«Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
«Пророк» – одно из наиболее известных стихотворений Пушкина. Александр Сергеевич написал его осенью 1826 года во время ссылки в Михайловском. Для поэта это был очень сложный период. Пушкин глубоко переживал расправу над декабристами, со многими из которых дружил, и переосмысливал свое место в обществе.
Основой произведения стал библейский сюжет из VI главы книги пророка Исайи. Но автор наполнил его совершенно иным философским смыслом, превратив в манифест о предназначении писателя.
Эту тему Пушкин поднимал в своих произведениях и раньше, используя традиционные образы античной мифологии: Парнас, Аполлон, муза, лира.
Но до «Пророка» ничего подобного по силе эмоционального воздействия и глубине мысли в его творчестве еще не было.
Стихотворение «Пророк», написанное в жанре оды, поражает торжественностью стиля и яркостью художественных образов.
Поскольку монолог представлен от первого лица, читатель невольно ассоциирует лирического героя с автором произведения. Некоторые современники Пушкина даже обвинили поэта в том, что он возгордился и возомнил себя «божьим избранником».
Но анализ произведения показывает, что Александр Сергеевич лишь декларировал творческую программу каждого настоящего поэта.
«Пророк» состоит из трех частей, в которых последовательно прослеживается преображение героя. В первой части он «духовной жаждою томим» влачится в «пустыне мрачной».
Всего одно предложение, но какой емкий образ! Поэт находится в духовном и творческом поиске. И вдруг «на перепутье» он встречает шестикрылого серафима – вестника Бога. Нисколько не удивляет «перепутье» в пустыне, где нет дорог.
Ясно, что это символ выбора, к которому подошел герой.
Встреча с серафимом, согласно библейским канонам, говорит о многом. Ведь это наиболее приближенные к Богу ангелы, которые являются только исключительным людям. Пушкин подчеркивает значимость поэта, его избранность для важной миссии.
Во второй части стихотворения мы видим поэтапное перерождение героя, которое происходит на глазах. Первая ступень – символическое открытие глаз и приобретение чуткого слуха. Это лишь результат простого прикосновения.
Но следующие метаморфозы далеко не так безболезненны. Видеть и слышать более тонко и глубоко, чем обычный человек, для настоящего поэта – мало. Чтобы выражать открывшуюся мудрость, не годится «празднословный», «лукавый» и «грешный» язык.
Его следует вырвать и поменять на «жало мудрыя змеи».
Но и острым «жалящим» словом, несущим истину, не создать образцы высокого искусства. Ясный разум, наблюдательность и талант будут холодны и мертвы без горячего сердца.
Поэтому ангел вонзает в грудь героя «угль, пылающий огнем». После такого преобразования поэт достоин нести людям свет истины.
И «божий глас» воскрешает духовный «труп», которым тот был до встречи с серафимом, чтобы новоявленный пророк напоминал людям о «божьей искре» в каждой душе.
В стихотворении «Пророк» арсенал выразительных средств Пушкина необычайно широк. Это:
- многочисленные метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги»;
- эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовная жажда»;
- сравнения – «как сон», «как труп», «как у испуганной орлицы».
Для усиления божественности сюжета поэт использует много старославянских слов: персты, зеницы, глас, виждь, внемли, горний. Они наполняют текст библейской атмосферой.
Это было необходимо Пушкину, чтобы подчеркнуть истинность своих суждений, опираясь на непререкаемый авторитет Святого Писания. Эмоциональной напряженности добавляют и строки, которые начинаются с союза «и».
Такое стилистическое построение характерно для библейских текстов.
Большое количество шипящих звуков и медлительный четырехстопный ямб без деления на строфы создают «мучительный» ритм, который соответствует страданиям героя. Пушкин использует различные виды рифмовки. Похоже, в этом произведении Александр Сергеевич не добивался совершенства формы, а полностью был сконцентрирован на содержании стиха.
Используя библейскую легенду и стиль изложения, Пушкин четко донес нам главную идею стихотворения: поэт, подобно пророку, должен «глаголом жечь сердца людей». В этом его подлинное призвание.
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
-
«Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
-
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
-
«Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
-
«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
-
«К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «Пророк(Пушкин)»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Источник: https://goldlit.ru/pushkin/736-prorok-analiz
Стихотворение А.С. Пушкина “Пророк”: анализ стиха
Современник Пушкина С. Булгаков считает, что для стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» «нет прямого оригинала в Библии». Однако если прочитать 6-ю главу Пророка Исайи, то аналогии заявят о себе сами.
Это и шестикрылые Серафимы, и уголь, которым Серафим коснулся уст Исайи, и глас Божий, вопрошавший: кого мне послать? Но если в Библии Бог спрашивает, то в стихотворении Пушкина Он утверждает: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли».
Хотя по признанию самого поэта в «Пророке» он перефразировал главу из Иезекииля.
В какой-то момент Пушкин ощутил свое предназначение, почувствовал, что его талант должен служить не только ради написания эпиграмм или романтических поэм. На него возлагается миссия «глаголом жечь сердца людей». Это ощущение и он передал в данном произведении. Случайна ли связь стиха с библейским сюжетом? На этот вопрос попробуем ответить проведенным анализом стихотворения Пушкина «Пророк».
Произведение было написано в 1826 году. Нельзя исключать тот факт, что на создание этого стихотворения поэта вдохновило восстание декабристов и последовавшая за этим событием казнь.
Среди людей, сосланных в Сибирь и на Кавказ, было немало друзей и единомышленников Пушкина.
Ставя перед собой задачу глаголом жечь сердца людей, поэт понимал, что он должен показывать в своих произведениях правду о самодержавии, о жизни крепостных крестьян, и призывать людей к Свободе.
