво», поясняет «цель творчества — самоотдача», а после начинает учить в 3, 4, 5 строфах о том, как надо жить, что нужно делать

Но надо жить без самозванства,
Так жить, что бы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

И в последних 2 строфах объясняя, дает указания

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Настроение у стихотворения возвышенное, торжественное, нацеленное на успех, его желающее. Творческая жизнь поэта была сложной, поэтому он пытался понять, почему все так происходит, что он не так делает, а главное, сколько это все еще будет продолжает?

Возможно, вместе с этим он заметил, что много тех в России, кто пишет именно для славы, высоты, «шума» и «успеха», вместе с тем совсем не предавая значения тому, что писать и о чем писать.

Перечитываешь стихотворение и учишься. Учишься понимать всю суть письма, учишься понять свою роль, не стать «шумом», а «привлечь к себе любовь пространства». Это стихотворение подбодряет, вдохновляет, воодушевляет

Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.

Обратите внимание

Рифма стихотворения перекрестная. В тексте практически отсутствуют эпитеты, олицетворения, метафоры и сравнения.

Оно наполнено глаголами, причастными оборотами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями – автор старался придать движения своим наставлениям, побудить к движению, к жизни, ведь «стоящего положения нет: либо ты двигаешься вперед, либо назад».

Частыми аллитерациями на твердые звуки «н», «р», «д», «т», «ж» Пастернак придает своим наставлениям твердость, непоколебимость, уверенность, выражая тем самым свою жизненную позицию.

Источник: http://msalisa.ru/archives/1404

“Быть знаменитым некрасиво…”: анализ стихотворения Пастернака

Даже достаточно близкие к Пастернаку люди не сразу поняли, что в стихотворении “Быть знаменитым некрасиво…” (1956) он высказывает самые сокровенные свои мысли о поведении и образе жизни поэта.

Так получилось, что тот высочайший уровень требовательности в себе и своему творчеству, который всю жизнь Пастернака определял его творческую деятельность, в этом стихотворении обрёл чеканную формулировку: “Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех”.

Это было написано еще до того, как писатель был удостоен Нобелевской премии, возможно, это было отголоском внутреннего спора с собой о цели творчества, ведь поэт не мог не знать, что его деятельность оценивается так высоко.

<\p>

Лирический герой едко высмеивает тех из “творческих личностей”, кто главные усилия направляет не на самовыражение, а на создание “шумихи” вокруг себя и своих “творений”.

Он мыслит вечными категориями, и для него такое поведение творческого человека – “самозванство”, которому он противопоставляет восходящую к его творческому кредо программу: “Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов”.

<\p>

При этом для него жизнь во всей её сложности и одновременно красоте гораздо выше любого искусственного повторения ее, поэтому “пробелы в судьбе” значат для него гораздо больше, чем “оригинальничанье” в творчестве.

Поскольку для творческого человека главное – не результат, а сам процесс творчества, лирический герой стихотворения “Быть знаменитым некрасиво…” убеждён в том, что его не должны интересовать сиюминутные выгоды, он должен быть занят своим делом, что и как он создал – определят потом, “другие, по живому следу”, его же задача творить: “Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать”.<\p>

Важно

Финальная строфа произведения утверждает превосходство жизни – во всех ее проявлениях, и самое главное для этого – чтобы художник был живым, остро чувствующим мир, человеком, способным передать свои ощущения: “Но быть живым, живым и только. Живым и только до конца”.<\p>

Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво”, анализ которого мы провели, носит откровенно полемический характер, однако нравственная позиция лирического героя выстрадана им, он убеждён в том, что только таким образом можно по-настоящему служить искусству, создавая, в меру таланта, подлинные произведения искусства, нужные и интересные и себе, и людям.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/pasternak_b_l/byt_znamenitym_nekrasivo_analiz_stikhotvorenija_pasternaka/72-1-0-1664

Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернак сам ответил на вопрос, в чем заключается назначение поэзии:

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.<\p>

Позорно, ничего не знача,<\p>

Быть притчей на устах у всех.

«Самоотдача» — вот то слово, которое дает ключ к пониманию творчества Пастернака.

Он писал не потому, что стремился к известности, славе, всенародному признанию, а потому, что поэзия — крик его души, способ самовыражения.

Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его честностью и силой отзвука в сердцах читателей. Пастернак умел добиться этого отзвука. Став лауреатом Нобелевской премии, он писал:

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Для того чтобы заставить читателя плакать, нужно быть гением. Эти слова сказаны были о прозе, но их в равной мере можно отнести и к лирике Пастернака. Он не оставляет читателя равнодушным.

В противовес всем обстоятельствам, созданным тоталитарным государством, обрекающим на молчание и творческую гибель не только Пастернака, но многих его современников, поэзия осталась жить. Творчество Пастернака оказалось выше запретов и гонений.

Это может означать только одно — поэт верно понимал свое предназначение и делал то, что считал правильным.

Нет необходимости глубоко анализировать лирику Пастернака для того, чтобы понять отношение автора к своим произведениям. Дело в том, что во многих стихах он прямо высказывает это отношение. Достаточно вспомнить стихотворения «Так тчинают. Года в два…», «Определение поэзии», «Поэзия».

Совет

Особенно интересно и необычно второе из упомянутых стихотворений. В нем бросается в глаза мнимая произвольность определений поэзии: кажется, что подбор слов обусловлен не смысловой, а, скорее, звуковой близостью.

Действительно, на первый взгляд, странный ряд: свист, щелканье льдинок, ночь, поединок соловьев, горох, слезы вселенной, Фигаро. Удивительно: наряду с традиционными атрибутами любовной лирики, так ши как ночь и соловьи, — слезы вселенной в лопатках и горох. Но на самом деле здесь звучит настоящая поэзия, впитавшая все богатства мира.

Мир, раздробленный на такие несхожие составляющие, все же представляет собой необыкновенную цельность, единство всего сущего. Все предметы связаны между собой, превращаются один в другой.<\p>

В этом романтическом стихотворении неожиданным оказывается финал — вселенная глуха к поэзии.

Но главное не в этом, а в том, что поэзия — есть и она воплощение и единство всего, что только существует на свете. Близко к «Определению поэзии» и другое стихотворение — «Поэзия». Даже названия их сходны.

Во втором стихотворении тоже дается в некотором смысле определение: поэзия не есть нечто искусственное, надуманное, противостоящее жизни, но — часть жизни, составляющая человеческого бытия. Поэт умеет находить лирическое начало в самых обыденных вещах и мыслях, которые на деле оказываются не такими уж и обыденными.

Для подтверждения этого можно вспомнить одно из ранних стихотворений Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» Оно построено на уподоблении природных явлений и поэтического вдохновения, начала творчества. Творчество становится прямым продолжением весенних процессов в природе, причем стихийность написания стихов так же естественна, как ливень и ветер:

И чем случайней, тем вернее<\p>

Слагаются стихи навзрыд.

Философичность лирики Пастернака заключается в том, что она решает одну из самых важных проблем современности — трагический разлад человека и мира, ставшего ему враждебным и кажущегося лишенным смысла. Природа видится современному человеку равнодушной, подчас — жестокой.

Обратите внимание

Все направлено против людей (в их собственном понимании): стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы обрушиваются непредсказуемо и несут гибель. Но Пастернак привык видеть природу в ином свете, его восприятие близко к пушкинскому, тютчевскому, фетовскому:

Сырой овраг сухим дождем<\p>

Росистых ландышей унизан.

Окружающий мир пронизан человеческими эмоциями и уже потому не может быть чуждым. Пастернак живет чувством сопричастности природе, этим пронизано его творчество, что бросается в глаза даже человеку, впервые открывшему его книгу.

Еще одна характерная черта лирики Пастернака — религиозность, скорее, даже не религиозность (это слово в наше время приобрело не совсем однозначное определение с оттенком иронии), а искренняя вера и стремление донести ее до читателя.

Выражение этой веры, в частности, в том, что у Пастернака природа не живет своей особой жизнью, а является равноправной участницей человека в попрании смерти «усильем воскресенья».

<\p>

Здесь достаточно сослаться на стихотворения «На страстной», «Рождественская звезда» (гениальный союз простоты и виртуозности), «Чудо», «Гефсиманский сад».