Произведение было опубликовано только через 2 года после написания. А до этого оно ходило в списках.
Одни литературоведы причисляют его к жанру духовной оды, другие признают стихотворение философской притчей. В нем присутствуют элементы обоих жанров. По композиции его можно разделить на 3 части.
Первая часть — состояние поэта до его встречи с Серафимом. Она короткая, состоит из двух строк. Но в эти строки вместилась едва ли не вся прошлая жизнь поэта.
Вторая часть составляет основную мысль стихотворения. Это ─ духовное перерождение, перестройка сознания автора. Оно происходит постепенно.
Сначала открылись глаза, и поэт стал замечать все то, на что другие люди в спешке и суете не обращают внимание. Затем ангел коснулся ушей, и поэт стал слышать небо, полет ангелов, и воспринимать, что происходит в морях.
Затем ангел вырвал язык поэта и вложил «жало мудрыя змеи». Вместо сердца Серафим вложил горящий уголь.
Третья часть начинается голосом Бога:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Стихотворение написано четырех — и пятистопным стопным ямбом, который своим неспешным ритмом с максимальной полнотой передает страдания, испытываемые поэтом в процессе духовного перерождения,
В этом стихотворении Пушкин активно использует художественные приемы. Это –
- сравнения (легкие, как сон, персты, лежал как труп, зеницы, как у испуганной орлицы);
- метафоры (духовная жажда, горний полет, легкие персты, вещие зеницы);
- эпитеты (пустыня мрачная, язык празднословный и лукавый, уста замершие);
- славянизмы (зеницы, уста, десница, виждь и внемли).
Использование славянизмов Пушкиным преследовало двоякую цель. Первое ─ славянизмы подчеркивали жанр оды, и второе, они сближали стих со Священным Писанием, поскольку Ветхий завет и Евангелие, переведенные однажды с греческого на старославянский, на протяжении веков не изменялись, и до ХХ века не переводились на современный язык.
По воспоминаниям современников, у Пушкина было 4 стихотворения о Пророке. Видимо, эта тема очень волновала поэта.
Но три стихотворения были уничтожены по причинам, о которых мы можем догадываться, зная политическую ситуацию в России и стремление самодержавия удержать власть в своих руках. Но сохранившийся «Пророк» представляет собой творческую программу поэта.
Александр Сергеевич взял библейского Пророка для аналогии, поскольку этот образ оказался ближе всего к его мировоззрению и мироощущению, и с наибольшей полнотой передает главную идею стихотворения.
Источник: https://PoetPushkin.ru/stihi/grazhdanskaya-lirika/analiz-stihotvoreniya-pushkina-prorok.html
Анализ стихотворения Пушкина Пророк 9, 10 класс
Знаменитое стихотворение великого русского писателя Александра Пушкина, написанное в 1826 году, было посвящено его друзьям декабристам. Стоит отметить, для тех, кто не знает декабристы, в те времена были очень жестко наказаны правительством. Именно в это время многие друзья, нужно добавить довольно близкие друзья поэта были расстреляны или отправлены в ссылку.
Данным произведением поэт хотел, как бы дать отпор власти на их жестокие действия. Только вот данный отпор был как бы зашифрованным, так, как открыто, дать отпор власти Пушкин просто не имел права, да ему и не дали бы этого сделать.
Анализируя данное произведение можно сделать вывод, что главный герой не чувствует себя обделенным или оскверненным тем, что творится вокруг него, но в тоже время ему неприятно, больно и тяжело смотреть на произвол, который творится в стране.
Именно поэтому он становится избранным, пророком, который может наказывать и карать людей, поступающих подло и несправедливо.
Данное произведение наполнено большим количеством различных эпитетов, и других литературных приемов, которые помогли поэту сделать данное стихотворение ярким, красочным и очень запоминающимся.
Нужно так же заметить, что в данном произведении Пушкин очень часто использует союз “и”, которым старается показать как едино все происходящее вокруг.
В заключении хотелось бы еще добавить, что данное стихотворение очень точно передало чувства и эмоции поэта, его отношение ко всему.
Дело в том, что Александр очень сильно и болезненно переживал всё происходящее с его друзьями, но открыто не мог ничего предпринять, и поэтому ему ни чего не оставалось, кроме как передать все свои чувства на бумагу.
Критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение носит очень сильный смысл, и несмотря на его зашифрованность он был понят и правильно растолкован правительством.
Анализ стихотворения Пророк Пушкина
Стихотворение «Пророк», написанное в 1826г., как душевный порыв на события связанные с декабристами и в период трудностей самого поэта, когда он находился в ссылке в Михайловском.
Стихотворение, безусловно, является примером философской лирики, созданное в жанре оды, что доказывает использование старославянской высокопарной лексики и описания момента, данное произведение как нельзя лучше объясняет истинное назначение поэта и его творчества на этой земле.
За счет использования столь необычной формы написания, а именно, визуального слияния лирического героя и поэта, многие товарищи стали скептически относиться к личности Пушкина, посчитав его слишком высокомерным, ведь он прировнял себе к тому, кого избрал сам Бог. Но, обратившись к глубокому анализу текста, становится понятно, что Пушкин ничуть не пытается возвысить свою персону, напротив он указывает истинный путь каждого из служителей пера.
Четырехстопный ямб без деления на строфы, подчеркивает определенную ритмику стихотворения, а так же наиболее глубоко передают переживания лирического героя.
Использование библейского сюжета и привлечение в текст конкретного библейского персонажа – серафима, одного из самых верных ангелов Господа, волю которого он исполняет, выбрав странника и наделив его столь великими дарами, так же обусловлено спецификой жанра. Условно стихотворение можно разделить на три части.
В первой части теста лирический герой представлен скитальцем, он жаждет духовного наполнения. Всего лишь в одном предложении создается столь яркий образ.
Вторая часть описывает встречу с посланником небес, а значит, каждый поэт заведомо избран свыше.
Третья часть – преображение лирического героя из простого странника, в глашатая божественной воли. Но не все так просто, для этого, обычному человеку необходимо пережить ряд трансформаций.
Для начала у него обостряется слух и зрение, за счет чего он получает возможность узреть этот мир совершенно под другим углом, уловить то, что не доступно каждому из нас.
После ангел вырывает язык, который назван эпитетами – празднословный, грешный и лукавый, потому что именно язык человека лежит у истоков самых страшных грехов, за счет него мы можем врать, льстить, сквернословить, и только лишившись его, появляется возможность говорить истину.
Но и этого мало, чтобы стать истинным поэтом, ведь сердце поэта должно гореть желанием творить для людей, трепетать, переживать, любить, проживать каждый миг с теми, кому ты посвящаешь свои стихи. Именно поэтому в груди странника оказывается горящий огонь. Подобно Данко, с горящим сердцем, поэт несет огонь своей души людям.
По праву данное стихотворение следует считать одним из лучших образцов поэтического творчества, который так четко объясняет назначение поэта и поэзии.
Вариант №3
Одним из самых знаковых произведений в творчестве А. С. Пушкина является стихотворение «Пророк». Оно навеяно трагическими событиями 14 декабря 1825 года, когда сотни талантливейших передовых и прогрессивных либерально настроенных людей попытались изменить этот мир.
Произошло Восстание декабристов. И А. С. Пушкин, находясь под сильным впечатлением от того, что его друзья, кто отправлен в ссылку, кто в опале, а зачинщики волнений – казнены, излил свои переживания на бумагу.
Лирический герой, словно сам Пушкин, внезапно прозревает и смотрит на жизнь совсем иным взглядом. Он понял, что всю жизнь жил, не так и следовал не тому, его идеи были пусты и ложны. «Шестикрылый серафим» приоткрыл занавес и указал лирическому герою на его предназначенье.
Это своеобразный манифест поэта-творца с библейской подоплёкой.
Преображение лирического героя-поэта легко наблюдать благодаря чёткой структуре стихотворения. Можно условно разделить его на 3 части: изначально он, как раскрывают этот момент эпитеты: «духовной жаждою», «в пустыне мрачной», прибывал в коматозном и плачевном состоянии.
Лирический герой истосковался по духовной пище, он находится в поиске – ищет себя. Затем происходит судьбоносная встреча с «шестикрылым серафимом», которая в корне изменила его мировоззрение, что отлично показывает такое средство художественной выразительности, как сравнение: «как у испуганной орлицы».
Серафим вдохнул поэта жизнь, а Бог своим обращением: «Восстань, пророк…», – определил ей новый смысл.
Если вспоминать библейские каноны, то серафим – это исключительный ангел, который является только лучшим из лучших, избранным людям. Именно такими А. С. Пушкину представляются люди искусства, поэтому их предназначение выражается в метафоре: «Глаголом жги сердца людей». Они должны доносить до людей истину и пробуждать в них чувства.
Старославянская лексика: «виждь», «мудрыя», «зениц» использованы для придания стихотворению атмосферы святости и духовности. Поэт-пророк сродни пророку из библейских сюжетов.
Излюбленный А. С. Пушкиным четырёхстопный ямб с вкраплениями из пиррихиев придаёт болезненный ритм и почти бешеную динамичность. Смешенная рифма добавляет необычности и без того оригинальному стихотворению.
Возведение служителя искусства – поэта в ранг пророка послужило началом определения роли поэтов и писателей в обществе. А. С. Пушкин породил новое веяние в русской литературе – тему особой миссии творцов.
9, 10 класс, кратко по плану
- Анализ стихотворения Тургенева Близнецы 7класс
Тургенев Иван Сергеевич стал одним из самых значимых писателей в русской литературе XIX века. Его произведения поддавались не только восхвалению, но еще и жесткой критике. Это не останавливало писателя, он всю свою жизнь пытался - Анализ стихотворения Бунина Бледнеет ночь
Стихотворение было написано в 1888 году, когда Бунину было всего 18 лет. Описание природной красоты всегда занимало одно из главенствующих мест в творчестве Ивана Алексеевича. Молодой Иван в своем тогда еще молодом возрасте уже умел - Анализ стихотворения Сурикова Что шумиш, качаясь, тонкая рябина
Все мы помним строки из песни «Что стоишь, качаясь, Тонкая рябина». Одна из любимых застольных. Хотя она считается народной автором строк, является русский поэт Суриков Иван Захарович. Стихотворение было написано в 1864 г. - Анализ стихотворения Есенина Лебедушка 4 класс
Поет, имеет огромное отличие от остальных писателей в том, что он уникально описывает окружающую природу. Его произведение влияют на человека и оставляют разные впечатления. Одним из таких стихотворений является «Лебедушка». - Некрасов
Николай Некрасов известен своими стихотворениями, посвященными простому русскому народу. В них неизменно звучат тяготы их нелегкой доли и страдания. Очень много его произведений описывают отношения барина и холопа.
Источник: https://analiz-stihov.ru/pushkin/prorok-9-10-klass
Анализ стихотворения Александра Пушкина “Пророк”
Стихотворение «Пророк» А.С. Пушкин написал осенью 1826 года. В это время он находился в ссылке в Михайловском за вольнодумство. Летом 1826 года поэту стало известно, что пятеро его друзей-декабристов были казнены.
Он узнал тогда и о том, что многие его товарищи были отправлены в ссылку в Сибирь. Пушкин потом жалел, что в это время он находился в Михайловском, иначе бы он, так же как и его друзья участвовал в восстании декабристов. Поэт сильно переживал расправу над своими товарищами.