Поэт должен во всем «доходить до самой сути», как писал Пастернак в одном стихотворении. Но суть эту не таить в себе, а нести читателю, говоря с ним не с оттенком превосходства, а как с равным, с Человеком. Талантливый человек не должен возвышаться над толпой, «но быть живым, живым и только». В этом — высшее предначертание поэта.

Чацкий, вобравший в себя «дух отрицанья и сомненья», пытается перенести западные идеи и принципы в условия отечественной действительности.<\p>

Его не было в Москве около трех лет — за это время он стал чужим местному обществу и чуждым городу человеком. «Нет, недоволен я Москвой!» — восклицает он.

Важно

Чацкий бичует пороки «офранцуженной» Москвы, страстно ненавидит всех «французиков из Бордо» и проклинает москвичей, которые этих «французиков» принимают.

На протяжении всей пьесы Чацкий клеймит позором фамусовых, молчалиных, скалозубов и им подобных. Под конец он произносит свой знаменитый монолог, после чего требует карету и уезжает навсегда. Но разве это что-нибудь изменило? Нет, главная забота Фамусова — «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Все осталось на своих местах. Чацкий своими бурными и язвительными речами не заронил даже крупицы сомнений у тех, с кем так ожесточенно спорил. От традиций избавляться очень трудно.

Герой пьесы Грибоедова одинок духовно, но наверняка в России найдутся люди, придерживающиеся передовых взглядов.

А значит, «фамусовское общество» не напрасно так боится всего нового, в нем не случайно зреет предчувствие беды.

Тем не менее героев комедии Грибоедова можно встретить и сегодня. Хочется верить в то, что «фамусовщина» — это не массовое явление, но отдельные черты, такие как мещанство, ограниченность, косность взглядов, как видно, неистребимы.

Источник: https://www.school-essays.info/xudozhestvennyj-analiz-stixotvoreniya-byt-znamenitym-nekrasivo/

Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Художественный
анализ стихотворения «Быть знаменитым
некрасиво»

Не спи, не спи, художник,<\p>

Не предавайся сну.<\p>

Ты — вечности заложник<\p>

У времени в плену.<\p>

Б. Пастернак<\p>

Борис Леонидович Пастернак —
поэт-философ, вдумчивый художник,
заинтересованно вглядывающийся в
окружающую жизнь. Пытливый ум поэта
хочет проникнуть в самую суть вещей,
понять их и поведать миру о своих
открытиях.<\p>

Читайте также:  Певец прекрасной эпохи

Поздний Пастернак академичен.

Он скупо расходует художественные
средства, которые есть в его арсенале,
но от этого его стихи не становятся
суше, а лишь подчеркивают мастерство
художника. Стихотворение “Быть знаменитым
некрасиво” написано признанным мастером
в период его “последних песен”. Оно
передает внутреннее восприятие поэтом
своей роли и сути на земле.<\p>

Быть знаменитым некрасиво.<\p>

Не это поднимает ввысь.

<\p>

Не надо заводить архива.<\p>

Над рукописями трястись.<\p>

Действительно, людская любовь
мимолетна, несправедлива, подвержена
моде. Но поэт выше толпы. Он творит для
людей, не прислушиваясь к их восторгам
и хуле.<\p>

Цель творчества — самоотдача,<\p>

А не шумиха, не успех.<\p>

Позорно, ничего не знача,<\p>

Выть притчей на устах у всех.

<\p>

Совет

Пастернак относится к славе, как
к мирской суете, его искусство сродни
небожителям, которые дарят людям блага,
не требуя ничего взамен. Он испытывает
радость от самого творчества. Оно его
стихия и способ существования. Поэт не
может не сочинять, для него это значит
жить, изливая в звуках душу, наполняя
мир красотой.<\p>

Истинный художник — всегда
первопроходец.

За ним пойдут другие,
может быть, даже не вспомнив, по чьим
следам идут, но им будет легче, и это
главное.<\p>

Другие по живому следу<\p>

Пройдут твой путь за пядью пядь.<\p>

Но пораженъя от победы<\p>

Ты сам не должен отличать.<\p>

Лишь тогда рождается шедевр
искусства, когда жива душа человека,
когда она открыта миру и людям.