Стихотворение «Пророк» стало неким откликом на все эти события.
Изначально А. Пушкин написал четыре стихотворения, направленные против политической власти. Все они были объединены в цикле «Пророк». Однако из него до нас дошло только одно стихотворение.
Остальные три были в то время уничтожены. В этих стихах писатель хотел доказать, что он пишет по велению своей души, а не по приказанию политической власти. Что он имеет право на самовыражение.
Отвечать же за свои грехи он будет только перед Богом.
Жанр стихотворения
Жанр «Пророка» – духовная ода. Стихотворение поражает выразительностью художественных образов и торжественностью стиля. Произведение было не оценено многими его современниками. Оно вызвало резкую критику с их стороны.
Так как монолог лирического героя ведется от первого лица, то его современникам стало казаться, что автор повествует о себе. Из-за этого многие стали считать, что А. Пушкин стал слишком много о себе воображать. Ведь он не «посланник Бога», а обычный человек. Они ошиблись.
Поэт в своем стихотворение всего лишь хотел доказать важность предназначения поэта. Именно поэтому «Пророк» был написан в таком жанре, хотя раньше оды посвящались только грандиозным событиям в стране или создавались для восхваления царственных особ.
Пушкин в своем стихотворение хотел показать, что искусство — это не просто попытка самовыражения. Оно создается не для получения прибыли или славы. Оно имеет благородную цель, исполнение которой можно посвятить всю жизнь.
Следует обратить внимание в стихотворение на то, что его персонаж в нем перерождается. Пушкин хотел сказать этим то, что он, как и любой другой человек несовершенен. Но все же он стремится стать лучше. Каждое свое произведение он старается наполнить великим смыслом.
Он пытается через него донести ту правду людям, которую они сами не замечают. Человек, который не боится говорить о своих недостатках, не может быть излишне гордым. Через свое стихотворение он хотел объяснить другим автором, что искусство – это великая вещь.
Стихи, написанные для утверждения собственных амбиций, ничтожны.
Интертекстуальность
Основой сюжета является библейское сказание пророка Исайя, находящееся в 6 главе его книги. В нем повествуется о видение пророка, в котором к нему является серафим. Он очищает пророка от грехов, после чего последний слышит глас Божий, который посылает Исайю нести духовную правду людям.
Тема и идея
К теме «поэта и поэзии» рано или поздно обращается любой писатель. Пушкин особенно ярко ее представил в своем стихотворение «Пророк». В нем он сравнивает поэта с библейским пророком. По его мнению, они оба должны «открывать глаза» людям на правду.
Это очень тяжелая миссия, так как эта правда не всегда бывает «хорошей», все как раз наоборот. Чаще всего, она «горькая», поэтому люди категорически отказываются ее замечать. Предназначение поэта нести божественную истину людям и является идей произведения.
Она постепенно раскрывается на протяжении всего стихотворения.
Композиция и сюжет
Стихотворение состоит из трех частей.
- Первая часть совсем маленькая. Она состоит всего из одного, но очень важного предложения. В нем описывается внутреннее состояние героя до его встречи с вестником бога шестикрылым серафимом. Герой в это время пребывает в творческом поиске. Ему не хватает духовных знаний. Он хочет понять свое предназначение в жизни.
С серафимом лирический герой сталкивается на перепутье. Это очень символично. Перепутья нет, и не может быть в пустыне. Оно в данном случае выступает символом выбора, к которому пришел герой. Символично и появление вестника Бога. Согласно канонам Библии, его мало кто может увидеть, он является лишь к исключительным людям. Тем самым автором подчеркивается избранность поэта. - Во второй части А. Пушкин показывает, как происходит перерождение лирического героя. Сначала серафим прикасается к глазам и ушам пророка, и тот начинает видеть и слышать то, что для других незримо и неслышно. На этом преображение героя не заканчивается. Недостаточно видеть и слышать больше чем простые люди. Поэтому серафим вырывает его язык и меняет на жало змеи. Рассекает ему грудь, вынимает сердце и вставляет на его место пылающий уголь. Это делается для того, чтобы герой мог правильно доносить до людей божественную мысль. Но и этих преобразований недостаточно. Для того чтобы творить, нужна цель. Без нее поэт остается «трупом». Эту цель ему дает Бог.
- В третьей части повествуется о том, как герой начинает слышать глас Божий, который требует от него «жечь» своей речью сердца людей.
Анализ стихотворения Пушкина «Пророк»
Это стихотворение отличается от многих других его произведений тем, что в нем А. Пушкин обращается не к мифам Древней Греции, а к Библии. Если раньше его героями были Аполлон и Парнас, муза и лира, то теперь свои мысли он пытается передать через библейского пророка.
Предлагаем вам еще раз освежить в памяти известные рассказы Александра Пушкина, в которых человек оказывается на едине с коллизиями судьбы и не в состоянии изменить ход событий.
Немалая часть творчества Александра Пушкина посвящена теме любви и нежных переживаний, которые он запечатлил в своих шедевральных стихах, которые не теряют популярности и в наше время.
Стихотворение «Пророк» написано четырехстопным ямбом и осложнено большим количеством пиррихиев. За счет этого, чтение произведения проходит в замедленном темпе, читателю точно передаются все мучения, через которые приходится проходить лирическому герою.
А. Пушкин на протяжении всего стихотворения старается ответить на вопросы: в чем заключается предназначение поэзии, какова роль поэта в обществе.
Сделать ему это помогают многочисленные средства художественной выразительности,в ритм стихотворения.
Используя историю, взятую из Библии, автор пытается объяснить всем поэтам, что главное их предназначение заключается в несении духовной правды людям.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-pushkin/stihotvoreniye-prorok.html
«Пророк» А. Пушкин
«Пророк» Александр Пушкин
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Востань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.»
Философская тема поиска смысла жизни характерна для творчества многих литераторов, однако далеко не каждому из них удается четко сформулировать ответ на поставленный вопрос. Для кого-то творчество является одной из возможностей самовыражения, другие видят в своих произведениях кратчайший путь к славе, богатству и уважению.
Рано или поздно любой человек, связанный с литературой, задается вопросом о том, для чего именно он живет, и что хочет сказать своими произведениями.
Поэт Александр Пушкин в этом смысле не стал исключением, и тема самоидентификации проходит красной нитью не только в его прозе, но и в поэзии.
Наиболее характерным в этом отношении произведением является стихотворение «Пророк», созданное в 1826 году и ставшее своеобразной программой действий не только для Пушкина, но и для многих поэтов последующих поколений.
В этом нет ничего удивительного, так как произведение действительно поражает своим величием и метафоричностью. При этом само стихотворение является весьма емким и точным ответом на вопрос о том, в чем именно заключается смысл жизни истинного поэта, и к чему он должен стремиться, создавая свои произведения.
Стихотворение «Пророк» написано Пушкиным в жанре оды, что подчеркивает значимость и весомость данного произведения. Ведь оды создаются лишь в честь самых неординарных событий, которые имеют важное значение для жизни автора или же всего общества.
Многие предшественники Пушкина, являясь придворными поэтами, писали оды по случаю коронации либо бракосочетания венценосных особ. Поэтому «Пророк», созданный «высоким штилем» по всем канонам жанра, можно считать своеобразным вызовом, который Александр Пушкин бросил миру, отстаивая свое право быть поэтом.
Этим он подчеркнул, что творчество является не только попыткой самовыражения, но и должно иметь конкретную цель, достаточно благородную, чтобы посвятить ее достижению всю свою жизнь.
Стоит отметить, что, подражая древнегреческим поэтам, в «Пророке» Пушкин прибегнул к приему метафоричности, создав удивительное по красоте эпическое произведение, в котором его главный герой, отождествленный с автором, встречается с высшим ангелом.
И именно «шестикрылый серафим» указывает ему правильный путь, открывая истинное предназначение поэта, который должен «глаголом жечь сердца людей».
Это означает, что любое произведение, которое выходит из-под пера литератора, не имеет права быть никчемным и пустым, с его помощью поэт должен достучаться до сердца и разума каждого читателя, донести ему свои мысли и идеи.
Только в этом случае можно говорить о том, что творческий человек состоялся как личность, а его произведения – ну пустое бумагомарательство, а подлинные жемчужины литературы, которые заставляют думать, сопереживать, острее чувствовать и понимать этот сложный и многогранный мир.
Многие современники Пушкина после публикации «Пророка» стали относиться к поэту с некоторой предвзятостью, посчитав, что этим произведением он попытался возвысить себя до уровня литературного бога, который свысока взирает на мир и уверен в своей непогрешимости.
На самом деле такое впечатление действительно создается благодаря высокопарному слогу, который Пушкин специально выбрал для этого произведение. Однако смысл стихотворения совсем не в том, чтобы превознести себя, ведь в «Пророке» присутствуют строчки о том, что ангел заставил автора переродиться.
Это означает, что Александр Пушкин в полной мере осознает свое несовершенство и стремится к тому, чтобы каждое его произведение стало той самой жемчужиной в литературе. Между тем, человеку, который знает о своих недостатках и может открыто об этом заявить, чуждо чувство высокомерия.
Поэтому стихотворение «Пророк» стоит рассматривать в контексте послания будущим литераторам, до которых автор пытается донести простую истину: искусство ради искусства и удовлетворения собственных амбиций так же ничтожно, как и высокопарные оды, восхваляющие самодержцев и отправляющиеся на свалку истории сразу же после их публичного прочтения.
Источник: https://pishi-stihi.ru/prorok-pushkin.html
Пророк Анализ стихотворения Пушкина | Инфошкола
20 Декабрь 2012 админ Главная страница » Link Просмотров: 9760
В этой статье разберём стихотворение Пушкина «Пророк», каждая фраза которого может вызвать яркий зрительный образ, если только читатель заставит работать своё воображение. Я вам прочитаю начало этого стихотворения. А вы представьте себе, будто бы находитесь не на уроке литературы, а на уроке рисования, и вот вам задание: нарисовать то, о чём услышите:
Духовной жаждою томим,
а пустыне мрачной я влачился …
Каким будет пейзаж на картине? .. До самого горизонта — песчаное безжизненное пространство, и только одно живое существо —кто? (Путник.) Каким мы изобразим его? .. Подберите синонимы к глаголу влачиться. (Брести, плестись, тащиться, еле передвигаться.
) Путника изобразим изнурённым долгой тяжёлой дорогой, измученным от невыносимой жары и недостатка воды. а пустыне мрачной я влачился. Какими красками мы должны писать картину, чтобы передать настроение стиха: яркими, светлыми или другими, тёмными? (Серый песок, серое небо.
) А теперь прочитаем первые четыре строчки стихотворения Пушкина -Пророк»:
Духовной жаждою томим,
а пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Выражение шестикрылый серафим необходимо пояснить.
Что такое ангел вы, наверное, знаете. Ангелы — это бестелесные духовные существа; на иконах и картинах религиозного содержания они изображаются младенцами с двумя крылышками. Ангелы являются посредниками между Богом и людьми.
Серафимы -это ангелы высшего чина; они изображаются мужчинами с шестью крыльями. Итак, путнику в пустыне является серафим, посланец Бога. Можно полагать, что дальнейшее повествование будет имеет? что-то общее с библейскими рассказами.