Так жить
тяжело, порой невыносимо, но такова
судьба поэта. Если художник начинает
себя беречь, экономить силы, кончается
творчество, а оставшаяся мастеровитость
не принесет новых плодов.<\p>

В этом стихотворении Борис
Пастернак употребляет фразеологизмы:
“Быть притчей на устах у всех” и “Не
видать ни зги”. Они придают особую
выразительность речи при малом объеме
слов.

Повторение в последнем четверостишье
слова “живым” указывает на большое
значение, которым наделяет автор этот
эпитет.<\p>

И должен ни единой долькой<\p>

Не отступаться от лица,<\p>

Но быть живым, живым и только,<\p>

Живым и только до конца.<\p>

Всего в несколько четверостиший
стихотворение Бориса Леонидовича
Пастернака заставляет по-новому взглянуть
на творчество.

Это не способ добывания
денег, не работа — это образ шзни поэта,
от которого он не может отказаться, пока
жив.<\p>

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа



Источник: http://vuz-24.ru/nex/vuz-80790.php

Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Художественный анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво»

Не спи, не спи, художник,<\p>

Не предавайся сну.<\p>

Ты — вечности заложник<\p>

У времени в плену.<\p>

Б. Пастернак<\p>

Борис Леонидович Пастернак — поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.<\p>

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” написано признанным мастером в период его “последних песен”. Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле.<\p>

Быть знаменитым некрасиво.<\p>

Не это поднимает ввысь.<\p>

Не надо заводить архива.<\p>

Над рукописями трястись.<\p>

Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.<\p>

Цель творчества — самоотдача,<\p>

А не шумиха, не успех.<\p>

Позорно, ничего не знача,<\p>

Выть притчей на устах у всех.<\p>

Обратите внимание

Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой.<\p>

Истинный художник — всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное.<\p>

Другие по живому следу<\p>

Пройдут твой путь за пядью пядь.<\p>

Но пораженъя от победы<\p>

Ты сам не должен отличать.<\p>

Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям. Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Если художник начинает себя беречь, экономить силы, кончается творчество, а оставшаяся мастеровитость не принесет новых плодов.<\p>

В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: “Быть притчей на устах у всех” и “Не видать ни зги”. Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. Повторение в последнем четверостишье слова “живым” указывает на большое значение, которым наделяет автор этот эпитет.<\p>

И должен ни единой долькой<\p>

Не отступаться от лица,<\p>

Но быть живым, живым и только,<\p>

Живым и только до конца.<\p>

Всего в несколько четверостиший стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания денег, не работа — это образ шзни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.<\p>

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/hudozestvennyi-analiz-stihotvorenia-byt-znamenitym-nekrasivo

Художественный анализ стихотворения “Быть знаменитым некрасиво”

Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты – вечности заложник У времени в плену. Б. Пастернак Борис Леонидович Пастернак – поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.

Поздний Пастернак академичен. Он скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника. Стихотворение “Быть знаменитым некрасиво” написано признанным мастером в период его “последних песен”.

Оно передает внутреннее восприятие поэтом своей роли и сути на земле. Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь. Не надо заводить архива. Над рукописями трястись. Действительно, людская любовь мимолетна, несправедлива, подвержена моде. Но поэт выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.

Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача,<\p>

Выть притчей на устах у всех.

Пастернак относится к славе, как к мирской суете, его искусство сродни небожителям, которые дарят людям блага, не требуя ничего взамен. Он испытывает радость от самого творчества. Оно его стихия и способ существования. Поэт не может не сочинять, для него это значит жить, изливая в звуках душу, наполняя мир красотой. Истинный художник – всегда первопроходец. За ним пойдут другие, может быть, даже не вспомнив, по чьим следам идут, но им будет легче, и это главное. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь. Но пораженъя от победы Ты сам не должен отличать. Лишь тогда рождается шедевр искусства, когда жива душа человека, когда она открыта миру и людям. Так жить тяжело, порой невыносимо, но такова судьба поэта. Если художник начинает себя беречь, экономить силы, кончается творчество, а оставшаяся мастеровитость не принесет новых плодов. В этом стихотворении Борис Пастернак употребляет фразеологизмы: “Быть притчей на устах у всех” и “Не видать ни зги”. Они придают особую выразительность речи при малом объеме слов. Повторение в последнем четверостишье слова “живым” указывает на большое значение, которым наделяет автор этот эпитет. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

Всего в несколько четверостиший стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака заставляет по-новому взглянуть на творчество. Это не способ добывания денег, не работа – это образ жизни поэта, от которого он не может отказаться, пока жив.