И мы не ошибёмся, сделав такое предположение.
Пушкин в стихотворении «Пророк», тема которого соприкасается с библейской тематикой, широко использует слова и грамматические формы старо- славянского языка, иногда, правда, уже в несколько изменённом виде. Познакомимся с некоторыми из них. Отверзлись вещие зеницы — как бы мы те-
Начнём с заглавия. Слово пророк пришло в русский язык из старославянского. Назовите однокоренные слова к существительному пророк.. . Пророчить -что значит? («Предсказывать, предвещать») Пророчество? («Предсказание».
) Пророческий ? («Предвидящий будущее») Согласно библейским рассказам пророки являлись проповедниками, они возвещали людям волю Бога.
Но библейские пророки не только предвидели будущее и вещали о нём, они ещё и обличали зло, неправду, несправедливость.
Итак, путнику пустыни явился серафим.
Читаем вторую строфу стихотворения.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Какими вы видите глаза путника? (Широко открытыми, испуганными, встревоженными; путник зорко и с тревогой всматривается в окружающую обстановку.
) Почему вы так решили? (Потому что такими должны быть глаза у орлицы, которую неожиданно что-то напугало.) Заметьте, как Пушкин говорит о пальцах серафима: перстами лёгкими как сон.
Вот это сравнение «как сон» подчёркивает, что перед путником духовное существо, а не земной обыкновенный человек.
Продолжим чтение стихотворения.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон: —
заметьте: в конце фразы стоит двоеточие; это означает, что далее следует перечисление тех жизненных явлений, «шум и звон» которых услышал путник.
и внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
Неба содроганье — гром небесный? Но путник, от лица которого идёт повествование, был человеком той древней эпохи, когда люди думали, что небо представляет собою твёрдый купол и может сотрясаться подобно тому, как при землетрясении сотрясается земля.
Горний ангелов полёт.
Прилагательное горний помните? («Происходящий в вышине»)
Гад морских подводный ход.
Гадами называют земноводных и пресмыкающихся животных. В данном случае гадами названы диковинные морские животные. Дольней лозы прозябанье. Прозябанье — рост. Лоза — название некоторых кустарников.
Лозы прозябанье — что значит? («Рост лозы») Дольний — от слова «дол» (иначе — «долина») Путник внял прозябанье лозы, которая где-то далеко в долине. Заметьте: серафим передал путнику божественный дар слышать содроганье неба, полёт ангелов, движение морских гадов, рост лозы.
Путник приобрёл божественный дар слышать голоса окружающего мира, который обыкновенным людям кажется беззвучным и немым.
Читаем дальше.
и он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
и вырвал грешный мой язык.
А чем был грешен язык? (Он был празднословным и лукавым.) Старославянское прилагательное празден имело значение пустой, незанятый, лукавый, лживый.
Жало мудрыя змеи — вместо «мудрой». Кто объяснит форму «мудрыя»? (Прилагательное употреблено со старославянским окончанием.)
В уста замершие мои. Причастие замершие от какого глагола? (Замереть.)
и он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Мы теперь сказали бы рассёк; по-старославянски же — рассек. Во грудь отверстую. Прилагательное отверстый помните? .. Зеницы отверзлись; во грудь отверстую (отверстую мечом!). Прочитаем следующую строчку.
Как труп в пустыне я лежал …
Вот такой дорогой ценой — ценой невыносимых страданий и мук — пришлось заплатить божьему избраннику за приобретённые божественные дары: быть всевидящим и всеслышащим, иметь неспокойное пламенное сердце и язык, не знающий празднословия и лукавства.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Заметим: отшельника пустыни призывает уже сам Бог и называет его при этом пророком, мы знаем, сколько для этого сверхчеловеческих преобразований и мучений пришлось вытерпеть этому человеку. Человеку, который теперь будет пророком, Бог приказывает: Исполнись волею моей. Как вы понимаете эту фразу?
Смотрим строчку выше: Восстань, пророк, и виждь, И внемли. Все ли слова понятны вам в этой фразе? .. Глагол внемли узнали? .. Вспомните: и внял я неба содроганье. Внял – что значит? (Услышал.) Внемли — что значит? (Слушай.)
А кто объяснит глагол виждь?. Образуйте повелительное наклонение от глагола слушать. (Слушай.) От глагола смотреть? (Смотри.) От глагола видеть? (Нет формы повелительного наклонения.) В старославянском же языке и глагол видеть (вернее, видети) имел повелительное наклонение. Видети — в повелительном наклонении как виждь.
Мы прочитали стихотворение Пушкина о преображении человека в пророка и увидели, как тяжело далось ему это перевоплощение. Само стихотворение оказалось не простым и потребовало от нас некоторых специальных знаний, например, в области старославянского языка. Стихотворение не менее сложно и для понимания его поэтического и идейного содержания. Вернёмся к началу произведения.
Серафим явился будущему пророку на перепутье. Кто объяснит слово перепутье? (Место, где скрещиваются и расходятся дороги.) Но скажите, разве есть в пустынях дороги? Только пески, которые ветер перегоняет с места на место. Может ли быть в пустыне перепутье? (Нет, не может.
) Так на каком же «перепутье» явился пустынному отшельнику серафим? Подсказку на этот вопрос найдём в первой строчке стихотворения:
Духовной жаждою томим …
А теперь скажите, от недостатка ли воды томился путник жаждою? (Он был томим Духовной жаждою.) Как видите, Бог избрал в посредники между собою и людьми человека, который был томим духовной жаждою. Но что это такое — «духовная жажда»? И всем ли людям она ведома? Каждому ли дано испытать её? ..
«Духовной жаждою томим» может быть, например, тот, кто видит изъяны в устройстве человеческого общества, глубоко переживает их и ищет пути — вот оно «перепутье»! — ищет пути улучшения жизни людей. А «мрачная пустыня» — это «пустыня бытия», бесплодная, никчёмная жизнь.
Вот в какой «пустыне» влачил он своё существование. Вот на каком «перепутье» явился будущему пророку серафим.
Теперь вы сможете ответить на вопрос: кого следует видеть в образе пророка? (Поэта) Для читателей, современников Пушкина, здесь не было никакой загадки, так как в те годы во многих поэтических произведениях слово «пророк» нередко употреблялось как синоним слова «поэт».
Каким же, по мнению Пушкина, должен быть поэт, чтобы уподобиться библейскому пророку? «Исполнись волею моей», — слышит пророк-поэт глас Бога.
Что это значит? Бог является источником, идеалом и олицетворением добра, истины, справедливости, любви. Поэт должен быть по сути своей близок этим божественным идеалам, должен «исполниться волею Бога».
Поэт должен, «обходя моря и земли», нести людям то божественное, чем исполнен сам.
Источник: https://info-shkola.ru/prorok-analiz-stixotvoreniya-pushkina/
Александр Сергеевич Пушкин “Пророк”
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Читайте также – Анна Ахматова. Стихи, которые не забываются
История создания
История стихотворения Александра Сергеевича Пушкина “Пророк” интересна тем, что предположительно, оно было лишь частью цикла, состоящего из четырех частей. Но три части остались загадкой.
Они не дошли до наших дней или просто не были написаны. Впервые “Пророк” опубликовали «Московском вестнике» за 1828 год. М. П.
Погодин утверждал, что «должны быть четыре стихотворения, первое только напечатано».
А.С. Пушкин «Пророк»: анализ стихотворения
Стихотворение “Пророк” было написано в 1826 году и сразу завоевало читательскую любовь, а фраза “глаголом жги сердца людей” стала “крылатой”. Удивительно, что созданный в жанре “оды” пророк отличается по содержанию от классических произведений такого жанра.
Авторы “од”, как правило взывали к благодарности земной, к признанию у читателей, правителей и адресованы были людям, эта ода обращается к высшим силам, что и неудивительно – Александр Сергеевич Пушкин относился к земной славе прохладно, если не сказать равнодушно.
“Пророк” – это рассуждение о призвании творца, о его высшей миссии.
Лирический герой стихотворения не хочет, чтобы высокое искусство служило земным страстям, но жаждет, чтобы оно возносило людей до небес, помогало им постичь суть явлений. О своем даре А. С.
Пушкин говорит, как о дарении шестикрылого Серафима. Поэт пишет об испытаниях, которые ему пришлось пройти, чтобы осознать свое истинное призвание.
Читайте также – Стихи о природе
Стихотворение сталкивалось с критикой о том, что автор в нем восхваляет самого себя, но это ложное представление. Пушкин пишет о том, что все усилия человека могут не получить признания в его земной жизни, но есть и высшее признание – Сил Небесных. Чтобы подчеркнуть это, автор пишет в возвышенном стиле.
В качестве художественных приемов А.М. Пушкин использует устаревшие слова и выражения:
- «влачился»,
- «перстами»,
- «зеницы».
А союз И подчеркивает торжественность в этом произведении: «И их наполнил…», «и внял…», «и горний» и т. д. Автор использует яркие образные сравнения («легкими, как сон», «как у испуганной орлицы»). Кульминация произведения – новое рождение пророка описано с помощью противопоставления «грешного языка» «жалу змеи», а сердца – раскаленному углю.
Тему этого произведения впоследствии развивал М. Ю. Лермонтов, который тоже предавался философским размышлениям в своем творчестве.
Смоктуновский читает стихотворение “Пророк”
Иннокентий Михайлович Смоктуновский читает стихи Александра Сергеевича Пушкина в фильме “Вновь я посетил…” (Творческое объединение “Экран” 1982 год).
Источник: https://www.pravmir.ru/pushkin-prorok/
Анализ стихотворения “Пророк”
Время написания
А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Это было время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.
О возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль – я прочёл отрывок и перефразировал в «Пророке»,
Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла четырёх стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания, посвящённых событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.
Тема
Пушкин в стихотворении поднимает тему божественного призвания поэта-пророка, рисуя идеальный образ поэта.
Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пророков мира: «И тогда прилетел … один из серафимов, и в руке у него горящий уголь».
Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей.
Главная мысль (идея)
Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновенных людей, постичь великие тайны бытия.
Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность.
В минуты творческого вдохновения поэт обретает нечеловеческую обострённость видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.
Миссия пророка представлена так:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей –
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Поэтика
Жанр стихотворения – философская притча. Стихотворный метр – четырёх- и пятистопный ямб, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.
Стихотворение состоит из трёх частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной» «влачился».
Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога – «шестикрылым серафимом», который преобразует сущность поэта – вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Обретение нового языка – это обретение новой мудрости.
Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются всё большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от лёгкого болезненного прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пытающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Третья часть – описание перерождения поэта, появления новых свойств его сущности, а также завет, данный ангелом пророку, который обрёл новое предназначение. Пушкин создаёт поразительный образ, говорящий о смирении: «Как труп в пустыне я лежал…». Его тело и дух великими мучениями перевоплотились. Он готов нести пророческий крест.
В стихотворении описана вертикальная картина мироздания – от «горнего» мира до мира «дольнего», от ангелов до лозы.
Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зеницы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придаёт стихотворению особую торжественность и силу.
Частые повторы (половина строк стихотворения начинается с союза «и») также придают стихотворению торжественное библейское звучание.