(No Ratings Yet)
Loading…

Трагедия народа в поэме ахматовой реквием.

Ви зараз читаєте: Художественный анализ стихотворения “Быть знаменитым некрасиво”Твір на тему: У вихідний день »

Источник: https://ukr-lit.com/xudozhestvennyj-analiz-stixotvoreniya-byt-znamenitym-nekrasivo/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некра­сиво» (1956) является одним из программных произведений в творчестве поэта. Его сюжет складывается из лаконичных формул, аккумулирующих взгляды автора на жизнь творче­ского человека.

Высказанные в стихотворении принципы ав­тор одновременно относит и к себе, и к другим писателям. Б.Л. Пастернак рассуждает о внутренней глубине творческого акта, его самоцельности. Ни слава, ни успех в чьих-либо гла­зах не связаны напрямую с качеством создаваемых произведе­ний.

Художник слова лишь в глубине души может решить, достигнута ли та высота, к которой он стремился: «Цель твор­чества — самоотдача, Л не шумиха, не успех».

Важно

В третьей строфе стихотворения Б.Л. Пастернак подчер­кивает особое положение творческого человека во времени и пространстве.

Одновременно с этим он формулирует еще один принцип, важный и необходимый для человека-творца: «Ус­лышать будущего зов». Только тогда поэт сможет стать инте­ресным не только современнику, но и потомку.

Однако в этой строфе звучит еще и некий мистический мотив таинства, ху­дожнику необходим^ «привлечь к себе любовь пространства».

По сути, мотив до конца останется непроясненным. Достаточ­но глубокая по философской наполненности метафора «лю­бовь пространства» может символизировать удачу, музу, при­несшую творческое озарение, и благоприятные жизненные обстоятельства (интересные встречи с людьми, природой). Но все равно речь здесь идет не о том, что он должен осознать свое место в мире.

В четвертой строфе автор рассуждает о сопряжении жиз­ненного и творческого пути, в котором второй оказывается важнее, объемнее первого, ибо включает, поглощает его, «от­черкивая на полях».

Будучи поэтом-философом, Б.Л. Пастернак призывает учиться у природы. Его лирический герой способен, не боясь будущего, «окунаться в неизвестность», подобно тому, как прячется местность в туман.

Б.Л. Пастернак пишет о необходимости для талантливого человека не упиваться победами, а соблюдать личную скром­ность по отношению к своим успехам. Ведь главное — повес­ти за собой других людей, которые и решат, кто в истории удостоится славы, а кого ждет забвение. Б.Л.

Пастернак на личном примере учит не кривить душой, не замыкаться на своих переживаниях, сохранять живой интерес к окружающе­му миру, любить жизнь до самого последнего часа.

Совет

Тема на­значения поэта и поэзии является глубоко прописанной в рус­ской классической поэтической традиции.

В этой связи стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаме­нитым некрасиво» творчески продолжает ее. Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Все семь строф его связаны перекрестной рифмовкой. При этом чередуются женская и мужская рифмы.

В стихотворении широко используются изо­бразительно-выразительные средства языка: фразеологизмы («притча на устах у всех», «за пядью пять»), антитеза («пора- женья» — «победы»), а также прием подчеркивания вертикаль­ных координат художественного пространства («подымает ввысь», «окунаться в неизвестность»), этот композиционный прием восходит к тютчевской поэтической традиции и характе­рен для медитативной лирики в целом. Основным эпитетом яв­ляется эпитет «живой», усиленный в заключительной строфе троекратным повтором. Таким образом, очевидно. Б.Л. Пастер­нак видит смысл жизни в самой жизни, в том, чтобы прожить ее честно и открыто. Неслучайно в стихотворении так часто встречаются слова «надо», «должен», «не должен».

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/analiz-proizvedeniya/6995-b-l-pasternak-byt-znamenitym-nekrasivo-analiz-stikhotvoreniya

Ссылка на основную публикацию