Одновременно этот приём нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.
Пушкин также использует эпитеты (духовная жажда, пустыня мрачная), сравнения («перстами лёгкими, как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал»).
Можно сказать, что Пушкин в стихотворении «Пророк» описал опыт личного мистического прозрения.
Источник: https://Нестерова О.И. ГИА. Литература: универсальный справочник / О.Н. Нестерова. – М.: Яуза-пресс, 2014
Источник: https://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/a_s_pushkin/analiz_stikhotvorenija_prorok/94-1-0-734
Анализ стихотворения А.С.Пушкина “Пророк”
20 05 2012 гид 5 коммент.
А.С. Пушкин
Стихотворение «Пророк» – одно из самых известных, «хрестоматийных» и одно из самых сложных произведений Пушкина.
Творческая история
Стихотворение написано в 1826 году по дороге в Москву, к царю, с сопровождавшим поэта фельдъегерем.
За два года до происходящих событий Пушкин читает Коран и пишет цикл стихотворений «Подражания Корану». Коран поэт читает в переводе М.И. Веревкина (1790г).
Тот перевел его слогом Библии – книжным, торжественным, где-то простоватым, но страстность и эмоциональность мусульманской книги, то, чего не достает спокойным сюжетам Библии, прорывается сквозь сдержанные строки переводчика. Такой симбиоз и нравился Пушкину.
Почему православный человек обратился к книге иной религии? Коран был любимым чтением декабристов. Пророк, который несет людям слова истины, свободный и волевой человек – вот образ, который они воспевали в своих стихах, потому и Пушкин обращается к этой книге.
В мировоззрении Пушкина Коран и Библия оказались гармоничным соединением частей одного целого – общей культуры народов со времен зарождения земной жизни.
И если декабристы пользовались этими священными книгами, чтобы через религиозные образы заявить о стремлении к свободе в современности, Пушкин чувствовал гораздо больше: эти книги являются памятником мыслей, чувств, жизненного устройства, культурных традиций.
Поэт решил передать содержание Корана современным ему языком XIX века («Подражания Корану»). И это было литературное открытие.
…Через два года, в 1826, он вновь возвращается к этой теме.
Случилось декабрьское восстание, друзья казнены или на каторге, сам поэт находился в Михайловской ссылке за вольнодумство, а сейчас он едет к царю, чтобы прямо в лицо ему сказать: будь он 25 декабря в Петербурге, оказался бы на Сенатской площади. Символ пророка, страдающего, но ратующего за свободу, образ поэта-пророка, появляется у Пушкина как реакция на все эти события.
Особенности стихотворения
Поэты-декабристы, рассказывая о пророке, часто обращались к библейской «Книге Исайи» за образами и сюжетами. Так, серафим с шестью крыльями взял горящий уголь и приложил его к устам пророка, чтобы тот отныне говорил только правду. У Пушкина пророк только внешне напоминает библейского, словно уже известную оболочку наполняют совершенно иным содержанием.
Библейские слова и обороты – основной лексический материал поэта здесь. Устаревшие слова: «влачился», «персты», «зеницы», «горний» – создают торжественное, даже величественное, настроение.
Христос в пустыне. Художник И.Крамской
Пророк Пушкина «влачился в пустыне мрачной». С первой строки здесь начинают преобладать метафоры: «влачился» – существовал в томлении, тоске, а мрачная пустыня может обозначать унылую, бессмысленную жизнь.
Спасти, показать дорогу к свету, чтобы позже этот человек открыл дорогу другим людям, и призван серафим.
Он наделяет Пророка сверхспособностями, но эти дары не получены просто так, они выстраданы – за знания о мире и возможность говорить правду придется платить высокую цену.
Слышать и видеть природу Пророк мог и сам изначально. Это древний человек, живущий среди «горних ангелов» и «дольних лоз». Но вот первый дар серафима – возможность увидеть то, чего не мог видеть человек обычный, далее Пророк теперь слышит даже «неба содроганье». Третий дар – самый главный – дар пророчества получен в страшных муках («вырвал грешный мой язык»).
Тема страдания и тяжкого мучения продолжается и дальше, в перерождении человека: сердце превращается в «пылающий угль». Тема пророчества, способности видеть будущее, говорить о нем неразрывно связывается Пушкиным с темой мученичества.
В книге пророков такой неразрывной связи не было – это пушкинское. Только преодолев страшные мучения, даже смерть, человек становится Пророком. Доля поэта, по мнению А. С.
Пушкина, сопоставима с этой судьбой, отсюда и знаменитое «глаголом жги сердца людей»
А.С.Пушкин. Автопортрет
Образ «Пророка» у Пушкина и Лермонтова
М.Ю. Лермонтов. Художник Д.П.Пален
В 1841 году своего «Пророка» напишет и М. Ю. Лермонтов. Его образ и созвучен пушкинскому, и отличается от него. В мучениях получивший право говорить, лермонтовский Пророк «глаголом жег сердца людей» в первых строфах стихотворения, но его правда не вдохновила людей, наоборот, его изгнали в ту пустыню, в которой когда-то «влачился» Пророк Пушкина.
Герой Лермонтова может говорить смело и свободно, но он один против целой толпы, массы людей, не желающих слушать. Изменилось время – изменились и герои. Времена смелых декабристских идей сменились эпохой реакции, но поэт все так же пророчески взывает к человеческому уму и сердцу..
Стихи и музыка
Стихотворение «Пророк» положил на музыку русский композитор Римский-Корсаков. Романс исполняли многие певцы, но идеальным звучанием, сочетавшим голос певца, стихи и музыку, признано исполнение Ф. Шаляпина. На нашем сайте звучит именно этот голос.
Источник: https://museumdoma.ru/pusckin-prorok/